Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

I • «ЛЕНИНЕЦ» 1 ноября 1984 г» «ЛЕНИНЕЦ» т 3 ХЛЕБ НА ЗЕМЛЕ ОТЦОВ РАСТИТЬ НАМ Домой в тот день Иван пришел радостный. Еще о порога сообщил матери; — Все. Школа закончена. Экзамены сданы. Теперь — за работу... Выражение было несколько неточным. Не за работу сразу после окончания школы взялся Иван Докучаев из села Дубовое: он поступил тогда в профтехучилище, где полу­ чил специальность газоэлек- тросварщика. Через два с небольшим года вернулся в родные края, стал работать, теперь уже в самом прямом смысле этого слова, в совхозе «Дубовской». Много, было за­ бот и хлопот, особенно в- период ‘ ответственных сель- скбхозяйственных кампаний, таких как сев. и уборка уро­ жая. При поломке техники ме­ ханизаторы предпочитали об­ ращаться за помощью к мо­ лодому сварщику —- на со­ весть работал Иван. Росло мастерство, накапли­ вался опыт. В совхозе часто отмечали Докучаева как добросовестного работника, о нем говорили с уважением и теплом. Вскоре молодой рабочий был принят кандидатом в чле­ ны КПСС. В ответ на доверие старших товарищей ои стал работать еще лучше. Почув­ ствовал недостаток знаний в сельскохозяйственном произ­ водстве. И поэтому, когда ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ .инспектор отдела кадров пред-- дожила по направлению от совхоза поступить на заочную учебу в Чаплыгинскнй совхоз- техникум, с радостью со­ гласился. Учился легко, зна­ ния усваивались быстро еще и потому, что работал-то он непосредственно иа селе. Ус­ пешно закончил молодой ком- муиист техникум, получил диплом агронома. ...В ту пору в хозяйстве уже шли разговоры, что пора всерьез заняться производст­ вом кормов — от их. недо статна все беды в животновод стве, продуктивность которо го невысока. «Кормозаготови телей опытных, на,чежных нам не хватает, — думал секре тарь парткома А. И. Зубков — Давно пора отдельную, са мостоятеяьную отрасль созда­ вать. А то заготовка кормов стала как бы делом .второсте­ пенным. Хлеб — это да! Его надо быстрее убрать. Корма же вроде дополнительной на­ грузки». И парторга, и директора хо-.. зяйства. занимала и другая мысль: кого поставить во главе бригады;, кормозаготови- телей? Хотелось иметь знаю­ щего, энергичного руководи­ теля среднего звена. Выбор пал па Ивана Докучаева. Вызвав его в партком, А. И. Зубков испытующе погля,дел на парня и сказал: ■ — Есть мнение .назначить, . тебя бригадиром. . кормозаго­ товительной,, бригады. Но дело это трудное, ответствен- За новое для ^себя . дело молодой специалист взялся, как говорится;: засучив рукава, учился работать о людьми, коллективом. Немало .; , было неурядиц, на. ка.ждом ■шагу подстерегали «трудности, , бо-; роться. с которыми, приходи­ лось сообща,. всем вместе, , Дни напролет работали; елу-.. - чалоеь ночей недосыТшлй... Как-. то сломался, трактор . на Ко­ совице . «зеленки»,,'. . ■которая шла на, витаминную муку. Де­ ло под вечер, а, домой никто не ушел, пока не исправили, технику. Решили так, чтобы завтра с утра трактор, как и обычно, включился в ' работу, часу не простоял. . • На ,заготовку витаминной муки , делали особый .: . упор. АВМ был старенький, то-.- и . дело выходил , из .строя. Но это не остановило кормоэаго- товителей во главе с их молодым бригадиром, кото­ рый вместе с ремонтниками кв отходил от агрегата. 'И бла­ годаря такому вот . общему, беспокойству, когда один аа всех И все за одного, заго­ товка муки велась регуляр­ но,-без •перебоев. ■ ' Непросто оказалось корма заготовить. Зачастили дожди, раскисло- от воды поле.. . Не­ настье-спутало все карты: за­ тянулись сенокос и .уборка ... кукурузы. Однако кукурузу,»/ всю успели убра,ть до ■ на­ ступления морозов. Радовало, что в коллективе, несмотря на невзгоды, никто не ныл, на­ оборот,- еще дружйее.' стала бригада. Появился опыт, уве­ ренность в себе.' ^ . ’ Дела в бригаде наладились, , она стала именоваться ■ ком- сомольско - молодежной, име­ ни XIX съезда ВЛКСМ. Иа .-собраниях часто. . упоминают­ ся ныне механизаторы Алек­ сандр ■Голобурдин, Анатолий .:Елкин, . Николай Шипулян, Иван Камышников и ДРУ'не. Какой бы участок кормопро- , изводства. им ни < доверили, всюду. добиваю,т.ся.: молодые мехашзаторы . высокой- выра­ ботки, отличного качества. , Большинство мехаиизиро- 1 + 0 ,5 ,НА ПОВЕРКУ, БЕРЕЖЛИВЫЕ! 1 + 0,5 Сегодня о борьбе за экономию и бе­ режливость рассказы­ вает Долгоруковская районная комсомоль­ ская организация Вклад пионеров «Ни одного корня в поле!» под таким девизом рабо­ тали пионеры и комсомоль­ цы во время уборки свеклы. Все поч’рудились на совесть. Несколько дней учащиеся Екатериновской школы по­ могали совхозу имени Тими­ рязева в уборке яблок. Каж­ дый из работающих в саду не только старался выпол­ нить норму, но и убрать уро­ жай без потерь. Приятно было слышать слова благо­ дарности в адрес наших ре­ бят от бригадира-садовода Зои Андреевны Орловой. Всего щколышками было со­ брано 40 топи яблок. Пионеры разработали свою пятилетку иионерсгшх дел где особая роль отведе­ на 'рейдам бережливых. За прошлый учебный год было проведено” 7 таких рейдов. Их итоги сообщались иа общешкольной линейке. Здесь же давалось поруче­ ние — отремонтировать' вы- щедигую : из - строя мебель. Под , руководством учителя труда II. И. Захарова ребя­ т а ” произвели ре.моит парт. Большое . поле деятельно­ сти бережливым предостав­ ляется во врехгя летних ка- |гикул. Учащиеся своими ру­ дами производили ремонт кабинетов и мебели. За счет Йтого было с.9кономлено .3,5 тысячи рублей. Стержнем экономической политики становится дело, дазалось бы, простое и очорь бмдничпое — хозяйское от- дошеиие к общественному Добру, умение полностью, пелесообразио использовать дсе, что у нас есть. Эту цель И преследуют пионеры и комсомольцы, участвующие д походе бережливых. В. РОЩУПКИНА, старшая пионервожатая . I Екатериновской средней ^ школы. Воспитывать хозяев земли в движении по созданию Всесоюзного комсомольского 'счета экономии ц бережливо-- сти участвует свыше 3 тысяч юношей’ и девушек района. Только за 9 месяцев этого года ими сэкономлено горю­ че-смазочных- материалов, за­ пасных частей и других мате­ риальных ресурсов на 36 ты­ сяч рублей. Сейчас , по лицевым счетам экономии работают 46 комсо- мольеко - ■М'Олвдеж 1 г»х • кол­ лективов,: 1700 юношей- и де­ вушек. И хочется отмет-ить; что такая фор.ма работы приносит хорошие результа- Так, например, комсомоль- ско - молодежный уборочно­ транспортный комплекс кол­ хоза «Советская Россия» не только в короткий срок и с высоким качеством провел уборочную: кампанию, но и сэкономил 3,6 тонны горюче­ смазочных материалов. В районе горячо поддержана инициатива комсомольско- молодежного звена но возде­ лыванию сахарной свеклы В. Савинкина из колхоза «Свободный труд». В целях экономии : - горюче-смазочных' материалов и повышения Про­ изводительности труДа' -на. подготовке почвы иод посев и севе сахарной свеклы ' здесь. нсполБзовалй переоборудован­ ный для этой цели- энергона-- сыщенный- трактор -Т-150К и 24-р^дковую сеялку--с наве­ шенным широкозахватным культиватором.. ■ Новинка по­ зволила повысить производи­ тельность труда на этой операции в два раза, сокра­ тить численность работающих и сэкономить расход дизель­ ного топлива на. 45 процентов. В целях повышения произ­ водительности труда и эконо­ мии горюче-смазочных мате­ риалов на-■перевозке сахарной свеклы комсомолвско - моло- -дежный коллектив автопарка РПО «Сельхозтехника» решил перевозить . корнеплоды толь­ ко • большегрузными машина­ ми, иснодьзуя автоприцепы. В итоге сэкономлено около . 20 тонн бензина. Хорошо потрудились ком­ сомольские организации на сборе металлолома и макула­ туры. ■ Комсомольцами района собрано 45 тонн- металлолома и 3300 килограммов .макулату­ ры. Лучших результатов* здесь добились комеомодвские.- организации Тн-мирязе-вской,. Стрелецкой н Б. ЛомовеЦкой .средних, школ. ■ В борьбе за экономию н бере-жлИ’Вость нашли . :-свое место и «прожектористы».. Так, в ходе постоянного шеф­ ства над-разгрузкой в-дгоиоц' -н. отправкой материалов с . ..раз­ грузочных площадок со станций Долгоруково, толь- _ ■.ко-снизи.тисБ начеты на ’ ор-' ■гаянзайии, 'и- хозяйства, но - и сократились потери при »раз­ грузке и хранении строитель­ ных материалов. Результаты в борьбе за экономию и бережливость могг - ли быть и выше, если бы эту ответственную работу не тор­ мозили хозяйственные руко­ водители ряда колхозов, сов-, хозев. В комсомольских орга­ низациях колхозов «Память Ленина», «Память Ильича», совхоза «Долгоруковский» не организовано социалистиче­ ское' соревнование тга лице­ вым счетам экономии. Объяс­ няется это, прежде всег'О, не­ желанием отдельных руково­ дителей работать по-новому и безынициативностью комите­ тов: комсомола. Не сказали пока своего веского слова и советы мо­ лодых ■специалистов. И. Д ЕДЯ ЕВ, второй секретарь РК ВЛКСМ. Потерям —заслон Главным . направлением в деятельности комсомольской организации нашего! совхоза стала работа по созданию фон­ да экономии и бережливости. В этом движении участвуют более 150 юношей и девушек, два комсомольско-молодеж­ ных коллектива. В совхо.зе ежегодно производится око­ ло 12 тысяч тонн яблок, 280: тонн • другой плодоовощной продукции. Бот почему опера­ ции «Тара», которая проходит у нас ежегодно, уделяется еа-' мое пристальное внимание. В 1984- году в этом движении принимало участие 67 юношей и девушек. Ими отремонтиро­ вано 6 тысяч ящиков и кон- ■Гейнеров, а также овощехра- Большую помощь нам ока­ зывают учащиеся Тимирязев­ ской средней школы. Весомый вклад ■ сохранность тары, и продукции совхоза вносят 20 комсомольских _«прожектори- сгов», которые обьединены в 7 нгтабов и постов «КП». На период уборочных и весепие- иолёвых работ дополнительно создаются 20 временных пос­ тов «КП». В «молниях», «тре­ вогах* «прожекторнсты» не только бичуют недостатки, но и отмечают лучших, поздрав­ ляют их с трудовой победой, обобщают и распространяют передовой опыт, прогреосив- • ные ’ формы организации *^как известно, уборка яблок требует очень больших затрат ручного' труда. И комсомоль­ ская организация совхоза вы­ ступила с инициативой «Каж­ дая суббота на уборке яблок ударная».' За этот период проведено- 9 :комсомольеко-мо-., лёДежнЫх ' субббтнйков -и вгос-*■ кресшшов. Это позволило сов- ванных ввеньев перешло иа новую • форму' организации труда — коллективный под­ ряд. В нынешнем, году, как и в предыдущем, план по заготовке всех видов кормов коллективом брирады пере­ крыт. В расчете на условную голову ежота запасено более 18 кормовых единиц. Особого успеха добился звеньевой А. Голобурдин, по­ лучивший с каждого - гектара кукурузной- плантации по 300 центнеров зеленой массы ОДИН'. ИЗ- лучших результа­ тов в бригаде. , - 7 ^ Доволен,. Саша, достиг, нутым? дд' сирЬсил‘его Доку- . — В. будущем году, пере-, кроем этот рубеж, — твердо сказал .звеньевой. . Уверен в успехе и бригадир, коммунист^.’ Иван Докучаев, ибо знает, на что способны его^.:,товариши:,,их слово . не расходится- с делом. На-пути к цели: и--.у корм-озаготовителей, и у их бригадира, не исключе­ но, встретятся еще трудно­ сти. По на судьбу свою Иван- Не жалуется. Крутой ее поворот, свой выбор комму- - иист ‘ Докучаев сделал созна­ тельно. А трудности? Иа то они и существуют, чтобы их преодолевать. А. ХАУСТОВ. Салют, фестиваль! Дню рождения комсомола и 67-й ' годовщине Великого Октября был посвящен ком­ сомольский субботник, кото, рмй провели: •27 .октября ком- 'Сомольцы и молодежь треста «Липецкетрой*. В этот день -большинство из них -трудились ' на ■своих -рабо-. чих местах, занимались бла-. гоустройством территории, приводили в порядок . боль­ шой мост через реку Воро­ неж. Часть, денег,, з,арабо-таКт. .пых. на :,субботяике . 500 рублей — решено .перечфглить в фонд. ХП Всемирного, фести­ валя молодежи к .студеитов. Т. ГОРЯЧЕВА. ..Дюби * Исаночкивозить В школе X» 53 г. Липецка старшеклассники для малы­ шей организовали «Русскую ярмарку».,1'-Д.тя нее использо­ вали спортзал и все близко расположенные к нему поме­ щения. А если говорить точ- иее, то эта ярмарка- начина­ лась с , кухонь многих- квар­ тир старшеклассишсов, где они пекли калачи, пироги, пе­ ченье и-даже делали конфе­ ты. Все это принесли в школь­ ную столовую. И здесь угоща­ ли малышей, выигравших та­ лоны на это угощение. . Талоны получили: все. По­ тому что устроители ярмарки “придумали 'столько, аттракци­ онов, что не нашлось’ни.одно­ го человека, который здесь не ртличилс^ Малыши тя®ли канат, Забирались по Жму вверх, прыгали в мешках, ка­ тались на- карусели. Были на этой ярмарке гла­ шатаи, Баба-Яга, Иваиушка- дурачок, «гости заморские». -Их-роли исполнили ОлегКор- ченов. Слава Калин-ни, Вита- ЛИЙ Дудоров, Лариса Иваии- щева. ’ Ну, а что за русская ярмарка без медведя? Его пре- крас4ю играла Илона Сонина, Ее ме.тведь был танцующим, поющим и очень добрым. Он угощая р!бех медом, ко,тщ)ый очень любит сам. '. В то время, когда ребята •ве.сжлились, . школьная нянечка ■горевала. Мыслимое ли дело, после всего этого навести по­ рядок? Но ее волнения оказа­ лись напрасными. И малыши, -Ну и-хитрыми же .оказа- .-лись .устроители ярмарки! „На больших листах бумаги они написали одну русскую поело-- вицу и вывесили их на . самых видных местах. А пословица эта вот какая: «Любишь ка­ таться— люби и саночки во- Е. СЕРГЕЕВА. В ШКОЛЕ — ЯРМАРКА МИР УВЛЕЧЕНИЙ Объединило тв о р ч е с т в о . При редакции лебедян­ ской районной газеты «Путь Октября» создан литера­ турно - творческий клуб «Собеседник». Он объеди­ нил местных художников, фотолюбителей, начинаю­ щих поэтов. На прошлом заседании, вел которое пр^еподаватель Лебедянского. педучилища B. . Ясенков, обсуждались . стихи членов клуба Р. Ко­ робковой, Ф. Вострикова, C. Русанова, А. Ермакова. Круг интересов «Собе­ седника» широк — это и ли­ тература, и художественная фотография, и музыка. Пробуют многие свои силы и в шургалистике. Е. ДРОЗДОВСКИИ. Новинки «Мелодии» Фото в. Кулика. Новая грампластинка «Мело­ дии» (С60 20877) •— «Погово­ рим». Георгий Мовсесян поет свои песни. — своеобразный дебют,. первый * диск-«гигант», посвященный творчеству мо­ лодого талантливого компо­ зитора. Название пластинки (по названию одной из песен) четко соответствует творче­ ской концепции автора. Здесь звучат песни иа слова известных поэтов Р. Рождест- ■ венского, Ц. Таннча, И. Ша- ферана, Л. Ошанина, языком которых автор говорит со сво­ им слушателем, делится забо- • тами, ' причем, заботами, ко­ торые волнуют не его одного. Автор ашютации к пластинке Р. Рождественский закалива­ ет ее так: «Л пожелать ему я хочу лишь одного: удачи. Ох, как она нужна каждому чело­ веку! Хотя бы иногда...». Ду­ мается, что первая «большая» пластинка Мовсесяна — его большая удача. ^ Популярный композитор Александр Журбин, автор.Мно- гих- •песен, киномузмки, зонг- оперы «Орфей- и Эвридика» из­ дал новую пластинку «Два портрета» (С60 20897). Здесь использованы стихи замеча­ тельных поэтов начала - XX века Марины Цветаевой и Велимира Хлебникова. «Я не пытался дать исчерпываю­ щее представление о творчестт ве этих мастеров — это невоз­ можно, ~ а выбрал лишь, наи­ более важное и близкое для себя; романтический порыв, страстный протест против все­ го «нечеловеческого», гор­ дость и незащищенность; жерг-- венность и женственностЬ'Цве- таевой и высокю! трагизм, «космичность», скоморошество и исступленность Хлебникова», — .говорит сам автор аяястин- «Музыка над морем» —так называется новая грампла­ стинка эстрадного оркестра Латвийского теяедидения и радио (С60 20777). Этот диск обещает увлека­ тельное путешествие, Немно- 'го романтичное, иногда поры­ вистое путешествие в раздо­ лье морских широт и инстр'У- ментальной • музыкиГ • Аранжировки столь красоч­ ны, что слова становятся лиш- . шшп хотя кажтая из этих инструментальных песен мог­ ла бы быть с текстом.- Грампластинка — •одан из лауреатов конкурса Всесоюз- , ной фирмы «Мелодия». ца луч­ шую запись.. 1983 года; , ■ ■ "Музыка, предлагаемая Ивар- сом Витпереом, руководителем оркестра, позволит вам' иа мнг забыть напряженность еже­ дневной суеты, р.азвяечет. вас. Представлять Раймойда Па­ улса—- композитора' ё пиани- - ста ;—‘ лишено ■смысла,- .'Попу­ лярность его велика. Щедавпо вышли а свет две' ;г.рампла- стиики с его .музыкой. — «В тональности : Раймонда Паул­ са» (С60 20375), где пред­ ставлена инструментальная музыка и «Диалог» (С60 21271), где песни Паулса поет один из популярнейших сего- . дня эстрадных-■пе|Щов’ Валерий Леонтьев. - ■‘ • А. КОГАН. ПЕДСОВЕТ хозу не только •выполнить план продажи яблок государству, но и сдать сверх плана свыше. тыся' 1 ц ТОШ 1 сладкой про'Нук- В начале этого года в сов­ хозе развернулось соревнова­ ние за повышение производи­ тельности труда на I процент и снижение себестоимости на 0,5 процента. Инициатором этого движе­ ния выступил комсомольско- молодежный коллектив авто­ парка. Итоги девяти месяцев убедительно показали,- что ребята свое слово держат твердо. Сверх плаиа имн пере­ везено 11 тысяч тонн сельско­ хозяйственной продукции, сэкономлено 16,5 тонны; горю­ чесмазочных материалов. О. ОБРЫВКОВ, секретарь комитета В.ПК,СМ совхоза имени Тимирязева, - В начале учебного года в дверь пионерской комнаты кто-то робко постучал. Вошла застенчивая тоненькая- , , де­ вушка. Покраснев, она сооб­ щила, что будет работать старшей вожатой. Моя радость оказалась . прел^девремепной. На следую­ щий день коллега исчезла и. больше не показывалась. Эта была уже вторая вожатая за две недели нового учебного Вспоминая семинары стар­ ших вожатых, невольно заду­ мываешься, много ли «старич-’ ков» осталось с прошлого го­ да? И с грустью убеящаешь- ся: ежегодно почти вполовину, обновляется состав . старших пионерских вожатых школ. В чем_же причина такой теку­ чести кадров? . В первую очередь, я счи­ таю, в том, что престиж стар­ шего вогкатого чрезвычайно низок в сегодняшней школе. Чтобы разрушить . стереотип­ ное отношение к старшему вожатому ,как к ' палочке-вы­ ручалочке. (заболел.учитель— завуч посылает вожатого за­ пять чем-нибудь детей; надо отвезти какую-нибудь кви­ танцию —- он лее; вожатый, как курьер едет в нунспую организацию и т. п.), иовичку- вон<атому необходимы сильная , воля, умение отстаивать свою позицию, принципы и убежде­ ния, продуманная плаёомер- ная работа па каждый день и правильный выбор' конечной цели. А в основе всего этого — глубокие профессиональ- . иые -знания. Вожатскне умения и навы­ ки, как и навыки любой про­ фессии, приходят с практикой, со стажем. ' Вырабатываются со;^>'ременкм путем Ароб и. ошибок, горьких 'разочарова- Профессия—вожатый О проблемах труда старших пионервожатых нем п§^лом ст<з|рая вожатая ------------------- же двректор школы. Зачастую неэкономично расходуется время старшего вожатого. Оно тратитея на составление ^различных сира- . вок-однотипного характера разные инстанции; на участие ‘ в. -одкотипны-х семинарах, про­ слушивание таких же лек­ ций; распро.страиение биле­ то» и .удостоверений все- вдаможных обществ. А ведь давво .известно;., если специа­ листперестает учиться, ой теряет свою квалификацию, начинает топтаться на месте, прокручивая одни и те же формы работы, которые ког­ да-то оправдали себя на прак-^ике. Вот. здесь-то и возникает необходимость, по­ требность в методическом дне для вожатого.. Один раз в месяц вожатые собираются иа.: семинар- в го­ родском: 'Доме пионеров. Для иврнчков эти семинары даюТ, коне;^но,. немало. На первых порах здесь можно переписать ецеварий какого-либо меро­ приятия; изучить азбуку, пио­ нерской работы. Но занятия эти- •больше похожи на ната- скцващге, -Наверное, оно тре- буетея’- новичкам. Но для опытных вожатых этого. явно недостаточно. С годами, . по­ степенно приходит то со­ стояние,, когда методические требовацда ^етацо.вятся:, ,для- тебя , самого потребностью, размышляет организатор внеклассной работы Елена Орлова, в недав­ ний и долгожданных побед. А пока вожатый учится рабо- - тать и совершает - ошибки, в педколлективе•растет глухое. недовольство. Да еще; -не: дай бог, до него в школе работал талантливый вожатый! .Тогда параллель между тем, что было и что есть, неизбежна и не в пользу новичка. Поддержать молодого • во­ жатого почти некому, . так как мало кто из педагогов хо- . рошо знаком со спецификой . пионерской .работы в дружпж. Таким образом, создается круг отчуждения, в котором ему, бедняге, работать невмоготу, и на стол директора ложитс.я очередное заявле-иие об . ^ Неопрс.делепиость работы, вожатого, его пгецифичеекое полажение в педколлективе вызваны нечеткостью ад­ министративного подчинения.- Зарп.чату вожатый получает в шк&ле,->„следоватеяьно,-.'«‘^0л- жен ;?Ътчитываться перед ректоро^^, педсоветом,а^ето- дическу 1 !Гпомощь — о-?^ Дома пионеров, туда .же поставляет разнообразную информацию, он же, Дом пионеров-, прово­ дит ■ аттестаиню. Йэнтролиру- ет работу, вожатого . райком комсомола, который н на­ правляет его ‘иа работу в шко­ лу. Хотя, чего таить, вопрос о приеме и уво.тьнении , решает в конечном счете все - тот необходимостью. А раз так, то ты уже ждешь от «мето­ дичек» чего-то особенного, что- то не удовлетворяет, что-то хочется усовершенствовать. Меня, например, привлекла да и сейчас привлекает прак­ тика пионерской работы, мно- А потому вожатым нужен постоянный обмен опытом. Я за то, чтобы методический день, предназначенный, преж-. де всего, для самообразова­ ния вожатого, проходил вне школы, и вот почему. Из собственного опыта знаю: стоит только заглянуть в школу «на минутку», как обя­ зательно появится масса дел и все неотложные. А при- еялешь в пионерской комна' 1 е с книгой или журналом на­ едине, как откроется дверь и заглянет мальчишка или девчонка. Просто так, пого­ ворить, и вожатый, увы, не сможет сказать посетителю, что в этот час ои «самообра­ зовывается», а потому ^ пусть зайдет попозже. Закрой пе- [гед ним однажды дверь, он, случится, в следующий раз пос'гесияется или вообще не захочет постучать в нее. .„Разными дорогами при­ ходят вожатые в школы: Мне повезло. Вожатой я вы­ шла из «Орленка», Всерос­ сийского пионерского лагеря, куда попала на 'работу уже имея опыт учителя. «Орле­ нок» научил не играть с детьми в их детскую нашу взрослую жизнь, на равных. И там, в «Орленке», поняла необходимую для вожатого истину: самообразование — это неизбежная ступень к< . творчеству. Именно творче­ ский стиль работы — вторая — и главная ступень вожато- Работяя в «Орленке», а за­ тем во Дворне пионеров па Чукотке, мне удалось подго­ товить две 'методические раз­ работки, ставшие моим во- жатским самовыражением. «Пионерские символы и ритуалы» — так назвала одну из них. Тема выбрана не слу­ чайно. Каждый вожатый зна­ ет, как нелегко научить ре­ бят выполнять красиво, четко ритуалы, но это — конечный результат труда вожатого. Наглядный. В нем, кстати, должна усматриваться не тех­ ническая сторона, а, если хотите, политическая. Ребята должны осознать важность, серьезность ритуала. А про­ сто красиво маршировать они ведь учатся и на уроках физ­ культуры. Вот почему работу вожато­ го по воспитанию у ' детей уважения к шшиерской симво­ лике, ритуалам я. бы назвала пропагандистской, партийной. И здесь особенно важна пози­ ция пионерского вожака; ни в коем случае не играть, а ■серьезно относиться к жизни организации. Все . эти мысли я и попыталась выразить в своей разработке. «Соревнование в пионерской дружине» — тема второй из них. В организации соревнова­ ния, как и в любом другом де­ ле, считаю главной коллектив­ ную форму работы. гИа !. это нацеливает журнал «Вожа­ тый», со страниц которого оказывается значительная ме­ тодическая помощь но прове­ дению «Пятилетки трудовых пионерских дел», «Похода бережливых». А вот в повсед­ невной практической работе иногда возникают накладки, разрешить которые бывает не­ просто. Приведу примеры. Во многих школах установ­ лены фонтанчики с питьевой водой. По санитарным требо­ ваниям, вода в ИЯХ должна литься бесперебойно. А ря­ дом, в столовой, имеются краны, в которых поступ.ле- ние воды регулируется, И щходит: школьники контро­ лируют расход ее в послед-, них, подсчитывают, сколько же напрасно теряется ее из иеот- ремонтировашюго крана, при этом обходя фонтанчики. ,Или; в журнале «Семья н школа» прочитала: у детей должны быть карманные деньги, потому что с первых шагов они должны учиться правильно раенределять свой •бюджет. Понятно; деньги дол­ жны быть не только из роди­ тельского кармана, а жела­ тельно — свои, трудовые. Но вот как-то обратились семи­ классники с вопросом, куда пойти поработать, чтобы потом на полученные сред­ ства поехать веем классом иа экскурсию. К соиолению, мы, как пи хотели, помочь им ие смогли: трудоустроить семиклассников помешал воз­ растной ценз. Несмотря на то, что школьная .реформа как раз-таки предусматривает его снижение, сегодня руко­ водители многих предприя­ тий города придерживаются другой точки зрения: лучше всего (надежнее) иметь дело с восемнадцатилетшши под­ ростками (?).' Вот такое столкновение различных организаций при­ водит порой нас, педагогов, в тупик. И еше раз убеждаешь­ ся; готовых рецептов на все случаи жизни не бывает. Поиски «изюминок», именно своего дела — над этим дол- ■жен трудиться вожатый., Ради этого он должен «пе[)енопать» десятки книг. Ради этого он должен «самообразовывать­ ся». ...Проблемы, сомиеиия; раздумья... Решение каждо­ дневных оргаишшннонпых во­ просов, .больших и малых, приобретение необходимых навыков н многое, многое дру­ гое — все это работа во­ жатого. А он, • современный вожатый, — грамотный; эру­ дированный человек, умеющий сохранять чистоту помыслов , и страстную душу борца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz