Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
п о р с эд н о й с т р а н е * п о р о д н о й с т р а н е * п о р о д н о й с т г а н е Теперь его именем названы улицы, корабль, молодой город а Татарии. Он удостоен высших наград Родиньг^— звания Героя Советского Союза и лауреата Ленинской премии. О нем на писаны опера, роман, десятки поэм и стихов, ученые иссле дуют его жизнь и творчество. Произведения Мусы Джалиля перезедены на языки всех на родов СССР, они йззестны за рубежом. Но Чувства и мысли, сыновей и дочерей разных на родов пересекаются в одной горячей точке — в «Моабит- ской. тетради». У каждой книги, как и у че- дагестанцы переводят не про сто текст поэтических произве дений на свой язык, а раскры-, веют через них душу своего народа, для которой так близок Джалиль. Истиннь]й патриотизм интер национален. По существу каж дая литература приняла Мусу Джалиля как своего поэта. По этому с полным правом можно сказать, что пожелтевшие те тради, хранящиеся * фондах Государственного муэея Тата рии, принадлежат всему совет скому народу. До 1964 года они хранились у вдовы поэта А, Джалиловой, которая в дни РЕЛИКВИИ НАШЕЙ ЭПОХИ Подвиг поэ та ловека, своя судьба. Биогра фию «Моабитской тетради» . трудно сравнить с судьбой ка кой-либо другой книжки. На чалась она в суровом 1942 го ду, когда следы поэта Мусы Джалиля потерялись на Вол ховском фронте. «Пропал без вести в тяжелом бога», — в этой формулировке столько же надежды, сколько обреченно- В самом конце войны, в ап реле 1945 года, солдаты из 79-го стрелкового корпуса, на ступающего в Берлине на рейх стаг, нашли в тюремном дворе клочок бумаги. Это была запис ка Джалиля, а которой он сообщал, что заключен в Мо- абитскую тюрьму и скоро бу дет казнен. Он просил пере дать привет друзьям и близ ким, и прежде всего Александ ру Фадееву, Через год были найдены два блокнота со стихами, написан ными в неволе. А а 1947 году советское консульство в Брюс селе переслало в Казань еще одну тетрадку со стихами Джа лиля. Ее передал бельгийский гражданин по просьбе своего друга, бывшего участника Со противления Андрэ Тиммер- манса. Удивительные своей иск. ренностью и благородством ду* ха стихи друзья и близкие поэ та читали, обливаясь слезами. Люди, хорошо знавшие Мусу, ни на секунду не сомневались в его верности Родине. Весной 1944 года мало кто знал, что Джалиль в застенках, в фашистской неволе и что до его казни осталось четыре ме сяца. На Родине ходили проти воречивые слухи, будто Муса работает у немцев. Журнали сты спросили у Фадеева, верит ли он этим слухам. Александр Александрович твердо ответил! «Нет! Джалилоа — настоящий коммунист». Впоследствии - он принял живое участив в лите ратурной судьбе погибшего по- Целых шесть лет прошло после возвращения «Моабит ской тетради» до ее публика ции. По крупицам собирались факты, свидетельствующие о верности и несгибаемости по эта. Мало написать горячие сти хотворные строки, нужно еще подтвердить их своей жизнью. Муса выдержал это испытание. Теперь эти стихи известны всему миру. На русский язык «Моабитск'ую тетрадь» перево дили многие советские поэты. Десятки, сотни людей — лите раторов и ученых сердцем со- ярикоснулись с «Моабитской тетрадьюн, Украинцы, казахи, литовцы, белорусы, башкиры, празднования 60-летия Джали ля передала их в Президиум Верховного Совета Татарской АССР. В том же году прави тельство республики поручило хранение «Моабитской тетр^ ди» Государственному музею ТССР. Из 125 стихотворений найде но пока лишь 93. Они уместили в себе человеческую красоту, мужество и творческое богатст. во поэта и вышли за рамки ли тературы и искусства одного народа. Константин Симонов разы скал бельгийского антифашиста А, Тиммерманса. В своем очер ке «Сосед по камере» писа тель с удивительной скромно стью и тщательностью расска зывает историю возвращения второй тетради в нашу страну, Андрэ Тиммермане не прни- мал, что написано в блокноте Джалиля, но он знал Мусу ^ стойкого, мужественного, чеСТ* ного человека. И потому, ри<?'« куя жизнью, Андрэ передай матери книжечку со стихаМЙ татарского поэта. Тетради побывали в сотнЯ)? рук, с ними работали п и с а т^ ^ кинооператоры, работники леаидения. В результате карей*' дашные записи местами стер лись, некоторым листочкам угрожала гибель. Это встрево жило музейных работников, л они обратились к дирекции Го сударственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина | Москве с просьбой реставри ровать национальные реликвии', Через несколько месяцев те традки вернулись в Казань. Рядом с ними в музее экспо нируется лнэбопытный доку мент. Ведомость со списком комсомольско - молодежной бригады Вазыха /Лавликова, со ставленным в 1970 году, когда начиналось строительств КамАЗа. Первым в этом списка записан Муса Джалиль — пол ноправный член бригады. Про* шло 12 лет. Коллектив по-преи?- нему комсомольско-молоден!- ный. Бригада по праву считает ся одной из лучших в Набереж ных Челнах. В ней трудятся та тары, русские, украинец, баш кир и чуваш. Стихи Джалиля, его непоколебимость помогают строителям в трудовых буднях. Бригадир Вазых Мавликов стал лауреатом премии Ленинского комсомола. В'прошлом году, $ связи с пуском второй очереди КамАЗа, ему присвоено звание Героя Социалистического Тру да. Слились воедино подвиг гражданский, поэтический е трудовой отвагой... 3. НУРМУХАМЕТОВА, краевед. аНАУКА РАЗДВИГАЕТ ГОРИЗОНТЫ ВОЗДУШНЫЙ ЭКСПРЕСС Государственная экспертиза провела серию опытов и испы таний в области создания дири жаблей и аэростатических по ездов. Принято решение дди- ступить к разработке широкой программы по внедрению этого вида транспорта в производст во. Каждый день мы пользуемся газовой плитой,, на голубом топливе работают тысячи и тысячи больших и малых пред, приятии. Природный газ — ценнейшее сырье для многих отраслей народного хозяйства. Но поступает- он потребителям, как правило, за тысячи кило метров от мест добычи. К. примеру, сооружается оче- ртдная «нитка» газопровода Пунга — Ухта —- Грязовец, На участок, прилегающий к во сточному склону приполярного Урала, сваренные «плети» труб большого диаметра и трубы-, одиночки везут со станции Агирйш за 300 километров ко так называемому зимнику. " На переброску одного кило метра «плетей» затрачивается по нормам 13 тонн горючего. Да почти столько же потребля ют по.ттора десятка тракторов- буксировщиков, дежурящих на трассе. Чем дальше на восток и се вер продвигается фронт освое ния природных богатств, тем острее, иеот.тожнев становятся проблемы создания экономия, кого, надежного, вездеходного транспорта. И одним из таки* его видов может стать дирй- жабль. Идея применения у многих специалистов вызывала понача лу лишь скептические улыбки. Представьте себе. Что к Остан кинской телебашне причал:ивает огромный... дирижабль. На его , серебристом боку отчетлиРо видна надпись «Дельфин». А за ним, словно вагоны, семь так называемых «топливовозов», р которых находятся сибирский природный газ, нефть. Идея создания аэростатических по ездов, буксируемых дирижабля. МП,‘возникла у ученых не на голом месте. -Дирижабли, если так можно выразиться, родились прежде временно. Ведь только в насто ящее время появилось все не обходимое для них — новые высокопрочные пластические материалы, непроницаемые ме таллические пленки, а главное, появился легкий и безопасный газ — гелий для их заполне ния. Кстати, получают его из тех же природных газов, кото рые будут транспортироваться в аэростатических поездах. Самый крупный наш самолет «Антей» может поднять груз общим весом до 50 тони. Груп па советских ученых разрабо тала предложение о создании трансн-ортного летательнОго ап парата грузоподъемностью -до девяти тысяч тонн. Вангнейшее преи.мущество ди- . рижаблей — и.х высокая эконо мичность. Перевозка ими одной тонны груза в 3—5 раз дешев ле, чем самолетом, и в 12—15 . раз дешевле, чем вертолетом. Есть езде одна немаловажная ' ирачина обращения к диринсаб- лям. Она связана с. проблемой охраны окружающей среды. Самолет т',та «Конкорд», на пример, за один час полета «пожирает» столько кислорода, сколько многие гектары леса вырабатывают за год. А дири жабль — экологически самый чистый летательный аппарат.- Но вернемся к началу наше го разговора. Итак, дирижабль Вр главе аэростатического по езда с топливом. Это семь аэро статов, изготовленных из м |г - 1ШХ, но очень прочных поли мерных материалов. Внутрь оболочки закачан природный газ, который, как известно, лег. 49 воздуха, а следовательно, он будет рваться ввысь. Поэтому его можно уравновесить балда'- стом, в качестве которого ис пользуется, например, иефтБ, размещенная внутри аэростатов В специальных емкостях. Таким образом, топливный аэропоезд повезет не только газообразное, но и жидкое топливо. Экономисты подсчитали, что при доставке газа и нефти из Западной Сибири в европей скую часть страны капитальные Затраты будут почтя в 12 раз меньше, чем при транспортиров ке тошчива по трубопроводам. Так что почти забытый «масто- доит воздухоплавания» пере живает сегодня свое второе рождение. - А. ТРУТНЕВ. ^ - г * : : ' На высоком берегу Волги в центре Волгограда раскинулся комплекс музея-панорамы «Сталинградская битва» {на снимке]. Слева на втором плане — здание разрушенной во время боев мельницы, которая сохраняется как памятник, (Фотохроника ТАСС). т МИР УВЛЕЧЕНИЙ По сле,1,а]М[ динозавров Раватское ущелье — одно из С|мых экзотических и интерес ных в геологическом отношении мест на Памире. Голые пестрые скалы высотой в полтора кило метра сжимают узкую долину с маленькой прозрачной речкой.. Корявая от ветров арча, прак-. тически единственное дерево, которое может расти на такой высоте, покрывает вершины Эгид мрачных скал, а внизу уже два тысячелетия бушует подземный угольный пожар. Последние годы изучением горящих копей занимаются ре бята из геологического кружка Дворца пионеров города ’ Ду шанбе .под руководством ет- трудннка Института геолопнн Академии наук Таджикской протяжённая Приморская ССР В. П. Новикова, ...В тот день, приехав, в ущелье, они занялись сбором папоротников, окаменевших следов растений. Вдруг Марат Бабаев и .Миша Пеньков в одни голос закричали: «Следы!» От Равата уже не ждали ни, каких неожиданностей, н вот теперь в склоне, где громозди лись сползшие глыбы песчаяя- ков, пеночками в разных на- правлениях ребята заметили четкие крутшые трехпалые ла пы. , О чем же поведаян следы? Они помогли восстановить ■чандшафт той далекой эпохи. Нд месте нынешних высоких I, 5кру|||е:1[5я, была очень ( и п низ менность е бухточками, болота ми, лиманамш с пышной расти, тельностью, Диноза6(>ы вдё^ь не жили, но а периоды засухй приходили на водопой. Судя по всему, животные прогуливались здесь небольшим стадом. Есть совсем маленькие, отпечатки — длиной 15 санти метров, есть покрупнев—- д о 30 сантиметров. Кому принад лежат они, точно сказать труд но. Предполагают, что рх оста, вили гигштские орнитопод'ы — сттиценогие» динозавры, бро- да& и е в прибрежных зарослях в поисках пищи. Е. ТУРУБАРА, Редактор М. ГОРЬКАЕВ. ^ Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк. Коммунальняя плптяд,,. ад. ^ Зак. № 1008
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz