Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ Международный год 'ребенка С УДЬБА их трагична. Трудно, дажэ до кс;нца осмыслить степень это­ го несчастья; не еидеть, не слышать, не говорить. Абсо­ лютный мран, безмолвие... И не а силах человеческих пока кардинально изменить их су­ ществование— в силах лишь помочь, облегчить, вернуть к жизни... ...Полтора года назад мне довелось присутствовать на блестящей защите дипломов студентами психологического факультета Московского уни­ верситета. Их было четверо: три юноши и девушка. И они были слепоглухонемыми. Впе­ чатление незабываемое. Не­ мые... говорили. И не только излагали суть своих работ, а дискутировали оппонвН 1 тами, доказывали свою точку зре­ ния, благодарили научных ру­ ководителей. Нет, они не заго­ ворили — «речь» их искусст­ венно поставлена. Звук своего голоса они могут только «ощу­ щать» положенной на горло ладонью. «Слышать» им помо­ гают переводчики на дактиль- ную (пальцевую) азбуку. Чудо? Пожалуй, да. КАК ОНО НАЧИНАЛОСЬ! В начале 30-х годов основа­ тель советской тифлосурдопе­ дагогики Иван Афанасьевич Соколянский создал в Харько­ ве уникальное по своему наз­ начению учреждение — шко- . лу-интернат для слепоглухоке- мых детей. В военно.м 41-м го­ ду больных питомцев интерна­ та сожгли фашисты, оккупиро­ вавшие город... Через два десятилетия та­ кой интернат организуется вновь, уже под Москвой, в За­ горске. Вскоре сюда придет молодой педагог Альвин Ва­ лентинович Апраушев. Придет, чтобы отдать детям вс.ю свою жизнь. Сначала он станет зав­ учем, а потом и бессмен.кь;м директором . неэбь;чного дет­ ского дома. ...Мы беседуем с Апрауше- вьш в его кабинете. За дверь­ ми — какая-то странная шур­ шащая тишина. Не верится, что в особняке 50 ребят.. По­ том начинаешь понимать при- чи н у такой ТИШИНЬ!... — К нам привозят детей, — рассказывает директор, — ма­ ло похожих на своих здоровых сверстников. Они не только не знают, как ходить или прини­ мать человеческие позы, неко­ торые из них .чэ умеют даже жевать. Их биологическая энергия находит выход а рит­ мических раскачиваниях или других назязчивых движениях. Мир такого ребанк-з состоит из хаоса ощущений. Необхо­ димо вь!зести его из этого ве­ гетативного состояния... И начинается кропотливей­ шая, самоотзерже;нная бо,оьба за «очеловечивание». Педагоги ставят перед собой триединую задачу: сформировать у боль­ ного трудовые навыки по са­ мообслуживанию, элементы человеческой психи«и и спе­ циальные средства общения. С этой поры «замурозанный в себя» ребенок перзстаэт быть одиноким. Их все вро.мя двое: он и воспитатель. Начи­ нается общение с помощью предметов и действий, нэчина- екся формирование жестового Но что за этим стоит? Сколь­ ких сил требует, скажем, за­ крепление элементарного же­ ста кумь 5 заться»? ...Пррсьщаэтся ребенок от лагкрй вибрации кроватки. Ру^ ,.ка воспитателя, вкладьгвзет в. «их» руку полотенце, приводит • ванну, отфьтает воду и вме­ сте с рукой малыша начиизет умывание. Постэпеичо ак­ тивность воспитателя снижа­ ется. Со временем ему доста­ точно будет дать малышу по­ лотенце, чтобы тот ПО 1 НЯЛ, что от него хотят, и остальное вы­ полнил самостоятельно, И пройдет не месяц и не два, когда одно легкое круговоз движение по щеке ребенка даст ему знать; умываться! Это только один жест... И чем раньше начнется обучение ему, тем легче и быстрее оно будет проходить, ПОТОМ БУДЕТ с л о г о . . . Светлые широкие коридоры интерната. Справа и слева не­ большие комнаты с застеклен­ слепоглухонэмым), во его бы­ ло недостаточно... Сегодня в классе перед центральным пультом педа­ гога .три, пять, десять пультов Для учегнигсов. Ребята получа­ ют информацию в виде брай­ левских букв под свои «счи- ть!вэющие» пальцы. «Специ­ ализированный класс» обеспе­ чивает и обратную (от ученика, к педагогу), и взаимную (меж­ ду собой) связь. Аппаратура разработана и изготовп.з:на здесь, в детском доме. Это, кстати, - и тема канд^адатской диссертации дире:стора. — Осуществилась мечта слепоглухонгмь 8 х, — говорит он, — ребята получили воз- Возвращение в мир (УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ) ными на ур 013 ,к 13 плеч стенами. В каждой комната — три ре­ бенка и воспитатель. Они уже владеют несколькими десятка­ ми условно-естественных жес­ тов, знают азы дактильной ре­ чи и, значит, преодолели барь­ ер общения только двоих: обучающего и обучаемого. В их обиходе первые «слова»: ложка, стул, возьми,- гулять,, нельзя, сядь... -— Только словесная форма общения даст возможность на­ учить слепоглухонемого гра­ моте, а потом и другим зна­ ниям,—поясняет Апраушев. Иного пути нет. К началу школьных занятий наши дети уже свободно изъясняются на дактильном ' языка, хотя ве­ дущую роль, конечно, сох>ра- няет конкретно-практическое обучение. Каждое новое слово должно быть «заземлено», со­ отнесено с предметом или действием, которое, выполня­ ет ребено;:... В детском дома — миниа­ тюрное «натуральное хозяй­ ство»; сад, огород, птичник, крольчап-ник. . 8 холе и кзге живут любимцы — красавица озчэрка-колли и пушистый кот.' Ухаживают за всей этой жив­ ностью по очереди — дежур­ ные. Надо сказать, что привя­ занность ребят к животным безмерная. Ловкость и уманке обращаться с ними заставляют забыть, что дети не видят. И только врезающиеся а память слова инструкции для дежур­ ных: «...посла дождя курам в миски воду наливать не нуж­ но...» возвращают тебя к дей­ ствительности... НА УРОКЕ Как сделать урок коллектив­ ным? Как помочь не одному, а сразу нескольким ученикам «услышать» преподавателя и одноаременно Д,оуг друга? Ведь только групповьф заня­ тия могут создать атмосферу для правильного восприятия жизни и нормального разви- — Ко времени создания Звг горского детского дома,’—, рзссказываёт Ащэаушав, ^—. в. мировой практика .не было техвики, которая могла бы позволить проводить группо­ вые урснси. Сущаствовал, прав­ да, твлетактор Соколянского (прибор, устанавливающий пря­ мую одностороннюю связь со можность общаться но только со специалистами,, ко и. с лю­ бым, кто владеет о5ь;кновен- ной пишущей машинкой. БИБЛИОТЕКА Она похожа на храиилище фолиантов; выпуклая брайлев­ ская азбука увеличивает книги в несколько раз. Здесь прасти- чески вся классика, современ- ные.издания советских и зару- беж|ных авторов. Здесь ребята знакомятся со Снеж 1 Ной коро­ левой, сочувствуют Гамлету, ненавидят Яго. Но к этому при­ ходят но скоро... Гяриобщание к лжтературе начинается с днеаникозых за­ писей. Поначалу описыззгатся личные события, . потом эпи­ зоды из жизни детского дома. Со временем начнут зь:зывать интерес сценки, придуман,нью воспитателями, аннотирован­ ная ли|тература. И, наконец, на­ станет очередь Пушкина и Толстого, Майн Рида ,и Диккен­ са. И тут уж жажда чтения бу­ дет огромной... в ЖИЗНЬ... Пока их 25 человек — вы­ пускников уникального детско­ го дома, которые обрели здесь свое «я». Четверо самых способных — научные сотруд- . ники Института психологии Академии наук СССР. Осталь­ ные живут и работают рядо,м— на учебно-производетвенны X предприятияX Всероссийского общества слепых. Молодые люди активно и полезно про­ водят своз время: занимаются легкой атлетикой, бегают на лыжах и коньках, много чита­ ют. С де,тскнм домом, разуме­ ется, неразрывны. Недавно четвертая пара отпраздновала свадьбу, а а первой семье ро­ дился здоровый и смышлё­ ный ребенок... И все же о счастливом кон­ це говорить не приходится. Это было бы неправильным, более того — кощунственным по от­ ношению к , воспитанникам и лэскомысленным по отношению к воспитдтелям, педагогам и ученым. Хотя то, что ими сде- ла»о, такая вепикая их 'заслу­ га, 1 Н.т.о,' на опасясь впасть в па­ тетику;-■ ее можно считать срод»г< подзйгу. Вайерия ПРУТ, спец. корр . АПН. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Доме отдыха «Красный камень» на озере Уайльды состоялся традиционный зимний сбор науч­ ного общества учащихся «Курчатовец», в котором приняли участие 350 старшеклассников. В гости к ребятам приехали ученые и педагоги из вузов Челябинска, делегация сотрудни­ ков Института атомной энергии имени Курчатова и Москов­ ской физико-математической школы. В программе сбора бы­ ли семинары и дискуссии по проблемам современной науки. НА СНИМКЕ; заведующий кафедрой Челябинского умивзр- оитегта кандидат физико-математических наук А. Е. Дудоров читает ребятам лекцию. (Фотохроника ТАСС). -________ ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ_____________ т ЛЕДОВИТОМУ ОКЕЙНУ- ЛОД ПЙРУСОМ Минувшим летом, когда ты­ сячи сибиряко 1 В спешили на юг, чтобы после продолжительной и мороаиой зимы погреться на Чераоморсном побережье, мо­ лодой новоЬибирсиий инже­ нер Вячеслав Костарев й пяте- ' ро его друзей отправились на Крайний север , (]ибири. По Бвйсею они до'^алнсь до .По­ лярного круга. Ехали не отды­ хать. На вер.хней па.чубе тепло­ хода примостилось их судно - - легкий катамаран длиной шесть и шириной три метра. Именно этот «корабль» на резиновых на.дуйных гондолах, спроекти- роваиный и построенный уча­ стниками экспедиции, должен бьш помочь Костареву, и его ко.члегам осуществить дерзкую цель — впервые в истО|рии пла­ ваний в Арктике обогнуть под парусом II на веслах самую се­ верную точку азиатского кон­ тинента — мыс Челюскин. ...Почти двести пятьдесят лет назад русский пугешествеаник Семен Челюскин, один из уча­ стников Великой Северной экс­ педиции, которая в течение де­ сяти лет исследовала арктиче­ ские берега России, пробился к мысу по суше — так была о.т- крыта и нанесена на карты се­ верная оконечность Азии. Но ни Одно парусное судно не оги­ бало этот мыс! Еще в начале нашего столетия было мнение; подходы к северному берегу полуострова Таймыр, где рас­ положен мыс Че.чкх:к 1 Ш, круг­ лый год блокированы сплош­ ными, неодолимыми льдами. Да и сегодня даже крупным сон- ремеиным кораблям, сопро- в 0 'ждаемы;м мощными ледоко­ лами, не так-то просто пройти в этих местах, которые счита­ ются самым '^сложным участ­ ком Северного морского пути. Молодые новосибирцы реш 1 шн пройти этот путь под паруса- бсуществлсачия лишь одной цеяи’экспедиции — спортивной — плавания поя парусом к мы­ су Челюскин и по проливу Вилькицкого, было бы доста­ точно, чтобы экспедиция вошла в -истораю спорта и туризма, в историю изучения Арктики. Но группа Костарева наметила со­ лидную научную программу. В С0!Ставе экипажа был молодой врач Александр Антипин, кото­ рый в течение всего плаваяяя проводил измерения различных физиологических параметров участников экспедиции, собрал обширный на>щный материал.’ Специальной аппаратурой для проведения экспериментов экс- пед.чцию обеспечил институт Сибирского филиала Академии .медидкнеких, наук СССР. |Вапро 1 СЫ 'адаптация человегса к суровым климатическим ус­ ловиям — одно ил 0СН0‘8НЫХ направлений работы Сибирско­ го филиала АМН СССР. Осво- ’ еяие природных богатств си­ бирского севера — громадная по своей сложности и социаль-, но-экояомическо'му ' значению задача. И одна из главных трудностей — суровые природ­ ные условия: сильные морозы и ветры, зима, длящаяся боль­ шую часть года. ...Тяжелым было путешест­ вие. Но энтузиасты и не рас­ считывали на' приятную, без­ опасную прогулку. Четыре го­ да ш.та подготовка к экеяеди- ций. Многие ‘ месяцы трачиро- вок, длительные лыжные пере­ ходы, плавания на плоту и на лодках по Аральскому морю и по северным рекам — все это было пробой сил перед решаю­ щим плаванием. ...Несколько суток катамаран шел в тумане по узкой по.тоске чистой воды между, беретом н льдами. Несколько суток тре­ воги и предельного напряже­ ния сил. И вдруг к свисту вет­ ра и грозному плеску во.дн до­ бавился новый звук — шум ра­ ботающего двигателя. . К о - .- рабль? Опасность столдаове- ния? Но. в.конце концов, путе­ шественники определили; где- то близко — берег. На берегу тарахтит.мотор. На безлюдном поберекье Таймыра такой шум мог означать лишь одно — ря­ дом единственный .в этих мес­ тах поселок на мысе Челюскин! А когда ветер разогнал плот­ ный туман — перед взором участников экспедиции открыл­ ся мыс Челюскин! Цель, к ко­ торой оян так долго стремн- .чись, была достигнута. В поселке тоже заметили два маленьких паруса на горизон­ те. С берега подня.тся верто­ лет, указывая катамарану наи­ более безопасный путь во льдах. Когда путешественники ступили на самую северную точку Азии, их окружило все немногочислениое население поселка. Расспросам не было конца: появление экспедйщш для жителей поселка было н«;, ожнданным. Лишь три дня-на­ зад открылся проход во льдах, еще не начиналась по­ лярная навигация, а тут, рань­ ше больших кораблей, сквозь льды, туманы н штормы к да­ лекому мысу отважно прорва- ■ лось судёнышко под парусом... Впервые в этих трудных мес­ тах Арктики прошло судно бек. механического двигателя, аро- шло только с по'Мощыр паруса и весел. . Олег КОСТМАН. (АПН). Зам. редактора С. БРОВАШОВ. .йг'- Ж Ш - АД?ЁС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати.’ Телефоны: редактора— '4-67г 13,'ответственного секретаря — 4-Й7-И',, отделов; коммунистического - воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писе.ч —4-66-1Д спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. 92137 ~ ~ ^ Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк,, Коммунальная площадь, 44. ' Зая. N 2 543. §2600~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz