Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)

2 • «ЛЕНИНЕЦ>« = 20 марта 1984 г* - «ЛЕНИНЕЦ < ШРМ; ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ШКОЛА У ПРОХОДНОЙ в столовой, расположенной рядом с огромным зданием управления Иоволипецкого металлургического комбина- та имени Ю. В. Андрооог в а. во время обеденного пере­ рыва всегда многолюдно. И тем ие менее группу молодых рабочих всегда пропускают без очереди. Столь завидной привилегией пользуются те, КТО' приходит на перерыв с занятий в школе рабочей мо­ лодежи № 3 — базовой, ме­ таллургического комбината. Многим из здешних учени- ков перевалило за тридпать. И тем не менее, почти никого из них не пришлось уговари­ вать учиться. Пришл]1 сами. Так в чем же причина этого своего рода феномена? Вернемся в один из самых счастливых, дней учащихся ШРМ. В самой шко.че запол­ нялись аттестаты о среднем образовании, а в комитете комсомола комбината шли приготовления к выпускному вечеру. На столах — миого- ' численные . стопки , пригласи­ тельных ■билетов. , Их коли­ чество явно превыщало число, окончивших .. школу. Одно это_ говорило о том, что выпуск- иой вечер—праздник , не толь­ ко самих выпускников. На комбинате 75 цехов и лабораторий, и, естественно, каждый человек на ^ опять приходится удивляться тому, как комбинат умудря- • ется раз в неделю отпускать на занятия сразу более пяти­ сот- человек. , Вот, например, Александр Дубиков — свар- шик коксохимического; про- , изводства.. Бригаде. рей, занимающейся ремонтом оборудования, без него обойтись, кажется, невозмож­ но. Но когда Александр зани­ мается в школе, бригада "справляется со сварными ра- ■ботами. Павла Барбашнна. в чью обязанность входит от­ ветственнейшая операция подготовка люков для залив­ ки шихтой — тоже заменяют товарищи по бригаде. И ес- ли поговорить с каждым, кто учится в ШРМ, получится 00- лее пятисот рассказов о взаимовыручке, доброж ела­ тельности товарищей по бригаде, по участку. В ком­ бинате вот уже на протяже­ нии нескольких лет общим комсомольским собранием в цехах и лабораториях реша-, ют, что можно сделать для успешной учебы рабочих. По­ этому в каждом. . коллективе, где есть учащиеся, овладева- вают смелсным'И профессия- Часго. когда Новолнпецкий металлургический. комбинат с т а в я т 'в пример по работе с ШРМ, можно услышать; у этого предприятия по сравпе- ишо с дрегимн больше воз­ можностей, Мол, и комсомоль­ ская ■ организация крепкая, многочисленная,' с устоявши­ мися традициями. Но вот что интересно: по признанию сек­ ретаря комитета комсомола Н ЛМ К .... Виктора Сулнмова, комсомольская организация стала авторитетнее, когда она серьезно, не формально нача­ ла заниматься проблемами школы рабочей молодежи. Здесь, как и на любом дру­ гом предприятии, действует организационный комитет по проведению Всесоюзного смотра «Каждому мо.тодому труженику — среднее образо­ вание». В "него входят пред-' ставителн адмннист,1!,ации, партийного, профсоюзного комитетов, отдела техниче­ ского обучения, педагогиче­ ского коллектива школы. И работой столь представитель­ ного состава, по сути дела, руководит комитет комсомо­ ла . У "него -всегда точная-ин- - формация об успеваемости,’; йосещаемости учащихся,, он в курсе проблем школы и, ко­ нечно, самих учеников. Когда входишь в любой цех или лабораторию,, в глаза бро­ сается стенд с фамплнями молодых рабочих. По данным, которые выставлены ианро- тнв каждой из них, сразу до ­ гадываешься: это ’ ученики ШРМ. Скрупулезно следят^ здесь за их успехами. Метре-; ложным законом стали встре­ чи секретарей . комсомоль­ ских организаций и педагогов школы. Проходят они в опре­ деленные дни недели. Чаще всего на;-производстве, в це­ хах, где проводятся, оператив­ ки по итогам учебы. На них приглашают - и руководство, подразделений комбината. Это дает возможность сразу, на месте, решить многие воз. пикающие проблемы. Бывают ситуации, когда без опреде­ ленной группы рабочих, зани-. мающихся в ШРМ, невозмож­ но обойтись именно в тот день,' когда : они. должны учиться. И тогда к препода­ вателям обращаются с про­ сьбой провести занятия в другой день. А как -поддержать" чувство . соперничества, в учебе между цехами и лабораториями?. Много вариантов перепробо­ вали, останО|ВЯлись на пед­ советах, куда приглашаются секретари комсомольских ор- гаиизаций. Здесь подробно ■анализируются успехи и .не­ удачи в учебе, н, естественно, - каждому, секретарю комсо--. мольской организации хо­ чется, чтобы о его подолеч-. пых говорили как о самых старательных. В списке учащихся с коксо­ химического производства — 26 человек. Кажется, д аж е з а - П01миить всех трудно. Но Алек­ сандр Коньшин — вожак, комсомольцев этого . подраз- деления комбината — хорошо знает особенности характе­ ров, способности тех рабочих, которые учатся в ШРМ. Как-то на педсовете дирек­ тор школы Александра Фео. фановна Худякова сказала, что один нз рабочих коксохи- ма отстает по математике. А На следующий дем,, Коиь- шин уже разыскивал по теле-, фону инженера Татьяну По- — Татьяна, как у тебя со временем? — Как всегда. «Как всегда» — это значит, Татьяна занята, потому что у нее очень ответственная рабо­ та — инженер по технике без­ опасности, и . общественных поручений хоть отбавляй. И, наверное, нисколько не было бы удивительно, откажи она сейчас в просьбе, с которой обратился к ней Александр — позаниматься ^ математикой с отстающим. Но... Надо сказать, все двадцать шесть рабочих коксохимиче. ского производства, занима­ ющиеся в ШРМ-3, — люди семейные. И в связи с этим у Александра Коиьшпна мно­ го хлопот, связанных .с их бытом, отдыхом, устройством детей в детский сад. По хо­ датайству комитета КОМСО.МО-, ла только за последпне два года около пятидесяти учащих, ся ШРМ справили ковосе- По сравнению с 1977 годом отсев , учащихся ; г в школе уменыдился почти на 23 про­ цента и сейч-ас практически сведен к нулю. По не только . благодаря ‘ всестороштей по- *мощи ученикам и и х ; педаго­ гам достигнуты такие резуль­ таты. К самим ученикам, если необходимо, применяют здесь и меры строгие, ■ . Вернемся опять на коксо- хнм, в ремонтно-механический - цех! где зрудится комсомоль­ ско-молодежная .. бригада 'Александра Чумичкииа._ Был в этом коллективе случай." Вла- димяра к : лишили премии з а . то, что он пропустил занятия , без уважительной причины. На комсомольском собрании, где подводились итоги рабо­ ты, эгог случай расценили как прогул. Правда, пропуски занятий б е з . уважительных причин — явление довольно- редкое. С тех пор, как коми­ тет комсомола устаповпл строгий, контроль з а подведе­ нием итогов социалистическо­ го соревнования, их условия, обяза-телдно учитывают и . успеваемость в ШРМ, и посе­ щаемость. Поэтому не удиви, тельно, что .только в пынеш* нем году 65 человек награж- деиы денежными премиями за хорошую учебу. ■ Впрочем,’ .контроль- касается не только тех, кто учится в ШРМ, а и тех; кто обязан им помогать. - На протяжении учебного года комитет комсо. мола регулярно проводит за­ седания, на которых секрета- Р'И комсо-мольских организа­ ций отчитываются о состоянии дел в школе. Сейчас, когда до начала учебного года еще достаточно времени, все до ОДН.ОГО уЖе отчитались о ком­ плектации , будущих классов. ... а ' теперь о самом главном — о том, какую пользу ком­ бинату принесла столь кро­ потливая и продуманная ра ­ боту во Всесоюзном смотре «Каждому молодому труже- , нику —- среднее образование». Только за последние два года калсдый' четвертый выпускник школы продолжил учебу в техникумах и институтах. Это значит, что через несколько лет на комбинате появятся свыше, ста дипломированных специалистов, которые в от­ личие от выпускников днев- ■ ных техникумов н вузов, бы­ стрее -освоятся с обязанностя­ ми руководителей производ­ ства. Сорок' семь учеников ШРМ повысили . производст­ венные разряды. Для комби­ ната,* являющегося- экслери. ментальной базой металлур­ гического производства, где осваивается новая техника, техпологн'ческие 'процгосы, все это особенно важно. Впроче.м, для любого пред­ приятия вопрос о грамотных, квалифицированных кадрах — вопрос .первостепенный. И нх подготовка —; во многом дело самого предприятия. В ту же школу рабочей молоде­ жи— базовую НЛМК — око­ ло двадцати, человек пришли с ремонтпо-механнпеското з а ­ вода. Прйили после уговоров учителей, которые сами ра ­ зыскали .их. Но... д аж е из одиннадцатого, - выпускного класса, несколько человек бросили учиться. Это обеспо­ коило только , работников школы. Несколько раз они обращались з а помощью к ад- миннстрадии, комитету ком­ сомола рсмоктно-мсханиче- ского завода. Но там каждый раз отвечали: учеба — лич­ ное дело каждого. Так ли это? Опыт Новоли­ пецкого металлургического комбината говорит совсем о ; другом. И почему, несмотря па то. что комитет комсомола комбината с большим удо- | вольствием делится своим умением работать со школой рабочей молодежи, у него очень медленно' появляются последователи? ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА “ «Уважаемые товарищи! Центральный Комитет ВЛКСМ горячо и сердетно поздравляет вас с присуждением премии Ленинского комсомола. Ваша активная деятельность по развитию самодеятельного художественного творчества з а ­ служила большое признание у молодежи. Служите делу эстетического воспитания молодого поколения. Желаем вам крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов на благо нашей любимой Родины. ЦК ВЛКСМ. Мишин». А потом, после полученной телораммы , было общее соб­ рание. Все до одного ■ и участники, и руководители на­ родного ансамбля песни и пляски «Калинка» Липецкого об­ ластного управления профтехобразования—проголосовали за то. чтобы денежную премию перечислить в Фонд мира. Конечно, премию можно было израс.ходовать на приобре- тенце музыкальных инструментов, костюмов. Однако кол­ лектив хорошо понимает — самый главный вопрос, который волнует сегодня миллионы людей гшанеты—сохранение ми­ ра. Пропагандируя советское искусство, «Калинка» высту. пала на сценических площадка.х ФРГ, Кипра, Турции, Гре­ ции, тем самым укрепляя дружбу между советским народом и народами других стран. Перечисление денежкой премии в Фонд мира явилось еще одним подтверждением того, что ансамбль по праву носит звание народного. ...И «КАЛИНКОЙ» НАЗВАЛИ НЕ З Р Я «Ка.тккка» — это уже второе наз­ вание ансамбля. Раньше нашу область славили своими песнями и плясками «Трудовые резервы». А с появлением одно.йменнбто спортивиЬго общества пришлось "подумать о смене названия. Безымянными поехали самодеятельные артисты на Кипр. Приехали, а там везде расклеены яркие афиши, глася­ щие о том, что, дескать, на гастролях у них русский ансамбль «Калинка». «Ка­ линка» так «Калинка», — решили ребята. И это, пстцнно! русское назва­ ние, давно уже оправдало себя. ' Вот что писала газета «Краковска» о «Ка­ линке», когда ансамбль был на гастро­ лях в Польше; «УЖе во время первого концерта в кинотеатре «Крокус» в Но­ вом Сонче, на который прибыли пред­ ставители политических и администра­ тивных властей воеводства, оказалось,- что «Калинка» действительно вызывает большое восхищение и восторг зрите­ лей своим блестящим артистическим- мастерством, динамичностью русских танцев, песе-и, музыкальных произведе­ ний. Особый восторг у зрителей вызва­ ло выступление группы ансамбля, ис­ полняющей -музыкальные произведе­ н и я на таких оригинальных инструмец- тах, как богато раскрашенные деревян­ ные ложки. Зрители заполппли зал не только до последнего сидячего места, но и до по­ следнего квадратного сантиметра пло­ щади, заставляя молодых советских ар­ тистов многократно повторять почти каждый из представляемых танцеваль­ ных номеров». Зинаида Васильевна Новикова — руководитель фольклорной группы ан ­ самбля, той части коллектива, которая, как говорят, «делает погод>^. К а за ­ лось бы, тут. нужны только способные ребята. Однако, к ак ни старались, ни Зинаида Васильевна, ни художествен­ ный руководитель ансамбля Николай Яков.тевич Черников, не вспомнили ни одного случая, чтобы кого-то из при­ шедших в -ансамбль, что называется, проводили домо;®. Всем здесь найдется дело. Николай Яковлевич с удоволш^» вием рассказал о тех, кто приход-юж ним-в хор без музыкального слуха. Вначале просит их -не петь — слушать. Потом оставляет на дополнительные репетиции. «И зирете, -— говорит, — кз. них потом такие замечательные участ­ ники хора получаются!» Станут ли высокопрофессиональными Муузыкантамя Галя Русина, Аля Беляе­ ва, Надя Моделина, которы е 'в ансамб­ ле всего полгода, по котбрые уже ос­ воили, и гусли, и флейту'', и ложки, и жалейку?-Освоили с.тишко-м обязы- ' вающее слово. Но тем не мсиее, они •были в тот день хорошими учителями Лены Павлушкиной, которая пришла в .коллектив впервые и в первый раз в зя ­ ла в руки гусли. Будущая профессия Лсп'ы—повар-коиднтер. Возможно, она никогда ей не изменит, но для руково­ дителей “ансамбля, - равно, как и для Лены, важно другое—'Приобщение'к пре­ красному, пропаганда русской песни, русской музыки. Николай Яковлевич ие раз был сам свидетелем того, как его воспитанники,. которые вначале скепти­ чески отнеслись к самой мысли — стать участником ансамбля, потом гог рой стояли за свой коллектив. И . лю­ бому могли потом доказать , к прзшеру, нрекиущества фольклора в сравнении с .современной эстрадой в исполнении .некоторых, пусты д аже-самых популяр- -ных, вокально-инструментальных ■ ан ­ самблей. В чем притягательная сила ансамб­ ля? Ведь сюда на репетиции еду т , и . с Сокола, и из Матырского, из Сселок и Ситовки. А .репетиции обыкновенные ли ,'дош ^^ительны е или генеральные — почти каждый день. 75-г80- концертов в год, дает этот доляектив,. Выступает и на полевых станах, ж в районных цент­ рах, участвует почти во всех городских и областных мероирнятнях. — Это, конечно, большая нагрузка,— считает Зинаида Васильевнаг - г Тем более, надо учитывать возраст ребят: в выходные дни вместо репетиций им и погу''йять.. хочется, .и в кино сходить. Но они всюду стараются быть вместе. З а ­ кончив училище, отслужили в армии Артур Бобылев, Сергей Полунин, Игорь Пешков. Вернулись до.мой — возвратились ж еще в один, не менее родной до-м, — в сваю «Калинку». Одним из первых участников апсамб. ля был И. Я. Черников. Учился в 28-м училище, работал помощником маши­ ниста, а заодно пел в .хоре, солировал. Ансамбль только начинал зарождать- — Нас было тогда, — вспоминает Николай Яковлевич, — раз, два... и об- ■челся. А потом — тоже армия, после которой он снова пришел в ансамбль. И теперь, кажется,- навсегда. ■ 27 лет работает с ребята.ми Зоя Ва­ сильевна Мастюкова, которая пелаког-. д а .то в Воронежском русском иарод- .ном хоре, и с которой, как говорят сами участники ансамбля, очень легко распевать, когда она на репетиции. Бо­ лее 20 лет- костюмершей здесь Алек­ сандра Григорьевна Галкина, которая даж е эскизы костюмов придумывает, а п еред . концертом ни одной плохо при­ шитой пуговицы не пропустит. 18 лет балетмейстером Геннадий Иванович Андрейчев, • 14 лет оркестром народных инструментов руко-водит Василий Алексеевич ■Д егтев .. В о т .у таки х . людей, преданных искусству, свое.му коллекти­ ву, и занимаются учащиеся профтех­ училищ,. молодые рабочие. Именно они многих своих воспитанников вывели на профессиональную музыкальную доро­ гу. Они работают теперь в профес­ сиональных коллективах. . И, видимо, .н е случайно у . молодых, .липецких ар'гистов . существует , связь с Воронежским государственным рус- ски.м народным хором, с Северным го­ сударственным русским народным хо­ ром и другими коллективами, которые знают не только в нашей стране. «Новых победных высот в искусстве под мирным небом Отчизны» пожелали «Ка.чинкс» в своей телеграмме воро­ нежцы. ■ ^ . ■И эти победы будут. О. ОСКОЛЬСКАЯ. НА СНИМКАХ: иа сцене - - «Калин- Фото Н. Ткаченко. ■БУРЖУАЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ— БОЙ!- С. МИТИНА, в «Л е н щ щ е э 'о т 2 ф ев р а . л я 1 9 8 4 года была опубли­ кована с татья «Реклам ации не* будет», в которой р а с ­ ска зы валось о низком уров ­ не организации концертов ^ во Д ворце спорта « З в е з д , ный» II о т ак о й ж е уровйе концертной программы с участием В. Винокура. Ред акц и я получила сле­ дующий ответ: «Статья рассмотрена худозкественном совете ластной филармонии , на котором обсузкдены вопро* об- сы о.рг^.низацин концертов мастеров *искусств во Д вор ­ ц е спор'Г|ь . « З в е ^ ы й » . Управление в у л ь т у р ь Р по ­ требовало от руководства фн.пармонии строж е . кон ­ тролировать содсрисапие и ■характер и сполн ени я . эс т ­ радных ■ концертов, прово- ДИ.ЧЫХ во Дворце спорта . Принято к сведению, что и. о. директора филар.монии Ю. М. Голощапов ипформи . ро в ал руководителей Рос - концерта о елдбом идейно- политическом содержании р еп ертуара отдельных .и с ­ полнителей указанного кон- ■черта. Руководству филармонии предлозкено при аренде по­ м ещ ения д ля козщертов пре- д усм атри в ать в договоре улучш ение , обслуживания зрителей-. Управление культуры усилит контро.ть за подго­ товкой и проведением ■ кон­ цертов' во Дворце спорта. А . С . БУ РЯКО В , з ам ес ти те л ь н ач альника I культуры Липецкого облисполкома»:. , К ОГДА 13 лет назад американские газеты сообщили о том. что радиостанции «Свободная Ев . ропа» (РСЕ) и «Свобода» (РС) финансируются Цен­ тральным разведывательным управлением, сенсация про- "извела впечатлепие взорвав­ шейся бомбы. Ведь долгие годы американским налого­ плательщикам и с л у ш а т е л я м этих радиостанций внушали, что РСЕ и РС являются ча-' стными предприятиями, су . шествующими на пожертвова­ ния неких филантропов. П о . еле первого грома последовала целая серия, разоблачений, протестов . политических д ея ­ телей США и другзгх стран. Тогдашний председатель се-' иатской комиссии по иностран­ ным делам Фулбрайт послал мемораПдум, прёзидеигу США, в котором писал, что ■ этим ■ радиостанциям надо создать возможность занять достойное место на .кладбище останков «холодной ■войны», Не.товко' Почувствовали себя , многие в- ФРГ, на земле которой нахо­ дится. штаб-квартира дочери них предприятий ЦРУ. Как ни крути, , а’ они. я в но , ущем­ ляют принцип государственно- , го суверенитета. Наконец, в 1978. году , под давлением об. ; ществеийости ; комиссия кои- ; . гресса США по д-еда.м; развед- . ки приняла 'решение, 'Обязы- ■ : вающее , сокращать '■расходы ‘ ца РСЕ и РС. : Г Новый. ’ хозяин Белого дома, ' тозке обнаружил' погрешности : в ,Деятельнорти .диверсионных >радиостанций. Нет, его не взволновала ложь, ' клевета, ' вмешательство* во внутренние - ;д.ёла. других,.государств — ме- годы; рыцарей, плаща и кин^’ }жала в эфире. Рональд, Рей . ’ ган устанорил, что. РСЕ .и |РС... недостаточно. ..баеспоеоб- .Организационные выводы ' Посл'едЬвали незамедЛитель- ,. но, -Директором .радиостанций «|Своб6да» и" «Свободная Ев- рша"» . был назначен ^ славя- Щййся своей крайней, консерва­ тивностью; и, махровым анти." коммунизмом Джеймс Бакли. Новое руководство Получило • и дцедрый подарок: в 1984 девятый вал КЛЕВЕТЫ финансовом году, вопреки ре­ шению комиссии конгресса, РСЕ и РС выделено 106 миллионов , до.ч,таров, а - в 1985-году проект’ затона пре­ дусмотрел уже 111,2 миллио­ на долларов. Среди прочих новшеств минувшей осенью было объяв л ен о .о . создании так называемого «совете, при ­ балтийских государств радио­ станции «Свобода». С того . дня РС свои передачи 'на литовском, латышском и , эс . тонском языках стала демаго­ гически называть «волной прибалтийских государств». Рональд Рейган пояснил: «Новый сигнал радио «Свобо­ да» усилит ' разлтающ иеся идентитеТы прйбалтййских ■государств. и отделит от всех других...». . Как это сделать? Сотрудни­ кам РС объяснять этого Нс надо. ; Конечно же, клеветать на советский строй, сеять национальную враж ду между ' . соде1"скими. й а ’рода.ми.' , пугдть; . 'будущим,. 'Вот,- например, 'в е ." дущи'й программы с - Деланной • .озабочекнос'гью. вещ ает ’;- ; .о ' '«брлших, событиях» в Виль- ..нюсе' ,Мол. после,, футбольных катчёй • между : ; местным' .■«Жа.тьгирисом» и командами, грс'те|1 в городе .'пронсходйг многотысячные демрцстрафш,’ ■бр.тел.ьщик.ОВ. А стоящие %на- ; готб'вё. милицейские, машины врываются в тоДпу.'' мПЛщйо- неры: и дружйннюси' увозят ; в отделения - десятки рресто- ванных, повсюду стоит удуш­ ливый смрад, слезоточивого га . Откуда эта нелепица? Не так ''.давно Верховный суд Литовской ССР осудил некую Эдиту ' Абрутене, Это. она г - иеточиик «информации». Мо­ лодая еще женщина, извест­ ная аморальным поведением, на суде не скрывала истинных причин своей деятельности любой ценой заработать при- гла-шение па проживание В США. 'Ложь — отравленное ору­ жие радиодйверсантов. ' Авст- рнйская газета «Фолькештим- ме» -опубликовала секретные рехомендацпи ЦРУ, как ра з ­ вивать деятельность радио «Свобода». Вот несколько па­ раграфов из инструкцнн; не опасаясь, придумывать ра з ­ ные .события и. факты, ибо . они не могут быть проверены на большой территории СССР», не всегда говорить правду; наши радиопередачи должны заставлять люден сомневать­ ся в советском строе. Вот уж поиепше: яснее не ска- Трудно ■представить ■людей, которые соглашаюгея рабо­ тать на таких условиях. Кто они? Вот несколько портретов йз тай .называемой «литовскоА редавцин;:';. РС».,; , .Бежавший . вместе : с гитлеровцами; из Литвы Каетонае: .Чегинокас. Братья Кястутис и Саулюс Гирнисы родились-; в США,.; и 'родина отцов вряд ли являет- . ся для. них,'.священной. Алек- . сандр.аса .■Кацаса. не , так давно знали в Каунасе как завсегдатая ■ресторанов и снабженца, в . ■психоневроло­ гическом диспансере,. Сейчас : его представляют.., как «боль­ шого знатока Литвы».,.'Кясту-; тис Якубинас был судим за .'сбор шпионских сведений... Д аж е правая -эмигрантская печать, глядя -на это. сборище, однажды возмутилась,; почему , ; в Р С :«вербую'г'ся лиц а , низких квалификаций,- главное для ко-торых — хороший . зарабо- .Идеологические диверсии не смогут повлиять на "мысли и чувства советских, людей; Мы знаем цену злобным измыш­ лениям. Р.ВАНЛГАС. КЛУБ м о л о д о й СЕМЬИ ЛЮБОВЬ ВНЕ РАСПИАСНЯИ , На выпускной экзамен к девяти утра на явились двое десятиклассников; Ольга К. и Виктор" С. Все в учитель- ско‘й встревожились. Завуч потянулась, было к телефону — узнать,' в чем дело, но ее остановила ста ­ рейшая учительница школы Анастасия Ивановна: — Не поднимайте паники. Надо разобраться! — И она выразительно посмотрела на . молодую преподавательницу физики. — Позавчера Ольга вышла из вашего кабинета в слезах. Что случилось? — Ничего особенного. Мать Ольги попросила поговорить с девушкой," чтобы она не встре­ чалась с Виктором. Боится - завалит экзамены. ■ — И что вы сказали? — Что сказал бы ка}кдый на месте классного руково­ дителя. Ну хотя бы то, что неприлично ходить по школе, не размыкая РУК, словно жених и невеста. В учительской пастушгаа на­ пряженная тишина: все знали о давней друлсбе Ольги и Виктора. — Выходит, я и виновата, — ие выдержала преподава­ тельница физики. — Я долж ­ на была сказать это. — Все дело в том, как сказать, — задумчиво прои з - , несла Анастасия И в ановна .^ Слово слову рознь... Иное . шра.мом на сердце ляжет. .Тут дверь учительской рас­ пахнулась: ; . — Ольга с Виктором при­ шли! Уже билеты взяли, — радостно сообщила • комсорг десятого «А». .Экзамены Ольга ц Виктор сдали на.«отлично». Когда иа выпускном вечере им сча­ стливым, красивым, нарядным — вручали аттестаты, Ана­ стасия Ивановна .с волнением призналась: «А ведь как хорошо, когда веришь в них! Вот увидите -— из них выйдет чудесная пара». • Она оказалась права: через три года Ольга и Виктор ста­ ли супругами. Согласие и счастье в молодой семье. Сколько ;раз--за свою, долгую учительскую жизнь я убеждал, ся, что к первой любви на­ до относиться с величайшим тактом, с чуткостью и осто­ рожностью. Ведь судьба мо­ лодых — это ие только оцеи- кн, не только знания и выбор профессии. Как часто, ломая испытанные , педагогические каноны, врывается в размерен­ ный учебный процесс «вопрос вопросов»... Наши «взрослые дети» ждут от пас не эапрстов и нотаций, а мудрого и доброго совета, серьезного разговора о том, что и.\ очень волнует. К этому нас призывает и проект ЦК КПСС о школьной рефор. ме. Сама жизнь вызывает необходимость этого откро­ венного диалога о любви в профориентацией старшеклас­ сников. Радуемся, когда заме­ чаем в ребятах искорку при­ звания. Гордимся трудовыми и научными успехами своих питомцев. Но сколько выпуск­ ников одной только нашей школы не состоя.чись как спе­ циалисты, потеряли себя из-за неудачно сложившейся се­ мейной жизни! Д а и статисти. ка свидетельствует; семейные неурядицы резко снижают интерес к работе, производи­ тельность труда. Это, без сомнения, во многом издержки школьного воспитания — - когда же, как ие в период становления личности, и го­ ворить с детьми о любви и браке, закладывать крепкие нравственные и гражданские основы будущей семьи?! В последнее время обозна­ чился заметный и, бесспорно, положительный интерес школы к проблемам' семейного вое- питания Важным шагом с та ­ ло постановление Мнянстер. ^ ства просвещения СССР о введении курса «Этика и пси­ хология семейной жизии» (в девятых — десятых классах). Занятия по такой программе уже идут. ^ Однако будем огкровеппы: во многих школах педагоги надеются только на введеппые курсы, на то, что все «интим- иые вопросы» возьмут на себя специалисты. И по-прежнему о проблеме пола и се.мьп тра- дициоино- предпочитают мол- Разумеется, такой разговор не каждому под силу. Нужны и специальные глубокие зна ­ ния, и такт, и понимание возрастной психологии. Ш аб­ лон, формализм, лекция или классный час ради «галочки» принесут только вред. Надо просто любить своих учеников, желать им добра, понять их, когда к т ш придет любовь быть рядом с ними—• надежным и умным другом, чутким и внимательным това ­ рищем, — какая бы разница 8 годах Ни разделяла нас. И. ДРУЖИНИН , ■’аслуженный учитель школы РСФСР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz