Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
«ЛЕНИНЕЦ» ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ И вноьв, как в первый раз Завтра в Липецком драма тическом театре имени Л. Н. Толстого праздник 200-й спектакль «Сказки старого Ар бата» А. Арбузова, премьера которого на липецкой земле состоялась 30 декабря 197'8 года. Юбилейное представление спектакля-долгожителя _ вол нующее^ знаменательное со бытие не только для его соз дателей, но и для многочис- ,пенных . его зрителей.. С нейз- мегты.ч успехом ■идут «Сказ ки старого Арбата» и в моло-* дежном зале, и для зрителей Среднего и старшего поколе ний. Им аплодировала иску шенная взыскательная пуб- Л1,.;а таких крупных театраль- ны.х центров нашей страны, ка.?' Минск, Рига, Горький, Ле- иннград. Спектакль выдержал испы тание временем. Но вновь, как и в день первого представле- н!!,'’, задолго до начала спек- та:..ля придет его режиссер, за. служенный деятель искусств РСФСР В, Пахомов, чтобы еще раз в.месте с художником А. Нестеровым проверить Все детал .1 оформления, чтобы сказать актерам те необходи мые им слова, настраивающие их на вдохновенную работу в спектакле. И вновь, как в пер вый раз, волнуясь, выйдет на сцену один из ведущих мас теров етаршегр поко.тения заслуженный артист РСФСР М. Соболев — первый и бес сменный исполнитель главной роли мастера кукол, превос ходного человека Баляснико. ва Федора Кузьмича. В роли Виктоши, милой приезжей из Ленинграда, как и в премьер ном спектакле, выступит арти.,, стка Татьяна Фирсова. НА СНИЛТКЕ: сЦена из спектакля. В роли Виктоши первая и бессменная исполни, тельница роли Татьяна Фир. сова, в роли Кузьмы — арт. Виктор Зябким. Фото В. Базылева. Ш Ш М - Ш Ш Й в театре шли последние репетиции горьковской пьесы «Последние.». Оставались считанные дни до премьеры- Как всегда в таких случая.х, в театре самое горячее время, словом, идет шлифовка. Репетиции часто заканчиваются за- полночь. Все силы театра устремлены на завершение рабо ты, поэтому поговорить в это время о работниками театра, занятыми в спектакле, практически невозможно — на счету каждая минута. И все же накануне премьеры удалось взять интервью у главного режиссера Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толстого, заслуженно, го деятеля искусств РСФСР, постановщика спектакля Вла димира Михайловича ПАХОМОВА. — Почему вы обратились вновь к классике, а именно к пьесе Горького «Последние»? — Конечно, ставить класси ку — дело очень трудное. Ведь, берясь за это, хочешь ты этого или не хочешь, но должен встать или попытаться встать вровень с этим произве дением, а иначе, если испыты вать перед ’ним рабское пре клонение и дрожать, от стра ха, то браться не имеет ника кого смысла. С другой сторо ны, классика настолько бога та, много.мерна, что каждый ч&човек имеет своего Пьера Безухова, Анну Каренину... И поэтому убедить кого-то, что данная интерпретация явля ется верным прочтением Че хова, Горького и т. д., .— де ло бессмысленное. И те.м не менее, идут годы, а мы вновь и вновь обращаемся к класси ке и не можем не обращать ся, потому как то, что недо. дает нам современная дра.ма.- тургня. с лихвой ' хватило, бы нам на многие годы, если бы мы черпали только классику. В свое время Леонид- Вик торович Вариаховский, извест ный советский режиссер, ска зал, что классика — величина постоянная, переменной вели чиной является наше отноше ние к ней. И действительно, каждое время выдвигает свои проб.чемы, сдои нравственные и социальные взаимоотноше ния, и в классике мы нахо- ДИ.Ч, тем не* менее, ответы на них. Ну, а если не находим, то ставить классику бессмыс- ' ленно. Мы долго занимались Чехо вым, поставили три спектакля, но вот теперь мне захотелось обратиться к дру'го.му совре. меннику Че.хова, который то же был властителем умов и сердец интеллигенции- того вре.мени. Почему? Пото.му что нравственные проблемы, под нятые Горьким в пьесе «По следние», не утратили своего значения 1 )е сегодня. Проб.темы честности, достоинства чело века, когда в любой ситуации человек Должен оставаться чело-веко.м, ибо, как говорил Горький: «Человек — это зву чит гордо» — темы, которые никогда ие потеряют- своего смысла и значения. В пьесе речь идет о се.чье очень странной. Ее глава — полицмейстер, крупная фигура в полиции, старший сын тоже служит в полиции, бли жайшие родственники тоже имеют отношение к этой, по- моему, ужасной прослойке. Об огромной драме, которая про исходит с юными представи- теля.ми этого се.мейства — Петром и Верой, не захотев шими, как их брат и сестра, приспособиться к миру ме- ща,нства, к миру денег, цзя- ток, обывательщины, -и идет рассказ в этой пьесе. Даже в этих условиях они все-таки протестуют и уходят из этой семьи. Выход из ситуации очень сложный, потому что в финале самый светлый персо наж. — дядя Яков, ■ человек, который всю жизнь пытался по.мочь людям, не достигнув никакого результата, умира ет. Но его огромный нравст венный протест перешел . к младшим представителям и дает надежду, что даже Пет ры и Веры, дети полицмейсте ров, дворян пойдут в револю цию. Сегодня идет горячий спор -о современной советской дра матургии. Мы ставим Злотни кова, Ремеза, сейчас появил ся у нас на афишах Червин ский, то есть, пьесы людей, ко-, торые пишут о сегодняшней жизни. Я хочу затронуть про- бле.му более широкую — их часто обвиняют в том, что они уходят от социальных яв лений .нашей жизни; от ее глубинных пластов и замыка ются в рамках семейной жиз ни. Я думаю," что пьеса «По следние» Горькогсг __ это об разцовое объяснение того, как можно, зани-м.аясь проблема ми распада семьи, отразить всю социальную картину Рос сии: и мещанское сословие, и среднее. Что бы ни брали Горький или Чехов, за проб лемами чисто семейными они совершенно четко прорисоры- вали всю- картину загнива ющей империи. Дискуссия о том, писать на семейные или производственные те.ады — бес- с.мыслениая, писать можно на любые темы и брать сферу семьи — очень интересно, ибо, как Маркс сказал: «Семья — это основа государства». Горь кий, показав распад семьи, деградацию . семейных отно шений, показал назревающий развал царского государства.' Я не собираюсь сопоставлять дарования современных писа телей и классиков, но мне кажется, что такая пьеса, как «Последние», является -защи. той наших молодых. Пусть им. не хватает глубины философ ского мышления, но они ис следуют нравственные отно шения, связанные с семьей, с отношениями людей между собой. Мы очень много време ни и сил отдаем постановке на нашей сцене молодой совет ской драматургии, тдк назы ваемой «новой волне»,. и пье- , са «Последние» показывает, что в этом направлении на шим молодым драматургам надо смотреть зорче,' надо брать, глубже, а ие менять площадку действия, не менять себе героев. Ибо классики могли через семью показать громадные проблемы, напри мер, революционную ситуа цию, без единого революцио нера, без. единого выстрела. Самое главное, мы хотели создать таг^ой спектакль, где речь идет о людях прошлого, но все лучшее, гуманное в них преемлемо и для нас, а все гнусное, отвратительное вы зывает протест. — Как вы определяете сверхзадачу спектакля? — Ее можно, пожалуй, оп. ределить следующим образом: любое насилие над человече ской личностью, любое подав, ление и унижение человека обязательно вызывает в лю дях неповиновение. Не раб. ское. унижение, а протест, ко торый приводит обязательно к серьезным последствиям. Это один момент. Второй же — ответствен, ность человека за свои дела, поступки в любой ситуации. Какие бы условия ни созда вала жизнь . он всегда имеет возможность, даже в самых ■ жутких - ситуациях, остаться человеком. ■— Но запас нравственной прочности зависит от заряда, который человек получил ра- нее в своей среде, а о какой нравственности может идти речь в такой семье, которая показана Горьким в своей пьесе? — -Совершенно верно. Но стоит заметить, что окружение Пети и Веры далеко не одно, значио. В семье есть не толь ко отец, старший брат и сест ра, порочные до. глубины д у - . ши. Есть в ней н мать —• женщина глубоко несчастная, дядя Яков, его дочь, а также внешние силы, которые почти не представлены з действую, щих лицах пьесы, но которые есть, о которых говорят, и которые, что. самое важное, влияют на поведение наших гёросв спектакля. И уж коли в такой среде пробиваются ростки человече. ского - достоинства, непови- новекйя насилию, тоэто . и значит, что и нравственные се мена, брошенные в любую почву, нрорастаюти дают всходы... Интервью вел Ю. ,-БОЖКО. ХОККЕЙ На своих После двух выигрышей над «Про грессом» из Глазова липецкий «Траетор» мог бы подняться, как минимум, на ступеньку выше в тур нирной таблице. Но наши хоккеисты одержали лишь одну победу, поэто му, увы, все осталось на своих мес. тах. Несколько слов о матче, в кото ром «Трактор» добился убедитель ного . выигрыша. На первый взгляд, счет 6 : о говорит сам за себя, тем не менее, победа не была столь же безупречной. На четвертой минуте Водопьянов открыл счет. Хбкжеисты «Прогресса» тут же добавили в скорости, острее повели атаки. Но защита и вратарь нашей команды й в эти минуты, и в последующие сыграли надежно. Бо лее того, защитники не забывали об. атаках. Два периода и часть третье го прошли в обоюдных атаках и равных возможностях отличиться. Правда, -В серединё второй двадца тиминутки шансов забить гол было больше .у гостей. Около трех ми. нут игра шла вообще на половине «Трактора». Но, как часто бывает, команда, не реализовавшая преиму щества, наказывается. Так получи лось и здесь. За две минуты до кон ца второго периода вновь отличился Водопьянов. И начало третьей двадцатиминут. ки осталось — внешне — за гостями. Но в пылу своих атак глазовцы пропустили 'Контратаку хозяев, ко торую завершил Бобров — 3: 0. А когда на 57-й минуте Миронов и Квятковский дважды поразили ворота «Прогресса», сомнений в ис ходе поединка уже не оставалось ни у игроков, ци у болельщиков. В конце поединка юный Быковский провел шестую шайбу. Так и полу чилось, что, в общем-то, в равном .матче больше повезло хозяевам. Но именно их, в первую очередь, и смутил счет первой встречи. Нача ли ее хоккеисты «Трактора» не сколько самоуверенно. Но уже после вбрасырания на Первой минуте в во рота хозяев влетела шайба. Судя по игре, липчане не обратили на нее никакого внимания. На пятой мину те счет стал 0 : 2. ?1о и этот пропу щенный гол не возмутил хоккеистов «Трактора». Они, судя по всему, и этому печальному эпизоду особого внимания не придали. ' На пятнадцатой минуте счет стал уже 3 : 0 в пользу «Прогресса». Здесь игроки «Трактора» заволно вались. Второй период на результа те не сказался. А третью двадцати минутку наши хо'ккеисты выиграли, но было поздно. Вначале Полищук забил в наши ворота юбилейную '— сотую — шайбу. Счет стал 0 :4. А. потом Тихонов с подачи Водопьяно ва и Меньшиков забросили две шайбы. 2 :1 — период за «Тракто ром», а ц итоге поражение — 2 :4 . Сегодня и завтра липчане прини мают «Олимпию» из Кирово-Чепецка. К. ВЛАДИМИРОВ. Зам. редактора М. СОРОКИНА. Г В кино*^ тватрах 22—23 ДЕКАБРЯ «КОСМОС». Спартак (2 серии) — 9.30. 12.50. 16.10. 19.30. «ВИННИЦА». Живые и мертвые (2 сер 1 ш) — 10,00, 13.30, 16.30, 19.30. Малый зал. Время в семья Конвей-» 19.00, 21.00. Детский зал. Потерялся слон — 11.00, 13.00. Дети капитана Гранта — 15.00, 17.00. «ОКТЯБРЬ». Счастливая, Женька!— 9.00 10.50, 12.40 (удлиненный), 15.00, 16.50, 18.10 (удлиненный), 20.40 . 23 декабря. Короткие рукава — 10.50, «ЗАРЯ», Берег (2 серин, дети до 16 лет не допускаются) — 10 . 00 , 13,00,‘ 16.00, 19.30. Детский зал. Не уловимые мстителя — 11.00, 14.00, Малый зал. Иесостоявшннся репор таж — 16.30, 18.20 (удлиненный), 20.30. «МЕТАЛЛУРГ». 22 декабря. Берег (2 серии) — 9.00, 12;00. 13.00, 21.00. Сыщик ^ серии) — 15.00. «СПУТНИК». Любовный недуг (2 серии, дети до 16 лет не допу скаются) — 9.00, 11.50, 14.40, 17.30,’ 20.20, 23 декабря Сын полка — 9.00. Любовный недуг (2 серии, дети до 16 лет не допускаются) — 11.00, 14.00, 17.00, 20.00. Наш адрес: ГСП 398055. г. Липецк, улица Московская, 83. ДКвТ НЛМК. Зудов, вы уволены! — 15.00, 16.40, 18.20. 23 декабря. Разыскивается Сабина — 11.00, Зудов, вы уволены! — 12.15.' 13.40. 15.00, 16.40, 18.20. " ' V . Ж % редактора — 5-01-70; ответственного секретаря — 5-01-45; отдела, комсомольской жизни — 5-01-42; отдела коммунисти ческого воспитания и руководителя литобъединения — ___ 5-01-78: отдела учащейся молодежи — 5-01-57: отдела пи- ТЕЛЕФОНЫ сем — 5-01-05;'отдела спорта и фотокорреспондента—5-01-87. Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, ул. Московская. Тираж 41400 Печать высокая. Индекс, 52600 Объем 1 п. л. АЭ 48049 Зак. М) 6282.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz