Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н Е Ц # 2 : 3. УСПЕХ ПРОИЗВОДСТВА- В ЕГО РЕЗЕРВАХ З А М Е Т К И С П Л Е Н У М А О Б К О М А В Л К С М Большой разговор на пленуме Шел о том, что успех современного производства определяется сегодня, не только трудовыми показателями, но и имеющимися резервами. Особое значение в годы XI пятилетки придается подготовке ' ’ и использованию трудовых ресурсов. Первый сек­ ретарь ОК ВЛКСМ В. С. Филиппов, говоря о роли комитетов комсомола в этом важном де­ ле, подразумевал комсомольских активистов не только учебных заведений. Воспитание бу­ дущих рабочих сейчас как никогда требует крепкой,: продуманной связи между цредприя- тиями, колхозами, совхозами, школами и про­ фессионально-техническими училищами. Ни для кого не секрет, что без общения с рабочим коллективом невозможно избежать формально­ го отношения в ирофориентации. Вот почему за последние годы обком комсомола значитель. но повысил внимание к укреплению связей ком­ сомольских организаций школ, ПТУ, предприя­ тий, хозяйств. Обратимся к одному и.з примеров, приведен, ных на пленуме. З а последние пять лет в кол­ хозе имени Фрунзе Добринского района оста­ лись работать 50 выпускников Верхне-Матре- новской школы, 10 учатся в высших- и средне- специальных сельскохозяйственных учебных з а ­ ведениях. Из 15 выпускников нынешнего года в ’ своем «еле остались 14. Проблема кадров пере, стала здесь существовать благодаря совмест­ ным усилиям школы и колхоза. Учащиеся, ■ ■ участвуя в производстве с помощью колхоз­ ников, получают хорошую трудовую подготов­ ку. Ученическую бригаду считают коллективом этого большого хозяйства. Между бригадами и ’ пионерскими отрядами заключены договоры. В школе работает педагогический отряд^ С по­ мощью колхоза оборудован кабииет.:М,еханиза- нии сельского хозяйства. Ребята обрабатывают 150 га земли, шефствуют над животиоводче- ; скими фермами. Их регулярно приглашают иа собрания, торжественные вечера. Таким обра-. ■ зом, школьники не только осваивают сёльско* 'хозяйственные профессии, но и 'с.Детских лет хорошо знакомы с проблемами, нуждами сво­ его колхоза. И понимают, что без их помощи, .. когда они станут взрослыми, здесь не обойдут-' вспоминать еще адреса, их очень много. Стоит, : пожалуй, привести вот такой факт; около трех . тысяч выпускников сельских школ вместе с ’ аттестатами получают удостовереийя мехаииза-.; торов.. Обучаются этой профессии в специаль­ ных кабинетах, оборудованных с помощью хо- . эяйств, а их учителя и наставники — лучшие механи-заторы. 1 разговоре о проблемах профориентации - участвовали представители не только сельского хозяйства, в котором сейчас много проблем, связанных именно с трудовыми резервами, и представители предприятий города. Анна Ширяева, контролер. ОТК Липецкого об­ ластного производственного швейного объедине­ ния, командир педагогического отряда расска­ зала о шефской работе с учащимися Ы-й ии<о- лы, ГПТУ АГа 28„ поделилась опытом трехсто­ роннего договора о сотрудничестве комсомо.пь. ско-молодежных ко.плективов с классами шко­ лы и груйпами училищ. Этот опыт хорош тем, что помогает школьникам -выбрать профессию о'созяанио, а выпускникам училища осиователь. но закрепиться на месте работы. Большую роль в этом играют комсомольско-молодежные кол­ лективы, где учащиеся ГПТУ проходят произ­ водственную практику, а потом туда же полу­ чают направления после окончания училища. Но на фоне з.тмечате.ты 1 ых примеров дело­ вого сотрудничества школ ,и цроиэводственвых коллективов еще более ощутимо чувствуются изъяны в этой работе, отметалось на пдену- - ме. Не п^звый год комитет комсомола Липецко­ го тракторного завода направляет в подшеф­ ное двадцать третье училшие всего лишь один комсомольско-молодежный коллектив. Не ' луч­ ше Обстоят дела н в тресте «Липепкетрой», п.меющем несколько базовых учклшц. Л поста, нов.чеиие бюро ЦК ВЛКСМ по работе КМК в г. Липецке требует от нас, чтобы трехсторонний договор: класс — учебная группа ПТУ—КМК вошел в действие па всех без исключения пред­ приятиях и во всех учебных заведениях обла­ сти. И тогда меньше было бы проблем, свя­ занных с закрепляемостью молодых рабочих, с набором в училище. Вот пример, который по-настоящему должен заставить задуматься. Когда при анкетирова­ нии учащихся одной из школ г. Липецка пред­ ложили но десятибалльной системе оценить про­ фессии металлурга, токаря, слесаря, каменщи­ ка, плотника, телемастера, сварщика, фотогра­ фа, электрика и продавца, самые низкие баллы получили профессии строительные в металло­ обработки, а с ам ы ^ высокие — связанные со с(|)ерой нематериального производства, 75 про­ центов десятиклассников в анкете отметили, что после окончания школы они собираются поступать в, вузы. Это ли не наглядный пример наших общих недоработок, говорил В. С. Филиппов, по­ казывающий, к чему приводит подмена про- фессиональной ориентации профпросвещением. Именно здесь нужно искать причину невыпол- непия государственных планов по комплекто­ ванию профтехучилищ строительного направ- Трудно вести пока разговор о серье.зной про(|)орие^»тации, если сами школьники 1 )асска- . зывают о то-м, что в течение учебного года о : профессиях, 11 еобходимы.х кашей области, они узнали только от учителей школ. И только мае. накануне экзаменов, появляются гости из многих училищ. В одни 1 г тот же класс выст­ раивается целая очередь представите.гей все- В03М0Ж1ГЫХ ПТУ. В течение 15т-20 минут каж ­ дый из НИХ старается убедить, что в их у> лище самые лучшие условия для учебы, Пр чем больше говорится не о профессиях,’ а достижениях футбольной или волейбольной команд, о наличии спортииого инвентаря и ■ помевденнй, как будто речь идет по крайней мере о приглашении в олимпийскую сборную. Этот просчет явно велик, но винить в негг только работников училищ нельзя. Самое вес- , кое слово в агитации за рабочие профессии должны сказать сами рабочие. К большому сожалению, именно здесь недо- рабатьтают райкомы и горкомы комсомола, которые, каждым летом начинают судорожно ; искать желающих погйи в ПТУ, чтобы вручить ; им комсомольегше путевки. Не случайно, поло­ вина выпускников, получивших нынешним ле­ том путевки в Левобережном райкоме ВЛКСМ, так и не дошли до училища. А ведь можно из- ' бежать формализма в этом деле, прибегнув к ■ помощи тех же гсомсомрльско-молодежных кол- ' лективов, входящих в звено: школа — базовое .предприятие—ПТУ. Вот почему ©. повышении ; роли КМК в подготовке учащихся к '^руду го- ' ворилось на пленуме как о задаче самой перво­ степенной важности. . Но вот получил молодой человек .специаль­ ность, которой обучался с душой, с большим удовольствием. А почему через некоторое вре­ мя он. бросил работу? ;Р,азочаровалея в про­ фессии? Нет, нодвбиая причина н е столь часта. . ■А причина кроется в том, что к рзб|>чему без : должного внимания отнеслись иа месте. И вот что пнтересио: подобные случаи чаще всего встречаются в колхозах и совхозах. Уезжают ребята из села, бросают работу, по- тому что не дают им новую технику. Можно согласиться с доводом многих руководителей хозяйств, что, мол, иа всех вовой не напасешься, у нас есть люди более заслуженные, желающие : поработать на новом тракторе или комбайне, . Безусловно, это так. Но уж , если вручили ста­ рый трактор парню ,, то будьте - добры по­ мочь ему в. ремонте. Дело ли, когда из-за ча­ стых простоев тракторист получает в месяц 48 рублей. Так было с Ю. Соколовым в совхозе «Раненбургский» ПаплыгинскЪгб района. Кста­ ти, из четверых, направленных сюда трактори­ стов, -Юрий остался здесь одни. Большое внимание вызвало выстунленве А. Лыткина, первого секретаря Чаплыгинского РК ВЛКСМ, поднявшего проблему .работы об­ ластного отряда животноводов. Отряд создан, он работает, а хоть один райком комсомола провел собрание молодых живвтноводов после полуго,^ его существования? Нет! А тш ’маяис к нему, заинтересованность его работой, по­ мощь ему — вот лучншй способ зигта-нии сле­ дующих выпускников идти трудиться в ж авот- новодство. Отвстствсшюсть за воспитание будущего ра. бочего очень велика. Она должна быть очень конкретной. Каждый уже работающий должен подумать о той, что он может сделать в этом- великом и благородном деле, — вот какая мысль была основной па состоявшемся пленуме ОК ВЛКСМ. В заключение работы пленума выступил сек:, ретарь обкома КПСС Ы. Ф. Богатырев, кото­ рый подчеркнул, что успехи молодежи, ее стремление работать высокопроизводительно, эффективно и качествшно является результ.а- том целенаправленной работы комсонольски,х организаций по коммунистическому воспитанию юношей и девушек, формированию у них ак­ тивной жизненной позиции. Но процесс воспи­ тания — процесс вечный, непрерывный. И по­ этому каждый день, каждый час не должен пройти бесследно. Е. МИТИНА, наш. корр. ' В своих фронтовых «невмах я обнаружил вырезку из газе­ ты нашей части за 1942 год. Заметка называлась «Минеры на Дону». Вот ее текст: ...Их было сорок два. Обве­ шенные оружием, подтянучЪге, стояли в ровном строю; Коман­ дир диверсионного отряда ми- неров-подрывников старгиий лейтенант Денисеико держал перед ними краткую речь: ФРОНТОВАЯ ХРОНИКА только известным приметам, догадывались, что предстоит что- то серьезное. Готовил х:ебя к новым . боям и доыкомЕзвода старший сержант Вдснлнй Шала баев. После, утомител'ьного двух­ дневного перехода получили приказ занять оборону на сты­ ке двух дорог Белгарод--Курск . у деревни Бутово. Всю ночь . окапывались. А рано утром, через боевые порядки полка в сторону немцев с воем и ^ свистом, сверкая огненными' хвостами, нонеелнеь . реактив-- ные снарядй «Катюш», --следом весь .ход нх наступления. Бойды отдельной роты ав­ томатчиков старшего лейтенан­ та Борисова, где служил Шала- баев, зря временя не теряли; пристроившнсь иоудобней, пи­ сали .письма, чувствовали, что свободного времени теперь долго не будет, -поплотней з а ­ бивали диски патронами, кури­ ли. Написал письмо ^и Василий’ Шалабаев. Не успел ' Спрятать карандаш, как раздался хрип­ лый от напряжения голос рот­ ного, со своего некусно замас­ кированного НП, следившего в бинокль 3^ противником: нами у своего противотанково­ го ружья.......... По траншее, пригнувшись, прошел ротный,-е-- . напускной веселостью лодбадрйвал: — Не дрейфь, гвардейцы! Танки пропускать через себя, с ними артиллеристы разберут­ ся, наша задача отсечь и уни- - чтожнть пехоту... Вспоминая сейчас этот бой, который длился почтя двое с половиной суток без перерыва, Василий Матвеевич Шалаба­ ев рассказывает; . —- Нетыре года пришлось мне воевать, участвовал в раз- Тот трудный бой — Идти надо, товарищи, на рискованное дело, в тыл врага. Сами понимаете, задание от­ ветственное. Выполнить его мо­ жет тот, кто не страшится смерти. Кто готов на ото — три шага вперед. Как по команде, четко стук­ нули каблуки. Никто не остал­ ся, не замешкался. Клейменов из дерешш Набоко­ ва, А.чександр Тетроков из се- Васильевка Тербуиского района, Петр Симшш из се.ча Ожога Воловского района; ...«Во вражеский тыл минеры пронесли на себе сотни кило­ граммов взрывчагки. Вышли к большой излучине Дона, около города Аксай, где у фашистов было несколько поптоиных мо­ стов. Их предстояло разрушить плавучими фугасами замедлеи- ного действия. И вот мины спущены на воду, но некоторые из них сильный ветер стал при­ бивать к отмели!. Комсомолец Николай Клейменов, под огнем противника шагнул в ледяную! авр.у'' н стал вновь выводить мйны на стремень»... Задание минеры вьшолцняи.1 Так героически сражались с не-| навистным врагом наши зем.чя- ки-лвшаке_в грозные .годы Ве­ ликой Отечественной войны. В. ШИРОБОКИХ, ветеран 18 армии, инвалид Великой Отечесгвешюй войны второй группы. 199-й стрелковый полк 67-й гвардейской дквизии, доукомп, яектованный пополнением -и немного отдохнувший после жестоких боев 'Сталинградской битвы, прибыл иа станцию Елец. Порле гсороткого отдыха здесь солдаты походным мар­ шем выступили в направлении, известном пока лишь 'команди­ рам рот и батальонов. Не знали бойцы, что впереди их ждет еще одно испытание, не легче сталинградского — Кур­ ское сраячение. Бывалые солда­ ты, конечно, по своим, им заговорила артиллерия калибров. Слышь, Василий, • кричал сквозь сплошной гул и.рев старшина Борпс.Махоткн, — не завидую я сейчас фаши­ стам. «Бог войны» всего фронта, наверное, работает. Д ает жару.. — Ничего, пусть погреются, а то после Сталинграда промерз- ,После длительного артналета немцы молчали, не ожидав та ­ кого сокрушительного упреж­ дающего удара, нарушившего — Приготовиться к бою1 Немцы! Крепко сжимая в руках автомат, старший сержант. Ша­ лабаев вг.чядывался вдаль. Не­ управляемым, огромным ста-' д ом 'в направлеиви позиций' полка шли несколькими эше­ лонами танки. — Мать честная, — ярогово- рил шенотом лежавший рядом бронебойщик Павел Сальни­ ков, — сколько же их! Вот поработать-то придется, — и стал поудобнее укладывать сумку с бронебойными патро- ных боях, прошел испытание огнем и железом в Сталинград­ ской битве, но этот бой на Курской дуге был самым тя- Мы потеряли счет времени, некогда было- взглянуть на ча­ сы. Немцы ‘с какой-то -сумас­ шедшей ..^зжесточенностыо, же­ лая отыграться здесь за _ Ста­ линград, иерли на наши по­ зиции.' Но мы были уже не то, что в 41-м, воевать научи­ лись лучше их. Несколько раз сходились в рукопашной. Го­ рели кострами танки, в воздухе • Л Е Н И Н Е Ц роем кружились самолеты. Земля, как живая, колыхалась под ногами от взрывов; Наш старшина Борис 1^1ахотин с глазами,- воегГалевными от бессонницы, не отходил от пуле­ мета ни на минуту. В том бою он уничтожил 300 гитлеровцев, за что был награжден Звездой Героя... посмертно. Погиб и Паша Сальников, уничтожав­ ший из своего ПТР фашист­ ские танки. Не знал и ротный командир, Что этот бой будет для него последним. Много хороших ребят полегло, за ­ ставив матерей д о копна дней ' своих, не веря- в смерть детей, с надеждой и болью ждать их возвращения. Получил коитузшо и Ва­ силий. Бои на Курской дуге стали для Василия ’Ша.табасва шко­ лой мужества и солдатской мудрости. Здесь он стал ком­ мунистом, тгастоящнм закален­ ным воином, а было тогда ему ! всего 2! год. А « медалям «За оборону Сталинграда», «За от­ вагу», к ордену Красной Зв ез ­ ды прибавился еще один та­ кой же орден. Сейчас Василий Матвеевич' трудится оружейным мастером в спортивно-стрелковом клубе горкома ДОСААФ. Трудится так же честно, как и воевал. А. ПАНОВ. Половина седьмого утра. . Старенький, уютный дворик Правобережного военкомата постепенно заполняется людь­ ми. Оживленные беседы, смех, звенят гитара. Кто-то начинает песню, солдатскую. Потому что ла призывников. Почти все с заполнившие дворик люди —' воинской специальностью: шо-.: это призывники, будущие сол- феры, радиомеханики, дизели- даты, и их провожающие род- сты. Сергер Затокских.уже сей- ствеиники,, ■ друзья. Николай» час почти профессионал в ра- Павлович Воротьшцев, работник диоделе. Руководитель кружка военкомата, посмотрел в окно— шоферов А. В. Полухин души пртоычная д л я , весны и осени не чает в своих питомцах, картина — идет призыв в ряды Немало спортсменов.-Вот два Советской Армии. Со многими кандидата в маегера^торта по ребятами Ворогьшц-ев , успел да<вДо— Вячеслав Грачев, и уже подружиться. Сегодня .ка- Александр.Коровин., кие-то серьезные, повзрослев- Воротьшцев посмотрел фото- шне. О чем они .думают? На- графии, прикинул; си;чыше верняка о лредстоящей службе, ребята. Из армии придут — не _Что ждет каждого, .что нужно, узнаешь, настояшими атлетами ■'-чтобы стать хорошим, умелым станут, в плечах раздадутся. . воином. Ответить '<уюжио. В Вот два нарня: Андрей Пан­ первую очередь, конечно, нуж- кратов и Игорь Проскурин ., а дисциплина. Выучка, опыт 'К ак -то зашли в военкомат, а придут к дисциплинированным в фойе как р а з .строители ра- солдатай. ботали. З а этих ребят,, пожалуй, вол- .— Можно поможем? — пред, иовахься не стоит. Воротьпшев ложили. еще раз перелистал личные де- К середине дня подошли еще Ждите 'армейских писем ребята, тоже добровольно вы- — Ага. звались поработать. Кто кладку Что это за «ага», будущий ведет, чето раствор готовит. З а солдат. день стену с|[ожилк. Оставлять ' — Так. точно, — вытянулся- работу недоделанной — не по Сергей. — Обидно, как радиста характеру 'ребят. Собрались в., хвалите, а все откладываете с воскресенье, рштукатурили,\ призывом. ' . . под вечер побелили. И забле- \ — Готовься, — Нйколай Пав- стел свежестью актовый зал. \лович протянул повестку. — В Работящие ребята, им труд --з ап ас е три дня. ности тоже не страшны. ■ д те, у кого'- д а ' отправки ...Раздумья Воротыицева пре- орта.вались считанные минуты, -рвал телефонный звонок: ' сЬбраяиоь во дворе, вокруг де-: — Николай Павлович, это мобилизованного , солдата — - мама Валеры.., , беспокои-гся. отсюда два года назад он тоже Напомните, пожалуйста, Вале- .уходил в армию. И вот зашел рику, чтобы теплые вещи взял, вспомнить доармейскую юность. — Ох, уж эти родители. Го- Солдат неснешяо, обстоятельно товы с парнем вместе служить, рассказывал об ; армейском - — пошутил Воротьшцев. житье-бытье. В дверь кабинета постучали, И вот призывники собрались -затем -просунулась голова пар- в -Кабинете Воротынцева. Нико- ня. лай Павлович по-мужски по- I — Сергей Лисии, — у з н а л ' жал каждому руку, вручил йайор, —I за повесткой? » военные билеты. Во дворе .волновались роди­ тели, друзья. Скрывали волне­ ние песнями, под гитару; «У сол­ дата выходной, пуговицы^ в Духовой оркестр п.одхватил песню. Под музы 1 ^у вышли при­ зывники, набрасывая шапки на коротко подстринсенные Головы. Прозвучала команда: «По автобусам».; Призывники н про­ вожающие поспешили с проща- - Отслужите, заходитег най- де*м о чем поговорить, — ска­ зал Воротынцев, . ...Автобус развернулся, вы­ ехал на дорогу. В окна, улы­ баясь, смотрели будущие сол­ даты. Кт'о-то приоткрыл окно: — Скоро напишем, зкдите! Что ж , ждем ваших армей­ ских писем, земляки. Счастли­ вой вам службы. Ю. КРАСНИКОВ. На снимке: на полигон пришла почта. (Фотохроника ТАСС). - Этот трагический голос вой­ ты... Истошный вой падающего самолета. Мимолетная страш­ ная тишина и следом — над. рывные автоматные очереди вперемежку с пистолетными, одиночными. Васильевские после взрыва высыпали на улицу разом. По­ смелей и поотчаянней побежав 1 по снегу в сторону вьютре- лов. Те, кто успел пораньше, еще слышали русскую речь. Оттуда, с середины поля, где гремели пистолеты. Потом слы­ шались стоны. А потом — ти- Местные жители окружили место гибели экипажа. ‘Летчики приземлились неподалеку от разбитой кабины бомбардиров­ щика. Молодые парни. Спокой­ ные поэы. Смерть не наложи­ ла отпечатка.' Только у одного из членов экипажа сильно обго­ рели ноги. И в последнюю ми­ нуту пилоты словно хотели за­ слонить своими телами наше русское поле. Кто они, эти отважные ребя­ та? Кто их матери, близкие, роднь1е? Как узнают, где сло­ жили головы молодые парии. Плакали Васильевские женщи- , думая и о своих сыновьях, мужьях, отцах, сражавшихся на фронте. Схоронили безымян­ ных героев, приметили место Тридцать с лишним лет лежа­ ли парни безымянными. А од­ нажды, на уроке географии ди­ ректор Васильевской средней В С Е С О Ю З Н Ы Й П О Х О Д п о ЛЙЕСТАМ Р Е В О Л Ю Ц И О Н Н О Й , Б О Е В О Й И Т Р У Д О В О Й С Л А В Ы ПАМЯТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ВЕЧНОЙ школы Воловского района Ма­ рия Павловна Левушкима, оче­ видец той памятной ночи, пове­ дала ребятам о гибели бомбар­ дировщика, о летчиках-героях, имена которых все еще были неизвестны. Рассказ взволновал ребят. Тут же, после уроков, в нёпого. ду, по подмоченному отте­ пелью снегу, отправились они на место гибели экипажа. И будто не было этих тридцати с лишним лет, отделявших от подвига, когда безмолвные за­ стыли мальчишки и девчонки на поле у трех одинаковых ив. Так родился отряд «Неуго- Н. Разворотнев, секретарь обкома ВЛКСМ. и начался поиск... Сотни пи­ сем по разным адресам, сотни встреч. Каждый день прибли-, жал те военные годы, тех лю­ дей, которые тридцать с лиш­ ним лет были безымянными. Наконец, установленно точно — в поле у Дедова леса (так называют его местные жители) погиб экипаж. Афанасия Нико­ лаевича Трушкина, кавалера ордена Красной Звезды, до войны — харьковского рабоче- Сиова поиск, снова перепис­ ка, встречи с сослуживцами Трушкина из 49-го гвардейско­ го авиационного полка, с его родными, близкими. И — .радостная весть. Нашел­ ся Трофим Платонович Паси- ченко, штурман бомбардиров­ щика, член экипажа. В ту ночь Пасиченко, с переломанными ногами, обмороженного, спря­ тали женщины соседнего села. Через тридцать е лишним лет состоялась встреча «неугомон­ ных» <с товарищем Трушкина, штурманом Пасиченко, сыном и женой, внуками отважного ка­ питана. В школьном музее со­ брано много документов, фо­ тографий, рассказывающих о жизни командира бомбарди­ ровщика. А поле, где принял последний бой экипаж, в Во- ловском районе так и называ­ ют полем капитана Трушкина.., ...Понятна, зрима нашему по- колению-,':^,ЗТв памятная-'дйязь времен, - событий и судеб. Счастлива земля, на которой внуки и сыновья продолжают дело, начатое отцами, умножа­ ют их славу. Счастлива земля, помнящая боль от снарядов и бомб, знавшая горечь утрат и хмельную радость Победы. Земля, которую берегут сы­ новья и дети, выросшие под чистым, мирным небом. ...Есть в селе Афанасьево Измалковского района человек, которого знают все от мала до велика. Иван Васильевич Воб­ ликов, первый секретарь ком­ сомольской ячейки села. До сих пор ветеран бережно хра­ нит свой комсомольский би- !|ет, на котором еще нет орде­ нов. Комсомол только начинал ковать свою легендарную био­ графию. В доме у Вобликова всегда людно. Он рад гостям. Береж­ но просматривает свои архивы — старые, пожелтевшие вырез­ ки из газет, письме, фотогра­ фии. И рассказывает неторо­ пливо, задумываясь. Стареет память ветерана. А так хочется «выжать» из себя все, что пом­ нится. Он -знает, как важно для молодых его слушателей со­ прикоснуться с героическим прошлым. Немало потрудился ветеран. Уже сейчас готовы материалы для создания музея истории села — его революционного, боевого и трудового прошлого. ...Молодые рабочие Тербун- ского районного управления «Сельхозтехника» под руковод­ ством управляющего Василия Андреевича Репкина разыскали старенький трактор «Универ­ сал», установили этот памятник трудового героизма земляков на постамент перед своим предприятием. Разыскали-.фа­ милии 54-х механизаторов, пер­ вых работников МТС... ...На братской могиле умер­ ших от ран в военном госпита­ ле, расположенной в Хлевен- ском районе, значатся теперь 185 имен. 70 из них были ранее неизвестны... ...Живет Память. Вечна Па­ мять. Память — боготство че­ ловека. И мы, каждый из нас, должны увидеть Время, ход его переломных эпох, уверенную поступь мирных лет... Комсомольцы 80-х годов с честью продолжаот героичес­ кую эстафету старшего поколе­ ния. Воспитание молодежи на идеях советского патриотизма и социалистического интернаци­ онализме, привитие чувства гор­ дости за нашу Родину, готов­ ности стать на ее защиту — вот одна из важнейших задач Всесоюзного похода по местам революционной, боевой и тру­ довой славы КПСС и советско­ го народа. Сейчас 180 тысяч юношей и девушек области идут маршру­ тами .подвига. Создано почти, 700 музеев, комнат и уголков. Активно ведут свою работу во­ енно-патриотические объедине­ ния, университеты и клубы бу­ дущего воина. Образцово работают школь­ ные военно-патриотические ■клубы «Подвиг» средней шко­ лы № 1 города Лебедяни, «Русь» Кузьмино-Отвержекой средней школы Липецкого рай­ она, «Поиск» Никольской сред­ ней школы Измалковского рай­ она, «Искатель» села Елец-Ла- зовка Хлевенского района. Традиционными стали дека­ ды революционной славы, не­ дели Военно-Морского Флота, Военно-Воздушных Сил, погра­ ничных войск, месячники обо­ ронно-массовой работы. Огромный идейный заряд получают юноши и девушки, участвуя в героико-патриотичес­ ких чтениях по книгам Л. И. Брежнева «Малая зем­ ля», «Возрождение», «Целина». Массово проходит в области Всесоюзная поисковая экспеди­ ция комсомольцев и молоде-' жи, пионеров и школьников «Летопись Великой Отечествен­ ной», стартовавшая в сентябре прошлого года. Б области — более 30 тысяч пиоиеров-тимуровцев. Они шефствуют над ветеранами партии и комсомола, труда и войны, семьями погибших. При­ мером здесь могут быть дей­ ствия тимуровцев средней школы № 1, руководит которы­ ми организатор внеклассной ра­ боты Александр Афанасьевич Голубев. Школьники шефствуют над 65-ю инвалидами войны и труда, собрали обширный ма­ териал о боевых и трудовых подвигах земляков. Всего в области более 2000 отрядов «Красных следопытов» участвуют в поиске. Учащиеся средней школы № 3 г. Липецка провели большую работу по установлению фами­ лий бойцов, захороненных в братской могиле на Сокольском кладбище. В ходе поиска доку­ ментально установлены 87 имен воинов. В дни Всесоюзной вах­ ты Памяти 9 мая 1983 года на братской, могиле установлена мемориальная доска с фамили­ ями бойцов, умерших от ран в госпитале, ранее считавшихся пропавшими без вести. Ребята из поискового отряда Набережанской средней школы Воловского района, собирая материал о воинах, захоронен­ ных в братской могиле, выяс­ нили, что двое воинов, считав­ шихся погибшими, остались жи­ вы. Завязалась переписка, а 9 мая этого года — волнующая встреча. Более 100 имен воинов, по­ гибших при освобождении го­ рода Ельце, установили красные следопыты школы-интерната Да, десятки погибших воинов и сегодня в нашем строю, ря­ дом с нами, живыми. Так, в со­ став пяти комсомольско-моло­ дежных коллективов цеха № 4 Елецкого элементного завода зачислены почетными членами бригады герои-молодогвардэй- цы Олег Кошевой, Ульяна Гро­ мова, Герои Советского Союза Александр Матросов, Зоя Кос­ модемьянская, отважная пуле­ метчица, ельчанка Аня Гайте- рова. Подобные примеры мож­ но привести и по другим пред­ приятиям. ...Память вечна... Трудно оценить, трудно срав­ нить работу каждого участника Всесоюзного похода комсо­ мольцев и молодежи по мес­ там революционной, боевой и трудовой славы Коммунистичес­ кой партии и советского наро­ да. Каждая страница, каждая строка. Вписанная в нашу с то­ бой биографию, — смотр вер­ ности молодежи героическим традициям поколений, демон­ страция ее готовности к трудо­ вому и ратному подвигу во имя Родины. ...Сделано много. Но работы у всех нас предстоит еще боль­ ше. Это — дело, которое не переделать. Мьг не только ле­ тописцы, мы — творцы своей истории. Поэтому обидно, когда зара­ стает травой памятник на брат­ ской могиле, когда незамечен- - ными остаются люди, участники тех героических лет. Мы шага­ ем дальше, а что-то можем упустить... Не можем! Не име­ ем права! Память должна быть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz