Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н Е Ц ...Она любит водить машину. И та педаластиа ей. Идет плавно и «тремитеяьно — одновремен­ но, ^ о б е н н о водитель внимательна на поворо­ тах; ни одного лишнего движения, ми одного лишнего жеста. Много позже, когда узнанз поблилне Элеонору Николаевну,. эта манера езды пбчему-то неожи­ данно будет ассоциироваться с ее жизнью. Спра­ шиваю; «А если бы тогда.не решились?..», — Такого быть не могло, — быстрьш ответ и через паузу — ну, а если бы... Тогда не было бы такой счастливой жизни. Эту женщину а .городе знают многие, особен­ но те, кто работает с детьми. Но, пожалуй, не­ многие знают об одной записи в ее трудовой книжке, сделанной «нс по прсфкл.ю» Туяьск.нм горпищеторгом. После окончания Лебедянского техиН'Кума советской торговли она была направ­ лена туда на работу. Пройдут годы, прежде чем в Липецке по доб­ рому заговорят о работе городского Дома пио­ неров и его сег.одняшнем директоре Элеоноре Николаевне Чернениловой. И останется в трудо­ вой книжке запись, оказавщаяся «не по профн- Поворот был резким; нужен крепкий характер, чтобы «сорваться с места», имея уже семью. Но заниматься не своим делом, .она поняла, нельзя, уж лучше — все сначала. ...Ктю знает, за каким поворотом ждет нас са­ мая главная в жизни встреча! И кто знает, за не­ ким поворотом ждет нас самое главное депо, без которого жизнь теряет свой основной смысл! Не пропустить бы... Все сначала — новое местожительство, П 01 иск работы, квартиры... Все сначала — институт. По профилю. Педагогический. И Д тот год, когда вы­ пускнице факультета русского языка и литерату­ ры Липецкого пединститута Элеоноре Николаев­ не Чернениловой будет вручен диплом с отли­ чием, ее старшая дочь получит аттестат об окон­ чании средней школы и золотую медаль. Имея двух детей, учиться на очном отделении — согла_ ситесь, дело не из легких. Но уж однажды ре­ шившись перекроить жизнь, нужно было форси­ ровать время и обстоятельства; стремительно, напористо. ШАДРИНА ВАЛЕНТИНА ДМИТРИЕВНА, «ачаяь- нкк поста Нй 1; «Многому из того, что умею де­ лать, научилась у Элеоноры Николаевны. Она на­ учила работать с коллективом. Научила работать й методическими материалами. Разберет нужную тему, подскажет, как-будто всю жизнь только и занималась именно этой темой, а ведь у нас и пионеры, и работа с комсомольцами. Одаренный она человек! КИСЛАЯ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, м«тодист^ «Элеоно!ра Николаевна специалист по пионерской работе. Она помощник, руководитель. Как дирек­ тор она просто может приказать, но не делает -ЭТОГО, а убеждает, В работе Элеонора Николаев­ на не администратор, а высоко профессиональ­ ный руководитель. Эмоциональный человек, что очень необходимо в общении й детьми. ...Без особого энтузиазма воспринял директор школы № 43 Игорь Георгиевич Вишневский при­ ход новой старшей пионерской вожатой; помоло­ же бь1... Правда, директор вида не показал, но Элеонора Николаевна каким-то одним ей «еден­ ным чутьем поняла это. — Не расстраивайтесь, может, что и получится, — улыбнулась она успокаивающе. Предстоял первый поход к шефам одной стро­ ительной организации — чего же проще; собрал ребят — ив поход! Но вожатая знала, от того, как пройдет первая встреча, зависело продолже­ ние начинающегося дела и потому нужно было продумать все до мельчайших деталей. По расписанию у директора в этот час должен быть урок. И все-таки вожатая обратилась к нему с просьбой. ' — Игорь Георгиевич, я на минуту вызову вас из класса и вы скажете ребятам несколько слов. Директора убеждать не пришлось: сам тонкий педагог, он с полуслова понял замысел вожатой. ...«Отряд, смирно! Товарищ директор школы, сводный комсомольско-пионерский отряд к посе­ щению шефО|В готов. В программе: знакомство с предприятием, концерт художественной самодея­ тельности...». Четко звучит рапорт старшей вожатой директо­ ру школы. Напряжены лица ребят. И если кто-то из них еще несколько минут назад предполагал, что поход — просто равлекательная прогулка, тут понял: дело предстоит важное, если сам ди­ ректор обращается к ним. как к взрослым людям. если их так торжественно провожает школа. Это было * самом рачале педагргической рабо­ ты Элеоноры Николаевны. А сегодня методисты Дома пионеров говорят: «Мы работаем по своей системе». Когда «се продумано заранее. Когда, например, подготовка к лету начинается уже в марте: готовятся методические разработки, сце­ нарии мероприятий. Готовятся пионерские инст­ руктора-общественники, проводятся семинары с вожатыми. — У меня жизнь сложилась счастливо. Навер­ ное, и потому, что всегда везло на хороших-лю- Дей, — говорит Элеонора Николаевна, — они-то и научили работать. А сегодня она сама учит, воспитывает людей. И уже о сегодняшнем коллективе говбрити- — Трудолюбивый он. А случаются конфликты, так только рабочие. Ценю в своих методистах принципиальность: просто приказ они могут и не вос 1 ^инять. Нужно убедить, доказать. Когда че- соглвшй€тся ео всем, что ему предлагают ш твои ВОСПИТАННИКИ, КОМСОМОЛ! ю н о с т ь ОСТАЕТСЯ НАВСЕГДА — это безразличие, а когда он отстаивает свою точку зрения — он не равнодушен. Больше всего ценю в людях прямоту и принципиальность. Пе­ дагог должен быть человеком творческим — ина­ че нельзя. Неверно, одним из первых именно эти кечест- ва подметил в самой Элеоноре Николаевне ны­ нешний директор уже сорок восьмой школы Игорь Георгиевич Вишневский. И когда она на- писада заявление с просьбой предоставить ей часы учителя русского языка и литературь! («Поджимал» возраст: нужно было спешить, что­ бы стать настоящим учителем») или, если нет та­ кой возможности, отпустить из школы, директор наложил резолюцию: «Ни в коем случае. Она нужна иам квк старшая вожатая». Сегодня много говорят о «трудных». Неужели почти из полутора тысяч ребят, посещающих Дом пионеров, нет таковых? ~ закономерный вопрос. — Нет, — отвечают .здесь. ...В один из дней поездки наших школьников в ГДР вюостаае поезда Дружбы предстоял трудо­ вой десант. Ребята потрудились на славу. А на следующий день у них было свободное время для знакомства с городом, но теперь трудились немецкие ребята, которым нужно было помочь. Характеры у наших ребят подобрались крутые, к тому же они заработали отдых, а по-детски еще не понимали каких-то истин. Приказ мог не по­ действовать. И Элеонора Николаевна без нраво­ учений беседует с ними. Еще раз объясняет, что все заработанные деньги пойдут в Фонд мира, что эта помощь необходима, что нужно потру­ диться так, как трудятся советские люди, В тот день у наших ребят была самая высокая выработка. В тот день они выполняли самую трудную работу... И это был праздник. Если школьники радовались результатам своего труда, то Элеонора Николаевна тому, что без, казалось бы, особого напряжения, незаметно справилась с ребячьими характерами. Бот такие, может быть, не очень значительные моменты формируют человека. И нужно быть самому очень чутким, чтобы не пропустить имен­ но эти моменты. А в Дом пионеров приходят самые разные школьники: и по возрасту, и по характеру. Осо­ бенно нелегкий контингент подбирается, уже можно сказать, в знаменитом кружке «Юный летчик». Но именно здесь (время доказало) из самых непокорных, самых «ершистых» вырастают люди, которых принято называть настоящими. — К этому кружку я меньше всего имею отно­ шение, — говорит Элеонора Николаевна. — Тут вновь можно говорить о везении на хороших лю­ дей. У «Юного летчика» отличный руководитель Владимир Константинович Дьяков. Вот у кого контакт с детьми. Он с-каким-то особым удоволь­ ствием встречает самых «трудных» (опять . этот термин!). Она ко многому не имеет прявого отношения. Но чтобы коллектив был единым организмом, нужно отладить каждый участок работы. Как струны в гитаре. И чтобВ; мелодия звучала кра­ сиво, необходимо выбрать нужную тональность, а для этого требуется умелый настройщик с тон­ ким музыкальным слухом: одна фальшивая нота — и мелодия не прозвучит. Она ко многому не имеет прямого отношения. Но когда кто-то из работников приходит к Эле­ оноре Николаевне за советом, а она не может предложить ЧТО-ТО нового, то, небоясь подорвать свой авторитет, скажет;- «Поезжайжа, наверное, в Воронеж. Может, в их Дворце найдешь нужное».. Учиться. Постоянно учиться, когда, казалось бы, есть опыт и знания. Учиться все время, потому что того требует от педагога каждый прожитый лень. Она ко многому не имеет прямого отношения. Но есть свое. Именно ей поручается подготовка встреч детских иностранных делегаций, потому что знают: все пройдет отлично, «накладок» не будет. Но, пожалуй, самое любимое — тради­ ционные «Липецкие зори», когда, на главной пло­ щади имени В. И. Ленина собираются выпускни­ ки школ на свой городской бал. В эти»минуты Элеонора Николаевна может стоять в стороне. И не .подозревают жители, соб­ равшиеся на торжество, что асе: начиная от вы­ хода колонн, внешнего вида ведущих, приветствия и взлета голубей над площадью -— продумано и много раз отрепетировано ею ,и методистами Дома- пионеров. («Прощание с детством —■это этап жизни, и надо постараться, чтобы он был светлым»). Трудно вместить в скупые строки целую жизнь, как трудно бывает вместить в десятиминутное выступленне дело, которому служишь каждый день. Лучше, чем кто-либо, знает это Элеонора Николаевна. Ее нередко приглашают выступать с докладами на педагогических чтениях, проводи­ мых Министерствами просвещения СССР, РСФСР, Ака,демией педагогических наук. Темы самые разные: об организации работы с детьми; о свя­ зи администрации с общественными организация­ ми; о методике подготовки и проведении массо­ вых мероприятий. А бывая на семинарах, сове­ щаниях, директор обязательно старается почерп­ нуть что-то ценное для работы. Вот сейчас гото- ■вится новое испытание — проведение детского праздника, посвященного 60-леТию пионерской организации и 60-летию образования СССР- Когда закончится наш долгий разговор, Элеоно­ ра Николаевна скажет: — Вот так. Каждый день заполнен до края, а яркого ничего и нет. Яркого? Возможно. Но из крупинок каждого дня складывается наша жизнь. И если минуло тех дней немало, а ты не устал, чувствуешь себя юным и можешь сам сказать, что у, тебя счастли­ во сложилась жизнь, значит яркость и не обяза­ тельна. Да ведь и день может быть теплым и добрым, даже если не светит яркое солнце до боли в глазах. «Отличник народного просвещения», «Заслу­ женный работник культуры РСФСР» — эти высо. кие звания присвоены директору Липецкого го­ родского Дома пионеров коммунисту Элеоноре Николаевне Чернениловой. Присвоены за работу., За каждый прожитый день. Не яркий. Не брос­ кий. В котором было все: и работа секретаря комитета комсомола техникума, и работа неосво­ божденного председателя профкома института, и работа в облисполкоме. День, который прино­ сил и радости, и печали. Есть удивительные люди, общаясь с которыми не чувствуешь, что ты старше или моложе их по возрасту. И, наверно, отчасти поэтому к таким людям с самым сокровенным идут другие. Имен­ но таким даром общения обладает Элеонора Ни­ колаевна. И, пожалуй, самая большая награда для нее, когда подросток доверяет даже первые свои чувства, зная, что тайна первой любви оста­ нется тайной, но будет получен мудрый совет. Вот в такие мгновения еще раз приходит крАпкбе убеждение — жизнь сложилась счастливо. Такие люди не прощаются с юностью. М.СОРОКИНА, наш. кврр. Пвпупярностью пользуются у зрителей выступления вокальной группы ДК соиольских метапг^ргор |в а снимне). «»отв П. Мькииа. СЛОВАРЬ НЕ НУЖЕН ■Кто-то говорил по-англнй- ски, кто-то листал сло^варь, который так и не пригодн.чся... В средней школе № 12 начи­ налась олимпиада по англий­ скому языку среди школ Пра­ вобережного района. Так почему же ее участни­ кам не понадобились слова­ ри? Дело в том, что олимпиада оказалась не совсем обычной. Три дня, разбившись на груп­ пы,-ученики 7— 10 классов зна­ комились с профессиями учи­ теля, • стюарда, спортивного комм-ентатора, переводчика, и заранее учили веобходвмый словарный минимум. Ребята пробовали свои силы в крутк- ка.х пения, художественного чтения, выпускали стенгазету, н все это на английском языке. Было- й заседание школьного КИДа, и заниматслыше вшг- торины. По сумме баллов, получен­ ных за знание языка, за сооб­ разительность и находчивость победила .команда школы К» 2. На втором и третьем месте ребята из средних школ № 3 и № 4 . В. ОГАРКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz