Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ ф 4 в конце прошлого века Пе тербург посетила рсороцая ка пелла пегрытяиских студентов. Выступления чернокожих му зыкантов произвели неслыхан ный фурор; Тогда в Европе, а затем и в России, с невероят ной быстротой стали распрост раняться модные танцы: ' фок строт, танго, матчиш, шимми, тустеп, уанстеп.;.' Оркестры,' первое время называемые «джаз-бандами», стали пло диться словно грибы, выступая в садах и парках. Джазовая музыка, «американские тан цы» сделались повальным ув- _лечение,м и даже страстью мо лодых и не только молодых людей. Необычная мелодичность,' красочность звуков, особая ритмика «новой музыки» пр'и- плеклп к джазу внимание спе циалистов. Первоотрывате.чем , джаза в нашей стране считается Вален тин Яковлёвич Парнах. Уро-' женец Таганрога, он в 1913 году выеха.ч в Париж. Так ои рисовал, занимался поэзией. и даже был избран председа телем ' Парижской Палаты поэтов. Вскоре после оконча ния гражанской войны Парнах возвращается на родину. Вме сто, стихов и картин он приво зит Г 10 ЛНЫЙ комп.лект музы кальных инструментов (банд- - ясо, саксофон, тамтам, тарел ки и ,т. д.) с цэлью организо вать- оркестр по типу тех, ко- , торые он встречал па Западе.. Вскоре Парнах создает пер- ' ■вый в РСФСР эксцентрический джаз-бапд из шести, человек. И вот 1 октября 1922 года в большо.м зале Государствен ного института театрального искусства состоялось, выступ ление новой музыкальной труп пы, Эта дата считается днем ' роягдения советского джаза. В нынешнем году джаз отметил юбилей — 60 лет. Восемнадцатилетний Алек- „■'сандр Варламов учился тогда на актерско-режиссерском фа- у; культете ГИТИРа. Кстати, на одном курсе с И.' Охлопковым, Э. Гариным, Н._ Боголюбовым, Л. Свердлиным й другй'м'и, впо следствии выдающимися ма стерами театра и,кино. Концерт Парнаха произве.ч на юношу неотразимое впе чатление. И Варламов орга низует из числа своих друзей самодеятельный «джаз-банд». Гарин играл на трубе, Сверд лин — иа валторне. Ударными инструментами «командова.ч», Костомолоцкий, ставший позд нее художником-шарж.истом, А пел Боголюбов. Музыка захватывает Алек сандра Варламова целиком. И хотя он имеет-кое-какие успехи в сцеипческом искусстве (даже снимается в ряде немых фи.ль- мов).- он решает покинуть ГИТИС и поступает на компо зиторский факультет музы кального .техникума имени Гнеснны.х. Замечательные педагоги М. Гнесин, Р.. Г.чиэр, Д. Рогаль- Левицкий становятся настав никами Варламова. И хотя й те годы русская симфониче ская школа преобладала во всех, сферах музыкального ис кусства, приверженцев у «лег кой музыки» становилось . все больше. Кипучая творческая , натура Александра Варламова не терпела догм и застоя. Новое . время требовало новы.х форм и в искусстве. Он ищет то, чего не делал до него ни один музыкант, эксперементирует, пробует... И тут самое время сказать о прославленной вар- ламовской родос.товной. Пра дед его, Александр Егорович Варламов, был автором попу- студентом, А.лександр Варла мов создает муаыду для теат ральных спектаклей «Джума Машин», «Хижина дяди Тома» и пишет оперетту «Красавица с острова Люлю», Его приглаша ют и на киностудии. Музы кальное оформление ряда фильмов приносит ему дальней шее признание. Пятьдесят лет минуло с той поры, когда . исполнилась заветная мечта Сейчас об этом мы можем су'дить лишь по патефонным п.^астинкам, которых — увы — в те годы бы.чо сделано до обидного мало. Но покоряют эти записи истинно, современ ным звучанием, виртуозной иг рой музыкантов. Александр Варламов про явил себя иоваторо:я в легкой музыке. В чем же оно состоя ло? С т а р е йши н а советского джаза Ляриейшйх ' романсов. Таких, например, как «Зачем сидишь до полуночи»^ «На заре ты ее не буди», «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица ме тет»... Замечательный компози тор, превосходный исполни тель собственных произведе ний, он был в кругу друзей, олицетворявших цвет художе ственной Москвы тех лет. Пушкин, Языков, Баратынский, Загоскин, Мочалов, Щепкин, Верстовский, Гурилев — гор дость . русской интеллигенции прошлого века —, собирались вокруг него. Знаменитый актер Алек сандрийского театра Констан тин Александрович Варламов, или как его .любовно называла вЬя Россия «дядя Костя», при ходится двоюродным дедом Александру Варламову. А его мать была оперной певицей в театре Зимина. Когда Саше едва цюполни- лось восемь лет, он сочиняет ..вальс «Грусть», посвящая его старшей сестре Нине! Ноты были изданы в Симбирске, где тогда жила его семья. Будучи,. Александра Варламова; он создает эстрадный оркестр, который позже сформировался в знаменитую джазовую «Се мерку» — популярнейший му зыкальный кол.лектив тридца тых годов. Танцевальные мело дии, фокстроты, ритмические музы.калыше миниатюры, нс- полнямыё варламовским орке стром, западают в души и серд- ,ца всех, кто хоть однажды слы шал его выступления на эстрад де или же в звукозаписи. . Варламов сочиняет музыку, делает - араннсировкн и даже Под маской леди Краснее меди Торчали... рыжие усы! .Не одно молодое поколение танцевало под этот захватыва ющий фокстрот «На карнава- ^ Публика валом валит на концерты нового джаз-оркест ра в садах и парка.х культуры. С успе.хо.м проходят все его выступления, в том числе* и тогда, когда он аккомпаниро вал приехавшей в СССР не гритянской певице Це.честине Коол. Он умело подбирал состав исполнителей, находил ' для каждого из них точную «дози ровку», с тем, чтобы звучание орхестра становилось наиболее выразительным, отличалось сочностью, музыкальной пла стикой. Партии для фортепиа но, саксофона, тромбона, гита ры, ударника доверялись вы сококлассным специалистам, которые были сильны не только в индивидуальном мастерстве, но и в умении действовать кол лективно. Руководитель орке стра создал монолитный «ан самбль солистов». Но главная. суть новаторства Александра Варламова заключалась в том, что он создал собственную шко- •чу джазового стиля. Ведь мало найти хороших, даже превос ходных исполните.лей. Важно правильно организовать их. Нужно было привить новую манеру игры тем музыкантам, которые до этого играли в ду ховых оркестрах. Но в джазе совершенно иной принцип, иной язык. Так, ес.ли саксофонист академической школы привык извлекать цз своего инструмен та, как сказать, «прямой» звук, то. в джаз-оркестре с помощью., приема вибрации звучание саксофона приобретало не обычайно яркую окраску. — На Западе репертуар джаз-оркестров обычно строил ся в расчете на , какого-нибудь одного выдающегося солиста, лидера. Такого, к примеру, ка ким быд Луи . Ар.МСГ()ОНГ, — вспоминает сейчас Александр ; Варламов. — Для нас же глав-'! пым было всесторояяе пред- ' ставить и оркестр и солиста. Утесов, Цфасман, Кнуше вицкий, Варламов и другие замечатеАные музыканты раз вивали отечественную школу джаза. , Каждый из них та лантливо и по-своему обога- ща.^ это любцмое пародом йскусство. В с'воей работе Композитор Варламов (именно композитор, а затем уже — руководите.чь оркестра) на пер вый план выдвигал эстётиче-' фкие задачи, а именно: вбспиты- вать вкус зрителя и слушателя, нести .людям доброе настрое ние, а_не удивлять их эксцент- . риадой. Он'уме.ло применял в репертуаре все лучшее, что было завоевано практикой ми рового джаза. В 1938 году Александр Вар- .чамов возглавил джаз- оркестр Всесоюзного радиокомитета, а затем — Государстзенцый джаз . СССР. Начавшаяся Вг.ликая Оте- чествечная война не заставила . замолчать музы' Искусство на дело солдатскую шинелб. По пав в окружение под Вязьмой в 1942 году, многие музыкан- ' ты из оркестра Варламова по - ' ' гибли. Александр Варламов от казался эвакуироваться в тыл, хотя ему неоднократно и пред лагали выехать. Он. создает новые коллективы для выступ лений перед воинами, уходящи- - ми на фронт, в госпиталях.; И продолжали звучать прекрас ные варла.мовские мелодии, на поминая о возвышенно'М и сча- ст.чивом, за которое стоило идти в бой. В послевоенные годы ком позитор снова обратился к кинематографу. На этот раз к му.чьтипликацповному. Он пц-, шёт музыку к десяткам «му.ть- тикоц», находя эту работу очень нужной и близкой его .сердцу. И. конечно, Варламов не забывает о джазе. В его строго организованных поли фонических пьесах ощущается мудрость прожитых лет, фи лософская раздумчивость. В них добро, светлая грусть и красота вечно 'обновляющейся жизни. — Музыка должна быть де мократичной, понятной всем. Я не приемлю авангардистских сочинении, где потеряны форма и ритм. Джазовая легкая му зыка, сопутствующая нашему быту, долясиа рождать добрые, благородные чувства, доходить до сердца кансдого человека,— таково кредо заслуженного дея теля- искусств РСФСР А.тек- сандра Владимировича Варла мова, старейшины советского джаза. Б. ВЕЛИЦЫН. На снимках; русский компо зитор А. Е. Варламов (1843 г.); .заслунтенный деятель искусств РСФСР А В. - Вар.чамоа (1982 г.). Фото автора. П Р И И У С ТЫ Ж Т Р и Б у М- А ж Последний матч с «ЗвеЯ- ниексом» (Лиепая) проходил при пусть 1 х трибунах. Свои мес та занимали болельщики, как говорится, самые одержимые. Их поддержки хватило, чтобы «Металлург» одержал побе ду. 3 : 0 — такое счет. Голы забили Егоров (два), .Разное. Кривая актианости пополз ла, опять В в е р х (много раз ока же, увы, спускалась вниз) — так, взлетая и падая, играет весь сезон наша команда^ Обидно, но «Металлург» по казывает свою игру только в отдельных матчах. Имеются а виду не только победы, ведь надолго в памяти остался матч в нашем городе с «Динамо» (Брянск), где липчане, проиг рав, особых претензий не вы зывали. Наши ребята показали, что могли. В таблице указано положение команд после 28 туров: В Н П Мячи 0 «Днепр» Могилев 17 7 4 54—29 ■ 41 «Химик» Гродно 16 5 ,7 39—20 . 37 «Динамо» Брянск 16 4 8 56—37 ■ 36 «АвтомО'билнст» Тирасполь' 14 6 8 40—21 34 «Металлург» Липецк 15 3 9 39—31 33 «Гомсельмаш» Гомель 13 7 8 31—23 33 «Ан.тантас» Клайпеда И 10 7 39—33 32 «Балтика» Калининград • 13 4 11 42—36 30 «Север» Мурманск 9 10 9 40—47- 28 «Звейниекс» Лиепая . 10 5 13 37—46 ■ 25 «Динамо» ЛеиЕшград 7 9 12 31 -33 23 «Динамо» Брест ^ 9 ' 4 ' 15 28—39 22 «Авангард» Куфск 8 6 14 20—45 22 «Спартак» Орел 7- 5 16 27—50 19 «Са.тют» Бе.чг'ород 6 5 17 25—44 . 17 «Двина» Витебск 5 6 ч 17 13—37 Гб Редактор М. ГОРЬКАЕВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 39800.0, г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны; редактора — 4-07-13. отве тственного^секретаря — 4-67-11; отделов «оммунистиче- ^ ского сосаитания г-г 4-66-12, комсомольской жйзия— 4-07-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная площадь,.44. ЗаЕС. 1003 I21920
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz