Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
Завтра—День Аэрофлота На повороте дороги, ведущей в Липецкий аэропорт, с большо го рисованного стенда миловид ная, улыбающаяся стюардесса призывает проезжающих: «Ле тайте самолетами Аэрофлота!». Реклама... А в кабинете заме стителя начальника аэропор та Евгения Ильича Хахери- иа на видном месте — па мятная чеканка. «Победитель соревнования в 10 -й пятилетке» — в{|||бито на ней. Это — гаран тия той рекламе. Поймав наш взгляд, направ ленный на чеканку, Хахерии по нимающе улыбнулся: “ • Д а , десятую пятилетку мы завергаили среди лидеров.’ И не мудрено, с иашнми-то ско ростями... Кстати, и свой празд ник, который будем отмечать четвертый раз, встречаем в са мом хорошем настроении. Мы вновь правофланговые. КО Р Р . : — Евгений Ильич, чи тателям «Ленинца» будет инте ресно узнать, что же представ ляет собой липецкая граждан- КРЫЛЬЯ МИРНОГО НЕБА ская авиация в настоящее пре- ХЛ Х Е РИ Н : — Для этого; по жалей. необходим небольшой экскурс в историю. На постоян ную базировку в Липецке граж данские самолеты встали в 1954 году, когда образовалась об ласть. В чистом поле — одно единственное маленькое зданьи це (яодобие аэропорта, где раз мещались пассажиры, все служ бы), взлетная полоса и несколь* ко самолетов, старенькие ПО-2 и ЯК-12., Так зарождалась гражданская авиация в нашей области. А потом ее естественному дальнейшему развитию способ ствовал еще и тот факт, что пассажирские самолеты на тер ритории области стали вытес няться... автобусами. Что же оставалось делать нам, авиаторам? (Хахерин го ворит это с улыбкой). Вышли за пределы области, удлинились наши маршруты. В * 1965 году построейо здание аэропорта, та ким его сейчас знают, пожалей, все липчане. А с 1973- года в дальние рейсы отравились быстрые ЯК-40. Удлинились расстояния, сократилось вре мя полетов. Сейчас на прочной воздушной ; связи с Липецком 40 городов СоветскоТо. Союза. Ио и в области самолеты гражданской авиации- во многом остались незаменимы. Это тру- зовые, почтовые перевозки, еа- ' мая скорая медицинская по мощь в любой точке области. И, конечно же, сельскохозяйствен ные работы. В трудягах АН-2 нуждаются все хозяйства обла- Паша помощь тр>жепикам сельского хозяйства не ограни чивается пределами об. 1 асги. Ежегодно лучшие экипажи уле тают в Казахстан 1 га аднапро- полку.пшеницы, Узбекистан, где занимаются обработкой хлоп чатника. И везде о липецких авиаторах самые лёстные отзы- Два года с небольшим ис пользуем вер.толеты МИ-2. Они успешно выполняют, сложные работы по обслуживанию неф тепроводов, газопроводов. • , Вот вкратце о три, что такое гражданская авиация области сегодня. КО рР .: — Да , задачи стоят перед ^ами самые разнообраз ные. И все они — сложные, от ветственные. Каков вклад мо лодых авиаторов в их выполпе- ХА ХЕРИН ; — .Мы, авиаторы, считаем между собой, что тот, кто подружился с небом, всю жизнь остается молодым. Ну , это к слову. А вообще-то, моло дежи у нас немало. 256 комсо мольцев. 15 комсомольско-моло дежных КО.'ГЛСКТИВОВ, 12 из ийх летные экипажи. Все они со ревнуются между собой. И от зывы о их работе и со стороны командования,: и со стороны тех,-с кем приходится контачить молодым .авиаторам в своей ра боте, самые, хорошие, самые добрые. Уже и то, что смело по^ ручдем им ответственнейшие задания, в том числе и полеты в Казахстан, Узбекистан, гово рит в пользу МОЛ9ДЫХ. Они ус- Их вклад в выполнение за дач, стоящих перед ■коллекти вом аэропорта, весом. Не слу чайно мы стали победителями соревнования в 10 -й пятилетке, успешно стартовали в, однннад- цаюй пятн.'!г?к,е — осповныч> показатели 1981 года-перевы- полнепы. Кстати, о перспективах. >В ма будет сдана гостинкцз-, закан чивается строителяствожоАль- иой, очистных зсооружений. Естественно, ■улучши 1 *ея .-каче ство обслуживания пассажиров, наши условия ра(^ты 1 Та# что работать будем еще лучше; . - КОРР . : — Ну что ж1, редак ция «Ленинца», читатели газе ты от души поздравляют вае с пра.здииком, желают; новых больших успехов. И, как у вас принято, летной погоды. Х .4ХЕРИН : - Спасибо', Интервью провел В. ЗАБАВА . Соревнуются молодежные э к и п а ж и Реализация выдвинутой X X V I с ьездом КПС С продо- вояьетвеннозй программы, обес печение динамичного развития всех направлений сельскохо зяйственного производства тре буют еще более, активного .участия гражданской авиации в , подъеме урожайности полей и продуктивности животновод ства. Основной об'ьем работ, приходится на традиционные, успешно,, зарекомендовавшие себя виды обработки полей — внесение . .минеральных удобре ний, зашнга посевов от вреди- гелей н болезней, борьба с сорной раетителыюстыо и дру гие работы.. Специфика работы в граж данской авиации такова, что она предъявляет повышенные требования к летному составу. Малейшая недисциплинирован ность, расхлябаикость Даже одного члена .экипажа может нметь самые тяжелые последст вия. Вот почему командование, партийная и комсомольская ор ганизации авиаотряда уделяют большое, -внимание политико- воспитательной работе в лет ных . экипажах. Особое внима ние — .молодежным экипажам. Мы стремимся к тому, чтобы КЯ.ЛСДЫЙ из унх был прочно сложившимся коллективом. Важным фактором повыше ния трудовой активности моло дых авиаторов является со циалистическое. соревнование. В авиаотряде 12 комсомольско- молодежных коллентивоБ, из них. ,10 —■комсомо.тьско-моло- дежные экипажи. Итоги сорев нования между ними подводят ся ежеквартально. По итогам работы,за IV квартал 1981 года лучшим был признан экипаж в составе командира са молета- Л . Толчеева и второго пилота Ю. Семенова, лучшим среди техников стал коллектив, руководимый и н ж е н е р о м А. Сурковым. А по итогам ■работы за весь год лучшим был экипаж В . Артемова" (второй пшют А. Полежаев). Хотелось бы подробнее рассказать о них. Вместе они летают два года. За этот период времени в их адрес не было нк одного наре- , каиия со стороны кома.пдовз- ния, авиахимработы выполня лись в лучшие агротехнические сроки при полной безоласио- сти полетов. Один из пунктов социали стического соревнования^ экономия горюче-смазочных материалов. Ошибочно думать, что вопросы экономии решают лишь начальники служб и под разделений. О г экипалм зави сит порой не меньше, чем от руководите.чя. Так, В . Артемов и А. Полежаев за год сэкономи ли 1015 кило.граммов горючего. В текущем году планируем создать еще 3 комсомольско-мо лодежных коллектива. Зна чит, соревнование станет еще более напряженным. Г . САЛЬКО ВА , секретарь комитета ВЛКСМ аэропорта. ТЕ, КТО ОСТАЕТСЯ Н А З Е М Л Е Для кого-то просто летная погода... А для техйнка Владими ра Тихонова погода всегда «петкаян. Он всегда в работе при любых погодных условиях. Владимир готовит машины к полетам. И от него, как и от многочислеиного отряда авиатехников, зависят все успехи крылатой гвардии. В этом году на авиационно-технической базе был создан номсомольско-молодежный коллектив. И возглавить его пору чили Тихонову. Выбор был'не случаен. Ударник коммунисти ческого труда, он в совершенстве освоил свою Специальность. А на недавнем конкурсе профеееиоиапьно-технйчесного ма стерства, прошедшем в аэропорту, он подтвердил высокую квалификацию. Стал победителем. Г -■ Это — первый этап Всесоюзного, конкурса профессионально го мастерства, объявленного Министерством гражданской ави ации в честь XIX съезда комсомола. Впереди — новые испы тания, новые соревнования лучших техников страны. Что ж, Владимир Тихонов — достойный предетавите.яь Липецкого аэропорта. Взмывают вверх ссребркстые 1ЯК-40, уходят, не спеша, по темневшие от работы АН-2. Владимир остается на земле. Но в душе он там, в небе. Потому что в каждом полете частичка % его труда. , К. ВЛАДИМИРОВ. Фото Е. Самохвалова. У пилотов летная погода Суровый февральский моро- •зец. Яркое зимнее солнце и прозрачное, чистое небо. Сло вом, летная погода. По слег ка заснеженной взлет ной полосе спешат пассажиры. Пропускной пункт позади, и вот уже борт АН-2. Пассажиров —двенадцать человек. Всегда этими двенадцатью еще двое: командир экипажа и второй пи- В штатном распис.чнир экипа. жа АН-2 нет бортпроводниц. Так что порой приходится са- ми.м-пилотам Андрею Полежа еву и Владимиру Артемову вы- полнить их функции, случается, кому-то н. помощь необходима. — Разные рейсы, — замечает командир Владимир Артемов.— Недавно в Смоленск сборную команду отвозили. Не спорт сменов, с ними легче, а собако водов с питомцами. Вот мороки было. Сначала «чемпнопы» рез вились, почуяв высоту При утихли потом, приуныли. Так и думали, пакеты собакам разда вать придется... Обошлось. ■АН-2 набрал высоту. — 1500, как всегда, — доло жил Андрей. Не высоко, пе сравнить с высотами современных лайне ров. Но это полет. Под кры лом — родная земля. Все пачннается с мечты. У этих ребят, членов экипажа, мечта воплотилась в жизнь. Ни что не приходит само собой.-" Еше в детстве любовь к авиа ции привела в авиамодельный Владимира. Упорные дни заня тий, сборки своего самолета, и первый взлет. Он капитан. сый мальчишка, что придется руководить ему. Отслужил в армии, .закончил летное учи лище, II вот теперь — командир работяги АН-2. Не было неожиданных аварий, происше ствий. Не приходилось риско вать жизнью, спасая самолет. У Комсомольске-молодежного — все нормально, и в этом — заслуга пилотов, У экипажа «стальной птицы» обязанности безграничны. Се годня — по области, завтра—по России, а там и вся страна под крылом. Пассажирские перевоз ки, грузовые, почтовые... В от дельные дни АН-2 стаиовится машиной «скорой’ яомощи». Са мая скорая «скорая»... Сколько человеческих жизней благодаря решительности эки пажа удалось сп^ти, сколько людей благодзрйы пилотам... Они не врачи, но. их труд нс менее важен. В диспетчерской гро.звучало тревожное сообиГепие: «В Лев- Толстовском райойе необходима помощь двена,дцатнлетнему мальчику. ВоЗМоже» смер тельный исход,». Погода не из лучших, слож ные гидрометеорсиогппескне ус- ловия. Сложно лететь,« 1 ш Пе лететь нельзя.- Таково рйпение > эки пажа. Оборудованной площад. ки не нашлось. Пришлось са диться па полосе химавиашш. Сесть удалось со второго захо да. Взяли'больного — сразу ,в больницу. После вовремя еде-, лашюй операции мальчик ос тался жив. А награда пилотам — искренние, счастлиЬыс слевй матери... Очередной рейс. За иллюми натором мелькают заснеженные просторы, деревенькш'у замерз ших рек, синь безоблачного У пилотов летная погода. Ю. КРАСНИКО В . Как-то мне пожвяовалась на свокз дочь мать Нины К.: — Не пойму, в кого она та кая? Я ей все время, твержу: ты совершенно несаДостоятепь. ная1 Как будешь жить дальше? Учится она хорошо. Мы стара-, емся не загружать ее домашни ми делами. Впрочем, у нее са мой нет стремления что-либо сделать по дому. Квартиру бро сает в беспорядке, а если надо сходить в магазин, то идет без особого желания. Часто сидит без дела и смотрит в окно. Один раз попросила ее убрать со стопа после ужина, так как я себя неважно чувствовала, а она равнодушно ответила, что, мол, не домработница. Что я могла ответить этой женщине, которая во всем по такает взрослой дочери и еще удивляется, что она эгоистка?.. Родительский успех выпадает тем, кто сумел сделать своего ребенка союзником в его же воспитании, кто постоянно учи тывает его желание быть са мостоятельным, опирается на него. Способствует этому и личный пример. Вот что гово- Как растут неженки рят сами ребята: «Папа помо гает маме. Я тоже хожу в ма газин, чищу картошку» (Слава, 4-й класс); «Мама научила меня вязать варежки и плести кружево» (Лена, 5-й класс); «Моя мама работает на заводе. Один раз мы .были там на экс курсии, и все ребята видели, какие красивые детали получа ются у нее. Когда я вырасту, я буду асе делать так же кра сиво и быстро» (Витя, 6-й На одном из родительских собраний а 8-м классе учитель ница, рассказывая о своих учениках, отметила самостоя тельность Андрея. Она под черкнула, что он любит дово- П е д с о в е т П РИ С ЛО В Е «каникулы!» у любого . юного или взрослого человеки сразу аозниквет- определенный образ праздничного, яркого, ■интерес- то го события. Буквальный пе ревод этого слова- , с .- латыни означает .«яркая звезда». . По крайней .мере, греки когда-то так и назвали /самую , яркую звезду . созвездия ; Сириуса. Случайно это или-пе случайно? Наверное,-яе случайно!.. Ритм . обыдениы.х трудовых и-учебных дней- ребят должен... прерывать ся периодами особого, нового эмоционального накала. Кали- ку . 1 ы — ЭТО не просто перерыв в учении, это время переключе- Ш 1 Я деягелыюсти. дни разрядки и зарядки новой творческой энергией детства. Почех»у мы затеяли разговор о каникулах сейчас, когда оче- редньш^, зимние, уже ушли ■и потускнели в памяти? Впрочем, потускнели не у всех ребят, лишь у тех,.у.кого .дни каникул,, увы, были,тусклыми. Мы затея-' ли этот разговор, потому, что ие все ладно в наших ш'колах . с этой самой «яркой звездой». Удивительное дело, учебный процесс,, подвергается рекон струкции, учителя сегодня, ищут новые мерды и формы рацио нализации' урока, кстати , когда, то липецкие ушителя были нова торами в этой области. Именно с их помощью был «взорван» старый тип схематичного уро ка. Сколько нового найдено сегоднж в обучении: и .эмоцио-. нальный- фон занятий, и техни ческие средства, и проблем- ность, и приемы исследователь ского подхода, и, конечно, борьба за плотность урока, за его бесценные секунды! Л вот в каникулярных днях «обратный» процесс. Наоборот, яркие блестки, находки, тради ции подзабыты или ппюрнрова. вы. Я не хочу винить за это только учителей и воспнтатс- •тсй, я хочу обратиться прежде всего к самим школьникам, к комсомольцам и тюнерам, к их добровольным друзья.ч, шефам, педотрядовцам, ко всем добро- вольным рыцарям детства, кому сам бог велел делать кашшу- вярные дни ярчайшими звездой, нами года.' Сначала немного претензий. Ие называя школы и конкрет ных ребят, с кем довелось бесе, довать- в дни каникул и после них, сошлюсь лишь на общие, типичные суждения и паблюде- Иа вопрос: «Как прошли у вас каникулы? Как провел (провела) каникулы?» — я по лучил типовые ответы: — Выспался (? ! ) . —- Д а 'та к , как обычно, ниче го не делала... — Иу, а что особенно запои- пилось в эти дни? На этот вопрос ответ был — Посмотрел (посмотрела) 15 (20) старых и новых филь мов в клубах и по телевидению. — А елки, новогодние балы? Что здеск-10 было запоминаю- 1 ЦИИСЯ? дить начатое дело до конца, стремится проявить инициативу в делах класса, охотно выпол няет поручения. Семья, где живет этот мальчик, дружная. Взаимоотношения в ней основа, ны на доверии и уважении друг к другу. Родители с пониманием от носятся к интересам детей. Андрей и его сестра имеют по . стоянные поручения: заботятся о животных, поливают цветы, «дежурят» на кухне, охотно по могают накрывать на стол, уби рать в квартире. На праздни ки мастерят своими руками под^ки . Труд, считают, родители этих ребят, развивает в них упор ство, настойчивость, терпение. Когда что-нибудь не получает ся, взрослые стараются по мочь детям довести начатое дело до конца. Если и бывают случаи недовольства действия ми ребят, старшие говорят ► об этом прямо, не злоупотреб ляя своей родительской стью, считаются с их желанием быть независимыми, иметь свои суждения. И в школе и Андрею, в его восьмом классе, относятся с уважением. Он выполняет серь езные поручения, по-товарище. ски строго, принципиально, как с самого себя, спрашивает с ребят за проступки. В классе, прислушиваются к его мнению, потому что знают: у него сло во с делом не расходится. Ко нечно, не откажется он и « дить в кино, погулять с друзья- ' ми, но в меру: всему свое Подойдет время, и жизнь по ставит перед молодыми людь ми множество вопросов. И то . му, .кто не готов к ним, придет ся нелегко. Бедные неженки! Их жаль. Будут и радости, тревоги, и-огорчения. Но само стоятельный челрвек не расте. ряется от первой неудачи, не встанет в тупик при встрече с трудностями. г. ЛОДКИНА. П е д с о в е т ПОСЛЕСЛОВИЕ К КАНИКУЛАМ 'Мои «абоненты» мнутся, дол го вспомилают: — Да вро,че как обычно, дпе- котеку нанимали. Но нас в девять вечера уже домой от правили, потому что все елки шли потоками в один день, и учителя устали .■■ ' - - , Один мальчик,' ожкв.чяясь, вспомнил: .................. ’ ■ — В Д К профсоюзов вроде был бал, но кто-то' нахулиганил - — газ пустил,"И всех вЫТиали. ■ — А карнавал был? —■задаю наивный вопрос. ' ' — Какой Карнавал? — Костюмированный! Ребята смеются: —- Что, мы,' маленькие что ли, это в первом классе мы спежи- ночек изображали... Грустные ответы. Праздничные вечера шли потоками. Это же надо такое придумать и выдержать. Четы ре -пять елок в одни день. У Деда Мороза к концу елок и то борода «вылезла», поизноси- Листаю планы, представ.лен- ные школами в районе (кстати, почему в районе, а не в Р К ВЛ КСМ ? ) , в них мелькают привычные формулировки: «ор ганизовать культпоход в театр, в кино», «показать детям мультфильмы», «организовать встречу с передовиками Произ водства». И очень редко: «про ехать агитпоходом по селам об ласти» (сш, 55), «провести за городом «Снежную республи ку Л1Ь 7» (сш. № 24). Практически ни в одном пла- пе не нашел я зимней рыбалки, лыжного похода, зимней спар такиады, дня русских народных игрищ. ■ * Неужели оскудела фантазия детских наставников и вывет рилась романтика из сердец комсомольского актива? Здесь что-то ипое. Может быть, сила ннерцни, может быть, само успокоенность, а скорее всего, .забвение прекрасного народно го опыта каникулярных забав и потех с их непремеиными ат рибутами — движением, возду хом, удалью, юмором, творчест вом. Месяц ломали головы фан тазеры из 55-й школы, как ин тереснее провести новогодние, балы, куда и на чем • • поехать агиттеатру. М -как докладывает разведка, балы удались на сла ву, а школьный театр обслужил ребят Добровского района, показал им свой новый ‘ спек такль «Флаги ■на башнях». ■ - ; Конечно," каникулы дело хлопотливое, ту т надо н побе гать', и побеспокоиться. Но ведь под лежачий камень вода ‘ не побежит. Седьмой год подряд выезжали ребята средней шко. лы № 24 г . Липецка в свою любимую «Снежную 'республи ку», которую на карте отыскать не так уж просто. Она ежегодно меняет дислокацию. В ’ этом году се гостеприимно приняла школа-нитерпат в Дачном по селке. Как видите: никаких особых теремов, но Домом Радости для.ребят .эта школа стала точно. У «Снежной республики» есть один скрытый девиз, по которо му живут «республиканцы»: «Это мы пе проходили, это мы не изучали». Означает оп про стую и мудрую мысль: «Все, что мы будем делать, — творчески, иначе зачем?» Творчество — «продукт» особый, «скоропор тящийся», если творчество по вторяющееся. Л если ие повто ряющееся?! Кажется, всякие были, раньше в республике конкурсы строя и песни. А вот конкурса войск будущего еще не бы.то. Думаю, кая{до.му захотелось бы "участ вовать в конкурсе мирных войск, таких,:например, как ча совые любви (само название объясняет, что охраняют такие войска) или цветочные войска «Клумба», или подземные вой ска «Недра земли», или войска,- охраняющие тишину. Проходили в республике и «вечные» Олимпийские зимние игры, где девотаи... стреляли вз воздушных ружей (первый раз в жйзив), а мальчики соревно вались по бобслею (кто дальше санки с саночником толкнет), и был футбол на снегу, и биат лон со снежками, и кольцовка спортивных песен, и зашита ви дов спорта. Л еще была защи. та фантастических проектов па тему «Снеленая республика че- ■рез сто лет». Проектов, было .подано столько, сколько в рес публике было республиканцев. А еше был «Вечер иа хуторе близ Дачного», где все сорев новались в остроумии. Кстати, в республике был вечер на тему «Для тех, кто не спит». Па этом вечере все рес публиканцы читали свои стихи, цаписанные здесь же. , Я хотел бы рассказать еше один секрет . того ребячьего государства. Здесь пет гостей— здесь все хозяева. Здесь нет зрителей — все у’ 1 астники. На пример, в традицчошюм цирке у каждого было по 2—3 роли. Так по очереди и выступали, по очереди и изображали зритс- : Поэтому, когда ребята отве чали в конце республики ла во прос: «В каких ролях ты был в республике?», в ответах, можно быто прочитать следующее: Олег Козодаев (2 «Б» класс): — Я был Петрушкой, помощ ником физорга, амурчиком, кло уном, снайпером, дежурным, пирамидой, радионяней, лыж ником, уборшнком, японцем, ар тистом, собакой. Андрей Катушенок (8 «Б» класс): — Я был джигитом, ка натоходцем, лошадью, врата рем, ландышем, подземным ча. совы.м, изобретателем, физор гом, дружишшком, редактором, ребенком. А два закадычных друга Андрюша Кононов и Костя За- туливетер, ученики 4«А» класса, написали в своей стенгазете сле дующее: «Мы долго ' ждали, когда же, наконец, мы поедем в «Снежную республику». И вот в дождливую зимнюю пору нас десавткропалп на ■ Дачный... Подъем в половине восьмого. Па улице темень и непогода, по все бегут или ползут па за рядку, а ведь хороший хозяин в такую погоду собаку па ули цу пе выгоняет. А нас... выго няют. По с зарядки все при ходят бодрые, исселые и крас нощекие. А что потом начинает ся, словами трудно передать. Свету белого пе вйдишь, кру. тншься, как белка в колесе, а мысли так и . бегают, столько идей и фантазии у всех, что ни в сказке сказать, ни пером опи сать». И еще сошлюсь иа одно высказывание, оно тоже из анкет:, «Ваша школа самая лучшая в мире, а моя — вто рая». Это написала Инга Кисе лева, ученица 3 класса 52-й школы. : , . . ; ■ Как это здорово, что ребята разных школ, разных классов с одной школой прожили не сколько прекрасных кашшуляр. них дней, иасыщеппых такими делами, что их словом . «меро приятие» и ие назовешь. Н в каждом деле все вместе, рядом, а комиссары — учителя, друзья школы чуть впереди. Идет дис пут «Я . ты, коллектив* и мож но всем говорить, что думаешь, но думать, что говорить. А на пир-бале кменишшков у тебя сто гостей сразу, разве домой сто.тько гостей пригласишь? Что ни день — целая программа, ко торую не для районо выдумыва ли, а для себя.- Потому-Ю в ней и зимние пирамиды, и лельмев- ный поход, и веселые старты и целая Рождественская ночь, а не вечер до 8 -ми вечера или утренник в потоке других из расчета 1,5 часа на нос, и. кон курс театрального мастерства, и драматизированная, политиче ская информация- «Мы и Вре мя», и зарядка па свежем во.э- духе, и каждый день куча кон курсов, то на знатоков музыки, то л а исполнителей песен. А призы какие! Своими рука ми сделанпые. Саша Рощупкин, десятиклассник, получил в награду общую фотографию всех ре.спубли’ каппев с их особыми автографами, а Костя Бурцев — звание «Лучший ко миссар» и памятный галстук. Можно удивиться, можно пе поверить, но благодарности и поощрения в последний день по лучили все до единого респуб ликанца. Нс случайно же в дневниках отрядов на страни цах-анкетах иа вопрос «Что тебе особенно понравилось а- республике?» ребята, как сговорившись написали: «ВсеШ» А на вопрос «Что далз тебе республика?» ответили: — Новых друзей. — Смелость, уверенность в — Хорошее отношение к лю- — Научился рано вставать и все успевать. Девяносто—сто дней отпу щено детям па каникулы, третья часть календарного года, Дин эти не имеют права быть бес цветными, бездушными, пусты ми. Если в них не вложена ду ша, они способны нейтрализо вать усилие учебных дней шко лы, а порою и стать враждеб ными по отношению к детям. Не случайно же когда-то В . И. Ле нин назвал скуку — контррево люцией. Скука—не обязательно ничегонеделание. Она может рядиться и в костюмы так называемого школьного вече- ра или даже бала, где, кроме пресловутой «дискотеки», с за темнением, мигалками, гро хотом чужих ритмов, более ни чего пет. У скуки может быть возбужденное лицо с подозри тельным румянцем. И все равно она — скука. И прописывается она там надолго, а не времен но, где живут, работают, учат ся скучные люди. , Каникулы — особое время роскоши человеческого •обще ния, открытие себя и ' своих друзей, творческой самокрити. ки, самовыражения, переклю чения в деятельности, духовно, го обогащения. Каникулы обя заны настраивать струны души на возвышенное, важное, глав, иое в жизни — на труд, на уше- С. ШМАКОВ , руководитель лаборатории «Свободное время учащихся» АПН СССР напдидаг педагогических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz