Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
I • «ЛЕНИНЕЦ» * =25 сентября 1984 г. ^ ^ ^ «Л Е И И Н Е и » ^ ВОСПИТЫВАТЬ достойную смену ? ' ’ (Окончание. Начало на 1-й стр.) сит от инициативности, дело витости самих комсомо-яьскнх организаций. Прежде всего, следует уси лить внимание к решению за дач более интенсивного раз вития экономики. Комсомоль цы и молодежь . здесь многое делают, “но их вклад может и должен быть гораздо весомее, Дедь'они составляют четвер тую часть всех людей, непо средственно занятых в народ ном хозяйстве области. . На какие вопросы надо об ратить особое внимание? Ска кнем, на ряде предприятий рромышленноста еще не в полной мере используются производственные мощности, йевысоки темпы реконструк- Йни действующих произ- Нодств, улучшения качества Продукции, не соблюдается ре- ким экономии, медленно рас- фет производительность тру- § а. И , койеомольско-молодеж- ^ые,коллективы, а они. есть Па каждом - предприятии, в Строительных организациях, ;^олжны стать застреяьщнка- | 1 И в решении этих вопросов, доказывать пример- ударниче- 'Сейчае нет важнее задачи Й зя областной комеомоль- :ой организации, и прежде всего для комсомола села, чем закрепление: юношей и деву шек в колхозах и совхозах. Правда, в результате прове денной работы по социально му переустройству наших сел, в чем заметно проявилась Й роль комсомола, за последние годы отток молодежи из сель ской местности заметно сокра тился, ио все же в целом ря де хозяйств и районов все еше остро ощущается. нехват ка рабочих рук, в особенности механизаторов, .животново дов. Задача эта непростая, долговременная, и в ее реше нии очень многое . предстоит сделать областной комсо мольской организации. Это и комплексная механизация ферм, участие в строительстве •жилья'И других объектов соц культбыта, широкое движение за повышение культуры села, улучшение профессиональной ориентации учащейся - моло- Сфера обслуживания, -.'Тор говля, быт м. и здесь должно особо чувствоваться влияние' комсомола как организаторд движения за высокую куль туру обслуживания Трудя щихся. , ; » Сейчас, когда в комсомоль ских организациях идУт отче ты и выборы, особенно остро И веско на собраниях и кон ференциях следует поставить- вопросы.: дальнейшего.'- улуч шения коммунистического вос питания молодежи, ее ' поли». тической, классовой закалки, четко определить пути и сред» ства, способствующие выра ботке у юношей и девушек,ак тивной жизиенной . позиций, чувства социалистического пат риотизма, готовности к защите Родины. Весь комплекс задач ро идейно-нравственному воб- - питаиию молодежи следует решать в тесной связи с под готовкой к всенародному празднику 40-летию Победы советского народа в Великой -Отечественной войне. Деловитость в конкретность, умение доходить до каж» дого молодого человека, проявлять . заботу об эко» номии каждого грамма Хлеба, металла, угля, браться за меньшее. число дел, но не пременно-начатое доводить дд донца эти и другие черты Стиля работы, завещанные Союзу Молодежи В. И. Лени вым, должны быть присущи 'сегодня каждой комсомоль ской оргапизащш. В этом « залог успеха всех дел и начи наний, направленных на вы полнение каждым молодежным коллективом, всеми. юношами И девушками области планов й социалистических обязательств текущего года и пятилетки В целом. Всшшвык т, атил! Дно пруда .местами обна жилось: накануне рабочие рткрыли заслонку, во-да, на каченная насосами из Витю, .га весной (почти два миллио на кубометров!) снова ска тывалась в реку. ■ Крупная рыбина вырвалась вдруг ' из потока, сверкнула на солнце ^:еребряным боком и плюхну-' лась в воду, подняв фонтан брызг. Путина! Каждый год ди ректор рыбхоза «Добрин. .ркий» . Михаил Егорович Дерникин с волнением ожи дает этого момента. Каи. цпрочем, и остальные двад цать восемь человек весь небольшой коллектив хо зяйства. Всего две недели длится путина .— готовиться Же к ней приходится долгие месяцы. ■ . ; Часто рыбоводные пруды называют «голубой нивой». Думаете^ только для красо ты слога? Отнюдь. Осенью и $имой рыбово'ДЫ, становятся Вемледельцами в прямом смысле слова. По дпу спу щенного водоема снуют зем- деройные машины, чистят его, в почву вносятся удоб рения --- иначе беден будет пруд естественными корма'- .ми. Хлопот хватает надолго. А когда начнет, пригревать ресеннее солнце, выпустят «пастись» на этой пиве го. довиков карпа, белого амура, фолстолобика. Пятиадцатй- рраммовые годовики долж ны нагулять за лето не ме рее трехсот граммов веса. Их регу'лярно подкармливают, Ьчедят за ростом и здоровь ем (ничего не, поделаешь, рыбы тоже болеют и Н 5 ’жда. |отся в лекарствах). Наконец, наступает вре мя собирать «урожай», под считывать, сколько рыбы дал каждый гектар «голубой ни вы». Путина—итог всех тру. дов рыбовода, Черникин доволен: 80 тонн карпа уже отправлено в ма. газины Липецка, а рыба все идет и идет. Вереница ма шин со специальными емко стями, в которых предстоит совершить путешествие ско ропортящейся, а потому тре бующей особой заботы и рас. торопиости торговых работ ников продукции рыбхоза, терпеливо дожидается своей очереди. Представители «Океана» (покупатели уже ждут маши- ну), похоже, не прочь пото ропить рыбаков, но Черникин не спешит давать команду к погрузке: рыбоприемник дол жен максимально заполнить, ся рыбой. А это от директо ра уже не завиеит; здесь ра ботает течение. ; Наконец, к радости води телей, торговых работников и мальчишек .(разве пропус тит этот вездесущий наро;^ увлекательное зрелище! К уровень воды в рыбогштом. нике падает, обнажая живое трепещущее серебро. Можно грузить...- Заканчивается отлов кар па в Забитюжском пруду, скоро начнется путина на Талицком. 250 тонн ценного продукта рассчитывает по ставить рыбхоз «Добрий- ский» к столу горожан. О, ШАПОВАЛОВ. На снимке вЯнзу: молодой рабочий рыбхоза Ю. Соло.лш- МНЕНИЕ ДИРЕКТОРА В чем мы правы и не правы? в нашей почте много писем старшеклассников с прось-. бой дать совет, как избежать конфликтов с учителями, как жизнь школы сделать интереснее? Корреспондент «Бригантины» ^>ешил поговорить на эти темы с дирек тором школы М 53 А. Н. Соломиной. Накануне театрального сезона . Как всегда, накануне открытия театрального сезона в рбластнО]ц драматическом собрались школьные- учителя, которые ведут факультатив «Основы театральной куль туры», руководят драматическими студиями и кружками. Главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РСФСР В. М. Пахомов рассказал им, как прошли гастро ли в Иваново и Горьком, сообщил о предстоящих премье рах. По Не только о нремьерах областного драматического щла речь на этой встрече. Во многих школах скоро тоже состоится открытие театрального сезона, Например,: ц ■шестой репетируются сцены из «Как закалялась .сталь», в 52-й готовится к постановке сказка «Вреженекие му зыканты», в 49-й инсценируются басни Крылова. В афи шах школьных студий много названий, спектаклей, вос-вя- щенных 40-летшо Победы)'' — Алла Николаевна, а правда, что вы со своими учениками ходите в походы? — Правда.. — А если бы вы узнали р том, что какой-нибудь класс вашей школы отпра вился в поход самовольно, без учителя? Как вы отнес лись бы к этому? — Плохо . отнеслась бы. Но, наверное, прежде всего задумалась, бы. над тем, по чему ребята}м не захотелось прчЛЬашать с собс^ учите ля. И если бы поняла, что иостунили они так из-за не, приязни к вему, поговорила бы с ними вот о чем, Неда-. ГОГ, работая с тридцатью пя- . тыо учениками, сразу, может бшибаться.. Нет, конечно, не ' в объяснении урока, а в от- .. ношении к какому-либо яв лению в жизни класса. И я думаю, ЧТО: среди тргдцати пяти старшеклассников, лю дей с обостренным чувством Справедливости, щеегда най- дух(?я те, кто способен рас- .тодковать учителю, в чем он не прав. Выл у нас. недавно . такой случай. Уже после Окончания учебного года при шел к нам Гена Уваров, И вместе со своими будущими одноклассниками отправил, ся в подшефное хозяйство. И сразу на второй день он про винился. Организатор вне классной работы Ираида Юрьевна начала настапвагь на том, чтобы Гена покинул лагерь, А отряд стал йа за щиту мальчишки. К чести ребят, за столь короткое вре мя они успели разглядеть в нем много хорошего. И пого рячившаяся вначале Ираи да Юрьевна благодарила их за этот урок. Оказалось, что Гена и работать хорошо уме ет, и стихи прекрасно чита ет. Ребята ПОТОМ' три раза выбирали его своим комис саром. (В нашем лагере ак тив избирается через каж дые три дня). И Б походе он незаменим. В этом я .убеди, лась сама. И, глядя на Ге ну, думала о том, что все-та ки надо учителям, ходить в •походы вместе с ребятами. — Обычно, когда расска зывают о подобных конфлик тах, стараются скрыть фа- милни его участников, тем более, если один из них — педагог. — Для Ираиды Юрьевны этот случай просто недора зумение. И она, и Гена со смехом, вспоминают . о нем. Ну, а что касается их отно шений с Геной, опять приве ду .пример, который об очень многом говорит. Гена вместе- : с другими мальчишками каждое утро забегают за Ираидой Юрьевной и они все вместе мчатся на стадн- ■ он «Металлург», где делают зарядку. — А почему туда, ведь около вашей школы такой прекрасный стадион? — В том-то все и дело. Ребята решили, что Ираиде Юрьевне так удобнее, пото. му что живет она рядом с «Металлургом». — Обдумывая заранее вопросы, хотела спросить о том, что вас огорчает больше всего в отношениях учителей и учеников. А выходит, вы на этот вопрос уже ответи- страшно недоверие друг ■ к другу, неумение -забытьпло хое. Как бы вам это лучше объяснить?. Недавно мне довелось вы. слушать исповедь одного паренька. До седьмого клас са он был двоечником, стоял на- учете в детской комнате милиции. И однажды он про- сто чудом попал в спортив ную секцию, откуда его мог ли выпроводить как хулига.' на и неуспевающего, но не выпроводили. Тренер ока. зался умным, внимательным человеком. Он почувствовал, что .мальчишка этот не пом нит, когда о нем говори.ш по-доброму. И ..решил помочь ему заслужить о себе хоро шие слова. Виктор очень привязался к тренеру. Уж здесь-то он не пропустил ни одной тренировки и вскоре выиграл ответственные для секции соревнования. Его тепло ноздравили друзья- спортсмены, а вот когда он пришел в школу, особенно почувствовал, что здесь он не интересен никому. И,Вик. тор обозлился. Нет, не на товарипщй, а на себя. Труд но представить, что этот парень, имея в се,чьыом классе несколько четверт ных двоек, закончил школу" с единственной четверкой, остальные были пятерни. Ему помогали ребята, и он очень благодарен' им. — А почему селектор, по которому транслируют школьные радиопередачи и делают объявления, стоит в вашем кабинете? — Как вы, наверное, за- йетили, кабинет этот очень приличных размеров, вооб ще он несколько похож на зал заседаний. Такое поме щение для кабинета я вы брала специально для того чтобы здесь собирались чде ны комитета комсомола, со веты по проведению всевоз можных вечеров, кампаний акций и т, д. Приглашая ре бит к себе, я гем самым иод черкиваю особое к ним ува жение и доверие. Они име ют такое же право руково дить жизнью школы, как и я. — Алла Николаевна, а какого объявления по ваше му селектору вы сами ждете с нетерпением? . — О начале работы клу ба, в котором будут несколь ко студий, — театральная, , спортивная, - туристическая, диско-студня. И всеми ими собираются руководить стар шеклассники. За. подготовку к открытию клуба они взя лись с большой охотой и вы думкой. Не терпится посмот реть, как пройдут первые за нятия секций. Скорее всего, хорошо. И поэтому хочется разделить радость с ребя. — Как вы относитесь к тому, что старшеклассницы носят сережки? — Честно сказать, по это му поводу я вовсе не сетую. Хорошо, что девочки вспом нили о том, что они девочки» Знаете, уже надоели они в брюках, с мальчишескими стрижка.лги. Но я против то го, чтобы в сережках они хо дили в школу. Нет, бёзнрав. ствегшого здесь ничего не нахожу. Просто сережки никак не вяжутся с формен- . ной одеждой, а со школьной — тем более. — Как вы думаете, могут старшеклассники решать вопросы профориентации? — Могут. Да. еще как. Вот мы, например, на буду щий год будем отмечать де сятилетие школы. К этой да те комитет комсомола ре, шил разыскать строителей, соорудивших наше, здание. Вся школа знает о ТО'М, что такой поиск ведется, и, есте ственно, ребята с петерпсни- е.м ждут встреч со строите лями, которые расскажут о своей работе. Придумали мы этот поиск еще и пото му, что в тресте «Жилстрой» острая нехватка рабочих. А вопросы профориентации лучше решать с учетом, тре. бований какого-то конкретно го предприятия. Беседу вела Е. Митина. МИР УВЛЕЧЕНИЙ ■ ПО ЗАКОНАМ МУЖЕСТВА . Пеенм наш и^ бабуш ек .Несколько дет назад в Рат- чино распался, фольклорный днеамбль. По той причине, что ёго участницам — старушкам стало трудно ходить на спев- Кн. Ведь живут-то -они в раз ных концах села. А Ратчино— село большое, расположив шееся на холмах. Поэтому до рога в Дом культуры—-.:то гору, то под гору. Попро буй, одолей ее старый человек Поначалу казалось, что ие чезновением ансамбля ргорче ны только бывшие его’участ - ницы. Молодым.-то какая. при ,чина горевать? .Оки иногда да -Же посмеивались над бабушка ми,'которые каждую програм му концерта «разбавляли» ста- ринкыми. песнями. Кому это интересно, когда, на. всех .сце нах давным-давно «хозяйнича ют» всевозможные ВИА? Но странное дело Через ка кое-то время »после того, как ансамбля не стало, зрители вдруг начали вспоминать его А однажды кто-то даже ска зал; «В тех старинных песнях —душа нашего села». И поэтому радости не было конца, когда на сцене Дома культуры вновь зазвучали эти песни, вновь появились испол нительницы в старинных кос тюмах — в гофрированных по понах, ярко вышитых кофтах, замысловатых кокошниках. Только выступали не старуш ки, ' а девчонки-восьмиклассни цы. Старушки сиде.чи в за.че, улыбались и плакали одновре менно. Разве не заплачешь от Подготовка к этому выступ лению шла таким образом. Де вочки вместе со своим клас сным руководителем Иадеж- .,Щй Анатольевной Епифанце вой' распределили улицы, но (соторым в течение нескольких месяцев ходили с 'магнитофо ном и записывали песни, ело. ва н музыку которых не най дешь ни в одном сборнике. И так как они заходили не толь ко к бывшим певцам ансамб ля, а ко всем старожилам Ратчино, то их репертуар по лучился гораздо обширнее прежнего. Ио для того, чтобы хорошенько войти «во вкус», поначалу разучили песни, уже исполнявшиеся на сцене рань ше, Впрочем, была здесь еше одна хитрость. Очень хотелось вовлечь в ансамбль мальчи шек. Потому как в папках де вочек лежали обрядовые пес ни, игры-представления, и все они б.ез «красных молодпев», «дружков», не бывают. П^вым «дружком» сталСа. ша Бровкин, за ним пришел Юра Гончаров. Сейчас в фоль клорном ансамбле все -до еди ного ученика_ Надежды Ана тольевны, I учатся они уже в десятом классе. За два года ребята приняли участие . во многих концертах. Объездили они многие села своего, Доб- ровского района, пели старин ные песни в Липецке. А ны нешним летом солистка ан самбля Оля Ярцева была уча стницей Всероссийского ли тературного праздника шк-чь- ииков. который состоялся в Рязани. Оттуда Оля привезла много наград. И участников, я организаторов праздника по разило пение этой девочки. Вернулась из Рязани Оля, и сразу, пошла по тем самым улицам,- где собирала с ребя. тами песни. Сначала она по бывала: у Марии Ивановны Кудрявцевой, подарившей ей рвой необыкновенной красоты костюм, затем зашла к Марии Трофимовне Колпаконой, по дарившей много песен, потом пошла в дом Фроловых, где девочку с нетериеиием ждала баба Груия, вспомнившая еще йе^олько игр-обрядов,»,^!'^ А совсем недавно баба Гру-: ня сама ^ишла к р/^ятам, прямо наг^школьный уШеток, где они убирают картошку. Я что думаю? — сказала она. «- Вам сейчас некогда па репетиции ходить. Так давай те здесь, во время перерыва и И поют ребята на радость бабе Трупе. Однажды она за грустила. вспомнив о том, что учиться-то им всего год оста, лось. Кто же после них петь — Ну, во-первых, не все мы уедем, — ответили ей десяти классники. — Во-вторых, у На дежды Анатольевны другие ученики подрастают. Шестиклассники, правда, давно р'ешили заняться пением старинных песен. И не только этим. Почему бы в школе ие создать музей народного твор чества? А в него обязательно поместить образцы резных де ревянных - наличников, изго товленных. . старыми мастера. ми-плот 1 шками. Посмотрят па них односельчане и, возмож но, захотят украсить свои до ма деревянным кружевом. Очень хотят ребята, чтобы их село славилось ие только своими песнями, но и красо той домов, придуманной са мими ратчшщами. Е. СЕРГЕЕВА. На снимке: Оля Ярцева, Ребята из села Демшино, что в Усманском районе, учатся в- Поддубровской школе. Ходят в нее через лес; Так что каждый день они любуются красотой молодых ■сосенок, I березовых чащ, дышат лесным воздухом. : , Но на этот раз, . возвраща ясь из школы, учащиеся девя- того .класса Олег Климовцев и ■Слава Кравеидов: увидели клу бы темного дыма, почувство вали запах гари. — Лес т о р и т ,м е л ь к н у л а догадка, и изо всех сил маль- . чишки побежали вперед. И вскоре увидела, как пламя ------- ТОЧКА ЗРЕНИЯ -------- О ТЕХ, КТО НАС ВЫВОДИТВ люлх Подсчитано, что за десять лет обучения в школе ученик, посетит десять тысяч сто сорок уроков. Когда я прочитал об этом, очень удивился. Неужели столько раз мы выс: 1 ушиваем объяснения учителя и выпол няем столько домашних заданий? Невероят но! Но каково учителям, которым к каждо му уроку приходится готовиться гораздо больше, чем нам, ученикам? Да еще тетра ди надо проверить, классный час провести, с родителями нашими встретиться. Да раз ве перечислишь все, чем приходится им заниматься? И мы настолько привыкаем к своим воспитателям, что не задумываемся, до какой степени труд их необычен. Необы чен великим терпением, большой заня тостью, постояггным самоусовершенствова- В связи с этим я задумался вот над чем- Почему в школах висят портреты лучших учеников, а вот портретов учителей, воспи тавших этих людей, встретишь далеко не везде? Я думаю в каждой школе надо органи зовать музей трудовой славы ее учителей. И экскурсию с первоклассниками по школе начинать именно с такого музея. И тогда с самого первого дня у них появится чувст во гордости за тот дом, где им предстоит провести десять лет. В законе о реформе школы много гово рится о том, что необходимо поднять пре стиж учительской профессии. И я считаю, мы, старпшклассники, можем помочь в этом, если начнем создавать такие музеи К. УШАКОВ, десятиклассник. ПОБЕДИВШИЕ ОГОНЬ расползалось по сухой- сосно- .вой хвое во все стороны. Опас- ■ ность' -усугублялась и тем, что недалеко, на опушке леса , . нефтебаза: колхоза «Россия». И ветер как раз в ее сторону. Доберется- пла’мя до цистерны " с--горючим - быть большой Броснв'портфели, 1 ?альчишки ■начали тушить огонь, ветками, засыпать песком, затаптывать,,. Пла,мя' жгло руки, лицо:, но они не- останавливались ни на секунду. Огонь к цистернам с горючим они не пропустили. Когда,-приехали иожарные, им уже нечего было делать.' Утром на школьной линейке рассказали ог смелом -поступке Славы и Олега. Секретарь ' партийной организации колхо з а ‘«Россия» А. С. Теплинских сердечно поблагодарил ребят за отважные действия на по жаре и вручия им ценные по дарки. . . Являясь' членами, юнойдоб- -ровольной пожарной дружины, -Олег Климовцев и Вячеслав Кривенцов показали пример самоотверженности и реши тельности в 'схватке с огнем. Это уже второй случай за ны- . нешнее лето, когда им вместе приходится тушить . пожар в В. КОБЗЕВ, корр. усманской районной газеты «Новая жизнь». ТРЕВОЖНОЕ ПИСЬМО Ч т о н е п о д е л и л и м а л ь ч иш м е и ? Когда мой шестнадцатилетний сын впер вые сказал о то,м, что идет на танцы в парк, я приготовила ему самый лучший костюм, погладила самую лучшую рубашку. В тот вечер мы с мужем окончательно по няли, что он стал уже взрослым. И когда Гена вернулся до.мой, втайне любовались им — высокая стройная фигура, модно под стриженные волосы. Но вскоре эти танцы начали приносить одно беспокойство. Возвращения сына до мой стали поздними, а однажды он пришел из парка с оторванным рукавом того само го костюма. На расспросы о том. что случи лось, он, конечно, ие ответил ничего вразу мительного. И только на следующий день соседская .девочка рассказала о драке в парке, в которой, к моему стыду, участво вал и мой сын. Что не поделил'и между собой мальчиш ки? Смешно сказать — огромную террито рию комсомольского парка имени Скорохо- дова. Почему-то и «карьерские», и «сло бодские» парни свое право считаться здесь хозяевами доказдшают ку.лаками. Откуда такая жестокость в молодых пар нях? Зачем они причиняют друг другу боль? -Почему каждый вечер милиция вы нуждена дежурить в парке, предназначен ном для отды.ха? Почему матери, проводив шие своих сыновей в кино или па танцы, с тревогой ждут -их возвращения? Моя мама — участница войны. Се.мнад- иа- 1 илетнеп она ,Vчила па фронт и с боями дошла до. Берлина. Сотни раненых ока спас ла от смерти. И от некоторых из них до сих пор получает письма, а в них много слов благодарности за спасенные жизни. Чита ешь их, и тем нелепее кажутся эти драки, в которых мальчишки получают увечья. На верное, когда они станут взрослыми людь ми, поймут, насколько эти «баталии» были бессмысленными. Но ведь пока они вырас тут, много СИД и здоровья отнимут у своих родителей. Конечно, многие, прочитав мое иись.мо, могут подумать: и чего, мол, жалуется? Взяла бы да и не отпустила сына в парк. Пробовала. И ничего не получилось. <чПо нимаешь, мама,—ска.зал мне сын,—ребята посчи-гают меня за труса». Наверное, и многие другие матери слышали подобные ответы от своих сьшовей-подростков. Что-то мы, родители, упусти.ии в воспи тании своих детей, по объяснили, не вну шили, не наделили человеколюбием и доб ротой. Но, коря себя за просчеты в воспи тании сына, часто вижу, как во дворе он заступается за младших, помогает старым, очень чуток но мне, особенно, когда болею. Нс"), не могу назвать его жестоким. Может, правда, боится услышать о себе: «Трус»?. •Зная о том, как нодгюетки дорожат мне- ипс.м своих ровесников, я решила написать в - «Бригантину». .Моясег. кто-то из .итате- лей этого клуба об'ьяснит моелху сыне, как он не прав? Г- ЗАЙЦЕВА. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz