Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ # 2 I ...В дверь кабинета постуча» ли: «Разрешите войти?» —■на пороге стоял парень в военно- морской форме, на курсантских погонах серебрились якорьки. Вытянулся в струнку, рука взлетела к бескозырке; «Кур сант высшего военно-морского училища...», и не договорил,, широко улкбнулся: «Здравст* -вуйте, Серафим Иванович! При был в краткосрочный отпуск». А навстречу ему дзгза стола ?уже стремительно поднимал- ■ея с такой же широкой г (хоть звучит это немного, непедаго гично) мальчишеской улыбкой директор; «Женя! Проходи, проходи!». И после крепкого мужсйого рукопожатия: «Ну- ка, дай тебя рассмотреть»... . Сразу оговорюсь; я не при сутствовала. при этой гвстреде, И все-таки берусь утверждать, что в целом она была вмашо такой: по-настоящему теплой, взаимно р.адостной. Ш будем уточнять, кто из бывших уче ников липецкой школы 4 б .0 тот день распахнул с у.лыбкой дверь в кабинет директора. Это не столь . важно. Главвде в другом: кто бы я з двшускннков- ((^собенно. из мальчишек) не заглянул в школу, он яервызи дело-м . зайдет .. «отметиться» именно к нему, Серафиму Ива- коБичу .Шмарову, и очень огор чится, если не застанет дирвк-. тора в школе, пото.м.у что так хотелось поговорить с - ним, рассказать о сегодняшней с».о_-: ей -вэрослой жизни и одноврй- меино снова почувствовать себя немного школьником... Впрочем, не застать. . дирек тора в школе .— редкая неуда ча. Каждый его рабочий день йачинается задолго до того времени, когда стекаются к школе звонкоголосые ребячьи ручейки, и трехэтажиое здание озеивает. Он медленно, по-хо зяйски обходит всю школьную территорию, потом — к.а>кдый этаж. Вчера уходил из школы последним, но мало ли что... А днем в школьной суете чего-то ■ заметишь. Кстати, об ИГоварищ директор ; 3 • ^^ЕНИНЕЦ. этом утреннем директорском обходе знают в школе все и нередко кто-то из учителей или учеников, ю м у надо поговорить о ним наедине, не спеша тоз^е приходят пораньше. ...Пиейтъ о работе педагога, воспитателя — дело не простое. Это только на первый взгляд кажется: вот она, вся на виду, ежедневная работа учителя,' беспокойная, кропотливая, тре бующая не только затрат ума, но- в первую очеред^ души. Где кри т^ий оценки эт^^о тру да, если результат его подчас проявится не сегодня, не завт- ■ра, а .лишь через годы в каком- то одном поступке уже взрос лого человека, который когда- то был твоим учеником.,. Педагогический стаж Сера фима Ивановича Шмарова — ■ три десятилетия, директо'рский — четверть века. Больше по ловины из этих 25 дет возглав ляет, он сорок шестую школу.. Когда был казкачен директо ром, школы ~по сути дела не было, она только строилась, з а нимались «на квартире». Но и позже, когда прекраское трехэтажное здание было уже готово, школы еще тоже не было, не было единого коллек тива, творческого, сильного, его еще предстояло создать. Директора школы называют учителем учителей, но никакая должность сама по себе не обеспечивает авторитета и уважения, их необходимо з а воевать и постоянио подкреп лять практическими делами, С кем бьгнз педагогов и учеников (сегодняшних и вчерашних) не заговаривал^ я о директоре Шмарове, первым произвоси- лоеь это йюво — авторитет. И для учителей, и для учеников, и для Их родителей он —- авто ритетный педагог, старший то варищ, соаетчик и помощник в любом деле, большом и малом. Об одном из проявлений это го авторитета директора мне хочется сказать особо. / ...В девятом классе про изошло ЧП; из милиции сооб щили, что два ученика вчера были задержаны — хулигани ли на улице. Какие прияитать меры? Вызвать в школу роди» те.тей, «проработать» на ком- сомольоком собрании, «заклей мить позором» в общешкольйой газете?! Серафим Иванович решил ижа'че: привел ребят в свой кабинет и вместо ожидае мого «разгоияя» попросил их ПОВТОРИТЬ СЕБЯ Об учителях Подлинного мастера-учителя трудно сбить с ног, он стоит на земле двумя ногами. Другое дело — поденщик. Это цапля, что стоит полжизни на одной ноге. А мастер — фигура креп кая. Он защищен собственным Каждый умньгй и преданный делу учитель способен при думать нечто такое, что дру гому не сделать. Но это нечто — его личность, неповторимая учительская судьба. ‘Учитель, воспитатель просто обязан удивлять детей. На уроке, вне урока. В школе масса причин дл-я детского удивления. В последнем плане В. А. Сухомлинского прочитал: «Наша задача на каждом уроке удивить ребенка». Я за отчаянный энтузиазм я нашей работе с детьми, за то, чтобы свет клином сошелся на- школе, на детях, иначе счастли вым не будешь. Нужно учительской работе отдавать все; ум, способности, силы, здоровье, года. И вспо минать ее с удовольствием. Но если от нее не защемит в гру ди — это была не твоя работа. Учитель призван выпрямлять детские души. Осенью мы са жаем молодые деревья и под ставляем им в качестве опоры крепкий стержень. Дяя ребен ка таким стержнем является учитель. Несчастный учитель никогда .не воспитает счастливых детей, никогда! Нельзя доверять детей учи- Как же нам .важно научиться телям, которые не ^’меют улы- быть гордым в профессии и за баться. профессию. Талантливый учитель всегда ищет и, следовательно, не мо жет не ошибаться. Ничто человеческое мне не чуждо — относится прежде всего к учителю. Есть учителя, особенно ди ректора, которые не говорят, а «отмечают», не улыбаются, а «выражают одобрение», не ругают, а «воспитывают». Бот такие-то обычно все время за что-то борются. За первое место, за лучшую самодея тельность, наглядную агита цию, за чистоту помещ.ения. Но не за чистоту души, не за ребенка, как личность. Хороший учитель — это тот, у которого больше всего душа •болит о том, что нужно де тям. И он потому всегда не много мученнк. .Может быть я Когда хочешь смень похва лит* учителя, скажи .о нем — совестливый. И .сразу станет понятно — речь идет о хоро- Что лучше: суровая и возвы шенная отрешенность учителя или беспокойная празднич ность? Что важнее? Думаю: и Для педагога, по-моему, осо бенно -важны роль воображе ния и запас вдохновения. Учитель без воображения — ремесленник. Талант педагога—это необъ ятность аамькслов, интуиция, доброта и тактическая .дально зоркость. Только ощущение счастья учительского общ.емия.в школе с товарищами по делу может породить успех работы с деть ми. Без такого .ощущения нельзя надеяться на какие-то .результаты. Это — аксиома! Хо(роший учитедь, .как ■рошнй доктор, не будет вызы- .вать к себе «больного» ребен ка, а нанесет ему визит сем. Ребенку'дома и стены по.могв- помочь ему. оформить «фото стенд. За работу мальчишки взялись неохотно, но волей-не» • волей пришлось им повозить ся До вечера. Из школы ухо дили вместе с директором. Д у мали, что по дороге и начнутся «нотации», и О'Пять ошиблись, . го^арили о футбольном'аиатче, кагбрый тра'НСлировалсяг по телевидению несколько дней назад. На следующий день у ■директора’ снова нашлО'СЬ : для. ре^ят дело, опять .уходили из шяолы только поздно вечером... Серьезный разговор состоялся лишь спустя много дней и не дель, когда ребята уже ярочно . вошли в «мальчишеский -актив» директора, стали его помощни- ками.-В работе с такими ж е «трудными», какими и : сами были недавно. И 'чтобы ' закон чить эту иеторЯ'Ю, скажу: один из тех двух после окончания, школы поступил в педагогиче ский институт. . Кстати, термин «мальчише» €№Й актив» — не мною, при думан. У Серафима Ивааовича Шмарова, есть «слабость» — старшеклассники со слож-ным хара-ктером, в первую очередь,^ конечно, мальчишки. Всех их по'мнит по имени, про всех дна» ет буквально все: как обстоят , дела в семье; .чем увлекается, с кем дружит, где проводит свободное . время и даже за какую спортивную команду болеет. Для них, как бы ни был занят, найдет время всегда. И .дамое главное — оЛйдется В'хЙщении без нравоуч№ й , а если и отругает, то, все равно закончит шутаой. Эту черту его характера -» доброжелателшость ~ ■тоже отмечали все, с кем мне при шлось говорить. Приказ с выговором за подписью дирек тора — случай очень редкий.. Вот поощрить работу учителя и ученика г— всегда рад, В этом году педаго-гический .коллектив 46-й школы отме чает пятнадцатилетие. Серафим Иванович два года в школе не работал — возглавлял район ный отдел народного образова ния. Но на каждый школьный вечер, на каждое торжество обязательно приходил. И стоило ему потихоньку войти в зал, как тут ж е по рядам шелест: «Серафим Иванович пришел!». И уже не успокоются, пока под . аплодисменты не усадят его в президиум -на самое яо- четное .место. А когда он до бился в-ее-таки .разрешения шер- , иуться в свою школу, -для учителей и учеников-это ;был самый „большой праэдвик. Работа директора школы йам.ьюдима :без. иишдаативяого отношения к делу. И в колле- ..гах директор Шмаров, .высоко ценит шйциати-В'иый .подход к своей, работе. Когда .военрук школы, бывший военный летчик, Михаил Петрович 1 ,Спектор предложил. с оф а т ь материа лы о .13-ом дниадиодаом шол- ке, директор ...не просто иад- держал его, а цо-вастоящему увлекся „этой . идеей. Сейчас , школа тордится.,своим .музеем боевой славы, который создан не до «трафарету», а с. .выдум кой, с душой. В этой школе есть пранило:: все предметы в.агйиы, нет в т о ростепенных. Поэтому,- навер ное, юдннаково гордятся здесь и лучшими математиками и лучшими спортсменами. В этом году футбольная команда шко лы участвовала 'в зональных соревнованиях на приз «Кожа ный мяч». Вместе о .командой на соревнования в .Ставрополь ездил и директор. Ездил не потому, что несет - ответствен ность за каждого из своих ученикО'В (команду сопровож дали тренеры), он по-наетоя- щему «болел» за своих маль чишек, и может быть, видел в них себя, такого же лк- пецкого мальчишку, который с утра дожечера мо>г гонять мяч на берв!^ реки. У их улично'й команды тоже были «грозные» соперники — сту,^еновская ре бятня. Правда, приз победите ля ждал не . очень солидный, но зато в,куоный — первые огурцы... ...В моем 'блокноте еще много записей. .Можйо рассказать, навример.' О'том. лто все , фото стенды, все оформление Школ 1 Я — дело рук Директора, отлич- ново фотолюбителя. Он и мно гих ребят увлек этим делом, сейчас почти в каждом классе есть свои фотокорреотондея- ты.... Можно раосказать и о том, что.ни адно.об'Щеш«ояьвое соб- ’раиие -не, проходит, без участия' коммуниста Шмдрова.. Или ю .том, как засушгв .рукава,,он сам разведет,цемент или- .краску® .замажет, лобелит, подклеит, црибьет, -ОДНИМ словом, прове дет любой .мелкий ремошг .в „школе... А сколько интересных .поездок :организовал он . для .своих каллег. по,памятным ис- .трическйм и литературным ме стам! Обо всем этом можно . рассказыват* отдельно, .инте- .реоно, подробно. Увлеченность, дущевная щедрость, которой хвахаеи^ля всех, уаажадие д аж е к .самьш младшим вослитанвикам, пол ное доверие по отношению и к педагогам -и к- ученикам —- .на это-м_ фундаменте строит свою работу директор -Липец кой школы № 46. И . Поэтому такими же словами можно охр- рйктеризовать' работу все!йо педагогического'' ко.плектива, который он воаглавляет, ...Уважевия достоин чело век, делающий сво е , дело хо рошо. Многократного уважения достоин тот, кто вкладывает в свой труд всю свою душу, ра ботает не просто умело, а твор чески, живет в вечном поиске. Поэтому под этим коротким рассказом о директоре, Мучите ле, Товарище и , для своих тевллег^и д ля учеников, мне хочется "не просто поставив свою подшкь, а написать: С уважением, М. ЛЕВЫКИИА. НА СНИМКЕ: урок физики ведет Отличник народного про свещения РСФСР и СССР С. И. Шмаров. Фото Е. Самохвалова. В ЧЕЛОВЕКЕ Скрытая положительная энергия в ребенке, как пока- МЫСЛИ, ЗАПИСАННЫЕ ТО НА ОБРЫВКАХ БУМАГИ, ТО В БЛОКНОТАХ С. А. ШМАКОВЫЛ?, ДЕКАНОМ ФА КУЛЬТЕТА ФИЗВОСПИТАНИЯ ЛГПИ, ЧАСТО СЛУЖИ ЛИ ПОВОДО.М для НАПИСАНИЯ ИМ БОЛЬШОЙ ПРО БЛЕМОЙ СТАТЬИ ПО ПЕДАГОГИКЕ. НАКАНУНЕ ДНЯ УЧИТЕЛЯ МЫ ПОПРОСИЛИ ЕГО ПРИВЕСТИ ’ СВОИ ЗАПИСИ ХОТЬ В ОТНОСИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ ДЛЯ т о г о , ЧТОБЫ Ч.ЛСТЬ ИХ ОПУБЛИКОВАТЬ. Когда учитель занят творче- ство«а,'У него мет .времени ла и-устое и ни1Кчемное. У нас, учителей, всегда дол жна быть активная позиция через призму своего предме та., как и считать свой предмет самым главным — глупо. Педагог интересен не столь ко сегодняшним днем, сколько дальним замыслом — длинной предстоящей дороги, масшта бом спутников, союзников и Ааюматизму поддаются бы стро и легко ленивые и неорга» низованные учителя. Для них главное — спрятаться за- дру гих, а самому спокойно поти рать руки. Автоматизм убивает индивидуальность. Существуют разнью учите ля: один на себя ничего не берет, никакую детскую беду. Другой столько, сколько мо жет. Третий берет все: все- бе ды и горести детства с неимо верной нагрузкой. О детях Дети в руках некоторых учи телей, как горячая- картошка, на них дуют, перебрасывают с руки на руку, в они все равно обжигают. Дети ведут себя с нами, это разрешаем. Очень важно, чтобы для детей была возможность, кому отдавать, с кем делиться сво- л богатством. ствах? Что значит, к примеру, дурацкое «морально устойчив или не устойчив». Курит? Врет? Фантазирует? Дерется? Или «в коллективе не уживчив». А может быть, такой коллектив класса, что и ужнваться с ним не стоит? «Пользуется уважени ем». За что и у кого? К со жалению, в характеристиках, в значит и в жизни редко встре- Путь завоевания сердца ребенка лежит прежде всего черев внеклассную работу. -Авторитет современного учи теля —- воспитателя переме стился во внеурочную сферу. Остров Детства — край, где ничему не верят за глаза, где все предметы и явления пробу ются» на вкус, на цвет, на запах, ощупываются кончиками паль- Я заметил, сейчас все чаще стали встречаться рыхлые дети. Одни мечты и никакой иници ативы. Это очень опасные де- Я замехил: ребенок кажется е-ще красивей и значительнее, рят с уважением. Разве можно первоклассни ков, да и не только первоклас сников, называть в школе по фал?илиям «Иванов», «Петро ва», «Макунькина». А Петрова еще в куклы играет и ласково зовет их Машеньками, Надень ками. И мамы дома первоклас сников зовут Машеньками, Са шеньками. Ребенок должен иметь воз можности одиночества. Не всегда его надо «охвать1вать», «загбнять» на мероприятия. Но €свь такое выражение «тол кать я;рд руку». ГоеМрят:—«Не толкай под руку, я работаю!». Мы же, учителя, -затЬлкали ре бят. Нам кажется, если мы не подскажем, не подтолкнем, он сделает плохо. Пусть сделает хуже, но сам. С «я сам» начи- Почему в характеристике школьника учителя не пишут о важных человеческих каче- ность, справедливость, спо собность удивляться, смешли вость, стыдливость, влюбчи вость, застенчивость... Если неправильно диагноз ребенка поставит врач, ребе нок может умереть. А если учитель поставит неп(завиль- ный диагноз, в ребенке умрет личность. Каждый урок, каждое вос питательное дело, каждая встреча с учителем должны все.эять в ребенке надежду. Надежду на будущее и лучшее. Ребенку, в любой, даже в самой исключительной ситу ации, мы обязаны оставлять Страдания калечат психику ребенка. Особое внимание — страданиям ребенка. Здесь мы не имеем права быть низкими. Работа с детьми процесс интимный, .он требует душев- Докопаться,до глубины топо, что мучает ребенка, -иногда бесполезно. Он и сам не знает. Это — с(})ерв бессознательно- Когдв мы перестанем выби рать в школьный актив только отличников и личностей с «за мечательной» дикцией? Непедагогично любить толь ко тишину урока, надо любить его шум. Надо уважать смеш ливость и озорство, непоседли вость и реактивность детей. Надо уважать законы детства. Ребенск в неумный борьбе против несправедливости ча ще получает «ожиги» сердца, чем взрослый, он слабее й эти ■«ожоги» иногда остаются на Не надо «проявлять заботу» о детях. Надо просто заботить ся о них. Не надо «оказывать внимание» детям, надо посто янно относиться к ним внима тельно и бережно. В Л И П Е Ц К - СО ВСЕЙ РОССИИ С 27 по 30 сентября в Ли пецке состся.лся Осероссий- скнй тур Всесоюзной олилл- -пиады «Студент и научно-тех нической прогресс» по специ альности «педагогика». В ней приняли участие представите ли-почти шестидесяти педаго гических вузов страны. Это мероприятие с большим основанием можно назвать и праздником, и педсоветом бу дущих учителей. Какое бы за дание им ни предложили, го ворить приходилось только о воспитании .детей. С точки зрения педагогики они обсуж дали фильм о школьниках «Колыбельная для брата», на устном конкурсе решали педа гогические задачи, обсуждали ситуации отношений между учителями и детьми, защищали письменные домашние сочине ния по педагогике, участвова ли в конкурсе профессиональ но-педагогических умений под названием «Мир твоих увлече-. В НАШЕМ ВЫПУСКЕ МЫ ПУБЛИКУЕМ НЕСКОЛЬКО ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧА СТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ, РАС СКАЗЫВАЕМ О КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДА ГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ. НА СНИМКЕ: участники о РУГАТЬ ИЛИ ...? На устном конкурсе Олим пиады решались педагогиче ские задачи, ситуации. Их при думали преподаватели кафед ры педагогики ЛГП)1. Задачи все получились любопытными, Т'В.ебующие больших педаго гических навыков, в главное, любви и уважения к детям. Часто решение их предлага лось в нескольких вариантах. Для того, чтобы читателям было понятнее, как проходил этот устный конкурс, мы за писали задачу, доставшуюся Инне Дорониной, представи тельнице Белгородского пед института. ^ «В перемену учащиеся 6-го класса роем окружили своего классного руководителя и с восхищением стали рассказы вать о событии, взволновавшем — Алексей Петрович! Какой Саша смелый! Он ничего не — Вот это да! Герой! — Правда, Алексей Петро вич, ведь он храбрый! Выяснилось, что Саша вы лез из окна и, пройдя по кар низу (класс помещался ' на втором этаже), влез в другое окно. Классный руководитель увидел по горящим глазам своих учеников, какое впечат ление произвел на них посту пок Саши. Он понимал, что найдутся среди них последова тели и подражатели Саше- «герою». В то же время ему было ясно, что Саша действи тельно совершил смелый по- Какова должна быть реакция классного руководителя! Ответ: «Самая маловероят ная реакция педагога в этом случае — тоже восторг, свя занный с приобретением деше вого авторитета, а реакция, .ос нованная на иронии типа «ну и герой», несомненно, оттолкнет ребят от учителя, доверивших:; ему свои чувства, поделив шихся с ним-своим вост^гом. Самая правильная реакция, на мой взгляд, должна быть вот какая: моментально оце нив обстановку, изобразить участие, испуг: «А что случи лось? Кто-нибудь звал тебя на помощь?». А потом недоу мение, искреннее негодование; «Тогда зачем же ты рисковал своей жизнью, во имя чего?»., Это сразу "же снизит восторг класса, он поймет, что все геройство Саши — глупая бравада и пользы от нее ближ ним никакой, что смелость Са шина не помогла никому, нико го не выручила из бедьь Хорошо сразу провести яр кую беседу о героизме мни мом и истинном, о подвиге: Обсудить фразу М. Горького: «Безумству храбрых поем мь! песню» — о безумной храбро сти на благо окружающих. ЗАМЕТКИ О ФИЛЬЛ\Е «КОЛЫБЕЛЬН.ЛЯ ДЛЯ БРАТА» Что делать, если пропал кошелек? я евдел в зале между восьмым и девятым. И тот, и „другой воскринимали фильм необык новенно. Видно было, как 'загорался в их гла зах огонь решимости, когда Кирилл спорил с учителем. Сжимались их -кулаки, напрягались мускулы, когда Кирилла били. Идентификация -—.тайна всякого искусства — отождествление себя с одни.м (или сразу с несколькими) героем. Хотим мы и-ли не хотим, -ови — на стороне Кирилла полиоетыо ,и. безоговорочно. ■П рш ал кошелек.-Макаренко иисал по этому , по;воду примерно следующее:; если воровство, не ехало известно коллективу,, -вреда от него в пе дагогическом отношении ионти нет. Этот факт забудется’ человеком, он зарастет в его созна нии массой других случаев. Если же факт во ровства становится известен „коллективу, го на чинается волна взаимных подозрений, недове рия, конфликтов — всего того, что разлагает коллектив. Было нёдагогической безграмотностью назы вать -всем подозреваемых. Было иепрашльно требовать от них публичного .раскаяния. По пытка подавить целый детский коллектив •пе дагогическим диктатам тгико-гда не прино сит яоложительного эффекта. У восьмого и десятого завтра, -наверное, упа дет диешшлина... " А, СИЙОРКИН, студент Новосибирского пединститута. Педагогика- борьба за человека Это- -фильм о людях, которые по-разному смотрят на недагогику. Учительница — ста из тех, кто идет но пути иаи-меньшего сопротивле ния в осуществлении благородных целей. Нет, она не плохая. Она искренне ищет, чтобы ее класс быв лучшим, чтобы не было ЧИ, она любит детей. Любит, но ие верит в них. И в этом ее ошиб ка. Этим она перечеркивает все высокие цели и доброе к себе отношение. Иазорное, это и есть авторитетная педагоги ка — .сиокойиая, удобная. Но для кого? А дед? Он верит. Верит в лих, детей, и до веряет нм. Он с.\ 10 трнт на педагогику, как иа борьбу. Это не высокие слова. Именно борьба за человека в ребенке — вот что главное, а не высокие показатели. И еще одна педагогическая п.роблс.ма; д е т и - дети. Отношения в детском коллективе, отноше ние между Кириллами и Дыба.ми. Кто дол жен решать эти проблемы? Са.\ш ли ребята? Школа? Или еще кто? Вот ешс какие вопросы ставит фильм. А главное, пожалуй, то, что фнльх» заставля ет задуматься; а гы, педагог, к,зким путем пойдешь? Тем, что уже про.тояеен, или..?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz