Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
2 • «ЛЕНИНЕЦ^ 2 июня 1984 г. = В ОТВЕТ НА З А Б О Т У ПАР ТИИ = «Л Е НИН ЕЦ » • 3 комсомольцев. С заиптересован- ностыо, высоким профессио нальным мастерством работа ют молодые педагоги Волов- ского, Долгоруковского, Лебе дянского районов, г. Ельца. Но материалы областного рейда «Как живешь, молодой учитель?», проведенного обко мом ВЛКСМ, совместно с. от делом народного образодаиия' и обкомом . профсоюза Работ- ■ ников просвещения, показали, что некоторые молодые учи теля Стаиовлянского, Иамал- ковского и Хлевенского райо нов не знают специфики вос питательной работы в .сельских школах. У начинающих педа гогов возникает много трудно стей в работе. В Основных ианравленИях школьной реформы одобрено движение комсомольских педа гогических отрядов, бойцы которых стали надежными по мощниками учителей. Однако, ряд райкомОв, горкомов ВЛКСМ не уделяет должного внимания пропаганде передо вого опыта,, совершенствованию деятельности педотрядов.. А в та.ких районах, как Долгору ковский, Добровскнй, Тербун- ский, Краснииский недотряды, созданы только в половине, Изменения в структуре шко лы обязывают нас во всей организационной и массово-■ политической работе знать и проявлять точную меру воз действия на личность учанге- гося в соответствии с его воз растными" способи^тями. Все необходимые условия для такой работы у нас сеть. Опыт Грязинского городского Совета пионерской организа ции по работе с октябрятами одобрен ЦК ВЛКСМ, Однако райкомы комсомола, районные Советы пионерской организа ции не торопятся его исполь зовать. За последние два года не было проведено ни одного пле нума районных советов пионер- №их организаций Измалчов-. скогр, Добровского, СтановляИ' СКОРО районов. Областной ко митет ВЛКСМ неоднократно обращал внимание комитетов комсомола па необходимость значительного улучшения, под готовки и приема школьников в ряды ВЛКСМ. Однако, как свидетельствуют . факты, ряд райкомов,- горкомов комсомола не сделали и з ‘ЭТОГО практиче ских выводов. Райкомам, горкомам комсо мола, ;с одной стороны, сле- ■ дует повышать ■ организован ность, порядок и дисциплину в рядах ВЛКСМ, а с другой —- развивать инициативу и ак тивность комсомольцев, поото- . янно совершенствовать под бор, расста.новку комсомоль ских кадров,, которые непос редственно организуют работу с учащейся молодежью.- В заключение первый , сек ретарь обкома ВЛКСМ В. Фи липпов заверил областной ко-- митет ,'партии,, -Центральный Комитет ВЛКС,.М,, что,комсо- мольцы и молодежь области , внесут конкретный вклад в . реализацию решений апрель ского {1984 г.) Пленума ЦК КПСС, новыми трудовыми ус пехами и высокой политической активностью ответят на забо ту партии о’ воспитании под растающего . поколения. В прениях по докладу вы ступили, первый секретарь . Елецкого горкома ВЛКСМ B . -Келарев, стерженщица Ле- бс.дянского’ маишностроктель- иого завода, депутат оо.част- ного Совета народных депу татов, член обкома ВЛКСМ C. Мишина, секретарь Липец кого горкома ВЛКСМ И. Гор-^ чакова, начальник облас1ною управления профтехобразова ния В. В. Голощапов, старшая пионервожатая сред ней школы № 62 г. Липецка Т. Голошубова, заместитель заведующего областным отде лом народного образовани.я В. И. Байрачный, б ртадир КМК завода «Свободный со кол» Ю. Виноградов, секре тарь комсомольской организа ции колхоза им. Чапаева Доб- ринского района Н. Зайцева учащаяся 10-го класса Боль- шебоевской средней школы Долгоруковского района Т. Стефанова. По обсуждавшимся вопросам приняты соответствующие по становления, в которых в ча стности, подчеркивается, что задачи, вытекающие из реше ний апрельского (1984 г.) Пле нума ЦК КПСС и речи на нем Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко необхо димо обсудить на пленумах райкомов и горкомов ВЛКСМ, собраниях комсомольского а к тива и на комсомольских соб раниях, разработать и осуще ствить меры по их реализации. На областном •собраиии ком сомольского актива первый се кретарь обкома ВЛКСМ Б. Фи липпов вручил награды ЦК ВЛКСМ. Знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в ком сомоле» были награждены Н. Булавинцева, секретарь по работе с учащейся моло дежью и пионерами Левобе режного райкома ВЛКСМ и С. Курышина, инструктор Елецкого горкома ВЛКСМ. Старшая пионервожатая обла стной санаторной школы-ин терната № 3 Р. Барбашина на граждена Знаком ЦК ВЛКСМ «Пионерскому вожатому». Липецкая Областная комсо мольская организация награж дена грамотой ЦК ВЛКСЛ4 за большую работу по при влечению комсомольцев и мо- дежи, пионеров и школьников к активному участию в сборе и отгрузке .металлолома в 1983 году. За высокие показатели во Всесоюзном смотре по разви тию кролиководства в 1983 году Секретариат ЦК ВЛ КСМ. коллегия Министерства сель ского хозяйства СССР, кол легия Министерства просвеще ния СССР и правление Центр- союза наградили Почетными грамотами и денежными пре миями Воловскую районную комсомольскую организацию, комсомольскую и пионерскую организации Ломовской сред ней школы Чаплйгинского рай- В областном собрании ком сомольского актива приняли участие заместитель председа теля облисполкома А. М. Оре хов, инструктор отдела ор! ани- эационио - партийной работы обкома КПСС Ю. И. Яцухин начальник областного упрчвле- ния профтехобразования В. В. Голощапов, заведующий обла стным отделом народного об разования В. П. Шаталов. В добрый путь! На днях в Липецком ПТУ № 20 состоялся первый выпуск афганских учащихся. ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН Начало на 1-й стр.). был отличником, хорошим че ловеком он стать уже сумел. Любят его одноклассники, гордятся им преподаватели, ведь душевная ' щедрость, трудолюбие, честность и_доб рота, которые присущи Саше. — качества самые главные щ человеке. Решил Скоморохов идти по стопам отца, стать ра бочим. Потому и в сочииеппн своем пишет о главном 'ерое нашего времени — рабочем классе. Эта же-тема оказалась наи более близка Ане Дреп.пюй. Ее очень волнует проблема нравственности, проблема ду ховного роста молодого по коления. Поэтому, может быть, решила Аня не расста ваться со школой, стать пре подавателем. А вот Наташа Гелобурдина будет поступать в юридиче ский. Она с'штает; чтобы быть настоящим, юристом — надо знать внутренний мир человека. Читая строки сочинений, убеждаешься, что сегодняш ние десятиклассники — это во многом уже личности, способ ные достойно идти . той жиз ненной дорогой, которую они сегодня выбирают. , Молодые посланцы дружест венной страны приехали в наш город три год а ' Назад. Тогда, помнится, они совсем не знали русского языка — корреспон дент «Ленинца» общался с ребятами исключительно через посредство переводчика. На .знали они города, не были зна комы с теми, кто ПОТО.М на долгое время стал их -гова- рищами по учебе, плохо пред ставляли те специальности, ко торые им предстояло освоить. А главное, студенты и.з Аф ганистана- лишь поиаслышке были знакомы с тем, что мы привыкли называть совегским образом жизни. И Вот позади годы учебы. Впереди — самостоятельная ШКОЛА: ПОРА ПЕРЕМЕН работа на родине, в демокра тическом Афганистане, кото рый сейчас нуждается в рабо чих руках, в квалифицирован ных специалистах. Но нужны стране рабочие не только ос воившие различные, профессии,, ■а Идейно, убежденные. Розовые к борьбе за свободу и пе.за- висимость своего народа. Именно - такими — зрелыми, получившими хорошую идей ную закалку - уезжают афган ские специалисты к- себе до- Из 35 человек, окончивших нынче ТУ-20| 14 получили ди пломы с отличием, 26 — по вышенные ква;тфпкацпош1ые разряды. ’А Азизулла Мафтуи Розак — наивысшйй б-й' раз- .'■С Авизуллой мы встретились буквально, за пять минут до начала торжественного вече ра, посвященного первому вы пуску афганских студентов Молодой афганец заметно волновался, однако его рус- . ский .язык почти безупречен., С удовольствием делился Ази зулла впечатлениями о годах, проведенных в Советском Со- - - Я закончил 10 классов в Кабуле, мечтал стать Докт'о- ром. Но нам сказали: п р а в е нужны квалифицированные р а бочие руки. И я понял — мой долг быть Там, куда* посылает родина, Когда мы приехали в Ли пецк, я практически ничего не знал о своей будущей сиеци- Уроки, которы х ж дут — Вы так молоды, и уже — старший учитель. Сколько лег вы работаеге в школе? — Девять ле-г преподаю словесность Три года, наряду с этим, была органи затором. — Как вам удалось добиться, что ваши десятиклассники много и главн1ее. — охотно читают, даже в литера 1уро- ведческие источники заглядывают? — Вероятно, им передается мои по требность в чтении. Сам словесник дол жен быть в образцовой для ребят чи тательской форме. Постоянно слежу за новинками художественной, критиче ской, научной литературы. Безусловно, интересное рекомендую школьникаЛ(|.. При этом свою задачу вижу н в том, чтобы беречь их время. Пусть они чи тают активно, но не все подряд, толь ко—лучшее. " — О чем вы думаете во время уро ка, который ведет в вашем классе кто- нибудь из нас, практикантов? — Чаще всего эго вариации на тему; «Учись, брат, барьеры брать». Педаго гическая практика — особой важности событие в жизни студента. Вот и ре шаю, как конкретно помочь каждому моему подопечному перешагнуть из «часа ученичества» в «час учитсльст- вовання». Нелегко дается такой ры вок, по себе помню... , ...Мы в липецкой средней школе № 55, в кабинете литературы. Обсуж дение студенческого опыта-урока • не заметно перешло в разговор, что , на зывается, по душам, и Наталья Викто ровна Еремова-Семешочеико не юро- пится его «закруг.тять».,Ведь за любым вопросом начинающих педагогов — их неподдельное, внимание к специфике из бранного труда, к той его стороне, ко торая кого-то лично уже коснулась и всерьез потревожила. ■ ' ' Кто хорошо знает Наталью Викто- "[Йвиу, Уй'лаеттся: ей неизменно дорог вонрошающий собеседник, будь то сту дент или школьник. Нет, она отнюдь не считает себя Всеведущей или готовой Дать всякий раз какой-то окончатель ный, не- ,подлежащий • сомнению, ответ. Вопросы радуют Наталью Викторовну, как здоровое проявление любознатель ности учапдакя, их иеравиода^шия к фактам ие0 сства и действительности. .И чем вопрос сло.лснее, чем более з а девает он интересы многих, тем увле-‘ кательнее осмыслять' его совместно. В классах Натальи Викторовны. ребята неоднократно убеждались: одари по добным .вопросом учителя, товарищей, и ты :сделаешь урок 'литературы . богаче раздумьями и оифытнями.' Воспитать умно спрашивающего ученика и найти в нем опору д л я ■актуального разгово ра о произведении искусства — таково направление • педагогических - - --усилий Еремовой-Семснючеико. Чтобы уяснить, сколь они резу.зьтативиы, заглянем в В школе у 10-го «Б» заслуженный авторитет «дит^атурного» класса. И впрямь, здесь учатся настоящие кни голюбы. Здесь нет «проблемы текстов», т. е: учащиеся даже не представляют, как это молию явиться иа урок лите ратуры, не прочит.1в и не взяв с собой очередной книги. Здесь в порядке ве щей встречная инициатива ■школьни ков, скажем, просьба обсудить повое произведешш полюбившегося «про-, граммного» автора. Родная стихия 10- го <;Б» — обмен мнениями, диспуты. Разве, могли в таком классе обойти вниманием, например, «Буранный по лустанок» Чингиза Айтматова! Наталья Викторовна и .ребята долго ходили под впечатлением романа, не рискуя выне сти его на обсуждение прежде, чем с ним хоть в какой-то степени справятся ум и сердце. И вот на уроке десятиклассники об рушили друг на Друга град вопросов. Все же — о чем роман: о нравствен ной красоте человека «трудолюбивой душ1р , такого, как Едигей?, О страшной опаспости утраты памяти, чувства ро дины, собственного «я»? О «трагиче- --еком противоречии конца XX века» — противоречия между «беспредельностью человеческого гения» и «невозможно стью реализовать его из-за барьеров, порождаемых империализмом»? «Поче му первоначальное название («И доль ше века длится день») Айтматов з а менил нынешним («Буранный полуста- Наталье Викторовне стало очевид но: в этих вопросах Оли Куликовой, Оли Лыковой, Ле»ы Аношкиной, Сер гея Ма.х-зва и других точно и в . то же время пристрастно уловлены болевые точки -многопланового айтматовского повествования. И, к удовольствию клас са, она прсдложи.яа с опорой именно на них продолжить по существу уже на чатый анализ ром-зна. ...Огненная струя металла в считанные, секунды наполнила. 350-килограммовый ковш. И вот уже он.- легко подталки ваемый сильными руками рос лого, широкоплечего парня. ■плавно покатил по монорельсу к непрерывно ' движущемуся. автоматическому конвейеру с готовыми формами. У конвей ера заливщик на мгновение ос тановился. придерживая ковш, затем а'ккуратнЪ наклонил его д ад медленно движущейся по конвейеру формой, И тонкая ■струя раскаленного чугуна, разбрасывая яркие рыжие звезды, устремилась в .заго товленное формовщиками мес- Иаполпенная металлом фор ма уходит на участок обруб ки. а заливщик уже наклопя- ет ковш над второй, затем третьей, четвертой Формами. По озаренному огненными всполохами лицу видно, что он доволен своей работой; ме- та.чл послушно растекается по формам, равномерно, без еиль- ных брызг. Стало быть, не бу дет спая. А без него и каче ство чугунной отливки выше, да и обрубщикам хлопот е ней будет меньше... Пока порожний ковш дожи дается своей очереди у так называемого копильннка жидкого металла, анаком- люсь с ааливщикоы. Рослый, КМК — ОДИННАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТ!^ широкоплечий парень оказался бригадиром ' Николаем, Ильи ным. Из беседы с ним узнал что в цех мелкого литья при шел ои после службы в ар мии. Четыре года работал ря довым заливщиком, а семь ме- . сяцев йазад ему поручняи воз главить комсомольско-моло дежпую бригаду. С первых дней бригада Иль ина заявила о себе, как гово рится. во весь голос Из меся ца в месяц стабильно пере крывала производственные з а дания и прочно заняла пози цию правофланговых в со ревновании среди комеомоль- ско-мешодежных коллективов «Центролита». А совсем не давно молодых, заливщиков чествовали в своем цехе уже как победителей ■Всесоюзно го социалистического сорев-- новапия. За высокие произ водственные показатели и активное участие . в общест венной жизни бригаде Нико лая Ильина, одной из немно гих не только в Липецке, но и области, было присуждено знамя Центрального Комите та ВЛКСМ «Герои пятилеток —- лучшему комсомольско- молодежному коллективу». — Награда высокая, но ко многому она нас и обязывает. — подчеркнул в разговоре бригадир. — Теперь мы на ви- ду у всего завода. И просто «М^^ЖСКОЕ ДЕЛО» — говорят о своей работе заливщики бригады Николая Ильина из цеха мелкого литья завода «Центролит» не имеем права работать вполсилы. '■ Что ж, верные слова. Но о.ебята не только не имеют права работать • вполсилы, ойи ' просто не умеют так ра ботать. Каждую смену они трудятся с полной . отдачей, дорожат каждой рабочей ми ну гой. Отсюда и высокие эко номические показатели. Ап рельское задание коллектив выполнил на Ю.З.З процента, записав на свой сверхп.лаио- вын счет свыше сорока .топа высококачественного. чугунно- -го литья. . А производитель ность труда каждого из девя ти заливщиков составила в апреле 103,6 процента — достойный ответ бригады на высокую награду. — В чем, по-вашему, сек рет успеха молодых ■залив щиков? ^ спрашиваю сменно го мастера В. М. Беляева. —^ Прежде всего, в четкой, ритмичной работе всех звень ев плавильного конвейера,— сказал Василий Михайлович, I—. и, конечно, в высокой дис- цип.чилнрова'шюсти каждого члена бригады. В коллективе нет ни одного нарушителя трудовой дщдипяины. Не последнюю роль, думаю; здесь играют и такие ' высокие по нятия, как чувство товарище ства. долг, ответственность- за порученное дело, В коллекти ве ' полная взаимозаменяе мость. Каждый-из заливщиков пргь необходимости может р з ' ботать. на любом из трех ав томатических конвейеров. Ребята в бригаде Ильина в основном комсомольского возраста. И у многих пока нет такого опыта и мастерст ва. как, скажем, у их старших товарищей Алексея Алексее- внча Комаричева и Дмитрия Григорьевнча Беляева, кото рые проработали на заливке уже более десяти лет. На них равняются, с них берут при мер все ребята бригады. И ветераны щедро делятся ,опы том .со своими молодыми кол легами. Иначе и быть не мо жет. Ведь работа заливщика требует постоянного напряже ния и внимания. На копвейе-" ре за смену, бывает, проходит по 20—25 литейных заготовок различной номенклатуры. Сегодня, к примеру, на коквейере заливаются чугуном формы под корпуса и крышки редукторов, предназначенные для Ижевского редукторного завода. Тут же заказы елец кого завода '«Гидропривод» и завода «Гомсельмаш», формы под гантели-, для участка шир потреба инструментального це ха нашего «Центролита»... Все формы разные по объ ему. И в каждую из них нуж но залить столько металла, сколько определено госудао- ■ствеиным • стандартом — ни больше, ни меньше. Если эа- лнвшик ошибается, то литей> ная заготовка пойдет в брак. Словом, нужен глаз да глаз. И опыт ветеранов- здесь как нельзя кстати. Его старатель но перенимают молодые ли тейщики у своих старших ю - варищей. И небезуспешно. Сейчас брак в бригаде све- ден до мниимума.- ,И еще одно .знакомство е •тезкой бригадира — Нико лаем Кладовым; До армян он 'работал мастером по ремонту холодильников в объединении ■«Рембыттехника». А вот после службы он пришел на «Цент- ролнт», самый -молодой в бригаде Ильина. — Меня давно тянуло к го рячему металлу, — говорит Николай. — Но несовершенно летних, как известно, в горя чие цехи иа работу не берут. Однако и после армии, в пда- - вильное отделение я лопал не сразу не было вакантных мест. Пришлось с полгода по работать В: ремонтно-механи ческом цехе нашего завода. И вот уже в-Лрой год я здесь, в плавильном, отделении. — ^ рпо к он вй/^ов огонь подчинялся людям мужест венным Всегда хотел быть похожим на них. Короче, ра бота наша — исконно мужское Мнение своего товарища полностью разделяют и з а ливщики Владимир Ситников, Виктор Самохин, Алексей Гревцев, Иван Безоков, ком сорг бригады Владимир Коро лев и все остальные члены комсомольско - молодежного коллектива Николая Ильи- ...В самый разгар смены из строя вышла одна (из двух) рабочая вагранка. На устране ние аварии ушло полтора' ча са. В конце дня поинтересо вался V сменного мастера В. М. Беляева, как отразилась аварийная ситуация на про изводительности труда за ливщиков. — Абсолютно не отрази лась. Скажу больше. ■— до вольно улыбнулся Василий Михайлович. — Вместо девя носта тонн по плану бригада аяьности. Но прошло время, н не. только освоил профессию электромонтажника по осве- щеияю И' силовым цепям, но и полюбил' ее. Мы всегда будем помнить тех советских Друзей, которых приобрели в вашей стране. Мы . благодарны им за то, что он» . научили нас трудиться, отно ситься к труду .по-коммунисти чески. Убеждения и знания, подученные в стенах ставшего родным нам училища, мы по несем своему пароду. О чувствах благодарности, ..стремлении, как можно быст- . рее и эффективнее примеиить На деле полученные в учили ще знания и навыки говорили многие выпускщши. Серьезно, тор.5кествен»о слу- - шали- вчерашние учащиеся, а сегодня уже молодые рабочиг молодой республики напутст венное слово'директора ТУ-20 В. Г. Хорол поздравил послан цев Афганистана с успешным окончанием училища, приобре тением. -профессий. — Тот факт, что в нашем училище учатся люди разных нациоиальностей, представите ли различных стран, — отме- • ТИЛ В . 'Г . Хорол, — свидетель ствует об укреплении нашей . дружбы, о том, что у нас об щие цели, одинаковые задача. Мы -стремились к тому, чтобы вы получили не только про фессиональную подготовку, но и постигли наши идеалы, ведь вам предстоит стать ядром рабочего класса Афганистана. Мы желаем каждому из вас найти свое место в жизни ра сти творчесгей, углублять, со вершенствовать свои позна ния; не только работать, но стать активными борцами, про тив врагов вашей страны. Тепло прощаются молодые афгаяские. специалисты с учи лищем, преподавателями, мас терами. с однокурсниками. Ни когда не забудут они дет, про веденных в Советском Союзе. В добрый путь, друзья! Р. СИДОРОВА, студентка Вг у. Казенное, вроде бы, словечко — анализ. Что греха таить, в иных случа ях школьного изучения ему и вправду отводится неблаговидная ро'ль этакого натаскивания на темы будущих сочи нений или экзаменационных билетов, В 10-м «Б» знают деиу анализу как 'со - ' пережи'ванню, незаемиом-у, личностнот му отклику на произведе'ния искусства. ^Ученики Натальи Викторовны приуче ны различать Позиции литературных ге роев, уяснять авторскую позицию, и тем самым уточнять критерии собствен ного' достойного жизненного поведения. Урок вопросами начался и вопросами закончился. Согласитесь, ученикам Н а тальи Викторовны труднее будет жить с бременем этих насущных сегодняш них вопросов. Но кто сказал, что уроки литературь! для отдыха и развлечения? Литера-1ура , — самый иапряжсшшй ■ учебный- предмет. Ои-поглощает всего - человека, будоражит совесть, взывает к гражданской активности, И если .каж дый ушел с урока с лселаиием что-то улучшить в нашем беспокойном мире — ‘это его внушительный нравствелйый В педагогических вузах филологи вы пускных курсов сдают в эти дни госу дарственные экзамены. Впереди — школа. Пусть опыт Натальи Викторов- ' ны ЕремоВой-Семенюченко, недавней выпускницы филфака ЛГПИ, послу жит им примером современного препо давания литературы. Т. РАСПОПОВА, старший преподаватель кафедры литературы ЛГПИ. Ильина разлила по формам сто тонн добротного металла. Ничего не скажешь, молод- А. ВЛАСОВ, наш внешт. корр. На снимке: члены комсог мольско-молодежного коллек тива Н. Ильина. Фото К). Бударина. ------РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ СЕАНСА.------- ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ-ЗРИТЕЛЬ среди десятков кинолент о молодежи, подростках, „хлы нувших на экраны страны в последнее-время, фильмы ре жиссера Аиды Маыаса1л)вой стоят особняком. Если неко торые кинематографисты отда ют дань этой теме постольку, поскольку тема подростка, вступающего в ' мир взрпелых, сейчас злободневна, «модиа», (а значит, фильм попадает «в струю»), то Манасарова иссле дует эти проблемы давно, серьезно и глубоко. Проблема отнов и детей — она-всегда (Ягояла остро. В предыдущих фильмах Манасч. ровой она рассмат1ш ва - , ется в разных аспектах, с разных точек зрения. Этой же теме посвящен и новый фильм режиссера — «Оглянись!». Известный советский кино актер Михаил Ульянов, -раз мышляя о п.утях развития современного театра (эти мы сли можно отнести и к сов ременному кииемат'огр'-фу), писал недавно: «Нам нужен положи тель ный герой, не обязательно ста- левар или космонавт. Что же делать миллионам других не -сталеваров, считать себя заведомо плохими? Нужен _ живой честный человек, ду мающий не только о себе, пе реживающий за других. А что- то мы должны и ненавидеть.^. И зрители сами станут героя-' ми по отиошеншо к показыва емым на сцене подлецам». Фильм «Оглянись!» как раз и относится к кинолентам, гке полонгительный герой как бы остается-за кадром — это сам 'зритель. Кинолента не оставляет никого равнодуш ным, она будит совесть чело веческую, будоражит чувства. В -центре внимания режис- сера-постановщика Аиды Ман.ч- саровой двое — мать и сын. Казалось бы, самые близкие люди. Иа деле же между ними — непреодолимая стена отчуждения. Татьяна (героиня фильма) жила, замкнувшись в своем уютном мирке, окруженная, друзьями, любовью мужа. Сын же был где-то иа обочи не, рос сам по себе. И когда он вырос, кроме чувства до сады и неприязни к родившей его женщине, в сердце Викто ра ничего не осталось. Сын — чужой человек, свя зан с сомнительными компани ями, стоит на учете в ми-шния за спекуляцию. Слова м п ет не находят никакого отк.шка , в зачерствевшей душе сынч. Как жить? — на этот воп рос Татьяна не может найти ответа. Нелюбимая работа, отчуждение сына... Й оп-а принимает роковое решение ...Сын у постели больной матери раскаивается. Финал, пожалуй, несколько надуман ный и йортит достоверность фильма, его правдивую жест- Возвращаясь к сливам М. Ульянова, который в той же статье «Влияние на чело века», справедливо заметил, что «действительность всегда менее слабонервна, чем дра матическое произведение, дей ствительность идет до конца. А мы .часто , пасуем- перед пей. Боимся: а зачем это на до, как зритель подумает?» Создатели фильма в копие конечно же, немного спасова ли, они не видят выход;! из слоасившсйся ситуации, а. может, и испугались этой бе зысходности. И все же, не смотря на некоторые натяжки, фильм предельно правдив. , Героиня иа скамье подсуди мых, Но суд этот особый — ■суд совести. .Мы, зрители, су дим Татьяну, и она сама су дит себя. Не обязательно опекать подрастающего человека,, ок ружая его вниманием, под робно интересуясь его жизнью; порой пример родителей, . их поступки, воспитывают лучше всяких слов. Жизнь Татьяны, .посвященная развлечгииям и уходу за мужем, неи11:ге|Шсна и ничего, хорошего сын из нее перенять не мог. Ио ведь рядом с мальчишкой был ду шевно красивый, благородный человек — отчим Виктора, О том, что ои не его ртдной отец, мальчик узнал лишь незадолго до смерти отчима. Виктор судит мать, ио но- - чему он так снисходителен к себе? И вот тут возникает вто- ■рая тема, поднятая в фильме. Тема личной ответственности подростка за свои посту.пки. Виктор как личность не со стоялся. И несмотря на го, что конец этой истории благо получен— - у изголовья тяжело больной по его вине мггери он раскаивается — мы поки даем зал с чувством тревоги. Очень много дурного накопи лось в этой еше такой юной душе. Один сильный жизнен ный толчок спасет ли ее. разбудит ли угасшую сов' сть? Еше ЮДИН фильм о «труд- - ных» подростках, еще одна попытка осмыслить средства ми кинематографии Сложное жизненное явление, и еще од на твооческая удача, с кото рой хочется поздравить йцду Манасарову. И. ТКАЧЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz