Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

2 • «ЛЕНИНЕЦ^ 2 июня 1984 г. = В ОТВЕТ НА З А Б О Т У ПАР ТИИ = «Л Е НИН ЕЦ » • 3 комсомольцев. С заиптересован- ностыо, высоким профессио­ нальным мастерством работа­ ют молодые педагоги Волов- ского, Долгоруковского, Лебе­ дянского районов, г. Ельца. Но материалы областного рейда «Как живешь, молодой учитель?», проведенного обко­ мом ВЛКСМ, совместно с. от­ делом народного образодаиия' и обкомом . профсоюза Работ- ■ ников просвещения, показали, что некоторые молодые учи­ теля Стаиовлянского, Иамал- ковского и Хлевенского райо­ нов не знают специфики вос­ питательной работы в .сельских школах. У начинающих педа­ гогов возникает много трудно­ стей в работе. В Основных ианравленИях школьной реформы одобрено движение комсомольских педа­ гогических отрядов, бойцы которых стали надежными по­ мощниками учителей. Однако, ряд райкомОв, горкомов ВЛКСМ не уделяет должного внимания пропаганде передо­ вого опыта,, совершенствованию деятельности педотрядов.. А в та.ких районах, как Долгору­ ковский, Добровскнй, Тербун- ский, Краснииский недотряды, созданы только в половине, Изменения в структуре шко­ лы обязывают нас во всей организационной и массово-■ политической работе знать и проявлять точную меру воз­ действия на личность учанге- гося в соответствии с его воз­ растными" способи^тями. Все необходимые условия для такой работы у нас сеть. Опыт Грязинского городского Совета пионерской организа­ ции по работе с октябрятами одобрен ЦК ВЛКСМ, Однако райкомы комсомола, районные Советы пионерской организа­ ции не торопятся его исполь­ зовать. За последние два года не было проведено ни одного пле­ нума районных советов пионер- №их организаций Измалчов-. скогр, Добровского, СтановляИ' СКОРО районов. Областной ко митет ВЛКСМ неоднократно обращал внимание комитетов комсомола па необходимость значительного улучшения, под­ готовки и приема школьников в ряды ВЛКСМ. Однако, как свидетельствуют . факты, ряд райкомов,- горкомов комсомола не сделали и з ‘ЭТОГО практиче­ ских выводов. Райкомам, горкомам комсо­ мола, ;с одной стороны, сле- ■ дует повышать ■ организован­ ность, порядок и дисциплину в рядах ВЛКСМ, а с другой —- развивать инициативу и ак­ тивность комсомольцев, поото- . янно совершенствовать под­ бор, расста.новку комсомоль­ ских кадров,, которые непос­ редственно организуют работу с учащейся молодежью.- В заключение первый , сек­ ретарь обкома ВЛКСМ В. Фи­ липпов заверил областной ко-- митет ,'партии,, -Центральный Комитет ВЛКС,.М,, что,комсо- мольцы и молодежь области , внесут конкретный вклад в . реализацию решений апрель­ ского {1984 г.) Пленума ЦК КПСС, новыми трудовыми ус пехами и высокой политической активностью ответят на забо­ ту партии о’ воспитании под­ растающего . поколения. В прениях по докладу вы­ ступили, первый секретарь . Елецкого горкома ВЛКСМ B . -Келарев, стерженщица Ле- бс.дянского’ маишностроктель- иого завода, депутат оо.част- ного Совета народных депу­ татов, член обкома ВЛКСМ C. Мишина, секретарь Липец­ кого горкома ВЛКСМ И. Гор-^ чакова, начальник облас1ною управления профтехобразова­ ния В. В. Голощапов, старшая пионервожатая сред­ ней школы № 62 г. Липецка Т. Голошубова, заместитель заведующего областным отде­ лом народного образовани.я В. И. Байрачный, б ртадир КМК завода «Свободный со­ кол» Ю. Виноградов, секре­ тарь комсомольской организа­ ции колхоза им. Чапаева Доб- ринского района Н. Зайцева учащаяся 10-го класса Боль- шебоевской средней школы Долгоруковского района Т. Стефанова. По обсуждавшимся вопросам приняты соответствующие по­ становления, в которых в ча­ стности, подчеркивается, что задачи, вытекающие из реше­ ний апрельского (1984 г.) Пле­ нума ЦК КПСС и речи на нем Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко необхо­ димо обсудить на пленумах райкомов и горкомов ВЛКСМ, собраниях комсомольского а к ­ тива и на комсомольских соб­ раниях, разработать и осуще­ ствить меры по их реализации. На областном •собраиии ком­ сомольского актива первый се­ кретарь обкома ВЛКСМ Б. Фи­ липпов вручил награды ЦК ВЛКСМ. Знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в ком­ сомоле» были награждены Н. Булавинцева, секретарь по работе с учащейся моло­ дежью и пионерами Левобе­ режного райкома ВЛКСМ и С. Курышина, инструктор Елецкого горкома ВЛКСМ. Старшая пионервожатая обла­ стной санаторной школы-ин­ терната № 3 Р. Барбашина на­ граждена Знаком ЦК ВЛКСМ «Пионерскому вожатому». Липецкая Областная комсо­ мольская организация награж­ дена грамотой ЦК ВЛКСЛ4 за большую работу по при­ влечению комсомольцев и мо- дежи, пионеров и школьников к активному участию в сборе и отгрузке .металлолома в 1983 году. За высокие показатели во Всесоюзном смотре по разви­ тию кролиководства в 1983 году Секретариат ЦК ВЛ КСМ. коллегия Министерства сель­ ского хозяйства СССР, кол­ легия Министерства просвеще­ ния СССР и правление Центр- союза наградили Почетными грамотами и денежными пре­ миями Воловскую районную комсомольскую организацию, комсомольскую и пионерскую организации Ломовской сред­ ней школы Чаплйгинского рай- В областном собрании ком­ сомольского актива приняли участие заместитель председа­ теля облисполкома А. М. Оре­ хов, инструктор отдела ор! ани- эационио - партийной работы обкома КПСС Ю. И. Яцухин начальник областного упрчвле- ния профтехобразования В. В. Голощапов, заведующий обла­ стным отделом народного об­ разования В. П. Шаталов. В добрый путь! На днях в Липецком ПТУ № 20 состоялся первый выпуск афганских учащихся. ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН Начало на 1-й стр.). был отличником, хорошим че­ ловеком он стать уже сумел. Любят его одноклассники, гордятся им преподаватели, ведь душевная ' щедрость, трудолюбие, честность и_доб­ рота, которые присущи Саше. — качества самые главные щ человеке. Решил Скоморохов идти по стопам отца, стать ра­ бочим. Потому и в сочииеппн своем пишет о главном 'ерое нашего времени — рабочем классе. Эта же-тема оказалась наи­ более близка Ане Дреп.пюй. Ее очень волнует проблема нравственности, проблема ду­ ховного роста молодого по­ коления. Поэтому, может быть, решила Аня не расста­ ваться со школой, стать пре­ подавателем. А вот Наташа Гелобурдина будет поступать в юридиче­ ский. Она с'штает; чтобы быть настоящим, юристом — надо знать внутренний мир человека. Читая строки сочинений, убеждаешься, что сегодняш­ ние десятиклассники — это во многом уже личности, способ­ ные достойно идти . той жиз­ ненной дорогой, которую они сегодня выбирают. , Молодые посланцы дружест­ венной страны приехали в наш город три год а ' Назад. Тогда, помнится, они совсем не знали русского языка — корреспон­ дент «Ленинца» общался с ребятами исключительно через посредство переводчика. На .знали они города, не были зна­ комы с теми, кто ПОТО.М на долгое время стал их -гова- рищами по учебе, плохо пред­ ставляли те специальности, ко­ торые им предстояло освоить. А главное, студенты и.з Аф­ ганистана- лишь поиаслышке были знакомы с тем, что мы привыкли называть совегским образом жизни. И Вот позади годы учебы. Впереди — самостоятельная ШКОЛА: ПОРА ПЕРЕМЕН работа на родине, в демокра­ тическом Афганистане, кото­ рый сейчас нуждается в рабо­ чих руках, в квалифицирован­ ных специалистах. Но нужны стране рабочие не только ос­ воившие различные, профессии,, ■а Идейно, убежденные. Розовые к борьбе за свободу и пе.за- висимость своего народа. Именно - такими — зрелыми, получившими хорошую идей­ ную закалку - уезжают афган­ ские специалисты к- себе до- Из 35 человек, окончивших нынче ТУ-20| 14 получили ди­ пломы с отличием, 26 — по­ вышенные ква;тфпкацпош1ые разряды. ’А Азизулла Мафтуи Розак — наивысшйй б-й' раз- .'■С Авизуллой мы встретились буквально, за пять минут до начала торжественного вече­ ра, посвященного первому вы­ пуску афганских студентов Молодой афганец заметно волновался, однако его рус- . ский .язык почти безупречен., С удовольствием делился Ази­ зулла впечатлениями о годах, проведенных в Советском Со- - - Я закончил 10 классов в Кабуле, мечтал стать Докт'о- ром. Но нам сказали: п р а в е нужны квалифицированные р а ­ бочие руки. И я понял — мой долг быть Там, куда* посылает родина, Когда мы приехали в Ли­ пецк, я практически ничего не знал о своей будущей сиеци- Уроки, которы х ж дут — Вы так молоды, и уже — старший учитель. Сколько лег вы работаеге в школе? — Девять ле-г преподаю словесность Три года, наряду с этим, была органи­ затором. — Как вам удалось добиться, что ваши десятиклассники много и главн1ее. — охотно читают, даже в литера 1уро- ведческие источники заглядывают? — Вероятно, им передается мои по­ требность в чтении. Сам словесник дол­ жен быть в образцовой для ребят чи­ тательской форме. Постоянно слежу за новинками художественной, критиче­ ской, научной литературы. Безусловно, интересное рекомендую школьникаЛ(|.. При этом свою задачу вижу н в том, чтобы беречь их время. Пусть они чи­ тают активно, но не все подряд, толь­ ко—лучшее. " — О чем вы думаете во время уро­ ка, который ведет в вашем классе кто- нибудь из нас, практикантов? — Чаще всего эго вариации на тему; «Учись, брат, барьеры брать». Педаго­ гическая практика — особой важности событие в жизни студента. Вот и ре­ шаю, как конкретно помочь каждому моему подопечному перешагнуть из «часа ученичества» в «час учитсльст- вовання». Нелегко дается такой ры­ вок, по себе помню... , ...Мы в липецкой средней школе № 55, в кабинете литературы. Обсуж­ дение студенческого опыта-урока • не­ заметно перешло в разговор, что , на­ зывается, по душам, и Наталья Викто­ ровна Еремова-Семешочеико не юро- пится его «закруг.тять».,Ведь за любым вопросом начинающих педагогов — их неподдельное, внимание к специфике из­ бранного труда, к той его стороне, ко ­ торая кого-то лично уже коснулась и всерьез потревожила. ■ ' ' Кто хорошо знает Наталью Викто- "[Йвиу, Уй'лаеттся: ей неизменно дорог вонрошающий собеседник, будь то сту­ дент или школьник. Нет, она отнюдь не считает себя Всеведущей или готовой Дать всякий раз какой-то окончатель­ ный, не- ,подлежащий • сомнению, ответ. Вопросы радуют Наталью Викторовну, как здоровое проявление любознатель­ ности учапдакя, их иеравиода^шия к фактам ие0 сства и действительности. .И чем вопрос сло.лснее, чем более з а ­ девает он интересы многих, тем увле-‘ кательнее осмыслять' его совместно. В классах Натальи Викторовны. ребята неоднократно убеждались: одари по­ добным .вопросом учителя, товарищей, и ты :сделаешь урок 'литературы . богаче раздумьями и оифытнями.' Воспитать умно спрашивающего ученика и найти в нем опору д л я ■актуального разгово­ ра о произведении искусства — таково направление • педагогических - - --усилий Еремовой-Семснючеико. Чтобы уяснить, сколь они резу.зьтативиы, заглянем в В школе у 10-го «Б» заслуженный авторитет «дит^атурного» класса. И впрямь, здесь учатся настоящие кни­ голюбы. Здесь нет «проблемы текстов», т. е: учащиеся даже не представляют, как это молию явиться иа урок лите­ ратуры, не прочит.1в и не взяв с собой очередной книги. Здесь в порядке ве щей встречная инициатива ■школьни­ ков, скажем, просьба обсудить повое произведешш полюбившегося «про-, граммного» автора. Родная стихия 10- го <;Б» — обмен мнениями, диспуты. Разве, могли в таком классе обойти вниманием, например, «Буранный по­ лустанок» Чингиза Айтматова! Наталья Викторовна и .ребята долго ходили под впечатлением романа, не рискуя выне­ сти его на обсуждение прежде, чем с ним хоть в какой-то степени справятся ум и сердце. И вот на уроке десятиклассники об­ рушили друг на Друга град вопросов. Все же — о чем роман: о нравствен­ ной красоте человека «трудолюбивой душ1р , такого, как Едигей?, О страшной опаспости утраты памяти, чувства ро­ дины, собственного «я»? О «трагиче- --еком противоречии конца XX века» — противоречия между «беспредельностью человеческого гения» и «невозможно­ стью реализовать его из-за барьеров, порождаемых империализмом»? «Поче му первоначальное название («И доль­ ше века длится день») Айтматов з а ­ менил нынешним («Буранный полуста- Наталье Викторовне стало очевид­ но: в этих вопросах Оли Куликовой, Оли Лыковой, Ле»ы Аношкиной, Сер­ гея Ма.х-зва и других точно и в . то же время пристрастно уловлены болевые точки -многопланового айтматовского повествования. И, к удовольствию клас­ са, она прсдложи.яа с опорой именно на них продолжить по существу уже на­ чатый анализ ром-зна. ...Огненная струя металла в считанные, секунды наполнила. 350-килограммовый ковш. И вот уже он.- легко подталки­ ваемый сильными руками рос­ лого, широкоплечего парня. ■плавно покатил по монорельсу к непрерывно ' движущемуся. автоматическому конвейеру с готовыми формами. У конвей­ ера заливщик на мгновение ос­ тановился. придерживая ковш, затем а'ккуратнЪ наклонил его д ад медленно движущейся по конвейеру формой, И тонкая ■струя раскаленного чугуна, разбрасывая яркие рыжие звезды, устремилась в .заго­ товленное формовщиками мес- Иаполпенная металлом фор­ ма уходит на участок обруб­ ки. а заливщик уже наклопя- ет ковш над второй, затем третьей, четвертой Формами. По озаренному огненными всполохами лицу видно, что он доволен своей работой; ме- та.чл послушно растекается по формам, равномерно, без еиль- ных брызг. Стало быть, не бу­ дет спая. А без него и каче­ ство чугунной отливки выше, да и обрубщикам хлопот е ней будет меньше... Пока порожний ковш дожи­ дается своей очереди у так называемого копильннка жидкого металла, анаком- люсь с ааливщикоы. Рослый, КМК — ОДИННАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТ!^ широкоплечий парень оказался бригадиром ' Николаем, Ильи­ ным. Из беседы с ним узнал что в цех мелкого литья при­ шел ои после службы в ар­ мии. Четыре года работал ря­ довым заливщиком, а семь ме- . сяцев йазад ему поручняи воз­ главить комсомольско-моло дежпую бригаду. С первых дней бригада Иль­ ина заявила о себе, как гово­ рится. во весь голос Из меся­ ца в месяц стабильно пере­ крывала производственные з а ­ дания и прочно заняла пози­ цию правофланговых в со­ ревновании среди комеомоль- ско-мешодежных коллективов «Центролита». А совсем не­ давно молодых, заливщиков чествовали в своем цехе уже как победителей ■Всесоюзно­ го социалистического сорев-- новапия. За высокие произ­ водственные показатели и активное участие . в общест­ венной жизни бригаде Нико­ лая Ильина, одной из немно­ гих не только в Липецке, но и области, было присуждено знамя Центрального Комите­ та ВЛКСМ «Герои пятилеток —- лучшему комсомольско- молодежному коллективу». — Награда высокая, но ко многому она нас и обязывает. — подчеркнул в разговоре бригадир. — Теперь мы на ви- ду у всего завода. И просто «М^^ЖСКОЕ ДЕЛО» — говорят о своей работе заливщики бригады Николая Ильина из цеха мелкого литья завода «Центролит» не имеем права работать вполсилы. '■ Что ж, верные слова. Но о.ебята не только не имеют права работать • вполсилы, ойи ' просто не умеют так ра ботать. Каждую смену они трудятся с полной . отдачей, дорожат каждой рабочей ми­ ну гой. Отсюда и высокие эко­ номические показатели. Ап­ рельское задание коллектив выполнил на Ю.З.З процента, записав на свой сверхп.лаио- вын счет свыше сорока .топа высококачественного. чугунно- -го литья. . А производитель­ ность труда каждого из девя­ ти заливщиков составила в апреле 103,6 процента — достойный ответ бригады на высокую награду. — В чем, по-вашему, сек­ рет успеха молодых ■залив­ щиков? ^ спрашиваю сменно­ го мастера В. М. Беляева. —^ Прежде всего, в четкой, ритмичной работе всех звень­ ев плавильного конвейера,— сказал Василий Михайлович, I—. и, конечно, в высокой дис- цип.чилнрова'шюсти каждого члена бригады. В коллективе нет ни одного нарушителя трудовой дщдипяины. Не последнюю роль, думаю; здесь играют и такие ' высокие по нятия, как чувство товарище­ ства. долг, ответственность- за порученное дело, В коллекти­ ве ' полная взаимозаменяе­ мость. Каждый-из заливщиков пргь необходимости может р з ' ботать. на любом из трех ав­ томатических конвейеров. Ребята в бригаде Ильина в основном комсомольского возраста. И у многих пока нет такого опыта и мастерст­ ва. как, скажем, у их старших товарищей Алексея Алексее- внча Комаричева и Дмитрия Григорьевнча Беляева, кото­ рые проработали на заливке уже более десяти лет. На них равняются, с них берут при­ мер все ребята бригады. И ветераны щедро делятся ,опы том .со своими молодыми кол­ легами. Иначе и быть не мо­ жет. Ведь работа заливщика требует постоянного напряже­ ния и внимания. На копвейе-" ре за смену, бывает, проходит по 20—25 литейных заготовок различной номенклатуры. Сегодня, к примеру, на коквейере заливаются чугуном формы под корпуса и крышки редукторов, предназначенные для Ижевского редукторного завода. Тут же заказы елец­ кого завода '«Гидропривод» и завода «Гомсельмаш», формы под гантели-, для участка шир­ потреба инструментального це­ ха нашего «Центролита»... Все формы разные по объ­ ему. И в каждую из них нуж­ но залить столько металла, сколько определено госудао- ■ствеиным • стандартом — ни больше, ни меньше. Если эа- лнвшик ошибается, то литей> ная заготовка пойдет в брак. Словом, нужен глаз да глаз. И опыт ветеранов- здесь как нельзя кстати. Его старатель­ но перенимают молодые ли­ тейщики у своих старших ю - варищей. И небезуспешно. Сейчас брак в бригаде све- ден до мниимума.- ,И еще одно .знакомство е •тезкой бригадира — Нико­ лаем Кладовым; До армян он 'работал мастером по ремонту холодильников в объединении ■«Рембыттехника». А вот после службы он пришел на «Цент- ролнт», самый -молодой в бригаде Ильина. — Меня давно тянуло к го­ рячему металлу, — говорит Николай. — Но несовершенно летних, как известно, в горя­ чие цехи иа работу не берут. Однако и после армии, в пда- - вильное отделение я лопал не сразу не было вакантных мест. Пришлось с полгода по­ работать В: ремонтно-механи­ ческом цехе нашего завода. И вот уже в-Лрой год я здесь, в плавильном, отделении. — ^ рпо к он вй/^ов огонь подчинялся людям мужест­ венным Всегда хотел быть похожим на них. Короче, ра­ бота наша — исконно мужское Мнение своего товарища полностью разделяют и з а ­ ливщики Владимир Ситников, Виктор Самохин, Алексей Гревцев, Иван Безоков, ком­ сорг бригады Владимир Коро­ лев и все остальные члены комсомольско - молодежного коллектива Николая Ильи- ...В самый разгар смены из строя вышла одна (из двух) рабочая вагранка. На устране­ ние аварии ушло полтора' ча ­ са. В конце дня поинтересо­ вался V сменного мастера В. М. Беляева, как отразилась аварийная ситуация на про­ изводительности труда за­ ливщиков. — Абсолютно не отрази­ лась. Скажу больше. ■— до­ вольно улыбнулся Василий Михайлович. — Вместо девя­ носта тонн по плану бригада аяьности. Но прошло время, н не. только освоил профессию электромонтажника по осве- щеияю И' силовым цепям, но и полюбил' ее. Мы всегда будем помнить тех советских Друзей, которых приобрели в вашей стране. Мы . благодарны им за то, что он» . научили нас трудиться, отно­ ситься к труду .по-коммунисти­ чески. Убеждения и знания, подученные в стенах ставшего родным нам училища, мы по­ несем своему пароду. О чувствах благодарности, ..стремлении, как можно быст- . рее и эффективнее примеиить На деле полученные в учили­ ще знания и навыки говорили многие выпускщши. Серьезно, тор.5кествен»о слу- - шали- вчерашние учащиеся, а сегодня уже молодые рабочиг молодой республики напутст­ венное слово'директора ТУ-20 В. Г. Хорол поздравил послан­ цев Афганистана с успешным окончанием училища, приобре­ тением. -профессий. — Тот факт, что в нашем училище учатся люди разных нациоиальностей, представите­ ли различных стран, — отме- • ТИЛ В . 'Г . Хорол, — свидетель­ ствует об укреплении нашей . дружбы, о том, что у нас об­ щие цели, одинаковые задача. Мы -стремились к тому, чтобы вы получили не только про­ фессиональную подготовку, но и постигли наши идеалы, ведь вам предстоит стать ядром рабочего класса Афганистана. Мы желаем каждому из вас найти свое место в жизни ра ­ сти творчесгей, углублять, со­ вершенствовать свои позна­ ния; не только работать, но стать активными борцами, про­ тив врагов вашей страны. Тепло прощаются молодые афгаяские. специалисты с учи­ лищем, преподавателями, мас­ терами. с однокурсниками. Ни­ когда не забудут они дет, про­ веденных в Советском Союзе. В добрый путь, друзья! Р. СИДОРОВА, студентка Вг у. Казенное, вроде бы, словечко — анализ. Что греха таить, в иных случа­ ях школьного изучения ему и вправду отводится неблаговидная ро'ль этакого натаскивания на темы будущих сочи­ нений или экзаменационных билетов, В 10-м «Б» знают деиу анализу как 'со - ' пережи'ванню, незаемиом-у, личностнот му отклику на произведе'ния искусства. ^Ученики Натальи Викторовны приуче ны различать Позиции литературных ге­ роев, уяснять авторскую позицию, и тем самым уточнять критерии собствен­ ного' достойного жизненного поведения. Урок вопросами начался и вопросами закончился. Согласитесь, ученикам Н а­ тальи Викторовны труднее будет жить с бременем этих насущных сегодняш­ них вопросов. Но кто сказал, что уроки литературь! для отдыха и развлечения? Литера-1ура , — самый иапряжсшшй ■ учебный- предмет. Ои-поглощает всего - человека, будоражит совесть, взывает к гражданской активности, И если .каж­ дый ушел с урока с лселаиием что-то улучшить в нашем беспокойном мире — ‘это его внушительный нравствелйый В педагогических вузах филологи вы­ пускных курсов сдают в эти дни госу­ дарственные экзамены. Впереди — школа. Пусть опыт Натальи Викторов- ' ны ЕремоВой-Семенюченко, недавней выпускницы филфака ЛГПИ, послу­ жит им примером современного препо­ давания литературы. Т. РАСПОПОВА, старший преподаватель кафедры литературы ЛГПИ. Ильина разлила по формам сто тонн добротного металла. Ничего не скажешь, молод- А. ВЛАСОВ, наш внешт. корр. На снимке: члены комсог мольско-молодежного коллек­ тива Н. Ильина. Фото К). Бударина. ------РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ СЕАНСА.------- ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ-ЗРИТЕЛЬ среди десятков кинолент о молодежи, подростках, „хлы­ нувших на экраны страны в последнее-время, фильмы ре­ жиссера Аиды Маыаса1л)вой стоят особняком. Если неко торые кинематографисты отда­ ют дань этой теме постольку, поскольку тема подростка, вступающего в ' мир взрпелых, сейчас злободневна, «модиа», (а значит, фильм попадает «в струю»), то Манасарова иссле­ дует эти проблемы давно, серьезно и глубоко. Проблема отнов и детей — она-всегда (Ягояла остро. В предыдущих фильмах Манасч. ровой она рассмат1ш ва - , ется в разных аспектах, с разных точек зрения. Этой же теме посвящен и новый фильм режиссера — «Оглянись!». Известный советский кино­ актер Михаил Ульянов, -раз­ мышляя о п.утях развития современного театра (эти мы­ сли можно отнести и к сов­ ременному кииемат'огр'-фу), писал недавно: «Нам нужен положи тель­ ный герой, не обязательно ста- левар или космонавт. Что же делать миллионам других не -сталеваров, считать себя заведомо плохими? Нужен _ живой честный человек, ду­ мающий не только о себе, пе­ реживающий за других. А что- то мы должны и ненавидеть.^. И зрители сами станут героя-' ми по отиошеншо к показыва­ емым на сцене подлецам». Фильм «Оглянись!» как раз и относится к кинолентам, гке полонгительный герой как бы остается-за кадром — это сам 'зритель. Кинолента не оставляет никого равнодуш­ ным, она будит совесть чело­ веческую, будоражит чувства. В -центре внимания режис- сера-постановщика Аиды Ман.ч- саровой двое — мать и сын. Казалось бы, самые близкие люди. Иа деле же между ними — непреодолимая стена отчуждения. Татьяна (героиня фильма) жила, замкнувшись в своем уютном мирке, окруженная, друзьями, любовью мужа. Сын же был где-то иа обочи­ не, рос сам по себе. И когда он вырос, кроме чувства до­ сады и неприязни к родившей его женщине, в сердце Викто­ ра ничего не осталось. Сын — чужой человек, свя­ зан с сомнительными компани­ ями, стоит на учете в ми-шния за спекуляцию. Слова м п ет не находят никакого отк.шка , в зачерствевшей душе сынч. Как жить? — на этот воп­ рос Татьяна не может найти ответа. Нелюбимая работа, отчуждение сына... Й оп-а принимает роковое решение ...Сын у постели больной матери раскаивается. Финал, пожалуй, несколько надуман­ ный и йортит достоверность фильма, его правдивую жест- Возвращаясь к сливам М. Ульянова, который в той же статье «Влияние на чело­ века», справедливо заметил, что «действительность всегда менее слабонервна, чем дра­ матическое произведение, дей­ ствительность идет до конца. А мы .часто , пасуем- перед пей. Боимся: а зачем это на­ до, как зритель подумает?» Создатели фильма в копие конечно же, немного спасова­ ли, они не видят выход;! из слоасившсйся ситуации, а. может, и испугались этой бе­ зысходности. И все же, не ­ смотря на некоторые натяжки, фильм предельно правдив. , Героиня иа скамье подсуди­ мых, Но суд этот особый — ■суд совести. .Мы, зрители, су­ дим Татьяну, и она сама су­ дит себя. Не обязательно опекать подрастающего человека,, ок­ ружая его вниманием, под­ робно интересуясь его жизнью; порой пример родителей, . их поступки, воспитывают лучше всяких слов. Жизнь Татьяны, .посвященная развлечгииям и уходу за мужем, неи11:ге|Шсна и ничего, хорошего сын из нее перенять не мог. Ио ведь рядом с мальчишкой был ду­ шевно красивый, благородный человек — отчим Виктора, О том, что ои не его ртдной отец, мальчик узнал лишь незадолго до смерти отчима. Виктор судит мать, ио но- - чему он так снисходителен к себе? И вот тут возникает вто- ■рая тема, поднятая в фильме. Тема личной ответственности подростка за свои посту.пки. Виктор как личность не со­ стоялся. И несмотря на го, что конец этой истории благо­ получен— - у изголовья тяжело больной по его вине мггери он раскаивается — мы поки­ даем зал с чувством тревоги. Очень много дурного накопи­ лось в этой еше такой юной душе. Один сильный жизнен­ ный толчок спасет ли ее. разбудит ли угасшую сов' сть? Еше ЮДИН фильм о «труд- - ных» подростках, еще одна попытка осмыслить средства­ ми кинематографии Сложное жизненное явление, и еще од ­ на твооческая удача, с кото рой хочется поздравить йцду Манасарову. И. ТКАЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz