Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

I • сЛЕНИНЕЦ» - 2 октября 1 Благородный т р у д 29 сентября лучшие про­ пагандисты собрались в зда- вии областного драматичен ского театра им. Л. Н. Тол­ стого па свой традиционный форум в День пропаганди- — Партия, вес советские люди высоко ценят благород­ ный труд пропагандистов,— говорит заведующий отде­ лом пропаганды и агитации обкома партии В. Е. Мель­ ников, открывая торгкествеп- ное собрание. Избирается почетный президиум в составе Полит­ бюро ЦК КПСС во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС. Председателем Президиума Верховного Со-, вета СССР К. У. Черненко. Звучат продолжительные ап.тодисменты. Торжествен­ ное собраыие продолжает спою работу. С докладом «О задачах партийных органи­ заций, пропагандистских кадров по дальнейшему со­ вершенствованию стиля ра­ боты сети политического просвещения, массовой по­ литической учебы в свете ре­ шений XXVI .съезда партии и июньского (1983 г.) Пле­ нума ЦК КПСС5> выст 5 шает секретарь обкома партии Р. Е. Злобина. Она подчерк­ нула, что партийные доку­ менты последних лет неод­ нократно выдвигали требо­ вание повысить актуализа­ цию содержания политиче­ ской и экономической уче­ бы. И это не случайно. Без глубокого усвоения осново­ полагающих марксистско- ленинских положений не- возмояню по-настоящему по­ нять новейших теоретических Пать твердые идейные пози­ ции коммунистов и всех трудящихся можно только на прочной базе марксизма- ленинизма. В достижении этой цели немало могут сде­ лать руководители заводов, фабрик, колхозов и совхозов, ибо они хорошо знают ат­ мосферу рабочей среды, нужды и запросы кансдого члена коллектива. . Большей помощи мы ждем от преподавателей общест­ венных, наук наших вузов, техникумов, школ. И в обо­ гащении пропагандистской деятельности теорией, и в практических делах. Совер­ шенно нетерпимо, когда преподавательский состав видит свою миссию, в подго­ товке исключительно специ­ алиста. Специалист пе про­ сто технолог-технократ, он — организатор, он пропа­ гандист. И таковым его дол­ жен делать вуз, предуедгат- ривая резерв кадров для па­ шей пропаганды. Для этого нужно полнее использовать арсенал общественно-поли­ тических ' дисциплин, ожи­ вить работу факультетов общественных профессий, шире привлекать студенче­ ство к политической практи­ ке. Этод 1 у должна служить и реформа школы. Что скры­ вать, кое-кто думает, что реформа — забота одних учителей. Это непроститель­ ная ошибка. Реформа — де­ ло всенародное. В будущем году наша страна отметит 50-летие ста­ хановского движения. Налг, земля 1 шм зачинателя этого движения Алексея Григорь­ евича Стаханова, уроженца деревни Луговая Излхалков- ского района, этот юбилей дорог н близок особенно. Партийные и профссяозные организации. пропаганди­ сты всех форм учебы, а школ коммунистического труда в первую голову, при­ званы сполна использовать подготовку к юбилею, чтобы умножить стахановские тра­ диции. Близится сороковая веска Победы, Тяжелым и долгим был путь от дымного утра 22 июня 1941 года до сол­ нечного рассвета 9 . мая 1945 года. Чуткое отноше- 1 ше к бывшим фроитови- кад 1 , инвалидам войны, се­ мьям . погибших — .забота номер один. Все. пропаганди­ сты призваны, широко- разъ­ яснять миролюбивую по­ литику КоммУпистичестой парти!! и Советского госу- . дарства, настойчивее вести военно-патриотическое и ин­ тернациональное воспита- Далсе в своем докладе Р, Е. Злобина остановилась па вопросах работы пропа­ гандистов в - . молодежных аудиториях, отметила важ- } 1 \ ю ро.ль технических средств обучения, остано­ вилась на проблемах форми­ рования у слушателей эсте­ тических вкусов и повыше­ ния культурного уровня. О роли пропагандиста в деле воспитания высокой сознательности, глубокой идейной убежденности че­ ловека труда говорили И. А. Зубков, секретарь Липецкого горкома КПСС, С. И, Петро­ ва, заведующая ' кабинетом политического просвещения Липецкого райкома партии, А. И. Шилов, пропагандист школы основ марксизма-ле- птш зма , директор совхоза «Маяк» Елецкого района. О том, какую роль в его жизни сыграла пропагандист Р. Е. Секлепева, рассказал слушатель школы основ марксизма - ленинизма, де­ путат Верховного Совета РСФСР, механизатор кол­ хоза «Путь к коммунизму» Ус.манского района А. Г. Хо- мутских. Затем перед соб­ равшимися ' выступили пер­ вый секретарь обкома комсо­ мола В. С. Филиппов, секре­ тарь областного совета профсоюзов В. А. Мальгин. Каждый из выступавших на­ зывал немало имен замеча­ тельных пропагандистов, ко- торы.м и были затем вруче­ ны Почетные грамоты, на­ стольные медали, специаль­ ные призы. Их учредили ре­ дакции «Ленинского знаме­ ни» и «Ленинца», областного комитета по телевидению и радиовещанию. Приз «Ленин­ ского зналюни» был вручен пропагандисту, активному внештатному автору газеты, директору птицефабрики «Липецкая» Н. Г. Буслову. При:в молоденшой газеты по­ лучил пропагандист сети комсомольского политиче­ ского просвещения совхоза «Искра» Елецкого района А. Я. Дятлов. Работники областного радио вручили свою награду пропаганди­ сту Елецкого ше.тезнодорож- пого у.зла Г. И. Губаревой. В зале гаснет свет. На экране оживают герои про­ славленной эскадрильи «Нормандия—Неман». Идет воздушный бой. И вот уже на сцене один из тех, кто стал прообразом героев этой .киноленты —- пропа­ гандист Ф. Р. Рыжов, препо­ даватель Липецкого педин­ ститута. Двадцать боевых наград на мундире нолков- ннка в отставке. И сегодня он удостоен награды. Толь­ ко теперь отмечен его труд на переднем крае пдеологи- ческого фронта. Свои приветствия бойцам идеологического фронта подготовили к Дню пропа­ гандиста липецкие писате­ ли, работники филармонии, артисты областного дра.ма- тпческого театра им. Л. II, Толстого. Словом, праздник удался. Но вслед за праздником на­ ступают рабочие будни. С думой о них' и 5 еожали про­ пагандисты из Лпнецка. * * » Участники собрания нри-_ ияли обращение ко всем про-’ пагандистаи области. ^Сегодня областной драматический театр имени Л. Н. Толстого открывает новый 64-й сезон^ «ЛЕНИНЕЦ» # 3 Театр-это диалог -Чеховские герои в гостях у Чехова в первые дни нового театрального сезона мы продолжаем разговор, начатый на страницах нашей газеты статьей «По обе стороны рампы». С^южные проблемы взаимоотношений театра с его зрителем, поднятые ав­ тором этой статьи, заинтересовали наших читателей, вызвали на раз­ мышления о месте театра в их жизни. Мы познакомили главного режиссера Липецкого драматического театра им. Л. Н. Толстого, заел, деятеля искусств РСФСР В. ПАХОМОВА с нашей читательской почтой и предложили Владимиру Михайловичу про­ должить начатый читателями разговор. «Хотелось бы увидеть на сцене на­ шего театра молодежный спектакль», — .это пожелание довольно часто встречалось в письмах наших читате­ лей. «Молодежный спектакль», спек­ такль Д.1Я молодежи—что это такое, на ваш взгляд? Какие спектакли те­ атра в новом сезоне будут адресова­ ны молодым? . — Я думаю, интересы нашей моло­ дежи столь разнообразны, а круг проблем, которые волнуют сегодняш­ него молодого человека, настолько щ.ирок,'что понятие «спектакль для молодежи» сегодня предельно расши­ рилось, и сводить его к спектаклю с узкомолодежной те.мой, -где действу­ ют люди непременно до 30 лет, мне пе представляется рациопальпыдх. Молодежный спектакль — это прежде всего хороший спектакль, вы­ сокохудожественный, остросоврсмен- иый но нреблемая,' которые поднима­ ются в нем, и по языку сценическо­ го прочтения. Поэтому я считаю, на­ пример, спектакль «Закон вечности» молодежным, хотя речь идет о соро­ калетием человеке. Путь становления личности Вачаны Рамишвн.ти, кото­ рый прослеживает театр вслед за Но- ; даром ,Думбадзе, драматичен, оетро- конфликтеп, но через все испытания, что выпали на долю этого человека, он пронес верность самому себе, сво­ им жизненным принципам; Не каждо­ му удается прожить жизнь достойно, оставаясь верным в любых:ситуаци­ ях основном^’ закону своей ж и зн и ,- закону деятельной доброты. Я считаю молодежным и спек­ такль «Революцнойный' этюд».- А классика? Ра:хве вечные, глубочай­ шие “ нравственные . проблемы сове­ сти, долга, чести пе молодежные про­ блемы? Молодым будут адресованы и наши новые спектакли — корча- гинская;хроника ^балдада . талаитли- Бого белорусского ' драматурга Алексея Дударева по роману Нико­ лая Островского «Как закалялась сталь», «Последние» Максима Горь­ кого. Для молодых и о молодых^ ок­ тябрьская премьера театра — спек­ такль «Виктория!», поставленный ре­ жиссером Борисом Цейтлиным по пьесе Александра Червинского., А святая для всего нашего народа тема ратного, нравственного подвига со­ ветского солдата в годы Великой Оте­ чественной — разве это интереспо только ветеранам? 40-летию Победы наш театр посвятит свою новую ра­ боту — «Рядовые» Дударева. Нас очень заинтересовал последний роман Бориса Васильева «Завтра была вой­ на», напечатанный в шестом номере журнала «Юность», и мы хотели бы иметь его сценический вариант. Часто спрашивают: «Есть ли спе­ цифика постановки детских спектак­ лей?». Когда-то Станиславский очень верно подметил, что эта специфика есть, и состоит она как раз в толт, чтобы ставить спектакли для детей, как и для взрослых, только чуть луч- Так что молодежным спектаклем можно назвать любой спектакль, ес­ ли он способен, взволновать, вооду­ шевить, вызвать на спор. Главное, чтобы «искусство создавалось искус­ никами», способными жить в ритме сердцебиения нашего времени. Глав­ ное, чтобы театр пе был серым, ск^ч- ньш, холодным, — На страницах нашей газеты чи­ татели достаточно высказывались на предмет того, каким бы они хотели видеть наш театр, а вот теперь хоте­ лось бы выслушать в вашем .лице другую сторону участников нашего разговора. О каком зрителе мечтает — Театр — это диалог, а диалог может только тогда состояться, когда его участники равно та.л'антливы, искренни, заинтересованны и готовы повести доверительный разговор сце­ пы п зрительного зала, включаясь в него добровольно, не но принужде­ нию, всеми клапанами своей души. Любой театр, . который серьезно занимается искусством, мечтает о зрителе-собеседпике, зрителе-едшю- мышленнике, но не просто о потреби­ теле,. пришедшем в зрительный .зал и вставшем в позицию: «Ну-ка, посмот­ рим, что они нам та.м сегодня пока- Установка,. с которой зритель при­ ходит, в зрительный зал,- чрезвычай­ но важна. Мы часто цитируем, изве­ стную лепипскую фразу «Искусство принадлежит народу» ,./и забываем,' что она и.меет продолжение: «...и должно быть понято им». Не понят­ но, . я подчеркиваю, а понято.. Чтобы вести равный диалог в театре, зри- тель 'должен быть 'подготовленным, знакомым с основными театральными Уровень ипформироваппостп, обра­ зованности молодого' человека сего­ дня'достаточно высок, и теперь ,уже, к счастью, ще.услышишь ют молодого ' человека- вопрос- -подобного ■рода (а эти вопросы, ой как часто задавали раньше да ж теперь, впрочем,. случа­ ется): «Что это у вас такой театр бедный? Поче.му на сцене так мало декораций? Почему все решается не так, как в старые добрые времена, а стоят на сцене три стула, вот тебе п комната, и кабинет?» Ну, что отве­ тить такому зрителю? Что па дворе не старые добрые времена, а театр не стоит на месте, н с течешгем вре­ мени изменяются нриедты актерской игры, режиссерская методология, другая драматургия приходит па сцепу, которая диктует свои законы, И потому, думаю, ничего не даст любой даже очень обстоятельный и распространенный ответ па выше приведенный вопрос, потому что, на мой взгляд, задают такие вопросы люди, у которых абсолютно отсутст­ вует «театральный слух», они не могут быть театральными зрителями.' Ведь есть же такое понятие «искус­ ство быть зрителем». Конечно, благополучие театраль­ но-зрительских отношений, их кре­ пость и неформальность в первую го­ лову зависят от театра^ оттого, на­ сколько он интересен, пскренеп, ху­ дожественен, современен. Предполо­ жим, такой театр есть. Готов ли зри­ тель к восприятию спектаклей такого театра? Эго еще далеко не вся прав­ да: «Ставьте хорошо, и зритель вас поймет». Зачастую бывает как раз наоборот. Эта формула пе срабаты­ вает. чт'о доказано социологами, про­ верено статистиками на примере ки­ но — чем выше уровень нроизведе- 1 шя киноискусства, тем ннясе порой посещае-мость, и наоборот,—-кинобое­ вики, низкопробные Детективы-я-про- чие картины этого ряда собирают полные залы. Парадокс? Но ведь это. увы,, так, и ваша газета писала о проблеме малого, зала кинотеатра «Винница»,, когда там в дни демонст­ рации шедевров мирового кино не было заполнено и половины зала. И это еще не стало вчерашним днем. Недавняя дедюпетрация фильма ре­ жиссера Н. Губенко «И жизнь, и сле­ зы, II любовь» в том же кинотеатре подтверждает этот горышй пара­ докс. Убенсден, этот фильм получит премии не на одном международном кинофестивале, по кассового успе.ха ему не добиться.-' Что же делать в подобной ситуа­ ции, когда зрител е ближе простею- кая мелодрама, пьгшх куплетами, ЧЛ 1 серьезное, взволнованное исследова­ ние времени и мира, в котором - мы живем? Сидеть и ждать, занимаясь чистым искусством, самосовершенст­ вуясь, а наш. зритель пусть .тем вре­ менем ходит на представления массо­ вого искусства? Л потом, глядишь, .ему надоест, и он придет к нам,- Нет, -вкусы зрителей можно игйорировать сколько; угодно и ставить себя.выше зрителей на,голову, но, я так ду’маю, что наша задача — воспитывать,-раз­ вивать вкус зрителя, чем наш театр и пытается заниматься-нот уже тянении семи сезогщв. * — Скажите, Владимир Михаило­ вич, какой зритель вам ближе—эмо­ циональный или рациональный? Как вы понимаете такие выражения: «элитарное искусство», «элитарный зритель»? —г Русский театр, и вообще драма­ тический театр своей прищде < зжоцгонален, теату’ вн^ эмоциоиюнь- иого -ряда — .это мертвый театр. Мы, .прежде всего, обращаемся:к сердцам и -душам людей. -Мы воспитываем сначала душу, а -потом .интеллект. Чем шире’и разнообразнее здющю- нальный ряд человека, тем сам чело­ век, ио-моему, интереснее , и талант­ ливее. Я за эмоциональные спектак­ ли я . эмоциональных зрителей. - Элитарный зритель и ' элитарное- искусство? Если имеется й виду эли­ тарный зритель — подготовленный зритель, умеющий выбирать, со сво- - ими вкусами и привязанностями в ис­ кусстве, тогда я хотел бы, чтобы весь советский зритель - был элитарным. Ведь есть люди, десятки лет посто­ янно посещающие' кинотеатры и -не знающие, что за режиссер и опера­ тор снял тот или иной фильм, кото­ рый им, кстати, очень нравится. Есть телезрители. которые в выходной день с.мотрят по телевизору все под­ ряд с утра и до вечера. А ведь от количества нр<к;;^тре 1 шого качество души пе улучшите?. Ш- Если элитарное искусство — это высокохудожественное искусство, то, я — «за». А вот если это искусство для кучки снобов, которые делают вид, что они, и только они в этом что-то понимают, то я, в свою оче­ редь, пе понимаю, что это за искус- ...Наверное, без театра прожить можно, как и без многого другого. Но, как сказал Брехт, «шатр — из­ лишество лишь для того, кто живег ради излишеств». Е С Т Ь Т А К А Я Интервью вела Г. ИВАНОВА. С Т Р А Н А - К Ю Т ...Перед спектак.тем в зри­ тельном зале и фойе ходят школьники с разноцветными повязками на рукавах с над­ писью «КЮТ». Они всем инте­ ресуются: беседуют со зрите­ лями, помогают им найти свое место в зале. Что же это такое — КЮТг Клуб юных театралов. Он су­ ществует четыре года. У него уже есть своя история и даже своя летопись. Откроем ее первую страницу. Вот что пи­ сал о впечатлениях от первого занятия Саша Сазонов, ученик 7-го «Б» класса школы Л"а 48 (теперь ои уже окончил-шко­ лу) : «Мне запомнилась вы­ ставка рисунков Л. Ломоносо­ ва, ученика р4-й школы. Я то- , же . 1 юб, 1 ю рнсбвйть. Когда я смотрел на рисункн Андрея, мне захотелось стать худож­ ником». А вот высказывание учи­ тельницы школы № 5 И. Бойковой: «Мне довелось быть па занятиях КЮТа. Не скрою, немного даже позавидовала сегодняшним. старшеклассни­ кам, членам клуба. КЮТ по­ могает ребятам расширять кругозор, учиться понимать театральное искусство. Хоро­ шо, что клуб доступен широ­ кому кругу ребят, в него при­ нимают всех желающих». Слова Нины Александров­ ны остаются и ныне в силе. Театр приглашает в КЮТ ре­ бят разных возрастов. Многие из них Лдут с яетервениём начала сезона: ведь их связы­ вает крепкая дружба- -.с людь­ ми театра. Недавно в день рождения актриса Людмила Григорьевна Куковенко полу­ чила от Ларисы Шальпевой, учащейся медучилища, в пода­ рок куклу. Не обычную кук­ лу, а героиню спек­ такля «Школа жен» Мольера Лгнесу, которую играет Ку­ ковенко. А актриса Е. Край­ няя недавно с радостью вспо­ минала о том, что у пес до­ ма на полочке стоит крохот­ ная туфелька, подаренная, ей как исполнительнице роли Зо­ лушки. В жизни ребят из клуба юных театралов есть и печа­ ли. Восьмиклассник. средней школы Л» 5о Олег Беляев меч­ тает о чутком, внимательном, вежливом зрителе. Оп вспом­ нил,,, как однажды па спектак­ ле «Шишок»' раздались гром- ' ' «Лучшее время у нас — ко­ нец апреля и май, когда' рас­ пускаются леса», — писал А. Чехов о Мелихове и пригл'ашал своих друзей посе­ тить этот русский уголок именно в это время. Потом, через десятилетия, сюда приедут и дядя Ваня — Иван Петрович Войницкий, и ■ Соня — Софья Александровна, и Се 1 >ебряков Александр Вла­ димирович, ■ II Елена Андреев­ на, и доктор Астров... - Именно здесь, в усадьбе Ме­ лихово, в конце прошлого сто­ летия. ■Аптон Павлович вывел первые -строки: «Сад. Видна -часть дома с террасой. На аллее под старым тополем .стол, сервированный для чая. Недалеко от стола — качели. ■— Третий час ,дня. Пасмурно», _ так начинается знаменитая чеховская пьеса «Дядя Ва- Был трегий час дня 29 ап­ реля 1984 года, когда актеры Липецкого драматического театра имени Л. Н. То.чстого начали играть спектакль «Дя­ дя Ваня». И была та обета- П Р О В Е Р К А НА П Р А В Д У новка: тот сад, та аллея, та терраса. С утра небо заволокло ту­ чами, а потом выглянуло солнце. К концу спектакля стали распускаться почки на деревьях. Актеры играли не в сцени­ ческих условиях — на живой природе. А по словам главно­ го режиссера театра В. .М. Пахомова,- играть на живой природе — это настолько ес­ тественно и правдиво, что любая театральная фальшь, любая вещь, привнесенная от сценического штампа, кото­ рая прощается и незаметна, может быть, в самых прими­ тивных, но сценичесвих ус­ ловиях, на природе момеи- талы-ю выявляется. И поэтому для актеров очень важно бы- _ло сохранить ноту правды. «Иначе нам не простили бы, иначе мы не простили бы се­ бе», — скажет потом артистка 3. Румянцева, играющая в спектакле Соню. То была уже третья встре­ ча липецких актеров с Мели­ ховом, где А. П. Чехов напи­ сал и «Дядю Ваню», и «Чай- В марте 1982 года театр на­ ходился па гастролях в Мос­ ковской области. И тогда впервые артисты . заехали по­ клониться великому русскому писателю. В архиве театра есть сни­ мок тою посещения. Труппа вместе с В. М. Пахомовым, поста'повщнком ' чеховских пьес, стоит на ступеньках фли­ геля, где была написана «Чай- лихово 26 июня 1982 года, кстати, под дождем. Недавно выш.то в свет по­ вое издание Ю. К. Авдеева, директора музея-заповедника А. II. Чехова в Мелихово, где оп пишет о том 'незабываемом дне: «Первые два акта шли на усадьбе у пруда, а следующие два — па веранде дома. Ког­ да-то на этой самой веранде^ Чехов впервые читал «Чайку» друзьям. Теперь на веранде воссоздавалась жизнь чехов­ ских героев. Это была провер­ ка на правду, и театр ее вы­ держал, Так пришел опыт слияния’ музея с театром, и в этом заложен 1 'лубокий И когда они. приехали в третий раз, ' их уже узнавали. Встречали, как хороших зна­ комых, даже местные ребя­ тишки, прибежавшие на «Дя­ дю Ваню», говорили О. Овчин­ никовой: «Садись с нами, ты сейчас не играешь, давай, са­ дись, смотри», и уступили ме­ сто «Нине Заречной». И как самых дорогих, зва­ ных. гостей ждали' липецких актеров работники музея. В чеховский дом экскурсанты Пе заходят — он небольшой внут-. ри и уже достаточно' старый. А км его открыли. И они мо.ч- ча стояли в кабинете, где тво- ,рил Чехов, заходили в его 'спальню. А когда .репетирова­ ли, когда воссоздавали жизнь и Ивана Петровича Войницко­ го, и Серебрякова, и доктора Астрова, казалось, это была обычная жизнь. И когда они после спектак­ ля собирали свой багаж, что­ бы отправиться в Липецк, главная хранительница музея Л, Я. Лазаренко на афише написала: «Вы уезжаете — это очень грустно! Возвращай­ тесь. Такие спектакли создают чеховское настроение». Они иеиременно возвратят­ ся. Сами придумавшие этот праздник и назвавшие его «Мелиховская весна». Липец­ кие актеры хотят, чтобы этот праздник стал традиционным. Чтобы калитку усадьбы от­ крыли потом актеры других театров: О. ТЕПЛОВА. На снимках: сцепа из спек­ такля «Дядя Ваня», сыгранно­ го в Мелихово (внизу); цветы Чехову от липецких актеров. ДЕБЮТЫ П р и з н а н и е в л ю б в и Сегодня в театре премьера спектакля «Пять пудов любви» по водевилям А. П. Чехова «Пред­ ложение» и «Медведь». В спектакле одна женская роль, над которой работали две молодые актрисы “ Наталья Сергеева и Софья Матюшина. Это их дебют на липецкой сцене. кие выкрики, мешающие игре актеров. Вспомпплись и мо­ менты, когда зрители еще до окончания спектакля вставали и бежали к дверям, забыв про аплодисменты, А самая боль­ шая печаль для ребят, когда взрослые зрители приходят в зал в шапках: исчезает празд- иичиаШга^осфера и то .уда^и- телыюе состояние, которое культуры — это сложная пе­ дагогическая задача — лежит и иа плечах ч.тенов КЮТа. И новым ребятам, которые при- дут в КЮТ, п[)едстоит помо- ■ гать малышам постигать без­ граничный мир, -который 30- ■ вется театром. Е. ПЕТРУИЬКИНА, педагог театра. ...Перед началом очередной релетшцш Софья Матюшина ходила по сцене, вроде бы без надобности повторяя одну и ту же траекторию движения. Время от времени останавли­ валась, прикасалась к чему-ли­ бо из реквизита или декора­ ций II снова принималась внешне бесцельно «кружить» по сцене.' Между тем, Наталья Серге­ ева неподвижно сидела на стуле, целиком погруженная в свои мысли, отрешенная от ок­ ружающего мира. Спина на­ пряжена, руки крепко сцепле­ ны. При всей неподвижности фигуры в ией явно угадыва­ лась внутренняя экспрессия. Наверное, актрисы пытались сосредоточиться. Так, как бы­ ло удобнее каждой из них. По-разному. По-разному ког­ да-то отнеслись и к поступле­ нию своих дочерей в театраль­ ное училище их мамы. У На­ тащи Сергеевой мама сама мечтала быть актрисой, сво­ бодные вечера отдавала- репе­ тициям в народном театре. Но мечта так и осталась мечтой. Тогда она решила, что мечта должна осуществиться хотя бы в детях. Поэтому, когда Наташа поступила в Новоси­ бирское театральное училище, мама, . пожалуй, радовалась этому событию- больше, чем сама, будущая, актриса.... У,Сопи Матюшиной все' быч ло иначе. Ее мама, актриса драматического театра, сразу заявила, что в театральное училище дочь ни в коем с. 1 у- чае попасть пе должна. Впро­ чем, Соня и сама туда не очень собиралась. Она училась в школе, сочиняла стихи и мечтала о литературном . ин­ ституте. После девятого клас­ са Сопя поехала отдыхать к бабушке ■в Саратов, где мно­ гие из ее знакомых поступали в театра.чыюе училище, и ре­ шила тоже попробовать «за компанию» из любопытства: смогу или ие смогу?. Поступи­ ла. И потом ни разу об этом не пожалела. Маме, огорчен­ ной таким выбором дочери, ос- тава.тось только смириться. Но если бы мамы Сони н Наташи никогда ие пришли к единому мнению по поводу профессии актера, то у самих молодых актрис совпали их желания работать в Липецком областном драматическом те­ атре им. л. И. Толстого, где они встретились и подружи- Что же все-таки привело в наш театр Наталью Сергееву, до сего времени успешно ра­ ботавшую в Челябинском, а затем Новосибирском ТЮЗах, и Софью Матюшину, которая отнюдь не была бы обделена ролями в Орловском драмати­ ческом театре? *— Настоящим театром я считаю тот театр, --- говорит Наталья Сергеева, _ . па сце­ не которого пет лжи и фаль­ ши, театр, где главное дейст- вующее лицо — правда. Но для гого, чюбы нести правду со оцены, надо служить ей и в жизни. Потому что создавая любой образ, актер прежде всего обнажает свой духовный мир. Скрыть ничего невозмож­ но: ни • беспомощность, ни внутреннюю пустоту. Сцена все проявляет. И поэтому, когда друзья рассказали мне о Липецком театре, о том, как работает этот коллектив, о его. так ска­ зать, «символе веры», я поня­ ла, что это тот самый театр, ко'горый, скорее всего, мне ближе и нужнее всех осталь- — Я слышала много хоро­ шего о Липецком театре, ког­ да еще училась в училище, сказала Софья Матюшина. — Мои родители, их дру:зья-акте- ры говорили, что в Липецке живой, очень интересный те­ атр. По по распределению я попала в Орел. Правда, сразу же решила при первом же удобном случае перебраться в Липецк. Если, конечно, возь- дела сложа руки и ие ждала пресловутого случая. Она дей­ ствовала. Потому что привык­ ла все решать самостоятельно. И когда Орловский театр по- ехлт на гастроли в Винницу и Тернополь, а Сопя узнала, что Липецкий театр гастролирует в Минске, она, отыскав в сво­ ем расписании два свободных дня, прилетела из Винницы в Минск, чтобы главный режке- М. Про- сер и директор театра Пахомов ее прослушал, слушивания, к сожалению, так н не состоялось, потому что Соня отыскала Владимира жМихайловича за полчаса до отхода своего поезда. Успела только сказать, что очень хо­ чет попасть в Липецкий театр, и умчалась на вокзал. Влади­ мир Михайлович предложил ей приехать и начале сезона. Софья Матюшина стала рабо­ тать в нашем театре. — В Орле я играла в ос­ новном лирических героинь,-— говорит Соня. — Все они бы­ ли натурами романтическими, возвышенными. А здесь, в Ли­ пецке, стали вводить на роли Маленькой разбоГшицы, Вирд­ жинии, Розы. Это роли остро­ характерные, там надо кри­ чать, быть ре.зкой, настойчи­ вой. деозкой. Думала, что не смогу, во.'шовалась. Но очень рада, что довелось сыграть ро­ ли полярного плана. Ведь всегда интересно что-то от­ крыть, попробовать повое. Я же еще не знаю, что могу и что не могу, актриса я илпие актриса: два сс.зона работы — весьма короткий срок. Здесь, в этом театре, я впервые про­ шла весь репетиционный про­ цесс в работе над ролью в сиектак.че «Пять пудов люб- Беседу нашу пришлось прер­ вать: актеры приглашались на репетицию. Сегодня играла Наташа. И, глядя па то, как она предельно искренна в ро­ ли. я вспомнила, что Соня о ней сказала: «Наташа во всем настоящая». Подумала, на­ сколько созвучно это опреде­ ление размышлениям актрис о необходимости всегда оста­ ваться собой, о неотделимости личности от профессии. По 'тому, как Наташа и Со­ ня каждый раз до конца вы­ кладывались па репегициях, как самозабвенно они могли слушать и вбирать в себя все, что относилось к Чехову, к их спектаклю, к их роли, было попятно, насколько они влюб­ лены в театр, в' свою профес- У Софьи Матюшшюй есть стихотворение, которое она посвятила театру. Закончим сегодняшнюю встречу и зна­ комство е. дебютантками стро­ ками из этого стихотворения: «...Пройду на сиену в’ мрачной тишине, Пусть задохнусь от пыли бутафорской, Но искрение пожалуюсь^ Что ие уйти мне от судьбы актерской. И упоешю глядя в .зал пустой. Начну читать без фальши, просто, тихо. С трудом преодолею тре 11 ет И ты поймешь — я вовсе не трусиха. Немного поброжу в кулисной тишине. Потрогаю обломки декораций, Услышу, как стихи рождаются во мне, Захочется в любви тебе признаться...». Признанием в любви к те­ атру можно назвать отноше­ ние Натальи Сергеевой и Со­ фьи Матюшиной к своему де- Т. МОЧЛЛИНА, наш внешт. хорр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz