Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
4 • «ЛЕНИНЕЦ» 27 АВГУСТА — ДЕНЬ СОВЕТСКОГО КИНО КИНОФЕСТИВАЛЬ ДЕТСКИХ ФИЛМЬОВ Уже традиционным стал проводимый ежегодно по всей стране кинофестиваль детскик фильмов «Здравствуй, школа!». В этом году детский кинопразд ник пройдет с 7 по .14 сентября. В кинотеатрах, дворцах и домах ку.тьтуры области ребята увидят новые художественные фильмы о школе; «Утро без отметок» (ки ностудия имени М. Горького) н «Уроки на завтра» («Узбек- фи.чьм»). Среди многообразия тем, про блем, жанров детского кинема тографа фильнь! о ‘школе зани мают, пожалуй, особое, гла венствующее место. И не только потому, что школу можно считать «золотым веком» детства и юности, но н, потому, что имен но в этот период начинается ин тересный и сложный процесс формирования .личности. Обычно «школьный фильм» четко укладывается в прокрусто во ложе конструкции «учитель- ученик», в которой одна сторона учит,, а другая учится. Причем, не только химии, физике, лите ратуре й другим обязательным предметам школьной про граммы, но и , — воспользуемся с.ловамн песий — «жизни не по учебникам». Но как редко на экране осуществляется обратная связь схемы «учитель—ученики». И удача нового художествеино- То фц.льма узбекских кинемато графистов «Уроки на завтра» (как, впрочем, и фильма « 4 : 0 в поль зу Танечкй», не так давно про шедшего по нашим экранам), за ключается как раз в этой по пытке необычного подхода к проб.леме взаимоотношений учи. теля и учеников. В небольшой сельской школе новый учитель. Он будет препо давать физику н одновременно вести классное руководство. Какой же класс дадут но вичку? «Вам поручается 7 «Б», — эти слова 17 ЛК 0 разносятся по учи тельской. И сразу же возбужден ный шепот: «Такой-молодой... Они его съедят». 'Музаффар Самади без всяких опасений знакомится с «трудны.м» классом. , . В роли Самади выступил не. профессиональный актер. Ис- полните.ть этой роли — Мурад Дост — сценарист, автор сцена рия этой картины. : В программе фестиваля -и фильм режиссера В. Мартынова «Утро без отметок». . Юный герой фияьма Глеб— современный Филиппок. Так же,, как его знаменитый литератур ный прототип, мальчик мечтает, как можно скорее пойти, в школу.- Обменяв любимый ' перочинный ножик -на новенькую сверкаю щую школьную форму своего заболевшего приятеля, он от правляется на учебу. Увлека- тельно и ярко рассказывают- ав- -торы о забавных, порой ■неве роятных пршглючениях. самозван ца-пер воклассника. В фильме вы увидите пбпуляр- ных актеров: Марину Яковлеву,- Валентину Талызину, Ва.ктаига Кикабидзе, Юрия Соломина ш других. Но особо, хотелось бы остановиться на игре самого юного, актера — Кирнл.та Го ловко. Внук народной артистки СССР Киры Головко, сын мо лодой актрисы МХАТа Натальи Головко, восьмилетиий Кирилл уже сам по себе, известен, вот- •вот станет юной «кинозвездой». Параяле.чьно с «Утром без от-, меток» он снимался еще в одной картине и сейчас имеет пе- •сколько предложений. И дети, и старшие запомнили, его в фильме «Не хочу быть взрос лым», за который он получил на международном кннофести-- вале в Дели «Серебряного сло- И. БУГАЙ. НА СНИМКЕ: кадр из филь ма «Утро без отметок». ЧТО н о т «КОМБИНАТОРЫ» Когда работы'над фильмом начались-, серьезно заболел режиссер.; . Значит, нужно приосганавливаЧь • ' деятель ность ■' творческого коллектива, отменять съемки. Настрое ние в группе заметно упа.то. Командировка во Францию И Бельгию' отодвигалась в неясную перспективу... Людмила Александровская больше всего в жизни боятся бездействия. И она предложит ла свой вариант. Небольшой группой отправились в Одес су. И вскоре отснятые «пейза жи Брюсселя», красочные ^«па рижские улицы» показывали изумленному режиссеру. Секрет объясня.лся просто. .Художник - постановщик ком- СССР. За 43 года иепрернв- Тюй работы на «.Мосфильме» она овла.дела десятками.' раз-, ных кинотайи,' нашла . собст венные пути к -реа.тизадйи са-. мых ф.антастических захулс- лов ”. режиссеров. Первым учителем. Александ ровской был А. Птушко, при знанный мастер,,.' комбнниро-;- ванпых съемок. Он вывел-, учёнипу на. дорогу самостоя-: тельнЬго - творчества- с ре жиссером И. -Пырьевым, для фильма которого «В шесть часов вечера . после войны» она сделала более- 150 . эски зов. Заснеженная Москва 1941 года, надолбы, аэростаты — все эти - приметы времени созерцаем мы. в фильме бйиированных съемок Л. Алек- благодаря вдохновению ху- сандровская нарисовала эс кизы, по которым Изготовили макеты европейских столиц, а оператор Б. Арецкий снял их па п.ченку, совместив пано рамы на одесских улицах. Ощущение подлинности было настолько сильным, что мно гие- из тех, кто просматривал материал, , недрверчиво спра- пЛЛзали: «Когда же вы ездили в эти страны?». Выдумка, . изобретатель ность, умение оживить • на экране неодушевленные пред- . меты отличают Л. А.лексаид- ровскую, заслуженного ху дожника РСФСР, лауреата Государственной пре.мии дожницы. Не раз Александровской доводилось создавать эскизы будущих сцен фильмов, где разыгрывались морские -сра жения, происходили пожары, зе:члетрясеш-1Я, катастрофы... На экране мы видим, как люди бегут по горящей крыше дома, как падают с корабля в море или попадают в объятия хищного зверя... Но .не волнуй тесь за актеров, их жизни ничто . не угрожает; Об их. безопасности позаботились мосфи.льмовские «комбина торы». ■ Первый штрих в эскизах и чертежах обычно принадле жит худоя«ннку-постановщи- ку комбинированных съемок. Так, например, надо в точно сти рассчитать размеры бута форского корабля, чтобы сня тый в легкой ряби мосфнль-. мовского пруда, он казался бы плывущим по бушующему — Я долго продумываю эскизы, —- говорит Л. Алек сандровская. — Хожу, смотрю, знакомлюсь с местностью, про- . сматрнваю хроникальные кадры. Затем пастелью пишу первый вариант эскиза. Надо ' найти образ сцены,.и тогда работа пойдет. Имя' Александровской упо минается бо.чее чем. в 60 фильмах. Ей. довелось со трудничать ^ с Г. Александро-* вым .Т . Рошалем, М. Роммо.м,; .;С. Юткевичем -— практически со ‘Всеми замечательными ре- жнссерам!# «Мосф.чльма» как прежних поколений, так и ма- стерами сегодняшнего дня. Сейчас по эскизам Л. Алек сандровской изготовлена мио-, -. гометровая панорама для фильма Е. Матвеева , «Побе да» (часть которой вы видит* ■на..снн.м-ке'!., Разрушенные го рода, раз;'! 1 тые. мостл, взор ванные . '"'.а, искореженные орудия, танки, , дымящиеся пепелища такая картина . предстанет.из окна поезда, в . котором е д е т . Сталин на Пот сдамскую. конференцию - ,, в 45-м году. На экране ■ э-гот эпизод пройдет в течение ’ нескольких минут. А на подго товку . макета, -поражающего достоверностью и . точностью в деталях, потребовалась неделя напряженного труда десятка спепналнстов. ; ' Художник комбинирован ных съемок Людмила Алек сандровская в шутку 'называет себя прорабом. Вместе в бутафорами, рабочим»! столяр- .. ного, постанов.очиог-о, маляр ного и других цехов она. уота- навливает декорацни, перед вигает макеты, ищет- нужную точку съемки. Ровесница Ве ликого Октября, Людмила Константиновна и не помышля ет об отдыхе. Невзирая дга недомоганв1е, она спешит; на ро.дной ' «Мосфильм». Ведь ее труд, огромный опыт и мастерство во многом помога ют художественному . решению фильмов. . ■ Б. ВЕЛЙЦЫН. Фото автора. «ТАЛЛ и НФи л ьм » н о во сти С КИНОСТУДИЙ Режиссер Олав Неуланд закончил работу над фильмом «Реквие.м», который продол жает и развивает идею его первой картины «Гнездо на ветру». Действие «Реквиема» происходит в оккупированной Эстонии накануне ее осво бождения от фашистов. Глав ный герой, органный мастер Яан Прий, исповедующий принципы абстрактного гу манизма и нейтралитета, как и герой предыдущей картины крестьянин Юри Пййр, жест кой логикой войны поставлен перед необ.ходимостью дейст вия, перед необходимостью выбора; помочь или дать погибнуть раненому русскому .летчику. В экстре.малыюй ситуации авторы сталкивают людей разных мировоззрений; советского летчика, абстракт ного гуманиста Прийя и вр.ача- фашиста. Авторы сцепарня — Тёэт Каллас, Олав Неуланд. В ро ли органного мастера — Аар- ие Юкскюла. сАЗЕРБАЙДЖАНФИЛЬМ». По повести Акрама Айлпслм «Сказка о гранатовом дереве» Шамиль Махмудбёков и Га сан Турабов поставили фильм «Воспоминание о гранатовом дереве». Сценарий написала кинодраматург Роза Хуснут- динова, по чьим . сценариям поставлено шесть фильмов, в числе которых — фильмы- призеры Веесоюзиого и Меж дународного кинофестивалей «Алпамыс идет в школу» и «Триптих». Новая картина повествует о . жизни послевоенного азер байджанского .городка, о лю дях, живущи-Х -там,' о трудно стях, выпавши.х.. на долю многих нз них. События пока заны через восприятие мальчи ка Садыка. Наблюдая Ж 1 <знь тети Медины, ед! 1 нственного родного человека, и соседей, он открывает такие, понятия, как доброта и' .жестокость, лю бовь и измепа, родина и вера. В роли Садыка снялся ,пяти- классншс Руслан Насибов, Медины — . Шукуфа Юсупова, мясника Якуба — Расим Ба- И. ЧЕРНЫШОВА. Зам. редактора М. СОРОКИНА. Г В кино т Е а т р а х 2^ -26 августа «КОСМОС*. Прердш ~ 10.00, 12.00; Укол зонтиком (детн до 16' ле-!' не допускаются). 14.00 (удАиаеяный), 10.30, 18.30,- 20.30 (уддйнвняый). «ВИНШЩА*. Актриса и трансилк- нанцы — 10.09, 1?.30. Знахжрк 2 с е рии. (дети до 16 лет не допускаются) 11.30, 14.30, 19.30. Малый зал. И жизнь, и слезы, и любовь — 19.00, 21.00. Детский зал. Мультсбор- яяк № 4 . — 11.00, 13.00. Зигзаг уда чи — 15.00. 17.00. «ОКТЯБРЬ*. Актриса я траясиль- вапцы — 10.00, 12.00 (удлиненный), 16.00, 19.20. Невезучие (дети до 16 лет не допускаются) — 14.00, 17.30, 29-50 (удАИнепный). Все наоборот — «Заряя. Любовь всего ..дороже (дети до 16 лет не допускаются) — 10.00, 12.00; 14.00, Ш.ОО (удлиненный^, 18.30, 20.30. Детский :зал. Хитрые садоводы — 11.00, 14.30. Малый зал. Правосудие для всех (дети до 16 лет не допускаются) — 16.15, 18.15, 20.15 (удмшеиный), «СПУТНИК». Хитрая ворона — 11.00, Тайна ви.\лы «Грета». — 9.00, 13.00, 15.00, 17,00, 19.00, 21.00. «МЕТАЛЛУРГ». Остаюсь с тобой— 9.00, 11.00. 13.00, 17,00, 19.00 (удли- кешшй), 21.30. Прнш-лите телеграмму в д о л г— 15.00. 26 августа. Остаюсь с тобой — 9.00, 13.00,: 17.00, 19.00 (удлзвеняыё), 21.30; Пришлите теле грамму в долг — 11.00; 15.00. Наш адрес: ГСП 398055, г. Липецк, улица Московская, 83. редактора — 5-01-76; ответственного секретаря — 5-01-45; отдела комсомольской жизив — 5-01-42: отдела коммуиисти. ческого воспитания и руководителя литобъединення — 5-01-78: отдела учащейся молодежи — 5-01-57; отдела пи- ТЕЛЕФОНЫ сем — 5-01-05; отдела спорта и фотокорреспондента—5-01-87, Типография издательства «Ленинское Тираж 40600. Печать высокая.____ знамя». Липецк, уд. Московская. Индекс 52600 Объем 1 п. л. АЭ 4 1 7 3 0 Зак. № 4197.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz