Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
«ЛЕНИНЕЦ»I (2^ августа 1 *ЛЕИИНЕЦ»,#3 СОВРЕМЕННИК КРУПНЫМ ПЛАНОМ Уроки после уроков Галине Поляковой двадцать восемь. .И , : конечно, понятие долгого трудового пути с ее возрастом несовместимо. А вот награда у нее уже вторая. На ДЕЯХ организатору внешкольной й ' внеклассной работы Кривополянской , средней школы № 2 Чаплыгинского ' района Галине Васильевне, Прляко- . , вой вручен орден «Знак Почета». ' • Первая, — медаль «За трудовое от личие» — получена еще" в студенческие ...Галя выросла в Кривополянье. ' Здесь же и школу закончила. Начало : ее комсомольской биографии совпало со : временем образования в Кривополяп-' ской средней школе № 2 первой уче- ■ • нической бригады. Училась Галя отлично, была, что называется, примерной ученицей/ а вот : по натуре — несколько стеснительным,- ' порой до робости, человеком. — Получится ли у нее, у такой тихо ни? — сомневались; многие учителя, кбгда Галю выбрали, сначала секрета рем комсомольской организации шко- • лы, а потом и бригадиром ученической' бригады. И только директор школы Евгений Михайлович Шумков был пол-, ностью уверен в своей воепиташшце. И не ошибся. Галя справилась. Оказа лось, что совсем не обязательно быть . напористой и говорливой, чтобы -стать хорошим организатором, настоящим вожаком. Полякова взяла другим — собственным трудолюбием, умением за. ставить уважать себя, быть примером не на словах, а на деле. — Выходит, Евгений Михайлович первым разглядел во мне способности организатора, — смеется Галина. — И я, ой, как благодарна ему за это1 Благодарна Галина Полякова сво ему директору и наставнику еще за многое. В частности, именно Евгений Михайлович помог ей выбрать путь в профессию. ...Из- всех предметов в школе Галя больше всего любила французский. Но мисли поступать иа факультет ино странных языков не появлялось — как. то заранее решила про себя, что после сельской школы она вряд ли пройдет по конкурсу в. институт. И тут опять; вмещался директор: — Откуда такая неуверенность? Ведь у тебя золотая медаль! Давай-ка, дви. гай, Галина, на иняз. Доморощенных французов у нас еще не было, а учи. теля школе-нужны. И дал направление в институт. Годы учебы летели быстро. Нзверпое, у Гали к языкам особый природный дар, так что училась она легко, охотно. Конечно, общественной, жизнью пе заниматься не могла. И труд не забыва ла — не может она без работы. Когда студентов посылали на сельхоз работы, Полякова всегда была впереди. За это и первую свою награду полу- Первый год в школе, как и для каждого начинающего учителя, был для Поляковой — теперь уже Галины Васильевны — сложным. Изучала ре. бят, искала правильный подход к ним. А уж как «экзрмеповадц» нового клас сного руководителя девятиклассники! Тут. каждое слово, каждый жест, при-, ходилось взвешивать, не то что поступ- Но уже к началу' второй учебной четверти все . стало на своп места. Авторитет был завоеван,, ребята стали для нее не толгжо учениками, но друзьями, взаимоотношения' с ■которы ми оказалось возможным строить нс-, ключителыю на доверии. Конечно, по могли и родные стены — ведь работать . Галя приехала в свою, Кривополянскую школу. Классное руководство пришлось че рез два года, оставить, так как Галине Васильевне предложили очень слож ную' и-ответственную должность орга низатора внешкольной и внеклассной работы. Первое, чем пришлось ей за^ ниматься'на новом поприще, была уче ническая' бригада. Дело знакомое, еще со школьных лет любимое. Но на факультете иностранных языков, как известно, основ агротехнических наук не преподают. Вот и пришлось Галине сесть за учебники, познакомиться с научно-популярной литературой по сельскому хозяйству, а заодно искать и изучать методические материалы по организаторской работе. ' Педагог Полякова расценивает уче ническую бригаду не как самоцель (хотя у ребят из 2-й Кривополянской школы есть свое поле иа полном сево обороте и чисто практическая выгода от деятельности бригады налицо). Галина Васильевна .считает, что главное во всякой работе с детьми — ее воспитательное значение. И самое важное, что в ученической производст. венной бригаде школьники учатся любйть труд, что у них рождается осознанная потребность постоянно тру диться. ‘ — Может,- это связано с тем, что мы живем в сельской местности, — расска зывает Галина,. — по у нас нет-лоды рей, любителей отсидеться за чулшй спиной. Ребята привыкли помогать ро. дителям, поэтому и работа в школе для них не в тягость, а наоборот, всегда желанна. Галина старается строить внеклас сную работу так, чтобы ею охвачены были буквально все ребята, подчас ие. завиепмо от их желания. — Аппетит приходит во время еды, — улыбается учительница. — Пусть неко торые ианш мальчишки пе всегда с охотой берутся за дело, но... тут уж вступает в свои права,сила-коллектива. Никому не хочется отстать, оказаться хуже других. И постепенно наши непо седы втягиваются в ,общее дело да : еще-и заводилами, становятся.. В школе, где преподает Галина Полякова, не спешат записать ребят в «трудные». Если-, мальчишка - -излишне «активен», не всегда подчиняется обще принятым требованиям,, его . сту)аются. «нагрузить» общественной работой, най ти ему дело по вкусу и никогда не забывают похвалить, если парию что-то особенно хорошо-удается. , . Галина Васильевна — ответственная за внешкольную работу, постоянно тре. бу е т -ОТ своих коллег, чтобы они наве щали родителей не только тогда, когда их сын или дочь совершили, проступок, но и если ученик сделал что-то доброе, полезное. ‘ — Похвала действует иа ребят гораз д о сильнее,. чем,наставления и «пропе- сочиванйя», считает учительница. И это ее убеждение много кратно подтверждается на деле. Сейчас к Галине Васильевне за со ветом идут даже опытные учителя, те, у кого в свое время училась она сама. Добросовестным трудом молодая пре подавательница не один раз доказала свою состоятельность как воспитателя, наставника, человека безгранично пре данного делу. — Многое дала мне родная школа,— с благодарностью говорит Галина По лякова. — Здесь я училась, здесь же сделала свои первые трудовые шаги. Здесь стала коммунистом, -парторгом. И вот теперь такая высокая награда. Конечно, это, в первую очередь, — оценка труда всех моих коллег - педа гогов. А для меня — большой аванс на будущее. В связи с реформой шкоды мои полномочия и моя .ответственность как организатора внеклассной работы значительно возрастают... Мы встретились с Галиной Поляковой сразу после -совещания в Чаплыгинском райкоме партии, которое проходило на кануне августовского педсовета. На совещание собрались учителя . комму нисты, представители шефствующих организаций, руководители хозяйств и предприятий — словом, все те, кто се годня в ответе за скорейшее претворе ние школьной реформы в жизнь. Раз говор шел начистоту: конкретный, за ннтересованный,: критичный. И, коне' но, когда совещание закончилось, об мену впечатлениями не было конца. А Галина Васильевна Полякова при шшала поздравления. Указ о награж дешш ее орденом вышел не так-давно, поэтому ие все коллеги из района успели Талину поздравить и с удоволь ствием делали это теперь... Т. ГОРЯЧЕВА, паш^ корр. ФОТОКОНКУРС «Ленинца» т «УЧЙТЕЛЬСТВ0-<ВЕЛИКЙЯ СИЛА СТРДНЫ» Так была озаглавл^а одна и ^ ем сочинений на вступительных экзаменах в Липецком пединституте ШКОЛА; ПОРА ПЕРЕМЕН «Я— -'будущий учитель, с детства люди этой профессии казались мне солью земли, человечества; И поэтому я очень волнуюсь за . свое бу дущее —-смогу ли стать настоящим воспитателем? Для того, чтобы прикоснуться к душам других; тем более, де тей, надет самому быть безуко ризненным человекам. Трудно воспитать, в себе такого, но я постараюсь». Ирина ЗАЙЦЕВА, выпускница средней школы № 1 г. Липецка. «Каждый человек с самого раннего детства пользуется трудом многих людей: ест хлеб, Быращевный крестьяни ном и- испеченный пекарем, носит одежду, сотканную, тка чами и сшитую швеей, сидит за столом, сделанным столя ром. Но перед всеми этими прекрасными . професеиями- большое преимущество у учителя. Потому, ч т о ., именно учитель знакомит де тей со всякого рода специаль ностями. И, представьте, сколько он должен знать, если' ему его воспитанники постоянно задают вопрос о том, 1 сак выращивают и пекут хлеб, как ткут и шьют ткань, как делают столы. Но самая главная особен- •ность учительской профессии в том, чоз;бы терпеливо учиты вать все '. особенности ха рактеров своих учеников. И это мне каясетея самым главным в моей будущей ра- Светлаиа ГОРЛОВА, выпускница средней школы №. 43 г. Липецка. «Расскажу о своей учитель нице литературы -Валентине Дмитриевне Фаустовой. Имен но из-за постоянного жела ния быть похожей на нее я тоже решила поступать на филологаческий факультет пединститута. , . Она пе только филолог,^ главное, Дмитрнеша ’ делом дойа ет то, чему учит. - Много лет назад, она, рабо тая экскурсоводом в област ном краеведческом музее, прочитала в газете письмо ре бят из одной сельской школы, в котором они жаловались иа ' то, что у них на протяжении нескольких месяце^ пе ве- , дутся уроки литературы. И Валентина Дмитриевна по. ехала в эту школу и работала там до тех пор,; пока не при слали ей замену». . Татьяна ПОЛ ЕВА, выпускница Истобииской средней' школы Чаплыгинского района. «После окончания института хочу вернуться в свою школу. Хочу работать рядом с На деждой Васильевной Иекра. совой — химиком и биологом. По-моему; лучшего наставни ка, чем она, ие найти,. За что я ей особенно благодарна? За травы, цветы, лес в нашем селе, которые <^ча мне подари. ' ла. Да, да, подарила. . Она' рассказывала о них, как о чем-то уникальном. И на все, что окружало меня с самого раннего детства, я •начала смотреть с удивлени. / ’ Лидия СТУКАЛОВА, Кривецкая средняя школа Добровского района. ШЕСТИЛЕТКИ, ШФЕ Ы И... АВТОБУС Согласитесь, то, что вы ви. диче на снимке, очень похоже иа салон автобуса. А ведь это помещение, где будут заниматься нулевики — так называют ребят, которые начинают учиться в школе с шести лет. Непросто в этом возрасте внимательно слу шать объяснение учителя, отвечать иа его вопросы все четыре урока подряд. Поэтому учеиые-педагоги, занимаю- ' щнеся проблемами обучения шестилеток, рекомендуют им динамические паузы. Этот термш! обозначает активный отдых иа переменах, после уроков. А он предполагает не только развлечения... Люди, придумавшие «авто бус» в четырнадцатой школе г. Липецка, наверное, очень внимательно читали «Повесть о жизни» Констап- типа Паустовского. В этой книге есть мысль о том, что нигде человек пе проявляет себя так ярко, как в общест- ШТРИХИ к ПОРТРЕТУ венном транспорте. Понаблго. дай, как он входит в автобус, как сидит, как ведет себя по отношению к другим пассажи рам, и можно понять — воспи тан он или нет, добрый или В школьном «автобусе» очень удобно учить вежливо сти, внимательному отноше нию друг к другу, а как это важно в будущей повести жизни нынешних малышей, Они, конечно, еще не скоро догадаются о педагогической хитрости этой затеи. С удо. вольствием будут смотреть в «автобусе» телевизор, спек, такли кукольного театра, разучивать правила уличного . движения. И только учителя со временем за.метят, что мальчики уже без напом 1 й 1 а- ний пропускают вперед де вочек, ребята не перебивают, друг, друга в разговоре, не опаздывают. . . . Наверное, многим инте ресно, чему ребята научатся, к концу первого учебного го да на уроках предметных. От вет можно дать, основанный не на теории, а на практике. Ведь в нашей области в ше сти школах и двух детских са дах веДся эксперимент по. обучению шестилеток. Вот что совсем недавно сообщи ло облоно в Министерство про свещения РСФСР; «Учащиеся подготовительных классов приобрели навыки правильно го письма, научились- списы вать с предложенного текста и . писать, ПОД диктовку, усвоили гласные и согласные, ударные и безударные. Дети подгото. вительных. классов почти безошибочно выполняют ело-, жение и. вычитание в пределах десяти,, научились решать простые задачи и различают отрезок прямой, треугольник, круг, квадрат». И, что очень •важно, «по итогам двух ме дицинских осмотров шестиле ток, установлено, что отрица тельного ВЛИЯШ 1 Я раннего обу чения на состояние здоровья детей у большинства из них не выявлено». В нынешнем году подготот вительные классы открывают ся во всех районах нашей области. Более полутора ты сяч шестилеток будут учить ся в них. И можно предста вить, какая большая работа предшествовала встрече их в школах, если везде шли в ход фантазия и творчество. ■Особые слова благодарно сти — шефам ’школ, потому что па их деньги покупалась мебель, они присылали дизай неров, художников, рабочих для оформления и оборудова ния помещешгй. Одним словом, готовились к нынешнему сентябрю с большой охотой. На снимке справа — фраг мент росписи стены игровой комнаты. Фото В. Кулика. С позиций НЕ ОТСТ^^ПАВОТ На этих снимках мы видим детей, а думаем об учителях. Ведь сколько их сил и терпения понадобилось для того, чтобы вот так увлеченно девчонки и мальчишки читали учебники и вообще учились радостно и с удовольствием. Какое это замечательное и неповторимое явление — урок В школе. Всего за 45 минут можно увидеть и счастье, и радость, и огорчение, и даже беду. Сколько проблем—боль ших и маленьких— стоит здесь перед учителем. Например, как отвлечь мальчишку от чтения букваря, когда весь класс уже пишет под диктовку? Как сделать так, чтобы псе жела ющие ответить \рок, 01 ве 1 н.ш? Фою Л. Кепша. Октябрьское !^льское профессионально-техническое училище по праву считается одним из лучших в области. СПТУ-8 сегоднт! _ это великолештый учебный - корпус, мастерские, оснащенные всем необх^мым для гл^Щекого изучения самой современ ной сельскохозяйственной техники. Из стен училища Iвышло более двенадцати тысяч высококвалифицированных работников сельского хозяйства. Многие из них стали знатными людьми. На всю область известны механизатор колхоза «Путь к коммуниз му», депутат Верховного Совета РСФСР Алексаидр Григорьевич Хомутских; меха низатор колхоза «Большевик», делегат. , ХУИ! съезда комсомола Юрий Беляев (Усманский район); Василий Павлович Колесников — тракторист совхоза «Двуре- ченский» (Грязинский район). Они награждены высшей.наградой Родины — орденом Ленина. Бывшие выпускники училища тракторист совхоза «Прибытковский» (Гря зинский район) Николай Михайлович' Аткишкин; тракторист колхоза «1 Мая» Ми хаил Григорьевич Зелепукии и другие удостоены орденов Трудового Красного Знамени, орденов Трудовой славы различных степеней, а также медалей «За трудо вое- отличие». Октябрьскому СПТУ-8 неоднократно присваивалось звание лучшего в РСФСР. За большие успехи в подготовке кадров для сельскохозяйственного производства училищу оставлены иа вечное хранение переходящее Красное знамя Госкомитета по профтехобразованию при Совете Министров РСФСР и ВЦСПС, переходящее Красное знамя областного управления профтехобразования и облсовпрофа... Отдавая должное усилиям всего преподавательского состава, тому постоянному и конструктивному вниманию, которое оказывает этому учебному заведению райком партии, райисполком,_ сельсовет, администрация и партком совхоза «Октябрьский», нельзя все-таки не сказать о том, что самые яркие страницы в свою биографию СПТУ-8 начало вписывать с приходом сюда нового директора Владимира Ильича Матыцина... , Особенно били по глазам многочисленные, обшарпанные колонны, которые, вероятно, по замыслу архитектора должны были не только служил -опорой, но и -украшать интёрьер.' Старожил училища, ' йикенер 'Лидия гСврйевна Гордиенко с улыбкой вспоминает,, 'как новый' директор, познако- мившис^с . преподавательским составом, задал всём совершенно неожиданный во прос. Он поинтересовался, как час'го'трак торы ездят по коридорам училища? Какие тракторы? — По-моему, колесные. — Откуда вы взяли? Я видел, в каком состоянии находятся колонны и пришел к выводу, что так на мять им бока можно лишь, запустив меж- У дороги - указатель с шадпиейю: «Ок^ ’ тябрьскоё СПТУ-8», за 'ним келый; городок. Асфальтированная тропа ведет, через-благо ухающее великолепие нордулака, ' бархо- ' ток, ццний... Почему-то думалось, что, во ■Дворе ОПТУ обязательно стби'г' полура^б.- ранный трактор и .пахнет не'цветами, " Ильича назначили директором СПТУ-8, ■ бно уи:е переселилось из старого здания в ковые корпуса; что выросли за селом. Во круг — чистое поле с лесом вдали и небо ^ то синее, бездонное,- то серенькое, низ кое, цепляющееся, своими облаками, за вер'т хушки старых ветел на :■околице..-.' В самом училище было хмуро и грязновато. ду них что-нибудь вроде МТЗ-50... Выяснилось, что нет, тракторы по кори дорам ие ездят, а с колоннами на переме нах вступают в схватку училищные «бога- «С чего же все-таки начинать? — думал ' тогда новый директор. Наверное, с колонн...». Вскоре завезли деревянную от делку, зеркала. При виде последних кто-то из коллег очень вежливо и от этого еще более язвнЛльно, носоветовал Матыцнну взять в штат еще одну уборщицу. — Зачем? — не уловив подвоха., спросил — Осколки выметать от этих зеркал. Че рез два дня от них останутся жалкие вос поминания... — Это мы еще ,посмотрим, — сказал ди ректор. • Интуиция подсказывала тогда ему безукоризиенпо правильный ход; обстанов ка, в которой человек учится или работает, во многом определяет его линию поведения, формшует эстетические и этические пра вила, нормы. Кому придет в голову бро сить иа сверкающий чистотой паркет оку рок и растереть его ботинком? У кого воз никнет первобытное желание взять , да просто так, ИИ с того ни с сего разбить зеркало, видя в нем свое изображение?! Ведь перед самим собой и то будет стыд но... Матыцин принялся искать . среда., учащихся столяров, художников, в общем, тех, кто любит что-то делать своими рука- —. Слушай, — говорил «трудному», —- пользуюсь слухом, что ты выжиганием по . дереву увлекаешься. — Увлекаюсь. . ^ А сейчас.что, бросил? — Материала подходящего пет и иистру- * менТ опять же иеваленый... - — Значит, так, — продолжал директор, — у меня к тебе деловое предложение:. попробуй оформить своими работами од ну стенку. Я тебе покагку, какую. Насчет материалов и ■инструментов _ не беспо койся, будут... - ■, ИНТЕРВЬЮ В ВЕСТИБЮЛЕ — А сейчао-«трудные» есть? ' . Конечно. Люди все трудные. , Вы встреча. 1 п когда-нибудь легких?: А... насчет ребят? К сои-алеиню, в категорию «труд ных» чаще всего относят твердых, с харак тером, способных, только не.си.чьно покла дистых. По-моему, ие надо их ломать, прев ращать в пай-мальчиков. Лучше всего да вать мм ответетвепные поручения,' Метод не новый, но срабытывает безотказно... Иду по коридору, заглядываю в классы; до чего, же везде -уютно, красиво, :сколько цветов, какая чистота! . -— Неул<ели ребята все сами, делают?— спрашиваю у директора. ■ — В основном, да. — И паркет? — И паркет. ■ — И эти орнаменты из плитки? — И орнаменты. И- резьбу по дереву... — А как с зеркалами? Новые- вставлять не приходилось? — Пи одного. Кстати, мы уже три года . вообще обходимся ,без ремонта. Мзтыции убе5кдеп: красота, . созданная своими руками, поднимает человека в его- же собственных глазах. ; ИНТЕРВЬЮ В КАБИНЕТЕ — Владимир Ильич, как вы считаете, должен директор техучилища разбираться в технике? — Обязан. — Ну, а вы? — Л что я? , У вас же — высшее гуманитарное... .Неужели я бы пошел”■„в директоры ОПТУ, ие зная, с какой стороны подсту питься к трактору или комбайну? Он в совершенстве знает всю .сельскохо зяйственную технику. Он может па слух, по «голосу» мотора определить, исправен ли комбайн. Если ему дать в. помощь кран-балку, — один разберет и соберет тя желый трактор. Он еще и первоклассный .шофер, И-. киномеханик, имеющий -«допуск» для работы иа самой современной киноап паратуре. :■ — Но вы еще и преподаете? — Без этого нельзя. — Какой же''предмет? — Тот; который больше всего люблю и лучше всего знаю; политэкономию. - Когда я попросила Матыцина коротко рассказать о своих «чисто -директорских» обязанностях, он сказал, что ему ежеднев- . Каких позиций? — ие поняла я. — Поясню: •вот, например, запись: «Све жие помидоры для столовой». Как только машина с: ними подойдет, я ставлю галоч ку: одна позиция «взята». Ну, и так далее... ' Обуть, одеть; накормить 600 человек, до стать новое оборудование... Да разве можно перечислить все, чем приходится заниматься директору в течение хотя бы одного дня? ...Я уезжала из Октябрьского в синеве летнего, пахнущего' травой и парным мо локом вечера. На огородах подсолнухи, простившись с солнцем, свернули на ночь ёвои золотые веера. Ни возле училища, ни у подъезда- дома, где живет Владимир Ильич, его машины не было видна Я вспомнила, что Матыцин со бирается со своими ребятами в Усмань, в плодсовхоз, яблоки собирать. Вернется, на верно, опять, как всегда, к одиннадцати. А завтра — новый день и множество но вых «позиций». И ни с одной и;« них нельзя отступать... М. МОРОЗОВА. Усманский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz