Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
«ЯЁНИНЕЦ ф ] Т р и д ц а т и трех лет от роду человек совершает крутой поворот в жизни. Без пяти минут кандидат наук, имеющий , определенное поло жение в обществе, свой 'разме ренный круг забот и интере сов. иллажениыГг городской быт, бросает вдруг все, воз вращается в родное село и начинает - жизнь заново. Поче му? Ему калсе.тся, что ’ просто ■ так сложились обстояте.льства: умерла мать, разладилось в семье, возникла душевная пе-, опрёделетуп.гстЬ, здеоь-то в минуту 1 :олебаннй и -«подла-' Вйл» его' старый друг, бывший однокурсник .Андрей Фомин, секретарь райкома партии, и предложил большое дело, та кое, чтобы «можно было след ■на зе.мле оставить». И стал Николай Курков председате лем колхоза. Так начинается фильм «Надежда и опора», по ставленный режиссером В. Коль цовым по сценаршо Б. Металь-. ннкова и Ю. Черииченко па ки ностудии «Мосфильм». Вся дальнейшая'логика событий доказывает, что выбор, сделан ный Николаем Курковым, был не случаен. Чтобы жизнь человека име ла смысл, необходима цель, достойная самой жизни. ' Р а бота младшего научного со трудника Куркова представ-, ляла, несомнентю, какое-то значение для будущего земле делия, но она не' требова.да от него затраты всех душевных сил н энергии, не дава.да доз- можностн «выложиться» пол ностью без остатка, к тому ж е не имела непосредственно пря мого выхода на решение мно*, гих насущных ’проблем сегод няшнего дня. А тут Ник*олай получает вполне конкретную приктнческую задачу — создать в кратчайшие сроки свиновод ческий комплекс на собс-твен.чой кормовой базе. И привлекает его эта задача не только чисто технической, производственной сложностью решения, позволяющей, раз вернуться со всей душевной широтой, по и огромной соци альной значимостью дела, пре доставляющего председателю колхоза роль преобразователя щсего уклада сельской жизни. «Родина ты моя. Родина, что нее ты такая неказистая, ведь е такими богатствами все воз можно... Я кочу, чтобы не от меня, а ко мне народ стремил ся, это все сможет комплекс», —■8 этих словах Куркова за ключен смысл государственной программы подъема села, став шей его личной жизненной про граммой. И он берется за ер выполнение. Это дело ему по душе, потому что он человек дела. На пути к цели председатель колхоза преодолевает препят ствия разного рода. В первую очередь те. которые вызваны несовершеястзом хозяйствен ного механизма и существую щей ^системы планирования. Строить комплекс ему прихо дится «с колес», не имея не обходимых фондов, так как потребность в «фабрике мяса» насущная, а до окончания пя тилетки еще год, и выделение хозяйству дополнительных средств ие. предусмотрено. Вот й приходится председателю вы кручиваться, выворачиваться, погашать до.тг в 8 миллионов рублей, находить выход из безвыходных ситуаций. < И здесь мало добросовестно ис полнять служебные обязанно сти, очерченные* ^олжностны- мй инструкдням.ч. Недостаточ но быть {[ 'ТОЛЬКО расчетливым, предприимчивым, решитель ным. Успех всего дела часто зависит от верного тона в об щении с самыми ' разными людьми, от умения подыскать «ключик» к каждому из них. Приходится кого-то успокоить, кого-то «настрополить», кому- то довериться, кого-то «обве сти», кому-то ублажить, у . кого-то что-то «выбить». При ходится менять маски, как в театре миниатюр, но всегда оставаться верны.м избранному курсу, как у штур)зала- корабля. ■ И вот, казалось, цель до стигнута — ко'мплекс начинает дейстВ'Овать и впервые ' сам себя обеспечивает корма.ми. Но здесь 'руководитель хозяй ства вплотную сталкивается с ' новой грядой преград, выя,вляя ряд серьезных проблем в сис теме руководства экономикой. До известного .момента Ннко- ла-й Курков жид «душа- в ду шу» со своим другом, секрета-. . не видели. такого-, «руководст- ва». И все-таки на этот раз Курков вынужден пойти . на компромисс; сдать фураж, вы-, говорив ус.товис, что' в буду щем такого не повторится.' Зато позже, когда комплекс превратился в «золотое -'дно», Фомин с Курковым рас.чодятся ■уже по-поводу других показа- те.тей. Для Фомина .хозяйство Куркова что-то вроде витрины районного универмага, где е'сть’ что показать. Да и додсод у зяйства вы^V^ядят как разви вающиеся страны». И вот при таком богатстве существует опасность, , что зе.мледелец, если он' по .-духу своему -не хозяин, превратиться может в поденщика, в аренда тора, в варвара, вооруженно го современной техникой. Имен- . но об этом пре.дупреждаёт Куркова его учитель ученый- аграряик Гардт: «Какие ' бы показатели ин придумывали на ваш)' шею, вы всегда должны ЗЕМЛИ МОЕЙ НАДЕЖДА ИОПОРА рем райкома Андреем Фоми ным. Без всесторонней обшир'- • вдй помощи со стороны госу-' Дрстз^, всех хозяйств и предприятий района, без безус ловной й надежной* поддержки райкома партии головокружи тельные достижения передово го колхоза были бы немысли мы. Но в отношениях Куркова Й. Фомина наступает кризис, когда обнаруживается их раз ный подхо.д к пони.манню во проса «что такое — настоящий хозяин?». Фомин, несомненно, имеет Призвание- организатора — именно он мобилизовал все силы района на создание чудо- , комплекса; об.тадает талантом разбираться в людях, под-, бирать кадры — именно он «нашел». Куркова и убедил, его взять на себя выполнение слож нейшей задачи. И тем не менее он, как и многие, хозяйствен ные руководители, находится под магической властью пока зателей, которые превратились в своеобразных «диктаторов». Конечная це.чь социалистиче- ской экономики накормить лю дей, а не произвести энное кол{ 1 чество тонн продуктов. Но «борьба за показатели» по рой выходит на первое место, заслоняя собой сам смыс.ч производства. - Так, Фомин требует от Кур кова в счет государственного плана сдать фуражное зерно. Из него хлеба не испечешь. Это пони.мают все. Но тем не менее. Фомин иастанвает; «Зер но ты сдашь, а фураж ли это, нет л и—-не нашего у.ма де.то». Курков протестует всей душой, изболевшейся д)'шой хозяина; «Так зерно было бы,- а то, от моих свиней — другим, кому это надо? ...Зачем 5 тысяч тонн гонять туда и обратно, .лишь чтобы войти в сводку? Зерно сдашь туда по 4 рубля, обратно . получиш> концентрат по 12...'Я уеду отсюда, чтобы глаза мои него с гектара —- 320 рублей, в то время 1 сак в других цолко- зах 80—100, вот в среднем по району и «вытягиваются» нуж ные показатели. Это та же самая «липа», что а случае с фуражом, и она не дает Кур кову спокойно жить на своем богатстве. Он чувствует; свою ответственность за землю во обще, за сельскую экономику щ иолом, а не только за свое собственное село, за свой соб ственный колхоз. Вот ей и выдвигает утопиче ский, на первый • взгляд, но обоснованный требованием вре мени проект, создания совета председателей, который про должил бы колхозный строй на районном уровне, учредил бы межколхозиый фонд—«кас су взаимопомощи» и взял бы на себя функции руковод ства-- экономикой в масштабе района. И «третий фронт», на кото ром ведет борьбу Курков, — это нравственное воспитание чувст ва хозяина в каждо.м тружени ке села. В фильме мы лишь мельком видим действующий комплекс, на котором люди в белых , ха латах управляют совершенны- .ми автоматическими система ми. Мельком мы видим и цент ральную усадьб)': ряд двух этажных коттеджей, окружен- .ных садами и хозяйственными постройками. Не трудно вооб разить и то, что осталось «за ' кадром»: огромную школу ‘ со своим телецентром, и спортив- ,ный комп. 1 №кс с плавательным .бассенио.м и . пскусствённйм, льдом, и прекрасную больницу, оснащенную, как в областном центре, и Дворец культуры, в котором занимаются ставшие знаменигымй художественные ко.л.лективы. ' Слово.м, все то. что может быть в колхозе, сто ящем на уровне НТР, по срав нению е которым «соседние хо думать о сохранности русского чернозема. Мы живем .ца зем.не миг, но дело наше — земледе лие — вечное и бесконечное, так будьте же хозяином...». И Курков свято следует этому завету: на территории своего хозяйства он оетаноаггл все три оврага, всюду установил догляд, пщ)ядок, долгов перед землей у него нет. Хозяином он остается и за пределами своего села. Вот едет он по «чужой» дороге н видит, как теряют гру зовики «чужую» свеклу и да вят ее колесами. Не выносит его хозяйская душа такой кар тины, выходит из машины н .строит баррикаду на пути рас точителей. Невидимая баррикада кре стьянской нравственности раз деляет его и с одним из лучших механизаторов его хозяйства, односельчагпГном Петром. Петр вроде бы из тех. о ком пишут газеты ^сак о «героях страды»— намолачивает за исатву до 12 тысяч центнеров. На не за совесть он работает. Петр ме няет жену на... «Жигули». Ему плевать на семью, так значит на .хлеб, на зем.чю — и по,даз- но. Какой же он хозяин— он и есть, куркуль-ареидатор, вар вар, воорулсенный техникой.' Много забот и проблем- у. молодого председателя. Много Николай _ Курков уже перему чился и многое ему езде пред стоит. «Счастливый вы чело век, — Говорит ему Гардт, — у .вас- душа моясет мучиться, другие могут пересмеяться,' от вернуться, а ВЫ'— Нет. Никуда вам от этой земли не уйти. Вы ее надежда и опора. Если не вы, так кто же? Кто же тогда, если ие вы?». Николай Курков сделал свой выбор по совести. И в том, что несмотря на все трудности, он останется верен своему делу н своим нравст венным правилам, на него можг но положиться. _^С. ЩЕТИНИН. с о е ш м е ь 0РЕ1ЬЕРА Празднично и торжественно, встречал вечером 10 октября кинотеатр «Заря» зрителей. В фойе кинотеатра звучали песни, красочный лозунг позд равлял гостей с праздником — Днем работников сельского хо зяйства. Здесь состоялась премьера нового художествен ного фильма «Надежда и опо ра». На сцене, украшенной цве тами, почетные гости кинотеат ра — передовики труда, пред ставители Дирекций совхозов и колхозов. Среди них председа- тещ, колхоза «Заветы Ильича» Липецкого района А. А. Вишня, ков, главный агроном М. ф. Зы бина, ' секретарь парткома В. П, Зыбин, более двадцати лет проработавшие в этом колхозе, механизатор Н. И. Никитин, ежегодно занимающий первые места а областном соревнова нии, награжденный двумя ор денами Трудовой Славы за до блестный труд. На празднике чествовали и тружеников от- кормсовхоза «Липецкий». В честь славных героев труда было сказано много теплых О достижениях работников сельского хозяйства области рассказал главный агроном об ластного управления сельского хозяйства А. М, Овчинников. Он выразил мнение, что полемиче ская страстность, актуальнссть, острота постановки вопросов в фильме «Надежда и опора», несомненно, вызовут интерес у зрителей. В этот же вечер новый фильм посмотрели жители Волово, совхоза «Красный колос» Ли пецкого района, Усмани. В До мах культурь 1 _р своих трудовых успехах рапортовали передо вики производства. В Волое- ском Доме культуры зрителей поздравляли с праздничной премьерой секретарь партий ной организации колхоза «Ве ликий Октябрь» В. С. Лукьлнчй- коаа, депутат райсовета, газо- электросзарщин Воловского* объединения «Сельхозтехника» А. АЛ. ЛЛихайлов, председатель колхоза «Рассвет» 3. А. АЛася- Секретарь партийной органи зации совхоза «Красный колос» АЛ. Н. Устинов рассказал зри телям о создателях нового .фильма, эктв|эах, снимавшихся в нем, подчеркнул значение этого фильма, рзз,мышляющ^ го о жизни сегодняшнего се ла,- его проблемах, ответстзен- ности каждого человека за по рученное ему дело, обратил внимание на решение в фильме вопроса о «сочетании экономи ки и иравственности в решении организационных управленче ских задачъ И. Г. Соломыкин, заведую щий отделом агитации и про паганды Усманского райкома КПСС, в своем выступлении на премьере фильма обратил вни мание зрителей на достовер ность, убедительность, эмо циональность новой картины, на знание авторов новых,' слож ных процессов, происходящих сегодня 3 деревне. Он подчер кнул, что вопросы, стоящие пе ред героями фильма «Надежда и опора», близки руководите лям колхозов и совхозов рай она и области. Г. МОНА1ЕНКОВЛ, методист областного управления кинофикации. НА СНИАЛКЕ: кадр нз филь ма «Надежда и опора». Нико лай Курков (его роль исполняет артист Ленинградского Боль шого драматического театра имени Горького Юрий Демич] и Андрей Фомин (артист Ана толий Васильев). Редактор М. ГОРЬКАЕВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 398880, г. Липецк, площадь Пле,танова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря —' 4-67-11; отделов коммунистиче- ского аеспитаяая ~ 4-66-12, комсомольской кизви — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. Типография издательства сЛениаское знамя» Липецк. Коммунальцая площадь, 41, Зак, № Ш 8 б
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz