Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
I • «Л Е Н И Н Е Ц ^ > а 19 января 1984 г. ^ ^«ЛЕНИНЕЦ» • 3 ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЦК КПСС . Т р еб у е т ся м а стер Анализируя раздел «Трудо. вое воспитание, обучение, про фессиональная ориентация» в проекте реформы школы, я считаю, что «открытая» под готовка ' к профессии должна говорить о том, без чего учи. лйщу в дальнейшем существо вать будет трудно. Речь идет о . шефах — базовых предпри- , ятиях, которые зачастую смот рят иа училище, как на .не- родмое дитя. • Я считаю, чтч) только с помощью шефов ПТУ способно улучшить свою рабо ту. Вернее, сказать молено ■гак: , ба.зовое предприятие должно стать организацией не помогающей, а ' решающей. Оно должно делать заказ иа рабочих конкретных специ альностей, а в связи с этим н устакавливать план набора, и заниматься распределением вы пускников ПТУ. Более того, на стала пора серьезно говорить о том, чтобы именно оно по могло училищу с кадрами ма стеров производственного обу- чеиня. В Липецке есть опыт совместной работы НЛМК и десяттжр' ПТУ, Металлургиче-1 ский комбинат наш ел . , воз можность наиравить,.13 опыу-. пых мастеров в училище, ко торые обучают учащихся ве. душим специальностям. Безусловно, предприятие совершает до;бро€ для себя, де ло. Но И оно, 'с точки зрения финансовой, дисциплины, не совсем узаконенное. - Ведьком- 'бинат выдает мастерам зар плату, которую его смета . ■официально, не предусматри. вает. Но па металлургическом комбинате, где трудятся де сятки тысяч рабочих,- дегче найти и мастеров для под шефного училища, , и деньги д л я . зарплаты им. Гораздо . с.тожпее ,.* это сделать, напри мер, нашему шефу,: тресту «Прометрой». А что : говорить О небольших орг.анизацнях и цредпригпиях? Но ведь им то же необходимы квалифициро ванные “ к ад ры . ' Мне казкетея, настала пора решить вопрос о том, чтобы "все предприятия й организации,: имеющие базо вые профессиональные учили ща, в своем, штатном растшса- нии имели - старки мастеров .производствениоро. обучения,. и они -н е должны быть меньше тех, какие получают мастера на производстве, И тогда на- верпякв'' умщщшит'ся текучесть кадров мастеров в ГП'У, со ответственно улучшится каче ство подготовки молодых ра . Видимо, в окончательном варианте реформы конкрети зируются обязанности масте ра, II я уверена: главным вос питателем, паставпиком уча щихся ПТУ станет именно он. Поэтому на должность масте ра , должен прийти человек —, педагог по призванию н одно временно рабочий самой вы сокой квалификации. В проекте реформы говорит ся о необходиности умень шить -количество -учащ ихся в- дл^ссах средней .Шкоды. Мне к аж е т с я , ' т о ж е самое надо сделать и в училищах. Ведь иначе степень усвояемости ма териала нашими учениками бу дет Не такой, м к у школьни- . ков. Между тем, наши выпуек- ники выходят из стен учебно- ,го заведения не только со свидетельствами о получении •профессии, но. и с, аттестатом о среднем образовании. ВНИМАНИЕ, КОНКУРС! Секретариат ЦК ВЛКСМ утвердил предложение редак ции газеты «Пионерская правда» о проведении в 1984—1985 годах V Международного конкурса детских рисунков «Я ви жу мир» и итоговой выставки лучших работ. Предлагаем всем ребятам нашей области принять самое активное учас тие в проводимом конкурсе. «Я ВИЖ У МИР» в целя.х укрепления мира во всем мире,-дружбы и интерна циональной солидарности ре бят' всех .континентов, расши рения связей, с детскими орга- ннзациями ' социалистических и развивающихся , :государств, с- молодыми борцами за сво боду и независимость, за мир а социализм, против империа лизма и неоколониализма в 198,4—1.985 годах проводится V Международный конкурс детских рисунков «Я вижу Организаторами, конкурса, и устроителями итоговой вы ставки являются ЦК ВЛКСМ, газета «Пионерская правда», Министерство кзЛьтуры СССР, ВЦСПС, Министерство просвещения СССР, Союз худоношков СССР, Союз со- . ветских обществ дружбы и культурных связей с зарубеж ными странами, Академия ху дожеств СССР. Участниками конкурса мо гут стать дети всех стран ми ра в возрасте от 5 до 16 лет. На конкурс представляются произведения, отображающие участие юности планеты в борьбе против ядерпой угро зы, за мир и разоружение, за счастливое, детство под мир ным небом, . против голода,, безработицы, нищеты в стра нах капитала,, -раскрывающие темы учебы, труда, работы в детской организации, семьи, друзей, занятий спортом, ис кусством, игры, , увлечения, национальные праздники ’и обычаи. Рисунки (не более 10) с указанием фамилии автора, имени, возраста (желательно с фотографией автора) высы лаются до 1 ноября 1984 года в адрес редакции газеты «Пн- опсрская правда»: 101502, Мо сква, Сущевская улица, 21, на конкурс «Я вижу мир». Ра боты могут быть любого р а з . мера и выполнены в различ ной технике. В составе жюри , конкур са ^ видные художники, искусст воведы, педагоги, журналисты разных стран. Председатель жюри —■ на родный худажиик . СССР, лау реат ГосудЗрствениых премий СССР А. М. Грицай. Наряду со в.зрослым жюри на выставке будет-работать •детское жюри, мнение которо го учитывается при распреде лении .наград. \ . 'Учаб)рники итоговой вы ставки ‘ награждаются ' дипло- /мамн, каталогами, памятными значками конкурса; 50 авто ров лучших работ получат па мятные йодарки, 250 — меда- Давняя дружба связывает комсомольские оргапи-зации совхоза имени Тимирязева и Тимирязевской средней школы. Трудовые дела, ’ организацию досуга — часто все мероприя- 1 НЯ комсомольские активисты планируют сообща. Не случай но каждый год трудовой кол лектив хозяйства пополняется воспитанниками школы. ИА СНИМКЕ: десятиклас сница Ольга Трубицына, стар шая пионервожатая Тамара Мартынова, секретарь комите та ВЛКСМ школы Тамара Са вина и секретарь комсомоль ской организации совхоза име ни Тимирязева, Олег Обрыв- Фо'го Е. Самохвалова. Сегодня мы рассказываем о том, как'*1зстречает )65-летие Липецкой городской комсомольской организации молодежь Правобережного района в обилии-по-вседневных на сущных дел,- которыми зани мается райком комсомола, на мой взгляд, всегда нужно и можно определить «направле ние главного удара». Нет, это не означает, что такой-’со ра ботой следует заниматься с исключительной активностью ' в угцерб всем . другим делам. Правильнее будет сказать так: нужно уметь определить, ка кое направление: деятельности райкома имеет самый высокий К п д , наиболее перспективно. Шефскую работу комсомоль- .ских организаций промыш- . ленных предприятий над шко дами и ПТУ мы считаем имен но таким направлением. : Успех современного произ водства определяется сегодня не только трудовыми показа телями, но и имеющимися ре зервами. А резерв этот —• ' мальчишки и . девчонки, сидя щие сегодня за школьными партами. Ежегодно из стен общеоб разовательных школ выпуска ют сотни восьмиклассников и десятиклассииков. И нам не безразлпшй), какой дальней ший путь изберут они для . себя , кем станут, какими ста- Но если мы бросимся помо гать выпускникам в выборе профессии лишь тогда, когда они в последний ра з перешаг нут школьный порог, то ре зультатов от такой «помощи» вряд ли придется ждать. Н а чинать эту работу нужно за ранее. Тем более, что школы нашего района имеют солид ную ■ базу для организации учебио-воепптательпого про цесса, трудового обучения и , профорпептацин. Не буду пе речислять, сколько в одиннад цати школах района специаль- йо оборудованных мастерских, кабинетов, сколько, в них станков, машин. Гораздо важ нее другое: все это необходи мо как можно продуктивнее использовать в подготовке ре бят к трудовой деятельности.- Н в этом плане в районе на коплен уже неплохой опыт. Более 500 учащихся 9—10 классов, средних школ №.N58,9 й других обучаются в меж- щкольном учебно-производст венном комбинате по 15 про- •фессиям. Старшеклассники школ №Л» 3 .41 ,28 работают на заводе «Свободный ' сокол», где для их трудового . обуче ния выделены технологиче- с.кие линии и иронзводствеи- ные участки во многих цехах. И главное: после прохожде ния производственного обуче- 'Иия решениями цеховых ква лификационных комиссий ре бятам , присваиваются разря ды по специальностям: - сле- обещают работать без отстаю- щих?. а ребята — учиться без второгодяиков. Рабочие обя зуются экономить сырье, а . их дО'Дшефиьге — беречь школь ное имущество, учебники, эко номить эяектроэнергвю. Пла нируется и 'совместная работа по реализации. Продовольст венной программы — уход за посевами и уборка урожая в подшефных совхо;зах. Ежегодно летом на заводе работает ученический трудо- ГЛАВНАЯ ЗАБОТА- О РЕЗЕРВЕ сарь механосборочных работ, токарь, фрезеровщик. Кроме того, все будущие вьшускцнки получают широкое прсдстав.тс- ние о современном производ стве, о необходимости творче ского отиошеиия к своему де лу, .0 перспективах профессио нального роста. Очень важное значение р ай . онпая комсомольская органи зация придает, постояпныы свя зям коллективов промышлен ных предприятий и школьни ков. В городе хорошо извес тен опыт совместной рабо-ац учащихся школы № 9 и це ментного завода, школы Л'г 24 и завода пусковых двигаге, лей, ШКО.ТЫ № 14 и трубного завода. «Наш завод» — так говорят ученики ШКОЛЫ № 24 о заво де пусковых двцгателей. И .эти слова у комсомольцев з а вода вызывают чурсгво закон ной гордости.. Глаейос в/ этом сотрудничестве —: максималь ное использование воспита тельных возможностей про изводственных коллективов. В обязательствах, прншшае- мых бригадами завода пуско вых двигателей ■к классами средней школы Л'а 24, шефы вой отряд «Пускач». За уча- -щимися в период работы в от ряде закрепляются постоянные рабочие места, они выполняют определенные технологические ■ операции.' Заводские рабочие встречают старшеклассников словами: «Смена идет». Пояоиштельный опыт под. готовки молодежи к труду и ’ сознательного выбора " про фессии накоплен в комсомоль ских организациях СШ -Ч» 9 и цемчавода. На заводе гово рят так: «Для нас школа ~ . резерв рабочих кадров. Мы для школы — база подготов, ки учащихся к -груду, к само- С'го.чтелыюй трудовой жизни». В начале каждого учебного года иа совещании, в котором участвуют клаёсные руководи тели 4— 10 классов, секретари партиГгных и комсомольских организаций школы и завода,, коллективные вожатые, со ставляется план совместной работы но нрофорисятации. Классные руководители на мечают вместе с коллективны ми вожатыми .планы • воспита тельной работы, цехов Завода с подшефным и класса.мп, *обт'’уж-, дают, как вместе вести е уча щимися профориентационную работу. ' Коллективы цехов облсига, КППиА, горного цеха, напри мер, помогли ребятам прове сти классные часы: «Твое ме сто в жизни», «Человек ценен трудом», «Профессии, шефов». . Комсомольские организаций классов, вместе с шефами про вели в 8—10 к.чассах комсо мольские собрания иа темы: «Готовься стать хозяином стра ны», «А какую профессию вы-, берешь ты?». Забота о подрастающем по колении, внимание к школь ным проблемам оказывают большое влияние на закрепле ние выпускников иа цемзаво- де. И з 9 выпускников,' прння. иых на завод в 1981 г., и 8 выпускников в 1982 г., ни один не уволился. Много интересных совмест ных с подшефиыми дел па счету коллектива завода «Сво бодный сокол», где ' старше классники тоже — свои ЛЮ- . ди, где в них видят будущих товарищей, по работе. ■ • Накоп.чен определенный опыт работы и по укреплению взаимосвязей школа — ГПТУ — промышлеише предприя- т-ие. Хорошие взаимоотноше- Кия •сложились, г * оимер, у школы-интерната № 2 с проф техучилищами ■ .Ч«№ 21, 8, 7. Традиционные «Дня откры тых дверей» становятся здесь настоящими • праздниками, в которых обязательно прини мают участие и молодые про изводственники. И как резуль тат — 65 процентов выпуск ников, интерната , в прошлом году .поступили в училища. Одшш с.ювом, работа в районе по трудовому .воспита- иию школьников ведется большая. Но еще больше нам предстоит сделать. Конечная цель этой работы ■— обеспе чить- промышленные ..предпри ятия район а .и ,города рабочи ми кадрами, а значит —обес печить стабильное выполнение плапо.в, намеченных партией. Не простая это . задача, по райоицая комсомольская орга низация сделает все, чтобы ре шить се. . , . Г. ПОЧИТАЕВА, первый секретрь Право бережного райкома ВЛКСМ. с с Л о в ц ы » м и к р о н о в Цех встретил рабочей раз ноголосицей.. Натуленый гул крап-балки перекликался с ди- сканто,м станочных двигате. .чей, откуда-то доносилось уха нье тяжелого пресса. Мзд всем этим царило жаркое дыхание разогретого .ме'галла и ма- щишюго .масла:' — Где найти бригаду Жур кова? —• стараясь перекрыть шум, спрашиваю парня, стоя щего у станка. — В «инструменталке», — мавдет сгп рукой вдоль цеха. Миновав один-два ■продета, поднимаюсь по лестнице на второй э т аж -и толкаю широ кую дверЬ; Стоп! Наверное,, 01!шбся. Мне ладо в цех, а попал, кажется, в лаборато рию. Чии'ое: просторное по- „мещеипс, кругом зелень, не сколько столов огорожено про.зрачпым пластиком. Па них — какие-то сложные прпбо- Проходите. — улыбается мне светловолосый парень, на спецовке которого замечаю значок с тремя буквами — « к м к » . — Вы, павериое, к нам, в бригаду Журкова? — спраши. вает он. Оглядываюсь. Кажется, по пал. в царство -точной техники. Станки величиной со спичеч ную коробку, приборы, по строению папомчпающие -мик роскопы, а во:зле них дета.‘Ш, которые и пальцами-то, ие всегда ухватишь. Комсомольско - молодежная бригада Журкова небольшая — всего. 8 человек. Но- на ней, можно сказать, весь завод держится. Ребята изготавлива ют измерительный - инстру мент, которым работники ОТК контролируют выпускаемую продукцию. А ее качество — это и профессиональная гор дость заводчан, и престиж предприятия. Ие зря же на корпусах ' ■липецких «пуска чей» стоит почетный- •пяти угольник. Они отлично заре комендовали себя. Бригада ' Журкова работает со значительным опережением времени. — Новый год мы встретили еще в ноябре, а сейчас на на шем календаре уже весна, — говорит Валерйй: . — Но подледным ловом за нимаемся вовсю, — подает го.чос кто-то из парней. — Чем же запомнился про. шедший год? — спрашиваю у бригадира. Валерий на минуту задумы вается; — С недавнего времени наш завод перешел иа работу по ■ст-анда®^ С о в е т а ^ о н о м и - Ч€СКо1.^заимопо.мощ1Л -сразу зке резко возросли требова ния, предъявляемые к нам. Судите сами; если раньше при изготовлении измерительной скобы разрешался допуск в 8 микронов, то сейчас он равня ется трем микронам. (Для сравщния скажем, что толщи на человеческого волоса со ставляет пятьдесят микро- Да, действительно, такой резкий переход не прошел для бригады безболезненно.. Тех навыков, опыта, мастерства, что они имели, уже явно не хватало. Д ля слесарей ; г. инст рументальщиков были орга низованы специальные курсы повышеиия- квалификации. Опытные инженерно-техниче ские работники читали лекции по сопромату и физике, меха нике и автоматике. Занятия у ребят ничем не отличались.от вузовских. Расчеты и' чертежи по своей сложности не усту пали 7ем:, что деЛаю-г студен- . ты политехнического инсти тута.' Кстати, для Юрия Тамо- шенцева занятия были полез- тельиого факультета, и все эти знания пригодятся ему в учебе. И ие только ему. Но. вую ступеньку своего профес сионального мастерства бри гада преодолела не толь ко по производственной иеоб. ходймЬсти. Они и ценят свою работу потому; что в ией нет. пределов . для совершенство вания мастерства. Иа столе у бригадира, уста новлен миниатюрный прибор, контролирующий размеры особо мелких деталей. Его собрал сам Валерий. В ход шло все: списанные микро,мет- рьг, использованные детали и т. д. Станок значителыю об легчил. работу. —- Наша бригада находится па полном самообеспечении, —: говорит Журков, — поэтому практн'гёски все, что вы види те,' сделано ' руками самих ре- Дополпю Валерия и скажу, что речь идет не только о приборах. Свои рабочие места они такж е оборудовали са.ми, сделав их удобйымп не только д.Чя -работы, по II для отдыха. В пбмещешш чисто, прохлад- •цо, уютно, много зелени. В обеденный перерыв . всегда можно послушать музыку, з а пяться любимым делом. У ■каждого из ребят есть свои ув.чечепия. Например, Игорь Соколов уже давно ,,и основа тельно занимается гравиров.. кой . Кстати, это, его увлечение дал о па заводе начало новому интересному начинанию. В канун очень важного, и радо стного события — выпуска двухмпллшииого двигателя—г бригада получила необычный заказ; изготовить штамп для юбилейной медали. Ребята ус пешно справились с задачей, и теперь у многих рабочих и инженерно-технических ра . ботпиков завода храшпея этот прекрасный сувенир. ...В конце нашей беседы в •«йиструмек'талку» -заглянул — Все, можете принимать, — сказал Ва.чернй, указывая на очередную партию деталей, --- точность гарантируем. Что ж, эту гарантию брииа- ды Журкова можно с полным основанием считать основой надежности тракторов, рабо тающих с липецкими дв'ига- телями. ,в, ниплдистов. Первый в мире летчик, применивший в воздушном бою ракеты,— наш земляк ...Он сшучайпо зашел ко мне по пути -ИЗ’ фотоателье; •расположевного рядом с моим домом. Куда-То потребовалась его. фотокарточка, причем, как он выразился, «при параде», то есть 'При боевых наградах. Потому иа нем был штатский пиджак со всеми его орденами- и медалями. А поскольку стоя ло лето, прикрывать пиджак бой произошел давно, в сере дине августа 1939 года. Япон ская военщина спровоцирова ла кровопролитные столкно вения 'на пустынных берегах реки Халхии-Гол, где сража лись плечом к плечу монголь ские и совеккие воины. В тот особенно жаркий день в воды желтого озера Вуир-Нур и в песок побережья Халхнн- сопровождал риск, ои , привык к Пеле. Иа .зем.че нужно было привыкать -к иным обстоятель ствам... «Прометей» построили, ио открывал его, ж. сожалению, не Николай Иванович,- хотя имел на это полное право. Но так устроена жизнь: , один прокладывает дорогу, другой идет по ней. А Звонарев, всю ЖИЗНЬ в НЕБЕ плащом, было ИИ к .чему, да . и жар.чо. Поэтому,- пока ои доехал до- фотоателье, изму чился. Ему казалось, что окружающие осуждают его за то, что в будний день выставил награды :иап«жаз. Как многие русские люди, Николай Иванович испытывал чувство неловкости, .. если приходилось быть в центре внимания. У меня дома, сняв с. облегчением закованный в броню орденов пиджак, остав шись ■в* легкой рубашке, он с та л . самим: собою, начал шу тить, «разговоры разговари вать», Пиджак мы повесили в —- -При плохой погоде зайду, заберу, — сказал Николай Иванович и ушел. Пиджак висел в нашем, доме несколько недель, и беспокойные мои сыновья од нажды его увидели. — Вот это да! —- восхитился средний. — Это чей костюм, Я сказал: дяди Коли Звона р е ва ,-и попросил пидж ак не трогать. Но мальчишки заин- терешваиио пересчитали ' со ветские и иностранные ордена и медали, коих оказалось под тридцать. — Ух ты, орден. Ленина, пять орденов Боевого Крас ного Знамени, а- орденов Крас ной Звезды сколько, а это. не наши ордена... Вог эго да1 Я знал, что Николай Ива нович Зв о в ар е в -— заслужен-- ный фрошювик. Но что ои один из самых именитых .чет- чиков страны, я не-знал . до вольно долго. Мы познакомились случай но. Я проводил на базе дома отдыха НЛМК в «Су.хоборье» очередную «Снежную респуб лику» сгудентов,. а он в то время там директорствовал. Кто-то из местных работников посоветовал пригласить его к студентам на'«военный ого нек».- Сначала он отнекивался, потом, нехотя согласился и немного буднично поведал о неоднократных встречах с Кли ментом Ефремовичем Воро шиловым, Валерием Павлови чем Чкаловым,, рассказал о своих товарищах по оружию — таких, как легендарный Марк , Га.члай — Герой Со ветского Союза, а о себе— почти ни слова. Позднее судьба свела .■ нас на строительстве круглогодич ного пионерского лагеря «Про метей» Новолппецкого метал лургического комбината. Я был приглашен в качестве экс перта, Николая Ивановича назначили начальником дет ской здравницы, С того вре мени началась паша друи:ба. Нашу солидную разницу в годах лично я не чувствовал и ие чувствую до сих пор. Нас породнила а.зартноеть. Оп в своз увлечение — строительст во нового пионерского лагеря — вкладывал всю душу. Лег кий па подъем, Николай Иванович умудрялся за одну неделю слетать в Ленинград к каким-то- очень талантливым художникам, чтобы ■уговорить их поработать в «Прометее», оттуда «махнуть» поездом в «Артек» и привезти тысячу пионерских костюмов, па заказ и исполйалие которых обычно ухолит целый год. • ‘ ...Его самый знаменитый мотрели конструкторы, то ах нули — почти все бомбы стоя ли на боевом в.зводе. Поса дить. самолет в таких услови- ^ях мог только пилот высочай шего класса. ...Недавно я вновь побывал в «Прометее». Там все по- . старому, как было еще . 'п ри Николае Ивановиче. Все без перем.€Н. Величественная, но не завершенная пионерская' линейка. .Корпуса, которые по проекту двухэтажные, но по его итщиативе прибавившие еще один Э1аж. И на том застывшие. Но . была: же целая програ.мма их красочной отделки под девизом «Вре мена года». Лес ■без детской железной дороги. Пляж бе.) старинной крепости. Река без пирса. Территория без ' дере вянных малых форм... ■А ведь годы идут. И пора бы завершить то, что страстно делал, начинал 'старый 'солдат и что не’ успел довести до конца вместе с другими работ никами завода тех лет -Д- людьми старшего поколения. Вместе с ними мечтал Нико лай Иванович и о создании для юных ирометеевцев «лет ного полигона», чтобы в жизнь, как «в небо учились стартовать». На встрече с, ветеранами партии в августе 1983 года 10. В. Андропов сказал: «В И НА ЗЕМЛЕ Гола упало особенно много японских самолетов. Японское комаидсвииие получило до несение ра: 1 ведки о том, что во время воздушного боя императорские истребители были обстреляны русской зе нитной артиллерией. Между тем, никаких сведений о ба тареях русских не было. Последовал приказ: «Найти и уничтожить!». Посланный в разведку самолет над по верхностью озера Буир- Нур получил серьезные пробоины и еле дотянул до базы. Дан ные аэросъемки и наблюдения летчиков еще раз подтвердили: зенитных орудий нигде нет. Загадка?! Ведь самолет под бит артиллерийскими снаряда ми, а бой с ним вели только советские истребители. Рас четы японских военных инже неров доказывали, что исполь зовать в авиации пушки тако го калибра невозможно. Это фантастика! Да, по тем време нам это действительно было так. И в то же время первые советские пушечные истреби тели, вооруженные . реактив ными. снарядами, били врага на Халхин-Голе. Первым в мире летчиком, более сорока лет назад успеш но применившим ракеты в воздушных боях, был наш земляк Николай Иванович Звонарев. . ...Ежедневно по улице Ле нина хо-дит коренастый, невы сокого: роста человек с палоч кой, которую ом шутя называ ет «третье шасси». Зп.мияя шапка с козырьком надета чуть набекрень, Вот так же когда-то лихо носил молодой голубоглазый летчик про- славлеппую буденовку в рас- положейии его авиацпоипого подразделения. Авиация и буденовка — странно. Но так оно и было. Лихие молодые. КОШ1ИКИ пересаживались иа железных «коней», и аллюром Уволившись в запас, Ни колай Иванович переехал в Липецк и пошел работать ма стером па ..Нополтшецкий ме таллургический. Боевой лет- чин. йспьггапшнй за годы Великой О гечес'1вешюй и по- ,сле нее д ес я тки . марок само летов. был выпуж.ген испыты вать свой характер, судьбу па земле, в мирном, будничном труде. В небе его постоянно Ж11знь прокладывавший до роги в небе тысячам новых пилотов, должность начальни ка этого ко.мплекса уступил ■ «без боя». — Ребятишками должен командовать иедаг'Ог, а я лет чик; — 'грустно сказал ои Но на открытие приехал и ходил в сторонке от именитых гостей, приглашенных к. детям металлургов со всех концов страны. Гретн получали подар ки, Говорили речи. А Николай Иванович сетовал; — Ие ту красочку па столо вую ПОЛОЯП1ЛН. Поторопились, с детьми нельзя влолдуши... Э.Х, если бы знали гости, какой . человек руководил’ стройкой .«Прбметея». Однажды я случайно услы шал по радио его имя. Высту пал Марк Галлай, рассказывал о советских космонавтах, о первых корабля.х и вдруг заговорил о моем старшем друге. Вот когда я узнал о его звездном часе, о его мно готрудной судьбе. Оказывается, уже в июле 1941 года Николай Иванович попал в истребительный полк под командованием знамени того Супруна. В этом полку воевали летчики-испытатели. В первый же месяц Звонарев сбил два «мессера», заслужив похвалу легендарного Кон стантина Коккипаки, кото рый был тогда заместителем командира полка. В августе молодого летчика отозвали с фронта и послали испытывать самолеты. А это границы ри скованного. Я запомнил толь ко один эпизод, о котором рассказал Марк Галлай. В 1943 году командованию пока зывали новые машины в ус ловиях, близких к боевым. Звонарев вместе с другим молодым летчиком демонст рировал поражение с воздуха трофейных «тигров» и «Фер динандов». Самолет, который вел рядом его товарищ, взор вался в воздухе. Был повреж ден и штурмовик Николая Ивановича. С земли прозвуча ла команда; — Набирай высоту и поки дай машину! ' Но тогда осталась бы неяс ной причина катастрофы. И Нико,' 1 ай Иванович посадил самолет. Когда машину ос- партии и народе ветераны дсегда п.ользовались глубоким уважением. Первон,зчалыю •это слово, как вы знаете, оз начало «старый солдат». Нын че же понятие «ветеран» иа- поляилось у нас новым, гума- инстическнм смыслом... Давай те -поставим вопрос так:- каж- -дый ветеран партии, каждый ветеран груда должен быть наставником молодежи...». Где бы ни служил, ни воевал, пи трудился Николай Ивайовнч, ему эту наиважпейшую мис сию прп.ходилось выполнять с полной нагрузкой. Об этом, кстати, рассказано в книге М. Новикова «Молнии под крылом», посвяшешюй под вигу Николая Ивановича Зво нарева. Книга эта вышла 10 лет назад. На подарочном эк земпляре автор написал; «Многоуважаемому Нико лаю Ивановичу Звонареву — человеку славной и героиче ской жизни, одному впи.зоду которой посвящена эта книга, с самыми наилучшими поже ланиями». В му:зеях Боевой славы Москвы, других городов мож но встретигь фотографии Зво нарева, описание его подви гов, его легендарной судьбы, И сегодняшние посетители- ■ му зеев, может быть, и нс до гадываются, что человек из легенды жив, здоров и. до сих пор в боевом строю. Его мож но встретить в школах, среди студентов, па митингах и праздниках. Встретить и не знать, что рядом стоит чело век, вписавший яркую страни цу в историю краснозвездной авиации. О себе рассказывать он не любит. И эта , статья будет для него полной неожи- дашгастыо. В высотном доме па улице Лепина живет человек — наш совремс1Шик, вписавший в историю Советской Армии свою неповторимую страницу. Живет граждаии города, который вложил часть своего горячего сердца коммуниста в создание прекрасной пионер ской здравницы. Живет скром но и честно. Ежедневно .вы ходит ои на самую красивую улицу города. Шагает по ней неторопливо, и когда услышит далёкий звук самолетов, обя зательно смотрит в небо. С. ШЛ4АКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz