Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

4 • «ЛЕНИНЕЦ*^ Песни, похожие на автора По приглашению туристского клуба «Альтаир» НЛМК и город­ ского клуба туристов «Горизонт» в Липецке выступил с концертами бард Александр Суханов. Перед началом концерта наши места были в третьем ряду. Когда Александр Суханов вышел с гитарой на сцену, мы вдруг обнаружили, что сидим уже в седьмом. -А произошло все очень просто: актовый зал педагогического института не мог вместить все.х, кто хотел в тот вечер послушать гостя из Москвы. И впереди появились ряды из ст)'льев. ■ . Принято считать, что авторская пес» ня адресована молодым. Может, по> тодму, что родилась она в туристской, студенческой, среде. Но то, что в зале ' вместе со студентами и. молодежью города сидели пожилые — этот факт говорил об одном: насколько песня выросла из такого определения, на­ сколько она стала интересной н необ­ ходимой для всех нас. Ибо то, чем хотят поделиться с нами барды, вышло далеко за пределы чисто молодежных тем, и стало открытием общечеловече­ ских истин, И то, каков профессио­ нальный Уровень этой песни, уже ни у кого не вызывает сомнений. А. Суханов: - - Я хотел бы петь са­ мой широкой аудитории. Когда пишу песню, ставлю перед собой задачу, — чтобы меня понимали многие. Ко­ нечно;* аудитории бывают разные, но я заметил: чем-то особым они не отли-^ чаются друг от друга — какие-то об­ щие принципы восприятия остаются. Где надо грустить — грустят, где на­ до смеяться — смеются, С особым удовольствием выступаю перед сту­ дентами. Есть у меня песни и для самых маленьких, й для пожилых. Ра- вумеется, зрительскую аудиторию на том или ином концерте всегда чувст­ вуешь, принимаешь во внимание. Но это не значит — подстраиваться под «ее, идти на поводу. Потому что, в конечном итоге стараешься, чтобы тебя поняли и, может быть, приняли то, что волнует тебя, что тебе не дает спокойно спать. Хотя у каждого из нас свои взгляды, свои проблемы. Но для меня достаточно уже и того, что есть друзья, которые тебя слушают и понимают — это уже радость. Итак, Александр Суханов. Препо­ даватель МГУ, кандидат физико-мате­ матических наук. Песенным творчест­ вом занимается со студенческих лет. Лауреат многих конкурсов и фестива­ лей самодеятельной песни. Гитара — второй музыкальный инструмент, кото­ рый он освоил, ранее получив образо­ вание в .музыкальной школе во классу скрипки. Может быть, потому в твор­ честве А. Суханова слились воедино нежность X лирика скрипки, темпера­ мент и болевой нерв гитары: «Этот апрель — новый приход , Светлой мечты из снов. Тает во мне тоненький лед Будто от теплых слов...» Александр сказал, что нр считает себя поэтом. И это воспринималось не как желание показаться скромнее, чем есть на самом деле. В этом чувствова­ лось отношение к тому, чем он зани­ мается. Отношение серьезное, когда предъявляешь себе самый большой счет, когда самое страшное — фаль­ шивая нота или слово. А. Суханов: — В жизни меня привле­ кает исследование ее противоречий. Сама жизнь задает вотросы, на кото­ рые невозможно, да и не нужно отве­ чать однозначно. Неожиданные, а порой даже пара­ доксальные по своей сути , песни, осо­ бенно финал их, тонкая ирония никог­ да не позволяют ’ спутать творчество Александра Суханова с другими испол- «ителя.ми.. Но -дело здесь не только в этом. Еще поразительнее точная, бога­ тая оттенками, своим разнообразие.м эмоциональная музыка. Пожалуй, ком­ позиторский талант А. Суханова можно назвать наиболее зрелым и интересным в ряду других довольно-таки извест- ных самодеятельных авторов. Восхи­ щает ‘гармония стиха и .музыки даже тогда, когда Александр пишет музы'Ку на стихи других авторов — советских и зарубежных поэтов. Чувство вкуса, присущее Суханов!у. к счастью, никогда ему не изменяет. Наверное, по­ тому, что он не .изменяет самому се­ бе и берется писать музыку только к тем стихам, которые близки ему, со­ звучны его внутреннему состоянию. Чудесные, непревзойдеяные лириче­ ские творения И. Бунина, И. Анненско­ го, Арс. Тарковского, Н. Рубцова, П. Вер­ лена легли в основу лучшие созданий А. Суханова. Это ро.\гансы, которые ни­ когда не устаешь слушать, которые по­ могают нам не только глубже проник­ нуть в духовный мир замечательных поэтов. Происходит поистине соедине­ ние двух равных творцов — поэта я композитора. А. Суханов: — Сначала я писал му­ зыку на свои стихи. Потом настала не­ обходимость (понял, что они несовер­ шенны) обратиться к классике — насту­ пил как бы период ученичества, Сейчас наметилось некоторое «равновесие»: а моем репертуаре как целиком собствен­ ные песни, так я на стихи других ав­ торов. И даже этим не ограничивается Александр. Он сам переводит стихи зарубежных поэтов, в которых нахо­ дит вдруг созвучность своим мыслям и чувствам.' Его перевод и его музыка не только не вредят оригиналу, но я наполняют его новым ароматом, вы­ растают в оригинальное гармоничное произведение: «Вздо.х» на стиха Коль­ риджа, «Больная осень» Аполлинера. Вообще, романс как один из видов лирики наиболее любим им. В жан­ ре романса Алетеандр и предпочитает более всего работать. А. Суханов: — По натуре я — ли­ рик. А лирика всегда предполагает грусть, раскрытие каких-то глубоко личных переживаний человека, обна­ женную передачу сути вещей. Иногда из одного лирического сборника беру, только одно стихотворение. Или вдруг случайно обнаружив стихи, чувствую, что уже не могу не переложить их на музыку. - Кстати, одной из первых песен, ис­ полненных Н.М на концерте, был романс на стихи И. Бунина «Зачем и о чем говорить». Поэтичность, образность, лирики Су­ ханова и песни построены на ассо­ циациях, что очень, ценно. Он сказал, что отдельно' стихов не пишет <— только вместе музыка и слова. Не потому ли действительно трудно отде­ лить стихи Суханова от его мелодии- или представить Их отдельными друг от друга — настолько неоспоримо их единство, настолько оно необходимо. А, Суханов: —• КонечИо, я пишу не толысо грустные лирические песни, так как, чтобы выразить все, что хочешь, приходится обращаться к разным жан­ рам. Поэтому в моем репертуаре есть и веселые, детские песни. у Диапазон творчества Суханова шн- .рок и не только в тематическом, жан­ ровом разнообразии -— это и вальсы, и романсы, И песни-баллады, и песня, исповеди, и сатирические. Та тонкая иро­ ния, которую он сам умеет передавать в своих выступлениях, наглядна. Достато­ чно увидеть, как исполняет Александр песни «Цирк», «Уезжаю в Ленинград», «Марионетки», чтобы признать в нем и актерское мастерство. Лирик А. Суханов у нас на глазах превращается одновременно в озорно­ го и мудрого менестреля. Зал улыба­ ется, хохочет, а в конце такой песни,- когда воздает должное певцу долги­ ми аплодисментами, почему-то заду ­ мывается. А. Суханов; — Песни для детей я стал писать, когда у самого появились девочки-близнецы. И, конечно, тем для Их создавия, сами понимаете, хватало. Сейчас дети подросли, и мы поем вме­ сте. Нынешним летом в день их рождения отец приехал в пионерский лагерь позд­ равить дочурок и сделал подарок всем детям — он два часа пел для них. А. Суханов; — У меня есть и дет­ ские мини-оперы — «Лесной плакунчик», «Огородный подрастай», которые бы­ ли написаны по заказу в «Колобок» — приложение к «Кругозору». Потом они вышли отдельной пластинкой. Не­ которые считают, что я пишу для юно­ шества .— пятнадцати-шестнадцатилет­ них. Ну что ж, если это так, я очень рад. В самом деле, песни А. Суханова, написанные, казалось бы, для самых маленьких, ту .же «Зеленую карету», «Колыбельную» с удовольствием, слу-. Щают и поют и подростки, и люди старшего возраста. А. Суханов: — Уже то, что поют, элю всегдд приятно, даже неважно, как поют. Ведь если человек захотел спеть, значит, то, о чем идет речь, близко и понятно ему: Нет, пожалуй, сейчас студентов, ко­ торые не знали бы творчества А. Суч ханова. Чем его песни привлекают, скажем, студенческую среду? Прекрас- ' «ыми стихами и мелодией? Да, конечнб. Но, наверное, прежде всего тем. чт^ автор щедро делится с другими свои4 открытием мира. Причем, не поучая, н4 навязывая свою точку зрения. В песне «Эпиграф» он поет: «Продаю ■— купите то,, чем я владею. Лестнщу на небо».« Умение подарить лестницу в небо у сделать так, чтобы захотелось поднять» ся по этой лестнице вверх, захотелось постичь и самого себя, и окружающих, попристальней вглядеться вокруг, при^ нять и понять мнр во всех его проти­ воречиях — это немало. В каждой егэ песне — состояние его души в опреде­ ленный мо-меит, , А. Суханов: — У меня нет пески, которую можно было бы назвать пр(Й' граммной. В одной песне всего нй скажешь. Ибо в каждой песне как бы остается сам автор, его позиция. И хочет он тЦ^ го или нет, песни похоясн на своего создателя. Но не случайно к песне на стихи Н. Рубцова «Душевная» как-то по-осц» бому относятся и автор, и любая ау« дитория, которая воспринимает ее тец» ло. И в какой-то мере как программ мную песню. В ней узнаешь, что за че­ ловек, что за личность А. Суханов. А. Суханов: — О войне у меня всего две песни — «Минута молчания» и «Я помню тот нелегкий бой». «Минута молчания» для А. Суханова —- это не только минута .Памяти, но и минута вглядывания в . собственную жизнь, в собственную судьбу, размыш­ ления о том, кто я? что я? заче.м я? «Ну хватит, сколько можно, Давайте хоть немного помолчим. . ; И хоть за ночью день приходит ; непреложно, • Хочу остановить за стенкою часы...» Александр Суханов: — В песнях « войне, конечно, можно выразить ощу- ' щение того времени и событий, кото­ рые происходили, высказать свой взгляд на них, свое собственное по­ нимание, исходя из того, что мы зна­ ем о войне из книг, фильмов, расска­ зов ветеранов. Но ведь война — это прежде всего экстремальная ситуация, когда человек поставлен перед выбо­ ром. Перед выбором между жизнью й смертью, геройством и подлостью. А такие пограничные ситуации бываюя н в мирнее время, когда по большому счету необходимо решить для себя что-то главное, сделать выбор. И по­ этому в песнях о войне я могу пред­ ставить себя в этой ситуации сейчас, в наше время, когда тоже приходится делать выбор. В песне «Я помню тот нелегкий бой», написанной недавно, он берет на себя смелость говорить от имени ветерана. Картина боя. Но за ней, за тем, кай он это рисует, чувствуется боль войны, нерв войны. Между первой и второй неснями « ' войне йльшой промежуток. Но дед^ не в количестве, а в качестве. Во вта» рой песне чувствуются большая умуд» ренность я более острый взгляд иа мир. А, Суханов; — Вы спрашиваете, трудна ли писать во заказу? На нель­ зя же сидеть и ждать вдокяовения| ; Ведь м е Приходит во время работы. Во время нашей беседы он, обдумы­ вая ответ на очередной воЯрос, иногда прикасался к грифу гитары, которая, за , чехленная, стояла рядом. Прикасался и как бы просил у нее помощи или со­ вета; Но скорее всего потому, что на любой из. вопросов ему легче и естест» . веннее было бы ответить с гитарой з руках. Ведь в его песнях и в самом де­ ле есть ответы на многие вопросы. Т. МОЧАЛИНА, О. ТЕПЛОВА. ' Фото г. Шакина. Редактор И, БЕЗБОРОДОВ. ГВ ки н о ‘1 т в а т р а х 27—28 октября «КОСМОС». Чучело (2 серии) — 20.30, 14.30, 17.00, 1 9Ж «ВИННИЦА». Очень важная пер> СОна — 10.00, 12.00, 14.00. 16.00 1уд- линеняый), 18.30, 20.30. Малый зал. Встреча в Атлантике {дети до 16 лет не допускаются) — 19.00, 21.00. Детский зал. Киносборник Горе не беда — 11.00, 13.00. Обещаю быть!— 15.00, 17.00. «ОКТЯБРЬ». Очень важная персо­ на — 9.00, 10.50, 12.40 (удлиненный). 15.00, 16.30, 18.10 (удлиненный). Дет­ ский сад (2 серия, дети до 16 лёт «е допускаются) — 20.30. 28 октяб­ ря. Что у Сеньки было? — 9,00. «ЗАРЯ». Фрэнсис (2 серии, дети до 16 лет не допускаются) — 11.50, 17.30, Танцор диско (2 серии) — 9.00, 14.40, 20.20. Малый зал. Особое подразделеяяё — 11.00, 14,00, 16,00 (УАЛИнеяный). 18,30, 20.30. «СПУТНИК». 27 октября. Фротсис (2 серия, дети до 16 лет не допуска­ ются) — 9.00, 12.00. 15.00. 18,00,- 20.50. 28 октября. Зеленый остров — 9.00. ' Фрэнсис (2 серии, дети до 16 лет не допускаются) — 11.00, 14.00, 17.00. 20.00. «МЕТАЛЛУРГ». 27 октября. Осо­ бое подразделение — 9.00, 11.00, 13 00., 17.00, 19.00 (удлиненнь^ , 21.30. Собака в шцике — 15.00. ДКнТ НЛМК. 27 октября. Ольга в Константин — 15.00, 16.40, 18.00, 20.00. 28 октября. Корабли штурму­ ют бастионы 12.00. Концерт для постороннего — 14,00, 16.00. 0 ,Ш ‘а а КОВСТВНТШ 1 — 18.00, 20.00. Наш адрес: ГСП 398055. г. Липецк, улица Московская, 83, редактора — 5-01-76; ответственного секретаря — 5-01-45; отдела комсомольской жизни — 5-01-42; отдела коммунисти­ ческого воспитания и руководителя литобъединения — I _ _ ___ 5-01-78; отдела учащейся молодежи — 5-01-57; отдела пи- ТЕПЕФОНЫ сем — 5-01-05; отдела спорта и фотокорреспондента—5-01-87, Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, уя. Московская. Тираж 41400 Печать высокая. ; - Индекс 52600 Объем 1 п. л. АЭ 46041. Зак. № 5294.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz