Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

4 • «ЛЕНИ НЕЦ» , НАШ ТОВАРМЩ -жммн Из сочинений уча­ щихся СШ № 61 г. Липецка ^ «...я не представляю своей жизни без кино. В нашей шко­ ле есть свой кнпотеатр. Он называется «Бригантина». В нем показывают интересны» фильмы, Я не пропустила ш-, одного. Н. Иванникова». « „Люб.аю фильмы об Ок- тябрьс 1 ;ой революции и Вели­ кой Отечественной войне. в которых, участвуют дети наше­ го возраста. Они. не боясь смер.тн..бор,олись с врагами за хорошую, .счаст.тивую , жизнь. Мне очень хочется быть лохо,- жей ла них..Эти фи.льмы учат, честности.- смелости.: В. Знамешцикбва». : «Первый раз я пришел в ки­ нотеатр когда ,мне было шесть лет. Мы смотрели фильм «Не­ уловимые мстители». Пото 4 Г я еще, не раз смотрел ,его —; и всегда с удовольствием. По­ больше бы таких фильмов де­ лали для пас. шкадьииков. А. Роднин». «Мой любимый фи.дьм «Ти­ мур и его гсоманда»,. 011 созг дан по повести моего любимо­ го писателя А, П. Гайдара. Когда я посмотрела фильм, то предложила- нашему пио­ нерскому звену заниматься ти­ муровской - работой. Ребята согласились. И. Минина». «Одному и тому же челове­ ку в разных обстоятельствах и в разное время правятся раз­ ные кинофильмы. Я Же люб­ лю их все, особенно те. кото­ рые поетавлсиы -по книгам. После фильма хочется еще раз перечитать книгу. А есл!» фильм -понрави.лся. то, когда . в.ыхожс из кинотеатра, чувст­ вую, что становлюсь добрее, терпимее к, людям, мягче в от- пошешш с блнзкн.ми. Н; Тюленева». «Каждый новый кинофильм вызывает у меня определен- лую реакцию: симпатию, улыб­ ку п.ти порой неприязнь. Нравятся фильмы о подро стках: они наталкивают па ра.здумья, В этих фильмах за­ трагиваются серьезнейшие, па мой взгляд, проблемы: отно­ шение учителей и учешцов, водителей и подростков, проб­ лемы любви, друткбы. Эти фжльмы невозможно смотреть равнодушно. Т. Маренко», РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ СЕАНСА Зря, наверное, с такой легкостью заые,- щаем мы ■понятие «герой» — в , . смысле действующее лицо в фильме: или романе — эмоционально' нейтральным ■ с.товом «персонаж». Персонаж в сюжете всегда—г ведомый, герой — ведущий, В кино, как, очевидно, и в жизни, пер сонажей больше, чем героев- На экране чаще колеблются, нежели решаются, охот­ нее созерцают, нежйти совершают поступ­ ки. А нам так хочется, чтобы решались и действовали. Нам так нужен герой, в ко­ тором соединится доброта и энергия, ум и мускулы, способность преданно .любить и смело защищать тех, кого любишь. Как будто бы в фильме «Люблю. Жду. Лена» как раз и стреми.лись щедро уто­ лить эту нашу жажду в герое притяга­ тельном. активйо-м. иежяо.м и муясесгвея- иом. Его имя Сергей Крутов. Он слунсил в десантных войсках. Но выучку , свою солдатскую продемонстрирует не в бою и ,иё на учениях, где обстановка максималь­ но напоминает боевую. Ему придется ехать, плыть в лодке под проливным дож­ дем, прыгать с подножки вагона, когда , поезд набирает скорость, вовсе не „ затем чтобы переиграть" условного, противника. Это фильм не об:армейских буднях, а любви, значит, н "заботы у , героя иные: надо за ночь успеть добраться до затерян­ ного в тайге полустаика, и сказать незна­ комой женщине Лене, что тот. кого она .чюбит, помнит о пей и тоскует." А по дороге он будет -думать о своем. О другой девушке по имени Ольга,- Есть. ОДП. 1 .ЧО, в дорожных воспомниаий- ях Сергея два, если угодно, неожиданных штриха, заставляющих насторожиться. ' Вот первы.й. Демоби.тизовавшпсь. Сер­ гей спешит па незнакомую дачу, где Ольгу гостит у своих друзей. Друзья эти ему ' пе понравились. Впрочем, разбираться, кто они и что, у него нет ии времени, ни охоты. Пос.те с.товесной пикировки наш герой вспоминает, что . в его вещмешке леншт маленький армейский :«сувенир»— взрыв-пакет. И'тогда ои показывае-г этим со.мняте.тышм типам «фокус» '— подбра­ сывает сей пакет в камин. Второй эпизод следует непосредственно за взрывом в камйне. Придя в себя, оча­ ровательная Оля, которую, вероятно, по­ ступок Сергея не столько смутил, сколько убедил в доблести ее пзбрашйгка. ' берет его за РУКУ и приводит к себе" домой; -Ма­ ма в шоке, Оиа-то прочит дочери в мужья некоего Валерия Аркадьевича, ме­ стного пианиста — давнего друга Оли и всего семейства. И вдруг — какой-то Сер­ гей, И вдруг — Оля объявляет, что - он остается у !шх ночевать. И ' вдруг, — вконец потрясенная женщина видит., как ее дочь непринужденно скрывается в ком­ нате, где госгя устроили на ■ночлег!... . Я понимаю: сочувствовать Олиной маме — дело иех-зр.ошее. Реясиссер Сергей Ни- , коненко II актриса Елена Буганова усердно подчеркивают: учтите, граждане, " перед вами ,— неда.текая мещанка. Послушные воле авторов, мы ей, конечно, не симпа­ тизируем. А вот от чувства неловкости за О.тю 'И Сергея мне избавиться не удалось. .Да, мама мещанка. Но. знаете, может быть, молодым, лишенным предрассудков" героям пё стоило все-таки вот так ошара­ шивать эту немолодую женщину? Ме­ щанка-то она мещанка, но для Оли г— она еще и родная мать. Что. до, камина, .то .с ним проще. Пусть его, не жалко. Хорошие, люди отдыхают пе у каминов, а у таежных костров. Доблесть, мужчин измеряется как раз расстоянием, отделяющим 1 |.х от каминов и прочих городских и дачных удобств: не напрасно Сережа п л ю с Оля... же Сергей, сняв, форму десантника, не по­ желал прозябать на "городской стройке, а подался в тайгу, к геологам. К такому "не совсем бесспорному выводу склоняет нас сценарист и режиссер С, Никоненко. - И тем пе менее; при всей нашей,нелюб­ ви к каминам, взрыв на чужой даче -— деяние, простите, даже . уголовно наказуе­ мое. А главное — нас по.дкупают герои решительные, но не агрессивные, А тут... Не спорю: от опрометчнйых поступков не застрахован никто. Тем паче — Сергей, ведь он немнояшо п-ревновал, и досадо­ вал, н сердился... В конце концов, с неко­ торой натяжкой историю с камином можно счесть безумством любви, А такие. безум­ ства во все времена считались извинитель­ ными. И вообще —- пусть лучше эмоцио­ нальный взрыв приведет к взрыву л прямом смысле слова, чем тишь да благо­ пристойность анемичных чувств, вялой души, закисшей крови какого-нибудь уны­ лого Ва.терия Аркадьевича. Вроде бы все ^рно. Но, мне кажется, глубина, и полнота душевной жизни героя должна утвеождаться -не только с помо^ , щыо взрыв-пакета., Разрушение камши не поколебало бы наших симпатий к Сер­ гею, если бы и в'этой крайности мы по­ чувствовали незаурядность его духовной структуры. Если бы, все предшествующие и посладующие его деяния были отмечены достаточным нравственным потенциалом. ■ Достаточен .ли он у Сергея? Проявлен ли ои релшссером и актером? Давайте еще .повспоминае.м вместе с Сергеем. Первая встреча с Олей. Он — на побывке, она -—..па каникулах. Днем купаются и заго­ рают. вечером --- танцуют в сельском клу­ бе. Чем заполнены паузы между п.тяжем и танцами — не знаю, в фильме не пока­ зано. О чем. они разговаривают друг с другом — толсе Не известно. Логично предположить — ни о чем не разговари­ вают. а слушают магнитофонные записч, В .любви Сергей, кстати, объясняется тоже с номощыо мап.што.фоиа’. записав па плен­ ку соответств.у-ющпе стихи. т В принципе, в кино можно и так: де­ вичья улыбка крупным планом, вспыхнув ший нежностью взор, солнечная дорожка па рябящейся поверхности реки... ’Это иногда убеждает не меньше, чем, слова и драматические перипетии... ' Но тогда необходимо найти свою инто­ нацию. чтобы передать поэзию нарон^даю- Щейся любви, сотканную из едва уловимых Настроений, жестов, нюансов состояния души и мира... В фильме такой интонации не нашли. Ни режиссер, ни обаятельные — в пределах,-ленты только обаятельные, не более того. — молодые актеры АДексаидв Новиков и Ольга Битюкова, ии оператор й^ихайл Гойхберг. Он и Она красиво'впи­ сываются в безмятежность деревенского пейзажа с голубым небом и голубой реч­ кой. Но кадры эти откровенно цитатны. Зрителю предлагают всего лишь средне­ арифметическую лирику. . То есть любовь героя, жоторая призвана была окончательно убедить пас в богатст­ ве его натуры, на этой ее начальной ста­ дии, увы. не дает необходимых тому до-. казательств. А. дальше, эксцесс с камином, визит к Олиной маме... Тут уж скорее по­ являются сомнения в -том, что Сергей та­ кой уж' рыцарь без страха, и упрека. ■Что же остается? Путь сквозь ночь и тайгу к Лене? Это .сильный, аргумент, если бы, режиссер Сергей Никоненко не так на­ стойчиво форсировал его. Он не устоял перед, соблазном преуве.тичить героичцость .путешествия на полустанок, представить его чуть .ли не подвигом. Но. честно ска­ зать. особого героизма Сергею не требо­ валось. Ну. сел за руль автомашины ' ну, одолжил у местного жителя .лодку, ну, добежал до загона.„ Согласен:,не ..каждо­ му за.хочется столько хлопотать' ради то­ го. чтобы принести .дпугу записочку с тремя словами; «Люблю. Жду. Лена». Но и переоценивать этого не надо. Иначе путешествие Сергея оказывается внешней, прямолинейно назидателькой ил.чюстранией. Лет тридцать назад, если не ранее, была очень популярна песня; шшзывавшая «дружить так .дружить, а любить ' так любить, горячей, и верней, чем Ромео Джульетту». Позже в одной из дискуссий о современной песне кто-то едко заметил; выходит, нам, тогда было мало любить, как Ромео с Джульеттой. Хотелось, что­ бы непременно «горячей и верней». На­ смешник прав. Призыв к массовому со­ перничеству с шекспировскими ’ героями наивен, И вероятно, прежде всего потому, что оставляет в стороне главный вопрос; а па какой почве произрастает эта вели­ кая любовь? Каким должен быть человек, способный так любить?.! Снятый в восьмидесятые годы фильм грешит тем же. Он провозглашает, что любовь жива. Что те. кто рядом с нами, не утратили чистоты и цельности, вне ко­ торых. любовь — в истинном понимании ■— немыслима? Сам по себе этот тезис не вызывает желания полемизировать. Обидно только, что фильм-то не пошел ' дальше тезиса и история Сергея и Ольги столь Же мало может претендовать хоть на какую-то новизну и глубину, как и известная -даже хроническому двоечни­ ку формула «Сережа плюс Оля равняется любовь»... И. НЕВЕРОВ. Л ' ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС «Я ВСЕГДА Т^ЛЫБАЮСЬ» с народным артисто.м РСФСР Яковом Сегелем мне доводилось встречаться на киностудии имени Горько! о .у него дома. Нелегко вести бе­ седу, когда к известному ре­ жиссеру то и дело заглядыва­ ют люди, беспрестанно звопнт телефон. «А -ну-ка, песню нам яропой. Веселый ветер, веселый , ветер!» ■ Каждому известна эта бо.т- рая песенка отважного Робер та — одного из героев дово­ енного фильма «Дети капита­ на Гранта», роль, которо.го сыграл тринадцатилетиий школьник Яша Сегель. ...Гражданское форми рованпе Якова Сегеля прохо днло в суровое.время •войны.- Юноша попал на фронт уже 3 июля 1941 года,, А в мае 1943 года стал десантником-, парашютистом Он воевал с фашистами. Все. это позднее отразилась в фильмах, пьесах, рассказах. Среди поставленных Я. Се-- гелем"фильмов есть очень не похожие. «Дом, в котором я живу» — это 'реалистический рассказ о душевной красоте людей; «Прощайте, голуби'!»—: лирическая новелла о моло­ дости и любви. В ином ключе сделаны поэтическая панорама «Течет Волга», комедии «Се­ рая бо.тезнь». «Разбудите Му­ хина», Какой же жанр пред­ почитает режиссер? ■ — В кинематографе проис­ ходит . взаимное обогащение ■жанров, начало этому положе­ но очень давно. В са.мых вы­ соких трагедиях Шекспира не­ редко трагизм перемежается с юмором. А возьмите нашу картину «Чапаев». В этой серьезной . ленте столько ко­ мических эпизодов, что зри­ тели смеются чаще, нежели на иной современной комедии. — Ваши лирические рас­ сказы публикуются в газетах, журналах, печатаются в сбор- никах,- Пьеса «Я всегда улы­ баюсь» постав.тена в сорока театрах страны и за рубежом. По-вндимому, ваша работа как сценариста будет про- долж.тться? Вынашиваю мысль о сце­ нарии. героем которого станет Николай Яков.тевич Исаев, орудийный наводчик, солдат, не доживший до 20 лет. Рас­ сказ будет об этом прекрас­ ном парне и не только о нем. Коля погиб в апреле 45-го. Война—трагедия. Но мне бы хотелось, чтобы на протяжении будущего Фильма зрители улы­ бались. Иначе я был бы пло­ хим борцом за мир. Ибо вой­ на убивает, а улыбка побеж­ дает всегда! Б. ВЕЛИЦЫН. Фото автооа. Зам. редактора М. СОРОКИНА. ГВ есино'1 т Е я т р а х 26 — 27 мая «КОСМОС». Игра в четыре руки (дети до 16 лет не допуск-аются}— 1С.00, 12.00. 14.00, 16.00._ 18.00, 20.03 (удлиненный). 27 мая. Все наоборот — 14.00, «ВИННИЦА», Фантоцци против всех —10.00, 12.00. 14.00, 16.00 (удлзшеи- иый), 18.30, 20.30. Малый зал. Тео против всех (дети до 16 лет не допускаются) — 19.00, 21.00 Детский зал. Конек-горбунок — 11.00, 13.00. Остров сокровй^ — 15.00, 17.00. «ОКТЯБРЬ». . Тысяча мил.\нардов долларов ^'др.е серии, дети до 16 лет не допускаются) — -12.10, 14 50 17.30, Кто есть кто — ,10.00, 20.00, «ЗАРЯ». Месть и закон ’Кдве се­ рии) — 10.00, 13.00. *16.00, 18.30, 21.00. Детский зал. Сказке странст­ вий — 10.00, 14.45. Малый .зал. Волчья яма (две серии) — . 12.00, 17.00, 20.00. «СПУТНИК». ,26. мая. Волчья яма (две серьга) — 9.00, 12.00, 15.00, 17.50. 20.40. 2? мая. Магня черная н белая—9.30. Волчья яма (две сершт) — 11.^0, 14.30, 17.30. -20.30. «МЕТАЛЛУРГ». Четверо вротн» кардинала — 9.00, 11.00, 13.00, 15,60, 17.00 (удлиаеыный), 19.30, 21.30. Наш адрес: ГСП 398055, г. Липецк, улица Московская, 83. редактора — 5-01-76: ответственного секретаря —5-01-45; отде.||а комсомольской жизни —5-01-42; отдела коммунисти. ческого воспитания и руководителя литобъеяинения — 5-01-78; отдела учащейся молодежи — 5-01-57; отдела пи- ТЕЛЕшОНы сем—5-01-05; отдела спорта и фотокорреспондента—5-01-87. Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, ул. Московская. АЭ 44493 Индекс 52600. Тираж 44380.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz