Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
сЛЕНИНЕЦ» в» ' 25 октября 1984 г. «ЛЕНИНЕЦ» Ц 3 САЛЮТ, ФЕСТИВАЛЬ} ГОЛУБИ в ВЕНСКОМ НЕБЕ VII Всемирный фестиваль молодежи и студентов состо ялся в столице Австрии — Вене. В его подготовке и про ведении приняло участие бо- # 1 ее 1200 организаций молоде жи и студентов различных по литических и идеологических направлений. Подготовка к фестивалю ознаменовалась рядом крупных событий в мо лодежном движении, в част ности, активным выходом на политическую арену молодежи Африканского’ континейта. Так, накануне Венского фору ма в столице французского Судана (ныне Республика Ма ли), состоялся первый' фести валь молодегки‘Африки. Это было историческое событие в жизни молодежи Африки, Впервые Всемирный фести-. валь проходил в капиталисти ческой стране. Противники фе стивального Движенияобъяс няли успех всех предыдущих фестивалей тем, что они про ходили в социалистических странах. Они решили во что бы то ни стало сорвать Вен ский форум, к антифестиваль- ной работе было привлечено около 6 тысяч человек, затра чены большие материальные средства. Нескольким сотням служителей культа католиче ская церковь дала «ответствен ное поручение»; переодевшись в мирскую , юдежду, зйако- миться с делегатами западных стран и уверять их, чтр 'бни прибыли из СССР, Польши, других социалистических стран и что только здесь, в Вене, они -впервые смогли купить се бе приличную,.одежду и туф ли. Они рарсказывалн об «ужасной жизни там, за ааиа- весом». Нанятые' за 10 шйя- лйнгов в час, провокатбры распространяли по городу к.те- ветнические листовки й пла каты, юрганйзрвйвали- «мар- цйг молчания протйв фестива-. ля» и другие мелкие провока ции. В день открытия фести валя . они пытались ’протащить на стадион," /где проходила торжественная . церемония,- и ‘выпустить на трибунах полчи-, ща крыс. Но попытки их ока зались тщетными. «Алее гут, антифестиваль капут!» — так'- говорили в Вене. Проведение фестиваля еще. раз подтверди ло то, .что успех фестивального движения заложен, в самой его идее — идее дружбы, мира и солидарности , .йеЖду народа-' ми. Прогрессивная молодежь Австрии сделала все, чтобы этот форумпрошел .урпению и способствовал- лучшему взаи мопониманию,’молодежи мира, ■ поэтому' 'его .провёдеА йе могли помешать никакие про вокации. . , ■' В воскресенье, 26 июля 1959 года в 17.30 на стадионе Пра тер прозвучали ' семь., ударов ’ тонга: ШеЁть ударов' напомни ли собравшимся о предыду щих форумах молодежи, седь мой известил об открытий ‘Венского , , фестиваля. 18 ты сяч делегатов из 112'стран прибыли в столицу . Австрии. ■ Фестиваль проходггд под ло зунгом «За мир и дружбу!»/ Основным мероприятием фестиваля стала' манифеста ция за мир и дружбу между народами, 'против . угрозы атомной войны, за разоруже ние и мирное сосуществование. На центральной площади Ве ны — Хольденплатц (йлрдадн Героев) —. состоялся гранди озный митинг.. «Лети,; мой го лубь! Лети- из Вены и пере дай всем людям, что мы хо лим мира, м'йра и дружбы'!»— шесть девушек австрийская, ан'глийская^' японская,' испан ская; индийская н русская —. повторили каждая на своем языке эти слова. И шесть бе- лйх голубей вспорхнули из. их рук и поднялись в венское, не бо: «Один' .-человек —- капля, но: вместе люди — море. И' если 'это море вышло из бере гов, нет такой плотины, кот.о-. рая могла бы сдержать его», — говорилось на митинге. Хор Свердловского универ ситета исполнил на митинге песню «Мир, цобедит войну», а в заключение иея свой пес ни Поль Робсон. Идеи мира и дружбы, решительный протест молодежи нротив .угрозы, но вой войны нашли поддержку всех участников фестиваля и 'Многих тысяч австрийцев. Важное место в программе фестиваля заняли вопросы на ционально - освободительной ------ БОЕВОЙ СМОТР НАШИХ РЯДОВ------- ПОСТРОГОМУ СЧЕТУ борьбы,, обсуждавшиеся на многочисленных" . . встречах,, дискуссиях, семинарах.. Был 0 рганнзо.ван ,■Костер солидар- .НО.СТИ. Представитель Иорда нии, выступивШй на майифе- стации, посвященкой солидар ности. с -молодежью , колони альных страи'-н стран,-'тадавч но получивших ■ 7 ' незавйей/ моста, с большой ■- теплотой отозвался р: иа1|ей. ‘стране; «Сегодня в наших ря,тах я видел советских юношей-и де-‘ вушек.: Хотелось. бЫ:..об:нять- и расцеловать -каждого 'из вас. Мы никогда не’ заб.удем ■той поддержки, которую ■оказыва ют Советский „Союз.н 'другие страны социализма борьбе на ших народов с колониализ мом», ■— сказал он. - В ходе: фестиваля прошло^ 13 встреч но профессиям. 12 встреч по интересам, активно действовал Международный студенческий клуб. Советская делегация, насчи тывавшая 800 юношей и де вушек, активно участвовала ■во всех мероприятиях. Боль шим успехом пользовались концерты нашей делегации. Восторженные австрийцы и участники фестиваля говори ли, что в Вене советские ар тисты затмили даже совету ские епутииЖ А всего н * фестивале состоялось 280 коицёртов. Международные худоткественные конкурсы проходили по -13 видам ис кусств, в них приняли участие 406 солистов и ансамблей из 32 стран. В числе. лауреатов фестиваля были певец Н. Кон дратюк, балещшы Е. Рябкя/^, кина и Е. Макс 1 Мова, пианист- А, Наседкин и другие. 33 пре мии и поощрительные награ- .:ды получили работы, прислан- ■ 'ныё из нашей страны . на фе- с-тивальную выставку. ' . В спортивной программе фе-. ' стиваля приняли участие бо- - лее 1250 спортсменов из 32 стран. Соревновшия в Вене проводилнев- по И видам снор- 4 августа состоялось тор жественное закрытие фестива ля. В заявлении Международ ного комитета, фестиваля го ворилось; «Мир и согласие давут ;и развиваются /реплению. Бу дем двигать вперед и разви вать повсюду нашу дружбу! Пусть узнают об этом тщя правительства! Подтвердим еще раз, наше стремление К жизни, братству, и миру!». И. ПАР'ШЕВНИКОВ, руководитель лекторской группы обкома ВЛКСМ. Молодежный центр справляет новоселье МИР УВЛЕЧЕНИЙ Почти двадцать лет колленци- онирует, систематизирует, изучает народную итр 5 шку-скульптуру московский врач, литератор, ис кусствовед, член Со-юза худонспи- ков СССР Г. М. Блинов., С час- тьк) его коллекции лйпчане имели во|зможность познакомиться не сколько лет назад на выставке народной игрушки, организован ной. Липецким областным крае ведческим музеем. Перу Г. М. Блинова принадле жат десятки статей и очерков, по священных малой народной пла-. : стикё. А недавно в издательстве -«Радуга» вышла жнига-альбом «Русские фигурки в народном стиле», ставшая итогом много летних трудов известного коллек ционера. Она родилась не в тиши Когда-то давным-давно, во вре мена язычества, малая скульптура посла нередко религиозную функ цию, являлась, вещественным ат рибутом ритуальных обрядов. Вто рой этап — постепенное перерож дение малой скульптуры в соб ственно игрушку. Но и на этом изменение роли игрушки-скульп туры не закончилось. В последние десятилетия она уходит из мира ребенка, откуда ее вытесняет .мас совая фабричная игрушка, а на первый план все более четко вы ступает ее декоративная функция. Произведения народных масте ров, жизнерадостные, яркие; пленительно наивные, мгновенно раскупаются, оказавшись в худо жественных салонах Ленинграда, Москвы, Душанбе, Риги. Многие КА т о ВЕНЕР т лей к своему главнойу собра- сти предприятий за результа- лию комсомольцы Липецкого ты работы. Тракторного -, завода, , имени В 1985 году в сферу экспе- XXIII . сТ)€зда КПСС пришли римеита будет включен иЛТЗ. С веермым багандам достиже- предъявляет коллективу кий -й с, серьезными пробле-.,, завода ответственные тр'ебо-/ мами, еще ждущи.ми своего ванид: получать весь прирост решения. ■ продукции исключительно за В отчетном - докладе секре-' Ё.чет роста производительно-- Таря комитета ВЛКСМ Люд- «тд труда без увеличения чис- милы Кураковой прозвучала ценности рабочих. Предостав- закбпная гордость за- много- ляет широкие возможности в тысячный коллектив -комсо- техническом перевооружении мольцев и молодежи предпри- предприятия за счет собствен- ятия, убедительно доказавших, «ых средств. Естественно, что им по плечу самые ответ- многое предстоит сделать и в ствеииые задания, за комсо- плане с.оцнально-ку.чьтурных мольско-молодежные коллек- преобразований в жизни трак- тивы,‘ ставшие жузнидей кад- торостроителей. . ров, школой передового опы- Будут построены три обще- , та, школой жизни. жития на 352. квартиры, два ‘ жилых, дома на 100 квартир _ , Перечень трудовых сверше- каждый, общеобразователь» ВИЙ комсомолии - за отчетный, „ая школа на, 1176 учащихся, йериод занял в докладе иема- поликлиника иа 1600 поееще-. лое и почетное место. По ес- „„д в день, новая больница. В' ■ли. выделить главное направ- следующем году начнутся ра дение, в .работе отчетно-выбор- ‘боты на' строительстве 22-го подвергается _ работа мольского прожектора». Кон ференция смеияетея- . очеред ной, а на повестау- ДЛЯ’встают вновь одни и'.те-.же просчеты чтелБшети з; пои криференции, то его. столь микрорайона: где же -четкЪ обозначила сама К’У- - рено возвести 27 жилкх ^ дб- ракова; - — Сделано немало, есть чем Гордиться и чему порадовать ся сообща. Но сегодня куда предусмот- ы ' повышенной этажности, ком 11 .иексе с объектами соц культбыта. же, большие на- йажнее говорить о недостат- дежды в осуществлении, ках, об «узких местах» в иа- поставленных задач возлага- шей работе. Их цреодолепне—- ются на комсомольцев, моло- задача . первостепенная, по- дежь завода. Не случайно в скольку за ними скрыт ие- своем, выступлении иа конфе- малый резерв в повышении ренции генеральный директор производительности труда, в обтюдннепия И. Г. Загорский Усилении боевитости, авторш подчеркнул: т а комсомольской 'оргаииза- __ Перспективы у нас зпа- Ь1иж - чительные, над их решением Коллектив ЛТЗ стоит сей- предстоит серьезно поработать «^ас у истоков своего второго всему коллективу и особенно рождения. Как известно, комсомольцам, молодым рабо- эскоре планпр}-ется перестро- ‘'им. Строить завод по послед ить производственный кои- нему слову науки и техники, вейер на выпуск нового высо- внедрять все новое, передовое копроизводительного стопяти- —' вот как стоит задача. При- Йесятиои-яьиого , пронашного Дется иметь дело с немалыми трактора. Перестроиться вежа- - трудностями, принимать на Тые сроки на выпуск ■новой “ бя повышенную ответствеи- 1йашииы■в условиях действую- иость. 41гего производства —- задача На вопрос, готова ли комсо- сложная, требующая полной- мольская организация завода отдачи сил, энергии, .мастерст- взять на себя такую ответст- Йа, высокой дисциплины каж- веикость, ответ прозвучал на дого рабочего. Ведь уже в конференции. Ее делегатьГпод- 1988 году с ГЛЗВ 1 ГОГО конвене- держали предложение Л. Ку ра ЛТЗ должны сойти десять раковой взять шефство над ре- ■шсяч новых тракторов, а в конструкцией завода, провести Дальнейшем их годовой вы- ее с опережением графика и йуек увеличится до тридцати досрочно приступить к выпус- 1ГЫСЯЧ. ку нового трактора. Серьезный экзамен предсто- Анали.знруя деятелыгость йт выдержать тракторозавод- комсомольской организации чанам и в экономическом экс- за отчетный период, нельзя ие йернмепге по расширению хо- от.метигь и то, что далеко не яяйственной самостоятельно- по всем .нднравлениям достиг- «гтц, ^силешно ответственно- лутты успехи. слова о 'тон,. что', - надо:,'«улуч шить», «усилить», .кочующие И8 выступления' ж выступле-: Н1}е,' но не подкрвпленные-кон-..4 кретными преобразованиями' в' деятельности. «КП»; не прино сят положительных, результа тов. По-прежиему-■на заводе еще велики ио-'кери рабочего времени, энергорёсурсов, вё- мало случаев нарушений. Щнс- . циплины, но, похоже,. • еще. слишком мал накал луча'«црег-^- жекторнстов», -чтобы'/ поста'-' вить им надежный-заслон. ■ Немало - нареканий в адрес комитета ВЛКСМ прозвучало и за -то,-; что 'оа ■недостаточно уделял внимания-жизни заво да, КМК, ослабил свою рабо ту с молодёжью по. месту жи- тельсгв'а. Комсомолия завода не стала, полновластным' хр.зяи- ном Дворца куль'гурк, стадио на, поселка..Об этом на конфе- реццни было сказано во весь голос, по-комсомольски -тре бовательно, а это заставляет думать, что то время, когда проблемы, обсужденные в хо де конференции, будут устра нены, — не за горами. Комсо мольская организация круп нейшего в отрасли предприя тия пе раз доказывала, что ее слово ие расходится с'делом. Парк Мира и Дружбы Бюро обко.ма ВЛКСМ, коллегия областного управ ления лесного хозяйства, ■коллегия областного управ ления жилищно-комм 5 Шаль- ного хозяйства. и, президиум областного совета Всерос сийского общества охраны природы поддержали. . ини циативу комсомольских о.р ганизаций г. Москвы, -Врян ской, Воронежской. Ворот .шиловррадской областей- но со.зда1ШЮ в 1984 -^1983 'го- .дах.:'Всесоюк-ного . парка Ми ра и Дружбы в честь 40-ле ' 1 ИЯ Победы советского паро да над т-итлетовскиж фашиз .мом и XII Всехшрного фес тиваля молодежи и студён Всем комсомольским- орга низациям области совмест но с местными советами об ществ охраны природы пред- лоя-сено провести организа торскую и пронагладистскую фЕФоту по -массовому , при- ■влечеишо. -. комсорольцев. - и молодежи к созданию Всесо юзного парка Мира и .Друж- ■Для определения«:мест за- ра.збивки цвет ников И кЛумб необходимо "Провести , соответствующую работу архитектурно-плани-. ровочным --организациям, ор-“ гана .;1 лесного и коммуналь ного хозяйства, администра циям предприятий и учреж дений.:. Здесь . . необходимо обратить особое вии.маыиейа оснащение будущих пар ков символическим обозна чением 40-летИЯ Победы, привязкой- их к унге сущест вующим Памятникам, обе- лискам^ связанным с герои ческим подвигом советского народа в Великой Отечест венной войне. В дни проведения суббот ников и воскресников орга низовать митинги, встречи, закладку памятных посадок- совместно с ветеранами вой ны и труда. Лес 1 шчес!^||вм, лесхозам1|1| ■лесоинтомникам, всем рай онным":. управлениям ком- .муйкльного хозяйства и ор- . 'ганизацйям озеленения и благоустройетва - необходи- ;мо , '. обеспечить =высокий ..уровень' оргаштзации: работ, тонического руководства и .'необходимым . количеством- восадечного материала, ии- ;'с'т:румента, инвентаря, тран спорта для создания памят ных насаждений. Заггладка парка Мира и ‘.Дружбы в Липецке состоит ся весной 1985 года вовре мя-. заключительной трудо вой 'недели. областной удар- :ной- .вахты комсомольцев и молодежи, посвященной 40- летию Победы. Все лредлозкеиия по мес- .ту* ш . наименованию памят-. •ных .посадок- предваритель но сообщить в обласшой.ко митет ВЛКОГ" В молодеяшом кафеЧКас- 1 сад» .было людно и ожив ленно. Клуб «Диво», на ба зе которогю по инициативе Днпецкого горкома комсомо ла решено создать новый мо лодежный центр, справлял новоселье. Члены клуба, а среди них — представители творческой интеллигенции, .молодые учителя, рабочие, инженеры, пришли на вечер ; нустьшн рука.ми. Ска- , Александр Струков, ин женер Липецкой- станции химизации сельского хо зяйства/ захватил 5 ^. собой ги тару-. .Она помогла ему по знакомить собравшихся с творчеством . ленинградскб- го барда А. Розенбаума. . Михайл Иванов, член со вета клуба, принес на вечер слайды, снятые им во время путешествия по Югославии. Интересно.й и иоучительной была, программа дискотеки, посвященная на этот раз мо- С пустыми руками при шла. пожалуй, одна только воспитательница детского сада Лариса Попова. Но ни кто ее не осудил, наоборот — гаплодиемёнты после вы ступления Ларисы были-бур ными и продолжительными. Дело в том, что Лариса ув лекается пантомимой, а ми- Му для выступления ника ких атрибутов не требуется. Сценка «В парикмахерской» была без слов, но красиоре- А. Брысииа, сотрудник «Спутника», раЬсказала о деятельности и маршрутах этой молодежной оргавиза- Итак, члены клуба при нялись дёятельно обживать новые стены. Прошедший ве чер явился, так сказагь, пробным шаром. Оп был первым, по далеко ие по следним. Двери, молодежно го кафе открыты теперь по стоянно. О. АЛОВ. Фото в. Кулика. И Г Р У Ш К и, д а ря щ и е р а д о с т ь ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО • Сосредоточенный ученик вы страивает иа доске решение сложного уравнения. •Алек сандра Петровна Камышни кова смотрит на него со свое го места за учительским сто лом. Потом встает и идет Между рядами парт, задержи ваясь около учеников. По их записям на тетрадных, листах сразу можно определить, кто из них.:етарается, а кто. нет. И, кажется, сам Ломоносов по могает ей ' вести урок. На сте- ^ ■ . , не висит его портрет, под ко да КПСС. приняли участие торым ■ строки: «Математику Ю. И. Востриков, заведую- уже затем учить 'нужно, что щий отделом оргпартработы она ум в порядок приводит», обкома КПСС, В. II. Марков, первый секретарь горкома Все как всегда. И„все равно КПСС. О. А. Борискин, пер- каждый раз по-своему, иначе, вый секретарь Левобережно- В С Е К А К В С Е Г Д А В работе XXXII отчетно-вы борной комсомольской кон ференции Липецкого Трактор- завода имени ХХ1П с райкома КПСС, Н. Г. За горский, генеральный дирек тор объединения, А. А. Бель ский, секретарь парткома за вода, В. Долгих, первый секретарь горкома ВЛКСМ, Г. Богданов, первый секре тарь Левобережного райкома сюда недавно. Неожиданно для себя, согласившись пре подавать математику в Школе воспитательно. • трудовой ко лонии. Почему именно на нее пал выбор у работников ро- среди всех при бывших тогда в район у лей она уже отличалась уме-- Секретарем комитета нием справляться с трудно- ВЛКС.М завода избрана Лю.д- егями. Шутка ли, после окои- мила Куракова. чания - института поехать в такую далекую область, как . М. КОНОПЛЕВ, Читинская? Учительствовала I - 'наш корр, та.ч в сельской- шко.’й несколь ко лет, пока судьба ие поста вила перед леоб.ходимостью И все-таки иа -свой первый урок в воспитате.тыю-грудо- вую колонию шла она как на первый экзамен. Под колючи ми, недоброжелательными взглядами' учеников волнение усилилось. . «Новенькая? Посмотрим", надолго ли задержится у час», - - читала Александра Петров на в глазах .воспитанников. Начала урок, и в насторо женной тишине услышала соб ственные слова, словно отра зившиеся от стены непонима ния. Первый урок не получил ся. И следующие тоже были ие лучше. Могла бы .сдаться и уйти. В конце концов, в роно. поймут: молодая учительница, опыта маловато, вот и не вы держала, даже посочувствуют — на ее месте педагог со ста жем не всегда справится. Но что-то остановило ее. , «Ну, уйду, — размышляла она, возвращаясь домой, -и., забуду этих ребят, ■■Забуду, как дурной сон, их лица, их озлобленность, искалеченные судьбы.-Уйду я, уйдут другие, а кто же поможет им, ожесто ченным, разуверившимся?».. ■Вот такая же, как и сей час, стояла тогда золотая осень. Сухая, теплая, с нитями паутины, с шелестящ'ими. ли стьями под ногами. Тридцать -лет прошло, а, представьте, ..ясно помнит Александра Пет ровна и каждый день, и каж дый урок. Может быть, оттого, что делала первые шаги в открываемый для себя по- новому мир педагогической деятельности. — Светлы'й она человек, “ говорит о К ^ 1 ЩниКовой м - ведующий у«бной час'Лда школы. — Умеет удивительно ■щедро отдавать душевное теп ло людям. Заходит ли в класс или учительскую, кажется, будто света прибавилось. ...Смотрит исподлобья вос питанник. Тот самый, не при знающий никаких - авторите- :тов/,.словно бросающий : вы зов. учительнице.! -Она же спо койна, невозмутима. И тер пеливой доброжелательно стью обезоруживает. Рано или .лоздно, но начинает, та кой' ученщ тянуться к знани ям. Многие педагоги учатся выдержке у Александры Пет ровны. Ее уроки, на первый взгляд, просты и. даже обыденны. Но в то же время она увлекает работой весь класс. Говорят, чем выше мастерство .челове ка, тем недоступнее его секре ты -постор'ринему глазу. И, действительно, как их разгля деть? ' Спокоен, доброжелате- ллен, уверен в себе учитель, со- ' :«рея 0 твченно работают учени ки. Что же тут особенного, необынного? Но в этой обы денности, в этой естественно сти и заключается мастерство. Утатель. не может,, не имеет права показывать усталость свою, слабости и сомнения, ко торые нередко одолевают его. Это все должно быть в себе. Как- ни бывает Александре Петровне, тяжело, никто ие припомнит случая; /чтобы опа пожаловалась, ч годы берут свое. — Да какие там: мои годы, — смбется беззаботно она, и берёншо разглаживает на ла дони . полыхающий лист кле на. — Наверное, та осень с таким же вот буйством кра сок и помогла мне тогда не отступиться. Выйдешь из уч реждения, и иа тебя словно обрушивается все это разно: нвет 1 >е. Выразительный ' конт раст с тем, что только что видела. Стриженые мальчиш ки в темных одеждах, отчаяв шиеся. Обретут ли себя зано во? 'Пли пропадут совсем? Кто им поможет? Спрашиваю А.чександру Петровну, а что же было по том, после, первых неудачных уроков? — Что было? — взглянув па часы, переспросила Алек сандра Петровна. — А была двойка по математике, кото рую я в сердцах вывела в журнале прщгседател-ю. сове та коллектива отряда Ишен- ко, Он мне тогда пообещал, что-я об этом енге [[ожалею. ведливо поставила ■ двойку, не пожалела. Ну, и натерпе лась за нее. На оледиощем уроке весь класс демонстра тивно Заявил, что не 'понял объясненный материал и отка зался отвечать. Повторяла, как говорится, до изАеможения. И, как- видно, что-то задело тогда- Аушу Ищенко, он '"к пе рерыве подошел ко мне и из винился. ■ Ей пишут. Ее узнают в чу жом городе.. Сколько было та ких неожиданных встреч. Как- то приехала в Москву, позво нила домой Коле Бокову, хо телось узнать, как живет, ра ботает. Уж очень'много было в свое время хлопот с этим парнем. И, честно говоря, не ожидала, что так ей об 1 )а- дуется. Кричит в телефонную трубку: — Вы только стойте иа од ном месте, чтобы я вас не по терял. Слышите, только нику да- не уходите, я вас с мамой своей познакомлю. Вы же близкий мне человек! Ж. АЛЕКСАНДРОВА, 8 - . наш впешт.. корр. кабинета, а во время странствий автора по городам и селам Рос сии, в общении с народными ма стерами. Неоднократно Г. М. Бли нов совершал поездки по Липец кой области, бывал в селах Лени на, Доброе, Измалково. Этим экс педициям посвящена отдельная глава книги. Народное творчество живое явление, тесно связанное с бытом, и келейный подход к нему не- 141ЫСЛИМ. . Исследователь, пытаю щийся изучать произведения на родного искусства исключительно , по' материалам музейных коллек- ■ций, уподобляется ботанику, ни когда. не выходившему на зеленый луг, описывающему яркий и бога тый мир флоры только по герба-' Коллекция Блинова насчиты вает более 2000 маленьких ше девров камерной пластики. Тут ■изделия из тлины и дерева, со ломенные,тряпичные куклы, 'фи гурки из сахара, теста, сыра, по гремушки, сплетенные из лозы и бересты. Разумеется, все это бо гатство не вместилось в . книгу. На фотоиллтострациях мы видим из бранные -произведения ,народных скульпторов. - И тем не менее, впервые , в .ли тературе .игрушка-скульптура сельских и слободских мастеров России предстала перед , нами в та кой полноте и в .таком многообра- ■зин. Страстный коллекционер и ийследоваТель, Блинов «открыл» многих мастеров-игрушечников и впервые ввел в научный обиход их произведения. Среди них — мастера .нижегородской игрушки — >рошепец деревни Жбапнико- во, автор выразительных свисту лек из глины В. С. Сироткин, жи тель деревни Большие Пруды И. Г. Логинов, исполнитель дере вянной топорной игрушки. Блинов нефным написал о мастере из се ла Измалково И. А. Ачкасове, а гончарах-игрушечниках и з . села Доброе братьях Пустоваловых, о смоленском керамисте С. Б. Гон чарове и МНОГИХгВДНОГИХ других самородках. В 1969 году им был заново «открыт» целый промысел абашевской (Пензенская область) глиняной игрушки, который искус ствоведы ошибочно относили к Куйбышевской области и считали давно угасшим. *' Может, быть, кому-то народная игрушка на первый взгляд пока жется всего лишь пустой безде- 'лушкой, детской забавой. Но это иё так. И в этом нас еще раз убеждает книга Г. М. Блинова, который убедительно доказывает, что народная игрушка — памят ник материальной и духовной культуры, подлинное произведе ние декоративно - прикладного искусства Нехитрая детская за- бавй на самом деле оказывается явлением довольно сложным и многоликим. На протяжении веков, игрушка-скульптура испытала ряд метаморфоз ие только в своем внешнем облике, но- й в тех функ циях, которые выполняла. - ■' ■• из них развозятся/по веемут миру туристами; .иркезжающими в на шу 'страну из-.за ^.рубежа.. . , . ■ - Наконец,' : народная игрушка- скульптура, обрела-новую жизнь в качестве, •экспоиатов-.. музеев, вы ставок, стала предметол! вожде ления- коллекционеров. ..'А :. отсюда уже прймой -'ИУ 1 ь, в ,'кни-ги :Ф а л ь - . бомы, на почтовые открытки и Г. Й . ' Блинов ‘щедро- дарит' лю дям книги и игрушки. Его кол лекция экспонировалась в двадца- тщ.городах. Более 600 произведе ний народных мастеров-игрушеч ников он передал в музеи Моск вы, Леттинграда, Липецка, Кост ромы, Тулы, Горького. , Ярослав ля. Самарканда. ■у любого коллекционера — мас са хлопот. Ведь он и хранитель, и исследователь, и экскурсовод в своем маленьком домашнем му зее. Один приглашает к себе зна комых и с ГОРДОС 1 ЫО демонстри рует свои сокровища, -другой при-: пимает участие в выставках, тре тий пишет статьи о полюбившихся предметах коллекционирования. А некоторые, как, например, Г. М. Блинов, совмещают всё эти виды пропаганды. Одно из свидетельств этого — новая книга, записки кол лекционера и исследователя ма лой пластики. Конечно, жаль, что ПС каждый сможет прочнчать эту КНИГУ, поскольку опа издана иа апг.чийском языке. Тем не менее, для любого человека, неравнодуш ного к прекрасному, ишга-альбом Г. М. Блинова представляет бес спорный интерес. Ведь в ней бо лее ста цветных фото 1 'рафпй ма- искусство пе нуждается в перевод- М. ИВАНОВА, мастер народной игрушки. На снимке: «Баран» из пачлек* Ц 1 Ш Г. М. Блинова. > - . ■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz