Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н Е Ц # 2 : 3. УСПЕХ ПРОИЗВОДСТВА- В ЕГО РЕЗЕРВАХ З А М Е Т К И С П Л Е Н У М А О Б К О М А В Л К С М Большой разговор на пленуме Шел о том, что успех современного производства определяется сегодня, не только трудовыми показателями, но и имеющимися резервами. Особое значение в годы XI пятилетки придается подготовке ' ’ и использованию трудовых ресурсов. Первый сек ретарь ОК ВЛКСМ В. С. Филиппов, говоря о роли комитетов комсомола в этом важном де ле, подразумевал комсомольских активистов не только учебных заведений. Воспитание бу дущих рабочих сейчас как никогда требует крепкой,: продуманной связи между цредприя- тиями, колхозами, совхозами, школами и про фессионально-техническими училищами. Ни для кого не секрет, что без общения с рабочим коллективом невозможно избежать формально го отношения в ирофориентации. Вот почему за последние годы обком комсомола значитель. но повысил внимание к укреплению связей ком сомольских организаций школ, ПТУ, предприя тий, хозяйств. Обратимся к одному и.з примеров, приведен, ных на пленуме. З а последние пять лет в кол хозе имени Фрунзе Добринского района оста лись работать 50 выпускников Верхне-Матре- новской школы, 10 учатся в высших- и средне- специальных сельскохозяйственных учебных з а ведениях. Из 15 выпускников нынешнего года в ’ своем «еле остались 14. Проблема кадров пере, стала здесь существовать благодаря совмест ным усилиям школы и колхоза. Учащиеся, ■ ■ участвуя в производстве с помощью колхоз ников, получают хорошую трудовую подготов ку. Ученическую бригаду считают коллективом этого большого хозяйства. Между бригадами и ’ пионерскими отрядами заключены договоры. В школе работает педагогический отряд^ С по мощью колхоза оборудован кабииет.:М,еханиза- нии сельского хозяйства. Ребята обрабатывают 150 га земли, шефствуют над животиоводче- ; скими фермами. Их регулярно приглашают иа собрания, торжественные вечера. Таким обра-. ■ зом, школьники не только осваивают сёльско* 'хозяйственные профессии, но и 'с.Детских лет хорошо знакомы с проблемами, нуждами сво его колхоза. И понимают, что без их помощи, .. когда они станут взрослыми, здесь не обойдут-' вспоминать еще адреса, их очень много. Стоит, : пожалуй, привести вот такой факт; около трех . тысяч выпускников сельских школ вместе с ’ аттестатами получают удостовереийя мехаииза-.; торов.. Обучаются этой профессии в специаль ных кабинетах, оборудованных с помощью хо- . эяйств, а их учителя и наставники — лучшие механи-заторы. 1 разговоре о проблемах профориентации - участвовали представители не только сельского хозяйства, в котором сейчас много проблем, связанных именно с трудовыми резервами, и представители предприятий города. Анна Ширяева, контролер. ОТК Липецкого об ластного производственного швейного объедине ния, командир педагогического отряда расска зала о шефской работе с учащимися Ы-й ии<о- лы, ГПТУ АГа 28„ поделилась опытом трехсто роннего договора о сотрудничестве комсомо.пь. ско-молодежных ко.плективов с классами шко лы и груйпами училищ. Этот опыт хорош тем, что помогает школьникам -выбрать профессию о'созяанио, а выпускникам училища осиователь. но закрепиться на месте работы. Большую роль в этом играют комсомольско-молодежные кол лективы, где учащиеся ГПТУ проходят произ водственную практику, а потом туда же полу чают направления после окончания училища. Но на фоне з.тмечате.ты 1 ых примеров дело вого сотрудничества школ ,и цроиэводственвых коллективов еще более ощутимо чувствуются изъяны в этой работе, отметалось на пдену- - ме. Не п^звый год комитет комсомола Липецко го тракторного завода направляет в подшеф ное двадцать третье училшие всего лишь один комсомольско-молодежный коллектив. Не ' луч ше Обстоят дела н в тресте «Липепкетрой», п.меющем несколько базовых учклшц. Л поста, нов.чеиие бюро ЦК ВЛКСМ по работе КМК в г. Липецке требует от нас, чтобы трехсторонний договор: класс — учебная группа ПТУ—КМК вошел в действие па всех без исключения пред приятиях и во всех учебных заведениях обла сти. И тогда меньше было бы проблем, свя занных с закрепляемостью молодых рабочих, с набором в училище. Вот пример, который по-настоящему должен заставить задуматься. Когда при анкетирова нии учащихся одной из школ г. Липецка пред ложили но десятибалльной системе оценить про фессии металлурга, токаря, слесаря, каменщи ка, плотника, телемастера, сварщика, фотогра фа, электрика и продавца, самые низкие баллы получили профессии строительные в металло обработки, а с ам ы ^ высокие — связанные со с(|)ерой нематериального производства, 75 про центов десятиклассников в анкете отметили, что после окончания школы они собираются поступать в, вузы. Это ли не наглядный пример наших общих недоработок, говорил В. С. Филиппов, по казывающий, к чему приводит подмена про- фессиональной ориентации профпросвещением. Именно здесь нужно искать причину невыпол- непия государственных планов по комплекто ванию профтехучилищ строительного направ- Трудно вести пока разговор о серье.зной про(|)орие^»тации, если сами школьники 1 )асска- . зывают о то-м, что в течение учебного года о : профессиях, 11 еобходимы.х кашей области, они узнали только от учителей школ. И только мае. накануне экзаменов, появляются гости из многих училищ. В одни 1 г тот же класс выст раивается целая очередь представите.гей все- В03М0Ж1ГЫХ ПТУ. В течение 15т-20 минут каж дый из НИХ старается убедить, что в их у> лище самые лучшие условия для учебы, Пр чем больше говорится не о профессиях,’ а достижениях футбольной или волейбольной команд, о наличии спортииого инвентаря и ■ помевденнй, как будто речь идет по крайней мере о приглашении в олимпийскую сборную. Этот просчет явно велик, но винить в негг только работников училищ нельзя. Самое вес- , кое слово в агитации за рабочие профессии должны сказать сами рабочие. К большому сожалению, именно здесь недо- рабатьтают райкомы и горкомы комсомола, которые, каждым летом начинают судорожно ; искать желающих погйи в ПТУ, чтобы вручить ; им комсомольегше путевки. Не случайно, поло вина выпускников, получивших нынешним ле том путевки в Левобережном райкоме ВЛКСМ, так и не дошли до училища. А ведь можно из- ' бежать формализма в этом деле, прибегнув к ■ помощи тех же гсомсомрльско-молодежных кол- ' лективов, входящих в звено: школа — базовое .предприятие—ПТУ. Вот почему ©. повышении ; роли КМК в подготовке учащихся к '^руду го- ' ворилось на пленуме как о задаче самой перво степенной важности. . Но вот получил молодой человек .специаль ность, которой обучался с душой, с большим удовольствием. А почему через некоторое вре мя он. бросил работу? ;Р,азочаровалея в про фессии? Нет, нодвбиая причина н е столь часта. . ■А причина кроется в том, что к рзб|>чему без : должного внимания отнеслись иа месте. И вот что пнтересио: подобные случаи чаще всего встречаются в колхозах и совхозах. Уезжают ребята из села, бросают работу, по- тому что не дают им новую технику. Можно согласиться с доводом многих руководителей хозяйств, что, мол, иа всех вовой не напасешься, у нас есть люди более заслуженные, желающие : поработать на новом тракторе или комбайне, . Безусловно, это так. Но уж , если вручили ста рый трактор парню ,, то будьте - добры по мочь ему в. ремонте. Дело ли, когда из-за ча стых простоев тракторист получает в месяц 48 рублей. Так было с Ю. Соколовым в совхозе «Раненбургский» ПаплыгинскЪгб района. Кста ти, из четверых, направленных сюда трактори стов, -Юрий остался здесь одни. Большое внимание вызвало выстунленве А. Лыткина, первого секретаря Чаплыгинского РК ВЛКСМ, поднявшего проблему .работы об ластного отряда животноводов. Отряд создан, он работает, а хоть один райком комсомола провел собрание молодых живвтноводов после полуго,^ его существования? Нет! А тш ’маяис к нему, заинтересованность его работой, по мощь ему — вот лучншй способ зигта-нии сле дующих выпускников идти трудиться в ж авот- новодство. Отвстствсшюсть за воспитание будущего ра. бочего очень велика. Она должна быть очень конкретной. Каждый уже работающий должен подумать о той, что он может сделать в этом- великом и благородном деле, — вот какая мысль была основной па состоявшемся пленуме ОК ВЛКСМ. В заключение работы пленума выступил сек:, ретарь обкома КПСС Ы. Ф. Богатырев, кото рый подчеркнул, что успехи молодежи, ее стремление работать высокопроизводительно, эффективно и качествшно является результ.а- том целенаправленной работы комсонольски,х организаций по коммунистическому воспитанию юношей и девушек, формированию у них ак тивной жизненной позиции. Но процесс воспи тания — процесс вечный, непрерывный. И по этому каждый день, каждый час не должен пройти бесследно. Е. МИТИНА, наш. корр. ' В своих фронтовых «невмах я обнаружил вырезку из газе ты нашей части за 1942 год. Заметка называлась «Минеры на Дону». Вот ее текст: ...Их было сорок два. Обве шенные оружием, подтянучЪге, стояли в ровном строю; Коман дир диверсионного отряда ми- неров-подрывников старгиий лейтенант Денисеико держал перед ними краткую речь: ФРОНТОВАЯ ХРОНИКА только известным приметам, догадывались, что предстоит что- то серьезное. Готовил х:ебя к новым . боям и доыкомЕзвода старший сержант Вдснлнй Шала баев. После, утомител'ьного двух дневного перехода получили приказ занять оборону на сты ке двух дорог Белгарод--Курск . у деревни Бутово. Всю ночь . окапывались. А рано утром, через боевые порядки полка в сторону немцев с воем и ^ свистом, сверкая огненными' хвостами, нонеелнеь . реактив-- ные снарядй «Катюш», --следом весь .ход нх наступления. Бойды отдельной роты ав томатчиков старшего лейтенан та Борисова, где служил Шала- баев, зря временя не теряли; пристроившнсь иоудобней, пи сали .письма, чувствовали, что свободного времени теперь долго не будет, -поплотней з а бивали диски патронами, кури ли. Написал письмо ^и Василий’ Шалабаев. Не успел ' Спрятать карандаш, как раздался хрип лый от напряжения голос рот ного, со своего некусно замас кированного НП, следившего в бинокль 3^ противником: нами у своего противотанково го ружья.......... По траншее, пригнувшись, прошел ротный,-е-- . напускной веселостью лодбадрйвал: — Не дрейфь, гвардейцы! Танки пропускать через себя, с ними артиллеристы разберут ся, наша задача отсечь и уни- - чтожнть пехоту... Вспоминая сейчас этот бой, который длился почтя двое с половиной суток без перерыва, Василий Матвеевич Шалаба ев рассказывает; . —- Нетыре года пришлось мне воевать, участвовал в раз- Тот трудный бой — Идти надо, товарищи, на рискованное дело, в тыл врага. Сами понимаете, задание от ветственное. Выполнить его мо жет тот, кто не страшится смерти. Кто готов на ото — три шага вперед. Как по команде, четко стук нули каблуки. Никто не остал ся, не замешкался. Клейменов из дерешш Набоко ва, А.чександр Тетроков из се- Васильевка Тербуиского района, Петр Симшш из се.ча Ожога Воловского района; ...«Во вражеский тыл минеры пронесли на себе сотни кило граммов взрывчагки. Вышли к большой излучине Дона, около города Аксай, где у фашистов было несколько поптоиных мо стов. Их предстояло разрушить плавучими фугасами замедлеи- ного действия. И вот мины спущены на воду, но некоторые из них сильный ветер стал при бивать к отмели!. Комсомолец Николай Клейменов, под огнем противника шагнул в ледяную! авр.у'' н стал вновь выводить мйны на стремень»... Задание минеры вьшолцняи.1 Так героически сражались с не-| навистным врагом наши зем.чя- ки-лвшаке_в грозные .годы Ве ликой Отечественной войны. В. ШИРОБОКИХ, ветеран 18 армии, инвалид Великой Отечесгвешюй войны второй группы. 199-й стрелковый полк 67-й гвардейской дквизии, доукомп, яектованный пополнением -и немного отдохнувший после жестоких боев 'Сталинградской битвы, прибыл иа станцию Елец. Порле гсороткого отдыха здесь солдаты походным мар шем выступили в направлении, известном пока лишь 'команди рам рот и батальонов. Не знали бойцы, что впереди их ждет еще одно испытание, не легче сталинградского — Кур ское сраячение. Бывалые солда ты, конечно, по своим, им заговорила артиллерия калибров. Слышь, Василий, • кричал сквозь сплошной гул и.рев старшина Борпс.Махоткн, — не завидую я сейчас фаши стам. «Бог войны» всего фронта, наверное, работает. Д ает жару.. — Ничего, пусть погреются, а то после Сталинграда промерз- ,После длительного артналета немцы молчали, не ожидав та кого сокрушительного упреж дающего удара, нарушившего — Приготовиться к бою1 Немцы! Крепко сжимая в руках автомат, старший сержант. Ша лабаев вг.чядывался вдаль. Не управляемым, огромным ста-' д ом 'в направлеиви позиций' полка шли несколькими эше лонами танки. — Мать честная, — ярогово- рил шенотом лежавший рядом бронебойщик Павел Сальни ков, — сколько же их! Вот поработать-то придется, — и стал поудобнее укладывать сумку с бронебойными патро- ных боях, прошел испытание огнем и железом в Сталинград ской битве, но этот бой на Курской дуге был самым тя- Мы потеряли счет времени, некогда было- взглянуть на ча сы. Немцы ‘с какой-то -сумас шедшей ..^зжесточенностыо, же лая отыграться здесь за _ Ста линград, иерли на наши по зиции.' Но мы были уже не то, что в 41-м, воевать научи лись лучше их. Несколько раз сходились в рукопашной. Го рели кострами танки, в воздухе • Л Е Н И Н Е Ц роем кружились самолеты. Земля, как живая, колыхалась под ногами от взрывов; Наш старшина Борис 1^1ахотин с глазами,- воегГалевными от бессонницы, не отходил от пуле мета ни на минуту. В том бою он уничтожил 300 гитлеровцев, за что был награжден Звездой Героя... посмертно. Погиб и Паша Сальников, уничтожав ший из своего ПТР фашист ские танки. Не знал и ротный командир, Что этот бой будет для него последним. Много хороших ребят полегло, за ставив матерей д о копна дней ' своих, не веря- в смерть детей, с надеждой и болью ждать их возвращения. Получил коитузшо и Ва силий. Бои на Курской дуге стали для Василия ’Ша.табасва шко лой мужества и солдатской мудрости. Здесь он стал ком мунистом, тгастоящнм закален ным воином, а было тогда ему ! всего 2! год. А « медалям «За оборону Сталинграда», «За от вагу», к ордену Красной Зв ез ды прибавился еще один та кой же орден. Сейчас Василий Матвеевич' трудится оружейным мастером в спортивно-стрелковом клубе горкома ДОСААФ. Трудится так же честно, как и воевал. А. ПАНОВ. Половина седьмого утра. . Старенький, уютный дворик Правобережного военкомата постепенно заполняется людь ми. Оживленные беседы, смех, звенят гитара. Кто-то начинает песню, солдатскую. Потому что ла призывников. Почти все с заполнившие дворик люди —' воинской специальностью: шо-.: это призывники, будущие сол- феры, радиомеханики, дизели- даты, и их провожающие род- сты. Сергер Затокских.уже сей- ствеиники,, ■ друзья. Николай» час почти профессионал в ра- Павлович Воротьшцев, работник диоделе. Руководитель кружка военкомата, посмотрел в окно— шоферов А. В. Полухин души пртоычная д л я , весны и осени не чает в своих питомцах, картина — идет призыв в ряды Немало спортсменов.-Вот два Советской Армии. Со многими кандидата в маегера^торта по ребятами Ворогьшц-ев , успел да<вДо— Вячеслав Грачев, и уже подружиться. Сегодня .ка- Александр.Коровин., кие-то серьезные, повзрослев- Воротьшцев посмотрел фото- шне. О чем они .думают? На- графии, прикинул; си;чыше верняка о лредстоящей службе, ребята. Из армии придут — не _Что ждет каждого, .что нужно, узнаешь, настояшими атлетами ■'-чтобы стать хорошим, умелым станут, в плечах раздадутся. . воином. Ответить '<уюжио. В Вот два нарня: Андрей Пан первую очередь, конечно, нуж- кратов и Игорь Проскурин ., а дисциплина. Выучка, опыт 'К ак -то зашли в военкомат, а придут к дисциплинированным в фойе как р а з .строители ра- солдатай. ботали. З а этих ребят,, пожалуй, вол- .— Можно поможем? — пред, иовахься не стоит. Воротьпшев ложили. еще раз перелистал личные де- К середине дня подошли еще Ждите 'армейских писем ребята, тоже добровольно вы- — Ага. звались поработать. Кто кладку Что это за «ага», будущий ведет, чето раствор готовит. З а солдат. день стену с|[ожилк. Оставлять ' — Так. точно, — вытянулся- работу недоделанной — не по Сергей. — Обидно, как радиста характеру 'ребят. Собрались в., хвалите, а все откладываете с воскресенье, рштукатурили,\ призывом. ' . . под вечер побелили. И забле- \ — Готовься, — Нйколай Пав- стел свежестью актовый зал. \лович протянул повестку. — В Работящие ребята, им труд --з ап ас е три дня. ности тоже не страшны. ■ д те, у кого'- д а ' отправки ...Раздумья Воротыицева пре- орта.вались считанные минуты, -рвал телефонный звонок: ' сЬбраяиоь во дворе, вокруг де-: — Николай Павлович, это мобилизованного , солдата — - мама Валеры.., , беспокои-гся. отсюда два года назад он тоже Напомните, пожалуйста, Вале- .уходил в армию. И вот зашел рику, чтобы теплые вещи взял, вспомнить доармейскую юность. — Ох, уж эти родители. Го- Солдат неснешяо, обстоятельно товы с парнем вместе служить, рассказывал об ; армейском - — пошутил Воротьшцев. житье-бытье. В дверь кабинета постучали, И вот призывники собрались -затем -просунулась голова пар- в -Кабинете Воротынцева. Нико- ня. лай Павлович по-мужски по- I — Сергей Лисии, — у з н а л ' жал каждому руку, вручил йайор, —I за повесткой? » военные билеты. Во дворе .волновались роди тели, друзья. Скрывали волне ние песнями, под гитару; «У сол дата выходной, пуговицы^ в Духовой оркестр п.одхватил песню. Под музы 1 ^у вышли при зывники, набрасывая шапки на коротко подстринсенные Головы. Прозвучала команда: «По автобусам».; Призывники н про вожающие поспешили с проща- - Отслужите, заходитег най- де*м о чем поговорить, — ска зал Воротынцев, . ...Автобус развернулся, вы ехал на дорогу. В окна, улы баясь, смотрели будущие сол даты. Кт'о-то приоткрыл окно: — Скоро напишем, зкдите! Что ж , ждем ваших армей ских писем, земляки. Счастли вой вам службы. Ю. КРАСНИКОВ. На снимке: на полигон пришла почта. (Фотохроника ТАСС). - Этот трагический голос вой ты... Истошный вой падающего самолета. Мимолетная страш ная тишина и следом — над. рывные автоматные очереди вперемежку с пистолетными, одиночными. Васильевские после взрыва высыпали на улицу разом. По смелей и поотчаянней побежав 1 по снегу в сторону вьютре- лов. Те, кто успел пораньше, еще слышали русскую речь. Оттуда, с середины поля, где гремели пистолеты. Потом слы шались стоны. А потом — ти- Местные жители окружили место гибели экипажа. ‘Летчики приземлились неподалеку от разбитой кабины бомбардиров щика. Молодые парни. Спокой ные поэы. Смерть не наложи ла отпечатка.' Только у одного из членов экипажа сильно обго рели ноги. И в последнюю ми нуту пилоты словно хотели за слонить своими телами наше русское поле. Кто они, эти отважные ребя та? Кто их матери, близкие, роднь1е? Как узнают, где сло жили головы молодые парии. Плакали Васильевские женщи- , думая и о своих сыновьях, мужьях, отцах, сражавшихся на фронте. Схоронили безымян ных героев, приметили место Тридцать с лишним лет лежа ли парни безымянными. А од нажды, на уроке географии ди ректор Васильевской средней В С Е С О Ю З Н Ы Й П О Х О Д п о ЛЙЕСТАМ Р Е В О Л Ю Ц И О Н Н О Й , Б О Е В О Й И Т Р У Д О В О Й С Л А В Ы ПАМЯТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ВЕЧНОЙ школы Воловского района Ма рия Павловна Левушкима, оче видец той памятной ночи, пове дала ребятам о гибели бомбар дировщика, о летчиках-героях, имена которых все еще были неизвестны. Рассказ взволновал ребят. Тут же, после уроков, в нёпого. ду, по подмоченному отте пелью снегу, отправились они на место гибели экипажа. И будто не было этих тридцати с лишним лет, отделявших от подвига, когда безмолвные за стыли мальчишки и девчонки на поле у трех одинаковых ив. Так родился отряд «Неуго- Н. Разворотнев, секретарь обкома ВЛКСМ. и начался поиск... Сотни пи сем по разным адресам, сотни встреч. Каждый день прибли-, жал те военные годы, тех лю дей, которые тридцать с лиш ним лет были безымянными. Наконец, установленно точно — в поле у Дедова леса (так называют его местные жители) погиб экипаж. Афанасия Нико лаевича Трушкина, кавалера ордена Красной Звезды, до войны — харьковского рабоче- Сиова поиск, снова перепис ка, встречи с сослуживцами Трушкина из 49-го гвардейско го авиационного полка, с его родными, близкими. И — .радостная весть. Нашел ся Трофим Платонович Паси- ченко, штурман бомбардиров щика, член экипажа. В ту ночь Пасиченко, с переломанными ногами, обмороженного, спря тали женщины соседнего села. Через тридцать е лишним лет состоялась встреча «неугомон ных» <с товарищем Трушкина, штурманом Пасиченко, сыном и женой, внуками отважного ка питана. В школьном музее со брано много документов, фо тографий, рассказывающих о жизни командира бомбарди ровщика. А поле, где принял последний бой экипаж, в Во- ловском районе так и называ ют полем капитана Трушкина.., ...Понятна, зрима нашему по- колению-,':^,ЗТв памятная-'дйязь времен, - событий и судеб. Счастлива земля, на которой внуки и сыновья продолжают дело, начатое отцами, умножа ют их славу. Счастлива земля, помнящая боль от снарядов и бомб, знавшая горечь утрат и хмельную радость Победы. Земля, которую берегут сы новья и дети, выросшие под чистым, мирным небом. ...Есть в селе Афанасьево Измалковского района человек, которого знают все от мала до велика. Иван Васильевич Воб ликов, первый секретарь ком сомольской ячейки села. До сих пор ветеран бережно хра нит свой комсомольский би- !|ет, на котором еще нет орде нов. Комсомол только начинал ковать свою легендарную био графию. В доме у Вобликова всегда людно. Он рад гостям. Береж но просматривает свои архивы — старые, пожелтевшие вырез ки из газет, письме, фотогра фии. И рассказывает неторо пливо, задумываясь. Стареет память ветерана. А так хочется «выжать» из себя все, что пом нится. Он -знает, как важно для молодых его слушателей со прикоснуться с героическим прошлым. Немало потрудился ветеран. Уже сейчас готовы материалы для создания музея истории села — его революционного, боевого и трудового прошлого. ...Молодые рабочие Тербун- ского районного управления «Сельхозтехника» под руковод ством управляющего Василия Андреевича Репкина разыскали старенький трактор «Универ сал», установили этот памятник трудового героизма земляков на постамент перед своим предприятием. Разыскали-.фа милии 54-х механизаторов, пер вых работников МТС... ...На братской могиле умер ших от ран в военном госпита ле, расположенной в Хлевен- ском районе, значатся теперь 185 имен. 70 из них были ранее неизвестны... ...Живет Память. Вечна Па мять. Память — боготство че ловека. И мы, каждый из нас, должны увидеть Время, ход его переломных эпох, уверенную поступь мирных лет... Комсомольцы 80-х годов с честью продолжаот героичес кую эстафету старшего поколе ния. Воспитание молодежи на идеях советского патриотизма и социалистического интернаци онализме, привитие чувства гор дости за нашу Родину, готов ности стать на ее защиту — вот одна из важнейших задач Всесоюзного похода по местам революционной, боевой и тру довой славы КПСС и советско го народа. Сейчас 180 тысяч юношей и девушек области идут маршру тами .подвига. Создано почти, 700 музеев, комнат и уголков. Активно ведут свою работу во енно-патриотические объедине ния, университеты и клубы бу дущего воина. Образцово работают школь ные военно-патриотические ■клубы «Подвиг» средней шко лы № 1 города Лебедяни, «Русь» Кузьмино-Отвержекой средней школы Липецкого рай она, «Поиск» Никольской сред ней школы Измалковского рай она, «Искатель» села Елец-Ла- зовка Хлевенского района. Традиционными стали дека ды революционной славы, не дели Военно-Морского Флота, Военно-Воздушных Сил, погра ничных войск, месячники обо ронно-массовой работы. Огромный идейный заряд получают юноши и девушки, участвуя в героико-патриотичес ких чтениях по книгам Л. И. Брежнева «Малая зем ля», «Возрождение», «Целина». Массово проходит в области Всесоюзная поисковая экспеди ция комсомольцев и молоде-' жи, пионеров и школьников «Летопись Великой Отечествен ной», стартовавшая в сентябре прошлого года. Б области — более 30 тысяч пиоиеров-тимуровцев. Они шефствуют над ветеранами партии и комсомола, труда и войны, семьями погибших. При мером здесь могут быть дей ствия тимуровцев средней школы № 1, руководит которы ми организатор внеклассной ра боты Александр Афанасьевич Голубев. Школьники шефствуют над 65-ю инвалидами войны и труда, собрали обширный ма териал о боевых и трудовых подвигах земляков. Всего в области более 2000 отрядов «Красных следопытов» участвуют в поиске. Учащиеся средней школы № 3 г. Липецка провели большую работу по установлению фами лий бойцов, захороненных в братской могиле на Сокольском кладбище. В ходе поиска доку ментально установлены 87 имен воинов. В дни Всесоюзной вах ты Памяти 9 мая 1983 года на братской, могиле установлена мемориальная доска с фамили ями бойцов, умерших от ран в госпитале, ранее считавшихся пропавшими без вести. Ребята из поискового отряда Набережанской средней школы Воловского района, собирая материал о воинах, захоронен ных в братской могиле, выяс нили, что двое воинов, считав шихся погибшими, остались жи вы. Завязалась переписка, а 9 мая этого года — волнующая встреча. Более 100 имен воинов, по гибших при освобождении го рода Ельце, установили красные следопыты школы-интерната Да, десятки погибших воинов и сегодня в нашем строю, ря дом с нами, живыми. Так, в со став пяти комсомольско-моло дежных коллективов цеха № 4 Елецкого элементного завода зачислены почетными членами бригады герои-молодогвардэй- цы Олег Кошевой, Ульяна Гро мова, Герои Советского Союза Александр Матросов, Зоя Кос модемьянская, отважная пуле метчица, ельчанка Аня Гайте- рова. Подобные примеры мож но привести и по другим пред приятиям. ...Память вечна... Трудно оценить, трудно срав нить работу каждого участника Всесоюзного похода комсо мольцев и молодежи по мес там революционной, боевой и трудовой славы Коммунистичес кой партии и советского наро да. Каждая страница, каждая строка. Вписанная в нашу с то бой биографию, — смотр вер ности молодежи героическим традициям поколений, демон страция ее готовности к трудо вому и ратному подвигу во имя Родины. ...Сделано много. Но работы у всех нас предстоит еще боль ше. Это — дело, которое не переделать. Мьг не только ле тописцы, мы — творцы своей истории. Поэтому обидно, когда зара стает травой памятник на брат ской могиле, когда незамечен- - ными остаются люди, участники тех героических лет. Мы шага ем дальше, а что-то можем упустить... Не можем! Не име ем права! Память должна быть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz