Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
4 • «Л ЕН ИН ЕЦ » АКТЕРЫ И РОЛИ Вячеслав Тижонов в новом фильме «Европейская история» у народного артиста СССР, Героя Социалистического Тру- Аа, лауреата Ленинской, Госу дарственных премий и премии Ленинского комсомола Вяче. слава Васильевича Тихонова богатая и насыщенная творче ская биография. В 1950 году В. Тихонов окончил актерский факультет ВГИКа. В 1948 году впервые снялся в кино в роли Влади мира Осьмухина в фильме «Молодая гвардия». С тех пор на счету актера более 30 ки норабот. «Максимка» и «Звез ды на крыльях», «Дело было в Пенькове» и «Чрезвычайное происшествие», «Оптимистиче ская трагедия» и «Война в мир»... Тихонов обладает удиви тельным свойством сохранять свою индивидуальность в лю бой сыгранной роли. Внешне го перевоплощения почти не происходит. Он всегда узнава. ем и всегда интересен как ак тер, как незаурядная лич ность. Тонкий аналитический ум, ироничность, сложная ду шевная структура человека ин теллигентного, современного в полном смысле этого слова — вот качества, неизменно привлекающие зрителя. А своеобразный тихоновский ли ризм, превносимый им во многие роли, делает его героев особенно жизненными, близ кими и понятными нам. Особое место в творчестве актера занимает междуна родная политическая темати ка. Вспомним его роли в лен тах «Человек е другой сторо ны», «...И другие официаль ные лица», в телевизионных фильмах «Семнадцать мгнове ний весны» и «ТАСС уполно мочен заявить». . В новом остросюжетном . фильме режиссера Игоря Гос тева «Европейская история» (киностудия «Мосфильм») В. Тихонов исполнил главную роль — роль политического обозревателя крупной незави симой газеты Петера Лоссера, человека безукоризненно че стного и объективного. Действие фильма происхо дит в одном из западноевро пейских городов в момент предстоящих выборов мэра. Между демократами и ' неофа шистами, выдвинувшими сво их кандидатов, происходит па. пряженная борьба. В водово рот предвыборной. кампании оказывается втянутым н по литический обозреватель Пе тер Лоссер. Понимая, что вы ступление , в печати популяр, ного журналиста может по влиять на исход выборов, за океанские спецслужбы пыта ются оказать на него давле ние. Лоссер поставлен перед необходимостью решить — с кем он? С теми, кто хочет раз. местить ракеты на территории его страны и этим увеличить опасность военной катастро фы, или с теми, кто мужест венно и последовательно бо рется за мир н разоружение. В основу картины «Евро пейская история» положена история прозрения Петера Лоссера, его пути к понима нию того, что журналист не может быть в стороне ‘ от борьбы за мир. «Кто такой Петер Лоссер? Это человек умеренных взгля дов, но ему небезразлично, что происходит в его стране- н, главное, _ как это отразится на судьбах его сограждан, ка кое будущее ждет их детей,— говорит В. Тихонов. — Небез различно ему и то, какими растут эти дети. Поэтому так важен был в нашей картине образ сына Лоссера __ одного из представителей, сегодняш. ней молодежи Западной Евро пы. Но за мирное будущее нужно бороться — к пониманию этого и приходит в конце кон цов мой герой. Когда получаешь сценарий на такую тему, понимаешь, что просто должен сниматься. К тому же, я давно искал ма териал, который позволил бы мне как гражданину выска зать свое отношение к жгучим проблемам сегодняшней меж. дународной политики. Так что мое согласие на съемки в этой картине было предопределено». В роли жены Лоссера — польская киноактриса Беата Тышкевич. Внимание зрите лей привлекут и имена совет ских актеров. Владислава Стржельчика, Леонида Фи латова, Юозаса Будрайтиса, Тамары Акуловой и других. В условиях крайнего обост рения международной обета, новки, вызванного размеще нием на территории Западной ‘Европы американских ядер- ных ракет, фильм «Европей ская история» имеет важней шее политическое значение. Это большой вклад советских кинематографистов в дело за щиты мира. И. БУГАЙ. . О 21 сентября в 19 часов со стоится Всесоюзная премье ра фильма. В Липецкой обла сти торжественные премьерные сеансы пройдут в кинотеатрах «Винница» и «Маяк» Липецка, в кинотеатре «Россия» Ель ца, в ДК птицефабрики «Ли пецкая» Липецкого района. НА СНИМКЕ: кадр из филь- Вести с киностудий «Мосфильм» Режиссер Виталий Кольцов недавно закончил постановку новой картины «Нам не дано предугадать...» Она об ращена против таких вредных явлений, как иждивенчество, карьеризм. Роль главного героя, архитектора Нестерова, исполняет актер Георгий Тараторкин. Основные события фильма разворачива ются в провинциальном городе, городе юности Нестерова, куда он приезжает в командировку. Здесь Нестеров должен исправить ошибки человека, реализую щего проект их НИИ. Возникающий конфликт проявляет отношения персо нажей не только к принципам градов строения, но и к жизни, к общественно му благу. В фильме снялись Людмила Савель ева, Евгений Киндинов, Владимир Каш- пур, Наталья Варлей. Автор сценария — Валерий Щербин. «Ленфильм» Людмила Гурченко снимается в роли актрисы, стремящейся сменить амплуа и реализовать в творчестве свой жиз ненный и профессиональный опыт. Роль эта написана специально для нее. Фильм называется «Актриса прош лых лет». Ставит его в жанре «серьез ной комедий» режиссер Виктор Бутур лин по сценарию Виктора Мережко. Партнерами Гурченко в этой картине являются О. Табаков, А. Ширвиндт, А. Филиппенко. «Арменфильм» Проблему нравственного отношения человека к природе, ответственности каждого перед обществом, перед буду щими поколениями за сохранение ок ружающей среды поднимает фильм сценариста -Гранта Матевосяна и ре жиссера Баграта Оганесяна «Хозяин». Для героя фильма, лесничего Рострма Саркисяна, человек и природа — не разделимые звенья одной бесконечной цепи — жизни. Ежедневно ведет он непримиримую войну со всеми, кто по требительски или безответственно отно сится к лесу, к природе. Роль Ростома играет народный ар тист СССР Хорен Абрамян. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ СЕАНСА ДОМ, ГДЕ ВОСКРЕСАЮТ СЕРДЦА Ежегодно киностудии' нашей страны выпускают около 150 игровых кинолент." ’ И ' лишь ■ 5—7 из них, по мнению кино критиков, действительно шие- ресны с художественной точки зрения. Новая работа режис сера - Николая Губенко «Й жизнь, и слезы, и любовь», как мне казкется, из их числа. В рекламных проспектах ска зано; «Это фильм о доме ве теранов, о тех, кто сегодня на заслуженном отдыхе, у кого за плечами большой трудовой путь. И о тех, кто по долгу службы должен заботиться об их здоровье, кто дарит им тепло своих, сердец». Это дей ствительно так, но, на мой взгляд; фильм, прежде всего, о человечности, о духовном по тенциале людей, о связи про шлого с настоящим, а Стало быть, и будущим. Сугубо жи. тейская фабула поднимается здесь до уровня философских обобщений о смысле бытия и преемственности поколений. Ценность человеческой жиз ни заключается не только в поступках и свершениях, но и ; в духовном 'потенциале, на копленном за годы жизни и передаваемом молодым поко лениям. Перед нами на экра не люди, пережившие очень сложную историческую эпо ху: прошедшие через револю цию, голод, лишения, войны, но оставшиеся духовно чисты,- мы и благородными. И мы ви дим, как этот потенциал. под час остается внутри человека нереализованным. Мысли, чув. ства, сильные и чистые, оста ются погребенными в физиче ской немощи дряхлеющего те ла. Это все равно, как библи отека, которой не пользуются, — она превращается в клад бище мысли. Сюжет фильма прост. В дом ветеранов приезжает новый главврач — Варвара Дмитри евна Волошина (Ж. Болотова) — женщина молодая, умная и человечная. С ее появлением все вокруг преображается. Есть в фильме и «противоборствую щая сторона» , антипод Вар вары Дмитриевны — директор дома ветеранов Федот феДо- тыч (П. Щербаков), Впрочем, «силы зла» относительно - ми ролюбивы. Федот федотыч — скорее представляет из себя., тип развязно-хамоватого че ловека, обеспокоенного лишь собственным благополучием, нежели рутинера, борца со всем новым. Его вполне устра ивают все начинания главного врача, правда, при условии, что они будут одобрены на-, чальстврм. Поэтому Варваре Дмитриевне удается без осо бых ос.тожнений осуществлять свои .идеи и. планы. Чувствуется, что режиссер на меренно не акцентирует, вни мание на противоборстве «добра» и «зла» в лице глав врача н директора. Это проти воборство, видимо, нужно ему лишь постольку, поско.чьку оно активизирует действие филь-. ма, но не больше. Основное же пространство фильма сконцентрировано вокруг про цесса «оживления» ветеранов . под воздействием интереса к ним, к их судьбам. Из подобия летаргического сна, безмолвия, увядания они возвращаются к свежести чувств и мыслей мо лодости. Режиссер, он же автор сце нария, Н. Губенко очень уме. ло и тонко показывает этот процесс. Фильм необыкновенно поэти чен. И не только оттого, что, как и в предыдущих фильмах Н. Губенко органично вплета ет в киноповествование стихи безвременно ушедшего из жизни Геннадия Шпаликова, но в е м у постановочных средств: это и ритмичная, как стих, смена кадров и сцен (оператор-постановщик И. Ка лашников), и поэтичность, пей. зажёй, и, наконец, соразмер ность развития киноповество вания. К фильму невольно на прашивается определение — кинопоэма. Очень интересно и умело ис пользуется в фильме и метод контрапункта, который прида. ет ему ассоциативность. Напри мер, от тихого разговора-вос поминания камера вдруг рез ко перескакивает на телеви зор в соседней комнате, где, взвиваясь к куполу цирка, пр ет В. Леонтьев. Поет громко о том, что «сердце человека ус лышишь только в тишине» и... вновь резкий переход к дру гой камерной сцене. Подобных контрапунктных моментов до статочно много в киноленте, что, несомненно, украшает ее. Особо хочется остановиться на актерских работах — отме тить актерский ансамбль ве теранов: С. Мартинсон, М. Брылкин, . К- , Ильенко, А. Дроздов, И. Казьмин. В е . . ликолепнр справилась ср еврей большей ррлью Софьи Петров ны Сербиной Е. Фадеева, вы- разите.дБно и точно сыграл Павла Петровича Крупенина Ф. Никитин. В фильме около 20 ролей, и о каждом персо наже можно говорить отдель. но и долго, потому что.сыгра-. ны они великолепно. ■ фильм оставляет впечатле ние абсолютной достоверности, кажется, что это не игра ак теров, а документальное кино, реальная жизнь, снятая скры той камерой. Мастерство .ак теров старшего поколения на илучшим образом подтвержда ет еще одну важную мысль фильма—«старость это не ко нец, а венец жизни». То есть высшая точка развития духов- ного богатства человека. На мой взгляд, фильм полу чился удивительный. С одной стороны, грустный и серьез ный,' а с другой — ироничный и веселый, мудрый и вместе е тем озорной. Одним словом, все как в жизни, где слезы и любовь, горечь и веселье — не разлучные соседи. Кинолента «И жизнь, и сле зы, и любовь» только начинает свой путь по экранам, но я уверен, ■путь этот будет дол гим и добрым и принесет не мало радости зрителям, как всякая встреча с подлинным искусством. К). БОЖКО. Редактор И. БЕЗБОРОДОВ , Г В к и н о *1 т Е а т р а ж 15^16 сентября «КОСМОС». След сокола — 10.00, 12.00 {удлиненный), 14.30, 16.30, 18.30, 20.30 (удлиненный). Баллада о доблеством рыцаре Ай венго — 14.30. «ВИННИЦА». Вердикт (2 серии)— 10.00. Твоя любовь — 13.30. 16.30, . 19.30. Малый зал. Без злого умысла (дети до 16 лет не допускаются) — Ш.Ор,- 21;00. . Детский зал. Ненс 1 фа- вимая фантазерка — 11.00, 13.00, 15.00, 17.60; «ОКТЯБРЬ». Вердвкт (2 серии) — 9.00, 11.30, 16.00, 18.30, 21.00.. Зеленый остров — 14.СЮ. «ЗАРЯ». Прервя — 11,00, 13.00, 19.00. Возвращевне Мартена Герра (дети до 16 лет' а е допускаются) — 17.00, 20.50. Детский зад, Уроки на завтра — 15.00. Малый зал. Ты мой восторг, мое мученье — 10.30. 14.30, 16.20. 18;15, 20.15 (Уминенный). «СПУТНИК». 15 сентября! Охотник — 9.00, 16.^, 15,00 (удлиненный); Танцор «диско» (2 серин) — 12.20, 17.20, 20.20. 16 сентября, Киносб'ор- ник «Жар-птица». — 9.00. ,Охотинк— 10.40. 12.20; 14.20 (удлиненный), 17.00, 19.00, 20,50. «МЕТАЛЛУРГ». Прерия — 9.00, 11.06, 13.00. 17.00, 19.06 (удлиненны^, 21.30. М апя черная ш белая — 15.00. Наш адрес: ГСП 398055 , г. Липецк , улица Московская, 83 . редактора — 6-01.76; ответственного секретаря — 5-01-45; отдела комсомольской жизни —5-01-42; отдела коммуниств. ческого воспиГання и руководителя литобъедннения — 5-01.78; отдела учащейся молодежи — 5-01-57; отдела пи- ТЕЛЕФОНЫ сем--5-01.05: отдела спорта в фотокорреспондента—5-0(.87, Типография издательства «Ленинское Тираж 42000. Печать высокая. АЭ 42822 знамя». Липецк, ул. Московская. Индекс 52600 Объём 1 л. я. Зак. Кг 4525.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz