Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ Активист По одежке •— Кто у нас Болдырев? — • урубке несколько секунд молчание, а потом уверен­ ный ответ: — Он у нас а«ти- в 1 «ст, общественник. Отличник. Делегет областной конферен- Ц|»и. Вообще хороший ^па- После телефонного разго­ вора я понял, почему Михаила Болдырева избрали делегатом областной отчетно-выборной комсомольской конференции. Но захотелось поближе узнАть — какой он, соврфиенный «пэтэушн>«<». Машины Он, наверное, счастливый че­ ловек. Но, не потому, что все семнадцать лет жизни его пре­ следуют удачи и победы, а потому, что он ^влеченный че­ ловек. Его страсть — автома­ шины. Впрочем, мой сосед — владелец новеньких «Жигулей» -— к ним тоже неравнодушен. Но, отуч 1 фшись на курсах пол­ тора месяца, так' и не Ронял, чем же отличается коленчатый вал от распределительного. «На, станции техобслуживания знают», — говорит. На станции, действительно, ^ А у этого парня интерес со­ всем иного порядка. Он мо­ жет без устали рассказьвать об устройстве и преимуществах одной марки машины перед • другой, спорить о конструкци­ ях дв-игателей и еще путеше­ ствовать... Нет, турпоходы, ко­ торые часто устраивались в теперь уже бывшей для него 24-й школе, он не любил. Но вот бродить по проспектам, площадям й закоулкам «автр- мира» он может часами: Пе­ релистывая общую тетрадь, на листах которой наклеены - вы­ резки и?'журналов и газет, го­ ворил и говорил об автомобиг — Вот первый русский, по внешнему виду напоминающий повозку конструкции Яковле­ ва и Фрезе. Вот «Руссо-Белт» выпуска 1912 года. А это тран­ спорт далекого прошлого (как- никак 1901 год) и, наверное, недалекого будущего — элек­ тромобиль Романова. На нем впервые применили передние ведущие колеса. —■Кстати, знаете, . почему электромобили сейчас вьтуска- ются как опытные образцы и только? Да потому, что не мо­ гут изобрести; аккумуляторы с большой мощностью, но ма­ лыми размерами и весом.. Закоулки. Наверное, многие сморщат нос: «Слово-то ка­ кое?». Но большинство людей знают только широкие про­ спекты этого мира, знают только оснстные марки аато- машин. Например, ГАЗ, ЗИЛ, различные модели и модифи­ кации которых выпускаются на протяжении десятилетий, А вот о единственном экземпляра гоночного «ГАЗ-ГЛ» не знают совсем ничего, А эта машина развивала скорость 160 , кило­ метров в час, тогда как осталь­ ные еле-еле «выжимали» пять- Машины в его понятии име­ ют свою историю, свою жизнь. Нет, не заводскую. С конвейе­ ра они сходят чуточку безли­ кими: марка, номер шасси, ку­ зова, техническая характери­ стика й все. А вот потом она приобретает свою индивидуаль­ ность, свой, если хотите, внут­ ренний мир. встречают Во все времена, да и сейчас, наверное, первое, что броса­ лось, бросается в глаза при ви­ де человека •— как одет. Не будем спорить. Вся эта чепуха, порой все же приятная, скла- дывающаяся из человеческого вкуса, достатка, внимания или невнимания к себе, характери­ зует своего хозяина весьма противоречиво. человеческая. Чувствует, что в дороге чтогнибудь «по­ летит» и придется в грязи пол­ зать, потому так и одевается. Слушая Мишу, убеждаюсь, что шоферы делятся на «чи­ стых» и «грязных». Правда, «чистые», к чести своей, не ле­ тят из гаража сломя голову, а после поездки на час-полтора превращаются в «грязных». Вот у них-то машины довольны своей удачно сложившейся судьбой, довольны хозяином, которого радостно встречают по утрам, лукаво подмигивая фарами и, распахнув окна чи­ стых лобовых стекол. А «гряз- — А вот у шоферов, действн- тельно, по одежде встречают. Рассуждения Михаила уди­ вительно совпали с рассказом главного инженера одного до­ вольно крупного автопредприя- тия. И не был тот человек, прошедший путь от слесаря до руководителя, белоручкой, этаким мнимым интеллиген­ том. «Мужик с головой» — с уважением отзывались о нем водители. Этот главный инже­ нер вполне спокойно говорил, что хорошо одетый шофер-— признак исправного, надеж­ ного автомобиля. Рассуждая трезво, он не рисовал образ- этакого шофера-трудяги, си­ дящего за рулем в промас­ ленной робе, при виде кото­ рого у дилетантов возникает мысль:* «Ремонтирует, мол, по­ стоянно, заботится: о маши- ные», вечно околачиваясь в ма­ стерских, полностью о-правды- вают эту обидную кличку. Их автомобиль скрипит не только сломавшимся листом рессоры, но и сердцеАА. Наверное, правильно гово­ рят: научить ездить можно всех, а вот шоферами, в луч­ шем .смысле этого слова, ста­ нут, увы, не многие. И все-таки инженер «Не приняли», — промельк­ нуло в голове. Восбще-то в таких случаях говорят: «Не прошел по конкурсу». Но в этот момент, третий или чет­ вертый раз пробегая глазами колонки с ; фамилиями счаст- вый курс «политеха», и не на­ ходя среди них своей, вовсе не думаешь, как объективней на­ звать этот субъективный факт своего непоступления. И, убе- дивщись, что в списках — в этом конечном приговоре экза- менэци-онных комиссий — тебя нет, хочется хоть крму-то до­ казать, что совершена ошибка. Человека, с детства бредивше­ го машинами, и уже сейчас, гюсле десятого класса, неплохо разбирающегося в них, на от­ деление «Автомобиль и авто­ мобильное хозяйство» не при­ нять просто нельзя, х-оч-зтся доказывать, что есть какие-то другие критерии, креме знаний по математике и физике. -Но в институте строгие пра­ вила, не позволяющие тебе, недобравшему полбалла, стать студентом. Пусть там даже поймут, что твое место и.-ленно в этих стенах и привело тебя сюда призвание, а не какие- либо корыстные соображения, но и тогда не смогут помочь. Итак, не поступил. А кто-то, даже понимая, что вступитель- . ные экзамены во многом - по­ хожи на лотерею, может вздохнуть: «Не. повезло пар­ ню». А Миша мечтает стать ин­ женером, н'мечта его чуть- чуть отодвинулась. Он понимает, что при со­ временном уровне развития техники высшее образование просто необходимо. В институ­ те приобретаются обширные знания ЭКОНОМИКИ) планирова­ ния, проектирования производ- Но Михаил не жалеет, что пришел в училище* в котором . получает практические знания техники, без которых, он в этом ; убедился, инженеру страшно трудно. Ведь водиге- пи народ прон14цатвльный. И скрыть от их внима1гельнь>х глаз свое незнание или; знание по­ верхностное просто невоз- Но почему мы говорим, что в ,ГПТУ № 12 учится инженер? Да потому, что этот парень, хотя в институте не учится, но мыслит, как инженер. Ведь любой вуз в большей степени дает сумму знаний и в мень­ шей — умение логически мыс­ лить, принимать гикженерно- обюснованное решение. У Михаила второго нё отнять. Он с , уверенностью: говорит о том, что автомобиль без кэпн- тального ремонта способен пройУи 300—350 тысяч кило­ метров. А московский водитель Бесчастнов на ЗИЛе-130 на­ ездил более миллиона кило­ метров. — Во всех автоколоннах ло­ мают головы, где добыть зап­ части. Считая, что в этом дефиците повикны только заводы, выпускающие их в не­ достаточных количествах. А это секрет ревущего двигате­ ля, — уточняет Мише. — Часто говорят, что двигаттель взре­ вел. А реветь-то он не должен. Просто водителю лень перейти на другую передачу. Рассуж­ дают, что движок «вытянет». И он «вытягивает» пятнадцать тьгсяч километров, а потом ре- Я, кажется, понял его чу­ точку романтический* как бы оторванный от действительно­ сти, и в то же время заземлен- нь?й техническими выкладка­ ми рассказ об удивительном мире. В этом м 1 ^ реальность уже существутощщх машин, беззвучными силуэтами про­ носившихся сквозь ■туманную дымку дороги, тесно перепле­ талась с мечтой, Л : РЕЗЕРВЫ ЖИВОТНОВОДОВ В Долгоруковском районе нет ни одной фермы, где бы не было ков. Сейчас здесь действует 70 групп юных животноводов. О т I районе делается для того, чтобы выпускники школ ___ вает первый секретарь райкома комсомола Павел Маликов. Не будет ничего нового, если скаж у ,, что дальнейшее раз­ витие животноводства полно­ стью. зависит от тех, кто пока сидит за партами в школе. Не будет желающих пойти рабо­ тать на ферму. — исчезнут мо­ лочные продукты, намного меньше, станет мяса. Но во­ прос еще стоит и о' том^ чтобы (выпускники школ приходили на фермы осознанно, а не по принципу: Лишь бы куда-ни­ будь. , Поэтому система трудо­ вого обучения в школе должна быть определенной, основы­ ваться на конкретном участии школьников в общёствекно по­ лезной, ,деятельности,, а тру­ довые навыки необходимо по­ степенно . совершенствовать. .. Воспитание будуших жи- ■■-ВОТН080ДОВ немыслимо без тес­ ного содружества комитетов ■комсомола с. органами народ­ ного _ образования и сельского хозяйства. Вот почему могу , сказать,.что успехи школьников в шефстве над животноводст­ вом - - это плод совместных усилий. ' Сейчас в нашем рай­ оне в эту работу включены 800 учащихся 4—9 классов. Оки разделены на звенья, звенья—на группы'.: Почти две тысячи те­ лят закреплены за ними, более двухсот ягнят, несколько сот го­ лов крупного рогатого скота. А этому предшествовало бюро комсомола, где рас- ранкома сматривался вопрос об органи­ зации работы учащихся по 0 }!;а- занию шефской помощи живот­ новодам, было принято поста­ новление о закреплении за шко­ лами животноводческих ферм. Я не скажу, что до этого бю­ ро в районе не было подобного шефства. Было. Например, уже с самого начала лета более 90 девочек - старшеклассниц работали подменными доярка­ ми, более сорока малкчишек пасли скот. Просто этому от­ ветственному делу мы , теперь придали большое . обществен­ ное звупание. Райком ВЛКСМ , районо и управление сельского хозяйства с 15 февраля по 1 июня 1983 года объявили смотр подшефных ферм об­ щеобразовательных школ. Ито­ ги его будут подводиться в три этап а :, в мае и декабре 1982 года и на слете' членов ученических бригад в 1983 Думаю, смотр будет дейст­ венным и полезным. Потому, что ..во' всем районе ему уде­ лено приста:льное внимание. Скажу еще об одном важном документе. В январе нынеш­ него года исполком районного Совета народных депутатов своим решением обязал зоотех­ нических работников хозяйств возгл авить орт аннэацию рабо­ ты учащихся на фермах, за­ крепить за звеньями юных жи- работать на фермы, рассказы- вотноводов опытных яаставни- Но звенья — не единствен­ ная форма' шефства учащихся над животноводством. На­ пример, в Вязовицкой школе действует факультатив по жи­ вотноводству. На его занятиях операторы машинного доения, зоотехники, ветеринарные вра­ чи. передают свои знания, на­ выки учащимся. Такой опыт не единственный в районе. В Жёр- новской средней школе работа­ ет . факультатив по подготовке’ мастеров машинного доения. Девочки девятых-десятых клас­ сов умело обращаются с до­ ильными аппз'ратами и оказы­ вают помощь дояркам. Для программа несколько целена­ правленнее, чем в звене. Помимо того, что ребята просто помогают на ферме,* они еще и основательно обучаются навыкам животноводства. На­ пример, в той же Жерновке им поручили провести опыт по изучению влияния добавки ов­ сяного молока в пойло телятам. Кстати, стоит вспомнить и . о том, что в самой школе охот­ но занимаются разведением кроликов, для содержания ко­ торых здесь построена ферма, а для кормления используются пищевые отходы. Лозунг «Животноводство —: ударный фронт молодежи» многогранен. Он подраз'умевает и заготовку кормов на зиму для ферм, и помощь школьнжов в зимний период, и отличный труд самих животноводов, и, конечно, большую кропотливую работу по профориентации оре- ?"■- ди школьников. Поэтому и факультатив, и кружок — дело очень полезное. Но мы пошли Прошлым летом впервые ор­ ганизовали сводный районный лагерь труда и отдыха юных животноводов. Здесь работа­ ли и отдыхали, старшеклассник цы из одиннадцати школ рай­ она. Польза от такого лагеря , просто неоценима. Во-первых, -девушки приобрели навыки чи­ сто профессиональные, а во- вторых, лагерь был моделыр комсомольско-молодежного кол­ лектива фермы. Я думаю, что и это не пройдет бесследна. Очень хотелось, чтобы ла­ герь . труда и отдыха юных животноводов стал предшест­ венником еще одного большо­ го дела. Прочитал я недавно в «Комсомольской правде» о том, как в Черкасской- области основной формой направления молодежи в животноводство стали сводные районные комсо- мольско - молодежные отряды. Деятельность его начинается с трех этапов. Первый — по.д- готовительный, который про-' ходит в школе, второй — прак- , тика выпускников на базе пе- ' ' ^ редовых хозяйств, третий — торжественное направление на фермы и ко^мплексы. Если считать, что первый этап у нас уже начался и не­ плохо, будем думать над тем, как успешно провести второй и третий. Все-таки трудно сочетать отличную учебу и большую • общественную работу. Иногда Люда и сама думает, что, мо­ жет быть, стоит немного раз­ грузить себя, отдав выходные дни любимым книгам или, до­ пустим, телепрограммам. Но потом, сидя у телевизора, по­ вит себя на том, что опять же . продумывает план очередного вечера или субботника, и сно- . ва понимает, что никакие ис­ кусственные ограничения тут не помогут. Просто она уже не в состоянии оставить работу, которую вела буквально с того самого дня, когда стала уча­ щейся Лебедянского педагоги­ ческого училища. Да и с дру­ гой стороны, разве может б у ­ дущий педагог не быть об- I щественником! Ведь все равно им придется стать потом, ког­ да она закончит училище. Се­ годня же Людмила Камышева . учится этому. I НА СНИМКЕ: (в центре) Людмила Камышева. __________ Фото Е. Самохвалова. ; ^ ■'Ш/ обслуживанйя- комсомольскую заботу ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ, СТАРАТЕЛЬНОСТЬ И ДРУЖБА НЕОБХОДИМЫЙ «ТРЕУГОЛЬНИК» Работа секции радиодеталей ! Липецком центральном уни­ вермаге отличается тем, что товар* эдесь технически слож- нь:й; требующий зачастую про­ верки специальными прибора­ ми. Продать дефектный — это значит через короткое время принять его обратно. Гаран- тий-ность товара допускает воз­ врат. Чтобы . избежать его, продавцы тщательно проверя- все, что приобретает поку- Сейчас три продавца секции радиодеталей на сессии в ин­ ституте Советской то.рговли. Но их отсутствие замечают только оставшиеся продавцы, покупа­ телям же это невдомек. Това­ ры отпускаются четко, быстро. • Коллектив этот • комсомоль- ско--молодежный. В его книге жалоб и предложений вот уже на протяжечии н-ескольких лет нет ни одной жалобы. В социа­ листических обязательствах сек­ ции не обойден пункт об эко­ номии и бережливости. Девуш­ ки решили в нынешнем году сэкономить 50 * килогра-м-моа оберточной бумаги, в прошед­ шем сэкономили столько ■ же. Нет, не ,надо думагь о том, что многие покупатели'уйдут или уходили с неупакова-нньеми по- ■ купками. Просто ту бумагу, ко­ торая остается от 'заводской упаковки, продавцы решили ис­ пользовать для обслуживания покупателей. , , ОБЕДЫ НА «ПЯТЬ» комбинате 'общественного пи­ тания Новолипецкого метал­ лургического завода к девяти иомсомольско - молодежным бригадам поваров прибавилось еще шесть. Без преувеличения можно сказать, что благодаря этому в столовых, кафе* ресто­ ранах комбината улучшилась культура обслуживания и каче- приготовления блюд. При подведении итогов соревнова­ ния между комсомольско-мо­ лодежными коллективами за последние два года не зафик - сировано ни одного случая жа­ лобы со стороны посетителей, нарушения правил советской торговли, дисципли-и няетс^, йЗ трудятся эти бригады, гораздо разнообразнее меню. Недавно комитет комсомола комбината общественного питания пров’ел конкурс комсомольско-моло- : -дежных бригад. В -помещении одной из столовых, располо­ женной ,на территории завода, в течение нескольких дней по­ очередно трудились молодые повара. Посетителям были роз- ' даны оценочные листы и в них оказались только хорошие оценки. Для подготовки специали­ стов сферы бытового обслужи­ вания в 1972 году бьтло откры­ то профессионально-техниче­ ское училище. За десять лет существования ГПТУ-28 подго­ товило около четырех тысяч высококвалифици р о в а н н ы х портных, парикмахеров, масте­ ров по ремонту телевизоров. Сейчас здесь обучают девяти специальностям. В этом училище не бывает проблем с набором учащихся. Желающих получить в нем спе­ циальность очень, много, поэто­ му неудивительно, что сущест­ вует конкурс. Но прошедшим летом сюда поступали ребята, которых приняли вне конкур­ са.- Не из-за «пятерочного» ат­ тестата и каких-то особых за­ слуг, а пото.му что они — вы­ пускники подшефной, сорок ■пятой школы г. -Дипецка. Это значит: ка-ждый из них ' осоз­ нанно решил поступить именно в ГПТУ-28 и уже владеет очень многими навыками профессии Бот ужо два года, как школу и училище связывает' крепкая дружба, основанная на многих 'интересных делах. В ГПТУ создан педотряд «Искра». Им в школе организовано шесть кружков, где подшефные школьники оскователько знаков мятся ■со с-(Т.5циал«нс'сТ-кмк, дИрмеха “ фртрд; , графа.' Ка^йй,',.ь,дада,„Т,»Иг' дел, как рабстают' люди этих специальностей,; знает, что без технического оборудования их труд невозможен. Школьникам его тоже выделили. Не только училище, а и его базовые пред­ приятия — «Облшвейбыт» и «О6лтелерадиобыттех ника». А связующее звено в этой цепи — училище. Оно готовит; кадры, для управ-ления бытово­ го , обслуживания, оно делает очень многое -для того, чтобы учащихся не был вопросом слу- должно определяться случаем. Тогда и текучесть кадров во всевозможных ателье будет го­ раздо меньше. А как сделать так, чтобы выпускники учили­ ща сразу, с самого начала ра­ боты адаптировались на про­ изводстве и выдавали продук­ цию самого хорошего качест- Комитеты к о м с о м о л а ГПТУ-28 и «Облшвейбыга» сов­ местными , усилиями создают временные комсомольско-мо- • лодежные бригады выпускни­ ков училища, проходящих преддипломнуга практику в ателье. Здесь они знакомятся с бригадной формой организа­ ции труда, учатся рационально распределять обязанности ■ между собой. Бывают случаи, когда бывшие практиканты после выпуска приходят - на работу в уже знакомый кол­ лектив» А в ателье № 15 г. Ли- ' пецка создана постоянкная иомсомольско - молодежная бригада из числа выпускников ГПТУ. Эта бригада постоянно выполняет и перевыполняет план, 97 про:'.ентов продукции идет с первого предъявления. ’ Школа — училище — базо­ вое предприятие — такой тре- ,||Ом сл'учее лф-ный план комитетов мола — самое действек средство в профессионально! ориентации школьников. Посу* дите сами: больше, сорока ■пускников нынешнего года со» “рок пятой школы собираются идти в ГПТУ-28, а в «‘Облшвей- быте» сёйчас насчитывается 52 Комсомольске - молодежные бригады. Е. РОМАХИНА. 26 ФЕВРАЛЯ Первая программа. 9.00 Время. 9.45 — «Соната, пая озером». *Хуя. -фильм. 11.20 -- Концерт. 16.50 — Концерт. 17.25 -— . ■Жнво;тно-в;од»:тво — ударный фронт. 17.45 — Чем­ пионат, мира по лыжному спсф- ту. Женщины. 20 км. 18.15 — В гостях у сказки. «Василиса Прекрасная». Ху.т. фильм. 19.45 — Сегодня в мире. 20.00. Проблемы — поиски — реше­ ния. 21.15 — Народные мело­ дии. 21.30 — Премьера док. фильма «Нет ничего важнее мир,а». , 22.00 — Время. 22.35 ■— Веселые ребята. . Вторая программа. 10.05 — — -Английский я.зык, (Повторе­ ние — в 12.05). 10.35 — Исто­ рия.. 4-й класс. Стройки пер- , ""*иле.ток. (Повт.ор|ни.е— . в 11.35).. .‘31.05. — Учащимся П ТУ . Общая биология. Селек­ ция животных. 12,35 — Иото- .рия. 7-й класс. .Русская, кулыу- . . . . V века- (Повторение — в 13,40): 13.05 — Поэзия Д. Кед­ рина. 14.10 — Экран — учите­ лю. Физика.- Э.тй класс. Приме­ нение полупро-водников. 14.40 •— «Музыкальное дерево». 15.00^^Чему и как учат в ПТУ . 15,Э0—гГенр’нк Ибсен. 19.15 — Чемпионат мира по ; лыжному спорту. 19.45 — Кубок ми­ ра по футболу. 22.00 — Вре­ мя. 22.35 — Впервые , на эк{за- не Ц Т . , Худ . фильм «Двадцать девятый». 27 ФЕВРАЛЯ Первая программа. 9.00 — Время. 9.45 .— АБВГДейка. 10.15— Для -вас,,,. родители! ■10.45 — Больще.хороших; товаг ров. 11.15 — 9-й тираж Спорт­ лото. ,11.20.-4- Круг чтения. 12.00. т - Концерт. 12.30 — На­ встречу -Х'УП съезду .профсою­ зов, СССР.: 13.00 — Творчество народов мира. 13.30 — Чело­ век. Земля. Вселенная. 14.15— «Следствие . ведут знатоки». Дело 16-е —;.'«Из жизни фрук­ тов»., 17.00- — Очевидяое-неве- роятное. 18.00 — Мультфиль­ мы. 18.15 — Беседа поли­ тического обозревателя В . П. Бекетова. 19.00 — По вашим отвечает телезрителям. 20.4-5— К 275-летию со дня рождения К- Гольдони. -22.00 — Время. 22.35 ,— «Слово Андроннико­ ва». Тел. фильм. 23.40 — Спор­ тивная программа. Вторая программа. 12.25 — Кинопанорама. 14.00 — Кон­ церт. 14.20 — «Лиепая». Док. фильм. 14.40 — Р. Шуман — «Карнавал». 15.15 — Концерт: 15.45 — Чемпионат СССР по водному поло. 16.20 — Меж- :дународное, обозрение. 16.35 — Концерт. 18.45 — Спутник кинозрит&,пя. .19.30 — Здо­ ровье. 20.15 — «Эрмитаж». Фильм 17-й — Живопись Фран­ ции первой половины Х'УШ века. 20.45 — «Спокойной, но­ чи, малыши!». 2!.00 —; Музы­ кальный киоёк. 22.1Ю — Время. 22.35 — -Цремьера тел. худ, фильма «А ну-ка, дедушки!». АДРЕС РЕДАКЦИИ: 3980.00, г. Липецк, плоэдадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного сек! таря — 4-67-11; отделов: коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся « пплт .»» — 4-66-06, писем—4-66-18, спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. ~ АЭ 22158 Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная площадь, 4^ ' 52600.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz