Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

«ЛЕНИНЕЦ»I (2^ августа 1 *ЛЕИИНЕЦ»,#3 СОВРЕМЕННИК КРУПНЫМ ПЛАНОМ Уроки после уроков Галине Поляковой двадцать восемь. .И , : конечно, понятие долгого трудового пути с ее возрастом несовместимо. А вот награда у нее уже вторая. На ДЕЯХ организатору внешкольной й ' внеклассной работы Кривополянской , средней школы № 2 Чаплыгинского ' района Галине Васильевне, Прляко- . , вой вручен орден «Знак Почета». ' • Первая, — медаль «За трудовое от­ личие» — получена еще" в студенческие ...Галя выросла в Кривополянье. ' Здесь же и школу закончила. Начало : ее комсомольской биографии совпало со : временем образования в Кривополяп-' ской средней школе № 2 первой уче- ■ • нической бригады. Училась Галя отлично, была, что называется, примерной ученицей/ а вот : по натуре — несколько стеснительным,- ' порой до робости, человеком. — Получится ли у нее, у такой тихо­ ни? — сомневались; многие учителя, кбгда Галю выбрали, сначала секрета­ рем комсомольской организации шко- • лы, а потом и бригадиром ученической' бригады. И только директор школы Евгений Михайлович Шумков был пол-, ностью уверен в своей воепиташшце. И не ошибся. Галя справилась. Оказа­ лось, что совсем не обязательно быть . напористой и говорливой, чтобы -стать хорошим организатором, настоящим вожаком. Полякова взяла другим — собственным трудолюбием, умением за. ставить уважать себя, быть примером не на словах, а на деле. — Выходит, Евгений Михайлович первым разглядел во мне способности организатора, — смеется Галина. — И я, ой, как благодарна ему за это1 Благодарна Галина Полякова сво­ ему директору и наставнику еще за многое. В частности, именно Евгений Михайлович помог ей выбрать путь в профессию. ...Из- всех предметов в школе Галя больше всего любила французский. Но мисли поступать иа факультет ино­ странных языков не появлялось — как. то заранее решила про себя, что после сельской школы она вряд ли пройдет по конкурсу в. институт. И тут опять; вмещался директор: — Откуда такая неуверенность? Ведь у тебя золотая медаль! Давай-ка, дви. гай, Галина, на иняз. Доморощенных французов у нас еще не было, а учи. теля школе-нужны. И дал направление в институт. Годы учебы летели быстро. Нзверпое, у Гали к языкам особый природный дар, так что училась она легко, охотно. Конечно, общественной, жизнью пе заниматься не могла. И труд не забыва­ ла — не может она без работы. Когда студентов посылали на сельхоз­ работы, Полякова всегда была впереди. За это и первую свою награду полу- Первый год в школе, как и для каждого начинающего учителя, был для Поляковой — теперь уже Галины Васильевны — сложным. Изучала ре. бят, искала правильный подход к ним. А уж как «экзрмеповадц» нового клас­ сного руководителя девятиклассники! Тут. каждое слово, каждый жест, при-, ходилось взвешивать, не то что поступ- Но уже к началу' второй учебной четверти все . стало на своп места. Авторитет был завоеван,, ребята стали для нее не толгжо учениками, но друзьями, взаимоотношения' с ■которы­ ми оказалось возможным строить нс-, ключителыю на доверии. Конечно, по­ могли и родные стены — ведь работать . Галя приехала в свою, Кривополянскую школу. Классное руководство пришлось че­ рез два года, оставить, так как Галине Васильевне предложили очень слож­ ную' и-ответственную должность орга­ низатора внешкольной и внеклассной работы. Первое, чем пришлось ей за^ ниматься'на новом поприще, была уче­ ническая' бригада. Дело знакомое, еще со школьных лет любимое. Но на факультете иностранных языков, как известно, основ агротехнических наук не преподают. Вот и пришлось Галине сесть за учебники, познакомиться с научно-популярной литературой по сельскому хозяйству, а заодно искать и изучать методические материалы по организаторской работе. ' Педагог Полякова расценивает уче­ ническую бригаду не как самоцель (хотя у ребят из 2-й Кривополянской школы есть свое поле иа полном сево­ обороте и чисто практическая выгода от деятельности бригады налицо). Галина Васильевна .считает, что главное во всякой работе с детьми — ее воспитательное значение. И самое важное, что в ученической производст. венной бригаде школьники учатся любйть труд, что у них рождается осознанная потребность постоянно тру­ диться. ‘ — Может,- это связано с тем, что мы живем в сельской местности, — расска­ зывает Галина,. — по у нас нет-лоды­ рей, любителей отсидеться за чулшй спиной. Ребята привыкли помогать ро. дителям, поэтому и работа в школе для них не в тягость, а наоборот, всегда желанна. Галина старается строить внеклас­ сную работу так, чтобы ею охвачены были буквально все ребята, подчас ие. завиепмо от их желания. — Аппетит приходит во время еды, — улыбается учительница. — Пусть неко­ торые ианш мальчишки пе всегда с охотой берутся за дело, но... тут уж вступает в свои права,сила-коллектива. Никому не хочется отстать, оказаться хуже других. И постепенно наши непо­ седы втягиваются в ,общее дело да : еще-и заводилами, становятся.. В школе, где преподает Галина Полякова, не спешат записать ребят в «трудные». Если-, мальчишка - -излишне «активен», не всегда подчиняется обще­ принятым требованиям,, его . сту)аются. «нагрузить» общественной работой, най­ ти ему дело по вкусу и никогда не забывают похвалить, если парию что-то особенно хорошо-удается. , . Галина Васильевна — ответственная за внешкольную работу, постоянно тре. бу е т -ОТ своих коллег, чтобы они наве­ щали родителей не только тогда, когда их сын или дочь совершили, проступок, но и если ученик сделал что-то доброе, полезное. ‘ — Похвала действует иа ребят гораз­ д о сильнее,. чем,наставления и «пропе- сочиванйя», считает учительница. И это ее убеждение много­ кратно подтверждается на деле. Сейчас к Галине Васильевне за со­ ветом идут даже опытные учителя, те, у кого в свое время училась она сама. Добросовестным трудом молодая пре­ подавательница не один раз доказала свою состоятельность как воспитателя, наставника, человека безгранично пре­ данного делу. — Многое дала мне родная школа,— с благодарностью говорит Галина По­ лякова. — Здесь я училась, здесь же сделала свои первые трудовые шаги. Здесь стала коммунистом, -парторгом. И вот теперь такая высокая награда. Конечно, это, в первую очередь, — оценка труда всех моих коллег - педа­ гогов. А для меня — большой аванс на будущее. В связи с реформой шкоды мои полномочия и моя .ответственность как организатора внеклассной работы значительно возрастают... Мы встретились с Галиной Поляковой сразу после -совещания в Чаплыгинском райкоме партии, которое проходило на­ кануне августовского педсовета. На совещание собрались учителя . комму­ нисты, представители шефствующих организаций, руководители хозяйств и предприятий — словом, все те, кто се­ годня в ответе за скорейшее претворе­ ние школьной реформы в жизнь. Раз говор шел начистоту: конкретный, за ннтересованный,: критичный. И, коне' но, когда совещание закончилось, об мену впечатлениями не было конца. А Галина Васильевна Полякова при шшала поздравления. Указ о награж дешш ее орденом вышел не так-давно, поэтому ие все коллеги из района успели Талину поздравить и с удоволь­ ствием делали это теперь... Т. ГОРЯЧЕВА, паш^ корр. ФОТОКОНКУРС «Ленинца» т «УЧЙТЕЛЬСТВ0-<ВЕЛИКЙЯ СИЛА СТРДНЫ» Так была озаглавл^а одна и ^ ем сочинений на вступительных экзаменах в Липецком пединституте ШКОЛА; ПОРА ПЕРЕМЕН «Я— -'будущий учитель, с детства люди этой профессии казались мне солью земли, человечества; И поэтому я очень волнуюсь за . свое бу­ дущее —-смогу ли стать настоящим воспитателем? Для того, чтобы прикоснуться к душам других; тем более, де­ тей, надет самому быть безуко­ ризненным человекам. Трудно воспитать, в себе такого, но я постараюсь». Ирина ЗАЙЦЕВА, выпускница средней школы № 1 г. Липецка. «Каждый человек с самого раннего детства пользуется трудом многих людей: ест хлеб, Быращевный крестьяни­ ном и- испеченный пекарем, носит одежду, сотканную, тка­ чами и сшитую швеей, сидит за столом, сделанным столя­ ром. Но перед всеми этими прекрасными . професеиями- большое преимущество у учителя. Потому, ч т о ., именно учитель знакомит де­ тей со всякого рода специаль­ ностями. И, представьте, сколько он должен знать, если' ему его воспитанники постоянно задают вопрос о том, 1 сак выращивают и пекут хлеб, как ткут и шьют ткань, как делают столы. Но самая главная особен- •ность учительской профессии в том, чоз;бы терпеливо учиты­ вать все '. особенности ха­ рактеров своих учеников. И это мне каясетея самым главным в моей будущей ра- Светлаиа ГОРЛОВА, выпускница средней школы №. 43 г. Липецка. «Расскажу о своей учитель­ нице литературы -Валентине Дмитриевне Фаустовой. Имен­ но из-за постоянного жела­ ния быть похожей на нее я тоже решила поступать на филологаческий факультет пединститута. , . Она пе только филолог,^ главное, Дмитрнеша ’ делом дойа ет то, чему учит. - Много лет назад, она, рабо­ тая экскурсоводом в област­ ном краеведческом музее, прочитала в газете письмо ре­ бят из одной сельской школы, в котором они жаловались иа ' то, что у них на протяжении нескольких месяце^ пе ве- , дутся уроки литературы. И Валентина Дмитриевна по. ехала в эту школу и работала там до тех пор,; пока не при­ слали ей замену». . Татьяна ПОЛ ЕВА, выпускница Истобииской средней' школы Чаплыгинского района. «После окончания института хочу вернуться в свою школу. Хочу работать рядом с На­ деждой Васильевной Иекра. совой — химиком и биологом. По-моему; лучшего наставни­ ка, чем она, ие найти,. За что я ей особенно благодарна? За травы, цветы, лес в нашем селе, которые <^ча мне подари. ' ла. Да, да, подарила. . Она' рассказывала о них, как о чем-то уникальном. И на все, что окружало меня с самого раннего детства, я •начала смотреть с удивлени. / ’ Лидия СТУКАЛОВА, Кривецкая средняя школа Добровского района. ШЕСТИЛЕТКИ, ШФЕ Ы И... АВТОБУС Согласитесь, то, что вы ви. диче на снимке, очень похоже иа салон автобуса. А ведь это помещение, где будут заниматься нулевики — так называют ребят, которые начинают учиться в школе с шести лет. Непросто в этом возрасте внимательно слу­ шать объяснение учителя, отвечать иа его вопросы все четыре урока подряд. Поэтому учеиые-педагоги, занимаю- ' щнеся проблемами обучения шестилеток, рекомендуют им динамические паузы. Этот термш! обозначает активный отдых иа переменах, после уроков. А он предполагает не только развлечения... Люди, придумавшие «авто­ бус» в четырнадцатой школе г. Липецка, наверное, очень внимательно читали «Повесть о жизни» Констап- типа Паустовского. В этой книге есть мысль о том, что нигде человек пе проявляет себя так ярко, как в общест- ШТРИХИ к ПОРТРЕТУ венном транспорте. Понаблго. дай, как он входит в автобус, как сидит, как ведет себя по отношению к другим пассажи­ рам, и можно понять — воспи­ тан он или нет, добрый или В школьном «автобусе» очень удобно учить вежливо­ сти, внимательному отноше­ нию друг к другу, а как это важно в будущей повести жизни нынешних малышей, Они, конечно, еще не скоро догадаются о педагогической хитрости этой затеи. С удо. вольствием будут смотреть в «автобусе» телевизор, спек, такли кукольного театра, разучивать правила уличного . движения. И только учителя со временем за.метят, что мальчики уже без напом 1 й 1 а- ний пропускают вперед де­ вочек, ребята не перебивают, друг, друга в разговоре, не опаздывают. . . . Наверное, многим инте­ ресно, чему ребята научатся, к концу первого учебного го­ да на уроках предметных. От­ вет можно дать, основанный не на теории, а на практике. Ведь в нашей области в ше­ сти школах и двух детских са­ дах веДся эксперимент по. обучению шестилеток. Вот что совсем недавно сообщи­ ло облоно в Министерство про­ свещения РСФСР; «Учащиеся подготовительных классов приобрели навыки правильно­ го письма, научились- списы­ вать с предложенного текста и . писать, ПОД диктовку, усвоили гласные и согласные, ударные и безударные. Дети подгото. вительных. классов почти безошибочно выполняют ело-, жение и. вычитание в пределах десяти,, научились решать простые задачи и различают отрезок прямой, треугольник, круг, квадрат». И, что очень •важно, «по итогам двух ме­ дицинских осмотров шестиле­ ток, установлено, что отрица­ тельного ВЛИЯШ 1 Я раннего обу­ чения на состояние здоровья детей у большинства из них не выявлено». В нынешнем году подготот вительные классы открывают­ ся во всех районах нашей области. Более полутора ты­ сяч шестилеток будут учить­ ся в них. И можно предста­ вить, какая большая работа предшествовала встрече их в школах, если везде шли в ход фантазия и творчество. ■Особые слова благодарно­ сти — шефам ’школ, потому что па их деньги покупалась мебель, они присылали дизай­ неров, художников, рабочих для оформления и оборудова­ ния помещешгй. Одним словом, готовились к нынешнему сентябрю с большой охотой. На снимке справа — фраг­ мент росписи стены игровой комнаты. Фото В. Кулика. С позиций НЕ ОТСТ^^ПАВОТ На этих снимках мы видим детей, а думаем об учителях. Ведь сколько их сил и терпения понадобилось для того, чтобы вот так увлеченно девчонки и мальчишки читали учебники и вообще учились радостно и с удовольствием. Какое это замечательное и неповторимое явление — урок В школе. Всего за 45 минут можно увидеть и счастье, и радость, и огорчение, и даже беду. Сколько проблем—боль­ ших и маленьких— стоит здесь перед учителем. Например, как отвлечь мальчишку от чтения букваря, когда весь класс уже пишет под диктовку? Как сделать так, чтобы псе жела­ ющие ответить \рок, 01 ве 1 н.ш? Фою Л. Кепша. Октябрьское !^льское профессионально-техническое училище по праву считается одним из лучших в области. СПТУ-8 сегоднт! _ это великолештый учебный - корпус, мастерские, оснащенные всем необх^мым для гл^Щекого изучения самой современ­ ной сельскохозяйственной техники. Из стен училища Iвышло более двенадцати тысяч высококвалифицированных работников сельского хозяйства. Многие из них стали знатными людьми. На всю область известны механизатор колхоза «Путь к коммуниз­ му», депутат Верховного Совета РСФСР Алексаидр Григорьевич Хомутских; меха­ низатор колхоза «Большевик», делегат. , ХУИ! съезда комсомола Юрий Беляев (Усманский район); Василий Павлович Колесников — тракторист совхоза «Двуре- ченский» (Грязинский район). Они награждены высшей.наградой Родины — орденом Ленина. Бывшие выпускники училища тракторист совхоза «Прибытковский» (Гря­ зинский район) Николай Михайлович' Аткишкин; тракторист колхоза «1 Мая» Ми­ хаил Григорьевич Зелепукии и другие удостоены орденов Трудового Красного Знамени, орденов Трудовой славы различных степеней, а также медалей «За трудо­ вое- отличие». Октябрьскому СПТУ-8 неоднократно присваивалось звание лучшего в РСФСР. За большие успехи в подготовке кадров для сельскохозяйственного производства училищу оставлены иа вечное хранение переходящее Красное знамя Госкомитета по профтехобразованию при Совете Министров РСФСР и ВЦСПС, переходящее Красное знамя областного управления профтехобразования и облсовпрофа... Отдавая должное усилиям всего преподавательского состава, тому постоянному и конструктивному вниманию, которое оказывает этому учебному заведению райком партии, райисполком,_ сельсовет, администрация и партком совхоза «Октябрьский», нельзя все-таки не сказать о том, что самые яркие страницы в свою биографию СПТУ-8 начало вписывать с приходом сюда нового директора Владимира Ильича Матыцина... , Особенно били по глазам многочисленные, обшарпанные колонны, которые, вероятно, по замыслу архитектора должны были не только служил -опорой, но и -украшать интёрьер.' Старожил училища, ' йикенер 'Лидия гСврйевна Гордиенко с улыбкой вспоминает,, 'как новый' директор, познако- мившис^с . преподавательским составом, задал всём совершенно неожиданный во­ прос. Он поинтересовался, как час'го'трак­ торы ездят по коридорам училища? Какие тракторы? — По-моему, колесные. — Откуда вы взяли? Я видел, в каком состоянии находятся колонны и пришел к выводу, что так на­ мять им бока можно лишь, запустив меж- У дороги - указатель с шадпиейю: «Ок^ ’ тябрьскоё СПТУ-8», за 'ним келый; городок. Асфальтированная тропа ведет, через-благо­ ухающее великолепие нордулака, ' бархо- ' ток, ццний... Почему-то думалось, что, во ■Дворе ОПТУ обязательно стби'г' полура^б.- ранный трактор и .пахнет не'цветами, " Ильича назначили директором СПТУ-8, ■ бно уи:е переселилось из старого здания в ковые корпуса; что выросли за селом. Во­ круг — чистое поле с лесом вдали и небо ^ то синее, бездонное,- то серенькое, низ­ кое, цепляющееся, своими облаками, за вер'т хушки старых ветел на :■околице..-.' В самом училище было хмуро и грязновато. ду них что-нибудь вроде МТЗ-50... Выяснилось, что нет, тракторы по кори­ дорам ие ездят, а с колоннами на переме­ нах вступают в схватку училищные «бога- «С чего же все-таки начинать? — думал ' тогда новый директор. Наверное, с колонн...». Вскоре завезли деревянную от­ делку, зеркала. При виде последних кто-то из коллег очень вежливо и от этого еще более язвнЛльно, носоветовал Матыцнну взять в штат еще одну уборщицу. — Зачем? — не уловив подвоха., спросил — Осколки выметать от этих зеркал. Че­ рез два дня от них останутся жалкие вос­ поминания... — Это мы еще ,посмотрим, — сказал ди­ ректор. • Интуиция подсказывала тогда ему безукоризиенпо правильный ход; обстанов­ ка, в которой человек учится или работает, во многом определяет его линию поведения, формшует эстетические и этические пра­ вила, нормы. Кому придет в голову бро­ сить иа сверкающий чистотой паркет оку­ рок и растереть его ботинком? У кого воз­ никнет первобытное желание взять , да просто так, ИИ с того ни с сего разбить зеркало, видя в нем свое изображение?! Ведь перед самим собой и то будет стыд­ но... Матыцин принялся искать . среда., учащихся столяров, художников, в общем, тех, кто любит что-то делать своими рука- —. Слушай, — говорил «трудному», —- пользуюсь слухом, что ты выжиганием по . дереву увлекаешься. — Увлекаюсь. . ^ А сейчас.что, бросил? — Материала подходящего пет и иистру- * менТ опять же иеваленый... - — Значит, так, — продолжал директор, — у меня к тебе деловое предложение:. попробуй оформить своими работами од­ ну стенку. Я тебе покагку, какую. Насчет материалов и ■инструментов _ не беспо­ койся, будут... - ■, ИНТЕРВЬЮ В ВЕСТИБЮЛЕ — А сейчао-«трудные» есть? ' . Конечно. Люди все трудные. , Вы встреча. 1 п когда-нибудь легких?: А... насчет ребят? К сои-алеиню, в категорию «труд­ ных» чаще всего относят твердых, с харак­ тером, способных, только не.си.чьно покла­ дистых. По-моему, ие надо их ломать, прев­ ращать в пай-мальчиков. Лучше всего да­ вать мм ответетвепные поручения,' Метод не новый, но срабытывает безотказно... Иду по коридору, заглядываю в классы; до чего, же везде -уютно, красиво, :сколько цветов, какая чистота! . -— Неул<ели ребята все сами, делают?— спрашиваю у директора. ■ — В основном, да. — И паркет? — И паркет. ■ — И эти орнаменты из плитки? — И орнаменты. И- резьбу по дереву... — А как с зеркалами? Новые- вставлять не приходилось? — Пи одного. Кстати, мы уже три года . вообще обходимся ,без ремонта. Мзтыции убе5кдеп: красота, . созданная своими руками, поднимает человека в его- же собственных глазах. ; ИНТЕРВЬЮ В КАБИНЕТЕ — Владимир Ильич, как вы считаете, должен директор техучилища разбираться в технике? — Обязан. — Ну, а вы? — Л что я? , У вас же — высшее гуманитарное... .Неужели я бы пошел”■„в директоры ОПТУ, ие зная, с какой стороны подсту­ питься к трактору или комбайну? Он в совершенстве знает всю .сельскохо­ зяйственную технику. Он может па слух, по «голосу» мотора определить, исправен ли комбайн. Если ему дать в. помощь кран-балку, — один разберет и соберет тя­ желый трактор. Он еще и первоклассный .шофер, И-. киномеханик, имеющий -«допуск» для работы иа самой современной киноап­ паратуре. :■ — Но вы еще и преподаете? — Без этого нельзя. — Какой же''предмет? — Тот; который больше всего люблю и лучше всего знаю; политэкономию. - Когда я попросила Матыцина коротко рассказать о своих «чисто -директорских» обязанностях, он сказал, что ему ежеднев- . Каких позиций? — ие поняла я. — Поясню: •вот, например, запись: «Све­ жие помидоры для столовой». Как только машина с: ними подойдет, я ставлю галоч­ ку: одна позиция «взята». Ну, и так далее... ' Обуть, одеть; накормить 600 человек, до­ стать новое оборудование... Да разве можно перечислить все, чем приходится заниматься директору в течение хотя бы одного дня? ...Я уезжала из Октябрьского в синеве летнего, пахнущего' травой и парным мо­ локом вечера. На огородах подсолнухи, простившись с солнцем, свернули на ночь ёвои золотые веера. Ни возле училища, ни у подъезда- дома, где живет Владимир Ильич, его машины не было видна Я вспомнила, что Матыцин со­ бирается со своими ребятами в Усмань, в плодсовхоз, яблоки собирать. Вернется, на­ верно, опять, как всегда, к одиннадцати. А завтра — новый день и множество но­ вых «позиций». И ни с одной и;« них нельзя отступать... М. МОРОЗОВА. Усманский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz