Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ СЕМЬДЕСЯТ РОЛЕЙ ЛИДИИ СМИРНОВОЙ Народная артистка СССР Ли дия Николаевна Смирнова ' снялась в 70 кинокартинах. Слава к ней пришла еще з до военные годы, когда она сыг рала Шурочку, героиню лири ческой комедии «Мои лю- — Была .я тогда совсем- юной, училась в Московском авиационном институте, — вспоминает актриса. — Но ро- прикоснозение с миром кино позволило ощутить себя имен но а своей стихии..; Когда в молодости выбираешь жизнен-, ный путь, важно встретить та кого человека, внимание и доб рый совет которого оказали бы влияние на всю дальнейшую жизнь. Таким человеком стал для меня И. О.. Дунаевский. Он помогал мне во всем. Фильм «Мол любовь» был музыкаль^ ным, и успехом тех его песен, которые я пела с экрана, я обязана композитору. ...Лирические, драматические, комедийнью, даже гротесковые- характеры — во всех, кажется, Жанрах кинематографа высту пала Лидия Смирнова. «Парень из нашего города», «Она за щищает Родину», «Серебристая пыль», «Крутые горки», «Теле грамма», «Женитьба Бальзами- нОаз», «Деревенский детектив», «Рудин» и —множество картин, множество персонажей. Раз ных, но всегда ярких, запоми- НЭЮЩИУХЯ. Как актриса работает над роля.ми! Хотелось бы послу шать ее рассказ, ну хотя бы на при.мера «Деревенского де тектива». — Автор сценария, В. Липа тов написал Дуську совсем не похожей на. меня. Конечно, я могла бы приспособить, «подо гнать» себя под тот образ, ко торый виделся писателю и ре жиссеру. Но актер всегда со автор своих ролей. Вот .я и решила показать в этой женщи не удачливость, лихость, мни мое благополучна. А за душой у нее драма. Разумеется, лег ко было рисовать этот персо наж лишь комедийными краска ми, но я хотела дать более глу бокий «срез». — Легко ли удается найти ключ к образу! — В искусстве, по-моему, легких путей не бывает. В каждом поиска невидимые ми ру слезы. Часто конечный ре зультат зависит: от драматур гии. Хорошо, когда материал подобен глине, из которой можно вылепить то, что отве чает твоему замыслу. Ну, а если это песок, тогда асе а твоих руках рассыпаетслч: — Расскажите о своей новой работе в кино. —__Мзрия Григорьевна , — так зовут /йою героиню в фильме молодого режиссера' Т. Шахвердиева .«Предчувст вие любви». Идея' картины ■— любви все возрасты покорны. И даже этапчопорная, обижен ная на весь белый свет дама постепенно преображается, пбд -влиянием чувства, которое хо тя и с опозданием, но косну лось ее. Сейчас, кроме того, я знакол^люсь с двумя новыми сценариями, где для меня есть интересные роли, — Какие качества в людях вы цените в первую очередь! — Искренность, душевность. Мне кажется, кино и телевиде ние словно рентген способны выявить в людях все человече ское, личное, сокровенное. , — Как вы строите свой тру довой день! - — Сначала утренняя ( гимна стика. Какое бы настроение ни было, у нас, пусть позади дажа бессонная ночь, зарядка всег да придаст бодрости, свежести. И кроме того необходимо за ниматься спортом. Я увлекаюсь теннисом, лыжами. Среди мно жества дел всегда можно вы кроить «окно» для трениро вок. Я всегда до предела за гружена, весь день. Съемки, репетиции, общественная ра бота: я председатель . актер ской секции Союза кинемато графистов, член художествен ного совета Театра-студии ки ноактера. Когда человек увле чен любимой работой, ему легче переносить всяческие «перегрузки»,. Мой девиз .в жизни: активная деятельность. На ени.чке; съемки фильма кП,оедчувствие любви». Народ ная артистка СССР Л. Смирно ва в роли Марии Григорьевны. 5. ВЕЛИЦНН. Фото автора. ДВАДЦАТЬ МИНУТ И ВСЯ ЖИЗНЬ «Де.то надо делать навек и ПОМНИТЬ, что в любую минуту можешь умереть...» Эти слова Достоевского можно было бы сделать эпиграфом к фильму «Лариса», который вот уже не сколько месяцев демонстриру ется в кинотеатрах. Домах . культуры и клубах нашей обла^ сти. Хроникально-документаль ный фильм посвящен заслужен, 'ному деятелю искусств РСФСР, режнссеру.-постан 0 вщику, Лари се Шепитько. Снял фильм ре жиссер Эмиль Климов. В прошлом году на Международ ном кинофестивале в Мангей ме кинолента удостоена спе циального приза нсюри.. Всего двадцать минут мель кают на экране, фотографии, хроникальные сюжеты и кадры, пз фильмов, • снятых Ларисой Шепитько. В этих быстро сме няющихся кадрах встает 'об раз человека,, создавшего себя : силой таланта, воли и честно- . Тяжело смотреть на фотогра фии .Парисы-и знать, что ее уже нет. Этим летом исполнится три года с момента гибели Ларисы и ее товарищей по картине; в автомоби.чьной катастрофе. Долгое-время Лариса Шепи- . тько была с^ым молоды.м ре- ..жнссером в ’наше .\1 кино. «Зной» она сняла в 24 года, «Кры.лья» — в 27, в 32 года фильм «Ты и ' я», . в 36 — «Восхождение»'' После «Восхождения» Лариса .начала работать над пятой кар тиной по повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Завер шила пробы, приступила к съемкам... . В последние годы литерату ра, кинематограф, театр при стально следят за женскими характерами и судьбами, пы таясь, осмыслить, что дали жен щинам годы эмансипаций, 'го ды равных прав в труде, твор честве, любви-. И вот когда" с.мотришь этот фильм, то думаешь, что Лариса в самом высоком понн.маний этого сло ва — современница. У нее была семья — муж, дети. У нее бы- .ча в обще.м-то мужская про фессия. Как-то Ларисе Шепитько за дали вопрос: «Вас часто счита ют режиссером, которого при влекают жестокие те.мы?» Она ответила, что «жестокость са ма по себе ее никогда не при влекала. Но иногда приходит ся прибегать к жестоким фор- мам. изложения, ес.ти того тре бует идея, Я за суровые лен ты. Пусть будут фидьмы, — говорит ШепЙтько, — где бу дет можно см.еяться до коликов, до слез. Но, пусть будут и кар тины, вызывающие потрясение, ярость, сострадание, граждан ственность,' слезы». Лариса Шепитько была из те.х, кто прокладывал новые пути, и делала она это с не- жёнской силой. - Она закончила ВГИК в 1962 го^у, то есть успела поучиться полтора года в мастерской Александра Довженко. Может быть, тогда заложилась в ней эта одержимость, ибо Довжен ко часто повторял: «Нулсно ра зобраться во всем, не пойти на компро'мнсс, уметь отстоять свои убеждения . и принципы». . Лариса призналась как-то: «Когда мне трудно, я ищу опо ру в том, чему учил Довженко, то есть всегда, перед каждьги новы.м фильмом я ставлю воп рос: «Что нового скажет, мой . новый фи.тьм? Поможет ли он стать добрее и человечнее?» Василь Быков называл Ларису «Достоевским в юбке». Он ни как не объяснял свои слова и можно лишь догадываться, что подразумевается под ними. Мо- . жет и то, что великий пнсате.чь постоянно повторял — «дело надо делать навек»... Может быть, поэтому Лариса не упи валась победами, а это были честные победы, дорого опла ченные. Кинофильм- «Зной» получил высшую награду «Хрустальный глобус» в Кар- - ловы.х Варах в 1964 году, ки нокартины «Ты и я», «Крылья» награждены «Серебряным Львом» на кинофестивале в Венеции в 1972 году. Мы говорим; талант не уми рает. Но сколько не снятых картин, несыгранных ролей уне сли с собой Шукшин, Высоцкий. Даль. Сколько унес.ла с собой Лариса Шепитько. Свою «Ма терую», может быть, своего До стоевского. ...На экране ме.тькают фото графии. И хочется еще раз вглядеться в лицо прекрасного мастера.. Т. ДМИТРИЕВА. К у д е с н и к и з « К о с м о с а » Затертая шляпа, избитые штиблеты, уста лое обросшее лицо. Через спину—огромный ящик. Нет, не шарманка, нечто иное, зага дочное, обещающее сказку. И что-то не удержимо тянуло к странному прохожему. — «Фокустмокус» пришел, — кричали со всех сторон мальчишки. ' К нему сыпалась детвора, иногда подхо дили любопытные взрослые. Выстраива- ' лась оче|эедь, звенели медяки. И все ради того, чтобы на миг заглянуть- в маленькое отверстие. Набрасывалась плотная черная накидка, и мир ящика оживал. Сказочник крутил рычаг, бегали человечки, падали пятаки, подходили новые зрители, а потом чудак исчез, будто его и не было, стерлись . впечатления, а сказка осталась. Только поменяла адрес, перебравшись из крохот ного темного ящика в залы самых больших _ кинотеатров. У «Космоса», как всегда, многолюдно; аншлаги у касс, разочарованные лица не- удач;чйкоз и постоянный вопрос; «Нет ли лишнего билетика?» Счастливого обладате ля ждет фильм. «Цветной, широкоформат ный», — обещают афиши города. . Допустим, нам повезет, и мы пройдам в зал, где уже медленно гаснет свет и раз двигается занавес. Зал притихнет в ожида нии фильма, но сначала послышится слабый треск кинопроектора. Нам знакомы «Украина» и «Русь» — виде ли в школе на уроках, вечером в парка культуры. В киноаппаратной «Космоса» совсем другие проекторы, огромные ме таллические махины. И пленку не сравнить. Широкой ленивой змейкой она скатывается с одной бобины, попадает на ролик, бе жит дальше. Киномеханик застыл у аппарата, всмат риваясь в экран. — Знаю, что за этим эпизодом будет, что скажет' герой. — Геннадий Лечкин на-- чал цитировать фразу. Через минуту ее, как бы услышав, повторил актер. — Так зачем смотреть? — Наблюдаю за работой проектора. Все может произойти; обрьш, пропадет Пока такого не случалось. Лечкин тру дится без брака, хотя стаж невелик. И года в «Космосе» не проработал. — А все же я истинный спутникозец, — говорит Геннадий. — Первые уроки прохо дили в «Спутнике». Как-то перед сеансом киномеханик по просил помочь банки с фильмом донести. Появился впервые в киноаппаратной, по нравилось. Стал чаще приходить. И сразу бежал не в зал, а в кинобудку. Попробовал зарядить аппарат. Получилось. Первая уда ча. Была и неудача. Пленку перема-' тьшал. Последняя бобина раскрутилась' вы скочила плёнка, разматывается. Момен тально остановил первую, ошибся. Пока остановил вторую, пленка запуталась. Обрыв... •- ■ Закончился сеанс, разошлись зрители. Геннадий взял часть фильма, осторожно об резал кадр, зачистил, склеил пленку. После сеанса Лечкин начинает с провер ки частей фильма. Их до восемнадцати бы вает. Подклеить, увлажнить пленку — дело киномеханика, еще и аппарат прочистить надо. Устранить мелкие поломки. Словом, подготовиться к сеансу. Случаются неожиданности. Зимой замы кание произошло. Заменить аппарат? - А чем? Один проектор находился на ремонте, . резервный не работал. Сеанс начался. Как быть? В распоряжении не более пятнадцати минут. Вызывать инженера по ремонту? Нет времени. Геннадий сам нашел очаг замы кания, (Распаял, спаял, изолировал. Уло- жился, зала не заметили поломки. Переход с одного поста на другой сей час производится автоматически. Ставится' метраж по паспорту, прошло положенное количество метров — работает другой. А раньше искусство киио'механика заключа лось в переходах. Нужно увидеть в правом верхнем углу точку, нажать кнопки мотора, и эпектрозадаижкй. — Новшество помогает, — говорит Ген надий. — Меньше брака, лучше демонстра ция. Аппаратом сложно управлять вручную. Впрочем, иногда приходится. Дома есть простой модификации «Школьник». Генна дий иногда включает его и чувствует себи," как в «Космосе». И киномехаником, и зри телем сразу. Но обстановка не та, что' в кинотеат|эв. И воздух отличается, нет при вычного запаха азота. Прошло время, собрались новые зрите ли. Зазвенел в аппаратной звонок. — Контролер просит начинать. Ю. КРАСНИКОВ. Редактор М, ГОРЬКАЕВ. АДРЕС РЕД.АКЦИИ: 398000, г. Липецк, площадь Пле.ха нова. Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря — 4-67-11; отделов коммунястнче- ского воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. А» «1752 Типография издательства «Ленинское знамя.», Липецк, Коммунальная площадь, 44. За!С. № 1003
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz