Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

4 • «Л ЕН ИН ЕЦ » АКТЕРЫ И РОЛИ Вячеслав Тижонов в новом фильме «Европейская история» у народного артиста СССР, Героя Социалистического Тру- Аа, лауреата Ленинской, Госу­ дарственных премий и премии Ленинского комсомола Вяче. слава Васильевича Тихонова богатая и насыщенная творче­ ская биография. В 1950 году В. Тихонов окончил актерский факультет ВГИКа. В 1948 году впервые снялся в кино в роли Влади­ мира Осьмухина в фильме «Молодая гвардия». С тех пор на счету актера более 30 ки­ норабот. «Максимка» и «Звез­ ды на крыльях», «Дело было в Пенькове» и «Чрезвычайное происшествие», «Оптимистиче­ ская трагедия» и «Война в мир»... Тихонов обладает удиви­ тельным свойством сохранять свою индивидуальность в лю­ бой сыгранной роли. Внешне­ го перевоплощения почти не происходит. Он всегда узнава. ем и всегда интересен как ак­ тер, как незаурядная лич­ ность. Тонкий аналитический ум, ироничность, сложная ду­ шевная структура человека ин­ теллигентного, современного в полном смысле этого слова — вот качества, неизменно привлекающие зрителя. А своеобразный тихоновский ли­ ризм, превносимый им во многие роли, делает его героев особенно жизненными, близ­ кими и понятными нам. Особое место в творчестве актера занимает междуна­ родная политическая темати­ ка. Вспомним его роли в лен­ тах «Человек е другой сторо­ ны», «...И другие официаль­ ные лица», в телевизионных фильмах «Семнадцать мгнове­ ний весны» и «ТАСС уполно­ мочен заявить». . В новом остросюжетном . фильме режиссера Игоря Гос­ тева «Европейская история» (киностудия «Мосфильм») В. Тихонов исполнил главную роль — роль политического обозревателя крупной незави­ симой газеты Петера Лоссера, человека безукоризненно че­ стного и объективного. Действие фильма происхо­ дит в одном из западноевро­ пейских городов в момент предстоящих выборов мэра. Между демократами и ' неофа­ шистами, выдвинувшими сво­ их кандидатов, происходит па. пряженная борьба. В водово­ рот предвыборной. кампании оказывается втянутым н по­ литический обозреватель Пе­ тер Лоссер. Понимая, что вы­ ступление , в печати популяр, ного журналиста может по­ влиять на исход выборов, за ­ океанские спецслужбы пыта­ ются оказать на него давле­ ние. Лоссер поставлен перед необходимостью решить — с кем он? С теми, кто хочет раз. местить ракеты на территории его страны и этим увеличить опасность военной катастро­ фы, или с теми, кто мужест­ венно и последовательно бо­ рется за мир н разоружение. В основу картины «Евро­ пейская история» положена история прозрения Петера Лоссера, его пути к понима­ нию того, что журналист не может быть в стороне ‘ от борьбы за мир. «Кто такой Петер Лоссер? Это человек умеренных взгля­ дов, но ему небезразлично, что происходит в его стране- н, главное, _ как это отразится на судьбах его сограждан, ка­ кое будущее ждет их детей,— говорит В. Тихонов. — Небез­ различно ему и то, какими растут эти дети. Поэтому так важен был в нашей картине образ сына Лоссера __ одного из представителей, сегодняш. ней молодежи Западной Евро­ пы. Но за мирное будущее нужно бороться — к пониманию этого и приходит в конце кон­ цов мой герой. Когда получаешь сценарий на такую тему, понимаешь, что просто должен сниматься. К тому же, я давно искал ма­ териал, который позволил бы мне как гражданину выска­ зать свое отношение к жгучим проблемам сегодняшней меж. дународной политики. Так что мое согласие на съемки в этой картине было предопределено». В роли жены Лоссера — польская киноактриса Беата Тышкевич. Внимание зрите­ лей привлекут и имена совет­ ских актеров. Владислава Стржельчика, Леонида Фи­ латова, Юозаса Будрайтиса, Тамары Акуловой и других. В условиях крайнего обост­ рения международной обета, новки, вызванного размеще­ нием на территории Западной ‘Европы американских ядер- ных ракет, фильм «Европей­ ская история» имеет важней­ шее политическое значение. Это большой вклад советских кинематографистов в дело за­ щиты мира. И. БУГАЙ. . О 21 сентября в 19 часов со­ стоится Всесоюзная премье­ ра фильма. В Липецкой обла­ сти торжественные премьерные сеансы пройдут в кинотеатрах «Винница» и «Маяк» Липецка, в кинотеатре «Россия» Ель­ ца, в ДК птицефабрики «Ли­ пецкая» Липецкого района. НА СНИМКЕ: кадр из филь- Вести с киностудий «Мосфильм» Режиссер Виталий Кольцов недавно закончил постановку новой картины «Нам не дано предугадать...» Она об­ ращена против таких вредных явлений, как иждивенчество, карьеризм. Роль главного героя, архитектора Нестерова, исполняет актер Георгий Тараторкин. Основные события фильма разворачива­ ются в провинциальном городе, городе юности Нестерова, куда он приезжает в командировку. Здесь Нестеров должен исправить ошибки человека, реализую­ щего проект их НИИ. Возникающий конфликт проявляет отношения персо­ нажей не только к принципам градов строения, но и к жизни, к общественно­ му благу. В фильме снялись Людмила Савель­ ева, Евгений Киндинов, Владимир Каш- пур, Наталья Варлей. Автор сценария — Валерий Щербин. «Ленфильм» Людмила Гурченко снимается в роли актрисы, стремящейся сменить амплуа и реализовать в творчестве свой жиз­ ненный и профессиональный опыт. Роль эта написана специально для нее. Фильм называется «Актриса прош­ лых лет». Ставит его в жанре «серьез­ ной комедий» режиссер Виктор Бутур­ лин по сценарию Виктора Мережко. Партнерами Гурченко в этой картине являются О. Табаков, А. Ширвиндт, А. Филиппенко. «Арменфильм» Проблему нравственного отношения человека к природе, ответственности каждого перед обществом, перед буду­ щими поколениями за сохранение ок­ ружающей среды поднимает фильм сценариста -Гранта Матевосяна и ре­ жиссера Баграта Оганесяна «Хозяин». Для героя фильма, лесничего Рострма Саркисяна, человек и природа — не­ разделимые звенья одной бесконечной цепи — жизни. Ежедневно ведет он непримиримую войну со всеми, кто по­ требительски или безответственно отно­ сится к лесу, к природе. Роль Ростома играет народный ар­ тист СССР Хорен Абрамян. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ СЕАНСА ДОМ, ГДЕ ВОСКРЕСАЮТ СЕРДЦА Ежегодно киностудии' нашей страны выпускают около 150 игровых кинолент." ’ И ' лишь ■ 5—7 из них, по мнению кино­ критиков, действительно шие- ресны с художественной точки зрения. Новая работа режис­ сера - Николая Губенко «Й жизнь, и слезы, и любовь», как мне казкется, из их числа. В рекламных проспектах ска­ зано; «Это фильм о доме ве­ теранов, о тех, кто сегодня на заслуженном отдыхе, у кого за плечами большой трудовой путь. И о тех, кто по долгу службы должен заботиться об их здоровье, кто дарит им тепло своих, сердец». Это дей­ ствительно так, но, на мой взгляд; фильм, прежде всего, о человечности, о духовном по­ тенциале людей, о связи про­ шлого с настоящим, а Стало быть, и будущим. Сугубо жи. тейская фабула поднимается здесь до уровня философских обобщений о смысле бытия и преемственности поколений. Ценность человеческой жиз­ ни заключается не только в поступках и свершениях, но и ; в духовном 'потенциале, на­ копленном за годы жизни и передаваемом молодым поко­ лениям. Перед нами на экра­ не люди, пережившие очень сложную историческую эпо­ ху: прошедшие через револю­ цию, голод, лишения, войны, но оставшиеся духовно чисты,- мы и благородными. И мы ви­ дим, как этот потенциал. под­ час остается внутри человека нереализованным. Мысли, чув. ства, сильные и чистые, оста­ ются погребенными в физиче­ ской немощи дряхлеющего те­ ла. Это все равно, как библи­ отека, которой не пользуются, — она превращается в клад­ бище мысли. Сюжет фильма прост. В дом ветеранов приезжает новый главврач — Варвара Дмитри­ евна Волошина (Ж. Болотова) — женщина молодая, умная и человечная. С ее появлением все вокруг преображается. Есть в фильме и «противоборствую­ щая сторона» , антипод Вар­ вары Дмитриевны — директор дома ветеранов Федот феДо- тыч (П. Щербаков), Впрочем, «силы зла» относительно - ми­ ролюбивы. Федот федотыч — скорее представляет из себя., тип развязно-хамоватого че­ ловека, обеспокоенного лишь собственным благополучием, нежели рутинера, борца со всем новым. Его вполне устра­ ивают все начинания главного врача, правда, при условии, что они будут одобрены на-, чальстврм. Поэтому Варваре Дмитриевне удается без осо­ бых ос.тожнений осуществлять свои .идеи и. планы. Чувствуется, что режиссер на­ меренно не акцентирует, вни­ мание на противоборстве «добра» и «зла» в лице глав­ врача н директора. Это проти­ воборство, видимо, нужно ему лишь постольку, поско.чьку оно активизирует действие филь-. ма, но не больше. Основное же пространство фильма сконцентрировано вокруг про­ цесса «оживления» ветеранов . под воздействием интереса к ним, к их судьбам. Из подобия летаргического сна, безмолвия, увядания они возвращаются к свежести чувств и мыслей мо­ лодости. Режиссер, он же автор сце­ нария, Н. Губенко очень уме. ло и тонко показывает этот процесс. Фильм необыкновенно поэти­ чен. И не только оттого, что, как и в предыдущих фильмах Н. Губенко органично вплета­ ет в киноповествование стихи безвременно ушедшего из жизни Геннадия Шпаликова, но в е м у постановочных средств: это и ритмичная, как стих, смена кадров и сцен (оператор-постановщик И. Ка­ лашников), и поэтичность, пей. зажёй, и, наконец, соразмер­ ность развития киноповество­ вания. К фильму невольно на­ прашивается определение — кинопоэма. Очень интересно и умело ис­ пользуется в фильме и метод контрапункта, который прида. ет ему ассоциативность. Напри­ мер, от тихого разговора-вос­ поминания камера вдруг рез­ ко перескакивает на телеви­ зор в соседней комнате, где, взвиваясь к куполу цирка, пр­ ет В. Леонтьев. Поет громко о том, что «сердце человека ус­ лышишь только в тишине» и... вновь резкий переход к дру­ гой камерной сцене. Подобных контрапунктных моментов до­ статочно много в киноленте, что, несомненно, украшает ее. Особо хочется остановиться на актерских работах — отме­ тить актерский ансамбль ве­ теранов: С. Мартинсон, М. Брылкин, . К- , Ильенко, А. Дроздов, И. Казьмин. В е . . ликолепнр справилась ср еврей большей ррлью Софьи Петров­ ны Сербиной Е. Фадеева, вы- разите.дБно и точно сыграл Павла Петровича Крупенина Ф. Никитин. В фильме около 20 ролей, и о каждом персо­ наже можно говорить отдель. но и долго, потому что.сыгра-. ны они великолепно. ■ фильм оставляет впечатле­ ние абсолютной достоверности, кажется, что это не игра ак­ теров, а документальное кино, реальная жизнь, снятая скры­ той камерой. Мастерство .ак­ теров старшего поколения на­ илучшим образом подтвержда­ ет еще одну важную мысль фильма—«старость это не ко­ нец, а венец жизни». То есть высшая точка развития духов- ного богатства человека. На мой взгляд, фильм полу­ чился удивительный. С одной стороны, грустный и серьез­ ный,' а с другой — ироничный и веселый, мудрый и вместе е тем озорной. Одним словом, все как в жизни, где слезы и любовь, горечь и веселье — не­ разлучные соседи. Кинолента «И жизнь, и сле­ зы, и любовь» только начинает свой путь по экранам, но я уверен, ■путь этот будет дол­ гим и добрым и принесет не­ мало радости зрителям, как всякая встреча с подлинным искусством. К). БОЖКО. Редактор И. БЕЗБОРОДОВ , Г В к и н о *1 т Е а т р а ж 15^16 сентября «КОСМОС». След сокола — 10.00, 12.00 {удлиненный), 14.30, 16.30, 18.30, 20.30 (удлиненный). Баллада о доблеством рыцаре Ай­ венго — 14.30. «ВИННИЦА». Вердикт (2 серии)— 10.00. Твоя любовь — 13.30. 16.30, . 19.30. Малый зал. Без злого умысла (дети до 16 лет не допускаются) — Ш.Ор,- 21;00. . Детский зал. Ненс 1 фа- вимая фантазерка — 11.00, 13.00, 15.00, 17.60; «ОКТЯБРЬ». Вердвкт (2 серии) — 9.00, 11.30, 16.00, 18.30, 21.00.. Зеленый остров — 14.СЮ. «ЗАРЯ». Прервя — 11,00, 13.00, 19.00. Возвращевне Мартена Герра (дети до 16 лет' а е допускаются) — 17.00, 20.50. Детский зад, Уроки на завтра — 15.00. Малый зал. Ты мой восторг, мое мученье — 10.30. 14.30, 16.20. 18;15, 20.15 (Уминенный). «СПУТНИК». 15 сентября! Охотник — 9.00, 16.^, 15,00 (удлиненный); Танцор «диско» (2 серин) — 12.20, 17.20, 20.20. 16 сентября, Киносб'ор- ник «Жар-птица». — 9.00. ,Охотинк— 10.40. 12.20; 14.20 (удлиненный), 17.00, 19.00, 20,50. «МЕТАЛЛУРГ». Прерия — 9.00, 11.06, 13.00. 17.00, 19.06 (удлиненны^, 21.30. М апя черная ш белая — 15.00. Наш адрес: ГСП 398055 , г. Липецк , улица Московская, 83 . редактора — 6-01.76; ответственного секретаря — 5-01-45; отдела комсомольской жизни —5-01-42; отдела коммуниств. ческого воспиГання и руководителя литобъедннения — 5-01.78; отдела учащейся молодежи — 5-01-57; отдела пи- ТЕЛЕФОНЫ сем--5-01.05: отдела спорта в фотокорреспондента—5-0(.87, Типография издательства «Ленинское Тираж 42000. Печать высокая. АЭ 42822 знамя». Липецк, ул. Московская. Индекс 52600 Объём 1 л. я. Зак. Кг 4525.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz