Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ \ Ъ т ЛЕНИНЕЦ Н а т р и б у н у юб л а ст н ой к о н ф е р е н ц и и в НАШЕЙ ОБЛАСТИ ДЕЙСТВУЮТ 553 ПЕДОТРЯДА, КОТО­ РЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТ ОКОЛО ДЕВЯТИ ТЫСЯЧ РАБОЧИХ, КОЛ­ ХОЗНИКОВ. СТУДЕНТОВ. СЕГОДНЯ О ПРОБЛЕМАХ ПЕДАГО­ ГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТЫХ - ПРОИЗВОДСТВЕННИ­ КОВ РАССКАЗЫВАЕТ АННА ШИРЯЕВА, КОА\АНДИР ПЕДОТ­ РЯДА ЛИПЕЦКОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШВЕЙНОГО ОБЪ­ ЕДИНЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПЕДОТРЯДОВ Каждому человеку, будь он педагог или производственник, ясно, что отличительная осо­ бенность современной школы —стремление к комплексному решению учебно-воспитатель­ ных задач. Такой подход к работе с детьми требует деятельности не только со стороны педагогов. Вот поче­ му сейчас ■остро стоит вопрос о работе педотрядов. Два года назада комитет комсомола нашего производ­ ственного швейного объедине. ния создал такой отряд. В каждый класс подшефной пятьдесят первой школы при­ шел вожатый - производст­ венник. И честное слово, труд­ но сказать, кто испытывает больше радости: дети, с кото, рыми мы работаем, или наши девушки, которые очень остро почувствовали необходимость педагогической деятельности. К ним потянулись дети, а это значит, ЧТО у наших работниц появилось много искренних, непосредственных друзей. Все члены нашего педотря- да справляются с производст­ венным заданием, все активи­ сты общественной работы. В общем, каждая из наших деву­ шек может заявить: я делом подтверждаю то, чему учу де- За два года работы, ко­ нечно,. есть возможность под­ вести какие-то итоги. Жизнь наших подшефных стала ин- теоескее. разнообразнее. Те­ перь позже закрывается дверь !инолы: ребяти 1 чки после урог ков могут прийти на занятия танцевального, циркового кружков, которые "ведут нашр маеи. А умеющие вязать взя­ лись обучить ЭТОМУ делу дево- чек-школьниц. Каждая отряд­ ная вожатая может рассказать о пионерских сборах, про­ шедших я их подшефных от­ рядах. И то, что в школе ста­ ли гораздо бережнее обра- шаться с имуществом, актив­ нее начали работать тимч.ррв- !"Ы, выполнен план по сбо%у /•акулатуры — большая за- Г ""гз нашего педотряда. Конечно, успех во многом "■ависит от разумного плани- пор.амия. Этим занимается со­ нет отряда, нуда вхолят оо- гянизатоо рнеклассной рабо­ ты. секретаоь партийной орга­ низации школы, старшие пио­ нервожатые, члены родитель­ ского комитета. С сам.ого пео- гого нашего появления в шко­ ле они постарались выявить наши способности и прелло- жипи поимекить их в каком- либо конкретном деле. Но вот здесь-то мне хочет­ ся остановиться на тех проб­ лемах, которые меня как командира отряда волнуют. Размышляя, анализируя, со- поетавляя, я пришла к выводу что нас, вожатых-производ- ственничов," в школе зна­ ют лучше, чем мы своих под­ шефных. И это естественно, ведь нас-то гораздо меньше, чем тех, ради кого мьг при­ шли в школу. Как исправить положение? В школе, по-моему, необхо­ димо создать советы консуль­ тантов из опытных и молодых учителей, которые могли бы помочь в чисто педагогических хитростях, приемах. Не сек­ рет, что пионерская работа^— это целая наука, которую без знающих помощников постичь очень трудно. Вот почему для успешной деятельности пед­ отряда необходимо и мето­ дическое объединение учи­ телей. Кстати,^ тогда и наши способности, умение исполь­ зовались бы с большей поль­ зой. Я понимаю, появление многочисленных помощников в школе связано с дополни­ тельными нагрузками на класс­ ных руководителей, учителей, но если создать строгую си­ стему графиков в совместной работе, то удовольствия и хо­ роших результатов было бы больше. : А . ведь известно, что обще­ ние членов педотряда чаще всего бывает только с вожа­ тыми и оргачизаторо.м вне­ классной работы. Лично я очень благодарна Нине Ми­ хайловне Егоровой — очень заботливому и опытному на­ ставнику вожатых - производ­ ственников, организатору на­ шей подшефной школы, кото­ рая делает все возможное для помощи нам. Но сколько она могла бы поручить дру­ гим учителям? А темнее об- М'аясь г ними, мы могли 'бы быть более кропотливыми, терпеливыми в нашей педаго­ гической деятельности. Мне, кажетс.ч, что при про- вегже планов воспитательной работы клвсснь 1 Х руководите­ лей надо обязательно смот­ реть планирование работы с ВОЖЗТЫ.МИ - производственни­ ками, и если этого раздела не окажется, то просто не утвер­ ждать написанное. Да, здесь есть некоторая доля поинуж- дения, но. я думаю, учителя скоро поймут выгоду своей помоши педотряду,- • Но и это не самая главная п>->облемв любс-е педотряда. Вы, наверное, обоатили вни­ мание на то, «то я перечисли­ ла немного ноужков, оргачи- зочзнмых нами в школе. Не можем похвастать ни радио­ делом, ни авиамоделизмом, ни спортивными сечцняАос хо­ тя желающие вести поп-пбные объединения нашлись бы. Но где на’"ч<'-'-ся необхоли>«ы« навыкам? Пока негде,'. Мне кажетгя, гооодским и оайон- ным комитетам комспмепа для вожатых - паоизводственни-с-ч слепнет ооганизовать учебу на базе станции юных техни- - ков. домов пионеров, а в спортивных школах — дать возможность учиться треие- раи-обшественникам. И еш'е. Подобно тому, как еооевнуются пионерские от­ ряды, дружины, необходимо организсрать соревнования и педотря,гоч. Вот тогда и глас­ ность работы Еожатых-произ- водственн'-'ов будет лучше, появится больи'е возможности учиться друг у д,оуга. Одним словом, сделано педотрядэми, немало, но много еще и предстоит. И для того, чтобы мальчишкам и девчонкам стало еще- инте­ реснее, надо многое изменить. Делегаты областной конференции Ольга Па.тьчикова — студент­ ка-заочница исторического фа­ культета Воронежского универ­ ситета и воспитатель в группе продленного дня Хлевенской средней школы. Сложно, но все это необходи­ мо, чтобы стать настоящим пе­ дагогом, считает она. И поэто­ му не жалуется на за­ груженность, трудные сес­ сии, нехватку времени. Пыта- ^ стся успеть везде. И во мио- р гом это получается. Более то­ го, Ольга Пальчикова ведет большую общественную р^бо- ' На снимке: Ольга Пальчико- Г. ВРУСНИЧКИИ . Фото автора. Кто поможет музею: Несколько лет назая газета'подробно рас­ сказала о работе поискового клуба Тер- бупской средней школы. Вот уже много лет ребята, возглавляемые ■Александ|ром Афана­ сьевичем Голубевым, организатором вие- класспой работы, изуадют историю тербун- ского края, открывают все новые ее страни­ цы. Сейчас в школьном музее можно встре­ тить самые ра-знорбразпые экспонаты; би­ вень мамонта и депеж-иые знаки различных времен, и государств, оружие и старую' ут­ варь крестьянской избы... Здесь же стстгды, рассказывающие о знатных земляках, и До- •кументы, имеющие историческую значи,мость. Но найти интересный материа.ч—это пол­ дела. Еще труднее довести-начатое де.чо до' конца. Как, например, былое историей смерти Антова Ивановича .Оетровског®,'-учи­ теля Озерской школы. Он прибыл сюда ро решению Елецкого отдела народного рбр.а.эо- вания. В 1923 году учите.чь . .был зверски Следопыты занялись поиском материалов об этом человеке, добились разрешения пр- стаиить ему памятник в с, Озерки. ...Праэдновжчи 30-летие освобождения Тербуиов от фашистских за-хватчиков. Сюда прибыли те, кто освобождал район. Ребята, уже' .зная о боевом пути Павла Исааковича Резнпцкого, обратили” внимание на то, что на его костюме нс было ни одной награды, возможно, из-за скромности человек не на­ дел И.Х, возможно... Осторожно ВЫЯС'ННЛН, что иаград-то и нет — всякое бывало В’ те дни, да и не о наградах думали люди, зашишаЯ' Родину. Немало потребовалось времени прежде, чем, благодаря поиску следопытов, бухгалтеру из Львова, бывшему комсоргу батальона Павлу Исааковичу Реэпинкому вручили орден Отечественной войны Н сте- Нястоявтая, добрая дрчжба .завяжется у тербуиских школьников с Дмитри,ем Федоро­ вичем Мепкуловым. самым ^первым секрета­ рем Тербунского пайкома партии. Ребята отыщут номер «Правды» за 1928 год, где прочитают заметку об этом человеке. И вновь по крупицам будут собирать материа­ лы, показываюшис' сколько .чобрых дел сделано этим коммунистом. . Как общучо- победу' они будут праздновать награждение Д. Ф. Меркулова высшей наградой — орде­ ном Ленина. - Один только факт: в день празднования 30-летия осв 01 божде 11 ия района от фаишет- скич оккупантов девяти человекам будет нрисноепо звание почетных граждан Тербу­ иов. Кстати, и праяд 110 ваш 1 е дня освобожде­ ния поселка, ставшее теперь тр 8 Д 1 -щией, нач­ нется с предложения ввкольников. Уже зная о делах тербуи-еких еяедопытов, зв-жотелось добывать в щколвюм муэее. К а ­ ков его сеголияншин день, что нового при­ бавилось в его сокровз-ппиине? ...Александр Афанасьевич открыл замок на двери небвдьшаго эдаяия в шкадьвом дворе. Две маленькИ)С.комнаты. На стенах, букваль­ но через считанные сантиметры,-—- портреты знатных ладей, различные дшументш. Стед- лажщ стенды... -— вес рассчитано но милли­ метрам. Нетрудно догадаться, какая бывает здесь теснота, когда приходят ребята на уро­ ки краеведения, на экскурсии, проводимые историками. Ни одной жалобы, ин даже мимоходного сетования нс услышал» от руководителя сле­ допытов. Он только извинялся за беспоря­ док, который остави.зи здесь ребята, соби­ раясь па областной слет-туристов-краеведов. И все-такп дело не в беспорядке — это обычное явлепияе во время дорожных сбо­ ров; Теснота — вот что смазывало общую картину. И если бы только смазывало! Она стирает, прямо сказать, титанический труд, вкладываемый сюда годами. Нет возможно­ сти по всем музейным правилам располо­ жить экепоиаты, нет возможности по-на­ стоящему проводить уроки, экскурсии. И е первого взгляда ясно: две маленькие ком­ натки, -которым так ' радуется Алекса,идр Афанасьевич,.,уже не в силах рместить все ребячьи находки. Й с первого взгляда не­ трудно помять: школьный музей перерос' Еще несколько лет назад вставал вопрос о строительстве районного краеведческой музея. Комсомольеко-молодежиая бригада каменщиков Алексея Калмыкова даже предлагала сооружать его в свободное' вре-, мя и-бесплатно—факт, конментарнй не тре­ бующий. Но средства на приобретение стройматериалов не были выделены. И по­ нять руководителей можно: нужды у рай­ она немалые, своей заботы требуют объек­ ты первой значимости. Возможно, еще и не настал тот день, чтобы заняться строительст­ вом нового здания под музей. Все так. Но нельзя не согласиться и с тем, что музей — это завтраш-ний день' район|и начинающийся сегодня. Не случайно я поип-. терес-овадась р. райкоме комсомола, как иоо- ходят-проводы призывников' в , армию. Да, иногда провожают их торжественно в рай­ онном Доме культуры. Выступают ветераны войны, работники райвоенкомата. ■Но, на­ верно, парням, уходящим на службу в ар­ мию, не лишним было бы боприко.сиуться с историей своего края, с его .конкретными, де­ лами. Здесь, в музее, они бы своими глазами увидели и сердцем поняли, какая ответ-. ственвоеть лежит па их п.течах за судьбу родного края — маленького кусочка боль­ шой .Родины, Рядом, у соседей, в Долгоруковском рай­ оне, есть велмолепный музей, ставший цент­ ром всей краеведческой работы. Его посто­ янно посещают ребята из школ района, ,зд.ейь проводятся уроки мужества. И очень жаль, что рррбунская молодежь лишена та­ кой,возможности. Возможно, рано вести речь о строите.ль- стве районного му.зея.,Но, несомненно одно; можно найти иные пути решения этого вопроса. В поселке в связи со строите.тьст- вом (пусть и небольшим) новых зданий ос­ вобождаются старые помещения. И вероят­ нее всего какое-либо можно было отвести под му.зей, 'прояви большую настойчивость не кто иной, как райком комсомола. Понят­ но, что и на старые помещения претендентов находится немало, естественно, побеждают -тс, кто аргументированно сумеет доказать свое первоочередное право. Думается, таких аргументов в защиту музея искать не тре­ буется. Их требуется всего лишь изложить, тем более, что руководители райо^щ н сами хорошо п 01 инмают значимость музея в деле воспитания молодежи. По переполненные разрешением каждодневных забот, они ото­ двигают проблему му.зея. И нужна чья-то на­ стойчивость, чье-то-упорство. Да пет, не чья-то и чье-то — райкома комсомола. Прощаясь, .^.тсксаилр Афанасьевич ска­ жет: «Не понравился вам наш му.зей...». Пет, понравился или не иоирави.юя — не та оцен­ ка. Он поражает своей глубиной. И почув­ ствовав :эту глубину, представляешь, какую работу с молодежью можно было бы раз- вер 11 уть на его базе. По .Александр Афанась­ евич не сегодня-завтра уйдет из , школы. Нс случится ли так, что не найдется больше энтузиаста, подобного ему? Сейчас Голубев ведет переговоры с молодым учителем ис­ тории... Но в любом случае — иуж 1 !ы усло­ вия для работы. Музей поражает своей глубиной. И имен-. но поэтому без всяких просьб со стороны, хочется помочь ему. Хочется, чтобы начатое дело одним человеком, продолжали другие. По-доброму, спокойно, сообща разрешили эту проблему. Верится, что и Виталий Ко- раблии, первый секретарь райкома комсо­ мола. уходил из школы с тем же жс.чаиисм... С. РУСАНОВА . пос. Торбуны. НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ в помощь атеисту в магазины облкниготорга, в том числе в липецкий мага­ зин № 1 «Политическая книга», поступила атеистическая лите­ ратура. Так, в брошюре «Род­ ники дознания»—автор В. Ер ­ шов — рассказывается о тох», какой благодатный матер,иал дает в рури учителя, агй-тато- ра, пропагандиста, атеиста краеведение; умелое, и береж­ ное изучение природы родного края, его фольклора, нсторите- ских ! памятников, народного искусства. В сборнике статей «.Аргумен­ ты» говорится о то.м, что 'нет такой.страны, такого идейного и политического течения, кото­ рые не испытали бы иа себе в той или иной мере влияние социализма. Раскрывая сущ­ ность : клерикального антиком­ мунизма, авторы пишут, что его действия направлены на то, чтобы отвратить народные массы; от социализма любыми путями. И эти пути мы должны хорошо З'Иать, чтобы дать уме­ лый отпор. Вот об этом-то умении пи­ шут и авторы В . Мурашова и А. Хмельницкая в брошюре «ИскувЬтво убеждать!». Разго­ вор в книге идет о человече­ ском Общении, о доброте. Ав­ торы считают, и с ними нельзя не согласиться, что че!Ф-боль- ше мы будем проявлять Друг к другу; истииное человеколюбие, тем меньше будет ‘появляться у иных людей, особенно пожи­ лых, желание искать утешение в церкви или с помощью цер­ ковных верований. Библиотечку атеиста допол­ нят и такие недавно вышедшие брошюры: Н. Андрианов «Со­ ветский Образ жизни и атеис­ тическое воспитание», А. Мас­ лова «Гуманизм атеизма», А. Алимбаев «Молодым атеистические убеждения», В. КУПАВЫ Х , ст. инспектор облкниготорга. П р о ш у п р и н я т ь ...» « «Прошу принять меня в ряды Всесоюзного Ленинского Ком­ мунистического Союза Молодежи.., Обязуюсь выполнять Устав ВЛКСМ». Волнуются парни — идет заседание бюро райкома ВЛКСМ по приему в комсомол. Это как раз те минуты, когда нужно остановиться и оглянуться; что ты уже сделал в жизни, что предстоит тебе сделать? Каково, на твой взгляд, собственное место в жизни? Что ты, вступив сегодня в ряды комсомола, сможешь полезного сделать для него? Нелегко ответить на . все вопросы даже самому себе. Вопросы, на которые не най­ дешь ответа ни в одном учебнике. Алексей Гридин трудится в Становлянском районном объ­ единении «Сельхозтехника». В эти дни он вместе с товарищами, готовит сельскохозяйственную технику к весенне-полевым работам: ремонтирует тракторы, комбайны. Он электрик. Сде- , ленное им электрооборудование на сельхозмашинах отличает­ ся высоким качеством. Добросовестность, дисциплинированность — именно эти качества отмечали комсомольцы, его товарищи по работе, принимая Алексея на своем собрании в ряды ВЛКСМ. Андрей Лысаков — строитель. Не первый год он работает штукатуром в Становлянской МПМК облмежколхозстройобъ- единения. В скором времени -ему предстоит служба в рядах Советской Армии, и потому он сейчас осваивает новую про­ фессию — шофера. Оба парня в комсомол вступают уже зрелыми людьми, уже внесшими свой вклад в дела родных коллективов и потому^, думается, это будет доброе пополнение рядов Становлянской районной комсомольской организации. Бюро райкома ВЛКСМ утвердило решение собраний комсо- * мольцев «Сельхозтехники» и МПМК. Постановило: принять А. Гридина и А. Лысакова в р/|ды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Редакция присоеди­ няется к поздравлениям и надеется, что недавно принятые комсомольцы внесут свой трудовой вклад, встречая XIX съезд ВЛКСМ. . М. ИВАНОВА. ИДЕТ МЕСЯЧНИК ОБОРОННО-МАССОВОЙ ВОТ э то ПАРНИ! Третий урок в сорок пятой школе. В 10«А» слышится уве­ ренный голос Николая Стар­ кова. Чувствуется, что м исто­ рии он подготовился отлично. А времени было совсем мало — вчера весь день подготовка, а затем участие в конкурсе «А ну-ка, парни!». Подобные соревнования про­ водились и раньше, между классами школы. А вот в масштабах Советского'района состоялись впервые. Заполнен болельщиками Дворец куль­ туры профсоюзов. Конкурс начался. По реакции зрителей чувствуется, что за тебя, за команду болеет почти вся шко- ...Пссле первого тура выс­ шая оценка — 5 баллов. Как ее не поставить, если Валера Погодин в знании истории Вооруженных Сил удивил всех. Галину Николаевну Детчину — главного экзаменатора из су­ дейской коллегии—тоже. В сле­ дующем . виде — подтягива­ ние — пришлось тяжело. Зато «подтянулись» в стрельбе. Юрий Кремнев и Сергей Утя- шев заняли два первых места. В тройку сильнейших попал лишь один «чужой» — Сережа Мещеряков из тридцатой ' средней школы. Самый скоро­ стной, самый интересный вид соревнования — разборка и сборка автомата. На уроке во­ енной подготовки не раз при­ ходилось это делать и после уроков часто оставались — тренировались. Но там не­ сколько попыток, а тут одна- единственная. И уложиться -в норматив нужно... Затвор, ма­ газин, шомпол... Шомпол, ма­ газин, -затвор. И по-военному, короткий доклад судье ;. «Чу­ рилин закончил». Правда, Ва­ лерий не стал победителем. Валерий Анохин из соседней 46-й показал 22 секунды И оказался на первом месте. Но И второе тоже неплохо. В пос­ леднем туре — строевая под­ готовка — экзамен для всей команды. Вот тут Николай по-- казал свою выправку. После школы и он, и Сергей Утяшев, и Валерий Погодин, и Игорь Купцов собираются в военные училища. Многие из них за­ нимаются в секциях ДОСААФ , часто в числе победителей школьных, районных, город­ ских соревнований называют их имена. Наверное, поэтому команда сорок пятой школы и в этом конкурсе заняла пер­ вое место. Но это станет изве­ стно потом, когда судьи под­ ведут итоги, а пока... соревно- В сорок пятой школе кон­ чился третий урок. На пере­ мене, как и всегда, последние ' новости: — Слышали? Первое место. — Молодцы парни, — улыба­ ются девчонки... , - Ю. КРАСНИКОВ. Летопись Великой Отечественной На пути к цели С ГРУППОП окруженнев я пррб.ирался -К'диини фроя- та,- Просс.точные дороги Белостокской области (ныне территория Польши) ■изобило­ вали лесами, что позволяло укрываться от самолетов про­ тивника. ' Подуголо-дньш и усталые вы­ шли на открытую местноеть. Справа — поле, слева — узкая полоса болота, за ним '— лес.- «Воздух!» — вдруг крикнул кто-то. Мы услышали гул при- ближаюйгихся самолетов и уви­ дели трех «стервятников», кото- ■ рые раэворачшались для обст­ рела нашей группы. В общем "шуме моторов -и криков людей мой слух уловил, одиночные выстрелы винтонок и частую дробь нашего «Дегтя­ рева».’На третьем заходе бдин из самолетов пустил шлейф ды­ ма и стал отдаляться, а вскоре послышался взрыв.:. Не мешкая, я углубился в лес. Чувствуя себя в безопас­ ности, разделся, выжал обм'уя-, дирование 'И повесил сушить. Ожидая, пока одежда высох­ нет, я заснул и не заметил, как передо мной оказались четыре немца е нацеленными на меня винтовками. Обшарив пустые карманы моего обмундирова­ ния, они приказали знаками быстро одеться. Подгоняя кри. нами «шнель, шнель», в.ывели из леса, рядом с которым находи­ лось какое-то село, где распо­ ложилась немецкая часть. Под­ вели к богатой избе, у которой сидели и лежали более десятка красноармейцев под охраной, автоматчика. К ним без допро­ са присоединили и меня. Плен­ ные были, угрюмо молчаливы. Пока осматривался, думал об одном: «Как же это я оказался в плену?». В тот момент меня больше волновало не то, что ме-. ня ждет у. 'Немцев, а что будут дум'Зть мои родные И близкие, узиав о моей участи: От этого мне ста.иовилось невыносимо обидно. Тогда я твердо решил,- что не примирюсь с положени­ ем пленного, найду способ по­ служить Родине. В своем во­ ображении рисовал разные ва­ рианты побега и последующую борьбу с захватчиками. Мои размышления прервала подъехавшая крытая машина; Пленных заставили влезть в ку­ зов, С памп сели четыре авто­ матчика. К вечеру подъехали к лаге­ рю военнопленных города Бе­ лостока. Мам указали место, где мы , можем расположиться. У «старожилов» выясни.ч: ла­ герь разбит на зоны. В первой — командный состав Красной Армии, во второй — украинцы, и третья, куда я попал, общая В . лагере один раз в день дают баланду, но не все могут добраться до кухни. Получить съестное и попытаться бежать можно только иа работе. У к ­ раинцев небольшими группами выводили на погрузочио-^разгру- зочиые работы.’ Всю ночь думал, как- попасть в грузчики. Ведь перебегать из зоны в зону запрещалось под страхом расстрела. С самого рассвета .слсди.ч за украинской зоной. И вот посреди зоны стал полицай и крикнул;, «Стро­ иться!». Надеясь добежать раньше, чем среагирует на это охрана,■во весь дух бросился к строю (в дивизии я занимал второе место по бегу). Немцы, видя мою прыть, видимо по­ думали, что я тот, кто им и нужен. Ведь они отбирали здо­ ровых и сильных. Я встал в строй. Ко мне по­ дошел офицер и, указав па •мою ногу, спросил; «Кранк?». Я сделал коленце нз русской пляски, размотал портянку. Офицер что-то сказал солдату, и вскоре х!не принесли понс- шенпые немецкие сапоги с ши­ рокими голсниша.чн и с набой­ ками на подошве. Слабых отсеяли, 100 человек здоровых военнопленных вы-- вели за ворота лагеря. Когда Каш земляк ИВАН НИКИФОРОВИЧ КРИВОБОРОДОВ — ве­ теран войны и труда. Йа фронте был с первых дней военных действий. В начале августа.1941 года о группой окруженцбв оказался в плену, откуда две недели спустя бежал. Активный участник партизанского движения в лесах Западной Белорус- Отряд, в котором воевал И. Н. Кривобородов, входил е со­ став партизанского соединения Брестской области. В боях е врагом И. Н. Кривобородов был ранен. За боевые заслуги нет граждан двуткя орденами Отечественной войны, медалями. В воспоминаниях, предлагаемых нашим читателям, расскаэы- 1 Белорусской земле. К Г . :н :кьгвовородов ВТЫАУ ВРАГА сели в машины, нам объявили, что едем иа уборку урожая и будем хорошо питаться. Кто попытается бежать, того ожи­ дает смерть. Появилась на­ дежда утолить голод. По пути в какой-то воинской части, к нашим машинам прицепили две полевые кухни. Подъехали к деревне Варин Бор —; ни одного жителя, де­ ревня Масево — безлюдна. Приехали в деревню Ольховка — тоже без людей. Странно было видеть, как по селу бро­ дит скот, лают собаки, поют петухи, а людей нет. Мы остановились иа краю деревни, у новой большой шко­ лы. М а просторном дворе нас построили и объявили: «Кто может резать и разделывать свиней, идите по сараям и берите скот, готовьте обед. Остальные стройте нары в классах школы». Мы спросили: «Где жители этих деревень?» Переводчик перевел; «Вывезены в город, а скот и урожай нужно убрать и сдать для немецкой армии». На паше недоумение' офицер через переводчика объяснил: «Пуща будет заповедником, и все деревни в пей подлежат сжиганию». Позже, став пар­ тизаном, я понял, что немцы предвидели народное движение и ликвидировали базы для партизан. Все взялись за работу. До обеда подела.ти пары и столы со скамейками во дворе школы. Ма-герна;! и инетрум.еи'гы бра­ ли во дворах.' Настал долго­ жданный обед. Раздали нам по 200 граммов хлеба и по миске супа с большим, куском свиии- Переводчиком был бывший красноармеец, выходец из немцев Поволжья. Я обратил внимание, как он прикидывал­ ся другом каждому п.чепному. Подошел, и ко мне, спросил, доволен ли я ихнзнью, надеюсь ли на приход своих? Я отве­ чал неопределенно и попроенл- ,сго, чтобы мне доверили со­ брать лошадей, какие бродили по полям., ; ■ Мою просьбу удовлетворили и дали в номошь Петра и Гри­ гория, Собрать всех лошадей мы не сиешили; не будет при­ чины выезжать за село. Соби­ рали мы их в большой отдель- 1ГЫЙ двор, и нам разрешили жить в избе двора, где были кони. Прошло пять дней.. Ко­ ней-собра. 1 'н. Лучших немцы отобрали для армии, а на ос­ тальных мы должны были уби­ рать урожай. Время было са­ мым подходящим для побега. Охрана смотрела иа нас, как на людей конченАдх, и т очень бдительно несла свою служ­ бу .. Петр и Григорий меня не поддержали, их пугала венэве- стшжть: как мы доберемся до линии фрогл а и как -мы попа­ дем к своим? Я набрал продук­ тов 11 ушгл один но просеке па восток. Прошел километров 15—20, стало темнеть. Из мха и сухих лнегьев соорудил себе постель, закусил припасами И лег. Сои не приходил. Лежа, обдумывал, как добывать пи­ щу, как обходить населенные пункты, где наверняка будут, если пе иемны, то их приелуж- Наутро продолжил свой путь. Вскоре просеку пересек­ ла хорошо набитая дорогу, влево от которой стояли де­ ревья с ободранной корой и посеченными .ветвями. Пройдя несколько метров вперед, уви­ дел место недавнего боя. В а ­ лялось несколько повозок. Чуть дальше стояла зенитная пуш­ ка. С мыслью отыскать наган или пистолет, стал осматривать поляну. Возле одной ПОВО.ЗКИ нашел десять гранат «Ф-1». Углубив­ шись в лес, подобрал ручной пулемет «Дегтярева». В это время нз-за деревьев вышел крестьянин средних лет. Испу­ гавшись, он хотел бежать, во я его успокоил. Разговорились. Он — житель Ольховки, высе­ ленный в имение, где управля­ ет немец. У сожженной дерев­ ни Конюх'ово он видел группу красноармейцев, все в форме й с автоматами. Мы договори­ лись, что я возвращусь к Оль- ховке и у заметной большой расщепленной молнией сосны буду ожидать встречи с крас­ ноармейцами. Он обещал их разыскать и привести за мной. Вернувшись к Ольховке; сде­ лал шалаш вблизи указанной сосны. Мне необходимо было связаться с ребятами из лаге- явнтся ли кто на поле. К моему счастью по полю пастух гяад овен. По моему сигналу он подошел ко ! мне; Я попрокил, чтобы он :швтра привел ко мне конюхов Петра н Григория и принес что-нибудь „съестное. Долго ждать ие приш.чось. На другой день Григорий, Петр и Денис (так звали пастуха) при­ шли с продуктами. На яйцах у них .была радость. Мой. план ■— не идти на восток, а партиза­ нить — нм иоифавился, и они готовы были пе возвращаться В лагерь. Я предложил другое. Когда за мной придут крас­ ноармейцы, мы ночью,подойдем к школе, снимем часового и за­ бросаем комнату немцев грана­ тами. Если часовой пас обнару­ жит и откроет огонь, то задача Петра, Григория и Дениса уб­ рать часового, бросить гранаты в нёмцев и присоедиинтьея к нам. План был одобрс*н. Они взя.чи по одной гранате и до­ вольные оставили меня па не­ определенное время. Утром я проснулся в хорошем пастроонин, уверенный, что план мой будет осуществлеи. С гранатой в кармане пошел в лес собирать ягоды' черники. Вдруг слышу гул автоматных очере­ дей у моего шалаша. Быстро соображаю: у немецкой охраны автоматов пет. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz