Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ ф 4 в конце прошлого века Пе­ тербург посетила рсороцая ка­ пелла пегрытяиских студентов. Выступления чернокожих му­ зыкантов произвели неслыхан­ ный фурор; Тогда в Европе, а затем и в России, с невероят­ ной быстротой стали распрост­ раняться модные танцы: ' фок­ строт, танго, матчиш, шимми, тустеп, уанстеп.;.' Оркестры,' первое время называемые «джаз-бандами», стали пло­ диться словно грибы, выступая в садах и парках. Джазовая музыка, «американские тан­ цы» сделались повальным ув- _лечение,м и даже страстью мо­ лодых и не только молодых людей. Необычная мелодичность,' красочность звуков, особая ритмика «новой музыки» пр'и- плеклп к джазу внимание спе­ циалистов. Первоотрывате.чем , джаза в нашей стране считается Вален­ тин Яковлёвич Парнах. Уро-' женец Таганрога, он в 1913 году выеха.ч в Париж. Так ои рисовал, занимался поэзией. и даже был избран председа­ телем ' Парижской Палаты поэтов. Вскоре после оконча­ ния гражанской войны Парнах возвращается на родину. Вме­ сто, стихов и картин он приво­ зит Г 10 ЛНЫЙ комп.лект музы­ кальных инструментов (банд- - ясо, саксофон, тамтам, тарел­ ки и ,т. д.) с цэлью организо­ вать- оркестр по типу тех, ко- , торые он встречал па Западе.. Вскоре Парнах создает пер- ' ■вый в РСФСР эксцентрический джаз-бапд из шести, человек. И вот 1 октября 1922 года в большо.м зале Государствен­ ного института театрального искусства состоялось, выступ­ ление новой музыкальной труп­ пы, Эта дата считается днем ' роягдения советского джаза. В нынешнем году джаз отметил юбилей — 60 лет. Восемнадцатилетний Алек- „■'сандр Варламов учился тогда на актерско-режиссерском фа- у; культете ГИТИРа. Кстати, на одном курсе с И.' Охлопковым, Э. Гариным, Н._ Боголюбовым, Л. Свердлиным й другй'м'и, впо­ следствии выдающимися ма­ стерами театра и,кино. Концерт Парнаха произве.ч на юношу неотразимое впе­ чатление. И Варламов орга­ низует из числа своих друзей самодеятельный «джаз-банд». Гарин играл на трубе, Сверд­ лин — иа валторне. Ударными инструментами «командова.ч», Костомолоцкий, ставший позд­ нее художником-шарж.истом, А пел Боголюбов. Музыка захватывает Алек­ сандра Варламова целиком. И хотя он имеет-кое-какие успехи в сцеипческом искусстве (даже снимается в ряде немых фи.ль- мов).- он решает покинуть ГИТИС и поступает на компо­ зиторский факультет музы­ кального .техникума имени Гнеснны.х. Замечательные педагоги М. Гнесин, Р.. Г.чиэр, Д. Рогаль- Левицкий становятся настав­ никами Варламова. И хотя й те годы русская симфониче­ ская школа преобладала во всех, сферах музыкального ис­ кусства, приверженцев у «лег­ кой музыки» становилось . все больше. Кипучая творческая , натура Александра Варламова не терпела догм и застоя. Новое . время требовало новы.х форм и в искусстве. Он ищет то, чего не делал до него ни один музыкант, эксперементирует, пробует... И тут самое время сказать о прославленной вар- ламовской родос.товной. Пра­ дед его, Александр Егорович Варламов, был автором попу- студентом, А.лександр Варла­ мов создает муаыду для теат­ ральных спектаклей «Джума Машин», «Хижина дяди Тома» и пишет оперетту «Красавица с острова Люлю», Его приглаша­ ют и на киностудии. Музы­ кальное оформление ряда фильмов приносит ему дальней­ шее признание. Пятьдесят лет минуло с той поры, когда . исполнилась заветная мечта Сейчас об этом мы можем су'дить лишь по патефонным п.^астинкам, которых — увы — в те годы бы.чо сделано до обидного мало. Но покоряют эти записи истинно, современ­ ным звучанием, виртуозной иг­ рой музыкантов. Александр Варламов про­ явил себя иоваторо:я в легкой музыке. В чем же оно состоя­ ло? С т а р е йши н а советского джаза Ляриейшйх ' романсов. Таких, например, как «Зачем сидишь до полуночи»^ «На заре ты ее не буди», «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица ме­ тет»... Замечательный компози­ тор, превосходный исполни­ тель собственных произведе­ ний, он был в кругу друзей, олицетворявших цвет художе­ ственной Москвы тех лет. Пушкин, Языков, Баратынский, Загоскин, Мочалов, Щепкин, Верстовский, Гурилев — гор­ дость . русской интеллигенции прошлого века —, собирались вокруг него. Знаменитый актер Алек­ сандрийского театра Констан­ тин Александрович Варламов, или как его .любовно называла вЬя Россия «дядя Костя», при­ ходится двоюродным дедом Александру Варламову. А его мать была оперной певицей в театре Зимина. Когда Саше едва цюполни- лось восемь лет, он сочиняет ..вальс «Грусть», посвящая его старшей сестре Нине! Ноты были изданы в Симбирске, где тогда жила его семья. Будучи,. Александра Варламова; он создает эстрадный оркестр, который позже сформировался в знаменитую джазовую «Се­ мерку» — популярнейший му­ зыкальный кол.лектив тридца­ тых годов. Танцевальные мело­ дии, фокстроты, ритмические музы.калыше миниатюры, нс- полнямыё варламовским орке­ стром, западают в души и серд- ,ца всех, кто хоть однажды слы­ шал его выступления на эстрад де или же в звукозаписи. . Варламов сочиняет музыку, делает - араннсировкн и даже Под маской леди Краснее меди Торчали... рыжие усы! .Не одно молодое поколение танцевало под этот захватыва­ ющий фокстрот «На карнава- ^ Публика валом валит на концерты нового джаз-оркест­ ра в садах и парка.х культуры. С успе.хо.м проходят все его выступления, в том числе* и тогда, когда он аккомпаниро­ вал приехавшей в СССР не­ гритянской певице Це.честине Коол. Он умело подбирал состав исполнителей, находил ' для каждого из них точную «дози­ ровку», с тем, чтобы звучание орхестра становилось наиболее выразительным, отличалось сочностью, музыкальной пла­ стикой. Партии для фортепиа­ но, саксофона, тромбона, гита­ ры, ударника доверялись вы­ сококлассным специалистам, которые были сильны не только в индивидуальном мастерстве, но и в умении действовать кол­ лективно. Руководитель орке­ стра создал монолитный «ан­ самбль солистов». Но главная. суть новаторства Александра Варламова заключалась в том, что он создал собственную шко- •чу джазового стиля. Ведь мало найти хороших, даже превос­ ходных исполните.лей. Важно правильно организовать их. Нужно было привить новую манеру игры тем музыкантам, которые до этого играли в ду­ ховых оркестрах. Но в джазе совершенно иной принцип, иной язык. Так, ес.ли саксофонист академической школы привык извлекать цз своего инструмен­ та, как сказать, «прямой» звук, то. в джаз-оркестре с помощью., приема вибрации звучание саксофона приобретало не­ обычайно яркую окраску. — На Западе репертуар джаз-оркестров обычно строил­ ся в расчете на , какого-нибудь одного выдающегося солиста, лидера. Такого, к примеру, ка­ ким быд Луи . Ар.МСГ()ОНГ, — вспоминает сейчас Александр ; Варламов. — Для нас же глав-'! пым было всесторояяе пред- ' ставить и оркестр и солиста. Утесов, Цфасман, Кнуше­ вицкий, Варламов и другие замечатеАные музыканты раз­ вивали отечественную школу джаза. , Каждый из них та­ лантливо и по-своему обога- ща.^ это любцмое пародом йскусство. В с'воей работе Композитор Варламов (именно композитор, а затем уже — руководите.чь оркестра) на пер­ вый план выдвигал эстётиче-' фкие задачи, а именно: вбспиты- вать вкус зрителя и слушателя, нести .людям доброе настрое­ ние, а_не удивлять их эксцент- . риадой. Он'уме.ло применял в репертуаре все лучшее, что было завоевано практикой ми­ рового джаза. В 1938 году Александр Вар- .чамов возглавил джаз- оркестр Всесоюзного радиокомитета, а затем — Государстзенцый джаз . СССР. Начавшаяся Вг.ликая Оте- чествечная война не заставила . замолчать музы' Искусство на­ дело солдатскую шинелб. По­ пав в окружение под Вязьмой в 1942 году, многие музыкан- ' ты из оркестра Варламова по - ' ' гибли. Александр Варламов от­ казался эвакуироваться в тыл, хотя ему неоднократно и пред­ лагали выехать. Он. создает новые коллективы для выступ­ лений перед воинами, уходящи- - ми на фронт, в госпиталях.; И продолжали звучать прекрас­ ные варла.мовские мелодии, на­ поминая о возвышенно'М и сча- ст.чивом, за которое стоило идти в бой. В послевоенные годы ком­ позитор снова обратился к кинематографу. На этот раз к му.чьтипликацповному. Он пц-, шёт музыку к десяткам «му.ть- тикоц», находя эту работу очень нужной и близкой его .сердцу. И. конечно, Варламов не забывает о джазе. В его строго организованных поли­ фонических пьесах ощущается мудрость прожитых лет, фи­ лософская раздумчивость. В них добро, светлая грусть и красота вечно 'обновляющейся жизни. — Музыка должна быть де­ мократичной, понятной всем. Я не приемлю авангардистских сочинении, где потеряны форма и ритм. Джазовая легкая му­ зыка, сопутствующая нашему быту, долясиа рождать добрые, благородные чувства, доходить до сердца кансдого человека,— таково кредо заслуженного дея­ теля- искусств РСФСР А.тек- сандра Владимировича Варла­ мова, старейшины советского джаза. Б. ВЕЛИЦЫН. На снимках; русский компо­ зитор А. Е. Варламов (1843 г.); .заслунтенный деятель искусств РСФСР А В. - Вар.чамоа (1982 г.). Фото автора. П Р И И У С ТЫ Ж Т Р и Б у М- А ж Последний матч с «ЗвеЯ- ниексом» (Лиепая) проходил при пусть 1 х трибунах. Свои мес­ та занимали болельщики, как говорится, самые одержимые. Их поддержки хватило, чтобы «Металлург» одержал побе­ ду. 3 : 0 — такое счет. Голы забили Егоров (два), .Разное. Кривая актианости пополз­ ла, опять В в е р х (много раз ока же, увы, спускалась вниз) — так, взлетая и падая, играет весь сезон наша команда^ Обидно, но «Металлург» по­ казывает свою игру только в отдельных матчах. Имеются а виду не только победы, ведь надолго в памяти остался матч в нашем городе с «Динамо» (Брянск), где липчане, проиг­ рав, особых претензий не вы­ зывали. Наши ребята показали, что могли. В таблице указано положение команд после 28 туров: В Н П Мячи 0 «Днепр» Могилев 17 7 4 54—29 ■ 41 «Химик» Гродно 16 5 ,7 39—20 . 37 «Динамо» Брянск 16 4 8 56—37 ■ 36 «АвтомО'билнст» Тирасполь' 14 6 8 40—21 34 «Металлург» Липецк 15 3 9 39—31 33 «Гомсельмаш» Гомель 13 7 8 31—23 33 «Ан.тантас» Клайпеда И 10 7 39—33 32 «Балтика» Калининград • 13 4 11 42—36 30 «Север» Мурманск 9 10 9 40—47- 28 «Звейниекс» Лиепая . 10 5 13 37—46 ■ 25 «Динамо» ЛеиЕшград 7 9 12 31 -33 23 «Динамо» Брест ^ 9 ' 4 ' 15 28—39 22 «Авангард» Куфск 8 6 14 20—45 22 «Спартак» Орел 7- 5 16 27—50 19 «Са.тют» Бе.чг'ород 6 5 17 25—44 . 17 «Двина» Витебск 5 6 ч 17 13—37 Гб Редактор М. ГОРЬКАЕВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 39800.0, г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны; редактора — 4-07-13. отве тственного^секретаря — 4-67-11; отделов «оммунистиче- ^ ского сосаитания г-г 4-66-12, комсомольской жйзия— 4-07-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная площадь,.44. ЗаЕС. 1003 I21920

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz