Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
1 0 «ЛЕНИНЕЦ» ' 4 октября 1984 п сЛЕНИНЕН» В о з р а с т з р е л о с т и САЛЮТ, ФЕСТИВАЛЬ! €Проверь себя в деле» — так назывался очерк журналиста А. Колядова, опубликованный в 25—26 номерах «Ленинца» за этот год. В нем шла речь о бригаде Михаила Логачева из измалковского колхоза «Россия», которая весной 1982 года взяла на вооружение безнарядную систему организации труда. О том, как сложился для бригады нынешний год, как показали себя перемены в организации и оплате тру^ да, рассказывает автор предыдущего очерка. С утра припекало вовсю. В воздухе ощущалась такая Сушь, что ее не смягчало даже дыхание протекавшей в ни- риие речки. Остановившись на краю поля, убегающего по Взгорку к Чериаве, Михаил мучился сомнениями: не пока- «алось ли ему, действительно Ди блеснула, в посевах преда тельская желтизна? Долго ли: такого жаркого мая он, сколь ко живет, не упомнит. Днем в тени подскакивает до тридцати трех — чем не Средняя Азия? А ведь в почве в так влаги Кемного; снега зимой — «кот раплакал», и осень дождями ре баловала. Недаром под твердились опасения за ози мые. Вышли они из-под снега Кзреженными, ослабевшими —- Почти половину пришлось пе- ресевать. А ведь яровые та кого урожая, как озимые, не ' Дадут. Поневоле рассчитывай Ка меньшее. И многолетние травы поху- рсе, чем в прошлом году. Ну, Правда, пересевать их не Пришлось: сказалась щедрая Подкормка органикой и пере- йалужение части поливного Пчастка И все-таки в рост Травы идут туго. Да и то {казать: обычной порции вла- ^и, которую способны выдать ^Волжанки», в такую сушь пе хватает. — А ведь держится пшенич ка — не желтеет! — раздалось спиной. — Ничего не ска жешь: отличный сорт — «ми роновская». - По голосу Михаил сразу узнал: Николай Сидякин. В Последнее время этот молодой 1чуть постарше самого Лога- .Тева) член его бригады вы- ■'ывал в нем все большую сим- |атию; в работе . неутомим. 1 ЫТЛИВ, неравнодушен. Вот 1 едь запомнил, каким сортом юле засеяли, а завидев на нем Зригадира, встреволгился: пе ;лучилось ли что Остановив ;вой МТЗ-50 у дороги, сюда Чиколай подошел пешком. — Держится. — улыбнулся Ё аил, рассматривая вместе гдякипым уже начинавшие 1 ситься стебли. Найдя то, искал, повернулся к Ни- ю: - - Смотри; ветвятся!... »- Точно! — от удивления Iюдиял брови Николай. —Вот три, четыре, а тут целых пять колосьев... Надо лге! Логачев был доволен: итак, эксперимент, начатый им, по ка идет удачно! Он задумал его давно: еше с тех пор, как прочитал в какой-то брошюре об опытах с пониженными нормами вы сева. Если верить им, макси мальный урожай — в 60—70 центнеров — получался при норме высева, сниженной в три раза: до 80—85 кило граммов па гектар. В таком случае зерновые растут куста ми, принося огромное количе ство зерен. Питание их обес. печивается за счет расшире ния пространства, отводимого для каждого растения. Правда, уже тогда его озадачило, почему эти нормы сева, несмотря на их очевид ную выгоду, — и семена эко номятся, и прибавка в урожае гарантирована — не получили широкого распространения. Да что там широкого, о них, если не считать немногих статей в периодической печати да двух-трех брошюр, ничего не слышно. Везде сеют, как у них в колхозе, от 2.4 до 2,8 центнера семян на гектар Почему? Разгадку он нашел в той же книжке; низкое качество об работки земли. По глыбистой, иссушенной многократной пе репашкой, засоренной земле сеять уменьшенное количество семян — дело гиблое. Расте ниям не хватит влаги, их попросту забьют сорняки. Для внедрения малых норм высева нужно .поднимать культуру земледелия. При сдельной оплате, наце ленной прежде всего на вы работку, высокой агротехни ки добиться трудно. Этого удается достичь лишь на небольших участках, при са мой острой необходимости. Так было, в частности, при размно жении озимой ржи «чулпан», небольшое количество семян которой выпросил на селекци онной станции председатель колхоза В. Н. Шарандин. Применить тогда обычную норму высева — значило за тянуть внедрение перспектив ного сорта на долгие годы. Вот почему высеяли всего по восемьдесят килограммов на гектар, предварительно тща тельно обработав и заправив почву. В итоге вымахали на следующий год такие кусты- диву давались. Собрали тогда помнится, под тридцать цент неров вкруговую — сколько никогда до этого не получали. Казалось бы, повторить нужно опыт. Но достаток семян, не уверенность в собственных си лах — а вдруг не удастся подготовить поле по-хороше му заставили вернуться к увеличенной норме высева. При ней уже можно не тре вожиться, что сорняк забьет посевы. ' Резко повысить качество обработки земли не на одной какой-то делянке, а иа всех полях стало возможно только С переходом на безнарядку. Тогда крепко засела в голову Логачева мысль: попробовать сниженную—пусть на первый раз лишь вдвое , норму. Заявил об этом главному агроному, председателю. Те, хотя и не возражали, но по советовали на первый раз не замахиваться широко, взять для опыта гектаров, десять- двадцать. Так и сделал; вы брал участок получше и за сеял его из расчета 1,3 цент нера семян на гектар. Чтобы не иссушить почву, и так бедную влагой, поле из- под гороха пахать не стал, обработал лишь дисковыми лущильниками, пробороновал и тут же пустил сеялки. И вот уже видно: урожай здесь, судя по всему, не хуже, а, мохцет быть, и лучше, чем иа соседнем поле, засеянном как обычно. А ведь известную вы году бригада с этого поля уж® получила: около двух тонн семян сэкономила. Стоит ли доказывать, как это важно в условиях хоз расчета? Ведь теперь в дого воре подряда указывают не только урожайность и фонд заработной платы, но и лимит денежных и материальных за трат на получение продукции. Каждый знает нынче: чем больше вырастишь и чем меньше затратишь, тем больше будет оплата труда. Сейчас на их счету эконо мии не только отчисления за сэкономленные семена. Уже набежало кое-что и за сэко номленное горючее. Его и прежде они не разбазаривали: запас, как говорят, карман не трет. Ну, а теперь каждый литр на счету. Раньше как было? Привезет шофер «Сельхозтехники» го рючее на машинный двор, один и сливает солярку! Сколько при этом осталось в автоцистерне, сколько проли лось на землю — никого особо не заботило. Считалось', не сколько лишних литров погоды не сделают, не хватит — еще привезут. Ну, а теперь при сливе обязательно присутству. ет кто-либо из механизаторов, а чаще всего — бригадир или его помощник. Дело так по ставлено, что ни одна капля не пропадет. И при заправке навели по- оядок. Пролил как-то Евгений Мухин килограмм-другой масла — тут же имел неприят. ный разговор с помощником бригадира по технике. Увидел Логачев, что Николай Федоро вич Мухин не слил солярку из заправочного шланга в бак тракторов, взял ведро и на глядно продемонстрировал, сколько он на этом мог поте рять горючего. Урок оказался убедительным: больше такого никто не допускает. Экономя материалы, строже стали подходить и к приобре тению новой техники. И если прежде каждый мечтал полу чить новый трактор, то теперь появилось другое стремление: продлить срок эксплуатации трактора, сеялки, плуга, по возможности не тратить сред ства на их приобретение. Вот почему весной, когда поступи ли в колхоз новые гусеничные тракторы, Логачев попросил только один: за двенадцать лет службы трактор Виталия Му хина износился до крайности. Двенадцать лет _ это, ко нечно, слишком. Но вот девять- десять на год-два .больше нормы — служат у них многие машины. Взять хотя бы «колесник» того же Николая Сидякииа. —. Сколько твоему? — по вернулся лицом к работающе му трактору Логачев. —. Ему-то? — догадался Сидякин, — десятый... Но он еще ничего, работать мож- — А что мотор не выклю чил? — нахмурился бригадир — Зачем зря горючее жечь? — Да я на минутку только смутился Николай. — Бе Михаил дон4дался, когда за трактором осядет густой шлейф пыли, и тронулся сле дом. Ох, как хотелось ему в эту минуту, чтобы пошел дождь, которого так не хва тает посевам... ' А. КОЛЯДОВ. (Окончание следует). В Советском районе откры- Д П | " К П . Т Ж Д тьего этапа марша юных де лась школа пионерского акти- „„,щев «Салют, победа!», но ва. Занятия в ней идут в трех дом работы школы будут макулатуры, много делает в лучили много ценных советов секциях. Одна — председате- практические де.ла, ее органи- благоустройстве близлежащих в организации работы совета лей советов отрядов, вторая— зовали на базе одной из луч- улиц и дворов, богат интерес- отряда и сонета друзей октяб-. друзей октябрят, третья объ- ших пионерских дружин рай- пыми традициями и се Ленин- рят. еднняет знаменные группы она — девятнадцатой школы, ский музей. А. ФИСЕНКО,. дружин. Эта дружина ежегодно втрое Иа первом занятии ребята работник Советского И так как основным мето- перевыполняет план по сбору познакомились с задачами трег Дома пионеров. Бетён йз цемента и пепла V Всемирный фестиваль проходил в Варшаве с 31 июля по 15 августа 1955 года. Для участия в нем в столицу Цольши съехалась 131 тысяча делегатов из 114 стран мира. Фестиваль про ходил под лозунгом: «За мир и друн{бу!».- Подготовка к варшавскому форуму проходила на фоне таких важных событий, как Конференция стран Азии и Африки в Бандунге, Все мирная ассамблея мира в Хельсинки, Совещание глав правительств четырех вели ких дернтав в Женеве, созван ное по инициативе СССР. Сам факт его проведения, ре алистические предложения нашей страны по обеспечению безопасности в Европе способ ствовали мобилизации об щественных сил на борьбу за мир. В этой борьбе, как и прежде, молодежь шла в авангарде. Для организации фестива ля был учрежден Фонд соли дарности. Подготовка к высшему форуму шла. в 126 странах, и делегаты * толь ко 12 стран не смогли при быть в Варшаву. Молодые крестьяне северной Японии заложили в банке свои зем ли и отдали деньги на поезд ку своих делегатов. В Дании ,и Голландии появились спе циальные почтовые марки с доплатой- в пользу фестиваля. Шахтеры Румынии добыва ли уголь в воскресные дни. Известные художники Индии отдали свои картины в фонд фестиваля. В нашей стране во многих городах прошли городские и областные фести- вали молодежи. Г^|| 1 Вным лейтмотив:^ всех мершриятий (а их ежеднев но в рамках политической, культурной и спортивной про грамм проводилось в среднем 350—400) был жизнеутвержда ющий призыв; «Мы хотим строить, а не разрушать! Мы хотим петь, а не проливать слезы!»_ В день десятой годовщины со дня варварской бомбарди ровки Хиросимы участники фестиваля собрались на ми тинг. Юкио Мотоясу был един ственным из делегатов, кто воочию видел и пережил атомный взрыв в августе 1945 года. Лишь по счастливой случайности четырпадцати- летний подросток уцелел в том огненном тайфуне, кото рый пронесся по цветущему городу. Выступая на митинге, Мо тоясу сказал: «Я долго нена видел атом, который расщепил ся. Но теперь, как и тысячи моих земляков, понял, что ненавидеть иуя{но войну». Участники митинга напра вили приветствие проходив шей в Японии международ ной конференции против уг розы ядерной войны. В нем, в частности, говорилось: «Мы требуем запрещения атомного и водородного оружия. Маше стремле 1 гйе мы поддерживаем миллионами подписей, собран ных под обращением Всемир ного Совета Мира». В ходе фестиваля его участники со вершили поездку в Освенцим, где состоялась мощная анти фашистская манифестация. Впервые в Варшаве была организована международная встреча бывших партизан. и участников движения Сопро тивления. На протяжении всего фести валя члены дедагаций участ вовали в строительстве шко- «Яблочный» семестр в пынепшем году в лсбедяп- гьем совхозе « \ | роком» от личный урожай яблок. Уже вымо.тнен государственный плач по сдаче пенных п.юдов Ио поюдпые хс.ювия да.ш возможность перекрыть его е лихвой. Л собрать до конца урожай п О1ромно.ч, мноюгек- тарном «.аду без помощников невозможно. Вместе го студен ими вутов Липецка Кирова, Куйбышева, Воронежа здесь трудятся я тчащ||е«.я прцфессиона.1М1о- тсх1нче1кнх учн.1И1ц нашею об.тагтншо центра. Особо доб рых с ЮР >аг.1\’живают ребята из ГП1У 21. В самом нача.1е работы на общем собрании Очи дововорн.1ись работать так, чтобы пе бык, ми одною че ювека, не иыполияющею та- данне. Уже больше месяца прош.то с того собрании, и никто от слова не огступи.1. Успехам в труде очень помо- иет 101и1а.1истическое сорев- иоп.шие. Вскоре мы убрди.1ись, как тчорово зчесь'чеивуют нобе- ди1е.1ей Первокчрсинк |ру1шы сварщиков Июрь Стрс.1Ы1к- ков 1ие.1 от евгей яб.юни в 01«ружеиии товарищей. Они все вместе 110 Д 011 .11 к нему и (ообщи.ш, что Игорю сейчас вручат нымпе.1 побетигс1я со- циа.тнстнческо! о соревнования. На снимке внизу вы ви дите момент ею вручения. Ка- ЖС1СЯ, товарищи за Июри радуются как за себя. На верхнем снимке — На таша До1аднна, командир от- ряча гретьекхреников. Она давно мома бы уехать из « \ | - ромоча», но захотета остатьси Фею В. Савельева. . — В«>т, взгляните, — заведующий сани- 1 'арно-гигиеиическим отделом областной сан- рпидемстанции В. С. Наговицын протянул распухшую от бумаг папку. — Как видите, {удьба завода решалась не одним днем. За рсеми этими актами, решениями, официаль ными письмами стоит забота о людях, об их Здоровье, о чистоте воздуха, которым мы ды- 1пим. На одной чаше весов оказались иите- ; ресы производства, на другой — экологиче-' ское благополучие целого городского^ района. Ситуация, в общем то, нередкая для промыш ленных городов, но в наших ус.тюйиях, в ^нашей стране забота о людях всегда стави лась на первое место. История Липецкого ра диаторного завода как раз и является ярким примером этого... Кузнец Василий Голощапов, сколотивший в 1924 году артель кустарей, мастеривших сшз- вородки да чугунки, конечно, пе предполагал, что артель положит начало целому заводу. Заглянуть бы в будущее, приоткрыть завесу, разделяющую день сегодняшний и завтраш ний, и тогда бы ясно увидел Голощапов, как здание бывших кожевенных мастерских, где обосновались артельщики, обрастает новыми корпусами и пристройками, как разрастается город, окружая радиаторный завод тесным кольцом жилых домов. А если бы еще даль ше в будущее мог заглянуть кузнец, увидел Зайдет на пенсию... завод бы, что город как бы разделен па две части: дымящие трубы двух гигантов — металлур гического и тракторного — встали по одну сторону реки, а новые микрорайоны города— по другую. Река Воронеж разделила их. Это было правильно и дальновидно: люди думали о -чистоте воздуха, о тишине. Основная масса предприятий с «горячим» производством со средоточилась на левом берегу, и только ра- '■ диаторпый коптил и чадил чуть ли не в са мом центре города. Не повезло ему с «геогра фией». Мог ли кто предположить шестьдесят лет назад, что завод, пустить который стоило не малых сил, станет вдруг бельмом на глазу горожан? Он никому не мешал, пока стоял иа окраине. Откуда }ке было знать, что не когда провинциальный, заштатный город Ли пецк начнет стремительно расти, превращаясь в крупный областной центр. Первыми забили тревогу службы, контро лирующие чистоту воздуха в городе. И хотя вредные примеси лишь незначительно превы шали .норму, не представляли особой угрозы, в зону действия выбросов завода попадали городской парк, санаторий, детский сад... Работники областной санэпидемстанции на стаивали на том, чтобы свернуть производст во радиаторов. Семьдесят процентов в произ водственном цикле завода' занимало литье, а литье -— это газы, вредные выбросы. Были разработаны необходимые мероприя тия по закрытию завода. План-график прекра щения работ вступил в силу в 1984 году. 1750 -ТЫСЯЧ радиаторов в год — иа та кую мощность вышел завод в середине шес тидесятых. Здесь производили самые деше вые и качественные радиаторы в стране. Ли пецкие облегченные радиаторы (ЛОР) ис пользовались при оборудовании высотных зданий Москвы. По специальному заказу кол лектив изготовил отопительные приборы для М.ОСКОВСКОГО «Детского мира» (если доведется быть в этом магазине, обратите внимание на миниатюрные батареи, обогревающие здание). Продукция липчан хорошо известна и за рубежом. Успешно был выполнен заказ для Дома науки и искусства в Варшаве. Именно за него был вручен польский орден' тогдаш нему начальнику литейного цеха Н. И. Ку- Липецкие радиаторы обогревали тысячи до мов, учреждений, производственных помеще ний. Работа завода была расписана иа не сколько лет вперед... Нет, не так это просто закрыть завод, приносящий прибыль, выпускающий нужную страий4'1120дукцшо! Прегцде. чем сворачивать произвЬдство, предстояло .решить, чем воз местить жфици'г. котои|> 1 Й неизбежно возник нет, как ^асгюрядитьс}Г заводским оборудова нием? Поэтапное свертывание производства началось только после того, как были подго товлены дополнительные мощности для про изводства стальных конвекторов на трубном заводе. Сложнее обстояло дело с людьми: здесь трудились 600 человек - - рабочих и ИТР. Все понимали, что рано или поздно за вод закроют, но попробуй, смирись с этой мыслью, когда ты связан с родным предпри ятием тысячами нитей! Нужно было обстоя тельно побеседовать с людьми, подыскать им новую работу. Эта, пожалуй, наиболее, щекотливая зада ча, легла на плечи 'комиссии, возглавил ко торую заместитель генерального директора объединения «Липецкеаптехпика» В. Сбитпев. Людям предложили работу на трубном заво де, посыпались предложения с ЛТЗ, силикат ного завода. Рабочие руки нужны везде. И вот первые шестьдесят человек уже влились в новые трудовые коллективы... Через три месяца остынет горячее сердце Липецкого радиаторного — потухнет огонь в вагранке, сойдет с конвейера последний ра диатор. Прощаясь с заводом, который, прямо сказкем, немало нервов попортил работнигам санитарной службы и жителям близлежащих домов, вспомним всё же его добрым словом. В такие моменты положено забывать о пло хом и вспоминать только хорошее. В истории Липецкого радиаторного немало славных страниц; шестьдесят лет завод трудился на пряженно и честно. И вот теперь пришло время «уйти на заслуженный отдых». Знаме нитые липецкие радиаторы долго еще будут согревать наши жилища в стужу и непогоду. Право, лучшего памятника заводу и не при думаешь. О. ШАПОВАЛОВ. лы на улице Парбутта, кото рая была ра.зрушеиа в 1939 году фашистской авиабомбой. Рядом 'работали недавний пар тизан Фунг Ваи Каи из Вьетнама, уралец Андрей Ба- 'силенко, англичанин Сидней Иэйтс, каменщики из Канады, Ирана, Китая, Швеции, Индии и других стран. На прощанье польский мастер 3. Янушек говорил; «Стар(^ варшавские каменщики утнержда'гот, что самый лучший бетон' замеши вается на цементе, к которому добавляется щепотка пепла. Такой бетон не боится време ни. Так пусть в школу, кото рую мы строим на месте сож женной, пойдут не только наши дети, ио и внуки!». В дни 4№стиваля состоялось 19 встреч молодых трудящих ся, объединенных одной профессией, в которых при няли участие 3 тысячи чело- ибольшей резкостью прояви лись контрасты жизни моло дежи капиталистических стран и молодежи демократического лагеря и социализма. Как всегда, активна была советская делегация. Неиз менным успехом пользовались концерты наших мастеров ис кусств, советские художествен ные и документальные филь мы. Всего было показано 16 советских фильмов, среди ко торых «Ромео и Джульетта», «Большая семья», «Школа мужества» и другие. Спе циально для пашей делегации на фестивале композитор А. Островский и поэт Л. Оша нин написали песню «Друг до рогой». На многих предприя- :■ тиях, учреждениях и учебных заведениях состоялись встре чи делегатов из СССР с поль ской лолоделтью. Отдавая дань увал«епия В. И. Ленину, участники фе стиваля посетили Ленинские места в Польше. В международных художе ственных программах участ вовали юноши и девушки из 52 стран. 248 молодых арти стов из 29 стран были удосто ены звания лауреатов V Все мирного. Насыщенной была спортив ная программа фестиваля. Свыше 4 тысяч юношей и де вушек из 38 стран оспаривади первенство в 23 видах спорта. Варшавский фестиваль за вершился 250-тысячным ми тингом молодежи. «Прощай, Варшава! — говорили его участники — До встречи в Москве!». Советская молодежь начинала подготовку к 'VI Всемирному форуму. И. ПАРШЕВНИКОВ, руководитель лекторской группы обкома ВЛКСМ. Три ДНЯ из жизни города Фотокорреспондент курской молодежной газеты «Молодая Гвардия» Геннадий Бодров стал победителем фотокон курса «Три дня в Ельце», ко торый был организован го родским отделом культуры и фотоклубом «Елец». В адрес оргкомитета посту пило около двухсот СШШ140В от фотолюбителей из Могиле ва, Харькова, Белгорода, Ти располя, Липецка. Средствами фотографии авторы рассказа ли о трудовой жизни города, быте и отдыхе ельчан. Оьемки проводились в конце прошло го .года, когда в Ельне прохо- ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС дил семинар на базе второй межклубиой фотовыставки «Родина моя», собравший фотографов из разных горо- Диплома второй степени удостоен член липецкого фо токлуба «Мгновение» Констан тин Петров за цикл портрет ных работ, сделанных в дни работы семинара. В. БЕЛОГОРСКИЙ. НАЙТИ СЕБЯ В кино и театре А. Филозов играл роли разные. Но поче му-то многие зрители считают, что ИСТИННЫЙ его типаж — эдакий странноватый тихоня, рассеянный, может быть, не очень практичный, но честный и благородный человек. Слу чаен ли интерес зрителей именно к такому типу героя? — Только не надо говорить, что все эти добрые недотепы, тихони — герои дня. Нет. Более того, ситуации, в кото рых они действуют, похожи скорей иа притчи, чем на факты из реальной жизни. Но в одном вы правы: люди эти очень нравятся зрителям,• н это, я думаю, не случайно. Отношения между людьми в наше время упростились; стран но вспомнить, но моя мама называла бабушку на «вы»... Отношения Между мужчиной и женщиной тоже стали проще. Скорости, которые диктует нам жизнь, отражаются и иа нашем внутреннем мире. Мы' торопимся не только в транс порте, Но и в отношениях меж ду собой. Чувствовать и то спешим. В этой гонке мы порой теряем доверчивость, открытость, доброту. Очень часто говорят; актер отражает свое время. А что это значит?' По-моему, актер воплощает личность, по которой зритель тоскует, ко торой ему не хватает в жизни. А как вы относитесь к таким людям в жизни? —- Когда Один врач сказал, что история фильма «Тихоня» — это история его жизни, я был поражен. Мне казалось, что так не бывает. К тому же сам я к одерлашым тихо ням отношусь с недоверием, больше люблю людей дейст вия. Совремепную молодёжь, скажем, нередко ругают за практицизм; а мне это в ней нравится... — А сами вы, как мне это ка.жется, человек, к практи цизму не склонный... — Что такое нрактииизм? Разве плохо, когда человек не ннфантнлен, когда умеет трез во смотреть на реальные про блемы мира? По-моему, хоро шо. Во всяком случае, я даже немного завидую таким лю дям. Иное дело, что практи цизм должен соединяться с духовностью — а это уже сложнее. Меня пугает в моло дых людях не инфантилизм, о котором принято много писать, а некая бездуховность, часто — э.тементарное отсутствие знаний. Читаю иа своем вечере рассказ Зощенко и по запис кам понимаю; многие попросту не знают такого писателя! Право нте, хоть начинай свое выступление так: «Знаете ли, жил некогда такой замеча тельный писатель Михаил Зощенко, Его рассказы напи саны удивительным, своеоб разнейшим языком. Вот по слушайте...»; Среди молодежи много образованных, знающих людей. На их фоне тем более заметны те, кто знает катаст рофически мало. Что тут де- ла'гь? Может быть, что-то в школьной программе менять?... — Я знаю, что у вас есть сын. А как вы решали эту проблему с ним? — Наверное, многое решает атмосфера в семье. У нас в доме чтут книги, и проблемы научить сына читать не было. Научился он читать в три года. Мы с ним ходили зимой в парк, он рисовал прутиком букву, спрашивал: «Пап, как она называется?». Я отвечал. Так он читать и научился. . ...Мы все можем в нашем диалоге. Мы даже можем пе ренестись во времени назад и оказаться в тех годах, ког да маленький Алик Филозов еще ншл в Свердловске. Очень любил петь (и сейчас очень любит). Ставил на граммо фон пластинки, скажем. Кар- рузо и перед зеркалом пред ставлял. что это он сам так красиво поет. Нет, ие мечтал об актерской карьере. Или, если уж быть до конца чест ным, стеснялся мечтать об этом. Там, на киноэкране, бы ли мужественные, красивые, плечистые герои Дружпнкова, Стриженова, Столярова. А здесь, в жизни реальной, был маленький мальчик, вовсе на киногероя не похожий. И когда в Свердловск приехал МХАТ и пригласил желающих по пробовать силы для поступле ния в Школу-студию _ мал^ чин спокойно шел на экзамен, •потому что в удачу свою почти не верил Его припяли. И в дальнейшем все свои творческие победы Филозов одерживал несуетно и спокой но. Хотя просто ли актеру быть спокойным и несуетным. когда десять лет не ■ зовут в кино и в театре ролей не так-то много? — Вы знаете, я довольно спокойно относился к этому вынужденному простою. Я всегда довольно плохо ори ентировался, где кабинет на чальства. Думаю, что человеку любой профессии надо уметь ящать своего звездного часа, не просто ждать — готовиться. А потом ведь в любой ситуа ции самое простое — ныть, а искать применение своим си лам — сложнее. Я начал пробовать ставить спектакли самостоятельно в Московском, драматическом театре имени К. С. Станиславского, где и работаю по сей день. Ыо убедился: актер и рел4иссер — две совершенно разные про фессии. Это тоже было для меня серьезным уроком; зани маться надо чем-нибудь одним. Этому, кстати, учили меня и мои учителя. — Вы сказали об учителях, и я понял, что первым делом надо было вспомнить именно — Вы правы. Тем более, что учили меня замечательные люди.* Главным своим педаго гом считаю Евгению Николаев ну Морес в Школе-студии МХАТа. Она любила просто так беседовать со своими уче никами и все про нас знать. На занятиях никогда не об рушивала шквала терминов, а если у какой-то актрисы не получилась роль, говорила просто: «Помнишь, ты мне про свою бабушку рассказывала? Про то, что ее мучит? Вот это здесь и надо играть». И все сразу становилось понятно и легко Евгения Николаевна учила умению использовать в работе уроки своей судьбы— . умение необходимое. , ...Сегодня Филозов в числе самых снимающихся и попу^ лярных современных актеров, наверное, и потому, что сумел своими ролями сказать о том, что нам необходимо, Ие случайно тая полюбили мы «тихонь» Альберта Филозо- ва. Моитет быть, в них нахо дим мы детскую незащищен ность, жажду справедливости. Беседу вел А. МАКСИМОВ. Пресс-бюро «Комсомольской правды».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz