Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

• # сЛ€НИНЕЦ»« = 18 декабря 1984 г.= = «ЛЕНИНЕЦ» • 3 ДЕЛЕГАТ ОБЛАСТНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ м Р Е и ь с и й с т щ и м Х Й Р Л К Т Е Ю М Перелистывая. Свой блокнот, я сверловщика, шлифовщика ипро- подчерюнула именно те высжазы- тяжника, — это заслуга и его ,вания,' которые, на мой взгляд, старших товарищей; составляют суть характера Вполне возможно, 'что именио Александра Петрова, протяжни- от них ои получил и первые уро­ ка цеха № 7 елецкого ■завода ки не только профессионального «Гидропривод», молодого комму- становления. ниста, члена заводского комитета ВЛКСМ, командира заводского оперотряда, начальника штаба «Комсомольского прожектора», заместителя секретаря К 01 мсо- мольской организации цеха. — Знаешь, что такое, по-мое­ му, мещанское отношение к жиз­ ни? Это когда все — только для себя, когда жалко расходовать свои знания, силы, навыки на других, — эти слова Саши Пст- Предугалывая вопрос: пе слиш- р ^ а я тоже подчеркнула в сво- ком ли велик список обществен- , блокноте. И, думаю, что вы- , . ных поручений у моего собесед- ражена в-иих: еще одна, уже сло-. ника, сразу цитирую первую из жившпяся и очень важная, чер- подчеркнутых фраз в его моноло- ,.3 рго, характера. Хороший производственник- Заместитель секретаря завод- вто еще не все для коммуниста ского комитета ВЛКСМ Таня и комсомольца. Человек, который Моргачева, рассказывая о Саше, носит эти з'вания, должен и мо- подчеркнула: — Необыкновенно гТе! Г Г р ю с л " «Мне “ н“: ответственный парень и в боль- когда заниматься общественной шом, и в малом. Дал слово — работой». Ерунда. Просто нет сдержит. А еще он умеет найти желания... общий язык и со своими сверст- Нет, он не убеждал меня в . тт ьм и стяпте и с том, что все и всегда успевает и с л.одьми старше, и с делать одинаково хорошо. И подростками, с которыми ему^,. уж тем более, не претендовал на прижодится работать как коман- зваиие человека-эталона. Ои точ- диру оперотряда; Настойчивости раньше вернуться домой, чтобы ких обычно говорят: парень с помочь жене по хозяйству, ново- настоящим . характером, зиться с дочкой и сыном. Нако- Наверное, ;щлеко не всем, зна- нец, просто отдохнуть. Но Алек- ющим Александра Петрова, по Сандру чаще приходится руковод-. душе, этот^его беспокойный ха- ствоваться сдавом «надо», чем ..рактер.,'Ему до всего (в хорошем «хочу». И .это не поза человека, смысле) есть дело. Сейчас вот, бравирующего своим умением например, бригада, в составе ко- «подчянить личные интересы об- торой Александр, перешла на ко- щественным». Это позиция, в ос- вый метод работы — на единый Иове которой -еамостоятельноеть наряд, А цот настоящего совета суждений и поступков. бригады, так необходимого Именно самостоятельность по иие коммунистов, ' которые при ляли его в этом году в свои ря ды. Согласитесь, что д.тя ,двад цативосьмилетнего парня это не Не буду утверждать, что все этом, нет. Другой бы махнул ру- могла Саше Петрову ^за восемь кой: да наладится все само со­ бой. А Петров считает по-друго- чМу.:. кто же этот, главный руково- ■ ком, зас.тужить доверие и.уваже- дящий орган бригады, создаст, ес- ------------- . ---------- • .'дц .не мы сами?д^ Короткое наше' знакомство . с Сашей Петровым состоялось ' на­ кануне отчетно-выборной конфе­ ренции елецкой комсомолии. Ои^ ___--- - был в числе делегатов. Саша не рабочей биографии Александра готовился к выступлению- на Петрова складывалось без труд- конференции, и все-тажи я задала постен. Не случайно и сегодяя е.му вопрос; о чем бы ой хотел его- очень волнует тако,й, напри- сказать, если бы е.му иредостави- мер, вопрос; почему новичку ча- ли слово? ще всего «доверяют» старый _ Замечаю порой в ребятах станок, старый инструмент? Ведь аакое-то потребительское отно- это может раз и навсегда отбить щецие к жизни. Даже такой воп- юхоту к работе... приходилось слышать: а что Нет, он не ратует за бескоит- дает мне комсомол? Не мешало Вотыюе доверие, но считает, что бы таким молодым людям заду- 5 ’же через несколько месяцев ста- ««ться над тем. что они дают л комсомолу, какая от них лично вовится ясно; будет из молодого польза? А еще я сказал бы: низ- рабочего толк или ■нет, можно на кий поклон вам, ветераны. Те- лего положиться или пока рано, перь наступило наше время отда- Самому Саше, как ои считает, ““ть долги за все, что вы для повезло; мастер Дохов, под ру Этими словами, подчеркнутыми Ководством которого он начинал ^ моем блокноте, мне и хочется работать, первый его наставник закончить короткий рассказ о Слава Кавыршин стали для пего парне с настоящим характером, настоящими учителями, строги­ ми, но верящими в его силы. То, что сегодня Александр в.чадеет На снимне; Алексайдр Петров, специальностями фрезеровщика, Фото в! Дурнева. — ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА ГЕРОЯ Памятным стал нынешний год для разливщика стали первого конверторного цеха НЛМК Виталия Васильевича Воронина. За выдающиеся успехи д выполнении плановых заданий и соцобязательств, большой личный вклад в увеличение выпуска качественного металла, повышение производитель­ ности труда, снижение себестоимости продукции и прояв­ ленный трудовой героизм он удостоен звания Героя Социа­ листического Труда. Наш внештатный корреспондент встретился с Виталием Васильевичем Ворониным. «Счаст1^е—когда ты нужен людям» — Почти все 20 человек, ко» торых- обучил профессии ста­ левара за годы работы. Пере­ числять поименно не стану, ‘ Отличных результатов в труде добиваются и другие дружбы, взаимопомощи, дове- мои ученики — это лауреат премии Ленинского комсомо­ ла бригадир разливщиков 3. Б, Смольянинов и вожак рительноетж На счету бригады В. Щелка нова много славных — Виталий Васильевич, вас застала радостная весть? • На рабочем месте. Сме- марте исполнится 19 лет, как была получена первая конверторная сталь: Запомнил- на подходила к концу, вдруг ся ли вам этот день? ■по селектору. слышу свою милию: «Воронин, срочно по­ звони диспетчеру!» Забегаю в операторск.ую, снимаю трубку: «Что случилось?» ■ Виталий, поздравляю те- — Еще бы! Ведь этот ме­ талл разливала на. УНРС ком­ сомольско-молодежная ■брига­ да, которую я возглавлял. Рождение первого сляба бы­ ло для нас, молодых парней. борьбу за быстрейшее освое- выми в стране начали тру­ нив мощных агрегатов, за литься под девизом; «Проект- совершенствование технологии ная . мощность нег предел», выплавки и разлишш-стали. Эти слова .подкреплялись де- _ _ _ _ _ _ _ _ за повышение качества про- лом. За годы работы мы вы- назову самых теперь уже ква- дукции. Моим ' наставником нАавили ежоло б^.мнллионвв лифицированных метадлур- стал старший мастер разлив- тою металла. Осюено проиэ- гов, показывающих отличвые дел. Как 01 Диой из лучших, ей комсомольежо - молодежного <ки, ныне замест'итель начадь-' вблств-о более-40 марок стали." результаты в труде. О нашей было доверено осваивать раз- -------------- , / ---------- 1 ш«а ККЦ-2 Герой Соцнали-. Наш цех гордится и тем, что первой ' " " стического Труда Николай .когда ----------- ------ - Дмитриевич Карпов, который - страны не -только- обучш! - -меня-, мае- - не в поставке' газовых . .труб силой? В первую очередь, НЭ' терству'разлввщика- . стали, но - большого диаметра для. газо- -чальнику И-заме»Ш 1 мне погибшего' на провода, Советское прави» " фронте отца. бригаде говорят: ливку новых марок сталей, капиталистические - «Сильный коллектив». А если Она первой перешла на раз- вил бригаду, которой раньше Отказали нашей, стра- вдуматься: кому обязаны этой ливку стали через шиберные руководил я. -----г, --------------- на- затворы,, внедрила и'еевоила — — Владимиру технологию внепечной обра- ” " ' ■ " нейтраль- бя! Только что передали по настоящим праздянком. Как Всесоюзному радио, что тебе присвоено звание Героя Соци- а-тастического Труда! почетного гостя, сопровож­ дали мы мощный сли-тож по рольгангу на склад слябов. Чуткий, сердечный человек, он хотел, чтобы мы, молодые,' нс наблюдателями были, а ак-’ тивно вникали во все пр 01 из- водственные дела коллектива было состояние! разнеслась по цеху, была общая. и 1 . 1 ч..уи .. . Николай Дмитриевич вое- . ипии 1 ни..иАЫ 1 .м Радость новой профессии. Наш моло-., питал много хороших разлив- из ваших подопечных дежный коллектив повел щиков. ■Конверторщики пер- д ^ с я вместе с смены Семеновичу Щелканову. Пер- ботки с продувкой тельство доверило выплавить вый'мой ученик, как говорит- ным.и газами, что позволило р^жоводте'ли.м.и эту сталь коллективу первого ^я, превзошел своего учителя, значительно улучшить каче» иых участков, ' “ ' ' а . , С этой ство металла. Коллектив не- дачей мм Служит при. ером твор юско- однократно выхо!Дял победи- го, добросовестного отноще- телем. в сбииалистическом ео- ния к труду. Прошел путь от . ными специальностями и щед- рядо 1 вого" сталевара до руно- «эту. В текущем году мы Счастье ро передаете свой богатый Лтыного колчекти- завоевывали ли- нужен людям, о ыт молодым рабочим. Кто большого коллекти- д^ротво. За десять месяцев ва. В бригаде Владимир Сер' Сейчас, она считается одной лучших на комбияате. другие, мои ученики стали --------- ,------ ответствен- коивертордого цех . С ответственной справились; успешно. — Вы владеете тремя смеж- Виталий Васильевич, что вы цените в человеке? Трудолюбие, доброту, от? геевич создал атмосферу не ну 1 ) тонн стали. Беседу вел А. ЛОВЯГИН. . АСТАХОВА. КРУГЛЫЙ СТОЛ' «ЛЕНИНЦА» Где начинается путь к профессии? Приглашая учащихся про- _ Как видите. Кстати, у кружки, а о самой профессии ительные ПТУ идут менее одобряли решение идти 1 фессиоиалыно-техкических учи- меня мама работает по той •— н® слова. И лично у меня охотно, чем в кулинарные, или, профтехучилище.' Хотел! лищ к себе в редакцию на бе- же специальности, которой я почему-то. создалось впечатле-, .скажем, швейные. , Наверное, им видеть сына студентом н\ седу за «круглым столо.м», мы . сейчас- обучаюсь, двоюродный ние, что раз уж заманивают; тЛ-отому, что про^ёссйя строи» за. Конечно, я сочувствую | хотели узнать от них, как ве- брат учится в 27-м СПТУ. Са- секциями и художествеииой ?геля требует особой вынос- дителям но поводу того, х лась профо 1 ря©нтацион,-ная: ра-. ми п-оиимаете, ниточка тянет- самодеятельностью, то в этом ливости. Ведь строят и в ж а - * их мечта видеть меня студ НА ВАШУ КНИЖНУЮ ПОЛКУ бота в школах, где они.уч®- ся издалека, лись, что явилось для ребят Иван САПРЫКИН главной причиной поступления СПТУ-27, будущий вальцов- Владимир ТЮРИН ~ сто и тепло. учится мой-брат. А я всесд Таня КОЛОДЯЖНЛЯ — лаю для того, чтобы и мною СПТУ-28, будущая швея верх- они гордились не меньше, ней женской одежды: Владитир ТЮРИН: 1^— Не скаЖ'И,(^це иеиюест-. — Мы все говорим о про |> - но, что труднее — всю смену ориентации изустной. в ПТУ, поинтересоваться от- щик стана холодного проката: СПТУ-20, будущий слесарь- йошёнием родителей к ренте- — Мне тоже пророчили гу- монтажник КИПиА: кию детей стать рабочими. И маяитарный вуз; Я- очень люб- — Соглатжи .с Иваном, Мы самое главное, услышать с о - ' лю историю,- причем, если ведь профессию выбираем, а веты и предлвжения о :т 0 м, раньше читал : все истори-че- не в еамепдеятельцоеть запн- улучшить профориента- ские книги . подряд; то сейчас сываемея! Может,' боятся от- на’ морозе отрабсыать ;йлй ' с можно так сказать, но, навер .двойную работу в школах, как меня осЬбеино , заинтересова- пугнуть нас трудностями изш утюгом .простоять. Вы .толыко ное, нельзя не коснуться и сделать рабочие црофеосиибо- -ла‘; Русь древняя., Киевская, .прозой-труда? На ведь мы -не не подумайте,, что жалуюсь. В «'ирйкладного» профориентиро- лее престижными. . , ’ Конечно, -. преподаватели (а малые дети, знаем, что строи- училище мне нравится; Мпо- вания. Есть же в школе уро''и . Разговор состоялся. Наибо» учился я в Никольской сред- телям, наир-имер, нередко при» гне, наверное, одышали о- со- тфуда.. Как ©ви у нас 'Пррхо- лее интересные мнения участ- ней школе Усмавско 1 РО района) ходится. работать-на .холоде и, -дружестве- швейного- объеди- дияи? Набьются человек двад- ии'ков беседы- мы предлагаем поощрял® мое увлечение исто- если рук не испачкать, ничего нения, 28-го училища и 45-й ---- ----- -----------* рией, и, наверное, поэтому, не построишь. . . школы.-; -Так вот, мое желание *— после восьмого класса, когда .Думаю, агитировать надо, статьшвеей ___ результат-это- СПТУ-27,. будущий машинист я захотел учиться па шофера- прежде всего, за профессию, гоопыта, И я какчеловек, мостового крана: ■— Я училась . в сорок пер­ вой школе. Надо сказать. кран 10 вщ»ка, мне не отдавали И эту работу в школах далж- 'хорошо знающий пользу -та- свидетельство и настаивала, иы'вести люди, представляю- кого содружества, 'Искре.нне чтобы я закончил среднюю щие ту-или- иную спецналь- сожалею: о то-м,. что не все профориентвровалн нас ' там школу и ,шел на истфак. В иость, а не-те, кто отвечает-за училища так кропотливо рабо­ прекрасно. .Один только Алек- .чем-то я благодарен ' з а .это. набор в училище, еаидр -Степаирвич Короченко, своим учителям, так как сей- Почему я пошел в ПТУ?' старейший, мастер 27-го проф- ,час, несколько повзрослев, Вообще-то я собираюсь посту- техучили'ща, чего стоит! Ведь пришел, к выводу, что после пать в Ленинградский инстя- оя с военной поры работает в восьмого класса е!це рано вы- тут- авиациоивого приборо- училивде, опыт — огромный, бирать профессию. (Кстати, - с строения. Но для начала-;ре- Мнвго интересного рассказы- этим мнением Ивана не согла- шил освоить рабочую профес- вал нам о своих учениках во- силось большинство участии- сию, «1ШЫХ лет. И профессии, ко- ков «круглого стола»), торым учат в СПТУ-27, мы Но не совсем понятно др'у- „^,^. цоеле- беседы с Александром гое: 'сами учителя агитируют §Щ|| Степановичем очень хоротпо, нас поступать в ПТУ, говорят зримо - себе представили. Сло-. о прествжности рабочих про-. вом, сагитировал он сразу 12 фессий, но когда дело дохо- человек... дит до конкретного Саши иля -шш И меня. тоже. Теперь я са- Тани, школьные наставники ма кого хойешь сагитирую, всплескивают руками и вое- -ж;;:.;к- тают со своими подшефны.ми Недавно была в ш-коле; рас­ сказала ребятам о своей уче­ бе. У многих глаза загорелись, захотели тоже к ' нам посту­ пать. ' ■Вот только учителя опять недовольны — не туда агитирую. Почему опять? Мне ведь тоже не советовали идти ПТУ. я хорошо стихи чи­ тала, всем моя дикция нрави­ лась, вот. и советовали за- ииматься .художествеивым сло­ вом, в иститут поступать. И не убедили? ж ; цать в тесную . мастерскую, где всего четыре токарных станка. А 'за два . урока много Ли успевали сделать? В ре­ зультате представление о тру­ де токаря у. нас -Так и оста­ лось весьма смутным. Другое 'дело—иашияоведение. Здесь . , >ш вплотную столкнулись - с школами, как наше, Чаще асе- техникой. Я даже одно время го еодружёство 8 стре|мшв Д;обирался. стать-шофером, ‘ до. между училищем н предприя- того было интересно, тием. А между тем, проф'ори- ' Иван САПРЫКИН: ентация по системе, «треуг^ь- ; — А мы -вот изучали трак- иика» самая- эфФектиИкая.’; ' тоф. чисто-теоретически,. А как Наташа ЧАПУРЙ-НА.'' дошло Де-То -до вйкдения, ока- СПТУ-12, будущий машинист залось, что вод«ть-то нечего, рем, что будущему инишнеру башенного крана: Хозяйство Школе трактор - не иеобход'мма учеба в пррфтех- — А я сетую вот по какому дает. Хорошо, если у .кого из училище, как тот 'фундамент, поводу. . Редко мы расспраши- ребят родственники механи- н-а котором впоследствии бу-’ ваем своих родителей. :об их 'Заторы, так они еще раащру- дет держаться все здание. . профессия. Вот я, напригмер, гой сядут за руДь,. А что; де- Галина СЕРИКОВА — очень жалею о том, что рань- лагь остальным? Агитируя по-. СПТУ-12, будущий машинист ше мало говорила с отцом (оя том выпускников средних школ компрессорной установки: у меня строитель) о его рабо- идти на курсы мсха 1 Шзато- — Верно заметил Володя, те. Три года я пробыла» в ме- ров, упрекают их в нелюбви к дто в рабочие доджны .идти нужно пропагандировать про- : т^лурги'часком ' ф тсхшяуме, технике. А когда успееШь ее лишь те, кто плохо учился в фессию, а не училище. Когда юте 'училась без всякого же- полюбить, если нам порой и школе, а плотников,, шоферов я училась в школе, к нам лапия. Потому как чувствова- палышм до нее дотронуться не или, окажем, маляров, увлека- -приходили представители 27-го лж— это дело нЖМое. В .«он- дают? ' юшихсяисторией или знаю- СПТУ. Помню, встречи с пи- де концов, я очутилась в тех- Игорь ИШКОВ ^ СПТУ-26,. щихлитературу, быть не дол- ми были интересными. Отто- иическом училише, где учусь будущий плиточиик-мо: 1 аичиик: го, что нам рассказывали на крановщицу. Теперь нувет- __Я согласен с Иваном Вообще, профориентациоп- именно о специальностях, я вую себя на своем месте. Сапрыкиным; главное не где пая работа у.,нас велась не передумала идти в медучили- 'Иван САПРЫКИН: работаешь, а как работаешь.' совсем так, как Хотелось бы. щ е и решила стать строите- — Наташе повезло в том, Я не случайно решил: стать Обычно пачиналнсь рассказы лем. что ее родители не стали воз- плиточннком-мозаичнвком, хо- о том, какие в том или ином Уже в своем, 12-м, училище ражать против профессии кра- тя профессия , эта почему-то учи.тище спортивные секция, я особенно поняла, что в стро- повщицы. А мои ■очень не считается более женской и, кли-цают: ты 'конечио, надо мной нередко подтрунивают. Во-первых, согласен _ специальйо!?гь' эта требует и мужской силы, вы­ носливости. А, во-вторых, не­ ужели, если я буду хо;рошо работать, меня можно будет не уважать только из-за того, что я простой 'строитель, а не директор магазина, напри­ мер? Я уверен: кем бы' чело­ век ни был, его в первую оче­ редь будут ценить за его че­ ловеческие качества, а не за высокое креело. Татьяна РУДНЕВА; — Хочу добавить, что очень уж у нас .прижилось понятие «простой рабочий*. А мы не простые, мы такие же слож­ ные, как инженеры, врачи, лет­ чики, агрономы. И -интересы у нас не .уже, и лселаний меньше. Обычно, .завершая «круглый стол», принято делать выво­ ды, заключения. Не отступим от ЭТОГО правила и мы. Итак, что же вырисовыва­ ется? Ребята требуют к себе взрослого, зрелого подхода. Их ие устраивает поверхност­ ный рассказ о рабочих про­ фессиях. Они огорчены тем. что их родители и учителя школ иногда недооценивают ПТУ. Они правы: профориен- тнровать, оказывается, нужно и родителей, и школьных иа- ставииков. Именно в их гла­ зах 1 >еобходимо поднимать пре- ^стижность рабочей профессии.' ! Ведь, именно . семья и школа оказывают на детей самое большое влияние. Беседу за «круглым столом» вела Т. ГОРЯЧЕВА, наш корр. НА СНИМКАХ; участни­ ки беседы «за круглым сто­ лом»: (слева направо) На­ таша Чапурнна, Лариса Лит­ винова, Алексей Алпатов, Татьяна Руднева. Игорь Ишнов, Людмила Мальнева. Фото В. Кулшга. ИСКУССТВО СЧАСТЛИВОЙ жизни Задача книги «Мы и наша семья» состоит в том, чтобы помочь двоим, пустнвшимся в плавание по буриому житей­ скому, морю, преодолеть без потерь мели и рифы, семейной жизни. Многим ли известно, что в !юбви бывают спады ' и йодъемы, что от самых пре- ввных и нежных - любимых Гтоже 'устают? Вроде' бы хорошо в семейном доме, нет поводов , для ссор, но вдруг словно» туча ■какая-то нЗ^висла над супругами. Муж сидит, закрывшись газетой, и то, что вчера радовало, еегоди'я- только раздражает. А на мые нежные-слова, и заботы — ответ один:; устал. Раз-" любил? . ,Снады_ и подъемы любви, ее ритмы, ‘как считают ' ученые, закономерны. - Поэтому и от­ носиться к этому надо с пони­ манием. Тактика любви 'в том и состоит, чтобы вовремя почувствовать состояние ближнего, дать ему возмож­ ность отдохнуть, побыть од­ ному. Не докучать пусть даже самыми искренними проявле­ ниями своей любви и, конечно, не требовать их. от него. Нужно помнить: за отливом всегда следует прилив. Вопрос вопросов ДЛЯ' моло­ дой семьи; кто в доме хо­ зяин? Не всегда, к сожалению;- его пытаются» решать мирным путем. «Не хочу быть Душеч­ кой», —. кричит жена..-'«А я подкаблучником»; — парирует муж. И ссора, начавшаяся по. пустячному' поводу, .п^ерас- ,тает в ожесточенную войну з'а '«обственную. ,! независимость; По данным социологов, брак тем -счастливее, чем раввомер- раепределены • в ' . не м 'о,б'»ааннос'ти супругов. , Это распределение -.может быть и- не- совсем- равным, могут »сме- вдаться традиционно муж­ ские й женские домашние де­ ла, но главное, чтббы сами Сувруг® считали распределение общей ноши справедливым. ,И тогда вопрос — кто в доме хозяин - ^ решается сам собой. Есть в книге и очень полез­ ный для молодых супругов юридический раздел. В этом сборнике молодые супруги найдут и рекомендации сексо­ лога, советы по ремонту ■ и оформлению жилища, очень интересный и познавательный кулинарный отдел. Словом, в этой- книге есть все, что необходимо каждому дому. И после.-люе: издательство 'Молодая гвардия» готовит сборник «Мы и наша семья» к'переизданию. В. ШУРОВА. -ПАРОЛЬ: «ПОБЕДА»Г- В. ШИРЯЕВ Память не бывает безымянной Недавно липецкая областная газета «Ленинское знамя», от-_ ; вечая на- вопрос читателя, ког­ да в цоселке ЛТЗ улицы бы­ ли названы именами . Семена Кондарева, Веленида Огнева,, Кяавдци Шаталовой, Володи Бачурина и 6 -й Гвардейской, дивизии, сообщила, что пере­ именованы улицы были 15 но­ ября 1966 года. ■Все ,так. И не так. Мемори­ альные доски ■ были, открыты почти »тремя неделями, рань-, шё. Самовольцо? - Да,, пожа­ луй.^.Иначе ие ' пол 5 ошлось, бы. Мы входили с предложением в ивстанции, ..Там похвалили, нас .за цюциативу, а узнав, что мы еще, и .предполагаем развернуть интересную работу, с подростками ко месту жи­ тельства, ‘растрогались. И вот когда до открытия мем-ориаль- ных досок оставалось всего неделя, кто-То веномнил, что хоть сбгЛасие есть, но, навер­ ное, и документ какой-то дол- ' жен быть .принят. Снова идем по инста-ициям. Ну, кто мог по- ■думать, что ответственные ли­ ца могут вдруг, передумать, изменить решение? А они пе­ редумали. Ни один, сказали, в чью честь вы хотите открыть мемориальные доски, ие жил в самом Липецке. .Эти трое — елецкие, этот — воловский. , Что, у нас в городе сроих 'ге ­ роев нет?..’ Проводить разъяс­ нительную работу было позд­ но! И отступать мы -не мог­ ли. Ведь уже были пригла­ шены родные героев, они, на­ верное, уже поспешили поде­ литься своей радостью с дру­ гими людь.ми! • ■ , И тогда мы «взяли на себя ответствениость». Многотысяч-. ный митинг, факельное шест­ вие под оркестр, все, что для данного мероприятия поло- жецо, было организовано — назовем так _ не, официаль­ ными учреждеия-ями. Был ' мй -. тийг, где говорились . горячие; » за душу берущие ■речи. Среди них — выступление матери Клавы 'Шаталовой Екатерины Яковлевны. Она вышла к краю трибуны, помолчала, собира­ ясь с мыслями, а потом про­ изнесла только: «Вот . гляжу я на ’ вас, какие вы молодые и красивые. Вот и дочь моя, Клава; — такая же была. А потом ушла на войну вслед за отцом — и с войны ие верну­ лась». И- занлакала...* И всем все стало ясно... . Но переименование улиц не было конечной целью клуба. На следующее утро во Двор­ це культуры тракторостроите­ лей .снова собрались «Неуны- вакй», их друзья, гости и все подростки с улиц, носящих теперь имяш героев. , Юные тракторозаводчане с большим интересом наблюда­ ли за «неунывакзми». Вчера они видели их на митинге, ви- , дели красивый строй, любова­ лись статной выправкой зна- мрйитого эскорта, ребят, воо­ руженных настоящими кара­ бинами: в душе завидовали тому, что такие же, как они, мальчишки вон какое торже­ ство смогли организовать. Се­ годня, до начала встречи, зна­ комясь с выставкой, расспоа- шивая членов клуба, узнавали о наших экспедициях," о том^ где мы бывали,. что видели. Привлекала и форма клуба — голубые шерстяные курточки с эмблемой, вышитой па левом рукаве, ладно сидящие ва (Продолжение. Начало в №№ НО—1Б0). чубах пилотки небесного цве­ та. «Неунываки» тремя меся­ цами раньше побывали на Всесоюзном слете в Москве, 'Тюлучили там первую премию за наиболее интересный по­ ход. среди подростковых клу­ бов, другую — за серию па­ мятников. и обелисков, уста- н-овлен-ных на местах боев. В «Комсомольской правде» и в «Пионерке», во многих цент­ ральных журналах были по­ мещены портреты наших ре бят. Н вот сейчас эти «:шаме нитости» .ходят рядом, смеют ся^ разговаривают, как все, о-казывается, это очень компа- кейокие ребята’. .Знакомство состоялось... И вот более полутысячи приглашенных на разговор си­ дят в зале. А мы предлагаем И.М принять участие -в поис­ ках, которые ведут ,члены клу­ ба, Микрорайон был, по обще­ му решению, объявлен «ребя­ чьей республикой». В качестве инструкторов, командиров в отряды пришли «неунываки». Это было нелегко для наших ребят, особенно если учесть, что даже из числа вожатых- производственяиков лишь ми­ зерная часть приживается во дворах. А тут — дети, подро­ стки, ровесники тех, кого они должйы ' были вести. «Спра­ вятся ли?» — сомневались многие. Справились! Теперь, спустл. .годы, на. Л и-, ■пецком тракторном заводе го­ ворят, что «ребячья респубти­ ка» показала, что можно сде­ лать свободное время детей и подростков полезным. Повер­ нулись, лицом к улице'; школы и , профтехучилиша. , Вынесли на. место жительства ребят значительную часп, своей ,вос-. питательной деятельности культпросветучреждения. На всех улицах создали разно- 'возрастные отряды пионеров и .школьн'иков. Одно из на­ правлений их деятельности —■ туризм, следопытская работа, помощь матерям и вдовам йо- ииов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, участие в операции «Лето­ пись Великой Отечественной». Какой • укор все это — не­ дальновидному руководителю высокой инстанции, который чуть было не погубил иа кор­ ню прекрасную идею! Маль­ чишки же проявили настоя­ щую зрелость. И зрелость эту нм придала, помогла уверо­ вать в свою правоту П а - . Что же касается данного ру­ ководителя, то спустя время его освободили от высокой его должности. Нет, не за эту «оплошность», аа другую. Только, наверное, и та, и дру­ гая были из того же источни­ ка — из глухого сердца. Весной 1968 года вместе с нашими друзьями ■из родст­ венных клубов других облас­ тей мы решили насыпать на Курской дуге, близ..Понырей, где в июле 1943 года сража­ лась 6 -я Гвардейская дивизия, курган солдатской славы. Но, видимо, что-то не рассчитали: строительство кургана про­ двигалось крайне медленно, и пятьдесят «иеунывак», прора­ ботав в одиночестве несколько дней, прислали срочную депе­ шу с призывом о помощи. Назад пути не было. Уже ра­ зослали приглашения на от­ крытие кургана родственни­ кам и близким тех, кто погиб под Понырями,. ветеранам дивизии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz