Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 4 панорама на Парнасе ЮБИЛЕЙ АКТРИСЫ. 40 ЛЕТ 6 ТЕАТРЕ, ДЕСЯТКИ РОЛЕЙ, СОТНИ ВСТРЕЧ СО ЗРИТЕЛЕМ.... И КАЖДАЯ ВСТРЕЧА — ЭКЗАМЕН! НА ЛИПЕЦКОЙ СЦЕНЕ - КОМЕДИЯ «НА БОЙКОМ МЕ СТЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО. панорама на Парнасе Завтра в областном драматическом театре состоится тор жественный вечер, посвященный 60-летию со дня рождения и 40.летию творческой деятельности актрисы театра К.иры Александровны Шитовой. • С ТУДЕНТЫ знают, что экзамены — это не толь ко проверка знаний. Во время экзаменов происходит множество историй, котррые- запоминаются надолго. А о вступительны.х экзаменах в театральные .училища : ходят легенды! ...Было это более сорока .чет назад. Шел набор в студию при Горьковском академиче ском театре дра.мы. За длинным столом, покры-. тым кра.сным сучшом,. — пред ставительная приемная комие- — Вы, Шитова, сыграете-нам беспризорника. Озадаченная девушка вышла из аудитории. Пон 1 росила у ко. го-то фуражку, ремень. С этим- то проще. А_как сыграть бес призорника? Времвви на раз думье осталось мало. — Шитова! «Беспризорнвк» развалистой походочкой подо 1 шел к столут —^ Куришь? — вопрос ■ был задан председателю комиосии народному артисту РСФСР Собольщикову-Самар-Ияу. — Что? — нзуми.чся почтен, нын экзаменатор. — Ну, кури, куря... Оставь только! — Чего выставились? — этот вопрос уже ко всей комиссия. — Буржуи! И «беспризорник»; суяуа в рот два пальца, , оглушителыио свистнул. Экзаменаторы от неожидан ности подпрыгнули на с&ои.к стульях. А потом зааплодиро- ' Свой пррвый театральный экзамен ока,.с,да.ча на «отлич но». И, конечно, заяомии.ча его на всю жизнь. Наверное, в том, что Шито ва вошла в театральный мир таким зксцвнтрич 1 ным «спо собом», есть особый смысл. Во ВСЯК 01 М случае, на протяжан-ии всей своей актерской жйзяй она более всего любила роли остро- харакгерные. Образы динамич ные. Нередко — сатирически, гротескно окрашенные. Впрочем, первая ро.чь на сцене Горьковского театра, где Шитова начала работать после окончания студии, была драматической — Галя в спек такле «Сады цветут». , Это был тоже большой эк замен. Как ни бились они с режиссером театра Е. , А. Бри лем, не получалась роль, и все тут. — А помогла мне тогда слу чайность, — вспоминает Кира Александровна. — Однажды я проспала и опоздала на репе- - , тицию. Бежала через площадь к театру а до.машних тапочках и халате. Едва влетела в ре петиционный зал — мой вы ход. Репетировали сцену от'ь- езда Пети. И вот запыхавшая ся, я- влетела на сцену... При шла в себя, когда Бриль заврн- чал: «Браво! Вот так надо!». Так или нет, но, во всяком слу чае, было найдено решеяие этой слолсной сцены. Было это в тридцать девятом году.' ...Война. Напряженная ра бота в Транспортном театре ■ Октябрьской железной доро ги. Обслуживали част», отправ ляющиеся на фронт, госпитали.. Два с полсвнной года жили в вагоае. Потом — работа в Горьков ском театре коме,ди.и. К. А. ШИТОВА В СПЕКТАКЛЕ «РУССКИЕ ЛЮДИ» ПЬЕСЕ К. СИМОНОВА. В 1961 году актриса приеха ла в Липецк. За этими анкетными строка ми актерской биограф-и-и — го ды и роли. Вдохновенье ' и упорство, нервные нагруэк», размышления о человечеових судьбах остались в каждом КЗ соз-данных образов. Ей везло на хорошие роли. Ояа играла в таких пьесах, как «Рйчдрд П Ь и «На дне», «Ре визор» и «Комедия сшибок». Впрочем, что значит — везлО’? Предлагали роди самые раз ные, зная многогранность ее таланта. И режиссеры были «разные. — Надо уметь пряспосабля- ваться» к любО|Му режиссеру, — К»ра Александровна смеет ся. — Каждый И!3 них — ЙНЙН- видуальность. Каждый'привно сит что-то свое в творческое мвровоззрение актера, в его манеру работать «а сцене. Обогащает его, Налрймер, одИЯ из моих первых учителей - - Е. А. Бриль —любил вводить актера вя.уж- ное состояние через этюды. »м- про.8И :зацшб. Режиссер нашего театра Б. Н, Голубицкий — аналитик. ■Такие качества — чуткость, отзывчивость, готовность впи тать в себя новое впечатление, мысль, информацию — долж ны быть особо развиты у ак тера. ’ Как рождаются сцевические образы? По-разному. — В спектакле «Без вины виноватые» дали м,не роль старухи Галчихи. И как-то не ожиданно всплыла ассо'цнация. Сидит старуха, зажутаяная в черное, я протягивает дрожа щую руку за милостыней. Я ви дела .ее однажды во Владими ре, на паперти собора, уже много лет назад. Годы прошли, и вот это впечатление помогло подойти’ мне к Галчихе. Актриса, прошедшая боль шой творческий путь, по-пре жнему много работает. — В период создания нового образа раньше двух часов но чи не ложусь. Обдумываю, «прокручиваю» в голове сцены из будущего спектакля на ули це, по дороге в театр. Иной раз так увлечешься, начинаешь разговаривать вслух — прохо жие . оборачиваются.. Сейчас какераз такой период. Не так давно меня ввели в спектакль «Мои Надежды», который, кстати, будет представлен в программе торжественного ве- Если бы вы знали, как во.л- яуюсь я перед этим вечером! Словно перед тем , вступитель ным экзаменом. Просто страш но. Ведь на сцену придется вый ти не какому-либо персонажу. Это привычно. На сцену вый дет просто Шитова. И радост но, и волнительно, И все-таки грустно... Ведь уже 60 лет цро- жато. Впрочем, верю, немало' еще предстоит сделать. ...Если зайти в театр, со служебного входа — на доске объяв.чеяий ув-идишь списош ак- те)р»в, запятых в новом спек- тажле,театра — сказке «Снеж ная королева». В этом списке — фамилия Шитовой. Она сыграет роль ба бушки. Новую для нее роль. Предстоят еще один экзамен., Экзаменацио. 11 ная комиссия из вестна; люди,' которые придут в театр... Ю. ВОРОБЬЕВСКИЙ. 0 АВАИТЕ-КА , повто рим сцену с реилй'кн Бессудного, — сказал режиссер. — А потом покурить бы, — помечтал вслух Бессудный. — А потом покурите, — со гласился режиссер. Он сидел посреди пустого, погруженного в полумрак зала и говорил в микрофон невыразительным, почти безраз.дичным голосом. Репетиция тянулась четвер тый час и конца ей не было видно. , На сцене стояли недостроен ные декорации. Круг повора чивался, открывая то унылый -Д€!рав'я'иный остов, который еще предстояло превратить в интерьер постоялого двора ^На бойком месте», то вполне натуральную высокую белую печь с лежанкой. На эту печь раз пять кряду терпеливо ка рабкался заросший, черный мулсиж в синем казакине и валенках. Л потом тялееловато скатывался вниз, испуганно поглядывая на своего хозяина, того самого Бессудного, кото рый сердито првпо.циняя ноч ное их приключение: «...Стал я вб|ревки отвязывать осторожно, сам себя не слышу, как с« меня оша;рашит! Да как крик нет; «Стой, ямщик! не слы шишь, грабят!». После репетиции режиссер поинтересуется: «Как тебе по казалось, жанр чувствуется?». Его это очень заботит — жацр. — Ведь Александр Николае вич Островский ясно яаяисал: «На бойком месте», комедия в трех действиях. Понимаешь,, комедия! А ставят ее по иве,р- Лйчают — н маются от безду- Х 0 |ВН 0 С 1 т своей, хотя и не спо собны осознать'ЭТО. ■ Разве не гоголевская тема? Острдаский унаследовал ее. Островский постоянно 'думал о ней. Он, как и Гоголь, не мог молчать, видя, как бездушная. конец, режиссер отпускает веек актеров, кроме исполните лей ролей Аннушки а «красав- ца-мужчнны» помещика Мн- •ловидова. И куда девались его уста лость,'монотоаный голос! Он уже на сцене. Он берет на себя 'а»ааш1н1шиш11и11ш1и1ин11анв1а!8ш11нннш1и1т1шдвк»шн1№9»>]тншш1шдг11шш1ев1а11п И = и „ 120 МИНУТ И ВСЯ жизнь) Зпп11>нин1Ш1П1Ш91П1Н1аа1нд1Ш)!1!1аш118иав1а111гиэп111нгга9глааазаа!И9№11аш1з:1а!93!9г1з»за89зш»ё ции — как драму. Почему? Островский чувствовал себя продолжателем гоголевского дела. И, по-моему, «На бойком месте» многими нитями связа на с традицией Гоголя. Я долго не зяа>т, как ставить эту пьесу. Никак не мог рас шевелить воображение, фан тазию. И вдруг услышал, звон, качокольчнкоз.,. Там ведь у Островского все время кто-то приезжает, уезжает, ямщики, седоки... Постоялый двор, бой кое; место, постоялная суета; встречают, провожают, кутят, обманывают, продают и про даются... Внешне — жизнь бьет ключом, а присмотришься —• все стоит на месте. Все за стыло в этих ЛЮ.ДЯХ. Окостене ло. Они и 3 веселье-то скучают, тоскуют, все им чего-то не .хва тает. Чего?' Души, наверное; Мчатся, спешат, ловчат, 'под- социальная систем.а отнимает у людей душу. И вот посреди этого «бойко го места» мучается маленький -попять же, сродни гО'Голевским героям — человек... Аинушка... Мы не буде.м делать из нее трагическую фигуру, двойника, скажем, Катерины из «Грозы». Когда Островский хотел пока зать «светлый луч 'в темном царстве», он .избрал жанр дра мы. А здесь — комедия. И ни какой А тушка не «светлый луч». Это простая, без всякого намека на незаурядность де вушка, И хочет она в общем- то, немногого; тишины. . По коя, доброго к себе отноше ния. Но и эти, такие, кажется, доступные вещи «на бойком месте» недостижимы, если ты не д’меешь торговать собой... .!.После короткого перерыва репетиция продолжается. На- ' необычную функцию, если можно так выразиться, — внут- рениего го.чоса Аннушки. Пока та разговаривает с Миловидо вым, постановщик настойчиво подсказывает, что чувствует, что думает в минуты этого тяж- ко-го объяйншия девушка. Что стоит за ее словами.." И если поначалу молодая ак триса произиоскт текст роли как-то напевно, с интоиацией только оскорбленной страдали- ,цы, то постепенно Аннушка становится проще, заземлен- нее. Она уже не упрекает, а старается уязвить Миловидова, отомстить ему. Эта конкретность необходи ма и для того, чтобы не пред стала перед нами Аинушка слишком уж бесплотной, иде альной; и для того, чтобы вся сцена обрела комедийную ок- раску% не выпадала из общего жаи;р 0 !вого, стилистического ре шения. Всего одна репетиция,.. А до премьеры их — десятки! Можно подсчитать, скмтько суток напряженной работы не только над , каждой сценой, но над. каждой репликой, сло вом, жестом предшествуют . двум часам спектакля. Тем 120 минутам, которые должны— иначе зачем это все? стать минутам.п ; истины. Минута 1 ми волнения. .Минутами разду мий. Смеха. Слез. . Какими будут 120 минут спектакля «На бойком месте»?. Что вместят сян? Этого в тот ■день предсказать не мог ни кто. Ни режиссер Б. Голубиц кий, ни художн'икТ. Белов, пи актеры... До премьеры оставалась не деля. Они работали... Вчера, 2 марта, в Липецком областном драматическом те атре состоялась премьера: А. Н. .Островский. «На бо'йком месте». Комедия в трех дейст виях... И. ПЕТРОВ. Редактор Н. ЗАГЙОИКО. ВАМ, РОМАНТИКИ В обкоме ВЛКСМ имеются путевки на Всесоюзные удар ные комсомольские стройки. 4 АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липедк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора— 4-67-13, ответственного секретаря — 4-67-П; отделов; коммунистического ‘ _________ воспитания — 4-66-12, комсомо льской жизни — 4-87-03, учаще йся молодежи — 4-66-06, писем —•4-66-18, спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. Ш 81 ' •Типография издательства «Леиинское знамя». Липедк, Коммунальная площадь, 44. Зак. № 1297.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz