Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
• # сЛ€НИНЕЦ»« = 18 декабря 1984 г.= = «ЛЕНИНЕЦ» • 3 ДЕЛЕГАТ ОБЛАСТНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ м Р Е и ь с и й с т щ и м Х Й Р Л К Т Е Ю М Перелистывая. Свой блокнот, я сверловщика, шлифовщика ипро- подчерюнула именно те высжазы- тяжника, — это заслуга и его ,вания,' которые, на мой взгляд, старших товарищей; составляют суть характера Вполне возможно, 'что именио Александра Петрова, протяжни- от них ои получил и первые уро ка цеха № 7 елецкого ■завода ки не только профессионального «Гидропривод», молодого комму- становления. ниста, члена заводского комитета ВЛКСМ, командира заводского оперотряда, начальника штаба «Комсомольского прожектора», заместителя секретаря К 01 мсо- мольской организации цеха. — Знаешь, что такое, по-мое му, мещанское отношение к жиз ни? Это когда все — только для себя, когда жалко расходовать свои знания, силы, навыки на других, — эти слова Саши Пст- Предугалывая вопрос: пе слиш- р ^ а я тоже подчеркнула в сво- ком ли велик список обществен- , блокноте. И, думаю, что вы- , . ных поручений у моего собесед- ражена в-иих: еще одна, уже сло-. ника, сразу цитирую первую из жившпяся и очень важная, чер- подчеркнутых фраз в его моноло- ,.3 рго, характера. Хороший производственник- Заместитель секретаря завод- вто еще не все для коммуниста ского комитета ВЛКСМ Таня и комсомольца. Человек, который Моргачева, рассказывая о Саше, носит эти з'вания, должен и мо- подчеркнула: — Необыкновенно гТе! Г Г р ю с л " «Мне “ н“: ответственный парень и в боль- когда заниматься общественной шом, и в малом. Дал слово — работой». Ерунда. Просто нет сдержит. А еще он умеет найти желания... общий язык и со своими сверст- Нет, он не убеждал меня в . тт ьм и стяпте и с том, что все и всегда успевает и с л.одьми старше, и с делать одинаково хорошо. И подростками, с которыми ему^,. уж тем более, не претендовал на прижодится работать как коман- зваиие человека-эталона. Ои точ- диру оперотряда; Настойчивости раньше вернуться домой, чтобы ких обычно говорят: парень с помочь жене по хозяйству, ново- настоящим . характером, зиться с дочкой и сыном. Нако- Наверное, ;щлеко не всем, зна- нец, просто отдохнуть. Но Алек- ющим Александра Петрова, по Сандру чаще приходится руковод-. душе, этот^его беспокойный ха- ствоваться сдавом «надо», чем ..рактер.,'Ему до всего (в хорошем «хочу». И .это не поза человека, смысле) есть дело. Сейчас вот, бравирующего своим умением например, бригада, в составе ко- «подчянить личные интересы об- торой Александр, перешла на ко- щественным». Это позиция, в ос- вый метод работы — на единый Иове которой -еамостоятельноеть наряд, А цот настоящего совета суждений и поступков. бригады, так необходимого Именно самостоятельность по иие коммунистов, ' которые при ляли его в этом году в свои ря ды. Согласитесь, что д.тя ,двад цативосьмилетнего парня это не Не буду утверждать, что все этом, нет. Другой бы махнул ру- могла Саше Петрову ^за восемь кой: да наладится все само со бой. А Петров считает по-друго- чМу.:. кто же этот, главный руково- ■ ком, зас.тужить доверие и.уваже- дящий орган бригады, создаст, ес- ------------- . ---------- • .'дц .не мы сами?д^ Короткое наше' знакомство . с Сашей Петровым состоялось ' на кануне отчетно-выборной конфе ренции елецкой комсомолии. Ои^ ___--- - был в числе делегатов. Саша не рабочей биографии Александра готовился к выступлению- на Петрова складывалось без труд- конференции, и все-тажи я задала постен. Не случайно и сегодяя е.му вопрос; о чем бы ой хотел его- очень волнует тако,й, напри- сказать, если бы е.му иредостави- мер, вопрос; почему новичку ча- ли слово? ще всего «доверяют» старый _ Замечаю порой в ребятах станок, старый инструмент? Ведь аакое-то потребительское отно- это может раз и навсегда отбить щецие к жизни. Даже такой воп- юхоту к работе... приходилось слышать: а что Нет, он не ратует за бескоит- дает мне комсомол? Не мешало Вотыюе доверие, но считает, что бы таким молодым людям заду- 5 ’же через несколько месяцев ста- ««ться над тем. что они дают л комсомолу, какая от них лично вовится ясно; будет из молодого польза? А еще я сказал бы: низ- рабочего толк или ■нет, можно на кий поклон вам, ветераны. Те- лего положиться или пока рано, перь наступило наше время отда- Самому Саше, как ои считает, ““ть долги за все, что вы для повезло; мастер Дохов, под ру Этими словами, подчеркнутыми Ководством которого он начинал ^ моем блокноте, мне и хочется работать, первый его наставник закончить короткий рассказ о Слава Кавыршин стали для пего парне с настоящим характером, настоящими учителями, строги ми, но верящими в его силы. То, что сегодня Александр в.чадеет На снимне; Алексайдр Петров, специальностями фрезеровщика, Фото в! Дурнева. — ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА ГЕРОЯ Памятным стал нынешний год для разливщика стали первого конверторного цеха НЛМК Виталия Васильевича Воронина. За выдающиеся успехи д выполнении плановых заданий и соцобязательств, большой личный вклад в увеличение выпуска качественного металла, повышение производитель ности труда, снижение себестоимости продукции и прояв ленный трудовой героизм он удостоен звания Героя Социа листического Труда. Наш внештатный корреспондент встретился с Виталием Васильевичем Ворониным. «Счаст1^е—когда ты нужен людям» — Почти все 20 человек, ко» торых- обучил профессии ста левара за годы работы. Пере числять поименно не стану, ‘ Отличных результатов в труде добиваются и другие дружбы, взаимопомощи, дове- мои ученики — это лауреат премии Ленинского комсомо ла бригадир разливщиков 3. Б, Смольянинов и вожак рительноетж На счету бригады В. Щелка нова много славных — Виталий Васильевич, вас застала радостная весть? • На рабочем месте. Сме- марте исполнится 19 лет, как была получена первая конверторная сталь: Запомнил- на подходила к концу, вдруг ся ли вам этот день? ■по селектору. слышу свою милию: «Воронин, срочно по звони диспетчеру!» Забегаю в операторск.ую, снимаю трубку: «Что случилось?» ■ Виталий, поздравляю те- — Еще бы! Ведь этот ме талл разливала на. УНРС ком сомольско-молодежная ■брига да, которую я возглавлял. Рождение первого сляба бы ло для нас, молодых парней. борьбу за быстрейшее освое- выми в стране начали тру нив мощных агрегатов, за литься под девизом; «Проект- совершенствование технологии ная . мощность нег предел», выплавки и разлишш-стали. Эти слова .подкреплялись де- _ _ _ _ _ _ _ _ за повышение качества про- лом. За годы работы мы вы- назову самых теперь уже ква- дукции. Моим ' наставником нАавили ежоло б^.мнллионвв лифицированных метадлур- стал старший мастер разлив- тою металла. Осюено проиэ- гов, показывающих отличвые дел. Как 01 Диой из лучших, ей комсомольежо - молодежного <ки, ныне замест'итель начадь-' вблств-о более-40 марок стали." результаты в труде. О нашей было доверено осваивать раз- -------------- , / ---------- 1 ш«а ККЦ-2 Герой Соцнали-. Наш цех гордится и тем, что первой ' " " стического Труда Николай .когда ----------- ------ - Дмитриевич Карпов, который - страны не -только- обучш! - -меня-, мае- - не в поставке' газовых . .труб силой? В первую очередь, НЭ' терству'разлввщика- . стали, но - большого диаметра для. газо- -чальнику И-заме»Ш 1 мне погибшего' на провода, Советское прави» " фронте отца. бригаде говорят: ливку новых марок сталей, капиталистические - «Сильный коллектив». А если Она первой перешла на раз- вил бригаду, которой раньше Отказали нашей, стра- вдуматься: кому обязаны этой ливку стали через шиберные руководил я. -----г, --------------- на- затворы,, внедрила и'еевоила — — Владимиру технологию внепечной обра- ” " ' ■ " нейтраль- бя! Только что передали по настоящим праздянком. Как Всесоюзному радио, что тебе присвоено звание Героя Соци- а-тастического Труда! почетного гостя, сопровож дали мы мощный сли-тож по рольгангу на склад слябов. Чуткий, сердечный человек, он хотел, чтобы мы, молодые,' нс наблюдателями были, а ак-’ тивно вникали во все пр 01 из- водственные дела коллектива было состояние! разнеслась по цеху, была общая. и 1 . 1 ч..уи .. . Николай Дмитриевич вое- . ипии 1 ни..иАЫ 1 .м Радость новой профессии. Наш моло-., питал много хороших разлив- из ваших подопечных дежный коллектив повел щиков. ■Конверторщики пер- д ^ с я вместе с смены Семеновичу Щелканову. Пер- ботки с продувкой тельство доверило выплавить вый'мой ученик, как говорит- ным.и газами, что позволило р^жоводте'ли.м.и эту сталь коллективу первого ^я, превзошел своего учителя, значительно улучшить каче» иых участков, ' “ ' ' а . , С этой ство металла. Коллектив не- дачей мм Служит при. ером твор юско- однократно выхо!Дял победи- го, добросовестного отноще- телем. в сбииалистическом ео- ния к труду. Прошел путь от . ными специальностями и щед- рядо 1 вого" сталевара до руно- «эту. В текущем году мы Счастье ро передаете свой богатый Лтыного колчекти- завоевывали ли- нужен людям, о ыт молодым рабочим. Кто большого коллекти- д^ротво. За десять месяцев ва. В бригаде Владимир Сер' Сейчас, она считается одной лучших на комбияате. другие, мои ученики стали --------- ,------ ответствен- коивертордого цех . С ответственной справились; успешно. — Вы владеете тремя смеж- Виталий Васильевич, что вы цените в человеке? Трудолюбие, доброту, от? геевич создал атмосферу не ну 1 ) тонн стали. Беседу вел А. ЛОВЯГИН. . АСТАХОВА. КРУГЛЫЙ СТОЛ' «ЛЕНИНЦА» Где начинается путь к профессии? Приглашая учащихся про- _ Как видите. Кстати, у кружки, а о самой профессии ительные ПТУ идут менее одобряли решение идти 1 фессиоиалыно-техкических учи- меня мама работает по той •— н® слова. И лично у меня охотно, чем в кулинарные, или, профтехучилище.' Хотел! лищ к себе в редакцию на бе- же специальности, которой я почему-то. создалось впечатле-, .скажем, швейные. , Наверное, им видеть сына студентом н\ седу за «круглым столо.м», мы . сейчас- обучаюсь, двоюродный ние, что раз уж заманивают; тЛ-отому, что про^ёссйя строи» за. Конечно, я сочувствую | хотели узнать от них, как ве- брат учится в 27-м СПТУ. Са- секциями и художествеииой ?геля требует особой вынос- дителям но поводу того, х лась профо 1 ря©нтацион,-ная: ра-. ми п-оиимаете, ниточка тянет- самодеятельностью, то в этом ливости. Ведь строят и в ж а - * их мечта видеть меня студ НА ВАШУ КНИЖНУЮ ПОЛКУ бота в школах, где они.уч®- ся издалека, лись, что явилось для ребят Иван САПРЫКИН главной причиной поступления СПТУ-27, будущий вальцов- Владимир ТЮРИН ~ сто и тепло. учится мой-брат. А я всесд Таня КОЛОДЯЖНЛЯ — лаю для того, чтобы и мною СПТУ-28, будущая швея верх- они гордились не меньше, ней женской одежды: Владитир ТЮРИН: 1^— Не скаЖ'И,(^це иеиюест-. — Мы все говорим о про |> - но, что труднее — всю смену ориентации изустной. в ПТУ, поинтересоваться от- щик стана холодного проката: СПТУ-20, будущий слесарь- йошёнием родителей к ренте- — Мне тоже пророчили гу- монтажник КИПиА: кию детей стать рабочими. И маяитарный вуз; Я- очень люб- — Соглатжи .с Иваном, Мы самое главное, услышать с о - ' лю историю,- причем, если ведь профессию выбираем, а веты и предлвжения о :т 0 м, раньше читал : все истори-че- не в еамепдеятельцоеть запн- улучшить профориента- ские книги . подряд; то сейчас сываемея! Может,' боятся от- на’ морозе отрабсыать ;йлй ' с можно так сказать, но, навер .двойную работу в школах, как меня осЬбеино , заинтересова- пугнуть нас трудностями изш утюгом .простоять. Вы .толыко ное, нельзя не коснуться и сделать рабочие црофеосиибо- -ла‘; Русь древняя., Киевская, .прозой-труда? На ведь мы -не не подумайте,, что жалуюсь. В «'ирйкладного» профориентиро- лее престижными. . , ’ Конечно, -. преподаватели (а малые дети, знаем, что строи- училище мне нравится; Мпо- вания. Есть же в школе уро''и . Разговор состоялся. Наибо» учился я в Никольской сред- телям, наир-имер, нередко при» гне, наверное, одышали о- со- тфуда.. Как ©ви у нас 'Пррхо- лее интересные мнения участ- ней школе Усмавско 1 РО района) ходится. работать-на .холоде и, -дружестве- швейного- объеди- дияи? Набьются человек двад- ии'ков беседы- мы предлагаем поощрял® мое увлечение исто- если рук не испачкать, ничего нения, 28-го училища и 45-й ---- ----- -----------* рией, и, наверное, поэтому, не построишь. . . школы.-; -Так вот, мое желание *— после восьмого класса, когда .Думаю, агитировать надо, статьшвеей ___ результат-это- СПТУ-27,. будущий машинист я захотел учиться па шофера- прежде всего, за профессию, гоопыта, И я какчеловек, мостового крана: ■— Я училась . в сорок пер вой школе. Надо сказать. кран 10 вщ»ка, мне не отдавали И эту работу в школах далж- 'хорошо знающий пользу -та- свидетельство и настаивала, иы'вести люди, представляю- кого содружества, 'Искре.нне чтобы я закончил среднюю щие ту-или- иную спецналь- сожалею: о то-м,. что не все профориентвровалн нас ' там школу и ,шел на истфак. В иость, а не-те, кто отвечает-за училища так кропотливо рабо прекрасно. .Один только Алек- .чем-то я благодарен ' з а .это. набор в училище, еаидр -Степаирвич Короченко, своим учителям, так как сей- Почему я пошел в ПТУ?' старейший, мастер 27-го проф- ,час, несколько повзрослев, Вообще-то я собираюсь посту- техучили'ща, чего стоит! Ведь пришел, к выводу, что после пать в Ленинградский инстя- оя с военной поры работает в восьмого класса е!це рано вы- тут- авиациоивого приборо- училивде, опыт — огромный, бирать профессию. (Кстати, - с строения. Но для начала-;ре- Мнвго интересного рассказы- этим мнением Ивана не согла- шил освоить рабочую профес- вал нам о своих учениках во- силось большинство участии- сию, «1ШЫХ лет. И профессии, ко- ков «круглого стола»), торым учат в СПТУ-27, мы Но не совсем понятно др'у- „^,^. цоеле- беседы с Александром гое: 'сами учителя агитируют §Щ|| Степановичем очень хоротпо, нас поступать в ПТУ, говорят зримо - себе представили. Сло-. о прествжности рабочих про-. вом, сагитировал он сразу 12 фессий, но когда дело дохо- человек... дит до конкретного Саши иля -шш И меня. тоже. Теперь я са- Тани, школьные наставники ма кого хойешь сагитирую, всплескивают руками и вое- -ж;;:.;к- тают со своими подшефны.ми Недавно была в ш-коле; рас сказала ребятам о своей уче бе. У многих глаза загорелись, захотели тоже к ' нам посту пать. ' ■Вот только учителя опять недовольны — не туда агитирую. Почему опять? Мне ведь тоже не советовали идти ПТУ. я хорошо стихи чи тала, всем моя дикция нрави лась, вот. и советовали за- ииматься .художествеивым сло вом, в иститут поступать. И не убедили? ж ; цать в тесную . мастерскую, где всего четыре токарных станка. А 'за два . урока много Ли успевали сделать? В ре зультате представление о тру де токаря у. нас -Так и оста лось весьма смутным. Другое 'дело—иашияоведение. Здесь . , >ш вплотную столкнулись - с школами, как наше, Чаще асе- техникой. Я даже одно время го еодружёство 8 стре|мшв Д;обирался. стать-шофером, ‘ до. между училищем н предприя- того было интересно, тием. А между тем, проф'ори- ' Иван САПРЫКИН: ентация по системе, «треуг^ь- ; — А мы -вот изучали трак- иика» самая- эфФектиИкая.’; ' тоф. чисто-теоретически,. А как Наташа ЧАПУРЙ-НА.'' дошло Де-То -до вйкдения, ока- СПТУ-12, будущий машинист залось, что вод«ть-то нечего, рем, что будущему инишнеру башенного крана: Хозяйство Школе трактор - не иеобход'мма учеба в пррфтех- — А я сетую вот по какому дает. Хорошо, если у .кого из училище, как тот 'фундамент, поводу. . Редко мы расспраши- ребят родственники механи- н-а котором впоследствии бу-’ ваем своих родителей. :об их 'Заторы, так они еще раащру- дет держаться все здание. . профессия. Вот я, напригмер, гой сядут за руДь,. А что; де- Галина СЕРИКОВА — очень жалею о том, что рань- лагь остальным? Агитируя по-. СПТУ-12, будущий машинист ше мало говорила с отцом (оя том выпускников средних школ компрессорной установки: у меня строитель) о его рабо- идти на курсы мсха 1 Шзато- — Верно заметил Володя, те. Три года я пробыла» в ме- ров, упрекают их в нелюбви к дто в рабочие доджны .идти нужно пропагандировать про- : т^лурги'часком ' ф тсхшяуме, технике. А когда успееШь ее лишь те, кто плохо учился в фессию, а не училище. Когда юте 'училась без всякого же- полюбить, если нам порой и школе, а плотников,, шоферов я училась в школе, к нам лапия. Потому как чувствова- палышм до нее дотронуться не или, окажем, маляров, увлека- -приходили представители 27-го лж— это дело нЖМое. В .«он- дают? ' юшихсяисторией или знаю- СПТУ. Помню, встречи с пи- де концов, я очутилась в тех- Игорь ИШКОВ ^ СПТУ-26,. щихлитературу, быть не дол- ми были интересными. Отто- иическом училише, где учусь будущий плиточиик-мо: 1 аичиик: го, что нам рассказывали на крановщицу. Теперь нувет- __Я согласен с Иваном Вообще, профориентациоп- именно о специальностях, я вую себя на своем месте. Сапрыкиным; главное не где пая работа у.,нас велась не передумала идти в медучили- 'Иван САПРЫКИН: работаешь, а как работаешь.' совсем так, как Хотелось бы. щ е и решила стать строите- — Наташе повезло в том, Я не случайно решил: стать Обычно пачиналнсь рассказы лем. что ее родители не стали воз- плиточннком-мозаичнвком, хо- о том, какие в том или ином Уже в своем, 12-м, училище ражать против профессии кра- тя профессия , эта почему-то учи.тище спортивные секция, я особенно поняла, что в стро- повщицы. А мои ■очень не считается более женской и, кли-цают: ты 'конечио, надо мной нередко подтрунивают. Во-первых, согласен _ специальйо!?гь' эта требует и мужской силы, вы носливости. А, во-вторых, не ужели, если я буду хо;рошо работать, меня можно будет не уважать только из-за того, что я простой 'строитель, а не директор магазина, напри мер? Я уверен: кем бы' чело век ни был, его в первую оче редь будут ценить за его че ловеческие качества, а не за высокое креело. Татьяна РУДНЕВА; — Хочу добавить, что очень уж у нас .прижилось понятие «простой рабочий*. А мы не простые, мы такие же слож ные, как инженеры, врачи, лет чики, агрономы. И -интересы у нас не .уже, и лселаний меньше. Обычно, .завершая «круглый стол», принято делать выво ды, заключения. Не отступим от ЭТОГО правила и мы. Итак, что же вырисовыва ется? Ребята требуют к себе взрослого, зрелого подхода. Их ие устраивает поверхност ный рассказ о рабочих про фессиях. Они огорчены тем. что их родители и учителя школ иногда недооценивают ПТУ. Они правы: профориен- тнровать, оказывается, нужно и родителей, и школьных иа- ставииков. Именно в их гла зах 1 >еобходимо поднимать пре- ^стижность рабочей профессии.' ! Ведь, именно . семья и школа оказывают на детей самое большое влияние. Беседу за «круглым столом» вела Т. ГОРЯЧЕВА, наш корр. НА СНИМКАХ; участни ки беседы «за круглым сто лом»: (слева направо) На таша Чапурнна, Лариса Лит винова, Алексей Алпатов, Татьяна Руднева. Игорь Ишнов, Людмила Мальнева. Фото В. Кулшга. ИСКУССТВО СЧАСТЛИВОЙ жизни Задача книги «Мы и наша семья» состоит в том, чтобы помочь двоим, пустнвшимся в плавание по буриому житей скому, морю, преодолеть без потерь мели и рифы, семейной жизни. Многим ли известно, что в !юбви бывают спады ' и йодъемы, что от самых пре- ввных и нежных - любимых Гтоже 'устают? Вроде' бы хорошо в семейном доме, нет поводов , для ссор, но вдруг словно» туча ■какая-то нЗ^висла над супругами. Муж сидит, закрывшись газетой, и то, что вчера радовало, еегоди'я- только раздражает. А на мые нежные-слова, и заботы — ответ один:; устал. Раз-" любил? . ,Снады_ и подъемы любви, ее ритмы, ‘как считают ' ученые, закономерны. - Поэтому и от носиться к этому надо с пони манием. Тактика любви 'в том и состоит, чтобы вовремя почувствовать состояние ближнего, дать ему возмож ность отдохнуть, побыть од ному. Не докучать пусть даже самыми искренними проявле ниями своей любви и, конечно, не требовать их. от него. Нужно помнить: за отливом всегда следует прилив. Вопрос вопросов ДЛЯ' моло дой семьи; кто в доме хо зяин? Не всегда, к сожалению;- его пытаются» решать мирным путем. «Не хочу быть Душеч кой», —. кричит жена..-'«А я подкаблучником»; — парирует муж. И ссора, начавшаяся по. пустячному' поводу, .п^ерас- ,тает в ожесточенную войну з'а '«обственную. ,! независимость; По данным социологов, брак тем -счастливее, чем раввомер- раепределены • в ' . не м 'о,б'»ааннос'ти супругов. , Это распределение -.может быть и- не- совсем- равным, могут »сме- вдаться традиционно муж ские й женские домашние де ла, но главное, чтббы сами Сувруг® считали распределение общей ноши справедливым. ,И тогда вопрос — кто в доме хозяин - ^ решается сам собой. Есть в книге и очень полез ный для молодых супругов юридический раздел. В этом сборнике молодые супруги найдут и рекомендации сексо лога, советы по ремонту ■ и оформлению жилища, очень интересный и познавательный кулинарный отдел. Словом, в этой- книге есть все, что необходимо каждому дому. И после.-люе: издательство 'Молодая гвардия» готовит сборник «Мы и наша семья» к'переизданию. В. ШУРОВА. -ПАРОЛЬ: «ПОБЕДА»Г- В. ШИРЯЕВ Память не бывает безымянной Недавно липецкая областная газета «Ленинское знамя», от-_ ; вечая на- вопрос читателя, ког да в цоселке ЛТЗ улицы бы ли названы именами . Семена Кондарева, Веленида Огнева,, Кяавдци Шаталовой, Володи Бачурина и 6 -й Гвардейской, дивизии, сообщила, что пере именованы улицы были 15 но ября 1966 года. ■Все ,так. И не так. Мемори альные доски ■ были, открыты почти »тремя неделями, рань-, шё. Самовольцо? - Да,, пожа луй.^.Иначе ие ' пол 5 ошлось, бы. Мы входили с предложением в ивстанции, ..Там похвалили, нас .за цюциативу, а узнав, что мы еще, и .предполагаем развернуть интересную работу, с подростками ко месту жи тельства, ‘растрогались. И вот когда до открытия мем-ориаль- ных досок оставалось всего неделя, кто-То веномнил, что хоть сбгЛасие есть, но, навер ное, и документ какой-то дол- ' жен быть .принят. Снова идем по инста-ициям. Ну, кто мог по- ■думать, что ответственные ли ца могут вдруг, передумать, изменить решение? А они пе редумали. Ни один, сказали, в чью честь вы хотите открыть мемориальные доски, ие жил в самом Липецке. .Эти трое — елецкие, этот — воловский. , Что, у нас в городе сроих 'ге роев нет?..’ Проводить разъяс нительную работу было позд но! И отступать мы -не мог ли. Ведь уже были пригла шены родные героев, они, на верное, уже поспешили поде литься своей радостью с дру гими людь.ми! • ■ , И тогда мы «взяли на себя ответствениость». Многотысяч-. ный митинг, факельное шест вие под оркестр, все, что для данного мероприятия поло- жецо, было организовано — назовем так _ не, официаль ными учреждеия-ями. Был ' мй -. тийг, где говорились . горячие; » за душу берущие ■речи. Среди них — выступление матери Клавы 'Шаталовой Екатерины Яковлевны. Она вышла к краю трибуны, помолчала, собира ясь с мыслями, а потом про изнесла только: «Вот . гляжу я на ’ вас, какие вы молодые и красивые. Вот и дочь моя, Клава; — такая же была. А потом ушла на войну вслед за отцом — и с войны ие верну лась». И- занлакала...* И всем все стало ясно... . Но переименование улиц не было конечной целью клуба. На следующее утро во Двор це культуры тракторостроите лей .снова собрались «Неуны- вакй», их друзья, гости и все подростки с улиц, носящих теперь имяш героев. , Юные тракторозаводчане с большим интересом наблюда ли за «неунывакзми». Вчера они видели их на митинге, ви- , дели красивый строй, любова лись статной выправкой зна- мрйитого эскорта, ребят, воо руженных настоящими кара бинами: в душе завидовали тому, что такие же, как они, мальчишки вон какое торже ство смогли организовать. Се годня, до начала встречи, зна комясь с выставкой, расспоа- шивая членов клуба, узнавали о наших экспедициях," о том^ где мы бывали,. что видели. Привлекала и форма клуба — голубые шерстяные курточки с эмблемой, вышитой па левом рукаве, ладно сидящие ва (Продолжение. Начало в №№ НО—1Б0). чубах пилотки небесного цве та. «Неунываки» тремя меся цами раньше побывали на Всесоюзном слете в Москве, 'Тюлучили там первую премию за наиболее интересный по ход. среди подростковых клу бов, другую — за серию па мятников. и обелисков, уста- н-овлен-ных на местах боев. В «Комсомольской правде» и в «Пионерке», во многих цент ральных журналах были по мещены портреты наших ре бят. Н вот сейчас эти «:шаме нитости» .ходят рядом, смеют ся^ разговаривают, как все, о-казывается, это очень компа- кейокие ребята’. .Знакомство состоялось... И вот более полутысячи приглашенных на разговор си дят в зале. А мы предлагаем И.М принять участие -в поис ках, которые ведут ,члены клу ба, Микрорайон был, по обще му решению, объявлен «ребя чьей республикой». В качестве инструкторов, командиров в отряды пришли «неунываки». Это было нелегко для наших ребят, особенно если учесть, что даже из числа вожатых- производственяиков лишь ми зерная часть приживается во дворах. А тут — дети, подро стки, ровесники тех, кого они должйы ' были вести. «Спра вятся ли?» — сомневались многие. Справились! Теперь, спустл. .годы, на. Л и-, ■пецком тракторном заводе го ворят, что «ребячья респубти ка» показала, что можно сде лать свободное время детей и подростков полезным. Повер нулись, лицом к улице'; школы и , профтехучилиша. , Вынесли на. место жительства ребят значительную часп, своей ,вос-. питательной деятельности культпросветучреждения. На всех улицах создали разно- 'возрастные отряды пионеров и .школьн'иков. Одно из на правлений их деятельности —■ туризм, следопытская работа, помощь матерям и вдовам йо- ииов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, участие в операции «Лето пись Великой Отечественной». Какой • укор все это — не дальновидному руководителю высокой инстанции, который чуть было не погубил иа кор ню прекрасную идею! Маль чишки же проявили настоя щую зрелость. И зрелость эту нм придала, помогла уверо вать в свою правоту П а - . Что же касается данного ру ководителя, то спустя время его освободили от высокой его должности. Нет, не за эту «оплошность», аа другую. Только, наверное, и та, и дру гая были из того же источни ка — из глухого сердца. Весной 1968 года вместе с нашими друзьями ■из родст венных клубов других облас тей мы решили насыпать на Курской дуге, близ..Понырей, где в июле 1943 года сража лась 6 -я Гвардейская дивизия, курган солдатской славы. Но, видимо, что-то не рассчитали: строительство кургана про двигалось крайне медленно, и пятьдесят «иеунывак», прора ботав в одиночестве несколько дней, прислали срочную депе шу с призывом о помощи. Назад пути не было. Уже ра зослали приглашения на от крытие кургана родственни кам и близким тех, кто погиб под Понырями,. ветеранам дивизии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz