Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

«ЛЕНИНЕЦ* Ш Л И М 1 Н Е т т к ПИСАТЕЛЬСТВН...» Страницы жизни М. М, Пришвина писателя, краеведа, учителя «Чем ты, Михаил, можешь быть полезен новому общест­ ву и кто ты сам по себе?» - г спрашивал себя Пришврн. ■ В самом деле, кто он, наш зем-- ляк Михаил Пришвин? Агро­ ном п ученый-этнограф, охот-’ ник с ружьем и фотокамерой,, неутомимый путешественник,. географ, учитель, краевед,-биб­ лиотекарь... Но, прежде всего, неповторимый писатель, по справедливой оценке А. М. Горького, —- «оригинальный русский художник п глубокий знаток духа языка нашего». О нем написано так много,' что можно с полным правом говорить о пришвиноведении' как о составной части боль­ шой науки о литературе. • ...Он — народный учитель.' Вот об этом, пожалуй, писа-' лось менее всего. Чтобы говорить о Пришви- не-учителе, нужно вспомнить о Пришвине-ученшш и его учи­ телях. Годы ученичества оста­ вили в душе писателя самые безрадостные воспоминания^ «Учиться я начал в Елецкой гимназии, — писал„.он, — и та­ кой она мне на первых порах показалась ужасной, что, из первого класса я попытался с тремя товарищами убежать на лодке ,по реке Сосне в ка­ кую-то Азию. Розанов Василий Васильевич (писатель) был тогда у нас учителем геогра­ фии и спас меня от исключе­ ния, но сам ж е потом из чёт. вертого класса меня исключил за пустяковину. Нанес он мне этим рану такую, что носил я ее иезашнтой до тех пор, по­ ка Василий Васильевич, прочи­ тав мою одну книгу, признал ■во мне талант и при многих - свидетелях каялся- и просил у . меня прощение». Спустя много времени При­ швин напишет: «Сколько лет должно- было пройти (601), чтобы я мог отделаться от чув­ ства обиды и несправедливо­ сти за мое исключение из гим­ назии и признать, наконец, что они (старшие) были правы, и я должен был быть исключен­ ным. Для этого должна была пройти вся русская революция между двумя . мировыми вой-- нами. Учителя не были так плохи, как я их изобразил». Заметим, кстати, что один из учителей Елецкой гимйазии Нервов первым в России пере­ вел Паскаля, а тот же В. В. Розанов, как признал впослед. ствии сам М. М. Пришвин, «вдохнул» в него «священное благоговение к тайнам челове­ ческого рода». ,Ныне в здании бывшей муж­ ской гимназии размещается Елецкая средняя школа № 1. В 1920 году Пришвин, ’всту­ пивший на стезю народного учителя, писал: «Всю жизнь до сих пор мне казалось, что са­ мое ненавистное, самое про­ тивное моей природе занятие, есть именно учительство. И вот, верно, за это высокоме­ рие суждено мне было сде­ латься народным учителем в самое лихое время жизни, когда шкраб... в иной месяц по-тучал только фунтов шесть овса, ведро кислой капусты и две восьмушки махорки». В . первые послереволюцибн- иые годы многие из литера­ турных друзей Пришвина ока­ зались ' в эмиграции. Другие ушли в эмиграцию «внутрен­ нюю». Пришвин, будучи уже тогда ; известным писателем, приезжает на елецкую землю, в родное Хрущеве, чтобы,' ра­ ботая на земле «своими рука­ ми», начать _новую жизнь - и утвердиться в ней. «Какой он писатель, он — мужик», -—го­ ворили о нем, крестьяне. Он пашет землю, помогает учить сельских ребятишек, изредка' охотится, живет трудно и го­ лодно, как все. ■ Но «пришли в нашу дерев­ ню какие-то нездешние люди, — вспоминал Пришвин, — и стали требовать у крестьян мо­ его удаления. На этом собра­ нии один приятель за меня за ­ ступился н сказал так: «Этому человеку,, быть может, нам, придется ставить памятник по, добно Пушкину».',— «А вот, — ответили ему, — за то и надо его выгнать, чтобы, не при­ шлось потом ставить памят­ ник». (Памятник М. М, Приш­ вину заложен на его родине в октябре 1982 года). Приш­ вин . вынужден был с семьей переехать в Елец. Здесь' он преподает в школе второй ступени. В документах, датированных в советское вре­ мя, читаем: «Отдел по народ­ ному образованию Елецкого уезда видит в гражданине Пришвине очень полезного работника по просвещению на- ' 'Г родных- масс. Неукоснительно местной власти оказывать ему всяческое содействие и под­ держку». (1918 год). Один из бывших учеников Пришвина, орловский писатель Е. Горбов, , вспоминал, что встречи с ним в Ельце «на ВСЮ жизнь оставили в душе какую-то ■милую' теплоту. При­ чем, на'уроках географий в качестве учебных 'и наглядных Пособий Пришвин читал школь­ никам свои собственные про­ изведения ' «В краю непуга­ ных ПТИЦ», «За волшебным ко­ лобком», и; худо'нсествениое слово 'заменяло у него карты и глобус». Шла граясданская война. В 1919 году Пришвин стал сви­ детелем мамонтовского погро. ма в Е-льце н сам едва не по­ гиб. «Полководец, — как иро­ нически называл он Мамонто­ ва. ^— опустошил Елец своими казаками, как в старые вре- мена.'бн не раз был опустошен татарами». .Через год в . силу обстоя­ тельств Пришвин уехал из Ель­ ца - на Смо.ченщину, . оконча­ тельно приняв решение стать сельским учителем. Местом дальнейшего лрожи- вания Пришвина ста.та глухая лесная дерев>тпка Алексино в Дорогобужском, уезде Смолен­ ской губерний. «Мне представ­ лялось,'что если я там „буду учить ,деревенских детей, то может быть, это будет, так же интересно, как и писательство, — решил. Пришвин. — Жизнь заставила меня взглянуть на учительство как на хлеб для народа, как на последний якорь моего спасения». Жи­ вым воспоминанием тех лет стал раерказ Пришвина «Школьная робинзонада». Он и а самом деле чувствовал се­ бя среди глухих лесов Смо­ ленщины Робинзоном на не­ обитаемом острове, «Много пришлось бы рассказывать, —- писал Пришвин, — как мы среди дремучих лесов сипели в классах от холода, как до- быв.али- всей школой в 'лесу ’.дрова». . . . ; . Г . ■ Крестьянин Ефим Баранов­ ский, увидя, что у учителя дырявые резиновые галоши, принес ему новые сапоги. . «Да, я знаю, как достава­ лись ему эти пуды ржи, от­ данные им за сапоги, и что значит этот подарок! "Но мало 'того; передав мне сапоги, он' сказал; «Вы не думайте, что помрете' с голоду, этого -я не допущу, вы только учите», — читаем мы в «Школьной ро­ бинзонаде» Пришвина. Поскольку не было учебни­ ков, пришлось искать выход, и Пришвин нашел его; «Я искал материалы для оживления урока.., в условиях современ­ ной жизни, в живых остатках старины». Краеведение, по мнению Пришвина, «есть прежде всего не только наука, оно, вероят­ но, есть настолько же и йс- кусство..., и задача моя —< приблизить к себе предмет изучения настолько, чтобы явилось во мне чувство и'"об- раз. Из множества таких чув­ ственных фактов у меня долж­ но сложиться лицо даннш'О края, с одной стороны, и практическое знание о нем - - с другой». «Ороднить» пред­ мет изучения, приблизить его к ученику настолько, чтобы он представлял его «входящим в состав жизни человека» в этом видел Пришвин суть школьного краеведения. Годы «школьной робинзона­ ды» (1918—1922) были труд­ ными и счастливыми в жизни Пришвина; «Да, были светлые часы высокого . самосознания на. том Робннзоновом острове, куда ...закинули меня житей­ ские волны... И если бы не страсть к писательству, беру­ щая меня целиком, я никогда ие оставил бы этого благосло­ венного труда, . вознаграждае­ мого высшей наградой —- лю­ бовью детей». Пришвин был весел и добр в общении е детьми. «Я был хаотичен, но талантлив, как начинающий,- — шутил он. — Ребятам от меня хорошо пе­ репадало. Отцы уважали за мужской пол, за возраст, , за бороду». Как важно, считал’ Пришвин, сохранить в себе на всю жизнь заряд молодости. «Те, .кто начинает, первый год, много-два, — обращался он к молодым учителям, — по моим наблюдениям, почти все та­ лантливы.. И пусть у них не хватает опыта, увлечение учи^ теля передается ученикам, й это кажется не менее дорого, чем дело опытного' учителя. Если бы все учителя могли ос­ таться такими, какими они на­ чинали». С. КУКРАК, зав. отделом истории совет­ ского общества областного музея. СТРАНЫ, ТРАДИЦИЙ, ЛЮДИ Есть ли в Голландии толламдсиий с ы р ' СТРАНЫ, ТРАДИЦИИ, МОДА Каких только сюрпризов не преподносит природа. Эта двуглавая черепаха (на снншке) найдена на одном нз пляжей штата Флорида (США). Телефото АП—ТАСС. Искать в магазинах Голландии голланд­ ский сыр — занятие бессмысленное, ибо такого сорта здесь^ге существует, точнее он весь голландский. .Но, чтобы уйти с покуп ­ кой . н а д » назвать какой-нибудь из 2 3 ос­ новных сортов сыра, например,, вам могут предложить На выбор «зеленый» или «стой- ловый» сыр, разницу между которыми мо­ жет уловить лишь очень тонкий ценитель, «Зеленый» изготавливается из молола в летний период, когда коровы кормятся на зеленых пастбищах, а «стойловый». или «сенной» — из молока в период 'зимнего содержания скота в стойлах. В свою оче­ редь, «зеленый» делится на «майский» и «сентябрьский». Оказывается, травы начала и конца лета прида.ют молоку, а- о т . него и сыру, разный вкус- Древний с о б ор ' немецкого города ■Мюнс-.#^ тер украшен стенной росписью, где есть фрагмент, на, котором крестьяне из Фрнс- ляндии (ныне провинция Голландии) под­ носят в .дар епископу го.човку сыра. Роспись выполнена в 1280 году, так что экспорт голландского сыра, вывозимого сейчас . в . .более чем сто стран лшра, имеет по край- ней мере семивековую историю. . - ' В летние месяцы рано утром каждую пятницу н городу Алкмаар устремляются десятки тысяч туристских машин. Здесь на городской площади -возле ратуши в утрей- ние часы проходит аукцион сыра. Таких мест'остались сейчас едйннцы; и служат они исключительно для привлечения туристов'. 1 А когда-то на, таких аукционах продавался в есьсы р . С восходом солнца по городскому каналу к площади причаливают баржи, нагружен­ ные-сыром. Его бруски и-круги величиной от тарелки до, мельничного жернова выгру­ жаются прямо на брезент, расстеленный на каменной брусчатке площади. К моменту ' * ' нана.та аукциона площадь напоминает склад, набитый ■пиломатериалами. • Идет ожесточенный торг между владельцами сы­ ра и оптовыми покупателями. Стороны рья- но спорят, жестикулируют, сходятся, вновь расходятся и, наконец, звучно хлопают три раза друг друга по рхкам. Сделка совер­ шена- ^ Производством сыра кормилась когда-то солидная часть крестьянского населения Голландии. Сейчас этим занята его ничтож­ ная часть, и даже она находится под угро­ зой исчезновения. Фермерские руки заме­ нены машинами. На 71 голландской фабри­ ке ежегодно производится 4 6 0 миллионов кг. сыра, или 9 8 процентов. 2 процента при­ ходятся на долю фермеров. 'Домашнее производство не может конку­ рировать, с фабричным; Вдобавок — беско­ нечные распри в Общем рынке, к которо­ му принадлежит Голландия, свистопляска с ценообразованием, курс на сокращение мо­ лочного производства грозят разорением и этой части фермеров, производящих сыр. ,. Гаага. '''’т ■ О. ПИВОВАРОВ, “ корр. ТАСС. Ф И Л Ь М - Ф Ш В Й Ш УЛАН-БАТОР, 24 сентября. Корр. ТАСС В. Томилин передает: «Молодая Монго- . ЛИЯ» — . так называется новый докумен-, , тальный фильм, который, . монгольские .кщ,. . нематографисты посвящают предатоявдему XII Всемирному, фестивалю , молодежи и сту­ дентов в М оскве ,'К выходу на экраны кар­ тину готовят 'на 'республиканской кйносту- ' дни «Монголнино». В центре повествования — студенты, мо- ' лодые ученые, рабочие, сельские труж енй -; ки Монголии. Рассказ, об их судьбах явля­ ется одновременно и своеобразной л ет опи - ’ СЬЮ строительства социализма, создания новых городов и крупных индустриальных центров страны, отметил в беседе с коррес­ пондентом ТАСС автор ленты, известный монгольский режиссер. Ж . Бунтар. . Зажда. 1 ся... Фото Пубянфою —ТАСС. Редактор И. БЕЗБОРОДОВ. Г в Т ш н о ^ Ш Е а т р а х 25—2в СЕНТЯБРЯ «КОСМОС», Умеющий молчите (2 серии, дети до 18 лет не допус­ каются) — 10.00, 12.30, 16,00, 17.30, » .0 0 . - ' «ОКТЯБРЬ». ЕиропеЛскаи истории — 10.50, 12.40, 15.10, 17.00, 18.50, 20.40 (удлиненный). «ВИННИЦА». Евроаейскаи история — 10.03, 13.00, 14.00, 18.00 (уд-лянея- вый), 18.30, '20.30, Детский зал. Заной лгуиои — 11,00. Климио — 13.00, 15.00', 17.00. Малый зал. Без злого умысла — .19.00, 21.00. «ЗАРЯ», Малый зал. Время жела­ ний .— 10.00, 15.40. Знак вечности— 12.30. Среди тненч дорог — 17ДО (удлииениый). Полеты во сие м на- иву — 13.50, 20.30.; ■ ' «СПУТНИК». Время жв,таиий — 9.00, и.ОО, 13.00., 15.00, 17.00, 19.00, 21.00 {удлиненный). «МЕТАЛЛУРГ». Жер-нтица — 10.00. Вердякт (2 серии). — 12.00, 18.00. Мещанин во ^^оривстне {2 серии)— 15.00, 21.00. 26. сентября. Вердихт (2 серии) — 15.00, 21;00. М«цаяив во дворинстае (2 серии)—9.00, 12.00, 18.00, ДКиТ НЛМК. Вер^ожт (2 серин)— 17,30; 20.00. Наш адрес; ГСП 398055, г. Липецк, улица Московская, 8% редактора — 5-01»7в{ ответственпого секретаря — 5-01-45; отдела комсрмольскоЯ жизни т- 5-01-43; отдела коммунисти. ческого воспитанна и руководителя лнтобьедииенив — ____ ____ 5-01-78; отдела учащейся мрлоаежм — 5-01.57; отдела пн- Т1ЛЕФОНЫ сем — 5-01.05; отдела спорта в фотокорреспондента—5*01-8Т. . Типография издательства «Ленинское Тираж 42000. -Печать высокая. АЭ 44841 аяамя». Липецк, ул. Дйосковская. ' Индекс 52600 Объем 1 п. л, Зак. М 4663.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz