Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ Международный год 'ребенка С УДЬБА их трагична. Трудно, дажэ до кс;нца осмыслить степень это го несчастья; не еидеть, не слышать, не говорить. Абсо лютный мран, безмолвие... И не а силах человеческих пока кардинально изменить их су ществование— в силах лишь помочь, облегчить, вернуть к жизни... ...Полтора года назад мне довелось присутствовать на блестящей защите дипломов студентами психологического факультета Московского уни верситета. Их было четверо: три юноши и девушка. И они были слепоглухонемыми. Впе чатление незабываемое. Не мые... говорили. И не только излагали суть своих работ, а дискутировали оппонвН 1 тами, доказывали свою точку зре ния, благодарили научных ру ководителей. Нет, они не заго ворили — «речь» их искусст венно поставлена. Звук своего голоса они могут только «ощу щать» положенной на горло ладонью. «Слышать» им помо гают переводчики на дактиль- ную (пальцевую) азбуку. Чудо? Пожалуй, да. КАК ОНО НАЧИНАЛОСЬ! В начале 30-х годов основа тель советской тифлосурдопе дагогики Иван Афанасьевич Соколянский создал в Харько ве уникальное по своему наз начению учреждение — шко- . лу-интернат для слепоглухоке- мых детей. В военно.м 41-м го ду больных питомцев интерна та сожгли фашисты, оккупиро вавшие город... Через два десятилетия та кой интернат организуется вновь, уже под Москвой, в За горске. Вскоре сюда придет молодой педагог Альвин Ва лентинович Апраушев. Придет, чтобы отдать детям вс.ю свою жизнь. Сначала он станет зав учем, а потом и бессмен.кь;м директором . неэбь;чного дет ского дома. ...Мы беседуем с Апрауше- вьш в его кабинете. За дверь ми — какая-то странная шур шащая тишина. Не верится, что в особняке 50 ребят.. По том начинаешь понимать при- чи н у такой ТИШИНЬ!... — К нам привозят детей, — рассказывает директор, — ма ло похожих на своих здоровых сверстников. Они не только не знают, как ходить или прини мать человеческие позы, неко торые из них .чэ умеют даже жевать. Их биологическая энергия находит выход а рит мических раскачиваниях или других назязчивых движениях. Мир такого ребанк-з состоит из хаоса ощущений. Необхо димо вь!зести его из этого ве гетативного состояния... И начинается кропотливей шая, самоотзерже;нная бо,оьба за «очеловечивание». Педагоги ставят перед собой триединую задачу: сформировать у боль ного трудовые навыки по са мообслуживанию, элементы человеческой психи«и и спе циальные средства общения. С этой поры «замурозанный в себя» ребенок перзстаэт быть одиноким. Их все вро.мя двое: он и воспитатель. Начи нается общение с помощью предметов и действий, нэчина- екся формирование жестового Но что за этим стоит? Сколь ких сил требует, скажем, за крепление элементарного же ста кумь 5 заться»? ...Пррсьщаэтся ребенок от лагкрй вибрации кроватки. Ру^ ,.ка воспитателя, вкладьгвзет в. «их» руку полотенце, приводит • ванну, отфьтает воду и вме сте с рукой малыша начиизет умывание. Постэпеичо ак тивность воспитателя снижа ется. Со временем ему доста точно будет дать малышу по лотенце, чтобы тот ПО 1 НЯЛ, что от него хотят, и остальное вы полнил самостоятельно, И пройдет не месяц и не два, когда одно легкое круговоз движение по щеке ребенка даст ему знать; умываться! Это только один жест... И чем раньше начнется обучение ему, тем легче и быстрее оно будет проходить, ПОТОМ БУДЕТ с л о г о . . . Светлые широкие коридоры интерната. Справа и слева не большие комнаты с застеклен слепоглухонэмым), во его бы ло недостаточно... Сегодня в классе перед центральным пультом педа гога .три, пять, десять пультов Для учегнигсов. Ребята получа ют информацию в виде брай левских букв под свои «счи- ть!вэющие» пальцы. «Специ ализированный класс» обеспе чивает и обратную (от ученика, к педагогу), и взаимную (меж ду собой) связь. Аппаратура разработана и изготовп.з:на здесь, в детском доме. Это, кстати, - и тема канд^адатской диссертации дире:стора. — Осуществилась мечта слепоглухонгмь 8 х, — говорит он, — ребята получили воз- Возвращение в мир (УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ) ными на ур 013 ,к 13 плеч стенами. В каждой комната — три ре бенка и воспитатель. Они уже владеют несколькими десятка ми условно-естественных жес тов, знают азы дактильной ре чи и, значит, преодолели барь ер общения только двоих: обучающего и обучаемого. В их обиходе первые «слова»: ложка, стул, возьми,- гулять,, нельзя, сядь... -— Только словесная форма общения даст возможность на учить слепоглухонемого гра моте, а потом и другим зна ниям,—поясняет Апраушев. Иного пути нет. К началу школьных занятий наши дети уже свободно изъясняются на дактильном ' языка, хотя ве дущую роль, конечно, сох>ра- няет конкретно-практическое обучение. Каждое новое слово должно быть «заземлено», со отнесено с предметом или действием, которое, выполня ет ребено;:... В детском дома — миниа тюрное «натуральное хозяй ство»; сад, огород, птичник, крольчап-ник. . 8 холе и кзге живут любимцы — красавица озчэрка-колли и пушистый кот.' Ухаживают за всей этой жив ностью по очереди — дежур ные. Надо сказать, что привя занность ребят к животным безмерная. Ловкость и уманке обращаться с ними заставляют забыть, что дети не видят. И только врезающиеся а память слова инструкции для дежур ных: «...посла дождя курам в миски воду наливать не нуж но...» возвращают тебя к дей ствительности... НА УРОКЕ Как сделать урок коллектив ным? Как помочь не одному, а сразу нескольким ученикам «услышать» преподавателя и одноаременно Д,оуг друга? Ведь только групповьф заня тия могут создать атмосферу для правильного восприятия жизни и нормального разви- — Ко времени создания Звг горского детского дома,’—, рзссказываёт Ащэаушав, ^—. в. мировой практика .не было техвики, которая могла бы позволить проводить группо вые урснси. Сущаствовал, прав да, твлетактор Соколянского (прибор, устанавливающий пря мую одностороннюю связь со можность общаться но только со специалистами,, ко и. с лю бым, кто владеет о5ь;кновен- ной пишущей машинкой. БИБЛИОТЕКА Она похожа на храиилище фолиантов; выпуклая брайлев ская азбука увеличивает книги в несколько раз. Здесь прасти- чески вся классика, современ- ные.издания советских и зару- беж|ных авторов. Здесь ребята знакомятся со Снеж 1 Ной коро левой, сочувствуют Гамлету, ненавидят Яго. Но к этому при ходят но скоро... Гяриобщание к лжтературе начинается с днеаникозых за писей. Поначалу описыззгатся личные события, . потом эпи зоды из жизни детского дома. Со временем начнут зь:зывать интерес сценки, придуман,нью воспитателями, аннотирован ная ли|тература. И, наконец, на станет очередь Пушкина и Толстого, Майн Рида ,и Диккен са. И тут уж жажда чтения бу дет огромной... в ЖИЗНЬ... Пока их 25 человек — вы пускников уникального детско го дома, которые обрели здесь свое «я». Четверо самых способных — научные сотруд- . ники Института психологии Академии наук СССР. Осталь ные живут и работают рядо,м— на учебно-производетвенны X предприятияX Всероссийского общества слепых. Молодые люди активно и полезно про водят своз время: занимаются легкой атлетикой, бегают на лыжах и коньках, много чита ют. С де,тскнм домом, разуме ется, неразрывны. Недавно четвертая пара отпраздновала свадьбу, а а первой семье ро дился здоровый и смышлё ный ребенок... И все же о счастливом кон це говорить не приходится. Это было бы неправильным, более того — кощунственным по от ношению к , воспитанникам и лэскомысленным по отношению к воспитдтелям, педагогам и ученым. Хотя то, что ими сде- ла»о, такая вепикая их 'заслу га, 1 Н.т.о,' на опасясь впасть в па тетику;-■ ее можно считать срод»г< подзйгу. Вайерия ПРУТ, спец. корр . АПН. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Доме отдыха «Красный камень» на озере Уайльды состоялся традиционный зимний сбор науч ного общества учащихся «Курчатовец», в котором приняли участие 350 старшеклассников. В гости к ребятам приехали ученые и педагоги из вузов Челябинска, делегация сотрудни ков Института атомной энергии имени Курчатова и Москов ской физико-математической школы. В программе сбора бы ли семинары и дискуссии по проблемам современной науки. НА СНИМКЕ; заведующий кафедрой Челябинского умивзр- оитегта кандидат физико-математических наук А. Е. Дудоров читает ребятам лекцию. (Фотохроника ТАСС). -________ ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ_____________ т ЛЕДОВИТОМУ ОКЕЙНУ- ЛОД ПЙРУСОМ Минувшим летом, когда ты сячи сибиряко 1 В спешили на юг, чтобы после продолжительной и мороаиой зимы погреться на Чераоморсном побережье, мо лодой новоЬибирсиий инже нер Вячеслав Костарев й пяте- ' ро его друзей отправились на Крайний север , (]ибири. По Бвйсею они до'^алнсь до .По лярного круга. Ехали не отды хать. На вер.хней па.чубе тепло хода примостилось их судно - - легкий катамаран длиной шесть и шириной три метра. Именно этот «корабль» на резиновых на.дуйных гондолах, спроекти- роваиный и построенный уча стниками экспедиции, должен бьш помочь Костареву, и его ко.члегам осуществить дерзкую цель — впервые в истО|рии пла ваний в Арктике обогнуть под парусом II на веслах самую се верную точку азиатского кон тинента — мыс Челюскин. ...Почти двести пятьдесят лет назад русский пугешествеаник Семен Челюскин, один из уча стников Великой Северной экс педиции, которая в течение де сяти лет исследовала арктиче ские берега России, пробился к мысу по суше — так была о.т- крыта и нанесена на карты се верная оконечность Азии. Но ни Одно парусное судно не оги бало этот мыс! Еще в начале нашего столетия было мнение; подходы к северному берегу полуострова Таймыр, где рас положен мыс Че.чкх:к 1 Ш, круг лый год блокированы сплош ными, неодолимыми льдами. Да и сегодня даже крупным сон- ремеиным кораблям, сопро- в 0 'ждаемы;м мощными ледоко лами, не так-то просто пройти в этих местах, которые счита ются самым '^сложным участ ком Северного морского пути. Молодые новосибирцы реш 1 шн пройти этот путь под паруса- бсуществлсачия лишь одной цеяи’экспедиции — спортивной — плавания поя парусом к мы су Челюскин и по проливу Вилькицкого, было бы доста точно, чтобы экспедиция вошла в -истораю спорта и туризма, в историю изучения Арктики. Но группа Костарева наметила со лидную научную программу. В С0!Ставе экипажа был молодой врач Александр Антипин, кото рый в течение всего плаваяяя проводил измерения различных физиологических параметров участников экспедиции, собрал обширный на>щный материал.’ Специальной аппаратурой для проведения экспериментов экс- пед.чцию обеспечил институт Сибирского филиала Академии .медидкнеких, наук СССР. |Вапро 1 СЫ 'адаптация человегса к суровым климатическим ус ловиям — одно ил 0СН0‘8НЫХ направлений работы Сибирско го филиала АМН СССР. Осво- ’ еяие природных богатств си бирского севера — громадная по своей сложности и социаль-, но-экояомическо'му ' значению задача. И одна из главных трудностей — суровые природ ные условия: сильные морозы и ветры, зима, длящаяся боль шую часть года. ...Тяжелым было путешест вие. Но энтузиасты и не рас считывали на' приятную, без опасную прогулку. Четыре го да ш.та подготовка к экеяеди- ций. Многие ‘ месяцы трачиро- вок, длительные лыжные пере ходы, плавания на плоту и на лодках по Аральскому морю и по северным рекам — все это было пробой сил перед решаю щим плаванием. ...Несколько суток катамаран шел в тумане по узкой по.тоске чистой воды между, беретом н льдами. Несколько суток тре воги и предельного напряже ния сил. И вдруг к свисту вет ра и грозному плеску во.дн до бавился новый звук — шум ра ботающего двигателя. . К о - .- рабль? Опасность столдаове- ния? Но. в.конце концов, путе шественники определили; где- то близко — берег. На берегу тарахтит.мотор. На безлюдном поберекье Таймыра такой шум мог означать лишь одно — ря дом единственный .в этих мес тах поселок на мысе Челюскин! А когда ветер разогнал плот ный туман — перед взором участников экспедиции открыл ся мыс Челюскин! Цель, к ко торой оян так долго стремн- .чись, была достигнута. В поселке тоже заметили два маленьких паруса на горизон те. С берега подня.тся верто лет, указывая катамарану наи более безопасный путь во льдах. Когда путешественники ступили на самую северную точку Азии, их окружило все немногочислениое население поселка. Расспросам не было конца: появление экспедйщш для жителей поселка было н«;, ожнданным. Лишь три дня-на зад открылся проход во льдах, еще не начиналась по лярная навигация, а тут, рань ше больших кораблей, сквозь льды, туманы н штормы к да лекому мысу отважно прорва- ■ лось судёнышко под парусом... Впервые в этих трудных мес тах Арктики прошло судно бек. механического двигателя, аро- шло только с по'Мощыр паруса и весел. . Олег КОСТМАН. (АПН). Зам. редактора С. БРОВАШОВ. .йг'- Ж Ш - АД?ЁС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати.’ Телефоны: редактора— '4-67г 13,'ответственного секретаря — 4-Й7-И',, отделов; коммунистического - воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писе.ч —4-66-1Д спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. 92137 ~ ~ ^ Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк,, Коммунальная площадь, 44. ' Зая. N 2 543. §2600~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz