Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

2 • сЛЕНИНЕЦ;» - ИХ подвиг БЕССМЕРТЕН ' «ЛЕНИНЕЦ^ • 3 СЛЕЗЫ ИЗ 42-го вновь увидела воловсиая земля. Время не притупило боль, не отдалило войну. Ковш экскаватора сделал один обо­ рот, и на поверхность вместе с землей выкатилась солдатская каска, затем вин­ товка. Федюшина пот прошиб, остано­ вил машину и бросился к траншее. З а ­ глянул; на небольшой глубине — в три штыка лопаты — лежали останки трех человек. — Солдаты это, наши, тихо про­ изнес экскаваторщик, отошел в сторо­ ну и,- обхватив голову руками, опустил­ ся на .землю. — Николай Михайлович, что ты? — испуганно спросил вслед парнишка, порываясь подойти к нему. — Оставь! — еле слышно сказал кто- то из стоявших у траншеи, ~ Сказано тебе, солдаты здесь похоронены. — Ои-то сам чего такой, будто уми­ рать собрался? Воевал он и жив остался... Вот И думай. Парень растерянно оглядел бывшую, ничем не приметную ранее могилу. — Отец у Михалыча без вести про­ пал. Где, что — неизвестно.’Может, вот и лежит. Она ведь такая штука — вой­ на, — продолжал кто-то вслух, вроде Ии к кому не обращаясь. — Понимать ^ Л а все я понимаю... Они-то вот кто? Ведь, верно, родня есть, а о них ничего не знают. Как же теперь? ■— Это наша забота. И твоя, и моя, •— подошел Федюшии, уже собранный, какой-то непривычно суровый. — Ис­ кат ь надо. Тоже, небось, без вести чис­ л ятся ... Похоронить надо по-человече­ ски, как и подобает. В то время, на­ верное, не до того было. Весть о находке облетела сразу все Спасское. ...Кто они? Откуда? Когда, погибли? Как?.. Из сотни вопросов ответ па один ясен — зачем погибли. И прихо­ дили местные старожилы. Вспоминали и пяака.чи. ,могли вспоминать, не влача, тот, 42-й год, врем я . оккупации. Мария Захаровна АНОХИНА: — Нашли родимых, и слава богу. Ведь как сироты были. Ни тебе покло­ н а ' земного, ни слезинки. Не шомшо я эти.х ребят и могилы ихией. Рассказатъ хочется, но это, наверное, к делу н е . относится. Хоронить многих ..пришлось. Они . ГФа- ш н еш ) , как -звери , налетели. Тогда и солдат наших немало, побитых лежало, н нас, детей . и баб,, стращ али .. Били, стреляли, К соседям налетели, все-то уж ’ рззбелсалйсь, . а парнишка — лет четырнадцать было ему — под лавкой спрятался. Нашли. .Убивать , не стали. .. Стреляли, мимо и гоготали, пинками би­ ли.: А потом, мы пришли, он. там все лежит, слова сказать не может. Гля­ ну ли .— вею стенку исцарапал, ноготка­ ми: о т страха. ; Анохина заплакала, запричитали дру­ гие женщины; • стоявшие ;рядом, ■ . Моего отца прямо на огороде .рас­ стреляли при нас. И хоронить- не ве­ лели. Заставили своих лошадей поби­ тых закалывать. Мария ' Захаровна вдруг поспешно вытерла слезы, оглядела обступившую детвору, односельчан, виновато улыб­ нулась: ■' Это, наверное, не по делу я гово- рютто. Опять душа заболела. Натерпе­ лась. Вспомнилось все по-нову. Види­ те, ; какое оно, горе-то наше. О своем говорила Анохина, а выти­ рали слезы все рядом стоявшие. Дмитрий Егорович КУЗЬМИН, кава­ лер двух орденов Славы, участник вой­ ны с 1943 года, уроженец Спасского: — Помню я момент, как погибалн. видимо, эти ребята. В июне 1942ло. Такие дни стояли ясаркие, солнеч­ ные. Как ра з сенокос. Солдаты на по­ луторке- ехали, а враг уже в атаку шел. На мосточке машина забуксовала. Выскочили они, все машину толкали, к своим, видно, проскочить хотели. Здесь их немец и положил. А вот как и где похоронили их — не знал. Мне тогда лет семнадцать было, мно­ гих краспоармейцев мы с бабами хоро­ нили. Почти каждую могилку помню. А где тех закопали — не знаю. Я ж тогда сразу ушел из села к своим. П равда, немцы перехватили, ■ избили, вернули. Но все равно я потом, когда каши в 43-м пришли, своего часа дож ­ д ался , Ушел на фронт, там себя не ж а ­ лел, не мог жалеть после всего увиден­ ного. Но жив остался, хотя и похоро- У старого солдата вдруг тоже высту­ пили слезы. — Не удивляйтесь, что похоронен. Мать- похоронку получила, оплакала. Лет десять назад как вычеркнули меня из списков погибших. На обелиске в селе Сосково Орловской области и зна­ чилась моя фамилия. Иван Яковлевич . КОМАРОВ, участ­ ник войны с 1943 года, уроженец села: — Этих ребят я хоронил, сам зака- А они ведь тоже мечтали, о хорошем- ; то. И ждали их ведь с войны, надея­ лись. Может, и сейчас ждут. Истлевшие куски шинели, гимнасте­ рок, ботинок и сапог, листовка (или книга), иа полях которой еще можно прочитать — Воронеж, ...Карпову Ив., бружие. Вот все, что пока найдено в могиле. После приезда минеров рас­ копки будут продолжены. Возможно, не одна тайна еще нам откроется, и мы узнаем фамилии красноармейцев, по­ гибших иа пашей земле. И родствен­ ники, если они живы, узнают, где поко­ ятся их близкие, поклонятся их могиле. Поиск начат. ...Звучит траурный марш. Из сельско­ го дома культуры на руках местные жители выносят гроб с останками по­ гибших. Траурная процессия, участие в которой принимают все без исключе­ ния жители села, партийные, совет­ ские, комсомольские работники, на­ правляется к школе — рядом с ней и певал.. - Точно, помню, ХОТЫ1 прошло 42„ года. Фашисты тогда з а мной пришли. Мы-то из дома в то время не выходи­ ли, боялись. Каразс.чн сюда много при­ возили народу, ~ вешали, - стреляли... . -ГДумшшсь, доказывадд нам, пацанам, и . бабам, что сильные, мол. Во г и за мной пришли. Думал, крышка! Иду, мысля разные в голову, лезут. Пришли вот па это самое место, а они трое лежат. Один разут — ботинки рядок; нога перебиктована, без пилот­ ки. Двое во всем, обмундировании. Как сейчас,- помню их лица, какие-то суро­ вые, но добрые... Три дня они уже мрртвыми пролежали. Копать начал, три штыка-.прЬш’е.д, солдат орет — хва­ тит, мол, бросай в яму. За одежду од­ ного взялся — медальон солдатский выпал. (Это после я узнал, что медаль­ он, когда .самому выдали, — там все данные на солдата иа случай гибели, чтобы было кому весточку отправить). Взял я медальон в руку — любопыт­ ство взяло, а автоматчик оружие под­ нимает — бросил я медальон в ямУ. Сложил и ребят в могилу. Туда же по­ бросал винтовки, подсумки. Комаров заплакал. — Я вернулся после службы в ар­ мии уж е в 50-м году, через семь лет. Искал захоронение, по не нашел: Говорил с односельчанами, а кто знает где. Тем более сказали, что пере­ несли всех в братскую могилу. Вроде, успокоился, а белит сердце. Пережил я ребят. Они-то, когда хоро-; НИЛ их, постарше были. И войну я пе- режцл, и сколько хорошего ужс видел. будут перезахоронены останки совет­ ских солдат. На траурном митинге выступили И. Н. Новиков, председатель Спасского сель­ совета; второй секретарь райкома пар­ тии Г. А. Башкатова: ветераны войны И. Я. Комаров, И. Ф. Романов, Н В. Макаров; секретарь партийной органи­ зации колхоза имени Х.Ч партсъеэда И. Г. Кирьянов; десятиклассница Спас­ ской; средней школы Надежда Власова. Гроб опускается в могилу. Звучит Гимн Советского Союза, гремят про­ щальные. залпы. Парадным строем про­ ходят-воины Липецкого гарнизона, ны­ нешние защитники Родины отдают по­ следний долг своим старшим товари­ щам по оружию. И стоял над селом плач. Рыдали . женщины, сма.хивали украдкой слезы мужчины, Плакали по тем, кого никог­ да, наверное, не знали, по тем, чьи име­ на пока еще неизвестны. Слезы поколения сороковых бежали из глаз людей, живущих в восьмидеся­ тых. И плач в эти мирные дни —■ еще одно доказательство того, что война не должна повториться. Мир вашему праху, неизвестные по­ ка нам солдаты. Пусть земля, где вы по.хоронены, будет вам пухом, ?1изкпй поклон вам и паша Память! В. КУРГАННИКОВ, наш. спец. корр. с. Спасское Воловского района. . . На, снимке: в почетном карауле. Фото Е. Самохвалова, ■ Падёжным фундаментом, на основе которого формируется личность нашего' , молодого, современника,, является .сис­ тема ! марксистско-ленинского образования юношей и де- «В современных условиях, подчеркнул в речи на Всеармейском совещании сек­ ретарей комсомольских ор­ ганизаций Генеральный сек­ ретарь ЦК КПСС, Председа­ тель Президиума Верховно­ го Совета СС:СР К. У. Чер- ПМ1К0, — с учетом требова1Шй жизни, новых задач комму­ нистического строительства, политическая учеба молодежи постоянно * совершенствуется». В прошедшем учебном году . в 1379 школах н се.минарах системы комсомольской по­ литической учебы и экономиче­ ского образования области обучалось свыше 34 тысяч мо­ лодых .тружеников, около 4 тысяч комсомольских активи­ стов занимались в системе партийной учебы. Больш ой , интерес вызвали у юношей и девушек курсы, изучаемые в школах общест­ венно-политических ' знаний: «Социалистический образ жиз­ ни и молодежь», «Идеологи­ ческая борьба и молодежь», „ «Основы ■ коммунистической морали» и «Основы правовых знаний». Более 9 тысяч юно­ шей и девушек обучались . в экономических шкодах ■ по курсам: «Продовольственная программа СССР» н «Береж­ ливость — черта _хоммуни- стическая».. Около 30 ; тысяч комсомольцев и молодежи - занимались в школах комму- ------------------- К итогам года в системе комсомольской политической и экономической учебы И С К У С С Т В О У Б Е Ж Д А Т Ь нпстического труда и конкрет­ ной экономики. ' Под руководством партий­ ных органов комитеты комсо­ мола стремились повысить идейно - теоретический ’ уро­ вень занятий, ■'укрешш, - связь пропаганды е жизнью, прак­ тикой коммунистического строительства. В большинстве политшкол и семинаров 'гг . Липецка, Ельца, Задонско­ го, Долгоруковского, Гря- зинского II других райопов широко использовались ак­ тивные формы проведения .занятий — диспуты, дискус­ сии, метод практических з а ­ даний, подготовка и защита рефератов, деловые игры. В учебный. процесс активно внедрялась обшественно-па- литяческая практика." Только в Левобережном районе, г. Липецка .а^^.числа слушахр: лей подготЖдено , почти - ^ 5 тысячи агитаторов и нОлит- информаторов, которые вели активную работу не . только в своих производственных коллективах,- 'н о и в подшеф­ ных школах и ПТУ. Ердёржа- тельио велась эта работа в комсомольских организациях Грязицского и Липецкого рай- - В , современных условиях иедоста |очно нросто разви­ вать и поддерживать трудо-. вой порыв Увледежн . -ч- Не­ обходимо Учить юношей ■ .и девушек постоянна думать, анализировать, искать допол- пителыше резервы производ­ ства. На решение данных вопросов и было направлено проведение с декабря 1983 по март 1984 года урока бережливости ц качества во всех политшколах и семина­ рах области. Участвуя в нем, молодежь лучше осознавала личную ответственность за рм ультаты коллективной р а ­ боты, стремилась повысить свой профессиональный уро- В ходе урока слушателями комсомольских политшкол и семинаров подано свыше 2 ты сяч предложений, направ­ ленных на экономию и сбере-. жение различных видов ре­ сурсов, более полное и эф ­ фективное использование тех-»- йики и оборудования, .внедре­ ние .прогрессивных -методов и ф орм : органнзац.ни. труда,. Около .7 тысяч юношей й, де- в.ушек, в прошедшем .учебном .году- • ^трудились по лицевым счетам экономии. ' ■ При проведении урока бе­ режливости и качества • очень в аж н о , увлечь комсомольцев- . слушателей .большим и ак ­ туальным делом. Только в этом- с.чучае достигается его конечный результат, обеспе­ чивается падежная_^связь уче- . бы с жизнью. Мгюго лет ведет полити­ ческие занятия с молодыми тружениками : совхоза «Сен- цовский» Липецкого района преподаватель местной" шко­ лы В , И. Хохлов. В прошед­ шем учебном году 18 моло­ дых механизаторов, живот­ новодов, служащих совхоза изучали курс «Бережливость — черта коммунистическая». Понимая, что именно от тру­ жеников этих профессий, в значительной степени зависит успешное выполнение хо­ зяйством планов и социали­ стических обязательств, В. И . Хохлов стремился так по­ строить работу со слушателя­ ми, чтобы каждый из них почувствовал свою личную ответственность за результаты работы всего коллектива. И не случайно в ходе урока бережливости и качества, слу­ шатели под руководством про­ пагандиста изучили и пред­ ложили свой споео&^механиза- ИИИ работ при посадке картог феля и сами ж е изготовили необходимые приспособления для этого. .: ' . . ; ' ■ , Д ля работы с , молодежью в области . направляются 'луч­ шие. пропагандистские' - кад ­ ры. Большинство .руководите­ л ей ' комсомольских . полит- ■школ и семинаров комму­ нисты,- имеют высшее обра­ зование, опыт ’ пропагандист­ ской работы. Д ля многих из них воспитательная работа с молодежью стала призванием. Постоянно находятся на высоте требований времени пропагандисты;. Л., А. Морена из Задонского района, Н. М. Фурсова из :УсМацского рай­ она, Л . Г. Шишкина из Краснинского района, Л. А. Гусева из Ельца, Н. Н. Маклаков, Н. М. Губарев из Советского района, А. Г. Гон­ чаренко, Л. И. Шум из Левобережного района, А. В. Лошако из Правобережного района г. Липецка и многие другие. Идейно-политическое вос­ питание молодежи, разумеет­ ся, не замыкается рамками политшколы или семинара. Система:, . комеомольской цо-- ■ литической учебы должна . быть неотъемлемой состав­ ной и эффективной частью всей комсомольской жизни, К сожалению, как показыва­ ет анализ, комитеты комсо­ мола, пропагандисты Ряда районов,, в частности, . Доб- ровского ,. . ., Лев-Толстовского, Тербунекого! , ‘Становлянского медленно ' перестраивают свою работу в свете требо­ ваний ИЮНЬСКОГО: - (19.83.г.) Пленума -Ц-К КПСС. ■Комсо­ мольские работники и актиз . висты-данны.х районов ае- ■ глубоко разобралпсь в суще­ стве новых требований, не проявляют должной настой- - чивости в перестройке струк­ туры комсомольской полити­ ческой учебы. В Левобереж- . ном г. Липецка ■и Чаплыгщ- ском районах, например, был допущен распад политшкол и • невыполнение учебно-кален-' дариого■плана. Только- каж - .дый седьмой слушатель В . Лсв-Толстовском районе , об­ ращался в ходе учебного го­ да к произведениям фило­ софской мысли. Современный молодой чело­ век, как правило, стремится добраться до истины сам, не терпит мелочной опеки, пе удовлетворяется получени­ ем знаний в готовом ■ виде. Все это требует качественно нового подхода к пропаганди­ стской работе, настойчивого внедрения ■ активных . форм обучения. Однако, пе пере­ велись еще среди комсомоль­ ских- пропагандистов так называемые «урокодатедя»; провел ззиятие; . сообщил слушателям * определенную сумму знаний, и йа этом он считает свою миссию закон­ ченной. Приблизительно по такой форме . проходили заня­ тия в "Лев-Толстовском фи­ лиале: Лиёковской - швейной фабрики «Сокол», За трйбу-’ ной - оратор, не - поднимая глаз, едва слышно считывал из газеты передовую статью ■ но вопросам экономии' и береждя- в’о е тй . 'А в зале, тоже шепо­ том, >шли-разговоры о: волну­ ющих проблемах. Разумеется, "у слушателёй, которые изу­ чали курс «Бережливость —• черта коймуиистическая»,: не возникло ни одного : вопроса, ИИ о-ДЕОго :предложеняя или ■желания высказать .■ собст­ венную точку зрения по рас- сматриваемой-теме. Опыт учит;-успех в работе с молодежью приходит там 11 тогда, где и когда контакты пропагандистов с -г комсомоль- , скнми организациями носят творческий. характер. Ведь можно добросовестно, с ис­ пользованием самых совер­ шенных методик проводить политические занятия, по стоять в стороне от . жизни комсомольских организаций. Такая обособленность про­ пагандистов характерна для комсомольских оргашюаций Добровского, Становлянского, Тербунекого районов п про­ исходит она чаще всего из-за невнимания комитетов ком­ сомола к самим пропагандн- Надо чаще ииформщювать их о делах комсомо.чьских .организаций, активнее при­ влекать к проведению ;обше- .ственно-политической аттеста­ ции, Ленинских ■уроков, при- глашать . на комсомояьасне собрания. Такие;контакты б у - . ' дут способствовать .взаимному '.обогащецию, выработке-еди ­ ного .подхода к решению вое- .. '• питателБных'-задач. Предстоящий, учебный год •должен стать в жизни коми­ тетов ' ВЛКСМ области про­ должением цслеяаправлейиой работы по претворению в жизнь указаний июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС об изменении стиля работы системы политического обра­ зования. И. КОШЕЛЕВ, зав. отделом пропаганды и культурно-массовой работы обкома ВЛКСМ. ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ: ОТДЫХ И ТРУД «йт БЙ »-Гт я ■ЙЩИЫМ « как ЗДОРОВО РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ!» — Трудно кого-либо вы^ делить, все хорошо работают, впрочем... ,•— Виктор Павло­ вич оглянулся, отыскав взгля­ дом согнувшуюся фигурку в синем свитере,, .позвал: — Сережа, Егоров, иди-ка сю- Подоше.1. невысокий худень­ кий парнишка: рукава сви­ тера "подвернуты, чтоб: не ■ мешались: на маленьких л а ­ донях ■— подсохшая земля; • на лице сверкают псЕорка.ми глаза да- алеют губы от • ягодного сока. — Сергей -Егоров, — пар­ нишка рукавом вытирает, ра з ­ горяченное лицо, но чище от этого-, оно :не - становится, наоборот, «авелькн - пота оставляют на нем замыслова­ тые разводы. , — Как работается, Сергей, — Есть немного. — Норму ВБШОЛЯИ.Ч? — Алла Митрофановна учет ведет. — Сергей вопроситель­ н о . смотрит на своего клас­ сного. руководи.теля; - ■ Алла. . Митрофановна Дуби­ нина,: улыбаясь, отвечает; «.Как •. обычно...... Как обычно — это тридцать восемь килограммов земляни­ ки отборных садовых сортов., — Тридцать восемь: много ИЛИ' мало? — Нормально, — отвечает : Он, как истинный специалист своего дела, немногословен, держится с достоинством. У него свой метод сбора .ягод; предпочитает работать, ' ‘на грядке один. — С приятелем, конечно, веселее, но время теряется иа обсуждение жизни в лагере. Поэтому лучше четыре часа потрудиться без разговоров, а потом и вес дела обсудить на отдыхе. — Сергей как бы невзначай бросил взгляд па часы Виктора Павловича Гончарова, начальника лагеря, н, получив разрешение, по­ бежал на свою грядку. До конца рабочего дня остава­ лось около часа, и он, конеч­ но, успеет еще собрать не­ сколько яигиков ягод, а заодно и «заправиться» витаминами перед обедом, . , . . Семиклассник Сергей ЕгЬ- один из семядесяти двух жителей маленького го­ родка под названием лагерь труда и отдыха «Дружба» Троекуровской ’ средней шко­ лы. Каждый год его жилые кварталы-корпуса,. ; заселяют­ ся ■мальчишками и девчонками .. даенадцатя - пятнадцатилетне­ го возраёга., И живут , . здесь по закону, трудового кол­ лектива: хорошо поработаешь — весело отдохнешь. Нынешнее лето — не исклю­ чение. Первое нюня — дата прописки-жителей городка. С первого Нюня — открыт ли­ цевой счет коллектива лагеря «Дружба». С удовольствием ребята задают посетителям арифметическую 'задачу;. 72,. чеяовека едтедневю со;бирают - по 35 килящшммов я г о д - . .^ а - кое количество продукцип во - лучил сойхоз «15 .чет Октяб­ ря» за две недели? Пример­ но 24 тонны отборной садо­ вой земляники. ::. ..Подсчитан и :обЩ,вй зара- • боток, правда, ребята ' : эту > цифру-ие’ назьтакй;, но Уве­ рены; :.суммы впоДне . хватит д л я .туристшшскнх. поездок по городам страны ,. нуда еобира- ■ югея отправиться после з а ­ крытия лагерного', сезона, .. и для подарков родителям. .Т ак уж повелось: в' «Друж ­ бе» все решается , сообща. Здесь ннкого пе о с та в я т , без . внимания, здесь;.не,: •' забудут поздравить именинника. с днем рождения, поблагода­ ри гь передовика за ударный труд. Например, не удалось . встретиться с семиклассника­ ми Юрой Гордуковым и Са­ шей Добрыниным, девяти­ классником Сашей. Г а л к и - , иым, но из рассказов- их друзей стало ясно: эти ребя­ та выполняют мужскую ра ­ боту, Вместе со своим учите­ лем Юрием Васильевичем Ночевкнивд!. они .сбиваит -но­ вые и ремонтируют старые ящики для транспортировки собранной продукции. Сорок . пять новых ящиков НУЖНО сбить —- такова норма. В первые дни нелегко было справиться с заданием, но пришли сиоровка, опыт, и цифра оказалась вполне р р - . алыЮй. Л Женя Щербаков, командир штаба лагеря,- сегодня уж е выполняет,. как правило, по две нор.мы. Вера : Николаевна Черни­ кова называла фамилии- своих восьми -■ девятикяаееииков (теперь уже десятиклас­ сников) ; Алла Митрофановна Дубинина просила не забыть ребят пз ее отряда ... А когда лодсчйтали — в передовиках оказалось... почти все насе-де- ние «Дружбы». Здесь Галя и Наташа Гларкины, Таня Трусова, Оля и Галя Соколо­ вы, Марина Кретова, Лена Сячинова. : К с ;со :ж8двншо ,невозможно псречислнр всех, отличив- шшхея в труде, по пусть не обидятся ребята: их на- - •ставники, назвали каждого и. о каждом рассказали , что-либо интересное. А главное - т сегодняшний тРУД коллекти­ ва «Дружбы» весомо, сказы- . вается па делах одного _ из лучших хозяйств ■ района. ,,Достаточно сказать, что в совхозе «15 лет Октября» за­ боту о ягодном питомнике полностью взяла на себя .школьная ученическая брига­ да , и становится ионятньш; троекуровские школьники не . просто помогают своим роди,- ■телям — -ОШ па равных , со взрослыми отвечают за пору-' чеппос дело. В эта дни продукция лебе­ дянского плодоводческого- хо­ зяйства поступает в столо­ вые, дегские учреждения, торговую сеть райцентра, .Ли­ пецка. И Стоит наД' сладкими ■ гектарами ароматный запах земляники. С дальнего края питомника доносится звон­ кий голос: — Ларпса-а-а! У тебя сколько?! ;— Тридцать два-а! , Это перекликаются сеет- ры-девятикласспицм Ирина и Лариса Животгювы. Тс самые, о которых Вера Николаевна Черникова сказала; «За ними угнаться нелегко..,». „ .Заканчивался рабочий день в «Дружбе» — ягодном городке старшеклассников Троекуровской средней шко- М. СОРОКИНА. Лебедянский район .' так считают учащиеся школ Левобереж­ ного района, которые нынешним летом от­ крыли сезон в Г 1 агере труда и отдыха «Ритм», что в плодоовощном совхозе «Дружба» Грязмнекого района. ТАНЯ СЫРЫХ: — Я уже третий" р а з ; здесь. Очень нра­ вится, всем,; своим друзьям обязательно: •советую..- побы­ вать в «Ритме», - Сама хочу остаться на- второй срок. - САША НАЗАРОВ: - Как здорово работать ' всем вмес­ те! А если- дождь, и в поле ' идти нельзя, • даже .аппетит • пропадает, д а : 'и 'веселье как- то утихает: 'без дружной ра ­ боты и хорошего отдыха не получается. ' ; ;; ЛЛЕШ .\ КОТОВ: — Очень интересно прбшел яечер зна­ комств, запомнилась ' малая Олимпиада. Нравится, чю в ее . здесь четко и органиаованно. Иначе просто не представляю, как бы мы жили. ИРА ЛУПОНОСОВА: — Я закончила восемь классов и собираюсь поступать в Лебе- . дянекое ГПТУ--1, но хотя- со школой я, фактически, распро­ щалась, все же решила напо­ следок еще ра з побывать в нашем л агере . труда и отдыха. Ведь работа здесь помогла мне и профессию выбрать; — буду мастером по обработке плодов. Д ея у ребят немало: они . и , овощи пропалывают, н редис убирают, и капустную расса­ ду высаживают. Нашлось дело для школьников и па коиоерв- иом заводе — консервируют укроп, помогают в погрузо- разгрузочных работа.х, А если вспомним, что всего в лагере более 1300 ребят, легко пред­ ставить. какую ощутимую по­ мощь они оказывают. В прошлом году плодоовощ- . ной совхоз «Дружба» занял в об.тасти одно из первых мест среди родственных хозяйств. И это —■во .многом благодаря проворным ребячьим рукам, считают специалисты совхоза. Работают школьники по че­ тыре часа в день, а потом — твори, выдумывай, пробуй! И все, что ни затеют ребята, — удается, будь то смотр-кон­ курс агитбригад, или веяер, посвященный 185-летшо со дня рождения А. С. Пушкина, К ' Л 1 . € ... вода» или митинг «Я голосую за мир!» Д а и всех интересных дел «Ритма» при. любом жела­ нии ие перечислить. Недавно пропели день удар­ ного труда; в фонд XII Все­ мирного фестиваля молодежи и студентов перечислено око­ ло 500 рублей, и это только начало. Малые Олимпийские игры были ну совсем точь-в- точь, как настоящие. Каждая школа представляла какую ли­ бо страну с ее костюмами, обычаями, чемпионами. Сей­ час ребята готовятся к воен­ но-спортивной игре «Орленок», в которой будут участвовать по отряду от каждой школы. Оценку всем проводимым ме­ роприятиям ставит совет справедштостн, куда входят представители всех школ. С самого открытия лагеря— впереди учащиеся школы № 7 . У них хорошая выработка, от­ личная дисинилииа. Ие отста­ ют и ребята нэ 54-й школы. А 28-я школа хоть и восьмнлет- няя, 110 обгоняет по показате­ лям миогае десятилетки. Судя по тому, как работают ребята, они сделают больше, чем планировалось, как это было и в прошлом году. А вот итог их работе будет под­ вести непросто: ведь это » гектары убранных овощей, и в труде испытанное чувство локтя, и профссснональпая за­ калка, и благодарность совхо­ за, и первый самостоятельный заработок, и начало взрослой, ответственной жизни, и весе­ лое школьное лето, и па дол­ гие годы воспоминания, о пя­ той ТРУДОВОЙ, п больше 3 дру­ жба, что окрепла в совмест­ ном труде. Близок конец первого заез­ да. И, покидая лагерь, его ве­ селые, неугомонные обитатели обязательно скажут не «про­ щай», а «до свидания». Т. ГОРЯЧЕВА. Фото А. Козина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz