Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

«ЛЕНИНЕЦ; » 12 м а я 1984 г. = « Л Е Н И Н Е Ц » т 3 СТИХИ для ДЕТЕЙ ® Алла Тумаровская Еолшебйет я уж и ц а Лужица волшебная Под моим окном. Почсму-ю каж ется Все в кей кувырком . Я смотрю на лужицу Прямо из окна. Вверх ногами улица В лулшце видна. Дом наш хрехэтажный В луже потонул. Великан како11-то Д ои перевернул . Верю и не верю Я своим глазам : Вох' вниз головою в лужице я сам . ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОЧТЫ - Л х ^ н а с л о м а л а с ь Недавно круглая лука Маринке улыбалась. Теперь же будто бы она В,друг попола;у1 сломалась. Глядит и думает Маргшка: — А где ж вторая половинка? П о м о г Собирают дети лом, С песней носятся кругом. , Дед Пахом кричит — Помогу ) Если нужен старый хлам , Что-нибудь и я отдам . Сдам я старую кро в ат ь—■ Н а днваие буду спать! ----- Светлана Мокшей РАСКРЫВАТЬ ФОРМУЛУ ЖИЗНИ Передо мной письма чи' тателей молодежной газеты, пристально следящих за поз- таческими подборками «Ле­ нинца» и пробующих свои си­ лы в етихотворчестве. Авторы писем — искренние, в основном доброжелатель- хше и серьезные люди, зача­ стую, даже заранее настроен­ ные на то, что хотя их сочи­ нения и не будут ' опубликова­ ны на страницах газеты, но , консультацию относительно своих стихов они получат не­ пременно. Один из уже .лемо- лодых авторов, видимо, умею­ щий критически взглянуть ' 'на те; что он пишет, так и про­ сит редакцию: «Если стихи в художественном отношений вам не понравятся, спишите их" в архив отвечать не Уровень такого доверия к газете и несколько - обезору­ живающего отношения к са­ мому себе хотя ’ й понятен, по не совеем оправдан, пото­ му, что стихи —- прежде все ­ го и есть- " художественное произведение, а не подделка, под него, а следовательно,, и Спрос с .автора художествен­ ного произведения — везде и всюду самый серьезный,. стро- Наши авторы — люди раз­ ные и -по литературной подго­ товке, и но возрасту, и по их творческому,, проявлению. Это автор сатирических стихов Михаил Мальцев, и влюблен­ ный в свой липецкий край и в природу родной земли А. А. Калгин, и десятикласснида Людмила Мнсобирова, пробу­ ющая свои силы в баснописа- нии, и автор гражданских сти­ хотворений ншгель города Грязи О, Корженков и лиш ■чайка — автор _ лирических строк Э, Попова, и, судя по полудетскому почерку — са­ мый молодой автор «Радуги» жительница села Болховое .Задонского района Галя Баева, светлый, радостный, влюбленный в жизнь, и во все живое человек с очень поэти­ ческим сердцем и душою... ' Можно было* бы этот йян- сок продолжить и закончить именем ветерана-ельчанина В.-Чеуеова. Каясдый из перечисленных—> нер.авнодушный и небезраз­ личный ко всему происходя­ щему вокруг человек,- Каждо­ му хотелось сказать что-то ин тересное, нужное, значитель­ ное о том, что он услыхал, увидал, почувствовал. сам. че­ му обрадовался, чем возму­ тился или восхитился... В это нельзя не 'верить. И все же... И все же—наши авторы по­ ка - что-то беспомощны в поэ­ тической мастерской. Творче­ ство — это ведь не только вдохновение, и облака, и вздо-^ хи, и розовый' туман... Твор­ чество прежде 'всего , — это поэтический, дар и .большой, постоянный, . кропотливый труд, которому- должно быть все подчинено: не только ело- ' ва, но и мысли, чувства, судь­ ба человеческая, характер, состояше сердца .и души. Н а ­ до уметь мыс.1Шть на языке поэтическом, видеть поэзию» в самых обеденных вещах и яв­ лениях, слышать стихи в ты­ сячу раз слышаятом, ощущать слова, как ■ ощущаешь само­ го себя “ .не придуманно, не ложно, а по большой правде жизни и человеческой сути Надо садиться • писать 'тогда, когда поймешь, почувствуешь, что не писать “ не можешь, а вовсе 'не тогда, когда с хо- Валентина Купавых - лодкой головой и пустым серд­ цем скребешь перышком по бумаге, выстраивая, слова в столбики, надеясь на то. что во-г это и есть стихщ то есть: ИЯ — писатель. Авторы- нынешней почты мо- ■ гут спросить: а что ж е это та ­ кое — -доэтический дар, по- этичевкое творчество, поэтиче­ ская правда? Все, что я хоте­ ла бы ответить на* это, уже сформулировано до меня А. Т, -Твардовским: «Истинный поэ­ тический - дар предполагает прежде всего глубокое . знание души своего народа,-глубокую, пристальную и пристраотную озабоченность щ-о дейст^внтель- ными, р е а л ьн ы й делами и нуждами, скорбями и радостя­ ми. Только то5'да поэт без­ ошибочно находит те слова, которые' способны западать людям в сердце, быть для них-, неодолимыми. Но что таков истинный поэтический дар •— как не'це.чьный живой челове­ ческий характер, как не ду­ ховное богатство личности по­ эта!.. И дело не в том, чточи тателю непременно нужно знать, что за человек этот автор, а только в том, что ведь личность автора в ее главных я решающих .чертах обязательно - сказывается в его творчестве, и читатель, обязательно это чувствует. В поэзии нельзя притворяться взволнованным, если не взвол­ нован по-настояШему, или чув- ствующим, если пе чувствуешь па самом деле. Такие чудеса невозможны, чтобы заставить Д5РУГИХ через посредство по­ строенных тобой в известном порядке слов и строчек испы­ тать те чувства, которых ты сам не испытываешь». - С УЛЫБКОЙ 'вейших, жестких по отноше­ нию к себе и другим поэтов, тютому, 4-10 его .слова должны м а т ь пособием для вачикаю- щих. Этот урок мастера надо сделать споим* путеводителем “ ■ разумеется, если начинаю­ щий поэт намерен дащ аться вперед, а не топтаться на од­ ном месте. Совестно в обзоре упоми­ нать об одном из распростра­ ненных недостатков '— но нельзя умолчать: наши пишу­ щие прежде всего должны на­ учиться грамотно разговари­ вать и писать. О каких вели-' ких, глобяльных делах и яв­ лениях может идти разговор, как йожно всерьез рассуждать о судьбах народа и негодовать по тому или иному поводу, ес­ ли перво-наперво негодующих хочется посадить за учениче, скйе парты и обучить велико­ му, могучему, прекрасному русскому языку. Например, один из авторов лирического излияния, кажетси„.и вовсе ни­ когда не был знаком с -азами русского языка- он не стес­ няется в шеетнадцатистрочном опусе -сделать шестнадцать ошибок, НС затрудняя себя ин словарями, ни справочной ли ­ тературой. Кроме безграмотности не­ мало и других серьезных, не­ достатков, самый существен­ ный из которых “ это отсут-' ствие в стихах поэзий, отсут­ ствие личности пишущего, его собственного языка, взвол нованного голоса,' взбудора­ женного состояния. Молодые авторы начисто за ­ были, что поэзия — всегда не. ожиданность, удивление. А что же здесь? Здесь равнодушным пером 'и безразличным языком лениво рассказывается о том, что сталевары варят сталь Река . Чернавка * * * То не ли стья оскоршшк ш гш т . нежности, г, Нежность кончил с)то р ечка Ч ернавка звенит, Это будит к<»ростель На с в о е м м е с т е ___ ась. К а к рос а с травы . Рас ка ти л ас ь вся . коростелят , й Птица белая. Это иволга карнизная свистит, рум яный сад Л выходят изрусалочьей Я во зделала. реки — где полюшко г ” К небесам ушло. — С з авитушками , купальские Ж ито-зернышко деньки! Налито взошло. -------- Анатолий Фисенко -------- я знаю , что в жизни, как в ска зке . Добро посмеется над злом В се пушкн, винтовки и к аски Сдадут в металлический .том. Н икто орудийного лая Н е вспомнит ни ночью, ни ,днем, И только Д евятое мая Напомнит потомкам о нем . Что значит быть на своем месте? Где оно? К а к узнать, твое оно, или -чужое? ' У нее сто пятьдесят плюс прогрессивка, три выходных и отдых летом , работа ря дом е домом и бесплатные обеды . Но она их не любит, П0Т01МУ что их никто не лю­ бит. А дома готовить неохо­ т а , иотому что на работе н а ­ доедает. На своел! она мес те? Конечно, на своем. Она 5Не после кулинарного учи ­ лища . У нее опыт. Не хва ­ т ае т только нге.чаиня. Но это уж е из области эмоций и к д елу не относится. Главное —- человек устроен . У него уж е очки съенш- лнсь , он не помнит, какой день вчера был , времена го. д а-путает , в телефонной буд­ ке опускает три копейки. чтобы газированной воды на­ питься, в детство в п ал лет д есять назад . Но точно зна ­ ет, что он заместитель. Так на двери его кабинета и в платежной ведомости напиг саио. Кто его оттуда вы черк ­ нет? Д а и зачем? К нему привыкли , ПОТОД1У что он на своем месте. Пусть сидит. Он никому не мешает. Места всем хватит. Он в детстве мечтал стать летчиком , врачом, „ .вод о л а ­ зом , пюферои , пожарником й артистом. Он долго искал себя. Он тогда еще пе знал , что среди этих увлекатель­ ных профессий есть ещ е и другие, такие , как з аведую ­ щий базой . Он у зн а л об этом позже. Когда стал нм. И не жалеет . Потому что очень нук'юн людям. Иотому, (как будто они могут варить вместо стали суп), что птички поют, а . солрлшко светит.^.., Или: «Человек живет заботой, человек’ живет трудом, вечно­ занят .он работой и находит счастье в хом...» Или; «Песнь наполнила жизнь мою, и дает мне и радость, и силы. Я о липецком крае пою, сердцу близком и дивно красивом», • Это не стихи, а сухая ин формация, констатация того, что само собой разумеется. Не надо писать о том, что «нет. труда без человека, человека -— без труда», а надо раскрыть эту форму.ту жизни. 'Кого уди вит признание, ■ что .липецкий,- а не тамбовский, не елецкий край сердцу близок? Надо так сказать об этом, чтобы убедить читателя. Пишущий челове.к должен -Так сильно и страстно верить в собственное творчество, чтобы читающий е г о . стихи был обращен в эту веру, смеялся, сострадал то­ му, что написана. Пишущий человек не только и не столько отражатель происхо­ дящего в жизни, сколько ис­ следователь этого, поэтому все, что поэт берет для писатель-- ства, требует знания матери, яла, дочностн, -конкретности, а не приблизительного, скорого- ворчатого словоиз,таяння. Когда-то поэт Михаил Свет­ лов сказал; «Талант, как день ги, — либо он есть, либо его нет». И. вспомнив эти слова, хочется еще раз повторить и то, что говорилось выше: если можете не нисать —» не пиши­ те. Гораздо полезнее, приятнее будет вместо этого запяться чтением прекрасных чужих лроизведекий, а Не созданием беспомощных своих. От этого выиграют все. Александр Климов что все те. кто д кчтал стать летчиком , врачом, водола­ зом. шофером , пожарником и артистом и стал им. теперь мечтают познакомиться с ним. Л ЭЮ гораздо сложное: их много — он один. Он на своем месте. Эти -ВОТ там стоят, у с т а - ночки, им места не хвати ло. А я Б первом ряду си­ ж у , н а своем законном ме­ сте “ в самом - центре . Мне специально такой билет д остали , чтобы рас ­ смотреть. как и что. То.чько вместо фокусов почему-то вот уж е ■полчаса одни и те же люди на скрипках и гра ­ ют. Под рояль. Но я не встану, я не уйду, я назло досмотрю ото бе.зобразие до конца, потому что у меня билет з а три рубля , и я сижу на своем ,мес1е.’‘ Тщательно уйывшнсь и надев все чи- .стое, Ликолай Шлнк'арЪовиж^-. Коренев, 'крепкий -мужчи® .пятидесяти двух лет, потомственный хлебороб, собрался по. утру -в райисполком..-пв поводу «Жигу­ лей#, обещанных,X ему в прошедшую жатву, как вечаому.:..передо»ику. На поездку в город. под.голи1уда тя­ желого на подъем ;'Поликарпыча месг- 'Вая власть .' - - ’ ■ «Тебе, - К-оревез, дешевле' обойдется, . редн сам съездишь ,,— кратк о ,пояснила она; — м том у Ч 8 вэд .- ть !,всеиу-эв’^йонпому начальству лишо Известен В' вооб- — Оно так, “ неохотно согласился -Коренев,- размышляя , над загадочным «вообще». '— Поеду, чего там,,. Токо вы на 'кой ляд здесь посажены? Секретарь сельсевс-та укоризнешо по­ смотрела -на - Николая Поликарвыча и снова-РОВНЫМ, усталым голосом качала объяснять, что она ге золотая рыбка и м-ашнны- не распредаяет , а распределя- ет район. - ' ' Николай Поликарпыч выхватил из ее 'рук -нужную" бумажку, в которой чер­ ным по -беле-щу' говорилось о т-рудо-вых заслугах колхозгаша тов. Коренева Н. -П.-.-перед -родным хозяйством, н а ­ хлобучил - шапк1^и,-? не проэдясь , вы- .шея.' , -Ж , ■ -4 '^ - Жена Коренева, Марвя; вытерев веч­ но мокрые и красные 1рукн о передник, вмиг- определила настроение мужа и не пререкаясь (что делала крайне ред- 'ко, лииа в минуты оласности), -дала? денег столько, сколько было велено. — Мож, купить-чего? --"' сурово по-- интересовался Коренев, неосознанно стараясь -продлить- редкие и приятные мгновения мужского единоначалия в их — Хлебца привези, а то ведь когда.,, •— смиренно’ 1:Юпр-оеид&,.Марьд'. сложив на животе ра®оятБ!#"в’‘'рщотс?''5'ладопи. ,..В районном центре,- небольшом го­ родке, где и горожане '' то всегда хо­ дили зимой в валенках, Николай Полй- карпыч бывал -частенько, н поэтому од­ ноэтажное здание райисполкома отыс­ кал в два счета. Дверь в кабинет председателя - ^ы л а - Купив Хлеба, Корен® ввалился- в .столовую. Очередь подошва быстро. Поликарпыч скинул тулупчик на спин- -Ку ’-втула и, стараясь не чдвкать, -при­ ступил к еде. Е л ' не торопясь, - прилеж­ но". Крошш! на стод.ие ронял. , Народу прибывало. К столу Корене­ ва нодошли-две девушки, с виду . сту; дентки. А. может быть, и не студентки,- В общем, вэ тех, кто хотя и при своем мнении, но. родителям в убыток. «Хоть бы ноздорозад.исъ», — нодумая Поликарпыч, исподлобья разглядывая евоах соседок, которые больше болталн, чем ели. -. Первая девчоночка — крашеная, бе­ ленькая ,'с прямыми волосами: я низкой чСлкой, нехотя тыкала вилкой в муч- баре. Есть туТ 'бдИн, свойский, Буфетчвца оказалась ‘Внтькйной зна­ комой. Она, светя золотыми коронками, вьшехела с кружками пива из-за стой­ ки, смахнула нсви-ди-мыо крошки со ■ стола и, кинув ласковый взгляд на Фролова, поспешила к возмущенной -очереди. ' ' - - _ . — Краля. “ догадался Коренев. В т ь к а ухмыльнулся. распечатывая поллитровку. - - , - . , ' — ;А закусить-то! сяохватилея Ио- ликарпыч и полез в рюкзак, «Однако, Фрол парень не .п р о б а х » , п о д у м а л НОВОЕ ИМЯ ЗАПОЛОШНЫЙ Здравствуйте, Анато.;шй Владими­ рович, ~ вполголоса цоэд-оровался По­ ликарпыч. .Анатолий Владимирович -энергично ткнул пальцем в сторону стула. Коре­ нев ' сел, положив шапку п рюкзак на колени, и прислушался к разговору. Судя но желвакам Да лиде председа. теля, которые так и Ходили, так и хо­ дили, трубка иищада в ответ что-то не1г. убедительное. «Ушли «Жигули» : шелковым' шнур ком, -ТОСКЛИВО подумал ' Иоликар- пыч. —* И тут некстати...». ■ - — Что тебе, Коренев? — застегивая пальто, - спросил Анатолий Владимиро­ вич. '— 'В двух словах. Уез-жаю. — «Жигуль»- мне' Обещали, ~ нетал Поликарпыч. - - Как . намолочу шесть тысяч, так приказали приехать. Ну Я н прикатил, ~ - Председатель он-.есточеино почесал вислый , нос и принялся листать рас пухший зал«*Й^'рабо'1ЙЛ(квдепдарь. . Ч'очно. Обещал. Вот, Анатолий Владимирович сунул открытую' книжку- Кореневу. “ Но- «Жигулей» сейчас, нет. Н е дали. Хочешь «Ниву» бе рТт, - хочешь “ «МосЕБНч», а? Что мол- чишь-то? — Не-е-е. —• огорчился Поликарпыч, — Спасибо. Мне «Жигуленок» обещан. До свиданьица! “ Погоди. Корецев, “ председатель заслонил дорогу. — Погоди, Думаешь, обошли тебя? Обещаю: первый- «Жи­ гуль» твой. Веришь?" “ Вы только В книжку свою запи­ шите, А то когда... “ Ну,.по рукам! ; Николай Поликарпыч вьпдел на ули- 'цу с легким сердцем. Морозец, -поутру ' щ и п а вш и й щ е к и , заметно убыл. Копеечное солнце все сильнее пригревало пособокие суг­ робы. И хотя добрые снега еще на­ дежно укрывали землю и капель, дро­ бясь, замерзала ледяными горошинками вкруг пробитых до асфальта лунок, Коренев уже сегодня почувствовал то-т весенний, радоетно-суетяввый денек, когда председатель колхоза благословит на первую борраду.^ Крешю- мф ил этот хлеборобский нраздних Коренш: как-ни­ как два,дцать лет пепшая борозда единолично его.'^шкому н ^у с ту п ал . Поликарпыч поймал себя на мальчи­ шеском желании ие.иедля сесть за штур­ вал своего именного «Кировца», во­ гнать серебристые когтя плугов в ог- таявшую землю, подернутую легкой ут­ ренней дымкой, и пластать, пластать р я д 'к ряду остро пахнущий “ почему- то ржаным квасом »— чернозем. «Вот ,жисть-то!» —< восхищенно поду­ мал Коренев и ускорил шаг, . РАССКАЗ пые рожки и отправляла их по одному в маленький, с яуговнцу. ротик. И сама она была дробнеиысой: дупь посильней “ и улетит, как тарашютнк одуванчи­ ка. Подружка ее- покруче замешана. И .голосок побасистей, й в кости-шире, и опереди богато, не то, что ,у блоидивоч- КИ; Только руки у них вроде близие- -цов; узкие ладошки-лодотки. пальчики, . ну как-свечечки , :восковые, насквозь "Проевечиваются й ноготки аленькие, ла­ ковые их венчают. Поликарпыч пе без сож-аления, что обед съеден и пора уходить, надевал тулупчик-И -тут ...-И тут он-увидел та­ кое, отчего дыхание перехватило, а в горле заклокотал тлев, пытаясь- вы- . литься наружу. . , Подр-ужка блондиночки, ничего не подозревая о готовой разразиться гро­ зе. преспокойно отщипывала от цельно­ го куска хлеб и, скатав, бросала в та­ релку с недоеденным супом, . ' — А ну перес-тапь! -— останови.ч де­ вушку Коренев, , Та вздрогнула. “ Ты его растишь? " злым ровным голосом продолжал Поликарпыч. нерв­ но пританцовывая-нз месте. -— Ты це­ ну - то ему настоящую, знаешь? Ты ' что. с им от так? ~ и Коренев указал ,на хлебные катышки. Глаза девушки яа-совинвму округли- .,лнсь. Нижняя пухлая губа мелко за­ дрожала. ' Лицо пошло, пятнами. Мой хлеб! — с неприязнью отве­ тила она. ■— Мой! Купила я .его! Что хочу, то и делаю! — Ч то с вами, дедушка! “ испуга­ лась 'ее подружка и прихоснулась лип­ кими пальцами к руке Коренева.—Что вы, дедушка, что вы! — Я тебе не-дед : г - отдернул руку, Поликарпыч. Ему станавилось неловко оттого, что на него глазела уже вся столовая, «И чего '''й от так взъярился^ лихорадочно соображал, он. — Нет, правильно. Ишшо б.ч чернявой наддать. Мой хлеб... Купила... Как же! Д а он стоко стоит, что н-сех денег твоих ' не хватит, хоть всю жизнь вкалывай!» ■ — Охолонь, парень. — раздался поч­ ти над самым ухом Иоликарпыча дерз­ кий совет. Коренев, напружкнясь, обернулся. Перед ним .стоял, улыбаясь во весь рот и но - морскому расставив ноги, Витька Фролов, бывший односельчанин, бывший друг-'соиерпик, уехавший в го­ род лет пятнадцать 'назад за неведомой жар-птицей. И. По дороге Коренев успокоился, но неприятный осадок все-таки горчил _ в душе. Разговор старинных друзей сна­ чала не. клеился, во чем дальше они уходили от злополучного места, тем связанней и оживленней становилась ^ ~ Я чуть услышал перебранку, сразу чем-то родным повеяло. Присмотрелся. Грезится, думаю. Ли, нет! ~ Витькз довольно засмеялся. —- Каким ты был, таким ты и остался. И коль тебе шлея под хвост попадает... — Иди тьй- — ветоло- огрызнулся По­ ликарпыч. — А о тебе', Фрол, ни слуха, пи духа. Заколотил дверь крест-на­ крест и—пишите-ш'сьм'а. К а к ты хоть^ — Д а так, — отмахнулся Вптька. — Давай-ка беленькую раздавим. — Во-во, — зас-уетился Коренев. ■- А я-то думаю,’ чего не хватает? В маленьком магаэийчике было люд- ,но. Лощ{р работая локгя'ми. дружки-, протолкнулись к ирилавку. взяли бу- Витька к себе не пригласил, вскользь признавшись, что жена от одного толь­ ко ' вида друзей впадает в истерику. Лучш? уж выпить где-нибудь на нейт­ ральной территории. Хотя бы в пивном ------------ Георгий Лопухин конопатый.,. Особую гордость Витьки- иу составляла белозубая улыбка, де­ лавшая ляцр его привлекательным, как у киноартиста -Бубенцова нз нашумев­ шей картины про вольное житье кубан­ ских казаков ., ' Девкам такое 'очень нравилось. Одно Время Витьку Гак и звали 'артистом, но .прозвище отпало т ам о по себе после гого, как ему. пошедшему провожать- молодуху в другое село, вынесли колом все нередние р вы , . , - . у - После^ действительной службы на ге­ роическом флоте Витька блеснул по деревне -вставными ж:елезными, пропы­ лил одесскими- клешами по «пятачку» и исчез, словно в воду канул. “ 1-1у, коль и е б на столе, надо и ш апку снять, “ сказал Битька, при- гланшвая редкие волосы, Вынилн. ' — Я, — стал рассказывать Поликар­ пыч,,— часто'вспоминаю, как батя твой нас 'землицей корм;1Я, Помнишь? , ' Витька покача.'т головой. — Да мы е,ще хлебом кидались!. Ну, ,и,алеп:-1Шь из сырого мякиша пуль­ ки... Чего пе помтмшь-то?' ■— обиделся Корецев. — Хл'еб ишшо горячий такой был, к па.чьцан ляп... А батяия твой , — жрите, говорит, землицу за го, что хлебом- кидались. Плачем, давимся, а Разговор незаметно скатился н.а род­ ное село: Перемыли косточки всем сво­ им знакомым, и родствешшкам. Потом поговорили о вида.ч на урожай, новой технике, об агроно.мах и о председа^ — Я тебе вот что опишу, — оказал- -вдруг' Полйкартяч. ~ Зашел я ' как-то в школу нашу. ОнаДеперь-то у нас не хуже городской! Ну, вот... Смотрю, по кормили ребятишек, а хлеба-то об:гу- ' санного и на столах, и под .столом! Захолсщ 'ло сердце, в глазах„темно. Собрал все куски — поболе буханки вышло — и бухнул их на директорский стол. А потом собрал ребятишек, да так им наддал, что полсела к Васькэ- ' участковому жаловаться прибежало. Помолчали. — Все, — вдпу: сказал Коренев и стал спешно собираться-. — А то пойдем ко мне, — обнял его Витька, г— Я тебя со своей познаком. ЛЮ. Еще бутылочку распишем... — Не хочу, - - ответил Поликарпыч. Он взвалил-рюкзак на плечо и зашагал к выходу. В дверях обернулся, — При­ езжай. Дом твой перекроем. На по­ севной поработаем. Небось, забыл, как хлеб растят? Витька хмыкнул; . — Иди, агитатор, .сей доброе, веч- ' — Ну да,, в пале вкалывать надо, ко­ нечно,.— съязвил Коренев н вышел и з ' пивного бара. ' - . В прнвокзалыгоч буфете Пояикарпьга попал в . компанию ребят-земляков, среди которых был его племянник. Тот пулей сгонял з а пивом. Коренев охотно выпил и. вытерев пе­ ну с -губ, спроенл: ' —^Ну, на кого учитесь? Вот ты, пле — Я, -дядь. Коль, тракторист-машя- ниет широкого профиля, га-га-га! Смех был-так д у1>ацкн неожидапеа, что прыснули и ребята, а Поликарпыч шлепнул родственника по шапке, — Я бы. — ска.зал Коренев, — эгу профессию иначе наьпал: хлебороб. Так бы и в аттестатах ваших писал, чтоб чувствовали основу дела. А еще луч­ ше вас., пескарей, прикрепить каждого к хорошему .мужику — вот и все уче- “ Лучше бы молодым новые трак торы давали, а то дадут — по селу 'Стыдао ехать. . : — Ладйо, будет.' горластые! Я что вам скажу т о . -^лсо! — слово прозву­ чало хлестко', словно хлопок пастушье­ го кнута на ранней зорыге. когда село только просыпается и ничто, кроме редкого мьшанья недодоенаой коровы, не тревожит пуглив\ю гншину. ^ Хлеб — ОН- везде! — И -лицо Иоликарпыча сделалось таким добрым и светлым, что не стало заметно ня густой рыжеватой щетины, ни старческой йаутвнкн .мелких морщин, сплетенной суровыми военны­ ми и послевоенными годами, ни буг-рп- сгого шрама через всю левую щеку, малолеткой полученного средь бела дня; когда натрепанный, еше довоенный «Сталинградец» наскочил , н а ' противо­ пехотную мину. " ■- - ■ .Ребята прити:глк, с иепанятньгм тре­ петом додчиняясь разгорающимся уголь­ кам .глаз д ядьш Коли. — Хлеб — это .все. Это .иа'Ша жизнь! ■ Сколько хошь с'ьйль, а ' ' он все люб. Ученый или бухгалтер какой не жрам-. шк думать не будут. Художник, что тамощннм летом приезжал, . с пустого брюха картину не нарисует. Он ведь каждый божий день к моой Марье за караваем бегал. Так или ие так? О'г так! Есть .хлеб -г- есть сила. А хлеб, как дитя, малое, • уходу 'требует. А кто этот самый хйеб растит? .М ы ,— меха­ низаторы, Погоъ! Поликарпыч еще-'выпил и по­ чувствовал, что нргц его не слушаются, — Перебрал я. п.юмяш. Неудобно-го как: народу вон -скоко. . Рюкзак где мой? Помоги-ка.,,', ' ...Продрав глаза, Поликарпыч закаш­ лялся. потер' грудь к сел, свесив ноги .. “ И „за что же мне такая долюш- , к а ,—т проворчала чМарья пз-за печки, - —^ Не скули, “ грубо оборвал 'се муж. Его мутило. Марья притихла. “ Я хошь хлебца ярюгее? ПринесГ,Как же!- Тебя самого, ко­ беля, принесли.,. , - Марья, дамолчи, — шумнул Поли- - карпыч, За печкой глухо стукнулись чугунки, загремел ,уХват. Коренев в одном.„исподнем вышел в теплые сеицы к баку с водой. ■ “ Ты поросям задала? — крикн-ул ■он. оттуда. , — У меня,.не. ,тыШа РУк, — огрызпу! лась Марья. — Что- лаялась? ~ мирно спросил Коренев, поднимая из-под стола пустой рюкзак. ' Марья молча зоаи.та'сь в закутке. По­ ликарпыч. заглянул туда. Марья лома­ ла хлеб ,п а 'корм свиньям. ". “ Руки- обрублю! “ закричал . он. вздув жилистую шею. Руки обрублю за хлеб! ' Зная крутой прав мужа, Марья как была неодетой. — в ночной р-убахе и валенках, так и выскочила во двор, оглашая улочку, прогузительпым визгом Соседка Нюра, жена участкового Б у ­ тырина, увидев такое, побросала ведра и так шустро юркнула в избу, будто не за подругой гонятся, а зд ней са- — Васька! . — окликнула Нюра, всматриваясь в глубь ,комнаты. — Выдь поскорей: :3аполошиый Мапьку гоняет. - — Не убудет. С - нее как с гуея во­ да', заметил участковый.. с досадой бросая недошитый . сапог, — Небось, опять за хлеб? ' — А 'я почем знаю,, мне она не до­ ложила. Выдь, Вась, а то этот д^рзк таких "дров наломает! “ Зачем так, Нюр?' — обиделся за соседа Вася. — Он мужик правильный. . Поликарпыч, пританцовывая босиком на снег’у. стучал кулаком в хлипкую дверь телячьего сарайчика и что-то вы­ крикивал. наклоняясь к вспотевшему изнутри "йсонцу. Васька слов не разо­ брал,. но понял ггагренированным ми­ лицейским чутьем, что пятнадцать су­ ток ' дать можно не глядя. И он собрался,, выполнить свой долг принародно, мож­ но сказать, при стекший большей части бабьего населения, но что-то- сдержало Бутырина, дальше межевой язгорйди он не пошел ' и , ' облокотившись на гибкие слеги, СПО.КОЙНО попыхивал 'папироской. Поликарпыч, уже синий от холода, наругался в последний раз и вприпрыж­ ку побежал в тепло. Потом нз сарая осторожно выглянула Марья и засеме­ нила -следом, прижй'мая . руки к груди Любопытные баб-л, йй все лады об­ суждая происшествие, разошлись. З а ­ дернулись -в окнах кнеейные занавес-. КИ, заскрипел колодеаный ворог. По дороге домой Бутырин еШе раз посмотрел на соседсмш двор. Поликар­ пыч,' понукаемый Марьей, нес обильно исходящий паром ведерный чугун и , на ходу что-то. доказывал ей. До уча­ сткового долетели отдельные слова «фураж», «хлеб», «мощь страны». Раз говор велся без .мордобоя, тн.хо-мирно. во-'людеки. Бутырин довольно усмехнулся и взо-- шел на крыльцо. Александра Тамбовская Л е б е д я н ь Дождь ветвями шумит. Или белые вью>-!1 мету: — Все мне душу томит, Будто где-го е тоской меня ждут. Выйду в звонкую рань— Надо мной, словно голос веков, «Лебедянь... Лебедянь ~ Колокольн.'яй напев колосков. Сердца слуи!а!0 стук — И опять, к-зк в былые года. Колыбельный, мваден-(еский звук: «Лебедянь... )1ебедянь., » Желтый голод сушил Мучила ханскач дань. Находила ты ст1Д, Чтобы жить, чтобы быть, Лебедянь. Не вер:1улись кхжчины, Разбившие насмер ть -врага. Исписали моршины Крутые твои б-ерега. Непогода сбивала С дороги твоих лебедят, А они, как бывало. Очнутся “ и скова летят. Вновь сады оперятся. Переплавится в радугу снег... На тебя опираться, I- От тебя, Лебедянь, брать ра,тбсг. Андрей Новиков - У т р о вряд ли будет август теплым! Ты сказала — н права — Посмотри, как зори блеклы, Колка синяя трава. Осы в рань гудят такую. Гнутся мокрые цветы. Ветер тянет нить тугую. Паутины —- видишь ты. Роща, как на ненатиае, Проступает, солнца нет. Куст некошенней крапивы Слабо цедит б.зедный свет. Размыто донсдем поберелсье, Забыты обиды. Со м’ною идешь, как :г прежде, По всполохам хгутной воды. Свинцовое неб'Т кренится. Вода горизонта черту Кренит. И последняя птица ^ еряет свою высоту, И пусть мы до :|||тки промокли. Но рук ощущаем тепло. Что ссорило — выглядит блекло, Теперь отлегло, отош,1!0. Те дни как пустую пропажу Теперь мы не вспомним уже... Иу, что там СИ1,оптики скажут, Когда так гвекдо на душр! Рис. В. Ивано:!ой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz