Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Л П П Р И Н Е Ц • 2 НААВТОПРЕДПРИЯТИЕ ПРИХОДИТМОЛОДЕЖЬ Все хорошо знают, какое молодежной бригаде братья важное место в развитии эко- Рыжковы — Владимир и Алек- номики отводится сегодня сандр. Только в Чаплыгинском рай­ оне за последнее десятилетие грузооборот и пассажирообо- рот увеличились почти вдвое. Изменилась структура под­ вижного состава. Лишь за пер­ вый год одиннадцатой пяти­ летки за счет поступления большегрузных машин вдвое вырос грузовой парк нашего Чапльргинского автопредприя­ тия, значительно поднялся уро­ вень механизации и техническо­ го обслуживания машин. Боль­ ше работников потребовалось предприятию. В основном при- Много молодежи трудится у нас в трех комсомольско-моло­ дежных бригадах грузового парка. Они отлично справились с планом уже в первые три ме­ сяца 1982 года. Так, бригада, в состав которой входят води­ тели автомобилей марки ЗИЛ и МАЗ •выполнила задание первого к а а р т а л а на 150 процентов, брига­ да водителей «Колхид» -— на 110 процентов. Об организа­ ции молодежных коллективов в грузовом парке надо сказать особо. До недавнего времени у нас их, как таковых не было, и создание КМК по типам автомобилей практи- ходят к нам молодые. Сравни- куется впервые. четыре года наша комсо'мольс ция насчитывала членов ВЛКСМ, то сейчас более шестидесяти. А раз предприятие / дежное, пора подумать I здании назад И здесь большое доверие организа- было оказано молодым рабо- 1 шь семь чим. Так, возглавлять бригаду водителей на автомобилях ГАЗ-51 поручено Алек­ сандру Павлинову, члену ку штаба «КП» предприятия. дежных коллективов. Год назад На комсомольских собраниях у нас было всего два экипажа, в бригадах секретарями кох- теперь — значительно больше, сомрльских групп выбран! Почему мы считаем главной активисты. Так, в бригаде «Кол- своей задачей создание КМК? хид» — групкомсорг Сергей Да потому, что школа комсо- Пучков, молодой коммунист, мольско-молодежного коллек- наставник молодежи, тива позволяет лучше раскры- Одним из главных направле- ваться Таким качествам, как мий в работе мы считаем активность, инициативность, блюдение во всем оежима творческое отношение к делу, номии. Так, за 1981 год на п Не случайно появился и приказ приятии сэкономлено 6,5 тонны создании пяти комсомольско- горючего. Только Николай Пя- с, Александр Языков доби­ лись экономии Увеличился и межремонтный пробег автомобилей; при 170 тысяч километров молодежных экипажей автобу­ сов и трех бригад грузового парка. Это говорит о том, что молодежные коллективы на­ ходятся в центре внимания ад­ министрации. Так, в конце про- первого капитального ремонта, шлого года было принято ре- Юрий Синюков довел его уже шение о том, чтобы на базе сейчас до 195 тысяч. Было при- одного КМК создать два новых, нято решение; всем молодым полученных предприятием водителям поддержать почин X автобусах работают мо- передовиков «400 тыс. километ- лодые водители С. Колошин и ров —^без капитального ремон- С. Коченов. та». ребята оправдывают такое Заинтересованы предприя- доверие. Так, Сергей Коченов тие, отрасль, страна в таком в составе комсомольско-моло- подходе? Конечно же. Ведь дежного экипажа работает вто- это сверх плана перевезенные рой год. По итогам первого грузы, тонны сэкономленного года одиннадцатой пятилетки горючего, сотни пассажиров, «Во,дителом образ- доставленных до места назна- цового обслуживания пассач:и- чения вовремя, а в цепом — ров». План пассажирооборота четкая и бесперебойная работа тогда был выполнен на 111 пассажирского и грузового процентов. Сергей неоднократ- транспорта. >становился победителем со- Но если раньше по итогам (алистического соревнования эко;-;омии сырья и материалов среди водителей азтопредприя- выдавалась премия, то сейчас 1 я. этого нет. Хотя, казалось бы. Организация соревнования вернее идти по другому пути стала и обязательным усяовн- — доводить хозрасчет до каж­ ем успешной работы КАЛК. дой 6ригады( материально сти- Помогают сделать его дейст- мулировать тех, кто хозяй'ству- венным наши наставники. К ет экономно. постоянно обращаемся Говоря сегодня о достижени- ом, за опытом. А в ре- ях, мы отдаем себе отчет, что зупьтате ■вместе со старшими пока далеко не все резервы и гозарищами на Доске почета возможности по созданию ком- чаш,е появляются фотогра- сомольско-молодежных бригад, фии молодых: Е&гения Жарко- приведены в действие. Сергея Пучкова, Николая Широкое развитие Пятых. Совсем недавние пускники школ к учигнщ те­ перь сами имеют учеников. Поддерживаем мы связь и с ребятами, которые ушли мобильном транспорте полу­ чил бригадный подряд. Сейчас в стране по этому прогрессив-, ному методу трудится около 8 тысяч бригад водителей, бо- 20 процентов общего числа ). Сергей Костин, Николей пассажиров перевозят бригады, Ожерельев, Юрий Пятых после работающие по методу коллек- прохождения службы верну- тивной ответственности. К со- гись к нам на предприятие, по- жалению, в этом отношении мы г.учили новые большегрузные не ощущаем помощи со сторо- машины, сейчас работают в ны райкома комсомоле, составе комсомольско-моло- На пассажирском транспорте дежной бригады. в прошлом пятилетии зароди- Много говорится в наше лось и получило широкое раз- время о трудовых династиях, витие соревнование за право когда сын идет по стопам отца, быть удостоенным знака «Га- иогда перенимает его опыт, рвнтирук>' отличное обслужиеа- !Го знания. Возможно ли это ние». Настала, видимо, не- юсмюльско - молодежных обходимость шире развернуть 7 11 такое соревнование и коллективах? Наверное, да, несколько на другом уровне; , нас Николай Ожерельев после службы вернулся к нам один — вместе с ним при- 1 на работу его брат. Рабо- >т в одной комсомольско- штабах нашей области. С. КОЛОШИН, секретарь комитета ВЛКСМ Маплыгинского автопредприятия. секретарь комсомо.льской органи.зации цеха, и Бо Фото Е. Самохвалова. ОТВЕТ КОМСОМОЛЬЦАМ ДЕРЕВНИ УРЫВКИ Т1и&мо било анорнмкым.: I Комсомольцы деревни Урывки, что. в Елецком районе,■взывали:. «Пожалуйста, помогите ,кам», * просили; «Приезжайте к нам и I сами все увидите, во всем убе:. I дитесь. -Вот все -говорят, что, I молодежь уезжает в город., I Есть у нас большая ферма, и чей не хватает рабочих рук. ° Но молодежи-то у вас, много, а ’ е, увы, разъезжается, но го-, I родам». И дальше ставился I вопрос: «Почему?»,. И уже на него давались, ответы. ■- Оказывается, в. Уривках: прак- тичес 1 Ш не работает клуб, вдо-; хо снабжается магазшт,.«от,ба­ ни. .остались только- каменвые' стены». И во всем этом обви­ няется эавклубом, который «за семь лет ни разу не по.казал хо- ( рошего кино», председатель сельсовета, не завезш-ий солярки для клубной котельной, отчего с наступлением холодов темпе- - .ратура в клуб» становится рав­ ной температуре на улице. Кро­ ме того, в клубе «даже посидеть не на чем — все стулья поло­ маны, нет музыки, "Есть, прав­ да, бильярд,, но И..ТОТ поломан». П о д у м а л о с ь , 'что во всем обв’икять, только этих ^ людей,' наверное, несправедли­ во. Ведь в -отсутствии развле­ чений, в неинтересной жизни, 1 «огда на танцы «приходится' ходить за семь километров, на центральную усадьбу сЬвхоза «Маяк», виновата, и сама мо­ лодежь, которая :^к,аждет .пегл,-,. ноценной духовной лжзни,' ' "но ждет, что та сама собой рва- йгтея с неба. Кто же, как не, комсомольская организация совхоза должна бы.та погово­ рить .с .«.хорошим» и «умным»',' как написано в' и-иевме, завклу#. бом, может быть, оказать ему помощь, организовать жощео- мольокий субботник.и ирявести помещение В нормальное ''«жи­ лое» состояние. Ведь грязные НОЛЫ, о которых говорится в письме, не причина, а *' скорее следствие равнодушного, даже холодного отношения сельчан к _своему очагу культуры. . А баня, которая представ­ ляет собой «помещение без .окон и дверей»? Разрушалась же она на'глазах комсомоль­ цев. Урывохс. И почему тревогу забили , они только сейчас, ког­ да она полностью разрушилась? Да потому, что это удобно, можно в конце концов; как это и было сделано в письме; обви­ нить во всем. кого-до ■дрз'гого, кто якобы дсшжен, во не су­ мел... А ПОТОМ" можно позвать .доброго дядю, например, в лице редакции, газеты, который дол- жер компенскровать безынициа­ тивность и безвольность : авто­ ров письма. Как похоже это письмо на по­ добные анонимные письма, приходящие в редакцию, в ко-- торых авторы не вскрывают. как они, наверное, думают, местные недостатки, а расписы­ ваются в собственном бессилии противостоять им. И еще одни, на первый взгляд малозаметный момент, настораживал в этом, конкрет­ ном, письме. Он стал явным только тогда, когда .Хорошенько вдумался в смысл текста. Ре­ дакция привыкла, что подобные анонимы подписываются , так: «Молодежь села такого-то. или деревни такой-то». Но ту г во в.сех слузаях употреблялось 'СЛОВО комсомольцы, которое, как думалось, авторам, звучит более веско, и убедительно. Это действительно тдк, но комсо­ мольцы Урывок забыли, что принадлежность к комсомолу обязывает ко многому. Прежде всего к гражданской активно­ сти. А напоминания, что они не пр.осто молодежь, а молодежь союзная, звучало как спекуля­ ция этим почетным званием. зать молодым жителям деревни Урывки, которая, как они пи­ шут, «ироде бы хорошая и лю­ ди здесь добросовестные и от­ зывчивые». В. БОРИСОВ. ) хотелось с М Е Н И Н Е Ц Познать друзей Не знаю, как у вас, а у меня сегодня хорошее настроение. Сегодня я пойду в театр. Этот театр у нас, в Липецком поли­ техническом институте. Есть в театре режиссер — В. П. Трескин, есть директор, есть президент, есть со?ет, есть актеры. Если вы думаете, что на се- петициях они всего лишь разу­ чивают роли и отрабатывают сцены из спектаклей, то глубо­ ко ошибаетесь. Любую репети­ цию можно смело сравнить с хорошей, умной книгой, потому что результат один и тот же. На каждой репетиции Виталий Петрович обязательно рас­ скажет о новой пьесе, новой постановке, о каком-нибудь те­ атре, почитает что-то заинте­ ресовавшее его. На репетициях ребята не просто слушают режиссера. Они горячо спорят с ним. Из этих репетиций и рождается та искренность, с которой они иг­ рают в ^том спектакле. Сегодня я пойду на репети­ цию в этот удивительный театр,^ и поэтому у меня хорошее настроение. ' И. КРЕСТЬЯНИНОВА, студентка ЛПИ. МЕХАНИЗАТОРЫ . в еельекохозяйственном институте, на фа­ культете .механизации было 150 парней и только девять девушек. Одна из них — Ли­ да. Защитив диплом в 19Й году, сама просилась на целину, учила других водить тракторы, а когда в селе Октябрьском крыли техническое училище, ей дали теле­ грамму е приглашением на работу. Встретили ее пахнущие свежей краской стены. Ни.-стендов, ни пособий. Начала В 1 ' сте с ребятами, по-женски наводить уют - еврем новом доме. Возле окон, там где боль­ ше света, разместили разобранные тракторы. Вдоль стены, от пола до потолка шкаф с иу- мерованньши белыми дверцами.'«Что там?» — думает каждый новичок, но вот начинает­ ся гйученне темы и открывает преподаватель дверцу. В глубине красные, желтые, ^ зеле­ ные, полосатые детали, схемы, диски кЪро- бок с кикопленкой. А .сделано все-это рука,- ми Лидии Сергеевны Городниченко и ее первы.ми учениками. Как мать своих сыновей помнит она их ■ПО именам, словно письмд,от близких хра­ нит в папке вырезки из газет и журналов, где рассказывается о жизни и делах ее вос­ питанников. Когда в аудиторию приходят первокурсники, преподаватель откладывает- в сторону журнал и ведет с ними «семей­ ный разговор». «А у ва'с там наши рабо­ тают...». И обязательно услышит, . что Вла­ димир Коробкин был делегатом партийного съезда, механизатор Виктор Чуносов в хозе '«Красный горняк» — инициатор циалистичеекото соревноваиия, в совхозе «Двуреченский» Грязинского района, рабо­ тает Алексей Александрович Папин,, на граждениый орденом Ленива. Не все и не сразу, как говорится, выходят, в люди. Ес ть .у Лидии Сергеевны «Дневник наблюдений за трудновоспитуемыми». «Гена ленив, случается, запоет на уроке или вста- - Почему т -делаешь? —- спросят- — Скучно стало, — ответит без стесие- Чеи да.чьше читаешь днев. 1 щк, техг" становится, что фамилию мальчишш вать ие следует, меняется оя: -«отлично тру­ дился на покрытии спортзала, на уборке, свеклы, мыл в общежитии стены». А было время, когда он и слышать не хотел о -рабо­ те какой бы она ни была: трудной, легкой, обязательной... Лидия Сергеевна разобра­ лась в его загадочном феномене — им ока­ залось обыкиовеиное мальчишеское тщесла­ вие. Любил этот стройный, красивый па­ рень, чтобы ие ругали, а хвалили его. Сде­ лает доброе дело, останется незамеченным, д ^ о й раз ИИ за что не возьмется. Педа­ гог помогла обратить тщеславие в рабочую гордость. Помогла ему увидеть,, что вирту­ озная, хорошая работа — зрелище, захваты­ вающее, как и театра.лыюе. Как на артиста,: н на человека, заиимающегосл фиэичс'' трудом, можно смотреть с иаслажде- ...На столе Лидии Сергеевйы букетик цве­ тов. Его принес.'кто-то из мальчишек. Городниченко любит трактор, и это высо­ кое слово по отношеншо к неодушевленному предмету звучит здесь не парадоксально. Любовь доказана многими годами работы. Любовь — чувство, без которого остается только «надо». А как же воспитать в чело­ веке полную гамму чувств? «Чтобы стало на земле, если бы не было профессии ме.ханизатора?» так назвала Лидия Сергеевна вечер в третьей группе. Кто-то ехидненько,, пропел: «На тебе сошел­ ся клином белый свет...», но дружные голоса заглушили: «Ой, вы кони, вы кони сталь­ ные...». Пели четырнадцать мальчишек. А потом читали стихи Сергей Несмеянов и Юрий Ломакин. Рассказывали на вечере^ .том, как в старой России обрабатывалаи. земля, о том как Россия Советегая стала родиной трактора, говорили о необходимо­ сти профессии, многими фактами доказыва­ ли, что .механизатор — главная фигура на В СПТУ-8 почтальон приносит пись-хга из Грязинского, Добровского, Усманского рай­ она: «Просим.вродлить каникулы...». Гк т , не для отдыха бывают необходимы ребятам дополнительные дни, а для .р.а.б.аты. Алек-, сандр Матыцин находился на пахоте в сов­ хозе «Двуреченский». Да, штурва.дом, первый раз самостоятельно. И хоть не .было; к нему претензий, он завидовал М. 11 хаилу Леденеву, уже опытному, механизатору, хоть и старше его совсем на немного.. Саша, ’о в управлении машинда был слабоват, .0 прилежанию, по отношению к пору­ ченному делу ве уступил. Вот . почему он- послал телеграм.му в училище. —‘ Попов и Корчаош, — отвечает етаро- I. И нет в его голосе осуждения за отсутствие. Наоборот, произносится с и пацией гордости. Не от невыученного уро-, ка ушли мальчишки, наоборот, своп знания умения решили отдать посевной. Обычная ситуация — не ЧП. Мальчишки хорошо- ус­ воили: :не но,сей вовремя хлеб — не, будет урожая. А-без урожая не . будет жизни. ■Вот, пожалуй, самый главный .ответ на' вопрос: «Чтобы стало па зе,мле, если бы не было профессии механизатора?». ...Особое чувство привязанности и родства питают мальчишки из этого училища к сво­ им родиым селам. Почти совсем взрослые они, как дети хвастают::«А у нас красота, а-у нас такие места! У-нас лес. л речка. Пятиэтажный дом уже поставили, а скоро девятиэтажный построят и Дом культуры отличный, и...». Это трое ребят из Ярлуково: Грязинского района. Все из одной школы,, одного класса. Николай Клюев, Гена Попов, Валера Батчеико — три комсомольца, спорт­ смена, активиста семнадцатой группы, которой руководит Лидия Сергеевна. Они и в художествешгой самодеятельности с ги­ тарами, и в спортэа.че с мячом или штангой. Все тр-ое с самым твердым решением: «По­ сле училища в родное хозяйство». ■ В своем совхозе «Дружба» мальчлшки, уже не один раз работали на уборочной помощниккми комбайнеров, В дни летних каникул, когда стояли жаркие, душные дни п малышня пропадала на реке Матыре, -на поле шли с отцами. Когда совхоз получил новую технику, они ликовали, как дети, увидевшие в доме обмовкп. Мальчишки рва­ нулись помогать собирать новые культива­ торы, хотя их никто об этом не просил, не . заставлял. От машин еще пахло заводской - краской, рука ощущали холодок не успев­ шего раска.читься металла. Мальчишки ра­ ботали и мечтали о комсомольско-молодеж­ ном звене механизаторов, которое непремен. но'должно стать передовым, ведущим. В свободные часы, обычнр по вечерам, эти ребята читают. Один из троих любет сказки, потому, что в них именно обыкновенные лю­ ди творят чудеса, другой зачитывайся кни­ гами о войне, ..тр^Ш!., о путешеетвШх. Раз­ ные жанры, но в них проглядывает одна тема ' любовь к земле. Вот почем-у чтение книг — это:тоже своего рода подготовка к , работе в своем совхозе, нД своей земле... На красной обложке общей тетради Гены Попова нарисованы два маленьких сердца, .праиэ.€(й!ых одной стрелой. За контроль;ную, — «отлично». На причем трактор и сердце? Ребята ..шутят: «Одно сердце его, второе — машины... А стрела — это взаимная ,чю- брвь»._В шутке есть доля правды. Геннадий -часто ,держит в руках книжку о технике. В учебнике .«Сельскохозяйственные тракторы» написано «трактор — самоходная машина». Но .сами триста лошадиных сил с места, .не сойдут, нужны руки, знания. Трактористы-машинисты широкого профи­ ля и водители автомашин на лабораторном практическом за.нятии «разрезают» гидро­ усилитель ..-рулевого управления, чтобы уви­ деть все, что у него внутри. — Детали вымыть надо сначала, — сове­ тует Лидия Сергеевна. — Мыть? — удивляется паренек. ■—.К аж ­ дый раз? ' — Техника любит чистоту. Пареяеж многозначительно почесывает за­ тылок. После диалога с ним преподаватель станет в-вимателыю присматриваться к не­ му. Ведь кроме подготовки трактора и авто­ мобиля к запуску, изучения марки двигате­ лей, рабочего процесса тракторного двига­ теля выпускник СПТУ-8 должен научиться бережливости н ак^ратности в,.обр4.Шенни с машинами. Иначе д а возникнет взаимной любви. А если ее ие будет, то и удовольст­ вия в работе не жди. Наверное, хорошо объ­ яснила это правило Лидия Сергеевна. В семнадцатой группе обязанность дежур­ ного не ограничивается мытьем полов. Он обязательно наводит блеск на всех деталях. За контрольную «отлично». Такие оценки у многих. Лидия Сергеевна поставила их и радовалась за мальчишек, как за собствен- ИЫ.Х детей. А мальчишки в этих пятерках ви-деяй успехи, прежде всего, своего препо­ давателя. Взаимная любовь. Как она помогает в жизни. : , Л; ТАКТЛЕВА. УШЬСЙ? ! Сейчас, как ни а какое дру­ гое время, редакция получает массу писем , от выпускников средшх и в'осьмвлетних школ. Вот уже прозвучал и последний звонок, скоро — пора вынуек- 1 ПЫХ экзаменов, а потом — вре­ мя выбора: куда- пойти учиться, работать? Впрочем, многие уже дав'но решили, чему посвятить свою жнзяь. Так, на- | иртшер, читательницы Елена ,С. и -Вера К . из Грязинского- рай- ояа сирашив-ают, где можно по­ лучить ' профессии парикмахера и иовара-копд'итера. Подобные _ вопросы задают авторы многих ! Желающим стать парикмахе­ рами сообщаем, что эту сп-е- циальносПь вы можете получить в Липецке, в учебио-нроиз- Еодст'венпом комбинате. За на­ правлениями обращаться в от­ дел кадров Липецкого област­ ного объединения парикмахер­ ских услуг'по адресу: Липецк, ул. Гагарина, 76. Профессиям кондитера и по­ вара обучают в Липецком ко­ оперативном училище (ул. Эе- геля, 25), в кулинарном учили­ ще общественного питания (ул. Гагарина, 85-а).. Поступают в редакцию и письма другого рода. Вот одно: .нк них: «Пишет вам Галина Ч. из Тербуиского района. В этой, году я заканчиваю 8 классов и хочу поступать, только затруд­ няюсь — куда. В газете вы да­ вали адреса училищ е. Липецка. А я хотела бы вас попросить в одном из номеров газеты опуб-‘ ликовать адреса, .-.техникумов г. Липецка». , Что можно ответить Галине?. В Липецке имеется несколько техникумов. Но вот куда пойти Галиве учиться: в кооператив­ ный, металлургический, маши- ноетроительвый? Она еще сама ие знает, а, значит, и не пред­ ставляет своей буяз'щей про­ фессии, И советовать __редакции что-либо в этом отношении, са­ ми понимаете, бессмысленно: Может, в таком случае стоит продолжить учебу в средней школе? Решать Галине прндет- Всем выпускникам школ ре­ дакция желает успехов. Напоминаем, что в газете на четвертой полосе в отдельных номерах публикуются .объявле­ ния: «Бас приглашают учить­ ся».^Советуем випматслыш еле-' дить за газетой. ОТДЕЛ ПИСЕМ. фш шшМфш шшшо.. После долгой оттепели захо­ лодало, и Клавдия чаще, чем обычно, поглядывала на гра­ дусник. Вот и сегодня утром зашла на кухню, чиркнула спич- ' кой, глянула на короткий крас­ ный столбик и заторопилась на ферму... Что ни говори, а в морозные дни стадо требует особого внимания. Уж кто-то, а Кл.авдия Васильевна в этом убедилась, хорошо, знает, как нелегко бывает добиться вы­ соких надоев. За прошлую пя­ тилетку от своих тридцати ше­ сти коров она.пояучила не одну сотню тонн молока. И все при­ няты первым сортом, при н(ир- ности 3,5—4 процента. Просто это не дается. Хо­ чешь, чтобы все хорошо было, не ленись, поворачивайся проворней. Тут и от характера многое зависит. Не один год она на ферме, а все будто пер­ вый раз бежит сюда. ...Дв'ор от дома недалеко. Через пять минут привычным движением толкнула застыв­ шую дверь и приятно удиви­ лась: кто-то сегодня б'передил ее. И порадовалась: значит, наступившие холода и других встревожили. Вспомнилось детство, когда Клавдия не отходила от матери ни на шаг. Часто спрашивала у нее: от чего это руки такие мозолистые? Позже услышала от взрослых, что руки эти зо­ лотые, Но до конц ,1 тогда по­ нять смысл услышанных слов не Л РАССКАЖУ О ХОРОШЕМ ЧЕЛОВЕКЕ Материнской тропой Первый раз пришла на мо­ лочнотоварную ферму, когда еще училась в четвертом клас­ се. Встретила ее мать, Мария Федоровна, рассказала о сво­ ей работе. С тех пор Клава почти ка-ждый день .прибегала на ферму , помогать маме. В восьмом классе было твер­ до решено; никуда она из сво­ его села не,поедет. После десятого останется работать на ферме. ...Однажды Клаву встретил управляющий отделение/л: «Шла бь1 к нам на ферму. А десятый класс в вечерней школе закончишь. Тем бойее, мама твоя скоро уходит , на пенсию, а ее группу коров пе­ редать некому». Директор производственно­ го объединения «Елецкое» Николай Андреевич Титов поддержал предложение уп­ равляющего. И вскоре Клава стала работать на ферме. Много нелегких дней про­ шло с тех пор, но ни разу не пожалела она об избранной профессии. Работать было не трудно но; то проспит, то что- то не доделает, ие «завтра» ос­ тавит. Самолюбие в конце кон­ цов победило — обидно отста- Когда в производственное объединение пришла весть; до­ ярка К. 8. Щекина заняла пер­ вое место в районе в социали­ стическим соревновании под девизом «XIX съезду'ВЛКСМ— достойную встречу», Клава пер­ вым делом поделилась своей радостью с матерью. Придя на ферму, бригадир Лидия Дмитриевна Базанова, невольно засмотрелась на Ще- кину. Та, закончив дойку, шла вдоль кормушек, подбирая ос­ татки сена. Около некоторых коров останавливалась. Заметив Базанову, спросил.э; сколько сегодня надоила ее со­ перница по соревнованию. И, услышав ответ, порадова- Хорошо! У меня тоже нынче больше. . — Лидия Дмитриевна, а по­ чему-то утром молоко бывает вкуснее вечернего? — Да ты совсем молодчина, —подумала Базанова,—коли уж молоко одно от другого научи- А вслух сказала; — Тебе бы, Клава, на заочное <а зоотехника учиться идти. Золотой специалист из тебя — Обязательно поступлю! — ответила Клава. устроилась на диване” как кто- то шумно открыл входную дверь. По звуку шагов поняла: — бригадир. — В конторе вот взяла. По­ слушай, что о тебе пишут в районной газете. «Работать с таким человеком, как Клав’-ия Васильевна, — радость!» По- В прошлом, 1981 году К. Ще­ кина надоила от каждой коро­ вы 3025 килограммов молока. Это один из лучших пока.злте- лей в районе. В настоящее время она получает от каждой коровы по 10—11 килограммов молока. В ответ на решения XXVI съезда КПСС, в честь 60-летия СССР замечательная тружени­ ца взяла обязательство — получить от -каждой коровы своей группы 3300 ки­ лограммов молока. Свое слово она непременно сдержит. Давно это было, в-'йослевоеп- иом ео(Ю 1 « шестам, в Китае, где находилась тогда группа войск Советской Армии. Как-то раз, всвободи-вшись от обычных будйнчных дел, мы не­ большой группой расположи­ лись на поляне* на окраине од­ ного из китайских городов. Сидели, говорили о самом близ­ ком, о нашей далекой Родине, вспоминали свои города и се­ ла, свои семьи. И вдруг- совеем рядом раздался еще один го­ лос: «Я ведь тоже оттуда, от­ куда и вы, из России». Внезапно к нам подошел мужчина невысокого роста с нз- мождеиным лицом. Он -присел рядом, и стал рассматривать каждого из нас. Мы прекрати­ ли свой- разговор и с нескры­ ваемым любопытством начали смотреть на него. Затем один 3 офицеров спросил: «Как то понимать — из Роесии?».. Тяжело вздо;<нул незнакомец начал свой горький рассказ. ПИСЬМА НА РОДИНУ Оказалось, что. ои почти всю свою жизнь находился на чуж­ бине. Вместе с родителями и сестрой, когда ему было три­ надцать-лет, бежали ОНИ: в Ки­ тай после того, как пришел к ним однажды в дом поздио вечером бородатый мужчина и настойчиво стал советовать по­ кинуть Родину. При. этом го­ ворил: «А не то повесят вас всех. Надсмотрщиком ты у меня был, потому бежать иа- добно.» Помню, как Татьяна, сестра, спавшая на печке, спро­ сила: «А пеструшку нашу-куда же?». Так продолжал свой рас­ сказ незнакомец..Он -говорил и плакал. А прощаясь, пронэнес: Мы -пе смогли не сделать этого. Через несколько дней на­ шли домик, а скорее, хатенку, от])ыли дверь. Пас встретила немолодая уже женщина. Встретила со словами: — Батюшки, радость-то ка- Мы вошли в небольшую КОМг натку. Стол посередине, дере­ вянная перегородка, отделяю­ щая комнату и кухню. И еше запомнился угол, украшенкый рушниками с вышитыми петуха- И опять мы слушали. Теперь уже говорила Татьяна (имя ее брата я никак не мргу вспом­ нить). Она поведала нам р трудных годах, которые прожи­ ли они оемьей вдали от Родины, о том, как долго отец искал работу и готов был что угодно делать, лишь бы добыть кусок хлеба. Вспоминала о детстве в России, о Р 0 Д 1 Г 0 М лесе, о речке... Вспоминала все до ме­ лочей. А -потом достала из-за «копы сложенные пожелтевшие уже листы. «Тут все моп ду­ мы н страдания. Письма на ро- яияу, которые так и остались : неотправленными» — произнес­ ла она. Мы-папросили Татьяну прочитать их нам. Потом кто-то из -пае тихо произнес: «Это же реликвия». . Тогда се брат открыл еундук н ...достал оттуда что-то- заверну­ тое в белый платок. — Вот она, настоящая ре­ ликвия, — сказал он и, развер­ нув платок, стал бережно и горько целовать землю. А по­ том, кивнув на портрет родите­ лей, добавил: «Половину поло­ жили им. Это осталось нам с Татьяной...» ...Давно это было. Более тридцати лет назад. Но очень часто 'всплывает в памяти тот чужой китайский городок и в нем два человека, потеряв­ ших Родину. Я ие мог пе напи­ сать об этом. Г. ЩЕЛОКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz