Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ \ Ъ т ЛЕНИНЕЦ Н а т р и б у н у юб л а ст н ой к о н ф е р е н ц и и в НАШЕЙ ОБЛАСТИ ДЕЙСТВУЮТ 553 ПЕДОТРЯДА, КОТО РЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТ ОКОЛО ДЕВЯТИ ТЫСЯЧ РАБОЧИХ, КОЛ ХОЗНИКОВ. СТУДЕНТОВ. СЕГОДНЯ О ПРОБЛЕМАХ ПЕДАГО ГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТЫХ - ПРОИЗВОДСТВЕННИ КОВ РАССКАЗЫВАЕТ АННА ШИРЯЕВА, КОА\АНДИР ПЕДОТ РЯДА ЛИПЕЦКОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШВЕЙНОГО ОБЪ ЕДИНЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПЕДОТРЯДОВ Каждому человеку, будь он педагог или производственник, ясно, что отличительная осо бенность современной школы —стремление к комплексному решению учебно-воспитатель ных задач. Такой подход к работе с детьми требует деятельности не только со стороны педагогов. Вот поче му сейчас ■остро стоит вопрос о работе педотрядов. Два года назада комитет комсомола нашего производ ственного швейного объедине. ния создал такой отряд. В каждый класс подшефной пятьдесят первой школы при шел вожатый - производст венник. И честное слово, труд но сказать, кто испытывает больше радости: дети, с кото, рыми мы работаем, или наши девушки, которые очень остро почувствовали необходимость педагогической деятельности. К ним потянулись дети, а это значит, ЧТО у наших работниц появилось много искренних, непосредственных друзей. Все члены нашего педотря- да справляются с производст венным заданием, все активи сты общественной работы. В общем, каждая из наших деву шек может заявить: я делом подтверждаю то, чему учу де- За два года работы, ко нечно,. есть возможность под вести какие-то итоги. Жизнь наших подшефных стала ин- теоескее. разнообразнее. Те перь позже закрывается дверь !инолы: ребяти 1 чки после урог ков могут прийти на занятия танцевального, циркового кружков, которые "ведут нашр маеи. А умеющие вязать взя лись обучить ЭТОМУ делу дево- чек-школьниц. Каждая отряд ная вожатая может рассказать о пионерских сборах, про шедших я их подшефных от рядах. И то, что в школе ста ли гораздо бережнее обра- шаться с имуществом, актив нее начали работать тимч.ррв- !"Ы, выполнен план по сбо%у /•акулатуры — большая за- Г ""гз нашего педотряда. Конечно, успех во многом "■ависит от разумного плани- пор.амия. Этим занимается со нет отряда, нуда вхолят оо- гянизатоо рнеклассной рабо ты. секретаоь партийной орга низации школы, старшие пио нервожатые, члены родитель ского комитета. С сам.ого пео- гого нашего появления в шко ле они постарались выявить наши способности и прелло- жипи поимекить их в каком- либо конкретном деле. Но вот здесь-то мне хочет ся остановиться на тех проб лемах, которые меня как командира отряда волнуют. Размышляя, анализируя, со- поетавляя, я пришла к выводу что нас, вожатых-производ- ственничов," в школе зна ют лучше, чем мы своих под шефных. И это естественно, ведь нас-то гораздо меньше, чем тех, ради кого мьг при шли в школу. Как исправить положение? В школе, по-моему, необхо димо создать советы консуль тантов из опытных и молодых учителей, которые могли бы помочь в чисто педагогических хитростях, приемах. Не сек рет, что пионерская работа^— это целая наука, которую без знающих помощников постичь очень трудно. Вот почему для успешной деятельности пед отряда необходимо и мето дическое объединение учи телей. Кстати,^ тогда и наши способности, умение исполь зовались бы с большей поль зой. Я понимаю, появление многочисленных помощников в школе связано с дополни тельными нагрузками на класс ных руководителей, учителей, но если создать строгую си стему графиков в совместной работе, то удовольствия и хо роших результатов было бы больше. : А . ведь известно, что обще ние членов педотряда чаще всего бывает только с вожа тыми и оргачизаторо.м вне классной работы. Лично я очень благодарна Нине Ми хайловне Егоровой — очень заботливому и опытному на ставнику вожатых - производ ственников, организатору на шей подшефной школы, кото рая делает все возможное для помощи нам. Но сколько она могла бы поручить дру гим учителям? А темнее об- М'аясь г ними, мы могли 'бы быть более кропотливыми, терпеливыми в нашей педаго гической деятельности. Мне, кажетс.ч, что при про- вегже планов воспитательной работы клвсснь 1 Х руководите лей надо обязательно смот реть планирование работы с ВОЖЗТЫ.МИ - производственни ками, и если этого раздела не окажется, то просто не утвер ждать написанное. Да, здесь есть некоторая доля поинуж- дения, но. я думаю, учителя скоро поймут выгоду своей помоши педотряду,- • Но и это не самая главная п>->облемв любс-е педотряда. Вы, наверное, обоатили вни мание на то, «то я перечисли ла немного ноужков, оргачи- зочзнмых нами в школе. Не можем похвастать ни радио делом, ни авиамоделизмом, ни спортивными сечцняАос хо тя желающие вести поп-пбные объединения нашлись бы. Но где на’"ч<'-'-ся необхоли>«ы« навыкам? Пока негде,'. Мне кажетгя, гооодским и оайон- ным комитетам комспмепа для вожатых - паоизводственни-с-ч слепнет ооганизовать учебу на базе станции юных техни- - ков. домов пионеров, а в спортивных школах — дать возможность учиться треие- раи-обшественникам. И еш'е. Подобно тому, как еооевнуются пионерские от ряды, дружины, необходимо организсрать соревнования и педотря,гоч. Вот тогда и глас ность работы Еожатых-произ- водственн'-'ов будет лучше, появится больи'е возможности учиться друг у д,оуга. Одним словом, сделано педотрядэми, немало, но много еще и предстоит. И для того, чтобы мальчишкам и девчонкам стало еще- инте реснее, надо многое изменить. Делегаты областной конференции Ольга Па.тьчикова — студент ка-заочница исторического фа культета Воронежского универ ситета и воспитатель в группе продленного дня Хлевенской средней школы. Сложно, но все это необходи мо, чтобы стать настоящим пе дагогом, считает она. И поэто му не жалуется на за груженность, трудные сес сии, нехватку времени. Пыта- ^ стся успеть везде. И во мио- р гом это получается. Более то го, Ольга Пальчикова ведет большую общественную р^бо- ' На снимке: Ольга Пальчико- Г. ВРУСНИЧКИИ . Фото автора. Кто поможет музею: Несколько лет назая газета'подробно рас сказала о работе поискового клуба Тер- бупской средней школы. Вот уже много лет ребята, возглавляемые ■Александ|ром Афана сьевичем Голубевым, организатором вие- класспой работы, изуадют историю тербун- ского края, открывают все новые ее страни цы. Сейчас в школьном музее можно встре тить самые ра-знорбразпые экспонаты; би вень мамонта и депеж-иые знаки различных времен, и государств, оружие и старую' ут варь крестьянской избы... Здесь же стстгды, рассказывающие о знатных земляках, и До- •кументы, имеющие историческую значи,мость. Но найти интересный материа.ч—это пол дела. Еще труднее довести-начатое де.чо до' конца. Как, например, былое историей смерти Антова Ивановича .Оетровског®,'-учи теля Озерской школы. Он прибыл сюда ро решению Елецкого отдела народного рбр.а.эо- вания. В 1923 году учите.чь . .был зверски Следопыты занялись поиском материалов об этом человеке, добились разрешения пр- стаиить ему памятник в с, Озерки. ...Праэдновжчи 30-летие освобождения Тербуиов от фашистских за-хватчиков. Сюда прибыли те, кто освобождал район. Ребята, уже' .зная о боевом пути Павла Исааковича Резнпцкого, обратили” внимание на то, что на его костюме нс было ни одной награды, возможно, из-за скромности человек не на дел И.Х, возможно... Осторожно ВЫЯС'ННЛН, что иаград-то и нет — всякое бывало В’ те дни, да и не о наградах думали люди, зашишаЯ' Родину. Немало потребовалось времени прежде, чем, благодаря поиску следопытов, бухгалтеру из Львова, бывшему комсоргу батальона Павлу Исааковичу Реэпинкому вручили орден Отечественной войны Н сте- Нястоявтая, добрая дрчжба .завяжется у тербуиских школьников с Дмитри,ем Федоро вичем Мепкуловым. самым ^первым секрета рем Тербунского пайкома партии. Ребята отыщут номер «Правды» за 1928 год, где прочитают заметку об этом человеке. И вновь по крупицам будут собирать материа лы, показываюшис' сколько .чобрых дел сделано этим коммунистом. . Как общучо- победу' они будут праздновать награждение Д. Ф. Меркулова высшей наградой — орде ном Ленина. - Один только факт: в день празднования 30-летия осв 01 божде 11 ия района от фаишет- скич оккупантов девяти человекам будет нрисноепо звание почетных граждан Тербу иов. Кстати, и праяд 110 ваш 1 е дня освобожде ния поселка, ставшее теперь тр 8 Д 1 -щией, нач нется с предложения ввкольников. Уже зная о делах тербуи-еких еяедопытов, зв-жотелось добывать в щколвюм муэее. К а ков его сеголияншин день, что нового при бавилось в его сокровз-ппиине? ...Александр Афанасьевич открыл замок на двери небвдьшаго эдаяия в шкадьвом дворе. Две маленькИ)С.комнаты. На стенах, букваль но через считанные сантиметры,-—- портреты знатных ладей, различные дшументш. Стед- лажщ стенды... -— вес рассчитано но милли метрам. Нетрудно догадаться, какая бывает здесь теснота, когда приходят ребята на уро ки краеведения, на экскурсии, проводимые историками. Ни одной жалобы, ин даже мимоходного сетования нс услышал» от руководителя сле допытов. Он только извинялся за беспоря док, который остави.зи здесь ребята, соби раясь па областной слет-туристов-краеведов. И все-такп дело не в беспорядке — это обычное явлепияе во время дорожных сбо ров; Теснота — вот что смазывало общую картину. И если бы только смазывало! Она стирает, прямо сказать, титанический труд, вкладываемый сюда годами. Нет возможно сти по всем музейным правилам располо жить экепоиаты, нет возможности по-на стоящему проводить уроки, экскурсии. И е первого взгляда ясно: две маленькие ком натки, -которым так ' радуется Алекса,идр Афанасьевич,.,уже не в силах рместить все ребячьи находки. Й с первого взгляда не трудно помять: школьный музей перерос' Еще несколько лет назад вставал вопрос о строительстве районного краеведческой музея. Комсомольеко-молодежиая бригада каменщиков Алексея Калмыкова даже предлагала сооружать его в свободное' вре-, мя и-бесплатно—факт, конментарнй не тре бующий. Но средства на приобретение стройматериалов не были выделены. И по нять руководителей можно: нужды у рай она немалые, своей заботы требуют объек ты первой значимости. Возможно, еще и не настал тот день, чтобы заняться строительст вом нового здания под музей. Все так. Но нельзя не согласиться и с тем, что музей — это завтраш-ний день' район|и начинающийся сегодня. Не случайно я поип-. терес-овадась р. райкоме комсомола, как иоо- ходят-проводы призывников' в , армию. Да, иногда провожают их торжественно в рай онном Доме культуры. Выступают ветераны войны, работники райвоенкомата. ■Но, на верно, парням, уходящим на службу в ар мию, не лишним было бы боприко.сиуться с историей своего края, с его .конкретными, де лами. Здесь, в музее, они бы своими глазами увидели и сердцем поняли, какая ответ-. ственвоеть лежит па их п.течах за судьбу родного края — маленького кусочка боль шой .Родины, Рядом, у соседей, в Долгоруковском рай оне, есть велмолепный музей, ставший цент ром всей краеведческой работы. Его посто янно посещают ребята из школ района, ,зд.ейь проводятся уроки мужества. И очень жаль, что рррбунская молодежь лишена та кой,возможности. Возможно, рано вести речь о строите.ль- стве районного му.зея.,Но, несомненно одно; можно найти иные пути решения этого вопроса. В поселке в связи со строите.тьст- вом (пусть и небольшим) новых зданий ос вобождаются старые помещения. И вероят нее всего какое-либо можно было отвести под му.зей, 'прояви большую настойчивость не кто иной, как райком комсомола. Понят но, что и на старые помещения претендентов находится немало, естественно, побеждают -тс, кто аргументированно сумеет доказать свое первоочередное право. Думается, таких аргументов в защиту музея искать не тре буется. Их требуется всего лишь изложить, тем более, что руководители райо^щ н сами хорошо п 01 инмают значимость музея в деле воспитания молодежи. По переполненные разрешением каждодневных забот, они ото двигают проблему му.зея. И нужна чья-то на стойчивость, чье-то-упорство. Да пет, не чья-то и чье-то — райкома комсомола. Прощаясь, .^.тсксаилр Афанасьевич ска жет: «Не понравился вам наш му.зей...». Пет, понравился или не иоирави.юя — не та оцен ка. Он поражает своей глубиной. И почув ствовав :эту глубину, представляешь, какую работу с молодежью можно было бы раз- вер 11 уть на его базе. По .Александр Афанась евич не сегодня-завтра уйдет из , школы. Нс случится ли так, что не найдется больше энтузиаста, подобного ему? Сейчас Голубев ведет переговоры с молодым учителем ис тории... Но в любом случае — иуж 1 !ы усло вия для работы. Музей поражает своей глубиной. И имен-. но поэтому без всяких просьб со стороны, хочется помочь ему. Хочется, чтобы начатое дело одним человеком, продолжали другие. По-доброму, спокойно, сообща разрешили эту проблему. Верится, что и Виталий Ко- раблии, первый секретарь райкома комсо мола. уходил из школы с тем же жс.чаиисм... С. РУСАНОВА . пос. Торбуны. НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ в помощь атеисту в магазины облкниготорга, в том числе в липецкий мага зин № 1 «Политическая книга», поступила атеистическая лите ратура. Так, в брошюре «Род ники дознания»—автор В. Ер шов — рассказывается о тох», какой благодатный матер,иал дает в рури учителя, агй-тато- ра, пропагандиста, атеиста краеведение; умелое, и береж ное изучение природы родного края, его фольклора, нсторите- ских ! памятников, народного искусства. В сборнике статей «.Аргумен ты» говорится о то.м, что 'нет такой.страны, такого идейного и политического течения, кото рые не испытали бы иа себе в той или иной мере влияние социализма. Раскрывая сущ ность : клерикального антиком мунизма, авторы пишут, что его действия направлены на то, чтобы отвратить народные массы; от социализма любыми путями. И эти пути мы должны хорошо З'Иать, чтобы дать уме лый отпор. Вот об этом-то умении пи шут и авторы В . Мурашова и А. Хмельницкая в брошюре «ИскувЬтво убеждать!». Разго вор в книге идет о человече ском Общении, о доброте. Ав торы считают, и с ними нельзя не согласиться, что че!Ф-боль- ше мы будем проявлять Друг к другу; истииное человеколюбие, тем меньше будет ‘появляться у иных людей, особенно пожи лых, желание искать утешение в церкви или с помощью цер ковных верований. Библиотечку атеиста допол нят и такие недавно вышедшие брошюры: Н. Андрианов «Со ветский Образ жизни и атеис тическое воспитание», А. Мас лова «Гуманизм атеизма», А. Алимбаев «Молодым атеистические убеждения», В. КУПАВЫ Х , ст. инспектор облкниготорга. П р о ш у п р и н я т ь ...» « «Прошу принять меня в ряды Всесоюзного Ленинского Ком мунистического Союза Молодежи.., Обязуюсь выполнять Устав ВЛКСМ». Волнуются парни — идет заседание бюро райкома ВЛКСМ по приему в комсомол. Это как раз те минуты, когда нужно остановиться и оглянуться; что ты уже сделал в жизни, что предстоит тебе сделать? Каково, на твой взгляд, собственное место в жизни? Что ты, вступив сегодня в ряды комсомола, сможешь полезного сделать для него? Нелегко ответить на . все вопросы даже самому себе. Вопросы, на которые не най дешь ответа ни в одном учебнике. Алексей Гридин трудится в Становлянском районном объ единении «Сельхозтехника». В эти дни он вместе с товарищами, готовит сельскохозяйственную технику к весенне-полевым работам: ремонтирует тракторы, комбайны. Он электрик. Сде- , ленное им электрооборудование на сельхозмашинах отличает ся высоким качеством. Добросовестность, дисциплинированность — именно эти качества отмечали комсомольцы, его товарищи по работе, принимая Алексея на своем собрании в ряды ВЛКСМ. Андрей Лысаков — строитель. Не первый год он работает штукатуром в Становлянской МПМК облмежколхозстройобъ- единения. В скором времени -ему предстоит служба в рядах Советской Армии, и потому он сейчас осваивает новую про фессию — шофера. Оба парня в комсомол вступают уже зрелыми людьми, уже внесшими свой вклад в дела родных коллективов и потому^, думается, это будет доброе пополнение рядов Становлянской районной комсомольской организации. Бюро райкома ВЛКСМ утвердило решение собраний комсо- * мольцев «Сельхозтехники» и МПМК. Постановило: принять А. Гридина и А. Лысакова в р/|ды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Редакция присоеди няется к поздравлениям и надеется, что недавно принятые комсомольцы внесут свой трудовой вклад, встречая XIX съезд ВЛКСМ. . М. ИВАНОВА. ИДЕТ МЕСЯЧНИК ОБОРОННО-МАССОВОЙ ВОТ э то ПАРНИ! Третий урок в сорок пятой школе. В 10«А» слышится уве ренный голос Николая Стар кова. Чувствуется, что м исто рии он подготовился отлично. А времени было совсем мало — вчера весь день подготовка, а затем участие в конкурсе «А ну-ка, парни!». Подобные соревнования про водились и раньше, между классами школы. А вот в масштабах Советского'района состоялись впервые. Заполнен болельщиками Дворец куль туры профсоюзов. Конкурс начался. По реакции зрителей чувствуется, что за тебя, за команду болеет почти вся шко- ...Пссле первого тура выс шая оценка — 5 баллов. Как ее не поставить, если Валера Погодин в знании истории Вооруженных Сил удивил всех. Галину Николаевну Детчину — главного экзаменатора из су дейской коллегии—тоже. В сле дующем . виде — подтягива ние — пришлось тяжело. Зато «подтянулись» в стрельбе. Юрий Кремнев и Сергей Утя- шев заняли два первых места. В тройку сильнейших попал лишь один «чужой» — Сережа Мещеряков из тридцатой ' средней школы. Самый скоро стной, самый интересный вид соревнования — разборка и сборка автомата. На уроке во енной подготовки не раз при ходилось это делать и после уроков часто оставались — тренировались. Но там не сколько попыток, а тут одна- единственная. И уложиться -в норматив нужно... Затвор, ма газин, шомпол... Шомпол, ма газин, -затвор. И по-военному, короткий доклад судье ;. «Чу рилин закончил». Правда, Ва лерий не стал победителем. Валерий Анохин из соседней 46-й показал 22 секунды И оказался на первом месте. Но И второе тоже неплохо. В пос леднем туре — строевая под готовка — экзамен для всей команды. Вот тут Николай по-- казал свою выправку. После школы и он, и Сергей Утяшев, и Валерий Погодин, и Игорь Купцов собираются в военные училища. Многие из них за нимаются в секциях ДОСААФ , часто в числе победителей школьных, районных, город ских соревнований называют их имена. Наверное, поэтому команда сорок пятой школы и в этом конкурсе заняла пер вое место. Но это станет изве стно потом, когда судьи под ведут итоги, а пока... соревно- В сорок пятой школе кон чился третий урок. На пере мене, как и всегда, последние ' новости: — Слышали? Первое место. — Молодцы парни, — улыба ются девчонки... , - Ю. КРАСНИКОВ. Летопись Великой Отечественной На пути к цели С ГРУППОП окруженнев я пррб.ирался -К'диини фроя- та,- Просс.точные дороги Белостокской области (ныне территория Польши) ■изобило вали лесами, что позволяло укрываться от самолетов про тивника. ' Подуголо-дньш и усталые вы шли на открытую местноеть. Справа — поле, слева — узкая полоса болота, за ним '— лес.- «Воздух!» — вдруг крикнул кто-то. Мы услышали гул при- ближаюйгихся самолетов и уви дели трех «стервятников», кото- ■ рые раэворачшались для обст рела нашей группы. В общем "шуме моторов -и криков людей мой слух уловил, одиночные выстрелы винтонок и частую дробь нашего «Дегтя рева».’На третьем заходе бдин из самолетов пустил шлейф ды ма и стал отдаляться, а вскоре послышался взрыв.:. Не мешкая, я углубился в лес. Чувствуя себя в безопас ности, разделся, выжал обм'уя-, дирование 'И повесил сушить. Ожидая, пока одежда высох нет, я заснул и не заметил, как передо мной оказались четыре немца е нацеленными на меня винтовками. Обшарив пустые карманы моего обмундирова ния, они приказали знаками быстро одеться. Подгоняя кри. нами «шнель, шнель», в.ывели из леса, рядом с которым находи лось какое-то село, где распо ложилась немецкая часть. Под вели к богатой избе, у которой сидели и лежали более десятка красноармейцев под охраной, автоматчика. К ним без допро са присоединили и меня. Плен ные были, угрюмо молчаливы. Пока осматривался, думал об одном: «Как же это я оказался в плену?». В тот момент меня больше волновало не то, что ме-. ня ждет у. 'Немцев, а что будут дум'Зть мои родные И близкие, узиав о моей участи: От этого мне ста.иовилось невыносимо обидно. Тогда я твердо решил,- что не примирюсь с положени ем пленного, найду способ по служить Родине. В своем во ображении рисовал разные ва рианты побега и последующую борьбу с захватчиками. Мои размышления прервала подъехавшая крытая машина; Пленных заставили влезть в ку зов, С памп сели четыре авто матчика. К вечеру подъехали к лаге рю военнопленных города Бе лостока. Мам указали место, где мы , можем расположиться. У «старожилов» выясни.ч: ла герь разбит на зоны. В первой — командный состав Красной Армии, во второй — украинцы, и третья, куда я попал, общая В . лагере один раз в день дают баланду, но не все могут добраться до кухни. Получить съестное и попытаться бежать можно только иа работе. У к раинцев небольшими группами выводили на погрузочио-^разгру- зочиые работы.’ Всю ночь думал, как- попасть в грузчики. Ведь перебегать из зоны в зону запрещалось под страхом расстрела. С самого рассвета .слсди.ч за украинской зоной. И вот посреди зоны стал полицай и крикнул;, «Стро иться!». Надеясь добежать раньше, чем среагирует на это охрана,■во весь дух бросился к строю (в дивизии я занимал второе место по бегу). Немцы, видя мою прыть, видимо по думали, что я тот, кто им и нужен. Ведь они отбирали здо ровых и сильных. Я встал в строй. Ко мне по дошел офицер и, указав па •мою ногу, спросил; «Кранк?». Я сделал коленце нз русской пляски, размотал портянку. Офицер что-то сказал солдату, и вскоре х!не принесли понс- шенпые немецкие сапоги с ши рокими голсниша.чн и с набой ками на подошве. Слабых отсеяли, 100 человек здоровых военнопленных вы-- вели за ворота лагеря. Когда Каш земляк ИВАН НИКИФОРОВИЧ КРИВОБОРОДОВ — ве теран войны и труда. Йа фронте был с первых дней военных действий. В начале августа.1941 года о группой окруженцбв оказался в плену, откуда две недели спустя бежал. Активный участник партизанского движения в лесах Западной Белорус- Отряд, в котором воевал И. Н. Кривобородов, входил е со став партизанского соединения Брестской области. В боях е врагом И. Н. Кривобородов был ранен. За боевые заслуги нет граждан двуткя орденами Отечественной войны, медалями. В воспоминаниях, предлагаемых нашим читателям, расскаэы- 1 Белорусской земле. К Г . :н :кьгвовородов ВТЫАУ ВРАГА сели в машины, нам объявили, что едем иа уборку урожая и будем хорошо питаться. Кто попытается бежать, того ожи дает смерть. Появилась на дежда утолить голод. По пути в какой-то воинской части, к нашим машинам прицепили две полевые кухни. Подъехали к деревне Варин Бор —; ни одного жителя, де ревня Масево — безлюдна. Приехали в деревню Ольховка — тоже без людей. Странно было видеть, как по селу бро дит скот, лают собаки, поют петухи, а людей нет. Мы остановились иа краю деревни, у новой большой шко лы. М а просторном дворе нас построили и объявили: «Кто может резать и разделывать свиней, идите по сараям и берите скот, готовьте обед. Остальные стройте нары в классах школы». Мы спросили: «Где жители этих деревень?» Переводчик перевел; «Вывезены в город, а скот и урожай нужно убрать и сдать для немецкой армии». На паше недоумение' офицер через переводчика объяснил: «Пуща будет заповедником, и все деревни в пей подлежат сжиганию». Позже, став пар тизаном, я понял, что немцы предвидели народное движение и ликвидировали базы для партизан. Все взялись за работу. До обеда подела.ти пары и столы со скамейками во дворе школы. Ма-герна;! и инетрум.еи'гы бра ли во дворах.' Настал долго жданный обед. Раздали нам по 200 граммов хлеба и по миске супа с большим, куском свиии- Переводчиком был бывший красноармеец, выходец из немцев Поволжья. Я обратил внимание, как он прикидывал ся другом каждому п.чепному. Подошел, и ко мне, спросил, доволен ли я ихнзнью, надеюсь ли на приход своих? Я отве чал неопределенно и попроенл- ,сго, чтобы мне доверили со брать лошадей, какие бродили по полям., ; ■ Мою просьбу удовлетворили и дали в номошь Петра и Гри гория, Собрать всех лошадей мы не сиешили; не будет при чины выезжать за село. Соби рали мы их в большой отдель- 1ГЫЙ двор, и нам разрешили жить в избе двора, где были кони. Прошло пять дней.. Ко ней-собра. 1 'н. Лучших немцы отобрали для армии, а на ос тальных мы должны были уби рать урожай. Время было са мым подходящим для побега. Охрана смотрела иа нас, как на людей конченАдх, и т очень бдительно несла свою служ бу .. Петр и Григорий меня не поддержали, их пугала венэве- стшжть: как мы доберемся до линии фрогл а и как -мы попа дем к своим? Я набрал продук тов 11 ушгл один но просеке па восток. Прошел километров 15—20, стало темнеть. Из мха и сухих лнегьев соорудил себе постель, закусил припасами И лег. Сои не приходил. Лежа, обдумывал, как добывать пи щу, как обходить населенные пункты, где наверняка будут, если пе иемны, то их приелуж- Наутро продолжил свой путь. Вскоре просеку пересек ла хорошо набитая дорогу, влево от которой стояли де ревья с ободранной корой и посеченными .ветвями. Пройдя несколько метров вперед, уви дел место недавнего боя. В а лялось несколько повозок. Чуть дальше стояла зенитная пуш ка. С мыслью отыскать наган или пистолет, стал осматривать поляну. Возле одной ПОВО.ЗКИ нашел десять гранат «Ф-1». Углубив шись в лес, подобрал ручной пулемет «Дегтярева». В это время нз-за деревьев вышел крестьянин средних лет. Испу гавшись, он хотел бежать, во я его успокоил. Разговорились. Он — житель Ольховки, высе ленный в имение, где управля ет немец. У сожженной дерев ни Конюх'ово он видел группу красноармейцев, все в форме й с автоматами. Мы договори лись, что я возвращусь к Оль- ховке и у заметной большой расщепленной молнией сосны буду ожидать встречи с крас ноармейцами. Он обещал их разыскать и привести за мной. Вернувшись к Ольховке; сде лал шалаш вблизи указанной сосны. Мне необходимо было связаться с ребятами из лаге- явнтся ли кто на поле. К моему счастью по полю пастух гяад овен. По моему сигналу он подошел ко ! мне; Я попрокил, чтобы он :швтра привел ко мне конюхов Петра н Григория и принес что-нибудь „съестное. Долго ждать ие приш.чось. На другой день Григорий, Петр и Денис (так звали пастуха) при шли с продуктами. На яйцах у них .была радость. Мой. план ■— не идти на восток, а партиза нить — нм иоифавился, и они готовы были пе возвращаться В лагерь. Я предложил другое. Когда за мной придут крас ноармейцы, мы ночью,подойдем к школе, снимем часового и за бросаем комнату немцев грана тами. Если часовой пас обнару жит и откроет огонь, то задача Петра, Григория и Дениса уб рать часового, бросить гранаты в нёмцев и присоедиинтьея к нам. План был одобрс*н. Они взя.чи по одной гранате и до вольные оставили меня па не определенное время. Утром я проснулся в хорошем пастроонин, уверенный, что план мой будет осуществлеи. С гранатой в кармане пошел в лес собирать ягоды' черники. Вдруг слышу гул автоматных очере дей у моего шалаша. Быстро соображаю: у немецкой охраны автоматов пет. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz