Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКО- НОМНОИ - ТАКОВА ЗАДАЧА, ПОСТАВ­ ЛЕННАЯ XXV I СЪЕЗДОМ КПСС , ТАКО­ ВО В ЕЛ ЕНИ Е ВРЕМ ЕНИ . • ' НЕМАЛО ВНОСЯТ В КО П И Л К У ' Б Е ­ Р ЕЖ ЛИ ВЫ Х МОЛОДЫЕ . РАЦИОНАЛИ. ЗАТОРЫ ОБЛАСТИ . КАЖДОЕ РАЦ- , ПРЕДЛОЖ ЕНИЕ - ЭТО ЗНАЧИТЕЛЬ­ НАЯ ЭКОНОМИЯ СЫРЬЯ И МАТЕРИА­ ЛОВ , . , ЭН ЁРГОРЕСУРСОВ , РАБОЧЕГО ВРЕМ ЕНИ , ЭТО БОЛЬШАЯ ЭКОНО­ МИЯ Д ЕН ЕЖ НЫ Х СРЕДСТВ . СЕГОДНЯ МЫ ПУБЛИКУЕМ А1АТЕРИАЛЫ СОВМЕСТНОГО- ВЫПУСКА КЛУБ.А НОВАТОРОВ И РЕЙД.А «БЕРЕЖЛИВОСТЬ»,- Э К О Н О М И Я от... КРИ ТИКИ с тех пор, когда впервые на Новолнпецком металлургическом заводе состоялась научно-техническая конференция молодых' специалистов, про­ шло почти пятнадцать лет ..1\'1ногое за это время изменилось: активизирова­ лась работа одиннадцати секций, возросло ко.личество докладов, расширил­ ся круг разрабатываемых тем. Несколько иной стала и сама форма прове­ дения конференции. Два года назад на секции электротехнических сталей молодым специали­ стам было предложено нс только прочитать доклад, но и подготовить кри­ тические замечания по работе своего цеха или одного из его участков. Но не просто перечислить недостатки, .а предложить конкретные меры по устранению. О том, какой это принесло результат, наш корреспондент просил рассказать руководителя секции, главного специалиста по транс- |■;-ор^^а^оркой стали В. И. ГОЛЯЬВ.А. — ВаленГИИ Иванович, расскажите, пожалуйста, почему появилась не­ обходимое! ь в такой нерес! ройке ра-^ бо 1 ы секции? — Когда в цех приходит новый че­ ловек, всегда бывает интересно ус-лы- шать его мнение. Тем более, если еловек этот — специалист, недавний выпускник вуза. Если даже практвче-; ск.чх навыков у него маловато, теори^ поможет оценить обстановку на ' нзводстве, для себя от-метить, здесь лучше, а что хуже, чем могло бы быть. Существует и еще одна немаловаж; лая причина. Молодой инженер, как известно, потенциальный .руководи­ тель производства. Еще три года на; I зад Влади.мир Петрович Настич бы.д- олодым специалистом, работал вальг' цовщиком. : Сейчас он — начальник прокатного отделения четвертого стопрокатного цеха. За:; 1 ествтель на­ чальника этого нового сложного цеха — Борис Михайлович Черненило! лишь нескодаш лет иа_зад тоже про- ходпя стажировку. Поэтому очень важно дл; самого начала определить возмож­ ности инженера, посмотреть, насколь- э быстро он адаптировался в цехе, ! как скоро иа практике сможет при­ менить полученные знания. — Видимо, пользу приносит то,1Ько заводу, но и самим моло,дым специалистам? Разумеется. Ие'секрет, что пер­ вый год выпускники трудятся на рабо­ чих должностях. За это время они как бы прис-чатриваются, привыкают производству, узнают его секреты тонкости. Но II тут бывают свои ! нусы: некоторые молодые специалисты не отличаются особой активностью, работают порой, просто не задумыва­ ясь над тем, что уже сейчас, здесь, . есть где приложить свои силы, пока- 3 свои инженерные способности, же, когда предлагаем разработ­ ку определенных тем для научно-тех­ нической конференции, обязываем их подходить к своему труду творчески, то-повому . осмысливать увиденное непосредственно в цехе.. Тем самым дается своего рода толчок к дейст- Выступая иа семинаре с критнте-; ски.чи замечаниями по работе опред1- лепного 5 щасгка цеха, молодой инже­ нер должен изложить мысли грамот­ но. Причем, мнение свое он вынужден отстаивать, спорить, отвечать на во­ просы опытных, квалифицированных специалистов. То есть нужно не про­ сто сказать — «это плохо», но и су­ меть доказать — действительно пло- ло, убедить возможных оппонентов. Да и это еще лишь полдела. Выступа­ ющему необходимо предложить свой вариант работы по-новому, который действительно в корне меняет дело. И вот тут зачастую вспыхивают на­ стоящие дискуссии. На семинарах всегда присутствуют тачалышкй участков, их заместители. Так что молодым специалистам при- •ходптся преодолевать и некоторый чисто психологический барьер: ДО.ПЖНЫ (если понадобится) не бояться -вступить в спор со своими непосредственными рукоВодител В конечном 'Счете критическое мечание становится первым рацно- иализаторским предложением иа чннающего инженера. Практичесю, оно никогда не бывает последним. .А значит в будущем человек принесет немалую пользу производству. — Что конкретно дают эти рац­ предложения? — Це.х получает лучшую, более Со­ вершенную конструкцию ц техйоло- пш какого-либо производственно­ го эвена. А эго всегда экономия сырья или материалов, электроэНер- рабочего времсин. А в ко­ нечном счете . государствевных средств. ■ . • Чтобы не быть голословным,' при­ веду несколько примеров. На про­ шлогодней конференции бригадир электромонтеров Сергей Довгань из, ЛПЦ-2 дал крятический а.нализ ра­ боты датчика на агрегатах нанесения .электроизоляционного покрытия сварного шва. Старый датчик ре отличался особой точностью — срабатывал лишь н процентов. И когда , подходила _ - редь особо ответственных заказов, специал-исты чувствовали себя нс очень-то уверенно. Новый.датчик дает стопроцентную гарантию качества. Серчас он действует уже на трех из шести агрегатах. Экономический эффект от внедрения этого рацпред­ ложения составил 18,5 тысячи рублей. Интересным был доклад молодого шециалиста из листопрокатного цеха Мв 2 Натальи Мурашкиной. Вместе со своим мужем, тоже молодым спе­ циалистом, Олего.м Мурашкиным, который трудится вальцовщико.м в этом же цехе, они занимались усо­ вершенствованием узла нанесения термостойкого покрытия на полосу трансформаторной стали и очистки полосы от загрязнения перед нанесе­ нием термостойкого, покрытия. Сдела­ на лишь часть работы. Но уже сей- ,час экономический эффект ' составил 2,5 тысячи рублей. В результате на­ много .меньше стало брака металла. — Все лн предложения молодых специалистов внедряются в производ­ ство^? Какую это дает экономию в це- Из пяти мероприятий, намеченных по итогам конференция прошлого года на' сегодняшций день, выполнены четыре, с общим эффектом — 22 ты­ сячи 500 рублей. Цифра, как видите, весьма значительная. В нынешнем году в йлектростале- лавилыюм, первом и втором листо­ прокатных цехах, которые входят в нашу секцию электротехнических сталей, молодых специалистов прв- бави.тось. Готовятся выстудить на конференции уже К) человек, А это значит, что поиск резервов производ­ ства продолжается. Оргкомитет по подведениго итогов смотра НТТМ-81 отме­ тил, что комсомольцы и моло­ дежь принимают активное уча­ стие в техническом творчестве, в разработке и внедрении ра­ ционализаторских предложе­ ний, способствуют повышению производительности труда и улучшению качества выпускае- мой продукции, помогают внедрению новой техники и прогрессивной технологии. Победителями XIV областно­ го смотра научно-техккческсго творчества молодежи, призна­ ны коллективы молодых нова­ торов и изобретателей Ново- липецкого металлургического, Липецкого тракторного заво­ дов, производственного объ­ единения «ЛипецкеантеXника», треста «Промстрой», второго монтажного управления треста «Металлургпрокатм о н т а ж». Новолипецкого специализиро­ ванного строительно-монтажно- ПОБЕДИТЕЛИ ПРОШЕДШЕГО СМОТРА Подведены итоги XIV облаетиого смотра научно-технического творчества молодежи. В ходе смотра в 1981 году молодыми новаторами внедрено более 3 тысяч рационализатор­ ских предложений с экономическим эффектом 2,6. ммллиоиа рублей. Среди них около тыся­ чи предложении направлены на экономию металла, ма-ериа.чов, топливно-энергетических ресурсов. го управления «Центрдомна- Хорошо поработали рацио нализаторы транспортного уп равления, завода резино пластмассовых изделий, Лебе дянского и Елецкого машино строительных заводов. Студе невского рудоуправления про изводственного объединени кМясопром». Однако не вс заводы и фабрики, инетитуть школы приняли участие в смот ре. Относится это к технику­ мам, предприятиям текстилыюй и легкой промышлен.-|Ости, слу­ жбы быта. Слабо привлекали молодежь к научно скому творчеству на елецких заводах медицинского обору­ дования и «Прожекторные уг­ ли», в трамвайно-троллейбус­ ном управлении, на Липецком станкостроительном заводе, на Усмэнском заводе литейного оборудования. Первые места среди моло­ дых новаторов производства присуждены Старшему прорабу СУ-7 треста «Промстрой» Вла­ димир/ Новикову, подаБшему 6 предложений с экономиче­ ски,м эффектом 52,6 тысячи руб­ лей; мастеру СУ-5 тоеста «Жилстрой» Николаю Шорнсн- кову (16 предложений с эн мией 12,8 тысячи рублей); ханику сталелитейного цеха НЛМЗ Александру Корневае- ву (21 предложение с экономи ей 7,4 тысячи рублей). За активное участие в ском техническом творчестве бесплатными путевками в скнерские лагеря «Артек» «Орленок» награждены у щиеся Сергей Веревкин Кривополянской средней ш лы N2 1 Чаплыгл|иского района, -Виктор Выборов из Елецкой средней школы № 97, Игорь Вервиенко из Липецкой сред­ ней школы № 51. Пос.те окончания Калинин­ ского по-титехпического инсти- •ута Н. Хохлов был направлен на Липецкий тракторный завод. С тех нор прошло пять лет. И этого срока стало достаточно, чтобы Николая стали считать кадровым работником в науч­ но-исследовательском отделе предприятия. Многим пришлись по нраву его общительность, активность, деловитость. Вскоре руководство довери­ ло Николаю возглавить бюро окраски. Хлопот прибавилось. Много времени отнимают ком- со.мольские поручения (ои член комсомольского бюро отдела), рационализаторская работа. Хохлов уже подал около двад­ цати предложений, многие из которых внедрены в пронзвод- / ство и дают предприятию более Ц восьми тысяч рублей экономии в год. Об опыте работы новато­ ра рассказывалось в материа­ лах заводского стенда «За тех­ нический прогресс». Его фото­ графии на Доске почета отдела, на заводском комсомольском НА СНИМКЕ: Н. Хохлов. Фото В. Финогина. К а к с«уехали» РУ б л ш у каждого рацпредложения :ть своя предыстория. Если 8 учитывать всех точностей и конкретностей отдельных слу- . ее можно изобразить, по­ жалуй, в следующей простей- схеме: увидсо-подумал- переделал. Дальше начинеет- уже сама история оформ.че- 1 предложения, его утверж­ дения и, наконец, внедрения. « это ни странно, недора­ зумения порой возникают да- тогда, когда, казалось бы, давно расставлены все точки В журнале регистраций бюро рационализации и изобрета- тва Грязикского завода гидрооборудования это пред­ ложение названо так: измене- конструкции прокладки на гидростанции. В графе «автор» начальник бюро текущего производства отдела главного конструктора Владимир Юдин. Предложение в общем не такое уж сложное. В двух сло- суть его можно изложить раньше прокладка ' была большой , теперь стала значи­ тельно меньше. Функции • ее гом не изменились, преж­ ней осталась надежность рабо­ ты самой гидростанции, а вот количество резины, из которой делается прокладка, значитель­ но сократилось, Да не как-ни­ будь, а ровно в шесть раз! Экономия материала при этом получилась немалая. Такова несложная арифмети­ ка. Более точные подсчеты по­ казали — в результате внедре­ ния предложения Юдина еже­ годно будет экономиться поч­ ти две тонны резины и, соот­ ветственно; -1518 рублей. Предложение внедрено еще в прошлом году, дает свой по­ ложенный экономический эф­ фект. На этом и можно было бы закончить его историю, ес­ ли бы не одно «но»... — Хотите посмотреть мое новшество? — улыбается Владимир. И вот мы шагаем по цеху, туда, где стоят почти готовые к дальним путешествиям гид­ ростанции. Сейчас предстоит вместо загадочных чертежей и расчетов увидеть сам резуль­ тат предложения. — Пришли, — останавливает- Но что это? На всех гидро­ станциях красуются старые объемные прокладки. Где же’ рационализация, о которой так много говорили в кабинете? —• Наверное, кто-то из отде­ ла технического контроля в от­ пуск ушел или заболел,—пред­ полагает Владимир,— а тот, кто его заменил, не в курсе. Да и ААы сами, отдел главного конст­ руктора, не проследили. Вот и делают все опять по-старому. Но ничего, — тут же добавляет он, — это легко исправить... Неожиданным и, право ж е ,; обидным бывает такой поворот дела для рационализатора. Вы­ ходит, зря он старался, раз предложение существует как бы само по себе, лишь в «бу­ мажном» варианте! Зря тру­ дился сам, зря заставил рабо­ тать людей в БРИЗе, в отделах конструктора, технолога^ снаб­ жения, комплектации... ' Значит все, уже сделанное, напрасно? Нет, конечно, нет, и об этом красноречиво свиде­ тельствуют цифры. Просто чья-то халатность, а быт' может, прость беспечность пе­ речеркнул» труА,, многих лю- дейу . ' застевила недоумевать, сомневаться, _ Да, предложение иеслож! и в масштабах завода, возмож­ но, не такое уж заметное. Но ведь, как и многие другие, имеет свой определенный эффициент полезного дейст­ вия. Полезного не столько ра­ ционализатору, сколько всему заводу. Вероятно, громко бу­ дет сказано, но из таких «мело-, чей» и складывается научно- технический прогресс, полу­ чаются внушающие уважение суммы сэкономленных средств, о которых- с гордостью говорят «..;Это легко исправить», — сказал Владимир. Пожалуй, действительно так. Изменить -деяъ- в дв^?кой,к:итуации может, как говорится, лишь один теле­ фонный звонок. Но разве мож­ но из-за досадной нелепости вернуть с полпути уже отправ­ ленную продукцию? Вернуть только для того, чтоб, попро­ сту говоря, укоротить кусок- резины. Пусть даже и в шесть раз. Разумеется, делать этого ни;<то не позволит. А значит, уехали вместе с гидростанция­ ми сэкономленные рубли, тс самые, из которых вывели эко номисты цифру 1518. В - э :т о м году администрация техникума мне опять пред­ ложила поехать в стройот­ ряд командиро.м. На это я ответил; . «На меня могут молодые преподава- т.елн обидв-ться— иекоторые-из них ни разу, не ездили. Предложите им. А меня считайте в надежном резерве». И назвал несколько фамилий. В этот же день командный состав двух стройотря.дов Лшецкого ■машино-' строительного техникума был уком­ плектован. Л.несколько лет ' .назад руководителям техиикушг- - приходи- ,-лоеь тратить много энергии на ло,д- бор командиров и комиссаров. ПриТ' чина отказа понятна: за год препода­ ватели очень .устают II е нетерпением ■ ждут, отпуска - - теплых летних, дней. Что же изменялось за эти годы? Труд преподавателя? Нет, Он стано­ вится все напряженнее. Оплата за лет­ ние месяцы? Она- остается такой же: больше 150 рублей в месяц препода­ ватель — командир стройотряда не. заработает. Эта сумма обозначена 'В договоре,-и руководители принимаю­ щих организаций стараются не пере­ платить ни копейки, хоть стройотряд н иеревыпояпиг план. Сужу не со слов, а но собственному опы.ту. А цронзошло; то, что работа строй­ отрядов теперь опирается на солид­ ный многолетний опыт. И всякие -слу чайности в его деятельности воспри нимаются как «ЧП». Руководители отрядов, бойцы под бираются в начале года, пото.м на.чи нается нх ,учеба. И венец всего — трудовой договор, скрепленный де сятком печатей различных органн заций, начиная от принимающей"' и кончая — санарцдемстанцией. Выезжают на стройку физически здоровые люди: все-заранее проходят медицинскую комиссию. И какой бы ни был. ио численности о“тряд-^с ними медсестра. И хотя преподаватель .зна­ ет, что осенью он, не, отдохнет два ,ме­ сяца — надо начитывать часы курса — иначе останешься без отпусйных, — он- отправляется в стройотряд. Едет потому, что он, спокоен-- за с>дьбу своих воспитанник-Ов И цс только поэтому. Он еще'знает, цт<з ему осенью обязательно надо выез­ жать с учащимися в совхоз, И не меньше, чем,на месяц., А в этой осенней работе много случайного, ранее, не запланированного, не г дусмотрещюш иикакнии договора ми^И недаром векоторые преяодава тедаТособеиио женщины, в лице меня ются при словах, «ехать, на яблоки» г, заставило взяться з не всегда сопутствовал успех: наты- кадйсь_на ._ К 0 ЛКУ'| 1 ШИ»в-.нреподаватё- лей* ,шт-орые.:даВ|Щ4алГЩи>. .такой ^ке операцией. Возя 1 П{аяо: иногда'' жела­ ние:. плюнуть на все, сёсть , под ябло­ ней и дышать чистым воздухом, благо погода стояла велвколеяяая. Мы настолько допекли своямя жа­ лобами . агроиома-садовода Гунара Крнстаповича Дравнкек, что он лично дважды сопровождал на наш .уча­ сток транспорт с ящиками! ■А| ющ 1 о их было достать? -Конечно!. Нх много---абжаЩЖ311та1)Ятаг-товде- лени. 11 . Но .не .;. ш.тремонтировашпЗ:х. ТГросто надо было послать туда грун- пу ребят, снабдив их молотками, гвоздями.-Преподаватели говорили об .этом руководителям сов.хоза, но' те ссылались на нехватку транспорта. ' '^ (д Г Т '^ а н сп о р тш ’^ ^ Совхоз —- многоотраслевое хозяйст- поздний расчет породил немалр обид и разочарований. -А. нретеями вредъ- янй1ь некомут зарнтагу "выдавали в. да н поздцок,. Задолго до приезда кассира я дал группе Т-80-3, где вел, общественпо- политическую практику, задааие: на­ писать сочинение на тему: «Самый памятный день в совхозе имени Ми­ чурина».. ..Цель была такой; проверить гражданскую зрелость будущих тех- ншдав-.мохаяиков, потому и настроил­ ся .читать .проаэ,ительные строчки о солнечных яблоках, о туманных долах- над Доном, о хрусхзлыюй росе,.. А; порази.ло другое; «С| 1 Дйлидб.ез, „ЛЙЧ а ■ков», «На. было. ,тра,Н(;норта«.Я'ал&кп' ходить на работу», «^ые , .повара», «П.тбхоеТ!кШгаё” (»Г Хотяжонец каж- дого”~~ЕбЧШ€ния дышал мажором: «Кому .как не. дам, но.тодьщ, перено­ сить трудности!». Несколько лет назад п выпуске .«Магистрали» был опубликован дневник командира ССО Липецкого машиностроителкного техникума А. Попова. Этот преподаватель много раз возглавлял учащихся в их трудовых семест­ рах, постоянно выез.'кал с ними н на ссльскохозяйствеиные работы. Сегодня А. И. Попов, пользуясь своими многолетними наблюдениями ком.андира, поднимаег проблемы, свя)а 1 шые с осенними работами сгудентов на селе, проб^ 1 емы, которые волнуют всех, кого ждет предстоящий трудо­ вой семестр. Яблочные* страдания, ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ КОМАНДИРА О ДНЯХ МИНУВШИХ И ДНЯХ ПРЕДСТОЯЩИХ ~...В совхоз имели Мичурина Лебе­ дянского района я впервые. приехал на убор-ку яблок шесть лет назад.. Здесь еще не .было типовой столовой, общежитие достраивалось, и' асфальт только на.меча.тся. Но об этих днях мои первые студенты помнят до сих пор, хотя стали уже взрослыми н ра­ ботают самостоятельно. 1^е забы­ вается то время потому, что работа была организована четко, а кваеш-шн 1 зезульт ат*„ёе^ы.ч 'извесгеи<ю-' вечСр Бригадир Анна Фгш )М5вЦ^~Урш -'’’^ екая принимала и ^подсчитывала готовую.. „цродукцшо,-.каторая в этот же день поступала на прие.миый пункт. И .зарплатой' все-'Ъстались^дб- вольвы, ее ребята получили, в день отъезда .и,, в, соо.тв.еетв 1 ш”с затрачен­ ным тр,уддм._- ..Нр/тШ рт_г^^^ргаш 1 зация труда на сборе яблок становилась все,хуже и хуже.--Дв&| года назад, .. наприм^ оста т15с&^ывезе!ШЬ1м1Г^Т^ "пять контейнеров с яблокаАш, собрагщкми только моей группой. Это две тонны первосортных яблок! Они гнил-й,’ рас­ таскивались на внду-у ребят. Расскажу о работе одной группы — СК-80-2, которой я руководил более, полумесяца. За все это время только один раз нам --------- тальные же дип я, вооруженный мо­ лотком и в^ пров^Ж дййи^ ух юных ‘ гвозденрсцев,_ шЗси'Зкя до-—овресишм участкам в поиска^тарьЫ-Увы! Нам -во: здесь выращивают и зерновые культуры, и-саха-рную свеклу, есть и молочнотоварная ферма. И все это одновременно подоспело, созрело и ..требовало забот... ‘ - ■Но почему из-за нерасторопности р у вд в о д к то лЖ -Д с К Ж Ж ^ а т ь ст5'7 донты? Их прнглаеили -трудиться' . на етаустц, что они и делали. -Да дрд найти. Ведь нногда_Т1а.,щ1ДКШШШДь- ных участ 1 <ах, где"рйочке,со8хоза паШ! "для себя карт&шку-,-ч;тояла. пятыщест-ь трактортг,' хотя- “ -гда было дбой«сь-ц одним. совхозе, гыящшй -Шйдывается' плодоврдчед:шм* сда-'Ш-.СЧИтат'ь' вто- ростщнпьш делом. А студентов-— .де'шевй |за^,^ 51 иЩЯ' 0 Й. Об'это'м го- ■-вор«ТТ*дру,гие фякт..ы. На.иример, бригадир Николай Данилович Кули­ ков . был ,н.а ■нашем участке всего Два ^ааа. П ю ,о н приезЖал не за тем,- чтобы организовать учет, нашего тру­ да, а' посмотреть иа работу ■: погруз-^ чпка контейнеров. Приходила каждый день, его помощница — Татьяна Сте­ пановна Чиркова. Но-это. был, скорее все.го,,. визит дружбы, П ос - у ^ трит она на наша бе, 1 ы,__п_рвздахает все .остаетсяад-прёншём.у. естес1веь^н#-1шл^вдлась пестрая картина в ааввда. 1 й^й 1 ащнхся. Первокурсники группы СК-81-2 . две неде.ти, работали в Центральном о т-: делении и' позунили в- оредаем . .на чедовека.шо четыре рубля, Почти при такой же производительности труда их сверстники из группы СК-81-1, ко­ торые работали в четвертом отделе­ ний, получили в среднем по 25 рублей. У моей СК-80-2 ~ ежедневные тру­ довые показатели были поскромнее, чем у СК-80-1, которой руководи,! мой товарищ Михаил Яковлевич Лу- говских. И я часто говорил, своим; «Слабаки вы!. Берите пример с труппы Луговских!». И вот эти «слабаки» по­ лучили больше, чем' передовики.'’ л ' ''"*“ '~1®1ГШ(фбйбшГб-оби- делся п сделал туманный намек' на мою порядочность. И самое странное то,: что у п л а т у уча.щимея~ второго вотока_тоь|дади_через сорок дней, по­ сле их^ отъезда из совхоз'а. Этот приосит* не столько ^)ад^сти, сколь- 1Ш...алаС1Шг1шнрвс-ту--шервв*рм«и. По­ этому, когда едешь в этот совхоз,. то ,с испугом думаешь: «Хотя бы все обошлось без накладок». А оии-т-о подстерегают на каждом шагу. Некоторым 1рупиам д,ш пере­ ходов *дздщцё,«у,вад;тка требова- ................... Это нец. -А если 11 а,,,, 2 б§д^; 8 ,^ д ]гдщЩ ^ 'й ка{(. до'с.те. хшепх прог}'. 10 к..выполнить норм)? Л автобусик один, который «через день лечится»... Как быть? И мы, преподаватели,, «отлавливали» по­ путный трапсиорт. Хозяин старенько­ го трактора и еще более дряхлом те- Мжкя Иван Дмитриевич Ярцев под­ водил нас К-утлы.М'бортам и тык.ял пальцы на полинялые слова; «Катего­ рически запрещается перевозить лю­ дей». И старался увидыгуть от нас, что не всегда ему удавалось. Но другие были более покладистыми. И тогда преподаватель взбирался на вер.хотуру, становился в наиболее опасном углу ц приглашая : своих подоцечкых. ' у Т я Еще в более рискованном по.аоже- Н 1 Ш оказывались; грузчики. Сидит .этакий шестиа.дцатилетшш герой иа горе шевелящихся ящиков и снисхо­ дительно смотрит на пеших товари­ щей. Я , например, снял своих ребят с этой опасной операции. Теперь, о «мелочах». Корпус ;двух- этажиого оёщёжп'тня цр .оддддаваот" октябре, по утрам, ребята начинают мерзнуть в каменной коробке, обувь становится влажной. Директор сов­ хоза П. Н. Пастухов каждый раз обещает «принять меры». ,Цр.уж 1 иганкп в наших общежитиях был 1 ГПр|?да 1 ШГТоВ 1 'Яйй'Г”Аятор этих строк дважды ’баЯ'Ъбъектом нападе- иия: . однажды егв чуть не _ избили местные элоумышленпии), когда он оХранял «объект» общежитие. А другой раз повара-женщины: он защищал свою учащуюся. И после каждого случая о1т облегченно взды­ хал: «Слава богу —. обошлось!». А . друзья его философски -рассуждали: ) Л Е Н И Н Е Ц «После всяких, опасных поворотов — жизнь прекраснее». Совхоз ■считается рентабельным хозяйством,, а- ба 1 ш,-^ 5 «ънего —- -раэва-- лщ » а.,щ)имьшаез' вплотную к фувк» иишщщ.дацщ. кошбщни&гДаже ми­ мо пройти неприятно, ие то что мыть­ ся. А ничего — мылись, если мы находили банщика- и нам выдавали чнстое_ белье. Это событие „лда- 9 ви* дцжь-драздджсш.' ' - '“ "Н.е,,аадад«шы .бадц „средства ии- формац{ш. радиоточек в общежитии нет, газеты не давали. И самое пора- знтель 1 ТО 1 *У^!В»ТОтъетдд ггелщовелн _даже,зак.зюч'"и'тё11ьной ^^лииейки. 'Нн- кому не .сказа.ди доброго'слова, не вручцди дш дра-мот-.-нй иодаркоа. Как ' б у д т о * ^ ^ ^ студентов и „,Ц&„В84 ч ,- ■ЦЛН де.дых . два ,.Х 1 есяца. .в.. совхозе! А ведь ребята нашего те’хннкума ежегодно! перевыполняют -плановые- задания. И в прошлом засушливом 'году они собрали полторы тысячи тонн яблок при плане — тысяча. Теперь понятно, почему со'страхом едут женщины-преподаватели уби­ рать солйечные дары лета. ' Обо всех проблемах поговорил е некоторыми знакомыми преподавате­ лями из других учебных заведешщ. ДчрекТОД-.СПТУ-21, Виталий Андре­ евич Ш8ба.Еоа.,ека.зал: «)-|а.ше училн- , ще убирает, яблоки в довхбзе «Доб- ринскиа».- П.оиц.«тр. же ,Аамые про- тали «ш_абацшшд».у .иреподавЖль Липецкого""металлургического техни­ кума Валентина Андреевна Долбки- на (она много раз выезжала в сов­ хоз «Усиаяский»): «У нас стало по­ лучше. Но педостатков хватает»-... Выводы, напрашцааются сами со­ бой. Студентам вместе с преподава­ телями придется выезжать в села еще не один год. Практика подсказы­ вает: надо учиться у Д;троите'^Ш 1 ШХ! 2дТ)'Ядбв У Тщх Всё'вЛьГра'б'от, бит, ше*^к"ая Ио.мощь ^ельским . школам, пёненойерам, .тр'кцй^жотщертьГ и многое Другое отрансеио в дого- ,вор>|;, ц.ту, в еоциа.шгхическчх абпдд- Дгйьс ,щх . Потояу;, наверно,_работа в сгрои 1 ЩЬных-..-отрядах.. зааю.ми'иаехся- , надолго. О ней пишут газеты, слага­ ются несни. Четкость в работе до­ стигается тем, что, подготовитЕль;1ЫЙ пер'иод в учебных' заведениях начи­ нается в декабр,е-г;Яцв4рс,..А..тощ|ее . сказать;- ЭТОТ' процесс никогда ие за­ канчивается. Есть" ойастноЯ шта)3, который не уходит в отпуск после окончания деятельности отр.оитсльиых- отрядов. Почему бы не перенять' эюх. опыт трудовым дасгииам, выез­ жающим на село убирать . урожай? Соамзаа до договору выас . 1 ять >ча- хтки,,.сдавать в наем благоустроей-- ■мыс о’йфж.ИтТш, ‘йрйнят'ые .сначала санэтшдемстанцией, обеспечить не­ обходимым по технике безопасности. И ие стали бы посылагь студентов на те участки, которые уже обработаны «шабашиикамя»,. предлагать лезть на деревья без специал’ьных лестниц, грузить целый день ящики без рука-. радом со з.товоиньшп туа- лета.ми, котарые не. хлорируются. И почему, .ксддтд^да же иа один строй­ отряд, .в котором о'бычно тридцать человек, положена медсестра, а тру­ довому отряду, где бывает до ТЙ-ч- Щ 1 Мичурина. Не случайно многие ребята, физически -здоровые, на редкость добросовестные, выбы­ вают из строя по болезни. .За я . ни разу не видел в поле к(Ж 1 Сомольс;<их работников, ко­ го-нибудь из санэпндемстарцпн. Тру­ довой десант — это ч'то легкая про­ гулка? .Или дешевая рабочая сила!? Р1ет! Ребята, которые выезлсают в. село, этого не скажут. Л. ПОПОВ, преподаватель Липецкого машиностроительного техникума. На рисунке только что выпущенного почтового кон­ верта — шхуна в ледовых торосах и рядом с ней портрет русского офицера. Надпись коротко поясняет; «70-летие экспедиции Г. Л. Брусилова на шхуне «Св. В истории покорения Ар­ ктики три имени стоят; ря­ дом. Это имена Георгия Седова, Владимира Русано­ ва и Георгия Брусилова. Они были разными людьми и ставили, перед собой раз­ ные задачи, но та:< уж по­ лучилось, что путь их экспе­ диций начался в одном —• 1912 году, а закончился, ПОГИБШИЕ ВО ЛЬДАХ хотя и в разное время, но одинаково трагически. Старший лейтенант фло­ та Седов погиб на пути к Северному полюсу, а его «Св. Фока» с оставшимися членами команды с трудом добрался до Архангельска. Отряд геолога и полярного-, исследователя революцио­ нера Русанова на шхуне «Геркулес» пропал без ве­ сти. Лишь спустя много пет были обнаружены его сле­ ды. Только следы. Видимо, I удалось никому. Лейтенанту флота Геор­ гию Львовичу Брусилову было 28 лет, когда он воз­ главил экспедицию, поста­ вившую цепью выйти север­ ным морским путем вдоль берегов Сибири в Тихий океан. Из Петербурга шху­ на пришла в город Поляр­ ный и оттуда направилась в Карское море. «Св. Анна» водоизмещением в 231 тон­ ну и 24 человека ее экипа­ жа остались наедине с Арктикой. О двух долгих тяжких зи­ мовках во льдах, дрейфую­ щих на север, мы знаем из записок штурмана экспеди­ ции Альбанова, который с частью экипажа в апреле 1914 года покинул шхуну и пешком отправился к зем­ ле. Ушло тогда Т4 человек. Дошли двое — Альбанов и матрос Конрад. На земле Франца-Иосифа их подоб­ рал возвращавшийся по­ сле гибели Седова полу­ разрушенный «Св. Фока». Судьба людей, решивших провести на шхуне третью зимовку, неизвестна. На- верное, эта зимовка стала для них последней. Три экспедиции. Три име­ ни. Седов. Русанов. Бруси­ лов. Люди в нашей истории, в нашей памяти не одно­ значные. О Седове написа­ ны книги. Образ Русанова как человека и революцио­ нера также привлекает, особенно в последние годы, многих исследователей. Брусилов известен меньше.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz