Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

~ 2 \ января 1984 г,- «ЛЕНИНЕЦ» • 3 НЕТ — ВОЙНЕ! ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА1 ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ МНЕНИЕ в инструментальном цехе Липецкого станкостроитель* 810Г0 завода состоялся антиво­ енный митинг молодежи. ТРУДОМ КРЕПИТЬ МИР НА ПЛАНЕТЕ — Наше поколение хорошо помнит ужасы второй мировой войны, — сказал ветеран вой­ ны и труда, инженер-технолог А. Г. Плешивцев. — Это бы­ ло страшное испытание для всего советского народа, но мы его выдержали с честью. Не допустить повторения этих ужасов,’ остановить гонку воо­ ружений нет сегодня зада­ чи важнее. Об этом же говорил нами* тинге и член комсо; юльско- мояодежного коллектива сле­ сарно-механического цеха слесарь Александр Хромии, Мы должны укреплять обороноспособность нашей страны добросовестным вы* сокопроизводительным тру­ дом, — подчеркнул он, На­ ша бригада стабильно вы- ИДУ1ЦИЕ ВПЕРЕДИ полняет норму на 105—110 процентов. Мы знаем, что зна- ■чит для страны повышение производительности труда хотя бы на один процент. Это новые станки, тонны стали, уг­ ля, руды, Наша бригада так­ же взяла обязательство" по­ высить производительность труда на 1—2 процента. Это наш вклад в общенародное дело укрепления могущества Родины. Стаж работы у токаря-расточника основного ремонтно-механического цеха НЛМК Александра Колядина небольшой, но он уже стал опытным специалистом. Качество вы- • полненных работ всегда высокое. Задания 1983 года Александр выполнил досрочно, на­ мерен раньше срока выполнить и план нынешнего года. На снимке: токарь-расточ ник А. Колядин. Фото Н. Ткаченко. КОМСОМОЛЬСКИЙ ВОЖАК Увлечь и нацелить Товарищи избрали тебя комсоргом. Значит, они доверяют тебе, уважают, видят в тебе вожака. Сознавать это, ко­ нечно, приятно. Но соответствовать всем этим требованиям, оправдать доверие — задача не из простых. Какими принципами в работе надо в первую очередь ру­ ководствоваться, чтобы успешно решать эту задачу? Об этом наш внештатный корреспондент Т. Чирикова попросила рас­ сказать Владимира КОРОЛЕВА, групкомсорга комсомоль­ ско-молодежной бригады заливщиков Н. Ильина из цеха мелкого литья завода «Центролит». — Владимир, третий год ре­ бята избирают тебя комсор­ гом. Срок достаточный для то­ го, чтобы накопить определен­ ный опыт работы. В чем же, по-твоему, заключается специ­ фика деятельности комсомоль­ ского вожака? — Ко'Мсомо^гьской работой я занимался н во время учебы в техникуме,, п в годы службы в рядах Советской Армии. И главное, что я понял: нужно быть в этой работе вниматель­ ным к людям, научиться убе­ ждать, увлекать за собой. Со­ вершенно справедливо под­ мечено, что молодости свой- агвенно более эмоциональное восприятие жизни во всех ее проявлениях, склонность к максимализму в суждениях. Поэтому вожак молодежи дол­ жен обладать предельной чуткостью. Если этого качесг- ва нет, то вся рабог а может пойти нармарку, даже если ты прекрасный организатор. Ие скрою, трудней всего для ме­ ня было научиться общению с людьми. -Под словом «обще- ние> я понимаю ие просто умение вести беседу. Общение •— это чуткое улавливание точки зрения собеседника, умение слышать н откликаться на мысли товарища. Учился и учусь всему этому в нашей комсомольско • молодежной бригаде. Вот и п<хтучается, что комсоргом меня не только выбирают, но и делают мои же товарищи. — А от чего, от каких не­ достатков в стиле н методе работы комсомольскому во­ жаку необходимо в первую очередь избавляться? — Недавно в цехе мне при­ шлось услышать такую фразу: «Вы, комсомольцы, много го­ ворите...», Человек не закон­ чил свою мысль, но и без то­ го было понятно, что дальше прозвучит: «...но мало делае­ те». К сожалению, зачастую так И' бывает.. Вот, например, коллектив нашего цеха —при­ знанный лидер заводского со­ ревнования. На счету литей­ щиков много добрых начина­ ний: внедрение и совершенст­ вование бригадной формы ор­ ганизации труда, активное уча­ стие в общественных делах... Но в каком нз этих дел впе­ реди были комсомольцы?.. По­ ка похвастаться ■ нам нечем. Мы только «на ■подхвате». Что поручат ~ сделаем,, А собственной инициативы, кон­ кретности в делах явно не хва­ тает. Вот это, мне кажется, и есть главный недостаток в ра­ боте комсомольцев п, в пер­ вую очередь, комсомольских вожаков. И еще две черты характера считаю совершенно недопу­ стимыми для тех, кому оказа­ ли -комсомольцы доверие. Пре* жде всего высокомерие. Один человек в группе ничего не решает, все. нужно делать, сообща. А если постоянно вы­ пячивать свое «я», не будет комсомольского коллектива. Вторая, абсолютно неприемле­ ма^ для любого человека, а для комсомольского лидера тем более, черта характера ■— лицемерие. Какие-то недочеты, провалы и* неудачи в работе - случаются,- И-это надо уметь признавать. Как говорится, не ошибается, тот, кто ничего не делает. И Не надо стремиться «замазывать» свои ошибки в глазах товарищей, выискивать оправдательные причины там, где их нет, где есть только твоя вина. Это не на пользу коллективу. — Владимир, хотелось бы узнать, какие задачи стоят перед вашей комсомольской группой, молодежной бригадой в этом году? — На четвертый год пяти­ летки у нас напряженные обя­ зательства. Постараемся от­ работать его не. хуже, чем год предыдущий, в который запи­ сали на свой сверхплановый счел более 250 тонн металла. Главное — постараемся уве­ личить производительность труда, на., что нацеливают нас - решения декабрьского (1983 г.) Пленума ЦК 1Ц1СС, и добить­ ся почетного права участво* вать в-выплавке миллионной (для нашего завода) тонны Увлечь ребят, мобилизовать на выполнение всех намечен­ ных планов, сделать так, чк>- бы комсомольцы были во гла­ ве всех начинаний, ~ в .этом вюку главную задачу комсор- — Комсомольцы отдела главного конструктора от­ кликнулись на. призыв. газеты «Комсомольская правда» вклю­ читься в проведение массовой акции против размещения кры­ латых ракет в Западной Ев­ ропе, *— сказал в своем вы­ ступлении секретарь комсо­ мольской .организации отдела В. Дибров. 42 комсомольца поставили свои подписи под открытками в адрес прави­ тельств стран Западной Ев- На митинге была принята резолюция, в которой молодые труженики завода: выразили протест, против гонки воору­ жений, горячо поддержали ми­ ролюбивый курс (ХСР, ’ М. ТРУСОВА, заместитель секретаря . комитета комсомола Липецкого станкострои­ тельного завода. К 40-летию полного освобождения Ленин­ града от блокады И ГОРОД ВЗДОХНУЛ СВОБОДНО Девятьсот дней и ночей дли­ лось тягчайшее испытание, вы­ павшее на долю тех, кто в го­ ды Великой Отечественной войны защищал н отстоял го­ род, носящий имя великого 'Ленина. Фашистские войска- хотя и обладали • превосход­ ством в силах, все же были остановлены у стен Ленингра­ да, Враг обстреливал из тя­ желой артиллерии и, бомбил улицы и площади осажденно* ■ го города. Суровой зимой 1941—1942 года пришел го- Шестнадцать месяцев про­ должалась жестокая блокада города. В январе 1943 года наши войска прорвали кольцо, образовался корядор шириной 8—11 километров. Город- уста­ новил сухопутную связь со страной. . Прошел еще год, прежде чем наступило полное осво­ бождение города-героя от блокады. 14 января 1944-года войска. Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке военных моряков. Балтийского флота .перешли в решительное наступление. На­ чалась Ленинградско-Новго­ родская операция советских войск, завершившаяся разгро­ мом крупной группировки прог тивника. , Полк, в котором я служил, непосредственное участие в . этих наступательных боях принял на день позлге. Мне хорошо запомнился солнеч­ ный морозный день 15 янва.ря 1944 года. В назначенный ут­ ренний час всей своей мощью наша артиллерия ударила по переднему краю противника. Более полутора часов непре­ рывно длилась артиллерий­ ская подготовка. Било в сторону Пулковских высот по вражеским укрепле­ ниям и мое орудие. Со звоном отскакивали гильзы, Побуре­ ла, а кое-где и почернела бе­ лая краска на . стволе. Час возмездия настал! 19 января наши войска. ов­ ладели городом Красное Се­ ло, заняли Ропщу — мощный опорный пункт обороны про­ тивника, 2 Г января взяли Мгу, 24-го овладели городами Пун!-, кин и Павловск, 26-го освобо-, -ДИЛИ Гатчину... З а активные действия в этих январских -бо­ ях нашему полку приказом Вер.човного Главнокомандую­ щего было присвоено наимено­ вание «Красносельский», .его наградили орденом Красного Знамени. • К исходу 27 :-января соеди­ нения Ленинградского- и Вол­ ховского. фроитов отбросили гитлеровцев от Ленинграда на 70—100 километров. Вечером того же дня в ленинградском небе, которое за два с поло­ виной года блокады озарялось по ночам лишь отсветами по­ жаров от фашистских бомб и снарядов, вспыхнули россыпи фейерверка. Прогремел мощ­ ный артиллерийский салют, возвестивший' об окончатель­ ном снятии блокады. Осаж- д'еиные не только выдержали невероятные испытания, не только отбили ,все атаки про­ тивника,- но и отбросили и разгромили врага. А. ЧИСТОВ, участник обороны Ленинграда. К о т о р ы й час шел дол ­ гий разговор о челове­ ческих качествах, о том, какими из них прежде всего должен обладать спорт­ смен. Что такое вообще бой­ цовский характер? Но нет, сколько пи всматрпва.ись в лица Геннадия и Александра, их товарищей по секции, так и не. заметила ни какого бы то ни было смятения, раскаяния или хотя бы малейшей расте­ рянности. Скорее наоборот — так И слышался невысказан­ ный вопрос: что, собственно, случилось? С чувством право­ ты Александр скажет: «Я раз­ ве дли себя стараюсь?». Действительно, ничего не случилось: и А.тександр, п Ген­ надий «стараются не для сет ...Пять лет назад на город­ скую станцию юных техников пришли мальчишки. Пришли с одним желанием — заняться интереснейшим видом спорта, а главное новым для них картингом. . Этот вид спорта новым в то время был II для коллектива станции; Вместе с руководите­ лем кружка картингистов мальчишки своими руками со­ бирали машины, с самых азов постигая технику. Все было первым- первые пять картов, •первые долгожданные сорев­ нования. Вместе со своими на- Н ,ЩАИУНЕ % . Марта классный руководитель 5-го «А» попросила ре­ бят принести фотографии для стенда «Наши мамы». Когда снимок принес Сережа, то учительница не , взяла его: «Твоя мама домохозяйка, ■ а на, стенд нужны фотографии тружениц», — сказала она. Да, 5:Л1ма у Сережк.4-0 рабо­ тала — присмотр’’за пятеры­ ми. детьми отнимал все силы, Мальчик -пришел- домой рас­ строенным. Он подошел к от- . цу и рассказал все, что про­ изошло в школе. «Что ты ре­ шил делать?» — спросил Се- ? ежу отец. «Пока не знаю, олько маме не говори». . ...Иа сборе читали стихи, пе­ ли .песни. Все шло по сцена­ рию, Мамы были , счастливы, учительница сняла. Неожидан­ но встал Сережа: «Фотогра­ фию моей мамы не взяли на стенд и сегодня о ней ничего не сказали, потому что она не -работает. По это вовсе не вер­ но. Она#вботает дб*йа, погго- . м у :что у нее пятеро детей. Она самая лучшая на свете». Вот так впервые в своей жизни одиннадцатилетний мальчишка встал на защиту -женщины, еврей матери.: И какие у него были оценки по математике или литературе, ■мне кажется, совершенно не­ важно. Это, в конце концов, «ВСЕ, ЧТО ЗОВЕТ ВВЕРХ ...» можно и выучить. А вот ■ то, что он становился личностью, способной быть ответственной за другого, за себя, за свою мать,— это было несомненно, Я рассказывал эту нсторшо студентам к виде.ч, как они становились серьезнее, ■как ра­ довались за ма,ченько1Ч) че.чо- века. А это огромное счастье ■— радоваться за кого-то. Они еще первокурсники. Им трудно понцть всю серьез­ ность отношений между учи­ телем и учеником, всю ответ­ ственность, которая ляжет н? них через пять лет. У них все еще впереди. И самое страш­ ное для них сейчас—ие сдать сессию, а то, о чем они пой­ дут в школу, к детям ,—. .э т о их пока , забртиг ма.чо, А клаосный руководитель, о ко­ тором я им рассказывал, дает «методически. правильные» уроки, объясняет школьникам сложное содержание . учебни­ ка. Все у нее хорошо, все правильно, и только одного^то И не хватает *** души челове­ ческой. А что* .может бытр страшнее педагогического без: душия, эмоциональной :глухо­ ты? Это . серьезная блчезнь, которая есть сегодня в школе. - СЛЕТ ВЕТЕРАНОВ - К сожалению, не всегда в с?ге- ках педагогических институто:^ мы формируем полноценную личность' учителя. Вроде и сессии успешно сдают наши студенты, и диплом с хороши,- -ми оценками получают, а вот что они. за люди, мы, их пре­ подаватели, знаем мало. Встре­ чая выпускников, часто от них можно слышать: «Этого нам на давали, этому не учили, 'К этому' не готовили». В прин­ ципе, правильно, но если ра- зоб1)аться, то уж больно «по- школярски» : Предъявляются претензии. Меня всегда беспо­ коит такое вот несколько по­ требительское отношение к обучению. Кто-то кому-то дол­ жен. Кто-то кому-то дает илиг не. дает. Все мы ищем винова* • тых. А дело, здесь .в том, что если выбрал профессию учите­ ля. то готовь себя к ней сам. Что читают лучшие студенты, учителя? А, С, Макаренко, В. А. Сухомлииского,. Я. Кор* чака, В. Ф. Шаталова, Е. А. Ильина и других. Прекрасно! Но ведь это, прежде всего, ■технология, методика педаго­ гической деятельности. Ее достаточно, Она должна иметь основу. А для этого надо читать Чехова, Толстого, Бу­ нина, Фриша, Маркеса, Хел­ лера, слушать Чайковского, Хиндемита, Стравинского, Шопена, смотреть Дане­ лия, Феллини, Бергмана. Вот тогда и Макаренко будет читаться не как сумма педагогических правил, а как жизнь человечтекая. Кстати, сказать, вот кто поистине был образованнейшим и нятелли- генгиым человеком,., Мы много говорим сегодня про оценки, особенно о «двой­ ке», Конечно, же, необходимо вернуть ей соответствующий . статус, восстановить ее «в за­ конных правах». Но М€!Ш ин- . тересует другое: как можно говорить , о сердечпобйи,, Оеча* ' . стье .человека на классом, ча­ се, а на уроках ставить уче­ нику по пять-—шесть двоек, лишая его всякой надежды на исправление. Мне возразят: ; «Сегодня плохих оценок ста- . вят мал.о, так что и исправ- 'ЛЯть нечего». Да нет ,-г- ста* . вяг, а если н не в журнал, то так определят 'положение это- . го ученика в классе, -и неиз­ вестно, ЧТО: лучше. Одна из острых проблем педагогиче­ ской «ультуры -‘учителя • - его «кТЙВАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ, иолодыии» Лет двадцать пять — трид­ цать назад-спортсмен со знач­ ком перворазрядника вызывал, без преувеличения, всеобщее восхищение. Еще бы, таких были :йЙ:шицьь Сей’1||Ё; другое дело. Уже маотерскнй квадра*. тик на лацкане пиджака нико­ го не удивляет. В одном толь- .-ко обществе «Труд» в коллек- .тивах физкудьтуры и ' спорт­ клубах области подготовлено 6 мастеров спорта международ­ ного класса, 176 масперов -спорта СССР, а уж кандида?- тов в мастера, перворазрядни­ ков — более 3000. Время не стоит на месте. Это есгественно. И все же, анализируя успехи нынешние, мы .не можем не вспомнить, тех,-к(го.стоял у истоков фиа- культурНого развития обла­ сти. На недавнем областном' слете ветеранов спорта обще­ ство «Труд» чествовало своих первопроходцев. . , Николай Алексеевич Кули­ ков -;* ветеран труда, войны, спорта —- один, из, них. Ои ■приехал в Липецк в- 1947, гог ду по путевке ЦК ВЛКСМ. Прокладывал первый .трамвай­ ный путь в нашем городе, уча­ ствовал в нервом чемпионате Липецка по иасто.льному. тен­ нису, в первой Всесоюзной конференции ■ физкультурни­ ков в КолоннО'М зале Дома Союзов, в строительстве пер­ вой городошной_ площадки на стадионе тракторостроителей. Он вообще любит это с л о в о - первый. Стал первым масте­ ром спорта СССР в области по городкам, потом первым почетным мастером. Известный ныне девиз: «Ог массовости к : мастерству» в пркМ'енении к Куликову зву­ чит наоборот: «От мастерства к массовости!». Вначале научился играть в городки сам, потом подготовил коман­ ду —- чемпиона России, увлек за собой массы. Виктор Михайлович Тюрии, Павел Николаевич Кирсанов, Валерий •Фадеев, Николай Си­ доренко, Зоя Ткаченко, Юрий Сухомлинов, Николай Курбаев И■десятки других все они поднимали спорт-в городе я области, увлекали 'Других. И вновь ОНИ- в строю, вновь пре­ даны спорту. . В . день слета в адрес ’вете- фанов спорта прозвучало не­ мало добрых пожеланий,- при­ ветствий. Принято обращение ветера­ нов к участникам слета, в ко­ тором, в частности, говорится: «Готовность к труду, к испы­ таниям, к подвигу должна быть постоянной. Мы — те, кто старше, это понимаем. Однако необходимо, чтобы это чувство постоянно жило и в нашей молодежи». . Д ля координации всей дея­ тельности ветеранов по воо питанию юношей и девушек избран совет ветеранов спорт- общества «Труд». В. ВОЛОДИН. умение оценивать ученика, другого человека. Я , имею в виду эмоциональную оценку, а не прос(го баллы, ведь вся практическая педагогика строится на открытой этике: добро и зло, смысл жнзнн, го­ ре, радость. ■Там, где справед­ ливость — там духовность. К этому всегда призывали луч­ шие умы человечества. Можно ^ыть педагогом с горящим взглядом, заражающи.м собой Детей,-с колоссальной энерги­ ей, неутомимостью, а можно бы т ь ' педагогом, ориентиро­ ванным 'на личность самого ре­ бенка, на доброту и нежность отношений.. -Но в том и Дру­ гом случае главное эмоци­ ональный коитает. е детьми, когда "вместе ■с ними учитель создает, «зону морального бла­ городства», . сотрудничества, совместного стремления к од­ ним целям. На востоке гово­ рят: «В'Се, что зовет вверх,' и есть Учитель!»,: Мы" обсуждаем _проект ре­ формы ■ общеобр'азовательной к пр'ОЛ:ессиональной школы. Как бы ян изменилась струк­ тура, какие бы нововведения . ни были приняты, • - главным действующим лицом в школе. НАРОДНЫЕ ЗАБАВЫ останется учитель. Именно от уровня , его педагогической культуры, ■профессионального ' мастерства зависит успешное воплощение реформы в жизнь. Кого' должен выпускать пед­ институт молодого я а ч т а - ющего или молодого мастера? Начинающий — этот тог, кто требует помощи и утешения, чьи ошибки и беспомощность, прощаются, пото'му кто он на­ чинающий, Мне больше по ду­ ше молодой мастер—тот, «кто отвечает сам за себя, потому что приобрел способность са­ мостоятельно летать». Это ска­ зал -известный ‘ советский те- ■атральный режиссер'-Вольде­ мар Пансо.' Мне кажется, что его слова относятся не только к акчерам, к учителям—тои<е, А та классный руководи­ тель, о которой шла речь вначале, похвалила Сережу: «Молодец, хорошо сказал о своей маме, только, как всег­ да , не вовремя.. Сейчас Таня должна была.стихи читать..,», А. КАЗАНСКИЙ, кандидат педагогических наук, декан художествен­ но-графического факультета ЛЕПИ. Народные гуляния —• обычай старый. Можно и силой помериться, и ловкость свою показать. Как? Хотя бы с помощью пилы. Кто быстрее справится с работой — тот и са­ мый ловкий. Фото Н, Ткаченко, ставниками мальчишки де­ тально разбирали неудачи и маленькие победы. Общими были и радости, к срывы. Здесь, иа станции, растили ие спортсменов, стремились не к спортивным достижениям.. Перед педагогами стояла за­ дача более важная, как приня­ то'говорить, — оторвать маль­ чишек от улицы, в самом трудном возрасте занять их интересным делом. Здесь ота- рались развить в них добрые человеческие качества, стреми­ лись к тому, чтобы ребята с детства испытали чувство то­ варищества, взаимовыручки, крепкой мужской дружбы. И не трудно понять, что сегодня происходило в душах настав­ ников, когда они, взрослые люди, опытные педагоги, были вынуждены вслух сказать сво­ им шестнадцати-семкадцатк- •летним воспитанникам: «Бы выросли. Но мы не сумели вас вырастить настоящими муж­ чинами». Да, мальчишки выросли: хо­ тела добавить; возмужали, но нет... Речь, наоборот, о песо- стоявшемся мужании, песо- , стоявшемся бойцовском ха­ рактере. ...Семнадцатилетнему Алек­ сандру, единственному из кружка картингистов город­ ской станции юных техников, было предоставлено право за- ГОРЬКИЙ ОСАДОК оставил переход из одной секции в другую двух молодых спортсменов щищать честь своего ' коллек­ тива на соревнованиях юных картингистов в Курске, Вмес­ те с ним па соревнования вы­ ехал его наставник, руководи­ тель кружка Дмитрий" Василь­ евич Покачалов. В самые трудные минуты он был . с Александром. Помогал отла­ дить машину, помогал сове­ том и делом, «болел» за свое­ го воспитанника. С ним он был и когда Александр потер­ пел неудачу. Парень ие заво­ евал громкой славы, не добил­ ся яр:дай победы, но его никто и не обвинял ни в чем, наобо­ рот, старались .поддержать: еоревйоваиия (и не одни)-еще впереярт.-^-нридут и-сиортивиые удачи ■— Александр вполне перспективный картингис(г.- Только ^ д о р або^ ть , рабо-: То, что из Александра мо­ жет со временем получиться, неплохой спортсмен, на сорев­ нованиях в Курске .заметили и представители Липецкого об­ ластного комитета ДОСААФ и предложили парню перейти к ним в секцию. Без объяснений и разгово­ ров, даже не с д а в 'ЧИСЛИВШИЙ­ СЯ за шш инвентарь, Алек­ сандр покинул коллектив. Вместе с ним уш'ел и Гениа- В семнадцать лет трудно устоять перед соблазном, тем более если впереди пер­ спектива роста. Д а и надо ли отказываться? Но в семнад­ цать лет люди уже должны уметь оценивать и собствен­ ные поступки, и поступки ок­ ружающих. К сожалению, ни Алек­ сандр, ни Геннадий не смогли понять, что их тайный переход из одной спортивной органи­ зации в другую —■ пощечина коллективу, вырастившему их. В той долгой беседе Александр с достоинством уже бывалого, спортсмена обронил; «Условий тренироваться нет, а как на соревнованиях — так завое­ вывай места». Да, условия у юных картин­ гистов гораздо хуже, чем в спортивно-техническом клубе областного комитета ДОСААФ. Не всегда станция юных тех­ ников может приобрести по безналичному расчету детали для картов. Не хватает и са­ мих машин для всех к р уж - : ковцев. Но за пять лет, про­ веденных здесь, Александр и . •Геннадий не могли не заме­ тить, _как выросла материаль­ но-техническая база станции. ■Когда они. пятиклассниками, пришли сюда, здесь было все­ го пять машин. Сегодня их — двадцать пять, каждая стои­ мостью по 600 рублей. К то­ му же этим ребятам было выделено по две машины. Зато теперь Александр и Геннадий в спортклубе ДОСААФ имеют по три! Ин руководители городской станции юных техников, ни автор этих строк ие обвиняют Александра и Геннадия в том, что, увидя спортивную даль, они отправились к цели. .Иной разговор — какой избран путь (прямо скажем :— не очень красивый). Но в семна­ дцать лет все-таки легко до­ пустить опрометчивый шаг, можно нс- разобраться в сред­ ствах достижения- цели. Воз­ можно, с возрастом ребята разберутся в себе и посмотрят на свой поступок по-иному. Но вот взрослые, как они оценивают происшедшее? •— Мы не спортсменов рас­ тим — людей. Горько, но факт: .что-то просмотрели в ребятах, — скажет Александр Сергеевич Сальников,' дирек­ тор станции. — Д а, мы не можем сегодня предоставить своим картингистам равные условия со спортивно-техниче­ ским клубом областного коми­ тета ДОСААФ. Мы понимаем: ребята выросли, они стремят­ ся иметь большее. Но разве мы стали бы препятствовать их переходу? Мы просто уст­ роили бы им торжественные проводы, пригласив на них ре­ бят всех возрастов. Малыши увидели бы своих старших то­ варищей, вручили бы им суз вениры. И ушедшие ребята ос­ тавались бы для нас самыми дорогими гостями. И не было бы горького осадка ни у нас, педагогов, ни у ребят. Такого перехода требовали элементар­ ные принципы педагогики. Но Сегодня Александр и Ген­ надий занимаются в секции картингистов спортивно-тех- пического клуба областного комитета ДОСААФ, которой руководит Станислав Алек­ сандрович Карнаухов. Воз­ можно, он вырастил' из них 'спортсменов, которые достиг­ нут неплохих результатов. Но, смею' утверждать, спортивного характера ои у них не воспи­ тает, если (хотя бы сейчас) ие задаст своим воспитанпикам те вопросы, па которые, в об- щем-то, ие ответили ребята в ' последний раз своим наставни­ кам на отанции юных техпи- Что нужно спортсмену, что­ бы стать спортсменом? Какие качества они больше всего це­ нят в человеке? Какими из них, прежде всего, должен об­ ладать спортсмен? Ребята го­ ворили о необходимости зна­ ния техники, о спортивной реакции, о физической силе. И ин слова о дружбе, товари­ ществе, И лишь в са.мом кон­ це кто-то тихо сказал о чест- Станнслав Александрович сейчас находится на курсах повышения квалификации. Не знаю, предусматривает ли это повышение азов педагогики и просто человеческих взаимо­ отношений (по-видимому,. да), но тренер обладать ими обя­ зан. Обладать и помнить, что спортивные достижения—это итог человеческого' характе­ ра. Бойцовского, спортивного характера, которого не мол«ет быть ни без честности, ни без порядочности, ни без уваже­ ния друг к другу. Эти показа­ тели лежат в основе большо­ го спорта, как и всей нашей жизни. Переман:шаиие, спор­ тивная нечистоплотность на всех спортивных уровнях должны вызвать закономер­ ную реакцию - - нетерпи.мость. Преподнеся сегодня урок не­ порядочности своим воспитан­ никам, не пожнут ли , плоды его тренеры спортивно-техни­ ческого клуба завтра, когда их уже зрелым воспитанникам пообещают где-либо кусок пот слаще?.. ...Кто-то из ребят тихо ска­ зал о спортивной честности. Думается, Станислав Алек­ сандрович, вернувшисБ с кур* сов, именно с этих слов дол­ жен начать трудный, но чест­ ный разговор о происшедшем со своими воспитанниками. А потом вместе с ними прийти на станцию юных технпков и изв”ниться... М. СОРОКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz