Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
I • сЛЕНИНЕЦ» - 2 октября 1 Благородный т р у д 29 сентября лучшие про пагандисты собрались в зда- вии областного драматичен ского театра им. Л. Н. Тол стого па свой традиционный форум в День пропаганди- — Партия, вес советские люди высоко ценят благород ный труд пропагандистов,— говорит заведующий отде лом пропаганды и агитации обкома партии В. Е. Мель ников, открывая торгкествеп- ное собрание. Избирается почетный президиум в составе Полит бюро ЦК КПСС во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС. Председателем Президиума Верховного Со-, вета СССР К. У. Черненко. Звучат продолжительные ап.тодисменты. Торжествен ное собраыие продолжает спою работу. С докладом «О задачах партийных органи заций, пропагандистских кадров по дальнейшему со вершенствованию стиля ра боты сети политического просвещения, массовой по литической учебы в свете ре шений XXVI .съезда партии и июньского (1983 г.) Пле нума ЦК КПСС5> выст 5 шает секретарь обкома партии Р. Е. Злобина. Она подчерк нула, что партийные доку менты последних лет неод нократно выдвигали требо вание повысить актуализа цию содержания политиче ской и экономической уче бы. И это не случайно. Без глубокого усвоения осново полагающих марксистско- ленинских положений не- возмояню по-настоящему по нять новейших теоретических Пать твердые идейные пози ции коммунистов и всех трудящихся можно только на прочной базе марксизма- ленинизма. В достижении этой цели немало могут сде лать руководители заводов, фабрик, колхозов и совхозов, ибо они хорошо знают ат мосферу рабочей среды, нужды и запросы кансдого члена коллектива. . Большей помощи мы ждем от преподавателей общест венных, наук наших вузов, техникумов, школ. И в обо гащении пропагандистской деятельности теорией, и в практических делах. Совер шенно нетерпимо, когда преподавательский состав видит свою миссию, в подго товке исключительно специ алиста. Специалист пе про сто технолог-технократ, он — организатор, он пропа гандист. И таковым его дол жен делать вуз, предуедгат- ривая резерв кадров для па шей пропаганды. Для этого нужно полнее использовать арсенал общественно-поли тических ' дисциплин, ожи вить работу факультетов общественных профессий, шире привлекать студенче ство к политической практи ке. Этод 1 у должна служить и реформа школы. Что скры вать, кое-кто думает, что реформа — забота одних учителей. Это непроститель ная ошибка. Реформа — де ло всенародное. В будущем году наша страна отметит 50-летие ста хановского движения. Налг, земля 1 шм зачинателя этого движения Алексея Григорь евича Стаханова, уроженца деревни Луговая Излхалков- ского района, этот юбилей дорог н близок особенно. Партийные и профссяозные организации. пропаганди сты всех форм учебы, а школ коммунистического труда в первую голову, при званы сполна использовать подготовку к юбилею, чтобы умножить стахановские тра диции. Близится сороковая веска Победы, Тяжелым и долгим был путь от дымного утра 22 июня 1941 года до сол нечного рассвета 9 . мая 1945 года. Чуткое отноше- 1 ше к бывшим фроитови- кад 1 , инвалидам войны, се мьям . погибших — .забота номер один. Все. пропаганди сты призваны, широко- разъ яснять миролюбивую по литику КоммУпистичестой парти!! и Советского госу- . дарства, настойчивее вести военно-патриотическое и ин тернациональное воспита- Далсе в своем докладе Р, Е. Злобина остановилась па вопросах работы пропа гандистов в - . молодежных аудиториях, отметила важ- } 1 \ ю ро.ль технических средств обучения, остано вилась на проблемах форми рования у слушателей эсте тических вкусов и повыше ния культурного уровня. О роли пропагандиста в деле воспитания высокой сознательности, глубокой идейной убежденности че ловека труда говорили И. А. Зубков, секретарь Липецкого горкома КПСС, С. И, Петро ва, заведующая ' кабинетом политического просвещения Липецкого райкома партии, А. И. Шилов, пропагандист школы основ марксизма-ле- птш зма , директор совхоза «Маяк» Елецкого района. О том, какую роль в его жизни сыграла пропагандист Р. Е. Секлепева, рассказал слушатель школы основ марксизма - ленинизма, де путат Верховного Совета РСФСР, механизатор кол хоза «Путь к коммунизму» Ус.манского района А. Г. Хо- мутских. Затем перед соб равшимися ' выступили пер вый секретарь обкома комсо мола В. С. Филиппов, секре тарь областного совета профсоюзов В. А. Мальгин. Каждый из выступавших на зывал немало имен замеча тельных пропагандистов, ко- торы.м и были затем вруче ны Почетные грамоты, на стольные медали, специаль ные призы. Их учредили ре дакции «Ленинского знаме ни» и «Ленинца», областного комитета по телевидению и радиовещанию. Приз «Ленин ского зналюни» был вручен пропагандисту, активному внештатному автору газеты, директору птицефабрики «Липецкая» Н. Г. Буслову. При:в молоденшой газеты по лучил пропагандист сети комсомольского политиче ского просвещения совхоза «Искра» Елецкого района А. Я. Дятлов. Работники областного радио вручили свою награду пропаганди сту Елецкого ше.тезнодорож- пого у.зла Г. И. Губаревой. В зале гаснет свет. На экране оживают герои про славленной эскадрильи «Нормандия—Неман». Идет воздушный бой. И вот уже на сцене один из тех, кто стал прообразом героев этой .киноленты —- пропа гандист Ф. Р. Рыжов, препо даватель Липецкого педин ститута. Двадцать боевых наград на мундире нолков- ннка в отставке. И сегодня он удостоен награды. Толь ко теперь отмечен его труд на переднем крае пдеологи- ческого фронта. Свои приветствия бойцам идеологического фронта подготовили к Дню пропа гандиста липецкие писате ли, работники филармонии, артисты областного дра.ма- тпческого театра им. Л. II, Толстого. Словом, праздник удался. Но вслед за праздником на ступают рабочие будни. С думой о них' и 5 еожали про пагандисты из Лпнецка. * * » Участники собрания нри-_ ияли обращение ко всем про-’ пагандистаи области. ^Сегодня областной драматический театр имени Л. Н. Толстого открывает новый 64-й сезон^ «ЛЕНИНЕЦ» # 3 Театр-это диалог -Чеховские герои в гостях у Чехова в первые дни нового театрального сезона мы продолжаем разговор, начатый на страницах нашей газеты статьей «По обе стороны рампы». С^южные проблемы взаимоотношений театра с его зрителем, поднятые ав тором этой статьи, заинтересовали наших читателей, вызвали на раз мышления о месте театра в их жизни. Мы познакомили главного режиссера Липецкого драматического театра им. Л. Н. Толстого, заел, деятеля искусств РСФСР В. ПАХОМОВА с нашей читательской почтой и предложили Владимиру Михайловичу про должить начатый читателями разговор. «Хотелось бы увидеть на сцене на шего театра молодежный спектакль», — .это пожелание довольно часто встречалось в письмах наших читате лей. «Молодежный спектакль», спек такль Д.1Я молодежи—что это такое, на ваш взгляд? Какие спектакли те атра в новом сезоне будут адресова ны молодым? . — Я думаю, интересы нашей моло дежи столь разнообразны, а круг проблем, которые волнуют сегодняш него молодого человека, настолько щ.ирок,'что понятие «спектакль для молодежи» сегодня предельно расши рилось, и сводить его к спектаклю с узкомолодежной те.мой, -где действу ют люди непременно до 30 лет, мне пе представляется рациопальпыдх. Молодежный спектакль — это прежде всего хороший спектакль, вы сокохудожественный, остросоврсмен- иый но нреблемая,' которые поднима ются в нем, и по языку сценическо го прочтения. Поэтому я считаю, на пример, спектакль «Закон вечности» молодежным, хотя речь идет о соро калетием человеке. Путь становления личности Вачаны Рамишвн.ти, кото рый прослеживает театр вслед за Но- ; даром ,Думбадзе, драматичен, оетро- конфликтеп, но через все испытания, что выпали на долю этого человека, он пронес верность самому себе, сво им жизненным принципам; Не каждо му удается прожить жизнь достойно, оставаясь верным в любых:ситуаци ях основном^’ закону своей ж и зн и ,- закону деятельной доброты. Я считаю молодежным и спек такль «Революцнойный' этюд».- А классика? Ра:хве вечные, глубочай шие “ нравственные . проблемы сове сти, долга, чести пе молодежные про блемы? Молодым будут адресованы и наши новые спектакли — корча- гинская;хроника ^балдада . талаитли- Бого белорусского ' драматурга Алексея Дударева по роману Нико лая Островского «Как закалялась сталь», «Последние» Максима Горь кого. Для молодых и о молодых^ ок тябрьская премьера театра — спек такль «Виктория!», поставленный ре жиссером Борисом Цейтлиным по пьесе Александра Червинского., А святая для всего нашего народа тема ратного, нравственного подвига со ветского солдата в годы Великой Оте чественной — разве это интереспо только ветеранам? 40-летию Победы наш театр посвятит свою новую ра боту — «Рядовые» Дударева. Нас очень заинтересовал последний роман Бориса Васильева «Завтра была вой на», напечатанный в шестом номере журнала «Юность», и мы хотели бы иметь его сценический вариант. Часто спрашивают: «Есть ли спе цифика постановки детских спектак лей?». Когда-то Станиславский очень верно подметил, что эта специфика есть, и состоит она как раз в толт, чтобы ставить спектакли для детей, как и для взрослых, только чуть луч- Так что молодежным спектаклем можно назвать любой спектакль, ес ли он способен, взволновать, вооду шевить, вызвать на спор. Главное, чтобы «искусство создавалось искус никами», способными жить в ритме сердцебиения нашего времени. Глав ное, чтобы театр пе был серым, ск^ч- ньш, холодным, — На страницах нашей газеты чи татели достаточно высказывались на предмет того, каким бы они хотели видеть наш театр, а вот теперь хоте лось бы выслушать в вашем .лице другую сторону участников нашего разговора. О каком зрителе мечтает — Театр — это диалог, а диалог может только тогда состояться, когда его участники равно та.л'антливы, искренни, заинтересованны и готовы повести доверительный разговор сце пы п зрительного зала, включаясь в него добровольно, не но принужде нию, всеми клапанами своей души. Любой театр, . который серьезно занимается искусством, мечтает о зрителе-собеседпике, зрителе-едшю- мышленнике, но не просто о потреби теле,. пришедшем в зрительный .зал и вставшем в позицию: «Ну-ка, посмот рим, что они нам та.м сегодня пока- Установка,. с которой зритель при ходит, в зрительный зал,- чрезвычай но важна. Мы часто цитируем, изве стную лепипскую фразу «Искусство принадлежит народу» ,./и забываем,' что она и.меет продолжение: «...и должно быть понято им». Не понят но, . я подчеркиваю, а понято.. Чтобы вести равный диалог в театре, зри- тель 'должен быть 'подготовленным, знакомым с основными театральными Уровень ипформироваппостп, обра зованности молодого' человека сего дня'достаточно высок, и теперь ,уже, к счастью, ще.услышишь ют молодого ' человека- вопрос- -подобного ■рода (а эти вопросы, ой как часто задавали раньше да ж теперь, впрочем,. случа ется): «Что это у вас такой театр бедный? Поче.му на сцене так мало декораций? Почему все решается не так, как в старые добрые времена, а стоят на сцене три стула, вот тебе п комната, и кабинет?» Ну, что отве тить такому зрителю? Что па дворе не старые добрые времена, а театр не стоит на месте, н с течешгем вре мени изменяются нриедты актерской игры, режиссерская методология, другая драматургия приходит па сцепу, которая диктует свои законы, И потому, думаю, ничего не даст любой даже очень обстоятельный и распространенный ответ па выше приведенный вопрос, потому что, на мой взгляд, задают такие вопросы люди, у которых абсолютно отсутст вует «театральный слух», они не могут быть театральными зрителями.' Ведь есть же такое понятие «искус ство быть зрителем». Конечно, благополучие театраль но-зрительских отношений, их кре пость и неформальность в первую го лову зависят от театра^ оттого, на сколько он интересен, пскренеп, ху дожественен, современен. Предполо жим, такой театр есть. Готов ли зри тель к восприятию спектаклей такого театра? Эго еще далеко не вся прав да: «Ставьте хорошо, и зритель вас поймет». Зачастую бывает как раз наоборот. Эта формула пе срабаты вает. чт'о доказано социологами, про верено статистиками на примере ки но — чем выше уровень нроизведе- 1 шя киноискусства, тем ннясе порой посещае-мость, и наоборот,—-кинобое вики, низкопробные Детективы-я-про- чие картины этого ряда собирают полные залы. Парадокс? Но ведь это. увы,, так, и ваша газета писала о проблеме малого, зала кинотеатра «Винница»,, когда там в дни демонст рации шедевров мирового кино не было заполнено и половины зала. И это еще не стало вчерашним днем. Недавняя дедюпетрация фильма ре жиссера Н. Губенко «И жизнь, и сле зы, II любовь» в том же кинотеатре подтверждает этот горышй пара докс. Убенсден, этот фильм получит премии не на одном международном кинофестивале, по кассового успе.ха ему не добиться.-' Что же делать в подобной ситуа ции, когда зрител е ближе простею- кая мелодрама, пьгшх куплетами, ЧЛ 1 серьезное, взволнованное исследова ние времени и мира, в котором - мы живем? Сидеть и ждать, занимаясь чистым искусством, самосовершенст вуясь, а наш. зритель пусть .тем вре менем ходит на представления массо вого искусства? Л потом, глядишь, .ему надоест, и он придет к нам,- Нет, -вкусы зрителей можно игйорировать сколько; угодно и ставить себя.выше зрителей на,голову, но, я так ду’маю, что наша задача — воспитывать,-раз вивать вкус зрителя, чем наш театр и пытается заниматься-нот уже тянении семи сезогщв. * — Скажите, Владимир Михаило вич, какой зритель вам ближе—эмо циональный или рациональный? Как вы понимаете такие выражения: «элитарное искусство», «элитарный зритель»? —г Русский театр, и вообще драма тический театр своей прищде < зжоцгонален, теату’ вн^ эмоциоиюнь- иого -ряда — .это мертвый театр. Мы, .прежде всего, обращаемся:к сердцам и -душам людей. -Мы воспитываем сначала душу, а -потом .интеллект. Чем шире’и разнообразнее здющю- нальный ряд человека, тем сам чело век, ио-моему, интереснее , и талант ливее. Я за эмоциональные спектак ли я . эмоциональных зрителей. - Элитарный зритель и ' элитарное- искусство? Если имеется й виду эли тарный зритель — подготовленный зритель, умеющий выбирать, со сво- - ими вкусами и привязанностями в ис кусстве, тогда я хотел бы, чтобы весь советский зритель - был элитарным. Ведь есть люди, десятки лет посто янно посещающие' кинотеатры и -не знающие, что за режиссер и опера тор снял тот или иной фильм, кото рый им, кстати, очень нравится. Есть телезрители. которые в выходной день с.мотрят по телевизору все под ряд с утра и до вечера. А ведь от количества нр<к;;^тре 1 шого качество души пе улучшите?. Ш- Если элитарное искусство — это высокохудожественное искусство, то, я — «за». А вот если это искусство для кучки снобов, которые делают вид, что они, и только они в этом что-то понимают, то я, в свою оче редь, пе понимаю, что это за искус- ...Наверное, без театра прожить можно, как и без многого другого. Но, как сказал Брехт, «шатр — из лишество лишь для того, кто живег ради излишеств». Е С Т Ь Т А К А Я Интервью вела Г. ИВАНОВА. С Т Р А Н А - К Ю Т ...Перед спектак.тем в зри тельном зале и фойе ходят школьники с разноцветными повязками на рукавах с над писью «КЮТ». Они всем инте ресуются: беседуют со зрите лями, помогают им найти свое место в зале. Что же это такое — КЮТг Клуб юных театралов. Он су ществует четыре года. У него уже есть своя история и даже своя летопись. Откроем ее первую страницу. Вот что пи сал о впечатлениях от первого занятия Саша Сазонов, ученик 7-го «Б» класса школы Л"а 48 (теперь ои уже окончил-шко лу) : «Мне запомнилась вы ставка рисунков Л. Ломоносо ва, ученика р4-й школы. Я то- , же . 1 юб, 1 ю рнсбвйть. Когда я смотрел на рисункн Андрея, мне захотелось стать худож ником». А вот высказывание учи тельницы школы № 5 И. Бойковой: «Мне довелось быть па занятиях КЮТа. Не скрою, немного даже позавидовала сегодняшним. старшеклассни кам, членам клуба. КЮТ по могает ребятам расширять кругозор, учиться понимать театральное искусство. Хоро шо, что клуб доступен широ кому кругу ребят, в него при нимают всех желающих». Слова Нины Александров ны остаются и ныне в силе. Театр приглашает в КЮТ ре бят разных возрастов. Многие из них Лдут с яетервениём начала сезона: ведь их связы вает крепкая дружба- -.с людь ми театра. Недавно в день рождения актриса Людмила Григорьевна Куковенко полу чила от Ларисы Шальпевой, учащейся медучилища, в пода рок куклу. Не обычную кук лу, а героиню спек такля «Школа жен» Мольера Лгнесу, которую играет Ку ковенко. А актриса Е. Край няя недавно с радостью вспо минала о том, что у пес до ма на полочке стоит крохот ная туфелька, подаренная, ей как исполнительнице роли Зо лушки. В жизни ребят из клуба юных театралов есть и печа ли. Восьмиклассник. средней школы Л» 5о Олег Беляев меч тает о чутком, внимательном, вежливом зрителе. Оп вспом нил,,, как однажды па спектак ле «Шишок»' раздались гром- ' ' «Лучшее время у нас — ко нец апреля и май, когда' рас пускаются леса», — писал А. Чехов о Мелихове и пригл'ашал своих друзей посе тить этот русский уголок именно в это время. Потом, через десятилетия, сюда приедут и дядя Ваня — Иван Петрович Войницкий, и ■ Соня — Софья Александровна, и Се 1 >ебряков Александр Вла димирович, ■ II Елена Андреев на, и доктор Астров... - Именно здесь, в усадьбе Ме лихово, в конце прошлого сто летия. ■Аптон Павлович вывел первые -строки: «Сад. Видна -часть дома с террасой. На аллее под старым тополем .стол, сервированный для чая. Недалеко от стола — качели. ■— Третий час ,дня. Пасмурно», _ так начинается знаменитая чеховская пьеса «Дядя Ва- Был трегий час дня 29 ап реля 1984 года, когда актеры Липецкого драматического театра имени Л. Н. То.чстого начали играть спектакль «Дя дя Ваня». И была та обета- П Р О В Е Р К А НА П Р А В Д У новка: тот сад, та аллея, та терраса. С утра небо заволокло ту чами, а потом выглянуло солнце. К концу спектакля стали распускаться почки на деревьях. Актеры играли не в сцени ческих условиях — на живой природе. А по словам главно го режиссера театра В. .М. Пахомова,- играть на живой природе — это настолько ес тественно и правдиво, что любая театральная фальшь, любая вещь, привнесенная от сценического штампа, кото рая прощается и незаметна, может быть, в самых прими тивных, но сценичесвих ус ловиях, на природе момеи- талы-ю выявляется. И поэтому для актеров очень важно бы- _ло сохранить ноту правды. «Иначе нам не простили бы, иначе мы не простили бы се бе», — скажет потом артистка 3. Румянцева, играющая в спектакле Соню. То была уже третья встре ча липецких актеров с Мели ховом, где А. П. Чехов напи сал и «Дядю Ваню», и «Чай- В марте 1982 года театр на ходился па гастролях в Мос ковской области. И тогда впервые артисты . заехали по клониться великому русскому писателю. В архиве театра есть сни мок тою посещения. Труппа вместе с В. М. Пахомовым, поста'повщнком ' чеховских пьес, стоит на ступеньках фли геля, где была написана «Чай- лихово 26 июня 1982 года, кстати, под дождем. Недавно выш.то в свет по вое издание Ю. К. Авдеева, директора музея-заповедника А. II. Чехова в Мелихово, где оп пишет о том 'незабываемом дне: «Первые два акта шли на усадьбе у пруда, а следующие два — па веранде дома. Ког да-то на этой самой веранде^ Чехов впервые читал «Чайку» друзьям. Теперь на веранде воссоздавалась жизнь чехов ских героев. Это была провер ка на правду, и театр ее вы держал, Так пришел опыт слияния’ музея с театром, и в этом заложен 1 'лубокий И когда они. приехали в третий раз, ' их уже узнавали. Встречали, как хороших зна комых, даже местные ребя тишки, прибежавшие на «Дя дю Ваню», говорили О. Овчин никовой: «Садись с нами, ты сейчас не играешь, давай, са дись, смотри», и уступили ме сто «Нине Заречной». И как самых дорогих, зва ных. гостей ждали' липецких актеров работники музея. В чеховский дом экскурсанты Пе заходят — он небольшой внут-. ри и уже достаточно' старый. А км его открыли. И они мо.ч- ча стояли в кабинете, где тво- ,рил Чехов, заходили в его 'спальню. А когда .репетирова ли, когда воссоздавали жизнь и Ивана Петровича Войницко го, и Серебрякова, и доктора Астрова, казалось, это была обычная жизнь. И когда они после спектак ля собирали свой багаж, что бы отправиться в Липецк, главная хранительница музея Л, Я. Лазаренко на афише написала: «Вы уезжаете — это очень грустно! Возвращай тесь. Такие спектакли создают чеховское настроение». Они иеиременно возвратят ся. Сами придумавшие этот праздник и назвавшие его «Мелиховская весна». Липец кие актеры хотят, чтобы этот праздник стал традиционным. Чтобы калитку усадьбы от крыли потом актеры других театров: О. ТЕПЛОВА. На снимках: сцепа из спек такля «Дядя Ваня», сыгранно го в Мелихово (внизу); цветы Чехову от липецких актеров. ДЕБЮТЫ П р и з н а н и е в л ю б в и Сегодня в театре премьера спектакля «Пять пудов любви» по водевилям А. П. Чехова «Пред ложение» и «Медведь». В спектакле одна женская роль, над которой работали две молодые актрисы “ Наталья Сергеева и Софья Матюшина. Это их дебют на липецкой сцене. кие выкрики, мешающие игре актеров. Вспомпплись и мо менты, когда зрители еще до окончания спектакля вставали и бежали к дверям, забыв про аплодисменты, А самая боль шая печаль для ребят, когда взрослые зрители приходят в зал в шапках: исчезает празд- иичиаШга^осфера и то .уда^и- телыюе состояние, которое культуры — это сложная пе дагогическая задача — лежит и иа плечах ч.тенов КЮТа. И новым ребятам, которые при- дут в КЮТ, п[)едстоит помо- ■ гать малышам постигать без граничный мир, -который 30- ■ вется театром. Е. ПЕТРУИЬКИНА, педагог театра. ...Перед началом очередной релетшцш Софья Матюшина ходила по сцене, вроде бы без надобности повторяя одну и ту же траекторию движения. Время от времени останавли валась, прикасалась к чему-ли бо из реквизита или декора ций II снова принималась внешне бесцельно «кружить» по сцене.' Между тем, Наталья Серге ева неподвижно сидела на стуле, целиком погруженная в свои мысли, отрешенная от ок ружающего мира. Спина на пряжена, руки крепко сцепле ны. При всей неподвижности фигуры в ией явно угадыва лась внутренняя экспрессия. Наверное, актрисы пытались сосредоточиться. Так, как бы ло удобнее каждой из них. По-разному. По-разному ког да-то отнеслись и к поступле нию своих дочерей в театраль ное училище их мамы. У На тащи Сергеевой мама сама мечтала быть актрисой, сво бодные вечера отдавала- репе тициям в народном театре. Но мечта так и осталась мечтой. Тогда она решила, что мечта должна осуществиться хотя бы в детях. Поэтому, когда Наташа поступила в Новоси бирское театральное училище, мама, . пожалуй, радовалась этому событию- больше, чем сама, будущая, актриса.... У,Сопи Матюшиной все' быч ло иначе. Ее мама, актриса драматического театра, сразу заявила, что в театральное училище дочь ни в коем с. 1 у- чае попасть пе должна. Впро чем, Соня и сама туда не очень собиралась. Она училась в школе, сочиняла стихи и мечтала о литературном . ин ституте. После девятого клас са Сопя поехала отдыхать к бабушке ■в Саратов, где мно гие из ее знакомых поступали в театра.чыюе училище, и ре шила тоже попробовать «за компанию» из любопытства: смогу или ие смогу?. Поступи ла. И потом ни разу об этом не пожалела. Маме, огорчен ной таким выбором дочери, ос- тава.тось только смириться. Но если бы мамы Сони н Наташи никогда ие пришли к единому мнению по поводу профессии актера, то у самих молодых актрис совпали их желания работать в Липецком областном драматическом те атре им. л. И. Толстого, где они встретились и подружи- Что же все-таки привело в наш театр Наталью Сергееву, до сего времени успешно ра ботавшую в Челябинском, а затем Новосибирском ТЮЗах, и Софью Матюшину, которая отнюдь не была бы обделена ролями в Орловском драмати ческом театре? *— Настоящим театром я считаю тот театр, --- говорит Наталья Сергеева, _ . па сце не которого пет лжи и фаль ши, театр, где главное дейст- вующее лицо — правда. Но для гого, чюбы нести правду со оцены, надо служить ей и в жизни. Потому что создавая любой образ, актер прежде всего обнажает свой духовный мир. Скрыть ничего невозмож но: ни • беспомощность, ни внутреннюю пустоту. Сцена все проявляет. И поэтому, когда друзья рассказали мне о Липецком театре, о том, как работает этот коллектив, о его. так ска зать, «символе веры», я поня ла, что это тот самый театр, ко'горый, скорее всего, мне ближе и нужнее всех осталь- — Я слышала много хоро шего о Липецком театре, ког да еще училась в училище, сказала Софья Матюшина. — Мои родители, их дру:зья-акте- ры говорили, что в Липецке живой, очень интересный те атр. По по распределению я попала в Орел. Правда, сразу же решила при первом же удобном случае перебраться в Липецк. Если, конечно, возь- дела сложа руки и ие ждала пресловутого случая. Она дей ствовала. Потому что привык ла все решать самостоятельно. И когда Орловский театр по- ехлт на гастроли в Винницу и Тернополь, а Сопя узнала, что Липецкий театр гастролирует в Минске, она, отыскав в сво ем расписании два свободных дня, прилетела из Винницы в Минск, чтобы главный режке- М. Про- сер и директор театра Пахомов ее прослушал, слушивания, к сожалению, так н не состоялось, потому что Соня отыскала Владимира жМихайловича за полчаса до отхода своего поезда. Успела только сказать, что очень хо чет попасть в Липецкий театр, и умчалась на вокзал. Влади мир Михайлович предложил ей приехать и начале сезона. Софья Матюшина стала рабо тать в нашем театре. — В Орле я играла в ос новном лирических героинь,-— говорит Соня. — Все они бы ли натурами романтическими, возвышенными. А здесь, в Ли пецке, стали вводить на роли Маленькой разбоГшицы, Вирд жинии, Розы. Это роли остро характерные, там надо кри чать, быть ре.зкой, настойчи вой. деозкой. Думала, что не смогу, во.'шовалась. Но очень рада, что довелось сыграть ро ли полярного плана. Ведь всегда интересно что-то от крыть, попробовать повое. Я же еще не знаю, что могу и что не могу, актриса я илпие актриса: два сс.зона работы — весьма короткий срок. Здесь, в этом театре, я впервые про шла весь репетиционный про цесс в работе над ролью в сиектак.че «Пять пудов люб- Беседу нашу пришлось прер вать: актеры приглашались на репетицию. Сегодня играла Наташа. И, глядя па то, как она предельно искренна в ро ли. я вспомнила, что Соня о ней сказала: «Наташа во всем настоящая». Подумала, на сколько созвучно это опреде ление размышлениям актрис о необходимости всегда оста ваться собой, о неотделимости личности от профессии. По 'тому, как Наташа и Со ня каждый раз до конца вы кладывались па репегициях, как самозабвенно они могли слушать и вбирать в себя все, что относилось к Чехову, к их спектаклю, к их роли, было попятно, насколько они влюб лены в театр, в' свою профес- У Софьи Матюшшюй есть стихотворение, которое она посвятила театру. Закончим сегодняшнюю встречу и зна комство е. дебютантками стро ками из этого стихотворения: «...Пройду на сиену в’ мрачной тишине, Пусть задохнусь от пыли бутафорской, Но искрение пожалуюсь^ Что ие уйти мне от судьбы актерской. И упоешю глядя в .зал пустой. Начну читать без фальши, просто, тихо. С трудом преодолею тре 11 ет И ты поймешь — я вовсе не трусиха. Немного поброжу в кулисной тишине. Потрогаю обломки декораций, Услышу, как стихи рождаются во мне, Захочется в любви тебе признаться...». Признанием в любви к те атру можно назвать отноше ние Натальи Сергеевой и Со фьи Матюшиной к своему де- Т. МОЧЛЛИНА, наш внешт. хорр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz