Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

§ • «ЛЕНИНЕЦ»» ' 24 ноября 1 984 -Г» “ =«ЛЕНИИЕЦ» • 3 ПАРТИЙНОЕ РУКОВОДСТВО КОМСОМОЛОМ ЧИТАТЕЛЬ СТАВИТ ПРОБЛЕМУ; Не опекать, а помогать Г Дорожи, которые ном выбирают комсомольцам во всех их добрых начинаниях должны партийные работники. Так считает первый секретарь Во- ловского райкома КПСС М. Д. Перцев. Михаил Дмитриевич, недавно в Воловском районе прошла очередная от­ четно-выборная комсомольская копфе. ренция. И вот что бросилось в глаза: самое активное участие в подготовке к ней принимали и работники аппарата РК КПСС. А в день открытия конфе­ ренции некоторые из них даже пришли с комсомольскими значками. — Ничего необычного в этом нет. Многие из тех, кто сегодня работает в аппарате райкома партии, еще недавно были комсомольскими вожаками, и,по­ этому, дела комсомольские им близки и дороги. Что же касается их участия в подготовке к конференции,, то и здесь все объясняется просто — хотели по­ мочь молодежи провести свое главное собрание на ■как можно более высоком, уровне. Мы и раньше уделяли комсомо­ лу серьезное внимание, а сейчас, после выхода в свет постановления ЦК КПСС, эта работа' особенно активизировалась. — А не перейдет ли заметно усилив­ шееся внимание к проблемам комсомо­ ла в вашем районе в опеку, что в свою очередь может привести к таким нега­ тивным явлениям у некоторых комсо­ мольских работников, как инфанти­ лизм и иждивенчество? И самое глав­ ное — не ослабнет ли это внимание со временем?' _.')Чго ж, вопросы поставлены пря МО, так же .ирямо-. постараюсь на них ответить. Пе скрою, нас тревожат фак ты, когда комсомольские работники, почувствовав, что ..их проблемами зани­ мается, партийная организация, теряют инициативу, самостоятельность, пыта­ ются ; переложить ..решение даже- пустя' ных вопросов на плечи старших това рищей. Вот свеясий пример: заходит^ ко мне недавно ответственный комсомбль. С.КИЙ‘работник и, что называется, места в карьер просит достать для ' ного ■мероприятия осветительные л; пы. Я спросил, а сделал ли он что-: будь сам перед-тем, как идти ко м «А зачем? — искренне удивляется мой молодой собеседник.^— Для вас же это ве проблема». Кому-то этот факт мо­ жет показаться незначительным. Но за ним кроется многое... Скажем, нежелание лишний раз проявить инициативу. Если сегодня этот товаривд «спасовал» перед такой заурядной задачей, то как же он будет решать настоящие, сложные проб. Что же касается нторого вопроса, то здесь отвечу однозначно. Ни о каком ослаблении внимания к молодежным проблемам не может быть и речи. Мы многого достигли в деле трудового воспитания молодежи. Среди ребят на­ шего района десятки, сотни йр’екрас- ных тружеников, ставших заетрельщи- ками нового, передового. На минувшей уборке урожая многие из них показа, ли отличные результаты. Устанавлива-• лись рекорды и цз вспашке зяби. Пора­ довали нас и школьники. Так, учащиеся Замарайской средней школы собрали на своем поле по 800 центнеров .кормо­ вой свеклы с гектара. Комсомольцы района предлоясили . хорошую. идею: привести в порядок дома инвалидов- и ветеранов- войны и труда, благоустроить дороги‘ наших сел и деревень. Сейчас в этом движении участв-уют сотня мо­ лодых парней и девчат. Так что трудо-. вые навыки прививаются' неплохо. к вот в идейно-политическом, нрав­ ственном воспитании у нас еще-имеет­ ся немало проблем. Особенно недопу- стимо это сейчас, в . период . резкого обострения идеологической борьбы. Наши' противники используют' 'любую возможность, начиная от броской -на­ клейки на фи'рмшяой куртке-до- мо'Д-' ного диска, чтобы воздействовать на мировоз-зрение молодого человека, ув­ лечь его этими дешевыми приманками, подорвать его веру в наши идеалы.- И здесь слово старшего товарища,слово^ коммуниста может и должно оказать решающую роль. Вот почему для нас так важно все время быть в курсе то­ го, как живет, чем дышит наша мояог- — Какие конкретно задачи ставит пе­ ред комсомольцами партийная органи­ зация района? Как на деле осуществля­ ется партийное руководство комсомо- — Начну со второго вопроса. Первое, что мы сделали, это усилили партий­ ную прослойку среди комсомольских вожаков. Сегодня 27 секретарей комсо­ мольских организаций района являются кандидатами и членами партия. Надо сказать, что- не все руководители хо­ зяйств проявляли заботу и внимание к делам молодежи, некоторые Относились к этому формально. Районный комитет партии сразу же предупредил комму­ нистов о иедопустнмости- такого под. хода. За словом' последовало дело. Так, в одном из колхозов председатель , и секретарь парторганизации не явились на отчетно-выборное ко 1 мсомольское со­ брание и по сути сорвали-.-его проведе-, вне, так как много вопросов адресова­ лось именно им. И тогда решением бю­ ро райкома партии они были строго на- казаиы. Конечно, случай единичный, но уроком послужил. он для многих. Каковы основные задачи, стоящие сегодня перед комсомольской организа­ цией района? Первое-—достойная встре­ ча 40-лети-я Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для жителей Воловского района, это особый праздник. Полтора года хозяйничали фа­ шисты на воловской земле. К концу войны в районе осталось всего Т9 ко­ ров! ,Тюдн жили в .землянках, голода- ■л-и. Такое не. забывается!'Эхо войны .мы слышим и сегодня. Вы,. наверное, знае- ■ге о том, что недавно у нас обнаружи­ ли, новое захоронение. Нашлись -оче­ видцы, видевшие . преступлеиме фаиш.. стоя. Я был на митинге, видел, как плакали люди,, прошедшие самые тяж­ кие испытания!. .Плакали, не стесняясь, своих слез. Уходят из жизни ветераны. Скоро о в.ойяе молодые люди будут знать лишь по книгам и,-фильмам.-. На Западе нас обвиняют в том, чго мы, ле, слишком мтегр -^говорим .и пишем .о-'войне, с-гре- Мясь-тем- са-мы-м воспитать нашу-мбло-■ ■дежь в духе, ненависти и. агрессившети. •Абсурдное утверждение. .Они пе могут или не хотят понять, что 'Память о ■ войне для нас нечто гораздо большее, ’ чем средство воспитания у ' молодых боевого духа. - -Скоро наши ,комсомольцы, станут уча­ стниками .очень большого и важного де­ ла. Район паи! безлесный, и это созда­ ет, определеиние трудюсди; в успешном, водення сельскохозяйственных работ. Вот мы и решили поставить перед ком­ сомольцами (а в основном это будут школьники) конкретную задачу — по- сзд’и'ть на 1 гащвх' землях лесополосы. - Программа.; эта длительная, рассчитан­ ная на пять лет. Польза от этого будет огромная. Ну, а что касается работающей мо­ лодежи, то будем продолжать на-цели- вать комс-омольские организации на создание , . комсомольско-молодежных коллективов. Опыт у нас уже есть, сей­ час в колхозе «Заря коммунизма» рабо­ тает на подряде молодежная бригада Евгения Серова, добивается иеплехих результатов. ^ Это не его ли парней я видел в са­ тирическом листке, выпущенном по горячим следам конференции? Стоят двое ребят у дверей райкома и про­ тягивают листок с надписью: «Просим помочь в приобретении техники для КМК». А работник райкома им отвеча­ ет: «Мы вас создали, а дальше как зна­ ете». И внизу выдержка из доклада первого секретаря райкома комсомола А. Подоприхиной: «...райком не оказал помощь КМК колхоза «Заря коммуниз­ ма» в приобретении новой техники...» -—То, что райком комсомола сам себя критикует, это хорошо, а положение у Серова не такое уж и тяжелое. Мы ему выделили хорошую технику, по мере возможности буднем помогать. В пере­ рыве конференции я разговаривал с Женей,' посоветовал ему лучше исполь­ зовать имеющийся парк. Парень ; он молодой, горячий, инициативный, злость на работу-у него-есть, так что,-думаю, толк от него- будет. ' Ну, а что касается •новой техники: сложно у нас по-ка с этим, да и' бригада Серова обеспечена механизмами не •ху- "же других. А создавать ей -тепличные условия будет ошибкой. - ‘ — Заканчивая наш разговор, хотелось бы коснуться еще одной важной темы - свободного- времени молодежи. Накану­ не конференции я прошел по райцент­ ру, кругом тишина, клуб был закрыт (готовились к конференции), оживленно было лишь у магазина. Насколько мне известно, в райцентре нет ни вокально- инструментального ансамбля, ни дис­ котеки. Что конкретно планируется сде- _ О важности затронутой темы гово­ рить не буду. Планы уже есть, и в -окором врвменяг начнем' претворять их. в жизнь. В -перспективе мы планируем создать в Волово музыкальную и спортавную'школы, -Дон пионеров, ус­ тановить в нашем -сквере аттракционы, на берегу живоцисного пруда- соорудить, зону, отдыха. •Крепко ^надеемся на по. мощь молодых рук,. 'Думаю, комсомол района поможет нам в осуществлении этой задачи. Здравствуй, уважаемая ре­ дакция! Давно читаю вашу газету, и вот'! 1 теперь решшиГ’ напасать После окончания школы хо­ тела поехать туда, где нужны молодые энергичные руки,- . •— на комсомольскую ударную стройку. Но не так-то это про. сто оказалось с моими роди- гелями. Они и слушать об этом пе захотели. Тогда по. явилась новая мысль ;— по­ ехать учиться в Леннвград..И снова родители не отпустили. Они давно уже все решили т меня. Так я оказалась в ЛипПИ. Моя будущая специальность Мне совершеиио не нравилась (.наукам. А.-%т повто­ ром семестре пришлось столк­ нуться с теоретической меха­ никой. Экзамен я провалила, а на пересдачу не пошла уже сознательно. Оставив институт, веской хотела поступать в Москву по специальности «Товароведение книги» (к книгам меня всегда тянуло). Но родители решили, что’ я не Должна сидеть без дела. Наверное, но-своему они были правы. И вот — завод. Моя нынешняя профессия то­ же мне не интересна (опять же выбирала ее не сама). , Вы,. наверное, скажете, что человагу в девятнадцать лет пора уже найти Себя, понять, чего он хочет от жизни,' нако. нец, что не место красит че­ ловека. Все это так. Но что поделаешь .— мне по-прежне­ му хочется уехать куда-ни­ будь далеко, где по вечерам собираются у костров ребята и девчата, где звенят гитары и взлетает ввысь песня, Как и куда — этого я не знаю. Быть может, БЫ подскажете? Светлана Г. Спасите каши уши! Наверное, каждый из вас наблюдал такую сцену: устро­ ившись на задней площадке автобуса, группа подростков «врубает» на полную мощ­ ность магнитофон, и в уши пассажиров льется поток ульт­ расовременной музыки, от­ кровения очередного новоис. печенного рок-ансамбля. О качестве магнитофонной за­ писи, как правило, говорить не приходится: в переписанных не раз и не два песнях слов разобрать невозможно. А, мо­ жет, оно и лучше.' В фоноте­ ках самодеятельных «диск- жокеев» встречаются пеепи далеко ие из лучших, порой даже приправленные иецен- зуршшюй. ’Я ие ставлю перед собой за­ дачу агитировать за хорошую музыку. Об этом достаточно много писалось и говорилось. Я—о другом. . Хочешь—не хочешь, а маг. нитофонную какофонию при­ ходится слушать в худшем случае до своей остановки. Ав­ тобус-то один на всех, Люди едут с работы, уставшие,- а тут вдруг незапланированный «концерт». Некоторым — ин­ тересно, но большинство е не­ одобрением косятся на вла­ дельца музыкального ящика. Когда музыка превращается в децибелы, это, согласитесь, нервирует. Однако, молчат пассажиры, никто не одернет подростков. В соседнем Воронеже, где мне довелось жить ряд лет, я с таким явлением яе сталки­ вался. Почему же в нашем го­ роде ' процветает автобусная меломания? По-моему, подобное пове­ дение в общественном транс­ порте — пе что иное, как эле­ ментарное мелкое хулиганст­ во. Так что же мешает нам всем .дружно попросить таких «любителей» музыки нажать на клавишу «стоп»? Н. АНОХИН. Интервью вел НИПАДИСТОВ, наш спец. корр. Поздравляем, Андрей! . в октябре в Челябинске проходила Всероссийская олимпиада студентов под девизом «Студент и .научно- технический прогресс». . ,В ней приняли участие 20 сту- ■■•.Дентов, обудаюшихся спе- ‘гзЕЦиальнос.ти лиа^иное , пройз- (.Бодство, из ■9 вузов Россий­ ской Федерации. Лишь Андрей Столповский, студент 4 курса ; Липецкого политехиичеокого , института, получил иаивыс- шую оценку. Он и занял пер­ вое место в олимпиаде. Сле! дуст отметить единодушное | 5 р 1 нение членов (Допори: устные ответы Андрея Столповского соответствовали требованиям, предъявляемым к аспираи- Андрей Столповский — со­ автор изобретения, кото-рое внедряется в труболитейном цехе № 2 завода «Сво­ бодный сокол». Предполагае­ мая . сумма - экономя.ческопо эффекта от виедрения соста­ вит около 70 тысяч -рублей. А. ШИПУЛИН, доцент кафедры «Литейное производство», член жюри Всероссийской олимпиады. ФОТОКОНКУРС «ЛЕНИНЦА: «солисты». Автор Г. Костыле КОМСОМОЛЬСКАЯ ПОЛИТУЧЕБА Чтобы был эффект Занятия в школе комсо­ мольской политической-уче­ бы я веду второй год. В ны­ нешнем учебном году мои слушатели обучаются в шко­ ле ! конкретной экономики но курсу «Развитие социа­ листического соревнования, восштание комхдаистиче- ского отношения к \руду» . У меня небольшой'Ш)эопа- ганднстский опыт, но даже за это короткое время можно было прийти к выводу, что х'озяйское отношение к кол­ хозным делам стало мерой нравственной высоты, от­ личительной чертой актив­ ной жизненной позиции многих молодых труженикО'В нашего колхоза, слушателей, школы КОМСО.МОЛ 1 ЮКОЙ полит­ учебы. В районе и области известны высокие резуль­ таты оператора машинно­ го доения Елены Кухаренко. Старательность и трудолю. бие отличают эту девушку, но, думаю, успеха в труде помогли ей добиться и наши занятия, где . мы обсуждае.м и личные обязательства, и расс 1 матриваем воз.мояшость принятия творческих планов. Знания, получаемые в си­ стеме ко.мсомольской по­ литучебы, должны помогать сд 5 ’шателям самостоятельно оценивать социальные явле­ ния. видеть связь текущих задач с конечными целями. стоящими перед нашим об­ ществом, аргументированно отстаивать свои убеждения'. Этого -и стремимся мы до­ биться в комсомольской ор- ' .ганизации хозяйства. Глав­ ное в том, чтобы политиче­ ская учеба молодежи . была как можно теснее, кшгкрет- нее связана со всей деятель. носТью первичной организа­ ции.; с задачами, стоящими перед трудовым коллектн- И, как вы сами понимае­ те, кемаловая^ную роль иг­ рает здесь стиль и (формы проведения занятий. При­ ходится на практике убенг- даться: чем меньше молодежь выполняет роль пассивного слушателя, тем вьипе э<ф- фект. Однако, опыта работы у меня еще недостаточно, чтобы занятия всегда прово­ дить умело, настроить своих парней и девчат на актив­ ность. В то же время у нас в районе есть опытные про­ пагандисты, у которых нам, .молодьш, есть чему поучить­ ся. Но распространению их опыта райком комсомола, к . соя^алению, уделяет слишком мало внимания. Хотелось бы, чтобы методический со. вет по политучебе при рай­ коме ко'мсом(5ла больше про­ водил занятий на базе школ и семинаров опытных иро- пагалдистов. Часто нам приходится сталкиваться с трудностями и . при подборе материала, готовясь к очередному заня­ тию. Молодежь сейчас на­ столько ' информирована, многим интересуется: н по­ литикой, и искусством, и во­ просами', .морали,"' этики, нравственноеги. А значит, соответственно должна про­ ходить и подготовка пропа­ гандиста к занятиям. Многое зависит от подго­ товки ' пропагандиста, но бо.Ш',шая роль в повышении эффективности и качества занятий принадлежит тех­ ническим средствам обуче­ ния. Но я знаю. что. к сожа­ лению, некоторые первич­ ные комсомольские органи- зацш нашего района крайне слабо или вообще ими не обеспечиваются. В райкоме комсомола отпускается на это очень мало средств. Хотелось бы через газету узнать о том, как решается такая проблема в других хо­ зяйствах области. Пусть сво- н.м опытом поделятся мои ко. 7 леги-пропаганд! 1 сты. Н. ТРУХАЧЕВА, пропагандист, секретарь комсомольской организа­ ции колхоза «Родина» Красннпского района. 23 ноября началась— пятая Всесою.зная не­ деля «Театр — детям и юношеству». В эти дни можно будет увидеть спектакли не только про­ фессиональных театров, но и самодеятельных, а среди них много школь- Наш рассказ о драма­ тической студии «Ритм» липецкой школы № 55. Пятая Всесоюзная неделя «Театр — детям и юношеству» С€ ЛИЦА НЕОБЩИМ ВЫРАЖЕНЬЕМ...» Дверь кабинета русского языка, где только что закон­ чила вести очередной урок На­ талья Викторовна Еремова, медленно открылась, и из-'за нее появилась старшеклассни­ ца, которая негромко, вдумы. ваясь в каждое слово,- про­ изнесла: — Несказанвое, синее, неж- — Больше времени, чем обычные занятия, театр не за­ нимает. Есть урок — проведи его с элементами театра. Есть факультатив — сделай его те­ атральным. А паша театраль. пая студия — это естествен­ ное иродолжение факульта­ тива. Например., говорим ■ мы на занятиях о системе Стани­ славского, а потом ребята приходят на репетиции и ра­ ботают по этой системе.. Ученице необходимо было удержать в па^аяти осенившее ее вдруг какое-то открытие, уяснить для себя что-то осо­ бенно важное. Это «что-то» относилось к творчеству . Есе- шша, к его личности, к ней Да и все десятиклассники выходили в коридор, явно ие отрешившись от впечатлений прошедшего урока, продолжая -ЖИТЬ в мире есенинских строк. Наталья Викторовна, изви- ииашнсь, сказала, что для бе­ седы с корреспондентом у нее совсем иемного времени: через час — репетмщи. Пытагось даже посочувство­ вать Наталье Викторовне по поводу уплот[ 1 €Нности сс ра. Потому что теория теори­ ей, а на' практике, на себе са­ мом очень интересно испькгать и почувствовать, что такое театр. Ведь когда сам игра, ешь. на сцене, лучше понима­ ешь,. насколько труд 'актеров и режиссеров далек от об* легченного его восприятия. - Театральная студия «Ритм», которой руководит Наталья Викторовна, существует в пятьдесят пятой школе уже шестой год. Она пользуется популярностью и в родных стенах, и за ' их -пределами. Когда в прошлом году прово- ди.чся городской смотр школь­ ных театральных коллекти­ вов, то пр 11 гла[ие 1 шые на кон­ курс участники и зрители ненз- мепио спрашивали: «Л ребята из пятьдесят пятой выступать будут?» и тогда их спектакль «При- й(ичка!з| п 6 радй| 1 'ал всех яркой театДадьяостью, высо­ ким эмоциональным накалом, стремительный ритмом. Скажете, рано давать такие оценки? Они рлишком высоки? Но, на мой ргляд, они толь­ ко справедливы. Не случайно члены жюри; смотра-конкурса, . профеосионал< 1 ные актеры и р;ежиссеры, де только беэого-- ворочно присудили первое ме­ сто этому -ко. 1 лективу, нб и заметили, что ритмовцы по­ казали настс(ящий спектакль, что здесь можно говорить в режиссерском; и актерском ма­ стерстве. Ни больше, ни мень- Сейчас ребята вместе с На­ тальей Викторовной готовят новую постакавку, восьмую на счету студии.' Ее рабочее наз­ вание «Когда, им было во­ семнадцать». ' Это поэтический спектакль пф стихам поэтов- фроитовйков.' Студийцы долго искали пье­ су.; ;Ц’ Великой Отсчеш' 1 К(шой войне, : а по'рм решили, что лучшрз ма^риала^^^чем по-, эзия^им не найти. ПУтой вы­ сокой ноте, !одухотворсиш)сти и трагизму, что звучат в сти­ хах И. Майорова, П. Когана, М. Кульчицкого молодых поэтов, погибших иа фронтах Великой Отечественной. — Нам х()те.лось уйти от плакатпого рассказа о войне, говорит режиссер - поста. прозвучала на опеле узнавае-_ МО и по-новому одновременно,’ эмоционально и точно и со­ временно, чтобы ощущалась ее глубина, боль ,и живой нерв. А главное — и для ребят, и для зрителей — прикоснуться к Духовному миру тех. кто ушел на фронт «не долюбив, не до­ курив последней папиросы...». Будущий спектакль — о свер­ стниках нынешних семнадца- тилетних, так и оставшихся навсегда молодыми. ЕГа репетиции старшеклас­ сники приходят каждый день. Интерес к ' тому, что они де­ лают, у них поразительный: театром готовы заниматься с утра до ночи. Вот и сегодня пришли в школу с гитарами и после уроков . принялись под­ бирать песни — Окуджавы, Высоцкого, Дольского, Суха­ нова. .Петь их в. спектакле ре-, бита будут мкрго.... Свою новую постановку они собираются . показать на встрече с вдовами фронтови­ ков, которая состоится в шко­ ле- в декабре. А в мае эту работу увидят ветераны 1 -й Гвардейской и 18-й армий. Спектакль о них н для них. — По замыс.пу в постановке должно участвовать десять человек, --- рассказывает Иа. талья Викторовгш. — Но при­ шли сем'шдцать'.. И я решила .оставить всех... Да, теперь от желающих за­ ниматься в студии прямо от­ боя нет. А с чего все начина­ лось? С того, что пять лет назад «на первый призыв» отозвались шесть мальчиков и... одна девочка. Пришлось искать «мальчишечью» пьесу. В итоге история «Ритма» на­ чалась спектаклем «Мальчиш­ ки с гитарами», после его пре­ мьеры народ повалил в сту­ дию: все хотели быть актера- '—могу объяснить, почему что- то Еонрави-тось или не понра, вилось. Кстати, Наталья Викторов­ на никогда не навязывает свою точку зрения. Мы всегда с бодно обмениваемся мнения­ ми, спорим. Для нее, по-мое­ му, именно это. и важно —са. мостоятельноеть мышления. Из беседы с Натальей Вик­ торовной, из ее уроков и спек, таклей можно понять, что больше всего она (ш любит в людях равнодушия, духовной инертности, потребительского отношения к жизни. Она не выносит, когда старшеклас­ сники говорят: «Нам скучно», а сами ничего ие делают; когда при минимуме духовных зат­ рат стремятся получить мак­ симум благ. Поэтому старает­ ся воспитать в своих уче((иках внутреннюю активность с по- мо[цью театра. Как уже было сказано, его ребята изучают и на репетициях, и на уроках .литературы, ииа факультативе «Основы театральной культу- — Раньше я как-то пе очень иптересова.чся этим видом ис­ кусства, — рассказывает де­ сятиклассник Саша Зелеиов.— А теперь с удовольствием смотрю спектакли, ко главное Саша листал последний но­ мер журнала «Театр». Он (Ю- кял, что я это заметила: — Чтобы подтянуться до уровня Натальи Викторовны, надо много читать. Разговаривая с Сашей, я вспомнила висящий в кабине­ те Натальи Викторовны стенд «Поэты и прозаики 50-х—80-х годов», фотографий В. Шук­ шина, Ч. Айтматова, 10. Бон­ дарева не являли собой, при­ вычные глазу «парадные порт, реты», а были подобраны так, что во взглядах, непринужден­ ности поз поэтов и писателе (1 угадывалось нечто, присущее только каяедому из них, нх глубокая инднвндуальность, «душа живая». Все они были «лица необщим цыражеиьем». Чувствовалось, что перефото­ графировали снимки с различ­ ных изданий люди неравно, душные, умеющие в других разглядеть главное. А люди эти — ученики Натальи Вик­ торовны. Т. МОЧАЛИНА, наш внешт. корр. ПАРОЛЬ: «ПОБЕДА!» Память небывает безымянной Как звали . ту женщину, встреча с которой помнилась не год и не два, а почти два­ дцать лет? Тогда, в палаточ­ ном нашем лагере над Кше- кью,,когда слушали мы * ее страшный рассказ о событиях февраля сорок третьего года, спросить забыли. А, может, и забыли — не решились. По­ тому что слова неосторожного боялись. Слушая ее, возникало ощу­ щение, будто война еще не окончилась, что пережитое, выстраданное ею, — не из дав- . него, а из сегодняшнего, ни­ чуть не остывшего в памяти и сердце дня. Рассказывала' оиа о' том, с какой лютостью гит­ леровцы. вытоптали Ломнгоры. Незадолго до того страшно­ го боя гитлеровцы стали уго­ нять жителей Ломигор и всех окрестных сел на запад, по­ дальше от линии фронта. Что­ бы ни у кого не В03Н11КЛ0 ис­ кушения остаться, деревню спалили. Ушли, покорившись судьбе, немногие. Другие, из­ бегая нево.чи, сумели скрыть­ ся, разбрелась по дальним хуторам. А кое-кто все ж’е не покинул родных -пепелищ — затаились, попрятались по по­ гребам. Сердцем чувствовали: наши будут вот-вот здесь. Несколько суток они при- с.чущивались к -гневному аР;. тиллерияскому диалогу, кото­ рый вели, наступая, наши вой­ ска, и, обороняясь, — немец­ кие. Бой кипел днем и ночью. Мины и снаряды: часто пада­ ли на деревню. На четвертые сутки звуки канонады, пулеметные и авто­ матные очереди быстро стали удаляться на запад, за Кшень, а потом и вовсе затихли. И тогда иззябшие, голодные", чуть живые, они в[ 1 ерв(ле за последние дни выползли из своих укрытий. Черный снег, мрачно темневшие остатки изб, черное от (косевшего ды­ ма небо. Кажется, все вокруг умерло. Что должно было стать главно!!, если не единственной, заботой' л!одей 'в такой обета, новке, -псшять не трудно. Где , жить, как обогреться, чем утолить голод... ' Но вот кто-то из ребятишек — дети в любой обстановке не теряют своего любопытства — принес весть, мг(говенно обле­ тевшую по беспроволочному деревенскому телеграфу тех, кто остался в селе; «Курганы» над Кшенью,.подступы к ним усея!!Ы трупами погибших... И словно кто команду дал —вес побрели туда. Они долго стояли, оглушен­ ные увиденным. А потом кто- то сказал: —- Как же это так, бабы, а? Похоронить надо... Все, что вроисходи.чо вслед За тем, нельзя представить без боли в сердце. Каждое утро, едва рассве­ тало, же! 1 ЩШ 1 Ы собирались вместе и шли на «Курганы» — изувечеш!у(о бомбами, с( 1 а- рядами, минами высоту. Раз­ бившись на пары, собирали останки наших бойцов и сно­ сили нх в воронки. Затем бра­ ли в руки, лопаты и исступ­ ленно долбили смерзшуюся землю, чтобы . сотворить хоть какие-то подобия могильных холмиков. . Трудно сказать, почему эту работу не • проделали- тотчас после боя спец!(алы 1 ые похо­ ронные команды, существо­ вавшие в армейских подразде­ лениях. Может, потому, что сразу после Сталинграда армия в те дни рванулась вперед, и здесь, на этом участке фрон­ та, по прямой от Ломигор до ставших позже знаменитыми Понырей, что на северном фа-' се Курской дуги, преодолела с ожесточенными, не легче, чем тут, боями, более ста километ­ ров. Наверное, каждый солдат был на счету. . — Страшная была работа,-;—' рассказывала женщина;вы ,й-- дешь в поле —• лежат; роди­ мые... И такой камень на ду­ ше... Тол(>ко гор (0 отдаваться было некогда. Мы даже ие плакали. Это уж после войны- свое отплакали... Так вот- . и похоронили... Ну, чтобы, заме­ тить места, где могилы 11 а(Ш 1 Х, воткнули ивовые веточки, че- решс’и. По весне принялись они, зазеленели... / ; ■' Насколько хватало глаз, на небольшом расстоянии друг от друга стояли одинокие кусти­ ки и деревца... Вот такой урок уважения к павшим на поле боя препода­ ла нам простая русская жен­ щина из села Ломнгоры Во. ловского района. Слушая ес рассказ, я ду­ мал: до чего же мало мы зна­ ем о природе героического в на! 1 (их людях!.. Нет, ие о спо­ собности рвануться навстречу огню и смерти, не об умении противостоять невзгодам, а о том простом, ясном, н е ­ броском, когда человек не мо­ жет себе позволить заняться своим личным, пусть даже жизненно важным и сверхне­ обходимым делом, если еще не исполцен.долг перед други- В данном случае поступок жительниц Ломигор есть сви. детельство поистине героиче­ ской преданности священно­ му долгу Человека. Они еще не остыли от страха, пережи­ того под артиллерийским об­ стрелом. Они подавили в себе такую естественную для любой жс!!ЩШ!Ы боль за детей; го­ лодных, разутых, раздетых. Презрели всю отчаянность сво­ его положения — бездомных, посреди снежной пустыш] и пепелищ. Уверен: они не смог­ ли. бы глядеть в глаза друг другу, если бы поступили ана. че! Ведь разве есть что-то бо­ лее святое, чем исполнить долг перед умершим, перед пав- Какие чувства переживали, слушая женщину, наши пацз. ны, не знаю, и спросить не случалось ни тогда, (!и позже. Но вполне возможно, а ско­ рее, так оно и было, в созна­ нии каждого проявились мно­ гие и многие факты трога, тельной заботы о могилах из­ вестных н неизвестных вои­ нов. А сколько таких фактов стало нашим достожишм за время экспедиции! ё

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz