Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

сЛЕНИНЕЦ» в» ' 25 октября 1984 г. «ЛЕНИНЕЦ» Ц 3 САЛЮТ, ФЕСТИВАЛЬ} ГОЛУБИ в ВЕНСКОМ НЕБЕ VII Всемирный фестиваль молодежи и студентов состо­ ялся в столице Австрии — Вене. В его подготовке и про­ ведении приняло участие бо- # 1 ее 1200 организаций молоде­ жи и студентов различных по­ литических и идеологических направлений. Подготовка к фестивалю ознаменовалась рядом крупных событий в мо­ лодежном движении, в част­ ности, активным выходом на политическую арену молодежи Африканского’ континейта. Так, накануне Венского фору­ ма в столице французского Судана (ныне Республика Ма­ ли), состоялся первый' фести­ валь молодегки‘Африки. Это было историческое событие в жизни молодежи Африки, Впервые Всемирный фести-. валь проходил в капиталисти­ ческой стране. Противники фе­ стивального Движенияобъяс­ няли успех всех предыдущих фестивалей тем, что они про­ ходили в социалистических странах. Они решили во что бы то ни стало сорвать Вен­ ский форум, к антифестиваль- ной работе было привлечено около 6 тысяч человек, затра­ чены большие материальные средства. Нескольким сотням служителей культа католиче­ ская церковь дала «ответствен­ ное поручение»; переодевшись в мирскую , юдежду, зйако- миться с делегатами западных стран и уверять их, чтр 'бни прибыли из СССР, Польши, других социалистических стран и что только здесь, в Вене, они -впервые смогли купить се­ бе приличную,.одежду и туф­ ли. Они рарсказывалн об «ужасной жизни там, за ааиа- весом». Нанятые' за 10 шйя- лйнгов в час, провокатбры распространяли по городу к.те- ветнические листовки й пла­ каты, юрганйзрвйвали- «мар- цйг молчания протйв фестива-. ля» и другие мелкие провока­ ции. В день открытия фести­ валя . они пытались ’протащить на стадион," /где проходила торжественная . церемония,- и ‘выпустить на трибунах полчи-, ща крыс. Но попытки их ока­ зались тщетными. «Алее гут, антифестиваль капут!» — так'- говорили в Вене. Проведение фестиваля еще. раз подтверди­ ло то, .что успех фестивального движения заложен, в самой его идее — идее дружбы, мира и солидарности , .йеЖду народа-' ми. Прогрессивная молодежь Австрии сделала все, чтобы этот форумпрошел .урпению и способствовал- лучшему взаи­ мопониманию,’молодежи мира, ■ поэтому' 'его .провёдеА йе могли помешать никакие про­ вокации. . , ■' В воскресенье, 26 июля 1959 года в 17.30 на стадионе Пра­ тер прозвучали ' семь., ударов ’ тонга: ШеЁть ударов' напомни­ ли собравшимся о предыду­ щих форумах молодежи, седь­ мой известил об открытий ‘Венского , , фестиваля. 18 ты­ сяч делегатов из 112'стран прибыли в столицу . Австрии. ■ Фестиваль проходггд под ло­ зунгом «За мир и дружбу!»/ Основным мероприятием фестиваля стала' манифеста­ ция за мир и дружбу между народами, 'против . угрозы атомной войны, за разоруже­ ние и мирное сосуществование. На центральной площади Ве­ ны — Хольденплатц (йлрдадн Героев) —. состоялся гранди­ озный митинг.. «Лети,; мой го­ лубь! Лети- из Вены и пере­ дай всем людям, что мы хо­ лим мира, м'йра и дружбы'!»— шесть девушек австрийская, ан'глийская^' японская,' испан­ ская; индийская н русская —. повторили каждая на своем языке эти слова. И шесть бе- лйх голубей вспорхнули из. их рук и поднялись в венское, не­ бо: «Один' .-человек —- капля, но: вместе люди — море. И' если 'это море вышло из бере­ гов, нет такой плотины, кот.о-. рая могла бы сдержать его», — говорилось на митинге. Хор Свердловского универ­ ситета исполнил на митинге песню «Мир, цобедит войну», а в заключение иея свой пес­ ни Поль Робсон. Идеи мира и дружбы, решительный протест молодежи нротив .угрозы, но­ вой войны нашли поддержку всех участников фестиваля и 'Многих тысяч австрийцев. Важное место в программе фестиваля заняли вопросы на­ ционально - освободительной ------ БОЕВОЙ СМОТР НАШИХ РЯДОВ------- ПОСТРОГОМУ СЧЕТУ борьбы,, обсуждавшиеся на многочисленных" . . встречах,, дискуссиях, семинарах.. Был 0 рганнзо.ван ,■Костер солидар- .НО.СТИ. Представитель Иорда­ нии, выступивШй на майифе- стации, посвященкой солидар­ ности. с -молодежью , колони­ альных страи'-н стран,-'тадавч но получивших ■ 7 ' незавйей/ моста, с большой ■- теплотой отозвался р: иа1|ей. ‘стране; «Сегодня в наших ря,тах я видел советских юношей-и де-‘ вушек.: Хотелось. бЫ:..об:нять- и расцеловать -каждого 'из вас. Мы никогда не’ заб.удем ■той поддержки, которую ■оказыва­ ют Советский „Союз.н 'другие страны социализма борьбе на­ ших народов с колониализ­ мом», ■— сказал он. - В ходе: фестиваля прошло^ 13 встреч но профессиям. 12 встреч по интересам, активно действовал Международный студенческий клуб. Советская делегация, насчи­ тывавшая 800 юношей и де­ вушек, активно участвовала ■во всех мероприятиях. Боль­ шим успехом пользовались концерты нашей делегации. Восторженные австрийцы и участники фестиваля говори­ ли, что в Вене советские ар­ тисты затмили даже совету ские епутииЖ А всего н * фестивале состоялось 280 коицёртов. Международные худоткественные конкурсы проходили по -13 видам ис­ кусств, в них приняли участие 406 солистов и ансамблей из 32 стран. В числе. лауреатов фестиваля были певец Н. Кон­ дратюк, балещшы Е. Рябкя/^, кина и Е. Макс 1 Мова, пианист- А, Наседкин и другие. 33 пре­ мии и поощрительные награ- .:ды получили работы, прислан- ■ 'ныё из нашей страны . на фе- с-тивальную выставку. ' . В спортивной программе фе-. ' стиваля приняли участие бо- - лее 1250 спортсменов из 32 стран. Соревновшия в Вене проводилнев- по И видам снор- 4 августа состоялось тор­ жественное закрытие фестива­ ля. В заявлении Международ­ ного комитета, фестиваля го­ ворилось; «Мир и согласие давут ;и развиваются /реплению. Бу­ дем двигать вперед и разви­ вать повсюду нашу дружбу! Пусть узнают об этом тщя правительства! Подтвердим еще раз, наше стремление К жизни, братству, и миру!». И. ПАР'ШЕВНИКОВ, руководитель лекторской группы обкома ВЛКСМ. Молодежный центр справляет новоселье МИР УВЛЕЧЕНИЙ Почти двадцать лет колленци- онирует, систематизирует, изучает народную итр 5 шку-скульптуру московский врач, литератор, ис­ кусствовед, член Со-юза худонспи- ков СССР Г. М. Блинов., С час- тьк) его коллекции лйпчане имели во|зможность познакомиться не­ сколько лет назад на выставке народной игрушки, организован­ ной. Липецким областным крае­ ведческим музеем. Перу Г. М. Блинова принадле­ жат десятки статей и очерков, по­ священных малой народной пла-. : стикё. А недавно в издательстве -«Радуга» вышла жнига-альбом «Русские фигурки в народном стиле», ставшая итогом много­ летних трудов известного коллек­ ционера. Она родилась не в тиши Когда-то давным-давно, во вре­ мена язычества, малая скульптура посла нередко религиозную функ­ цию, являлась, вещественным ат­ рибутом ритуальных обрядов. Вто­ рой этап — постепенное перерож­ дение малой скульптуры в соб­ ственно игрушку. Но и на этом изменение роли игрушки-скульп­ туры не закончилось. В последние десятилетия она уходит из мира ребенка, откуда ее вытесняет .мас­ совая фабричная игрушка, а на первый план все более четко вы­ ступает ее декоративная функция. Произведения народных масте­ ров, жизнерадостные, яркие; пленительно наивные, мгновенно раскупаются, оказавшись в худо­ жественных салонах Ленинграда, Москвы, Душанбе, Риги. Многие КА т о ВЕНЕР т лей к своему главнойу собра- сти предприятий за результа- лию комсомольцы Липецкого ты работы. Тракторного -, завода, , имени В 1985 году в сферу экспе- XXIII . сТ)€зда КПСС пришли римеита будет включен иЛТЗ. С веермым багандам достиже- предъявляет коллективу кий -й с, серьезными пробле-.,, завода ответственные тр'ебо-/ мами, еще ждущи.ми своего ванид: получать весь прирост решения. ■ продукции исключительно за В отчетном - докладе секре-' Ё.чет роста производительно-- Таря комитета ВЛКСМ Люд- «тд труда без увеличения чис- милы Кураковой прозвучала ценности рабочих. Предостав- закбпная гордость за- много- ляет широкие возможности в тысячный коллектив -комсо- техническом перевооружении мольцев и молодежи предпри- предприятия за счет собствен- ятия, убедительно доказавших, «ых средств. Естественно, что им по плечу самые ответ- многое предстоит сделать и в ствеииые задания, за комсо- плане с.оцнально-ку.чьтурных мольско-молодежные коллек- преобразований в жизни трак- тивы,‘ ставшие жузнидей кад- торостроителей. . ров, школой передового опы- Будут построены три обще- , та, школой жизни. жития на 352. квартиры, два ‘ жилых, дома на 100 квартир _ , Перечень трудовых сверше- каждый, общеобразователь» ВИЙ комсомолии - за отчетный, „ая школа на, 1176 учащихся, йериод занял в докладе иема- поликлиника иа 1600 поееще-. лое и почетное место. По ес- „„д в день, новая больница. В' ■ли. выделить главное направ- следующем году начнутся ра­ дение, в .работе отчетно-выбор- ‘боты на' строительстве 22-го подвергается _ работа мольского прожектора». Кон­ ференция смеияетея- . очеред­ ной, а на повестау- ДЛЯ’встают вновь одни и'.те-.же просчеты чтелБшети з; пои криференции, то его. столь микрорайона: где же -четкЪ обозначила сама К’У- - рено возвести 27 жилкх ^ дб- ракова; - — Сделано немало, есть чем Гордиться и чему порадовать­ ся сообща. Но сегодня куда предусмот- ы ' повышенной этажности, ком 11 .иексе с объектами соц­ культбыта. же, большие на- йажнее говорить о недостат- дежды в осуществлении, ках, об «узких местах» в иа- поставленных задач возлага- шей работе. Их цреодолепне—- ются на комсомольцев, моло- задача . первостепенная, по- дежь завода. Не случайно в скольку за ними скрыт ие- своем, выступлении иа конфе- малый резерв в повышении ренции генеральный директор производительности труда, в обтюдннепия И. Г. Загорский Усилении боевитости, авторш подчеркнул: т а комсомольской 'оргаииза- __ Перспективы у нас зпа- Ь1иж - чительные, над их решением Коллектив ЛТЗ стоит сей- предстоит серьезно поработать «^ас у истоков своего второго всему коллективу и особенно рождения. Как известно, комсомольцам, молодым рабо- эскоре планпр}-ется перестро- ‘'им. Строить завод по послед­ ить производственный кои- нему слову науки и техники, вейер на выпуск нового высо- внедрять все новое, передовое копроизводительного стопяти- —' вот как стоит задача. При- Йесятиои-яьиого , пронашного Дется иметь дело с немалыми трактора. Перестроиться вежа- - трудностями, принимать на Тые сроки на выпуск ■новой “ бя повышенную ответствеи- 1йашииы■в условиях действую- иость. 41гего производства —- задача На вопрос, готова ли комсо- сложная, требующая полной- мольская организация завода отдачи сил, энергии, .мастерст- взять на себя такую ответст- Йа, высокой дисциплины каж- веикость, ответ прозвучал на дого рабочего. Ведь уже в конференции. Ее делегатьГпод- 1988 году с ГЛЗВ 1 ГОГО конвене- держали предложение Л. Ку­ ра ЛТЗ должны сойти десять раковой взять шефство над ре- ■шсяч новых тракторов, а в конструкцией завода, провести Дальнейшем их годовой вы- ее с опережением графика и йуек увеличится до тридцати досрочно приступить к выпус- 1ГЫСЯЧ. ку нового трактора. Серьезный экзамен предсто- Анали.знруя деятелыгость йт выдержать тракторозавод- комсомольской организации чанам и в экономическом экс- за отчетный период, нельзя ие йернмепге по расширению хо- от.метигь и то, что далеко не яяйственной самостоятельно- по всем .нднравлениям достиг- «гтц, ^силешно ответственно- лутты успехи. слова о 'тон,. что', - надо:,'«улуч­ шить», «усилить», .кочующие И8 выступления' ж выступле-: Н1}е,' но не подкрвпленные-кон-..4 кретными преобразованиями' в' деятельности. «КП»; не прино­ сят положительных, результа­ тов. По-прежиему-■на заводе еще велики ио-'кери рабочего времени, энергорёсурсов, вё- мало случаев нарушений. Щнс- . циплины, но, похоже,. • еще. слишком мал накал луча'«црег-^- жекторнстов», -чтобы'/ поста'-' вить им надежный-заслон. ■ Немало - нареканий в адрес комитета ВЛКСМ прозвучало и за -то,-; что 'оа ■недостаточно уделял внимания-жизни заво­ да, КМК, ослабил свою рабо­ ту с молодёжью по. месту жи- тельсгв'а. Комсомолия завода не стала, полновластным' хр.зяи- ном Дворца куль'гурк, стадио­ на, поселка..Об этом на конфе- реццни было сказано во весь голос, по-комсомольски -тре­ бовательно, а это заставляет думать, что то время, когда проблемы, обсужденные в хо­ де конференции, будут устра­ нены, — не за горами. Комсо­ мольская организация круп­ нейшего в отрасли предприя­ тия пе раз доказывала, что ее слово ие расходится с'делом. Парк Мира и Дружбы Бюро обко.ма ВЛКСМ, коллегия областного управ­ ления лесного хозяйства, ■коллегия областного управ­ ления жилищно-комм 5 Шаль- ного хозяйства. и, президиум областного совета Всерос­ сийского общества охраны природы поддержали. . ини­ циативу комсомольских о.р ганизаций г. Москвы, -Врян ской, Воронежской. Ворот .шиловррадской областей- но со.зда1ШЮ в 1984 -^1983 'го- .дах.:'Всесоюк-ного . парка Ми ра и Дружбы в честь 40-ле ' 1 ИЯ Победы советского паро да над т-итлетовскиж фашиз .мом и XII Всехшрного фес тиваля молодежи и студён Всем комсомольским- орга­ низациям области совмест­ но с местными советами об­ ществ охраны природы пред- лоя-сено провести организа­ торскую и пронагладистскую фЕФоту по -массовому , при- ■влечеишо. -. комсорольцев. - и молодежи к созданию Всесо­ юзного парка Мира и .Друж- ■Для определения«:мест за- ра.збивки цвет­ ников И кЛумб необходимо "Провести , соответствующую работу архитектурно-плани-. ровочным --организациям, ор-“ гана .;1 лесного и коммуналь­ ного хозяйства, администра­ циям предприятий и учреж­ дений.:. Здесь . . необходимо обратить особое вии.маыиейа оснащение будущих пар­ ков символическим обозна­ чением 40-летИЯ Победы, привязкой- их к унге сущест­ вующим Памятникам, обе- лискам^ связанным с герои­ ческим подвигом советского народа в Великой Отечест­ венной войне. В дни проведения суббот­ ников и воскресников орга­ низовать митинги, встречи, закладку памятных посадок- совместно с ветеранами вой­ ны и труда. Лес 1 шчес!^||вм, лесхозам1|1| ■лесоинтомникам, всем рай­ онным":. управлениям ком- .муйкльного хозяйства и ор- . 'ганизацйям озеленения и благоустройетва - необходи- ;мо , '. обеспечить =высокий ..уровень' оргаштзации: работ, тонического руководства и .'необходимым . количеством- восадечного материала, ии- ;'с'т:румента, инвентаря, тран­ спорта для создания памят­ ных насаждений. Заггладка парка Мира и ‘.Дружбы в Липецке состоит­ ся весной 1985 года вовре­ мя-. заключительной трудо­ вой 'недели. областной удар- :ной- .вахты комсомольцев и молодежи, посвященной 40- летию Победы. Все лредлозкеиия по мес- .ту* ш . наименованию памят-. •ных .посадок- предваритель­ но сообщить в обласшой.ко­ митет ВЛКОГ" В молодеяшом кафеЧКас- 1 сад» .было людно и ожив­ ленно. Клуб «Диво», на ба­ зе которогю по инициативе Днпецкого горкома комсомо­ ла решено создать новый мо­ лодежный центр, справлял новоселье. Члены клуба, а среди них — представители творческой интеллигенции, .молодые учителя, рабочие, инженеры, пришли на вечер ; нустьшн рука.ми. Ска- , Александр Струков, ин­ женер Липецкой- станции химизации сельского хо­ зяйства/ захватил 5 ^. собой ги­ тару-. .Она помогла ему по­ знакомить собравшихся с творчеством . ленинградскб- го барда А. Розенбаума. . Михайл Иванов, член со­ вета клуба, принес на вечер слайды, снятые им во время путешествия по Югославии. Интересно.й и иоучительной была, программа дискотеки, посвященная на этот раз мо- С пустыми руками при­ шла. пожалуй, одна только воспитательница детского сада Лариса Попова. Но ни­ кто ее не осудил, наоборот — гаплодиемёнты после вы­ ступления Ларисы были-бур­ ными и продолжительными. Дело в том, что Лариса ув­ лекается пантомимой, а ми- Му для выступления ника­ ких атрибутов не требуется. Сценка «В парикмахерской» была без слов, но красиоре- А. Брысииа, сотрудник «Спутника», раЬсказала о деятельности и маршрутах этой молодежной оргавиза- Итак, члены клуба при­ нялись дёятельно обживать новые стены. Прошедший ве­ чер явился, так сказагь, пробным шаром. Оп был первым, по далеко ие по­ следним. Двери, молодежно­ го кафе открыты теперь по­ стоянно. О. АЛОВ. Фото в. Кулика. И Г Р У Ш К и, д а ря щ и е р а д о с т ь ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО • Сосредоточенный ученик вы­ страивает иа доске решение сложного уравнения. •Алек­ сандра Петровна Камышни­ кова смотрит на него со свое­ го места за учительским сто­ лом. Потом встает и идет Между рядами парт, задержи­ ваясь около учеников. По их записям на тетрадных, листах сразу можно определить, кто из них.:етарается, а кто. нет. И, кажется, сам Ломоносов по­ могает ей ' вести урок. На сте- ^ ■ . , не висит его портрет, под ко­ да КПСС. приняли участие торым ■ строки: «Математику Ю. И. Востриков, заведую- уже затем учить 'нужно, что щий отделом оргпартработы она ум в порядок приводит», обкома КПСС, В. II. Марков, первый секретарь горкома Все как всегда. И„все равно КПСС. О. А. Борискин, пер- каждый раз по-своему, иначе, вый секретарь Левобережно- В С Е К А К В С Е Г Д А В работе XXXII отчетно-вы­ борной комсомольской кон­ ференции Липецкого Трактор- завода имени ХХ1П с райкома КПСС, Н. Г. За­ горский, генеральный дирек­ тор объединения, А. А. Бель­ ский, секретарь парткома за­ вода, В. Долгих, первый секретарь горкома ВЛКСМ, Г. Богданов, первый секре­ тарь Левобережного райкома сюда недавно. Неожиданно для себя, согласившись пре­ подавать математику в Школе воспитательно. • трудовой ко­ лонии. Почему именно на нее пал выбор у работников ро- среди всех при­ бывших тогда в район у лей она уже отличалась уме-- Секретарем комитета нием справляться с трудно- ВЛКС.М завода избрана Лю.д- егями. Шутка ли, после окои- мила Куракова. чания - института поехать в такую далекую область, как . М. КОНОПЛЕВ, Читинская? Учительствовала I - 'наш корр, та.ч в сельской- шко.’й несколь­ ко лет, пока судьба ие поста­ вила перед леоб.ходимостью И все-таки иа -свой первый урок в воспитате.тыю-грудо- вую колонию шла она как на первый экзамен. Под колючи­ ми, недоброжелательными взглядами' учеников волнение усилилось. . «Новенькая? Посмотрим", надолго ли задержится у час», - - читала Александра Петров­ на в глазах .воспитанников. Начала урок, и в насторо­ женной тишине услышала соб­ ственные слова, словно отра­ зившиеся от стены непонима­ ния. Первый урок не получил­ ся. И следующие тоже были ие лучше. Могла бы .сдаться и уйти. В конце концов, в роно. поймут: молодая учительница, опыта маловато, вот и не вы­ держала, даже посочувствуют — на ее месте педагог со ста­ жем не всегда справится. Но что-то остановило ее. , «Ну, уйду, — размышляла она, возвращаясь домой, -и., забуду этих ребят, ■■Забуду, как дурной сон, их лица, их озлобленность, искалеченные судьбы.-Уйду я, уйдут другие, а кто же поможет им, ожесто­ ченным, разуверившимся?».. ■Вот такая же, как и сей­ час, стояла тогда золотая осень. Сухая, теплая, с нитями паутины, с шелестящ'ими. ли­ стьями под ногами. Тридцать -лет прошло, а, представьте, ..ясно помнит Александра Пет­ ровна и каждый день, и каж­ дый урок. Может быть, оттого, что делала первые шаги в открываемый для себя по- новому мир педагогической деятельности. — Светлы'й она человек, “ говорит о К ^ 1 ЩниКовой м - ведующий у«бной час'Лда школы. — Умеет удивительно ■щедро отдавать душевное теп­ ло людям. Заходит ли в класс или учительскую, кажется, будто света прибавилось. ...Смотрит исподлобья вос­ питанник. Тот самый, не при­ знающий никаких - авторите- :тов/,.словно бросающий : вы­ зов. учительнице.! -Она же спо­ койна, невозмутима. И тер­ пеливой доброжелательно­ стью обезоруживает. Рано или .лоздно, но начинает, та­ кой' ученщ тянуться к знани­ ям. Многие педагоги учатся выдержке у Александры Пет­ ровны. Ее уроки, на первый взгляд, просты и. даже обыденны. Но в то же время она увлекает работой весь класс. Говорят, чем выше мастерство .челове­ ка, тем недоступнее его секре­ ты -постор'ринему глазу. И, действительно, как их разгля­ деть? ' Спокоен, доброжелате- ллен, уверен в себе учитель, со- ' :«рея 0 твченно работают учени­ ки. Что же тут особенного, необынного? Но в этой обы­ денности, в этой естественно­ сти и заключается мастерство. Утатель. не может,, не имеет права показывать усталость свою, слабости и сомнения, ко­ торые нередко одолевают его. Это все должно быть в себе. Как- ни бывает Александре Петровне, тяжело, никто ие припомнит случая; /чтобы опа пожаловалась, ч годы берут свое. — Да какие там: мои годы, — смбется беззаботно она, и берёншо разглаживает на ла­ дони . полыхающий лист кле­ на. — Наверное, та осень с таким же вот буйством кра­ сок и помогла мне тогда не отступиться. Выйдешь из уч­ реждения, и иа тебя словно обрушивается все это разно: нвет 1 >е. Выразительный ' конт­ раст с тем, что только что видела. Стриженые мальчиш­ ки в темных одеждах, отчаяв­ шиеся. Обретут ли себя зано­ во? 'Пли пропадут совсем? Кто им поможет? Спрашиваю А.чександру Петровну, а что же было по­ том, после, первых неудачных уроков? — Что было? — взглянув па часы, переспросила Алек­ сандра Петровна. — А была двойка по математике, кото­ рую я в сердцах вывела в журнале прщгседател-ю. сове­ та коллектива отряда Ишен- ко, Он мне тогда пообещал, что-я об этом енге [[ожалею. ведливо поставила ■ двойку, не пожалела. Ну, и натерпе­ лась за нее. На оледиощем уроке весь класс демонстра­ тивно Заявил, что не 'понял объясненный материал и отка­ зался отвечать. Повторяла, как говорится, до изАеможения. И, как- видно, что-то задело тогда- Аушу Ищенко, он '"к пе­ рерыве подошел ко мне и из­ винился. ■ Ей пишут. Ее узнают в чу­ жом городе.. Сколько было та­ ких неожиданных встреч. Как- то приехала в Москву, позво­ нила домой Коле Бокову, хо­ телось узнать, как живет, ра­ ботает. Уж очень'много было в свое время хлопот с этим парнем. И, честно говоря, не ожидала, что так ей об 1 )а- дуется. Кричит в телефонную трубку: — Вы только стойте иа од­ ном месте, чтобы я вас не по­ терял. Слышите, только нику­ да- не уходите, я вас с мамой своей познакомлю. Вы же близкий мне человек! Ж. АЛЕКСАНДРОВА, 8 - . наш впешт.. корр. кабинета, а во время странствий автора по городам и селам Рос­ сии, в общении с народными ма­ стерами. Неоднократно Г. М. Бли­ нов совершал поездки по Липец­ кой области, бывал в селах Лени­ на, Доброе, Измалково. Этим экс­ педициям посвящена отдельная глава книги. Народное творчество живое явление, тесно связанное с бытом, и келейный подход к нему не- 141ЫСЛИМ. . Исследователь, пытаю­ щийся изучать произведения на­ родного искусства исключительно , по' материалам музейных коллек- ■ций, уподобляется ботанику, ни­ когда. не выходившему на зеленый луг, описывающему яркий и бога­ тый мир флоры только по герба-' Коллекция Блинова насчиты­ вает более 2000 маленьких ше­ девров камерной пластики. Тут ■изделия из тлины и дерева, со­ ломенные,тряпичные куклы, 'фи­ гурки из сахара, теста, сыра, по­ гремушки, сплетенные из лозы и бересты. Разумеется, все это бо­ гатство не вместилось в . книгу. На фотоиллтострациях мы видим из­ бранные -произведения ,народных скульпторов. - И тем не менее, впервые , в .ли­ тературе .игрушка-скульптура сельских и слободских мастеров России предстала перед , нами в та­ кой полноте и в .таком многообра- ■зин. Страстный коллекционер и ийследоваТель, Блинов «открыл» многих мастеров-игрушечников и впервые ввел в научный обиход их произведения. Среди них — мастера .нижегородской игрушки — >рошепец деревни Жбапнико- во, автор выразительных свисту­ лек из глины В. С. Сироткин, жи­ тель деревни Большие Пруды И. Г. Логинов, исполнитель дере­ вянной топорной игрушки. Блинов нефным написал о мастере из се­ ла Измалково И. А. Ачкасове, а гончарах-игрушечниках и з . села Доброе братьях Пустоваловых, о смоленском керамисте С. Б. Гон­ чарове и МНОГИХгВДНОГИХ других самородках. В 1969 году им был заново «открыт» целый промысел абашевской (Пензенская область) глиняной игрушки, который искус­ ствоведы ошибочно относили к Куйбышевской области и считали давно угасшим. *' Может, быть, кому-то народная игрушка на первый взгляд пока­ жется всего лишь пустой безде- 'лушкой, детской забавой. Но это иё так. И в этом нас еще раз убеждает книга Г. М. Блинова, который убедительно доказывает, что народная игрушка — памят­ ник материальной и духовной культуры, подлинное произведе­ ние декоративно - прикладного искусства Нехитрая детская за- бавй на самом деле оказывается явлением довольно сложным и многоликим. На протяжении веков, игрушка-скульптура испытала ряд метаморфоз ие только в своем внешнем облике, но- й в тех функ­ циях, которые выполняла. - ■' ■• из них развозятся/по веемут миру туристами; .иркезжающими в на­ шу 'страну из-.за ^.рубежа.. . , . ■ - Наконец,' : народная игрушка- скульптура, обрела-новую жизнь в качестве, •экспоиатов-.. музеев, вы­ ставок, стала предметол! вожде­ ления- коллекционеров. ..'А :. отсюда уже прймой -'ИУ 1 ь, в ,'кни-ги :Ф а л ь - . бомы, на почтовые открытки и Г. Й . ' Блинов ‘щедро- дарит' лю­ дям книги и игрушки. Его кол­ лекция экспонировалась в двадца- тщ.городах. Более 600 произведе­ ний народных мастеров-игрушеч­ ников он передал в музеи Моск­ вы, Леттинграда, Липецка, Кост­ ромы, Тулы, Горького. , Ярослав­ ля. Самарканда. ■у любого коллекционера — мас­ са хлопот. Ведь он и хранитель, и исследователь, и экскурсовод в своем маленьком домашнем му­ зее. Один приглашает к себе зна­ комых и с ГОРДОС 1 ЫО демонстри­ рует свои сокровища, -другой при-: пимает участие в выставках, тре­ тий пишет статьи о полюбившихся предметах коллекционирования. А некоторые, как, например, Г. М. Блинов, совмещают всё эти виды пропаганды. Одно из свидетельств этого — новая книга, записки кол­ лекционера и исследователя ма­ лой пластики. Конечно, жаль, что ПС каждый сможет прочнчать эту КНИГУ, поскольку опа издана иа апг.чийском языке. Тем не менее, для любого человека, неравнодуш­ ного к прекрасному, ишга-альбом Г. М. Блинова представляет бес­ спорный интерес. Ведь в ней бо­ лее ста цветных фото 1 'рафпй ма- искусство пе нуждается в перевод- М. ИВАНОВА, мастер народной игрушки. На снимке: «Баран» из пачлек* Ц 1 Ш Г. М. Блинова. > - . ■

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz