Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н Е Ц • 2 1 в сегодняшнем номере «Ленинца» мы публикуем материалы «круглого стола». Его у»а- спнжамн были Л. Г. Ж.тобич, заместитель председателя горисполкома, С. А. Шмаков, де кан воеиио-спортиЕного факультета ЛЕПИ, кандидат педагогических наук, М. Б. ^’аков- ский, заведующий районо Правобережного района, Ю. П. Осипов, зав. отделом спортивной и оборонно-массовой работы ГК комсомола, II. И. Кунаев, второй секретарь Правобережного райкома комсомола, Л. П. Благодаров, председатель горспорткомитета, Б. И. Байрачный, директор средней школы ЛЬ 60, С. А. Валетов, инспектор угротыска Правобережт’сго района, К. В. Марков, рукоЕОДИтелт. оперотряда «Дзержинец», А. Ф. Касьянов, руководитель Морского клуба Левобережного Дома пионеров, В. К. Дьяков, руководитель клуба «Юный летчтгк» городского Дома пионеров, С. В. Лтамашох, завуч-организатор средней школы № 15. Есть хорошая мудрость: «Чу- ' жчх детей нет. Все дети наши. Старики н дети , всем родия». Позвольте по пб|тучению р е дакции .поетапить участникам «круглого гстола» первый во- КОРР.: Думается, никто из . прису'тствугощих здесь не уди вился, получет приг. 1 а.’шеиие в редатщйю. Проблема «трудных» подростков воляует прежде все го вас, тех, кто ' некосредствей- но занимается рабо.тай с детьг дрос: в чем же причина, ми. Проблема Зта так же, как пормальяьгх роветекнх .школах, II проблема отцов и детей, на- где для в.сех в принципе созда- верное, извечна. Подростки иы одинаковые условия, на ка- трудны Д.ПЯ нас, мы с ними ком-то рубеже ломается,, тгс-■ порой не справляемся и неко- кривляется путь ребёнка? Какие торые из них уходят В большую ' условия, причины порождают жизнь со -знажом минус. По чему это происходит? В газете неоднократио пуб ликовались письма подростков. лёние детей с отклонениями нравственнош, плана, детей, на рушающих законы и порой д а- -жег. еовершающих преступле- --— „ , ВИЯ. Может быть, в вашем, г.о- Это были .ребячьи размыш.те- какие-то наши, ме- собственнЬ 1 х судьб х. ^ охкошении усло- Но вот взрослые ночёму-то малчивались. И сейодня мы должны еще подумать над тем, что же мы, взрослые,. смо жем сделать в нашем городё для таких ребят? С. Л. ШМАКОВ: Я с удов летворением коисхатярую, что из того круга лиц, которых мы наметили пригласить, пришли Я могу ошибаться, но я за метил, что не все, стоящие, иа :учете в милиции, ~ -«хр'удяые» ■дети. Кто-то, наверное,, ответит ' » ча вопрос, какие, мяАо гово ря, отклойеяия в поведении, подростков, наиболее типичны, яайболее опасшл, сложны? С. А. ВАЛЕТОВ: Иногда все. Никто не о ™ ” ^ Р^™°- думаешься: чего не’хватает сей. тгзттгп-тх^ .^ПАГТ, ГЛППЯЛИСЬ ЛЮ- :: подростку? Зайдешь ди, квд'ртиру: родители живут «трудного» ребенка, по-р ^ ! У . прекрасная обстанов- масш 1 а.бно ,с точки зрения ^ и ^ создания базы, каких-то опре- ка , ' мебель, то есть все ус лош я . тебе для учебы и отдыха. Но подростка тянет в компанию. .'Согласен, не все, стоящие у нас на 'учете, — «трудные». Однако; если в милицию привели. .Несо- •нтд.г-- у ; верщеннолетнего в нетрезвом ковский, Вячеслав Иваиович БайраЧ'НЫп. У Л еонида 'Иване- ’ "вича Благодарова ф1 деленных . условий, организа ции работы в грроде, .например, на уровне Людмилы Гаврилов ны 'Жлобнй. Конкретные прак тики.-— 'Михаил Борисович Ра обязаны пежта- его па учет, хотя работы связан с создшш- «%“ дныГ ; _... ..юртжвных условай ребят, .Уняиялен о пы т '.' Васильевича ■Маркова с С 1 о рс- родители порой из-за сво- бятам-И в отряде «Дзерж т занятости могут не увндетт двадцать которому уже двадцать лет. вс'„го й тсго ’Ч то 'ояна ' ^стппо'* словом, в с е м ^ и ш д а :Н оУ ли в з г Г у Т ь с д р / о | получается? ‘Все- здесь -есть что сказзтв, выра- ■..вокруг ;ЭТОН вечной ироолемы. ■ Но статистика не всегда в ,судйм.ых, повторяют'й какой-то этом плане'"до'казатедьна'. стейши примеры собственных' есть, что ребенок, который вы- 'родктелей. В .нашем районе , бивается из привычных правил, больше всего правонарушений сложен д.'1я контакта и в.гю- и. преступлений совершается на следствии становится плохим опытной станции. Как только человеком. Нет. Совсем недавно начинается лето, там собира- я имел йеожидаиность .полу- .-ются компаи.ии подростков и чить «тринадцатую^ зарплату отправляются в посадКц, где через мКОРО времени. З авод чапй всего еовершаются; кражи, ' «Свободный сокол» неожидан- грабеж отдыхающих. Почему?- но обратился ко мне с просьбой Д а шотому, что на опытной помочь им в ортанизааии кок- станции не так уж мз.то роди- церта. Приехал' т- завод, был телей, которые в буквальном пораж ен ‘тем, чТо увидел: со-, смысле что-то Тащат с , работы, временный цех с 5 ши*альным Скажем, огурцы, муку. Знаю юборудоваикем, интересней- «трудные» семья, где отцы, бы- 'шие люди. Потом меня прнгла- ли йривлечеяы к судебной' от-. СИЛИ в йлубную комнату, где .яетотвевностн за кражи, .а .их ■репетировала ‘ молодежь. И дети, хоть пока и в меньшей .вот там на м ем стали вътхо- .стеиени, не пввторяют поступки .дить — один, второй, третий... .родителей, ведь от .детских глаз седьмой — ребята, с которыми .иячего не • остается :яеза«ечен- •я в 1963—6В годах работал ным,. ® клубе «трудиог-о» подростка Есть и еще один 'бвч для .«Алые паруса». Был такой у цдшого города, где все . -*ще пас клуб, ■куда ребят доставля- со-хранились старые, надо дря- ;ла милиция, причем очень мо' сказать, дикие традиции — «гложный контиигент ребят. И дедшк, вражда меисду раЙвпа- »друг я увидел хороших .ра-бо- ми, вапрпмер,,между .«Слвбо- •чих, бригадиров, мастеров, ве- дой» и_«Прогресс&м». Знаю, лнколепных людей .'Я не ни- есть, «закон» каждого района: тмЛ подросток не входит в компанию, чтобы дратрея с «врагами», его могут избить. Совершенно непонятно: . ! мнош лет. : тем, дот* г Но вместе говорю о том, что не все дети, вырастая, становятся иными Взрослыми, все-та-ки ‘ какой-то . койство -ботаем с подростками. Не секрет, что явление «труд- М'ожно делить, за драться? Мы, .коиевдо прини маем меры по. разобщению этих Искореиить-эту вражду нашем городе пока -не , можео . И мы долдааы сделать сгабнляэрруется. Подростки это. , доста'вдяют нам хлопот и бес покойства, как говорится, «будь В. И. БАЕ1РАЧНЫЙ: Ребенок здоров» сколько. Но спокойно действительно усваивает нор- .проходнть мимо этого, даже дативный мир взрсюявх. Е1з если это и малый пводент, пикю из ш с пе вправе - ^ в .детского, садика д е т . уже ответе за все.х, кого воепиты- приносят домой некое копиро- ■ием, кто около рас, рядом, ванне взрослых. А в шко.те с'овершенво -спокойно ж -откро-' ■ вешю говорят о том, что их родителя воруют-Начйпают во-' .ровать и дети, с пустячка, с кезначительного, с того, что .«плохо лежит». Что подучает ся? ПопробеШаян раз,<др 5 той— -закрепляется привычка. Ребенку необходимо дать возможность утвердить ~ себя как личность в че^-то. Если не в чем и нечем, ребеной на ходит негативные явления. С. А. ШМАКОВ: Мы уже .йаэвали три нричшгы . поцада- ■иия подростка . в .разряд «трудных». Се.мья, как пример,-. «традиции» города, «законы» районов, рее еще оставшиеся по сей день, и отсутствие воз можности применения сил н а . 'определенном . пороге варосле- ; 1 ПГЯ, когда идет уоваение мира взрослых. Что еще порождает отклонения в ябведении ребен-. М. Б. РАКОВСКИЙ: Их много. А в школе одна нэ при чин такова. Дети не определя ю тся 'в ко.тлективе. А. не опре деляются в силу, может быть, если хотите, недостаточной пСт датогйческой грамотцоетн. Еще одна интересная при чина....С моей точки зрения, ны нешняя совреме.нная семья ста- .та менее гостеприимной. Дети . собраться друг у друга 'не мо гут. Им надо бегать, ирыгаДь, 'шуметь — не б.удут' же ^нп важно сидеть и аднв,о разтоЕД- рнвать! Мало того,-что-родйтё- лН' недовольны, - т соседи воз мущаются, скандалят. Куда ■идти? На улицу. Другая позиция тоже ц.з - современной семьи. Средняя етатнсткческая советская семья: : ковры,'мебель — полцровааный мир. Отсюда выход на ребен ка: не тронь, «а прикасайся! Куда -деваться? —- На у'лицу, ■ ' Молодая "Семья, где папа с ■мамой, допустим, учатся. Вече ром им надо заниматься: кон спекты, чертежи... И .«тот са мый мальчонка, которому ин тересно-все: а почему :так, а ■п-очему не так? -— убедшшись в том, что он мешает, -выходит т : улицу, гулять. Немаловажен тот факт, «с- ли судить о преступлениях 8а 1981 РОД в нашем районе, что все преступления, 3 ооно-виом * виде краж, были совершены в комнаниях, которые формиро. валйсь случайно. Вьшел прд- росто-к на улицу, и-оётоял. Цо- дошли- другие. -Пошли? Пошли на дело, лютому что -болмве делать нечего. С. А. Ш ликО В : Выражонне «пошли на ,'дело» .очень либо- нытнб. «;Не 1 такого .дела, ко торое меня, держало бы, пошли на дело» ■(имеется в виду 'уго ловное дело). м . Б. РАКОВСКИЙ: Реше ние .значительной части про блемы — поворот иа воспйта- кне семьи. При беседах с роди телями, учащимися, по работе в комиссии по делам нссовер- . шеннолетиих часто приходится сталкиваться с фактами ведаго- гинеской малог-рлмотмсти И, еще одна, на .мой .взгляд, небезынтересная п .од-н ц н я. Правонарушения совершают иногда н девочки. Но вот про порциональное С0йтяошен|(б мальчишек, «идущих на дело», гораздо значительнее. Дело в том, что у нас в школе мужчин воспитывать некому, Еели Л. Ф. КАСЬЯНОВ. л . г . ЖЛОБИЧ. Ю. П. ОСИПОВ. в. к . д ь я к о в . Товарищ подросток Товарищ подросток НЕТ ДЕТЕЙ ЧУЖИХ , ВСЕ ДЕТИ НАШИ «Круглый стол» «Ленинца» л. н. благод . лров . с . в . ЛТА.МАНЮК. с. А. ВАЛЕТОВ. в . и . БАЙРАМНЫЙ. Д1. Б. РАКОВСКИЙ. всходить из того,- что мужчин может воспитать только муж- чйка (а это.факт абсолютный), то у вас 90 ироцентов учителей в школе “ женщины. Каким же образом женщина може-г -воспитать мужчину? И следу ющая позиция, в этом плане возникающая. Как-то мне по-, палея любопытный . материал советских социологов, их а н а лиз, посяященцы-й школьному 'лоспитанию (я опять говорю о мужском воспитании). Там указы.8ается такая цифра: в современной семье жегааина за- ■цнмается домашними -делами п ' неделю на 16 часов больше, .не, ■жеяи .мужчиия. А домашние мужские дела исчезли в связи с уаучшегшем бытовых усло- -вий. У мужчин хоть и полу чается от З..ДО 5 часов личного времени, все..такн в большей -части воспитание сыновей они варучаюг женам. Вот и еще одно из решений проблемы воспата-иия р ^ е я к а — мужское начало. В. И. БАЙРАМНЫЙ; Со вершенно верно. В школе, дома нет совместного труда мужчин. Чешские социологи подсчитали, сколько .процентов Качейв родительских и учи тельских приобретают школь ники. От учителя, оказывается, школьники приобретают качеств на 20 процентов больше, не жели; от родителей, Так какие же Качества -может воспитать в шкояьнике'-подростке учитель^ М. Б. РАКОВСКИЙ: Вот еше одна .позиция, с которой я •Столкнулся. Может быть, она звучит иеск-ольжо крамольно. Мы говорим о подготовке де тей к ЖИ 31 ВИ. А право-мерна .чя т а к а я , постановка вопроса? Разве ребеиок —полуфабрикат? Он родился, — он уже живет. Наше -отношение к. ребенку, по- моему, кескояько веверйо. Что -его. готовить? Он-же живет! , Л. Г. ЖЛОБИЧ: Я тоже считаю, что само наше отно шение к детям (все мы роди тели, какай бы пост 'яи за.ня- мали). действительно яСверноА Когда я бы-ла на отды.хе в Болгария, там я совершенно случайно, глаза-ми педагога .(ваверное, в силу того, что более 20 лет я отдала школе), наблюдала болгарскую -саадь- бу. Что меня поразило? .Дети на этой свадьбе — но.лноирав- ные члеяы торжества" И ие так, как у нас. У нас-тоже дети присутствуют па свадьбах ,' по они как посторойвие. Они нас йе интересуют, они нам не нужны. В крайнем случае, вна чале от них мы отмахиваем ся. А йотом, когда в.зрослые выпивают--определенную дозу, вообще забывают о детях; ту г уж и выражения пошли, и т. д. Там же, на боягарской сва.дь- 'бе, настолько уважительно от носятся к детям, что сразу чув ствуется: маленький чейовечек там наравне со взрослыми,-Мы ж-е своих детей в большинстве своем, может, я грубовато ска жу, не любим. Как мы к ним относимся? Вот вам фа-ктьь В этом учебно.м году, как всегда, . шла педг-отовка к зимнему се зону. Исполком совместно ’с другими 'органами—народного обрпзоваяия, спортивными,- хо зяйственниками '— проводил •мер@П|рнятия для того, чтобы ■ребенку создать определенные условия для культурного про. ведения зимнего отдыха,'' Из«. готовили 33 хоккейных короб-, жи. Много? Конечно, много!. По^ - -ехали проверять качество з а - , ливки льда. ТовФрише мы это делаем? Мы, в-зрослыёЛ люди! Вы посмотрели бы на качество заливки. 'Н астолько поразило наше неуважение, на ша нелюбовь и детишкам, ко торые выйдут иа лед. Перехо дили от одной коробки к дру гой — на льду бугры, на конь ках -не проедешь. Приезжаем в школу № 6 (шефы шкоды, з а вод «Цеитролит»-, наконец-то иоета-вили хоккейные коробки). Вы не поверите, что мы там увидели! Опоры щитов шефы укрепили внутри хоккейной ко робки. Вы можете это предста вить? О чем все это говорит? О том, что у нас с, самого дет ства в большинстве .случаев, к сожалению, между взрослыми и детьми существуют ножницьк Вто,рое. Мы и.ч со®ершсяио не Знаем. Я -много.лет работа -_ ла и учителем, и орг-аннаатором, н завучем, но ие'чютретила.еще ребенка, север ! ' ,,;йцего право нарушения, у..которого в еемье все бы.’Ю благополучно. Или откровенное - -равнодушие к тому существу. Чип «несуны» в семье, или что-то еще. Все это порождает то, что ребенок,'так ■или иначе, ■ищет у нас, у взрослых, а не-находя, ои ищет в компании приюта для своей •души. В пашей форме •воспита ния -мы с лнш ом много тратим слов. И если бы мы большую часть души на.правч.вд 1 на пра-к- 'тичсок-ие дела, уверена, меньше было 'бы таких сл;;чаев. Подводя итог, хочу ск-азать; первое, чего -недостает нам, ~ истншого душевного п » и - маиия того,-что рядом с тобой хоть и маленький, -но уже чело век, ео всеми своими нравами на жизнь, на уваже-нне, на до верие. Как порой, мы ИХ' вос питываем, как С-пробираем»? Это-же прил 1 ёр иедагогичеекого бескультурья, уничтожения личности ребенка. Далее. Мы привлекаем к воелктаншо об щественность (да, - надо пря- в.текать 'обществеяноеть). Но насколько мы делаем это .грубо. Ребенок выскакивает от нас и бежит, он ненавидит нас. И случается, что человек, совер шенно далекий от недагогнки, делает больше, нежели мы вме сте. То -есть, нет по-ка насто-я- щей и'ядивид.уаяьийй :работы.- Почему а городе до .сю пор бытует -вражда? Потому, что в школе этим еовершенио не занимаются. Не .воспитывают, У н.а-с если кзщссиы-е часы, то мэссовые, -если по.\'од, то- нас- Если в масштабах города свсстп воедино все цифры тех -чюдей, кто занимае.тсн «труд ными», знаете,,сколько -на каж дого 'бедн-ого ребенка прихо дится взрослых воспйтателей? А тол-ку порой — нпк-а-кого. Любить п Н е д а в н о был: финал «Зо- 'лотой .ща-йбЬ 1 ». Много при- ш'л'о, ребят, по-том стали педяо- дить. взрослые. Чу-вствовнлея т а к й ^ наказ пгры, когда взрос лые совершенно забывали а том, 'ЧТО играют дети. Помнит ся, мальчонка,- -забив шайбу,,; вихрем промчавшись мимо три буны, уьвевзЕт 'ПОДНЯТЬ глаза, чтобы получить доброе е л в о : «Молодец!»; Что че.швеку на-- до? -Виймо иве. ■-К его душе,, -к его успеху. А мы иногда не срабатываем -в' этом, С. А., Ш,МАКОВ; Людхпыа Гавртло-зна подняла . иов-ую тему — йстнниое отиошен-ие к. вуч, собрав детей в актовом з а ле начал мероприятие е фра зы: «Эат-кяуть - всем рты!»- И ■вот йгрвая р.еачщия детей:' они ■в. бугщальпом смысле, ■делают .-ТО, что приказывает Завуч, з а тыкают -рты-' кулаками. Своей безграмотностью мы провоци руем ребенка на определенное поБсдеяис., - ■ ■. Есть.еще.одна навестпая муд- рость:_ ^Ребенок, учится тому, что видит у себя в дому; Но нс кажется ли вам, ч то , есть- н нб^кое, скиженне обще- отвепной требов-ательности к Л. Г. ЖЛОБИЧ; Со.всршеп- •но верно.-Э-то продолжение гфор.малнзма, брэразличия. Вот, картинка. В трамвае, в авюбу? се, если мы видим на задней’ п.тощадке молодежь, то сраба- . тыаает -одно—дай-ка я пройду - подальше: «е связьшаться,. не ' •В'медаиваться. Не Должна - ухо-г днть душевная теплота обще ния поко:тений. Терять часть на- ,шнх традиций 'за пчет еобст- венних детей недопустимо, С. А. Ш.МАКОВ: Па «круг лом столе» присутствует Ким В'а'сильевич Марков.- 2'0 лет его оперотряду, Я -яе-щ-ножко 'З'н.'аю, , как он формировался, знаю, что ' много в нем было -и есть ребят ' раз-ного плана. В чем видите вы, К»м Васильевич, прюйяу того" что ребята выбиваются из привычных нор.м? К. В. МАРКОВ: Прежде все го, примеры. Как-то в средней шкрле № .24 я проводил бесе д у 'в 'старших клаеса.х. Клас* С'ШЙ руйов-одителъ'. четвертого ■класса -также пригласил меня ■к 'четверокласенжам. Я был в ■форменной 'одежде, ' рассказы вал ребятам о правилах''дорож- ^ного двнлсения. Заканчиваягшо- ннтересовался, будут ли вопро сы. Один мальчик поднял руку и спросил; «Скажите, пить мбж-но?». Я сделал вид, что не понял, и отшутился; «Газп-' роваиную воду можно пять». «Нет,. — говорит: — водку?» Я е и э а л : «Водку пить нельзя. 'Видите, мне уже 50 лет, а я •вее'€Ще , занимаюсь - спортом, бодро себя чувствую, потому что никогда не пил». Другой мальчик, совсем ма ленький, мне его даже ж'аль стало, спросил: «А пиво .пить «можно?» Я говорю: «Пиво пить тоже нельзя. А почему ты об этом спрашиваешь?» Отвеча- — Д а ' мама с папой каждый раз .домой н » 0 приаоеят н каждый-вечер пьют его. А «вот еще-такой .же случай, но боя.е'е «взрослый». Ко мне ■Обратилась -одна мать, кстатя, ■учительница, -мальчик ■которой ходит к нам. Был он тогда в девятом клаеСе, а сейчас уже студент четвертого курса. -Об- :ратнзась ма.маша е т-ребоваш - ' •ем •отвуетить ее сына из нашей «компании». «Вы мие портите ребенка, •возмущалась. — Он у нас -был такой домоеед. Сейчас -же по 'Вечерам, когда мы собираемся, и он вдруг -оказывается дома, он даже от пива отказывается. Что это -за жизнь? Вы мне портите ребен- Что же мы -сдеаалн в г о р о » ? .20 Лет пазшФ прй срз,данйи г о - . родского оператданого отряда, мы организовали подростко вый клуб по-интереоам.-У нас есть многое; и фото, и радиоде ло, щзучаем правпла езды .па мотоциклах, *се есть, что надо' мальчишке. 'Все,, кроме кройкн -и ш.итья. Но.ведь мы нс Только,, !,эти.м занимаемся.. ХоДит к , нам Мать * отбывает ерсл? закл'юче- «говорить, «трудный» ребекок. .Мцрго я с ним разговаривал. И что' узнал?--В шкойе он ишн- инй. Учитель ботаники,"-напри мер, говорит ему; «Ты тут мне Свои мужские достоинства не ■показывай». Другая; «Ты хам, -ко умяе на урокп ‘больШ-е ' ве заходи». (Его- хамство заклю- ча.юсь в том, что он грубо от . ветал’ девочке). Директор 'шк-о- лы на соревноза-ння -его не отщ'скает из-за жалоб-унтелей нашлочое поведение. К-внфлик- ты, наслаиваются один-на дру . -гой В школу мальчонка ходить ае '‘хочет. С удовольствием хо- ственяиков нз горпро.мторга за этот учебный го д -МЫ ни разу в щжо-ле'не.'Вйдеяв.■ КОРР.: Кстати, го подреют- Еовых клубах. Не так давно по телевидекшо был показан теле, визионнын фильм об опыте иенжйцев по еозданию под ростковых -клубов. Отряду Ки ма Васильевича Маркова ре дакция постарается помочь р е . . шить проблему с по.мещением. Но ведь всех «трудных» туда не соберешь. Каковы .возмож ности создания в городе новых клубов?; ’ . ' ■ Л. И. БЛЛГОДЛРОБ; Одна '•из :яр ич9г-н.-_ пра-в-онаруше- вйй — незанятость; подростков „в свободное время. И мы тоже прекрасно'знаем, что падо де лать: создавать клубы по ин тересам, по месту жительства. Но вот. тут, кроме проблемы с помещением, есть еще одна: кто будет'Заниматься'с подр'Зстк.а- Что надо .делать? 'Надо -пере- страпвать работу в т р о д е . Ка» ктш путем? Больше выда-вать мероприятий типа «Папа, .мама и я — епортнв-ная семья» ш других, вместе с „родителями. И, повторяю, мать — учи тельница, преподает в школе литературу (!) И вот по пово ду .учителей что еще скажу. Если, папрпмер, девятиклассник •появляется вдруг в нетрезвом виде, никакого следа озабочен- ,станба.к-а друган, д а тоя-ь-кй ■''дело рушангг. Но, 'по*д-ру-гому. ;2;сть у меня .дв-а пария. -Воро. :в а л и . ' Удалось выя-сяят-ь, что ■'этв за ребята. Конечно, я мог бы. взять их за шиворот, отру гать, как следует и вывеспг при всех. Я ЭТОГО т -сделал. Посоветовались с ребятами, и в се!|едующш! раз, ■когда они при- ш.ти, мы-так ругали-этих -во- . ров, 1 Шгорые у себя же самих собственные деньги воруют. • Что ж вы думаете? Кра-лби пре кратились: 'И не на’до было наказывать рёбятишек, ставить их на учет в миляц'яю. Кроме того, 8 -отряде р-ебята сиотематически занимаются математикой и фпзик-ой, гото. вят уроки. То есть-работы мно го.*: З'а "ЭТИ двадцать лет ' из этих '«трудных», мы вырастили около^ трех десятков мастеров спорта, ;чел' 0 В:ек, сорок -око-нчП- ли. пединститут. Многие -рабо. тают в п'а'ртийны'Х и советских ■ органах, ‘в милиция. Польза от Этого большая. Г-Г-о есть-у нас проблема,- которую 'к д а а к 'д о сих пор не можем решить. Нет у нас 'помещения. Если раньше был подвал, -то сейчас ребята ходят ко -мне домой. Соседи ■возмущаются, домашним': тоже неудобно, ведь у меня дома ребята все ■могут делать. А. Ф. КАСЬЯНОВ: Какой мальчишка не мечтает в дет- стве 'стать моряком? -Р1о есть проблемы- и в нашем- клубе. Хотя мы от моря и далеки, программа у нас обширная; А вот шлюпок у нас нет. Выдает я х на-м ДОСААФ, -как добрый дядя. Нет катера. И еще. В городе есть и клуб летчиков. На кех-оторые ребята ни о морском клубе, ни о яе-гком 'ничего- не знают. Надо тгроп-а- гаядиров'ать его, прежде *в-сего, учителям, газете.-Своего рода рехл ама долж на ";бъгть, КОРР.: Вопрос к завучу- . организатору средней школы № 15. В вашем районе детям, ейбетвенно, пойти -некуда. Так, чем же они занимаются в сво- бодное.црема? С. В. ЛТАЛ1АНЮК: Многие «трудные» ходят к Киму Ва- .сильевичу. Клуб «Ориентир» по улгще Неделина зачастую :пустует — нет тренеров. 'Есть рядам -хорошая база — стади- Гон, ■но -работы там никакой нет. Детей, как ни етравво, -иы на ходим на стадионе, в. лиотх. Собираются группами по 10—-15 -человек -и забираются в люки. Та.м у них ево-и «клубы». Спра шиваем: «Ребята, что вы там делаете?» -Отвечают; «Гдао- К 0 Р Р . : Как работают в шко ле .клубы выходного дня? С. В. АТАЛиНЮК: Как та ковых их у нас нет нзгоа. гот- .сутствпя-времени у ;врено-да®а- вожаты.х-вроиэвад- Ю. II. ОСИПОВ: В городе почти'-бО комнат школьника. Ходят в них ребята' пионерско- гогоозраета ■и в-основном девоч ки. «Трудные» подростки, о ко- , торых' сейчас идет речь, -в комнаты "Школишка, где .зани маются вязанием, рисованием и то.м'у подобиыаМ, не заманишь. Нам нужны воейно-техни-ческие, ■воеинотаортив'ние . , .клубы, объеданенпя по типу «кимов. ского» клуба. А ведь этот клуб, о мытарствах котарвго Ким Ва сильевич уже здесь рассказал, находится под опекой . горкома комсомола. И если-мы до-снх нор не може»! найти иодходя- ■щее. помещение для своего -клу* ;6а, своего оперативного, отря да» а это идет уже на протяже нии д8.адцати лет, то мож.ио по нять, -что проблема ^помещения —яе пустячная. .Горком ко-мсо- мояа в прошлом году провел операцию «Подвал». Взял на учет все пустующие подвалы, но для работы е детьми не подходящие. В настоящее вре мя в городе прохо-з-ит пЯ-спарт'и- звцпя- уже сушест'вуюших клу- беш. Пока их пятнадцать. Но -мио-гие: из-НИХ ; -очень сл-а.6ы. Именно нз-за недостатка гбо- Гоети- помешекий, В «Литературной газете» есть интересная .рубрика «Если бы я 6 .ЫЛ д-нрЕКтором»,- Действитель но, дазвйте подумаем, помечта ем. В-от если бы я был дирек- то.ром, то ■ собрал бы людей, от<веч-а:ющих за .работу с деть ми, и прежде ;всего иредста'вм- теш-ей гиржияуправления,"ОУБ и ЖКХ . :Гяавл.ипецкстр 0 я. ЖКУ НЛМЗ, ЖКУ ЛТЗ и дал з адаш е , :яап-ример, до . копна года -в.няеяить помещение и ор- гаиизовать сто,лько-то: клубов. Горкому комсомола и горспорт- жомнтету поручил бы' «аяаДить организацию этой, работы:. А ж концу года собрал бы всех -еще раз, подвел итоги и воздал •каждому по .заслугам. Н. И. КУНАЕВ: Действитель но, ответственных за работу ,по месту ж ю е ж с т в а -'МНОГО, а спросить не с КОГО. Комсо мольским организациям, райко- м-у комсо-мола трудно. п,очти невозможно одному организо вать , :создать клуб по месту ■5кяте.тьства. Будь у пас поме щение,"были 'бы и руководители клуба, и студе-нты - обществен-, ники. 'Рядом с райкомом комсо мола есть -йодвалигое помеще ние,. кото.рое ми с горко.мом комсомола ийч-ти год пытаемся приспособить под . клуб. Но . из-ва протестов жилшов нам это не удается. Ю. П. ОСИПОВ: Думается, НТО разговор о досуге подрост ков ва этом, не заишчен. Хоте лось бы в еяедующай раз встре титься с -иредста-вителями ком мунальных органов, услышать их мнение о возможности, ре альности вьиелеи.йя подходя щих помещен шй под клуб, тогда, думаю, дело может сдвинуться с мертвой тонки, В. К. ДЬЯКОВ: Вопрос: «Что ж е делать?» требует' од- •ного ответе; «Надо работать!» Материалы «круглого стола» подготовила наш корр. О. ТЕПЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz