Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

2 • «ЛЕНИНЕШ : = 8 сентября 1984 г, ! Елена Орлова ^ С УЛЫБКОЙ- = «ЛЕНИНЕЦ» # 3 - Алексаи/^р Климов Елена Орлова работает старшей пионервожатой в школе № 44 горо* да Липецка. На поэтическом семинаре областного молодежного ‘ объ- ^ единения «Радуга» прошло обсуждение лирического цикла ее стихов. Сегодня мы публикуем некоторые из них. Неужто это есть конец, И мое лето на излете? В трамвае полном вдруг юнец Меня толкнул: — Простите, тетя!■ Я так взглянула на него. Что он к дверям заторопился, Но тенью на сердце легло. Что не за то он извинился. И после, в зеркало глядясь, • Себя жалеть и плакать стала. Что жизнь моя не удалась. Что я измучилась, устала. Что одиноки день и ночь. Что все напрасно, все постыло... Неслышно сзади встала дочь, На плечи руки положила. Как будто что-то поняла, Взглянув на нас Спросила: И я ответила: Рукопожатие скрепив, Расстап5|^ся. с улыбкой скоро. Приятной память сохранив. В кругу другом, кругу ревнивом Мы вспомним через бездну лет. Что та игра- была красивой, Поскольку побежденных нет. Как идут дела? — Нормально. Ничья Итак, закончим нашу встречу. Считай, что партия вничью. Твой ход последний безупречен, И и бороться не хочу. Пора, пора остановиться, И мой азарт, и твой расчет Не могут бесконечно длиться. Пора, покуда равный счет. И мы, достойные партнеры. Пропавший отпуск Итак, мой отпуск обречен. Займусь насущными делами — Побелкой потолков, полами. Ремонт сегодня же начнем. И все-таки, какое счастье Принадлежать самой себе. Валяясь, думать о судьбе. Ничьей не ощущая власти. И, наконец, друзей созвать. Себе позволить эту роскошь. Потом умчать куда-то в Россошь, Словно в Америку слетать. Припасть к забытым корешкам. Перебирать листы любовно И чувствовать: иные волны Влекут тебя к иным мирам. Бог знает, сколько можно дум За это время передумать! С души оцепененье сдунуть, Из головы повыбить шум. И приведя в порядок мысли. Встать у проложенной межи. Принявшись в середине жизни За реконструкцию души. ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОЧТЫ- - Светлана Меишен РАССКАЗ Н НЕ ПРОЙДУТ УРОКИ ДАРОМ... И вот снова почта принесла «Радуге» кон­ верты со стихами. И: как всегда, было любо­ пытно открывать в чужих почерках, стилях, ха- • рактерах писем и стихов тех людей, которые жи­ вут в разных городах нашей области и за ее пределами. Некоторые из пишущих — такие, как учительница Тупской школы Чаплыгииокого района В. Катасонова и житель Липецка А. А. Калгин—старые знакомые -«радужаю и, видимо, па этих правах они-прислали в газету большие поэтические' подборка. Но есть среди корреспон­ дентов-и те, кто впервые, обратился за по­ мощью к «Радуге», например, десятиклассница Л, Филимонова и бывшая школьница , О. Ши- бина. .На понимание и взыскательность надеется и наш гость, житель Алтайского края, а ныне ■Военнослужащий Яков Разливанский. Кроме, того, в поэтической почте «Радуги» есть сегод­ ня и стихи жителя г. Грязи О, Корженкова, и •пипчаиина-М. Вилова, «'других. И хотелось бы сказать, что на фоне всех названных авторов, из которых, как н .должно было бы быть, каж­ дый остается самим собой, все же хочется вы­ делить письмо, написанное на двух листочках из тетради, письмо с одним-единственным стихо­ творением, автором которого является учительни­ ца из города Ельца. В. .Е, Боева. .Почему хочет­ ся выделить именно это письмо и эти стихи, о которых автор сразу же .с первых строк,, гово­ рит откровенно: «Посылаю иа обсуждение сти­ хотворение-память, которое, может быть, дале­ ко от совершенства,. Но пока стучит мое серд­ це, в моем сознании никогда ие изгладятся те ужасы,,которые мне пришлось видеть и перене­ сти в семилетием, возрасте вместе е мамон и младшей сестренкой в концлагере города Нико-, лаева...». Может быть, с высот профессиональ­ ного мастерства стихотворение «Голос погиб­ ших», которое написала учительница, и страда­ ет какими-то недостатками, но мне ие хочется сейчас иа них останавливаться, ибо все стихо­ творение и письмо — это живая, бесконечйо зву­ чащая, разрывающая сердце и врывающаяся в наш спокойный мир боль. Боль, не дающая право о ней забывать, как бы хорошо; благопо­ лучно и устроенно ни жил ее носитель. И, ви­ дима, это единственное, право и заставилр серь­ езного, занятого и ‘не очень молодого человека взять в руки перо и снова вместе со словами, строчками пережить,, перестрадать все то, что Почему я начала разговор о стихах именно со стихо'гворения . «Голос погибших» В. Е. Бое­ вой?'Потому чтй по сути своей, по всему свое- Почти ведь в каждом из конвертов есть стихи на.'так называемую антивоенную тему но .какие? К'примеру, приведу одно полностью. ИЕ ДАДИМ ВЗОРВАТЬ ПЛАНЕТУ Который день в тревоге люди: ведь па планете все одной. Неужто катастрофа будет и шар обуглится земной? Мы мир храним, добытый кровью отцов, героев той войны. Сильны мы правдой и любовью и дружбой верною сильны. Не надо нам кошмаров ада— в своем стремленье мы тверды. И каждый скажет: «Нет, не надо иейтронмо-атомной бедр:!» Мы лаской солнечной согреты. Синеет небо над страной. «;Мы не дадим взорвать планету» вот мирный лозунг твой и мой. Я пе называю умышленно автора этого ■ско* рогоБоркой сказанного сочинения, так как ос­ тальные авторы, как близнецы, — почти точно таким же штампованным, стершимся, безликим языком говорят о самых святых вещах и поня­ тиях. Помните выражение Л. Н. Толстого: «Пу­ гает, а мне не страшно!». Назначение поэзии приводить в движение все человеческие эмоции и чувства. А от -таких сти­ хов — ни холодно, ни жарко, закрыл — и за­ был. Ни одного олова не остается в памяти. Ни единственного образа. А ведь глаголы «не да­ дим...», «взорвать» —. глаголы сильные, а инто­ нация стихов — плясовая, шутейная... И какую бы из 16 строк ИИ взял на слух — все шелуха, тысячу тысяч раз прокрученное, прожеванное, само собой разумеющееся. А ведь поэзия — это неожиданность. Чтобы прочел — и уж если не, вздрогнул, если не_зарыдал, то хотя бы заду-, малея. А тут нет ни одного словечка, ни одного знака препинания, который бы оцарапал, а все так мило, гладко, как будто эти ,стихи пришли во время вышивки Гладью... Вот стихотворение А. Калгина «Мой край» — оно очень напоминает похожие на него другие стихи других авторов о Родине. Вот он пишет; «Я о ^!и^ 1 ецком крас пою, сердцу близком и дивно красивом. Пусть за морем высокие горы, словно мачты, пряМые пальмы, мне дороже мои просторы и березок зеленые пальцы». В этом отрывке из стихотворения — все аб­ солютно приблизительно, что совершенно недо­ пустимо в настоящей поэзии. Здесь Липецкий край при желании и необходимости можно сво­ бодно заменить каким угодно иным только потому, что нет'никаких зримых, индивидуальных черт, присущих только этому краю, ведь слова автора о Липецком крае «сердцу - близком и дивно красивом» — это слова-пустышки, запол­ нители места в строке. Надо читателю дока­ зать и описать, в чем состоит эта самая бли­ зость сердцу и дивная красота (хотя эти сло­ восочетания сами по себе и неплохи вроде, но — штампы!). Далее он пишет; «пусть за морем высокие горы, словно мачты, прямые пальмы, мне дороже мои- просторы и березок зеленые пальцы». Все слова в этой строке настолько необязательные, что .напрашивается ехидный воп­ рос; а что, если бы за морем горы были 'бы низкие, а пальмы, как кочерга, кривые, то тог­ да бы просторы не были столь дороги? И еще: не уверена, что проявление-новаторства в таком виде как изобретение у березок пальцев, — оп­ равдано и этично. ■Как бы ни напрягать вооб­ ражение — никогда в рисунке березы не увидать пальцев. Все эти поэтические огрехи, казалось бы, в 'таких простых 'строках-описаниях о Родине го­ ворят о том, что наши ■ авторы нередко невни­ мательны к тому, о чем говорят, неточны в сво­ ем языке, а подчас и неграмотны. ■ Хочется всем, кто начал писать и будет пи­ сать, напомнить одно постоянно забываемое, даже вычеркиваемое из их словарей памяти правило: читайте побольше .— вслух самим себе, своим друзьям, своим родным и близким все то лучшее, что накопила наша прекрасная русская, литература (я говорю о русской лите­ ратуре, поскольку мы в основном имеем дело с русским языком), читайте классику, перечиты­ вайте даже то, на что навели «хрестоматийный глянец», классика не стареет от временя, а вот ширпотребская литература лишь затиусоривает мозги. Читайте больше о том, как работали на­ ши мастера над словом, над строкой —- все эти уроке ие пройдут ■даром, ибо они вечны. Амон спал. Сны витали над его огромной головой беспо­ рядочно. Первый сон ■мешал­ ся со вторым, третий с чет­ вертым, во сне бок его под­ рагивал, лапа соскальзывала с носа и вновь прикрывала его. Над зимним садом. стояла морозная ночь. Желтые ле­ дяные звезды перемигивались лениво, и из дальнего далека вдруг нет-нет, да и доносил­ ся сухой треск — это лопа­ лись от мороза ветлы над В соседних клетках время от времени рыкали звери: жа- *лобнб и пронзительно — пу­ мы, густо,'.и монотонно —' ягуарЫ, бранчливо — леопар­ ды, и снова тишина повисала вокруг, цепляясь за жесткие листья пальм. Кроль спал тут же непода-, леку. В темном чулане, соо­ руженном из обрезков досок. Было гулко и морозно. Пахло сосновой слезкой, мерзлой морковью и кроличьим духом. Уши Кроля беспокойно вали во сне, то пол-уха веки нет, а то и всем целым пове дет туда-сюда, и дрогнет кои чик.носа, и глаза расширят­ ся в момент; страшно Кролю, ох, как страшно! Кузьме Кривошипу , тоже снятся сны. Небритый подбо­ родок его ерзает туда-сюда, вверх-вниз, губы жуют чего- то, и капелька дурного пота ползет по заросшей шее. Он раскидывает руками бесчис. ленные телогрейш, глухо бор­ мочет во сне и... однако про­ сыпается. Сначала глаза его такие же, как у Кроля, — в них моментальный ужас, су- “масщедшая искорка ‘ бьется затравленно в углу зрачка, но потом выбегает мутная слеза взмокший лоб, шею и, присев на широкой шаткой - скамье, шумно вздыхает. В углу сто- рол<ки...горит .«козел»,' красно ватый Vсвет высвечивает ншйное дуло, подошвы вале­ нок и зеленый бок бутылки. — .Для сугрева... .. «никак от которого пахнет луком, редькой и вином. Кузьма Кривошип блажен­ но охает, от тепла, потом , морщится от звериного духа и, наконец, гулко чихает. Ружье он ставит в угол, ря- . дом с, собой,- расстегивает шу- нельзя,.. стужа-то,, чай, какая? , бу,. присаживается на случив- наконец произносит он зау- шийся’ тут же табурет и ути- ченно, словно сей момент пе­ ред ним стоит Петр Петрович и. в очках его недовольство и укор. Нет, спать он уже не хает. Но: долго молчать он не может. Положив красные, перевитые прожилка.мн' ладо­ ни,Ла колени так,»^^то вся продолжает ободренно: це его устало бояться. Его , А вот как померла, так длшшые уши лежали на теп- вот и не знаю,'чудак-человек, лой спине и кончик носа не- .что. с ней и делать. Я на де- определенно блуждал, ловя журстве и она тут как тут. запахи, доносящиеся отовсю- Только глаза слеплю, снится, ду. окаянная, и., чего спрашивает- Вдруг ухо его поднялось ся, надо-то ей? Ну, хочь бы тельце настороженно вздрог меня-то к себе-то -звала, а то ни так, ни эдак' не выходит. Может, конечно, и мне поми­ рать время пришло, так ведь не хочется. Ты не гляди, что' старый, что кость внутре по- нуло, и- он замер, привстав на задние лапы. Шел чело­ век. Лязгнул запор, дверь медленно растворилась, и че­ рез миг . желтое, сиротливое солнышко , осветило все С Н Ы Й М О Н Й может. Он свешивает ноги со скамьи и, помедлив,. одевается. — А ну тебя к лешему, — ..шепчет он, глядя на бутылку. —• Смерзнусь, тогда, конечно, а ие в сей час. Ишь! Мороз ухватывает за нос костяными пальцами и больно, и сладко, и не по се­ бе как-то. Шуба бьет полами по лодыжкам, валенки мнут скрипучий снег, и ружье за спиной легонько подталкива­ ет в 'зад; иди, мол, Кузьма, не сомневайся! Амон открывает большие желтые глаза, долго смотрит мимо окон, звезд, в синий сум­ рак и, блаженно зевнув, по­ тягивается. Ему снилась льви­ ца, мускусный запах ее тела, любовное мяуканье и летний вечер в открытой в'ольере. Но вот дверь в зимний сад от­ крывается, и в радужном мо­ розном воздухе возникает че­ ловек. Амон его знает. А по­ тому не рычит угрожающе, и уносит все это. Тыльной т^ончик хвоста •яежк'г равно- стороной ладони он вытирает душно- — это ночной человек, по' 1^1 придает. ему“1?екоторую строгость, он говорит: — Н-да!" Долго думает, хмурит бро­ ви, перебирает пальцами и продолжает: . ■ — Это, конечно, сон, так сказать. Вот' ты, Амошка, хочь и лев завешься, а все одно, сны видишь про всякое такое-этако«. И что за на­ пасть. такая? Другой год, как старуху схоронил, а веришь- нет,-нет житья никакого от нее, только в самый сон - взойду— вот те; она -— здрасъте! Ручкой махнет эдак с вывертом, вроде ,бы и к себе зовет, а. все лсак и мимо. Хорошая "Старуха была, са­ мостоятельная; деток мы с ней -народили справных. Кузьма . прерывается. чОн смотрит на- Амона, понимает ли тот его. Желтые глаза льва вниш т-ельно гля;да 'на чеяо- веШ Он- перебир)Щ' . перед,- ними Лапами , и ■вытягивается вдоль решетчатой стеньг. Кузьме кажется, что Амон устраивается' поудобнее, и зеленела, лщть-то он-на, как хорошо/ Лев тряхнул головой и за­ скреб лапой о прутья. —- Во, видишь, и ты со­ гласный, хочь и животная... так-то. А-с тобой тоже, чай, не цацкаются: и на мясе об­ крадывают, и палкой в бок ширяют, и глупые предметы за прутья кидают, одно сло­ во— - неволя.- Вот нынче не­ кормленный будешь сидеть, день разгрузочный, эть при­ думали же зардзы — люди. Мало того, что и так в обрез, а и цельный день животину не кормлять. Амоя глубоко вздохнул и свесил голову. Ему, по всей видимости, хотелось спать. Но Кузьма . понял, это по-своему. — Как ты есть зверь ува­ жительный, сердешный... по­ годи чуток-;- я вот сей миг обернусь, разом. И, оставляя- водяные блины на гладком узорном полу, Кузьма зашлепал талыми ва- руг. Остальные кролики . было' зашевелились, ' потянули вла­ жными носами воздух, но, убедившись, что это. всего- навсего человек, успокоились. Кроль, же, как зачарованный, глядел на электрическую лам­ почку, не понимая обмана, радовался, что вот, наконец- то, ночь миновала. Но тут человек, изловчившись, схва­ тил его за уши, оторвал от пола клетки и, беспомощно бьющегося, сунул в . шубное кислое тепло. От неожидан­ ности Кро^ль обеспамятовал. Все ' одно, —. бурчал Кузьма, беззвучно шлепая валенками,..— кролей али раз­ воруют, али уморят, али са­ ми разбегутся. Эх! Дел-лаа! Он вытащил из-за пазухи Кроля, тот глядел на него красными, сумасшедшими гла­ зами и часто-часто семенил лапами. Чувство, похожее на жалость, шевельнулось было в Кузьме, но Кроль изогнулся и, дернувшись изо всех сил, боль- ленками в глубь зимнего сада. ‘ но деронул плоской лапой по Кроль уже не спал. Серд- рыжеватой руке человека. Ложусь на узкую постель, Сомкнув объятье одеяла, Еще один растаял день, Еще одна зве.зда упала. Еще один очерчен круг Дневного суетного бега, Еще один остался круг За гранью выпавшего снега. Еще один завелся враг, Он не спешит, он выжидает... В притихшей комнате сквозь мрак Тела предметов проступают. Бегут фарфоровые псы Оттуда, где осталось детство. Шагают старые часы. Стараясь не отстать от сердца. Едва приметный аромат Сквозит от зимнего букета. Я вспоминаю: вечер. Сад. Твое лицо. Начало лета. И, согреваясь тем теплом Дней отшумевших, невозвратных, Я забываюсь в снах отрадиы^с. Которые хранит мой дом. ----------- Борис' Капуста — Аш-ш ты, шельма! — возмутился Кузьма.. Он бро-. сил -Кроля в клетку льва, и,' отчаянно потирая, руку,; пошел;, Амой спал. Бока его ровно вздымались во сне, он забы.Л 5 ;.же о . ночном человеке,, ко- , торый так нелепо выкрикивал что-то тут,, подле .него... Он видел, теперь солнце, густую зелень-, мятущуюся на ветру:' он малыш, он кувыркается вместе с братьями вокруг ма- . Какой-то нелонятнцй звук пробудил его. Что-то шлепну-.^ лось неподалеку .и, . всхлипнув,' замолкло. Лев, нехотя от­ крыл глаза. Все та же тиши­ на, немиручие ледяные звез­ ды за толстым стеклом и... что-то серое в : углу клетки. Ноздри его вдруг - уловили' теплый живой запах. Лев рык­ нул и привстал на лапах. Но', тут случилось ■невероятное. Кроль, пришедший в себя, ■ Жалобно закричал и, собрав все свои силенки, фитилем' взвился под потолок клетки. Падая, он -ударклся о голо­ в у 'льва и отлетел, в сторону.- Грохот перевернутой миски, резкий крик и удар в голову испугали Амона, он попятился в угол клетки и издал густой обескураженный рык.. Не съев Кроля сразу, ■Амон не съел его и потом. Прошел день, другой, затем пролетела неделя, месяц. По-; темнели снега, - • забренчали ручьи, запели забытые за ’ зи­ му птицы, и. длинные игольча-, тые звезды стали заглядывать в зимний сад. В одну из та­ ких ночей умер сторож Кузь­ ма Кривошип, умер во сне,- тнхо и не слышно: В эту же ночь лопнули почки лип и тонкий, похожий на тень аро­ мат отлетел 'П:ебу. Iел есть неемиданности На очередном поэтическом семинаре областного молодежного ,зи- тературного объединения «Радуга» шел обстоятельный разговор о стихах Александры Тамбовской. Она' — корреспондент многоти­ ражной газеты «Строитель». Стихи се печатались в районных и областных га.зетах, коллективном сборнике «Приметы», журнале «Подъем». В 1979 году в Центрально-Черноземном издательстве вышел сбори.ик «Утренний дождь». Уве не испить мне из того колодца, Под небом тем, на том краю села, И все-таки я жду: она вернется, Та девочка, которой я была. Босой ногой по камешкам ступая. Отчеркивая пятками года, , Она мне скажет тихо: «Ты — другая, И я тобой не буду никогда». И прочь пойдет в неспешном разговоре, «Куда же ты? Там брода не сыскать, Где был ручей, давно уж плещет море», Она ответит: «Я могу летать». «Но ты не можешь брать преграды с бою И видеть грань между добром и злом. Ведь я умру — и ты умрешь со' мною», Она , заплачет горько, как в былом, И ^ нет, не я подам ей утешенье, А наша мать, идя в другую даль: «Вы не умрете. Экое волненье. А я --- не скоро. Экая печаль». Александра Тамбовская Поезд Снова осень обходит перроны, Путь железный лучист и широк, С мертвой точки срываются клены И бегут мимо нас на восток. Что ж, мелькайте, деревни и села, Я узнала вас, мамины сны. Там остался тот мальчик веселый, Что потом не вернется с войны. Там гнездятся забытые были, Бе.шятежен у девочки взгляд ■— Той, которую ранит навылет Па рассвете фашистский солдат. Свет зеркальный стрит над рекою. Мчится поезд, как сон наяву^ Новобранец, ;грикрывшись рукою, Не заметил'небес синеву. Это кат;^«е.я юность другая. Это новое солнце в пути, А старушки глядят, не мигая, И глаза не спешат отвести. Все им чудится давнее лето, Все им — память и пища уму, И в глазах у них с51езы от света, А, быть может, еще почему. Рождаться долго и ростку, и слову. Сначала будет зябко и темно. Не оставляйте, годы, мне полову! Оставьте, годы, чистое зерно! Пью в родниках пронзительную воду, К седым вершинам медленно иду. Не оставляйте, горы, мне породу! Оставьте, горы, чистую руду! Поэзия — нелегкая работа. И об одном лишь умоляю я: Тропа, не заводи меня в болото. Пошли мне запах хлеба и жилья. Дожди пространство непогодят. Дожди, как слезы, на стерне. Учителя мои уходят И провожать их трудно мне. Туманны просеки и хмуры. Даль заволакивает мгла. Все меньше, меньше их фигуры, Все больше, больше в них тепла. Как будто там, где мрака бездна. Горит какой-то стойкий свет, У ив, у старого разъезда Сухим словам прощенья нет. Запнувшись, медлит тьма слепая, Выходит солнце в добрый час, И, в гору медленно ступая, Я оглянусь еще не раз. В жизни интересно что? Неожиданность! Когда все спокойно и размеренно— это скучно. 'Замечали,' да? Когда просто: живешь: работа, ; бу­ лочная, телевизор, жена," те­ ща, котлеты, в,се улыбаются- — пресно. Никаких эмоций. Чего-то хочется. Чтобы вдруг. Голова бн закружилась, во­ лосы встали дыбом ;и дыхание , сперло.. Это когда крупный выигрыш. Машина, мотоцикл с коляской, платок кружев­ ной три на четыре метра ручной работы. Что бывает иногда. У других. А тебе, на­ пример, приносят телеграмму , с текстом: «Люблю, жду, не могу, приезжай, Люся». При­ ятная телеграмма. Без обрат­ ного адреса. -Первой, конечно, читает жена. Для тебя это неожиданность, для нее тоже. Сразу интересно. Она смотрит на тебя,; ты — на телеграмму, лихорадочно со- ■ ображая, кто такая, откуда н при каких обстоятельствах. >Кена см 1 Грлг иди. -,о ие со. ' ображая, но готовая- к .дейст ВИЯМ. Оправдываться беспо­ лезно: адрес, твой, фамилия, твоя, имя — гоже. Если по­ рядочный человек, 1 ,'адо б р а т билет, разводиться, е;,ать, ис­ кать, жениться, ус.ынопльтв детей и. чистить «аатомку га другой кухне, ЕсИИ непдоя- --- ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ дочный, признаться, 'что бы­ ло, но давно забыл до такой степени, что ничего не пони­ маешь. И идешь чистить кар­ тошку на своей кухне. Но жизнь уже в другом русле: шарм, , интрига, , коллизия. Черно-белое изображение те­ левизора кажется цветным, мебель —. Импортной, репро­ дукции картин — подлинии- Или живешь-живешь, ниче­ го не подозревая, ходишь на работу, в театр, за кефиром, И. вдруг — на тебе: появля­ ется горячая вод а .Н и с то­ го, ИИ с чего. Случайно захо­ дишь в ванную, нечаянно кру­ тишь краны, а оттуда — вода. Как гладиолусы на снегу. В двадцатиградусный мороз. Ты уже давно, забыл про нее, про воду, привык так. А она возьми — и полейся. ■Разве это не приятно? Разве это не- разнообразит нашу жизнь? Не придает ей пикантности и очарования? А если бы , она текла "каждый день, круглые сутки, не переставая? Если бы трамваи ходили без.... опозда­ ния, и в глаза вам говорили только то, что думают? Или исчезли бы все таблички: «Мест нет», «Пива не будет», «Все билеты проданы»? Что бы вы тогда делали? Пред­ ставить Невозможно,-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz