Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

4 • «ЛЕНИНЕЦ» са З а м е ^ м а т л Е е м н о е в р е м м у многих липчан хранятся в семейных альбомах снимки их бабушек и 'дедушек, на кото­ рых оттиснут фирменный знак: «Фотография В. Цаплина». Снимкам этим более восьми­ десяти лет, сделаны они за­ мечательным фотомастером Василием Никифоровичем Цаплиным. Цаплнп — выходец из кре­ постных крестьян. Родился он около 1840 года в селе Рыс- лей Тамбовской губернии. Фотографией начал -занимать­ ся во время действительной службы в армии. Васи.чий попал в денщики к одному офицеру. Богатый без­ дельник выписал из Германия для забавы фотографический аппарат — дорогостоящую по тем временам «игрушку», но она быстро ему наскучила, и V офицер отдал аппарат своему денщику. . Пытливый солдат быстро освоил его устройст­ во, техмику съемки. С тех пор жизнь Василия Цаплина не­ разрывно связана, с фотогра- ■фией. Обладая исключительным трудолюбием, он смог со вре­ менем основать собственную фотографическую фирму. Па­ вильоны Цаплина открывав ются в Тамбове, в Моршан- ске, на Липецких минеральных водах (изящное здание фо­ топавильона стояло На одной из аллей Нижнего парка). В 1891 году работа В. Цап­ лина «На охоте» (был запе­ чатлен момент охоты на мед­ ведя) попала на Парижскую фотографическую выставку и завоевала там золотую ме-, даль. Цаплину присвоено звание члена Парижской на­ циональной академии. В 1891 —92 г.Г. фотографии Цаплина имеют большой успех на Пе­ тербургской и Московской вы­ ставках. Он становится изве­ стным и популярным фото­ графом, Василий Никифоро­ вич был большим мастером- портретистом. Он оставил нам целую галерею портретов, в которых использовал все лучшее; что было у фотогра­ фов того времени: компози­ ции, различные фоны декора­ тивных . задников. Посмотрим хотя бы на эту фотографию, на которой сня­ та чета молодоженов. Сво­ бодные позы молодых люден, тончайшая проработка фак­ туры платья, узорный крае­ шек. окна в павильоне делают снимок нарядным, празднич­ ным. Портреты Цаплина пе­ редают • не только внешнее сходство, но и характеры портретируемых. Едва ли не са.мым сложным при павиль- На зарядку, эрудйты! По ГОРИЗОНТАЛИ^ 5. Изящество, красота в движениях. 8. Наука о законах и формах мышления.' 10, Стеклообразный слой на керами-, ке. 11. Итальянский писатель-гуманист эпохи Возрождения. 14. Четырехугольник с двумя па­ раллельными сторонами. 19. Машина для. обра­ ботки матерна.та давлением. 21. Ожерелье из ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Беляев. 6. Брутто. 10. Горельеф. 11. Делакруа. 13. Гипербола. 14. Дра­ га. 17. Сплав. 20. Витебск. 21. Клерк. 22. Дин­ го. 23. Фактура. 24. Сироп, 27. Амбра. 30. Ле- нинакан. 31. Роговица. 32. Дилижанс. 33. Обо­ рин. 34. Вольта. бус, монет, драгоценных камней. 22. Приток. Амазонки. 23. Персонаж оперы Н. А. Римского- Корсакова «Майская ночь». 24. Северо-амери­ канский черный медведь. 25. Шведский ученый XVIII века, предложивший стоградусную шка­ лу термометра. 26. Роман Ф. М. Достоевского. 29. Сооружение для тренировок и соревнований по велосипедному спорту, 32. Фпзик, создатель теории относительности. 35. Молочный сахар. 36. Передвижной цирк. 3.7. Положение в боксе. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Мнение, суждение о ка­ честве, достоинстве, значении. 2. Автомобиль для буксирования. 3. Лиственное дерево или ку­ старник. 4. Овощное растение. 5. Отличитель­ ный знак государства, города. .6. Колючая часть органа защиты и нападения перепончатокрылых насекомых, 7. Денежная единица Египта. 9. Партия для одного голоса в опере. 12. Сторона геометрической фигуры, перпендикулярная ее высоте. 13. Герой сказки Д,- Родари. 15. Кино­ режиссер, народный артист СССР, постановщик фильма «А зори здесь ти.хне,..». 16. Полуостров На юго-востоке Азии. 17. День недели. 18. От­ дельный, самостоятельно с>ДЦествующнй орга­ низм, индивид. 20. Опора -для рельсов. 27. Гале­ рея, образуемая колоннами перед в.ходо.м в зда­ ние. 28. Напряженная неподвижная поза охот­ ничьей собаки при обнаружении- дичи. 29. Река в Таджикистане. 30. ЦилнпдрическшГ сверток, свиток бумаги, обоев. 31. Продукт переработки зерна. 32. Повествовательный род литературы. 33. Оттенок, едва заметный переход в звуках, красках. 34. Порт во Франции. ОПУБЛИКОВАННЫЙ 19 МАЯ ПО ВЕРТИКАЛИ: 1, Флорида. 2. Берлога. 3. «Арзамас». 4. Штурвал. 5. Багдад. 7. «Оча­ ков». 8. «Бесприданница». 9. Реконструкция. 12. Аргентина, 15. Ралли. ' 16. Гирло. 18. Прием. 19. Ангар. 24. ..Сверло. 25. «Разгром». 26. Плов­ див. 27. Антипод. 28. Базальт, 29. Акоста. онной съемке считалось при­ менение занавесей, сдвигая и раздвигая которые на застек­ ленной стене, фотограф соз­ давал более или менее силь­ ные пучки направленного света. В, Цаплин проявлял здесь много изобретательно­ сти, виртуозно освещая ли­ цо и фигуру фотографируе- Несмотря На свою привер- . женность к портретному жан-- ру-, В. Цаплин отлично вла­ дел всеми нюансами натур­ ных съемок. Сюда можно от­ нести выбор точки и време­ ни; съемки, чистоту проработ­ ки. всех деталей пейзан4а. Это нетрудно проследить на фо­ тографиях из альбома геолога И.. В. Мушкетова, изучавше­ го-в свое время Липецкие ми­ неральные воды. Благодар­ ные липчане в . 1883 г. пода­ рили ему альбом с видами Липецка, сделанный Цапли­ ным. (Альбом хранился до недавнего времени в Цент­ ральном геологическом музее в Ленинграде. В настоящее время находится и экспониру­ ется в областном краеведче­ ском музее). Альбом включает в себя тридцать одну фотографию; эта архитектурные . памятни­ ки, улицы, курорт, парки. Ка­ менный лог, Ключи и т. Д. С 1900 года дело Василия Никифоровича в Липецке продолжил его племянник Ле­ онтий Ефремович (1875 -г- 1934 Г .Г . ) . Он оставил нам многочисленные фотоснимки Липецка начала XX в., кото­ рые имеют огромное значение д.чя истории города. Был известен в Липецке и сын Леонтия Ефремовича —^ Николай Леонтьевич Цаплин, замечательный гравер. В годы Великой Отечественной войны Николай Цаплин делал гра­ вировку на именном оружии Для награждения отличнвши.х- ся воинов по заказам мар­ шалов Н. Н, Воронова И К. К. Рокоссовского, выпол­ нял заказы дивизий» форми­ ровавшихся в Ельце и Воро­ неже. Николай Леонтьевич передал в дар музею негати­ вы, принад.тежавшие отцу, на которых запечатлен старый город, а также ряд репродук­ ций фотографий Цаплиных. Документальные фотогра­ фии имеют огромную цен­ ность как свидетельства ис­ тории, широко используются в музейных эскпозициях. В фондах музея .хранятся несаг- тивы и позитивы фотографий. Они могут быть оригиналами либо репродукция.ми. Наи­ большую ценность, конечно, представляют оригиналы. В этом отношении наследие фо­ тографов Цаплиных . пред­ ставляет бесценное богатст­ во для краеведов - и исторн- . ков. Л. СЕДЫХ, сотрудник областного краеведческого музея. ^ НА СНИМКАХ: первый фотограф Липецка В. Н. Цап­ лин с внуком (вверху); па­ вильонный снимок, 1889 год. УЛЫБКА НА ВЫХОДНОЙ ЛЮБИМАЯ РАБОТА . — Вы слышали? .У -него любимая работа! .Он любит ее,, он души в ней не чает! А я как будто не люблю! Я тоже встаю полвосьмого. Чтобы к восьми- успеть. Я бы тоже успевал к девяти, если бы трамваи по расписанию хо­ дили. Но они не ходят. И я могу появиться только в де­ сять. Когда они уже успели поздороваться друг с другом. . Сказать «Доброе утро», спро­ сить, как самочувствие, как настроение? Узнать,, кто вы­ играл, кто проиграл? Конечно, выигрывает сильнейший, я это давно знаю. Поэтому я появляюсь всегда вовремя. Часиков в одиннадцать. Когда уже все сели. Но еще не знают, за что взяться. Они этого не знают до двенадцати часов, пока не появ.тяются. все остальные. Эти тоже не зна­ ют, зачем пришли, но догады­ ваются, что аванс скоро. Дней десять ждать осталось. Долго? Для тё.х, кому работа в тягость. Мне нет. Я терпе­ ливый. Я могу сидеть часа­ ми, не шелохнувшись. На меня из соседних отде.тов приходят смотреть. «Что это он так сидит?» •— спрашива­ ют. «Он у нас очень собран­ ный, 'у него сила воли и вы­ держка. необыкновенная. Он еще не так может, если захочет. Но он не хочет. Потому что за это дополни­ тельно не платят. Поэтому он просто сидит». Да что я? Я знал одного заместителя. Он все кого-то замещал. При­ дет на работу тоже где-то, утром и начинает замещать. Часок-другой позамещает. а потом, глядишь, засеменил куда-то. Сначала туда, потом обратно. Другим покоя не дает. А ты сядь. Войди в свой каби­ нет, отодвинь стул и сядь. Не суетись, ке создавай не­ рвозной обстановки. Вот я; например, у меня ни один мускул не дрогнет, туловище выпрямлено, плечи расправ­ лены, дыхание ровное, пульс нормальный.' Потому что я люблю свою работу. Потому что прекрасно знаю, что пер­ вого н пятнадцатого^ хочу я того или кет, кассир приве­ зет из банка деньги, и мне придется встать,, дойти до бухгалтерии, расписаться в платежной ведомости и. по­ лучить свои законные семьде­ сят два рубля тридцать во­ семь копеек, пересчитать их, вернуться к себе, сесть — и снова за работу. Приходите, смотрите, я всегда рад по­ делиться опытом. Александр КЛИМОВ. Редактор И. БЕЗБОРОДОВ. т « ш о ^ т в а т р а х «КОСМОС». Приступать к ликзи. дации (2 серин) — 9.!5, 12.00, 14.45, 17.30, 20.15. живым ^ 10.00, 12.00. 14.00. 16.00 {удлиненный), Ш30, 20.30. Малый зал. Скупой (2 серии) — 10,00. Дет­ ский зал. В бой идут один «стари­ ки» — 11.00, 13.00. Киносборкик Ералаш — 15.00, 17.00. «ОКТЯБРЬ». Приказало взять живым — 9.00. 12.40 . {удлиненный), 15,10, 17.00, 18.50, 20.40(у»1,\инен- «З.ЛРЯ». Луннаярадуга — 9.00, 11.00, 13,00, 15.00. 17.00, 19.00. 20.30 (удлиненный). Детский за.\. Я и весь класс—11.00, 14.30. Малый зал. Владыка судьбы (2 серии, дети до 16 лет не допускаются} — 16.00, 18.30, 21.00. «СПУТНИК». Выдра по имени Тарка — 11.40. Владыка судьбы (2 серии, дети до 16 лет не до­ пускаются) — 9,00, 13.20, 16.00, 18.30 21.00. «МЕТАЛЛУРГ». Дело дан на­ стоящих мужчин — 11.00, 15.00, Фантоцци против всех {дети до 16 лет не допускаются) — 9.00, 13.00, 17.00. 19.00, 21.00 /удлинен- Наш адрес: ГСП 398055, г, Липецк, улица Московская, 83. редактора — 5-01-76; ответственного секретаря — 5-01-45; отдела комсомольской жизни —5-01-42; отдела коммунисти. ческого воспитания и руководителя литобъедннения' — _ _ 5-01-78; отдела учащейся молодежи — 5-01-57; отдела пи‘ ТЕЛЕФОНЫ сем —5-01-05; отдела спорта и фотокорреспондента—5-01-87, знамя». Липецк, уд. Московская. Индекс 52600 Объем 1 п, л, Зак. № 3255. 1 Г ^ ' - Г ■ Типография издательства «Ленинское Тираж 44380, Печать высокая.______ АЭ 41485

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz