Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

2 • «ЛЕНИН ЕЦ » =4 февраля 1984 г. «ЛЕНИНЕЦ» • 3 ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА: ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ МНЕНИЕ VII! ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ПАРИКМАХЕРОВ Д Р УЖ И Т ЦЕХ со Ш КОЛОЙ Д епутат Липецкого городского Совета НИКОЛАЙ ПАВ­ ЛОВИЧ САЙ трудится электромонтером трубцеха Ла 1 з авод а «Свободный сокол». Их коллектив уж е давно шеф­ ствует н ад Липецкой средней школой № 3. Сейчас, накануне Выборов в Верховный Совет СССР , идет обсуждение про­ екта ЦК КПСС о реформе общеобразовательной и профес­ сиональной школы. Мы попросили Н. Г. Сая расска зать о том, какие формы шефской работы использует их коллек­ тив, как они совершенствуются? Какие возникают проблемы и какие пути их решения он видит как депутат? К а к депутат я убедился: во многих коллективах и, особен­ но, у руководителей крупных предприятий, складывается о д ­ нобокое понимание шефских обязанностей . Их нсполнеипе они почему-то видят чаще все­ го только в оказании матери­ альной помощи на школьные нужды. С ра зу с каж у : итефство *—это не просто помощь, а по­ стоянная совместная работа школьного и производственно­ го коллективов по подготовке молодежи к трудовой дея ­ тельности, воспитанию у школьников уважительного ртпошения к труду , а значит И совместная • работа по Нравственному воспитанию Подростков. К аковы ж е основные направ­ ления и задачи шефской ра ­ боты наш его коллектива? Мы стараем ся осуществлять, как принято говорить, комплекс­ ный подход к делу. З.тесь и у к ­ репление материально-технч- ческой базы школы, п работа по профессиональной ориен­ тации школьников, и органи­ зац и я досуга школьников. За всем этим — пропаганда пе­ дагогических знаний среди самих рабочих. Перед началом каж дого учебного года наш коллектив принимает у себя учителей школы. Н а встрече с ними идет ваинтереоованный разговор о проблемах воспитания, под­ водятся итоги проделанной работы , намечаются планы на новый год. И тогда ж е заклю ­ чаю тся договоры о творче­ ском содружестве цеха , бригад н школы. С тало правилом: з а пятыми девятыми классами закреп­ ляю тся бригады. На общем бригадном и классном собра ­ ниях принимаются условия социалистического соревнова­ ния , итоги которого подводят­ с я ежемесячно. Большую работу с подшеф­ ными классами проводят бригады заслуженного ме­ таллурга РСФСР , лауреата премии Совета Министров СССР Н. Т. Курдюкова, В. Д . Горшкова и А, Я. Ипатова. Рабочие присутствуют на уроках, следят за успеваемо­ стью и поведением учеников, посещают на дому неуспеваю­ щих или недисциплинирован, пых ребят. Потом вчесге с учителями, классными руко-_ водителями принимают кон­ кретные меры по воспитанию «трудных» школьников. Р абота именно с такими ре­ бятами, пожалуй, сам ая слолс- цая. Это, как правило, подро- (;тки из неблагополучных се­ мей или дети очень «заня­ тых» родителей. З а такими- учениками (а их в школе д е ­ вять) закреплены индивиду­ альные шефы — молодые р а ­ бочие. Они стараю тся отвлечь ребят от улицы, занять их ин­ тересным делом. Например, старшеклассникам А. Лукьяно­ ву, И. Шальневу, О .' Истоми , ну помгЯ'ли .записаться в спор­ тивные секции и сейчас ребя­ та с удовольствием в них з а ­ нимаются. С гордостью могу оказать : в результате такой совместной работы школы и рабочего коллектива за последние два года ни один из наших под- шефных не был поставлен на учет в инспекцию цо делам иесов-ершеннолетних, Но здесь в самый ра з ска­ зат ь и об ответственности каж дой семьи за восп!!тание своих детей. -Мне, как депута ­ ту, ие ра з приходилось и при­ ходится сталкиваться с не­ гативными явлениями в семь­ ях, ■о т которых страдаю т пре­ жде всего дети. Хочется еще р а з обратить внимание роди­ телей на, казалось бы, всем известную прописную истину: основы воспитательного про­ цесса начинаются в семье. Д а , школа, общественность мно­ гое могут сделать и делают, но все перекладывать на их плечи, самоустраняться от воспитания собственных дете-й *— практи ка , порочная. Имен­ но в семье ребенок получает первые уроки^ отношения к труду , дру г к Другу и к об-, ществу в целом. О к о в ы они — от этого и зависит, каким вырастет человек. Несколько слов мне хоте ­ лось ска зать о, нашей работе по профориентации школьни­ ков. Мы стремимся, чтобы ре ­ бя та по-настоящему осознали роль рабочего класса в жизни страны , знали не только про­ славленных героев труда, но и передовиков нашего завода , цеха , бригад. Мы оборудовали кабинеты по профориенташш, постоян­ но организуем экскурсии в цеха , встречи с передовиками произволе гва. Ведущие це.\о- вые специалисты Б. М. Собо­ л е в , начальник цеха,' и Ф. Л , Бар'ковйч, его помощник по оборудованию , проводят бесе­ ды по экономике производст- ва, рассказывают о профес­ сиях, необходимых заводу , це­ ху сегодня и в будущем. Традиционными стали у нас спортивные со^спнования по ручному мячу, баскетболу; на- долго запоминается всем и ве­ селая игра «А ну -ка , парии!». И на комсомольских собра ­ ниях, и па пионерских сборах труболитейщики уж е не гости, а свои люди. Все это способствует тому, что приток в цех учащихся подшефной школы постоянно увеличивается. Л1ожно приве­ сти немало примеров, когда бывшие учащиеся становят . ся известными специалиста­ ми. Среди них, например, на­ чальник смены, д епутат Вер­ ховного Совета. РСФСР В, А, Затонских. А бригадиров з а ­ ливщиков кавалера ордена Трудового Красного Знамени И. Г. Курдюкова и А. Я. Ипа­ това я уж е называл в числе лучших шефов. ,..В проекте реформы обще» обра.зовательпой и профессио­ нальной школы подчеркивает­ с я значение трудовой деятель­ ности ребят . Д ля этого, мне каж ется , на предприятиях не­ обходимо шире создавать школьные цеха или участки. Здесь ребята могли бы осваи­ вать нужные заводу специ­ альности токаря , фрезеровщи­ ка, шлифовщика, электрика. А их наставниками в шко.шном цехе будут лучшие люди пред­ приятия — ИТР и рабочие. И тогда , несомненно, школьни­ ки б удут еще охотнее нрнхо. дить на завод . Н. САЙ, влектрамоитер завода «Свободный сокол», д епутат горсовета. Конкурсы парикмахеров, специалистов декоративной косметики и маникюра прово­ дятся в Липецке не впервые. И все же нынешний, восьмой по счету, пораж ал своим раэ- На большой арене Дворца спорта «Звездный» появились столики с зеркалами — д ве ­ сти парикмахеров, косметолО- 'Гов вступили в состязание. Д а р ящ и е р а д о с т ь {нении пар»к.махерско* . Победить ,ж ' |остя з анци было р оф ен ам и .^ щлпцами, всевоз- В перерыве, объявлен За последние годы телыю вырос уровень про- та», феосиональной . подготовки М, М объеди и . Победить го хозяйства, 300 человек нме- -нелегко: ют первый класс, 74 ' ?вля;от- пикам д ся парикмахерамп-моделье- В объединении 500 уд'аршг. ков коммунистического тру ­ д а , 70 человек награждены знаком «Отличник службы бы- парИ'Х.махеру-.модельеру лий. Повседнявизя Раевской и директору не д олжна 1|ыла 1с ами,.' тц.и н - 5ваш1Я к участ- м ож 1!ыми щетками, ьявдялись .жест- Косметологи Нахеры должны дневной и грим, маникюршицы—гигиенн- ческнй и декоратишш й м ани . Пока мастера трудились были в м я ^ ; ; .прически: п р а з д и и т Г и т } тю-вседпевную Д ля первой ^мязательное ус­ ловие '—' ори1|инальность, при­ менение па!(|ижерпых изде- над замысловатыми причес- прнческа нами, Людмила Михайловна мастеров. Д л я наглядности объединения В. Ф. Тараниной приведу несколько цифр. . Из 1200 парикмахеров, работаю- звание «Заслуженный щих' в Липецком областном ник службы быта». не так давно было присвоено повторять модели проп|||ых лет. Не ра з- решалось вдльзоваться... би- гудями, м асир мог «колдо­ вать» лишь 1ручными элект- Знаменщнкова , ведущий мо- дельер экспериментальной л а ­ боратории, продемонстриро­ в ал а зрителям свою новую работу. в ном после -окончания первого эта- выполняли па состязаний маникюрщиц, карнавальный женских и м ужских мастеров, выполнявших вечерние- при­ чески, мы ио.энако,ми'Лнсь - с Еленой Вахитовой, мастером парикмахерской Кя I г. Л и ­ пецка. Она только что у зна­ л а , что за выполнагие нрнчес-' ки ей присуждено, второе ме­ сто. Е.тена была ‘ несколько огорчена: небольшая" неточ­ ность помешала ей выйти в лидеры на этом этапе -конкур- Вахитова пришла в парик­ махерскую № 1 вбеле о к о н - ' чання школы. Ее наставницей стала опытный мастер-модель- ер М. М. Раевская . П ять лет упорной работы , учебы и, вот — участие в конкурсе. З а б е ­ гая вперед, скажем : Елене удалось стать первой на' вто- ро.м этап е и по обшей сумме б аллов з ан я ть первое место. Всех победителей, которым в . тог день улыбнулась фор- . туна, назв ать трудно, слиш­ ком ДЛИННЫ.М бня;: бы список: 25 участниц Отмечены ,, ка- града.ми . конкурса. Больше всего н аград пришлось на до» ЛЮ мастеров парикмахерской № 1. Хорошо вш тупили мас­ тера 3-й и 4-й парикмахер­ ских Липецка , В 'Числе призе­ ров — представители и район­ ных коммунально-бытовых предприятий. . , Радостную весть о заво е ­ ванном в яелегко.м йоединке первом месте прннесет в свой коллектив парикмахер. . из. Липецкого 'района 'Людмила . Гунькина. Вернется с победой в Усмаиь и Вера Синицына. Второй ра з становится при­ зером Галина Б ород ин а ,, з а ­ воевавш ая первое- м е с т о ; на' предыдущем 'Конкурсе. П рав ­ да , на сей ра з она: выступила чуть хуж е — все-гб 'Шшь в то ­ рое- место. Н о мастер она мо­ лодой, творчески .мыслящий и, думается-, Гале удастся взять реванш на следующем конкурсе, который состоится через три года. ' Окончился конкуре, погасли прожект-оры ,' ярко высвечивав­ шие большую арену ледового дворца . Разошлись эрители и уставшие участники этого со­ стязания профессионального мастерства. Они вернулись на свои рабочие места, 'Ггобы приносить людям радость, де-, л ать их красивыми. И, ТКАЧЕНКО . СЛАГАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 24 м ая прошлого года на хлебо заводе Лев-Толстовско- 1ч> пищекомбината случилось ,ЧП, Комиссия Липецкого об­ ластного управления госторг- т к п е к ц и и , приехавш ая с про­ веркой, заб р ак о в ал а две с лишним тонны .хлебобулочных изделий : почти вею продук­ цию, которую з авод выдал за ночь. П ока комиссия выясня­ л а у директора пищекомбина­ т а Н. А брамова , как такое могло произойти, хлеб с з а ­ в ода исчез. Экспедитор Г. Б е . резенцева отправила его в м а­ газины. Приехали машины, з а ­ грузились л о т к ам и , и повезли бракованные буханки и булки по всему району. Не успели вывезти только 907 килограм- ЧП для дирекции завод а з а ­ ключалось, собственно, не в том , что была забракован а та ­ к а я больш ая партия хлеба (это случалось довольно час­ т о ) . Но вот реализовывать брак почти что на г лазах у КО.МНСШШ... это уж е из ряда вен! Не поспеши тогда Бере- зеннева , быть может , не ока­ зал с я бы директор на скамье подсудимых. Впрочем, Николай Степано . ’.1 совсем ” гяв, лых тома уголовного дела , возвращаю т нас на несколько л ет назад. С открытием в 1976 году во Л ьве-Толстом пищеком бнн а- та (кро.ме х.чебозавода, были пущены рыбный и безалко­ гольный ц е х и ) , . район значи­ тельно лучше стал снабж ать­ ся хлебопродуктами. Новое оборудование работало хоро­ шо. Р аботало год, другой, третий, четвертый... Наконец, н а з аводе вспомнили, ..что пе­ чи, выпекающие хл еб . 'ж аж ды е три года положено ставить на капитальный ремонт. Н о о с та ­ новить даж е одну печь хотя бы на месяц Абрамову не позволили. Правление 'р айпо , в ведешш которого находится пищекомбинат, на это пойти не могло. Н о и выхода искать не стало . «Ты директор, по­ ступай , как знаешь. Н о хлеб чтобы был!» — сказали Аб­ рамову . Абрамов прекрасно пони­ мал , чем грозит ему так а я об­ текаем ая «директива». Специ­ ального образования у него не было.' зато был большой опыт хлебопека (с ш естнадцати лет пошел работать в пекарню). И он, этот опыт, по’д сказывал : дальше будет еще хуже, пач . т т г к а оборудование . своем, проявить принципиаль­ ность, .остановить печи, отре­ монтировать все механизмы. Н о ведь есть «директива»... И он уступил. А потом н вовсе махнул на все. рукой. 13 апреля 1982 года заб р а ­ ковано две с ПО.ТОВИНОН тон­ ны хлеба кишиневского. В ок ­ т ябре того же года —• две с лишним тонны хлеба и бато ­ нов. 18 октября ' две тысячи нестандартных буханок хлеба кишиневского (их вес на 150 граммов был меньше, нормы) пущены в п род аж у к ак хлеб пшеничный. Покупатель об этой мета.морфоз€ т а к и не уз­ нал , з ато ревизорам подлог сразу бросился в глаза. Только з а три месяца 1983 года было выпущено сто с лишним тонн нестандартной продукции. Мятые, бесформен­ ные булки, буханки с бледной корочкой, повышенной кислот­ ностью расходились но рай- бы директору на с д е л а в с-даажды нарушив техиаиогическую дисциплину, Абрамов был вы­ нужден нарушать ее и в дальнейшем — такова логика компромиссов. Когда председатель Лев-Тол- стовского райпо А. Демидов распорядился «опри.ходовать» на хлебозаводе испорченное моролсеное и карамель (стоя ­ л а лсара и сладкая продукция по чьему-то ■недосмотру рае- ■кгаяла), .Абрамов, н е д ол го ду­ мая , д а л указание добавить эти продукты в тесто вместо натркн. Органы государственного- ш ад зора , разум еется , не могли не обратить внимания н а 1 по­ добную деятельность лев-тол- стовских хлебопеков. В тече­ ние 1982 года к заводу д в а ж ­ ды., применялись экономические санкции, дважды вводились особые режимы отгрузки про­ дукции (они предполагают бо­ лее строгий контроль за дея ­ тельностью дирекции). Ч.-т:,-? действовал особый ре­ жим, брака почти не было. Вы.ходит, и на износившемся оборудовании при желании можно, было выпускать нор­ мальный хлеб. Н о как только особый режим переставал дей­ ствовать , все возвращалось н а ' к ру1'и своя. , Вот что сообщ али эксперты Липецкой областной лаб ор а ­ тории государственного над ­ зора з а стандартами и измерн- . тельной, техникой, побывав' в очередной ра з на заводе: «При проверке технологических продсесов - выпечки хлебобу­ лочных изделий ус тан о в лены ' нарушения всех (!) техноло­ гических режимов. Н аруш ает­ ся операция просева муки, не­ своевременно снимаются ме- талло-примеси с магнитов (к чему это ведет, мы скажем дальше — О. Ш.); При вы - ' печке используются ра зби ты е формы , что приводит к поте­ рям теста и недовесу хлеба». А БОТ что ска зано в этом документе о санитарных усло ­ виях, в. которых выпекался хлеб: «В цехах и подсобках грязно, оборудование местами поржавевшее». После этого стоит ли удив­ ляться, -ч т^локуп атели нахо­ дили в хлебе нитки, окурки н прочие «инородные тела» . Д а что, там окурки!. П яти- леткему сынишке А. Кузнецо­ вой, которая рабо та ет продав- 'цом в магазине совхоза нме- ни Л ь в а Толстого, попался в куске хлеба рыбоктовный крю- чб!| (вот они — #йеисправны е ’ ^ м а д а т в , некйче^твениый про­ с е в 'м у к и !) . Возмущенная про­ давщица р а сска зала об этом на Г р а н и н й1^грайпо, но там ие придали ее головам особого значения: : и не такое , мол, бывает. Три дня в Лев-Толстовском районном суде рассматрива­ лось дело Абрамова. З а р ж а в между заседаниями переку-' сить в станционный буфет, я с опаекой приглядывался к хлебу местной выпечки: пс по­ пасться бы на крючок! А в г л а з а , со всех стен бросались плакаты; «Берегите хлеб! Хлеб — наше богатство». П ра ­ вильные, мудрые слова . Но, к сожалению , не доходит их смысл, суть д о многих. Вот как «берегли» хлеб все на том ж е Лев-Толстовском хлебозаводе. Из-за неотлажеи- носги тестомеситсльпых м а ­ шин на каж ды й замес здесь приходился килограм.м муки, которая шла в распыл. — му­ ка оседала на полу, стенах. В смену делали в среднем по ш естьдесят замесов. Учитывая, что завод, работает в три сме­ ны. можно подсчитать: 180 килограммов муки за сутки улетучивалось в виде мучной ' пыли. А сколько муки «выле­ тал о в трубу» з а месяц, год? , _В ходе судебного р а збира ­ тельства вскрылись факты недобросовесттюго отношения к своим обязаиностя.м, бесхо­ зяйственности, формализма со стороны работников ряда рай ­ онных служ б . В частности, чи­ сто формально велся контроль за качеством продукции хле­ бозавода . и его санитарным состоянием районной санэпид­ станцией. Внесли свою лепту в «хлебное дело» Л ев -Тол- стовское райпо и кооипрод- Суд привлек к уголовойот - ветствешюсти бывшего ди ­ ректора пищекомбината Н. Абрамова, которому наз­ начено наказание в виде ис­ правительных работ сроком на один год. Н ака зан а и быв­ шая заведующая производст­ вом Н. Саеикова. С них взыс­ кан в пользу пищекомбината денежный штраф. Подсчитан с точностью до копеек ущерб, нанесенный го­ сударству . Что ж е касается ущ ерба морального, то с ним ' д ело обстоит сложнее. Не хочется снова повторять громкие слова , прописные ис­ тины. И .без того каждый дол­ ж ен понимать, что значит д л я нас хлеб. Он стоит дешево, по дается подчас трудно, боль­ шой кровью. Не для того, на­ верное, трудится на полях хлебороб, чтобы мука пуска­ лась в пекарне в распыл. Хле­ ба х ватает на всех. П о д а в а й ­ те все же не будем им ра з ­ брасываться . .. .Не знаю, с чего начнет свою деятельность новый ди­ ректор, какой приказ будет издан за № 1. Но хотелось бы, чтобы этот приказ начинался со слов: «Хлеб всему голо- О. ШАПОВАЛОВ . Лев-Толстовский район. Несколько лет назад в Липецке проходила Всерос­ сийская олимпиада студен­ тов педвузов. Один из ее туров провели в школе, в присутствии детей. Помню: будущие учителя изобрааш- ли .знакомство со своим бу­ дущим классом, «звонили» по телефону родителям не- радивых учеников и даже сочиняли сказки. Дети полу­ чили удовольствие огромное. И от увидеииого, и от гор­ дости из-за того, что местом для Всероссийской' олимпи­ ады выбрали их школу. Но вот участникам предложи- ТЕАТР И ДЕТИ нять, что ему и высказать- ся-то дают не всегда. А по тому, как "ОН отходит по­ дальше в тот момент, когда ко.му-то возражает, мы до­ гадываемся — он часто по.< лучает тумаки ох своих од­ ноклассников. К счастью, Павлов пере­ рождается. И вот здесь-то мы узнаем о не.м самое глав­ ное. Он награжден талантом удивляться. Удивился он, когда поверил в появление гу.мапопдов, о которых со­ общил другой недотепа — Вася Лопотухнн. Правда, Вася под нажимом взрослых шего. Липецкого, театра Фея и, мне кажется, министр ^ бальных танцев, у которого,' кстати, тоже слов немного. Но,' оказывается, умному, доброму, интеллигентному человеку не обязательно много говорить, чтобы заво­ евать к себе симпатии. Тем более, что у Падетруа есть такой необычный способ об. щения, как танец. И тем бо­ лее, актер, исполняющий эту роль, замечательно тан­ цует. Поэтому у него самое яркое отношение к переме­ нам, происходящим с геро. ями сказки. И неудивитель- МАРКИЗ ПАДЕТРУА И ТИМУРОВЕЦ ЛАПТЕВ ля проанализировать пове­ дение детей в самых разных ситуациях. Эти самые, ситу, ации разыгрывали молодые актеры областного драма­ тического театра. А всех «главных'^ отличников, двоеч-, шков, прогульщиков и акти­ вистов играл Сергей Коле- 1 юв. И в,друг дети, совер­ шенно забыв о том, что они лишь гости' олимпиады, на­ чали аплодировать, будто на бенефисе этого актера. ...В его театральной био­ графии есть одна необыч, ность. В детские спектакли он пришел после Одесского музыкально - драматическо-' го театра, удачно сыграв и сейчас играя роли в поста, иовках для взрослых в на- ше.м областном драматиче­ ском. В то время как мно­ гие актеры начинают, на­ оборот, со спекгажтсй дет- ских. Но в необычности этой сам Ноленов видит очень простую закономер­ ность: «После нескольких лет работы в театре я по­ нял, что, наконец, могу, го­ ворить с детьми». ■> Несмотря на то, что Сер­ гея уже невозможно отнести к самому , молодому , поколе­ нию актеров в театре, он «присвоил» себе роли двух мальчишек из пьес Хмелика «Жил-был тимуровец Лап­ тев» и «А все-таки она вер­ тится?». Эти драматургиче­ ские произведения полны тревоги за благополучных отличников, с раннего возра­ ста помышляющих о карье­ ре и уже пытающихся ее де­ лать. подчиняя себе других — простодушных, мягких ребят. Герои Сергея — сре­ ди вторых. Один из них — Павлов в спектакле «А все-таки она вертится?». Сразу, как толь­ ко мы его, видим, начинаем думать о нем, как о непосе­ де, ученике, не умеющем самостоятельно учиться, хо­ тя рассмотреть-то Павлова еще как следует и не успе­ ли. Эту мысль внушает нам и учительница — своим раздражением к Павлову. А по фразе, брошенной им с отчаянием; «Только, и слы. шишь; «Павлов! Павлов!» и по смешкам в классе, отно­ сящимся к нему, .мозкпо до­ гадаться, как неуютно ему в стенах школы. Роль этого семиклассни­ ка немногословна. И, дейст­ вительно, разве мямля, поз­ воливший помыкать собой, говорит много? Но почему в сценах, где Павлов не гово­ рит вовсе, зрители знают, что он хотел бы сказать сей­ час? Почему они без труда «прочитывают» его любое состояние? У Коленова в этой роли огромный «арсе­ нал» жестов, мимики, инто­ наций, походок, а он» у лю­ бого мальчишки всегда крас­ норечивее слов. По тому, как он сбивчиво, быстро говорит, можно по- потом отрицает их сущест. Бование, а Павлов . продол­ жает верить. И мы видим, как мечта, фантазия прида­ ют несуразному семиклас­ снику Силы и уверенность в себе. Пройдет немного вре. МС1Ш и отличники МОГ>'ТПО- меркнуть рядом с ним. По- тому что в мечтах своих они уже сейчас не могут взлететь высоко. К кому обращается Ноле­ нов в спектакле «А все-таки она вертится?». И к детя.м, и ко взрослым.^ В диалоге с деть.ми он говорит;. каждый человек, если т у прочно приклей.™ ярлык непутево­ го, трудного, несуразного, способе!'! без помощи посто­ ронних людей найти в себе силы, чтобы изменить о се­ бе мнение. Попробуйте, ес­ ли кто-то из вас в таком же положении, в каком был Павлов. Ну, а вам. взрос­ лым, — совет: если хоти­ те быть друзьями детей, по- старайтесь увидеть их внут­ реннюю жизнь. Мы часто ие догадывае.мся о том, какая она у них большая и слож- Со всеми героями, кото, рых он играет в детских спектаклях, наши девчонки и мальчишки знакомы с са­ мого раннего возраста. Кто из них не видел фильм «Зо- л^'шгеа»? А кто не упивался сказкой о Буратино, которой -особенно повезло в кине­ матографе? И с героями Хмелика юные зрители зна­ комы через то же, кино и телеэкраны. Надо' ли гово­ рить, какая ответственность ложится на актеров в этих спектаклях? В «Золушке» Сергей иг­ рает министра бальных тан­ цев Падетруа. Во всех пье­ сах Шварца есть герои, ко­ торые берут на себя роли сказочников. В «Снежной королеве», написанной по сказке Андерсена, это сам Андерсен, представший в образе бедного студента. А в «Золул^ке» на- но, что с того момента, ког.. да всех нрисутствуюищх ’ (и в зале, и на сцене) знако­ мят с Падетруа, зрители не спускают с него глаз. Мне кажется, в «Золуш­ ке» он смог бы очень хоро. шо сыграть и Короля, и Принца, и Лесника, и Доб- рого духа. Все эти герои с черточками детскости, а умение находить их у Сер­ гея развито очень сильно. Оно уже помогло ему сыграть мальчишек А. Хите- лика, Дуремара А. Толсто­ го, Падетруа Е. Шварца. Но эти роли — только часть чуда, которое подарил Сер­ гей Коленов- юным .чипча. Многие дети Липецка на­ долго запомнят спектакль «Веселые сказки Маршака», поставленный Сергеем Ко- леновым и Александром Ти­ хим, уехавши.м потом учить, ся в столицу, чтобы стать профессиональным режис­ сером. Постановка удивила прежде всего тем, что впей были заняты более двадцати школьников. И удивила, если школьников в ней не оказалось бы. В то время эти два актера вели при те­ атре детс 10 !ю драматиче­ скую студию «Фантазеры». Почему именно произведе. 1 ШЯ Маршака они выбрали для постановки? Их спек­ такль очень • асеоцштровался с тем веселым детским го­ родком, который создал Маршак в Краснодаре в двадцатые годы. Хоть и го­ лодное, тревожное время было, а о веселье, царившем там, до сих пор пишут в книгах. Я думаю, Коленов и Тихий оказались людьми, влюбленными в веселость Маршака. И . в спектакле, поставленном по шюцепи- ровке его произведений, они решили отдать дань творче. ству, жизни этого удивитель­ ного писателя. Когда. открывался зана­ вес, на сцену выбегали дев­ чонки и мальчишки с до­ щечками и начинали стро. нть городок для сгазки, которая должна принести -счастье. Что значит счастье для детей? Прежде всего — дру­ жба со взрослыми. Сам факт одновременного у час- тия в спектакле детей ц взрослых говорил о том, что такое может быть. Поэтому актеры, игравшие в «Весе­ лых сказках Маршака», бы­ ли не просто исполпителями ...В нашем Липецком те­ атре нет спектакля «Синяя птица», герои которого во­ площают символ человече­ ской мечты. Но наши дети не теряют надежду поймать эту птицу, счастья, пото.му что их поиску помогают ге­ рои Сергея Коленова. Е. МИТИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz