Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 60 л ет СССР ^ Киностудии страны МОЛДОВА-ФИлМ » Молдавское кино — одно из самых молодых среди ки­ нематографий союзных рес­ публик. Однако фильмы на молдав­ ском языке появились еще до Великой Отечественной вой­ ны. В 1940 году Киевская ки­ ностудия впервые озвучила на молдавском языке дси4у- ментальный фильм «Советская Молдавия». После этого укра­ инские кинематографисты приступили к регулярному вы­ пуску киножурнала «Совет­ ская Молдавия». Выпуск жур­ нала был прерван войной и вновь возобновился в 1945 году. В 1952 году на базе коррес­ пондентского пункта, организо­ ванного в Кишиневе в первые послевоенные годы с пом о ­ щью кинематографистов брат­ ских студий—Киевской, Одес­ ской, Московской, — была со ­ здана Кишиневская студия хроникально _ документальных фильмов. В июне 1952 года вышел первый номер киножурнала «Советская Молдавия» с мар­ кой Кишиневской киностудии- Наряду с кинохроникой, ко­ торая стала выходить регу­ лярно, в том же году было дублировано на молдавский язык несколько художествен­ ных короткометражных филь- В создании молдавского ки­ но активное участие приняли режиссеры и операторы О. Улицкая, И. Шерстюхов, И, Грязнов, А. Литвинов и другие. В 50-х годах созданы документальные фильмы «Равная среди равных» (реж. А. Билинский), «Апостолы без масок» (реж. А. Литвин). В 1956 году по решению правительства Кишиневская студия хроникально-докумен­ тальных фильмов реорганизу­ ется в студию художественных и документальных фильмов «Молдова-филм». С 1957 года на киностудии «Молдоза-филм» постоянно работает группа режиссеров, окончивших Всесоюзный госу­ дарственный институт кине­ матографии. Первый художественный фильм «Не на своем месте» (1958 год, режиссер -Г. Ко­ маровский) — кинокомедия 6 жизни колхозного села. В 1959 году режиссеры М. Калик, Б. Рыцарев, О. Улиц- .кая создают цветной фильм ..«Атаман Кодр» — о борьбе молдавских гайдуков за сво­ боду и независимость. На Всесоюзном кинофести­ вале в Киеве (1959 г.) фильм был отмечен дипломами за операторскую работу. Нужно отметить, что с мо­ мента зарождения молдавский кинематограф обогащался творческим взаимодействием с литературой. Молдавские писатели создали немало ори­ гинальных киносценариев, многие фильмы поставлены по их литературным произведе­ ниям. Ион Друцэ и Влад Иозицэ, Эмиль, Лотян/ и Ге­ оргий Водэ '— эти имена поэ­ тов и прозаиков тесно связа­ ны с успехами национального Фильмы «Ждите нас на рас­ свете», «Последняя ночь в раю», «Последний месяц осе­ ни» заложили основу молдав­ ского поэтического кино. В молдавском кино 60—70-х годов нашла интересное во­ площение историко-револю­ ционная тема. Легендарному герою граж­ данской войны Сергею Лазо известный молдавский писа­ тель Г. Малйрчук и режиссер Г. Гордон посвятили ^фипьм. «Сергей Лазо». Высокими идейно-художест­ венными качествами отлича- 27 АВГУСТА — ДЕНЬ СОВЕТСКОГО КИНО ^ Л V Б А Л I 1 - 2 р ются картины «По волчьему следу», «Красная метель», «Зарубки на память», «При попытке к бегству». Своего рода творческим отчетом молдавских кинема­ тографистов перед широкой аудиторией зрителей стал первый республиканский ки- нофестйваль , киностудий «Молдова-филм» и «Теле- филм-Кишинэу». Он был при­ урочен к празднику советских кинематографистов — Дню ки­ но 27 августа 1980 года и, безусловно, послужил даль­ нейшему развитию молдавское го кино. Т. ОСАДЧАЯ^ директор методкабинета областного управления кинофикации. МАСТЕРА ЖИТЬ ж изнью ГЕРОЯ Новая в с т р е ч а Нечасто появляются на наших экранах артисты столь яр­ кие, заразительно темпераментные, с таким прекрасным чувст­ вом комического. Ирина Муравьева обладает редким даром перевоплощения. Почти каждая ' ее роль на экран е .— это роль характерная, привлекающая отточенной пластикой.' . Пленительно женственная и по-мужски хваткая, рассудочная и беспечная, самоуверенная и в то же вр.емя жалкая, но обая­ тельная, — такова ее Людмила в фильме «Москва слезам не верит». Именно это сочетание, казалось бы, несочетаемого, об­ разует живой, совершенно определенный человеческий .харак­ тер, даже тип, очень точно воссозданный актрисой. С этим фильмом к Ирине пришла популярность. Роль Люд.милы не была дебютной в кинобиографии актрисы. До этого она снима­ лась в кино около 10 лет. Однако, ни одна из ранее сыгранных киноролей Ириной Му­ равьевой и .даже роль Людмилы в фильме «Москва слезам не верят», принесшая актрисе звание лауреата Государственной премии СССР, не давали такого ..простора для самораскрытия, как роль Нины Соломатиной.в новом фильме «Карнавал» ре­ жиссера Татьяны Лиозновой. Это' провинциальная девочка, мечтающая стать актрисой, смешная ," неуклюжая, довольно самоуверенная, но то и дело' попадающая в смешное положе­ ние. И в то же время эта Девочка,.,приехавшая в Москву посту- яагь в театральное училище '— королева ■современной эстра­ ды. Разумеется, блестящие выступления Нины . Соломатиной пока что только плод ее мечты, но именно эта мечта убеждает Дас в ее будущем, в ее призванин. Привнесение в картину всех' эксцентричных, эстрадных номеров с участием главной' ге­ роини превратило историю ее бегства в Москву и возвраще­ ния в Оханск из судьбы законченной в начало блестящей судьбы. Само зрелище, немыслимо трудная работа во многих других сценических жанрах, убеждают зрителя в незаурядно- стн характера героини, в правомерности надежд на актерское будущее. От Ирины Муравьевой требовался талант огромного диапазона — «ужио было передать и полукомедийные пережи­ вания наивной школьницы, я психологию взрослого человека, и дар эстрадной актрисы. Ирина, с ее особенностью мгновенно пере.ходйть от состояния апатии к неслыханному подъему, блестяще справилась с этой задачей. Кроме того, в этом филь­ ме она проявила незаурядные вокальные н танцевальные спо­ собности. Хочется верить, что новые встречи с Ириной Муравьевой в кинематографе будут теперь не редки. Л. ИВАННИКОВА, старший редактор облкинопроката. Новая .роль попу.тарного ак­ тера Георгия Жжеяова — З а - роков-Тульев в ’ приключенче­ ском фильме «Возвращение ре­ зидента». Ранее с этим персо­ нажем кинозрители познакоми­ лись, посмотрев первые две ленты трилогии — «Ошибка ре­ зидента» и «Судьба резйдём- — Роль эта дорога мне своей неодноплановостью, последо­ вательным развитием характе- ра, — говорит народный артист СССР Г. Жженов.—Проследить на протяжений многих лет жизни судьбу героя, дать ей верное психологическое ис­ толкование — такое не может не вдохновлять актера. Нет смысла рассказывать о всех перипетиях сюжета новой кар­ тины — зрители скоро увидят ее па экране, но хотелось бы сказать о том, что Зароков-Ту.ть- ев — фигура достаточно слож- , ная, и те трансформации, кото­ рые с ним произошли, связаны с;'влиянием на этого человека об-ьективной правды нашей жизни. — Георгий Степанович, во многих фильмах вы играете ре ­ ли людей с непростой биогра­ фией. И, как правило, все ва­ ши персонажи достоверны, очень убедительвы. Как вам удается это? —--Был. в моей жизни продол­ жительный период, когда я вовсе ие думал о кино. Я ва.м.ч тайгу, тралил лес, был . шофе­ ром, мотористом, фотографом, даже -прачкой. Выступал па сцене акробатом — и та-кое бы­ ло. Играл в футбол в сбор­ ной профсоюзов -Ленин­ града. Я наблюдал людей в критические для них моменты жизни. Делил с шши малую радость и большую бедут И вот сейчас по сравнению с арти­ стом, который живет в безмя­ тежном городском уюте, я чув­ ствую себя намного увереннее. — Не могли бы вы поделить­ ся своими творческими плана- — Честно? Ни о чем ие меч­ таю. Не подумайте, что я су­ харь. Но я предполагаю, а режиссеры располагают. Меч­ тал когда-то ,0 роли Феди Протасова. Потом о других героях классики, но.ь Планами актера правит «его веяичеетво случай». Кинорежиссеры обыч­ но предлагают работу, неожи­ данно. Д аж е роль-д хорошем фильме '«Человек, которого я .люблю» ' досталась мне случай­ но. Не смог сниматься заслу­ женный артист РСФСР Юрий Горобец, и я пришел на вы­ ручку. — Есть ли среди ваших р е ­ лей такая, которая доставила вам особенную творческую ра- ■— Любимая роль пришла ко мне 'случайно и связана с тра - гически.ми , обстоятельствами. Во время съемок фильма «Вся королевская рать» умер актер Павел Луспекаев, игр.авший сенатора Вилли Старка. Нача­ ли предлагать эту роль одному за другим нескольким народ­ ным артистам. Она почему-то отказались. Я сог.дасялся и не жалею, — За что вы любите свою профессию? — За ее разнообразие. Се­ годня ты, скажем, ученый, завтра — генерал, послезавтра — директор завода. Разве это не интересно?.. Профессия ак­ тера очень трудна. Наш хлеб это не сдобная булка, , хотя многие думают иначе. Однажды меня спросили: .«Где .вы рабо­ таете?». Я ответил: «В театре имени Моссовета». Мой собе­ седник развел руками: «В теат­ ре вы играете, но где же вы все-таки работаете?». — Хотелось бы вам, чтобы ваши дочери стала артистками? — Человек должен сам де­ лать ‘выбор в жизни. А «под­ сказка» родителей 'должна Заключаться в том, чтобы раскрыть своим детям самые трудные стороны их профес- — Что вы можете сказать о позиции актера по отношению к создаваемому образу? — Незавнеймо- оттого, какую роль исполняет актер — поло­ жительную или отрицательную, — он должен высказывать свое личное отношение ж жизни и ее проблемам. Я люблю быть адвокатом своих ролей. Судьей п}'стБ будет зритель. — Вы сыграли в кино ЕО - ' семьдесят ролей. Что заставля­ ет вас так много трудиться? — Люблю работать. Вообще я больше всего ценю добросове­ стность в труде. На сцене и в кино актер обязан тратить себя, по-настоящему жить жизнью героя. Б. ВЕЛИЦЫН. Фото автора. Если быть внимательней ■в одном из последних ■ вы­ пусков «Клуба друзей кино» («Ленинец» от 17 июля) было помещено письмо группы сту­ денток истфака ЛГПИ. Они писали, Ч.ТО им очень не понра­ вилась «музыкальная комедия» «Шляпа», что фильм пустой, ни­ чего не дает и удивительно, как он вообще попал на экраны. Редакция газеты выразила надежду, что это письмо заин­ тересует областное управление кинофикации и облкинолрокат. Письмо действительно заин­ тересовало. Более того — уди­ вило. Из какого источника ав­ торы письма почерпиули ин­ формацию о том, что «Шляпа» — кинокомедия? Музыкальный фильм ,— да, но кинокомедия — (?!). Скорее это драма, чем комедйя. Просто в н е й а ч н о г о музыки. Вероятно, это и сбило с толку студенток ЛГПИ. И напрасно авторы письма поспешили наэаать фильм пу­ стым. 8 нем поднята очень серьезная проблема — пробле­ ма ответственности человека, будь он хоть самым растэпант- лизым, за судьбы близких ему людей. И разработана про­ блема достаточно детально. В конце картины зрителя подво­ дят к вполне определенному и труднооспоримому выводу. Другое дело, если для авторов письма эта проблема неакту­ альна. Ио тогда так и надо говорить, и не обвинять неза­ служенно картину в «пустоте». Радует то, что студентки с удовольствием смотрят старые ■фильмы. Но можно подумать, что они нечасто видят новые. Ведь средний уровень отече­ ственных художественных ки­ нокартин с каждым годом под­ нимается все выше, не говоря уже о технике киносъемок, приемах монтажа и т. п. Это общее положение распростра­ няется и на фильмы, создан­ ные в комедийном жанре. Только за последние год-два- на экраны вышло много инте­ ресных кинокомедий: «Однаж­ ды двадцать лет спустя» К>. Егорова, «Руки вверх!» и «Все наоборот» (совместно с В. Фетисовым В. Грам­ матикова), «Смотри в оба» Э, Уразбаеза, «Лимузин цве­ та белой ночи», Я. Стрей- ча, «Амнистия» В. Пономаре­ ва. Возможно, студенткам истфака просто не везет и они действительно попадают только на слабые филь­ мы, с фактом существования которых, к сожалению, прихо­ дится мириться. Е. КАЗАКОВА, ст. методист облкинопроката. Зам. редактора М. СОРОКИНА. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 398000, г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13. отве тстзенного секретаря 4-67-1П отделоа коммунистиче­ ского воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи - г 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта и фотокорреспомдеита — 4-66-07. АЭ 21820 Типография издательства «Ленинское зяамя», Липецк, Коммунальная площадь, 44 Зак . 1008

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz