Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
| 3 ф Л Е Н И Н Е Ц Вчера а Липецком обпасгном драматическом ра были аручены грамоты Министерства куль- театре им., Я. Н. Толстого состоялось тержеа . туры СССР и Российской Федерации, управле- веиное собрание, посвященное бО-летию теат ра и присвоению ему имени великого русского ций. писателя Л. Н. Толстого. я культуры, советских и партийных оргаииэа. Актерам 3. Г. Нестеровой-Горячевой и А. А. Поздравить коллектив театра пришли рабо- Магдалинину присвоены высокие звания 3 Новолипецкого и тракторного заводов, служенных артистов РСФСР, заведующей л представители Лев.Толстовского.. района, пе- тературной частью театра О. М. Нестероаой - дагоги города. На атом праздничном вечере театру была вручена грамота Совета Мини стров РСФСР о присвоении ему имени Л, Н. ! заслуженного работника культуры Большой группе актеров и работников теат- В заключение соетояпся большой праздник- вый спектакль-концерт, составленный из фрагментов лучших спектаклей последних се- С Л У Ж Е Н И Е У французов есть такое спе циальное выражение «человек театра». И совсем неважно,, чем он занимается в театре и.пп за его пределами, но это челове!^, бесконечно влюбленный в мир сцены, преданный ему,' храня щий театр в' душе, как г-тавную и всепоглощающую , страсть своей жизни. Театральные встречи с героя ми наших сегодняшних снимков проходят обычно под рубрикой «О тех, кого не видит зритель», го есть о тех, кто трудом. :и сердцем своим обеспечивает знаменитый лозунг Станислав- сйбГо «Театр начинается с ве- Марина Федоровна Ворогу- шина и Лидия Дмитриевка За харова — билетеры. (На верх нем снимке]). Круг обязаниостей их прост и прозайчен. В . шесть часов вечера, как правило, на чинается их рабочий деи, I,ь ■- лючения составляют воскресные и праздничные дни, когда идут дневные спектакли). С их при ходом театр зажигает огни, и одними из самых первых встре чают они нас, зрителей, не за быв предложить каждому про граммку идущего сегодня спек такля, помогая отыскать свое кии уютный зал еще довоенного старого театрального дома. Ои дорог им, хоть было в нем го раздо меньше удобств. К при меру, не было гардероба, те атр обогревался печкой, а за дровами для нее ездили, и лес на безотказной театральной худющей клячонке Тузике. Са ми же и пилили дрова; Печку часто белили. Она стояла ■на видном место, поэтому не хоте лось, чтоб была она чумазой. Здесь прожиты были самые трудные и светлые годы теат ральной юности —- годы войны. В 1936 году пришла работать в театр Л . Д . Захарова, 16-лет ней девчонкой в 1943 году по лучила «театральную прописку» Марина Федоровна. Война. ■ — Марина Ворогушина, — вспоминают старые актеры. — Да она всех наших детей вы нянчила. — Чудо бы. МОН богатыри!— любил говаривать бывало А. А. Поварени, директор театра тех воекйых лет. Среди самых ценных релик вий хранится у Л . Д . Заха ровой пожелтевшее удостовере ние за № 071272 о пагрансде- нии медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Рита Захаровна Селихова. (На снимке справа). В разные годы — кассир, заведующая реквизиторским цехом, с 1969 года—заведующая, костюмер- 1943 год — начало отсчета се трудовой театральной био графии. Она родилась в Воро неже. С детства поссщеппс те атра для девочки Риты и ее брата Абраши (который любил театр, по определению сестры, какой-то дикой любовью и также много лет своей жизни отдавший Липецкому театру), было праздником. Из тех денег, что давали родители иа обед, они откладывали на билет в театр, и всегда вместе с мамой мастерили пусть простенькое и дешевое, т ноТвое платье. Посмотрела такое диковин ное в пору ее юности немое ки но н заболела мечтой стать ки норежиссером, Но судьба рас порядилась иначе. Собственно творчеством вроде бы и не при шлось заниматься, разве что несколько раз выйти на сцену в массовках. И все-такп вот уже почти 40 лет отдано сцене — выходит, целая жизнь. Ей бы уйти отдохнуть. «В ее-то го ды - каждый день на ногах, каждый утюг в руках», — сочувствуют. А она не уходит; Вез театра жизнь не полная. — Почему, — спрашиваю, — Рита Захаровна? — А вот напилась раз теат- ра. 11 ьной водицы. .С тех пор. все пью и напиться не могу... Иван Федорович Шиняк — заведующий гримерно-парик- .махерскнм цехом. И опять при ходится повторяться, потому что вновь жизнь, отданная те атру. Общий стаж работы в театре 46 лет, из них 27 про житы в Липецком — сначала городском, потом областном. У него было много учеников, а задержались лишь трое, пЗ- тому что все, что ты делаешь в театре, должно быть круто за мешано на любви к этому делу и творчеству. Гример - парикмахер — это чрезнычайио интересная и ху дожническая профессия, убеж РУ немалую толику высшего пе ревоплощения. Надо уметь ви деть и даже предвидеть, и рабо тать, работать, пока не попа дешь в точку. Иногда ведь да же в день премьеры приходится менять прическу, грим. Труд скольких еще людей предшествует рождению спек такля на сцене,, подготавливает помрежевскую команду: «Ваш выход, товарищ актер», ...Мы сегодня рассказали толь ко о немногих из тех, чей труд можно определить одним высо ким й справедливым словом —> Слулсение. М АЛАЯ сцена — распрост раненное явление в сов ременном театре. Секрет ее притягательности в широ ких возможностях для экспери ментирования, для поисков но вых средств сценической выра зительности. Липецкий областной драма тический театр показал на ма лой сцене спектакль, макси мально выражающий ее специ фику. Постановщики обрати- ляег цель и смысл его суще ствования. Движение мысли и определяет сюжет этого, на первый взгляд, бессобытийного спектакля. Отсюда — и своеоб разие его поэтики. Режиссер отпустил исполнителю минимум внешних действий, и соответст венно каждое из них — укруп няется. Вроде бы самые про стые вещи совершает герой на наших глазах: просыпается, соблазна как-то разнообразить течение спектакля. На сцене даже пунктиром не обозначе ны персонажи, упоминаемые в рассказе «смешного челове- ,ка»: шумные соседи, девочка, напрасно умолявшая его о по мощи. Б. Голубицкий полно стью доверился своему актеру — и это доверие оправдано. . и яов. Я УЗНАЛ ИСТИНУ...» лись к рассказу Достоевского «Сон смешного человека», по- строейному как повествование от первого лица, с характер ным для писателя обращением к незримому собеседнику. И, конечно же, моноспектакль в условиях малой сцены воспри нимается как наиболее точный эквивалент такой прозы. Оба создателя спектакля — и режиссер Борис Голубицкий, и актер Александр Тихий—-мо лоды. Надо заметить, что это прекрасная традиция Липецко го театра — доверять моло дым решение сложных творче ских задач, А проблемы, воз никающие при инсценировании «Сна смешного человека», сложны необычайно. В этом рассказе, одном из поздних у . писателя, словно стягиваются В единый узел все основные мо- . ТИ8Ы его творчества. Б. Голубицкому и А. Тихому удалось решить эту трудную задачу. Спектакль вводит 'зри теля в круг идей и образов Достоевского, позволяет по грузиться в ту атмосферу, в которой живут его герои. Ассоциативна, многозначна ка.'кдая деталь в скупом оформ лении сцены. Обозначенная несколькими предметами кро хотная колоната могла бы быть той «комнатой-гробом», где обитал Раскольников. Одежда, бывшая когда-то форменной, наверное, подошла бы «чело веку из подполья». Главное же — Александр Тихий играет обобщенный образ героя До стоевского, для которого мысль становится страстью. По пьет чай, зг.Мбтывеет шарф, вы ходя из комнаты. Но все эти обыденные жесты вдруг стано вятся значимыми, обретают для зрителя жгучий интерес. Они в спектакле Голубицкого пере- стакгг быть бытовым фоном, а акцентируют каждый поворот мысли героя, фиксируют логи ку его рассуждений. Б. Голубицкий в этой своей работе обратился к выраэи- тельнь'Ал средствам кино. Ос новной прием, который он ис пользует, — это крупный план. Почти весь спектакль — а он идет час двадцать минут — луч света направлен на лицо и фи гуру актере. В таких жестких условиях невозможно безнака занно сфальшивить, и только глубокое постижение замысла Достоевского, «зара.женкость» им А^огут сделать актера убе дительным. Отказавшись от яр ких театральных красок, ре жиссер и актер ^еют тончай шую нюансировку душевных движений своего персеча;-ка. Внутреннее кепол ;екие обрета ют поворот го."Озы, дЕмжекие глаз; играют руки, вытаскиваю щие пистолет — через секунду он будет прижат к виску. В сущности, А. Тихий демонстри рует Б те, 1 тре мастерство тера кино. В е-о игре — ность н продулнанчость кеждо го жеста и йнтонацки, фили грзнная отточенность дет; Зримое воплощение получав самое трудно уловиЛАСе — про цесс мьЕсли. Перед нами истине разворачивается «и человеческого духа». - Постановщик отказался ли спектакля словно непосред ственно подключакэт зрителя к размышлениям писателя —раз- мышленияМ'Над самыААи корен ными вопросами бытия челове- Именно обращение к про блемам общечеловеческим и делает эту работу подлинно современной. Здесь мет той поверхностей модернизации «вторая нв| в сегоднящ«(в Уверовчв в то, что гармония в мире возможна, герой спек такля со страстной убежден ностью несет эту мысль людям. В этом ,видит он свой высший человеческий долг. Глубоко символичен. единственный на протяжении-всего действия вы ход актере в зал. Рассказывая о прекрасных и гармоничных людях, А. Тихий требовательно всматривается в наши.лица, ли ца своих соиременникюв. В этой связи времен *— -глубокая гражданственность спектакля Голубицкого ■— Тихого, Голубицкий >— Тихий... Соав торы, сотвррцы... Их работа — прекрасное дбказательство то го, что к успеху-приводит толь ко единение актера и режиссе ра. К спектаклям Липецкого театра вообще неприменимы рассуждения О «режиссерском» или «актер«а*ом» театре как не ких антиподах. Стилю жоллекти- ва, идущему а русле этих-заме чательных тфадиций советского театра, отвечает и спектакль «Сон смешного человека». Е. ИСАЕВА. I СОБЕСЕДНИК Хороший актер —это ... .... '^ЧИ^К^кЯНаоЧ«пЗМ8вв?'^ч8? Имя актера М. Янко хорошо и.твестио театральному зрителю Липецка. В твор ческом активе этого артиста роли Три- юрииа в «Чайке» А. П. Чехова, Милови- юва в спектакле «На бойком месте» Л. Н. Островского, Л1ихаила в «Послед нем сроке» В. Распутина, Маглаперидзе в «Законе вечности» Н. Думбадзе, роли |>спектаклях «Л поутру они проснулись» В. Шукшина, «Возвращение иа круги своя» И. Друцэ, Наш корреспондент представляет нам Янко — актера, человека, собеседника. — Михагм Леонидович, Вы — актер, и нменно в этом качестве в первую оче редь интересны зрите. 1 гю. Расскажите о своей работе актера. — Говорить о работе актера — значит говорить о его ролях. Я так ионимаю? Нас часто спрашивают: «Есть ли у Вас любимая, своя тема в творчестве?» или: «Что Вы любите играть?». Я не люблю разговоров о теме. По мне—так лучше разнотемье. А насчет того, что люблю играть, скажу: . играю то, что дают режиссеры. И задача моя и человеческая, и актерская в. том, чтобы сыграть и ту роль, которая мне не очень-то по ^душе с неменьшйм профессиональным рве- За время работы в театре много сыграно ролей самого разного плана'^оц, Деда-Мороза и до Тригорина в че&в-; ской «Чайке». Ролей удавшихся и не-. удавшихся, любимы.х и* нежеланных, но все ОВД 1 по-разному дороги. Павлин Миловидов в спект^ле ре жиссера Б . Гдлубицкого «На байком ме сте» по пьесе А. Н. Островского;. Этакий лихой малый. Ои сам себе дает исчер'пы- вающую . характеристику: ;-«душа на распашку, кавалерист, как есть,-рубаха, пьяница,, а благородный • человек: ' на кбгу себе наступить не. позволю». - Сын старухи Анны в «Последнем .ср.о-, 1 :е» В . Распутина. Работа над этой ролью памятна тем, что мое человеческое, в тот момент переживаемое, так совпало с распутинской исповедью, что осваивал, я этот драматургический, материал, что называется, на собственном запасе... Моя последняя работа -— роль Магла- перидзе в спектакле заслуженного деяте ля искусств РСФСР В . М. Па.хомова по роману Н. Думбадзе «Закон ..вечности». Мне немало приходилось играть- харак терные роли в водевилях,'комедиях. Это дело для меня не новое, но есть у каж дого иэ нас какой-то свой профеесиОналь- лый уровень, на котором-ты работаешь н ниже которогсг права^не имеешь опу скаться, • ' ■ ■— Известно, как возрос интерес к личности актера. Да и сами актеры, пе-. ревоплощаась в своего героя, т а к . или иначе стремятся к самовыражению... — -«Я играю самого себя... Я выражаю себя и через то, что со мной происходит или происходило, что-то хочу, сказать людям...», '— это по-моему, 'возможно : в . единственном случае, когда актер что- то из себя, как личность, представляет. . Актер Д.ЧЯ меня (мы с вами говорим, конечно, об идеале) нечто универсаль ное. Это тонкое равновесие ■человеческо го, нравственного начала и профессио нального мастерства. Я глубоко верую в то, что хороший актер должен быть хорошим человеком. Чем глубже и ин тереснее .чиаяостные начала человека, его нравственные корни, тем глубже ■и интереснее будет и его сценическая жизнь. Сейчас модным стала по всяко му поводу говорить о гражданственно сти. Но я не. боюсь повториться: актер обязан быть гражданином, чтобы иметь право говорить с той высокой кафедры, с которой, по признанию Гоголя, миру можно сказать много добра. — В пушкинских дневниках времени написания им «Бориса Годунова» оет,а- лась запись: «Я пишу и размышляю. Большая часть сцен требует только рассуждения, когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения; я жду его или пропускаю эту сцену». Из вестно, что спектакль из-за того, что кого-то из-актеров на этот вечер остави ло вдохновение, отменять не будут... —- Вы спрашиваете, как .актер настраи вает себя на ' это . вдохновенное состоя ние работы? Здесь срабатывает такой компонент, как профессионализм. Что бы у тебя ни произошло сегодня, с ка кой бы там . ноги'утрбм ни встал, но дверь, в' театр, ты должен-открыть-че ловеком, настроенйым на :работу. - — Зрителю про актера интересно знать все. В том ,'шсле и о том, например, как он распоряжается своим свободным вре менем. Не случайно, повышенный ин терес вызывают театральные встречи, которые можно назвать «Актер вне сцены». “ Я никогда-не определял для себя, есть Ли у меня так называемое . хобби, нет, .Слово какое-то облегченноё,-; связан ное с досугом, с лужайкой.-Рросто я аче.кь люблю книги. Я , не коллекционер, не_ очень-то' разбираюсь в по■лпграфнче- :СКиx каких-то. тонкостях, в издательст вах, годах издания. Но я достаточно хо рошо, как мне кажется, знаю книги] •Просто'Я их читаю. 'Не знаю, как во.з- можно более емко , и экономно ответить," чхо для меня , .книги. 'У Л . Леонидова есть такое понятие.- «возбудительные слова». Иногда читаешь текст; страница, за страницей,:все понимаешь, но в тебя это не входит, а все мимо, мимо и Вдруг- два-три слова, и все пошло иначе. Так в жизни - 7 - . вдруг какая-то мелочь,, а от нее все' смыслом наполняется, так в.рр.чи ищешь-эти «возбудительные слова»... Ско рее всего,, и книги в моей жизни играют роль вот этих возбуднтельны.х слов. ' И еще мне чрезвычайно интересны две сферы'приложения” человеческих сил — педагогика н психология. Это те две области, которые, на мой взгляд, впря мую соприкасаются с'творчеством, с мо ей-профессией. Если я, как актер,--иду сегодня в школу, я должен войти туда и как педагог.-Я иногда думаю, если бы я не стал актером, я попробовал бы себя в качестве педагога. Сыграть 40 ролей, прожить 40 жизней вместе ео своими героями прекрасно, а воспитать за всю жизнь даже только 40 учеников, которые, может быть, будут вполне таки ми, как ты хотел, что может быть выше? , Театр —. одни из старейших институ тов человеческого общения. Психология понимания людьми друг друга. Как я слышу, вас, а вы — меня? Как вообще мы существуем вместе? Пониманпе этих вещей чрезвычайно важно для меня и как для актера. Я , когда играю, зал вижу плохо —^мешает свет, по актер всегда, даже спиной чувствует реакцию зала. Во время спектакля идет постоянный процесс общения —• от актера в зал и наоборот. Необходимо знание законов этого общения, чтобы взять на себя смелость со сцены управлять вниманием зрительного зала. — Как у Вас, у актера, складываются отношения со зрителем? — Это тема для отдельного большого разговора. Вы поднимаете'здесь чрезвы чайно важную проблему зрительской х^льтурьг, а если взглянуть шире — проблему человеческой культуры, ибо я уверен: человек способен без какой-то особой ' подготовки •сопереживать теат ральному действию; Это нормальное, в человеческой натуре заложенное качест-_ во, если, он духовно не глу.х, не нем. Наш зритель разный. И что здесь копья, ломать по поводу того, кто плохой, кто хороший, искать правых, виноватых. На до воспитывать культуру, душу приви- ^ Этим-т'о и занимается театр. ■— Скажите, к какому зрителю Вам хотелось бы обращаться со сцены? Какой человек Вам интересен? — Человек, которого все касается, ко торый старается быть_ вполне, хорошим ■не 1 .ДЛЯ того, чтобы его заметили, по- гладйлн по .голове. У Достоевского есть сло-и'а'о том, что ничего нет. выше, чем быть полезным. Пусть не целому сооб ществу людей — одному человеку. Дело в_едь’не в том, большой или маленький ты человек в табели о рангах. У того же ДостоеЁского я нашел как- то рассказ о человеке, ..скупо, бедно живущем, но с душой высокой. Он. не мог.-спокойно воспринимать окружавший его крепостной миропорядок и положил за правило по копейкам откладывать со своего жалования. На скопленные деньги оа каждые десять лет выкупал по одно му крепостному. Четырех человек он успел освободить. Это все, что он сделал за всю жизнь. Скажите, этого мало? ) прежде всего Хороший человек — 5 человек нравственный. Знаю, найдутся молодые люди, рые скептически ухмыльнутся; «Хватит лить воду». Если это и вода, то это святая вода. Беседу вела Г. Л4ЯЧИНА, наш нештатный корреспондент. С РЕДИ зимы в старой уютной комнате расцве тают в огромном горшке алые розы Герды и Кея — героев спектакля «Снежная королева». Блестит на солнце разноцветная черепица крыш, по которым разгуливают Ма лыш и Карлсон. Таинственно ме'рцают и зовут к себе дале кие звезды в спектакле «Ма ленький принц». С первым лучом прожектора оживает сцена. Начинается ма гия театрального действия. И первое впечатление зритель получает от того, что видит на сцене. А видит он •— декора цию будущего спектакля — его изобразительный ряд. И как важно, если зритель с первого мгновения сможет погрузиться в атмосферу событий, ощутить живое дыхание жизни. В Липецком театре почти все сказки поставил главный режиссер — Владимир Ми хайлович Пахбмов, Оформляет эти удивительные работы его давний друг —• Леонид Семе нович Розеоха. И не просто оформляет — й дает им ове ществленную реальность, со здает волшебный мир, в кото ром мы вдруг замечаем знако мые нам вещи. А значит и вол шебный мир становится зна комым, осязаемым, близким. И художник становится вол шебником, проводящим нае< словно на экскурсии, по стране фантазии, становится мастером на все руки, который, словно народный умелец, достает из своей шкатулки вещи — одна чудеснее другой. Что ни гово ри, а это и есть свойство истин но сказочного художника. И еще работы Розеохи отлича ются одним качеством. Они помогают режиссеру выстроить мизансцены, актерам — сво боднее чувствовать себя на сцене, а, значит, лучше играть. За долгие годы совместной работы с Пахомовым (а они работают уже 15 лет) художник научился понимать режиссера с полуслова. И теперь уже невозможно представить себе «Маленького принца» или «Гуманоида», поставленных Па хомовым, вне декораций Роз еохи. Дело в том, что у худож ника и режиссера единое видение мира: в жизни долж но быть Добро, и Взаимопони мание, мир должен быть гар моничным и прекрасным. Мир героев поэтической сказки Е. Шварца «Снежная королева» добр и прекрасен. Дети увидят это сразу — деко рации Розеохи так весело ярки, так приветливо разноцветны. И еще — мир справедлив. Добро здесь всегда побеждает зло. Хотя зло тоже существует, как существует ледяной дворбц Снежной Королевы. Худож- ЗВЕЗДЫ НЕ УГАСНУТ ник находит здесь краски про зрачные, 340 холодные, бес страстные? равнодушные — краски навкивые. Так изобрази тельный ряд спектакля показы вает маленькому ч зрителю наглядные контрасты; теплота и холод, -фозы, и лед, добро и зло. Та* происходит нагляд ный первый урок нравственно го и эстетического воспита- Удивителен мир театрально го художника! Здесь солнце зажигают и луну выпускают гулять по>» 1 ебосклоку. Здесь звезды (нистят по примеру Оле-Луко#е и опавшие листья снова рр»»нмааю 1 >-к деревьям. Но этот манящий сказочный мир может сотаорить только очень умелый, талантливый че ловек. Как много знать при ходится художнику в театре! А надо еще рилить, строгать, паять, вычислять расчеты де кораций, учитывать смету. Но главное, нонечно, рисовать, И иметь доброе сердце и вии- мательные глаза. Потому, что только чуткое сердце, внима тельный взгляд и умелые руки рождают менту и фантазию. А без них (Настоящий теат ральный художник немыслим Да, личные качества худож ника всегда проявляются 1 творчестве. Розеоха по характе ру своему не просто фанта эер; но и философ. Почему например, он, оформляя «Карл сона», придвинул вплотную авансцене крыши, шпили / мов, флюгера? Может, по му, что если смотреть на мир с крыш ~ все кажется пре краснее и мудрее? Может, потому, что звезды ближе? Может, потому, что наши тейские заботы дальше? И как просто и тревожно прозвуча ли среди этих декораций ело ва Карлсона: «Люди разучи лись смотреть на звезды». Розеоха обладает удивитель ным даром — при всех жиз ненных заботах не забывать о звездах. Видеть необычное в обычном. Поэтому в его спек таклях всегда живет поэзия в повседневности, фантазия . в будничности. Так он и оформил спектакль «Малыш и Карлсон»: в сочетании обычной типовой квартиры (чья она? семьи Ма лыша? может быть, ваша?) и обольстительного таинства крыш. И если квартира эта ни чем не выделяется (и по цве товой гамме тоже), то крыши блестят и переливаются разно цветной мозаикой, радугой Мечты, что светит нам из дет- Самой удивительной, емкой и удачной работой художника Розеохи в Липецком театре стал спектакль «Маленький принц». Здесь декорация чи сто условна, как условен , мир сказки Экзюпери. Но декора ция и поэтична, как поэтична философская притча француз ского писателя. И еще декора ция полна милой, грустной, трогательной символики, как полон его хрупкий и трепетный Маленький принц. На сцене серебристое кры ло самолета. Это тот самый са- ■молет; что потерпел аварию в пустыне. Его будет безус пешно чинить летчик, торопясь и отчаиваясь.: А для Маленько го принца это крыло станет безмятежными качелями, рас качиваясь на которых, он за будет тяжесть дальнего пути и близость расставания, и толь ко смех, чистый и звонкий, как ■колокольчик, будет рассы- •.паться по пустыне. А потом Маленький принц взойдет по краеШку этого крыла — ввысь, в небо. И серебристая до рожка станет путем к эвез- В этом спектакле именно де корации помогут режиссеру построить мизансцены, заост рить действие, выявить пла стику спектакля — а, значит, раскрыть поэтическое видение мира. Помогут зрителю в по стижении мысли Экзюпери: светильники души надо бе речь! И мы всегда в ответе за всех; кого приручили. Символом, своеобразной ви зитной карточкой постановки становится и художественное оформление спектакля «А все- таки она вертится?». Спектакль озорной, романтический. ■И оформление ему под стать. А может быть, именно оформле ние Розеохи сообщает спек таклю эту особую романтику? Судите сами. Обычные сценки из школьной жизни. Обычная декорация •— парты, класс, двор. А над всем этим -— ог ромный белый бумажный змей — как символ возвышения ро мантики над повседневностью, мечты н»д безверием. Как флаг детского государства. И летят в финале со сцены в зрительный зал бумажные самолетики — как символ без удержной мальчишечьей ро мантики и отваги. Мальчишки ведь и во взрослой жизни дол жны быть дерзки и отважны. Декорации — символы. Де корации — ассоциативные зна ки. Художник Розеоха умеет пользоваться ими, создавать на сцене особую условность, особое построение. Но ' все- таки по своей природе декора ции Розеохи не тяготеют к чистой условности. Напротив, Розеоха — художник живопис ный, по-хорошему театраль ный, зрелищный. Он — худож ник тонкого вкуса и проникно вения в духовный мир сцени ческих персонажей. И это до казала недавняя постановка «Чайку» делали основа тельно, без спешки, без суеты, Режиссер В, Пахомов бережно подошел к чеховской пьесе, не сокращал, не выбрасывал текст'й (что сейчас стало мод но), И художник, его верный союзник, стремился сохранить атмосферу чеховского произ ведения —• лирического, гру стного, прозренческого. На сцене, как в добрые времена чеховского театра, живописное оформление. Как жилые де ревья и кустарники. Льется нудный, неторопливый дождь. Словно дышит, пугливо вздра гивая, гладь озера. И такое оформление «Чайки» не ради красоты или возврата к , жи вописным задникам. Здесь чет кая^ философская и поэтиче ская концепция спектакля. Глядя на эти декорации Еоз- ховскую мысль: как прекрасно все вокруг — и это озеро его чайками, деревья в лугах заката. И какая-же прекрасная жизнь должна быть тут—в этой старой усадьбе на берегу озера. Должна! Так почему же ее нет? Кто виноват в несчастьях, разобщенности, взаимном не понимании друг друга? Люди, только сами люди. Люди, огля нитесь! Природа прекрасна. Не губите ее Главное — Человека, не стреляйте чаек, разглядите их далекие звезды! ...Настоящий художник ! да ■верит, что где-то вдалеке мерцае'!' и зовет его звезда звезда всего самого доброго и прекрасного, что он еще сде лает в жизни. Верит в эУо и художник Розеоха. Верит и ра ботает ради этого. Звезды ведь не угаснут! Е. КОРОВИНА, театровед. Редактор М. ГОРЬКА ЕВ ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz