Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
«ЛЕНИНЕЦ* Ш Л И М 1 Н Е т т к ПИСАТЕЛЬСТВН...» Страницы жизни М. М, Пришвина писателя, краеведа, учителя «Чем ты, Михаил, можешь быть полезен новому общест ву и кто ты сам по себе?» - г спрашивал себя Пришврн. ■ В самом деле, кто он, наш зем-- ляк Михаил Пришвин? Агро ном п ученый-этнограф, охот-’ ник с ружьем и фотокамерой,, неутомимый путешественник,. географ, учитель, краевед,-биб лиотекарь... Но, прежде всего, неповторимый писатель, по справедливой оценке А. М. Горького, —- «оригинальный русский художник п глубокий знаток духа языка нашего». О нем написано так много,' что можно с полным правом говорить о пришвиноведении' как о составной части боль шой науки о литературе. • ...Он — народный учитель.' Вот об этом, пожалуй, писа-' лось менее всего. Чтобы говорить о Пришви- не-учителе, нужно вспомнить о Пришвине-ученшш и его учи телях. Годы ученичества оста вили в душе писателя самые безрадостные воспоминания^ «Учиться я начал в Елецкой гимназии, — писал„.он, — и та кой она мне на первых порах показалась ужасной, что, из первого класса я попытался с тремя товарищами убежать на лодке ,по реке Сосне в ка кую-то Азию. Розанов Василий Васильевич (писатель) был тогда у нас учителем геогра фии и спас меня от исключе ния, но сам ж е потом из чёт. вертого класса меня исключил за пустяковину. Нанес он мне этим рану такую, что носил я ее иезашнтой до тех пор, по ка Василий Васильевич, прочи тав мою одну книгу, признал ■во мне талант и при многих - свидетелях каялся- и просил у . меня прощение». Спустя много времени При швин напишет: «Сколько лет должно- было пройти (601), чтобы я мог отделаться от чув ства обиды и несправедливо сти за мое исключение из гим назии и признать, наконец, что они (старшие) были правы, и я должен был быть исключен ным. Для этого должна была пройти вся русская революция между двумя . мировыми вой-- нами. Учителя не были так плохи, как я их изобразил». Заметим, кстати, что один из учителей Елецкой гимйазии Нервов первым в России пере вел Паскаля, а тот же В. В. Розанов, как признал впослед. ствии сам М. М. Пришвин, «вдохнул» в него «священное благоговение к тайнам челове ческого рода». ,Ныне в здании бывшей муж ской гимназии размещается Елецкая средняя школа № 1. В 1920 году Пришвин, ’всту пивший на стезю народного учителя, писал: «Всю жизнь до сих пор мне казалось, что са мое ненавистное, самое про тивное моей природе занятие, есть именно учительство. И вот, верно, за это высокоме рие суждено мне было сде латься народным учителем в самое лихое время жизни, когда шкраб... в иной месяц по-тучал только фунтов шесть овса, ведро кислой капусты и две восьмушки махорки». В . первые послереволюцибн- иые годы многие из литера турных друзей Пришвина ока зались ' в эмиграции. Другие ушли в эмиграцию «внутрен нюю». Пришвин, будучи уже тогда ; известным писателем, приезжает на елецкую землю, в родное Хрущеве, чтобы,' ра ботая на земле «своими рука ми», начать _новую жизнь - и утвердиться в ней. «Какой он писатель, он — мужик», -—го ворили о нем, крестьяне. Он пашет землю, помогает учить сельских ребятишек, изредка' охотится, живет трудно и го лодно, как все. ■ Но «пришли в нашу дерев ню какие-то нездешние люди, — вспоминал Пришвин, — и стали требовать у крестьян мо его удаления. На этом собра нии один приятель за меня за ступился н сказал так: «Этому человеку,, быть может, нам, придется ставить памятник по, добно Пушкину».',— «А вот, — ответили ему, — за то и надо его выгнать, чтобы, не при шлось потом ставить памят ник». (Памятник М. М, Приш вину заложен на его родине в октябре 1982 года). Приш вин . вынужден был с семьей переехать в Елец. Здесь' он преподает в школе второй ступени. В документах, датированных в советское вре мя, читаем: «Отдел по народ ному образованию Елецкого уезда видит в гражданине Пришвине очень полезного работника по просвещению на- ' 'Г родных- масс. Неукоснительно местной власти оказывать ему всяческое содействие и под держку». (1918 год). Один из бывших учеников Пришвина, орловский писатель Е. Горбов, , вспоминал, что встречи с ним в Ельце «на ВСЮ жизнь оставили в душе какую-то ■милую' теплоту. При чем, на'уроках географий в качестве учебных 'и наглядных Пособий Пришвин читал школь никам свои собственные про изведения ' «В краю непуга ных ПТИЦ», «За волшебным ко лобком», и; худо'нсествениое слово 'заменяло у него карты и глобус». Шла граясданская война. В 1919 году Пришвин стал сви детелем мамонтовского погро. ма в Е-льце н сам едва не по гиб. «Полководец, — как иро нически называл он Мамонто ва. ^— опустошил Елец своими казаками, как в старые вре- мена.'бн не раз был опустошен татарами». .Через год в . силу обстоя тельств Пришвин уехал из Ель ца - на Смо.ченщину, . оконча тельно приняв решение стать сельским учителем. Местом дальнейшего лрожи- вания Пришвина ста.та глухая лесная дерев>тпка Алексино в Дорогобужском, уезде Смолен ской губерний. «Мне представ лялось,'что если я там „буду учить ,деревенских детей, то может быть, это будет, так же интересно, как и писательство, — решил. Пришвин. — Жизнь заставила меня взглянуть на учительство как на хлеб для народа, как на последний якорь моего спасения». Жи вым воспоминанием тех лет стал раерказ Пришвина «Школьная робинзонада». Он и а самом деле чувствовал се бя среди глухих лесов Смо ленщины Робинзоном на не обитаемом острове, «Много пришлось бы рассказывать, —- писал Пришвин, — как мы среди дремучих лесов сипели в классах от холода, как до- быв.али- всей школой в 'лесу ’.дрова». . . . ; . Г . ■ Крестьянин Ефим Баранов ский, увидя, что у учителя дырявые резиновые галоши, принес ему новые сапоги. . «Да, я знаю, как достава лись ему эти пуды ржи, от данные им за сапоги, и что значит этот подарок! "Но мало 'того; передав мне сапоги, он' сказал; «Вы не думайте, что помрете' с голоду, этого -я не допущу, вы только учите», — читаем мы в «Школьной ро бинзонаде» Пришвина. Поскольку не было учебни ков, пришлось искать выход, и Пришвин нашел его; «Я искал материалы для оживления урока.., в условиях современ ной жизни, в живых остатках старины». Краеведение, по мнению Пришвина, «есть прежде всего не только наука, оно, вероят но, есть настолько же и йс- кусство..., и задача моя —< приблизить к себе предмет изучения настолько, чтобы явилось во мне чувство и'"об- раз. Из множества таких чув ственных фактов у меня долж но сложиться лицо даннш'О края, с одной стороны, и практическое знание о нем - - с другой». «Ороднить» пред мет изучения, приблизить его к ученику настолько, чтобы он представлял его «входящим в состав жизни человека» в этом видел Пришвин суть школьного краеведения. Годы «школьной робинзона ды» (1918—1922) были труд ными и счастливыми в жизни Пришвина; «Да, были светлые часы высокого . самосознания на. том Робннзоновом острове, куда ...закинули меня житей ские волны... И если бы не страсть к писательству, беру щая меня целиком, я никогда ие оставил бы этого благосло венного труда, . вознаграждае мого высшей наградой —- лю бовью детей». Пришвин был весел и добр в общении е детьми. «Я был хаотичен, но талантлив, как начинающий,- — шутил он. — Ребятам от меня хорошо пе репадало. Отцы уважали за мужской пол, за возраст, , за бороду». Как важно, считал’ Пришвин, сохранить в себе на всю жизнь заряд молодости. «Те, .кто начинает, первый год, много-два, — обращался он к молодым учителям, — по моим наблюдениям, почти все та лантливы.. И пусть у них не хватает опыта, увлечение учи^ теля передается ученикам, й это кажется не менее дорого, чем дело опытного' учителя. Если бы все учителя могли ос таться такими, какими они на чинали». С. КУКРАК, зав. отделом истории совет ского общества областного музея. СТРАНЫ, ТРАДИЦИЙ, ЛЮДИ Есть ли в Голландии толламдсиий с ы р ' СТРАНЫ, ТРАДИЦИИ, МОДА Каких только сюрпризов не преподносит природа. Эта двуглавая черепаха (на снншке) найдена на одном нз пляжей штата Флорида (США). Телефото АП—ТАСС. Искать в магазинах Голландии голланд ский сыр — занятие бессмысленное, ибо такого сорта здесь^ге существует, точнее он весь голландский. .Но, чтобы уйти с покуп кой . н а д » назвать какой-нибудь из 2 3 ос новных сортов сыра, например,, вам могут предложить На выбор «зеленый» или «стой- ловый» сыр, разницу между которыми мо жет уловить лишь очень тонкий ценитель, «Зеленый» изготавливается из молола в летний период, когда коровы кормятся на зеленых пастбищах, а «стойловый». или «сенной» — из молока в период 'зимнего содержания скота в стойлах. В свою оче редь, «зеленый» делится на «майский» и «сентябрьский». Оказывается, травы начала и конца лета прида.ют молоку, а- о т . него и сыру, разный вкус- Древний с о б ор ' немецкого города ■Мюнс-.#^ тер украшен стенной росписью, где есть фрагмент, на, котором крестьяне из Фрнс- ляндии (ныне провинция Голландии) под носят в .дар епископу го.човку сыра. Роспись выполнена в 1280 году, так что экспорт голландского сыра, вывозимого сейчас . в . .более чем сто стран лшра, имеет по край- ней мере семивековую историю. . - ' В летние месяцы рано утром каждую пятницу н городу Алкмаар устремляются десятки тысяч туристских машин. Здесь на городской площади -возле ратуши в утрей- ние часы проходит аукцион сыра. Таких мест'остались сейчас едйннцы; и служат они исключительно для привлечения туристов'. 1 А когда-то на, таких аукционах продавался в есьсы р . С восходом солнца по городскому каналу к площади причаливают баржи, нагружен ные-сыром. Его бруски и-круги величиной от тарелки до, мельничного жернова выгру жаются прямо на брезент, расстеленный на каменной брусчатке площади. К моменту ' * ' нана.та аукциона площадь напоминает склад, набитый ■пиломатериалами. • Идет ожесточенный торг между владельцами сы ра и оптовыми покупателями. Стороны рья- но спорят, жестикулируют, сходятся, вновь расходятся и, наконец, звучно хлопают три раза друг друга по рхкам. Сделка совер шена- ^ Производством сыра кормилась когда-то солидная часть крестьянского населения Голландии. Сейчас этим занята его ничтож ная часть, и даже она находится под угро зой исчезновения. Фермерские руки заме нены машинами. На 71 голландской фабри ке ежегодно производится 4 6 0 миллионов кг. сыра, или 9 8 процентов. 2 процента при ходятся на долю фермеров. 'Домашнее производство не может конку рировать, с фабричным; Вдобавок — беско нечные распри в Общем рынке, к которо му принадлежит Голландия, свистопляска с ценообразованием, курс на сокращение мо лочного производства грозят разорением и этой части фермеров, производящих сыр. ,. Гаага. '''’т ■ О. ПИВОВАРОВ, “ корр. ТАСС. Ф И Л Ь М - Ф Ш В Й Ш УЛАН-БАТОР, 24 сентября. Корр. ТАСС В. Томилин передает: «Молодая Монго- . ЛИЯ» — . так называется новый докумен-, , тальный фильм, который, . монгольские .кщ,. . нематографисты посвящают предатоявдему XII Всемирному, фестивалю , молодежи и сту дентов в М оскве ,'К выходу на экраны кар тину готовят 'на 'республиканской кйносту- ' дни «Монголнино». В центре повествования — студенты, мо- ' лодые ученые, рабочие, сельские труж енй -; ки Монголии. Рассказ, об их судьбах явля ется одновременно и своеобразной л ет опи - ’ СЬЮ строительства социализма, создания новых городов и крупных индустриальных центров страны, отметил в беседе с коррес пондентом ТАСС автор ленты, известный монгольский режиссер. Ж . Бунтар. . Зажда. 1 ся... Фото Пубянфою —ТАСС. Редактор И. БЕЗБОРОДОВ. Г в Т ш н о ^ Ш Е а т р а х 25—2в СЕНТЯБРЯ «КОСМОС», Умеющий молчите (2 серии, дети до 18 лет не допус каются) — 10.00, 12.30, 16,00, 17.30, » .0 0 . - ' «ОКТЯБРЬ». ЕиропеЛскаи истории — 10.50, 12.40, 15.10, 17.00, 18.50, 20.40 (удлиненный). «ВИННИЦА». Евроаейскаи история — 10.03, 13.00, 14.00, 18.00 (уд-лянея- вый), 18.30, '20.30, Детский зал. Заной лгуиои — 11,00. Климио — 13.00, 15.00', 17.00. Малый зал. Без злого умысла — .19.00, 21.00. «ЗАРЯ», Малый зал. Время жела ний .— 10.00, 15.40. Знак вечности— 12.30. Среди тненч дорог — 17ДО (удлииениый). Полеты во сие м на- иву — 13.50, 20.30.; ■ ' «СПУТНИК». Время жв,таиий — 9.00, и.ОО, 13.00., 15.00, 17.00, 19.00, 21.00 {удлиненный). «МЕТАЛЛУРГ». Жер-нтица — 10.00. Вердякт (2 серии). — 12.00, 18.00. Мещанин во ^^оривстне {2 серии)— 15.00, 21.00. 26. сентября. Вердихт (2 серии) — 15.00, 21;00. М«цаяив во дворинстае (2 серии)—9.00, 12.00, 18.00, ДКиТ НЛМК. Вер^ожт (2 серин)— 17,30; 20.00. Наш адрес; ГСП 398055, г. Липецк, улица Московская, 8% редактора — 5-01»7в{ ответственпого секретаря — 5-01-45; отдела комсрмольскоЯ жизни т- 5-01-43; отдела коммунисти. ческого воспитанна и руководителя лнтобьедииенив — ____ ____ 5-01-78; отдела учащейся мрлоаежм — 5-01.57; отдела пн- Т1ЛЕФОНЫ сем — 5-01.05; отдела спорта в фотокорреспондента—5*01-8Т. . Типография издательства «Ленинское Тираж 42000. -Печать высокая. АЭ 44841 аяамя». Липецк, ул. Дйосковская. ' Индекс 52600 Объем 1 п. л, Зак. М 4663.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz