Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 4 1 ^ ' *' Р » 1 ИЧ 6 ш 1*^ ПАМЯТИ в Липецке прошли Всесо- юзные географические чтения рамяти нашего земляка, выда ющегося географа-путешествен- иика, ученого, который на про тяжении сорока лет возглавлял Русское географическое обще ство, и общественного деятеля П. П, СеменоваТян-Шаиского. На пленарном- заседании, про ходившем-в Доме политичес кого просвеа(ения обкома КПСС, участники чтений тепло приветствовали члена ЦК КПСС, первого секретаря Липецкого обкома партии Г. П, Павлова, дважды Героя Советского Со юза, председателя Московско го филиала Всесоюзного гео графического общества, контр- адмирала И. Д. Папанина, из вестных ученых-географов из . Москвы, Ленинграда, Харькова, ■Перми и других городов. Выступая перед участниками -чтений, Г. П. Павлов отметил,, что. они проходят на липецкой земле в знаменательный 155- лётний юбилей со дня рожде ния великого ученого, который оставил глубокий след в раз витии и становлении отече ственной науки. Первый секре тарь Липецкого обкома пар тии рассказал гостям о истории Липецкой области, ее трудовых достижениях во всех сферах народного хозяйства, о даль нейших перспективах развития ее потенциала в свете решений XXVI съезда КПСС и майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, по желал участникам чтений пло дотворной работы. В ответр-юм слове И. Д. Папа нин от имени Географического общества СССР, его Москов- СР50Г0 филиала, правления Все союзного общества «Знание» поблагодарил областной коми тет партии, партийньре И совет ские органы за прекрасно ор ганизованное мероприятие. С интересными .докладами перед участниками чтений вы ступили доктор географических наук Б. А. Есаков («П. П. Се- менов-Тян-Шанский и совре- меррная география»), писатель- географ Ю. К. с ф р ’моз («Ох рана ландшафта сегодня»), док тор географических н ау 1 А. М. УЧЕНОГО Шульгин («Проблема' комр Г лок - сного природнО-мелиоративно- го мониторинга в СССР»), кан дидат педагогических наук Ю. Г. Грюнберг («Пути совер шенствования преподавания ге ографии в средней общеобра зовательной школе»), О. А. Брик («Развитие и размещение производительных сил- Липец кой области»). Горячо было встречено вы ступление жены внука выдаю щегося ученого Анфисы Нико лаевны Семеновой-Тян-Шан- Программа Всесоюзных чте ний помимо докладов на акту- апьньре темы современной ге ографии и секционных заседа- ни!'-( по тема.м «Школьная гео графия», «Биогеография, эко логия, фенология», «История географических знаний, топони мика, краеведение», «Сельско- география» включала в себя знакомство ученых с Липец- колл, посещение Новолипецкого металлургического завода, лле- мориальной усадьбы П. П. Се- меноваТян-Шамского в селе Рязанке Липецкой области и деревне Гремячке Рязанской области. К. МИШИН. На снимке; лсрерыв; Ивана Дмитриевича Папанина по пра ву называют человёком-леген- дой и поэтому в перерывах между заседаниями прослав ленный полярник сразу же ока зывается «в тисках», но не льдов, а человеческих сердец, тянущихся к этому человеку; интересно узнать, над чем ра ботает сейчас писатель-географ Юрий Константинович Ефремов. Фото Е.'САМОХБАЛОЗА. В ряды рабочего класса только в нашей области еже годно вливаются более: 16 ты сяч 1 опошей и девушек — вы пускников учебных заведений профтехобразования. Они . практически . ‘единственный ■источник пополнения трудовых, -ресурсов. Тем, кдо-сегодня пе реступил порог ' профессиональ- .. но-техйического? училища,- при надлежит б.уду^цее..^ ' Именно они на рубеже двух веков, в 1990—'2000 годах;" станут ■ос- номюй производительной си- . лой, ядром трудовых коллек тивов. Это — завтра нашего рабочего класса, это --- буду- -рее нашей отравы и поэтому -особое внимание мы должны уделять ■марксистско-ленин скому образованию нынешних -учащихся ПТУ." • ' . Марксистско-ленинское об- -разование — ^зто,_прежде все го, органическая и по-стоянная .связь, теории с повседневной практикой* это .умение увидеть реализацию ленинских идей. Зрелость и боевитость/ком- -Сомольской организации ПТУ проявляется,- прежде всего, в том, насколько умело она' по могает педколлективу втети воспитательную работу, ' борь бу за глубокие и прочные зна ния, и ^щ еж де всего, по обще- ственно-иояитическн.м дисцип линам. Далеко не, каждый комсомольский работник пони мает, что в условиях учебно го заведения главная . задача комитета ВЛКСМ- в области идейно-пЪлитической работы состоит' не в том, чтобы орга низовывать комсомольские по литкружки, а , добиться глубо кого усвоения знаний по учеб но-политическим программам. Такие формы комсомольской работы, как Ленинские уроки, рефераты па .работам Ленина, изучение деятельности Влади мира Ильича, видных деятелей партии и революций, — все это должно подкреплять учеб ный процесс. Между, тем, да же- среди комсомольского ак тива ца «4» и «б» по общ1- ственно-политнческим дисцип линам успевает менее 50 про-* центов. Лишь незначительная . часть комсомольцев закрепля ет полученные звания в про- пагаидие-тской лекторской ра- Существенко надо изменить . и отношение комитетов кмт- сомола ПТУ к борьбе з а глу бокие и прочные знания по предметам обшеобразователь- здесь не мешает взять лучший, подчеркиваю, лучший опыт школьного комсомола, на учиться , у него обеспокоешш- ст'и- за -качеА-во знаний. Пока же сохраняется,- приниженная требовательйость, к усиевае- мости_.. в ПТУ, ^наблюдаштея пережитки профессионального уклона;. Разве это дело, когда лишь около трех' процентов выпускников технических учи- комсомольсним организациям ПТУ нет. Пока не известен факт внимательнйго разбора причин низкой -успеваемости в училище райкомом или горкб- .мом комсомола. 0 дна"-.из причин прогулов, опозданий учащихся — слабая организафя воспитательной работы ■*■пепосредственно?; ' в группе.;;'Между тем, имен-ио атвос^^Вра в группе окаэШ*а- ИА ТРИБУНУ ПЛЕНУМА ОБКОЛ1А ВЛКС.М НАУЧИТЬ лнщ получают диплом с отли чием?-'А 'между тем, 'мы,- гор димся, что по сравнению" со школой имеем лучшую мате риальную базу, более умело и широко используем, техничс- ,екие средства, межпредметные связи. Но результаты далеко не те, какие могли "бы быть В таких условиях. -Необходимо понять, что мы никогда в гла зах родителей- и школьников не будем иметь такой же прс- кажем близкие школьным по казатели знаний. Поэтому на до, значительно активнее нро- водитБ еовмеотно со школой олимпиады по предметам, кон курсы сочинений, дни званий, университеты передового опы та, "пропагандировать возмож ности гуманитарной подготов ки, закреплять за, отстающими ОТ.ЛИЧШШОВ; з а первокурсни ками — выпускников ПТУ. Не уменьшаются- в послед- кие годы потери времени на ■уроках в училище и ,яа про- шзводствеаной "■"практике. Но стали чреэБЫвдйныи прряс- шестаием „прогулы и отчнелс- мешает говорить о полном ис пользовании всех резервов, о сбздангп -1 атмосферы требова тельности за качество знаний. И особенно тревожит то, что -со стороны райкомов комсомо ла этой требовательност!! к ет решающее влияние на ; по-* ведение, . усиехи человека. Вспоминаются слова замеча- тельяого, советского педагога Сухомлинского в книге кРож» дениё Тран(дани-на». «Мучи тельные .размышления над проблемами воспитания при вели, меня "иа 34-м году яеДЗ: гогической . деятельности' к мысли о том, -что мы-, мало учим подростка' чувствовать ответ'ственноЕть за .свое .пове- деннё:^еред коллективом,луоб: щес5Во"4»,. ' Воспитание „ответственности перед .коллективом! В этом Сухомлннский видел залог ус пеха. -Нелишне вспомнить и. о том, что-Антов Семеновдш Макдренко ^ исключительное значение, придавал 'логике .- па-; раллельиого педагогичеокогб ■воздействия. При- опоздании восп-нтанника па работу он- обыч-но делал замечание не ему, . а командиру - отряда. Прн 'таком повторном опозда- иин Антон Семенович вызы вал к себе отряд и делаЛ .за- -мечаиие всему отряду. Далее он узк наблюдал,'/ как отряд сам воспитывает . нарушителя, .предъявляя,^ к нему категориче ские -требования всего коллек тива.. Так в воспитаннике раз вивалось чувство обязанности и ответственности перед това- ■рищани. Политическое воспи- .тайне, — писал Макаренко, — начинается с воспитания пре данности коллективу, с ясного поипмаиия виутриколлектив- ных отношений. Мы сейчас забыли об этом методе. Если посмотреть фор мы комсом-ольской - работы с прогульщиками, неуспевающи ми, то кроме душеепасйтель- цых бесед на заседаниях б'ю- -ро или комитета ВЛКСМ ни чего не .используется. Я, на пример, ■почти не -знаю слу чая, чтобы за нарушение ;со стороны дломсомольца взыска ние получил комсорг или вся ' ^Вызывает тревогу • и то об стоятельство, что, в некоторых училищах ,слозкилась порочная практика умаления функций комсорга учебной группы. На первый план ' -выдвигается ста рост», помощник. Мастера, -на эти- ' двлжиостн к назначаются наиболее авторктетньге ребя та. Порой -недопустимо долго затягивается формирование комсомольской группы на пер вом курсе, 'Хотя она -вбязвна начинать действовать ,с перво го часа первого учебного дня; Нуждается в совершенство вании и система обществен ных поручений. „Поручения...та кого плана, как «отв,етствец- ный за мел и мокрую тряпку» не должны иметь место в ра боте комсомольских организа ций ПТУ. Общественная работа '„для учащихся ИТУ • это прежде всего подготовка к трудовой деятельности. ■И поэтому бу дущие рабочие, должны уже в училище пройти -«роли» брига диров,- ответственных за со- ревнованяе, за техническую ин формацию и так далее. ^Нельзя не использовать в полной мере то время, которое отводится на .подготовку рад бочего, рабочего хорошо осво ившего профессиональные на выки, большого общественни ка, рабочего, способного участ- .вовать в решении сложных социально-экономических" -за - ' дач. Поэтому воспитание уча щихся профЬссионально-техни- ческих училищ доллгно быть процессом очень-.- кропотливым, .вдумчивым, ‘а -если иначе — то наше „государство понесет большие потери. ' Н. КИБИРЕВ, член обкома ВЛКСМ, начальник отдела общественных дисциплин и воспитательной работы областного управления профтехобразования. ■0ЕР1ЫЕ у м е й .. Фотоклуб «Елец» — коллек тив еще соБселл ллолодой, ерга- низовап он при городском-До ме культуры год иазад. Именно в это врел «1 в Ельце в гостях у фотолюбителей, находился председатель, подмосковного фотоклуба «Мониио-2» Леа Владимирович Ассаяов, кото рый по заданию Всероссийско го фотоклуба «Кадр», членом правления которого является, проводил областной семинар. В фотоклубе «Елец» сейчас насчитыбается тридцать .чело век. Это рабочие, служащие, преподвБатели, студенты. Чле- каждый желающий, но для это го нужно . после посещения 3-4 заседагшй представить на рассмотрение членов фото.клу- ба хотя бы-один снимок. Один раз в два месяца в фо токлубе проходят творческие отчеты, в которых принимают участие все фотолюбители. Ко личество представленных сним ков не ограничивается, но их должно быть не -менее двух. Лучшими снимками, пополняет ся архив фотоклуба. Часто члены фотоклуба от правляются на совместные фо тосъемки, после которых устраиваются конкурсы на луч ший снимок дня. На заседаниях фотоклуба идет настоящая учеба: устраи ваются обсуждения фотосним ков, опубликоваиньгх в Журна лах «Советское фото», «Клуб и художественная самодеятель ность», «Рабоче-крестьянский корреспондент». Фотолюбите ли делятся просмотренных выставках ху дожников, которые в послед нее время стали проходить в Ельце регулярно. Большим событием в, жизни членов фотоклуба «Елец» ста? ло провещекие фотовыставки «Родина моя», в которой при нимали. участие авторы из одиннадцати .фотоклубов -раз-, личных городов нашей страны. Ельчане успешно выступили .на этом фотовернисвже. Они ста ли обладагеллми Шести меда лей, а ’-клуб занял третье мес- году члены фо токлуба-вЕлец» приняли учас тие в ряде крупных межклуб ных .фотовыставок «Мир. совре менника-82» в городе Гродно, «Агидель-82» — в Уфе, «Мир прекрасного» — в Ростозе-на- Дону, «Курский обьектиЕ-82» в Курске, «СССР — 60» — «.тодице Эстонии, И других. Не которые работы елецких фото графов отмечены жюри выста вок наградами. .,В настоящее время идет тивная подготовка к выставке фо,токлуба «Елец», по священной 60-летию- образова ния СССР. А художественный руководитель фотоклуба Юрий Титов "готовит персональную выставку своих работ. В. КУЛИК. . =8 • ЛЕНИНЕЦ # НА В А Ш У К Н И Ж Н УЮ П О Л К У «ЗНАИ»Е- МОЛОДЕЖИ Под девизом «Новое в жизни, науке и технике» издагельство «Знание» выпускает: 33 серди научно-популярных ' бртзшюр. Одна^из этих серий — «Моло- деэкная». Она посвящена ак туальным- проблемам,’жизни,, и" коммунистического врспжтаиия советской молодежи, между народного- м-рлодежного ■дви жения. Задача серии — способ ствовать формированию марк- систеко-лепикского мировоз зрения у. .подрастающего поко ления, его активной жизненной позиции, всестороннему разви тию личности, ' нравственному совершенствованию. В 1983 году выйдет 12.иомё^ В брошюре кандидата „фило- .софских наук Ю. Поройкова «Вечные вопросы» ведется разго.вор о смысле' жизни, .совести, добре, эле, справедли вости, долге... Рассмотрение различных житейских колли зий, писем: читателей, . .раз мышления над судьбами .лите ратурных .героев молодеж- .ной прозы 70—80 годов ' при влекут внимание молодого ' чи-‘ тателя к важным жизненным проблемам. О проблемах досуга моло дежи размышляет . журналист В. Выжутович в книге «Вечер- НИИ сюжет». • , - ' Об истории ■ возиикиовёния самодеятельной песни, ее эсте тических, особенностях, о твор честве некоторых авторов чи- _ татель ' узнает из брошюры 3 , Н. Богомолова и Й. Зимина с ' «По тропам песенной ст-ра- * ' рсйовываясь .на - результата х 5 соцноло-гнческих ..всследова-, 5 ний, М. Мацковский и Т. Золо- 5 това в брошюре «Мальчик юноша-муж-отец» показывают, такие ' качества должен выра батывать в себе мужчина, что бы быть счастливым в своей будущей семейной- жизни, что бы в любых испытаниях ос таваться достойным че.лоне- кои, гражданино.м. : В. Б О Г Д А Н О В . ............................................................ «Ребята собираются писать в «Комсомольскую правду». В Липецке им уже никто не мо жет помочь»... — это было не предупреждение: дескать, если «Комсомолка» вмешается — тогда держитесь. Это значило — сложилась критическая си- ' ...В оперотряде имени Д зер жинского все оставалось на своих местах. Кима Василье вича Маркова, его командира, в тот день ва работе не было: отдежурил, ушел. Дома звонку удивились; Где его искать? В «Динамо», конечно. В «Дина мо» показали на первую дверь: Ким здесь. Вместе со мной в зал вошли парень и девушка. Протянули Маркову магнито фонную ленту. Поговорили. Потом узнала, что это — один из воспитанников Маркова. Подошел еще один воспитан ник, нынешний: — Ну что, не получается? Садись, — Марков кивнул в сторону. Десятиклассник сел рядом, открыл учебник алгеб ру!. Вошел и быстрым шагом направился к Киму еще кто-то; — Ким, цветомузыку делаю, паяльника нет. —- Возьми в штабе. «Сопротивление... Замираю щий сигнал...» — доносились обрывки их фраз. Потом Марков занялся десятиклас сником, что-то увлеченно рас сказывал,, переспоашивал: «Как синус деленное на два. По- ...И шли обычные трениров ки. Сменялись группы. Теперь на «ковер» выходили старшие. Младшие, собрав ваши, пожав руку Маркову, расходились. ПотолА расскажут: у одного из этих мальчишек нет отца. Мать получает мало. Зани маться ему было не в.. чем. Купил себе Ким куртку — от дал мальчишке. Описание — это не эпизод, тали из обычной ежедневной жизни оперотряда. А дней таких было 365 помноженных на двадцать, а теперь и боль ше —' двадцать первый год при горкоме комсомола действует оперотряд и все эти годы Марков — бессменный его командир, и за все эти годы за теми, кого воспитал Ким и кого сейчас воспитывает, проч но утвердилось имя — «кимо- аец». Трудно теперь отыскать человека, который первым гор до назвал себя «кимовце.м». Но этот факт для нашего горо да исторический в какой то сте пени. (Вспомните, воспитанни ки и последователи Макаренко именовали себя макареиков- Что такое оперотряд имени Дзержинского? Это профилак тические рейды, дежурства по городу, задержанные наруши тели общественного порядка и воспитанные потом кимовцами, выявленные радиохулиганы,- увлеченные потом, благодаря Маркову, радиотехникой. Это почти вся спортивная обще ственность города: тренеры по самбо, дзга-до, -директора дет ских спортивных школ, десят ки мастеров спорта Липецкой области. Это, наконец, нравст венно здоровые люди, коих воспитал Марков не десяток и не дв^, а сотни. Двадцатилетие отмётул о п ^о тр я д . А к Киму;фсе тя нутся и тянутся подростки. И не только они. В тот день по знакомилась со студентом-пер- вокурсником из Дагестана, ко торый учится в пединституте. Пришел к Маркову как буду щий педагог. К Киму идут из Б.-Кузьминок, с Сырского и Силикатного. Уже отцы ведут — каждый день, в пятницу, субботу, воскресенье после тренировок — развод отряда, дежурства по городу. И еще— заседания штаба, и ещ е .— по ходы в кино, и еще — занятия по радиоделу, фотографии. И Где вы отыщите такого чу дака, который все это делал Прошло-еще десять лет. И, когда редакция организовала б'ывают же парадоксы! В «кругль 1 й» стоп по проблемам двадцатилетний юбилей дзер- трудного подростка,- штаб Жинцев можно прямо, не заду- оперотряда находился... в квар- мываясь, написать то же са- тире семьи Маркова, мое: «Университет» живет и Благодаря участию Ю. Оси- -здравствует. Вот только...». пова, сейчас штаб переме- Вот только--ничего не изме- стипся в одну из комнат нилось относительно «подваль- подвала по улице Семашко, 14. чика». Более того...'* Таких Причем, в одну из небольших КТОПОМОЖЕТ ККМОВЦАМ? к своему учителю детей своих. Мастер спорта по дзю-до, тре нер «Динамо» Виктор Якунин, признается; — К Киму пошел благодаря старшему брату. Трудно сказать, где работал бы сейчас, кем был, если бы не Да, позвольте деталь. Может вам это представится стран ным, но с Марковым подростки на «ты» — в прямом смысле. Некоторым это, возможно, по кажется фактом непедагогич- Маркову нельзя заболеть даже на день, в отпуск • е.му просто невозможно уехать без всех них, без его „ большой. А вот что из себя представ ляет рабочая неделя Маркова (не беру во внимание его обычную работу, на которую и мы с вами ходим каждый день, кроме выходных). Тренировки бы и организовывал безво з мездно? За это деньги Марко ву не платят. Напротив. Надо ребят обучать правилам вож дения? Надо. Марков на свои деньги купил мотороллер. Нужны штабу магнитофон, ра диоприемник, телевизор? Ко нечно. Все это есть. И все это — из дома Маркова, на его деньги купленное. Но сейчас В десятилетний юбилей оперотряда кандидат педаго гических наук С. А. Шмаков посвятил ему статью. Прочи таем один из последних аб зацев: «Университет» дзержин цев живет и з д ^ с т в у е т . Вот только помещегГЙе у него несоответственное, вот только заботы и помощи извне ма ловато. Но это мое- субъектив ное мнение. аКимовцы» обо жают свой подвальчик и аб солютно верят в своего коман- подвальчкков за эти двадцать лет сменилось столько, что о «заботе и помощи извне» придется только умалчивать, ибо ее никогда и не было. Хотя находились, конечно, люди, Ю. Осипов в недавнем работ ник горкома комсомола, ко торому ребята и рассказали о письлге в «Комсоллолку», в тече ни е почти пяти лет обивал пороги горисполкома, ГЖУ. И все с одной просьбой — вы делить для оперотряда горко ма комсомола помещение. Вы деляли... Где только за двад цать лет не были «прописаны» кимовцы. Когда находились в подвале на Коммунальной, в один из первых же вечеров пришли из горэлектросети и спросили: — Кто будет за свет пла тить? А за отопление? А за воду? Зимовали в холоде, во допровод перекрыли. Потом, к счастью., дом тот снеелгк А комнат, хотя планировалось от дать почти все помещение, и, между прочим, большую ком нату, из которой кимовцев вытеснил шахматный клуб ДЮСШ № 4, где, заметим, более десяти человек. В штаб оперотряда ежедневно приходят по 50—60 ребят. Что же представляет из себя штаб? Маленькая комнатушка. Стол, стулья, телевизор, ве лосипед; разное оборудование, аппаратура. Как ни пь 1 тайся, дальше двери не пройдешь. Так, где же и как делать развод оперотряду, который ,пат-рупирует по городу, охра няя нас? Как заседать штабу? Где заниматься с любителями радиодела, фотографии? Ыапротив «штаба» закрытая кладовка. И еще — закрытая комната школьника, которая переехала в другое здание с... ключами от старого помеще ния (говорят какое-то имуще ство там осталось). Пытаясь несколько раз заглянуть в '■«новоиспеченную» тепереш нюю комнату школьника, при ходилось только дергать за крытую уже другим ключом дверь. А как-то придя в штаб, на всякий случай заглянули в шахматный клуб. Картина-до сих пор неясна: взрослые дяди за шахматными столиками иг рали... в нарты. После публикации материа лов «круглого» стола редак ции пообещали в ГЖУ пере вести шахматный клуб в дру гое помещение, а ключи от комнаты отдать штабу кимов цев. Только не захотели пе реезжать шахматисты из цент ра. Но ведь никого не стоит убеждать, что штаб оператив ного отряда должен находить ся 8 центре города. Маркову и Осипову везде и всюду сулил'и: «Да, для детей... Да для вас»... И любезно раз водили руками. Теперь уже Киму Васильевичу пришлось развести руками и . сказать: — Я всю жизнь был оптими стом. Но сейчас не верк>, что можно что-то изменить. Представляете, двадцать лет человек жил, надеясь, что ему (Да разве ему? Сотням и сот ням ребяг) помогут. Но за эти двадцать лег так и не на шлось по-настоящему доброго и щедрого дяди, который не остался бы а стороне от этого, по большому счету, государ- Рассказывали, как педагог из Ленинграда познакомившись с кимовцами, удивлялась явно- Маркову рассказ о том, какую помощь оказывают подростко вым клубам в городе на Неве. А у нас? Собрались ребята ле том пойти всем отрядом в по- хо,р, кинулся Марков туда-сю да, везде отказ, средств никто не выделяет. До сих пор ллечтают съездить на соревно вания с подобньгми же .подро стковыми группами в Москву или Воронеж. И опять — денег нет, костюмов нет. А у Марко ва одна зарплата, на всю эту большую семью тех же курток — не накупишься. Хорошо, что хоть за аренду зала «Динамо» платить не приходится,.. И ещё: нужны Маркову по мощники. Помощники — еди номышленники. «Чтобы они и в кино могли с ребятами пойти, и в походе помокнуть под дождем». Их можно найти хоть сейчас. Среди тех же кимовцев стар шего, может быть, среднего поколения. Но это только Марков рабо- не хочу сказать плохого о его воспитанниках, однако тот же педагог, из комнаты школьни ка за свою работу с детьми по лучает зарплату. Но вы не подумайте, что Маркову нуж ны деньги. С. А, Шмаков пра вильно назвал его «доброволь ным рыцарем детства». Одна ко и «добровольным рыца рям» тоже нужна помощь, Только опять оговорюсь — не Киму, а кимовцам. О. ТЕГШОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz