Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ # 2 I ...В дверь кабинета постуча» ли: «Разрешите войти?» —■на пороге стоял парень в военно- морской форме, на курсантских погонах серебрились якорьки. Вытянулся в струнку, рука взлетела к бескозырке; «Кур­ сант высшего военно-морского училища...», и не договорил,, широко улкбнулся: «Здравст* -вуйте, Серафим Иванович! При­ был в краткосрочный отпуск». А навстречу ему дзгза стола ?уже стремительно поднимал- ■ея с такой же широкой г (хоть звучит это немного, непедаго­ гично) мальчишеской улыбкой директор; «Женя! Проходи, проходи!». И после крепкого мужсйого рукопожатия: «Ну- ка, дай тебя рассмотреть»... . Сразу оговорюсь; я не при­ сутствовала. при этой гвстреде, И все-таки берусь утверждать, что в целом она была вмашо такой: по-настоящему теплой, взаимно р.адостной. Ш будем уточнять, кто из бывших уче­ ников липецкой школы 4 б .0 тот день распахнул с у.лыбкой дверь в кабинет директора. Это не столь . важно. Главвде в другом: кто бы я з двшускннков- ((^собенно. из мальчишек) не заглянул в школу, он яервызи дело-м . зайдет .. «отметиться» именно к нему, Серафиму Ива- коБичу .Шмарову, и очень огор­ чится, если не застанет дирвк-. тора в школе, пото.м.у что так хотелось поговорить с - ним, рассказать о сегодняшней с».о_-: ей -вэрослой жизни и одноврй- меино снова почувствовать себя немного школьником... Впрочем, не застать. . дирек­ тора в школе .— редкая неуда­ ча. Каждый его рабочий день йачинается задолго до того времени, когда стекаются к школе звонкоголосые ребячьи ручейки, и трехэтажиое здание озеивает. Он медленно, по-хо­ зяйски обходит всю школьную территорию, потом — к.а>кдый этаж. Вчера уходил из школы последним, но мало ли что... А днем в школьной суете чего-то ■ заметишь. Кстати, об ИГоварищ директор ; 3 • ^^ЕНИНЕЦ. этом утреннем директорском обходе знают в школе все и нередко кто-то из учителей или учеников, ю м у надо поговорить о ним наедине, не спеша тоз^е приходят пораньше. ...Пиейтъ о работе педагога, воспитателя — дело не простое. Это только на первый взгляд кажется: вот она, вся на виду, ежедневная работа учителя,' беспокойная, кропотливая, тре­ бующая не только затрат ума, но- в первую очеред^ души. Где кри т^ий оценки эт^^о тру­ да, если результат его подчас проявится не сегодня, не завт- ■ра, а .лишь через годы в каком- то одном поступке уже взрос­ лого человека, который когда- то был твоим учеником.,. Педагогический стаж Сера­ фима Ивановича Шмарова — ■ три десятилетия, директо'рский — четверть века. Больше по­ ловины из этих 25 дет возглав­ ляет, он сорок шестую школу.. Когда был казкачен директо­ ром, школы ~по сути дела не было, она только строилась, з а ­ нимались «на квартире». Но и позже, когда прекраское трехэтажное здание было уже готово, школы еще тоже не было, не было единого коллек­ тива, творческого, сильного, его еще предстояло создать. Директора школы называют учителем учителей, но никакая должность сама по себе не обеспечивает авторитета и уважения, их необходимо з а ­ воевать и постоянио подкреп­ лять практическими делами, С кем бьгнз педагогов и учеников (сегодняшних и вчерашних) не заговаривал^ я о директоре Шмарове, первым произвоси- лоеь это йюво — авторитет. И для учителей, и для учеников, и для Их родителей он —- авто­ ритетный педагог, старший то­ варищ, соаетчик и помощник в любом деле, большом и малом. Об одном из проявлений это­ го авторитета директора мне хочется сказать особо. / ...В девятом классе про­ изошло ЧП; из милиции сооб­ щили, что два ученика вчера были задержаны — хулигани­ ли на улице. Какие прияитать меры? Вызвать в школу роди» те.тей, «проработать» на ком- сомольоком собрании, «заклей­ мить позором» в общешкольйой газете?! Серафим Иванович решил ижа'че: привел ребят в свой кабинет и вместо ожидае­ мого «разгоияя» попросил их ПОВТОРИТЬ СЕБЯ Об учителях Подлинного мастера-учителя трудно сбить с ног, он стоит на земле двумя ногами. Другое дело — поденщик. Это цапля, что стоит полжизни на одной ноге. А мастер — фигура креп­ кая. Он защищен собственным Каждый умньгй и преданный делу учитель способен при­ думать нечто такое, что дру­ гому не сделать. Но это нечто — его личность, неповторимая учительская судьба. ‘Учитель, воспитатель просто обязан удивлять детей. На уроке, вне урока. В школе масса причин дл-я детского удивления. В последнем плане В. А. Сухомлинского прочитал: «Наша задача на каждом уроке удивить ребенка». Я за отчаянный энтузиазм я нашей работе с детьми, за то, чтобы свет клином сошелся на- школе, на детях, иначе счастли­ вым не будешь. Нужно учительской работе отдавать все; ум, способности, силы, здоровье, года. И вспо­ минать ее с удовольствием. Но если от нее не защемит в гру­ ди — это была не твоя работа. Учитель призван выпрямлять детские души. Осенью мы са­ жаем молодые деревья и под­ ставляем им в качестве опоры крепкий стержень. Дяя ребен­ ка таким стержнем является учитель. Несчастный учитель никогда .не воспитает счастливых детей, никогда! Нельзя доверять детей учи- Как же нам .важно научиться телям, которые не ^’меют улы- быть гордым в профессии и за баться. профессию. Талантливый учитель всегда ищет и, следовательно, не мо­ жет не ошибаться. Ничто человеческое мне не чуждо — относится прежде всего к учителю. Есть учителя, особенно ди­ ректора, которые не говорят, а «отмечают», не улыбаются, а «выражают одобрение», не ругают, а «воспитывают». Бот такие-то обычно все время за что-то борются. За первое место, за лучшую самодея­ тельность, наглядную агита­ цию, за чистоту помещ.ения. Но не за чистоту души, не за ребенка, как личность. Хороший учитель — это тот, у которого больше всего душа •болит о том, что нужно де­ тям. И он потому всегда не­ много мученнк. .Может быть я Когда хочешь смень похва­ лит* учителя, скажи .о нем — совестливый. И .сразу станет понятно — речь идет о хоро- Что лучше: суровая и возвы­ шенная отрешенность учителя или беспокойная празднич­ ность? Что важнее? Думаю: и Для педагога, по-моему, осо­ бенно -важны роль воображе­ ния и запас вдохновения. Учитель без воображения — ремесленник. Талант педагога—это необъ­ ятность аамькслов, интуиция, доброта и тактическая .дально­ зоркость. Только ощущение счастья учительского общ.емия.в школе с товарищами по делу может породить успех работы с деть­ ми. Без такого .ощущения нельзя надеяться на какие-то .результаты. Это — аксиома! Хо(роший учитедь, .как ■рошнй доктор, не будет вызы- .вать к себе «больного» ребен­ ка, а нанесет ему визит сем. Ребенку'дома и стены по.могв- помочь ему. оформить «фото­ стенд. За работу мальчишки взялись неохотно, но волей-не» • волей пришлось им повозить­ ся До вечера. Из школы ухо­ дили вместе с директором. Д у­ мали, что по дороге и начнутся «нотации», и О'Пять ошиблись, . го^арили о футбольном'аиатче, кагбрый тра'НСлировалсяг по телевидению несколько дней назад. На следующий день у ■директора’ снова нашлО'СЬ : для. ре^ят дело, опять .уходили из шяолы только поздно вечером... Серьезный разговор состоялся лишь спустя много дней и не­ дель, когда ребята уже ярочно . вошли в «мальчишеский -актив» директора, стали его помощни- ками.-В работе с такими ж е «трудными», какими и : сами были недавно. И 'чтобы ' закон­ чить эту иеторЯ'Ю, скажу: один из тех двух после окончания, школы поступил в педагогиче­ ский институт. . Кстати, термин «мальчише» €№Й актив» — не мною, при­ думан. У Серафима Ивааовича Шмарова, есть «слабость» — старшеклассники со слож-ным хара-ктером, в первую очередь,^ конечно, мальчишки. Всех их по'мнит по имени, про всех дна» ет буквально все: как обстоят , дела в семье; .чем увлекается, с кем дружит, где проводит свободное . время и даже за какую спортивную команду болеет. Для них, как бы ни был занят, найдет время всегда. И .дамое главное — оЛйдется В'хЙщении без нравоуч№ й , а если и отругает, то, все равно закончит шутаой. Эту черту его характера -» доброжелателшость ~ ■тоже отмечали все, с кем мне при­ шлось говорить. Приказ с выговором за подписью дирек­ тора — случай очень редкий.. Вот поощрить работу учителя и ученика г— всегда рад, В этом году педаго-гический .коллектив 46-й школы отме­ чает пятнадцатилетие. Серафим Иванович два года в школе не работал — возглавлял район­ ный отдел народного образова­ ния. Но на каждый школьный вечер, на каждое торжество обязательно приходил. И стоило ему потихоньку войти в зал, как тут ж е по рядам шелест: «Серафим Иванович пришел!». И уже не успокоются, пока под . аплодисменты не усадят его в президиум -на самое яо- четное .место. А когда он до­ бился в-ее-таки .разрешения шер- , иуться в свою школу, -для учителей и учеников-это ;был самый „большой праэдвик. Работа директора школы йам.ьюдима :без. иишдаативяого отношения к делу. И в колле- ..гах директор Шмаров, .высоко ценит шйциати-В'иый .подход к своей, работе. Когда .военрук школы, бывший военный летчик, Михаил Петрович 1 ,Спектор предложил. с оф а т ь материа­ лы о .13-ом дниадиодаом шол- ке, директор ...не просто иад- держал его, а цо-вастоящему увлекся „этой . идеей. Сейчас , школа тордится.,своим .музеем боевой славы, который создан не до «трафарету», а с. .выдум­ кой, с душой. В этой школе есть пранило:: все предметы в.агйиы, нет в т о ­ ростепенных. Поэтому,- навер­ ное, юдннаково гордятся здесь и лучшими математиками и лучшими спортсменами. В этом году футбольная команда шко­ лы участвовала 'в зональных соревнованиях на приз «Кожа­ ный мяч». Вместе о .командой на соревнования в .Ставрополь ездил и директор. Ездил не потому, что несет - ответствен­ ность за каждого из своих ученикО'В (команду сопровож­ дали тренеры), он по-наетоя- щему «болел» за своих маль­ чишек, и может быть, видел в них себя, такого же лк- пецкого мальчишку, который с утра дожечера мо>г гонять мяч на берв!^ реки. У их улично'й команды тоже были «грозные» соперники — сту,^еновская ре­ бятня. Правда, приз победите­ ля ждал не . очень солидный, но зато в,куоный — первые огурцы... ...В моем 'блокноте еще много записей. .Можйо рассказать, навример.' О'том. лто все , фото­ стенды, все оформление Школ 1 Я — дело рук Директора, отлич- ново фотолюбителя. Он и мно­ гих ребят увлек этим делом, сейчас почти в каждом классе есть свои фотокорреотондея- ты.... Можно раосказать и о том, что.ни адно.об'Щеш«ояьвое соб- ’раиие -не, проходит, без участия' коммуниста Шмдрова.. Или ю .том, как засушгв .рукава,,он сам разведет,цемент или- .краску® .замажет, лобелит, подклеит, црибьет, -ОДНИМ словом, прове­ дет любой .мелкий ремошг .в „школе... А сколько интересных .поездок :организовал он . для .своих каллег. по,памятным ис- .трическйм и литературным ме­ стам! Обо всем этом можно . рассказыват* отдельно, .инте- .реоно, подробно. Увлеченность, дущевная щедрость, которой хвахаеи^ля всех, уаажадие д аж е к .самьш младшим вослитанвикам, пол­ ное доверие по отношению и к педагогам -и к- ученикам —- .на это-м_ фундаменте строит свою работу директор -Липец­ кой школы № 46. И . Поэтому такими же словами можно охр- рйктеризовать' работу все!йо педагогического'' ко.плектива, который он воаглавляет, ...Уважевия достоин чело­ век, делающий сво е , дело хо­ рошо. Многократного уважения достоин тот, кто вкладывает в свой труд всю свою душу, ра ­ ботает не просто умело, а твор­ чески, живет в вечном поиске. Поэтому под этим коротким рассказом о директоре, Мучите­ ле, Товарище и , для своих тевллег^и д ля учеников, мне хочется "не просто поставив свою подшкь, а написать: С уважением, М. ЛЕВЫКИИА. НА СНИМКЕ: урок физики ведет Отличник народного про­ свещения РСФСР и СССР С. И. Шмаров. Фото Е. Самохвалова. В ЧЕЛОВЕКЕ Скрытая положительная энергия в ребенке, как пока- МЫСЛИ, ЗАПИСАННЫЕ ТО НА ОБРЫВКАХ БУМАГИ, ТО В БЛОКНОТАХ С. А. ШМАКОВЫЛ?, ДЕКАНОМ ФА­ КУЛЬТЕТА ФИЗВОСПИТАНИЯ ЛГПИ, ЧАСТО СЛУЖИ­ ЛИ ПОВОДО.М для НАПИСАНИЯ ИМ БОЛЬШОЙ ПРО ­ БЛЕМОЙ СТАТЬИ ПО ПЕДАГОГИКЕ. НАКАНУНЕ ДНЯ УЧИТЕЛЯ МЫ ПОПРОСИЛИ ЕГО ПРИВЕСТИ ’ СВОИ ЗАПИСИ ХОТЬ В ОТНОСИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ ДЛЯ т о г о , ЧТОБЫ Ч.ЛСТЬ ИХ ОПУБЛИКОВАТЬ. Когда учитель занят творче- ство«а,'У него мет .времени ла и-устое и ни1Кчемное. У нас, учителей, всегда дол­ жна быть активная позиция через призму своего предме­ та., как и считать свой предмет самым главным — глупо. Педагог интересен не столь­ ко сегодняшним днем, сколько дальним замыслом — длинной предстоящей дороги, масшта­ бом спутников, союзников и Ааюматизму поддаются бы­ стро и легко ленивые и неорга» низованные учителя. Для них главное — спрятаться за- дру­ гих, а самому спокойно поти­ рать руки. Автоматизм убивает индивидуальность. Существуют разнью учите­ ля: один на себя ничего не берет, никакую детскую беду. Другой столько, сколько мо­ жет. Третий берет все: все- бе­ ды и горести детства с неимо­ верной нагрузкой. О детях Дети в руках некоторых учи­ телей, как горячая- картошка, на них дуют, перебрасывают с руки на руку, в они все равно обжигают. Дети ведут себя с нами, это разрешаем. Очень важно, чтобы для детей была возможность, кому отдавать, с кем делиться сво- л богатством. ствах? Что значит, к примеру, дурацкое «морально устойчив или не устойчив». Курит? Врет? Фантазирует? Дерется? Или «в коллективе не уживчив». А может быть, такой коллектив класса, что и ужнваться с ним не стоит? «Пользуется уважени­ ем». За что и у кого? К со­ жалению, в характеристиках, в значит и в жизни редко встре- Путь завоевания сердца ребенка лежит прежде всего черев внеклассную работу. -Авторитет современного учи­ теля —- воспитателя переме­ стился во внеурочную сферу. Остров Детства — край, где ничему не верят за глаза, где все предметы и явления пробу­ ются» на вкус, на цвет, на запах, ощупываются кончиками паль- Я заметил, сейчас все чаще стали встречаться рыхлые дети. Одни мечты и никакой иници­ ативы. Это очень опасные де- Я замехил: ребенок кажется е-ще красивей и значительнее, рят с уважением. Разве можно первоклассни­ ков, да и не только первоклас­ сников, называть в школе по фал?илиям «Иванов», «Петро­ ва», «Макунькина». А Петрова еще в куклы играет и ласково зовет их Машеньками, Надень­ ками. И мамы дома первоклас­ сников зовут Машеньками, Са­ шеньками. Ребенок должен иметь воз­ можности одиночества. Не всегда его надо «охвать1вать», «загбнять» на мероприятия. Но €свь такое выражение «тол­ кать я;рд руку». ГоеМрят:—«Не толкай под руку, я работаю!». Мы же, учителя, -затЬлкали ре­ бят. Нам кажется, если мы не подскажем, не подтолкнем, он сделает плохо. Пусть сделает хуже, но сам. С «я сам» начи- Почему в характеристике школьника учителя не пишут о важных человеческих каче- ность, справедливость, спо­ собность удивляться, смешли­ вость, стыдливость, влюбчи­ вость, застенчивость... Если неправильно диагноз ребенка поставит врач, ребе­ нок может умереть. А если учитель поставит неп(завиль- ный диагноз, в ребенке умрет личность. Каждый урок, каждое вос­ питательное дело, каждая встреча с учителем должны все.эять в ребенке надежду. Надежду на будущее и лучшее. Ребенку, в любой, даже в самой исключительной ситу­ ации, мы обязаны оставлять Страдания калечат психику ребенка. Особое внимание — страданиям ребенка. Здесь мы не имеем права быть низкими. Работа с детьми процесс интимный, .он требует душев- Докопаться,до глубины топо, что мучает ребенка, -иногда бесполезно. Он и сам не знает. Это — с(})ерв бессознательно- Когдв мы перестанем выби­ рать в школьный актив только отличников и личностей с «за­ мечательной» дикцией? Непедагогично любить толь­ ко тишину урока, надо любить его шум. Надо уважать смеш­ ливость и озорство, непоседли­ вость и реактивность детей. Надо уважать законы детства. Ребенск в неумный борьбе против несправедливости ча­ ще получает «ожиги» сердца, чем взрослый, он слабее й эти ■«ожоги» иногда остаются на Не надо «проявлять заботу» о детях. Надо просто заботить­ ся о них. Не надо «оказывать внимание» детям, надо посто­ янно относиться к ним внима­ тельно и бережно. В Л И П Е Ц К - СО ВСЕЙ РОССИИ С 27 по 30 сентября в Ли­ пецке состся.лся Осероссий- скнй тур Всесоюзной олилл- -пиады «Студент и научно-тех­ нической прогресс» по специ­ альности «педагогика». В ней приняли участие представите­ ли-почти шестидесяти педаго­ гических вузов страны. Это мероприятие с большим основанием можно назвать и праздником, и педсоветом бу­ дущих учителей. Какое бы за­ дание им ни предложили, го­ ворить приходилось только о воспитании .детей. С точки зрения педагогики они обсуж­ дали фильм о школьниках «Колыбельная для брата», на устном конкурсе решали педа­ гогические задачи, обсуждали ситуации отношений между учителями и детьми, защищали письменные домашние сочине­ ния по педагогике, участвова­ ли в конкурсе профессиональ­ но-педагогических умений под названием «Мир твоих увлече-. В НАШЕМ ВЫПУСКЕ МЫ ПУБЛИКУЕМ НЕСКОЛЬКО ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧА­ СТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ, РАС­ СКАЗЫВАЕМ О КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДА­ ГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ. НА СНИМКЕ: участники о РУГАТЬ ИЛИ ...? На устном конкурсе Олим­ пиады решались педагогиче­ ские задачи, ситуации. Их при­ думали преподаватели кафед­ ры педагогики ЛГП)1. Задачи все получились любопытными, Т'В.ебующие больших педаго­ гических навыков, в главное, любви и уважения к детям. Часто решение их предлага­ лось в нескольких вариантах. Для того, чтобы читателям было понятнее, как проходил этот устный конкурс, мы за­ писали задачу, доставшуюся Инне Дорониной, представи­ тельнице Белгородского пед­ института. ^ «В перемену учащиеся 6-го класса роем окружили своего классного руководителя и с восхищением стали рассказы­ вать о событии, взволновавшем — Алексей Петрович! Какой Саша смелый! Он ничего не — Вот это да! Герой! — Правда, Алексей Петро­ вич, ведь он храбрый! Выяснилось, что Саша вы­ лез из окна и, пройдя по кар­ низу (класс помещался ' на втором этаже), влез в другое окно. Классный руководитель увидел по горящим глазам своих учеников, какое впечат­ ление произвел на них посту­ пок Саши. Он понимал, что найдутся среди них последова­ тели и подражатели Саше- «герою». В то же время ему было ясно, что Саша действи­ тельно совершил смелый по- Какова должна быть реакция классного руководителя! Ответ: «Самая маловероят­ ная реакция педагога в этом случае — тоже восторг, свя­ занный с приобретением деше­ вого авторитета, а реакция, .ос­ нованная на иронии типа «ну и герой», несомненно, оттолкнет ребят от учителя, доверивших:; ему свои чувства, поделив­ шихся с ним-своим вост^гом. Самая правильная реакция, на мой взгляд, должна быть вот какая: моментально оце­ нив обстановку, изобразить участие, испуг: «А что случи­ лось? Кто-нибудь звал тебя на помощь?». А потом недоу­ мение, искреннее негодование; «Тогда зачем же ты рисковал своей жизнью, во имя чего?»., Это сразу "же снизит восторг класса, он поймет, что все геройство Саши — глупая бравада и пользы от нее ближ­ ним никакой, что смелость Са­ шина не помогла никому, нико­ го не выручила из бедьь Хорошо сразу провести яр­ кую беседу о героизме мни­ мом и истинном, о подвиге: Обсудить фразу М. Горького: «Безумству храбрых поем мь! песню» — о безумной храбро­ сти на благо окружающих. ЗАМЕТКИ О ФИЛЬЛ\Е «КОЛЫБЕЛЬН.ЛЯ ДЛЯ БРАТА» Что делать, если пропал кошелек? я евдел в зале между восьмым и девятым. И тот, и „другой воскринимали фильм необык­ новенно. Видно было, как 'загорался в их гла­ зах огонь решимости, когда Кирилл спорил с учителем. Сжимались их -кулаки, напрягались мускулы, когда Кирилла били. Идентификация -—.тайна всякого искусства — отождествление себя с одни.м (или сразу с несколькими) героем. Хотим мы и-ли не хотим, -ови — на стороне Кирилла полиоетыо ,и. безоговорочно. ■П рш ал кошелек.-Макаренко иисал по этому , по;воду примерно следующее:; если воровство, не ехало известно коллективу,, -вреда от него в пе­ дагогическом отношении ионти нет. Этот факт забудется’ человеком, он зарастет в его созна­ нии массой других случаев. Если же факт во­ ровства становится известен „коллективу, го на­ чинается волна взаимных подозрений, недове­ рия, конфликтов — всего того, что разлагает коллектив. Было нёдагогической безграмотностью назы­ вать -всем подозреваемых. Было иепрашльно требовать от них публичного .раскаяния. По­ пытка подавить целый детский коллектив •пе­ дагогическим диктатам тгико-гда не прино­ сит яоложительного эффекта. У восьмого и десятого завтра, -наверное, упа­ дет диешшлина... " А, СИЙОРКИН, студент Новосибирского пединститута. Педагогика- борьба за человека Это- -фильм о людях, которые по-разному смотрят на недагогику. Учительница — ста из тех, кто идет но пути иаи-меньшего сопротивле­ ния в осуществлении благородных целей. Нет, она не плохая. Она искренне ищет, чтобы ее класс быв лучшим, чтобы не было ЧИ, она любит детей. Любит, но ие верит в них. И в этом ее ошиб­ ка. Этим она перечеркивает все высокие цели и доброе к себе отношение. Иазорное, это и есть авторитетная педагоги­ ка — .сиокойиая, удобная. Но для кого? А дед? Он верит. Верит в лих, детей, и до­ веряет нм. Он с.\ 10 трнт на педагогику, как иа борьбу. Это не высокие слова. Именно борьба за человека в ребенке — вот что главное, а не высокие показатели. И еще одна педагогическая п.роблс.ма; д е т и - дети. Отношения в детском коллективе, отноше­ ние между Кириллами и Дыба.ми. Кто дол­ жен решать эти проблемы? Са.\ш ли ребята? Школа? Или еще кто? Вот ешс какие вопросы ставит фильм. А главное, пожалуй, то, что фнльх» заставля­ ет задуматься; а гы, педагог, к,зким путем пойдешь? Тем, что уже про.тояеен, или..?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz