Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 4 НА СНИМКЕ: выступает участница художественной само деятельности Тербумского районного Дома культуры Галина Бабанина. - ' Фото В. Кулика. СЧАСТЛИВАЯ Г О Н К А (Оквнчание. Начало на 2—3-й стр.]. выступать на зональных , со ревнованиях, которые прохо дили в Липецке. Что это — случайность? Но ведь за год на тренировках он отмерил на своем' велосипеде около 20 тысяч километров, участвовал в 20 соревнованиях, в десяти — стал, победителем. И вот караван велосипедистов двинулся в 50-километровый путь. Саша Горлов был среди участников самым юным и са мым- тщедушным. Главный судья, помнится, тогда слро- — Зачем мальчишку допусти ли к гонке? (он имел в виду Горлова). «Мальчик» оказался насть:рным и занял третье ме- Балашов через некоторое время решил увеличить объем тренировочных занятий, дове дя его до 22 тысяч километров в год. А тут еще кроссы, пла вание, штанга, ручные игры. Дни что называется пришлось расписывать по минутам: ино го выхода и не было. Упорно шел гонщик к по ставленной цели — »вь 1 полнить норматив мастера спорта СССР. Она, эта мечта, была с ним всегда: дома, в школе, на тренировках. В 1979 году, на конец, цель достигнута — по лучен аттестат зрелости и вы полнен норматив мастера спорта. Тут же был определен новый рубеж — поступить в институт и штурмовать норматив масте ра спорта международного класса. Высоты, скажем сразу, не из легких. С одной высотбД он справился успешно, посту пив на факультет физвоспита- ния Липецкого пединститута. Как с другой? А тут еще одно. Новый т(эенер — Виктор Мат веевич Бурлаков. К "счастью, тренер и ученик нашли общий язык. Тренировался Александр все эти грдыГн^ жалея -гебя.-’- : На днях пришел вызов в Ду шанбе, на Всесоюзный чемпио нат ДСО «Труд». Бурлаков' по думал: «Нужно рискнуть». Александр обрадовался вы зову не меньше своего тре . нера и сразу стал собираться в дорогу. В судейском протоколе зна чилось, что Александр Горлов выступает в командной гонке за сборную РСФСР. Пробежал глазами по протоколу: что ни спортсмен — имя. Со всей страны приехали, и все за побе дой. Судья в белоснежном ко стюме приглашает спортсменов на старт. Волнуются ребята. Через каждые две , минуты команды, состоящие из четы рех человек, отправляются в далекий путь. Дошла очередь и до них. Легкий толчок в спину, и гонщики отпревй'лись в сто километровый путь. К исходу десятого километ ра команда РСФСР, ведомая Горловым, обходит велосипе дистов- Киргизии и Литвы. Темп гонки постепенно возра стает. Тренеры сборной РСФСР кричат на подъеме: «— минус двадцать две». Это значит, команда заданному графику проигрывает 22 се кунды. Неожиданйо команду РСФСР обходит сборная Гру зии. Пришлось увеличить «Плюс десять», — сль!- шится ободряющий голос тре- Трудные, долгие километры гонки позади. Финиш! Они сразу попали в объятия тренеров и товарищей. Тут же диктор объявляет: «Велосипе дисты сборной команды РСФСР показали время, соот ветствующее нормативу ма стера спорта международного Н. ВЛАДИМИРОВ. Сегодня, в праздничный ве чер на сцене Липецкого об ластного драмтеатра будет сы гран спектакль «Пролетарская мельница счастья». По этому по воду мы хотим предложить вни манию читателей размышления режиссера-постановщика этого спектакля И. Л. РАПХЕЛЬГА» УЗА, в некоторой мере приот крывающие перед нами таинст венный путь от режиссерского замысла к воплощению. — «Пролетарская мельница счастья» — пьеса известного кинодраматурга В, Мережко. Это один из наиболее интерес ных, на мой взгляд, советских драматургических писателей, по сценариям которого постав лены фильмы «Трын-трава», «Вас ожидает гражданка Ника- чтобы каждому пролетарию дать по такой бесплатной мель нице. Казалось бы, совсем нере-г альный, сказочный сюжет, но вспомним: -«Сказка — ложь, да в ней намек...». В сказке извеч но живет мечта народа о луч< шей жизни. . , Народ — понятие очень кон-» кретное и вместе с'тем очень общее, емкое. Если вглядеться в толпу, то Можно' увидеть ' от дельные лица, но мне важно, чтобы, охватывая все событие целиком, мы видели на сцен'ё .массу народную, людей, толпу, которая от бессознательного шараханья от председател'я , к его противнику кулаку Вырину, через трагедию смерти С. Бо быля, трагедию разрушения- сказки, внсокой-БЫсокой на- пошли по линии бытового узна вания. На мой взгляд, был. най ден удивительно точнгм образ какой-то взорвавшейся деревни^ праздничной, красной. Второй очень важным ;момеит — цветовое решение, спектакля.. Здесь мы опирались на опыт поэта революции, поэта в жи вописи Петрова-Водкина. Вы наверняка помните его «Купание красного коня». В его картинах преобладают контрастные, предельно насыщенные тона красное и синее, красное и 8е* леное. Так он видел, так пони мал революцию. У нас главное сочетание красного и белого йветов. В костюмах художника тоже нашли, на мой взгляДг очень интересный и верный ход» « А Ё Т У А Л Ь Ш е Т Ь Е С Т Ь П Р А В Ш А » О НОВОМ СПЕКТАКЛЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ Л. Н. ТОЛСТОГО, ЛАУРЕАТА ПРЕМИИ ЛЕНИНСКОГО КОЛ1СОМОЛА норова», «Здравствуй и про-, щай», «Родня» и другие. Один из важнейших тематн- ческих пластов советского ис кусства — героическое прошлое нашего народа. В «Пролетар ской мельнице счастья» В. Ме режко ;сумел в самой . дорогой . для советского театра теме — теме нашей революции—найти свой неожиданный, новый пово рот. Он попытался с , позиций ,, человека 80-х годов осознать . мотивы поступков людей, сами события более чем шестидеся- • тиЛетней ддвноети.^ . . Тема революции, так же, как и тема Великой, Отечественной войны, ве,чйкая, неисчерпаемая и, если так можно выразиться, болевая тема советского искус ства. И в то же время об этом так много пишут, ставят, . сни мают, говорят, подчас, к сожа лению, в стиле агитки, лоз/нга, и прав поэт, сказавший, что от частого употребления с.чова ветшают, как платья. Они пере стают пробиваться к самому сердцу человека, особенно мо лодого, и он смотрит на собы тия того высокого времени, как на события, не имеющие, к нему лично никакого отношения, ' отстраненно и холодно. Сегодня важнейшая задача художника так рассказать об этом, чтобы у. нашего молодого современни ка возникло чувство сопричаст ности. Очень ответственно браться, за тему Великой Ок тябрьской социалистической революции — легко впасть в банальность, а банальности нынче не верят. Поэтому очень важно найти форму рассказа о ТОМ, что мы все хорошо знаем по учебникам истории, и попы таться отыскать некое еще не исследованное содержание, то есть .попытаться, говоря слова ми В. ]'Лаяковского «...сиять заставить заново величествен ное слово...» Пьеса В. Мережко написана в очень сложном, непривычном жанре — жанре героической комедии. Действие в нашем спектакле происходит в послереволюци онной голодной разоренной де ревне. У Степана Бобыля рож дается почти сказочная, фанта - . стическая мысль — а не создать ли такую замечательную мель ницу всеобщего народного сча стья, которая * будет молоть всем бесплатно на все времена. Степан и его друг по буденов- ской конармии председатель комбеда, «зараженные навечно делом всеобщего равенства и братства», мечтают уже и о том, дел{ды, познает реальность тех изменений, которые предложе ны народу председателем. ’ Они первыми строят свою мельницу, они вообще были всем тем, что они делают, есть первыми, и, конечно, подчас пбыли неуклюжи, смешны; . ' В пьесе М. Рощина «Эше лон» я наше.ч для себя ключ к пониманию этого взволнованно го рассказа о Великой Отечест венной войне; в авторском тек сте. Там' Один участник , войны говорит другому: «Будь , про клята , война, наш звездный час». Какое удивительное-соче- ,-тание проклятое, время, свет^ .чое время. Это сказано о ' дру гом времени, но как переклика ются. по содержанию эти два святых события в нашей исто рии-—' война и революция. Сво им спектаклем мы попытались рассказать о времени, успевшем З^же «забронзоветь» так, чтобы нашему молодому зрителю, хо телось вместе с нами слушать, смотреть, размышлять. Мы. не хотим агитировать своим спек таклем. Учить и призывать, ко нечно, это входит в задачи те атра, но не главное. Актуальна ли пробле матика разговора, ' пред ложенного нами зрителю этим спектаклем? Для ме ня актуально то, что заним а - ' ет сегодня у.м и ,сердце челове- , ка, приходящего в зрительный : зал. Если же то, о чем мы с ним сегодня говорим со сцены и, самое главное, как мы с ним об этом говорим, не волнует, не убеждает его — это не акту ально. _■ Мне кая?€тся, всегда актуаль но говорить правду. Актуаль ность есть правда. Каждый спектакль ставит перед режиссером новые твор ческие и технические задачи. Самым сложным для меня в этом спектакле было жанровое решение. Комедия о револю ции?! Как соединить трагиче ское, героическое, комедийное и высечь из этого искру досто верности, убедительности. Визуально мы решаем спек такль как плакат, как плоскую картинку. Очень мало Движе-. ния, много статичных сцен,' как бы остановленных кадров. В пьесе 24 эпизода. Это практи чески киносценарий, отсюда проб.чемы темпового, ритмиче ского решения спектакля. Р1е случайно изобразительное решение спектакля. Художники О. Твардовская и В. Макушен- ко совершенно сознательно не Это белые выцветшие' оТ: пота гимнастерки, брюки. Мы видим людей, которым нечего надеть они прикрыли тело рубаш кой и рождается ощущение бедноты. Но- в каждом костюме есть одна-две детали, определя ющие социа.т'ьное положение, характер того иди иного персо нажа. Например, у Вырина это лаковые сапоги, в то время, как вся беднота ходит босиком, ; у лредседате.тя — пиджак. ^ В спектакле мало бытовых предметов и если они появля ются, то кроме быгово!), гео г - . рафической или проетрансгвен- ;повременной нагрузки, они не- суТ образную, -смысловую . ' на грузку. Каждое время понимает Ле нина по-своему, и у каждого человека есть свой Ленин, в : том числе и у меня. Когда, мы , искали в , бесчисленном мно жестве известных- нам портре- : тов и фотографий Впадимира : Ильича нужное нам изоб[)аже- : Ние, я остановился именно на том портрете, что у нас сейчас ; в спектакле, потомз% что это мой'Ленин. Такой он мне бли зок. В этот портрет мне хочется всматриваться. Я вижу челове ка', которвш не призывает, не агитирует. Я вижу человека глубоко' задумавшегося. В этом портрете есть пауза,' осмысле ние. И я думаю, что’сегодняш- нему молодому человеку,- кото- ' р'ый каждый свой шаг, свое жи тие хочет сам об'ЖЗ’мьшать, все понимать н осмысливать самос тоятельно. Именно такой Лепин понятен. Кстати, этот портрет висел в комнате у В. В. Мая-, конского, именно про него он писал «Двое в комнате: я и Ленин фотографией на белой стене». Через этот портрет ве ликий поэт беседовал с великим революционером. «Пролетарская мелышца счастья» — моя четвертая рабо та на липецкой сцене. Я убеж ден в том, что липецкий театр на сегодня один из самых лн- тересных областных театров в стране. Здесь очень сильная для областного театра труппа. Я нашел тут серьезных творческих партнеров в работе, коллег, с которыми можно пробовать, искать пути сценического осу ществления са.мых сложных за дач. • Редактор М. ГОРЬКАЕВ. I ' АДРЕС РЕДАКЦИИ: 398000, г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-1.3, отве тственного секретаря - - 4-67-П: отделов коммунистиче ского воспитания - - 4-60-12, комсомольской жизни —''4-67-0.3, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта и фотокорреспондента — 4-66?07. АЭ 26084 ' ■ Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак. № 1008
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz