Ленинец. 1982 г. (г. Липецк)
из П 0 ЧТЫ «КРАС^ЮВгвоздики» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ Одним И'З лучших пропвгв.н - листов 8 сети комсомольской политучебы в Елецком районе считают А- Й. Дятлова, секре таря парткома со"вхоза «Искра», который ведет школу «Основы коммунистической морали». Поэтому неслучайно на одном из последних занятий присут ствовали не только слушатели школы, но и многие пропаган дисты района, также работаю щие с молодежной аудиторией. «Коммунистическая мораль об отношении к труду и об щественной собственности» — так'звучала тема открытого зз- , нятия. На вопрос пропаганди - - ста «Значение труда в нравст венном развитии человека!» желающих ответить было мно го. Обстоятельно, на конкрет ных примерах отвечала на него !слушатель школы Любовь Ряб- цева, заведующая детским са- ,дом. О нравственных нормах ' социалистического , отношения к труду убедительно рассказа ла Валентина СеменихиМа, вос питательница детского сада. — Быть хозяином страны, зна чит, жить общими интересами народа, общественное ставить выше личного,' — говорила вы ступающая и подтвердила это конкретным примером; Виктор ■Рябцев, выпускник сельской'" •школы, до недавнего вре>мени работал в районном объедине нии «Сельхозтехника». Пользо вался большим уважением в что в его селе Казаки простаи вают бесхозные тракторы, вер нулся в совхоз и стал теперь передовым механизатором. Рассказывая о делах молоде жи, слушатели опирались на рабегу В. И. Ленина «Великий Во время занятия использо вались кинокадры, рассказыва ющие о развитии сельского хозяйства в одиннадцатой пя тилетке, иррслушиоались грам пластинки с речами знатных людей страны. Библиотекарь Галина Бутыри- •на, продолжая начатую тему, сделад^акцеит на том,, что по ка ещ е^е все молодые труже ники работают по-коммунисти чески. Предложила комсомоль ским «прожектористам» актив нее, высвечивать недостатки, выявлять факть^ расточительст ва, халаггности. В ходе занятия демонстриро вались фильмы на тему эконо мии ■и бережливости. Была прослушана часть речи Л. И. Брежнева на XXVI съезде Пропагандисты района высо ко оценили прошедшее заня- И. ЩЕГЛОВ, сотрудник елецкой районной газеты «Ленинский путь». и—шшш вдмн Заешра —День коммунального работников жилищно хозяйства и Партийный секретарь КоМСС(М0.1ЬЦЫ ири встрече по. памяти зовут , его Володя. А - еТМ-оторв» здороваются со своим молодым партор гом более официальна,-— Владимир Ти хонович... Совсем недавно В. Т. Есаулов возглФв-' лял комсомольскую организацию шестой доменной печи. Здесь тогда родился патриотический почин за досрочное , ос воение проектной мощности увикальното' плавильного агрегата. И металлурги' добились ЭТОГО; Особенно примечательны доетижения комсомольско - молодежной бригады лауреата Гоеуда.рствстюй пре мии Николая Кравченко. .Комсомольцы и Иоммуюкты. ДП-6 я сегодня впереди. Сорев!нуяеь за досроч ную встречу в честь 60-летия образова ния СССР, домен-щики имеют на сверх- пламр®.о’м счету более ста той» чугуна. А. ПАНТЕЛЕЕВ. На сиим'ие: самый молодо» секретарь ; парторгаМ 11 за.и»м ■ на Н/Т.МЗ Владимир НА ПРИЗ ГЕРОЕВ М О Л О Ч Н Ы Й М Е С Я Ц МАРТ . Любовь Вечером 17 марта все знали; в счет первого ква 1 ртала пра»ляются последние литры молока. На ферму приехали председатель колхоза С. Асламов, секретарь партко-/ А. И. Панин, секретарь комит та ВЛКСМ Владимир Маренкс Вместе с доярками вышли про- еедихь за . околицу машину, увозящую на завод парное молоко. Поздравлен пехом, шутки, смех Брежнева ггрикинула; — 14 дней запасе. Выхо дит, 300 центнеров молока еще Почти на пьлмесяца опере- дилмк-жремя животноводы хле- вв;чсКюго колхоза «Память Ле нино». Об этом успехе вскоре узнал: весь район, вся область. Животноводы колхоза рабо тают стабильно, без срывов. Выполняют планы и обязатель ства,: введут за собой других. Добрея молва о них идет по району. На ферме, под руко водством Нины Павловны Тиш- ковой сложился дружный кол- лентяе, в котором каждая до- яр.ча, а их здесь 18, болеет за плены, обязательства. Так повелось; не получается, труд но, всегда помогут Активно работает совет доярок, руко- Бодимый Екатериной Яковлев ной Кочетовой. Члены с следят за трудовой диеципяи ной, порядком на рабочих стах, особое внимание удаля ют организации соревнования. Совет проводит -большую воспитательную работу. Под его опеку попадает и пополне ние. На ферме сейчас шесть молодых доярок. С .первых дней их взяли под .'.свою -опеку наставники, опьтт-ные .живот новоды. Любовь Брежнева скачаг была подменной дояркой. Е рудолюбие, тягу к знания/ келание побыстрее стать м/ стером машинного доения при метили. И когда на ферме соб- новую группу нетелей, ухаживать за ними поручили Брежневой. Поможем," — успокоила Любу Н. П. Тишкова, — ста райся, учись правильно раздаи- первотелок.- Посмотри, как работает Косинова. У нее и перенимай опыт. Анастасия Николаевна Косинова, одна из опытных доярок, стала помогать Бреж- Нелегкое это дело — раздоить из первотелки высо- коудойную корову. Бывало, уже молоко сольют, фляги оют, а Люба хл 0 почет. Не одна Косинова помогала ей. Трудности .молодой доярки разделяли многие. А те» 1 ,ерь не нарадуются. Люба по на доям вровень с передовиками. Ее п.ерввтея«и дают по 13—^14 к.илюгрвмм 01 В мовока. Высокие тгок'взатели у- -Нвде-жды Пс*жи- даевой, Гая-ин-ы Меренковой. Гордятся девчата не только' своими успехами. Колхоз «Па мять Ленина» — один из луч ших сейчас в области, В марте здесь получают по 8,2 кило грамма молока от коровы. Та кие надои и в летнюю пору даются не каждому. Весна--- время в животно водстве самое мввря.же»и:ое. Все чаще разговоры о кормах — хватит ли? Надо молодняк сохранить. И одновременно по вышать продуктивность скота, выпблнять принятые обяза тельства. От людей такая стбетановка требует собранно сти, личной ответственности, дисциплины, порядка. Вот почему корма в колхозе гото_ очень тщательно, берегут Б емкостях запаривают со лому, дают хвойную лапку, микроэлементы. Нелегко всем, есть хорошие результаты, а главное. В юбилейном го ду многие приняли высокие обязательства. Любовь Бреж нева, Надежда Пожидаева, Зи наид? Журавлева соревнуются 2700—2800 килограммов мо- <а от коровы. Слова под крепляют делом. Уверены: молочным будет не только март, но и апрель. А там •— на пастбищах надои можно по- ть вдвое. В долгу у го сударства никто не останется; М. ВУКОЛОВ. Строгий деловой костюм м легкомысленное летнее платье, изящный сарафан и спортив ные брюки. Десятки самых различных моделей, фасонов. Всевозможные направления моды от традиционного ретро до не менее популярного мо дерна. Сотки терминов. И ни чего удивительного не будет, если через несколько секунд вы не вспомните, чем отли чается плиссе от гофре и что (а не кто] такое кокетка. Это дело специалистов, которые еще раз терпеливо объяснят вам все тонкости и помогут найти свою вещь. А может быть, даже и стиль в одежде. Во в;сяком случае к этому стре мятся молодые работницы Гря- зинского ателье по пошиву л^ужекой и женской одежды. Ведь оно одно из самых круп ных в области, а значит, долж но быть и лучшим. И для это го, конечно же, недостаточно- тех знаний, которые дали тех никумы и училища. Нужно по стоянно шлифовать свое ма стерство, тщательно следить за всеми изменениями в констру ировании одежды. Поэтому не изменные спутники в работе модельеров — новейшие жур налы, проспекты. Вот и сего дня закройщица верхней одежды Галина Бортникова и бригадиры Валентина Дементь ева и Юлия Есенкова знако мятся с новыми элементами в отделке платья. кова, Валентина Дементьева Юлия Есенкова. Фото Е. Самохвалова. Бабушкины у р о к и Зимний вечер. Полупоту.чшая ламва. И-еуловнмне движения рук, игрй спиц. Петля,'еще пет ля. В углу по радио з в |^ ат иес»й бабушкиной ‘ молодвсти. Черный Коуепок с пятком н-а спице, вЫтанцов-ывая ш>д му- ^ зыку, забавно толкает лапам» пушистый клубок. ■Эаиут-элеи -в нитках, доволен. Мгновения детства. Ко.му' не .тогелось сесть подле б аб увк» я просто смотреть долго-дол го. Может быть, попробовать ВОТОМ взять .епкцьг. ; — Придерживай • левой, а правой дел»й 'петлкз. Не 'во.д- »уйся —.'яолучйтся. Первой * жнэнй наставницей у Наташи И'М 0 эе»цеввй 'была бабушка. И первые-уроки-Про шли-лод ее м 5 'дрым руководст- Оаять'ЗИМНИЙ вечер. Только »а полу уже два клубочка. Б а бушка ищнучка вяжут. Трудно, руки, не 'швеем слушаются. Но радовалась Наташа перво-' му !^вязашюму плат-ыщу . д.тя кук.9ы1 Крохотное, но-свое. В .девятом пут-ь был ясен— в вязальщицы. И вот уж е два года НаТаша Иноземцева в ателье «Трикотаж». Удивлялись одшжлаесянки':' «А почему по ступать не стала, учи.дась ведь Пвстунзяа... 'После школы в Москву .ездила в техиологиче- ехкй, хотела стать моделвером- коиотруктором трикотажных изделий. Не поступила, и Теяерь не,жалеет об этом. З а д в а года очеиь привьжла к коллективу. ’ В .прошлом году кервый в- жнзда "отпуск тлучшА. Каза лось. бы, отдыхай. А ’ Наташа чуть ли ие каждый день на ра- бвте. Скучала. В апре.ле на де сять дней я Болгарию уезжает, побывает иа трикотажной фаб рике, «Саня». Интересной ожи дается поездка. Вот только расстав.а,ние... А летом опять в Москву — решила учиться за- На два года отступила сту денческая жизнь. Родители на дяевиом отделении настаивадн. Сейчас усрюкеились. Поняли: Наташа наш.ла себя,. Ручную вязальную машину подарили. З.иэно-мая техника. Пусть иё спицы, а работать приятно. На таии.ч на уч'ебяо-проиэводствед- ном. номбИтГате начинала, В «Трикотаже» —- .цолуавтомат'ы. Машина иеобычкая’ даета- лась, -высокого класса, крупной вязки/,. Из. девушек кал.о , кто разбирался. А. вязальщица, что до .Наташи работала .на пей, через, четыре дня' увольня лась. Короткий срок на бевое- ше. Не получалось сразу, на каждой олерации иидстерега.та неудача. , — Боя.лась на кнопку выклю чателя нажать, — -вризиается Наташа. Но скоро боязнь исчезла. Пришел опыт. И все-таки дет ское, ' желание ' в-язагь оста.чось.‘ Ркходить. .в обычтюн игйпочке, свитере новое. Ее работа нешаблонна. Каждый день у Наташи свое- образгше .заказы. Одинаковые, раза даа в месяц повторятся, и в« .- Есть ■над чем подумать. И бабушкина, уроки:не прошли даром. Ручкой работы хватает:,., отделка, кружева. Трудно, во интересно. Удивляет коллектив, це.ты.ми днями иа ' «декоре» ра- — А я ,ке. могу иначе,— з а мечает Наташа. ; И ее поймешь только тогда, когда увидишь, -как из тонкой нити .рождается уДивяте-льио- кравивый свитер, соверше.нно йе похожий на -десятки других. Свой, особенйый. И потом, эа- -метав его на . ком-нибудь на улице, порой так хочется по дойти и спросить, конрави.чаеь ■ли рйбота? В а-телье, как всегда, много-' людно, и особенно' у яарядпы.х витрин: непросто выбрать луч шую вещь, во наконец свмне-. ния позади. , , - — Можно связать такой евк* — А этот джемпер е отдел- Ю. КРАСНИКОВ. ------- ^------------------- - = Город станет | красивее \ \ I Семь часов. День стал длин нее, и можно разглядеть си луэты людей, спешащих на рр- ‘боту. Н о рабочих , автотранс;- портцого уйасхка.тпо уборке го- рода-среди них-нет. Они уходят раяьТие. В половине шестого все н-а местах. Еще через пол часа машины отправляются в самые ' разные уголки города. Василий Т.ИШНОВИ.Ч П»т^ч:цн иачинаёт е4ой маршрут с мик рорайонов ЛТЗ. Машина' тихо тормозит у медленно просыпа ющихся домов. Жильцы уже — Здравствуй, Василий Тн- хаиов-вч, запоздал сегодня. — Напарник заболел, прн- ш.чоеь на-его участок заеко- Так обычно начинается утро на одном из участков трактор ного завода. За ним будут дру- гае районы, будет долгий и трудный день. Его ждут. Ждут на улице Невского и на Липов- екой, На Советской и на пло- ,щад'и Ма|нкса. Долго -задержи ваться нельзя. Считанные ми нуты стоярки, и.снова в путь. Благодарность жильцов Ва- 'силий Тихонович считает г л ав - . той наградой. Еще раз убеж дается в, лом, что очень нуж- 'ная' у-него. профессия, но иног да :8адумшается, а"'почему не идет молодежь в автохозяйст во? Не 'ДОСТОЙНЫМ сч,итает? Профессия' ведь самая почетная —-сделать .город чище. Ыо потом вспоминает, что тот, кто прп.хо- дит„ здесь .и остается. На по следнем комсомольском собра- яи». двух ;ре$ят,..«андидатщ^.и в члены КПСС приняли, —• Отличные парни, воспитан, пики Василия Тихоновича, — иодтверж.дает секретарь коми тета комсомола Татьяна Но- Иа ярецприятии говорят уже 0 школе Василия Тихоновича. Сейчас одному из его учеников, Алексею Фаустову, самому есть тему новичков учить. Передо- ( иа участке. ..Па машину по перевозке , отходов Пичугии'ие сразу при шел. -Раныце заботы были дру'- гим'и. Сне^жйые, заносы расчи щал, лед на..дорогах песком ио- Бывало, что д ен ь ' и ночь де журил В з«мий Тихонович здесь. В три смены. Тезашка круглые сутки иа пасту,. А иногда -метель, эа-крутит. .Васи лий Тихонович" спешит в .авто хозяйство, н'е дожидаж ь .де журного ааюбуса. — Лоетоянко ■ирнходилось е,д.едйть за . вогодай, — прв- 8.нается он. Сейчас тр.удностсй тоже хва т а е т . ,Нееко л ью лет назад.-на чали пищевые отходы щподь- зоват-ь ‘В'жнаотиоводетве. Не далеко 0 т юрода ■комплекс по- строштй.' Выго'ДН'оё дело. Только не все доки,мают .. это. Бывцет, .в коатебиер .в мусор , бросают. Нужно . ебъясйять, рассказывать. Василий Ти.хо- НОЕИЧ и это считает евонм, де- — -Какие •трудиости? — вере-. :Спр.аши 1 вает Пичугив.,— Глав- . ная — не хватает ,'боязвиа. Д а же запасной давно использо ван. Обещают п о м о ч ь .Р о р е д Д0лжек’.':бы,т чистым., , Сейчас в ' авто.хозяйстве идет :ПерестрвЙ 1 «а. Весив. С автомо- бйлей снимают сиегоочистнт.елв, •заменяют на щетки. Совсем скоро нужно"'будет мыть ули- ,®ы, высаживать деревья. — Мы работаем для того,' •чтобы город стал красивее, —' .замечает директор .предприятая И. И. Глазунов. — В прошлом ■году, во 'втором квартале на 'Третье место в республике вы- :Чтр‘ и говорить, нелегкая по ра у .работпиков коммуиально- г 0 хозяйства. И в свой профес- сйональный праздник снова за- ..иустйт двигатель -старенького •«Газика'» Василий Тихонович Пичугин. Такая профессия. ■Вновь загремят ведра, и за жужжит пресс. Вновь, как со •.старым знакомым, встретятся •€ ним жильцы. — Здравствуй, Василий Ти- . хонович. Стфоздником! Все, кажется, предвещало, мало тою •— прямо-таки «провоцировало» 'пуб^Ш-' диетическую резкость, гневную опреде ленность, ■Черно-белую однозначность ййтонаций, характеров, оценок, итогов. Эоз'можность почти плакатного контра ста обозначена в самой композиции этого ■фЬьма. МвкрО'Кбсм его четко разделил ся, распался йа две едва сообщающие ся друг с другом сферы. Перед дверью: "это, прежде всего, — маленький, тесный, "НО уютный, щедро залитый солнцем дво рик./Здесь всегда люди. Бее заняты сво- , ими нехитрыми .повседкевнымк -деламж все обо всех и все энаЮт. И — там, за дверью. Там, за дверью одной из квар т и р ,— другой мир.' Словно иное какое-то измер'ение; Там изо дня в .день с 'изуверской методичяостыв здоровый, мордастый мужчина безжалостно изби- _ ‘ - женщину — свою жену. Страшные, ппкго разве что однажды \ж е струсйвшгй, предавший че-говека, ко торого называл своим другом, -Фарид (В. Демирташ) — .не «укладывается» в «амплуа» ко все'му и всем равиодушного обывателя... , -В ленте Р. Ибрагимбекова и Р. Оджаго- ва за- эмпгтрнкой быта ощущаются глу-. бокяе 'корни бытия .. Ибо нет ничего важв'ее на земле, чем -постукива'ние са пожного молотка дедушки Нури. Или •сметная и грустная любовная игра, затеянная •' ОДИНОКОЙ Р о |ой е ни о чем пока не догадывающимся Али. Ка мера оператора Р. Камбарово почти лю буется эпш двориком, эчцй неведомо кай уце.тевшпм посреди 'большого совремеи- йо-го города островком; где причудливо переплелись приметы традиционного во сточного уклада,- яа 1 гио/Иалы 1 ый колорят и то, что знакомо и привычн'О жителям РАЗГОВОР СО ЗРИТЕЛЕЛ\ ПО ОБЕ СТОРОНЫ ДВЕРИ Ю. РОЩИН, оТч-аянные крики ее пробиваются, ироры- ваются сквозь степы, дверй, запоры, вы плескиваются наружу, '. изрзнеИными птицами мечутся -над пятачком двора. 'Каменное сердце ^ то — дрО;Гнуло бы,,, ' '..А 'ббита-гелн дворика , сочувственко ■вздыхают и — продолжают заниматься кто чем: детей нянчат, белье стирают, гОстёй о'яс'и'Дают, ужин готовят... Изо дня в 'день слушают' они этот «-кО'Ицерт» —*. тетушка Зейнаб так и говорит, укориз ненно качая ГОЛОВОЙ: «квнцерт» — и ни чего-не пр.ёдпрш«ма.ют. ' , ; •Как будто бы. к этому и доба.вит'ь нечего. -Абсолютная, че-рио-белая, режу щая глаза ясность. Авто 1 рам фильма юс- таетея одно: объяснение в кенцвисти, ■удар'Ить наотмашь —* разОблачитель- 1 ШМ ракурсом, , рневшм жестом, презрк- тельвьщ,. уничтожающим с-товом — этих людей. Ударить так, чтобы и мне, и вам, и емууи всем мерзко и Страшно было бы узнать в них хоть'чтв-то свое... Пом.рите, в фильме «Обвиняются в убийстве» — вот. там,' действительно, , все кипе.ч ‘0 ‘от-яроети, 'вт-'рёвримиримог.о и праведн..ого гнева. Там судили ^ .на равне с убийцами — тех, чье чугунное, испро1ци.баемве равнодушие ие дроспу- . ло, ие разлетелось в гшль, даж е 'ко гд а у »тх па глазах убивали. А-они — и на суде-то невозмутимо помалкивалп, хотя жали , вйдели, кто убивал, как убивали. К юкиа» -тьиули, на балконы вышмыги- в.али .украдкой,. один «е полеиилря и бинокль мо'реквй ари.хва'гихь '— :.желал .' рассмотреть в подробнбст'ях... . Так тем . ж е , . скаждае на милоф-ь, си- т-уация .фильма «Перед, .закрытой дверью». : .(кшюсту.дяя «Аэербайд.жаи- фн,т6м») .от,'шчае.хся. от ;ситуащш филь ма «Обвиняются в убп-йстве»? ,' Тем не менее — при всех соБпадеииях -г--О' ЛЮДЯХ, .оказавштйек -«перёд Закры той-дверью», .рассказывается й'йаче, ' те- жсли о «чугуЕшлиаых» сви|е-ге,ляГ уб'гмства. Драматург Р. Ибрагимбеков и-режис- ежр, Р . 'Оджатов, .не. раэбблачают’ ; не , к.чеймят. Ие чувствуе-шь .'У них и под-., черкиутой вёйтральп'ости тона — дескать, увиденное само за себя- скажет, без, нашего «перста указующего»... 'Не тей определяется■" стро-й -фильма, ашосфера его. Не жесткая публицистн- кэ, ие напускная бесстрастность, а яри- страстмое, с явной снмахиеА к большан-- етжу -персонажей, мягкое, неспешное, примет.чивое на детали и .подробности повествование. , / , Я ие оговорился: да, да, с ешмпатней.. И к :старому саиожннку Нури (Д. Кязи- мов) . И 14 той же тетущйе Зейиаб (Н. Зейиалова). И к непутевому Али (Г. И емм лов ) с его невьгразнмо груст ными и ■— вместе с тем — по-детски иа- ив-ными глазами.. И к молодой, 14расввой, влюбленной в му-жа своего — сильного, но слишком жесткого, замгшутого в себе Салеха (М. Мамедов) — Шаргие (Л. Халафова). И к тоскующей от жек- «ю го своего одиночества Розе (Н. М-ах- мудсва)... В самом деле: нс монстры ведь это все! Люди ка« люди. Каждый по-своему тянется к добру, чистоге душевной, каж дый ждет счастья, каждый надеется... И любого многонасёленного 'дома в лю6ом~ уГолке света. ■ • Но вот раздается' тот самый крик. Призыв. Стой. И все это, дышащее раз меренностью,- ур'авновешенйостью, точ но' вздрагивает, искажается, становится зыбким, теряет первоначальную, исеон . ную надежность и прочность,' Секунд ные, страшные кадры, прорезают дстягне планы йетороллкво-текущей жизки. Ли цо женщины — крупно, очень геруино — как трагическая античная маска. Кри чащий ро1 РаспущеИиые волосы. И — тревожный, враждебнЫ'й, сжимающий со ■всех сторок эту бледную маску страда ния — полумрак... Она почти бесплотна, э т а ' жевщива. Она не столько живой, конкретный чело век, сколько знак, символ муки, страха, беззащитности, . .взывающей к нашей совести. . К нашему чувству справедли вости и добра. А оЦи — не бросаются иа помощь. Ни Нури, ИИ Али„ ш Салех, ни .Шаргия. Как ясе так? Как связать мужествевную , силу Салеха, любовь Ша-ргии, доброту Али — кахс, 0 -бъясин.те,. связать ' все . это. с .'ЭТИМ-« бездействием? ■ ' Мы "ПОДОШЛИ к главному. Вот он, обнажешый, болящий нерв фильма: люди, -которые отшодь не лишейы ни мужества, .-ия' чести, действуют — вер нее ,' бездействуют так же, как предав ший д.рута. Фарид. Он остался «по ату, С'Юрону» дверй. И они — остались... ' 'И последний штрк.х это# тревожной, нравственной и дскхолостгческой задачи; у "Всех у пи.ч имеются свои резоны. . Муле и -жена — сами.раэберуте»... Нет. дм.ма 'бе з 'огмя: может; и она •сама хороша?.. В кон-де ноицов ЧС.Ы же кдк-то раз мвлицюо. вызывали, но .и та — "не по- -мегля. Милйдиоиер сказал, чтобы .жеи- щина заявлевкс/вв 1 и еа л а , ;з она не за-хо- Сог.часитееь: е житей'екей течки зре ния эти объяснепия вполяе могут сойти в‘ качестве оправдания. Если уж' .милиция бессильна, от пих-то что тре- '.'боваТь? Положа руку на сердце: ну, а миогве ли из нас, иаходявд.иеся «по эту .'с.торо- , ну экрана»,' не поостыли бы в желании •своем помочь несчастиой жешциие, зная, что милиция — и то отступилась? Вы- хвднт, .жертва-то сама виновата... .Однако — это все, рассуждая по житейски. «По-житейски» и «по-об-ыва- тел-ьски» не синонимы, .но в опреде ленные моменты..они могут опасно сблизиться. Почти слиться... И тогда ■ надо найти .в себе запас духовности,, иравствепиой активности разорвать па- у «нситейских» моральных «алиби», же нзбя'вают — а' тут рассуждают, взвешивают, стоит ли лезть в это чужое Они .еще-не поняли, что есть вещи, за которые ты остаешься в ответе, даже если о- шгх известно, милндии, домкому, женеовету или самому господу богу. Ид нельзя ИИ переадресовать, ии пере- нвручить, -аи. вередожить иа .плечи со- утнн • Шячущая Н4егши'!',! .т.з дверШ 8* мо-жгг бьгть сброшена с ■.нашей совеет». такого взгляда ва мир, на людей, ка чужую беду, на чьи-то слезы, и стано вится в фильме Мурад... Где-то попалось мне любопытное рае- • сужд-еяне: хороиее произведение может строиться как "бы .из дау.х этажей — первый : реалистически достоверный, узнаваемый,, второй —. симвадичеекяй. В-сиомиилось мне оно после просмотра фи.льма «Перед закрытой Дверью» не •случайно.' Больно у ж . точно. «уклады вается» он в эту формулу, О «двухэтаж- иости» картины сказал "ведавно в «Ки нопанораме» и сам Ибрятимбеков. Ой так опреде.чи.т-ее жанр: «бытовая прит- 6 «бытовом» я' у:^е достаточно гово рил. Коснулся II «притчи», символа -г-- ..жеищнна, плачущая за .дверью ,. Кон,-., кретиое, бытовое, психологическое з д ^ ь -отсечеко» Она отказалась рт помоща милиции ч - почему? Она остается жнть- в доме мужа — почему? Из страха? Щ ■ любви—бывает же и такое? Мотивы цей- нятны. Ош нарочито размыты. В фина ле женщина впервые робко, появляется во дворе...Улыбается солнцу. МураД; взломав дверь и схватив за руку ее мужа,; словно «расколдовал» е,е. как б 'Сказке ка.Кой-вибудь рыцарь Ланцелот саа-сдет и расколдовывает принцессу. .Н а прйтча-то вев-таки бытовая, а не сказочная; И мы не можем не отдать себе Отчет:, благородное заступничество- Мурада, если судить -«по правде», скорее . всего шчего не решило бы и не раз решило... Вероятно, потребовались бы большие, протяжеш 1 ые во времени, не сводимые в одну точку, к одному по-, ступку, порыву, усилия. ' , СпДсеипе облегчено еще н тем, что Мурад, каким- он предстает н-а экране,— действительна; рыцарь без .'страха И упрека. О н и д е а л ь н ы й герой, В ореоле романткае'ской ■и.сключите|ЛЬностИ. . .ХалацтдижыА. Р , .Лахапетов -хочцо; ■ почувство'вял, чего от него-ждеТ~редак---- сер. Мурад..у -него обаяIе.вди.,^мужестве,^^,/- душевно красив. -Романтическое; 'слава богу, нигде' .не оборачивается риториче- скпм, н тут заслуга Р. Нахапетова , не;, еомвеиная. ■ ' - ■ . - . . . ; ' ' И все-же — я допускаю, .что, . .могу ошибиться, но промолчать было . .. бы нечестно', — «прнтчевое», , «парябо.точе- СЕОе» состыковывается, в фрльме с «реал»стичеа4нм‘» не безволезпшшо. До-,: пущем „пусть н не рещЭ'ЮЩНЙ, п о . з а - , метный просчет в проекте, этого .«дву,.х* этажноге»'.'^^-^-«бытового» .и «д.р.итчевого». «дома». И в ит®.г«.у мейЯ; появляется, вряд ли запрогра.ммяров'аннЬе . авторамн ощущение: 3 знаете, герою, во'ппощающв-. му благородства, гораздо; легче . .др»хр- ди ть -ка помощь женщине; символи-эиру-, ющей слабость, -чём сделать это «зём- Еым», «бытовым», Салеху, иди ,йли... Легче, несмотря иа то, что .Мурад, по сюжету, по .условиям, «разработаппым» для него авторами, рискует к \да ^боть- ™™'не против притчи. Я не против.: ус- ловивсти как таковой. Но не могу •не думать: а не был бы этот фильм еще глубже, острее, в_ ко-нце концов, —, по- , учите.львее (я 'имею р виду, разумеется,- не нравоучительную дидактику, но актпвнз’ацию нашего нравственного чув ства), .окажись Мурад. нё, та14им вот «че ловеком со стороны», из другого этиче ского (и эстетического) измеренпя. Ока жись он более, чтр ли, «заземлеппым», менее идеальным... Пишу эти строЕй'и всноминаю.следо- ■вятеля Сейфн из предыдущей ленты Р Ибрагимбекова и Р. Оджагова «До прос». Сёйфи не был предусмот рительно снабжен орео. 10 м романтиче ской «идеальности». Он^ не «воплощал», не «олицетворял» идею. Он — обреме ненный семьей, массой забот, немоло дой, усталый, изнервничавшийся чело- - в ек ’ -^ просто стремился .быть ей, идее этой, идеалу - - Верен. Не. устучшть, не ' поддаться давлению, усталости, сопро- тивлеишо даже и того, кому он пытался Не собираюсь «побивать» новый фильм предыдущей работой тех же ав торов. «Перед закрытой дверью» — создание одаренных и по-настоящему мужественных и честных , художникоз. Да, на сей раз не все бесспорно с точки эрения жанровой, стилистической гар- МОШП 1 . Только слишком долго раздумь!-' вать об Этом мне' не хочется. О другом, помимо воли, думаешь; а ведь и тебе случалось стоять е бессильно опущеииы- ми руками «перед закрытой дверью».., И ты не решался, не мог заставить себя ' распахнуть ее... А главное; в следующнй- то раз достанет ли у тебя сил расвах- Бот в этих вопросах самому себе, в этой, нашей «выбптости». из состояикд «душевного комфорта» и заключен итог, смысл, подлинная ценность этого филь ма. А так ли уж много таких картин прп- ВОМ 1 ШМ -мы -с вами аз иослвлнне-то И. НЕВЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz