Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

«ЛЕНИНЕЦ» ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ И вноьв, как в первый раз Завтра в Липецком драма­ тическом театре имени Л. Н. Толстого праздник 200-й спектакль «Сказки старого Ар­ бата» А. Арбузова, премьера которого на липецкой земле состоялась 30 декабря 197'8 года. Юбилейное представление спектакля-долгожителя _ вол­ нующее^ знаменательное со­ бытие не только для его соз­ дателей, но и для многочис- ,пенных . его зрителей.. С нейз- мегты.ч успехом ■идут «Сказ­ ки старого Арбата» и в моло-* дежном зале, и для зрителей Среднего и старшего поколе­ ний. Им аплодировала иску­ шенная взыскательная пуб- Л1,.;а таких крупных театраль- ны.х центров нашей страны, ка.?' Минск, Рига, Горький, Ле- иннград. Спектакль выдержал испы­ тание временем. Но вновь, как и в день первого представле- н!!,'’, задолго до начала спек- та:..ля придет его режиссер, за. служенный деятель искусств РСФСР В, Пахомов, чтобы еще раз в.месте с художником А. Нестеровым проверить Все детал .1 оформления, чтобы сказать актерам те необходи­ мые им слова, настраивающие их на вдохновенную работу в спектакле. И вновь, как в пер­ вый раз, волнуясь, выйдет на сцену один из ведущих мас­ теров етаршегр поко.тения заслуженный артист РСФСР М. Соболев — первый и бес­ сменный исполнитель главной роли мастера кукол, превос­ ходного человека Баляснико. ва Федора Кузьмича. В роли Виктоши, милой приезжей из Ленинграда, как и в премьер­ ном спектакле, выступит арти.,, стка Татьяна Фирсова. НА СНИЛТКЕ: сЦена из спектакля. В роли Виктоши первая и бессменная исполни, тельница роли Татьяна Фир. сова, в роли Кузьмы — арт. Виктор Зябким. Фото В. Базылева. Ш Ш М - Ш Ш Й в театре шли последние репетиции горьковской пьесы «Последние.». Оставались считанные дни до премьеры- Как всегда в таких случая.х, в театре самое горячее время, словом, идет шлифовка. Репетиции часто заканчиваются за- полночь. Все силы театра устремлены на завершение рабо­ ты, поэтому поговорить в это время о работниками театра, занятыми в спектакле, практически невозможно — на счету каждая минута. И все же накануне премьеры удалось взять интервью у главного режиссера Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толстого, заслуженно, го деятеля искусств РСФСР, постановщика спектакля Вла­ димира Михайловича ПАХОМОВА. — Почему вы обратились вновь к классике, а именно к пьесе Горького «Последние»? — Конечно, ставить класси­ ку — дело очень трудное. Ведь, берясь за это, хочешь ты этого или не хочешь, но должен встать или попытаться встать вровень с этим произве­ дением, а иначе, если испыты­ вать перед ’ним рабское пре­ клонение и дрожать, от стра­ ха, то браться не имеет ника­ кого смысла. С другой сторо­ ны, классика настолько бога­ та, много.мерна, что каждый ч&човек имеет своего Пьера Безухова, Анну Каренину... И поэтому убедить кого-то, что данная интерпретация явля­ ется верным прочтением Че­ хова, Горького и т. д., .— де­ ло бессмысленное. И те.м не менее, идут годы, а мы вновь и вновь обращаемся к класси­ ке и не можем не обращать­ ся, потому как то, что недо. дает нам современная дра.ма.- тургня. с лихвой ' хватило, бы нам на многие годы, если бы мы черпали только классику. В свое время Леонид- Вик­ торович Вариаховский, извест­ ный советский режиссер, ска­ зал, что классика — величина постоянная, переменной вели­ чиной является наше отноше­ ние к ней. И действительно, каждое время выдвигает свои проб.чемы, сдои нравственные и социальные взаимоотноше­ ния, и в классике мы нахо- ДИ.Ч, тем не* менее, ответы на них. Ну, а если не находим, то ставить классику бессмыс- ' ленно. Мы долго занимались Чехо­ вым, поставили три спектакля, но вот теперь мне захотелось обратиться к дру'го.му совре. меннику Че.хова, который то­ же был властителем умов и сердец интеллигенции- того вре.мени. Почему? Пото.му что нравственные проблемы, под­ нятые Горьким в пьесе «По­ следние», не утратили своего значения 1 )е сегодня. Проб.темы честности, достоинства чело­ века, когда в любой ситуации человек Должен оставаться чело-веко.м, ибо, как говорил Горький: «Человек — это зву­ чит гордо» — темы, которые никогда ие потеряют- своего смысла и значения. В пьесе речь идет о се.чье очень странной. Ее глава — полицмейстер, крупная фигура в полиции, старший сын тоже служит в полиции, бли­ жайшие родственники тоже имеют отношение к этой, по- моему, ужасной прослойке. Об огромной драме, которая про­ исходит с юными представи- теля.ми этого се.мейства — Петром и Верой, не захотев­ шими, как их брат и сестра, приспособиться к миру ме- ща,нства, к миру денег, цзя- ток, обывательщины, -и идет рассказ в этой пьесе. Даже в этих условиях они все-таки протестуют и уходят из этой семьи. Выход из ситуации очень сложный, потому что в финале самый светлый персо­ наж. — дядя Яков, ■ человек, который всю жизнь пытался по.мочь людям, не достигнув никакого результата, умира­ ет. Но его огромный нравст­ венный протест перешел . к младшим представителям и дает надежду, что даже Пет­ ры и Веры, дети полицмейсте­ ров, дворян пойдут в револю­ цию. Сегодня идет горячий спор -о современной советской дра­ матургии. Мы ставим Злотни­ кова, Ремеза, сейчас появил­ ся у нас на афишах Червин­ ский, то есть, пьесы людей, ко-, торые пишут о сегодняшней жизни. Я хочу затронуть про- бле.му более широкую — их часто обвиняют в том, что они уходят от социальных яв­ лений .нашей жизни; от ее глубинных пластов и замыка­ ются в рамках семейной жиз­ ни. Я думаю," что пьеса «По­ следние» Горькогсг __ это об­ разцовое объяснение того, как можно, зани-м.аясь проблема­ ми распада семьи, отразить всю социальную картину Рос­ сии: и мещанское сословие, и среднее. Что бы ни брали Горький или Чехов, за проб­ лемами чисто семейными они совершенно четко прорисоры- вали всю- картину загнива­ ющей империи. Дискуссия о том, писать на семейные или производственные те.ады — бес- с.мыслениая, писать можно на любые темы и брать сферу семьи — очень интересно, ибо, как Маркс сказал: «Семья — это основа государства». Горь­ кий, показав распад семьи, деградацию . семейных отно­ шений, показал назревающий развал царского государства.' Я не собираюсь сопоставлять дарования современных писа­ телей и классиков, но мне кажется, что такая пьеса, как «Последние», является -защи. той наших молодых. Пусть им. не хватает глубины философ­ ского мышления, но они ис­ следуют нравственные отно­ шения, связанные с семьей, с отношениями людей между собой. Мы очень много време­ ни и сил отдаем постановке на нашей сцене молодой совет­ ской драматургии, тдк назы­ ваемой «новой волне»,. и пье- , са «Последние» показывает, что в этом направлении на­ шим молодым драматургам надо смотреть зорче,' надо брать, глубже, а ие менять площадку действия, не менять себе героев. Ибо классики могли через семью показать громадные проблемы, напри­ мер, революционную ситуа­ цию, без единого революцио­ нера, без. единого выстрела. Самое главное, мы хотели создать таг^ой спектакль, где речь идет о людях прошлого, но все лучшее, гуманное в них преемлемо и для нас, а все гнусное, отвратительное вы­ зывает протест. — Как вы определяете сверхзадачу спектакля? — Ее можно, пожалуй, оп. ределить следующим образом: любое насилие над человече­ ской личностью, любое подав, ление и унижение человека обязательно вызывает в лю­ дях неповиновение. Не раб. ское. унижение, а протест, ко­ торый приводит обязательно к серьезным последствиям. Это один момент. Второй же — ответствен, ность человека за свои дела, поступки в любой ситуации. Какие бы условия ни созда­ вала жизнь . он всегда имеет возможность, даже в самых ■ жутких - ситуациях, остаться человеком. ■— Но запас нравственной прочности зависит от заряда, который человек получил ра- нее в своей среде, а о какой нравственности может идти речь в такой семье, которая показана Горьким в своей пьесе? — -Совершенно верно. Но стоит заметить, что окружение Пети и Веры далеко не одно, значио. В семье есть не толь­ ко отец, старший брат и сест­ ра, порочные до. глубины д у - . ши. Есть в ней н мать —• женщина глубоко несчастная, дядя Яков, его дочь, а также внешние силы, которые почти не представлены з действую, щих лицах пьесы, но которые есть, о которых говорят, и которые, что. самое важное, влияют на поведение наших гёросв спектакля. И уж коли в такой среде пробиваются ростки человече. ского - достоинства, непови- новекйя насилию, тоэто . и значит, что и нравственные се­ мена, брошенные в любую почву, нрорастаюти дают всходы... Интервью вел Ю. ,-БОЖКО. ХОККЕЙ На своих После двух выигрышей над «Про­ грессом» из Глазова липецкий «Траетор» мог бы подняться, как минимум, на ступеньку выше в тур­ нирной таблице. Но наши хоккеисты одержали лишь одну победу, поэто­ му, увы, все осталось на своих мес. тах. Несколько слов о матче, в кото­ ром «Трактор» добился убедитель­ ного . выигрыша. На первый взгляд, счет 6 : о говорит сам за себя, тем не менее, победа не была столь же безупречной. На четвертой минуте Водопьянов открыл счет. Хбкжеисты «Прогресса» тут же добавили в скорости, острее повели атаки. Но защита и вратарь нашей команды й в эти минуты, и в последующие сыграли надежно. Бо­ лее того, защитники не забывали об. атаках. Два периода и часть третье­ го прошли в обоюдных атаках и равных возможностях отличиться. Правда, -В серединё второй двадца­ тиминутки шансов забить гол было больше .у гостей. Около трех ми. нут игра шла вообще на половине «Трактора». Но, как часто бывает, команда, не реализовавшая преиму­ щества, наказывается. Так получи­ лось и здесь. За две минуты до кон­ ца второго периода вновь отличился Водопьянов. И начало третьей двадцатиминут. ки осталось — внешне — за гостями. Но в пылу своих атак глазовцы пропустили 'Контратаку хозяев, ко­ торую завершил Бобров — 3: 0. А когда на 57-й минуте Миронов и Квятковский дважды поразили ворота «Прогресса», сомнений в ис­ ходе поединка уже не оставалось ни у игроков, ци у болельщиков. В конце поединка юный Быковский провел шестую шайбу. Так и полу­ чилось, что, в общем-то, в равном .матче больше повезло хозяевам. Но именно их, в первую очередь, и смутил счет первой встречи. Нача­ ли ее хоккеисты «Трактора» не­ сколько самоуверенно. Но уже после вбрасырания на Первой минуте в во­ рота хозяев влетела шайба. Судя по игре, липчане не обратили на нее никакого внимания. На пятой мину­ те счет стал 0 : 2. ?1о и этот пропу­ щенный гол не возмутил хоккеистов «Трактора». Они, судя по всему, и этому печальному эпизоду особого внимания не придали. ' На пятнадцатой минуте счет стал уже 3 : 0 в пользу «Прогресса». Здесь игроки «Трактора» заволно­ вались. Второй период на результа­ те не сказался. А третью двадцати­ минутку наши хо'ккеисты выиграли, но было поздно. Вначале Полищук забил в наши ворота юбилейную '— сотую — шайбу. Счет стал 0 :4. А. потом Тихонов с подачи Водопьяно­ ва и Меньшиков забросили две шайбы. 2 :1 — период за «Тракто­ ром», а ц итоге поражение — 2 :4 . Сегодня и завтра липчане прини­ мают «Олимпию» из Кирово-Чепецка. К. ВЛАДИМИРОВ. Зам. редактора М. СОРОКИНА. Г В кино*^ тватрах 22—23 ДЕКАБРЯ «КОСМОС». Спартак (2 серии) — 9.30. 12.50. 16.10. 19.30. «ВИННИЦА». Живые и мертвые (2 сер 1 ш) — 10,00, 13.30, 16.30, 19.30. Малый зал. Время в семья Конвей-» 19.00, 21.00. Детский зал. Потерялся слон — 11.00, 13.00. Дети капитана Гранта — 15.00, 17.00. «ОКТЯБРЬ». Счастливая, Женька!— 9.00 10.50, 12.40 (удлиненный), 15.00, 16.50, 18.10 (удлиненный), 20.40 . 23 декабря. Короткие рукава — 10.50, «ЗАРЯ», Берег (2 серин, дети до 16 лет не допускаются) — 10 . 00 , 13,00,‘ 16.00, 19.30. Детский зал. Не­ уловимые мстителя — 11.00, 14.00, Малый зал. Иесостоявшннся репор­ таж — 16.30, 18.20 (удлиненный), 20.30. «МЕТАЛЛУРГ». 22 декабря. Берег (2 серии) — 9.00, 12;00. 13.00, 21.00. Сыщик ^ серии) — 15.00. «СПУТНИК». Любовный недуг (2 серии, дети до 16 лет не допу­ скаются) — 9.00, 11.50, 14.40, 17.30,’ 20.20, 23 декабря Сын полка — 9.00. Любовный недуг (2 серии, дети до 16 лет не допускаются) — 11.00, 14.00, 17.00, 20.00. Наш адрес: ГСП 398055. г. Липецк, улица Московская, 83. ДКвТ НЛМК. Зудов, вы уволены! — 15.00, 16.40, 18.20. 23 декабря. Разыскивается Сабина — 11.00, Зудов, вы уволены! — 12.15.' 13.40. 15.00, 16.40, 18.20. " ' V . Ж % редактора — 5-01-70; ответственного секретаря — 5-01-45; отдела, комсомольской жизни — 5-01-42; отдела коммунисти­ ческого воспитания и руководителя литобъединения — ___ 5-01-78: отдела учащейся молодежи — 5-01-57: отдела пи- ТЕЛЕФОНЫ сем — 5-01-05;'отдела спорта и фотокорреспондента—5-01-87. Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, ул. Московская. Тираж 41400 Печать высокая. Индекс, 52600 Объем 1 п. л. АЭ 48049 Зак. М) 6282.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz