Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
I • «ЛЕНИНЕЦ» 1 ноября 1984 г» «ЛЕНИНЕЦ» т 3 ХЛЕБ НА ЗЕМЛЕ ОТЦОВ РАСТИТЬ НАМ Домой в тот день Иван пришел радостный. Еще о порога сообщил матери; — Все. Школа закончена. Экзамены сданы. Теперь — за работу... Выражение было несколько неточным. Не за работу сразу после окончания школы взялся Иван Докучаев из села Дубовое: он поступил тогда в профтехучилище, где полу чил специальность газоэлек- тросварщика. Через два с небольшим года вернулся в родные края, стал работать, теперь уже в самом прямом смысле этого слова, в совхозе «Дубовской». Много, было за бот и хлопот, особенно в- период ‘ ответственных сель- скбхозяйственных кампаний, таких как сев. и уборка уро жая. При поломке техники ме ханизаторы предпочитали об ращаться за помощью к мо лодому сварщику —- на со весть работал Иван. Росло мастерство, накапли вался опыт. В совхозе часто отмечали Докучаева как добросовестного работника, о нем говорили с уважением и теплом. Вскоре молодой рабочий был принят кандидатом в чле ны КПСС. В ответ на доверие старших товарищей ои стал работать еще лучше. Почув ствовал недостаток знаний в сельскохозяйственном произ водстве. И поэтому, когда ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ .инспектор отдела кадров пред-- дожила по направлению от совхоза поступить на заочную учебу в Чаплыгинскнй совхоз- техникум, с радостью со гласился. Учился легко, зна ния усваивались быстро еще и потому, что работал-то он непосредственно иа селе. Ус пешно закончил молодой ком- муиист техникум, получил диплом агронома. ...В ту пору в хозяйстве уже шли разговоры, что пора всерьез заняться производст вом кормов — от их. недо статна все беды в животновод стве, продуктивность которо го невысока. «Кормозаготови телей опытных, на,чежных нам не хватает, — думал секре тарь парткома А. И. Зубков — Давно пора отдельную, са мостоятеяьную отрасль созда вать. А то заготовка кормов стала как бы делом .второсте пенным. Хлеб — это да! Его надо быстрее убрать. Корма же вроде дополнительной на грузки». И парторга, и директора хо-.. зяйства. занимала и другая мысль: кого поставить во главе бригады;, кормозаготови- телей? Хотелось иметь знаю щего, энергичного руководи теля среднего звена. Выбор пал па Ивана Докучаева. Вызвав его в партком, А. И. Зубков испытующе погля,дел на парня и сказал: ■ — Есть мнение .назначить, . тебя бригадиром. . кормозаго товительной,, бригады. Но дело это трудное, ответствен- За новое для ^себя . дело молодой специалист взялся, как говорится;: засучив рукава, учился работать о людьми, коллективом. Немало .; , было неурядиц, на. ка.ждом ■шагу подстерегали «трудности, , бо-; роться. с которыми, приходи лось сообща,. всем вместе, , Дни напролет работали; елу-.. - чалоеь ночей недосыТшлй... Как-. то сломался, трактор . на Ко совице . «зеленки»,,'. . ■которая шла на, витаминную муку. Де ло под вечер, а, домой никто не ушел, пока не исправили, технику. Решили так, чтобы завтра с утра трактор, как и обычно, включился в ' работу, часу не простоял. . • На ,заготовку витаминной муки , делали особый .: . упор. АВМ был старенький, то-.- и . дело выходил , из .строя. Но это не остановило кормоэаго- товителей во главе с их молодым бригадиром, кото рый вместе с ремонтниками кв отходил от агрегата. 'И бла годаря такому вот . общему, беспокойству, когда один аа всех И все за одного, заго товка муки велась регуляр но,-без •перебоев. ■ ' Непросто оказалось корма заготовить. Зачастили дожди, раскисло- от воды поле.. . Не настье-спутало все карты: за тянулись сенокос и .уборка ... кукурузы. Однако кукурузу,»/ всю успели убра,ть до ■ на ступления морозов. Радовало, что в коллективе, несмотря на невзгоды, никто не ныл, на оборот,- еще дружйее.' стала бригада. Появился опыт, уве ренность в себе.' ^ . ’ Дела в бригаде наладились, , она стала именоваться ■ ком- сомольско - молодежной, име ни XIX съезда ВЛКСМ. Иа .-собраниях часто. . упоминают ся ныне механизаторы Алек сандр ■Голобурдин, Анатолий .:Елкин, . Николай Шипулян, Иван Камышников и ДРУ'не. Какой бы участок кормопро- , изводства. им ни < доверили, всюду. добиваю,т.ся.: молодые мехашзаторы . высокой- выра ботки, отличного качества. , Большинство мехаиизиро- 1 + 0 ,5 ,НА ПОВЕРКУ, БЕРЕЖЛИВЫЕ! 1 + 0,5 Сегодня о борьбе за экономию и бе режливость рассказы вает Долгоруковская районная комсомоль ская организация Вклад пионеров «Ни одного корня в поле!» под таким девизом рабо тали пионеры и комсомоль цы во время уборки свеклы. Все поч’рудились на совесть. Несколько дней учащиеся Екатериновской школы по могали совхозу имени Тими рязева в уборке яблок. Каж дый из работающих в саду не только старался выпол нить норму, но и убрать уро жай без потерь. Приятно было слышать слова благо дарности в адрес наших ре бят от бригадира-садовода Зои Андреевны Орловой. Всего щколышками было со брано 40 топи яблок. Пионеры разработали свою пятилетку иионерсгшх дел где особая роль отведе на 'рейдам бережливых. За прошлый учебный год было проведено” 7 таких рейдов. Их итоги сообщались иа общешкольной линейке. Здесь же давалось поруче ние — отремонтировать' вы- щедигую : из - строя мебель. Под , руководством учителя труда II. И. Захарова ребя т а ” произвели ре.моит парт. Большое . поле деятельно сти бережливым предостав ляется во врехгя летних ка- |гикул. Учащиеся своими ру дами производили ремонт кабинетов и мебели. За счет Йтого было с.9кономлено .3,5 тысячи рублей. Стержнем экономической политики становится дело, дазалось бы, простое и очорь бмдничпое — хозяйское от- дошеиие к общественному Добру, умение полностью, пелесообразио использовать дсе, что у нас есть. Эту цель И преследуют пионеры и комсомольцы, участвующие д походе бережливых. В. РОЩУПКИНА, старшая пионервожатая . I Екатериновской средней ^ школы. Воспитывать хозяев земли в движении по созданию Всесоюзного комсомольского 'счета экономии ц бережливо-- сти участвует свыше 3 тысяч юношей’ и девушек района. Только за 9 месяцев этого года ими сэкономлено горю че-смазочных- материалов, за пасных частей и других мате риальных ресурсов на 36 ты сяч рублей. Сейчас , по лицевым счетам экономии работают 46 комсо- мольеко - ■М'Олвдеж 1 г»х • кол лективов,: 1700 юношей- и де вушек. И хочется отмет-ить; что такая фор.ма работы приносит хорошие результа- Так, например, комсомоль- ско - молодежный уборочно транспортный комплекс кол хоза «Советская Россия» не только в короткий срок и с высоким качеством провел уборочную: кампанию, но и сэкономил 3,6 тонны горюче смазочных материалов. В районе горячо поддержана инициатива комсомольско- молодежного звена но возде лыванию сахарной свеклы В. Савинкина из колхоза «Свободный труд». В целях экономии : - горюче-смазочных' материалов и повышения Про изводительности труДа' -на. подготовке почвы иод посев и севе сахарной свеклы ' здесь. нсполБзовалй переоборудован ный для этой цели- энергона-- сыщенный- трактор -Т-150К и 24-р^дковую сеялку--с наве шенным широкозахватным культиватором.. ■ Новинка по зволила повысить производи тельность труда на этой операции в два раза, сокра тить численность работающих и сэкономить расход дизель ного топлива на. 45 процентов. В целях повышения произ водительности труда и эконо мии горюче-смазочных мате риалов на-■перевозке сахарной свеклы комсомолвско - моло- -дежный коллектив автопарка РПО «Сельхозтехника» решил перевозить . корнеплоды толь ко • большегрузными машина ми, иснодьзуя автоприцепы. В итоге сэкономлено около . 20 тонн бензина. Хорошо потрудились ком сомольские организации на сборе металлолома и макула туры. ■ Комсомольцами района собрано 45 тонн- металлолома и 3300 килограммов .макулату ры. Лучших результатов* здесь добились комеомодвские.- организации Тн-мирязе-вской,. Стрелецкой н Б. ЛомовеЦкой .средних, школ. ■ В борьбе за экономию н бере-жлИ’Вость нашли . :-свое место и «прожектористы».. Так, в ходе постоянного шеф ства над-разгрузкой в-дгоиоц' -н. отправкой материалов с . ..раз грузочных площадок со станций Долгоруково, толь- _ ■.ко-снизи.тисБ начеты на ’ ор-' ■гаянзайии, 'и- хозяйства, но - и сократились потери при »раз грузке и хранении строитель ных материалов. Результаты в борьбе за экономию и бережливость могг - ли быть и выше, если бы эту ответственную работу не тор мозили хозяйственные руко водители ряда колхозов, сов-, хозев. В комсомольских орга низациях колхозов «Память Ленина», «Память Ильича», совхоза «Долгоруковский» не организовано социалистиче ское' соревнование тга лице вым счетам экономии. Объяс няется это, прежде всег'О, не желанием отдельных руково дителей работать по-новому и безынициативностью комите тов: комсомола. Не сказали пока своего веского слова и советы мо лодых ■специалистов. И. Д ЕДЯ ЕВ, второй секретарь РК ВЛКСМ. Потерям —заслон Главным . направлением в деятельности комсомольской организации нашего! совхоза стала работа по созданию фон да экономии и бережливости. В этом движении участвуют более 150 юношей и девушек, два комсомольско-молодеж ных коллектива. В совхо.зе ежегодно производится око ло 12 тысяч тонн яблок, 280: тонн • другой плодоовощной продукции. Бот почему опера ции «Тара», которая проходит у нас ежегодно, уделяется еа-' мое пристальное внимание. В 1984- году в этом движении принимало участие 67 юношей и девушек. Ими отремонтиро вано 6 тысяч ящиков и кон- ■Гейнеров, а также овощехра- Большую помощь нам ока зывают учащиеся Тимирязев ской средней школы. Весомый вклад ■ сохранность тары, и продукции совхоза вносят 20 комсомольских _«прожектори- сгов», которые обьединены в 7 нгтабов и постов «КП». На период уборочных и весепие- иолёвых работ дополнительно создаются 20 временных пос тов «КП». В «молниях», «тре вогах* «прожекторнсты» не только бичуют недостатки, но и отмечают лучших, поздрав ляют их с трудовой победой, обобщают и распространяют передовой опыт, прогреосив- • ные ’ формы организации *^как известно, уборка яблок требует очень больших затрат ручного' труда. И комсомоль ская организация совхоза вы ступила с инициативой «Каж дая суббота на уборке яблок ударная».' За этот период проведено- 9 :комсомольеко-мо-., лёДежнЫх ' субббтнйков -и вгос-*■ кресшшов. Это позволило сов- ванных ввеньев перешло иа новую • форму' организации труда — коллективный под ряд. В нынешнем, году, как и в предыдущем, план по заготовке всех видов кормов коллективом брирады пере крыт. В расчете на условную голову ежота запасено более 18 кормовых единиц. Особого успеха добился звеньевой А. Голобурдин, по лучивший с каждого - гектара кукурузной- плантации по 300 центнеров зеленой массы ОДИН'. ИЗ- лучших результа тов в бригаде. , - 7 ^ Доволен,. Саша, достиг, нутым? дд' сирЬсил‘его Доку- . — В. будущем году, пере-, кроем этот рубеж, — твердо сказал .звеньевой. . Уверен в успехе и бригадир, коммунист^.’ Иван Докучаев, ибо знает, на что способны его^.:,товариши:,,их слово . не расходится- с делом. На-пути к цели: и--.у корм-озаготовителей, и у их бригадира, не исключе но, встретятся еще трудно сти. По на судьбу свою Иван- Не жалуется. Крутой ее поворот, свой выбор комму- - иист ‘ Докучаев сделал созна тельно. А трудности? Иа то они и существуют, чтобы их преодолевать. А. ХАУСТОВ. Салют, фестиваль! Дню рождения комсомола и 67-й ' годовщине Великого Октября был посвящен ком сомольский субботник, кото, рмй провели: •27 .октября ком- 'Сомольцы и молодежь треста «Липецкетрой*. В этот день -большинство из них -трудились ' на ■своих -рабо-. чих местах, занимались бла-. гоустройством территории, приводили в порядок . боль шой мост через реку Воро неж. Часть, денег,, з,арабо-таКт. .пых. на :,субботяике . 500 рублей — решено .перечфглить в фонд. ХП Всемирного, фести валя молодежи к .студеитов. Т. ГОРЯЧЕВА. ..Дюби * Исаночкивозить В школе X» 53 г. Липецка старшеклассники для малы шей организовали «Русскую ярмарку».,1'-Д.тя нее использо вали спортзал и все близко расположенные к нему поме щения. А если говорить точ- иее, то эта ярмарка- начина лась с , кухонь многих- квар тир старшеклассишсов, где они пекли калачи, пироги, пе ченье и-даже делали конфе ты. Все это принесли в школь ную столовую. И здесь угоща ли малышей, выигравших та лоны на это угощение. . Талоны получили: все. По тому что устроители ярмарки “придумали 'столько, аттракци онов, что не нашлось’ни.одно го человека, который здесь не ртличилс^ Малыши тя®ли канат, Забирались по Жму вверх, прыгали в мешках, ка тались на- карусели. Были на этой ярмарке гла шатаи, Баба-Яга, Иваиушка- дурачок, «гости заморские». -Их-роли исполнили ОлегКор- ченов. Слава Калин-ни, Вита- ЛИЙ Дудоров, Лариса Иваии- щева. ’ Ну, а что за русская ярмарка без медведя? Его пре- крас4ю играла Илона Сонина, Ее ме.тведь был танцующим, поющим и очень добрым. Он угощая р!бех медом, ко,тщ)ый очень любит сам. '. В то время, когда ребята •ве.сжлились, . школьная нянечка ■горевала. Мыслимое ли дело, после всего этого навести по рядок? Но ее волнения оказа лись напрасными. И малыши, -Ну и-хитрыми же .оказа- .-лись .устроители ярмарки! „На больших листах бумаги они написали одну русскую поело-- вицу и вывесили их на . самых видных местах. А пословица эта вот какая: «Любишь ка таться— люби и саночки во- Е. СЕРГЕЕВА. В ШКОЛЕ — ЯРМАРКА МИР УВЛЕЧЕНИЙ Объединило тв о р ч е с т в о . При редакции лебедян ской районной газеты «Путь Октября» создан литера турно - творческий клуб «Собеседник». Он объеди нил местных художников, фотолюбителей, начинаю щих поэтов. На прошлом заседании, вел которое пр^еподаватель Лебедянского. педучилища B. . Ясенков, обсуждались . стихи членов клуба Р. Ко робковой, Ф. Вострикова, C. Русанова, А. Ермакова. Круг интересов «Собе седника» широк — это и ли тература, и художественная фотография, и музыка. Пробуют многие свои силы и в шургалистике. Е. ДРОЗДОВСКИИ. Новинки «Мелодии» Фото в. Кулика. Новая грампластинка «Мело дии» (С60 20877) •— «Погово рим». Георгий Мовсесян поет свои песни. — своеобразный дебют,. первый * диск-«гигант», посвященный творчеству мо лодого талантливого компо зитора. Название пластинки (по названию одной из песен) четко соответствует творче ской концепции автора. Здесь звучат песни иа слова известных поэтов Р. Рождест- ■ венского, Ц. Таннча, И. Ша- ферана, Л. Ошанина, языком которых автор говорит со сво им слушателем, делится забо- • тами, ' причем, заботами, ко торые волнуют не его одного. Автор ашютации к пластинке Р. Рождественский закалива ет ее так: «Л пожелать ему я хочу лишь одного: удачи. Ох, как она нужна каждому чело веку! Хотя бы иногда...». Ду мается, что первая «большая» пластинка Мовсесяна — его большая удача. ^ Популярный композитор Александр Журбин, автор.Мно- гих- •песен, киномузмки, зонг- оперы «Орфей- и Эвридика» из дал новую пластинку «Два портрета» (С60 20897). Здесь использованы стихи замеча тельных поэтов начала - XX века Марины Цветаевой и Велимира Хлебникова. «Я не пытался дать исчерпываю щее представление о творчестт ве этих мастеров — это невоз можно, ~ а выбрал лишь, наи более важное и близкое для себя; романтический порыв, страстный протест против все го «нечеловеческого», гор дость и незащищенность; жерг-- венность и женственностЬ'Цве- таевой и высокю! трагизм, «космичность», скоморошество и исступленность Хлебникова», — .говорит сам автор аяястин- «Музыка над морем» —так называется новая грампла стинка эстрадного оркестра Латвийского теяедидения и радио (С60 20777). Этот диск обещает увлека тельное путешествие, Немно- 'го романтичное, иногда поры вистое путешествие в раздо лье морских широт и инстр'У- ментальной • музыкиГ • Аранжировки столь красоч ны, что слова становятся лиш- . шшп хотя кажтая из этих инструментальных песен мог ла бы быть с текстом.- Грампластинка — •одан из лауреатов конкурса Всесоюз- , ной фирмы «Мелодия». ца луч шую запись.. 1983 года; , ■ ■ "Музыка, предлагаемая Ивар- сом Витпереом, руководителем оркестра, позволит вам' иа мнг забыть напряженность еже дневной суеты, р.азвяечет. вас. Представлять Раймойда Па улса—- композитора' ё пиани- - ста ;—‘ лишено ■смысла,- .'Попу лярность его велика. Щедавпо вышли а свет две' ;г.рампла- стиики с его .музыкой. — «В тональности : Раймонда Паул са» (С60 20375), где пред ставлена инструментальная музыка и «Диалог» (С60 21271), где песни Паулса поет один из популярнейших сего- . дня эстрадных-■пе|Щов’ Валерий Леонтьев. - ■‘ • А. КОГАН. ПЕДСОВЕТ хозу не только •выполнить план продажи яблок государству, но и сдать сверх плана свыше. тыся' 1 ц ТОШ 1 сладкой про'Нук- В начале этого года в сов хозе развернулось соревнова ние за повышение производи тельности труда на I процент и снижение себестоимости на 0,5 процента. Инициатором этого движе ния выступил комсомольско- молодежный коллектив авто парка. Итоги девяти месяцев убедительно показали,- что ребята свое слово держат твердо. Сверх плаиа имн пере везено 11 тысяч тонн сельско хозяйственной продукции, сэкономлено 16,5 тонны; горю чесмазочных материалов. О. ОБРЫВКОВ, секретарь комитета В.ПК,СМ совхоза имени Тимирязева, - В начале учебного года в дверь пионерской комнаты кто-то робко постучал. Вошла застенчивая тоненькая- , , де вушка. Покраснев, она сооб щила, что будет работать старшей вожатой. Моя радость оказалась . прел^девремепной. На следую щий день коллега исчезла и. больше не показывалась. Эта была уже вторая вожатая за две недели нового учебного Вспоминая семинары стар ших вожатых, невольно заду мываешься, много ли «старич-’ ков» осталось с прошлого го да? И с грустью убеящаешь- ся: ежегодно почти вполовину, обновляется состав . старших пионерских вожатых школ. В чем_же причина такой теку чести кадров? . В первую очередь, я счи таю, в том, что престиж стар шего вогкатого чрезвычайно низок в сегодняшней школе. Чтобы разрушить . стереотип ное отношение к старшему вожатому ,как к ' палочке-вы ручалочке. (заболел.учитель— завуч посылает вожатого за пять чем-нибудь детей; надо отвезти какую-нибудь кви танцию —- он лее; вожатый, как курьер едет в нунспую организацию и т. п.), иовичку- вон<атому необходимы сильная , воля, умение отстаивать свою позицию, принципы и убежде ния, продуманная плаёомер- ная работа па каждый день и правильный выбор' конечной цели. А в основе всего этого — глубокие профессиональ- . иые -знания. Вожатскне умения и навы ки, как и навыки любой про фессии, приходят с практикой, со стажем. ' Вырабатываются со;^>'ременкм путем Ароб и. ошибок, горьких 'разочарова- Профессия—вожатый О проблемах труда старших пионервожатых нем п§^лом ст<з|рая вожатая ------------------- же двректор школы. Зачастую неэкономично расходуется время старшего вожатого. Оно тратитея на составление ^различных сира- . вок-однотипного характера разные инстанции; на участие ‘ в. -одкотипны-х семинарах, про слушивание таких же лек ций; распро.страиение биле то» и .удостоверений все- вдаможных обществ. А ведь давво .известно;., если специа листперестает учиться, ой теряет свою квалификацию, начинает топтаться на месте, прокручивая одни и те же формы работы, которые ког да-то оправдали себя на прак-^ике. Вот. здесь-то и возникает необходимость, по требность в методическом дне для вожатого.. Один раз в месяц вожатые собираются иа.: семинар- в го родском: 'Доме пионеров. Для иврнчков эти семинары даюТ, коне;^но,. немало. На первых порах здесь можно переписать ецеварий какого-либо меро приятия; изучить азбуку, пио нерской работы. Но занятия эти- •больше похожи на ната- скцващге, -Наверное, оно тре- буетея’- новичкам. Но для опытных вожатых этого. явно недостаточно. С годами, . по степенно приходит то со стояние,, когда методические требовацда ^етацо.вятся:, ,для- тебя , самого потребностью, размышляет организатор внеклассной работы Елена Орлова, в недав ний и долгожданных побед. А пока вожатый учится рабо- - тать и совершает - ошибки, в педколлективе•растет глухое. недовольство. Да еще; -не: дай бог, до него в школе работал талантливый вожатый! .Тогда параллель между тем, что было и что есть, неизбежна и не в пользу новичка. Поддержать молодого • во жатого почти некому, . так как мало кто из педагогов хо- . рошо знаком со спецификой . пионерской .работы в дружпж. Таким образом, создается круг отчуждения, в котором ему, бедняге, работать невмоготу, и на стол директора ложитс.я очередное заявле-иие об . ^ Неопрс.делепиость работы, вожатого, его пгецифичеекое полажение в педколлективе вызваны нечеткостью ад министративного подчинения.- Зарп.чату вожатый получает в шк&ле,->„следоватеяьно,-.'«‘^0л- жен ;?Ътчитываться перед ректоро^^, педсоветом,а^ето- дическу 1 !Гпомощь — о-?^ Дома пионеров, туда .же поставляет разнообразную информацию, он же, Дом пионеров-, прово дит ■ аттестаиню. Йэнтролиру- ет работу, вожатого . райком комсомола, который н на правляет его ‘иа работу в шко лу. Хотя, чего таить, вопрос о приеме и уво.тьнении , решает в конечном счете все - тот необходимостью. А раз так, то ты уже ждешь от «мето дичек» чего-то особенного, что- то не удовлетворяет, что-то хочется усовершенствовать. Меня, например, привлекла да и сейчас привлекает прак тика пионерской работы, мно- А потому вожатым нужен постоянный обмен опытом. Я за то, чтобы методический день, предназначенный, преж-. де всего, для самообразова ния вожатого, проходил вне школы, и вот почему. Из собственного опыта знаю: стоит только заглянуть в школу «на минутку», как обя зательно появится масса дел и все неотложные. А при- еялешь в пионерской комна' 1 е с книгой или журналом на едине, как откроется дверь и заглянет мальчишка или девчонка. Просто так, пого ворить, и вожатый, увы, не сможет сказать посетителю, что в этот час ои «самообра зовывается», а потому ^ пусть зайдет попозже. Закрой пе- [гед ним однажды дверь, он, случится, в следующий раз пос'гесияется или вообще не захочет постучать в нее. .„Разными дорогами при ходят вожатые в школы: Мне повезло. Вожатой я вы шла из «Орленка», Всерос сийского пионерского лагеря, куда попала на 'работу уже имея опыт учителя. «Орле нок» научил не играть с детьми в их детскую нашу взрослую жизнь, на равных. И там, в «Орленке», поняла необходимую для вожатого истину: самообразование — это неизбежная ступень к< . творчеству. Именно творче ский стиль работы — вторая — и главная ступень вожато- Работяя в «Орленке», а за тем во Дворне пионеров па Чукотке, мне удалось подго товить две 'методические раз работки, ставшие моим во- жатским самовыражением. «Пионерские символы и ритуалы» — так назвала одну из них. Тема выбрана не слу чайно. Каждый вожатый зна ет, как нелегко научить ре бят выполнять красиво, четко ритуалы, но это — конечный результат труда вожатого. Наглядный. В нем, кстати, должна усматриваться не тех ническая сторона, а, если хотите, политическая. Ребята должны осознать важность, серьезность ритуала. А про сто красиво маршировать они ведь учатся и на уроках физ культуры. Вот почему работу вожато го по воспитанию у ' детей уважения к шшиерской симво лике, ритуалам я. бы назвала пропагандистской, партийной. И здесь особенно важна пози ция пионерского вожака; ни в коем случае не играть, а ■серьезно относиться к жизни организации. Все . эти мысли я и попыталась выразить в своей разработке. «Соревнование в пионерской дружине» — тема второй из них. В организации соревнова ния, как и в любом другом де ле, считаю главной коллектив ную форму работы. гИа !. это нацеливает журнал «Вожа тый», со страниц которого оказывается значительная ме тодическая помощь но прове дению «Пятилетки трудовых пионерских дел», «Похода бережливых». А вот в повсед невной практической работе иногда возникают накладки, разрешить которые бывает не просто. Приведу примеры. Во многих школах установ лены фонтанчики с питьевой водой. По санитарным требо ваниям, вода в ИЯХ должна литься бесперебойно. А ря дом, в столовой, имеются краны, в которых поступ.ле- ние воды регулируется, И щходит: школьники контро лируют расход ее в послед-, них, подсчитывают, сколько же напрасно теряется ее из иеот- ремонтировашюго крана, при этом обходя фонтанчики. ,Или; в журнале «Семья н школа» прочитала: у детей должны быть карманные деньги, потому что с первых шагов они должны учиться правильно раенределять свой •бюджет. Понятно; деньги дол жны быть не только из роди тельского кармана, а жела тельно — свои, трудовые. Но вот как-то обратились семи классники с вопросом, куда пойти поработать, чтобы потом на полученные сред ства поехать веем классом иа экскурсию. К соиолению, мы, как пи хотели, помочь им ие смогли: трудоустроить семиклассников помешал воз растной ценз. Несмотря на то, что школьная .реформа как раз-таки предусматривает его снижение, сегодня руко водители многих предприя тий города придерживаются другой точки зрения: лучше всего (надежнее) иметь дело с восемнадцатилетшши под ростками (?).' Вот такое столкновение различных организаций при водит порой нас, педагогов, в тупик. И еше раз убеждаешь ся; готовых рецептов на все случаи жизни не бывает. Поиски «изюминок», именно своего дела — над этим дол- ■жен трудиться вожатый., Ради этого он должен «пе[)енопать» десятки книг. Ради этого он должен «самообразовывать ся». ...Проблемы, сомиеиия; раздумья... Решение каждо дневных оргаишшннонпых во просов, .больших и малых, приобретение необходимых навыков н многое, многое дру гое — все это работа во жатого. А он, • современный вожатый, — грамотный; эру дированный человек, умеющий сохранять чистоту помыслов , и страстную душу борца.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz