Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 21 Товарищ агитатор «Мой ПОДЬЁЗД», — говорит Елена Кожарина о третьем подъезде в доме № 12 по ули­ це Желябова. Нет, она здесь не живет, но каждого из жильцов знает по и.меки-отчеству... Кожарина — токарь первого цеха завода пусковых двигате­ лей, депутат городского Со­ вета, является агитатором агитпункт?! при избиратель­ ном участке № 57/1427. Перед выборами у нее много дел. Надо составить списки избира­ телей, проверить их, выяснить, все ли могут прийти на выбо­ ры, возможна, кто-то болен и будет голосовать на дому. Много хлопот. И не только агитаторских. На завод Елена пришла че­ тыре с половиной года назад. На всю жизнь запомнила Ко- жарин'а наставницу 3. П. Кур­ батову. Сначала она учила Ле­ ну азам профессии, потом по­ могала осваивать новые стан- Сейчас Х|ена работает на станках-полуавтоматах. Станки новые, сложные для освоения. Кожарина норму выработки выполняет, как правило, на 150—160 процентов. Есть у нее одна маленькая «тайна». Ра­ ботать ей положено на двух станках. Иногда, особенно во вторую с.мену, она переходит на три. И тогда вместо восьми- ста поршней, положенных по норме, делает 1300-—1400 дета­ лей. Подруги на участке, ко­ нечно, о ее «тайне» знают, но работают по-прежнему . на двух. Ведь для того, чтобы тру­ диться, как Лена, нужно не только знание станков-полу­ автоматов, сноровка, но и уме­ ние ни на секунду не отвле­ каться, целиком отдаваться де­ лу. Пока что это удается на четвертом участке лишь Елене Ножариной. Годовой план 1978 года Елена выполнила к 29 ок­ тября — Дню рождения комсо­ мола. Девяносто девять про­ центов продукции она сдает с первого предъявления. Есть у Елены Кожариной и новые серьезные планы. Она задумала пятилетнее задание завершить к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Вопрос этот обговаривается сейчас в ОТигЗе, где ведется тщатель.чый подсчет уже сде­ ланного комсомолкой. Как депутат городского Со­ вета Кожарина делает многое. Она член комиссии по культу­ ре. Вот следила за реконструк­ цией кинотеатра «Маяк», перь готовит справку о строи­ тельстве Дома бракосочета­ ний. Пока что он только зало­ жен, вбить! первые сваи, но уже сегодня появились проб­ лемы, т.-оторые требуют вме­ шательства горисполкома. Е скором времени Лека заглянет к рукоаодителям детского пар­ ка. Надо проследить, как гото­ вятся здесь к летнему сезону. Да, много дел у комсомолки Елены Кожариной. Но чаще всего в эти дни она бывает в «своем подъезде» в доме по улице Желябова. Беседует с людьми, рассказывает о кан­ дидатах в депутаты Верховно­ го Совета СССР. Ведь скоро выборы, и от нее, агитатора, задкеит многое. Л. ВАСИЛЬЕВА. КЛУБ ■ МОЛОДЫХ и з Б и р а т е л е Б I т сделает? Трдшо в . седьмой часто собираются . одяосельчаг рается воздвигнуть обелиск. I “ класс пошла. На дворе осень, не все вместе для того, чтобы Знаете скверик у кшотеат.ра I гско 1 ро дожди зачастят. А дров ’договорить овойне, о лодви- «Октябрь»? Там есть могила I !« ------- ----- ... Сегодня Героя Советско<го С(юза По- 1 Е Я угля мало, не хватит до кон- гах земляков своих. 5ца,- зимы. их првгласилн студеиты " -Думала старушка - ножа- Го^екГв из тапова. Правда, сей' "лубтся 'лмн№ отврпет ня пп- Р«оО''‘ разглядывают высокого ловека. В'Прошлом -1 >ду ребя- ^ : ^ Г / н Г р ^ с с = т а 1 . р н я ^ очках, ато Сергей Мя- ^ ^ - к л у б а ^ Ж ИВЕТ в деревне Та- » лица Добринежого й района 80-летняя 5 пенсионерка Кашнина. Многое г повидала огаа на своем веку ~ й хорошего, и плохого, но до:^ сих пор помнят одни случай, д .......... . г - = ................................... “ з т г ^ г А . » часто - И с благодарйостью. г ,, . • дриезжавт машияа- ' ' о г - За бряьш)^ поиск вую (>внью это было в ееятябое; : ~ ^ ™ машица. ,смолкает, н Сергеи ■боту И: за оформлеш; в Занималась чем-то по хо- 1'ан'О'й заяутекный? Вон и ~ Подучай, бабушка, две начиняет-рассказ. Голос -эву- ституте комнаты- Е ?евой зяйству вдруг вкоТит в дом .отскочила..Н е - У г л я . .чит, ке.громко, но все его слы- трудовой славы Сопт пареиь^спрашн-вает несмело- ужвли никто не пачоокет ре- ' . Соломы привезли, крашу по- шат, А Сергей говорит вот. о ранов наградил клу -1 ■’ -— Извините, вы — мать Ге- монт сделать? чшили. чем: нагрудным^ .знаком роя Советского Союза Иваяа —..... ................. ....... .... .......... ........ ............... ................... ................ ....... ......... и,....... ..... .. 1‘й гвардейской т р щ ]■ ‘ .г -. овязаю с деяу- Андреевича Ка,шн»на? ■Вслед за ним вошли еще несколько молодых людей.. ■ — Мы из клуба «Поиск», — сказали. — Разыскиваем ге­ роев Великой Отечественггой войны и их родственииков,-По­ жалуйста, расскажите нам о вашем сыне.- Она говорила долго. - О том, какой он был, ее Ваагоша. Как воевал, как погиб, в сущассти, уже тогда, когда, казалось, все главные истытания позади, “ «Мне до всего есть дело на земле ...» Среди гостей Кашнняой- бы. - )Вы ведь..знаете, .что око- татской работой Мя;ияа? Сергей снимает'С сколько КИНГ. Улыб; - Ват моя деиута Начинает листать брошюру, наконец, 1 ста 1 навли- вается на яужиой странице, «Постоаниая комиейш по де-. лам молодежи». Вот в нее я и ахожу. 'Сергей .Мязии. Пришлось до Захаровской школы на.хо- комиссии из по|итехниче- “ _______ _____ _ ____ ___ ____ ______ _ скпго »ястит\’тэ. — иетыпе пе,- 2 конце августа ' 45 -го, В срал<е- дателю .колхоза, н все поцусту. ему тогда кре 1 Пко поговорить с дитея. могила пионеров-развед- игму г я,пп««я,ми. Никак ТОТ не выберет время, равиодушным председателем, чинов Володя Бачурина- и 5 чтобы ПП!М 0 Ч.Ь. Из ..полных ■у котопый .«се пытался отмах- Коли. Пакя.плпя Н сАитаЛп» ниях с ягпонца , , ■ ■ - - .................... Гости слушали внимательно, п, 0 : чь. .р д у котор и .все п тался от ах- с сочувствием, что-то записы- нее, почитай, никого с виуч- нуться от этих назойливых го- вали, а в конце спросили: кой с одной живет, а что - н алова. В . ен ябре ^ 1942 года по доносу предателя Вегуляр! тамьчисле й ре!^о г >‘рий Дметргевяч рКелез'ЯК. Е собираейся в гор- в Выборь! — ЭТО всегда праздник. Но ему пред­ шествуют дни, недели напряженной работы участковых избиратель­ ных комиссий, вгитато- День только начина­ ется, а в агитпункте избирательных участков № 114 и на 115, кото­ рый расположен в ДК профсоюзов, уже мно­ голюдно. Пришли агита­ торы с уточненными спи­ сками тех, кто 4 марта придет голосовать за избранников народа. Го­ товятся к лекции пропа­ гандисты. Скоро выборы. Под­ готовка к ним — в са­ мом разгаре. Фото Д. Федотова. _ помнили и товарищи когда выдвигали' его - канднда- том-В депутаты го.рО|Деког.о -Со- . Итак, позвольте предста- иол,итехвического Депутат Липецкого' Г' 0 ‘рсо!вета. - Ну, чт.о еще сказать о се- . Крепко связаны меж.Ду бой. ' ' ■ Клуб «Поиск». 1942 года по доносу предател * 1 • н -та рожай, сунувшихся не в свое мальчики были схвачены гит- коме, оооуждае.м,-что сдела 1 Ко...- в дело. Но студенты . ожазалнсь леровцами и расспреляаы. Что Я думаю, чтр учасу-ие в «По- Е настойчивыми. .Обратились в было с предателем? Он не про- иске» —. ча|Сть моей, . -работы ■ 5 -обком .партии. Там их просьба жил и недели его казнили как члена комиссяи^о делам. Е помочь старой .лсешц,кие. на- разведчики фронтовых совет- молодецки. ! Е . шла отклик... скнх частей, стоявших недале- ..Да, это -так. Его 1 миогочис- Е Вероятно, об этом ' ОАучае ко от Волово. леиные обществшиы'^ дела на- ) ,н Мяэвна, Володе Бачурину . ..было ,1.1 .к со- ' ■ лет, Коле Пикалову — 1.2. ' ‘ "В зале оовершап'ная тишина, даже дыхания не слы’щио. , . - - А вот еще о вашем одно- Создадле в ЛШ1 дискотеки.. вить: Сергей Мязнн. Студент сельчанине, теперешнем завуче Сергей был одним на ее зачи- четвертого курса Липецкого Захаровской школы и бывшем- Нателей. Почти цель 1 Й . год института, партизане . Дмитрии Никити- группа-етудентов >'энтузиастов Селйщеве послушайте... {вреди•инх^Ш^ц Сфге'й) „ V.-- Рассказы-вают следопыты, дилась; бе? — 'смущенно улыбается Сл.ушают их люди. .И те. кто на заработанные-‘два|)Пг купить Сергей, откинув прядь волос переишлевойау, и те, кто ро- стереоцроилры 1 ватеяь,! магнито- со лба, — Я йредседатель вош- дился после Победы... . . . фон. пр.оектор-дляч слайдов. но-пат,риотнчеекого студенче-с Слово.— секретарю ко'МИ.тета Сегодня диекотека уже сущест- ского клуба «Поиск». Мы по-..адмермола ЛПИ Владимиру вуадт, действует: ставили перед С 0 ‘бой задачу Сорокину; ■ Накодац инициативная труп- В узнать, как можно больше .ут В создании «Поиска» Сер-. ^а дри ССО по шефской помо-'-« о ветеранах, войны, в частно- гей. .сыграл--особую роль. Во ветеранам войньг и труда. В сти,'О воинах №1-й стрелк.о- мюо-гом это именно его иии-циа- Опять-таки 6 ^озя-ан|(.я ее 2 вой дивизии , 1,-й гвардейской .тав.а. Пришел в комитет, сооб- заслуга СерЖ . ^ Е а.р'.\ищ. Огпра.вл»емся в похо- щил о планах и возможностях , . В - - --------- ^— ------------ будущего клуба... Бюро под- И, конечно, прием,'иэбнрате- ц - лей, и другие депутятские обя- м ■мемор.и- загниости. ' -В альвую доску .на институтском парень. § здании, в котором в 1919 году обьганын студент., Пеловек, ко- Й проводилось первое в городе .^о;ро,р 0 люди назвали своим “ п.прА,п„-айптлгми-и.п.А«Ог'РПМПЛ!— .в ■депутатом. у-; ды но местам боев, рассказы- : ваем людям горожанам — о том, какие битвы проходили на террито­ рии их районов. '—.;.В -сельском, клубе ожив- . . .ление,-но не. Такое,'какое обыч- органнгзацио -ное комсомоль- . но бьшает перед фильмом -или ское собрание? Тоже идея концертом. Сегодня люди при- Мязива. шли 1 ВсЛ 0 'Мивать... Не так уж Е. ДОБРЯКОВ.А. .................. ... о том, как в кашей стра- ребенка, проесзглвшен Ор- нят ряд декретов, направлен- чали получать продуктовые страна располагает сейчас, 60 - не реализуются , прин- ганизацией Объединенных ных на охрану интересов всех паики. В Москве, например, в лет спустчь Он 1 выросли с т : ^ ,, ципы Декларации прав Наций Международным годом детей. и уничтожавших какие июне ноябре 1919 года детям кр^ и ^ ^ _ ^ т- у ^г-, г- ...... ................. .. _ ^ „„т... пот пи 1 пдпапйг 1 , кпупп Шее -—ТИ гяда ,'о стался -иеж^Р '3 ребенка, 20-петие со дия при- ребенка. Предполагается, что бы то ни было различия нятия которой Генеральной его проведение позволит при- положении. Например, все де- Ассамблеей ООН исполняется влечь внимание к положению ти — «законнорожденные» и в этом году, по просьбе кор- детей всего мира, определить «незаконнорожденные» урав- респондента АПН Наталии Са- пути оказания срочной помо- нивались в правах, рафаиовой рассказывает рек- щи тем, кто в ней нуждается. Советской властью был уста- тор Азербайджанского госу- Заостряется внимание на од- новлен оплачиваемый отпуск дарственного медицинского ком из главнейших института Захра Таировна Ку; лиева, возглавляющая Комис­ сию по вопросам труда и быта женщины, охраны матери.чства и детства Совета Союза Вер­ ховного Совета СССР. до пяти лет выдавались крупа шее ■— ' остался и сахар, молочные продукты, менным. Сложившееся при соль, яйца, хлеб. Старшие ре- социализме отношение об- гулярно питались в обществен- щества к детям отражено в ных столовых. 4<онституции СССР, ; которая «Мы, взрослые, поголодаем,- гарантирует им ! широкие , — говорил тогда В. И. Ленин,— возможности в сфере физиче- положё- для женщин по беременности но... последний кусок сахара, ского и духовного развития, в ____________________________________________________ _ овладении знаниями, польза- „ Р ЕБЕНОК нуждается в специальной охране ДЕТИ СТРАНЫ советской агалАД^бщестЕ^||^ К идкЖт отноТЖние вании бл м* детству 'сЯ практически все статьи Кон- В СССР действует специаль­ ная служба охраны материн­ ства и детства. В ее распоря­ жении 22,5 тысячи женских консультаций, детских полик- _ ликик и амбулаторий, больни- „ рится в Декларации прав ре- ний Декларации: «Человече- и родам, запрещен прием на последний кусок масла мы . . . бенка, принятой Генеральной ство обязано дава-гь ребенку работу несовершеннолетних, дадим детям.Пусть лучше эти цы, санатории,научно-исследо- ! Ассамблеей ООН. Согласно лучшее, что око имеет». - Школа стала общедоступной, тяжелые события лягут на вательские учреждения. Бла- десяти принципам этого до- Принцип «Все лучшее — де- вводилось всеобщее обяза- плечи взрослых, но всячески годаря заботе о матери ре- кумента все дети всех стран тям!» стал воплощаться в тельное и бесплатное началь- пощадим детское население», бенке,улучшению медйцин- должны пользоваться правом жизнь в Советском государст- ное образование. Во дворцах, (Н. Семашко.Воспоминания о скогообслуживания, росту «на здоровый рост и разви- ве сразу после Великой Ок- принадлежавших прежде ка­ тив», на образование, воспиты- тябрьской социалистической питалистам и помещикам, со­ ваться в атмосфере «любви, революции. Положение, в здавались ясли, детские сады и моральной и материальной котором находилось абсолют- детские дома, открывались по- обеспеченности», «в духе ное большинство детей в до- ликлиники и больницы, взаимопонимания и дружбы революционной России, было дильные дома. Стала бесплат- крайне тяжелым. Я знакрми- ной медицинская помоцщ. между народами». Ленине. М., 1933, стр. 28). материального благосостоя- Совет защиты детей органи- ния семей детская смерт- зовал в южных и восточных кость за годы Советской вла- хлебородных губерниях спе- сти снизилась в девять раз. ро- Циальные учреждения для Сегодня в Советском Союзе школьников, эвакуированных около 13 миллионов дошколь- из районов, охваченкьтх голо- киков посещают детские сады Но эти прекрасные принци- лась с документами, свиде- В феврале 1919 года Совет дом. Только из Москвы иПет- иясли, причем семья несет пы еще не везде стали реаль- тельствующими об огромной Народных Комиссаров РСФСР рограда в 1918—1920годах в лишь пятую частьрасходов, ностью. Сегодня на земле 200 сложности проблем, которые принял декрет «Об учрежде- " ................ миллионов голодающих детей, приходилось решать молодой нйи Совета защиты детей». Со- 43 миллиона тех, кому, нет Советской власти. Назову хотя вет возглавил народный и 15 лет, работают, подвер- бы две цифры обследования мйссар просвещения таясь жестокой зкеплуэтации, тех лет. На каждую тысячу А. В. Луначарский. . . 260 миллионов детей школь- родившихся 269 умирали, не Молодая Советская Респуб- войсками контрреволюции него возраста не имеют воз- прожив и года; 43 процента лика находилась тогда в тяже- интервентов, можности учиться. Прибавьте детей не доживали до пяти лом положении:гражданская к этому алкоголизм, наркома- лет. война, иностранная интервен- нию, проституцию, растление Забота о спасении детей от ция, голод. Главной заботой помог спасти жизнь умов и душ порнографической голода, болезней, неграмотно- Совета стало проведение литературой, кино и телевиде- сти, социальной несправедли- жизнь декрета правительства нием... Еости стала с первых лет «О бесплагном детском 1979 год, когда исполняется Советской власти государст- тании». Восемь миллионов ре- двадцать лет Декларации прав венной политикой. Был при- бят ■ возрасте до эти губернии было вывезено остальное доплачивает госу- более 100 тысяч детей. Совет дарство. занимался также звакуацией В заключение мне хотелось РСФСР детей с территорий, оказывав- бы привести следующие строки шихся под угрозой захвата из заявления Международной демократ иче41®,й федЛвции женщин в связи с провозгла- Можно сказать без преуве- шением Международного го- личения: Совет защиты детей да ребенка: «Жизнь всех детей целому могла бы быть счастливее, ес- поколению. ли бы все правительства и все Конечно, материальные воз- общество в целом относились можности молодого Советско- к ним с то-кой же заботой, ка- го государства ни в какое срав- кой окружены дети в соцкали- нение не идут с тем, чем наша стических странах». (АПН). 1шнш»ГЕ11шивнш1т111шшти»ш Е.>!Е|НП11111 Я ПРОЧИТАЛА дневник. И жне захотелось, чтобы несколько страничек из него прочитали вы. Автор раз­ решил, при этом добавил; — Вам трудно будет гово­ рить с теми, о ком вы собра­ лись писать.- Поэтому мои за­ писи могут пригодиться. «...Постаревшие, с густой развесистой кроной тополя осыпают весь школьный двор ' белым пухом; их густой слад­ коватый запах, кажется, на­ долго поселился в классных комнатах, прошелся по кори­ дору и спрятался в уголке школьной парты, чтобы потом, в разгар зимних морозов, тон­ ким ароматом напомнить о А весна в тот год была уди­ вительная. Школа в окружении тополей походила на зеленый корабль. Этот корабль отор­ вался от земли и парил где-то в воздухе вопреки всем зако­ нам физики. Парус у него был белый, легкий, из тополиного пуха. А капитанами были мы, десятиклассники. И ребятиш­ ки с завистью смотрели на нас. Мы покидали школу. Они про­ вожали нас, удивлялись: «Ка­ кие взрослые!». Уходя, остав­ ляли им свою тайну. Оказы­ вается, все дети растут по ночам. К нам на тоненьких се- ребяных ниточках опускаются звезды. Мы тянемся к ним и подрастаем. А когда подраста­ ют наши сердца? Днем, навер­ ное. Когда глаза широко от­ крыты навстречу жизни. Как многое сделал для нас ты, учитель! От тебя зависело, какая жизнь войдет в наши сердца завтра. Мы всегда то­ ропились, бежали. Иногда нам не хватало времени осмыслить увиденное. Но вы останавли­ вали нас. И я, и мои товарищи видели многое: закат над ре­ кой, звезды, зимний вечер. Ощущали, как приятно горят ладони от работы, запомнили осенний лес, охваченный по­ жаром красок. ...Льются, льются из земли родники. Несут они людям целительную свежесть и про­ хладу земли, утоляют жажду, дают новые силы. Есть люди, похожие на родники. И они — еще большее чудо. Таким родником для меня стали вы, мои учителя! Бы стали приме­ ром интеллигентности в самом лучшем и высоком значении этого слова. Ибо трудились Бсёгда творчески, на ' взлете душевных сил и э.моций. Это вы, учителя, всей своей жизнью убедили нас в том, что самое радостное дело жизни — как можно больше отдавать людям. И желая сохранить в своей душе ваш яркий свет, я пошла по вашему пути. Я пришла в нашу школу». ...Было первое осеннее ут­ ро 1977 года. Школа опять по­ ходила на корабль. Только теперь более опытным капита­ ном отдавала свой первый приказ автор этого дневника Галина Григорьевка Варламо­ ва. Ее бывшие учителя, теперь коллеги, улыбались и говорк- ли: будьте счастливы, Галина Григорьевна! На падайте ду­ хом от неудач. Счастье мно­ гогранно — научитесь воспри­ нимать все его грани. В тот миг молодой учитель­ нице хотелось сохранить и передать будущему поноле- кик> неисс 8 кземЬ 1 й родник добра и справедлиеости, муд­ рости й. красоты, из которого и ее когда-то напоили жквей ...Я — у семиклассников на уроке русского языка, который' ведет Галина Григорьевна. На классной доске взрослым по­ черком учительницы вь 1 веде- на тема; «Обращение». А мйе . казалось, что зто не просто урок по программе. Эти сорок пять минут — настоящий^ обра­ зец общения с маленьким -че­ ловеком. Тринадцатилётннм. В каждом взгляде, жесте, ин­ тонации — «ты не волнуйся, ты знаешь, просто подумай». Ее урок хочется назвать — торже­ ственный. Уложенные в краси­ вую прическу волосы учитель­ ницы, изящный голубой ко­ стюм. Продумано все. Каждое Усердно склонились тетрадями и те ученики, торых про себя я сначала на­ звала неблагополучными. По­ мятый пид>как, забытая тет­ радь, потерянная ручка .. Но через несколько минут «не­ благополучие» исчезло из класса. Незаметно для ос­ тальных ребят-Галина Григорь­ евна положила перед одним* мальчишкой ручку, перед другим— тетрадку и нс слу­ чайно, наверное, дотронулась до мятого пиджака: все быва­ ет, забудьте сейчас о непри­ ятностях и занимайтесь спо­ койно. Посла я листала конспект- ее урока. Он был написан почти дословно. — Понимаете, — сказала Га­ лина Григорьевна, — ведь я должна научить их не только русскому язьжу, а и уваже- Навстречу областному слету молодых учителей нет. И, может, не быть бы ему впоследствии директором этой школы, если бы не при­ шла к нему однажды домой учительница Зинаида Ан­ дреевна да не взяла бы за ру­ ку и не сказала: — Идем, мальчик. И, может, Николай Иванович не вернулся бы в Тапицкий Чамлык, если бы в годы учебы в Воронежском университете не вспоминал тех, кто делил с ним знания и последний кусок хлеба. Если бы мог их забыть. Но он не мог. И он вернулся. ■ Работает здесь с 1952 года. Мне кажется, Красников не просто директор школы. Он— хранитель ее истории. Еще с мальчишества помнит, как пришли сюда Мария Михай­ ловна Лещенко, Варвара Ва­ сильевна Глебова, Александра Дмитриевна Дружинина, По­ лина Егоровна Пшеницына. — У детей сегодня праздник. А что это за праздник, если учительница приходит на него а той са,мой одежде, в какой она была на уроках... ...В учительском переполох. На завтра пригласили к себе в гости ребятишек из соседней Никольской школы. Решили показать им отрыв­ ки из гогалезсиих пьес. Но ВОТ' досада: исполнитель роли Городничего уехал а Липецк на математическую олимпиа­ ду. И «Марья Амдрезка» за­ болела. Кажется, можно про­ сто набрать по телефону но­ мер Никольской школы и зать: извините, дорогие то­ варищи, но в силу сложивших­ ся обстоятельств мы вас се­ годня принять не можем. Но, по-моему, такая мысль не пришла никому из присутству­ ющих. Концерт состоялся. В роли Городничего -выступал нию друг к другу. Для меня очень важно, чтобы мои уче­ ники почувствовали, насколь­ ко бережно я сама отношусь к минутам и часам, отведенным для их учебы. Вот почему та­ кие подробные плань(... О Т ТЕБЯ зависело, ка­ кая жизнь войдет в . наши сердца за­ втра...» — написала начинаю­ щая учительница. «...Все, что называем воспитанием, есть великое творчество по­ вторения себя в человеке», — говорил Сухомлиискмй. Жизнь этой школы — самое яркое, самое удачное подтвержде­ ние СЛОЕ двух педагогов: на­ чинающего и известного все- миру. Очень много талиц- ких выпускников выбрали про­ фессии, главная суть которых общение с людьми: юри­ сты, врачи... Но самое глазное вот в чем. За последние двад­ цать лет около ста пятидесяти выпускников десятилетки ста­ ли учителями. Здесь, в школе, расположенной далеко от го­ рода, совсем нет проблемы пе­ дагогических кадров. Редчай­ ший случай, когда учителя отсюда уезжают. В Галицком Ц'ампыке из тридцати семи пе­ дагогов — двадцать три пускника своей школы. А шестьдесят работают в других школах Добринского района. «...И же,пая сохранить в сес ей душе ваш яркий свет, я по­ шла по вашему пути». Какой оя путь тапицких учителей? Чтобы найти его качало, нуж­ но оглянуться назад, в сороко­ вые годы, войти в маленький домик, отведенный под на­ чальную школу. Две К 1 ;ассные комнаты, в каждой — печка, торф и подсолнечные стебли, которые приносили учителя вместе с ребятами. И малень­ кий звонкий колокольчик., И парты, старательно сбитые сельскими плотниками. Бот у все богатство школы. Но как тянулись в этот дом люди1. Как радовались, когда в селе открыли семилетку, тем появилась возможность учиться десять лет! ...Об этом времени расска­ зывают сами учителя, живу­ щие и работающие в селе до сих пор. Л4ногие учили здесь детей до войны, пере­ жили войну, встречали воинов- освободителей. ...Было это в сорок втором году Рад бы Коля Красников с школу пойти, да одежды ■К* и опять вспоминаются сло­ ва еще одного педагога — Ан­ тона Семеновича Макаренко о том, что истинный учитель — тот, кто исполняет ,делом то, чему учит. А пример этих десяти педагогов—-самый луч­ ший урок любви к родному Нет, не случайно в Дсбрин- ском районе шестьдесят учи­ телей — выпускники именно Галицкой школы! АКИЕ хорошие дети у Какоткина, — час­ то повторяет Мария Михайловна Пищулина. — Ребятишки — Таня, Женя, Саша ей дороги. Их папа в годы войны учился у нее. И был отчаянным озорником. — Нет, не хулиганом, а про­ сто озорником, — уточняет учительница. И добавляет; — А знаете, мне были милы егс непоседливость, . забывчи­ вость, даже кляксы и ошибки в тетрадях. В войну Витя Какот- кин мне напоминал о том, в моих учениках живет детст- Это ли не доказательство любви к детям? Иногда встречаешь учите­ лей, у которых, кажется, есть для того, чтобы их лю­ били ученики: знания, велико­ лепное владение методикой. Нет одного — радости от об­ щения с мальчишками и дев­ чонками. А здесь, в Галицком Чамлыке, это последнее — сердцевина работы с детьми. ...По расписанию у Пищули- ной начало занятий в два часа. Но в учительской она появля­ ется в двенадцать! — Мария Михайловна, почему так рано? — У меня сегодня «КВН»! — Так ве^(Ь он, кажется, шесть будет. — Надо проверить своих ве­ дущих. И чайнворд перерисо- Достает его из Шкафа показь 1 ваег: — Видите, уж больно мрач- нылли красками нарисован. Около пяти часов у Марии Михайловны уроки закончи­ лись. Она собирается доллой. — Вы куда, Мария Михаи­ ловна? —• спрашиваю. — ^омой, переодеться. Через час приходит в краси­ вой кофточке. Видя восхище­ ние на лицах коллег, объвсня- другой мальчик, неизвестно когда успевший выучить роль. И «Марья Андревна» тоже нашлась. Сколько волнений, но зато преподнесен урок обяза­ тельности. А главное, как были довольны дети: и те, кто смот­ рел представление, и те, кто выступал. Мне вспомнился такой слу­ чай. Звоню в одну школу и прошу - найти девочку. На другом конце провода отве­ чают; «Это непросто сделать, так как неизвестно, она в вось­ мом «А» или |«Б». И вообще о такой ученице я никогда слышала». А между тем, девочка учится здесь восьмой год, о ней знают многие в на- области. Ее рисунки по­ являлись в центральных газе­ тах, да и в «Ленинце». Нет, ? но хочу утверждать, что все педагоги этой школы «не ! курсе». Но и то, что один из учителей и не слышал о спо­ собной девочке, — было стран­ но и огорчительно. Здесь такого быть не может. Здесь мне сразу сообщили о том, что рассказик Нади Поповой опубликовала рай­ онная газета. И принесли но­ мер, припрятанный на память классным руководителям. Воз­ можно, та девочка станет из­ вестной художницей. И кто-то из учителей ее школы скажет: «Надо же, кто бы мог по­ думать...». Возможно, Надя Попова будет писать книги. Но учителя Нади скажут иное; «Мы в ней не сомневались»... Т РУДИЛИСЬ всегда творчески»... Эти сло- " ва хочется проил люстрировать статистикой: з последние десять лет талиц- кие педагоги сделали заявки на тридцать семь медалей сво­ им ученикам. Только нынеш­ ним летом на выпускном балу вручено девять медалей. В то время, как по всему Добрин- ско/лу району —■ тринадцать. В Галицкой школе — культ урока. Не буду мноуо расска­ зывать о всех педагогических, мотоди-ческих хитростях и уме­ ниях здешних учителей. При­ веду лишь несколько приме­ ров. Уже знакомая нам Ма­ рия Михайловна Пищулина два года как ка Г!снсии, во продолжает работать. Многие мне говорили, что лучшего преподавателя литературы и русского языка найти трудно. Но представьте; учительница, чей стаж — тридцать пять лет, ходит... учиться ва уроки ЁЗ • ЛЕНИНЕЦ Григорьевне, которая трудится второй год. И можно часто слышать в учительской, Мария Михайловна гово- — Вы сходите к Галине Гри­ горьевне. Она очень рацио­ нально использует каждую ми- Кажется, какая связь между физикой и русским языком! А Галина Григорьевна — ча­ стый гость на уроках физики у Нины Тихоновны ТишаниноЕОЙ. Варламовой нравится, как Тк- шанинова дает лекцию по методу донецкого учителя Ша­ талова... Я- собиралась поначалу по­ интересоваться: какую по­ мощь оказывает администра­ ция молодым учителям (а их здесь восемь). Вопроса такого задавать не пришлось. Весь стиль жизни коллектива мож- охарактеризовать; помощь друг другу, взаимовы- 'очень хотелось встретиться с Марией Михайловной Лещен- а 3 школу она должна прийти нескоро... За ней по­ слали мальчика. Пришла. В сумке — учебники. Не успела еще раздеться, спрашивает за- — Кто заболел? Подумала, что позвали ее подменить коллегу... После поездки в Галицкий Чамлык я рассказала знако­ мым учителям о девяти меда­ листах. Засомневались: — Неужели все истинные? Все. Большинство из них поступили в институт после первого и единственного экза­ мена. А вот случай, доказыва­ ющий, что к хорошим учени­ кам здесь строги как и ко всем. Иван Николаевич Черников — секретарь партийной органи­ зации колхоза им. Нестерова, закончил школу с аттестатом, в котором стояла всего одна тройка. Остальные все... пя- Д А, В ШКОЛЕ нет пробле­ мы кадров. И в колхозе имени Не­ стерова — тоже. Здесь много молодежи среди свеклович­ ниц, механизаторов,, опера­ торов машинного доения. В свое родное хозяйство вы- • пускники Галицкой школы идут без особых уговоров. Здесь, как и везде, прово­ дится большая работа по ори­ ентации на сельские профес­ сии. Но есть в этом нечто та- что не часто встретишь в других школах. Ребята живут заботами села. Задумываются о его будущем. Что будет с их рекой, куда мясокомбинат безжалостно сливает отходы? Какое строительство намече­ но на ближайшие годы? Какая техника придет в хозяйство к — .-Надо же, пострелята, — рассказывают жители села, — устроили недавно конфе­ ренцию в клубе, пригласи­ ли всех. И такие умные де каверзные вопросы нашему начальству задавали, что те даже немного и растерялись. — Хорошо работают вы­ пускники, — говорит Иван Николаевич Черников. И, улы­ баясь, добавляет: — школь­ ная выучка. Г АЛИНА Григорьевна проводила беседу о жи- — Художник изображает в своих произведениях не толь­ ко окружающий мир, но и себя самого. Посмотрите на эти картины, увидите в них ввто- ^ А я подумала; пройдет не­ сколько лет, и Галина Григорь­ евна сможет рассказать о себе через своих учеников. По­ смотрят но них, узнают в них У меня в руках сочинение Нади Поповой — ученицы Га­ лины Григорьевны: «Здание школы кажется строгим толь­ ко с виду, на самом деле этот дом самый добрый, самый хороший в селе. Я счастлива, когда по утрам иду сюда»... Е. МИТИНА, наш корр. с. Галицкий Чамлык, Добринскйй район. ОЛИМПИАДА ЛАБОРАТОРИЯХ Пятиклассник Липецкой шко­ лы № 38 А. Ященко занял Пер­ есе место в областной олим­ пиаде юных химиков, выступая по программе восьмого клас- . са. А всего в олимпиаде юных фчзикос, химиков, матсматикоа участвовали двести тридцать школьников. Ответы, резуль­ таты опытов оценивало жю ­ ри, в которое вошли прелода- вателн высших учебных заве­ дений Липецка. Первое место на опммлкз- де заняли комвидьт школ Пра­ вобережного района, на вто­ ром — Советского, на третьем — )1|вбрииского. Старшекласскики, закввшне первые места, во время весен­ них каникул будут участвовать во Всероссийской влимпиаде, которая состоится в Саратове. Е. СЕРГЕЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz