Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 21 Товарищ агитатор «Мой ПОДЬЁЗД», — говорит Елена Кожарина о третьем подъезде в доме № 12 по ули це Желябова. Нет, она здесь не живет, но каждого из жильцов знает по и.меки-отчеству... Кожарина — токарь первого цеха завода пусковых двигате лей, депутат городского Со вета, является агитатором агитпункт?! при избиратель ном участке № 57/1427. Перед выборами у нее много дел. Надо составить списки избира телей, проверить их, выяснить, все ли могут прийти на выбо ры, возможна, кто-то болен и будет голосовать на дому. Много хлопот. И не только агитаторских. На завод Елена пришла че тыре с половиной года назад. На всю жизнь запомнила Ко- жарин'а наставницу 3. П. Кур батову. Сначала она учила Ле ну азам профессии, потом по могала осваивать новые стан- Сейчас Х|ена работает на станках-полуавтоматах. Станки новые, сложные для освоения. Кожарина норму выработки выполняет, как правило, на 150—160 процентов. Есть у нее одна маленькая «тайна». Ра ботать ей положено на двух станках. Иногда, особенно во вторую с.мену, она переходит на три. И тогда вместо восьми- ста поршней, положенных по норме, делает 1300-—1400 дета лей. Подруги на участке, ко нечно, о ее «тайне» знают, но работают по-прежнему . на двух. Ведь для того, чтобы тру диться, как Лена, нужно не только знание станков-полу автоматов, сноровка, но и уме ние ни на секунду не отвле каться, целиком отдаваться де лу. Пока что это удается на четвертом участке лишь Елене Ножариной. Годовой план 1978 года Елена выполнила к 29 ок тября — Дню рождения комсо мола. Девяносто девять про центов продукции она сдает с первого предъявления. Есть у Елены Кожариной и новые серьезные планы. Она задумала пятилетнее задание завершить к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Вопрос этот обговаривается сейчас в ОТигЗе, где ведется тщатель.чый подсчет уже сде ланного комсомолкой. Как депутат городского Со вета Кожарина делает многое. Она член комиссии по культу ре. Вот следила за реконструк цией кинотеатра «Маяк», перь готовит справку о строи тельстве Дома бракосочета ний. Пока что он только зало жен, вбить! первые сваи, но уже сегодня появились проб лемы, т.-оторые требуют вме шательства горисполкома. Е скором времени Лека заглянет к рукоаодителям детского пар ка. Надо проследить, как гото вятся здесь к летнему сезону. Да, много дел у комсомолки Елены Кожариной. Но чаще всего в эти дни она бывает в «своем подъезде» в доме по улице Желябова. Беседует с людьми, рассказывает о кан дидатах в депутаты Верховно го Совета СССР. Ведь скоро выборы, и от нее, агитатора, задкеит многое. Л. ВАСИЛЬЕВА. КЛУБ ■ МОЛОДЫХ и з Б и р а т е л е Б I т сделает? Трдшо в . седьмой часто собираются . одяосельчаг рается воздвигнуть обелиск. I “ класс пошла. На дворе осень, не все вместе для того, чтобы Знаете скверик у кшотеат.ра I гско 1 ро дожди зачастят. А дров ’договорить овойне, о лодви- «Октябрь»? Там есть могила I !« ------- ----- ... Сегодня Героя Советско<го С(юза По- 1 Е Я угля мало, не хватит до кон- гах земляков своих. 5ца,- зимы. их првгласилн студеиты " -Думала старушка - ножа- Го^екГв из тапова. Правда, сей' "лубтся 'лмн№ отврпет ня пп- Р«оО''‘ разглядывают высокого ловека. В'Прошлом -1 >ду ребя- ^ : ^ Г / н Г р ^ с с = т а 1 . р н я ^ очках, ато Сергей Мя- ^ ^ - к л у б а ^ Ж ИВЕТ в деревне Та- » лица Добринежого й района 80-летняя 5 пенсионерка Кашнина. Многое г повидала огаа на своем веку ~ й хорошего, и плохого, но до:^ сих пор помнят одни случай, д .......... . г - = ................................... “ з т г ^ г А . » часто - И с благодарйостью. г ,, . • дриезжавт машияа- ' ' о г - За бряьш)^ поиск вую (>внью это было в ееятябое; : ~ ^ ™ машица. ,смолкает, н Сергеи ■боту И: за оформлеш; в Занималась чем-то по хо- 1'ан'О'й заяутекный? Вон и ~ Подучай, бабушка, две начиняет-рассказ. Голос -эву- ституте комнаты- Е ?евой зяйству вдруг вкоТит в дом .отскочила..Н е - У г л я . .чит, ке.громко, но все его слы- трудовой славы Сопт пареиь^спрашн-вает несмело- ужвли никто не пачоокет ре- ' . Соломы привезли, крашу по- шат, А Сергей говорит вот. о ранов наградил клу -1 ■’ -— Извините, вы — мать Ге- монт сделать? чшили. чем: нагрудным^ .знаком роя Советского Союза Иваяа —..... ................. ....... .... .......... ........ ............... ................... ................ ....... ......... и,....... ..... .. 1‘й гвардейской т р щ ]■ ‘ .г -. овязаю с деяу- Андреевича Ка,шн»на? ■Вслед за ним вошли еще несколько молодых людей.. ■ — Мы из клуба «Поиск», — сказали. — Разыскиваем ге роев Великой Отечественггой войны и их родственииков,-По жалуйста, расскажите нам о вашем сыне.- Она говорила долго. - О том, какой он был, ее Ваагоша. Как воевал, как погиб, в сущассти, уже тогда, когда, казалось, все главные истытания позади, “ «Мне до всего есть дело на земле ...» Среди гостей Кашнняой- бы. - )Вы ведь..знаете, .что око- татской работой Мя;ияа? Сергей снимает'С сколько КИНГ. Улыб; - Ват моя деиута Начинает листать брошюру, наконец, 1 ста 1 навли- вается на яужиой странице, «Постоаниая комиейш по де-. лам молодежи». Вот в нее я и ахожу. 'Сергей .Мязии. Пришлось до Захаровской школы на.хо- комиссии из по|итехниче- “ _______ _____ _ ____ ___ ____ ______ _ скпго »ястит\’тэ. — иетыпе пе,- 2 конце августа ' 45 -го, В срал<е- дателю .колхоза, н все поцусту. ему тогда кре 1 Пко поговорить с дитея. могила пионеров-развед- игму г я,пп««я,ми. Никак ТОТ не выберет время, равиодушным председателем, чинов Володя Бачурина- и 5 чтобы ПП!М 0 Ч.Ь. Из ..полных ■у котопый .«се пытался отмах- Коли. Пакя.плпя Н сАитаЛп» ниях с ягпонца , , ■ ■ - - .................... Гости слушали внимательно, п, 0 : чь. .р д у котор и .все п тался от ах- с сочувствием, что-то записы- нее, почитай, никого с виуч- нуться от этих назойливых го- вали, а в конце спросили: кой с одной живет, а что - н алова. В . ен ябре ^ 1942 года по доносу предателя Вегуляр! тамьчисле й ре!^о г >‘рий Дметргевяч рКелез'ЯК. Е собираейся в гор- в Выборь! — ЭТО всегда праздник. Но ему пред шествуют дни, недели напряженной работы участковых избиратель ных комиссий, вгитато- День только начина ется, а в агитпункте избирательных участков № 114 и на 115, кото рый расположен в ДК профсоюзов, уже мно голюдно. Пришли агита торы с уточненными спи сками тех, кто 4 марта придет голосовать за избранников народа. Го товятся к лекции пропа гандисты. Скоро выборы. Под готовка к ним — в са мом разгаре. Фото Д. Федотова. _ помнили и товарищи когда выдвигали' его - канднда- том-В депутаты го.рО|Деког.о -Со- . Итак, позвольте предста- иол,итехвического Депутат Липецкого' Г' 0 ‘рсо!вета. - Ну, чт.о еще сказать о се- . Крепко связаны меж.Ду бой. ' ' ■ Клуб «Поиск». 1942 года по доносу предател * 1 • н -та рожай, сунувшихся не в свое мальчики были схвачены гит- коме, оооуждае.м,-что сдела 1 Ко...- в дело. Но студенты . ожазалнсь леровцами и расспреляаы. Что Я думаю, чтр учасу-ие в «По- Е настойчивыми. .Обратились в было с предателем? Он не про- иске» —. ча|Сть моей, . -работы ■ 5 -обком .партии. Там их просьба жил и недели его казнили как члена комиссяи^о делам. Е помочь старой .лсешц,кие. на- разведчики фронтовых совет- молодецки. ! Е . шла отклик... скнх частей, стоявших недале- ..Да, это -так. Его 1 миогочис- Е Вероятно, об этом ' ОАучае ко от Волово. леиные обществшиы'^ дела на- ) ,н Мяэвна, Володе Бачурину . ..было ,1.1 .к со- ' ■ лет, Коле Пикалову — 1.2. ' ‘ "В зале оовершап'ная тишина, даже дыхания не слы’щио. , . - - А вот еще о вашем одно- Создадле в ЛШ1 дискотеки.. вить: Сергей Мязнн. Студент сельчанине, теперешнем завуче Сергей был одним на ее зачи- четвертого курса Липецкого Захаровской школы и бывшем- Нателей. Почти цель 1 Й . год института, партизане . Дмитрии Никити- группа-етудентов >'энтузиастов Селйщеве послушайте... {вреди•инх^Ш^ц Сфге'й) „ V.-- Рассказы-вают следопыты, дилась; бе? — 'смущенно улыбается Сл.ушают их люди. .И те. кто на заработанные-‘два|)Пг купить Сергей, откинув прядь волос переишлевойау, и те, кто ро- стереоцроилры 1 ватеяь,! магнито- со лба, — Я йредседатель вош- дился после Победы... . . . фон. пр.оектор-дляч слайдов. но-пат,риотнчеекого студенче-с Слово.— секретарю ко'МИ.тета Сегодня диекотека уже сущест- ского клуба «Поиск». Мы по-..адмермола ЛПИ Владимиру вуадт, действует: ставили перед С 0 ‘бой задачу Сорокину; ■ Накодац инициативная труп- В узнать, как можно больше .ут В создании «Поиска» Сер-. ^а дри ССО по шефской помо-'-« о ветеранах, войны, в частно- гей. .сыграл--особую роль. Во ветеранам войньг и труда. В сти,'О воинах №1-й стрелк.о- мюо-гом это именно его иии-циа- Опять-таки 6 ^озя-ан|(.я ее 2 вой дивизии , 1,-й гвардейской .тав.а. Пришел в комитет, сооб- заслуга СерЖ . ^ Е а.р'.\ищ. Огпра.вл»емся в похо- щил о планах и возможностях , . В - - --------- ^— ------------ будущего клуба... Бюро под- И, конечно, прием,'иэбнрате- ц - лей, и другие депутятские обя- м ■мемор.и- загниости. ' -В альвую доску .на институтском парень. § здании, в котором в 1919 году обьганын студент., Пеловек, ко- Й проводилось первое в городе .^о;ро,р 0 люди назвали своим “ п.прА,п„-айптлгми-и.п.А«Ог'РПМПЛ!— .в ■депутатом. у-; ды но местам боев, рассказы- : ваем людям горожанам — о том, какие битвы проходили на террито рии их районов. '—.;.В -сельском, клубе ожив- . . .ление,-но не. Такое,'какое обыч- органнгзацио -ное комсомоль- . но бьшает перед фильмом -или ское собрание? Тоже идея концертом. Сегодня люди при- Мязива. шли 1 ВсЛ 0 'Мивать... Не так уж Е. ДОБРЯКОВ.А. .................. ... о том, как в кашей стра- ребенка, проесзглвшен Ор- нят ряд декретов, направлен- чали получать продуктовые страна располагает сейчас, 60 - не реализуются , прин- ганизацией Объединенных ных на охрану интересов всех паики. В Москве, например, в лет спустчь Он 1 выросли с т : ^ ,, ципы Декларации прав Наций Международным годом детей. и уничтожавших какие июне ноябре 1919 года детям кр^ и ^ ^ _ ^ т- у ^г-, г- ...... ................. .. _ ^ „„т... пот пи 1 пдпапйг 1 , кпупп Шее -—ТИ гяда ,'о стался -иеж^Р '3 ребенка, 20-петие со дия при- ребенка. Предполагается, что бы то ни было различия нятия которой Генеральной его проведение позволит при- положении. Например, все де- Ассамблеей ООН исполняется влечь внимание к положению ти — «законнорожденные» и в этом году, по просьбе кор- детей всего мира, определить «незаконнорожденные» урав- респондента АПН Наталии Са- пути оказания срочной помо- нивались в правах, рафаиовой рассказывает рек- щи тем, кто в ней нуждается. Советской властью был уста- тор Азербайджанского госу- Заостряется внимание на од- новлен оплачиваемый отпуск дарственного медицинского ком из главнейших института Захра Таировна Ку; лиева, возглавляющая Комис сию по вопросам труда и быта женщины, охраны матери.чства и детства Совета Союза Вер ховного Совета СССР. до пяти лет выдавались крупа шее ■— ' остался и сахар, молочные продукты, менным. Сложившееся при соль, яйца, хлеб. Старшие ре- социализме отношение об- гулярно питались в обществен- щества к детям отражено в ных столовых. 4<онституции СССР, ; которая «Мы, взрослые, поголодаем,- гарантирует им ! широкие , — говорил тогда В. И. Ленин,— возможности в сфере физиче- положё- для женщин по беременности но... последний кусок сахара, ского и духовного развития, в ____________________________________________________ _ овладении знаниями, польза- „ Р ЕБЕНОК нуждается в специальной охране ДЕТИ СТРАНЫ советской агалАД^бщестЕ^||^ К идкЖт отноТЖние вании бл м* детству 'сЯ практически все статьи Кон- В СССР действует специаль ная служба охраны материн ства и детства. В ее распоря жении 22,5 тысячи женских консультаций, детских полик- _ ликик и амбулаторий, больни- „ рится в Декларации прав ре- ний Декларации: «Человече- и родам, запрещен прием на последний кусок масла мы . . . бенка, принятой Генеральной ство обязано дава-гь ребенку работу несовершеннолетних, дадим детям.Пусть лучше эти цы, санатории,научно-исследо- ! Ассамблеей ООН. Согласно лучшее, что око имеет». - Школа стала общедоступной, тяжелые события лягут на вательские учреждения. Бла- десяти принципам этого до- Принцип «Все лучшее — де- вводилось всеобщее обяза- плечи взрослых, но всячески годаря заботе о матери ре- кумента все дети всех стран тям!» стал воплощаться в тельное и бесплатное началь- пощадим детское население», бенке,улучшению медйцин- должны пользоваться правом жизнь в Советском государст- ное образование. Во дворцах, (Н. Семашко.Воспоминания о скогообслуживания, росту «на здоровый рост и разви- ве сразу после Великой Ок- принадлежавших прежде ка тив», на образование, воспиты- тябрьской социалистической питалистам и помещикам, со ваться в атмосфере «любви, революции. Положение, в здавались ясли, детские сады и моральной и материальной котором находилось абсолют- детские дома, открывались по- обеспеченности», «в духе ное большинство детей в до- ликлиники и больницы, взаимопонимания и дружбы революционной России, было дильные дома. Стала бесплат- крайне тяжелым. Я знакрми- ной медицинская помоцщ. между народами». Ленине. М., 1933, стр. 28). материального благосостоя- Совет защиты детей органи- ния семей детская смерт- зовал в южных и восточных кость за годы Советской вла- хлебородных губерниях спе- сти снизилась в девять раз. ро- Циальные учреждения для Сегодня в Советском Союзе школьников, эвакуированных около 13 миллионов дошколь- из районов, охваченкьтх голо- киков посещают детские сады Но эти прекрасные принци- лась с документами, свиде- В феврале 1919 года Совет дом. Только из Москвы иПет- иясли, причем семья несет пы еще не везде стали реаль- тельствующими об огромной Народных Комиссаров РСФСР рограда в 1918—1920годах в лишь пятую частьрасходов, ностью. Сегодня на земле 200 сложности проблем, которые принял декрет «Об учрежде- " ................ миллионов голодающих детей, приходилось решать молодой нйи Совета защиты детей». Со- 43 миллиона тех, кому, нет Советской власти. Назову хотя вет возглавил народный и 15 лет, работают, подвер- бы две цифры обследования мйссар просвещения таясь жестокой зкеплуэтации, тех лет. На каждую тысячу А. В. Луначарский. . . 260 миллионов детей школь- родившихся 269 умирали, не Молодая Советская Респуб- войсками контрреволюции него возраста не имеют воз- прожив и года; 43 процента лика находилась тогда в тяже- интервентов, можности учиться. Прибавьте детей не доживали до пяти лом положении:гражданская к этому алкоголизм, наркома- лет. война, иностранная интервен- нию, проституцию, растление Забота о спасении детей от ция, голод. Главной заботой помог спасти жизнь умов и душ порнографической голода, болезней, неграмотно- Совета стало проведение литературой, кино и телевиде- сти, социальной несправедли- жизнь декрета правительства нием... Еости стала с первых лет «О бесплагном детском 1979 год, когда исполняется Советской власти государст- тании». Восемь миллионов ре- двадцать лет Декларации прав венной политикой. Был при- бят ■ возрасте до эти губернии было вывезено остальное доплачивает госу- более 100 тысяч детей. Совет дарство. занимался также звакуацией В заключение мне хотелось РСФСР детей с территорий, оказывав- бы привести следующие строки шихся под угрозой захвата из заявления Международной демократ иче41®,й федЛвции женщин в связи с провозгла- Можно сказать без преуве- шением Международного го- личения: Совет защиты детей да ребенка: «Жизнь всех детей целому могла бы быть счастливее, ес- поколению. ли бы все правительства и все Конечно, материальные воз- общество в целом относились можности молодого Советско- к ним с то-кой же заботой, ка- го государства ни в какое срав- кой окружены дети в соцкали- нение не идут с тем, чем наша стических странах». (АПН). 1шнш»ГЕ11шивнш1т111шшти»ш Е.>!Е|НП11111 Я ПРОЧИТАЛА дневник. И жне захотелось, чтобы несколько страничек из него прочитали вы. Автор раз решил, при этом добавил; — Вам трудно будет гово рить с теми, о ком вы собра лись писать.- Поэтому мои за писи могут пригодиться. «...Постаревшие, с густой развесистой кроной тополя осыпают весь школьный двор ' белым пухом; их густой слад коватый запах, кажется, на долго поселился в классных комнатах, прошелся по кори дору и спрятался в уголке школьной парты, чтобы потом, в разгар зимних морозов, тон ким ароматом напомнить о А весна в тот год была уди вительная. Школа в окружении тополей походила на зеленый корабль. Этот корабль отор вался от земли и парил где-то в воздухе вопреки всем зако нам физики. Парус у него был белый, легкий, из тополиного пуха. А капитанами были мы, десятиклассники. И ребятиш ки с завистью смотрели на нас. Мы покидали школу. Они про вожали нас, удивлялись: «Ка кие взрослые!». Уходя, остав ляли им свою тайну. Оказы вается, все дети растут по ночам. К нам на тоненьких се- ребяных ниточках опускаются звезды. Мы тянемся к ним и подрастаем. А когда подраста ют наши сердца? Днем, навер ное. Когда глаза широко от крыты навстречу жизни. Как многое сделал для нас ты, учитель! От тебя зависело, какая жизнь войдет в наши сердца завтра. Мы всегда то ропились, бежали. Иногда нам не хватало времени осмыслить увиденное. Но вы останавли вали нас. И я, и мои товарищи видели многое: закат над ре кой, звезды, зимний вечер. Ощущали, как приятно горят ладони от работы, запомнили осенний лес, охваченный по жаром красок. ...Льются, льются из земли родники. Несут они людям целительную свежесть и про хладу земли, утоляют жажду, дают новые силы. Есть люди, похожие на родники. И они — еще большее чудо. Таким родником для меня стали вы, мои учителя! Бы стали приме ром интеллигентности в самом лучшем и высоком значении этого слова. Ибо трудились Бсёгда творчески, на ' взлете душевных сил и э.моций. Это вы, учителя, всей своей жизнью убедили нас в том, что самое радостное дело жизни — как можно больше отдавать людям. И желая сохранить в своей душе ваш яркий свет, я пошла по вашему пути. Я пришла в нашу школу». ...Было первое осеннее ут ро 1977 года. Школа опять по ходила на корабль. Только теперь более опытным капита ном отдавала свой первый приказ автор этого дневника Галина Григорьевка Варламо ва. Ее бывшие учителя, теперь коллеги, улыбались и говорк- ли: будьте счастливы, Галина Григорьевна! На падайте ду хом от неудач. Счастье мно гогранно — научитесь воспри нимать все его грани. В тот миг молодой учитель нице хотелось сохранить и передать будущему поноле- кик> неисс 8 кземЬ 1 й родник добра и справедлиеости, муд рости й. красоты, из которого и ее когда-то напоили жквей ...Я — у семиклассников на уроке русского языка, который' ведет Галина Григорьевна. На классной доске взрослым по черком учительницы вь 1 веде- на тема; «Обращение». А мйе . казалось, что зто не просто урок по программе. Эти сорок пять минут — настоящий^ обра зец общения с маленьким -че ловеком. Тринадцатилётннм. В каждом взгляде, жесте, ин тонации — «ты не волнуйся, ты знаешь, просто подумай». Ее урок хочется назвать — торже ственный. Уложенные в краси вую прическу волосы учитель ницы, изящный голубой ко стюм. Продумано все. Каждое Усердно склонились тетрадями и те ученики, торых про себя я сначала на звала неблагополучными. По мятый пид>как, забытая тет радь, потерянная ручка .. Но через несколько минут «не благополучие» исчезло из класса. Незаметно для ос тальных ребят-Галина Григорь евна положила перед одним* мальчишкой ручку, перед другим— тетрадку и нс слу чайно, наверное, дотронулась до мятого пиджака: все быва ет, забудьте сейчас о непри ятностях и занимайтесь спо койно. Посла я листала конспект- ее урока. Он был написан почти дословно. — Понимаете, — сказала Га лина Григорьевна, — ведь я должна научить их не только русскому язьжу, а и уваже- Навстречу областному слету молодых учителей нет. И, может, не быть бы ему впоследствии директором этой школы, если бы не при шла к нему однажды домой учительница Зинаида Ан дреевна да не взяла бы за ру ку и не сказала: — Идем, мальчик. И, может, Николай Иванович не вернулся бы в Тапицкий Чамлык, если бы в годы учебы в Воронежском университете не вспоминал тех, кто делил с ним знания и последний кусок хлеба. Если бы мог их забыть. Но он не мог. И он вернулся. ■ Работает здесь с 1952 года. Мне кажется, Красников не просто директор школы. Он— хранитель ее истории. Еще с мальчишества помнит, как пришли сюда Мария Михай ловна Лещенко, Варвара Ва сильевна Глебова, Александра Дмитриевна Дружинина, По лина Егоровна Пшеницына. — У детей сегодня праздник. А что это за праздник, если учительница приходит на него а той са,мой одежде, в какой она была на уроках... ...В учительском переполох. На завтра пригласили к себе в гости ребятишек из соседней Никольской школы. Решили показать им отрыв ки из гогалезсиих пьес. Но ВОТ' досада: исполнитель роли Городничего уехал а Липецк на математическую олимпиа ду. И «Марья Амдрезка» за болела. Кажется, можно про сто набрать по телефону но мер Никольской школы и зать: извините, дорогие то варищи, но в силу сложивших ся обстоятельств мы вас се годня принять не можем. Но, по-моему, такая мысль не пришла никому из присутству ющих. Концерт состоялся. В роли Городничего -выступал нию друг к другу. Для меня очень важно, чтобы мои уче ники почувствовали, насколь ко бережно я сама отношусь к минутам и часам, отведенным для их учебы. Вот почему та кие подробные плань(... О Т ТЕБЯ зависело, ка кая жизнь войдет в . наши сердца за втра...» — написала начинаю щая учительница. «...Все, что называем воспитанием, есть великое творчество по вторения себя в человеке», — говорил Сухомлиискмй. Жизнь этой школы — самое яркое, самое удачное подтвержде ние СЛОЕ двух педагогов: на чинающего и известного все- миру. Очень много талиц- ких выпускников выбрали про фессии, главная суть которых общение с людьми: юри сты, врачи... Но самое глазное вот в чем. За последние двад цать лет около ста пятидесяти выпускников десятилетки ста ли учителями. Здесь, в школе, расположенной далеко от го рода, совсем нет проблемы пе дагогических кадров. Редчай ший случай, когда учителя отсюда уезжают. В Галицком Ц'ампыке из тридцати семи пе дагогов — двадцать три пускника своей школы. А шестьдесят работают в других школах Добринского района. «...И же,пая сохранить в сес ей душе ваш яркий свет, я по шла по вашему пути». Какой оя путь тапицких учителей? Чтобы найти его качало, нуж но оглянуться назад, в сороко вые годы, войти в маленький домик, отведенный под на чальную школу. Две К 1 ;ассные комнаты, в каждой — печка, торф и подсолнечные стебли, которые приносили учителя вместе с ребятами. И малень кий звонкий колокольчик., И парты, старательно сбитые сельскими плотниками. Бот у все богатство школы. Но как тянулись в этот дом люди1. Как радовались, когда в селе открыли семилетку, тем появилась возможность учиться десять лет! ...Об этом времени расска зывают сами учителя, живу щие и работающие в селе до сих пор. Л4ногие учили здесь детей до войны, пере жили войну, встречали воинов- освободителей. ...Было это в сорок втором году Рад бы Коля Красников с школу пойти, да одежды ■К* и опять вспоминаются сло ва еще одного педагога — Ан тона Семеновича Макаренко о том, что истинный учитель — тот, кто исполняет ,делом то, чему учит. А пример этих десяти педагогов—-самый луч ший урок любви к родному Нет, не случайно в Дсбрин- ском районе шестьдесят учи телей — выпускники именно Галицкой школы! АКИЕ хорошие дети у Какоткина, — час то повторяет Мария Михайловна Пищулина. — Ребятишки — Таня, Женя, Саша ей дороги. Их папа в годы войны учился у нее. И был отчаянным озорником. — Нет, не хулиганом, а про сто озорником, — уточняет учительница. И добавляет; — А знаете, мне были милы егс непоседливость, . забывчи вость, даже кляксы и ошибки в тетрадях. В войну Витя Какот- кин мне напоминал о том, в моих учениках живет детст- Это ли не доказательство любви к детям? Иногда встречаешь учите лей, у которых, кажется, есть для того, чтобы их лю били ученики: знания, велико лепное владение методикой. Нет одного — радости от об щения с мальчишками и дев чонками. А здесь, в Галицком Чамлыке, это последнее — сердцевина работы с детьми. ...По расписанию у Пищули- ной начало занятий в два часа. Но в учительской она появля ется в двенадцать! — Мария Михайловна, почему так рано? — У меня сегодня «КВН»! — Так ве^(Ь он, кажется, шесть будет. — Надо проверить своих ве дущих. И чайнворд перерисо- Достает его из Шкафа показь 1 ваег: — Видите, уж больно мрач- нылли красками нарисован. Около пяти часов у Марии Михайловны уроки закончи лись. Она собирается доллой. — Вы куда, Мария Михаи ловна? —• спрашиваю. — ^омой, переодеться. Через час приходит в краси вой кофточке. Видя восхище ние на лицах коллег, объвсня- другой мальчик, неизвестно когда успевший выучить роль. И «Марья Андревна» тоже нашлась. Сколько волнений, но зато преподнесен урок обяза тельности. А главное, как были довольны дети: и те, кто смот рел представление, и те, кто выступал. Мне вспомнился такой слу чай. Звоню в одну школу и прошу - найти девочку. На другом конце провода отве чают; «Это непросто сделать, так как неизвестно, она в вось мом «А» или |«Б». И вообще о такой ученице я никогда слышала». А между тем, девочка учится здесь восьмой год, о ней знают многие в на- области. Ее рисунки по являлись в центральных газе тах, да и в «Ленинце». Нет, ? но хочу утверждать, что все педагоги этой школы «не ! курсе». Но и то, что один из учителей и не слышал о спо собной девочке, — было стран но и огорчительно. Здесь такого быть не может. Здесь мне сразу сообщили о том, что рассказик Нади Поповой опубликовала рай онная газета. И принесли но мер, припрятанный на память классным руководителям. Воз можно, та девочка станет из вестной художницей. И кто-то из учителей ее школы скажет: «Надо же, кто бы мог по думать...». Возможно, Надя Попова будет писать книги. Но учителя Нади скажут иное; «Мы в ней не сомневались»... Т РУДИЛИСЬ всегда творчески»... Эти сло- " ва хочется проил люстрировать статистикой: з последние десять лет талиц- кие педагоги сделали заявки на тридцать семь медалей сво им ученикам. Только нынеш ним летом на выпускном балу вручено девять медалей. В то время, как по всему Добрин- ско/лу району —■ тринадцать. В Галицкой школе — культ урока. Не буду мноуо расска зывать о всех педагогических, мотоди-ческих хитростях и уме ниях здешних учителей. При веду лишь несколько приме ров. Уже знакомая нам Ма рия Михайловна Пищулина два года как ка Г!снсии, во продолжает работать. Многие мне говорили, что лучшего преподавателя литературы и русского языка найти трудно. Но представьте; учительница, чей стаж — тридцать пять лет, ходит... учиться ва уроки ЁЗ • ЛЕНИНЕЦ Григорьевне, которая трудится второй год. И можно часто слышать в учительской, Мария Михайловна гово- — Вы сходите к Галине Гри горьевне. Она очень рацио нально использует каждую ми- Кажется, какая связь между физикой и русским языком! А Галина Григорьевна — ча стый гость на уроках физики у Нины Тихоновны ТишаниноЕОЙ. Варламовой нравится, как Тк- шанинова дает лекцию по методу донецкого учителя Ша талова... Я- собиралась поначалу по интересоваться: какую по мощь оказывает администра ция молодым учителям (а их здесь восемь). Вопроса такого задавать не пришлось. Весь стиль жизни коллектива мож- охарактеризовать; помощь друг другу, взаимовы- 'очень хотелось встретиться с Марией Михайловной Лещен- а 3 школу она должна прийти нескоро... За ней по слали мальчика. Пришла. В сумке — учебники. Не успела еще раздеться, спрашивает за- — Кто заболел? Подумала, что позвали ее подменить коллегу... После поездки в Галицкий Чамлык я рассказала знако мым учителям о девяти меда листах. Засомневались: — Неужели все истинные? Все. Большинство из них поступили в институт после первого и единственного экза мена. А вот случай, доказыва ющий, что к хорошим учени кам здесь строги как и ко всем. Иван Николаевич Черников — секретарь партийной органи зации колхоза им. Нестерова, закончил школу с аттестатом, в котором стояла всего одна тройка. Остальные все... пя- Д А, В ШКОЛЕ нет пробле мы кадров. И в колхозе имени Не стерова — тоже. Здесь много молодежи среди свеклович ниц, механизаторов,, опера торов машинного доения. В свое родное хозяйство вы- • пускники Галицкой школы идут без особых уговоров. Здесь, как и везде, прово дится большая работа по ори ентации на сельские профес сии. Но есть в этом нечто та- что не часто встретишь в других школах. Ребята живут заботами села. Задумываются о его будущем. Что будет с их рекой, куда мясокомбинат безжалостно сливает отходы? Какое строительство намече но на ближайшие годы? Какая техника придет в хозяйство к — .-Надо же, пострелята, — рассказывают жители села, — устроили недавно конфе ренцию в клубе, пригласи ли всех. И такие умные де каверзные вопросы нашему начальству задавали, что те даже немного и растерялись. — Хорошо работают вы пускники, — говорит Иван Николаевич Черников. И, улы баясь, добавляет: — школь ная выучка. Г АЛИНА Григорьевна проводила беседу о жи- — Художник изображает в своих произведениях не толь ко окружающий мир, но и себя самого. Посмотрите на эти картины, увидите в них ввто- ^ А я подумала; пройдет не сколько лет, и Галина Григорь евна сможет рассказать о себе через своих учеников. По смотрят но них, узнают в них У меня в руках сочинение Нади Поповой — ученицы Га лины Григорьевны: «Здание школы кажется строгим толь ко с виду, на самом деле этот дом самый добрый, самый хороший в селе. Я счастлива, когда по утрам иду сюда»... Е. МИТИНА, наш корр. с. Галицкий Чамлык, Добринскйй район. ОЛИМПИАДА ЛАБОРАТОРИЯХ Пятиклассник Липецкой шко лы № 38 А. Ященко занял Пер есе место в областной олим пиаде юных химиков, выступая по программе восьмого клас- . са. А всего в олимпиаде юных фчзикос, химиков, матсматикоа участвовали двести тридцать школьников. Ответы, резуль таты опытов оценивало жю ри, в которое вошли прелода- вателн высших учебных заве дений Липецка. Первое место на опммлкз- де заняли комвидьт школ Пра вобережного района, на вто ром — Советского, на третьем — )1|вбрииского. Старшекласскики, закввшне первые места, во время весен них каникул будут участвовать во Всероссийской влимпиаде, которая состоится в Саратове. Е. СЕРГЕЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz