Ленинец. 1984 г. (г. Липецк)
2 • «ЛЕНИНЕЦ>« = 20 марта 1984 г* - «ЛЕНИНЕЦ < ШРМ; ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ШКОЛА У ПРОХОДНОЙ в столовой, расположенной рядом с огромным зданием управления Иоволипецкого металлургического комбина- та имени Ю. В. Андрооог в а. во время обеденного пере рыва всегда многолюдно. И тем ие менее группу молодых рабочих всегда пропускают без очереди. Столь завидной привилегией пользуются те, КТО' приходит на перерыв с занятий в школе рабочей мо лодежи № 3 — базовой, ме таллургического комбината. Многим из здешних учени- ков перевалило за тридпать. И тем не менее, почти никого из них не пришлось уговари вать учиться. Пришл]1 сами. Так в чем же причина этого своего рода феномена? Вернемся в один из самых счастливых, дней учащихся ШРМ. В самой шко.че запол нялись аттестаты о среднем образовании, а в комитете комсомола комбината шли приготовления к выпускному вечеру. На столах — миого- ' численные . стопки , пригласи тельных ■билетов. , Их коли чество явно превыщало число, окончивших .. школу. Одно это_ говорило о том, что выпуск- иой вечер—праздник , не толь ко самих выпускников. На комбинате 75 цехов и лабораторий, и, естественно, каждый человек на ^ опять приходится удивляться тому, как комбинат умудря- • ется раз в неделю отпускать на занятия сразу более пяти сот- человек. , Вот, например, Александр Дубиков — свар- шик коксохимического; про- , изводства.. Бригаде. рей, занимающейся ремонтом оборудования, без него обойтись, кажется, невозмож но. Но когда Александр зани мается в школе, бригада "справляется со сварными ра- ■ботами. Павла Барбашнна. в чью обязанность входит от ветственнейшая операция подготовка люков для залив ки шихтой — тоже заменяют товарищи по бригаде. И ес- ли поговорить с каждым, кто учится в ШРМ, получится 00- лее пятисот рассказов о взаимовыручке, доброж ела тельности товарищей по бригаде, по участку. В ком бинате вот уже на протяже нии нескольких лет общим комсомольским собранием в цехах и лабораториях реша-, ют, что можно сделать для успешной учебы рабочих. По этому в каждом. . коллективе, где есть учащиеся, овладева- вают смелсным'И профессия- Часго. когда Новолнпецкий металлургический. комбинат с т а в я т 'в пример по работе с ШРМ, можно услышать; у этого предприятия по сравпе- ишо с дрегимн больше воз можностей, Мол, и комсомоль ская ■ организация крепкая, многочисленная,' с устоявши мися традициями. Но вот что интересно: по признанию сек ретаря комитета комсомола Н ЛМ К .... Виктора Сулнмова, комсомольская организация стала авторитетнее, когда она серьезно, не формально нача ла заниматься проблемами школы рабочей молодежи. Здесь, как и на любом дру гом предприятии, действует организационный комитет по проведению Всесоюзного смотра «Каждому мо.тодому труженику — среднее образо вание». В "него входят пред-' ставителн адмннист,1!,ации, партийного, профсоюзного комитетов, отдела техниче ского обучения, педагогиче ского коллектива школы. И работой столь представитель ного состава, по сути дела, руководит комитет комсомо ла . У "него -всегда точная-ин- - формация об успеваемости,’; йосещаемости учащихся,, он в курсе проблем школы и, ко нечно, самих учеников. Когда входишь в любой цех или лабораторию,, в глаза бро сается стенд с фамплнями молодых рабочих. По данным, которые выставлены ианро- тнв каждой из них, сразу до гадываешься: это ’ ученики ШРМ. Скрупулезно следят^ здесь за их успехами. Метре-; ложным законом стали встре чи секретарей . комсомоль ских организаций и педагогов школы. Проходят они в опре деленные дни недели. Чаще всего на;-производстве, в це хах, где проводятся, оператив ки по итогам учебы. На них приглашают - и руководство, подразделений комбината. Это дает возможность сразу, на месте, решить многие воз. пикающие проблемы. Бывают ситуации, когда без опреде ленной группы рабочих, зани-. мающихся в ШРМ, невозмож но обойтись именно в тот день,' когда : они. должны учиться. И тогда к препода вателям обращаются с про сьбой провести занятия в другой день. А как -поддержать" чувство . соперничества, в учебе между цехами и лабораториями?. Много вариантов перепробо вали, останО|ВЯлись на пед советах, куда приглашаются секретари комсомольских ор- гаиизаций. Здесь подробно ■анализируются успехи и .не удачи в учебе, н, естественно, - каждому, секретарю комсо--. мольской организации хо чется, чтобы о его подолеч-. пых говорили как о самых старательных. В списке учащихся с коксо химического производства — 26 человек. Кажется, д аж е з а - П01миить всех трудно. Но Алек сандр Коньшин — вожак, комсомольцев этого . подраз- деления комбината — хорошо знает особенности характе ров, способности тех рабочих, которые учатся в ШРМ. Как-то на педсовете дирек тор школы Александра Фео. фановна Худякова сказала, что один нз рабочих коксохи- ма отстает по математике. А На следующий дем,, Коиь- шин уже разыскивал по теле-, фону инженера Татьяну По- — Татьяна, как у тебя со временем? — Как всегда. «Как всегда» — это значит, Татьяна занята, потому что у нее очень ответственная рабо та — инженер по технике без опасности, и . общественных поручений хоть отбавляй. И, наверное, нисколько не было бы удивительно, откажи она сейчас в просьбе, с которой обратился к ней Александр — позаниматься ^ математикой с отстающим. Но... Надо сказать, все двадцать шесть рабочих коксохимиче. ского производства, занима ющиеся в ШРМ-3, — люди семейные. И в связи с этим у Александра Коиьшпна мно го хлопот, связанных .с их бытом, отдыхом, устройством детей в детский сад. По хо датайству комитета КОМСО.МО-, ла только за последпне два года около пятидесяти учащих, ся ШРМ справили ковосе- По сравнению с 1977 годом отсев , учащихся ; г в школе уменыдился почти на 23 про цента и сейч-ас практически сведен к нулю. По не только . благодаря ‘ всестороштей по- *мощи ученикам и и х ; педаго гам достигнуты такие резуль таты. К самим ученикам, если необходимо, применяют здесь и меры строгие, ■ . Вернемся опять на коксо- хнм, в ремонтно-механический - цех! где зрудится комсомоль ско-молодежная .. бригада 'Александра Чумичкииа._ Был в этом коллективе случай." Вла- димяра к : лишили премии з а . то, что он пропустил занятия , без уважительной причины. На комсомольском собрании, где подводились итоги рабо ты, эгог случай расценили как прогул. Правда, пропуски занятий б е з . уважительных причин — явление довольно- редкое. С тех пор, как коми тет комсомола устаповпл строгий, контроль з а подведе нием итогов социалистическо го соревнования, их условия, обяза-телдно учитывают и . успеваемость в ШРМ, и посе щаемость. Поэтому не удиви, тельно, что .только в пынеш* нем году 65 человек награж- деиы денежными премиями за хорошую учебу. ■ Впрочем,’ .контроль- касается не только тех, кто учится в ШРМ, а и тех; кто обязан им помогать. - На протяжении учебного года комитет комсо. мола регулярно проводит за седания, на которых секрета- Р'И комсо-мольских организа ций отчитываются о состоянии дел в школе. Сейчас, когда до начала учебного года еще достаточно времени, все до ОДН.ОГО уЖе отчитались о ком плектации , будущих классов. ... а ' теперь о самом главном — о том, какую пользу ком бинату принесла столь кро потливая и продуманная ра боту во Всесоюзном смотре «Каждому молодому труже- , нику —- среднее образование». Только за последние два года калсдый' четвертый выпускник школы продолжил учебу в техникумах и институтах. Это значит, что через несколько лет на комбинате появятся свыше, ста дипломированных специалистов, которые в от личие от выпускников днев- ■ ных техникумов н вузов, бы стрее -освоятся с обязанностя ми руководителей производ ства. Сорок' семь учеников ШРМ повысили . производст венные разряды. Для комби ната,* являющегося- экслери. ментальной базой металлур гического производства, где осваивается новая техника, техпологн'ческие 'процгосы, все это особенно важно. Впроче.м, для любого пред приятия вопрос о грамотных, квалифицированных кадрах — вопрос .первостепенный. И нх подготовка —; во многом дело самого предприятия. В ту же школу рабочей молоде жи— базовую НЛМК — око ло двадцати, человек пришли с ремонтпо-механнпеското з а вода. Прйили после уговоров учителей, которые сами ра зыскали .их. Но... д аж е из одиннадцатого, - выпускного класса, несколько человек бросили учиться. Это обеспо коило только , работников школы. Несколько раз они обращались з а помощью к ад- миннстрадии, комитету ком сомола рсмоктно-мсханиче- ского завода. Но там каждый раз отвечали: учеба — лич ное дело каждого. Так ли это? Опыт Новоли пецкого металлургического комбината говорит совсем о ; другом. И почему, несмотря па то. что комитет комсомола комбината с большим удо- | вольствием делится своим умением работать со школой рабочей молодежи, у него очень медленно' появляются последователи? ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА “ «Уважаемые товарищи! Центральный Комитет ВЛКСМ горячо и сердетно поздравляет вас с присуждением премии Ленинского комсомола. Ваша активная деятельность по развитию самодеятельного художественного творчества з а служила большое признание у молодежи. Служите делу эстетического воспитания молодого поколения. Желаем вам крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов на благо нашей любимой Родины. ЦК ВЛКСМ. Мишин». А потом, после полученной телораммы , было общее соб рание. Все до одного ■ и участники, и руководители на родного ансамбля песни и пляски «Калинка» Липецкого об ластного управления профтехобразования—проголосовали за то. чтобы денежную премию перечислить в Фонд мира. Конечно, премию можно было израс.ходовать на приобре- тенце музыкальных инструментов, костюмов. Однако кол лектив хорошо понимает — самый главный вопрос, который волнует сегодня миллионы людей гшанеты—сохранение ми ра. Пропагандируя советское искусство, «Калинка» высту. пала на сценических площадка.х ФРГ, Кипра, Турции, Гре ции, тем самым укрепляя дружбу между советским народом и народами других стран. Перечисление денежкой премии в Фонд мира явилось еще одним подтверждением того, что ансамбль по праву носит звание народного. ...И «КАЛИНКОЙ» НАЗВАЛИ НЕ З Р Я «Ка.тккка» — это уже второе наз вание ансамбля. Раньше нашу область славили своими песнями и плясками «Трудовые резервы». А с появлением одно.йменнбто спортивиЬго общества пришлось "подумать о смене названия. Безымянными поехали самодеятельные артисты на Кипр. Приехали, а там везде расклеены яркие афиши, глася щие о том, что, дескать, на гастролях у них русский ансамбль «Калинка». «Ка линка» так «Калинка», — решили ребята. И это, пстцнно! русское назва ние, давно уже оправдало себя. ' Вот что писала газета «Краковска» о «Ка линке», когда ансамбль был на гастро лях в Польше; «УЖе во время первого концерта в кинотеатре «Крокус» в Но вом Сонче, на который прибыли пред ставители политических и администра тивных властей воеводства, оказалось,- что «Калинка» действительно вызывает большое восхищение и восторг зрите лей своим блестящим артистическим- мастерством, динамичностью русских танцев, песе-и, музыкальных произведе ний. Особый восторг у зрителей вызва ло выступление группы ансамбля, ис полняющей -музыкальные произведе н и я на таких оригинальных инструмец- тах, как богато раскрашенные деревян ные ложки. Зрители заполппли зал не только до последнего сидячего места, но и до по следнего квадратного сантиметра пло щади, заставляя молодых советских ар тистов многократно повторять почти каждый из представляемых танцеваль ных номеров». Зинаида Васильевна Новикова — руководитель фольклорной группы ан самбля, той части коллектива, которая, как говорят, «делает погод>^. К а за лось бы, тут. нужны только способные ребята. Однако, к ак ни старались, ни Зинаида Васильевна, ни художествен ный руководитель ансамбля Николай Яков.тевич Черников, не вспомнили ни одного случая, чтобы кого-то из при шедших в -ансамбль, что называется, проводили домо;®. Всем здесь найдется дело. Николай Яковлевич с удоволш^» вием рассказал о тех, кто приход-юж ним-в хор без музыкального слуха. Вначале просит их -не петь — слушать. Потом оставляет на дополнительные репетиции. «И зирете, -— говорит, — кз. них потом такие замечательные участ ники хора получаются!» Станут ли высокопрофессиональными Муузыкантамя Галя Русина, Аля Беляе ва, Надя Моделина, которы е 'в ансамб ле всего полгода, по котбрые уже ос воили, и гусли, и флейту'', и ложки, и жалейку?-Освоили с.тишко-м обязы- ' вающее слово. Но тем не мсиее, они •были в тот день хорошими учителями Лены Павлушкиной, которая пришла в .коллектив впервые и в первый раз в зя ла в руки гусли. Будущая профессия Лсп'ы—повар-коиднтер. Возможно, она никогда ей не изменит, но для руково дителей “ансамбля, - равно, как и для Лены, важно другое—'Приобщение'к пре красному, пропаганда русской песни, русской музыки. Николай Яковлевич ие раз был сам свидетелем того, как его воспитанники,. которые вначале скепти чески отнеслись к самой мысли — стать участником ансамбля, потом гог рой стояли за свой коллектив. И . лю бому могли потом доказать , к прзшеру, нрекиущества фольклора в сравнении с .современной эстрадой в исполнении .некоторых, пусты д аже-самых популяр- -ных, вокально-инструментальных ■ ан самблей. В чем притягательная сила ансамб ля? Ведь сюда на репетиции еду т , и . с Сокола, и из Матырского, из Сселок и Ситовки. А .репетиции обыкновенные ли ,'дош ^^ительны е или генеральные — почти каждый день. 75-г80- концертов в год, дает этот доляектив,. Выступает и на полевых станах, ж в районных цент рах, участвует почти во всех городских и областных мероирнятнях. — Это, конечно, большая нагрузка,— считает Зинаида Васильевнаг - г Тем более, надо учитывать возраст ребят: в выходные дни вместо репетиций им и погу''йять.. хочется, .и в кино сходить. Но они всюду стараются быть вместе. З а кончив училище, отслужили в армии Артур Бобылев, Сергей Полунин, Игорь Пешков. Вернулись до.мой — возвратились ж еще в один, не менее родной до-м, — в сваю «Калинку». Одним из первых участников апсамб. ля был И. Я. Черников. Учился в 28-м училище, работал помощником маши ниста, а заодно пел в .хоре, солировал. Ансамбль только начинал зарождать- — Нас было тогда, — вспоминает Николай Яковлевич, — раз, два... и об- ■челся. А потом — тоже армия, после которой он снова пришел в ансамбль. И теперь, кажется,- навсегда. ■ 27 лет работает с ребята.ми Зоя Ва сильевна Мастюкова, которая пелаког-. д а .то в Воронежском русском иарод- .ном хоре, и с которой, как говорят сами участники ансамбля, очень легко распевать, когда она на репетиции. Бо лее 20 лет- костюмершей здесь Алек сандра Григорьевна Галкина, которая даж е эскизы костюмов придумывает, а п еред . концертом ни одной плохо при шитой пуговицы не пропустит. 18 лет балетмейстером Геннадий Иванович Андрейчев, • 14 лет оркестром народных инструментов руко-водит Василий Алексеевич ■Д егтев .. В о т .у таки х . людей, преданных искусству, свое.му коллекти ву, и занимаются учащиеся профтех училищ,. молодые рабочие. Именно они многих своих воспитанников вывели на профессиональную музыкальную доро гу. Они работают теперь в профес сиональных коллективах. . И, видимо, .н е случайно у . молодых, .липецких ар'гистов . существует , связь с Воронежским государственным рус- ски.м народным хором, с Северным го сударственным русским народным хо ром и другими коллективами, которые знают не только в нашей стране. «Новых победных высот в искусстве под мирным небом Отчизны» пожелали «Ка.чинкс» в своей телеграмме воро нежцы. ■ ^ . ■И эти победы будут. О. ОСКОЛЬСКАЯ. НА СНИМКАХ: иа сцене - - «Калин- Фото Н. Ткаченко. ■БУРЖУАЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ— БОЙ!- С. МИТИНА, в «Л е н щ щ е э 'о т 2 ф ев р а . л я 1 9 8 4 года была опубли кована с татья «Реклам ации не* будет», в которой р а с ска зы валось о низком уров не организации концертов ^ во Д ворце спорта « З в е з д , ный» II о т ак о й ж е уровйе концертной программы с участием В. Винокура. Ред акц и я получила сле дующий ответ: «Статья рассмотрена худозкественном совете ластной филармонии , на котором обсузкдены вопро* об- сы о.рг^.низацин концертов мастеров *искусств во Д вор ц е спор'Г|ь . « З в е ^ ы й » . Управление в у л ь т у р ь Р по требовало от руководства фн.пармонии строж е . кон тролировать содсрисапие и ■характер и сполн ени я . эс т радных ■ концертов, прово- ДИ.ЧЫХ во Дворце спорта . Принято к сведению, что и. о. директора филар.монии Ю. М. Голощапов ипформи . ро в ал руководителей Рос - концерта о елдбом идейно- политическом содержании р еп ертуара отдельных .и с полнителей указанного кон- ■черта. Руководству филармонии предлозкено при аренде по м ещ ения д ля козщертов пре- д усм атри в ать в договоре улучш ение , обслуживания зрителей-. Управление культуры усилит контро.ть за подго товкой и проведением ■ кон цертов' во Дворце спорта. А . С . БУ РЯКО В , з ам ес ти те л ь н ач альника I культуры Липецкого облисполкома»:. , К ОГДА 13 лет назад американские газеты сообщили о том. что радиостанции «Свободная Ев . ропа» (РСЕ) и «Свобода» (РС) финансируются Цен тральным разведывательным управлением, сенсация про- "извела впечатлепие взорвав шейся бомбы. Ведь долгие годы американским налого плательщикам и с л у ш а т е л я м этих радиостанций внушали, что РСЕ и РС являются ча-' стными предприятиями, су . шествующими на пожертвова ния неких филантропов. П о . еле первого грома последовала целая серия, разоблачений, протестов . политических д ея телей США и другзгх стран. Тогдашний председатель се-' иатской комиссии по иностран ным делам Фулбрайт послал мемораПдум, прёзидеигу США, в котором писал, что ■ этим ■ радиостанциям надо создать возможность занять достойное место на .кладбище останков «холодной ■войны», Не.товко' Почувствовали себя , многие в- ФРГ, на земле которой нахо дится. штаб-квартира дочери них предприятий ЦРУ. Как ни крути, , а’ они. я в но , ущем ляют принцип государственно- , го суверенитета. Наконец, в 1978. году , под давлением об. ; ществеийости ; комиссия кои- ; . гресса США по д-еда.м; развед- . ки приняла 'решение, 'Обязы- ■ : вающее , сокращать '■расходы ‘ ца РСЕ и РС. : Г Новый. ’ хозяин Белого дома, ' тозке обнаружил' погрешности : в ,Деятельнорти .диверсионных >радиостанций. Нет, его не взволновала ложь, ' клевета, ' вмешательство* во внутренние - ;д.ёла. других,.государств — ме- годы; рыцарей, плаща и кин^’ }жала в эфире. Рональд, Рей . ’ ган устанорил, что. РСЕ .и |РС... недостаточно. ..баеспоеоб- .Организационные выводы ' Посл'едЬвали незамедЛитель- ,. но, -Директором .радиостанций «|Своб6да» и" «Свободная Ев- рша"» . был назначен ^ славя- Щййся своей крайней, консерва тивностью; и, махровым анти." коммунизмом Джеймс Бакли. Новое руководство Получило • и дцедрый подарок: в 1984 девятый вал КЛЕВЕТЫ финансовом году, вопреки ре шению комиссии конгресса, РСЕ и РС выделено 106 миллионов , до.ч,таров, а - в 1985-году проект’ затона пре дусмотрел уже 111,2 миллио на долларов. Среди прочих новшеств минувшей осенью было объяв л ен о .о . создании так называемого «совете, при балтийских государств радио станции «Свобода». С того . дня РС свои передачи 'на литовском, латышском и , эс . тонском языках стала демаго гически называть «волной прибалтийских государств». Рональд Рейган пояснил: «Новый сигнал радио «Свобо да» усилит ' разлтающ иеся идентитеТы прйбалтййских ■государств. и отделит от всех других...». . Как это сделать? Сотрудни кам РС объяснять этого Нс надо. ; Конечно же, клеветать на советский строй, сеять национальную враж ду между ' . соде1"скими. й а ’рода.ми.' , пугдть; . 'будущим,. 'Вот,- например, 'в е ." дущи'й программы с - Деланной • .озабочекнос'гью. вещ ает ’;- ; .о ' '«брлших, событиях» в Виль- ..нюсе' ,Мол. после,, футбольных катчёй • между : ; местным' .■«Жа.тьгирисом» и командами, грс'те|1 в городе .'пронсходйг многотысячные демрцстрафш,’ ■бр.тел.ьщик.ОВ. А стоящие %на- ; готб'вё. милицейские, машины врываются в тоДпу.'' мПЛщйо- неры: и дружйннюси' увозят ; в отделения - десятки рресто- ванных, повсюду стоит удуш ливый смрад, слезоточивого га . Откуда эта нелепица? Не так ''.давно Верховный суд Литовской ССР осудил некую Эдиту ' Абрутене, Это. она г - иеточиик «информации». Мо лодая еще женщина, извест ная аморальным поведением, на суде не скрывала истинных причин своей деятельности любой ценой заработать при- гла-шение па проживание В США. 'Ложь — отравленное ору жие радиодйверсантов. ' Авст- рнйская газета «Фолькештим- ме» -опубликовала секретные рехомендацпи ЦРУ, как ра з вивать деятельность радио «Свобода». Вот несколько па раграфов из инструкцнн; не опасаясь, придумывать ра з ные .события и. факты, ибо . они не могут быть проверены на большой территории СССР», не всегда говорить правду; наши радиопередачи должны заставлять люден сомневать ся в советском строе. Вот уж поиепше: яснее не ска- Трудно ■представить ■людей, которые соглашаюгея рабо тать на таких условиях. Кто они? Вот несколько портретов йз тай .называемой «литовскоА редавцин;:';. РС».,; , .Бежавший . вместе : с гитлеровцами; из Литвы Каетонае: .Чегинокас. Братья Кястутис и Саулюс Гирнисы родились-; в США,.; и 'родина отцов вряд ли являет- . ся для. них,'.священной. Алек- . сандр.аса .■Кацаса. не , так давно знали в Каунасе как завсегдатая ■ресторанов и снабженца, в . ■психоневроло гическом диспансере,. Сейчас : его представляют.., как «боль шого знатока Литвы».,.'Кясту-; тис Якубинас был судим за .'сбор шпионских сведений... Д аж е правая -эмигрантская печать, глядя -на это. сборище, однажды возмутилась,; почему , ; в Р С :«вербую'г'ся лиц а , низких квалификаций,- главное для ко-торых — хороший . зарабо- .Идеологические диверсии не смогут повлиять на "мысли и чувства советских, людей; Мы знаем цену злобным измыш лениям. Р.ВАНЛГАС. КЛУБ м о л о д о й СЕМЬИ ЛЮБОВЬ ВНЕ РАСПИАСНЯИ , На выпускной экзамен к девяти утра на явились двое десятиклассников; Ольга К. и Виктор" С. Все в учитель- ско‘й встревожились. Завуч потянулась, было к телефону — узнать,' в чем дело, но ее остановила ста рейшая учительница школы Анастасия Ивановна: — Не поднимайте паники. Надо разобраться! — И она выразительно посмотрела на . молодую преподавательницу физики. — Позавчера Ольга вышла из вашего кабинета в слезах. Что случилось? — Ничего особенного. Мать Ольги попросила поговорить с девушкой," чтобы она не встре чалась с Виктором. Боится - завалит экзамены. ■ — И что вы сказали? — Что сказал бы ка}кдый на месте классного руково дителя. Ну хотя бы то, что неприлично ходить по школе, не размыкая РУК, словно жених и невеста. В учительской пастушгаа на пряженная тишина: все знали о давней друлсбе Ольги и Виктора. — Выходит, я и виновата, — ие выдержала преподава тельница физики. — Я долж на была сказать это. — Все дело в том, как сказать, — задумчиво прои з - , несла Анастасия И в ановна .^ Слово слову рознь... Иное . шра.мом на сердце ляжет. .Тут дверь учительской рас пахнулась: ; . — Ольга с Виктором при шли! Уже билеты взяли, — радостно сообщила • комсорг десятого «А». .Экзамены Ольга ц Виктор сдали на.«отлично». Когда иа выпускном вечере им сча стливым, красивым, нарядным — вручали аттестаты, Ана стасия Ивановна .с волнением призналась: «А ведь как хорошо, когда веришь в них! Вот увидите -— из них выйдет чудесная пара». • Она оказалась права: через три года Ольга и Виктор ста ли супругами. Согласие и счастье в молодой семье. Сколько ;раз--за свою, долгую учительскую жизнь я убеждал, ся, что к первой любви на до относиться с величайшим тактом, с чуткостью и осто рожностью. Ведь судьба мо лодых — это ие только оцеи- кн, не только знания и выбор профессии. Как часто, ломая испытанные , педагогические каноны, врывается в размерен ный учебный процесс «вопрос вопросов»... Наши «взрослые дети» ждут от пас не эапрстов и нотаций, а мудрого и доброго совета, серьезного разговора о том, что и.\ очень волнует. К этому нас призывает и проект ЦК КПСС о школьной рефор. ме. Сама жизнь вызывает необходимость этого откро венного диалога о любви в профориентацией старшеклас сников. Радуемся, когда заме чаем в ребятах искорку при звания. Гордимся трудовыми и научными успехами своих питомцев. Но сколько выпуск ников одной только нашей школы не состоя.чись как спе циалисты, потеряли себя из-за неудачно сложившейся се мейной жизни! Д а и статисти. ка свидетельствует; семейные неурядицы резко снижают интерес к работе, производи тельность труда. Это, без сомнения, во многом издержки школьного воспитания — - когда же, как ие в период становления личности, и го ворить с детьми о любви и браке, закладывать крепкие нравственные и гражданские основы будущей семьи?! В последнее время обозна чился заметный и, бесспорно, положительный интерес школы к проблемам' семейного вое- питания Важным шагом с та ло постановление Мнянстер. ^ ства просвещения СССР о введении курса «Этика и пси хология семейной жизии» (в девятых — десятых классах). Занятия по такой программе уже идут. ^ Однако будем огкровеппы: во многих школах педагоги надеются только на введеппые курсы, на то, что все «интим- иые вопросы» возьмут на себя специалисты. И по-прежнему о проблеме пола и се.мьп тра- дициоино- предпочитают мол- Разумеется, такой разговор не каждому под силу. Нужны и специальные глубокие зна ния, и такт, и понимание возрастной психологии. Ш аб лон, формализм, лекция или классный час ради «галочки» принесут только вред. Надо просто любить своих учеников, желать им добра, понять их, когда к т ш придет любовь быть рядом с ними—• надежным и умным другом, чутким и внимательным това рищем, — какая бы разница 8 годах Ни разделяла нас. И. ДРУЖИНИН , ■’аслуженный учитель школы РСФСР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz