Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

| 3 ф Л Е Н И Н Е Ц Вчера а Липецком обпасгном драматическом ра были аручены грамоты Министерства куль- театре им., Я. Н. Толстого состоялось тержеа . туры СССР и Российской Федерации, управле- веиное собрание, посвященное бО-летию теат­ ра и присвоению ему имени великого русского ций. писателя Л. Н. Толстого. я культуры, советских и партийных оргаииэа. Актерам 3. Г. Нестеровой-Горячевой и А. А. Поздравить коллектив театра пришли рабо- Магдалинину присвоены высокие звания 3 Новолипецкого и тракторного заводов, служенных артистов РСФСР, заведующей л представители Лев.Толстовского.. района, пе- тературной частью театра О. М. Нестероаой - дагоги города. На атом праздничном вечере театру была вручена грамота Совета Мини­ стров РСФСР о присвоении ему имени Л, Н. ! заслуженного работника культуры Большой группе актеров и работников теат- В заключение соетояпся большой праздник- вый спектакль-концерт, составленный из фрагментов лучших спектаклей последних се- С Л У Ж Е Н И Е У французов есть такое спе­ циальное выражение «человек театра». И совсем неважно,, чем он занимается в театре и.пп за его пределами, но это челове!^, бесконечно влюбленный в мир сцены, преданный ему,' храня­ щий театр в' душе, как г-тавную и всепоглощающую , страсть своей жизни. Театральные встречи с героя­ ми наших сегодняшних снимков проходят обычно под рубрикой «О тех, кого не видит зритель», го есть о тех, кто трудом. :и сердцем своим обеспечивает знаменитый лозунг Станислав- сйбГо «Театр начинается с ве- Марина Федоровна Ворогу- шина и Лидия Дмитриевка За­ харова — билетеры. (На верх­ нем снимке]). Круг обязаниостей их прост и прозайчен. В . шесть часов вечера, как правило, на­ чинается их рабочий деи, I,ь ■- лючения составляют воскресные и праздничные дни, когда идут дневные спектакли). С их при­ ходом театр зажигает огни, и одними из самых первых встре­ чают они нас, зрителей, не за­ быв предложить каждому про­ граммку идущего сегодня спек­ такля, помогая отыскать свое кии уютный зал еще довоенного старого театрального дома. Ои дорог им, хоть было в нем го­ раздо меньше удобств. К при­ меру, не было гардероба, те­ атр обогревался печкой, а за дровами для нее ездили, и лес на безотказной театральной худющей клячонке Тузике. Са­ ми же и пилили дрова; Печку часто белили. Она стояла ■на видном место, поэтому не хоте­ лось, чтоб была она чумазой. Здесь прожиты были самые трудные и светлые годы теат­ ральной юности —- годы войны. В 1936 году пришла работать в театр Л . Д . Захарова, 16-лет­ ней девчонкой в 1943 году по­ лучила «театральную прописку» Марина Федоровна. Война. ■ — Марина Ворогушина, — вспоминают старые актеры. — Да она всех наших детей вы­ нянчила. — Чудо бы. МОН богатыри!— любил говаривать бывало А. А. Поварени, директор театра тех воекйых лет. Среди самых ценных релик­ вий хранится у Л . Д . Заха­ ровой пожелтевшее удостовере­ ние за № 071272 о пагрансде- нии медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Рита Захаровна Селихова. (На снимке справа). В разные годы — кассир, заведующая реквизиторским цехом, с 1969 года—заведующая, костюмер- 1943 год — начало отсчета се трудовой театральной био­ графии. Она родилась в Воро­ неже. С детства поссщеппс те­ атра для девочки Риты и ее брата Абраши (который любил театр, по определению сестры, какой-то дикой любовью и также много лет своей жизни отдавший Липецкому театру), было праздником. Из тех денег, что давали родители иа обед, они откладывали на билет в театр, и всегда вместе с мамой мастерили пусть простенькое и дешевое, т ноТвое платье. Посмотрела такое диковин­ ное в пору ее юности немое ки­ но н заболела мечтой стать ки­ норежиссером, Но судьба рас­ порядилась иначе. Собственно творчеством вроде бы и не при­ шлось заниматься, разве что несколько раз выйти на сцену в массовках. И все-такп вот уже почти 40 лет отдано сцене — выходит, целая жизнь. Ей бы уйти отдохнуть. «В ее-то го ды - каждый день на ногах, каждый утюг в руках», — сочувствуют. А она не уходит; Вез театра жизнь не полная. — Почему, — спрашиваю, — Рита Захаровна? — А вот напилась раз теат- ра. 11 ьной водицы. .С тех пор. все пью и напиться не могу... Иван Федорович Шиняк — заведующий гримерно-парик- .махерскнм цехом. И опять при­ ходится повторяться, потому что вновь жизнь, отданная те­ атру. Общий стаж работы в театре 46 лет, из них 27 про­ житы в Липецком — сначала городском, потом областном. У него было много учеников, а задержались лишь трое, пЗ- тому что все, что ты делаешь в театре, должно быть круто за­ мешано на любви к этому делу и творчеству. Гример - парикмахер — это чрезнычайио интересная и ху­ дожническая профессия, убеж РУ немалую толику высшего пе ревоплощения. Надо уметь ви деть и даже предвидеть, и рабо­ тать, работать, пока не попа­ дешь в точку. Иногда ведь да­ же в день премьеры приходится менять прическу, грим. Труд скольких еще людей предшествует рождению спек­ такля на сцене,, подготавливает помрежевскую команду: «Ваш выход, товарищ актер», ...Мы сегодня рассказали толь­ ко о немногих из тех, чей труд можно определить одним высо­ ким й справедливым словом —> Слулсение. М АЛАЯ сцена — распрост­ раненное явление в сов­ ременном театре. Секрет ее притягательности в широ­ ких возможностях для экспери­ ментирования, для поисков но­ вых средств сценической выра­ зительности. Липецкий областной драма­ тический театр показал на ма­ лой сцене спектакль, макси­ мально выражающий ее специ­ фику. Постановщики обрати- ляег цель и смысл его суще­ ствования. Движение мысли и определяет сюжет этого, на первый взгляд, бессобытийного спектакля. Отсюда — и своеоб­ разие его поэтики. Режиссер отпустил исполнителю минимум внешних действий, и соответст­ венно каждое из них — укруп­ няется. Вроде бы самые про­ стые вещи совершает герой на наших глазах: просыпается, соблазна как-то разнообразить течение спектакля. На сцене даже пунктиром не обозначе­ ны персонажи, упоминаемые в рассказе «смешного челове- ,ка»: шумные соседи, девочка, напрасно умолявшая его о по­ мощи. Б. Голубицкий полно­ стью доверился своему актеру — и это доверие оправдано. . и яов. Я УЗНАЛ ИСТИНУ...» лись к рассказу Достоевского «Сон смешного человека», по- строейному как повествование от первого лица, с характер­ ным для писателя обращением к незримому собеседнику. И, конечно же, моноспектакль в условиях малой сцены воспри­ нимается как наиболее точный эквивалент такой прозы. Оба создателя спектакля — и режиссер Борис Голубицкий, и актер Александр Тихий—-мо­ лоды. Надо заметить, что это прекрасная традиция Липецко­ го театра — доверять моло­ дым решение сложных творче­ ских задач, А проблемы, воз­ никающие при инсценировании «Сна смешного человека», сложны необычайно. В этом рассказе, одном из поздних у . писателя, словно стягиваются В единый узел все основные мо- . ТИ8Ы его творчества. Б. Голубицкому и А. Тихому удалось решить эту трудную задачу. Спектакль вводит 'зри­ теля в круг идей и образов Достоевского, позволяет по­ грузиться в ту атмосферу, в которой живут его герои. Ассоциативна, многозначна ка.'кдая деталь в скупом оформ­ лении сцены. Обозначенная несколькими предметами кро­ хотная колоната могла бы быть той «комнатой-гробом», где обитал Раскольников. Одежда, бывшая когда-то форменной, наверное, подошла бы «чело­ веку из подполья». Главное же — Александр Тихий играет обобщенный образ героя До­ стоевского, для которого мысль становится страстью. По­ пьет чай, зг.Мбтывеет шарф, вы­ ходя из комнаты. Но все эти обыденные жесты вдруг стано­ вятся значимыми, обретают для зрителя жгучий интерес. Они в спектакле Голубицкого пере- стакгг быть бытовым фоном, а акцентируют каждый поворот мысли героя, фиксируют логи­ ку его рассуждений. Б. Голубицкий в этой своей работе обратился к выраэи- тельнь'Ал средствам кино. Ос­ новной прием, который он ис­ пользует, — это крупный план. Почти весь спектакль — а он идет час двадцать минут — луч света направлен на лицо и фи­ гуру актере. В таких жестких условиях невозможно безнака­ занно сфальшивить, и только глубокое постижение замысла Достоевского, «зара.женкость» им А^огут сделать актера убе­ дительным. Отказавшись от яр­ ких театральных красок, ре­ жиссер и актер ^еют тончай­ шую нюансировку душевных движений своего персеча;-ка. Внутреннее кепол ;екие обрета­ ют поворот го."Озы, дЕмжекие глаз; играют руки, вытаскиваю­ щие пистолет — через секунду он будет прижат к виску. В сущности, А. Тихий демонстри рует Б те, 1 тре мастерство тера кино. В е-о игре — ность н продулнанчость кеждо го жеста и йнтонацки, фили грзнная отточенность дет; Зримое воплощение получав самое трудно уловиЛАСе — про цесс мьЕсли. Перед нами истине разворачивается «и человеческого духа». - Постановщик отказался ли спектакля словно непосред­ ственно подключакэт зрителя к размышлениям писателя —раз- мышленияМ'Над самыААи корен­ ными вопросами бытия челове- Именно обращение к про­ блемам общечеловеческим и делает эту работу подлинно современной. Здесь мет той поверхностей модернизации «вторая нв| в сегоднящ«(в Уверовчв в то, что гармония в мире возможна, герой спек­ такля со страстной убежден­ ностью несет эту мысль людям. В этом ,видит он свой высший человеческий долг. Глубоко символичен. единственный на протяжении-всего действия вы­ ход актере в зал. Рассказывая о прекрасных и гармоничных людях, А. Тихий требовательно всматривается в наши.лица, ли­ ца своих соиременникюв. В этой связи времен *— -глубокая гражданственность спектакля Голубицкого ■— Тихого, Голубицкий >— Тихий... Соав­ торы, сотвррцы... Их работа — прекрасное дбказательство то­ го, что к успеху-приводит толь­ ко единение актера и режиссе­ ра. К спектаклям Липецкого театра вообще неприменимы рассуждения О «режиссерском» или «актер«а*ом» театре как не­ ких антиподах. Стилю жоллекти- ва, идущему а русле этих-заме­ чательных тфадиций советского театра, отвечает и спектакль «Сон смешного человека». Е. ИСАЕВА. I СОБЕСЕДНИК Хороший актер —это ... .... '^ЧИ^К^кЯНаоЧ«пЗМ8вв?'^ч8? Имя актера М. Янко хорошо и.твестио театральному зрителю Липецка. В твор­ ческом активе этого артиста роли Три- юрииа в «Чайке» А. П. Чехова, Милови- юва в спектакле «На бойком месте» Л. Н. Островского, Л1ихаила в «Послед­ нем сроке» В. Распутина, Маглаперидзе в «Законе вечности» Н. Думбадзе, роли |>спектаклях «Л поутру они проснулись» В. Шукшина, «Возвращение иа круги своя» И. Друцэ, Наш корреспондент представляет нам Янко — актера, человека, собеседника. — Михагм Леонидович, Вы — актер, и нменно в этом качестве в первую оче­ редь интересны зрите. 1 гю. Расскажите о своей работе актера. — Говорить о работе актера — значит говорить о его ролях. Я так ионимаю? Нас часто спрашивают: «Есть ли у Вас любимая, своя тема в творчестве?» или: «Что Вы любите играть?». Я не люблю разговоров о теме. По мне—так лучше разнотемье. А насчет того, что люблю играть, скажу: . играю то, что дают режиссеры. И задача моя и человеческая, и актерская в. том, чтобы сыграть и ту роль, которая мне не очень-то по ^душе с неменьшйм профессиональным рве- За время работы в театре много сыграно ролей самого разного плана'^оц, Деда-Мороза и до Тригорина в че&в-; ской «Чайке». Ролей удавшихся и не-. удавшихся, любимы.х и* нежеланных, но все ОВД 1 по-разному дороги. Павлин Миловидов в спект^ле ре­ жиссера Б . Гдлубицкого «На байком ме­ сте» по пьесе А. Н. Островского;. Этакий лихой малый. Ои сам себе дает исчер'пы- вающую . характеристику: ;-«душа на­ распашку, кавалерист, как есть,-рубаха, пьяница,, а благородный • человек: ' на кбгу себе наступить не. позволю». - Сын старухи Анны в «Последнем .ср.о-, 1 :е» В . Распутина. Работа над этой ролью памятна тем, что мое человеческое, в тот момент переживаемое, так совпало с распутинской исповедью, что осваивал, я этот драматургический, материал, что называется, на собственном запасе... Моя последняя работа -— роль Магла- перидзе в спектакле заслуженного деяте­ ля искусств РСФСР В . М. Па.хомова по роману Н. Думбадзе «Закон ..вечности». Мне немало приходилось играть- харак­ терные роли в водевилях,'комедиях. Это дело для меня не новое, но есть у каж­ дого иэ нас какой-то свой профеесиОналь- лый уровень, на котором-ты работаешь н ниже которогсг права^не имеешь опу­ скаться, • ' ■ ■— Известно, как возрос интерес к личности актера. Да и сами актеры, пе-. ревоплощаась в своего героя, т а к . или иначе стремятся к самовыражению... — -«Я играю самого себя... Я выражаю себя и через то, что со мной происходит или происходило, что-то хочу, сказать людям...», '— это по-моему, 'возможно : в . единственном случае, когда актер что- то из себя, как личность, представляет. . Актер Д.ЧЯ меня (мы с вами говорим, конечно, об идеале) нечто универсаль­ ное. Это тонкое равновесие ■человеческо­ го, нравственного начала и профессио­ нального мастерства. Я глубоко верую в то, что хороший актер должен быть хорошим человеком. Чем глубже и ин­ тереснее .чиаяостные начала человека, его нравственные корни, тем глубже ■и интереснее будет и его сценическая жизнь. Сейчас модным стала по всяко­ му поводу говорить о гражданственно­ сти. Но я не. боюсь повториться: актер обязан быть гражданином, чтобы иметь право говорить с той высокой кафедры, с которой, по признанию Гоголя, миру можно сказать много добра. — В пушкинских дневниках времени написания им «Бориса Годунова» оет,а- лась запись: «Я пишу и размышляю. Большая часть сцен требует только рассуждения, когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения; я жду его или пропускаю эту сцену». Из­ вестно, что спектакль из-за того, что кого-то из-актеров на этот вечер остави­ ло вдохновение, отменять не будут... —- Вы спрашиваете, как .актер настраи­ вает себя на ' это . вдохновенное состоя­ ние работы? Здесь срабатывает такой компонент, как профессионализм. Что бы у тебя ни произошло сегодня, с ка­ кой бы там . ноги'утрбм ни встал, но дверь, в' театр, ты должен-открыть-че­ ловеком, настроенйым на :работу. - — Зрителю про актера интересно знать все. В том ,'шсле и о том, например, как он распоряжается своим свободным вре­ менем. Не случайно, повышенный ин­ терес вызывают театральные встречи, которые можно назвать «Актер вне сцены». “ Я никогда-не определял для себя, есть Ли у меня так называемое . хобби, нет, .Слово какое-то облегченноё,-; связан­ ное с досугом, с лужайкой.-Рросто я аче.кь люблю книги. Я , не коллекционер, не_ очень-то' разбираюсь в по■лпграфнче- :СКиx каких-то. тонкостях, в издательст­ вах, годах издания. Но я достаточно хо­ рошо, как мне кажется, знаю книги] •Просто'Я их читаю. 'Не знаю, как во.з- можно более емко , и экономно ответить," чхо для меня , .книги. 'У Л . Леонидова есть такое понятие.- «возбудительные слова». Иногда читаешь текст; страница, за страницей,:все понимаешь, но в тебя это не входит, а все мимо, мимо и Вдруг- два-три слова, и все пошло иначе. Так в жизни - 7 - . вдруг какая-то мелочь,, а от нее все' смыслом наполняется, так в.рр.чи ищешь-эти «возбудительные слова»... Ско­ рее всего,, и книги в моей жизни играют роль вот этих возбуднтельны.х слов. ' И еще мне чрезвычайно интересны две сферы'приложения” человеческих сил — педагогика н психология. Это те две области, которые, на мой взгляд, впря­ мую соприкасаются с'творчеством, с мо­ ей-профессией. Если я, как актер,--иду сегодня в школу, я должен войти туда и как педагог.-Я иногда думаю, если бы я не стал актером, я попробовал бы себя в качестве педагога. Сыграть 40 ролей, прожить 40 жизней вместе ео своими героями прекрасно, а воспитать за всю жизнь даже только 40 учеников, которые, может быть, будут вполне таки­ ми, как ты хотел, что может быть выше? , Театр —. одни из старейших институ­ тов человеческого общения. Психология понимания людьми друг друга. Как я слышу, вас, а вы — меня? Как вообще мы существуем вместе? Пониманпе этих вещей чрезвычайно важно для меня и как для актера. Я , когда играю, зал вижу плохо —^мешает свет, по актер всегда, даже спиной чувствует реакцию зала. Во время спектакля идет постоянный процесс общения —• от актера в зал и наоборот. Необходимо знание законов этого общения, чтобы взять на себя смелость со сцены управлять вниманием зрительного зала. — Как у Вас, у актера, складываются отношения со зрителем? — Это тема для отдельного большого разговора. Вы поднимаете'здесь чрезвы­ чайно важную проблему зрительской х^льтурьг, а если взглянуть шире — проблему человеческой культуры, ибо я уверен: человек способен без какой-то особой ' подготовки •сопереживать теат­ ральному действию; Это нормальное, в человеческой натуре заложенное качест-_ во, если, он духовно не глу.х, не нем. Наш зритель разный. И что здесь копья, ломать по поводу того, кто плохой, кто хороший, искать правых, виноватых. На­ до воспитывать культуру, душу приви- ^ Этим-т'о и занимается театр. ■— Скажите, к какому зрителю Вам хотелось бы обращаться со сцены? Какой человек Вам интересен? — Человек, которого все касается, ко­ торый старается быть_ вполне, хорошим ■не 1 .ДЛЯ того, чтобы его заметили, по- гладйлн по .голове. У Достоевского есть сло-и'а'о том, что ничего нет. выше, чем быть полезным. Пусть не целому сооб­ ществу людей — одному человеку. Дело в_едь’не в том, большой или маленький ты человек в табели о рангах. У того же ДостоеЁского я нашел как- то рассказ о человеке, ..скупо, бедно живущем, но с душой высокой. Он. не мог.-спокойно воспринимать окружавший его крепостной миропорядок и положил за правило по копейкам откладывать со своего жалования. На скопленные деньги оа каждые десять лет выкупал по одно­ му крепостному. Четырех человек он успел освободить. Это все, что он сделал за всю жизнь. Скажите, этого мало? ) прежде всего Хороший человек — 5 человек нравственный. Знаю, найдутся молодые люди, рые скептически ухмыльнутся; «Хватит лить воду». Если это и вода, то это святая вода. Беседу вела Г. Л4ЯЧИНА, наш нештатный корреспондент. С РЕДИ зимы в старой уютной комнате расцве­ тают в огромном горшке алые розы Герды и Кея — героев спектакля «Снежная королева». Блестит на солнце разноцветная черепица крыш, по которым разгуливают Ма­ лыш и Карлсон. Таинственно ме'рцают и зовут к себе дале­ кие звезды в спектакле «Ма­ ленький принц». С первым лучом прожектора оживает сцена. Начинается ма­ гия театрального действия. И первое впечатление зритель получает от того, что видит на сцене. А видит он •— декора­ цию будущего спектакля — его изобразительный ряд. И как важно, если зритель с первого мгновения сможет погрузиться в атмосферу событий, ощутить живое дыхание жизни. В Липецком театре почти все сказки поставил главный режиссер — Владимир Ми­ хайлович Пахбмов, Оформляет эти удивительные работы его давний друг —• Леонид Семе­ нович Розеоха. И не просто оформляет — й дает им ове­ ществленную реальность, со­ здает волшебный мир, в кото­ ром мы вдруг замечаем знако­ мые нам вещи. А значит и вол­ шебный мир становится зна­ комым, осязаемым, близким. И художник становится вол­ шебником, проводящим нае< словно на экскурсии, по стране фантазии, становится мастером на все руки, который, словно народный умелец, достает из своей шкатулки вещи — одна чудеснее другой. Что ни гово­ ри, а это и есть свойство истин­ но сказочного художника. И еще работы Розеохи отлича­ ются одним качеством. Они помогают режиссеру выстроить мизансцены, актерам — сво­ боднее чувствовать себя на сцене, а, значит, лучше играть. За долгие годы совместной работы с Пахомовым (а они работают уже 15 лет) художник научился понимать режиссера с полуслова. И теперь уже невозможно представить себе «Маленького принца» или «Гуманоида», поставленных Па­ хомовым, вне декораций Роз­ еохи. Дело в том, что у худож­ ника и режиссера единое видение мира: в жизни долж­ но быть Добро, и Взаимопони­ мание, мир должен быть гар­ моничным и прекрасным. Мир героев поэтической сказки Е. Шварца «Снежная королева» добр и прекрасен. Дети увидят это сразу — деко­ рации Розеохи так весело ярки, так приветливо разноцветны. И еще — мир справедлив. Добро здесь всегда побеждает зло. Хотя зло тоже существует, как существует ледяной дворбц Снежной Королевы. Худож- ЗВЕЗДЫ НЕ УГАСНУТ ник находит здесь краски про­ зрачные, 340 холодные, бес­ страстные? равнодушные — краски навкивые. Так изобрази­ тельный ряд спектакля показы­ вает маленькому ч зрителю наглядные контрасты; теплота и холод, -фозы, и лед, добро и зло. Та* происходит нагляд­ ный первый урок нравственно­ го и эстетического воспита- Удивителен мир театрально­ го художника! Здесь солнце зажигают и луну выпускают гулять по>» 1 ебосклоку. Здесь звезды (нистят по примеру Оле-Луко#е и опавшие листья снова рр»»нмааю 1 >-к деревьям. Но этот манящий сказочный мир может сотаорить только очень умелый, талантливый че­ ловек. Как много знать при­ ходится художнику в театре! А надо еще рилить, строгать, паять, вычислять расчеты де­ кораций, учитывать смету. Но главное, нонечно, рисовать, И иметь доброе сердце и вии- мательные глаза. Потому, что только чуткое сердце, внима­ тельный взгляд и умелые руки рождают менту и фантазию. А без них (Настоящий теат­ ральный художник немыслим Да, личные качества худож ника всегда проявляются 1 творчестве. Розеоха по характе ру своему не просто фанта эер; но и философ. Почему например, он, оформляя «Карл сона», придвинул вплотную авансцене крыши, шпили / мов, флюгера? Может, по му, что если смотреть на мир с крыш ~ все кажется пре­ краснее и мудрее? Может, потому, что звезды ближе? Может, потому, что наши тейские заботы дальше? И как просто и тревожно прозвуча­ ли среди этих декораций ело ва Карлсона: «Люди разучи лись смотреть на звезды». Розеоха обладает удивитель ным даром — при всех жиз­ ненных заботах не забывать о звездах. Видеть необычное в обычном. Поэтому в его спек­ таклях всегда живет поэзия в повседневности, фантазия . в будничности. Так он и оформил спектакль «Малыш и Карлсон»: в сочетании обычной типовой квартиры (чья она? семьи Ма­ лыша? может быть, ваша?) и обольстительного таинства крыш. И если квартира эта ни­ чем не выделяется (и по цве­ товой гамме тоже), то крыши блестят и переливаются разно­ цветной мозаикой, радугой Мечты, что светит нам из дет- Самой удивительной, емкой и удачной работой художника Розеохи в Липецком театре стал спектакль «Маленький принц». Здесь декорация чи­ сто условна, как условен , мир сказки Экзюпери. Но декора­ ция и поэтична, как поэтична философская притча француз­ ского писателя. И еще декора­ ция полна милой, грустной, трогательной символики, как полон его хрупкий и трепетный Маленький принц. На сцене серебристое кры­ ло самолета. Это тот самый са- ■молет; что потерпел аварию в пустыне. Его будет безус­ пешно чинить летчик, торопясь и отчаиваясь.: А для Маленько­ го принца это крыло станет безмятежными качелями, рас­ качиваясь на которых, он за­ будет тяжесть дальнего пути и близость расставания, и толь­ ко смех, чистый и звонкий, как ■колокольчик, будет рассы- •.паться по пустыне. А потом Маленький принц взойдет по краеШку этого крыла — ввысь, в небо. И серебристая до­ рожка станет путем к эвез- В этом спектакле именно де­ корации помогут режиссеру построить мизансцены, заост­ рить действие, выявить пла­ стику спектакля — а, значит, раскрыть поэтическое видение мира. Помогут зрителю в по­ стижении мысли Экзюпери: светильники души надо бе­ речь! И мы всегда в ответе за всех; кого приручили. Символом, своеобразной ви­ зитной карточкой постановки становится и художественное оформление спектакля «А все- таки она вертится?». Спектакль озорной, романтический. ■И оформление ему под стать. А может быть, именно оформле­ ние Розеохи сообщает спек­ таклю эту особую романтику? Судите сами. Обычные сценки из школьной жизни. Обычная декорация •— парты, класс, двор. А над всем этим -— ог­ ромный белый бумажный змей — как символ возвышения ро­ мантики над повседневностью, мечты н»д безверием. Как флаг детского государства. И летят в финале со сцены в зрительный зал бумажные самолетики — как символ без­ удержной мальчишечьей ро­ мантики и отваги. Мальчишки ведь и во взрослой жизни дол­ жны быть дерзки и отважны. Декорации — символы. Де­ корации — ассоциативные зна­ ки. Художник Розеоха умеет пользоваться ими, создавать на сцене особую условность, особое построение. Но ' все- таки по своей природе декора­ ции Розеохи не тяготеют к чистой условности. Напротив, Розеоха — художник живопис­ ный, по-хорошему театраль­ ный, зрелищный. Он — худож­ ник тонкого вкуса и проникно­ вения в духовный мир сцени­ ческих персонажей. И это до­ казала недавняя постановка «Чайку» делали основа­ тельно, без спешки, без суеты, Режиссер В, Пахомов бережно подошел к чеховской пьесе, не сокращал, не выбрасывал текст'й (что сейчас стало мод­ но), И художник, его верный союзник, стремился сохранить атмосферу чеховского произ­ ведения —• лирического, гру­ стного, прозренческого. На сцене, как в добрые времена чеховского театра, живописное оформление. Как жилые де­ ревья и кустарники. Льется нудный, неторопливый дождь. Словно дышит, пугливо вздра­ гивая, гладь озера. И такое оформление «Чайки» не ради красоты или возврата к , жи­ вописным задникам. Здесь чет­ кая^ философская и поэтиче­ ская концепция спектакля. Глядя на эти декорации Еоз- ховскую мысль: как прекрасно все вокруг — и это озеро его чайками, деревья в лугах заката. И какая-же прекрасная жизнь должна быть тут—в этой старой усадьбе на берегу озера. Должна! Так почему же ее нет? Кто виноват в несчастьях, разобщенности, взаимном не­ понимании друг друга? Люди, только сами люди. Люди, огля­ нитесь! Природа прекрасна. Не губите ее Главное — Человека, не стреляйте чаек, разглядите их далекие звезды! ...Настоящий художник ! да ■верит, что где-то вдалеке мерцае'!' и зовет его звезда звезда всего самого доброго и прекрасного, что он еще сде­ лает в жизни. Верит в эУо и художник Розеоха. Верит и ра­ ботает ради этого. Звезды ведь не угаснут! Е. КОРОВИНА, театровед. Редактор М. ГОРЬКА ЕВ ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz