Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 2 I 3 • ЛЕНИНЕЦ Нет задачи важнее Завершился учебный год в системе комсомольской полити­ ческой учебы и экономического образования. Сегодня, подводя его итоги, можно с уверенностью гово­ рить о том, что комитеты комсомола области,.выполняя ре­ шения XXVI съезда КПСС, Постановление ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем совершенствовании марксистско - ленинского об­ разования работающей молодежи в свете требований XXVI съезда КПСС»,провели большую работу по перестройке' си­ стемы комсомольской политической учебы и экономического образования, повышению ее эффективности и качества. Нспрсрыв 110 сть образования молодежи, целостное изучение юношами и девушками марксистско-ленинской теории, ее связь с практическими делами—-все эти вопросы многие коми­ теты комсомола держали под постоянным контролем. К каким результатам, судя по итогам учебного года, мы пришли? Всеми формами общеобразо­ вательной, политической и экономической учебы ' было охвачено свыше 108 - тысяч молодых тружеников,- Это значит, в области обучалось 92,2- процента общего числа работающей молодежи. . . . Во время .учебного . года большое внимание уделялось изучению.;, марксистско-денин- . ской теории, .материалов XXVI съезда КПСС, трудов “ Гене­ рального секретаря .ЦК' КПСС, Председателя Президиума' Вер­ ховного Совета СССР Л. И. Брежнева, Причем, более 70 процентов слушателей ; кон­ спектировали первоисточишЛ. Были проведены специальные занятия по изучению матери­ алов ноябрьского (1981 г.) Пле­ нума ЦК КПСС, речи Л. И. Брежнева на XVII съезде проф­ союзов СССР, документов и материалов XIX съезда ВЛКСМ, майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС. Индивидуальный подход к каждому-'-слушателю школы и семинара — главная органи­ зационная задача, которую комитеты комсомола успешно решали в течение' всего учебного года вместе с пропагандистами. Судя по результатам, возросла активность молодых производ­ ственников в учебе, труде, об^ щественной жизни. , ■, Сейчас каждый третий слу­ шатель школ комсомольской ..политучебы работает- в . комро- -лиольсно - молодежных коллек­ тивах, ■ более 90 процентов . участвуют в ' социалистическом. соревнЬвации, - около .18 тыряч молодых, рабочий и колхозников — в движении-за коммунистн- ческбе ■отношение к. труду.. Вое эти. результаты позво- лида третьей части слущ’ателей досрочно выполнить ‘ социали- 'стические 'обязательства ‘1981 года! 5049 юношей и’, девушек также досрочно рапортовали о выполнении планов первого по­ лугодия 1982 года^. ,. Комитеты комсомола значи­ тельно улучшили работу и по организации общественно - по­ литической практики. Более шести с половиной тысяч на­ иболее подготовленных слуша­ телей уже сами ведут агитаци­ онно - пропагандистскую ра­ боту в качестве лекторов, по­ литинформаторов и агитаторов '.в'трудовых коллективах. Большая роль в повышении эффективности политучебы принадлежит пропагандистам? Известно, ■ что от их знаний, опыта, убежденности во мно- . гам. зависит п посещаемость, и I актирное. участие слушателей ; ВО: всех проводимых- семина- ■рах.' Умеет ли пропщандист жи- ■во, интересно .подать .теоретиче- . СКЦЙ материал, гра.моуно объ- I ясннть современнае междуна-. ;. родное. поло}кение, многие •:факты, события, умеет ли он по- : настоящвхму мыслить — на это •преасде-всего должны обра- 'щ а ть , свое внимание комите­ т ы комсомола при подборе про- ■пагандистских кадров. 1495 идейных наставников'молодежи, из которых около 99 процентов —• члены и кандидаты в члены КПСС, проводили занятия в прошедшем учебном году. Мно­ гие из них работали но лич­ ным комплексным планам. Каждому второму слушателю они помогли разработать соци­ алистические обязательства, составить личный комплексный план ‘ участников Ленинского зачета .«Решения XXVI съезда КПСС — в лензнь». Большинство проиагандйотов со всей серьезностью, творче­ ски отнеслись к работе с йоло- дежыо. . ■ ..... . В формировании у молодежи' коммуниотячеекой'' убежденио- сти,-активной жизненной! по­ зиции, видят свой долг '-Ш нч ' Николаевна. Цыгано8а,-'Т )у№ водитель теоретннеского семи­ нара областной "научной биб­ лиотеки, Людмила Ивановна Кудашева, руководитель "теорв-" тйческого семинара ЛГЗ.. Нел* т Александровна Шишкина, руководите.ль шко.чы «Идео.ча-. гическая борьба и '“молодежь» Усманской швейкой., ,фаб|Ш:КИ, Александр Михайлович Бича- ров, руководитель .школы сОсновы коммунистической мо­ рали» совхоза"“«Добровский», 'Ольга Павловна Андрейчук, руководите.ль шко.ты «Учение-, прео;бразующее мир» Рождест­ венского карьера Краснинского района И-Многие щругие*-- Пролзводствешше 'вопросы, которые поднимались -на завя-- тиях, .этн пропагандисты тесно связывали с деятельностью каждого .молодого 'производ- ствениика,- А. тесная связь - по.итического образования 'мо- - лодежи с ЖИЗНЬЮ— первейшее условие эффективности учебы. К сожалению, в организации и проведении -занятий в нетто"', рых ^школах и семинарах на­ блюдалось обратное^ Отдель­ ные комитеты комсомола фор­ мально подходят к этому важ­ ному участку работы. В Доб- рянском, Чаплыгииском, Ус- мчпеком и Хлевеиском районах в течение учебного года рас­ палось девять школ. В тринад­ цати школах и семинарах не­ полностью выполнена учебная программа. Не изжит еще ф ф - нализм в работе комитетов комсомола Лебедянского, Во- лоЕского, Измалковского, Ста- иоБлявского, Лев-Толстовского районов. Наблюдались срывы занятий, низкая посещаемость. Бее это - оттого, что занятия порой носили формальный ха­ рактер. Мало уаелялось вни­ мания К0:икретньш-делам и проблемам молодых труже­ ников. В некоторых школах й семиварах названных ' районов кидок еще идейно-теоретический уровень проведения занятий. Не пересказ учебника, а живые, - интересные мысли необходимы сорременном/ рабочему и кол­ хознику. Пропагандисты всегда должны помнить совет Влади­ мира Ильича Ленина «Помень­ ше политической трескотни...,.». В некоторых' случаях пропа­ гандисты неэффективно ис­ пользовали и технические сред- ■'С 1 ва о б у ч е н и я . ..................... " Конечно, все эти недоработ­ ки устранимы; Но это еще раз . подчеркивает необходи­ мость постоянного■ контроля комитетов' комсомола 'за . дея­ тельностью системы комсо­ мольской политучебы и эконо- мичёского обфазояання. Учебный . год завершился. Итоги его обсуждены на ком­ сомольских собраниях, =заседа*- ннях комитетов, бюро ВЛКСМ и намечены конкр;.етные допол­ нительные меры по дальнейше­ му совершенствованию марк- систско-ленияского образова­ ния, работающей молодежи. Это позволит еще больше повысить роль комсомольской полит­ учебы в формировании поколе­ ния людей «политически ак­ тивных, знающих дело, любя­ щих труд и умеющих рабо- В. ДОЛГИХ. заведующий отделом пропаганды и кул!1турко- массовой работы-обкома комсомола. КОМИТЕТ КОМСОМОЛА: СТИЛЬ РАБОТЫ ЧТОБЫ СПОРИЛОСЬ Л Ю Б О Е Д Е Л О О том, какую организатор­ скую работу проводит комитет комсомола, предприятия-ше­ фа в жаркую пору сено­ коса, рассказывает сегодня секретарь комсомольской ор­ ганизации Елецкого завода «Гидропривод» ВАЛЕНТИНА БАСАЛАЕВА. Буквально несколько минут назад зашла в эксперименталь­ ный цех, спрашиваю: «Ну что, ребята, на сено едем?». «Ко­ нечно, едем, — говорят, — что за вопрос! А палатки будут?». «Будут, будут», — смеюсь. Сейчас с людьми на эту тему говорить гораздо проще стало. Надо — значит надо. Не то, что раньше, три года назад, когда мы впервые отправились на заготовку кормов в свои подшефные хозяйства :— сов­ хозы «Луч» й «Прогресс» Елец­ кого района. Тогда буквально втолковывать приходилось: хо­ чешь, чтобы в магазинах все было, надо " для села потрудиться. Даже на уговоры порой пускаться приходилось. К новому для рабочих делу — сенокосу — многие отнеслись с сомнением: какая от нас по­ мощь, что мы умеем. Ведь большинство-то и косу ни разу в жизни не видели. Но вот прошли эти трудные два летних сезона, смотришь на ребят и диву даешься — отку­ да что взялось! Сноровка по­ явилась. Не отстают от опыт­ ных косарей. Руководители хозяйств помощниками доволь­ ны — хорбшо работают, планы по заготовке кйрмов постоянно выполняют. Да и сами комсомольцы на усталость не жалуются. Шутят — смена рабочего места по­ могает, силы сами откуда-то бе­ рутся. Молодцы, словом. ' А ведь согласитесь, не каждый сможет всю неделю у станка простоять, а в субботу, вместо отдыха, на поле работать. Эн­ тузиазм, конечно, энтузиазмом, но ведь, если честно, труднова­ то приходится. Завод у нас сложный. Я имею в виду ту программу, которую он выполняет. Очень большая номенклатура выпу­ скаемых изделий. Сложное оборудование, напряженный ритм каждой смены. Как изве­ стно, в прошлом году «Гидро­ привод» вместе с коллективами Новолипецкого металлургиче­ ского заводЗ, завода пусковых двигателей выступил с инициа-, тивой: «Ручной труд — на пле­ чи машин». Теперь рабочие нашего предприятия трудятся под девизом «План одиннад­ цатой пятилетки — без увеличе­ ния численности работающих». Что это значит? Да именно то, что на дополнительную . по­ мощь, на приток новых рабочих и служащих рассчитывать нам в общем-то не приходится. Резервы мы должны находить непосредственно на самом про­ изводстве. Сейчас занимаются этим не только опытные работ­ ники, но и молодежь: молодые специалисты — инженеры и техники, рационализаторы и изобретатели. То есть те же самые люди, которые еще и на сенокос каждую субботу ездят. Если другие предприя­ тия могут позволить себе послать десять, а то и больше своих рабочих в колхоз, ска­ жем, на месяц, у нас такой возможности нет. Вот и при­ ходится комитету комсомола завода как-то подбадривать ребят, поднимать настроение. Вначале, как Говорится, в сельхозработах мы ориентиро­ вались неважно. Дело это для. нас было совершенно новое. Но вопрос стоял четко; обес­ печить явку... И надо . было срочно что-то делать, как то мобилизовать заводских ком- сомолььев. Хорошо, когда отравишь человека на сено­ кос раз, ну два, от силы три. Тогда можно, конечно, и по- хорошему поговорить, обьяс- нить, что, мол, необходимо, да и велика ли беда: в субботу свежим воздухом подышать, душистую траву поворошить. Но ведь сенозаготовки — не временная кампания. В этом году мы, например, каждьрй выходной комсомольские суб­ ботники в поле проводим. Практически каждую суббо­ ту выезжают в хозяйство 40 молодых заводчан. Пожалуй, не ошибусь, если скажу — едут к своим подшефным они с удовольствием. В чем секрет? Да нет тут никакого секрета. Просто в таких случаях главное — по­ нимать людей, а уж они всегда пойдут навстречу. Трудно, ко­ нечно, трудно отрывать от недели один выходной. Осо­ бенно молодым женщинам: и постирать надо, и приготовить, а кому-то ребенка не с кем Бот и решили мы в этом году в рсрупных цеховых ком­ сомольских организациях, за- водоугравлении создать ком­ сомольско-молодежные брига­ ды по заготовке кормов. Но сделать так, чтоб постоянны.м оставался лишь основной костяк — комсомольский ак­ тив, а остальные ребята время от времени менялись. Надо сказать, это очень помогает. По крайней мере человек знает: если подойдет он к комсоргу _своего цеха с просьбой в этот раз освободить его от сельхоз­ работ; замену ему найдут без проблем. Как правило, дове­ рие ребята оправдывают, не бывает такого, чтоб, отпраши­ ваясь, выдумывали причину. Ведь для них привычное слово «совхоз» означает не только труд, но и отдых. Да, настоящий отдых. Об этом мы тоже позаботились. Уезжают ребята в красочно осрормленных автобусах с пла­ катами типа: «Даешь сено!». Берут в комитете ВЛКСМ па- гие остаются там же, в совхозе, на воскресенье. Вэ':, например, недавно бригада из четвертого цеха за полдня выполнила свое задание и в полном составе поехала на Дон зфорать. Чи­ стый зоздух, река — лучше от- дь'ха не найдешь. Да отдых «:>а завалинке» молодежь и не устраивает. Иногда удивляешь­ ся, откуда силы берутся? В прошлом году собирали ветки в «Луче». Устали. «Отдох­ нем?». «Отдохнем!». Магнито­ фон посредине полянки поста-, зипи и все полчаса танцевали. Уже сейчас можно назвать имена особенно отличившихся на работе в хозяйствах. Это — секретарь комсомольской ор­ ганизации четвертого цеха, я'.олодой коммунист, депутат Елецкого городского Совета Татьяна Сидоренко, технолог •пятого цеха Сергей Прокофь­ ев, инженер-конструктор отде­ ла главного технолога Виктор Добрин. А как известно, побе­ дителей принято награждать. Как? Члены комитета комсо­ мола долго ломали' над этим голову. Грамоты наши комсо­ мольцы получают за свою ос­ новную работу. Здесь нужно поидумать что-то другое. Скажем, организовать сорев- нОва1-г'->е между работающими бригадами, а потом вручить уставшим победи1Спям «гир- гян,ау» из пряников или ком­ па не:кдом субботнике пред­ ставитель комитета комсомо­ ла вручает такие шуточные призы. Стараемся, конечно, все это разнообразить, сейчас придумываем специальные ме­ дали, Удачная шутка, веселый приз поднимают настроение да и запоминаются надолго. 1’аньше такого не было. Итоги подводили лишь когда работы были закончены. На­ зываем лучшую бригаду. Те­ перь от этого мы отказались. Почему? Но ведь если люди в бригадах все время меняются, получается не совсем об-осктив- нс. Другое дело награждать к.'омсомольские организации, хорошо поработавшие на кор­ мозаготовках, здесь никаких Г5ГШНИХ вопросов не возникает. Наиболее отличившимся ребя­ там даем возможность по­ ехать по бесплатной путевке в городатерои. Есть и еще одна форма поощрения — пу­ тевки в международные моло­ дежные лагеря. Но здесь есть одно «но». Не знаю, что будет в этом году, а в прош- .юм получилось очень не­ красиво. Решили наградить тогда такими путевками дво­ их ребят. Согласовали с горко­ мом ВЛКСМ, документы оформили, а ребята так и ос­ тались дома сидеть. До сих пор и не выяснили, кто в этом оказался виноват. До чего обидно было, когда один из них принес заявление с прось­ бой исключить его из комсо­ мола. И причина черным по белому — не верю вам боль­ ше. А ведь для комсомольского работника это самое страшное — потерять доверие своего комсомольца. Конечно, посту­ пил так парень сгоряча. Но представьте себя на его ме* Таких досадных срывов допускать нельзя. Жизнь есть жизнь, в отноше­ нии себя всегда на это де­ лаешь скидку. Но люди ос­ таются людьми, кто-то твои промахи простит, а кто-то всерьез обидится. Об этом надо не забывать всем комсо­ мольским работникам, ведь БО многом не только от пра­ вильно выбранной линии ра­ боты, но и, на первый взгляд, мелочей, зависит успех боль­ шого дела. НЕ ВСЯКАЯ ПОБЕДА РАДУЕТ - Несмотря на всю валсиость добы^ЕЫх в матче с* ленинград­ ца ытьФдвух очйов и доёетьно внушительный счет —- 3 : 9 , победе «Металлурга», объек- ышио говоря, в 'немалой степе­ ни •«содейсгоонала» откровев- ко слабая игра защиты гостей. В зрелищном же отиошеиик встреча проходила обоюдно сумбурно, 8 основном в ее- редние поля. •'После незабываемых’ фут­ больных т&лесйектаклей -из ■Испании .болельщики е ' еще .бо.гьшей грустюо воспринима­ ли вялое развитие действия на липецком стадионе. Каза­ лось, из испанских уроков игроки не Извлекли ничего со­ вершенно, а тфнеры «Метал- : лурга»—лишь то, что внесли--- на аргентййский манер - - н е - , объяснимую путаницу в номера на майках своих . нодопечньг.х. Так, «двойка» -липчан Ю. Ра з ­ ков, забивший д в а /о я а , никако­ го отношения'к защите не имел. Но играл юн,' надо'отдать должное, - актийно, 'напориФо. -Как всегда, пЬдвижнЫм был и ГО. Гладких, которому дойе- ; -репа егоровская майка’ с -'«яе- читкой» па спине. Но к'оэффи- ьциент, нолюного действия у ьгелшшго форварда, к '^^а^кале- кшо, много ниже, чем у нашего результативного ветерана:' по крайней мере в трех ' случаях Ю. Гладких Н'е'использовал от­ личнейшие'- воз.^тожности .пора­ зить цель, - которые, можно по­ ручиться, ни за что' не упустил бы-Н. Егоров. И все же его дублер однажды сумел " вы­ играть. дуэль у дииа'мовскогб вратаря. О. Кузнецова, Но эго пока только 'в торой мяч Ю. Гладкйх-'в нынешнем сезо­ не, и поскольку^ травмирован-; ньп) Н. Ёгоров надолго выбыл из строя, мы впфв е . ожидать от мояодотд_ нападающего бо­ лее высокой* резу'лБта’тивнфти. .Значительно живей, сог.часо-- ваиней и интересней зайТ'рал «Металлург»- в фключп'телвыой четверти часа ,. .когда, кстати, вышел на- . 'вамену -новый Ю. Гуров. ...Тринсды в течение пятиминутки ■выводил -он на .голевые позиции Ю. Гладких, -НО всякий раз . завершающие удары были не точны. А , позавчера «Металлург» одержал победу в международ­ ном товарищеском матче с командой «Активист» (Котбус, ГДР). Счет — 2; 1. Г. СОЛОВЬЕВ. М Ы СПЕЦИАЛЬНО расспроси­ ли одного ма.льчика о том, как встретили его дома, когда он с певышенной температурой при­ был и з пионерского .лагеря. Дома была бабушка. Узнав о том, что Иго­ рек заболел, сразу же уложила его в постель. Не ус-иев напоить мальчика чаем е шалиновым вареньем, она уже звонил»’ его ма.ь1е, а •мама сразу — . папе. Хотя ничего страшного в бо­ лезни не было, бабушка позвонила в лагерь: и сказала: раз внук заболел, - значит,- плохо за ним смотрели. А потом, у'спокоившись, не спускала глаз со своего любимца. То ягод ему предложит, т-о книжку почйтает.. Кто знает, может, именно эти мгно­ вения станут главными у Игоря ■в будущих воспоминаниях о детстве. Все выло так, как и должно быть; .встревозкенные родители из-за болезни. ' сьдапши, охающа:^ хлопотунья-ба- - б^шка) И вот другая история. Кому бы мы ни рассказали ее, люди' восклицали: «Не мЬжет быть!». Но, к сожалению, В пионерском лагере «Чайка» об­ кома профсоюза плодоовощного хо­ зяйства, расположенном в селе Троекфово Лебедянского района, заболёли восемь ребятишек—воспитан­ ников Добринской школы-интерната. -Его директор . Николай Иванович Муравьев, работники облоцо проси­ ли начальника лагеря поместить де* -тей в изолятор хотя бы на два дня, потом их отвезут в больницу. Их не . оставАли. Вывезли. И ребя-гишки ока­ зались опять Б здании своего интер­ ната, Которое в летнее время непри­ годно щля жилья: его ремонтировали, а п.з-за этого ме работала кухня, все постелъны'ё" принадлежности' были сложены в кладовой, мебель вынесе­ на из помещения. Сказок тоже не ш г - ло быть •— воспитатели ушли в лет­ ние отпуска. Единственный, кто мог присмотреть з а больными ребятишка­ ми, 'это' жена директора, -которая тоже, кстати, была в отпуске. Взяв на себя обязанности и воспитателя,, и повгара, она готовшиа завтраки, обе­ ды, ужины из своих продуктов на своейокухне больней детям. ‘Эти мгновения-стакут одними из главных в их будущих воспоминани­ ях о детстве. Но, вспомнив преды­ сторию, предшествующую пм, у них сожмутся сердца... К сожалецяю, не только эти во­ семь восшпашшкоБ детского дома столкнулись е вопиющей несправедли­ востью, севершенной взрослыми людьми, а, главное, ответственными работниками. . В апреле нынешнего года облоно -добилось разрешения у обкома профсоюза работников металлурги» ческой промашленности привезти в пионерский лагерь «Прометей» вос- пнтацииков Задонского детского до­ ма. В лагерь-санаторий, естественно, отправили детей, нуждающихся в медицинской помощи. Здесь' 'они дол­ жны были пробыть до 15 августа. Пе пробыли. 25 мая администрация этой великолепной здравницы, укомплек­ тованной полностью штатами воспи­ тателей и медииннских работников, потребовала их'вывезти. И отраслевой шлось бы место и этим во второй На свете не бывает правил без исключений. И это отлично знает председатель обкома профсоюзов. В конце концов ни одна -инструкция не может предусмотреть то, что иногда диктуется жизнью. А обстоятельства диктовали сейчас только одно; .детям Нужно предоставить нормальные ус- Инструкция* утвердившая формализм?_ Нет! Формализм, утвержденный бездушием обком профсоюза, и администрация «Прометея» оказались непреклонны­ ми к . просьбе оставить детей. Прпчкпа отказа была одна; они неуправляемы. Этих детей- возвращать было не­ куда. Их детский дом расформиро­ вали. И тогда школа-интернат Л'Ь 2 Липецка, переполненная* до отказа, проводившая многих воспитателей в летний отпуск, нашла- возможность принять па свое попечение еще 17 ребятишек. Но и это не самая возмутительная предыстория. Председатель облсов- профа И. А. Чунихин, человек, кото­ рый по должности обязан стоять на страже здоровья людей,. тем б о - ' лее детей, вообще отказался выде­ лить путевки на вторую смену' вос­ питанникам детских домов и школ- интернатов. Причина отказа тоже была одна: в инструкциях не указано о том, что одних й тех же детей в течение одного лета можно «оздорав. ливать дважды». Со своего «Олимпа» он предупредил отраслевые обкомы профсоюза и зав­ комы не давать путевки «на сторо­ ну». На сторону — значит тем ребя­ тишкам, о которых идет речь. Ссылаясь на инструкцию, не позво­ ляющую одних н тех же детей оздо- равлпвать дважды, И. А. Чунихпп не вспомнил и о тех шестидесяти, кото­ рых перед началом первой смены пришлось отправлять к дальним и* леда.тышм родственникам. В связи С тем, что ровно шйтьдесят путевок недодали воспиташшкам детских до­ мов. Областной профсоюзный руково­ дитель не захотел и думать о том, что в пионерских лесных республи­ ках области, способных одновремен­ но вместить семь тысяч детей, на- ловия, прижоторых могли бы и о т - . дохнуть, и~подкрецить за каникулы' здоровье — то, о чем заботятся в каж ­ дой семье. Но но-чему он не-захотел сделать исключение ради этих детей? Исключение, не влекущее за собой каких-либо особых нарушений — это всего лишь добавление к инструкции, которое, несомненно, поняла бы любая комиссия, возникни такая. Правда, от этого исключения, если его допу­ стить, уменьшалась бы цифра «оздо­ ровленных» за лето детей. ■ Разрешение на исключение не было ' получено. Руководителям детских до­ мов и интернатов, работникам облоно пришлось уговаривать завкомы и от­ раслевые обкомы профсоюза ослу­ шаться И. А. Чунихина, «рискнуть» . сделать доброе дело. Некоторых уго­ ворили, но и опять 139 воспитанников детских домов и интернатов оказа­ лись не в пионерском лагере. В разговоре о. воспитанниках, дат­ ских домов мы не употребляем слово сирота. Его давно уже забыли в на­ шем обществе. Наверное, потому, что именно у ребят, лишенных родитель­ ской опеки, как ни у кого, ра.звиты .линии родства. Родные все, кто их ок­ ружает, кто по-настоящему заботится о 'них. И тем более неприятно то, что встречаются люди, действиями сво­ ими превращающие Их в пасынков. > Наверняка, председатель' обкома профсоюзов знаком не только с .ин­ струкцией, по которой не положено «дважды оздоравливать» детей. Он должен знать и вот эти данные, сооб­ щающие о том, что областным управ­ лением потребкооперации и управле­ нием торговли не выполняются заяв­ ки на продукты питания для воспитан­ ников детских домов и интернатов. Вернемся опять в Добринекую 'шко- лу-иятериат. Только в нынешнем году ее воспитанники недополучили 64 процента рыбы, 59 — творога, детям ни разу не предложили сметану. Нет, голодными они, конечно, не были, в день их кормили ровно на такую сум- -му, на какую положено. Но не по всем нормам детского питания. Одна­ ко здесь почему-то нашли тысячу объяснений, которые позволили сде­ лать исключение из правил. Непонятно одно: почему это.исключение длится столь долго (не два^три месяца, как " в первом случае). В справке, кото­ рую обдоно представило в прокура­ туру о .просьбой помочь разобраться со снабжением 'продуктами, есть груст­ ные данные и за шр'ошлын год.. Заговорив об особых линиях род- ст,ва воспитанников <детских домов, обязательно надо вспомнить их ше- ’фов. Среди них, как правило, те пред­ приятия и учреждения, которые счи­ таются «китами» в нашей области. Например, у Добринской школы-ин­ терната шефы — Добринский сахар­ ный завод и трест «Железобетон», у ' Липецкой школы-интерната № 2 — завод «Свободный сокол», у усманцев' •г- трест «Спецстрой» и Усманский за­ вод литейного оборудования. ' Но ведут они себя часто, как скря- жистые, прижимистые дяди, которые деньги на ремонт зданий,- телевизор отпустить могут, а вот отдых — это уже баловство. Стыдно сказать; «Облремстройтрест» в прошлом году ухитрился продать грязинским ребятишкам путевки в пионерский ла­ герь за полную схримость, Добринская школа-интернат в нынешнем году вывернула карманы, отдав их со­ держимое Усмаискому . райкому профсоюза сельского хозяйства. Но у этих есть еще незначительное . оп­ равдание; они — не непосредственные шефы, но вот завод «Свободный со­ кол» — самый что ни на есть близкий родственник липецкого интерната № 2 нынешним летом наотрез отказы­ вался дать путевки' на вторую смену СВОИМ" подшефным. И просто удивительно, почему за долгие годы шефства этих «китов», их самих не возмутила проблема отдыха воспитанников детских домо-в и интер­ натов. Почему бы раз и навсегда не поставить точки над- «и»? Те.м более, речь идет только о детях, лишенные родительской опеки. Каким образом можно вы'нтн из положения? Заводу «Свободный сокол» позаимствовать опыт у данковеких химиков, которые для своих тюдшефных в заводском пионерском лагере выделили спе* циальный корпус, и решение, это обос­ новали аргумент;ированно, не нарушая инстрЗ<кций. Те организации и учреж­ дения, которые не имеют пионерских .лагерей, могут найти выход, вступив с кем-то в пай. Да мало ди вариантов, но их просто не хотят всИять, и на- де'жде на то, что воспитатели сами всеми правдами и неправдами поста­ раются обеспечить ребятишкам от- Есть в этих историях и еще дейст­ вующие лица, забывшие свои р о л и - комсомольцы шефствующих пред­ приятий и организаций.. Всего два года назад каждый интернат н дет­ ский дом мог, похвастаться дружбой с , ними. Кстати сказать, в планах неко­ торых комсомольских организаций стояли пункты именно о строительстве объектов специально для отдыха этих ребятишек. Но уже пожелтела бумага, давно исчезли протоколы , заседаний бюро райкомов-и горкомов комсомола, поднимавших вопросы шефства над .воспитанниками детских домов и ин­ тернатов... Но ие с кем сейчас ре­ шать эти вопросы. Дружба с воспи­ танниками детских домов и интернатов у многих стала ьол'ьк'о воспоминанн; ...В одном и з ' пионерских» лагерей мы спросили нача.льннка, есть ли та­ кие ребята, которые отдыхают здесь по две смены? Оказалось, есть и до­ вольно много.., Говорил об этом на­ чальник с гордостью, и, суля по его тону, можно было понять, что 8 этом он пе видит никакого нарушения, на­ оборот, расценивает ка.к положитель­ ный факт: ес.1и ребенок остается в ла­ гере на последующую смену, значит ему здесь хорошо. -Значит, и бытовые условия, и воспитательная работа находятся «на уровне», как того требуют инструкции. Интересно, иачальмик «Чайки» и директор «Прометея» в рассказах о своей работе вспомнят ко-гда-инбудь о том, как выдворили детей, лишенных родительской опеки, только потому, что_ опытные коллективы расписались в собственном бессилии (ие найти ни одной семьи, в которой бы отказались от- Собственного- ребенка , сколько бы хлопот он ИИ доставлял). Все инструкции продиктованы жизнью. Но сами по себе они — все­ го лишь бумаги. Каждая их строка, каждое слово оживает только в чело­ веческих поступках, действиях. , Все инструкции, все документы идут не 'вразрез с правилами жизни нашего . общества, а помогают утверждать эти правила. Если наоборот — то в силу вступает формализм, И запрет на «оз­ доровление дважды», и все остальные факты, изложенные-здесь. — это его порождение. Правила же нашего общества диктуют только одно — та ­ ких пороя«денкй ие .должно быть. Мы не имеем права допускать их. Не име­ ем права по должности, И этого же требует от нас родительская совесть. Т. ВИКУЛИНА, инспектор школ облоно. Е. МИТИНА,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz