Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Н А Ш Т Р У Д СЛУЖИТ МИРУ ЗАЯВЛЯЮТ ЧЛЕНЫ КОМСОМОЛЬСКИХ с в о д н ы х ОТРЯДОВ ДАККОВСКОГО РАЙОНА I уже почти поягода . , как майский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС принял Продовольственную програм­ му, которая определила боль- ' шие задачи и для нас, комсо­ мольцев. Что сделано? Прежде всего, наверное, нужно сказать о том, что в этом году район справился- с-.плановым задани­ ем 9-ти месяцев 1 ПО продаже государству яиц, мяса и моло­ ка. В закрома "государства з а ­ сыпано 57,5 тысячи тонн дан- ковского хлеба. Большой вклад в эти показатели внесли комч сомольцы. Но работа еще есть. Завершается уборка основной культуры нашего района — картофеля. Непросто это сделать в ны­ нешних условиях. . Непогода . значительно' , затормозила ра­ боту. Но молодые механиза­ торы не уходят с поля, работа- , ют ударно. И все же некото­ рые хозяйства заметно отстали в уборке. Особенно тревожное поло- . жемие сложилось в совхозах «Огаревский» и «Полибино». По решению горкома комсомола сюда были направлены два сводных от,ояда из комсомоль­ цев и молодежи города чис­ ленностью 60 человек. Задача ^ у отрядов одна — спасти вы­ ращенный урожай картофеля. Мы заверили райком партии, что справимся, с этой задачей. Несмотря на сложные по­ годные условия, оба отряда с 8 октября активно включились в работу. Выделенными карто­ фелеуборочными комбайнами только в первый день в совхо­ зе «Огаревский» убрали кар­ тофель с 3 гектаров и сдали государству 17 тонн" клубней. Вручную выбрали урожай с 2,5 гектара. Непогоде мы противо­ поставили свою выдержку, комсомольский задор. Не ослабевает пульс комсо­ мольской жизни у нас вечером после работы. Мы устраиваем конкурсы чтецов, песен, тан­ цы.* Создали свою агитбригаду под руководством Сергея Андреева. Словом, в дальнем совхозе „«Огаревский» живем интересной, полнокровной комсомольской жизнью. Но го­ ворить только о нашем труде и отдыхе сегодня, к со­ жалению, невозможно. С большим тревогой следим за международной жизнью. Особую обеспокоенность вы­ зывает непрекращающаяся гонка, вооружений, агрессия ^империализма против ряда развивающихся стран. Наш отряд клеймит позо'- ррм израильских агрессоров, несущих смерть и разрушения на ливанскую землю. Мы осу­ ждаем американских пособни­ ков, с чьего молчаливого со­ гласия Израиль решился на. агрессию. Мы поддерживаем твердый курс нашего прави­ тельства в борьбе за мир во всем мире, за всеобщее ра зо ­ ружение. Мы, комсомольцы сводного отряда г. Данкова, сознавая важность дела мира и борьбы за мирное будущее всего че­ ловечества, решили зарабо ­ танные на уборке урожая день­ ги перечислить в междунаро.д- ный сронд мира. В. ОСИПОВ, командиры сводных комсо­ мольских отрядов в совхозах «Огаревский» и «Полибино»; члены отрядов. Всего 60 подписей. В марте 1931 года ка .чевом бере 1 ’у реки " Воронеж, где дривольн-о раскинулся :, сосно­ вый бор, появились первые лесйрубы. Началась расчистка площадей под будущий Ново- липепкий металлургический за- Остро ощущалась иекватка рабочей силы. Строители по ■ рекомендации парторганизации писали письма -односельчанам, •звали на новую стройку. В итоге .через несколько месяцев здесь уже работали три тысячи лесорубов и "более полутора ты. ИСТОРИЮ ПИШ УТ ГЕРОИ Исполнился полувековой юбилей со - дня' образования треста «Липецкстрой». В воскресенье в помещении област­ ного драматическою театра-будет торжественно, отмечаться это событие. Там же кол. 1 ективу ордена Трудового Красного Знамени треста «Липецкстрой» за большие трудовые дости- млекопав. Тогда же в^гшло постановле­ ние . Народного Комиссариата тяжелой иромышленноетн, в ^котором говоойЛось о том, что для строительства и.эксплуата­ ции Липецкого металлургнче- .ского завода и «еобдодимых: ■для нужд этого завода рудни­ ков и Карьеров, а также под­ собных .предприятий учреж- даедса государственное у п - . ■равление «Липецкстрои» обще­ союзного значении, действую­ щее на началах .хозяйственного . расчета и состоящее в иепо- средственном ведении Народ* ' кого , Комиссариата. Создавались партячейка, а затем и комсомольская ячейка. Состав, их был еще «евелик, .но. ■уже в . 1935 годутад ■ «Липецк-^ строе» насчитывалось 1000 ком­ мунистов и комсомольцев. ' ■ Н а месте еосаового бора вырисовывались контуры удар­ ной стройки, . Темпы строительства дейст­ вительно были ударными.. Зем­ ляные работы производились: вручную, транспортировка зем­ ли и бетона ■ осуществлялась бригадами возчиков. Тем не ме­ нее через два с половиной ме* сяца после начала рытья кот­ лована под первую и вторую ■доменные печи строители при­ ступили к бетсши.рова.иию фун­ даменту под первуо домну. 7 ноября 1934 года, в день де: 17-й годовщины Октября, дала чугун первая комсомольская домна. По этому доводу строи­ тели Липецка получили при- Зетствпе ЦК ВЛ КОМ. Через год запылал огань во второй доменной печи; На пуске вто.- метал.чургический завод, был полостью эвакуирован. А вес- ной“Ч943 года, когда гитлеров­ ские полчища была отброшены от нашего кр^Я на 150---200 ки­ лометров, в Липецке по реше­ нию партии и правительства развернулось строите.пьство тракторного завода, . Стране требовалась мирная техника для восстановления сельского хозяйства; З а в о д . сооружали тоже лнпецкстроевцы. На стройку пришли четыре тысячи человек, боЛьшинст;во — молот ^ни трудились под де- В труде, как в бою!». Комсомольско * молоде ж н ы,е бригады соревновались за зва­ ние фронтовых. В 1944 такое- звание завоевал вятнадцать бригад. Первый трактор’ рой комсомольской домны при- конвейера завода в июне 1944 еутствовал Всесоюзный старо* года,, то есть всего через год ста Михаил Иванович Кали- с четвертью после начала боль- нин. . шой стройки. С началом Великой Отечест- 1959 год стал особым для венной войны Новолипедкнй липецкстроейцев.; ' 7 апреля жения в сооружении уникальны нитки будет вручена вторая града — орден Октябрьской Сегодня мы расскажем о иё1№брии дважды орденЯ 1 ос 110 го площадка ИЛМЗ была обьяв- ,лена Всесоюзной ударной- кодаомольской стройкой. 15 ап­ реля 1960 года здесь был со­ здан первый .комсомольский Спустя год комсомольско- молодежная бригада Вячесла­ ва Шабарина-.иЗ'-СУ-9 .треста, «Липецкстрой». обратилась с открытым пйрьмой ко всем бригадам с призывом: -«Ком- ' сомольскую домну (ДП-3) по­ строим на месяц раньше сро­ ка!». С этих дней отмечена . особая, решающая роль комсо­ мольцев и молодежи в рекорд­ ных темпах новостроек на Ли­ пецкой Магнитке. В апреле 1965 года строители «Липецкетроя» П 0 лучи.ли по.- здравд^ние ЦК ВЛКСМ по случаю сооруженйя, в рекорд­ ные сроки и ввода в эксплуа­ тацию иервой оче­ реди ' азотиотукфого про; изводства. Следующее ... по­ здравление ЦК, ВЛКСМ при­ шло после досрочного пуска объектов Липецкой Маг- высокая правительствегшая на- Революцин. некоторых славных вехах в- цеха в 1966 году. В том же году за успешное выполнение семилетнего плана по вводу в действие .щюизврд- ственнйх мощностей НЛМЗ трест «Липецкстрой» был на­ гражден первым орденом — Трудового Красного Знамени. Начиналась . новая история,, путь к новой ц^авите.дьствен- ной награде, В книгу летописи славных дел ударной стройки вписаны имена тех, кто делал и делает эту историю. Имена восьми 'Г-ероев Соцнаянстиче- ского Т руда , ''!8 зас.туженных строителей ?*СФСР, 35 кава ­ леров ордена Ленина, 1075 липецкетроевцев награжден­ ных орденами и - медалями История пё .закончена. Ис­ тория прадо.лжа,ется. Л4атсриалы подготокнл наш нешт. корреспондент В. ТЕСЛОВ. Попробуйте угадать: помя-' тая кепка, обросшее лицо, не­ свежий, обвисший комбинезон, вполне гармонирующий с о . столь же обшарпанным чемо­ даном .с инструментами, в зу­ бах вечно изжеванный окурок и не .мепбе постоянный аро.мат Л.ЛОДОВОЯГОДНОГО. Этот .образ стал уясе стереотипным. Имен­ но таким предпочитают изоб­ раж ать слесаря-сантехника ка­ рикатуристы. • ■ , Но, да простят меня работ- шики искусства, сегодня их взгляд, к несчастью, не - отли­ чается особой компетсытнОт■ стыо. Право же, ^ нельзя ‘ ро- - -манткзировать то.лько профес­ сии токаря и хлебороба,, стале- I) ТОЧКА ЗРЕНИЯ Эта непопулярная п р о ф е с с и я вара и каменщика, монтажника и столяра. В конце концов ма­ ло построить дом, ну^кно аде , чтобы он был бдагоустроеи- ным, оснащенным всем квмплек-' сом удобств, которые бы к то-' му же бесперебойно фуякцио-* ийровалн. Ну, а тут уок все заботы ложатся на плечи рабо­ чих жилищно-экеллуатацион* ных контор. Нет в квартире света — ти помощь -приходит электрик,-' сломайся водопро- 'водный край -— поможет сан­ техник, а для .того, чтобы- во дворе всегда были чистота и порядок, есть дворники, у И профессия слесаря-саитехннка, пожалуй, самая ну.^вая ч цзж -. ое^^8*1Игвймой, когда Здесь как раз» необрдимы веевдаше умение н энагогя, — размышляет бригадир .■сДеся; рсй-сантехииков' . из ЖЭУ-Г И. Трубицин. — Отопительное, хозяйство — одно из самых сложны». Впрочем, и другие участки не проще. Посмотрите, какие дома строятся-----совре- меш 1 ые,_ с новейшим . оборудо­ ванием, значит, и. обслуживать И.Х. смогут только-современные, технически грамотные рабо- Правда, В03М.ОЖ11О еще одно возражение: :мол, -сейчас есть ..уснежи, ..вр;: _ ,. ’ продолжает расти, и как» вока- ’ 1 |В 1 вАается отопительный . се-, жут себя слесари в. новых мик-' зон. ‘ - ро-районах, еще пеизвестио. Но оно необостовано. Вместе . с городом растет , и гбржйлуп- равление, хотя непопулярность профессий во многом замедля­ ет, его рост. И все же созданы два новых треста, создана сл.рк- ба АСУ. У нас есть художест­ венная . ■ самодеятельность, команда многоборцев ГТО и легкоатлетов ~ ноет о я н'п ы й, участник и призер городских спортивных состязаний. "Сло­ вом, лед троиу.тся, но пока еще управлению очень нужна мо*. лодежь инициативная, рабо- , тяшая, • желающая - служить .’но.имйг'"'»--'' Л. ПАНОВ, 1 а)осварщйь“''Л и п ец к о го горжилуправления, наш нешт. корр. Предлагаю- ситуацию: вче­ рашняя выпускница школы без ироволочек оформляется нй работу, скажем, медицинской сестрой и ее с ходу ставят к операционному, столу- ассисти­ ровать .хирургу, , Парадокс? Представим другой, «облегчен­ ный» пример: выпускник при­ нят па р аф т у в парикмахер-- скую, вдчу вручаются соответ- ству 1 ощие атрибуты, белый халат и дается право стричь и брить клиентов. . Бстественио, как и в первой ситуации, опыта никакого. Тоже парадокс! А нет . ли .парадоксальности в том, что ежегодно’ соТня-м молодых лю- .- дей, в данном случае девуш- ' кам, доверяется практически без какой-то подготовки самая ювелирная работа — воспита­ ние детей и подростков. Ко­ нечно же, у них есть личный опыт пребывания в рядах пионерской оргаиизацин и кое- какие набдюдення. Так и в па- - рнкмахсрскую мы тоже ходи.« раз в месяц, но это не дает нам право без подготовки на­ водить внешнюю красоту кли­ ента. В отличие от многих других видов работы педаго­ гическая имеет дело не с пас­ сивным ойъектом' (клиент в па­ рикмахерской разве что фасон стрпжкн назов.ет), а с активным «материалом», с ’ детьми дея­ тельными, как говорит 'педаго­ гика, — субъектами. И работа эта опирается на тончайшую теорию, па закрномерностн вос­ питания, без достижения ' хотя бы азов которой нечего делать в пионерской дружине школы нли пионерского .'шгеря. За 60 'Л ег существования .Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина сложилась систе­ ма, теория н практика пионер­ ской педагогики весьма спецн-. фическая, со.своими традиция­ ми, секретами и иедагогичсской техникой. И вдруг... ■ ' — А вы куда, никуда нс по­ п авш и ? - ■. “ А вожатые! В старшие! НА ТРИБУНУ ОБКОЛ4А ВЛКСМ МАЛО ДАТЬ ПУТЕВКУ . , Дорога в пионерскую дру­ жину, на постоянно вакантный пост вожатого, лежит через... неудачу: увы, это правило с весьма редкими исключениями. А мы ломаем копья, в чем. ис­ точник- скуки и унылости мно­ гих пионерских дел и пионер­ ских коллективов?' «Не всякий годится в вожа­ тые», —- писала И. К. Круп­ ская. Абсолютная истина!' Но как быть директору школы, у кото'рого вакансия. Как быть секретарям райкомов комсо­ мола в страдную пору августа. Через неделю начало учебного года, ,а полошша дружин без вожатых —- одни сами ушли; других пришлось освободить, да еще оФом теребит: обес­ печьте! В о т 'И. решается аксио­ ма легко и щ Ш в . . — Кто там в приемной? По­ дать его сюда на ■утверждение! Авось притерпится, авось что-нибудь получится... Не хочу обидеть большую ар­ мию пионерских вожаков, ■.хо­ роших девчат, единиц ребят, работающих сегодня в наших школах, наверное, многие оде­ ли .красный гажгук, и форму вожатого по призаапню и же ­ ланию, но... этого маловато. Концепция: «Нс боги горшки обжигают» в этой области не совсем- уместна. Работа с де'гьми требует профессиональ­ ных знаний, предельной осто-,. рожности ’ и.../определенного практического- опыта. И, н'ако- нен, — это просто очень не­ легкая, хотя и счастливая ра­ бота. Не потому ли ежегодно в нашей области наблюдается большая сменяемость во}ка'- ...День-два н а з а д 'в одной школе г. Липецка шел семинар организаторов внешкольной и внеклассной, работы города. Участники семинара, оргаци- зоваиног.о гороно, посетили открытые мероприятия пионер­ ской дружины 'этой ш^олы. Попали они на открытие .клуба «Краснуй га.астук» для октяб­ рят. Пионерские активисты, девочки 6-го класса вели заня­ т н е е -малышами предельно про­ сто. Они... читали лекцию о символах- и ритуалах, я не ого­ ворился —- читали, а точнее диктовали. И ведь записывали октября*, та в бантах и конопушках «конспекты» этой л1кцни-бе- седы! Пыхтели, но запнсыва.чи. Й привел этот пример не случайно. В нем, как в зеркале, отразились,беды и проблемы подготовки и ' переподготовки пионерских вожаков. Старших вожатых в области готовит лишь Лебедянское педучилище, которое почему- то -сократило набор. В связи с нехваткой учителей начальных классов в области выпускники этого отделения быстро пере­ квалифицируются. Какой-то процент.. старших . вожатых дают наши педвузы за счет выпускников, не нашедших яв­ ка ностбяююй цаботы.^ У питомцев вузов с^.ь, ' конечно, некоторый опыт,, некоторая те­ оретическая нодгоТовлениость, некоторые преимущества перед вчерашними десятиклассника­ ми. Некоторые.,. Как же быть? Что: делать? В нашей области, как и в других областях' страны, цен­ трами подготовки н перепод­ готовки .старших , пионерских полёатых являются Дома пио­ неров и областной институт усовершенствования у’штелей, у которых, кстати, накоплен иеп.чохой опыт этой работы. Для -ТО'ГО, ■ чтобы работать учите.кем, нуншн серьезный те­ оретический ' багаж .знании своего , предмета. Вожатому прежде всего нужны .организа­ торские навыки, крнкре'гные умения живых дел. Дать .. во­ жатому стратегические знания не так уж и трудно. Мне ка ­ жется, главное в подготовке старших вожатых— это ’ зара ­ зить их «религией» волгатства, влюбить в эту беспокойную и хлопотливую должность, на­ учить творчесЕоЬу подходу к делу.,Путь в старшие вожатые имеет несколько обязательных стртеней. Первая ступень — ко- пированнё' образцов работы (посмотрели образцовую ли- ;нейку;, скопировали, . повтори- ли). Вторая: ступенька — вне­ сение элементов нового в из- ■.'вестиую форму работы. Тре­ тья ступень — попытка созда­ ния своей новой, живой моде­ ли работы с пионерами. Вожа­ тых, следует учить вок.азом и 'Практикой, творчества. Более 20 лет кафедра, педагогики ЛГПИ совместно с ОК ВЛКСМ проводит недельные практиче-- ские сборы отрядных вожатых (старших вожатых^ как прави­ ло, почему-то не посылают, Считают, что. их уже подготовил облсовпроф на «садячем» семи-: Мне кажется, в пфктике пбд-' готовки, старших вожатых не хватает именно эмоциональной адаптации и обучения практи- чеекпм навыкам. Знаю из опы­ та, на семинарах дальше прак* тя:ку.ма по,ритуалам методисты не плут, в лучшем случае еще песни разучат. На сборе за семь дней мы проигрываем мо­ дель лета!. Вожатые'под руко­ водством опытных' методистов учатся действию и анализуг. Любой шаблон пресекается. Творчество, напротив,, поощ*., р е & я . Пионерское - Дело —. творче­ ское дело. А творчеству можно учить только в ус.вдция'х твор­ ческих ситуаций и форм делв- вого'общенвя. Дома пионеров— прежде всего .. методические ' центры такой учебы и такого общения. Мне каж ете!, в авгу­ сте-январе,- хорошо бы еще и в мае, как для учителей прово­ дится учеба-установка, так п для вожатых должны быть, ежегодные семинары с «пле­ нарной» - частно (общие зада ­ чи, установки) и секционной работой (для вожатых с раз ­ ным стажем). В программе этих семинаров особое место должна 'занять творческая уче­ ба (подготовка и проведение открытых дел, дней открытых дверей школ и т. п.) н практи­ кумы. Вожатому., не обязатель­ но все уметь, но кое-что обяза­ тельно. Это .кое-что связано с. теми .обязатёльнмми дел-ами, Ч1ГО он. будет делать .ежегодно (переплетать книги, шить -кар­ навальные костюмы, ■ делать маски, игрушки, фотографиро­ вать, оформлять стенгазеты и объявления, судить пионер- скйо соревнования и т. п.). Сознательно называю то, что по силам любому дому пи­ онеров. По есть и другие, осо­ бые умения, среди них очень важное — умение разговари­ вать с детьми на равных. То высокое ’ искусство, которое Януш Корчак называл «умени­ ем подниматься до детских чувств». Другие «Особые уме­ ния» — это сфера общей педа­ гогики. Вожатых необходимо учить азам воспитательной ра­ боты — планированию своих действий, методике ' сбора й анализа разнообразной инфор­ мации ; о детях, методике . В'О-: влече 1 в№.ребят в д ея теда^сть (орга'ннзация отношеняя ■ к делу), методике .межличност­ ных" отношений между детьми. Этому могут учить опытные" педагоги, ' директора школ. Помимо традиниЛных се!> 4 И- наров необходимо^в опыт рабо­ ты домов пионеров включать педагогические конференции, дискуссии, «круглые» ■СТ 0 . 4 Ы, слеты пионерских вожаков. Очень нужнЫ'ВЫездные сборы,' о которы'х я писал выше. Обком. "ВЛКСД'1 имеет о.пыт проведения таких 'сборов в зимнее и осен­ нее время. Вожатым, как во з ­ дух, необходимы свои КЛ 1 :бНЫе объединения с Широкой про- .граммой неофициальной учебы и неформального' общения. Думая о том,-откуда черпать, вожатские кадры, пам иеобхс; димо думать и о- том. как их закрепить на работе. Двенадцать л ет ' проработала старшей вожатой . Раиса Се- менОвпа Остфовекдя в средней школе № 3,рдесятцадет Вален­ тина Алексеева Волкова — в средней школе-Л&! 12 г. Ли- пецка..-Такойвзавйдя 1 й стаж им обеспечили педколлективы .школ, !гиректор1, которое про- являлВДЙ 'жеимум.забеЛ о ди- гороно вернулся к старой, .про­ веренной практике . подготовки старших вожатмх.) через созда­ ние спецклассов с педагогиче­ ским (пионерским) уклоном. Сегодня на базе У1Ш города Липецка уже обучается 60 человек. Работа с ними тре­ бует максимума. осторож- иости. Здесь особенно стра­ шен формализм, преуве.пйчеш 1 в роли теории .'Здесь иужпы. и творчески^ формы об у ч ен и я ,и творчесю 1 е люди—наставники. Липецкому н Е.чей,кому педву­ зам следует усилить подготовку ^студентов к пионерской .рабо­ те через факультеты общест- вешш.ч профессий, через спец­ курсы и фшеультативы. Отрад­ но, что Министерство просве­ щения ЬССР узаконило праВ'О старших вожатых поступать па рабфак вне конкурса по исте­ чению двух, лет^ работы ■ в школе. Подготовка старших во­ жатых — дело общее’. Их поиск, «вербовка» — тоже об­ щее ' дело. ...Не все спокойно на нашей пнонерской Шипке. Поиск и формйров.ат 1 е пионерских ■ко­ миссаров—не кампания, а .по- ■ вседневное дело. Мало дать вожатому путевку, надо ещё ' помочь найти свое место в педагогическом коллективе, за­ щитить, — а такая необходи­ мость возникает довольно ча­ сто, уберечь от загрузки мел­ кими канцелярскими поруче- ' ниями, 'не дать превратиться в девочку па ■■побегушках. Глав­ ное же; укрепить авторитет во­ жатого, в том числе в глазах молодежи. Пока мы скупо удо­ стаиваем пионерских вожаков комсомольскими иаградадш, обычным теплом людского ува- Поднять общественную зна­ чимость работы вожатого эпи­ зодическими меронг/иятиями невозможно. Дело это долго­ временное и общее. ...Недавно в городско.м Доме пионеров посвящали в вожатые новый отряд добровольцев. Я смотрел на взволнованные и иемногр растерянные лица де­ вушек и юношей и думал: уви­ жу ли их в будущем 'году. А как хотелось бы! С. ШМАКОВ, член бюро областного совета ВПО им. Ленина, член редколлегии журнала ЦК ВЛКСМ «Вожатый». Шел солдат... Шел к своему дому, по знакомой тропе, не заросшей. Хоть и война была, а тропинка та так и оста­ лась... Первыми кинулись навстречу сол­ дату деревенские мальчишки. Плакали женщины — надождавшиеся... Ив на привычном постаменте, на ров­ ном месте, среди тропинки будет стоять в селе Хворостянке га,мятник «возвра­ щение». Люди будут идти к нему, а солдат шагать навстречу. К ним. К дому своему... Верю в такое возвращение. В этот памятник. А эскиз его находится пока в мастерской молодого Липецкого скульптора Александра Вагнера.' МАСТЕРСКАЯ Тишина. Гвозди, молотки, догки — все, что называется рабочим инстру­ ментом, — аккуратно сложено. В без ­ молвии стоят, сидят герои Вагнера. Ти­ шину нарушать *иа стоит. Даже не пы­ таюсь представить, что кто-то, зайдя сю­ да, вдруг начнет говорить. Расспраши­ вать, подготовив заранее вопросы. ...Присел уставший рроитель . Навер­ ное, скоро закончатся смена. А думы его о том, что еще не сделано, о том, Тишину нарушил сам с.сульлтор. «Рв- бочий для меня — созидатель, творец, И строитель этот не просто исполни­ тель, работяга, зарабатывающий день­ ги, это человек, который творит, а по­ том смотрит на построенный, скажем, НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИИ ИЛ1ЕНИ В. СКОРОХОДОВ.А. ПРОЧУВСТВОВАТЬ ВРЕМЯ по кирпичику дом. Это собрат для ме- Значит, так: строителю дана возмож­ ность глазами увидеть свой труд. Скульптору — то же самое. И.О их де ­ ло — не для них самих. Для нас с ва­ ми. Вот еще и поэтому они собратья. И не случайно у Вагнера много дру ­ зей среди рабочих. И не случайно в своих работах ему важно показать не просто процесс труда, а языком скульг!- туры передать музыку этого рабочего процесса. И еще — дух времени. Скульптурную композицию «Рабочая смена» хотел назвать вначале «Рабочие руки». В центре — как бы узе*51 рабо­ чих рук. Однако слишком у з коп ро зв у ­ чала бьг первоначальная тема. Долго искал, много делал эскизов. «Рабочая смена» Вагнера это ив первая или вторая смена в цехе. Это нынешние молодые рабочие парни. Смена поко­ лений. Каждый в скульптуре — инди­ видуальность. Глубокая эмоциональность, искрен­ ность и непосредственность, то, без чего художник состояться не может, —- все это присуще Вагнеру. Рабсч^! его нестандартны. Способность скульптора глубоко проникать а суть обычных яв­ лений, философски осмысливать, каза­ лось бы, самые простые вещи, уход автора- о т . ординарного толкования ка­ кого-либо сюжета наблюдается почти во всех его произведениях. Б скульп­ туре солдата мы уже привыкли видеть в руках героя оружие. А у Вагнера, на мой взгляд, еще одно любопьггное ре ­ шение этой темы. Солдат, сидя на з ем ­ ле, режет хлеб. Хлеб вместо автомата — олицетворение мира. Сегодняшними глазами посмотреть на прошедшее, оценить прошлое се­ годняшним днем, показать свое отно­ шение к истории — все это особо про­ является в эскизе скульптурной компо­ зиции, посвященной Петру Первому, Тема эта отнюдь не случайна у Вагнера. Это как бы напоминание о том, что было, об истории города. В Липецке есть Петровский парк, Петровский спуск, пе.мятник Петру... И в-ст эскиз. Петр Первый на фоне распахнутого ок­ на с чертежом в руках. Здесь же па­ русник. Задумка у Александра такая: установить эту композицию на стеле у грязеводолечебницы. В мастерской большая фотография нового комплек­ са и перенесенный скульптором эскиз на предполагаемое место. Пока мысль эта, как ни. -печально, остается только на этой фотографии, ...На длинном узком столе — свеча. И, наверное, наступают вечера, когда скульптор, присев к этому столу, мыс­ ленно бродит по вечернему городу и видит его таким, каким он должен быть в представлении художника... И — да здравствует тот день, когда «Петр Первый» выйдет из мастерской скульптора и станет достоянием каж­ дого из нас. И тогда мы по-настоящему убедимся, что сотворил это Хотелось провести вас по мастерской, однако, получился, скорее, рассказ о мастере. Б углу незаконченный бюст отца. Художника, который смог увидеть лишь ранние работы сына. Но мудро устроена природа. Жизнь отца продол­ жается Б сыне. Александр рос в атмо­ сфере, где все шло к тому, чтобы он тоже стал - художником. В 12 лет выле­ пил Степана Разина. В пятнадцать — «Рабочего 1905 года»', «Фауста». Тогда это было только осмысление прочитан­ ного. Но уже на студенческой выставке (учился Вагнер в Московском государ- 'ственном художественном институте ' имени В. И. Сурикова у народного Художника СССР, академика Л, Е. Кер­ беля) его работа «Медные грубы» по­ лучила премию. «Медные трубы» — уже философское восприятие истори­ ческого момента страны — революции, его собственный рассказ о величайшем событии эпохи. «Если тебе нечего сказать людям — лепить неинтересно. Работа получится холодная, холостая, никому не нужная». Оттого и не холодными гюпу-'аются у скульптора портреты молодых рабо­ чих, Рос в городе строителей и метал лургов, чьи сильные характеры не гут не привлечь настоящего художника. И его друзья, о которых он так много рассказывал,—из рабочей среды. «Арма­ турщик» Вагнера — опять-тач-: своеоб­ разное воплощение. человека груда выражение своего идеала соаременно го рабочего. «Много накапливается чувств и ..мыс лей. Сама жизнь на каждом шагу под сказывает какую-то тему». Только как ее передать? И начинает­ ся: набросы, эскизы, лепка. Работа — А в чем назначение тудожнича? — вопрос, кажется, показался не столько, трудным, сколько неожиданным. Заду­ мался, потом улыбнулся, стЛг м здленно ходить по мастерской, рассуждая: — Довольно высокий момент. Отно­ шение отношением... — Да. Но... Вот, кажется, нашел... Почувствовать свое время, и, насколько возможно в твоих силах, отобразить, показать его людям. Найти типичное, характерное, подметив его острее, точнее, ощутить, переос­ мыслить дух времени, в котором жи- ...Я чувствую необходимоегь рабо- ПОСЛЕСЛОВИЕ. На главной пчощади Липецка Александр Вагнер вмегг© е другими мастерами устанавливал новый памятник В. И. Ленину. Его автор, ака­ демик Л. Е. Кербель доверил эго пра­ во своему ученику. О. ТЕППСВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz