Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)

из П 0 ЧТЫ «КРАС^ЮВгвоздики» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ Одним И'З лучших пропвгв.н - листов 8 сети комсомольской политучебы в Елецком районе считают А- Й. Дятлова, секре­ таря парткома со"вхоза «Искра», который ведет школу «Основы коммунистической морали». Поэтому неслучайно на одном из последних занятий присут­ ствовали не только слушатели школы, но и многие пропаган­ дисты района, также работаю­ щие с молодежной аудиторией. «Коммунистическая мораль об отношении к труду и об­ щественной собственности» — так'звучала тема открытого зз- , нятия. На вопрос пропаганди - - ста «Значение труда в нравст­ венном развитии человека!» желающих ответить было мно­ го. Обстоятельно, на конкрет­ ных примерах отвечала на него !слушатель школы Любовь Ряб- цева, заведующая детским са- ,дом. О нравственных нормах ' социалистического , отношения к труду убедительно рассказа­ ла Валентина СеменихиМа, вос­ питательница детского сада. — Быть хозяином страны, зна­ чит, жить общими интересами народа, общественное ставить выше личного,' — говорила вы­ ступающая и подтвердила это конкретным примером; Виктор ■Рябцев, выпускник сельской'" •школы, до недавнего вре>мени работал в районном объедине­ нии «Сельхозтехника». Пользо­ вался большим уважением в что в его селе Казаки простаи­ вают бесхозные тракторы, вер­ нулся в совхоз и стал теперь передовым механизатором. Рассказывая о делах молоде­ жи, слушатели опирались на рабегу В. И. Ленина «Великий Во время занятия использо­ вались кинокадры, рассказыва­ ющие о развитии сельского хозяйства в одиннадцатой пя­ тилетке, иррслушиоались грам­ пластинки с речами знатных людей страны. Библиотекарь Галина Бутыри- •на, продолжая начатую тему, сделад^акцеит на том,, что по­ ка ещ е^е все молодые труже­ ники работают по-коммунисти­ чески. Предложила комсомоль­ ским «прожектористам» актив­ нее, высвечивать недостатки, выявлять факть^ расточительст­ ва, халаггности. В ходе занятия демонстриро­ вались фильмы на тему эконо­ мии ■и бережливости. Была прослушана часть речи Л. И. Брежнева на XXVI съезде Пропагандисты района высо­ ко оценили прошедшее заня- И. ЩЕГЛОВ, сотрудник елецкой районной газеты «Ленинский путь». и—шшш вдмн Заешра —День коммунального работников жилищно хозяйства и Партийный секретарь КоМСС(М0.1ЬЦЫ ири встрече по. памяти зовут , его Володя. А - еТМ-оторв» здороваются со своим молодым партор­ гом более официальна,-— Владимир Ти­ хонович... Совсем недавно В. Т. Есаулов возглФв-' лял комсомольскую организацию шестой доменной печи. Здесь тогда родился патриотический почин за досрочное , ос­ воение проектной мощности увикальното' плавильного агрегата. И металлурги' добились ЭТОГО; Особенно примечательны доетижения комсомольско - молодежной бригады лауреата Гоеуда.рствстюй пре­ мии Николая Кравченко. .Комсомольцы и Иоммуюкты. ДП-6 я сегодня впереди. Сорев!нуяеь за досроч­ ную встречу в честь 60-летия образова­ ния СССР, домен-щики имеют на сверх- пламр®.о’м счету более ста той» чугуна. А. ПАНТЕЛЕЕВ. На сиим'ие: самый молодо» секретарь ; парторгаМ 11 за.и»м ■ на Н/Т.МЗ Владимир НА ПРИЗ ГЕРОЕВ М О Л О Ч Н Ы Й М Е С Я Ц МАРТ . Любовь Вечером 17 марта все знали; в счет первого ква 1 ртала пра»ляются последние литры молока. На ферму приехали председатель колхоза С. Асламов, секретарь партко-/ А. И. Панин, секретарь комит та ВЛКСМ Владимир Маренкс Вместе с доярками вышли про- еедихь за . околицу машину, увозящую на завод парное молоко. Поздравлен пехом, шутки, смех Брежнева ггрикинула; — 14 дней запасе. Выхо­ дит, 300 центнеров молока еще Почти на пьлмесяца опере- дилмк-жремя животноводы хле- вв;чсКюго колхоза «Память Ле­ нино». Об этом успехе вскоре узнал: весь район, вся область. Животноводы колхоза рабо­ тают стабильно, без срывов. Выполняют планы и обязатель­ ства,: введут за собой других. Добрея молва о них идет по району. На ферме, под руко­ водством Нины Павловны Тиш- ковой сложился дружный кол- лентяе, в котором каждая до- яр.ча, а их здесь 18, болеет за плены, обязательства. Так повелось; не получается, труд­ но, всегда помогут Активно работает совет доярок, руко- Бодимый Екатериной Яковлев­ ной Кочетовой. Члены с следят за трудовой диеципяи ной, порядком на рабочих стах, особое внимание удаля ют организации соревнования. Совет проводит -большую воспитательную работу. Под его опеку попадает и пополне­ ние. На ферме сейчас шесть молодых доярок. С .первых дней их взяли под .'.свою -опеку наставники, опьтт-ные .живот­ новоды. Любовь Брежнева скачаг была подменной дояркой. Е рудолюбие, тягу к знания/ келание побыстрее стать м/ стером машинного доения при­ метили. И когда на ферме соб- новую группу нетелей, ухаживать за ними поручили Брежневой. Поможем," — успокоила Любу Н. П. Тишкова, — ста­ райся, учись правильно раздаи- первотелок.- Посмотри, как работает Косинова. У нее и перенимай опыт. Анастасия Николаевна Косинова, одна из опытных доярок, стала помогать Бреж- Нелегкое это дело — раздоить из первотелки высо- коудойную корову. Бывало, уже молоко сольют, фляги оют, а Люба хл 0 почет. Не одна Косинова помогала ей. Трудности .молодой доярки разделяли многие. А те» 1 ,ерь не нарадуются. Люба по на­ доям вровень с передовиками. Ее п.ерввтея«и дают по 13—^14 к.илюгрвмм 01 В мовока. Высокие тгок'взатели у- -Нвде-жды Пс*жи- даевой, Гая-ин-ы Меренковой. Гордятся девчата не только' своими успехами. Колхоз «Па­ мять Ленина» — один из луч­ ших сейчас в области, В марте здесь получают по 8,2 кило­ грамма молока от коровы. Та­ кие надои и в летнюю пору даются не каждому. Весна--- время в животно­ водстве самое мввря.же»и:ое. Все чаще разговоры о кормах — хватит ли? Надо молодняк сохранить. И одновременно по­ вышать продуктивность скота, выпблнять принятые обяза­ тельства. От людей такая стбетановка требует собранно­ сти, личной ответственности, дисциплины, порядка. Вот почему корма в колхозе гото_ очень тщательно, берегут Б емкостях запаривают со­ лому, дают хвойную лапку, микроэлементы. Нелегко всем, есть хорошие результаты, а главное. В юбилейном го­ ду многие приняли высокие обязательства. Любовь Бреж­ нева, Надежда Пожидаева, Зи­ наид? Журавлева соревнуются 2700—2800 килограммов мо- <а от коровы. Слова под­ крепляют делом. Уверены: молочным будет не только март, но и апрель. А там •— на пастбищах надои можно по- ть вдвое. В долгу у го­ сударства никто не останется; М. ВУКОЛОВ. Строгий деловой костюм м легкомысленное летнее платье, изящный сарафан и спортив­ ные брюки. Десятки самых различных моделей, фасонов. Всевозможные направления моды от традиционного ретро до не менее популярного мо­ дерна. Сотки терминов. И ни­ чего удивительного не будет, если через несколько секунд вы не вспомните, чем отли­ чается плиссе от гофре и что (а не кто] такое кокетка. Это дело специалистов, которые еще раз терпеливо объяснят вам все тонкости и помогут найти свою вещь. А может быть, даже и стиль в одежде. Во в;сяком случае к этому стре­ мятся молодые работницы Гря- зинского ателье по пошиву л^ужекой и женской одежды. Ведь оно одно из самых круп­ ных в области, а значит, долж­ но быть и лучшим. И для это­ го, конечно же, недостаточно- тех знаний, которые дали тех­ никумы и училища. Нужно по­ стоянно шлифовать свое ма­ стерство, тщательно следить за всеми изменениями в констру­ ировании одежды. Поэтому не­ изменные спутники в работе модельеров — новейшие жур­ налы, проспекты. Вот и сего­ дня закройщица верхней одежды Галина Бортникова и бригадиры Валентина Дементь­ ева и Юлия Есенкова знако­ мятся с новыми элементами в отделке платья. кова, Валентина Дементьева Юлия Есенкова. Фото Е. Самохвалова. Бабушкины у р о к и Зимний вечер. Полупоту.чшая ламва. И-еуловнмне движения рук, игрй спиц. Петля,'еще пет­ ля. В углу по радио з в |^ ат иес»й бабушкиной ‘ молодвсти. Черный Коуепок с пятком н-а спице, вЫтанцов-ывая ш>д му- ^ зыку, забавно толкает лапам» пушистый клубок. ■Эаиут-элеи -в нитках, доволен. Мгновения детства. Ко.му' не .тогелось сесть подле б аб увк» я просто смотреть долго-дол­ го. Может быть, попробовать ВОТОМ взять .епкцьг. ; — Придерживай • левой, а правой дел»й 'петлкз. Не 'во.д- »уйся —.'яолучйтся. Первой * жнэнй наставницей у Наташи И'М 0 эе»цеввй 'была бабушка. И первые-уроки-Про­ шли-лод ее м 5 'дрым руководст- Оаять'ЗИМНИЙ вечер. Только »а полу уже два клубочка. Б а ­ бушка ищнучка вяжут. Трудно, руки, не 'швеем слушаются. Но радовалась Наташа перво-' му !^вязашюму плат-ыщу . д.тя кук.9ы1 Крохотное, но-свое. В .девятом пут-ь был ясен— в вязальщицы. И вот уж е два года НаТаша Иноземцева в ателье «Трикотаж». Удивлялись одшжлаесянки':' «А почему по­ ступать не стала, учи.дась ведь Пвстунзяа... 'После школы в Москву .ездила в техиологиче- ехкй, хотела стать моделвером- коиотруктором трикотажных изделий. Не поступила, и Теяерь не,жалеет об этом. З а д в а года очеиь привьжла к коллективу. ’ В .прошлом году кервый в- жнзда "отпуск тлучшА. Каза­ лось. бы, отдыхай. А ’ Наташа чуть ли ие каждый день на ра- бвте. Скучала. В апре.ле на де­ сять дней я Болгарию уезжает, побывает иа трикотажной фаб­ рике, «Саня». Интересной ожи­ дается поездка. Вот только расстав.а,ние... А летом опять в Москву — решила учиться за- На два года отступила сту­ денческая жизнь. Родители на дяевиом отделении настаивадн. Сейчас усрюкеились. Поняли: Наташа наш.ла себя,. Ручную вязальную машину подарили. З.иэно-мая техника. Пусть иё спицы, а работать приятно. На таии.ч на уч'ебяо-проиэводствед- ном. номбИтГате начинала, В «Трикотаже» —- .цолуавтомат'ы. Машина иеобычкая’ даета- лась, -высокого класса, крупной вязки/,. Из. девушек кал.о , кто разбирался. А. вязальщица, что до .Наташи работала .на пей, через, четыре дня' увольня­ лась. Короткий срок на бевое- ше. Не получалось сразу, на каждой олерации иидстерега.та неудача. , — Боя.лась на кнопку выклю­ чателя нажать, — -вризиается Наташа. Но скоро боязнь исчезла. Пришел опыт. И все-таки дет­ ское, ' желание ' в-язагь оста.чось.‘ Ркходить. .в обычтюн игйпочке, свитере новое. Ее работа нешаблонна. Каждый день у Наташи свое- образгше .заказы. Одинаковые, раза даа в месяц повторятся, и в« .- Есть ■над чем подумать. И бабушкина, уроки:не прошли даром. Ручкой работы хватает:,., отделка, кружева. Трудно, во интересно. Удивляет коллектив, це.ты.ми днями иа ' «декоре» ра- — А я ,ке. могу иначе,— з а ­ мечает Наташа. ; И ее поймешь только тогда, когда увидишь, -как из тонкой нити .рождается уДивяте-льио- кравивый свитер, соверше.нно йе похожий на -десятки других. Свой, особенйый. И потом, эа- -метав его на . ком-нибудь на улице, порой так хочется по­ дойти и спросить, конрави.чаеь ■ли рйбота? В а-телье, как всегда, много-' людно, и особенно' у яарядпы.х витрин: непросто выбрать луч­ шую вещь, во наконец свмне-. ния позади. , , - — Можно связать такой евк* — А этот джемпер е отдел- Ю. КРАСНИКОВ. ------- ^------------------- - = Город станет | красивее \ \ I Семь часов. День стал длин­ нее, и можно разглядеть си­ луэты людей, спешащих на рр- ‘боту. Н о рабочих , автотранс;- портцого уйасхка.тпо уборке го- рода-среди них-нет. Они уходят раяьТие. В половине шестого все н-а местах. Еще через пол­ часа машины отправляются в самые ' разные уголки города. Василий Т.ИШНОВИ.Ч П»т^ч:цн иачинаёт е4ой маршрут с мик­ рорайонов ЛТЗ. Машина' тихо тормозит у медленно просыпа­ ющихся домов. Жильцы уже — Здравствуй, Василий Тн- хаиов-вч, запоздал сегодня. — Напарник заболел, прн- ш.чоеь на-его участок заеко- Так обычно начинается утро на одном из участков трактор­ ного завода. За ним будут дру- гае районы, будет долгий и трудный день. Его ждут. Ждут на улице Невского и на Липов- екой, На Советской и на пло- ,щад'и Ма|нкса. Долго -задержи­ ваться нельзя. Считанные ми­ нуты стоярки, и.снова в путь. Благодарность жильцов Ва- 'силий Тихонович считает г л ав - . той наградой. Еще раз убеж­ дается в, лом, что очень нуж- 'ная' у-него. профессия, но иног­ да :8адумшается, а"'почему не идет молодежь в автохозяйст­ во? Не 'ДОСТОЙНЫМ сч,итает? Профессия' ведь самая почетная —-сделать .город чище. Ыо потом вспоминает, что тот, кто прп.хо- дит„ здесь .и остается. На по­ следнем комсомольском собра- яи». двух ;ре$ят,..«андидатщ^.и в члены КПСС приняли, —• Отличные парни, воспитан, пики Василия Тихоновича, — иодтверж.дает секретарь коми­ тета комсомола Татьяна Но- Иа ярецприятии говорят уже 0 школе Василия Тихоновича. Сейчас одному из его учеников, Алексею Фаустову, самому есть тему новичков учить. Передо- ( иа участке. ..Па машину по перевозке , отходов Пичугии'ие сразу при­ шел. -Раныце заботы были дру'- гим'и. Сне^жйые, заносы расчи­ щал, лед на..дорогах песком ио- Бывало, что д ен ь ' и ночь де­ журил В з«мий Тихонович здесь. В три смены. Тезашка круглые сутки иа пасту,. А иногда -метель, эа-крутит. .Васи­ лий Тихонович" спешит в .авто­ хозяйство, н'е дожидаж ь .де­ журного ааюбуса. — Лоетоянко ■ирнходилось е,д.едйть за . вогодай, — прв- 8.нается он. Сейчас тр.удностсй тоже хва­ т а е т . ,Нееко л ью лет назад.-на­ чали пищевые отходы щподь- зоват-ь ‘В'жнаотиоводетве. Не­ далеко 0 т юрода ■комплекс по- строштй.' Выго'ДН'оё дело. Только не все доки,мают .. это. Бывцет, .в коатебиер .в мусор , бросают. Нужно . ебъясйять, рассказывать. Василий Ти.хо- НОЕИЧ и это считает евонм, де- — -Какие •трудиости? — вере-. :Спр.аши 1 вает Пичугив.,— Глав- . ная — не хватает ,'боязвиа. Д а ­ же запасной давно использо­ ван. Обещают п о м о ч ь .Р о р е д Д0лжек’.':бы,т чистым., , Сейчас в ' авто.хозяйстве идет :ПерестрвЙ 1 «а. Весив. С автомо- бйлей снимают сиегоочистнт.елв, •заменяют на щетки. Совсем скоро нужно"'будет мыть ули- ,®ы, высаживать деревья. — Мы работаем для того,' •чтобы город стал красивее, —' .замечает директор .предприятая И. И. Глазунов. — В прошлом ■году, во 'втором квартале на 'Третье место в республике вы- :Чтр‘ и говорить, нелегкая по­ ра у .работпиков коммуиально- г 0 хозяйства. И в свой профес- сйональный праздник снова за- ..иустйт двигатель -старенького •«Газика'» Василий Тихонович Пичугин. Такая профессия. ■Вновь загремят ведра, и за­ жужжит пресс. Вновь, как со •.старым знакомым, встретятся •€ ним жильцы. — Здравствуй, Василий Ти- . хонович. Стфоздником! Все, кажется, предвещало, мало тою •— прямо-таки «провоцировало» 'пуб^Ш-' диетическую резкость, гневную опреде­ ленность, ■Черно-белую однозначность ййтонаций, характеров, оценок, итогов. Эоз'можность почти плакатного контра­ ста обозначена в самой композиции этого ■фЬьма. МвкрО'Кбсм его четко разделил­ ся, распался йа две едва сообщающие­ ся друг с другом сферы. Перед дверью: "это, прежде всего, — маленький, тесный, "НО уютный, щедро залитый солнцем дво­ рик./Здесь всегда люди. Бее заняты сво- , ими нехитрыми .повседкевнымк -деламж все обо всех и все энаЮт. И — там, за дверью. Там, за дверью одной из квар­ т и р ,— другой мир.' Словно иное какое-то измер'ение; Там изо дня в .день с 'изуверской методичяостыв здоровый, мордастый мужчина безжалостно изби- _ ‘ - женщину — свою жену. Страшные, ппкго разве что однажды \ж е струсйвшгй, предавший че-говека, ко­ торого называл своим другом, -Фарид (В. Демирташ) — .не «укладывается» в «амплуа» ко все'му и всем равиодушного обывателя... , -В ленте Р. Ибрагимбекова и Р. Оджаго- ва за- эмпгтрнкой быта ощущаются глу-. бокяе 'корни бытия .. Ибо нет ничего важв'ее на земле, чем -постукива'ние са­ пожного молотка дедушки Нури. Или •сметная и грустная любовная игра, затеянная •' ОДИНОКОЙ Р о |ой е ни о чем пока не догадывающимся Али. Ка­ мера оператора Р. Камбарово почти лю­ буется эпш двориком, эчцй неведомо кай уце.тевшпм посреди 'большого совремеи- йо-го города островком; где причудливо переплелись приметы традиционного во­ сточного уклада,- яа 1 гио/Иалы 1 ый колорят и то, что знакомо и привычн'О жителям РАЗГОВОР СО ЗРИТЕЛЕЛ\ ПО ОБЕ СТОРОНЫ ДВЕРИ Ю. РОЩИН, оТч-аянные крики ее пробиваются, ироры- ваются сквозь степы, дверй, запоры, вы­ плескиваются наружу, '. изрзнеИными птицами мечутся -над пятачком двора. 'Каменное сердце ^ то — дрО;Гнуло бы,,, ' '..А 'ббита-гелн дворика , сочувственко ■вздыхают и — продолжают заниматься кто чем: детей нянчат, белье стирают, гОстёй о'яс'и'Дают, ужин готовят... Изо дня в 'день слушают' они этот «-кО'Ицерт» —*. тетушка Зейнаб так и говорит, укориз­ ненно качая ГОЛОВОЙ: «квнцерт» — и ни­ чего-не пр.ёдпрш«ма.ют. ' , ; •Как будто бы. к этому и доба.вит'ь нечего. -Абсолютная, че-рио-белая, режу­ щая глаза ясность. Авто 1 рам фильма юс- таетея одно: объяснение в кенцвисти, ■удар'Ить наотмашь —* разОблачитель- 1 ШМ ракурсом, , рневшм жестом, презрк- тельвьщ,. уничтожающим с-товом — этих людей. Ударить так, чтобы и мне, и вам, и емууи всем мерзко и Страшно было бы узнать в них хоть'чтв-то свое... Пом.рите, в фильме «Обвиняются в убийстве» — вот. там,' действительно, , все кипе.ч ‘0 ‘от-яроети, 'вт-'рёвримиримог.о и праведн..ого гнева. Там судили ^ .на­ равне с убийцами — тех, чье чугунное, испро1ци.баемве равнодушие ие дроспу- . ло, ие разлетелось в гшль, даж е 'ко гд а у »тх па глазах убивали. А-они — и на суде-то невозмутимо помалкивалп, хотя жали , вйдели, кто убивал, как убивали. К юкиа» -тьиули, на балконы вышмыги- в.али .украдкой,. один «е полеиилря и бинокль мо'реквй ари.хва'гихь '— :.желал .' рассмотреть в подробнбст'ях... . Так тем . ж е , . скаждае на милоф-ь, си- т-уация .фильма «Перед, .закрытой дверью». : .(кшюсту.дяя «Аэербайд.жаи- фн,т6м») .от,'шчае.хся. от ;ситуащш филь­ ма «Обвиняются в убп-йстве»? ,' Тем не менее — при всех соБпадеииях -г--О' ЛЮДЯХ, .оказавштйек -«перёд Закры ­ той-дверью», .рассказывается й'йаче, ' те- жсли о «чугуЕшлиаых» сви|е-ге,ляГ уб'гмства. Драматург Р. Ибрагимбеков и-режис- ежр, Р . 'Оджатов, .не. раэбблачают’ ; не , к.чеймят. Ие чувствуе-шь .'У них и под-., черкиутой вёйтральп'ости тона — дескать, увиденное само за себя- скажет, без, нашего «перста указующего»... 'Не тей определяется■" стро-й -фильма, ашосфера его. Не жесткая публицистн- кэ, ие напускная бесстрастность, а яри- страстмое, с явной снмахиеА к большан-- етжу -персонажей, мягкое, неспешное, примет.чивое на детали и .подробности повествование. , / , Я ие оговорился: да, да, с ешмпатней.. И к :старому саиожннку Нури (Д. Кязи- мов) . И 14 той же тетущйе Зейиаб (Н. Зейиалова). И к непутевому Али (Г. И емм лов ) с его невьгразнмо груст­ ными и ■— вместе с тем — по-детски иа- ив-ными глазами.. И к молодой, 14расввой, влюбленной в му-жа своего — сильного, но слишком жесткого, замгшутого в себе Салеха (М. Мамедов) — Шаргие (Л. Халафова). И к тоскующей от жек- «ю го своего одиночества Розе (Н. М-ах- мудсва)... В самом деле: нс монстры ведь это все! Люди ка« люди. Каждый по-своему тянется к добру, чистоге душевной, каж ­ дый ждет счастья, каждый надеется... И любого многонасёленного 'дома в лю6ом~ уГолке света. ■ • Но вот раздается' тот самый крик. Призыв. Стой. И все это, дышащее раз­ меренностью,- ур'авновешенйостью, точ­ но' вздрагивает, искажается, становится зыбким, теряет первоначальную, исеон . ную надежность и прочность,' Секунд­ ные, страшные кадры, прорезают дстягне планы йетороллкво-текущей жизки. Ли­ цо женщины — крупно, очень геруино — как трагическая античная маска. Кри­ чащий ро1 РаспущеИиые волосы. И — тревожный, враждебнЫ'й, сжимающий со ■всех сторок эту бледную маску страда­ ния — полумрак... Она почти бесплотна, э т а ' жевщива. Она не столько живой, конкретный чело­ век, сколько знак, символ муки, страха, беззащитности, . .взывающей к нашей совести. . К нашему чувству справедли­ вости и добра. А оЦи — не бросаются иа помощь. Ни Нури, ИИ Али„ ш Салех, ни .Шаргия. Как ясе так? Как связать мужествевную , силу Салеха, любовь Ша-ргии, доброту Али — кахс, 0 -бъясин.те,. связать ' все . это. с .'ЭТИМ-« бездействием? ■ ' Мы "ПОДОШЛИ к главному. Вот он, обнажешый, болящий нерв фильма: люди, -которые отшодь не лишейы ни мужества, .-ия' чести, действуют — вер­ нее ,' бездействуют так же, как предав­ ший д.рута. Фарид. Он остался «по ату, С'Юрону» дверй. И они — остались... ' 'И последний штрк.х это# тревожной, нравственной и дскхолостгческой задачи; у "Всех у пи.ч имеются свои резоны. . Муле и -жена — сами.раэберуте»... Нет. дм.ма 'бе з 'огмя: может; и она •сама хороша?.. В кон-де ноицов ЧС.Ы же кдк-то раз мвлицюо. вызывали, но .и та — "не по- -мегля. Милйдиоиер сказал, чтобы .жеи- щина заявлевкс/вв 1 и еа л а , ;з она не за-хо- Сог.часитееь: е житей'екей течки зре­ ния эти объяснепия вполяе могут сойти в‘ качестве оправдания. Если уж' .милиция бессильна, от пих-то что тре- '.'боваТь? Положа руку на сердце: ну, а миогве ли из нас, иаходявд.иеся «по эту .'с.торо- , ну экрана»,' не поостыли бы в желании •своем помочь несчастиой жешциие, зная, что милиция — и то отступилась? Вы- хвднт, .жертва-то сама виновата... .Однако — это все, рассуждая по житейски. «По-житейски» и «по-об-ыва- тел-ьски» не синонимы, .но в опреде­ ленные моменты..они могут опасно сблизиться. Почти слиться... И тогда ■ надо найти .в себе запас духовности,, иравствепиой активности разорвать па- у «нситейских» моральных «алиби», же нзбя'вают — а' тут рассуждают, взвешивают, стоит ли лезть в это чужое Они .еще-не поняли, что есть вещи, за которые ты остаешься в ответе, даже если о- шгх известно, милндии, домкому, женеовету или самому господу богу. Ид нельзя ИИ переадресовать, ии пере- нвручить, -аи. вередожить иа .плечи со- утнн • Шячущая Н4егши'!',! .т.з дверШ 8* мо-жгг бьгть сброшена с ■.нашей совеет». такого взгляда ва мир, на людей, ка чужую беду, на чьи-то слезы, и стано­ вится в фильме Мурад... Где-то попалось мне любопытное рае- • сужд-еяне: хороиее произведение может строиться как "бы .из дау.х этажей — первый : реалистически достоверный, узнаваемый,, второй —. симвадичеекяй. В-сиомиилось мне оно после просмотра фи.льма «Перед закрытой Дверью» не •случайно.' Больно у ж . точно. «уклады­ вается» он в эту формулу, О «двухэтаж- иости» картины сказал "ведавно в «Ки­ нопанораме» и сам Ибрятимбеков. Ой так опреде.чи.т-ее жанр: «бытовая прит- 6 «бытовом» я' у:^е достаточно гово­ рил. Коснулся II «притчи», символа -г-- ..жеищнна, плачущая за .дверью ,. Кон,-., кретиое, бытовое, психологическое з д ^ ь -отсечеко» Она отказалась рт помоща милиции ч - почему? Она остается жнть- в доме мужа — почему? Из страха? Щ ■ любви—бывает же и такое? Мотивы цей- нятны. Ош нарочито размыты. В фина­ ле женщина впервые робко, появляется во дворе...Улыбается солнцу. МураД; взломав дверь и схватив за руку ее мужа,; словно «расколдовал» е,е. как б 'Сказке ка.Кой-вибудь рыцарь Ланцелот саа-сдет и расколдовывает принцессу. .Н а прйтча-то вев-таки бытовая, а не сказочная; И мы не можем не отдать себе Отчет:, благородное заступничество- Мурада, если судить -«по правде», скорее . всего шчего не решило бы и не раз­ решило... Вероятно, потребовались бы большие, протяжеш 1 ые во времени, не сводимые в одну точку, к одному по-, ступку, порыву, усилия. ' , СпДсеипе облегчено еще н тем, что Мурад, каким- он предстает н-а экране,— действительна; рыцарь без .'страха И упрека. О н и д е а л ь н ы й герой, В ореоле романткае'ской ■и.сключите|ЛЬностИ. . .ХалацтдижыА. Р , .Лахапетов -хочцо; ■ почувство'вял, чего от него-ждеТ~редак---- сер. Мурад..у -него обаяIе.вди.,^мужестве,^^,/- душевно красив. -Романтическое; 'слава богу, нигде' .не оборачивается риториче- скпм, н тут заслуга Р. Нахапетова , не;, еомвеиная. ■ ' - ■ . - . . . ; ' ' И все-же — я допускаю, .что, . .могу ошибиться, но промолчать было . .. бы нечестно', — «прнтчевое», , «парябо.точе- СЕОе» состыковывается, в фрльме с «реал»стичеа4нм‘» не безволезпшшо. До-,: пущем „пусть н не рещЭ'ЮЩНЙ, п о . з а - , метный просчет в проекте, этого .«дву,.х* этажноге»'.'^^-^-«бытового» .и «д.р.итчевого». «дома». И в ит®.г«.у мейЯ; появляется, вряд ли запрогра.ммяров'аннЬе . авторамн ощущение: 3 знаете, герою, во'ппощающв-. му благородства, гораздо; легче . .др»хр- ди ть -ка помощь женщине; символи-эиру-, ющей слабость, -чём сделать это «зём- Еым», «бытовым», Салеху, иди ,йли... Легче, несмотря иа то, что .Мурад, по сюжету, по .условиям, «разработаппым» для него авторами, рискует к \да ^боть- ™™'не против притчи. Я не против.: ус- ловивсти как таковой. Но не могу •не думать: а не был бы этот фильм еще глубже, острее, в_ ко-нце концов, —, по- , учите.львее (я 'имею р виду, разумеется,- не нравоучительную дидактику, но актпвнз’ацию нашего нравственного чув­ ства), .окажись Мурад. нё, та14им вот «че­ ловеком со стороны», из другого этиче­ ского (и эстетического) измеренпя. Ока­ жись он более, чтр ли, «заземлеппым», менее идеальным... Пишу эти строЕй'и всноминаю.следо- ■вятеля Сейфн из предыдущей ленты Р Ибрагимбекова и Р. Оджагова «До­ прос». Сёйфи не был предусмот­ рительно снабжен орео. 10 м романтиче­ ской «идеальности». Он^ не «воплощал», не «олицетворял» идею. Он — обреме­ ненный семьей, массой забот, немоло­ дой, усталый, изнервничавшийся чело- - в ек ’ -^ просто стремился .быть ей, идее этой, идеалу - - Верен. Не. устучшть, не ' поддаться давлению, усталости, сопро- тивлеишо даже и того, кому он пытался Не собираюсь «побивать» новый фильм предыдущей работой тех же ав­ торов. «Перед закрытой дверью» — создание одаренных и по-настоящему мужественных и честных , художникоз. Да, на сей раз не все бесспорно с точки эрения жанровой, стилистической гар- МОШП 1 . Только слишком долго раздумь!-' вать об Этом мне' не хочется. О другом, помимо воли, думаешь; а ведь и тебе случалось стоять е бессильно опущеииы- ми руками «перед закрытой дверью».., И ты не решался, не мог заставить себя ' распахнуть ее... А главное; в следующнй- то раз достанет ли у тебя сил расвах- Бот в этих вопросах самому себе, в этой, нашей «выбптости». из состояикд «душевного комфорта» и заключен итог, смысл, подлинная ценность этого филь­ ма. А так ли уж много таких картин прп- ВОМ 1 ШМ -мы -с вами аз иослвлнне-то И. НЕВЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz