Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
ЛЕНИЙБД # 2 I Ж ИВОТНОВОДСТВО ~ ударный, фронт .моло. дых. Д ля .. многих ком- с о м о » д е в , комсомольских: ор- ганизадяй это дрылатое вы р а жений стало символом их доб- :рых дел. За,, црнмером далеко ходить .не буду. Возьмем комсомоль скую организацию кояхода имени XXII съ е зд а ' КПСС с. Шляховой. Три комоомолЬ» Ско-молодежиых коллектива работают в общественном жи«. «отноводстве. И не просто р а . в стаю т, а показывают образцы самоотверженного труда. Именно в Шляховой в прош лом году..родилась и долучрла широкую под'держку среди ,:М'Ойодых доярок района ини- щиатива «40,00 килограм,мов .молока от к оровы .— твой ру беж». Ее, как руководство к действию, восприняли 6 моло. |Дых животноводов* А -всего по району боролись за четырехты- сячный удой больше двадцати тружениц. В нынешнем году трудовое соперничество доя- ;рок-четырехтЫсячииц разверну лось с новой силой. ’ Сейчас .в общественном -жи вотноводстве района ■работает ;болре 800 юношей и девушек, ■41 .комсомольско-молодежный коллектив. Райком комсомола, ■первичные организацни посто- ..янцо ,держ.ат на .контроле уча стие молодежи в развитии жи- ..вотноводетва. -Уже стало доб рой традицией, ежегодно-в .пер вичных организациях прово дить 1—2 комсомольских .со брания, посвященных . этому важному вопросу. В -больш ий , стве первичных органнзадйй такие собрания превращаются, в деловой, серьезный ра зг 0 в. 0 р истивиык хозяев о сегодняш нем -И .завтраишем дне ферм. Например, первичная комсо мольская организация колхоза имени Котовского села ,Д ж у - линки. Из года в год местные животноводы достигают ста бильных результатов. Но гра ница ли' это, через которую нельзя переступать? Н ад этим и задумались дж'улинские ком. сомольцы. И пришли к выводу, что можно и нужно добивать ся большего. Комитет комсомола провел целенаправленную работу .' На фермы по комсомольским пу тевкам пришли десять юношей и девушек. Позаботились и -о повышении уровня професеио- кального мастерства молодых животноводов. По инндиатйве комсомольцев на ферме был организов ан зооветери на рный кружок,- пять доярок направле но обучаться на кратковремен., ные курсы повышения квали фикации, Колхо'йные «прожек тористы» стали регулярно про водить на фермах рейды-про верки, иаглядио освещать в стенной прессе каждый успех молодых доярок. Бюро райкома -комсомола обобщило ,п распрострагшло опыт молодежи .из Джулвнки . Действительно, .творческое ,его иопользова-йве .комоомодьвкими оргавизациями .района иоавегли- ло .да васледнве поды -в ,ко»со- мольско-молодежиых жщят- тивах повысить среднесуточ ный -удой «молока д а коровы по сра-впенио с обВДфайончы.м «а 5—10 проценте®. Шефствовать над, животно водством,' в нашем «поиим-аиия, — значит постоянно.держать,на контроле работу .молодежи я комеомоль«ж-о - :.молоде-ж ны х колаектнаов, уметь по яерво- му призыву ирийти па помощь, знать все п р о б ; » » дня, тсото- р ы ш жнвет .молодежь. Не акаю, как в других ;райо- на.х, а у нас ве проводит ,ш одного бюро, на -котором бы не шла реч ь о животноводстве, движении молодежи .«Живот- НбБОДСТВу комсомольскую заботу», не заслушивался отчет о состояния дел на фер.мах сек ретарей к«*м>»ольс 1 Шх орта- циалистов, членов бюро, при крепленных к той или иной ферме. .Это позволяет нам постоянно жить работами мо- .додых животноводов, держать, как говорят, руку на пульсе Понятно, мы ь е игнорируем и такие иерытанние «формы комсомольской-'работы, как ве дение ■ «Экрана социалистиче ского соревиоваиия» н освеще ние недостатков острым лучом «Комсомольского прожектора», . командировки работников ап парата райкома, членов бюро на места проведения семина'- ров, встреч, слетов молодых животноводов. Х орош о : зарекомендовала себя .такая форма работы к,ом- сомольскйх ' организацйй над дальнейшим развитием -живот новодства, как парное шефст во . Что я имею в виду? ' Мы .прикрепили я, некоторым ,ком- сомольоко г молодежным кол лективам животноводов-шефов. из молодежных коллективов промышленных предприятий. Рабочие с охотой п 01 М: 0 га 1 от подшефным заготавливать ле- НА СНИМКЕ: Владимир Бор1Ник, начальник комсомольско- молодежной смены Ободовского сахарного завода, делегат X IX съезда ВЛКСМ. Фото В. Осьмушко. О Злюке, Цыганке и ферме I 3 • Б Е Н И Н Е Ц к ВНИМАНИЕ: ОПЫТ «ЧТОБЫ СБЫЛАСЬ НАША КЛЯТВА» том корма, ре-м-онтируют. живот новодческие помещения, гото- ,вят Их к зимне-стойловому -со держанию скота, выступают с интересными концертами. Хо тим . пойти а а»ом вонроое дальше — достичь -того, чтобы парное шефство преобразова лось в парное ооцн.,щшс.тиче- ское соревнование. Коллектив райкома комсо мола тож е не остался в стороне от этого важного дела. А роди лось «но из-шефства райкома над отстающей -фермой. На этом хотелось-бы -осдаиовиться подробнее. . Четыре года тому ф азад мы решили взять 'шефство над фермой колхоза «Коммуядр» села Пятковки. Она в' то время отставала с прсшзвбдством про дукция, остро чувствовалась нехватка рабочих рук, были и другие нерешенные проблемы.^ З а три года шефства ферма' неузнаваемо измени.тась.- -Ком- самояьеко - молодежный кол лектив, созданный по ииидаа- тйве райкома ВЛКСМ, работая старательио, получал ирнао- В'Ые -места в районном сорев нований молодых животиоао- Год д л я такого серьезного дела — деридд. очень малый, чтобы иодводить результд-ты работы. Но сказать уж е есть -о чем. -Когда ню району в -жи- .вотиеводство по койсомольскам «путевкам бьыю направлено около ста юношей и девушек, на подшефную ферму прищда ..работать. -тринадцать. И ^ж е теперь такие доярки,, как Ш-ца МавоЕон, 'Александра и Ма.р»я Бецдовские, Татьяна Д зиеяк, Мария Игнатенко и Е катернка .-Клопот.ун задают тон в работе не только -в своем коллективе, ->Н 0 я «в целом по фер^е. Назову .несколько цифр, Э сдавнечщи с этцм же перщщам прошлого года ,-труженики фер- .Ш, где работает м етедежнкй -коллектив, подучили от .каж- :дой,яор.овы провукц 1 |и больше -на 100 кця.ограммов, а в гр.ул- я ах коров молодых д е я рщ ежедиевиый удей почти на три ■килограмма выше, нежели -по хозяйству. Понятно, такие успехи были вр ад ли возможны , если бы ие постоянная помощь членам коллектива со стороны опыт ных животноводов Александры Ивановны Лукасюк, Татьяны Архиповны Рослин, Анны Ми- хай.'Говны Теоной и многих дру гих. 'Они ОТКЯИШуЛИИг дсдом на просьбу райкома стать на-' ставниками молодых, . щедро делиться с нн-ми -мворолетиим олЫтом. Не реже -одног-о рааа-.в квар тал с цодшефнымя встречают ся члегщ бюро райкома комсо мола. Это сближает мае, вомо- тает в обстановке товарищест- ,»а и .деброжелатедьн-ости ре- щать многие -вопрош. Шефствуя аад ба.|ано»ской -фермой, мы живем де только сегодняшним днем. Кто придет жа ферму , через год, в насту- вашщем ояилетия? -Очень жаль, что у нас еще ме устано вились теоные ковтакш с Бер шадским -межрайонвым- увебио- ■производственным комбинатом. А он еще очень и очень мало обучает школьников .пр.офер- сии живошовода. Приходится и за ахо. дело браться самим. В Балановской -средней шко- .ле созданы' и действуют кружки юных животноводов. Раепро- .-страТшется движение иод де- ■низом «Ферма пнонерской и ■комсомольеквй заботы» .. Уче- ни-ки иряходят -на -ферму пос.че уроков не «а экекурсяи, а как ' жозяева. -Поэтому-в каждом' ■.дёи-оляительном килограмме продукции, каждом успехе мо- яодах •жявотшшед0в-.«сть н' иастица д|х труда. Бое чдще *в оочинениях .на тему .-«Моя -будущая ирофес-- сия» старшекДасеники твердо «задвляют: .«буду жиаотдаво- дом». .«Среда! тех, -мт родился: ,в оодс, и, делая свои первые, шаги, .искал --оо^у ® злаке ^ ржаном, .дает * д ё й .бесеердеч- ' л ц х -к дш яе , ж дачему .дем.у,, к -хлебу на вышитом мамой 'ру-ш-никс, — иаписала -одна из учешщ Б.алаиввс.кюн‘ средней •шшды ‘Вороаде, . кагорую- «натеиал .дед —■хлебороб, .ко- - '«4>ую в|«дайнбал ~ >хлсЛр®б'' — ,-сы« я прояо.чжит хлебороб —* -внук, не кончиться никогда. - Это.;,наша И ,хочется работать, хочется преодолевать нее трудности, чтобы сбылись юношеские клятвы. в. КУЗЬМИН, йервый секретарь Бершддскогю райкома комсомола. ПОБЕЖИТ «ГОЛУБАЯ РЕКА» Ветка хорошо известного .лип чанам газопровода .«Уренгой- Ужрород» проходит и по Вин ницкой области. Почти все работы на объек тах ведутся руками молодых строителей. Первый секретарь Иллинецкого райкома ЛКСМ Украины Александр Шпортко на стройке ежедневно бывает по два-три раза . И как вожак районной комсомолии, и как член штаба по контролю за хо дом строительства. — В ближайшее время обра зуем здесь комсомольскую орга» низаци!^, комсомольско-моло дежные бригады. Кадры . на стройке отличные. Ведь только лучшим из лучших выдает сюда путевки райком комсомола, — делится мыслями Александр. На проекте, который висит в кабинете начальника стройки П, И. Стасюка, план промыш ленной базы в будущем. Крас ными кружками обведены на нем объекты, которые следует сдать в ближайшее время. Это,— складские помещения, растворио-бетоиный узел, сто ловая иа 150 посадочных мест, два админретративно-бытовых корпуса, сборный жилой горо- В центре Иллинцов уже под готавливается площадка под три многоквартирных жилых ' дома для тех, кто будет обслу живать газопровод. Энтузиазма у молодых доста точно. Нет сомнений, что запла нированные работы будут вы полнены в срок. Своевременно побежит «голубая река», В. ПОДОЛЯН. Тридцать два минус семь двадцать пять... Двадцать пять лет тому назад Василий Холод был первоклас сником. Двадцать пять лет холлу назад в школе -была своя кролефер- ма, да такая, что написать о ней, рассказать о юных горо- дищанах корреспондент из Москвы приехал. Сборник с рассказам «Чор- нобиль» ходил по селу, и роди тели Василька хотели увидеть сына на рисунке и прочитать в книге то, что вместе со всеми читали Толя Кирильчук,.- Люся Коломиец, Люда Трусюк. Он^^ с удовольствием находили в кни ге свои имена, напечатанные в столице. А Надя Кулик, юный школь ный ветеринарный доктор... Сколько лет .ей пришлось сле-- дить за тем, чтобы младшие ученики не дали кроликам мок рой или вредной травы, лиш ней свекловинкИ. Однажды в школу пришло письмо из Омска: узнали о вас из книги, напишите о своем опыте подробнее. В книге еще рассказывалось о случае из жизни первоклас сника Василька Холода. Был на школьной ферме кролик, кото рый никого к себе не подпус кал. Злюка, и «все. Так и называли пушистого. Злю ка злюкой, ■ а я р>«и первокласснику Васильку давал ся. И такая дружба между ни ми была! Но однажды нашли кролика мертвым... И друзья . обвинили мальчика; не уберег. А у того слезы—неправда, лю бил своего Злюку, так стара тельно ухаживал. Потом юный ветврач и учи тельница Александра Денисов на подтвердили; не виноват мальчик, просто вместо полы ни чорнобиль в корм попал. Случай тот стал хорошей нау кой: надо учиться,ухаживать за эверц-ками постоянно. — Сегодня мы уже другие во всем, — рассказывает учи тельница биологии О. Д. Рыба- ченко. — Сама ферма, органи зация работы, подготовка шкЪяьников к выращиванию кроликов. Да, все изменилось в Горо- дищанах. Раньше каждый класс имел «своих» подопечных. Сей час уже много лет звенья здесь работают по неделям и обяза тельно сдают дежурство: К ра бота привлечены ученики чет вертых — -восьмых классов. Звенья комплектуются по же ланию. А выпускники обяза тельно берут в пары себе уче ников четвертых классов. За год общей работы готовят младших к самостоятельности. Это значит: в восемь утра сде лать общий осмотр фермы, проследить за самочувствием кроликов, покормить их, потом днем и вечером подготовить корма, раздать их, вь]чистить клетки. Звеньями руководит член со вета фермы, которого готовит биологический кружок. Как правило, это ученик, хорошо знающий зоотехнические'/тре бования по выращиваниющро- ликоз и обязательно трудолю бивый, хороший организатор. Ведь его роль определяющая в звене — показать пример, на учить, проверить... А право на это дает только непосредствен ный труд на рабочем месте. Продуманное обучение де тей, вера в их самостоятель ность—все это воспитало в де тях ответственность. Не бывает такого, чтобы кролики оста лись без ухода. Ребята со всей ответственностью относятся к делу, а родители -во всем под держивают их. А как же по- другому? Неужели Надя ;Кулик, —тот ветврач из книги, а сейчас член звена по выращиванию свеклы, ^неужели Надежда Александровна не поймет свою дочь Таню Рущишииу, которая сегодня заменила ее на школь ной ферме (а ферма уже не та — новогюстроенная). А ■взять героинь книги Таню и Люсю Коломиец, ставших ма мами? Неужели они могут не поддержать? — Как-то заболел Олег Ли- вор, так мама за него при шла,—рассказывает бригадир— восьлликлассница Люда Пана- сюк. — Мы поблагодарили ..ее и попросили уйти домой, реши ли сами справиться. А вот когда Ларису Нетребовскую Заменил брат Сергей, ему. дали задание. Труд детей, высоко ценят пе дагоги, сельчане. — Недавно вернулась из «Артека» Надя Дячинсиая, раньше там была Люда Пана- сюк. Ценными подарками на граждены Оксана Пастух и Светлана Дячинская. Один из классов — поездкой в Киев. Школьники получают почетные грамоты, .значки «Юный кроле- ■■вод», -в их личные дела запи сываются благодарности. И летом ферма здесь очень ухожена. Те же нед^ельные, вах ты звеньев, разве тЪлько иног да изменится график-в работе; кто-то поедет в лагерь или в гости, а за него работают дру- Бригадир Люда Панасюк, не жная ' светленькая девочка, о которой рассказывают ученики, на ферме работает постоянно и получается — с каждым — На пришкольных участках, -куда вносим удобрение с фер- ллы, выращиваем кукурузу, тра вы, свеклу, морковь, все это сами и обрабатываем. Сена ко сим столько, что хватает на це лую зиму. Ребята-любят рассказывать б том, какие у них хорошие звеньевые Галя Трусюк и Ла риса Кипорук, что у многих из них и дома есть кролики, что -И сегодня на ферме есть своя злюка — крольчиха Цыганка, которая слушает только Лари су Кузьменко, что новости ца днях пришли — районное об щество кролиководов завезет в школу типовьте крольчатники, недавно дети сдали 80 кило граммов мяса. За это -и специ- . альные корма для кроликоё поступили, и крольчатники. Растет ферма, а с ней и дети. Пишет в школу С. Дячинская, учащаяся юридического техни кума, вспоминает: «Помню, как пришлось когда-то на линейке отчитыва-ГЬся. . Кажется, и дела хорошие, и .есть о чем гово- !рить, а слова не идут... Теперь я уже свободно чувствую себя всюду и во всем... И все это дала мне работа на ферме». Вот идут на ферму пятиклас сники. Александра Денисовна, занятая разговором со мной, успевает дать указания школь никам; — Там свекла, там вода... Соли Б кормушки бросьте. — Знаем, знаем. Какой-то момент ребята еще стоят рядом, а потом, разлете лись, как птицы... • Л. УРАЗОВСКАЯ. НА СНИМКЕ; молодые ученые института кормов с комсомольцами базового хозяйства (колхоза «Украина»). Фото В. Осьмушко. ПЛАНЕТУ ОКИНУ ВЗГЛЯДОМ РАССКАЗ О ПОЛИТИЧЕСКОМ КИНОКЛУБЕ «АКЦЕНТЫ» ...Биржи ■труда в Нью-Йорке, .Лондоне и Париже. Длинные очереди женщин и мужщин, которые пришли сюда в поис ках работы. «Лишние люди» — так все чаще говорят о них .на Западе... На экране — документальные кадры, снятые в больших промышленных цент рах стран, где правит капитал. Перед объективом кинокамеры — люди разных возрастов и профессий реосказывают о потере всякой надежды устроиться -на работу. Кое-кто кончает жизнь само убийством. А в зале — молодые юноши и. девуш ки, которые живут в другой стране — социалистической. Шло второе заседа ние политического киноклуба «Акцен ты», который 6ь1Л недавно создан в об ластном центре. Переполнен кинотеатр «Россия». Организаторы киноклуба — а в их роли выступают областной коми тет- комсомола, юбластАе управление кинофикации и областной комитет со действия Советскому фонду мира — по беспокоилось о том, чтобы второе засе дание клуба акцентировало вмиллание молодежи на контрастах жапиталисти- ч,еского образа жизни. Тема.заседания— «По ту сторону «свободного» мира». Работа клуба «Аеденты» мероприя тие лекторского направления. Но это не совсем обычные лекции — это лекции на несколько голосов, которые допол няются демонстрированием художест венных и документальных кинолент. Первое заседание киноклуба вызвало неподдельный интерес молодых винни- -чан. Его тема была такой — «Нео фашизм — .угрозе человечеству». Вни мание было сконцентрировано на исто рии зарождения фашизма, который при нес столько страданий, и новой его фор ме — неофашизму. Дискотека «Глобус» завода «Терминал» показала тематичес кую программу «Исповедь фашистского палача». Окончился вечер демонстра цией художественного фильма «Семь дней в январе», который завоевал Золо той приз на Международном кинофес тивале в Москве. Второе заседание и по стилю, и по форме не повторяло предыдущее. В трех главных рааделах, условно назван ных страницами, 'преследовалась единая цель — показать истинное лицо «сво бодного мира», снять с него маску. На экране — кадры о жизни ино странных рабочих. Звучит рассказ О том, как в штате Северная Каролина на фер ме вРембоу фарм» семейство Уорренов содержало... концентрационный лагерь для эмигрантов. На ферму приходили, наниматься люди, для которых приман-' кой стала перспектива легкого заработ ка. А потом закрывалась тюремная дверь «предприятия» Уорренов. Малей шая попытка, побега и непослушания жестоко подавлялась. — В наше время, — говорит член со вета клуба, лектор обкома комсомола Игорь Смирнов, — на экраны выпуска ется множество художественных и .до кументальных кинофильмов, которые просматривает молодежь. Мы учим юно- • шей и девушек с раннего возраста по нимать живопись, музыку, скульптуру... ■Но учим ли мы-их смотреть кино?.. Не все бывает равноценным в киноленте. Есть много фильмов, когерые касаются проблем идеологической борьбы на со временном этапе. Акцентировать вни мание зрителя на узловых моментах -фильма -г- вот задача лектора, .которо го приглашают выступить, в моподеж- В этот раз редактор областного управ ления кинофикации Марина Улисская, предлагая премьеру, делает ударение на политическом звучании -фильма за падногерманских мастеров искусств «Тайна мотеля «Мвдовь1Ймесяц». «Акценты»— клуб молодых и для мо лодых. Он поднимает злободневные во просы, которые не могут оставлять беэ- различнь!ми'Юношей и девушек. И пото му во многих откликах, написанных участниками первых заседаний, находим слова об актуальности лекций, их зна чимости для расширения кругозора, формирования активной жизненной по зиции. -В.месте с тем высказываются и замечания, предложения по улучшению работьг клуба. Е. СТАНИСЛАВСКАЯ. МОРОЖЕНОЕ НА СЧАСТЬЕ ...Был будничный четверг. Будничный для всех, тольк* не для Пушкарев. Дети, барометр семейного настроения, еще с утра почувствовали, что будет что-то необычное. — Мама, а какой сегодня праздник? спрашивала у Людмилы пятилетняя Настя, расставляя на столе посуду для праздмичкого обеда. — Ну, скажи, мама... ' — Сегодня, дети, прошло ровно десять лет, как мы по женились с папой... — Десять? — иедоаерчиво спросил Сашка. — А почему мне только девять? — А вы что, полюбили друг друга? -г- хитро прищурил гла за-семидвтний Павлик. — А ,вы целовались? ^ под перев подбородок рукой,, по интересовалась Настя. Нет; с этими -детьми .и.евоз- можмо быть серьезными! Тор жественную часть пришлось окончить, |в дальше обед про- — Послушай, — сказал мне однажды-давний знакомый. — Вот вы иногда пишете о несча- 'стливых. семьях, о разводах, а почему бы вашей газете ие писать больше о счастливых браках? Почему бы вам не написать о на-ши1л сотрудниках Михаиле Пушкаре и Людмиле Соловьевой? Прекрасная семья. Оба кандидаты наук, каждый в свое время возглавлял совет молодых ученых, . воспитывают троих ретей... И я п.р,обещала, что обяза- Е щ е р а з о л ю б в и должалея, как ,и предыдущие семейные обеды. А после обеда под звонкое ребячье «ура1» было решено: на де серт будет какао и пирожные Настя: «Пирожные были та кие вкусные! Мь1, .вообще, очень любим сладкое!». Сашке; «А после сладкого отец .дал нам деньги и мы втроем пошли ,в кино». Павлик: «Пирожные, кино - это праздник! А еще тогда мы сфотографировались». И пока дети сидели в кино, Людмила и Михаил впервые за последние соды разрешили ■ себе посидеть час в ресторане и скромно отметить десятиле тие брака бокалом вина и шоколадным мороженым. Еще -В школе Людмиле нра вились и медицина, и педаго гика. Очень хотелось, навер ное, соединить в своей буду щей работе обе профессии. И уже в десятом классе она окончательно решила: пойду в медицинский, на лечебный факультет. Учителя и одно классники видели ее студент кой, аспиранткой, даже канди д а т :^ наук... Мамой трех детей Людмилу не пред'1тавлял никто и, в пер вую очередь, она сама. ...Шесть лет обучения в ин ституте были наполнены новы ми впечатлениями, новыми знаниями и, конечна, постоян ной мечтой о самостоятельной жизни. Следующие три года, на протяжении которых Людми ла работала ассистентом ка федры нормальной физиоло гии, были для нее годами по иска, своей темы, своего пути- в науке. Вчерашняя студентка, Людмила с радостью помо гала первокурсникам в прове дении собраний, вместе с -под шефными писала сценарии ве черов отдыха. Но вот маму общественная деятельность дочери не удов летворяла. Накануне одного из Людмилиных -отъездов с груп пой на сельхозработы Ана стасия Никитична сказала, что, мол,-вот так за наукой и общественными делами доче ри некогда устроить личную жизнь. Что уже время и о семье подымать... Мать как будто -в воду смотрела, когда об этом говорила!.. Потому что там, в .колхозе, и ‘ произошло знакомство Людмилы Соловь евой со своим будущим му жем Михаилом Пушкарем. II ИЛИ РАССКАЗ ОБ ОД НОМ СЧАСТЛИВОМ СУП РУЖЕСТВЕ КАНДИДАТОВ НАУК, КОТОРЫЕ ВОСПИ-' ТЫВАЮТ ТРОИХ ДЕТЕЙ. тельно расскажу об этой семье. Мы сидим в уютной комнате. - - Диссертация Михаила— то только его личная заслуга,— говорит Людмила. — Ведь он защищался через месяц по сле нашей свадьбы. Другое дело я. Моя диссертация — настоящая эпопея!.. Саше исполнилось четыре месяца, когда Людмилу за числили аспиранткой кафедры нормальной физиологии. Иде альным ребенком самый стар ший наследник Пушкарев не был. Плакал он столько, сколь ко и надо ребенку, ночью часто не умолкал часами, и родители вставали к нему по очереди. На кафедре, углубляясь "в характер взаимоотношений между разными структурами мозга, Людмила одновременно думала и о том, что, наверное, у Сашки режутся зубки, поэто му он такой неспокойный, что овощной суп еще рано да вать, а творог можно. Михаил бегал на молочную кухню, гладил пеленки, гулял с Саш кой, по очереди с Людмилой готовил ужин... Людмила; «Сашку мы мушт ровали, возможно, даже и много. Это беда всех первен цев; с ними родители больше мудрствуют, иногда даже перегибая, палку». Михаил: «Мы не ортодоксы, не консерваторы, но это не значит, что Павлику и На стеньке все позволено. Про- сто-в отношениях с детьми мы стали болев спокойными, уве ренными в себе... А вообще не только мы учим детей, но и они нас многому научили...». За десять лет совместной жизни они на личном опыте пришли к простой и мудрой истине: все семейные радости и заботы должны делить попо- и вдруг — трое детей! Ужас- Конечно, с появлением На сти забот прибавилось. Стар шие мальчики уже ходили в ясли, в меру болели, кашляли и грипповали. Настя тоже не была подарком... уг Считайте, что за первые шесть лет нашей «родитель ской практики», мы о нормаль ном сие забыли,—смеется Ми хаил и добавляет: — Зато ка ких орлов .воспиталиг^ «Орлы» в то время воевали в детской комнате, подбадри вая себя таким звонким «Впе ред!», что звенели стаканы в серванте. — И чего они так кричат?— поинтересовалась Людмила. — Наверное, свобода, — ' улыбнулся муж. — Мы же тут заняты педагогической бесе-' дой.* Они у нас вообще любят подвижные игры. Потом выяснилось, что ма лые Пушкари любят еще и да лекие прогулки- 8 лес или к озеру («хотели узнать, где оно кончается...»), что в вос кресенье родители и дети в се . вместе отправятся в какое- то необычное путешествие («а I мне очень понравилось в селе, — рассказывала Настя. — Я хочу снова туда поехать и ;шо- сить там ведра на коромыс- ■ ле...»). Часто силами их семьи готовится для друзей и род ственников ■представление: «Вот на Настин день рождения мы сказку о Красной Шапочке давали... Сашка был волком, а я — лесорубом. Для моей ро ли отец специально стихи написал». Отца они восприни мают как семейного «импера тора идей». Сашка, подумав, добавил: «Наш отец все умеет. Посмотрите, какие он полки для книг сделал». А Настя смело сказала: «А картошку как жарит?». И все, даже Люд мила, подтвердили: не хуже мамы!.. И только позже из Людмили ного рассказа я узнала, что воспитанника Суворовского училища, сироту Михаила Пуш каря, сама жизнь научила быть ^ мастером на все руки. «Муж у меня прекрасный!» — просто и ласково сказала Людмила. Через два года после рож дения Сашки 8 их • семье по явился Павлик, А незадолго до защиты Людмилой кандидат ской диссертации она родила Настеньку, Некоторые ужаса лись: «Снова ребенок? Ты з своем уме? Неужели двоих мало?». Другне-даже... стыдили: м-ол, -без пяти минут кандидат ■наук, интеллигентная женщина Как-то незаметно быстро прошли эти десять лет. Сашка, который пошел в школу в шесть лет, уже в четвертом классе, Павлик — з первом. Семья получила удобную че тырехкомнатную квартиру, свое место нашло в этой квар тире Людмилино пианино, на котором сегодня учатся иг рать ее дети. Сама Людмила уже распрощалась с кафедрой нормальной физиологии, хотя ее отговаривала от этого шага руководи1ель ее диссертации Н. В. Братусь. Теперь Людми ла Александровна — старший научный сотрудник проблем ной институтской лаборатории. Михаил Степанович — доцент кафедры патанатомии, заведу ющий подготовительным от делением. —- Наши дети никогда не были нам в тягость, — говори ли мне Людмила и Михаил. — И главное — они заставляли и нас двигаться, ценить каж дый час, каждую минуту. На прощание Настя подари ла мне рисунок: бравый матрос сидит за рулем■катера. — А это что у него?—спро- — Папироса, неужели вы не видите?! — удивилась Настень- — Для чего ж ему папироса? — поинтересовалась я. — Не знаю, — вздохнула юная художница. — Но Павлик говорил: гак надо. Родители переглянулись: Павлик всегда что-то натворит. Педагогический экзамен ро дителей продолжался. Вместо послесловия. Причем здесь любовь, спрашиваете! А о чем же тогда этот рассказ, как не о любви!.. Т. ГРЕЧАИОВСКАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz