Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ ПОСЛЕСЛОВИЕ К ВЫСТАВКЕ ЧТОБ ПОХОРОШЕЛИ ГОРОДА И СЕЛА «Вокруг нас все должно быть красиво», —- вот главная идея недавно проходившей в об­ ластном выставочном зале вы­ ставки «Оформительское ис­ кусство». Любопытного здесь было немало. С большим инте­ ресом липчане познакомились с работами .последних лет, вы­ полненными худржественно- производственными мастерски­ ми, бюро эстетики Новолипзц- кого и тракторного заводов. Например; нельзя не полю­ боваться великолепной рос­ писью в санатории «Липецк» (художник Лузаноз), мозаикой во Дворце спорта «Звездный» (художник СавеНков), интерье­ ром и росписью ко^лнаты-му- зёя Пришвина (Дворянчиков, Сальников, Сорочкин). Немало восторженных оце- нрк полупило оформление и Дома культуры в Долгоруково. Отрадно отметить, что высо­ ким профессионализмом отли­ чается оформление многих зда­ ний на только а областном центре, ко и а отдаленных точ­ ках нашей области. Например, Дом культуры в ■колхозе «Ро­ дина» Лав-Толстоаского райо­ на. Рельеф у входа на главном фасада выполнен лауреатом премии им. В. Скороходова скульптором А. Вагнером, мо-- заика «Дары зе.мные»—худож­ ником Н. Савенковым. Интересна роспись в Доме культуры совхоза «Отрада» Добринского района. Художни­ ками Куликовыми представлен оригинальный проект оформле­ ния зала столовой в поселке Матырском. Наряду с известными наши­ ми живописцами, скульпторами и графиками в выставке участ­ вовало и много молодых ху­ дожников: Скаргина (эскизы — витражи); Чепенеа, Гончаров и бурлаков (плакаты). До сих пор на протяжении многих лет художвстаанно-про- иззодстванные мастерские д е ­ лали плакаты только по зака­ зам. Теперь предоставилась возможность выполнить выста­ вочные плакаты, то есть попро­ бовать себя в новом качестве. — На этой выставке не уда­ лось полностью представить все интересные работы офор­ мителей Липецкой области, — сказал на открытии выставки секретарь ГК КПСС И. А. Зуб­ ков. — Но выставка дает тол­ чок для раздумий, для поиска новых путей в оформлении на­ ших сел и городов, цехов, пред­ приятий. Н. ПОГРЕБЕНКО. г. Липецк. Рисунок И. СУРОВЦЕВА. Без сжзв. ГАСТРОЛИ ВИА «Оризонт» ив тор в ши ВН 1 1 Н >1 Сегодня в Липецке начина­ ются гастроли популярного мо­ лодежного ансамбля «Ори­ зонт». Напомним несколько штрихов из его творческой биографии. Ансамбль был создан в 1977 году. Он — лауреат теле­ визионного конкурса «С песней по жизни», участник многих всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей. Первые же выступления при­ несли «Ориэонту» шумный ус­ пех. И этот успех не был слу­ чаен. Д ело в том, что все участники ансамбля — люди талантливые, многие стали ав­ ами песен, прочно вошед­ х в репертуар «Оризонта», все — солисты. Атмосфере подлинного твор­ чества, царящей в этом ансамб­ ле, во многом содействует и руководитель «Оризонта» — выпускник Кишиневского инсти­ тута искусств, создатель це­ лого ряда ставших Широко по­ пулярных песен «Рудепапа- рудэ», «Мотылек», «СлезЬ|») — О. Мияьштейн. Само название ВИА — «Ори­ зонт», что в переводе с мол­ давского означает «горизонт»— символично, оно выражает стремление молодых музыкан­ тов постоянно* идти вперед, от­ крывать новые горизонты в своем творчестве. И. ВЛАДИМИРОВА. Можно рпсовать кистью, молено фломастером или ка­ рандашом, а можно... светом. Этот дословный, перевод слова «фотографировать» часто за ­ бывают, сводя искусство фо­ тографии лишь к простой фик­ сации лиц, или фрагментов жизни. Останавливают мгно­ вения н деревенеют лица, за- ' стывают в не.чепых позах па­ ши друзья, родные. Но о под­ линном смысле этого слова сразу вспоминаешь, знакомясь с работами мастера высшего класса РСФСР фотографа из фотоателье К» 1 2 объединения «Липецкоблфото» Бориса Юзефовича Саквы. Проходят чередой- лица, раз­ ные. но все ' необычные. За кажды.ч. таким .лицом. — це;тая жизнь, раздумья о прожитом, кадсдое хочется запомнить, в каждое всмотреться по.тучше. Эти портреты, которые береж­ но-извлекает из .своего . храни­ лища: старый. мастер, участво­ вавшие в двух ею персональ- ны.х выставках, — целая эгго- иея, в которую вплетены не­ обычные судьбы, характеры. С детской искренностью, доброй доверчивостью смотрит в объектна пожилой человек. Молодая женщина с ниспа­ дающим водопадо-м волос, по­ тупилась,. задумавшись,. а. чем- то своем, сокровенпо.м. А это .лицо, не пощади.чо время,- нзбороздив. его- глубок ними морздийа.чн, такж е стары и руки, прижатые к лицу — руки матери, бабушки, забот­ ливо у-кутывакяцне малышей — внуков, собирающие детей 3 дсрс.-у. Долго прожитая жизнь, светлая исизиь. В руках Бориса Юзефовича обыкновенная павильонная ка- .мера е вмонтированным им са . мим старинным объективом «Дальмеер», приобретенным по случаю 30 лет назад, оживает, как оживает кисть в руках опытного живописца. И высве­ чиваются лица, раскрываются, во всей с.чожиостц и неповто­ римости человеческие характе- Несколько часов наблюдала за работой старого мастера и все время он был разны.м. Вот уставший присаживается на край стула, рассказывает о ребе, смущенно признаваясь: «Я работать могу, а расска­ зать о работе нет». Вот лицо его становится вдохновенным, мо.юдеет, стан распрямляется, Это появился клиент. . Робкая девушка, заливаясь румянцем, входит в' павильон. -— Как 'тебя зовут? —■быст­ ро спраш-ивает мастер. — Наташа. А тем временем Борис Юзе­ фович, Х.ЧОЯОТЛНВО усаживает ее н на ходу импровизирует фон. Появляется легаая стен­ а НАСТАВНИКИ Р и с у ю светом? ка, на сту'.че он ставит неболь. шой ящик, .г\а него набрасы­ вает алый бар.хат. —- Сколько тебе лет? —■ «воюя» со своей _ бутафйргкй,- ннтсресуется фотограф, вни­ мательно вглядываясь в‘- пока- непонятпое ему .чицо. --- Четырнадцать; — удяв- лсшю улыбается Наташа. — Ну вот и расслабилась, молодец, — слышится веселая- скороговорка Бориса Юзефо-- — Наташа, Наташа, хоро­ шая девочка наша, — и вдруг решительно, с напором Саква нронзпосит; — Взгляд ко мне, ближе; еще, хорошо. — А кс»гда не моргать, ког­ да снимаете? — спрашивает девушка. — Так ты уже снята, —• притворяется удивленным. Сак­ ва. — До свиданпя. ■ Дев.)тпка, довольная, уходит, а Саква тихо поясняет. — Я стараюсь, чтобы че.чо- век не заметил, когда именно: его снимаю, чтобы не было на. пряженного взг.чида, так назы­ ваемых стеклянных глаз. — Вы у меня спрашивали, как я учился на фотографа. А разве на поэта учатся? ^ т о - графом, как и ПОЭТО.М, рожда­ ются. Нужно иметь призвание, определенный настрой души. Я не представ.тяю, что мог бы заниматься чем-то другим. Пятнадцатилетним пареньком прйвела меня мама к извест­ ному Б стране, к сожалению. недавно скончавшемуся Евсею - персональными мастер первого класса, таи^к всего четыре в об.частн. А таких, как Саква, в обла­ сти один, да и в Союзе не­ много наберется- фотографов, на снимках которых стояла бы «фирменная» печать:, «Мастер высшего к.чаеса -РСФСР». З а свою жизнь Б. Ю. Саква, подготовил более десятка фо­ тографов. Более 50 .лет отдал- Борис Юзефович фотографии. И все ЭТО-время бессменным его- спутником была павильонная камера, а любимым жанром в фотографии, — портрет. И в свободное время ,.когда натруженным глазам хочется- отдохнуть (более тридцати лет назад у него . внезапно резко ухудшилось зрение, и сейчас, 1 ю -с/ществ\, видит .лишь один глаз), Саква, гуляя по- улице, напряженно вгляды­ вается в лица. Ищет .людей е «изюминкой», не обязательно красивые,. главное — одухо­ творенные лица. И еслн- встре­ тит такое, будет упрашивать: «Пожалуйста, зайдите в фо­ тографию, мне хочется именно вас снять». Так появился портрет «Не все прожито», удостоенный диплома первой степени на Всероссийском смотре, «Мать» II многие другие. Б. Ю. Саква — участник и дипломант всех Всероссийских фотоконкурсов, проводимых Министерством бытового об-, служивания населения., В по­ следние годы лдачане смогли познакомиться с двумя его Вялому. У него я учился, как работать ,со светом. И в про­ цессе этой учебы понял,, чтобы стать первоклассным мастером, недостаточно только владеть техническими приемами фото­ графии. Надо быть художни­ ком, психо.чогом, уметь найти общий язык с любым челове­ ком з а . считанные мийуты, да ­ же секунды, В работе весь смысл з^изни Бориса Юзефовича. Саква по­ стоянно в павильоне,. и д аж е в те дни, когда-у него выход» ъменщик — молодой фото­ граф А. Выставкин. — . Парень. Т 0 Л 15 ОВЫЙ, — го­ ворит о нем Саква. — Думаю» станет достойным моим иро- должателем. Уже сейчас он выставками. Имя Саквы известно за пре­ делами нашей об.части. Не раз он проводил творческие семи­ нары с молодыми фотографами в разных городах РСФСР. ...Ярко горят осветительные камеры- в павильоне. В центре на стуле застыла в напря­ женной позе пожилая женщи­ на. Давно не фотографирова- — Посмотрите . на . меня, улыбнитесь, ,—^ мягко просит.; Борис Юзефович., — Так,, хорошо. Улыбнитесц шире, взгляд- на меня. Еще один енц-мок, но оя не будет трафаретным, плохо ра­ ботать Борис Юзефович Сак­ ва просто не умеет.' И. ТКАЧЕНКО. т. Липецк. Составип. П» Колёсннков г. Лмлвця: По. горизонтали: 3. Первая советская олимпийская' че/унтИ- онкя пв'.саиному спорту. 5;-Й?- дани» на одном листа, 7. Кла- вищнмй; муадкалинмй инструу мевт.,& Задор, увлаяенив. 1 а Марка, чахословацк^а аатоМе- йнпя. 14. Ткань, прнМвняеМва а технике. 15. Полевое укрыг тие. 14, Памятник, монумент. 19. Мыс острова: Хонсю,- 21, Питательный напиток: 22: Пер­ вый советский' олимпийский- чемпион по прыжкам в в о ^ 25, Материи» 24. Город а Ли­ пецкой области» 27. Река в Лм.- пецкой области. По вертикали: 1. Опера С. Рахманинова. 2. О трез тка­ ни в раскроенном виде. 3. Со­ ветская кинокомедия,.: 4. Д е ­ таль часов. 4. Пространная реплика. 9, Радиотехническое устройство. 10. Сигнальное устройство. 11. Штат США.» 13. Русская народная песня. 17. Старинный город-крепость в устье Дуная. 18. Церемония смены караула. 20. Кавалерий­ ский шлем. 23. Продукт, при­ меняемый в пивоварении. 24, Дерево семейства тутовых. Редактор М. ГОРЬКАЕВ. 5 П111111|д||||||||||1И||11и111111Н111111119||1111111111|111111и11а9111111И1и1И1111111111Ш1И1ШШШННШП|1111Ш1НП111Ш11111П1и111т1тП1111111111ШШ1ШШ1111НЫ1ИШШШ1ь»[ АДРЕС РЕДАКЦИИ: 398000, г. Липецк, площадь Плеханова, Дои печати. Телефоны: редактора — 4-07-13, ответственного секретаря — 4-67-11; отделов коммунистиче- цского .воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи » - 4-66-06^ писем — 4-66-18, спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. 26165 ^ ^ Типографий издательства «Левинское знамя», Липецк, Коммунальная площадь, 44. ~~~™За&~№ЧоМ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz