Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
4 • «ЛЕНИ НЕЦ» , НАШ ТОВАРМЩ -жммн Из сочинений уча щихся СШ № 61 г. Липецка ^ «...я не представляю своей жизни без кино. В нашей шко ле есть свой кнпотеатр. Он называется «Бригантина». В нем показывают интересны» фильмы, Я не пропустила ш-, одного. Н. Иванникова». « „Люб.аю фильмы об Ок- тябрьс 1 ;ой революции и Вели кой Отечественной войне. в которых, участвуют дети наше го возраста. Они. не боясь смер.тн..бор,олись с врагами за хорошую, .счаст.тивую , жизнь. Мне очень хочется быть лохо,- жей ла них..Эти фи.льмы учат, честности.- смелости.: В. Знамешцикбва». : «Первый раз я пришел в ки нотеатр когда ,мне было шесть лет. Мы смотрели фильм «Не уловимые мстители». Пото 4 Г я еще, не раз смотрел ,его —; и всегда с удовольствием. По больше бы таких фильмов де лали для пас. шкадьииков. А. Роднин». «Мой любимый фи.дьм «Ти мур и его гсоманда»,. 011 созг дан по повести моего любимо го писателя А, П. Гайдара. Когда я посмотрела фильм, то предложила- нашему пио нерскому звену заниматься ти муровской - работой. Ребята согласились. И. Минина». «Одному и тому же челове ку в разных обстоятельствах и в разное время правятся раз ные кинофильмы. Я Же люб лю их все, особенно те. кото рые поетавлсиы -по книгам. После фильма хочется еще раз перечитать книгу. А есл!» фильм -понрави.лся. то, когда . в.ыхожс из кинотеатра, чувст вую, что становлюсь добрее, терпимее к, людям, мягче в от- пошешш с блнзкн.ми. Н; Тюленева». «Каждый новый кинофильм вызывает у меня определен- лую реакцию: симпатию, улыб ку п.ти порой неприязнь. Нравятся фильмы о подро стках: они наталкивают па ра.здумья, В этих фильмах за трагиваются серьезнейшие, па мой взгляд, проблемы: отно шение учителей и учешцов, водителей и подростков, проб лемы любви, друткбы. Эти фжльмы невозможно смотреть равнодушно. Т. Маренко», РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ СЕАНСА Зря, наверное, с такой легкостью заые,- щаем мы ■понятие «герой» — в , . смысле действующее лицо в фильме: или романе — эмоционально' нейтральным ■ с.товом «персонаж». Персонаж в сюжете всегда—г ведомый, герой — ведущий, В кино, как, очевидно, и в жизни, пер сонажей больше, чем героев- На экране чаще колеблются, нежели решаются, охот нее созерцают, нежйти совершают поступ ки. А нам так хочется, чтобы решались и действовали. Нам так нужен герой, в ко тором соединится доброта и энергия, ум и мускулы, способность преданно .любить и смело защищать тех, кого любишь. Как будто бы в фильме «Люблю. Жду. Лена» как раз и стреми.лись щедро уто лить эту нашу жажду в герое притяга тельном. активйо-м. иежяо.м и муясесгвея- иом. Его имя Сергей Крутов. Он слунсил в десантных войсках. Но выучку , свою солдатскую продемонстрирует не в бою и ,иё на учениях, где обстановка максималь но напоминает боевую. Ему придется ехать, плыть в лодке под проливным дож дем, прыгать с подножки вагона, когда , поезд набирает скорость, вовсе не „ затем чтобы переиграть" условного, противника. Это фильм не об:армейских буднях, а любви, значит, н "заботы у , героя иные: надо за ночь успеть добраться до затерян ного в тайге полустаика, и сказать незна комой женщине Лене, что тот. кого она .чюбит, помнит о пей и тоскует." А по дороге он будет -думать о своем. О другой девушке по имени Ольга,- Есть. ОДП. 1 .ЧО, в дорожных воспомниаий- ях Сергея два, если угодно, неожиданных штриха, заставляющих насторожиться. ' Вот первы.й. Демоби.тизовавшпсь. Сер гей спешит па незнакомую дачу, где Ольгу гостит у своих друзей. Друзья эти ему ' пе понравились. Впрочем, разбираться, кто они и что, у него нет ии времени, ни охоты. Пос.те с.товесной пикировки наш герой вспоминает, что . в его вещмешке леншт маленький армейский :«сувенир»— взрыв-пакет. И'тогда ои показывае-г этим со.мняте.тышм типам «фокус» '— подбра сывает сей пакет в камин. Второй эпизод следует непосредственно за взрывом в камйне. Придя в себя, оча ровательная Оля, которую, вероятно, по ступок Сергея не столько смутил, сколько убедил в доблести ее пзбрашйгка. ' берет его за РУКУ и приводит к себе" домой; -Ма ма в шоке, Оиа-то прочит дочери в мужья некоего Валерия Аркадьевича, ме стного пианиста — давнего друга Оли и всего семейства. И вдруг — какой-то Сер гей, И вдруг — Оля объявляет, что - он остается у !шх ночевать. И ' вдруг, — вконец потрясенная женщина видит., как ее дочь непринужденно скрывается в ком нате, где госгя устроили на ■ночлег!... . Я понимаю: сочувствовать Олиной маме — дело иех-зр.ошее. Реясиссер Сергей Ни- , коненко II актриса Елена Буганова усердно подчеркивают: учтите, граждане, " перед вами ,— неда.текая мещанка. Послушные воле авторов, мы ей, конечно, не симпа тизируем. А вот от чувства неловкости за О.тю 'И Сергея мне избавиться не удалось. .Да, мама мещанка. Но. знаете, может быть, молодым, лишенным предрассудков" героям пё стоило все-таки вот так ошара шивать эту немолодую женщину? Ме щанка-то она мещанка, но для Оли г— она еще и родная мать. Что. до, камина, .то .с ним проще. Пусть его, не жалко. Хорошие, люди отдыхают пе у каминов, а у таежных костров. Доблесть, мужчин измеряется как раз расстоянием, отделяющим 1 |.х от каминов и прочих городских и дачных удобств: не напрасно Сережа п л ю с Оля... же Сергей, сняв, форму десантника, не по желал прозябать на "городской стройке, а подался в тайгу, к геологам. К такому "не совсем бесспорному выводу склоняет нас сценарист и режиссер С, Никоненко. - И тем пе менее; при всей нашей,нелюб ви к каминам, взрыв на чужой даче -— деяние, простите, даже . уголовно наказуе мое. А главное — нас по.дкупают герои решительные, но не агрессивные, А тут... Не спорю: от опрометчнйых поступков не застрахован никто. Тем паче — Сергей, ведь он немнояшо п-ревновал, и досадо вал, н сердился... В конце концов, с неко торой натяжкой историю с камином можно счесть безумством любви, А такие. безум ства во все времена считались извинитель ными. И вообще —- пусть лучше эмоцио нальный взрыв приведет к взрыву л прямом смысле слова, чем тишь да благо пристойность анемичных чувств, вялой души, закисшей крови какого-нибудь уны лого Ва.терия Аркадьевича. Вроде бы все ^рно. Но, мне кажется, глубина, и полнота душевной жизни героя должна утвеождаться -не только с помо^ , щыо взрыв-пакета., Разрушение камши не поколебало бы наших симпатий к Сер гею, если бы и в'этой крайности мы по чувствовали незаурядность его духовной структуры. Если бы, все предшествующие и посладующие его деяния были отмечены достаточным нравственным потенциалом. ■ Достаточен .ли он у Сергея? Проявлен ли ои релшссером и актером? Давайте еще .повспоминае.м вместе с Сергеем. Первая встреча с Олей. Он — на побывке, она -—..па каникулах. Днем купаются и заго рают. вечером --- танцуют в сельском клу бе. Чем заполнены паузы между п.тяжем и танцами — не знаю, в фильме не пока зано. О чем. они разговаривают друг с другом — толсе Не известно. Логично предположить — ни о чем не разговари вают. а слушают магнитофонные записч, В .любви Сергей, кстати, объясняется тоже с номощыо мап.што.фоиа’. записав па плен ку соответств.у-ющпе стихи. т В принципе, в кино можно и так: де вичья улыбка крупным планом, вспыхнув ший нежностью взор, солнечная дорожка па рябящейся поверхности реки... ’Это иногда убеждает не меньше, чем, слова и драматические перипетии... ' Но тогда необходимо найти свою инто нацию. чтобы передать поэзию нарон^даю- Щейся любви, сотканную из едва уловимых Настроений, жестов, нюансов состояния души и мира... В фильме такой интонации не нашли. Ни режиссер, ни обаятельные — в пределах,-ленты только обаятельные, не более того. — молодые актеры АДексаидв Новиков и Ольга Битюкова, ии оператор й^ихайл Гойхберг. Он и Она красиво'впи сываются в безмятежность деревенского пейзажа с голубым небом и голубой реч кой. Но кадры эти откровенно цитатны. Зрителю предлагают всего лишь средне арифметическую лирику. . То есть любовь героя, жоторая призвана была окончательно убедить пас в богатст ве его натуры, на этой ее начальной ста дии, увы. не дает необходимых тому до-. казательств. А. дальше, эксцесс с камином, визит к Олиной маме... Тут уж скорее по являются сомнения в -том, что Сергей та кой уж' рыцарь без страха, и упрека. ■Что же остается? Путь сквозь ночь и тайгу к Лене? Это .сильный, аргумент, если бы, режиссер Сергей Никоненко не так на стойчиво форсировал его. Он не устоял перед, соблазном преуве.тичить героичцость .путешествия на полустанок, представить его чуть .ли не подвигом. Но. честно ска зать. особого героизма Сергею не требо валось. Ну. сел за руль автомашины ' ну, одолжил у местного жителя .лодку, ну, добежал до загона.„ Согласен:,не ..каждо му за.хочется столько хлопотать' ради то го. чтобы принести .дпугу записочку с тремя словами; «Люблю. Жду. Лена». Но и переоценивать этого не надо. Иначе путешествие Сергея оказывается внешней, прямолинейно назидателькой ил.чюстранией. Лет тридцать назад, если не ранее, была очень популярна песня; шшзывавшая «дружить так .дружить, а любить ' так любить, горячей, и верней, чем Ромео Джульетту». Позже в одной из дискуссий о современной песне кто-то едко заметил; выходит, нам, тогда было мало любить, как Ромео с Джульеттой. Хотелось, что бы непременно «горячей и верней». На смешник прав. Призыв к массовому со перничеству с шекспировскими ’ героями наивен, И вероятно, прежде всего потому, что оставляет в стороне главный вопрос; а па какой почве произрастает эта вели кая любовь? Каким должен быть человек, способный так любить?.! Снятый в восьмидесятые годы фильм грешит тем же. Он провозглашает, что любовь жива. Что те. кто рядом с нами, не утратили чистоты и цельности, вне ко торых. любовь — в истинном понимании ■— немыслима? Сам по себе этот тезис не вызывает желания полемизировать. Обидно только, что фильм-то не пошел ' дальше тезиса и история Сергея и Ольги столь Же мало может претендовать хоть на какую-то новизну и глубину, как и известная -даже хроническому двоечни ку формула «Сережа плюс Оля равняется любовь»... И. НЕВЕРОВ. Л ' ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС «Я ВСЕГДА Т^ЛЫБАЮСЬ» с народным артисто.м РСФСР Яковом Сегелем мне доводилось встречаться на киностудии имени Горько! о .у него дома. Нелегко вести бе седу, когда к известному ре жиссеру то и дело заглядыва ют люди, беспрестанно звопнт телефон. «А -ну-ка, песню нам яропой. Веселый ветер, веселый , ветер!» ■ Каждому известна эта бо.т- рая песенка отважного Робер та — одного из героев дово енного фильма «Дети капита на Гранта», роль, которо.го сыграл тринадцатилетиий школьник Яша Сегель. ...Гражданское форми рованпе Якова Сегеля прохо днло в суровое.время •войны.- Юноша попал на фронт уже 3 июля 1941 года,, А в мае 1943 года стал десантником-, парашютистом Он воевал с фашистами. Все. это позднее отразилась в фильмах, пьесах, рассказах. Среди поставленных Я. Се-- гелем"фильмов есть очень не похожие. «Дом, в котором я живу» — это 'реалистический рассказ о душевной красоте людей; «Прощайте, голуби'!»—: лирическая новелла о моло дости и любви. В ином ключе сделаны поэтическая панорама «Течет Волга», комедии «Се рая бо.тезнь». «Разбудите Му хина», Какой же жанр пред почитает режиссер? ■ — В кинематографе проис ходит . взаимное обогащение ■жанров, начало этому положе но очень давно. В са.мых вы соких трагедиях Шекспира не редко трагизм перемежается с юмором. А возьмите нашу картину «Чапаев». В этой серьезной . ленте столько ко мических эпизодов, что зри тели смеются чаще, нежели на иной современной комедии. — Ваши лирические рас сказы публикуются в газетах, журналах, печатаются в сбор- никах,- Пьеса «Я всегда улы баюсь» постав.тена в сорока театрах страны и за рубежом. По-вндимому, ваша работа как сценариста будет про- долж.тться? Вынашиваю мысль о сце нарии. героем которого станет Николай Яков.тевич Исаев, орудийный наводчик, солдат, не доживший до 20 лет. Рас сказ будет об этом прекрас ном парне и не только о нем. Коля погиб в апреле 45-го. Война—трагедия. Но мне бы хотелось, чтобы на протяжении будущего Фильма зрители улы бались. Иначе я был бы пло хим борцом за мир. Ибо вой на убивает, а улыбка побеж дает всегда! Б. ВЕЛИЦЫН. Фото автооа. Зам. редактора М. СОРОКИНА. ГВ есино'1 т Е я т р а х 26 — 27 мая «КОСМОС». Игра в четыре руки (дети до 16 лет не допуск-аются}— 1С.00, 12.00. 14.00, 16.00._ 18.00, 20.03 (удлиненный). 27 мая. Все наоборот — 14.00, «ВИННИЦА», Фантоцци против всех —10.00, 12.00. 14.00, 16.00 (удлзшеи- иый), 18.30, 20.30. Малый зал. Тео против всех (дети до 16 лет не допускаются) — 19.00, 21.00 Детский зал. Конек-горбунок — 11.00, 13.00. Остров сокровй^ — 15.00, 17.00. «ОКТЯБРЬ». . Тысяча мил.\нардов долларов ^'др.е серии, дети до 16 лет не допускаются) — -12.10, 14 50 17.30, Кто есть кто — ,10.00, 20.00, «ЗАРЯ». Месть и закон ’Кдве се рии) — 10.00, 13.00. *16.00, 18.30, 21.00. Детский зал. Сказке странст вий — 10.00, 14.45. Малый .зал. Волчья яма (две серии) — . 12.00, 17.00, 20.00. «СПУТНИК». ,26. мая. Волчья яма (две серьга) — 9.00, 12.00, 15.00, 17.50. 20.40. 2? мая. Магня черная н белая—9.30. Волчья яма (две сершт) — 11.^0, 14.30, 17.30. -20.30. «МЕТАЛЛУРГ». Четверо вротн» кардинала — 9.00, 11.00, 13.00, 15,60, 17.00 (удлиаеыный), 19.30, 21.30. Наш адрес: ГСП 398055, г. Липецк, улица Московская, 83. редактора — 5-01-76: ответственного секретаря —5-01-45; отде.||а комсомольской жизни —5-01-42; отдела коммунисти. ческого воспитания и руководителя литобъеяинения — 5-01-78; отдела учащейся молодежи — 5-01-57; отдела пи- ТЕЛЕшОНы сем—5-01-05; отдела спорта и фотокорреспондента—5-01-87. Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, ул. Московская. АЭ 44493 Индекс 52600. Тираж 44380.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz