Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
4 • «ЛЕНИНЕЦ» са З а м е ^ м а т л Е е м н о е в р е м м у многих липчан хранятся в семейных альбомах снимки их бабушек и 'дедушек, на кото рых оттиснут фирменный знак: «Фотография В. Цаплина». Снимкам этим более восьми десяти лет, сделаны они за мечательным фотомастером Василием Никифоровичем Цаплиным. Цаплнп — выходец из кре постных крестьян. Родился он около 1840 года в селе Рыс- лей Тамбовской губернии. Фотографией начал -занимать ся во время действительной службы в армии. Васи.чий попал в денщики к одному офицеру. Богатый без дельник выписал из Германия для забавы фотографический аппарат — дорогостоящую по тем временам «игрушку», но она быстро ему наскучила, и V офицер отдал аппарат своему денщику. . Пытливый солдат быстро освоил его устройст во, техмику съемки. С тех пор жизнь Василия Цаплина не разрывно связана, с фотогра- ■фией. Обладая исключительным трудолюбием, он смог со вре менем основать собственную фотографическую фирму. Па вильоны Цаплина открывав ются в Тамбове, в Моршан- ске, на Липецких минеральных водах (изящное здание фо топавильона стояло На одной из аллей Нижнего парка). В 1891 году работа В. Цап лина «На охоте» (был запе чатлен момент охоты на мед ведя) попала на Парижскую фотографическую выставку и завоевала там золотую ме-, даль. Цаплину присвоено звание члена Парижской на циональной академии. В 1891 —92 г.Г. фотографии Цаплина имеют большой успех на Пе тербургской и Московской вы ставках. Он становится изве стным и популярным фото графом, Василий Никифоро вич был большим мастером- портретистом. Он оставил нам целую галерею портретов, в которых использовал все лучшее; что было у фотогра фов того времени: компози ции, различные фоны декора тивных . задников. Посмотрим хотя бы на эту фотографию, на которой сня та чета молодоженов. Сво бодные позы молодых люден, тончайшая проработка фак туры платья, узорный крае шек. окна в павильоне делают снимок нарядным, празднич ным. Портреты Цаплина пе редают • не только внешнее сходство, но и характеры портретируемых. Едва ли не са.мым сложным при павиль- На зарядку, эрудйты! По ГОРИЗОНТАЛИ^ 5. Изящество, красота в движениях. 8. Наука о законах и формах мышления.' 10, Стеклообразный слой на керами-, ке. 11. Итальянский писатель-гуманист эпохи Возрождения. 14. Четырехугольник с двумя па раллельными сторонами. 19. Машина для. обра ботки матерна.та давлением. 21. Ожерелье из ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Беляев. 6. Брутто. 10. Горельеф. 11. Делакруа. 13. Гипербола. 14. Дра га. 17. Сплав. 20. Витебск. 21. Клерк. 22. Дин го. 23. Фактура. 24. Сироп, 27. Амбра. 30. Ле- нинакан. 31. Роговица. 32. Дилижанс. 33. Обо рин. 34. Вольта. бус, монет, драгоценных камней. 22. Приток. Амазонки. 23. Персонаж оперы Н. А. Римского- Корсакова «Майская ночь». 24. Северо-амери канский черный медведь. 25. Шведский ученый XVIII века, предложивший стоградусную шка лу термометра. 26. Роман Ф. М. Достоевского. 29. Сооружение для тренировок и соревнований по велосипедному спорту, 32. Фпзик, создатель теории относительности. 35. Молочный сахар. 36. Передвижной цирк. 3.7. Положение в боксе. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Мнение, суждение о ка честве, достоинстве, значении. 2. Автомобиль для буксирования. 3. Лиственное дерево или ку старник. 4. Овощное растение. 5. Отличитель ный знак государства, города. .6. Колючая часть органа защиты и нападения перепончатокрылых насекомых, 7. Денежная единица Египта. 9. Партия для одного голоса в опере. 12. Сторона геометрической фигуры, перпендикулярная ее высоте. 13. Герой сказки Д,- Родари. 15. Кино режиссер, народный артист СССР, постановщик фильма «А зори здесь ти.хне,..». 16. Полуостров На юго-востоке Азии. 17. День недели. 18. От дельный, самостоятельно с>ДЦествующнй орга низм, индивид. 20. Опора -для рельсов. 27. Гале рея, образуемая колоннами перед в.ходо.м в зда ние. 28. Напряженная неподвижная поза охот ничьей собаки при обнаружении- дичи. 29. Река в Таджикистане. 30. ЦилнпдрическшГ сверток, свиток бумаги, обоев. 31. Продукт переработки зерна. 32. Повествовательный род литературы. 33. Оттенок, едва заметный переход в звуках, красках. 34. Порт во Франции. ОПУБЛИКОВАННЫЙ 19 МАЯ ПО ВЕРТИКАЛИ: 1, Флорида. 2. Берлога. 3. «Арзамас». 4. Штурвал. 5. Багдад. 7. «Оча ков». 8. «Бесприданница». 9. Реконструкция. 12. Аргентина, 15. Ралли. ' 16. Гирло. 18. Прием. 19. Ангар. 24. ..Сверло. 25. «Разгром». 26. Плов див. 27. Антипод. 28. Базальт, 29. Акоста. онной съемке считалось при менение занавесей, сдвигая и раздвигая которые на застек ленной стене, фотограф соз давал более или менее силь ные пучки направленного света. В, Цаплин проявлял здесь много изобретательно сти, виртуозно освещая ли цо и фигуру фотографируе- Несмотря На свою привер- . женность к портретному жан-- ру-, В. Цаплин отлично вла дел всеми нюансами натур ных съемок. Сюда можно от нести выбор точки и време ни; съемки, чистоту проработ ки. всех деталей пейзан4а. Это нетрудно проследить на фо тографиях из альбома геолога И.. В. Мушкетова, изучавше го-в свое время Липецкие ми неральные воды. Благодар ные липчане в . 1883 г. пода рили ему альбом с видами Липецка, сделанный Цапли ным. (Альбом хранился до недавнего времени в Цент ральном геологическом музее в Ленинграде. В настоящее время находится и экспониру ется в областном краеведче ском музее). Альбом включает в себя тридцать одну фотографию; эта архитектурные . памятни ки, улицы, курорт, парки. Ка менный лог, Ключи и т. Д. С 1900 года дело Василия Никифоровича в Липецке продолжил его племянник Ле онтий Ефремович (1875 -г- 1934 Г .Г . ) . Он оставил нам многочисленные фотоснимки Липецка начала XX в., кото рые имеют огромное значение д.чя истории города. Был известен в Липецке и сын Леонтия Ефремовича —^ Николай Леонтьевич Цаплин, замечательный гравер. В годы Великой Отечественной войны Николай Цаплин делал гра вировку на именном оружии Для награждения отличнвши.х- ся воинов по заказам мар шалов Н. Н, Воронова И К. К. Рокоссовского, выпол нял заказы дивизий» форми ровавшихся в Ельце и Воро неже. Николай Леонтьевич передал в дар музею негати вы, принад.тежавшие отцу, на которых запечатлен старый город, а также ряд репродук ций фотографий Цаплиных. Документальные фотогра фии имеют огромную цен ность как свидетельства ис тории, широко используются в музейных эскпозициях. В фондах музея .хранятся несаг- тивы и позитивы фотографий. Они могут быть оригиналами либо репродукция.ми. Наи большую ценность, конечно, представляют оригиналы. В этом отношении наследие фо тографов Цаплиных . пред ставляет бесценное богатст во для краеведов - и исторн- . ков. Л. СЕДЫХ, сотрудник областного краеведческого музея. ^ НА СНИМКАХ: первый фотограф Липецка В. Н. Цап лин с внуком (вверху); па вильонный снимок, 1889 год. УЛЫБКА НА ВЫХОДНОЙ ЛЮБИМАЯ РАБОТА . — Вы слышали? .У -него любимая работа! .Он любит ее,, он души в ней не чает! А я как будто не люблю! Я тоже встаю полвосьмого. Чтобы к восьми- успеть. Я бы тоже успевал к девяти, если бы трамваи по расписанию хо дили. Но они не ходят. И я могу появиться только в де сять. Когда они уже успели поздороваться друг с другом. . Сказать «Доброе утро», спро сить, как самочувствие, как настроение? Узнать,, кто вы играл, кто проиграл? Конечно, выигрывает сильнейший, я это давно знаю. Поэтому я появляюсь всегда вовремя. Часиков в одиннадцать. Когда уже все сели. Но еще не знают, за что взяться. Они этого не знают до двенадцати часов, пока не появ.тяются. все остальные. Эти тоже не зна ют, зачем пришли, но догады ваются, что аванс скоро. Дней десять ждать осталось. Долго? Для тё.х, кому работа в тягость. Мне нет. Я терпе ливый. Я могу сидеть часа ми, не шелохнувшись. На меня из соседних отде.тов приходят смотреть. «Что это он так сидит?» •— спрашива ют. «Он у нас очень собран ный, 'у него сила воли и вы держка. необыкновенная. Он еще не так может, если захочет. Но он не хочет. Потому что за это дополни тельно не платят. Поэтому он просто сидит». Да что я? Я знал одного заместителя. Он все кого-то замещал. При дет на работу тоже где-то, утром и начинает замещать. Часок-другой позамещает. а потом, глядишь, засеменил куда-то. Сначала туда, потом обратно. Другим покоя не дает. А ты сядь. Войди в свой каби нет, отодвинь стул и сядь. Не суетись, ке создавай не рвозной обстановки. Вот я; например, у меня ни один мускул не дрогнет, туловище выпрямлено, плечи расправ лены, дыхание ровное, пульс нормальный.' Потому что я люблю свою работу. Потому что прекрасно знаю, что пер вого н пятнадцатого^ хочу я того или кет, кассир приве зет из банка деньги, и мне придется встать,, дойти до бухгалтерии, расписаться в платежной ведомости и. по лучить свои законные семьде сят два рубля тридцать во семь копеек, пересчитать их, вернуться к себе, сесть — и снова за работу. Приходите, смотрите, я всегда рад по делиться опытом. Александр КЛИМОВ. Редактор И. БЕЗБОРОДОВ. т « ш о ^ т в а т р а х «КОСМОС». Приступать к ликзи. дации (2 серин) — 9.!5, 12.00, 14.45, 17.30, 20.15. живым ^ 10.00, 12.00. 14.00. 16.00 {удлиненный), Ш30, 20.30. Малый зал. Скупой (2 серии) — 10,00. Дет ский зал. В бой идут один «стари ки» — 11.00, 13.00. Киносборкик Ералаш — 15.00, 17.00. «ОКТЯБРЬ». Приказало взять живым — 9.00. 12.40 . {удлиненный), 15,10, 17.00, 18.50, 20.40(у»1,\инен- «З.ЛРЯ». Луннаярадуга — 9.00, 11.00, 13,00, 15.00. 17.00, 19.00. 20.30 (удлиненный). Детский за.\. Я и весь класс—11.00, 14.30. Малый зал. Владыка судьбы (2 серии, дети до 16 лет не допускаются} — 16.00, 18.30, 21.00. «СПУТНИК». Выдра по имени Тарка — 11.40. Владыка судьбы (2 серии, дети до 16 лет не до пускаются) — 9,00, 13.20, 16.00, 18.30 21.00. «МЕТАЛЛУРГ». Дело дан на стоящих мужчин — 11.00, 15.00, Фантоцци против всех {дети до 16 лет не допускаются) — 9.00, 13.00, 17.00. 19.00, 21.00 /удлинен- Наш адрес: ГСП 398055, г, Липецк, улица Московская, 83. редактора — 5-01-76; ответственного секретаря — 5-01-45; отдела комсомольской жизни —5-01-42; отдела коммунисти. ческого воспитания и руководителя литобъедннения' — _ _ 5-01-78; отдела учащейся молодежи — 5-01-57; отдела пи‘ ТЕЛЕФОНЫ сем —5-01-05; отдела спорта и фотокорреспондента—5-01-87, знамя». Липецк, уд. Московская. Индекс 52600 Объем 1 п, л, Зак. № 3255. 1 Г ^ ' - Г ■ Типография издательства «Ленинское Тираж 44380, Печать высокая.______ АЭ 41485
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz