Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 60 л ет СССР ^ Киностудии страны МОЛДОВА-ФИлМ » Молдавское кино — одно из самых молодых среди ки нематографий союзных рес публик. Однако фильмы на молдав ском языке появились еще до Великой Отечественной вой ны. В 1940 году Киевская ки ностудия впервые озвучила на молдавском языке дси4у- ментальный фильм «Советская Молдавия». После этого укра инские кинематографисты приступили к регулярному вы пуску киножурнала «Совет ская Молдавия». Выпуск жур нала был прерван войной и вновь возобновился в 1945 году. В 1952 году на базе коррес пондентского пункта, организо ванного в Кишиневе в первые послевоенные годы с пом о щью кинематографистов брат ских студий—Киевской, Одес ской, Московской, — была со здана Кишиневская студия хроникально _ документальных фильмов. В июне 1952 года вышел первый номер киножурнала «Советская Молдавия» с мар кой Кишиневской киностудии- Наряду с кинохроникой, ко торая стала выходить регу лярно, в том же году было дублировано на молдавский язык несколько художествен ных короткометражных филь- В создании молдавского ки но активное участие приняли режиссеры и операторы О. Улицкая, И. Шерстюхов, И, Грязнов, А. Литвинов и другие. В 50-х годах созданы документальные фильмы «Равная среди равных» (реж. А. Билинский), «Апостолы без масок» (реж. А. Литвин). В 1956 году по решению правительства Кишиневская студия хроникально-докумен тальных фильмов реорганизу ется в студию художественных и документальных фильмов «Молдова-филм». С 1957 года на киностудии «Молдоза-филм» постоянно работает группа режиссеров, окончивших Всесоюзный госу дарственный институт кине матографии. Первый художественный фильм «Не на своем месте» (1958 год, режиссер -Г. Ко маровский) — кинокомедия 6 жизни колхозного села. В 1959 году режиссеры М. Калик, Б. Рыцарев, О. Улиц- .кая создают цветной фильм ..«Атаман Кодр» — о борьбе молдавских гайдуков за сво боду и независимость. На Всесоюзном кинофести вале в Киеве (1959 г.) фильм был отмечен дипломами за операторскую работу. Нужно отметить, что с мо мента зарождения молдавский кинематограф обогащался творческим взаимодействием с литературой. Молдавские писатели создали немало ори гинальных киносценариев, многие фильмы поставлены по их литературным произведе ниям. Ион Друцэ и Влад Иозицэ, Эмиль, Лотян/ и Ге оргий Водэ '— эти имена поэ тов и прозаиков тесно связа ны с успехами национального Фильмы «Ждите нас на рас свете», «Последняя ночь в раю», «Последний месяц осе ни» заложили основу молдав ского поэтического кино. В молдавском кино 60—70-х годов нашла интересное во площение историко-револю ционная тема. Легендарному герою граж данской войны Сергею Лазо известный молдавский писа тель Г. Малйрчук и режиссер Г. Гордон посвятили ^фипьм. «Сергей Лазо». Высокими идейно-художест венными качествами отлича- 27 АВГУСТА — ДЕНЬ СОВЕТСКОГО КИНО ^ Л V Б А Л I 1 - 2 р ются картины «По волчьему следу», «Красная метель», «Зарубки на память», «При попытке к бегству». Своего рода творческим отчетом молдавских кинема тографистов перед широкой аудиторией зрителей стал первый республиканский ки- нофестйваль , киностудий «Молдова-филм» и «Теле- филм-Кишинэу». Он был при урочен к празднику советских кинематографистов — Дню ки но 27 августа 1980 года и, безусловно, послужил даль нейшему развитию молдавское го кино. Т. ОСАДЧАЯ^ директор методкабинета областного управления кинофикации. МАСТЕРА ЖИТЬ ж изнью ГЕРОЯ Новая в с т р е ч а Нечасто появляются на наших экранах артисты столь яр кие, заразительно темпераментные, с таким прекрасным чувст вом комического. Ирина Муравьева обладает редким даром перевоплощения. Почти каждая ' ее роль на экран е .— это роль характерная, привлекающая отточенной пластикой.' . Пленительно женственная и по-мужски хваткая, рассудочная и беспечная, самоуверенная и в то же вр.емя жалкая, но обая тельная, — такова ее Людмила в фильме «Москва слезам не верит». Именно это сочетание, казалось бы, несочетаемого, об разует живой, совершенно определенный человеческий .харак тер, даже тип, очень точно воссозданный актрисой. С этим фильмом к Ирине пришла популярность. Роль Люд.милы не была дебютной в кинобиографии актрисы. До этого она снима лась в кино около 10 лет. Однако, ни одна из ранее сыгранных киноролей Ириной Му равьевой и .даже роль Людмилы в фильме «Москва слезам не верят», принесшая актрисе звание лауреата Государственной премии СССР, не давали такого ..простора для самораскрытия, как роль Нины Соломатиной.в новом фильме «Карнавал» ре жиссера Татьяны Лиозновой. Это' провинциальная девочка, мечтающая стать актрисой, смешная ," неуклюжая, довольно самоуверенная, но то и дело' попадающая в смешное положе ние. И в то же время эта Девочка,.,приехавшая в Москву посту- яагь в театральное училище '— королева ■современной эстра ды. Разумеется, блестящие выступления Нины . Соломатиной пока что только плод ее мечты, но именно эта мечта убеждает Дас в ее будущем, в ее призванин. Привнесение в картину всех' эксцентричных, эстрадных номеров с участием главной' ге роини превратило историю ее бегства в Москву и возвраще ния в Оханск из судьбы законченной в начало блестящей судьбы. Само зрелище, немыслимо трудная работа во многих других сценических жанрах, убеждают зрителя в незаурядно- стн характера героини, в правомерности надежд на актерское будущее. От Ирины Муравьевой требовался талант огромного диапазона — «ужио было передать и полукомедийные пережи вания наивной школьницы, я психологию взрослого человека, и дар эстрадной актрисы. Ирина, с ее особенностью мгновенно пере.ходйть от состояния апатии к неслыханному подъему, блестяще справилась с этой задачей. Кроме того, в этом филь ме она проявила незаурядные вокальные н танцевальные спо собности. Хочется верить, что новые встречи с Ириной Муравьевой в кинематографе будут теперь не редки. Л. ИВАННИКОВА, старший редактор облкинопроката. Новая .роль попу.тарного ак тера Георгия Жжеяова — З а - роков-Тульев в ’ приключенче ском фильме «Возвращение ре зидента». Ранее с этим персо нажем кинозрители познакоми лись, посмотрев первые две ленты трилогии — «Ошибка ре зидента» и «Судьба резйдём- — Роль эта дорога мне своей неодноплановостью, последо вательным развитием характе- ра, — говорит народный артист СССР Г. Жженов.—Проследить на протяжений многих лет жизни судьбу героя, дать ей верное психологическое ис толкование — такое не может не вдохновлять актера. Нет смысла рассказывать о всех перипетиях сюжета новой кар тины — зрители скоро увидят ее па экране, но хотелось бы сказать о том, что Зароков-Ту.ть- ев — фигура достаточно слож- , ная, и те трансформации, кото рые с ним произошли, связаны с;'влиянием на этого человека об-ьективной правды нашей жизни. — Георгий Степанович, во многих фильмах вы играете ре ли людей с непростой биогра фией. И, как правило, все ва ши персонажи достоверны, очень убедительвы. Как вам удается это? —--Был. в моей жизни продол жительный период, когда я вовсе ие думал о кино. Я ва.м.ч тайгу, тралил лес, был . шофе ром, мотористом, фотографом, даже -прачкой. Выступал па сцене акробатом — и та-кое бы ло. Играл в футбол в сбор ной профсоюзов -Ленин града. Я наблюдал людей в критические для них моменты жизни. Делил с шши малую радость и большую бедут И вот сейчас по сравнению с арти стом, который живет в безмя тежном городском уюте, я чув ствую себя намного увереннее. — Не могли бы вы поделить ся своими творческими плана- — Честно? Ни о чем ие меч таю. Не подумайте, что я су харь. Но я предполагаю, а режиссеры располагают. Меч тал когда-то ,0 роли Феди Протасова. Потом о других героях классики, но.ь Планами актера правит «его веяичеетво случай». Кинорежиссеры обыч но предлагают работу, неожи данно. Д аж е роль-д хорошем фильме '«Человек, которого я .люблю» ' досталась мне случай но. Не смог сниматься заслу женный артист РСФСР Юрий Горобец, и я пришел на вы ручку. — Есть ли среди ваших р е лей такая, которая доставила вам особенную творческую ра- ■— Любимая роль пришла ко мне 'случайно и связана с тра - гически.ми , обстоятельствами. Во время съемок фильма «Вся королевская рать» умер актер Павел Луспекаев, игр.авший сенатора Вилли Старка. Нача ли предлагать эту роль одному за другим нескольким народ ным артистам. Она почему-то отказались. Я сог.дасялся и не жалею, — За что вы любите свою профессию? — За ее разнообразие. Се годня ты, скажем, ученый, завтра — генерал, послезавтра — директор завода. Разве это не интересно?.. Профессия ак тера очень трудна. Наш хлеб это не сдобная булка, , хотя многие думают иначе. Однажды меня спросили: .«Где .вы рабо таете?». Я ответил: «В театре имени Моссовета». Мой собе седник развел руками: «В теат ре вы играете, но где же вы все-таки работаете?». — Хотелось бы вам, чтобы ваши дочери стала артистками? — Человек должен сам де лать ‘выбор в жизни. А «под сказка» родителей 'должна Заключаться в том, чтобы раскрыть своим детям самые трудные стороны их профес- — Что вы можете сказать о позиции актера по отношению к создаваемому образу? — Незавнеймо- оттого, какую роль исполняет актер — поло жительную или отрицательную, — он должен высказывать свое личное отношение ж жизни и ее проблемам. Я люблю быть адвокатом своих ролей. Судьей п}'стБ будет зритель. — Вы сыграли в кино ЕО - ' семьдесят ролей. Что заставля ет вас так много трудиться? — Люблю работать. Вообще я больше всего ценю добросове стность в труде. На сцене и в кино актер обязан тратить себя, по-настоящему жить жизнью героя. Б. ВЕЛИЦЫН. Фото автора. Если быть внимательней ■в одном из последних ■ вы пусков «Клуба друзей кино» («Ленинец» от 17 июля) было помещено письмо группы сту денток истфака ЛГПИ. Они писали, Ч.ТО им очень не понра вилась «музыкальная комедия» «Шляпа», что фильм пустой, ни чего не дает и удивительно, как он вообще попал на экраны. Редакция газеты выразила надежду, что это письмо заин тересует областное управление кинофикации и облкинолрокат. Письмо действительно заин тересовало. Более того — уди вило. Из какого источника ав торы письма почерпиули ин формацию о том, что «Шляпа» — кинокомедия? Музыкальный фильм ,— да, но кинокомедия — (?!). Скорее это драма, чем комедйя. Просто в н е й а ч н о г о музыки. Вероятно, это и сбило с толку студенток ЛГПИ. И напрасно авторы письма поспешили наэаать фильм пу стым. 8 нем поднята очень серьезная проблема — пробле ма ответственности человека, будь он хоть самым растэпант- лизым, за судьбы близких ему людей. И разработана про блема достаточно детально. В конце картины зрителя подво дят к вполне определенному и труднооспоримому выводу. Другое дело, если для авторов письма эта проблема неакту альна. Ио тогда так и надо говорить, и не обвинять неза служенно картину в «пустоте». Радует то, что студентки с удовольствием смотрят старые ■фильмы. Но можно подумать, что они нечасто видят новые. Ведь средний уровень отече ственных художественных ки нокартин с каждым годом под нимается все выше, не говоря уже о технике киносъемок, приемах монтажа и т. п. Это общее положение распростра няется и на фильмы, создан ные в комедийном жанре. Только за последние год-два- на экраны вышло много инте ресных кинокомедий: «Однаж ды двадцать лет спустя» К>. Егорова, «Руки вверх!» и «Все наоборот» (совместно с В. Фетисовым В. Грам матикова), «Смотри в оба» Э, Уразбаеза, «Лимузин цве та белой ночи», Я. Стрей- ча, «Амнистия» В. Пономаре ва. Возможно, студенткам истфака просто не везет и они действительно попадают только на слабые филь мы, с фактом существования которых, к сожалению, прихо дится мириться. Е. КАЗАКОВА, ст. методист облкинопроката. Зам. редактора М. СОРОКИНА. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 398000, г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13. отве тстзенного секретаря 4-67-1П отделоа коммунистиче ского воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи - г 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта и фотокорреспомдеита — 4-66-07. АЭ 21820 Типография издательства «Ленинское зяамя», Липецк, Коммунальная площадь, 44 Зак . 1008
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz