Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ # 4 60 ЛЕТ СССР КИНОСТУДИИ СТРАНЫ КИНЕМАТОГРАФ УКРАИНЫ Первые шаги украинского киноискусства связаны с - дея тельностью Всеукраинского ки нокомитета, созданного в Харькове в 1919 году (позже— Всеукраинское фотокиноуправ ление) и в том же году нала дившего выпуск хроники, при ступившего совместно с орга нами Политуправления Крас ной Армии к производству в Одессе и Киеве агитфильмов. Ярчайшей страницей, киноле- тописи республики является творчество выдающегося кино, режиссера и писателя совре менности А. П. Довженко, ос новоположника украинского советского киноискусства, творца мирового шедевра — фильма «Земля», таких образ цов советской киноклассики, как «Арсенал», «Иван», «Аэро град», «Щорс», «Мичурин», Одним из самых характер-, ных качеств «Земли», как и других картин Довженко, была ее подлинно партийная страст ность и народность. Именно это и принесло «Земле» почти через 30 лет после её выхода на экран заслуженное призна- ние как одного из 12 лучших фильмов всех времен и наро- дов. 30-е годы для украинского кино стали периодом нового раскрытия творческих сйл и врзможностей. 3 этот период выходят фильмы И. Пырьева «Богатая невеста» (1937 г.) и «Трактористы» (1939 г.), A. Файнциммера «Танкер Дер бент» (1940 г,). К лучшим фильмам советского кино при надлежит и картина Л. Лукова «Бол.ьшая жизнь». Среди фильмов об историча- ском прошлом первое место, несомненно, принадлежит од ному из шедевров советского кино—фильму «Богдан Хмель ницкий» (сценарий А. Корней чука, режиссер И. Савченко), Вышедшая на экраны в апреле 1941 года картина сыграла большую патриотическую роль- В Ашхабаде в 1943 году- (сюда была эвакуирована в годы войны Киевская киностудия), при братской помощи туркмен ских кинематографистов М. Донской ставит по повести B. Василевской один из лучших своих фильмов — «Радуга». Этот фильм был удостоен Гот сударственной премии СССР, одним из первых в советском кинематографе получил «Оска ра», премию Американской академии киноискусства. Наиболее серьезной победой национального киноискусства а области биографического жан ра явился фильм Игоря Сав ченко «Тарас Шевченко» (195Г г.) Лучшим фильмом из вестного режиссера В. Ивчен ко, и одной из лучших картин украинского советского кино 60-х годов становится «Иванна» — страстное художественное обличение, лживости и лице.«е- рия- религии. Фильм «Киевлян- кав, как серьезное достижение в разработке историко-револю ционной темы в украинском кинТ>, стал этапным в творчест ве Т. В, Леачука, народного артиста. СССР, одного .из веду щих мастеров украинского ки но, его старейшины. Государст венной премией УССР имени Т. Г, Шевченко отмечена, его значительная. к и н о л е н т а «Семья Коцюбинских». Но самым весомым вкладом в развитие творческих традиций украинского кино стали карти ны Т. Левчука о героях войны; «Два года - над пропастью»,:. -«Дума о Корпакев (трилогия) ,и «От Буга до Вислы». В работах* мастеров Одес ской киностудии одной из ве дущих является созременная-. тема: «За твою судьбу» (ре жиссер . Т. Золоеа), «Мои до рогие» (режиссер Я,- Лупий), «Депутатский час» (режиссер А, Павловский),. «Крупный,-раз говор», (режиссер А, Глаголев). К наиболее интересным рабо там молодых режиссеров - ки ностудии-имени А. Довженко можно отнести «Там вдали, за. рекой» М. Ильенко, «Бирюч» Р. Балояна, «Поезд чрезвычай ного назначения». В.-Шевченко, «Дударики» С. Клименко, «Женщины шутят всерьез»' К, Ершова. Выход широкого эпического полотна-режиссера Г. Кохана «Ярослав Мудрый», на кино- студии имени Довженко при активном'участии «Мосфильма» в год 1500-летия Киева; стал значительным событием кине матографа страны. Липчане увидят этот фильм в 1983 году. В'нэстоящее время- кино. Украины,-— это четыре кино студии (помимо киностудий, выпускающих художественные и телевизионные, фильмы, есть две киностудии, хроиикально- документальньгх фильмов — «Укркинохроника» и «Киезна- учфильм»). Ежегодно на кино студиях Украины создае.'ся свыше 50* полнометражных, более 250- короткометражных кинолент, несколько десятков киножурналов, многочислен ные рекламные.киноролики и другая кинопродукция. Л, ИВАННИКОВА, Старший редактор обякикопреката. На снимке: кадр из фильма «Ярослав Мудрый». На традиционные фестивали дипломного фильма, которые проводятся ежегодно Во Всесо юзном Государственном инсти туте кинематографии осенью, в начале каждого нового учебно го года, представляются луч шие ленты выпускников ВГИКа- На нынешнем XXV фестивале дипломного фильма вгиковцез в перерывах между демонстра цией кинолент наш нештатный корреспондент встретился с известным кинорежиссером, ла уреатом Ленинской и Государ ственной премий, Героем Со циалистического Труда, народ ным артистом СССР, профес сором, ВГИКа С. А. Герасимо вым, популярной киноактрисоА, народной артисткой РСФСР Татьяной Дорониной и актером. МХАТа, заслуженным артистом республика Юрием Василье- КОРР: Сергей Апполинарье- вич, сравните, п о ж а - л у й с т а, творческий, идей ный и профессиональный уро вень представителей режиссер ского корпуса Вашего и ны нешнего поколений. С. ГЕРАСИМОВ: Я очень- подозрительно отношусь к лю дям, моего возраста, которые заносчиво и неосторожно заяв ляют порой, что, дескать, не та нынче молодежь. Ват в ■- н-аше, мол, время... Как ЭТО не тактично, само уверенна и близоруко! Нет, дорогле мои, нынешняя творче ская --Молодежь, в -частности-:ки- нематэграфическая,-. чрезвмчай-; : но тадаитл.иаа|. А в смысле .про фессиональной- подготовленно^, ста:она-, в несколько -крат пре- ввоход-нт • коллег-сверстншеоз ! моего -поколения.. Зная :меи-я,; как своего педа гога, профессора института,, студенты наверняка скажут; «конек» Герасимова реализм в кимоаскусстве. Да,- я*, верш ему по сегодняшмиГг день!. Но вот это-то благородное, стрем ление-стать моими; '-едииомыш- ленннкамн в ки н о р е а яи зм е единственно и подводит неко торых саособны-х-мо,Т 0 дык.. ре жиссеров-.;:И •бедой*.тут, как :*зто * тш.* параджеадьио, стаиввится- как раз, самая богатейшая матернаяьяан.-база.нашей -киио- промышлешости.; КОРР; Как бы; эту мысль более >популярно проиллюстри ровать в ,экономическом аспек те? С. ГЕР.АСЙЛЮВ: Изво.тьте! Самыйпо-оредственный-- полш»-- метражный*; фильм.;, поотав-тмь-, сегодня обходи 1 СЯ в среднем з ■двадцать .раа ;-дороже,-*чем,:.ска-: жом. зиа.меннтый* -«Брояенвеец По Iемкая». Уднв 1 пе.лы 10 ,- но. да.'Ке э.тектроэиергии на осве щение съемочных-объектов ;рас- ход-уется больше! И это ■* при совре*менгюй-то аипаратуре ■ н* пленке экстра-класса с высочан*- шей: светочуветвитеяьностыо!:'. ДёЙ 0 ТВН 1 С, 1 Ы! 0 , гос\дарство не ску.Ш 1 тея:.:в .средствах-на-раз-- витие ОДНОГО’ из - самых- нопу- ляряы.х.вндоа-’искусстна. Одна ко,- в *; ответ на.* эту, щедрость. многие наши;кииоработинки .не-* всегда-.-проявляют рационализм и,, грубо говоря,, там ,. где до статочно.,сня.ть три ..дубля,: сни мают. пять; просто ДЛЯ: страхов-; ки .— благо пленка-:-есть. Сло вом,.. созременньш * кинореж-не- - сер . еще' не ста,ч эквиомистом.г Аюн им.должен -быть,: помимо того, что *от него требуется;- и техничное.,:.и:идейвов:’ качество в каждом.. фи.дьме.' Так . ват, , продол.жа® . свою мысль дальше, эта *жизнь*-иных киноработников -«на широкую, ногу», уводит пх и От ..истинно го понятия- о реализме -в кине., А .ведь реализм -на экране■ — это :не только похожесть .бытия.- Есть такое у нас выражение. Это. В-конце концов и- похо жесть, фона, Ну, скажи, пове ришь .ли ты такому режиссеру, который, снимая фильм о про стой рабо-чей семье — отце, , матери и сыне-подростке, '«про писывает»* их в .элегантнейшей квартирнще, площадью эдак в ;7й’ квадратных.метров? И вг зале -кино-театра-: открыто сме ются в таких случаях, не толь ГРАНИ ко рабётиики ЖЭКов, но н многие зрители. Верно, совет ские ■ЛЮДИ: живут хорошо, в достатке,; но жилнщный-то во прос ,д о ;конца еще не решен, и есть у нас разумные нормы при распределении жилья. Так вот маленький,- казалось бы,- фак тик с э-гон макей-квартнрой т- 'браеывает этого режиссера с дороги кинореализма на из вилистую тропу, приукрашива ния*действительноети, Реалнз-м в.кино — понятие высокое. Но и *глубокое. А , в : фундаменте его ■— и асе мелочи жизниу и , вее-маештабгше события; В н ^ чем, поговорате-ка вот сТатья-- ной* Васильевной, она,;, уверен,, поддержит, меня-,:,, КОРР; У Вас, я слышал, на этой почве были инциденты с некоторыми режиссерами? Т ДОРОНИНА: Вы знаете, с Сергеем Апполинарьевичем спорить н'евозМоншо, пото*му, что ои> как, истииный реалист,- осматривает гору пр.ежде всего с самых инзии, а ; не .очаровы- ваетеи красотой ее вершим. Рассказываю печальнб-смеш- Снимаясь ;одяаждн,;в фильме о сойременной молодой женщи- не.’.я зН;К 0 нф,чнктова,ад с-поста новщиком; из-за..;. джинсового коеткмва-.г-. Я,- ■ юрист по роли, должна бы.та и выходной день еха-ть: к ;старущке-матери -в де ревню на «Жигулях» (они те перь-, в.*-каждом.; фильме!! - н в.'-- «модерновом»! «Моятаиа».- Под!моим напоро-м, «Жигули»- сменя.чн:на .элементарную эле 1 ь- тричку'. Но . з а . джиисовые брюки;режиссер *уценилея,- как клещ*. А вы.представ.чяете меня в джинсах? В ко 1 Ш,е концов иереодейи -меня 'В;; простенький■ симпатичный: летний' еостюм - чнк... Но-на.:, этом д-ншнсов-ые 3 ;о,;л!очеция не о.хончнлись.. Через несколько дней я увиде ла «.Монтана» на... жене ре жиссера... И отказалась от ро потом этому «джинсовому»:., реж.нсееру,* правда,: здорово по- на.чо. .йишнлн его и праЕ:а на*. съемку фпльхщ со слабо-й-, как оказаяосв,., сценарной;: основой: По я не об ЭЮ'.?. Я о друто.м.; о том, ч 10 НС надо перехлес тывать. в : ВЫСОКО .м;пояятан... ■— реа.чнзм. Реадизм:.— .это не то,- что модно, а-’то,: буднично;.; тивнчио. А ■«джинсовая.- лихо радка»-.--— это не.-тнннчнв,- это- болезнь. Вы- заметилн,;; как зна» чите.гшив -поубавилось в -Москве потертых «Ли»,- «Супер-ран-: фов».:, Си-митом выздоровления! Но вот вы, рассказываете, что В;Липецке еще- за; джинсы 250 руб.твй выкяадыв-ают спе кулянтам не ГЛЯДЯ; И это менл- тлкже уд'гшнло,: как и одна пя- каятна;я ‘-НОВОСТЬ,; услышанная мной во Франции: в психиатрн-: ческо?) клинике" Парижа бо.чь- ным выдают халаты' из... фир менной. джинсовой ткани: Со- гласиа ,— очень- практячно в ■ столь,,специфической ‘обстанов ке. Но *мы-то нормальные лю ди! И кощунственно ходить в . джинсах, например, в Большой КОРР: Но вот Юрий у нас как-то беспокойно ведет себя в* кресле. Наверное, у него иные взгляды и на моду, и на реа- Ю. ВАСИЛЬЕВ: А что, м.не. джинсы, говорят, идут. ИРя! всегда надеваю нх, когда... де- ' лаю, уборку в гараже. А вот что касается реа.таз-. м а ,. Лично я считаю шедевре.!,! кинореализ.ма .фнль.м «Журна- * л!?ст»,. Е1о не пого.х 1 у, конечно,- что ,я сыграл там. молодого га-, ' зетчика, своего . тезку Юр.у, Алябьена, и не , потому, что, фи.чъм снимал именно Сергей .Апполциарьевич — .мой глубо- копбчйтаемый учитель. Все нача.чось в этом .реали стичном фильме с' добротней шего-сценарня все того'же Ге- раси.мова; И потом, когда двуз?- сершшая картина была снята з! просмотрена большим множест вом журна.гистов-професспона-; лЬв— - и столичных, и провни- циа.чьных, ,— пришли в адрес съемочной группы сотни-писем от представителей этой профес сии. И не было ни одного (!) письма, дш одной строчки, ко торые бы укоряли режиссера я актеров-в отступлении от прав,-: ды газетной жизни. Так.что*.и к ва.м заинтересованный воп- рбс; это действительно так?■ КОРР; Блестящий фильм! И поистине— ни сантиметра в сторону от реализма. Не;слу- чайно эта лента включена в программу обучении , студентов; ВГИКа почти всех факультетов. Ну^.а теперь я вновь , пре-* тендую на свои права и-задаю очередной вопрос: почему, Юрий, мы редко встречаемся с Вами на.экране? Ведь дебют в «Журналисте» ■был довольно- успешным. С признанным мно гими высоким Вашим актер ским мастерством недостатка в приглашениях на съемки, на верное, нет? Ю. ВАСИЛЬЕВ; ; Блавода- рю,-за;ко.мпяямеи-т..Но с меня Достаточно . и «Жур?!а|;нста», принесшего мне, 752. письма- (цифра.!— точная!,), от ■девуше?; в -возрасте толькода. -.23 лет; Шучу, конечно,; Дело не в* этом. Я*— актер *.МХ.АТа... И очень горжусь этим, , дорожу званием мхатовца.! И чтобьг подтверждать , его,, все . свое время' отдаю,прежде- всего ра боте -над театральными ролями. 'Предложенни же от кинорежи'с- серов ‘действительно .много. Но и сыграл я уже немало — пач-. тн в тридцати:фальма.х,- ,ес.ти иметь ,ввиду . то.тько ведущ?се' роли. Кстати, неоднократно . снямался и в дипломных филь мах, н а ; очередном фестнва.те которых присутствую в качест ве почетного гостя вот уже восьмой раз. Редактор М. ГОРЬКАЕВ. АДРЕС РЕДАВДИИт 398008, т. Липецк, площадь Плеха-нова, Дом.печати. Телефоны: редактора -—4:07-13, ответстве 1 игорв .секретаря ■— 4-07-11; отделов коммунистиче- восшцгаяия —* 4-00-12, комсомольской жизни -— 4-67:03, учащейся молодеиш .— 4-00-96^;; писем —- 4-06-18^ спорта .нтфотокоррееивндейта — 4**60-07. Тапоррафяя издате.чьст*а «Ленинское зяамя»;^ Липецк. Коммунаякная ;площадь: 44: т »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz