Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

п о р с эд н о й с т р а н е * п о р о д н о й с т р а н е * п о р о д н о й с т г а н е Теперь его именем названы улицы, корабль, молодой город а Татарии. Он удостоен высших наград Родиньг^— звания Героя Советского Союза и лауреата Ленинской премии. О нем на­ писаны опера, роман, десятки поэм и стихов, ученые иссле­ дуют его жизнь и творчество. Произведения Мусы Джалиля перезедены на языки всех на­ родов СССР, они йззестны за рубежом. Но Чувства и мысли, сыновей и дочерей разных на­ родов пересекаются в одной горячей точке — в «Моабит- ской. тетради». У каждой книги, как и у че- дагестанцы переводят не про­ сто текст поэтических произве­ дений на свой язык, а раскры-, веют через них душу своего народа, для которой так близок Джалиль. Истиннь]й патриотизм интер­ национален. По существу каж­ дая литература приняла Мусу Джалиля как своего поэта. По­ этому с полным правом можно сказать, что пожелтевшие те­ тради, хранящиеся * фондах Государственного муэея Тата­ рии, принадлежат всему совет­ скому народу. До 1964 года они хранились у вдовы поэта А, Джалиловой, которая в дни РЕЛИКВИИ НАШЕЙ ЭПОХИ Подвиг поэ та ловека, своя судьба. Биогра­ фию «Моабитской тетради» . трудно сравнить с судьбой ка­ кой-либо другой книжки. На­ чалась она в суровом 1942 го­ ду, когда следы поэта Мусы Джалиля потерялись на Вол­ ховском фронте. «Пропал без вести в тяжелом бога», — в этой формулировке столько же надежды, сколько обреченно- В самом конце войны, в ап­ реле 1945 года, солдаты из 79-го стрелкового корпуса, на­ ступающего в Берлине на рейх­ стаг, нашли в тюремном дворе клочок бумаги. Это была запис­ ка Джалиля, а которой он сообщал, что заключен в Мо- абитскую тюрьму и скоро бу­ дет казнен. Он просил пере­ дать привет друзьям и близ­ ким, и прежде всего Александ­ ру Фадееву, Через год были найдены два блокнота со стихами, написан­ ными в неволе. А а 1947 году советское консульство в Брюс­ селе переслало в Казань еще одну тетрадку со стихами Джа­ лиля. Ее передал бельгийский гражданин по просьбе своего друга, бывшего участника Со­ противления Андрэ Тиммер- манса. Удивительные своей иск. ренностью и благородством ду* ха стихи друзья и близкие поэ­ та читали, обливаясь слезами. Люди, хорошо знавшие Мусу, ни на секунду не сомневались в его верности Родине. Весной 1944 года мало кто знал, что Джалиль в застенках, в фашистской неволе и что до его казни осталось четыре ме­ сяца. На Родине ходили проти­ воречивые слухи, будто Муса работает у немцев. Журнали­ сты спросили у Фадеева, верит ли он этим слухам. Александр Александрович твердо ответил! «Нет! Джалилоа — настоящий коммунист». Впоследствии - он принял живое участив в лите­ ратурной судьбе погибшего по- Целых шесть лет прошло после возвращения «Моабит­ ской тетради» до ее публика­ ции. По крупицам собирались факты, свидетельствующие о верности и несгибаемости по­ эта. Мало написать горячие сти­ хотворные строки, нужно еще подтвердить их своей жизнью. Муса выдержал это испытание. Теперь эти стихи известны всему миру. На русский язык «Моабитск'ую тетрадь» перево­ дили многие советские поэты. Десятки, сотни людей — лите­ раторов и ученых сердцем со- ярикоснулись с «Моабитской тетрадьюн, Украинцы, казахи, литовцы, белорусы, башкиры, празднования 60-летия Джали­ ля передала их в Президиум Верховного Совета Татарской АССР. В том же году прави­ тельство республики поручило хранение «Моабитской тетр^ ди» Государственному музею ТССР. Из 125 стихотворений найде­ но пока лишь 93. Они уместили в себе человеческую красоту, мужество и творческое богатст. во поэта и вышли за рамки ли­ тературы и искусства одного народа. Константин Симонов разы­ скал бельгийского антифашиста А, Тиммерманса. В своем очер­ ке «Сосед по камере» писа­ тель с удивительной скромно­ стью и тщательностью расска­ зывает историю возвращения второй тетради в нашу страну, Андрэ Тиммермане не прни- мал, что написано в блокноте Джалиля, но он знал Мусу ^ стойкого, мужественного, чеСТ* ного человека. И потому, ри<?'« куя жизнью, Андрэ передай матери книжечку со стихаМЙ татарского поэта. Тетради побывали в сотнЯ)? рук, с ними работали п и с а т^ ^ кинооператоры, работники леаидения. В результате карей*' дашные записи местами стер­ лись, некоторым листочкам угрожала гибель. Это встрево­ жило музейных работников, л они обратились к дирекции Го­ сударственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина | Москве с просьбой реставри­ ровать национальные реликвии', Через несколько месяцев те­ традки вернулись в Казань. Рядом с ними в музее экспо­ нируется лнэбопытный доку­ мент. Ведомость со списком комсомольско - молодежной бригады Вазыха /Лавликова, со­ ставленным в 1970 году, когда начиналось строительств КамАЗа. Первым в этом списка записан Муса Джалиль — пол­ ноправный член бригады. Про* шло 12 лет. Коллектив по-преи?- нему комсомольско-молоден!- ный. Бригада по праву считает­ ся одной из лучших в Набереж­ ных Челнах. В ней трудятся та­ тары, русские, украинец, баш­ кир и чуваш. Стихи Джалиля, его непоколебимость помогают строителям в трудовых буднях. Бригадир Вазых Мавликов стал лауреатом премии Ленинского комсомола. В'прошлом году, $ связи с пуском второй очереди КамАЗа, ему присвоено звание Героя Социалистического Тру­ да. Слились воедино подвиг гражданский, поэтический е трудовой отвагой... 3. НУРМУХАМЕТОВА, краевед. аНАУКА РАЗДВИГАЕТ ГОРИЗОНТЫ ВОЗДУШНЫЙ ЭКСПРЕСС Государственная экспертиза провела серию опытов и испы­ таний в области создания дири­ жаблей и аэростатических по­ ездов. Принято решение дди- ступить к разработке широкой программы по внедрению этого вида транспорта в производст­ во. Каждый день мы пользуемся газовой плитой,, на голубом топливе работают тысячи и тысячи больших и малых пред, приятии. Природный газ — ценнейшее сырье для многих отраслей народного хозяйства. Но поступает- он потребителям, как правило, за тысячи кило­ метров от мест добычи. К. примеру, сооружается оче- ртдная «нитка» газопровода Пунга — Ухта —- Грязовец, На участок, прилегающий к во­ сточному склону приполярного Урала, сваренные «плети» труб большого диаметра и трубы-, одиночки везут со станции Агирйш за 300 километров ко так называемому зимнику. " На переброску одного кило­ метра «плетей» затрачивается по нормам 13 тонн горючего. Да почти столько же потребля­ ют по.ттора десятка тракторов- буксировщиков, дежурящих на трассе. Чем дальше на восток и се­ вер продвигается фронт освое­ ния природных богатств, тем острее, иеот.тожнев становятся проблемы создания экономия, кого, надежного, вездеходного транспорта. И одним из таки* его видов может стать дирй- жабль. Идея применения у многих специалистов вызывала понача­ лу лишь скептические улыбки. Представьте себе. Что к Остан­ кинской телебашне причал:ивает огромный... дирижабль. На его , серебристом боку отчетлиРо видна надпись «Дельфин». А за ним, словно вагоны, семь так называемых «топливовозов», р которых находятся сибирский природный газ, нефть. Идея создания аэростатических по­ ездов, буксируемых дирижабля. МП,‘возникла у ученых не на голом месте. -Дирижабли, если так можно выразиться, родились прежде­ временно. Ведь только в насто­ ящее время появилось все не­ обходимое для них — новые высокопрочные пластические материалы, непроницаемые ме­ таллические пленки, а главное, появился легкий и безопасный газ — гелий для их заполне­ ния. Кстати, получают его из тех же природных газов, кото­ рые будут транспортироваться в аэростатических поездах. Самый крупный наш самолет «Антей» может поднять груз общим весом до 50 тони. Груп­ па советских ученых разрабо­ тала предложение о создании трансн-ортного летательнОго ап­ парата грузоподъемностью -до девяти тысяч тонн. Вангнейшее преи.мущество ди- . рижаблей — и.х высокая эконо­ мичность. Перевозка ими одной тонны груза в 3—5 раз дешев­ ле, чем самолетом, и в 12—15 . раз дешевле, чем вертолетом. Есть езде одна немаловажная ' ирачина обращения к диринсаб- лям. Она связана с. проблемой охраны окружающей среды. Самолет т',та «Конкорд», на­ пример, за один час полета «пожирает» столько кислорода, сколько многие гектары леса вырабатывают за год. А дири­ жабль — экологически самый чистый летательный аппарат.- Но вернемся к началу наше­ го разговора. Итак, дирижабль Вр главе аэростатического по­ езда с топливом. Это семь аэро­ статов, изготовленных из м |г - 1ШХ, но очень прочных поли­ мерных материалов. Внутрь оболочки закачан природный газ, который, как известно, лег. 49 воздуха, а следовательно, он будет рваться ввысь. Поэтому его можно уравновесить балда'- стом, в качестве которого ис­ пользуется, например, иефтБ, размещенная внутри аэростатов В специальных емкостях. Таким образом, топливный аэропоезд повезет не только газообразное, но и жидкое топливо. Экономисты подсчитали, что при доставке газа и нефти из Западной Сибири в европей­ скую часть страны капитальные Затраты будут почтя в 12 раз меньше, чем при транспортиров­ ке тошчива по трубопроводам. Так что почти забытый «масто- доит воздухоплавания» пере­ живает сегодня свое второе рождение. - А. ТРУТНЕВ. ^ - г * : : ' На высоком берегу Волги в центре Волгограда раскинулся комплекс музея-панорамы «Сталинградская битва» {на снимке]. Слева на втором плане — здание разрушенной во время боев мельницы, которая сохраняется как памятник, (Фотохроника ТАСС). т МИР УВЛЕЧЕНИЙ По сле,1,а]М[ динозавров Раватское ущелье — одно из С|мых экзотических и интерес­ ных в геологическом отношении мест на Памире. Голые пестрые скалы высотой в полтора кило­ метра сжимают узкую долину с маленькой прозрачной речкой.. Корявая от ветров арча, прак-. тически единственное дерево, которое может расти на такой высоте, покрывает вершины Эгид мрачных скал, а внизу уже два тысячелетия бушует подземный угольный пожар. Последние годы изучением горящих копей занимаются ре­ бята из геологического кружка Дворца пионеров города ’ Ду­ шанбе .под руководством ет- трудннка Института геолопнн Академии наук Таджикской протяжённая Приморская ССР В. П. Новикова, ...В тот день, приехав, в ущелье, они занялись сбором папоротников, окаменевших следов растений. Вдруг Марат Бабаев и .Миша Пеньков в одни голос закричали: «Следы!» От Равата уже не ждали ни, каких неожиданностей, н вот теперь в склоне, где громозди­ лись сползшие глыбы песчаяя- ков, пеночками в разных на- правлениях ребята заметили четкие крутшые трехпалые ла­ пы. , О чем же поведаян следы? Они помогли восстановить ■чандшафт той далекой эпохи. Нд месте нынешних высоких I, 5кру|||е:1[5я, была очень ( и п низ­ менность е бухточками, болота­ ми, лиманамш с пышной расти, тельностью, Диноза6(>ы вдё^ь не жили, но а периоды засухй приходили на водопой. Судя по всему, животные прогуливались здесь небольшим стадом. Есть совсем маленькие, отпечатки — длиной 15 санти­ метров, есть покрупнев—- д о 30 сантиметров. Кому принад­ лежат они, точно сказать труд­ но. Предполагают, что рх оста, вили гигштские орнитопод'ы — сттиценогие» динозавры, бро- да& и е в прибрежных зарослях в поисках пищи. Е. ТУРУБАРА, Редактор М. ГОРЬКАЕВ. ^ Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк. Коммунальняя плптяд,,. ад. ^ Зак. № 1008

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz