Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н Е Ц • 2 I ЪЕЗДА ВЛКСМ Когда говорят о пионерской или комсомольской организа­ ции Гряэмнской средней шко­ лы N9 54, всегда 'вспоминают Любовь Иванникову — стар­ шую пионервожатую. И это не случайно, ведь в школе Люба уже пятнадцать лет. Вначале здесь училась, была председа­ телем совета дружины, секре­ тарем комсомольской органи­ зации. Потом, поступив на за­ очное отделение М*^'<УРИисиого педагогического института, стала работать старшей во­ жатой. Д задача у всех пионер­ вожатых одна — сделать жизнь октябрят, пионероо, комсо­ мольцев интересной и позна­ вательной. И это, можно ска­ зать смело, Любе Иванниковой удалось. За большую, плодотворную роботу, за активное участие в общественной жизни комсо­ мольцы области избрали Лю­ бовь Иванникову делегатом XIX съезда ВЛКСМ. Ка снимке;' Л. Иванникова среди ребят. Фото Е. Самохвалова. ШКОЛЬНИКИ , УЧАЩИЕСЯ, С ТУДЕНТЫ ! УПОРНО УЧИТЕСЬ, ОВЛАДЕВАЙТЕ ЗНАНИЯМИ И ТРУДО ­ ВЫМИ НАВЫКАМИ! (Из Призывов ЦК КПСС ). Л Е Н И Н Е Ц РЕШАЙ САМ в тридцать первой школе — отчетно-выборное комсомоль­ ское собрание. Отрет о проде­ ланной работе. Рассказать ре­ бятам есть о чем ■— комсо­ мольская организация работа­ ла. Новыми-экспонатами по­ полнили музей В . И. Ленина, отлично выступили: в смотре художественной самодеятель­ ности, хорошо поработали на уборке урожая. Это, конечно,; хорошо. Но все ли комсомольцы участвуют в этих делах, каждый ;ш внес свою лепту? Увы, мет. В школе, и это не только,в тридцать первой, . существусг разделение на «ак- тйЕны.ч»’ и «пассивных». Один и^^^вут школьны.мн деламя,^ Вот они-то и на собрании просили место для музея, ко­ торый т года в год расширя­ ется. Другие ■избрали позицию наблюдателей, равнодушно взи­ рая на все происходящее. И здесь на комсомольском со- , брашш у них свои, иекасаю- ш,ие других споры, тихие бе­ седы. .Их скучные лица как бы говорят: «Пусть там реша­ ют, а мы лучше поговорим. 'У них свои интересы, а у нас Хотя говорили о них же, о проблеме активных и пассив­ ных. Свое выступление труп- НЕ БУДЬТЕ ТАКИМИ. комсорг 10 «А» Тапя Гонча­ рова начала неожиданно: — Все знают, что наш класс «трудный», . Что это? Желание наговт- рить на своих ребят? Или горькая правда? ■ А что, собственно говоря, скрыто за понятием «трудный класс»? Трудный ребенок, трудный подросток — вроде бы ясно, но класс... — Нелегко работать. Слу-- таю т плохо, —I возмущаются ’ учителя. И они правы. Из 23 учеников в классе только че­ тыре «хорошиста».,- Пока;ш- тель убедительный, хотя рас­ пространяется только на успе­ ваемость. 11о дальше. —- Попросишь стенгазету выпустить, в ответ услышишь: «Я ие могу, не умею». И все сама, — возмущалась Таня. А может ра.згадка в ком­ сорге? «Не умеет, мол, орга­ низовать ребят, не понимает их». Если поставить в свое вре.мя на ее место другого? Например, пария. Может у него получилось бы. Навряд ли.,. Ведь когда выбирали комсорга — мужская капди- датура сразу отпа.та. --- Если мальчишку, то конец, нервничала классный руко­ водитель. Вернее, ничего не буДет делаться. Нельзя поло­ житься. Вот и здесь тоже ха­ рактерный для многих школ принцип, когда девочки всегда 'И на отчетно-выборном со­ брании --- тоже, Ии один па- ))ень не захотел выступить.. Оказывается, права была клас­ сная руководительница. Весенняя уборка террито- ршг — зрадшшя. Вся школа выходит на у т у . В 10 «А» нет классного руководителя, следовательно.,, Кто-то пришел без метлы: «Там дадут», «была охота с собой мегелки таскать». Но даже с таким настроением собралось всего 10 человек. Витя Кораблин там тоже бкл, по... иа заборе. Сидел от­ дыхал. Правда, в тот день <ему все-таки пришлось потру­ диться, но под руководством организатора Ольги Львовны Ярцевой, Вместе с шестиклас­ сниками-колол лед. А почему бы‘ не работать со своим клас- — Эгоист он просто, и дру-' гие эгоисты. Только себя лю­ бят. На остальное им.., — Утверждение Тани отрицать нелегко, но как они стали та­ кими? Где был коллектив. Да нет его в классе, каждый жи­ вет сам по себе. Поэтрму больше половины класса не пришли на уборку. У кого-то «болела голова», кто-то «хо­ дил в кино». Закономерное, ставшее для класса привыч­ ным явление.- Что можно сделать, чтобы непрааить положеиве? Навер­ ное, как-то сплотиться. Ведь здесь совсем неплохие ребята •— лучшие спортсмены школы. «Как быть?» — не раз .думала Таня. — Выйти на классном собрании и выступить, попро­ бовать переубедить? Воспрн- мутся ли правильно слова, не раздадутся ли в ответ колкие фразы, отдающие юморкон издевательства? Здесь, в клас­ се, нет единомышленников, не­ кому поддержать. Объединяют ребят лишь уроки, списанные ниитересует, как, чем живет каждый. Только в десятом и то совершенно случайно узна­ ли, что одни парень рисует. Рисует хорошо, . как «настоя­ щий художник»! В классе есть свои певцы, спортсмены, поэты. Наверняка есть еще и неоткрытые таланты, ведь ре­ бята скрытные',.; А к ак ’им ие' быть такими, ведь многие бо­ ятся, что их не поймут, бросят как бы невзначай: «Рисоваль­ щик!» или «Товарищ Пуш- Важная человеческая черта — умение понимать ближнего, отсутствует, ведь понимать, значит дружить. Можно схо­ дить в поход, собрать клас­ сный огонек, последний был в восьмом классе, организовать диспут. Кто-то сказал, виной всему причина от них незави­ сящая. Ведь только денятиг- классникама они. начали учиться в,\:есте. Два- класса соединили в одни. Но ве> 1 Ь подобное практикуется часто. И дружный, сплоченный кол­ лектив встретишь чаще, чем вот такой, как этот. Дело, ко­ нечно, в самих ребятах. Про­ вести «огояек»?- Но ведь н'вдо готовить Программу. . '(П — Что ж. готовьте, а там посмотрим, рассуждает большинство. Учебный ■год . подходит к концу. Совсем скоро они по­ кинут школьные стрны. А что вспомнят? Те скучные дни: уроки, пятерки й . двойки. А .друзья... которые так и не по­ явились? И память о нем, как о . худшем в школе. Они ста­ ли примером, который не надо повторять. И.х класс , еще дол­ го будут называть трудным. Хотя они могли стать шим, дружны* классом, кик, как тот же 6 «В»,, у торого они были шефами, к их чести, хорошими. 1 ' " Т - И в конце доклада -Таня Гончарова комсорг десято­ го, выпускного класса, напут­ ствовала тех, кто остается в школе. В ее словах, была оби­ да за своих одноклассников. И чувствовалось, что ей хоте­ лось ска:шть: — Ребята, не будьте та-ки- Ю. КРАСНИКОВ. [ • ШКОЛЬНЫЙ КОМСОМОЛ: ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ Небольшой Данков — город ярких, запоминающихся конт­ растов. Впрочем, наверное, ти­ пичных для многих' городков Черноземья, получивших вто­ рое, индустриальное рождение. Но в Данкове век прошлый пе- репде.лся с веко.м настоящим тесно, что о возрасте этого «ЧТО м ы МОЖЕМ?» них казавшиеся, действительно, нескончаемыми. А поработали ребята и .че- осенью неплохо. Именно друга,, приводя примеры, рас- — В городе три Дома куль- города, разросшегося на круто- об этом""иа’ пжо^ьп™ главных места об- . Т - , л . : . . . . . . . . . . 00 этом на школьном отчетно- щения молодежи. Там почти ярах Придонья, судить трудно. вы -борноГкГсш Щения м На его улицах, круто сбегаю- б о а к Х гмови^^^ каждый день кш-ю, которое щих с холмистых увалов, вы- щР^ольной комсомольской орга^ 3 ! ! * ' п ™ " ” * Оттого И ' ^ Г к Г и ' " т “ х"одяшне’’™ ; краснокирпйчные домики с тра- ^а " ^ о в ^ ^ " “ Р"®" динионньши светло-серыми при- „роме того заготовили 1 строечками из данко-вского из- веточного корма. прг’Т'иоття ДпуятргКТА/пт-т-РОппр- ^ вестняка. Архитектурно совре­ менный комплекс «Унивбрса.ма» Об этом говори.ла .Светлана, соседствуете погсвоему краси- говорили другие ребята — вымя, но пз-за массивности ду- иногда сухо, опираясь на бовых дверей, основательности " кованых запоров, тяжеловес- юношес вечера отдыха отпускают ро­ дители, знают, что кончаются они довольно поздно. Второе .заключается в ; том, что, несмот­ ря на бдительно . дежурящих ............... ......... „ онеротрядовдев, иодвьшившая :е цифры, иногда по- .публика ухитряется .туда про- ________ I взволнованно. И слу- сочиться своими, весьма хитро- ными и мрачными лавками еще шая о .многих тоннах собранно- умными способами. Порядка купеческих, дореволюционных го металлолома и макулатуры, такие вроде бы и не нарушают,' времен. о высоком проценте хороши- гю. даже стоять рядом е ними- стов и отличников, ждал для неприятно. Средняя школа № 1 находит- всех 133 комсомольцев школы Правда сушествеют шкош ся в центре старой части Дан- вопроса важного, давно пабо- н ы е ^ е ^ р а ^ Х сколь чзД-о нова. И в то же время на окра- девшего. Почти всех нх-одиих очи бывают^»’ ^ по: ыта ч-’ я пб ? ине города. Перед зданием в большей, других в меньшей ясни тГсииш Гй о я д о Т м школы сквозь ветви буйно раз- степенн-оп волновал на про- Оч бь^, навевноГиз^^^^^^ росшнхея садов н палисаднн- тяжешш всего учебного года, кого пзвоЬят - пДгшнте Г ков виднеются частные домики. Вопрос этот далеко не самый „ый Мотвдчк^ или б ’тбоч а позади, сразу за балкой на главный в школьной жиз!ш и, судя по все \ его^ и^ дальнем ее склоне, начинается не решая его, можно прожить .?и гош ш д о Тш огро.мнсе уже зазеленевшее спокойно, и, как убеждены не- гораздо оо.шшс, ;ем юнцы, всходами поле. Почти такое же, которые, далее интересно. Но — Часто проводятся, —бурк- как и раскинувшиеся в донских дело-то в том, что думают так нул он как-то недоволкио. Но просторах земли подшефных не все. Три десятиклассницы, потом, видно, что-то вспомнив, совхозов, Во время работы на три подружки, перебивая друг прошептал: ,, —- Хотя погоди, —- и загибая пдльцы, начал считать. — Первый —• Осенний бал, второй — Новогодний, третий, кажется,—мой' сосед, -напрягая память, нахмурился, — калеет- ся, на 'Восьмое марта был ' ве- ■Шло собрание. А я все ждал. Скажет кто-нибудь про школь- ' ные вечера или нет? Конечно, с одной стороны проводить их слишко.ч часто, и сводить толь­ ко к «танцулькам» не стоит. Но с другой стороны вспомнн.л, что говорили те десятиклассни­ цы. В городе шесть школ. И ребдта, начиная где-то с седь­ мого класса, посещают «такц- увеселения» зимой в Домах культуры, детом — в город­ ском саду. И-проводятся такие «массовки» регулярно. И спе­ циальную программу придумы­ вать не н'адо. А в школе часты тематические вечера. И прохо­ дят они, как правило, интерес­ но. Но как только сообщают, что танцев не будет,-как-то .не­ заметно интерес к ним падает, и группками по три-четыре че­ ловека принаряженные старше­ классники отправляются в близ­ лежащий Д К . Ведь порой, хо­ тя бы раз в месяц, хочется, по­ коряясь волне захватывающих ритмов, Пездумио потанцевать. И если из одной школы таких на,берется двадцать, то нз всех шести школ города -—сто двад-' Шло собрание. Вот бли­ же к концу стройный парень, . судя по аплодис­ ментам, яользующийся у то­ варищей авторитетом, расска­ зал о вокально-инструменталь­ ном ансамбле. По его словам, у школьно/о ВИА есть п своя программа, и желание высту­ пать. Но вот сказать также прямо и откровенно о недо­ статках своего Досуга, как го­ ворилось о .делах хороших, никто не решился. Никто- не упрекнул себя в безышщидтив- ности, и никто не сказа.ч, что еще слабое участие принимают они в школьном самоуправле­ нии, когда- вместе с дирекцией школы должны решать многие вопросы, в том числе и -о вече­ рах. Сидевшие в зале, ребята ждали, что ■кто-то, наверное, со стороны как-то поможет нм. Но кто? Ни горком ВЛКСМ, ни его секретарь Люд.чила Шкарина, которая в школе бы­ вает часто и, вникая во многие дела ко.мсомольцев, ■помогает им,, не могут сделать того, что лежит ка плечах самих ребят. А ребята молчали. Мозкет быть, опасаясь, что учителя их не поймут. Не думаю. Если ко­ митет комсомола.п учком были бы более настбйчивы, та и ди­ ректор школы АЛ'ексёй -Алексее­ вич Егармии, ка этом шбрании завязавший де.швой в-во-отече- оки добрый разговор,' п®шел бы - навстречу. - Не сумел комитет комсомола' решить вопрос: что кулить иа деньги, заработавны«::на сель­ хозработах? Только весной, вот иа это:л собраяии, - поступило предложение для- занятий физ­ культурой купить- дополнитель­ но лыжи. Да и предложила это семиклассница Неляй- -Евсеева — челр-век, который в, комсомо-. ле совсем недавно.-А.ее стар­ шие товарищи сидел-щ' молча­ ли, ждали... ' - .Небольшой Даикову:: раски­ нувшийся на увалах. Придания, —• город ярких, контрастов. Расширяются промышленные предприятия, растуттэтажи но­ вых совр№екн№,'домов,_ появ­ ляются но^ьге улицы.. Но за'^ро- стом промышленности, за тем­ пами развития* сельского хо­ зяйства не успевайт строиться ■ объекты культуры. И ручейки старшеклассников- .шести школ города, сливаясь в довольно большую реку, стремятся ■ иа танцевальные пятачки. Не всег­ да там интереиш, но там не надо ничего- организовывать, там ничего не вадо делать са- В. СТРОКОВ, наш. корр. Три месяца. Всего три месяца школьной жизци, ’ и расстава­ ние,.. Последний звонок, По­ следние школьные экзамены. И вот только тогда; как ты счита­ ешь, начнется 0,ольшая жизнь. Откроется новый ,мир. Распах-. нутся двери училищ, технику-, мов,. заводов, институтов. Оста­ нется лишь открыть ту единст­ венную, самую для тебя необ ­ ходимую. Тебе дано право ре­ шать самостоятельно «Куда пойти?» И в ЭТОТ 'момент нуж­ но не сделать ошибки. За нее придется расплачиваться... Так куда решил пойти ты, десятиклассник или . восьми­ классник? И много ли ты зна­ ешь о своей будущей профес­ сии? Приходвлоеь слышать от родпте.чей, на классных часах? Видел, как работают другие? А сам пробовал? Ведь прежде; чем сказать твердо: «Да, я люблю свою 'профессии», нужно ее познать. Нужно най­ ти общую грань, которая по­ роднит тебя с твоей будущей работой. . А почему выбор.пал именно на эту пр.офессшо? Или как ча­ сто бывает:' . , — Ты’ куда. Серег? — В «Политех». Пойдем вме- И ты за компанию с друзья- ми-однокла-сснйкамн идешь. А по душе ли .тебе этот «Поли­ тех» или «Пед», предметы, изу­ чаемые там, сама жизнь этого института? Сергей, не разетмы- вая,, скажет: «да», ведь .«Поли- Вернее,- не совсем важно. Глав-, ное, чтобы ты пошел своей до­ рогой, единственно для тебя возможной, Нё поступил в этом году, тазс-будут экзамены - в следующем, Й , тебе . улыбнется «фортуна» —■она не может не улыбнуться. ' • , - ' : . Но еслй'ты, яступая.в «боль­ шую» жизнь, переложил выбор .своей црофессии на плечи роди­ телей,' навязавших тебе свое ре­ шение, ..если ты бездумно под­ дался знакомым, идущим - иа экзамен компанией; то.,.. Ты ни- , когдн не задумывался, почему появляются плохие инженеры, кикудышняе строители, слабые, руководители? Да потому, что кто-то однажды . совершил ошибку,-И не исправил... . ’ А'исправляя ее, придется про­ явить и ролю,.,и характер. Воз­ можно,, столкнуться с'противо­ борством родителей, кодорые, наставляя тебя иа путь «нстйн- •ный», вовсе не желают п.чохо- , . Как-часто приходится слы­ шать: «Судьба, мол, реаль­ ность жизни». Но есть реаль­ ность подчйни-вш'аяся и реаль­ ность' подчинившая. Г у т дело ие в судьбе, а в. тебе самом. И . кем быть, решай сам. НАША «ВСЕЛЕННАЯ» ДРУЖИТ Нес можно сравнить с маленькими плане­ тами, ничуть ие похожими одна на другую, хотя вращаемся мы в одной «вселенной» — в седьмом «А». Наша'девятнадцатая школа — целое мировое пространство, и одной мелень­ кой планетке легко оказаться затерянной, за­ бытой, а каждому нужен друг. Печально, ког­ да его нет. И тогда некому рассказать о лю­ бимом Сент Экзюпери, о стихах Дениса Давы­ дова, которые удалось раскопать на отдален­ ной полке библиотеки, не с кем поспорить о том, чем плох или хорош фильм, а самое главное, некому отдать свою доброту и забо- Планеты несутся по коридору, по лестнице. У каждой своя орбита. Но как можно? Ребя­ та! Да постойте же! Давайте общаться! Но не­ когда! Все перемены уходят на перебежки из одного кабинета в другой. Едва успеваешь раз­ ложить учебними. Правда, кабиметкея система — это здорово! Кабинет химии, физики, анг­ лийского язьжа;.. Все приспособлено для урока. Нас захватил век скоростей, и мы про­ сто увядаем от зависти к тем книжным и эк^ ранным мальчикам, что стоят , на переменах возле школьных окон, мечтательно ловят взгля- да.ми первые снежинки, подставляют ладони майскому дождю и успевают не только опре­ делить вектор, извлечь кислород из перман­ ганата калия, но и дарить друг другу радость человеческого общения. К счастью, мы можем сойти со своих орбит. У нас бывают сборы и собрания, обсуждения и диспуты, классные часы, но этого мало и потому мы так хотели встречи. Мы стали про­ сить нашего классного руководителя разре­ шить провести новогодний «огонек». Учитель­ ница английского языка Наталья Ки-мовна слу­ шала и улыбалась. Понимала, Может быть, от­ того, что молодая и хорошо помнит свой три­ надцать лет? А, может быть, Наталья Кимовна принадлежит к таким людям, которые а лю­ бом возрасте умеют возвращаться в детство, хотя бы на одну минутку. — Хорошо, — согласилась Наталья Кимовна. — Ур-ра! — ликовал класс. С этой минуты планетки потянулись друг к другу. Даже на самых коротких переменах мы находили время поговорить. Посыпались предложения: — Давайте оформим класё, чтобы он стал действительно праздничным. Пусть каждый сделает по подарку. И не­ пременно сам. М.ы положим их в коробку, пе­ ремешаем, и кому что достанется, — Еще обязательно нужен концерт. Предложения все выслушивались, обсужда­ лись. Вся наша «вселенная» пришла в нево­ образимое движение, но на уроках — никакой болтовни. А то ещё отменят «огонек». Мы считали оставшиеся дни. Рисовали, ма­ стерили, вязали,, репетировали, придумывали костюмы, подбирали музыку. Казалось, класс сиял от улыбок и чистоты. Уборку делали все: и девчонки, и мальчишки. За тряпки, веники, ведра все брались охотно. Такого притяжения наша «вселенная» еще не знала. Рис. В. Ивановой. И вот... Перед зеркалами кружились дев­ чонки, искоса, как бы украдкой поглядывали на них мальчишки. Потом все собрались в клас­ се. Дух захватывало, словно в полете. Наша учительница, Наталья Кимовна, тоже празднич­ ная, радостная. Первые звуки музыки, нарисованные тройки с Дедом Морозом словно по заснеженному полю разом понеслись по листу бумаги. Ре­ бята расселись на стульях, и начался концерт. Зажигательная песня Олимпиады, затем спор­ тивный танец. За ним панто.мима. Ее придума­ ли Гена Рыжков и Виталик Стукалов. А в танце «Карате» участвовали две сестры. Старшая — наша одноклассница Лена До-рошева и млад­ шая — ученица второго класса. Но вот концерт окончен. Маленька* пауза, похожая на целую вечность. Сейчас, сейчас начнется танец, пёрвьЕЙ а жиз.чи. Но кто-то уперся глазами в пол, кто-то теребит платок... Сделать первый шаг навстречу друг другу нам помогла Наталья Кимовна. ' Потом танцевали все. И парами гоже. Пере­ давали почтальону записки, а он бегал среди танцующих, отыскивая нужного адресата, О чем писали?.. Шутили. Было весело. Вот Наталья Кимовна напомнила, что скоро восемь часов вечера, Кто-то успел перекру­ тить кассету и поставить ее на магнитофон. Еще раз... последний танец... На каникулах вместе гуляли по городу и все вспоминали и вспоминали тот для многих первый веселый «огонек». Мы стали нужны друг другу не только для того, чтобы списать не получившийся пример или услышать подсказку, мы стали нужн'ы для общения. «Подлинная радость, радость разде­ ленная», как сказал Антуан де Сент Экзюпери соединила нас. Лада ТАКТАЕВА. .Средняя школа № 19. г . Липецк. ,.БРигантине"отвечают в «Ленинце» № 14 от 3 февраля 1982 года была напечатана корреспонденция Н. Фединой «Посылка,..я В ней говорилось о том, что ветерану войны, пенсионерке Л. В. Шитиковой в 35-м отделении связи откдзали в просьбе доставить посылку на дом,. В своем выпуске «Бригв(нтина» предложила пионерам и комсомо,льцам средней школы № 50 оказать Л. В. Шити­ ковой помощь. Отвечает начальник Липецкого почтамта В. Зенков: «Начальнику 35-го отделения связи Т, Пушкаревой предло­ жено включить Л. В. Шитикову в список инвалидов, нуждаю­ щихся в оказании услуг связи на дому, и производить достав­ ку посылок в ее адрес на автомашине в свободное от развоз- Секретарь комитета-комеомо.па средней шкс.'ты № 50 Фе­ дюнина; «Корреспонденция «Посылка».:, обсуждалась на заседании комитета ко,мсомола, и совете дружины школы. Сейчас над в-е- терэном войны Лкэбовьга Васильевной Шитиковой шефствуют пионеры Женя и Лена С-г.ебко, проживающие в этом же доме. Комитет комсомола работу по оказанию тимуровской помощи взял под строгий контроль». От учащихся Новодеревенской школы Липецкого района пришло письлм); «В нашей школе учились Галина Гаврилова и Татьяна Сошнина. Школу закончили в 1979 году с золотой медалью и, хотя прошло более двух лет, семи медали они не получили». В школе сложилась ситуация, которая заставила ребят сомневаться; «А выдают ли медали вообще?» На запрос «Бригантины» отвечает директор школы И. Пат- рнцкий: «Новодеревенская средняя школа извещает редак­ цию газеты о том, что золотые медали выпускникам школы Г. Гавриловой и Т, Сошниной вручены». З А Ч Е М НУЖНЫ «ПЯТЕРКИ» Фраза показалась убийст­ венной. Лев Толстой писал; «Память исключает ум». Ко­ нечно -же, великий , шгеатель имел в виду пам.ять, которая Механически фотографирует действительность, берёт на про­ кат чужие мысли, яркие фра­ зы. Потом подумал; «А .не яв­ ляются ли ш_кольиые дневники,, украшенные соцветьем пятерок, следствием вот такой механи- ческо-фотографяческой памя- А вообще-то, что такое пя­ терка? Конечно же оценка. Но захотелось вопреки здравому смыслу измерить качество ка­ чеством — узнать оценке цену. Вот тогда и вспомнился этот Во в.ремя перемены заходят два ученика. Четверки по исто­ рии их не устраивают, хотят невравшь. - - — Готовились? —спрашиваю. ' Усиленно! — слышу в от­ вет, Зная исход многих подоб­ ных ситуаций; отмечаю в учеб­ нике соответствующие вопро­ сам главы, и отправляю рсб^!т в соседнюю комнату еще раз продумать ответы. Через час заходят. И на самые элемен­ тарные вопросы не могут дать, не говорю об исчерпывающих, хотя бы , вразумительных отве­ тов. Когда же заметил, что, ма­ териал они знают от силы на «удовлетворительно», удиви- — Жалко что ли пятерку? Зачем жадничаете? И вот на это хотелось отве­ тить контрвопросами: — Зачем она тебе нужна? Зачем нужна вот таким, мягко говоря, нечестным способом, рассчитанным на учительскую доброту? Конечно же, борьба за каче­ ство знаний сама по себе почет­ на. Мо почему ребята вспоми­ нают о ней только на финиш­ ной прямой четверти, полуго­ дия, учебного года? И почему отличную оценку стараются по­ лучить порой обманом, очкот втирательством? Может, ста-, раясь блеснуть своим умом, ко­ торый часто отождествляют с оценками, не понимают, что быть настоящим отличникам очень н очень трудно, ибо «не- обьятпое не обьять». Для это­ го нужно сочетать любовь к данному предмету.с большими способностями, обладать, вели­ чайшей собра,нностью и способ­ ностью к снстеу.атической на­ пряжённой работе. Причем, не только в школе, не только с мн- шщ.алышм объемом учебного., пособия. «Ведь пауку мало изуг чить, говорил Герцен, — ее надо пролтить». А в школе, ре­ бята Часто получают хорошие онейки не за глубину знаний, а за умение «привязать» себя к парте, не за умение применить эти знания на практике, а про­ сто за книжные знания, точнее , —‘ за отличную память. Но и память долнч'на быть избира­ тельна. И в Жизни почти невоз­ можно любить одинаково все предметы, которые встречаются за девять лет учебы. Летчики — люди, с которы­ ми я провел немало лет жизни и к когорте которых относил­ ся сам, этого порока лишены напрочь. В авиации главное-—' умение собраться и в любой ситуации найти единственно правильное решение. Успех, а иногда, и жизнь .летчика-истре- бптеля зависит от систематиче­ ских тренировок, знаний, обост­ ренного чувства ответственно- Часто вспоминаю Покрышки­ на, которого наблюдал па К у ­ бани. Обычно после напряжен­ ного дня боевых, вылетов, когда большинство летчиков бежали в кино, на концерт художест-. венной самодеятельности, уст­ раивали ' футбольные состяза­ ния, Александр Покрышкин от­ крывал карту, доставал лога­ рифмическую линейку. Он за­ ранее рассчитывал режим, вы­ соту, скорость, от точности ко­ торых зависело выполнение очередного зада.ния. Прославленный маршал авиа-.. НИИ, трижды Герой Советского, Союза пятерками в школе ни­ кого не удивлял, но знанпями обладал, действительно, от­ личными. Итак, нужно заботиться не только о пятерке. Конечно, .зна­ ния — сила, но сила их не в оценках. У капитала оценок еще много праздных владель­ цев — людей, которые после школы .получают золотые ме­ дали, после техникума, или ин­ ститута—красные дипломы. Но, к сожалению, продемрнстрпро- вать отличную работу они гото­ вь! далеко'ие всегда. Т . ПАСЫНОК, учитель истории.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz